Михаил Андреевич Осоргин облегчил работу своих будущих биографов. Он сам рассказал о своей жизни – в написанной в конце жизни книге воспоминаний «Времена», в десятках очерков. «Наше поколение, - говорил Осоргин, - находится в исключительно выгодных условиях: не успев состариться, мы прожили века".

Осоргин – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя – Ильин. Он принадлежал к одному из самых древних русских дворянских родов. Немаловажную роль в формировании личности и мировоззрения человека играют его детские годы. Поэтому следует обратить внимание на то, что будущий писатель провел свое детство в российской глубинке.

М.А. Осоргин родился 7 октября 1878 года в Перми. «В моих детских воспоминаниях отец и мать заслоняют сестер и брата», - пишет Осоргин в мемуарной повести «Времена».

Мать писателя – Елена Александровна Ильина была образованной женщиной, много читала и знала несколько языков. Свои знания она передала детям. Отец писателя – Андрей Федорович Ильин был судьей, разъезжал по уездным городам Пермской губернии и редко бывал дома. Он баловал и больше всего уделял внимание Мише – самому маленькому из детей. С ранних лет Михаил вместе со своим отцом отправлялись на прогулку в лес. В этих походах мальчик постигал красоту русского леса, его тайну и величие. Река для Осоргина – часть его жизни. Реально существующие Кама, Белая Дема, Волга, Ока – это реки, где он часто проводил время с удочкой, «сладко тупел от лодки и рыбной ловли», глядя на их воды, переосмысливая жизнь.В произведениях Осоргина мы встречаем «свою родную реку Оку», «желтоватую и радужную от нефти Волгу, с морщинками и солнечными всплесками», «стальную, многоводную и немного мрачную Каму». Изъездив всю Европу, Осоргин по-прежнему считал окрестности Камы прекраснейшими пейзажами в мире.

Детство, проведенное в Перми, сменилось юношеством. Осоргин уезжает в Москву. В 1897 году Михаил Осоргин поступает на юридический факультет Московского университета. В 1902 году оканчивает его и начинает заниматься адвокатской практикой.

Но юридическое поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» - литература. С гимназических лет он печатается в газетах. Будучи студентом, регулярно посылает корреспонденции в «Пермские губернские ведомости», ведет там постоянную рубрику «Московские письма».

В очерке «Девятьсот пятый год» (1930) писатель вспоминал, что участником революции был не столько сам, сколько его квартира: здесь скрывались революционеры, хранилась нелегальная литература, оружие. Осоргин был арестован и приговорен к трем годам ссылки в Томскую область. В мае 1906 года он чудом оказался на свободе. Поначалу он скрывался под Москвой, потом перебрался в Финляндию, а затем оказался в Италии, на вилле «Мария» - в приюте многих русских политических эмигрантов.

В Италии Осоргин все больше и больше погружается в литературные занятия. С 1908 года Осоргин – постоянный автор, а вскоре и корреспондент «Русских ведомостей» в Италии. За 10 лет только в этой газете появилось более четырехсот материалов Осоргина: репортажей, статей, очерков о самых разных сторонах жизни Италии – страны, которую он впоследствии назвал «романом своей молодости».
В эти же годы в журнале «Русский вестник» печатаются и рассказы: «Эмигрант», «Моя дочь», «Призраки», «Старая вилла». В их героях нетрудно узнать самого автора. Это – эмигрант, горько сомневающийся в том призрачном деле, которое искалечило его судьбу.

В 1916 году Осоргин возвращается на родину. Он приехал, так и не добившись официального разрешения, на свой страх и риск. Февральскую революцию поначалу он принял восторженно – как свержение идеалов своей молодости. Главная задача Осоргина-публициста в то время – не потерять завоеваний революции, и не дать совершиться кровопролитию.

