Царь Соломон не достиг еще среднего возраста — сорока пяти лет, — а слава о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни распространилась далеко за пределами Палестины. Чего бы глаза царя ни пожелали, он не отказывал им и не возбранял сердцу своему никакого веселия. Семьсот жен было у царя и триста наложниц, не считая рабынь и танцовщиц. И всех их очаровывал своей любовью Соломон, потому что Бог дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не было у людей обыкновенных. Он любил белолицых, черноглазых, красногубых хеттеянок за их яркую, но мгновенную красоту, которая так же рано прелестно расцветает и так же быстро вянет, как цветок нарцисса. Он любил смуглых, высоких, пламенных филистимлянок с жесткими курчавыми волосами. Любил царь Соломон и нежных, маленьких, гибких аммореянок, сложенных без упрека, — их верность и покорность в любви вошли в пословицу. Любил царь и женщин из Ассирии, удлинявших свои глаза, и образованных, веселых и остроумных дочерей Сидона, умевших хорошо петь, танцевать и играть на арфе и флейте. Любил он и желтокожих египтянок, неутомимых в любви и безумных в ревности; любил сладострастных вавилонянок, у которых все тело под одеждой было гладко, как мрамор. Были у царя и девы Бактрии, носившие шальвары и красившие волосы и ногти в огненно-красный цвет, были у него и молчаливые, застенчивые моавитянки, у которых роскошные груди были прохладны в самые жаркие летние ночи. Знал Соломон беспечных и расточительных аммонитянок с огненными волосами и с телом такой белизны, что оно светилось во тьме; любил он и хрупких голубоглазых женщин с льняными волосами и нежным запахом кожи, которых привозили с севера и язык которых был непонятен для всех живущих в Палестине. Кроме того, любил царь многих дочерей Иудеи и Израиля. Но только одну из всех женщин любил царь всем своим сердцем — бедную девушку из виноградника, по имени Суламифь.

Как-то на заре, когда утренний ветер дул с востока и разносил аромат цветущего винограда, царь Соломон увидел, как девушка в легком голубом платье ходит между рядами лоз, нагибается над чем-то внизу, и опять выпрямляется, и поет. Рыжие волосы ее горят на солнце. Вдруг замолкает она и пригибается так, что Соломону не видно ее. Тогда произносит он голосом, ласкающим ухо:

— Девушка, покажи мне лицо твое, дай еще услышать твой голос.

Она быстро выпрямляется и оборачивается лицом к царю. Сильный ветер срывается в эту секунду и треплет на ней легкое платье, и платье вдруг плотно облегает вокруг ее тела и между ног. И царь на мгновение, пока она не становится спиною к ветру, видит всю ее под одеждой, как нагую, высокую и стройную, в сильном расцвете тринадцати лет. Видит ее маленькие, круглые, крепкие груди и возвышения сосцов, от которых материя лучами расходится врозь, и круглый, как чаша, девический живот, и глубокую линию, которая разделяет ее ноги снизу доверху и там расходится надвое, к выпуклым бедрам.

Она подходит ближе и смотрит на царя с трепетом и восхищением. Невыразимо прекрасно ее смуглое и яркое лицо.

— Я не заметила тебя! — говорит она нежно, и голос ее звучит, как пение флейты. — Откуда ты пришел?

— Ты так хорошо пела, девушка! Ты пела о своем милом. Ведь он очень красив, твой милый, девушка, не правда ли?

Она смеется так звонко и музыкально, точно серебряный град падает на золотое блюдо.

— У меня нет милого. Это только песня. У меня еще не было милого…

Они молчат с минуту и глубоко, без улыбки смотрят друг на друга… Птицы громко перекликаются среди деревьев. Грудь девушки часто колеблется под тонким полотном.
— Я не верю тебе, красавица. Ты так прекрасна…

— Ты смеешься надо мною. Посмотри, какая я черная…

Она поднимает кверху маленькие темные руки, и широкие рукава легко скользят вниз, к плечам, обнажая ее локти. И она говорит жалобно:

— Братья мои рассердились на меня и поставили меня стеречь виноградник, и вот — погляди, как опалило меня солнце!

