Произведение:

Тарас Бульба

Тарас Бульба – это центральный персонаж повести Н.В. Гоголя. Этот человек настоящий воин, истинный казак. И характер его был соответствующим. Вот что говорит о его характере Н.В. Гоголь: «Тарас был один из числа корен-ных, старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». Тарас очень силен. И, несмотря на его преклон-ный возраст, в нем еще не угасла воинская доблесть и дух казака. В бою Та-рас ничуть не хуже молодых казаков. Он жесток и беспощаден к врагам. Та-рас Бульба не простил даже своему сыну Андрию предательства. Он собст-венноручно лишил жизни сына: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Тарас уби-вал не сына, он стрелял во врага. Своих товарищей наш герой уважал, в беде казаков никогда не оставлял. Для него смыслом жизни были военные похо-ды. Как все казаки он был патриотом православной Русской земли, и свой долг видел в защите ее от ненавистных басурман. Тараса нельзя назвать оп-ределенно добрым или жестоким. Все зависит от положения человека в соз-нании Тараса. Например, он был жесток к Андрию, потому что тот стал вра-гом и даже когда Остап предложил похоронить брата, Тарас отказался. «По-гребут его и без нас! Будут у него плакальщицы и утешницы!» - сказал Тарас. Но когда погиб Остап, наш герой устроил пышные поминки по сыну. Он гра-бил и убивал всех поляков. И правительство Польши решило остановить Та-раса. Гетману Потоцкому было поручено убить казака. Несколько дней укра-инские воины уходили от погони. Но все же Потоцкий догнал полк Тараса. Тарас решил прорваться через ряды поляков. Но в пылу битвы казак выронил люльку, сопровождавшую его во всех сражениях. Наклонился он поднять ее и вдруг на него напрыгнули воины Потоцкого. Тараса связали и решили каз-нить. Для казни было выбрано дерево, верхушка которого была разбита гро-зой. Казака приковали к дереву и подожгли. Во время казни Тарас вел себя мужественно. Даже на костре он оставался атаманом и, словом помогал каза-кам спастись. Я считаю Тарас – это герой своего времени.

В 1842 году Н.В. Гоголь написал повесть «Тарас Бульба», которая впоследствии вошла в его сборник «Миргород». В повести Николай Васильевич показал в главном герое настоящего патриота, защитника родной земли. Тарас Бульба-истинный казак. Весь его облик был «создан для бранной тревоги», он «отличался грубой прямотой своего нрава» и больше всего «любил простую жизнь казаков», поэтому Запорожская Сечь является для него настоящим домом, поэтому большую часть своего времени он проводит там, не торопясь к жене, и именно поэтому тотчас решает ехать на Запорожье после приезда сыновей из Киева домой, чтобы проверить Остапа и Андрия в их верности казачьей службе. Тарас Бульба любит своих детей, как и жена, но не понимает её, поскольку для него главное- быть настоящим воином, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином, поэтому жена «видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуха». Старый казак считал себя истинным защитником православия и не терпел роскоши и богатства в любом виде. Относясь с недоверием ко всему новому, не любя учение, Тарас понимает необходимость образования в условиях нового времени. Именно с этой целью его сыновья были посланы в киевскую бурсу, где прошли обучение наукам. Одинаково сильно любя своих сыновей, старый казак лучше понимает старшего Остапа, для которого так же, как и для отца, главными являются узы товарищества. По мнению Тараса Бульбы: «Нет уз святее товарищества!... так как породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек». Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верен своему долгу, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища. Жизнь старого казака заканчивается трагически, на костре, но и здесь он ведёт себя как истинный герой, заботясь не об облегчении своей участи, а о жизни других казаков «но не костёр глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались сжечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались казаки: ему с высоты всё было видно как на ладони». По силе и мощи Тараса Бульбу можно сопоставить с былинным богатырём, старый казак – само воплощение русской силы, и «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу». В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь охарактеризовал в образе главного персонажа настоящего национального героя. Для писателя самым важным явилась не историческая обоснованность событий, а исполинская сила, богатырство главного героя, желание Тараса Бульбы защищать родину до последней капли крови.