С первых дней Октябрьского переворота Осоргин призывает не подчиняться самозваному правительству. После того, как летом 1918 года вся оппозиционная печать была разгромлена, Михаил Андреевич вместе с другими авторами участвует в создании и работе Книжной лавки писателей в Москве. Она стала не просто букинистическим магазином, а местом общения писателей и читателей. Здесь писатели могли продать и рукописные книги – печататься было негде.

Осенью 1922 года вместе с другими писателями и учеными на «философском теплоходе» был выдворен из страны. Формально на 3 года, но с устным разъяснением: «То есть навсегда».

Он жил в Берлине, ездил в Италию, читал там лекции, работал над рассказами. Художественный талант Осоргина раскрылся именно на Западе – «в России писать было некогда». Но почти все написанные им книги – о России. Темы, идеи, образы – все оттуда.

В Париже Осоргин вырос не только в крупного писателя, но и в глубокого, оригинального мыслителя. Он много думал о судьбах России и Европы, фашизма и коммунизма.

Он видел противоречия современно ему жизни и сумел их показать. Литературоведы отмечали, что у него «любовь к языку и своей истории соединились с любовью к человеку».

С началом Второй мировой войны Осоргин с женой вынужден был покинуть Париж. Он поселился в местечке Шабри. А вернувшись, они нашли квартиру опечатанной, библиотеку и архив вывезенными.

Множество раз просил он Горького напечататься в России: «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым… на родине».

Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) принадлежал к числу известных русских мыслителей, выдворенных в 1922 году большевиками в эмиграцию. За «Философским пароходом» стояло желание новых властей выглядеть гуманно в глазах Европы и одновременно избавиться от ярких свободолюбивых личностей.

Пассажирами «философского парохода» стали ученые, философы и писатели, долго считавшиеся потерянным цветом нации. Однако в 2017-м патриарх Русской Православной Церкви Кирилл назвал русскую интеллигенцию виновной «в страшных преступлениях против веры, против Бога, против своего народа, против своей страны».

«Ленин – преступник, интеллигенция виновна… Кругом война компроматов, кругом сомнения». И в этой ситуации нелишне прикоснуться к личности Осоргина, к его творчеству и деятельности, акцентируя внимание на интересных фактах и данных.

Первый псевдоним

Очарование рекой Камой, гимназическое вольнодумство и запрещенная страсть к бильярду, увлечение поэзией и литературой, обожание Гончарова и Белинского не могли закончиться просто так в юношеские годы для Ильина. Обычная история для молодого образованного русского человека конца ХIХ века, — он стремится стать писателем. Первые публикации случаются в родной Перми. Модное увлечение псевдонимами не обходит стороной юного писателя, первый печатный рассказ «Отец» он подписывает псевдонимом «Пермяк».

От Ильина к Осоргину

Два раза в детстве отец привозил Михаила в Уфу. Там он знакомится с родней и бабушкой Надеждой Львовной Ильиной. Увлекательные повествования бабушки о прадеде Федоре Васильевиче Осоргине, обладателе огромных земель, явно повлияли на дальнейшую судьбу первого псевдонима писателя. Ильин впоследствии в литературе становится Осоргиным.

Путь в Европу

В 1897 году Михаил Осоргин становится студентом юридического факультета Московского университета. До 1902 года он успевает поучаствовать в студенческих волнениях и пережить годовую высылку из Москвы, получить серьезный журналистский опыт и высшее образование.

Брожение умов в России не обходит Осоргина стороной. Сын столбовых дворян, блестяще образованный юрист, делающий первые шаги на государственной службе, проникается идеями эсеров, становится участником революционных событий 1905 года и попадает в Таганскую тюрьму на полгода. В своей автобиографической книге «Времена» намного позже он пишет об этом периоде своей жизни как о сне, где в итоге, уткнувшись в непреодолимую стену, царапая ломающимися ногтями тюремные стены, приходится воскликнуть: «О, Боже! Ведь мы проповедовали любовь ко всем!»

Первая эмиграция

Выйдя из тюрьмы в 1906 году, Осоргин сразу же покидает Родину. Знание языков, владение переводами, журналистский и писательский опыты, умение и стремление работать не дают Михаилу Андреевичу, уехавшему из России без гроша в кармане, затеряться и пропасть в Европе.