— О нет, солнце сделало тебя еще красивее, прекраснейшая из женщин! Вот ты засмеялась, и зубы твои — как белые ягнята-двойняшки, вышедшие из купальни, и ни на одном из них нет порока. Щеки твои — точно половинки граната под кудрями твоими. Губы твои алы — наслаждение смотреть на них. А волосы твои… О, как ты красива, прекраснейшая из женщин!

— О, говори, говори еще…

— А когда ты обернулась назад, на мой зов, и подул ветер, то я увидел под одеждой оба сосца твои и подумал: вот две маленькие серны, которые пасутся между лилиями. Стан твой был похож на пальму, и груди твои — на грозди виноградные.

Девушка слабо вскрикивает, краснеет и закрывает лицо ладонями.

— И бедра твои я увидел. Они стройны, как драгоценная ваза — изделие искусного художника. Отними же твои руки, девушка. Покажи мне лицо твое.

Она покорно опускает руки вниз. Густое золотое сияние льется из глаз Соломона и очаровывает ее, и кружит ей голову, и сладкой, теплой дрожью струится по коже ее тела.

— Скажи мне, кто ты? — говорит она медленно, с недоумением. — Я никогда не видела подобного тебе. Скажи мне твое имя, я не знаю его!

Он на мгновение, точно нерешительно, опускает ресницы, но тотчас же поднимает их:

— Я один из царской свиты, и имя у меня одно с царем. Меня зовут Соломон. Но зачем ты стоишь далеко от меня? Подойди ближе, сестра моя! Сядь вот здесь и расскажи мне что-нибудь о себе. Как твое имя?

— Суламифь, — говорит она. — Скажи, а правда ли, что ягоды мандрагоры помогают в любви?

— Нет, Суламифь, в любви помогает только любовь. — Царь смеется, тихо обнимает Суламифь, привлекает ее к себе и говорит на ухо:

— У тебя такая гордая, такая горячая грудь!

Она молчит, горя от стыда и счастья. Глаза ее светятся и меркнут, они туманятся блаженной улыбкой. Царь слышит в своей руке бурное биение ее сердца.

— О, не гляди на меня! — просит Суламифь. — Глаза твои волнуют меня.

Но она сама изгибает назад спину и кладет голову на грудь Соломона. Губы ее рдеют над блестящими зубами, веки дрожат от мучительного желания. Соломон припадает жадно устами к ее зовущему рту. Он чувствует пламень ее губ, и скользкость ее зубов, и сладкую влажность ее языка, и весь горит таким нестерпимым желанием, какого он еще никогда не знал в жизни.

Так проходит минута и две.

— Что ты делаешь со мною! — слабо говорит Суламифь, закрывая глаза. — Что ты делаешь со мною!

Но Соломон страстно шепчет около самого ее рта:

— О, иди скорее ко мне. Здесь за стеной темно и прохладно. Никто не увидит нас. Здесь мягкая зелень под кедрами.

— Нет, нет, оставь меня, я не хочу, я не могу.

— Суламифь… ты хочешь, ты хочешь… Иди ко мне!

— Не целуй меня… Не целуй меня… Милый! Целуй меня еще!

Так проходит несколько минут. Наконец, отрываясь губами от ее рта, Соломон говорит в упоении, и голос его дрожит:

— О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!

— О, как ты прекрасен, возлюбленный мой!

Слезы восторга и благодарности — блаженные слезы блестят на бледном и прекрасном лице Суламифи. Изнемогая от любви, она опускается на землю и едва слышно шепчет безумные слова:

— Ложе у нас — зелень. Кедры — потолок над нами… Лобзай меня лобзанием уст своих. Ибо ласки твои лучше вина…

Время прекращает свое течение и смыкается над ними солнечным кругом. Ложе у них — зелень, кровля — кедры, стены — кипарисы. И знамя над их шатром — любовь.

Еще раз подчеркну: так вел себя человек, взгляды на жизнь которого сформировал сам Господь. Значит, именно такие отношения между мужчинами и женщинами были угодны христианскому Богу Иегове.

Не мне с ним спорить.

Евангелие также не содержит никакой антисексуальной программы. Христос, правда, не был жизнелюбом, но добрее относился к блудницам, нежели к своим религиозным оппонентам. Конечно, он не одобрял все, что отвлекает человека от служения Его Отцу, но секс не был для него пунктиком.