ТАРАС БУЛЬБА - герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (перв. ред. 1835, вторая - 1842). Исторические прототипы образа Т.Б.- выдающиеся деятели национально-освободительного движения Украины XV-XVII вв.: Наливайко, Лобода, Тарас Трясыло, Гуня, Остраница. Некоторые биографические черты связывают Т.Б. и Богдана Хмельницкого. Однако Т.Б.- собирательный образ, и главным источником служил Гоголю фольклор: украинские народные песни и думы, исторические песни, героические былины и сказки о богатырях. Образ Т.Б. эпичен, героиней и масштабен. Его судьба разворачивается на фоне грозных исторических событий - борьбы Запорожской вольницы против польской шляхты, турецкого и татарского владычества. Т.Б.- тип положительного героя, ибо он неотъемлемая часть родового единства казачьего братства; его поступками в основном руководит кодекс рыцарской чести; он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры; в нем «широкая, разгульная замашка русской природы». Положительное начало образа Т.Б. уравновешивает безыдеальность образов «уродов» и «существователей» (Гоголь создает образ Т.Б. одновременно с работой над «Мертвыми душами»). В образе Т.Б. идея товарищества, скрепляющая стихию коллектива, противостоит эгоизму отрешенной индивидуальности, а утопическая республика Запорожской Сечи с ее свободой, равенством, братством противопоставлена узости, мелочности, преклонению перед чинами и капиталом холодного и бездушного Петербурга (Г.А.Гуковский). Портрет Т.Б. гиперболичен. Богатырская сила, телесная мощь, суровость и прямолинейность, чуждая всякому лукавству, составляют основу облика Т.Б.: «Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст»; «… навесил он еще ниже на очи свои хмурые, исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней»; «весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Широта и могучий размах Т.Б. в пиршестве и ратном деле приобретают былинные, грандиозно-стихийные черты: «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горелки побольше, не с выдумками горелки, не с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела, как бешеная». Т.Б. в гневе колотит горшки и фляжки. В пылу боя «рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову … рубя в капусту встречных и поперечных». Раненый, Т.Б. грохнулся, «как подрубленный дуб, на землю». «А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и ногам». Образ Т.Б. неоднозначен: ему свойственны жестокость и коварство, считающиеся этической нормой в XV-XVII вв. Т.Б. низлагает кошевого, отказавшегося нарушить клятву и возобновить войну, только потому, что два сына Т.Б. должны закалиться в боях. Т.Б. напоил казаков, подговорил их устроить общий сбор, и хмельные казаки, по наущению Т.Б., сместили кошевого, выбрав угодного Т.Б. Кир-дягу. После казни Остапа Т.Б. мстит шляхте, справляет «поминки» по сыну: грабит замки, выжигает 18 местечек, костелы: «Ничего не жалейте!» - повторял только Тарас. Не уважили казаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями не внимали ничему жестокие казаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя». В образе Т.Б. сливаются две стилевые стихии гоголевского повествования: историческая конкретность и реализм изображения грубого века, когда обоюдная свирепость казаков и поляков - обычное явление, и, с другой стороны, торжественно-лирический пафос народно-поэтического эпоса, смысл которого - апофеоз богатырской мощи Русской земли. Сыноубийство мотивировано предательством и изменой Андрия Русской земле и православной вере, следовательно, этически оправданно: ««Так продать? продать веру? продать своих? Я тебя породил, я тебя и убью!» - сказал Тарас…» Гоголь переосмысливает библейский мотив жертвоприношения Авраама: Андрий (жертвенный агнец Исаак) не спасен Богом, а Т.Б. (ветхозаветный Авраам) приносит его в жертву православию: «как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова». В противоположность изменнику Андрию Остап, другой сын Т.Б., распят мучителями на эшафоте за веру, подобно Христу («Остап выносил терзания и пытки, как исполин»). Т.Б. «стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»» Отцеоставленность Остапа и его крик, подобный воплю Христа на кресте: «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» (ср.: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» - Матф., 27:46) рождает ответный возглас Т.Б. (как бы ответ Бога умирающим за него верным христианам): «Слышу!» (М.Вайскопф). Таким образом, эпическое единство образа Т.Б. раздваивается в образах его сыновей. Образ Остапа воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести и Отечеству, образ Андрия - идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога (мотив грехопадения), что характерно для современной Гоголю европейской цивилизации (ср. критику последней в «Мертвых душах» и петербургских повестях). Кровавая битва - стихия Т.Б. В ней звучит мотив смертного пиршества, как в «Слове о полку Игореве». Смерть витязей за Отечество угодна Богу («И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам»). Казаки, следовательно, предстают Божьим воинством, и крылатые слова Т.Е., подбадривающие их («Есть ли еще порох в пороховницах? Крепка ли еще казацкая сила? Не гнутся ли еще казаки?»), есть слова «наказного атамана», поставленного Божьим промыслом во славу Русской земли. Русская земля приобретает в понимании Гоголя мессианский смысл. Гибель Т.Б. сохраняет тот же высокий христианский пафос, хоть и снижена юмористическим мотивом потерянной Т.Б. люльки: «И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, и в походах, и дома». Поляки сжигают Т.Б. на огне, распиная на древесном стволе (ср. традиционный хри стианский символ древа-креста): «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