Десятилетний период пребывания в зарубежье стал для него периодом осмысления случившегося, публичного отречения от партии эсеров, принятия иудаизма и философии масонства. «Очерки современной Италии» (1913 год) и сотрудничество с редакцией Энциклопедии Граната становятся заметными в России и приносят Осоргину имя и славу тончайшей души.

Вновь на Родине

1916 год для Михаила Андреевича Осоргина становится в некоем роде переломным. Его не устраивает сотрудничество с «Русскими ведомостями». Он рвется в гущу событий на Родине и полулегально возвращается в Москву. Становится организатором Всероссийского Союза журналистов, а затем возглавляет эту организацию

Февральская революция и Осоргин

Февральскую революцию 1917 года Осоргин принимает восторженно. Много работает. Входит в комиссию по разработке архивов и политических дел, печатается в газетах и журналах, готовит к печати сборник очерков и рассказов, брошюру «Охранное отделение и его секреты».

Писательский кооператив

Вместе с низвержением строго цензорского надзора все в том же 1917-м у писателей случился некоторый период растерянности и опасности быть раздавленными жесткой сутью бытия. Осоргин в своем небольшом очерке «Книжная лавка писателей» с удовольствием рассказывает о своем участии в этом увлекательном, благодарном и спасительном для писателей коллективном деле от 1918 до 1922 года. Лавка помогала выжить начинающим литераторам и известнейшим писателям, она была культурным центром Москвы во все труднейшие годы войны и разрухи, она сдалась лишь от невыносимого налогового бремени времен нэпа.

Эхо былого

Книжную лавку писателей в Москве новые власти откровенно терпели. Терпели они деятельность Осоргина и во время непродолжительной работы в комиссии помощи голодающим. Независимые воззрения и былая причастность к партии эсеров через арест и освобождение по поручительству Нансена в конечном итоге обернулись для Михаила Андреевича «билетом на философский пароход».

И вновь эмиграция

Жизнь Осоргина во время второй эмиграции с 1923 года была крепко связана с Парижем. Здесь он женится в третий раз, здесь по-прежнему плодотворно работает до начала второй мировой войны. В 1928 году выходит в свет самое значительное произведение из его творчества «Сивцев Вражек».

До 1934 года в печати неоднократно появляются исторические новеллы, в которых он непочтительно отзывается об императорской семье и высшем духовенстве русской православной церкви

Последний приют в Шабри

Масонская деятельность и страстное непринятие фашизма в последних произведениях – это еще две яркие черты неординарной деятельности великого русского писателя и журналиста Михаила Андреевича Осоргина. В его жизни сошлись воедино черное и белое, тонкое и страстное. Похоронен в 1942 году во французском городе Шабри, где проживал после бегства из Парижа оккупированного фашистами.

Михаил Андреевич Осоргин родился в Перми в 1878 году. Его настоящая фамилия Ильин. Он был известен, как журналист и прозаик. Вырос в семье дворян, которые относились к прямым потомкам Рюрика. Уже в 1895 году вышел первый рассказ Михаила Андреевича. Во время своей учебы он уделял много времени и внимания своим произведениям. В 1897 году поступил в Московский университет на юридический факультет, но в 1899 году молодого Осоргина сослали в Пермь, виной всему послужило его соучастие во многих студенческих волнениях. Восстановиться в университет ему удалось лишь в 1900 году.