От религиозного служения отвлекает не только секс — отвлекает и семья, и работа. Тем более телевизор, танцы и компьютерные игры. Но называть это развратом??

Из книги Николая Козлова «Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности»

"...Семь дней прошло с той поры, когда Соломон - поэт, мудрец и царь - привел в свой дворец бедную девушку, встреченную им в винограднике на рассвете. Семь дней наслаждался царь ее любовью и не мог насытиться ею. И великая радость освещала его лицо, точно золотое солнечное сияние.
Стояли светлые, теплые, лунные ночи - сладкие ночи любви! На ложе из тигровых шкур лежала обнаженная Суламифь, и царь, сидя на полу у ее ног, наполнял свой изумрудный кубок золотистым вином из Мареотиса, и пил за здоровье своей возлюбленной, веселясь всем сердцем, и рассказывал он ей мудрые древние странные сказания. И рука Суламифи покоилась на его голове, гладила его волнистые черные волосы.
- Скажи мне, мой царь, - спросила однажды Суламифь, - не удивительно ли, что я полюбила тебя так внезапно? Я теперь припоминаю все, и мне кажется, что я стала принадлежать тебе с самого первого мгновения, когда не успела еще увидеть тебя, а только услышала твой голос. Сердце мое затрепетало и раскрылось навстречу к тебе, как раскрывается цветок во время летней ночи от южного ветра. Чем ты так пленил меня, мой возлюбленный?
И царь, тихо склоняясь головой к нежным коленям Суламифи, ласково улыбнулся и ответил:
- Тысячи женщин до тебя, о моя прекрасная, задавали своим милым этот вопрос, и сотни веков после тебя они будут спрашивать об этом своих милых. Три вещи есть в мире, непонятные для меня, и четвертую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля среди моря и путь мужчины к сердцу женщины. Это не моя мудрость, Суламифь, это слова Агура, сына Иакеева, слышанные от него учениками. Но почтим и чужую мудрость.
- Да, - сказала Суламифь задумчиво, - может быть, и правда, что человек никогда не поймет этого. Сегодня во время пира на моей груди было благоухающее вязание стакти. Но ты вышел из-за стола, и цветы мои перестали пахнуть. Мне кажется, что тебя должны любить, о царь, и женщины, и мужчины, и звери, и даже цветы. Я часто думаю и не могу понять: как можно любить кого-нибудь другого, кроме тебя?
- И кроме тебя, кроме тебя, Суламифь! Каждый час я благодарю бога, что он послал тебя на моем пути.
- Я помню, я сидела на камне стенки, и ты положил свою руку сверх моей. Огонь побежал по моим жилам, голова у меня закружилась. Я сказала себе: «Вот кто господин мой, вот кто царь мой, возлюбленный мой!»
- Я помню, Суламифь, как обернулась ты на мой зов. Под тонким платьем я увидел твое тело, твое прекрасное тело, которое я люблю, как бога. Я люблю его, покрытое золотым пухом, точно солнце оставило на нем свой поцелуй. Ты стройна, точно кобылица в колеснице фараоновой, ты прекрасна, как колесница Амиподавова. Глаза твои как два голубя, сидящих у истока вод.
- О милый, слова твои волнуют меня. Твоя рука сладко жжет меня. О мой царь, ноги твои как мраморные столбы. Живот твой точно ворох пшеницы, окруженный лилиями.
Окруженные, осиянные молчаливым светом луны, они забывали о времени, о месте, и вот проходили часы, и они с удивлением замечали, как в решетчатые окна покоя заглядывала розовая заря..."

Соломон правил своим царством 40 лет.

Шломо, Соломон, Сулейман - это имя в разных своих звучаниях известно не только каждому иудею, христианину и мусульманину, но и просто всем образованным людям, далеким от религии, но знающим историю. Образ третьего царя объединенного Израильского царства, при котором оно достигло своего наивысшего расцвета, всегда привлекал литераторов и поэтов, художников и скульпторов. Сцены из его жизни и деяний встречаются в миниатюрах ещё византийских рукописей, в витражах и скульптурах средневековых храмов, в произведениях многих великих художников и современников.