В своих произведениях Гоголь рассказывал о невероятных приключениях по закоулкам человеческой души (например, «Мёртвые души»), об абсурдных комических ситуациях («Ревизор»), а подчас описывал и вовсе фантастические события («Нос»). Однако одна его повесть ярко выделяется на фоне остальных. История о смелых защитниках своей свободы и национальной независимости, рассказ о временах былой славы и бесчинстве польской знати. В произведении «Тарас Бульба» автор описывает события XVII века, когда разворачивалась борьба за автономность Украины. Это повесть о героическом прошлом и о самих героях. События разворачиваются в козацкой среде. Запорожцы представлены как единый организм, слитый из тысячи отдельных самостоятельных частей. Каждый козак – достойный защитник своей Отчизны, доблестный воин и верный товарищ. Описание Тараса Бульбы, главного героя этого произведения, представляет собой собирательный образ всех запорожских козаков.

Автор нечасто упоминает о том, какова была внешность Тараса Бульбы. Кажется, читателю достаточно этой характеристики: толстый мужчина средних лет с прямой осанкой, большими усами и оселедцем на голове. Он одет в типичную козацкую одежду: в шаровары, которые были «шире Чёрного моря», папаху из чёрных смушек с красным верхом. Бульба говорит громко, но неторопливо, что говорит о нём как об успешном ораторе и лидере. Тарас практически не выпускает из рук свою курительную трубку. Ну и, конечно же, отлично держится в седле – умение, без которого сложно представить запорожского козака. Но, тем не менее, портрет Тараса Бульбы очень легко представить.

Нужно обратить внимание ещё и на то, какие ещё описания внешнего вида есть в тексте произведения. Так, Остап, старший сын Тараса, описывается столь же скудно: крепкое тело, угрюмый взгляд, вид, отражающий «широкую силу льва». Здесь, как и в случае с портретным изображением Бульбы, акцент сделан на взгляде, осанке, умении держатся. У Бульбы-старшего выражение лица серьёзное, властное, умный взгляд. Он грузный, но в то же время крепкий и мускулистый. И сам персонаж Остапа в таком понимании становится ближе к отцу.

У Тараса был ещё один сын – Андрий. В случае с этим персонажем дела обстоят несколько иначе. Известно, что у Андрия были тонкие черты лица, загорелые щёки, бархатные брови, «ясностью сверкал глаз его», а усы лоснились как шёлк. Неоднократно повторяется, что Андрий был очень красив. Это нетипичное описание для козака. Но ведь и Андрий поступает необычно, можно даже сказать, дерзко. Именно Андрий, во внешности которого изначально показана его «непохожесть», предаёт Отчизну, веру и отца. Любопытно, что если заметить такой авторский ход в первых главах повести, то легко предположить чем может закончиться произведение.