Далее биография Осоргина наполняется многочисленными событиями и достижениями. На протяжении всей своей учебы он вел рубрику «Московские письма» в популярной в те дни газете «Пермские губернские ведомости». Многие рассказы Осоргина выражают некую мудрость и доверительную интонацию. Наиболее читаемые жанры писателя: «По наклонной плоскости», «Арестантский вагон», а также ряд романтических произведений, таких как «Два мгновенья», «Новогодняя фантазия», и несколько юмористических работ «Письмо сына к мамаше». В свои годы Осоргин занимался адвокатским делом, а немногим позже вместе с К.А. Ковальским и А.С. Буткевичем он решается открыть в столице новое издание «Жизнь и правда», которое намерено выпускать лишь публичную литературу. В 1904 году в этом издательстве Осоргин выпускает брошюры Япония, Русские военачальники на Дальнем Востоке, Вознаграждение рабочих за несчастные случаи, Закон 2 июня 1903 года.

В 1903 году Осоргин берет в жены дочь известного народовольца Машкова. Будучи женатым в 1904 году он вступает в партию эсеров, что позволило ему опубликовать в подпольной газете уникальную статью «За что?» В статье раскрывалась вся правда борьбы за благо народа.

В 1905 году он был арестован. Его арест был вызван случайным совпадением фамилии с одним из управляющих боевой дружины. Такое случайное совпадение чуть не стоило ему всей жизни. В мае 1906 года находившегося в ссылке писателя временно отпустили под залог. Отрезок его жизни, который он пошел в Таганской тюрьме, заметно отразился на рассказе «Картина тюремной жизни», где он детально описывает жизнь заключенных и отношение к ним. В 1906 году вышел очерк «Из дневника», после него вскоре писатель выпускает новую работу «Участие в эсеровском движении». В 1923 году он напомнил о диспуте на квартире, где принимал участие сам В.И. Ленин. «Венок памяти малых» был написан в 1924 году, «Девятьсот пятый год» 1930, наряду с этим он выпустил свои новые рассказы «Террорист» и «Книга о концах» 1935 г.

В 1906 году Осоргин упоминает в своих произведениях о том, что с каждым днем становится все трудней отличать хулигана от революционера, а в 1907 году он решается поехать в Италию и жить, там нелегально. В Италии он прожил не долго, и вскоре решается поехать вновь на родину, но до этого он отправил в Россию прессу русской корреспонденции, которую обнаружил в Италии. Часть пересланной корреспонденции вошла во многие детские рассказы и сказки, частично что-то ушло на стихи. С 1908 года у писателя началось постоянное сотрудничество с газетой «Русские ведомости», а также с журналом «Вестник Европы», где Осоргин сумел опубликовать многие свои рассказы, такие как Моя дочь, написанная в 1911 году, Эмигрант 1910 год, Призрак 1913 год и множество других немало известных рассказов.

В 1914 году он выступил в Италии в масонское братство. В связи с этим он стремительно выучил итальянский язык, что позволило ему более детально следить за всеми последними новостями относительно итальянской культуры. Вскоре он становится одним из востребованных специалистов по Италии, а также одним из наиболее знаменитых журналистов из России. Его знание и колоссальный опыт работы позволили выработать в своей практике специфический жанр боллетизированного эсея.

Летом 1916 года он вернулся в Россию. В этом же году в августе в редакции «Русские ведомости» была опубликована его статья «Дым отечества», которая незамедлительно вызвала гнев у многих патриотов.

Написанную им «Февральскую революцию» читатель принял с восторгом, но затем немного насторожился, а весной в 1917 году в статье «Старая прокламация» - писатель старался предупредить о наступающей опасности большевизма. Он смог опубликовать целый цикл очерков об обычном народе. Осоргин выпустил множество других брошюр «борцы за свободу» (в котором рассказывалось о жизни многих народовольцах), «нынешняя война и вечный мир» (рассказ повествовал о стремлении бороться, что бы выжить). «Охранное отделение и его секреты».