Единственный царь израильский, мудрость которого передаётся из поколения в поколение веками и не было после него мудрых и мужественных царей, чьи поступки ценил бы так народ. Многие художники из разных стран пытались показать Царскую Мудрость в своих картинах о царе Соломоне. И эти картины есть во всех государствах Мира - так велика мудрость этого царя.

В Ветхом Завете, да и во всей религиозной мировой истории жизнь, деяния, войны и подвиги царя Сломона и отца его царя Давида, второго царя Израиля, описаны наиболее полно, красочно и последовательно.

Да и в искусстве образ великого царя нашел свое отражение во всем многообразии, где-то комплиментарно, а где-то правдиво изображая все противоречие характера и поступков Давида: его лучшие качества храброго воина, мудрого объединителя еврейского народа, пылкого любовника, гениального музыканта и поэта - с одной стороны, но и хитрого властителя, преступного заговорщика, коварного искусителя - с другой. Собрание его Псалмов вошло в книгу Ветхого Завета, стало важной частью и христианской традиции, имеет множество музыкальных и поэтических переложений.

Можно ещё , как образ Давида завоевывал сердца и вдохновлял кисть и резец многих великих художников на протяжении веков и почитать историю о нём. Узнать, почему Давид отдал правление своего царства сыну Соломону.

Но вернусь к Соломону и к притчи о нём.

ПРИТЧА «СОЛОМОНОВО КОЛЬЦО»

«…Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать…» (Екклезиаст 4)

На указательном пальце левой руки носил Соломон гемму из кроваво- красного астерикса, извергавшего из себя шесть лучей жемчужного цвета.

Много сотен лет было этому кольцу, и на оборотной стороне его камня вырезана была надпись на языке древнего, исчезнувшего народа: «Все проходит». А. Куприн - «Суламифь»


История, о которой пойдет речь в сегодняшней статье, известна, пожалуй, всем. В притче о кольце царя Соломона заключена магическая фраза «всё пройдет», помогающая людям в совершенно разные периоды жизни. Некоторых она успокаивает, других возвращает к правде жизни и отрезвляет.

Знаете, оказывается притча «Кольца Соломона» имеет продолжения. Именно продолжения, которые открываются в нужное время…

Притча эта относится к назидательным рассказам на библейскую тему. Причём даже интерпретаций начала этой притчи несколько. В одной трактовке кольцо подарил царю Соломону лекарь, в другой - отец Давид. Но смысл её не теряется, независимо от того, кто подарил кольцо Соломону - царь Давид, мудрец, придворный или лекарь. Некоторые источники даже утверждают, что таким кольцом обладал не Соломон, а Давид. И это, тоже, неважно. Важны продолжения. Но сначала читаем притчу.

ПРИТЧА СОЛОМОНА «ВСЕ ПРОЙДЕТ»

Соломон - легендарный правитель Израиля, третий еврейский царь. Он правил страной 40 лет. Несмотря на то, что в период его правления Израиль достиг высшего расцвета (а может быть именно поэтому), жизнь его была очень непростой. Горькие строки Екклезиаста свидетельствуют об этом. Царь много пережил, прославился своей мудростью, справедливостью, но часто выходил из себя даже по разным пустякам, а если происходили более серьезные переживания, он долго не мог восстановиться.

Однажды царь Соломон попросил мудреца помочь ему справиться со страстями. Мудрец принес ему кольцо: « Именно в кольце твое спасение от бурных эмоций. Надень кольцо. Когда будешь гневаться, посмотри на него - ты успокоишься. Если тебе будет очень весело, тоже посмотри на него. Это тебя отрезвит».

Как-то раз в царстве Соломона случился неурожай. Возник мор и голод:

умирали не только дети и женщины, истощены были даже воины.

Царь открыл все свои закрома. Он послал купцов продавать ценности

из своей сокровищницы, чтобы купить хлеб и накормить людей.

Соломон был в смятении - и вдруг он вспомнил о кольце.

Царь достал кольцо, подержал в руках... Ничего не произошло. Вдруг он заметил, что на кольце есть надпись.

Что это? Древние знаки.... Соломон знал этот забытый язык.

"ВСЕ ПРОХОДИТ", - прочел он.

Прошло много лет... Царь Соломон стал известен как мудрый правитель.