Остап и Тарас никогда бы так не поступили. Они представляются читателю настоящими козаками – смельчаки, опытные воины, всадники. В описании этих персонажей не сказано о красоте усов, сказано лишь о том, что и отец, и сын были усаты. Разумеется, у них был брови, но они были совершенно обычные, непохожие на бархат. Почему же так мало внимания уделено этим образам?

Почему в сознании читателя портрет Тараса Бульбы неразрывно связан с хрестоматийным представлением о запорожцах? У Гоголя не было намерений наделять Бульбу уникальными чертами, как, например, Андрия. У автора была мысль отобразить некий собирательный образ. В подробном портрете и описании внешнего вида Тараса совершенно нет необходимости. Одежда, причёска и конь у него такие же, как и у других запорожцев. К тому же сам Бульба своей внешности уделял мало внимания. Он с пренебрежением и недоверием относился ко всяким излишествам и «барским замашкам»: «шаровары алого сукна были запачканы дёгтем для показания полного к ним презрения».

Внешность героя здесь играет второстепенную роль. Тарас Бульба уже немолод, для него самого важной становится внутренняя красота. Верность своим идеалом и долгу – вот что представляет для козака наивысшую ценность. Описание внешности Тараса Бульбы заменено подробным изображением характера. Это мужественный и решительный человек. Глядя нf него можно с уверенностью судить о его личностных качествах: о любви к свободе, своей земле и народу. Личное счастье также становится на другой план. Нельзя сказать, что Бульба любит жену, но, с другой стороны, он невероятно дорожит своими сыновьями. Для Тараса важен закон товарищества, ведь это залог победы над кем бы то ни было. Разрозненное войско, внутри которого будут постоянные конфликты и драки, долго не сможет просуществовать. Он ратует не только, а сплочённость среди козаков, но и за единство внутри государства. Тарас лично помогает тем, кого угнетают или притесняют арендаторы, поляки или другие представители власти. Он полковник старой закалки, запорожский козак.

Приведённые выше словосочетания являются визитной карточкой этого персонажа. Образ запорожского козака ярко представляется любому человеку, знакомому с историей Украины. Свободолюбивые люди, отчаянно боровшиеся за неприкосновенность своего народа, отдавшие жизнь за независимость Родины, не принимающие никаких компромиссов. Именно таким и был Тарас Бульба.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: Гоголь намеренно не детализирует внешний облик главного героя повести. В таком случае образ Тараса становится собирательным, то есть вбирает в себя все лучшие черты козаков, одновременно с этим представляясь читателю неким идеалом. Важно помнить, что писатель не стремился ни к исторической правде, ни к реальному отображению настоящих характеров. Автору нужно было лишь воссоздать широкое полотно Украины XVII века. Создаётся ощущение, что в том далёком прошлом, а котором пишет Гоголь, запорожцы были похожи на Тараса Бульбу. Смелость, умение держаться на коне, любовь к Отчизне и христианской вере, к свободе и Сечи, шаровары и курительная трубка – всё это сливается воедино, оказываясь на самом деле образом идеального запорожского козака.

Приведённое описание Тараса Бульбы, его портрета и внешнего облика может быть использовано учениками 6-7 классов при написании сочинения «Описание Тараса Бульбы»

Тест по произведению

Меню статьи:

Образы украинцев неразрывно связаны с творчеством Николая Васильевича Гоголя. Несмотря на то, что в художественном наследии Гоголя не единичны работы на темы, не связанные с жизнью украинского села и казаков, у читателей, в первую очередь, с его именем возникают образы Тараса Бульбы и его сыновей – Андрея и Остапа.

Внешность и возраст Тараса Бульбы

С Тарасом Бульбой мы знакомимся уже в преклонном возрасте – о том, как он выглядел в молодости, мы не знаем. Да, собственно, его возраст и на момент разворачивания основных событий тоже неопределенный. Гоголь его обозначает как «преклонный».

Выглядит Бульба подобно всем людям в возрасте – он излишне полон, его голову покрыла седина. Так как всю свою жизнь он провел в походах и битвах, тело его покрыто шрамами и рубцами. Несмотря на свой возраст, его рука еще не лишена былой силы и ловкости – он все еще сильный и могучий.