После того, как закончилась Октябрьская революция, он принимает решение вступить против многих большевиков. Его протест был направлен с помощью газеты в которой он намеривался опубликовать всю сущность того времени. В своем протесте он призывал народ принять участие в политической забастовке, а в 1918 году он выпустил новую статью «День скорби». В своей статье он написал о разгоне Учредительного собрания, который сделали большевики. Столь плотное укрепление власти большевиков, породило в Осоргине мысль о призвании интеллигенции к занятиям труда. Сам же он стал организатором и одним из первых председателей Союза журналистов. Осоргин вскоре стал Вице-председателем Московского отделения Всероссийского союза писателей. Вскоре он создал знаменитую Книжную лавку писателей, которая стала одним из значимых центров среди многих литераторов и читателей. Он был активным деятелем и с большим удовольствием принимал участие в московском кружке «Студия Итальяна».

В 1919 году он вновь был арестован, но вскоре был освобожден на основании ходатайства Союза писателей. Спустя пару лет в 1921 году он устроился на работу в Комиссию помощи голодающим, параллельно он работал редактором в издаваемой Комиссией брошюре «Помощь». В этом же году в августе вместе со многими членами комиссии он вновь был арестован, и лишь вмешательство Нансена спасло их группу от смертельной казни.

Перезимовать с 1921 года по 1922 он решает в Казани, в это время писатель занимается вплотную редакцией «Литературной газеты», после чего, весной, он вновь вернулся в Москву. В это время автор продолжал публикацию детских сказок и многих других рассказов для детей. По просьбе Вахтангова он перевел пьесу Гоцци «Принцесса Турандот» 1923 год. Вместе с этой пьесой перевел и другие работы Гольдони. В 1918 году начал работу над романом о революции и уже успел сделать несколько набросков, как осенью 1922 года ему пришлось вновь покинуть Москву. Его, вместе с группой оппозиционеров отечественной интеллигенции, отправили из страны. До 1937 года он хранил паспорт, в надежде вернуться обратно на родину, но возвращаться, ему было запрещено. Он остался жить в Берлине, периодически ездил в Италию и читал там лекции. Лишь в 1923 году во Франции он вновь женился, после чего обрел спокойный образ жизни, и посвятил себя полностью своей семье.

Осоргин еще в России начал работу над романом Сивцев Вражек, и вот спустя несколько лет он завершает работу над этим произведением. После публикации этот рассказ принес автору колоссальную известность. В своей работе он предоставил жизнь профессора орнитолога и его внучки. На все что с ним произошло в России, автор старается посмотреть с точки зрения «абстрактного», порой даже внесоциального гуманизма. Он постоянно проводил параллель между человеком и жизнью животного.

Все, что произошло с автором в России, не помешало его рассказу Сивцева Вражка обрести популярность, которая ценится, по сей день. Философская мысль наиболее точно выражает всю нашу жизнь, в рассказе присутствуют нотки ностальгии о былом времени, но в тоже время он показывает свою любовь к родине, к ее порядку. Несмотря на все то, что с ним произошло на родине Осоргин смотрин на все это с былой обидой и сожалением. Вместе с этим рассказом удачу писателю принесла также повесть о сестре, которая была написана в 1931 году.

Читатель особо оценил следующие работы автора: «свидетель истории», «чудо на озере», «вольный каменщик», «книга о концах». Автору было свойственно писать с присутствием ненавязчивого юмора, какой-то особой задушевностью, которая захватывает на протяжении всего чтения его рассказов.

В эти годы Осоргин выступал, как критик литературного жанра. Многие прислушивались к его критике, а порой даже обращались к нему с советом, как лучше поступить в написании произведения.

В романе Сивцев Вражек автор старался донести до своего читателя всю сущность человеческой жизни. Он уделял особое внимание всему живому на земле. Своими рассказами он словно призывал посмотреть вперед и глянуть со стороны, что может произойти с миром, если в него пустить все новое, что может навредить настоящей живой природе. Технотронная цивилизация пугала автора того времени, и он хотел чтобы его услышали.

Осоргин ценил свою работу и знал наизусть все свои труды. Незадолго до наступления войны он решает опубликовать мемуары «Детство и юность», но наступившая война кардинально поменяла все его планы, и писателю пришлось отложить свою работу в надежде на наступление лучшего времени. Опубликовать написанные ранее мемуары удалось лишь в 1955 году, после окончания войны. Но в это время Осоргин уже умер и его ранее написанные мемуары были опубликованы без него.