Он женился и жил счастливо. Жена стала самым чутким и близким его помощником и советчиком. И вдруг она умерла. Горе и тоска охватили царя. Не веселили его ни танцовщицы и певуньи, ни состязания борцов... Печаль и одиночество. Приближающаяся старость. Как с этим жить?

Он взял кольцо: "Все проходит"? Тоска сдавила его сердце.

Царь не хотел мириться с этими словами: с досады бросил кольцо, оно покатилось - и на внутренней поверхности что-то мелькнуло.

Царь поднял кольцо, подержал в руках. Почему-то раньше он не видел такой надписи:

"ПРОЙДЕТ И ЭТО".

Прошло еще много лет. Соломон превратился в древнего старца.

Царь понимал, что дни его сочтены и пока есть еще какие-то силы нужно отдать последние распоряжения, успеть со всеми попрощаться, благословить преемников и детей.

"Все проходит", "Пройдет и это", - вспомнил он, усмехнулся: " Вот и всё прошло". Теперь царь не расставался с кольцом. Оно уже истерлось, пропали прежние надписи. Слабеющими глазами он зaметил: на ребре кольца что-то проступило.

Что это, снова какие-то буквы?

Царь подставил ребро кольца заходящим лучам солнца - блеснули буквы на грани:

"НИЧТО НЕ ПРОХОДИТ" - прочёл Соломон...

И, действительно, в первом же порыве отчаяния, Соломон внимательно взглянул на кольцо и прочитал надпись « всё проходит». Удивился, задумался и … успокоился. Он вспомнил, как часто гневался, грустил, отчаивался, но довольно скоро забывал об этом и жизнь продолжалась. Когда ему было радостно - и взгляд падал на кольцо, он опять видел эти слова, и понимал, что радость не будет длиться вечно. Впереди опять его ждут потери, печали.

Он понял, что надо относиться философски к пониманию того, что всё на земле меняется. И, действительно, кольцо помогало и часто выручало в трудные моменты его жизни. Ведь все пройдет…

Соломону казалось, что он обрел гармонию. Но как-то раз, ему было так плохо, что даже кольцо ему не помогло. Царь Соломон сорвал его, хотел выбросить, и вдруг увидел надпись на внутренней стороне - «и это тоже пройдет”…

И опять - помощь, опять появление новых сил, опять за многоточием свое прочтение, которое в тот момент было так необходимо душе. Когда и эта мысль становится полностью освоенной, появляется новое продолжение этой притчи!

Прошло много лет правления. Соломон стал понимать, что ему пора уходить в мир иной. В который раз он рассматривал кольцо, с которым не расставался никогда и казалось бы знал каждую щербинку на нем. С грустной улыбкой царь прочитал одну надпись «Все проходит», затем вторую - «И это тоже пройдет» и с тоской подумал: «Вот все и прошло» . И вдруг луч солнца осветил какие-то еле заметные буквы, выступающие на ребре кольца. Он пригляделся и прочитал «Ничто не проходит».

Мудрость Царя Соломона стала притчами, будто писало ему это волшебное кольцо.

Проходя мимо церкви..., - молись...,

Проходя мимо нищих..., - делись...,

Проходя мимо юных..., - не злись...,

Проходя мимо старых..., - склонись...,

Проходя мимо кладбищ..., - присядь...,

Проходя мимо памяти..., - вспомни...,

Проходя мимо матери..., - встань...,

Проходя мимо родичей..., - помни...,

Проходя мимо знаний..., - возьми...,

Проходя мимо лености..., - вздрогни...,

Проходя мимо праздных..., - твори...,

Проходя мимо павших..., - запомни...,

Проходя мимо мудрых..., - постой...,

Проходя мимо глупых..., - не слушай...,

Проходя мимо счастья..., - ликуй...,

Проходя мимо щедрых..., - откушай...,

Проходя мимо чести..., - храни...,

Проходя мимо долга..., - не прячься...,

Проходя мимо слова..., - держи...,

Проходя мимо чувств..., - не стесняйся...,

Проходя мимо женщин..., - не льсти...,

Проходя мимо славы..., - не тешься...,

Проходя мимо правды..., - не лги...,

Проходя мимо грешных..., - надейся...,

Проходя мимо страсти..., - уйди...,

Проходя мимо ссоры..., - не ссорься...,

Проходя мимо лести..., - молчи...,

Проходя мимо совести..., - бойся...,

В Соломон и Суламифь

"Небеса унылы и низки,
Но я знаю - дух мой высок.
Мы с тобой так странно близки
И каждый из нас одинок!
Зинаида Гиппиус
Посвящается А.