Предлагаем ознакомиться с “образом Собакевича” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Его облик завершают усы и «чуприна» – традиционные символы казаков.

Одежда Бульбы также традиционна для казаков. Из общей толпы Тарас ничем не выделяется внешне.

Происхождение Тараса Бульбы

Общепринято, что основную массу казаков Запорожской сечи составляли люди не отличавшиеся наличием материальных благ – бегство на Сечь для них было единственным спасением от злых панов и нищеты. Финансовая ситуация Тараса Бульбы не подпадает под эту тенденцию. Он вполне зажиточный человек. У его владении имеется небольшой хутор. Так как в хуторе Тарас редкий гость, то основную работу по ведению хозяйства выполняет его жена и сыны.

Семья Бульбы и отношения между ее членами

Тарас Бульба – женатый человек. Со своей женой у него довольно сложные отношения – практически все время он проводит на Сечи и видится с женой пару раз в год.

На своем хуторе Бульба не задерживается – ему тут скучно, он мается от безделья и поэтому стремиться побыстрее вернуться на Сечь. Его женитьба не была расчетом – между супругами было чувство любви, но отношения между ними сложилось специфическое.

Жизнь на Сечи сделала Бульбу грубым не только по отношению к врагам, его родные не часто удосуживаются ласки по отношению к себе со стороны Тараса.

Несмотря на то, что Тарас принадлежит по вероисповеданию к православным, он часто не придерживается основных принципов и догм и в первую очередь это проявляется в общении со своими родными. Он грубо и довольно жестоко обращается со своей женой. В ее адрес сыпятся не только словесные упреки, но и побои. К тому же физическое насилие по отношению к жене не единичное явление, для Тараса такое поведение становится нормой. Позволял ли такое себе глава семейства раньше – вопрос неопределенный, Гоголь об этом умалчивает.

Его жестокость по отношению к жене проявляется во всем, он даже не удосуживается ласково к ней обращаться – грубое «баба» – обычное явление и при людях, и во время общения в кругу семьи.

Несмотря на такие странные взаимоотношения, у них в браке родилось два ребенка – мальчика, которых назвали Остап и Андрей.

Прошло время – сыны выросли, в то время, когда разворачивались основные события повести – они уже взрослые. Остапу – 22 года, а возраст Андрея неточен – ему 20-21 год.

Их отец с недоверием относится к наукам, но признает необходимость образования, поэтому отправляет своих сыновей грызть гранит науки. Оба брата учатся в Киевской академии. Сам же Тарас Бульба, человек неглупый и довольно образованный, но активно скрывает этот факт и часто выдает себя за полного дуралея.


По отношению к своим сынам Тарас тоже груб и строг. Он считает, что мальчики не должны быть нежными и полными романтичных порывов. Для Бульбы – они, в первую очередь, будущие защитники своей родины. В его глазах будущее сыновей неотрывно связано с Сечью и казацтвом.

К сожалению, все происходит не так как Тарас хочет. В начале все идет по плану Бульбы – он с сыновьями отправляется на Сечь.

Это первое посещение Сечи сыновьями, поэтому это событие становится волнительным и для молодых людей, которые хотят себя зарекомендовать наилучшим образом, и для их отца, который хочет, чтобы всем его сыновья понравились.


Дальнейшие события стали трагическими и для Остапа с Андреем и для самого Тараса: Андрей переходит на сторону поляков – его влюбленность в польскую панну оказывается сильнее, чем любовь к отцу и Родине. При следующей встрече Тарас хладнокровно, на глазах Остапа убивает своего младшего сына. Совершая убийство сына, Тарас руководствуется не страхом перед общественным мнением, хотя, вполне вероятно, что мысли о всеобщем осуждении у Тараса присутствуют. В глазах Бульбы Андрей – предатель и для него не может быть никаких смягчающих обстоятельств.


Судьба крайне неблагосклонна и к старшему сыну Бульбы. Он попадает в плен. Тарас пытается спасти от смерти своего, единственного теперь, сына. Он храбро отправляется в тыл врага, но его план не срабатывает – у Тараса не получается освободить сына и его публично казнят.