В 1940 году он переехал в Париж на самый юг Франции. В этой стране он выпустил «Новое о русском слове».

Осоргину характерны такие черты характера, как пессимизм и осознание бессмысленности. Возможно, благодаря этим качествам ему удавалось выпустить множество работ, которые были так интересны широкому кругу читателя. В своих рассказах он отражал не только физическое противостояние, но и духовное.

Умер Осоргин Михаил Андреевич 27 ноября 1942 года. На юге Франции в небольшом городке Шабри. На родину ему так и не удалось вернуться.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Осоргин Михаил Андреевич представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Михаил Андреевич Осоргин краткая биография писателя изложена в этой статье.

Михаил Осоргин краткая биография

Осоргин Михаил Андреевич появился на свет 7 октября 1878 года в Перми в семье судьи. Его отец в силу своей профессии редко бывал дома. Образованием детей занималась мать, образованная и начитанная женщина, вольно владеющая несколькими языками.

В 1897 году Михаил уезжает в Москву, где поступает в Московский университет, юридический факультет. Заканчивает обучение в 1902 году и сразу же приступает к адвокатской практике. Но вскоре понял, что юриспруденция отнюдь не его призвание, сердце Осоргина принадлежит литературе.

Стоит отметить, что печататься он начал еще в школьные годы в местной газете. В студенческие годы регулярно посылал в «Пермские губернские ведомости» свою корреспонденцию, ведя в газете свою колонку под названием «Московские письма».

В 1903 году Осоргин женился

В 1905 году началась революция, и Осоргин в своей квартире прятал революционеров, хранил нелегальную литературу и оружие, за что был арестован. Юриста-писателя приговорили к 3 годам ссылки в Томской области. Но уже в мае месяце 1906 года он был на свободе. Сначала Михаил скрывается от власти под Москвой, после перебирается в Финляндию, а дальше в Италию. Здесь он живет в приюте «Мария», созданный специально для политических эмигрантов из России. Осоргин в Италии становится автором и корреспондентом «Русских ведомостей» с 1908 года. Проработав в этой газете 10 лет, он напечатал на ее страницах больше 400 материалов.

Параллельно с этим он печатает рассказы в другом журнале «Русский вестник». Это были «Призраки», «Эмигрант», «Старая вилла», «Моя дочь».

В Россию Михаил Осоргин возвращается в 1916 году, без официального разрешения на въезд в страну. И тут опять мятеж – Февральская революция. Летом 1918 года Михаил Андреевич с остальными писателями и поэтами занялся созданием Книжной лавки писателей в городе Москва. Она стала местом, где собирались читатели книг и писатели для общения.

Осень 1922 года оборвала планы писателя остаться в родной стране. В 1922 году его вместе с «вредными» учеными и писателями выслали на теплоходе со страны. Формально как бы на 3 года, но на самом деле навсегда.

Сначала он проживал в Берлине, иногда бывал в Италии. За границей и раскрылся его настоящий писательский талант. А пишет он исключительно о России. Долгое время живет в Париже. В годы Второй мировой войны вместе с семьей он покидает Францию и поселяется в городке Шабри. Здесь писатель и умер 27 ноября 1942 года.

Михаил Андреевич Осоргин , настоящая фамилия Ильин (7 (19) октября 1878 - 27 ноября 1942) - русский писатель, журналист, эссеист, один из деятельных и активных масонов русской эмиграции, основатель нескольких русских масонских лож во Франции.

Биография

Михаил Андреевич Осоргин (наст. фам. Ильин) родился в Перми - в семье потомственных столбовых дворян. Фамилию «Осоргин» взял от бабушки. Отец А. Ф. Ильин - юрист, участник проведения судебной реформы Александра II, брат Сергей (умер в 1912 году) был местным журналистом и поэтом.