Когда мне не было и 20, мой бойфренд дал мне почитать "Суламифь" Куприна. Впечатление сильное на меня тогда произвела эта вещь, добавила топлива в огонь страстей.
Соломон - еврейский царь, который правил 2000 лет назад. Его царствование - это период высшего расцвета и влияния еврейского могущества.Соломон правил 40 лет. Испытав все радости жизни, " испив чашу наслаждения до дна", он пришел к выводу, что не удовольствия и наслаждения составляют цель жизни, а страх божий.
У царя Соломона было 700 жен и 300 наложниц и всех он одарял своей любовью (сказочная история, мечта любого мужчины такие способности). Как выглядел этот баловень судьбы? Бледное лицо, губы как яркая алая лента (само собой разумеется, вампирские губы), волнистые иссиня-черные волосы с сединой как нити горных ручьев(в 45 лет уже седой). Глаза у царя были как небо в безлунную летнюю ночь (черными глазами гипнотизировал бедных женщин), ресницы, разверзавшиеся стрелами вверх и вниз (нет слов, одни эмоции). Те, кто видел его улыбку, готовы были отдать за нее душу и тело (те. кто читает, уже тоже под впечатлением). Руки царя были белы, теплы, нежны и красивы (холодные руки это было бы ужасно). На указательном пальце он носил кольцо, на котором было выгравировано:
"ВСЕ ПРОХОДИТ"
И ничего не находил царь в обрядах языческих кроме пьянства (во все времена, даже 2000 лет назад, одно и то же), оргий, блуда и кровосмешения (какое падение нравов!)
И встретил царь Суламифь. Девушка подвязывала ветви винограда. "Ветер облепляет платье вокруг тела и между ног (а где духовность?).Девочке было 13 лет!
И тут начинается."Соломон приникает жадно устами к ее зовущему рту. Он чувствует сладкую влажность языка и весь горит нестерпимым желанием (а ведь это классика, Куприн!)
" Иди скорее ко мне, здесь за стеной темно и прохладно" (ужас, девочке 13 лет!)
-Я не хочу. -Ты хочешь, ты хочешь(нет сил читать это порно, Куприн называется) -Я не отпущу тебя Суламифь, пока ты не скажешь, я хочу тебя (интересно, как Куприн добивался вдохновения?)
Все произошло в виноградниках." Время прекращает свое течение и смыкается над ними солнечным кругом." Дальше Вам самим придется читать. Куприн не передаваем.
Есть еще одна легенда. Пригласил к себе Соломон царицу Савскую, узнав о богатой и чудесной стране. Молва наделяла царицу козлиными котытами, мол под женским платьем скрывается дьявол. К визиту царицы был построен дворец с прозрачными полами и живыми рыбками. Фантазия царя была поистине неистощимой, жаль, что это история двутысячелетней давности. Когда он пригласил царицу войти, она подняла подол платья, боясь замочить ноги. Копыт у нее, естественно, не было. Но ноги были покрыты густыми волосами. Соломон сказал на это:
-Красота твоя -красота женщины, а волосы- волосы мужчины. У мужчины красиво это, а у женщины изъяном почитается".
Мудрец, ну что тут скажешь! У мужчин это красиво, волосатость - признак мужественности, я солидарна с Соломоном. Дефект не помешал Соломону воспылать страстью к царице Савской, через положенный срок она разродилась мальчиком.
Господи, жизнь Соломона - это просто пресыщение богатством и череда любовных страстей. Поэтому история гласит - испытал все наслаждения мира. В конце жизненного пути постановил - не получение наслаждений - цель жизни. А страх перед гневом божьим. Живи по правилам, не нарушай божьи заповеди и будешь счастлив. Так учил Соломон. А Вы как считаете?