Жизнь Тараса Бульбы на Сечи

Тарас Бульба в глазах читателей – это идеальный казак. Он смелый и храбрый, беспокоится о судьбе своей Родины, пытается своей деятельностью сделать жизнь лучше. Его образ в этом плане сродни образам средневековых рыцарей и героев народного эпоса.

Тарас Бульба большинство времени проводит на Сечи. Там он уже не рядовой казак. На момент рассказа Тарас – полковник. Среди казаков он пользуется авторитетом – и это не удивительно. Военные походы для него не диковинка, а способ жизни. Во время боевых действий Бульба не пассивный наблюдатель, он активно принимает участие в действиях, пытается разобраться в элементах тактики и военного дела, поэтому его опыт и военные умения становятся предметом восхищения. Доблесть и смелость – постоянные его характеристики.

Жизнь на Сечи лишена роскоши и всевозможных удобств, поэтому излишний комфорт для него необычное явление. Тарас привык довольствоваться малым и не стремиться к роскоши.

Как и любой человек, Тарас не лишен темной стороны. Он излишне упрям и нетерпелив. Последний факт значительно утрудняет его жизнь – он неохотно приобщается к военной дипломатии – в этом плане личное всегда берет верх, и Тарас начинает руководствоваться эмоциями и чувствами, а не здравым смыслом.

Он мечтает о том моменте, когда его сыны станут такими же храбрыми и смелыми воинами, как и он сам. Для этого он готов пойти на подлость.

Когда он с сыновьями прибыл на Сечь, то оказалось, что в ближайшее время никаких военных походов не планируется. Это не устраивает Тараса. Бульба не пытается разобраться в причинах отказа, им движет только слепое желание. Он устраивает смещение должностей и ставит на место куренного своего человека, который готов организовать военную кампанию. Такая подлость не приносит Тарасу счастья. Доблесть, смелость и храбрость Тараса не спасают ситуацию – военная кампания становится трагедией.

Тем не менее, несмотря на такой поступок, казаки доверяют Тарасу и, оказавшись в затруднительном положении во время осады, выбирают его в командующую должность. Это происходит не от безвыходности ситуации. Тарас свирепо и беспощадно расправляется со своими врагами, он готов на подвиг, пожертвовать собой ради достижения высшей цели.

Смерть Тараса Бульбы

После казни Остапа Тарасом овладевают самые печальные порывы. Личная трагедия, связанная с гибелью сына, не позволяет ему здраво размышлять и оценивать происходящие события. Его сердце не переполняет жалость по отношению к Андрею – молодой человек предал и своего отца, и Родину, и веру православную, но простить смерть старшего сына – Остапа, у Тараса нет сил.

Он становится безрассудным, излишне рискует собой и противоречит всем приказам, которые нацелены на примирение с поляками. В его глазах Остап остался доблестным и верным казаком, Тарас считает, что у его сына было бы большое будущее. После заключения мира с поляками Тарас организовывает свой отряд и нападает на села. Такие действия не могли длиться вечно – Бульбу берут в плен и сжигают заживо на костре, но и в последние минуты своей жизни он верен своему чувству патриотизма – он подсказывает своим соратникам путь к отступлению.

Подведем итог: Тарас Бульба – неоднозначная личность. С одной стороны – он храбрый воин, идеал казака, но на этом его идеальность заканчивается. Он плохой муж и не лучший отец. Ему чужды сострадание и ласка по отношению к своим родным. Его действия на военном поприще нередко спасали казаков, но спасти своих сыновей ему не удалось.

Характеристика Тараса Бульбы в повести “Тарас Бульба” Гоголя: описание внешности и характера

3.9 (77.78%) 18 votes

1. Остап . Это старший из двух сыновей в семье. Он получил должное образование – окончил Киевскую академию. Однако учеба поначалу давалась парню с трудом. Лишь угрозы отца вынудили его выучиться.
Он добрый, искренний, смелый и отважный. Со временем он стал считаться одним из лучших в академии. У него были близкие товарищи, его любили и ценили многие люди. Остап мечтал о Сечи. Всю свою жизнь он, как и отец, грезил сражениям, баталиями. К тому же, для Остапа было важно совершение и ратных подвигов. Он хотел в этом стать похожим на отца. Парень искренне любил свою родину и остался верен ей до конца своих дней. Когда боец оказался в плену, он проявил силу духа и несмотря на страшные муки, не вымолвил и слова, не застонал и не заплакал. То есть Остап – пример настоящего гражданина, патриота, мужественного и отважного бойца.