Во время учёбы в гимназии поместил в «Пермских губернских ведомостях» некролог своему классному надзирателю, а в «Журнале для всех» опубликовал рассказ «Отец» под псевдонимом Пермяк (1896). С тех пор считал себя писателем. После успешного окончания гимназии (1897) поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы продолжал печататься в уральских газетах и исполнял обязанности постоянного сотрудника «Пермских губернских ведомостей». Участвовал в студенческих волнениях и на год был выслан из Москвы в Пермь. Завершив образование (1902), стал помощником присяжного поверенного в Московской судебной палате и одновременно присяжным стряпчим при коммерческом суде, опекуном в сиротском суде, юрисконсультом Общества купеческих приказчиков и членом Общества попечительства о бедных. Тогда же написал книгу «Вознаграждение рабочих за несчастные случаи».

В 1903 году женился на дочери народовольца А. К. Маликова.

Критически относясь к самодержавию, столбовой дворянин по происхождению, интеллигент по роду занятий, фрондер и анархист по складу характера, Осоргин вступил в 1904 году в партию эсеров. Его привлекли их интерес к крестьянству и земле, народнические традиции - на насилие отвечать насилием, на подавление свободы - террором, не исключая индивидуальный. Кроме того, социалисты-революционеры ценили личное бескорыстие, высокие нравственные принципы и осуждали карьеризм. На его квартире проходили заседания московского комитета партии, скрывались террористы. Активного участия в революции Осоргин не принял, но в её подготовку был вовлечён. Сам он писал впоследствии, что в эсеровской партии был «незначащей пешкой, рядовым взволнованным интеллигентом, больше зрителем, чем участником». Во время революции 1905-1907 в его московской квартире и на даче устраивались явки, проводились заседания комитета партии социалистов-революционеров, редактировались и печатались воззвания, обсуждались партийные документы. Участвовал в московском вооружённом восстании 1905 года.

В декабре 1905 г. Осоргин, принятый за опасного «баррикадиста», был арестован и полгода просидел в Таганской тюрьме, затем отпущен под залог. Он сразу уехал в Финляндию, а оттуда - через Данию, Германию, Швейцарию - в Италию и поселился близ Генуи, на вилле «Мария», где образовалась эмигрантская коммуна. Первое изгнание продолжалось 10 лет. Писательским итогом стала книга «Очерки современной Италии» (1913). К этому же времени относится сотрудничество Осоргина с редакцией Энциклопедии Граната, которая указывала его в списке авторов перед началом каждого тома без инициала отчества (Осоргин М.) и с уточнением в скобках: «Рим».

Особое внимание писателя привлекал футуризм. Он с пониманием отнёсся к ранним, решительно настроенным футуристам. Работа Осоргина в итальянском футуризме имела в России значительный резонанс. Ему доверяли как блестящему знатоку Италии, к его суждениям прислушивались.

В 1912 году для женитьбы на адвокате Рахили Григорьевне (Гиршевне) Гинцберг (1885, Киев - 1957, Тель-Авив), дочери литератора Ушера Исаевича Гинцберга (публиковавшегося под псевдонимом Ахад-ха-Ам), принял иудаизм (брак распался в 1923 году уже в Германии, и Р. Г. Осоргина-Гинцберг повторно вышла замуж за художника и журналиста Н. В. Макеева).

Из Италии он дважды выезжал на Балканы и путешествовал по Болгарии, Черногории и Сербии. В 1911 Осоргин печатно объявил о своём отходе от партии эсеров, а в 1914 стал масоном. Он утверждал верховенство высших этических принципов над партийными интересами, признавая лишь кровную связь всего живого, даже преувеличивая значение биологического фактора в жизни человека. В отношениях с людьми выше всего ставил не совпадение идейных убеждений, а человеческую близость, основанную на благородстве, независимости и бескорыстии. Современники, хорошо знавшие Осоргина (например, Б. Зайцев, М. Алданов), подчёркивали эти его качества, не забывая упомянуть о мягкой, тонкой душе, об артистичности и изяществе облика.