«Суламифь» можно пересказать в нескольких словах. Царь Соломон, охладев к своей жене Астис, пламенно полюбил простую девушку Суламифь, жена его приказала начальнику своей стражи убить соперницу. Когда злодеяние свершилось, царь изгнал Астис из страны. Но странное и магическое впечатление оставляет эта история. С первых слов понятно, что повествование навеяно библейскими стихами. В Книге Царств Ветхого завета перечисляются деяния царя Соломона. Куприн как будто следует за Библией, рассказывая о сооружении «великого храма Господня». Но одна строка библейского стиха:

«на что Хирам, царь Тирский, доставлял Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые и золото, по его желанию»

разворачивается в подробную картину. Появляются рабочие, а надсмотрщики обретают имена и характеры. Описание деяний, богатств, внешности и характера Соломона занимают первые три главы из девяти. Завязка драматического сюжета происходит в четвертой главе. Источник его – «Песнь песней Соломона», одно из самых возвышенных библейских сказаний. Автор, вдохновленный историей, полной поэзии и огня, пишет ее продолжение. И вот уже Суламифь (в Библии Суламита) во дворце, окруженная любовью и богатством, мучимая ужасными предчувствиями. На время мы переносимся в храм Изиды. Здесь мы встречаемся с Астис на фоне кровавого обряда, словно предвещающего трагическую развязку. Именно отсюда пошлет она влюбленного в нее убийцу, обрекая на смерть и его и свою соперницу. Гибель Суламифи, скорбь Соломона – так заканчивается повесть.

Повесть напоминает скорее театральную пьесу. Со сцены строительства храма мы перемещаемся в роскошный дворец Соломона, чувственные любовные картины обрамляют судебное заседание. Астис предстает перед нами в момент совершения мистерии оплодотворения Изиды.

Сюжетная линия светлой любви Соломона и Суламифипротивопоставляются любви-подчинению Элиава к Астис.

Имена Хирам, Азария, сын Нафанов; Балкис, царица Савская, как и имена главных героев повести – имена библейские.

Образ Соломона , как и других героев, на первый взгляд, статичен. Однако, показывая легендарного царя как строителя храма, правителя, мудреца или страстного любовника, рисуя его облик, писатель как будто любуется драгоценностью, поворачивая ее разными гранями к свету.

Суламифь мы, кажется, тоже видим глазами Соломона. Ее юная прелесть, ее незаурядная красота отражена в его словах. Внезапно разбуженные чувства как будто делают ее мудрее. Это единственный персонаж, чей характер меняется по мере повествования. Наивная девочка из виноградника, внимая мудрости Соломона, в конце приобретает черты почти мистической пророчицы собственной смерти.

Отношение автора к Астис иное. Ее имени в библии нет. Красота ее искусственна. Она предстает перед читателем с синими волосами, нарумяненная, набеленная, с глазами, горящими, «как у зверя кошачьей породы» . Охваченная ревностью мстительная развратница, она источник трагедии, которая в конце совершается. Элиав, слуга Астис, получает убийственную характеристику после совершенного злодейства «он робко, точно испуганный шакал, стал выползать из комнаты» .

Как и в Библии, в повести «Суламифь» много перечислений, но каждый предмет, дополненный сочным эпитетом, ярким сравнением оживает, становится осязаемым: «Лунный камень, бледный и кроткий, как сияние луны…» В нескольких словах может представить нам Куприн характер человека: «Азария… человек жестокий и деятельный, про которого сложился слух, что он никогда не спит, пожираемый огнем внутренней неизлечимой болезни» . Необычайными словами описывает наружность Соломона:«Глаза же у царя были темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы, разверзавшиеся стрелами вверх и вниз, походили на черные лучи вокруг черных звезд» и Суламифи: «Положи меня, как печать, на сердце твое…» Прямые заимствования из Библии: «Вот ты засмеялась, и зубы твои – как белые двойни-ягнята, вышедшие из купальни, и ни на одном из них нет порока. Щеки твои точно половинки граната под кудрями твоими» органично вплетаются в ткань повествования, не нарушая стилистического единства.

Если критики и относят творчество Куприна к реалистическому направлению , то можно сказать, что «Суламифь» – одно из самых романтических произведений писателя-реалиста.

Идею его автор вложил в уста Соломона: «До тех пор, пока люди будут любить друг друга, пока красота души и тела будет самой лучшей и самой сладкой мечтой в мире, до тех пор, клянусь тебе, Суламифь, имя твое во многие века будет произноситься с умилением и благодарность ю» .