2. Андрий . Это младший из сыновей в семье. Он получил хорошее образование в Киеве, где обучение давалось ему достаточно легко. Однако, в отличии от старшего брата, Андрий был более мирным. То есть он не так мечтал о подвигах и сражениях, как Остап. Его привлекала мирная жизнь с ее наслаждениями.
Влюбившись, младший сын Тараса идет на преступление, которое вскоре не сможет простить даже родной отец – предает родину и переходит на сторону врага. Однажды он произносит такие слова: «А что мне отец, товарищи и отчизна?». Он отказался от всего, что имел, ради любви с панночкой. Забыв обо всем, Андрий вступает в бой со своими еще вчерашними товарищами. За такое недопустимое в те времена предательство сына наказывает его отец.

3. Тарас . Это центральный персонаж произведения, настоящий казак, отец двух сыновей. Тарас проявляет черты воинственного, храброго человека. Вот так говорит о нем автор: «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». Он добился почитания, ведь выиграл немало боев. Несмотря на то, что мужчина уже не молод, в нем все еще играет дух казака.
Смысл жизни Тараса – военные походы. Он не привык к мирной жизни. Тарас – искренний патриот своей земли, который с любовью относится к своим товарищам и не щадит врагов. Когда он узнал, что его сын Андрий теперь стал его врагом, он не пощадил и его. В старшем сыне Остапе он не чаял души. Возможно, он видел в нем свое отражение. Но когда погибает его настоящая надежда, Тарас впадает в отчаяние и убивает всех поляков, попадающихся на пути. Вскоре казака поймали. Во время казни Тарас, как и его сын, держался мужественно. Даже на костре Тарас старался помочь своим товарищам.

В 1842 году из-под пера Н. В. Гоголя вышла повесть, которая и сейчас восторгает читателей своим сюжетом и персонажами. главного героя произведения, мы рассмотрим в нашей статье. Мы выясним, менялся ли он по мере развития сюжета или только раскрывался перед нами. Также мы рассмотрим образы сыновей старого казака, изучим характер Андрия из «Тараса Бульбы» и Остапа. Что пытался донести до нас писатель, работая над повестью и изучая старинные материалы?

Сюжет повести

Мы рассмотрим характер Тараса Бульбы немного позже, а первым делом ознакомим читателя с сюжетом повести. Гоголь изобразил жизнь Украины во времена ее зависимости от Польши. Шляхта сильно попирала права и свободы простого народа, заставляла работать на себя, а за непослушание жестоко наказывала. Не стоит и говорить о том, что люди мечтали сбросить с себя ярмо. Поэтому и имел Тарас Бульба характер, рожденный временем. Вся его жизнь была посвящена одному святому делу - борьбе с иностранными захватчиками.

В начале повести к Тарасу возвращаются с учебы сыновья. Не дав им долго быть с матерью, старый атаман везет хлопцев в а оттуда они немедля выступают в поход. В битвах парни проявили себя хорошо, и отец гордился ими. Но во время осады города Дубно младший сын влюбляется в польскую панночку и примыкает к врагам, предавая родину, отца и своих товарищей. Узнав об измене младшего сына, старый казак велит захватить его и собственными руками убивает. В то время в польский плен попадает Остап, и Тарас с видит казнь старшего сына. Желая отомстить врагу, Бульба ведет свое войско и наводит страх на всю Польшу. В конце повести он также попадает в плен и гибнет ужасной смертью.

Два сына, две судьбы: Андрий

Характер Андрия из «Тараса Бульбы» невозможно описать несколькими словами. Юноша был молодой, красивый, чувствительный. Он с удовольствием учился, а в бою показал себя как истинный казак. Но его сердце не смогло сопротивляться очаровательной панночке. Понимая, что он предает Отчизну, родителей, брата и всех своих прежних друзей, он вступается за любимую и спасает ее. Но в момент своей казни он не смеет перечить отцу, которого глубоко уважает, любит и даже боится, он не пытается бежать, не просит пощады и принимает смерть, не жалея о совершенном.

Доблестный Остап

Совсем другим был старший сын, которого воспитал Тарас Бульба. Характеры героев совершенно противоположны. Остап не желал ехать в бурсу, но поехал, поскольку знал, что без обучения отец не возьмет его в Сечь. А это была его мечта. Прямолинейный, решительный, твердый и мужественный, молодой казак напоминал Тараса. До последней капли крови он бился за родину, терпеливо выносил пытки, и, не запятнав чести, принял смерть. Принося себя в жертву, он, как и его отец, считает это справедливой ценой за Он верит, что его родина будет свободной, и вносит свою лепту в ее судьбу.

Тараса Бульбы

Как мы уже говорили, старый казак был рожден для битвы с врагами. Жена, мать его детей, видела мужа очень редко. Тарас жил скромно, без роскоши, как и все его друзья в Сечи. Дом украшало только оружие, а сам он в любой момент был готов выступить в поход. Во всем показывал Тарас Бульба характер, рожденный временем. А время было тогда неспокойное, военное. Поэтому главный герой жил войной и был смелым, удалым, талантливым воином, а также рассудительным стратегом и талантливым военачальником.

В его сердце жила одна большая любовь - к Отчизне. Но было место и для любви к сыновьям. Когда же Андрий предал то, ради чего Тарас боролся, он остался верен себе. Для него было две стороны: белая и черная, добро и зло, свои и враги. Младший сын стал врагом и получил пулю, но отец оплакивает его все равно. А поступить иначе не мог ни перед казаками, ни перед своей совестью. Это еще одна черта главного героя: невозможность идти на компромисс с совестью.

Достойная жизнь, достойная смерть

Характер Тараса Бульбы постепенно раскрывается перед читателем по мере развития сюжета. Герой, казнив младшего сына, пытается спасти старшего. Но все усилия напрасны. Когда Остап издает последний возглас к отцу, тот откликается. Он чувствовал, что сыну будет легче умереть, когда он будет знать, что отец гордится им. Но он не рискует своими воинами напрасно, не пытается прервать казнь, поскольку понимает, что они зря сложат свои головы. В то же время Тарас позаботился заранее о том, чтобы не попасть в руки к полякам, и уводит товарищей подальше. Месть старого казака будет ужасной. Вся Польша задрожала и умылась кровью, а небольшие отряды казаков всегда успевали скрыться. Но долго продолжаться так не могло, силы были слишком неравными.

Элитные отряды шляхты были брошены на поимку Тараса Бульбы и его хлопцев. В конце концов они попадают в западню. Отчаянно сопротивляясь, казаки вынуждены отступить. Зная, что полякам нужен он, Тарас решает спасти товарищей (а как по-другому?). Уже привязанный к дереву, у которого враги разводили громадный костер, он не думает о себе. Его взгляд устремляется к реке, где он замечает лодки. Из последних сил атаман велит друзьям искать там спасение и не думать о нем. Оплакивая в глубине души своего командира, казаки исполняют его последнюю волю, не смея ей возражать. Мужественный Тарас без единого вздоха встречает смерть, которая не задержалась и пришла вслед за огненными языками и клубами дыма.

Несколько слов в заключение

Характер Тараса Бульбы - цельный, полностью сформированный, без противоречий. Можно сказать, что писатель нарисовал идеальный образ воителя за свободу. Это собранный портрет людей, которые не думали о себе и полностью отдавали себя отчизне. Смерть героя описывает трагическую страницу в истории украинского народа. Однако она, несмотря на весь драматизм, дарит надежду. Ведь до тех пор, пока есть такие люди, как Тарас, Остап и их товарищи, эта земля может быть спокойна за свое будущее. Это значит, что такие герои не остановятся ни перед чем, пока не освободят Родину. И, наверное, это главная мысль, которую пытался донести до нас великий Гоголь в своем произведении.