Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии - с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги-«дошкольники должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии.

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. В распевании не участвует.

2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию.

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение - пение с детьми раннего и младшего возраста).

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение - упражнения на развитие творческой активности детей).

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Для осуществления музыкального воспитания требуется специальная подготовка со стороны воспитателя. Воспитатель получает музыкальную подготовку в колледже, институте, в котором он учится играть на инструменте, петь, танцевать. Знакомясь с основами физкультуры.

Даже при наличии музыкального руководителя, с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкальных занятий в группе в которой он работает. Воспитывая средствами музыки, педагог должен понимать ее всестороннее значение. Воспитатель должен уметь пробудить интерес к музыке, ее содержанию, направлять чувства детей вызываемые музыкой, следить и направлять развитии творческих музыкальных способностей детей.

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание по разделам:пение, движение, слушание, музицирование. Следует, однако сказать, что ни один воспитатель не освобождается от обязанности петь с детьми, проводить танцевальные миниатюры, игры, ит. д. Ссылки на недостаточно развитый слух, на отсутствие голоса и недостаточную подготовленность по движению-очень неубедительны.

В практике имелись случаи, когда воспитатели не обладали музыкальным слухом, все же добивались прекрасных результатов. Роль воспитателя может быть самой разнообразной, в зависимости от программного содержания, которое надо детям освоить. А так же, и от возраста детей группы. Различные разделы музыкальной работы требуют и различного участия в ней воспитателя, так, пение не требует активного вмешательства со стороны воспитателя.

Музыкальный руководитель должен находиться в центре внимания детей. Воспитатель поет вместе с детьми. Причем голос его не должен звучать громче детских голосов. В старших группах и средних, он поет в момент разучивания с детьми, ставиться задача - самостоятельно спеть песню.

Если, воспитатель обладает хорошим голосом, то по договоренности с музыкальным руководителем может исполнить новую песню на занятии. В данном случаи его роль, более ответственна. Наиболее активную роль, воспитатель играет при проведении ритмических движений на музыкальных занятиях. При этом степень его участия зависит, как от содержания задания, так и от возраста детей. Так, в младшей группе воспитатель, непосредственным участием в пляске, в игре, активизирует детей, вносит эмоциональный подъем. Весело хохочут дети, глядя на воспитателя изображающего "медведя", и игра проходит непринужденно. Дружно пляшут они, повторяя за воспитателем. Это, конечно не значит, что дети пляшут, играют, только подражая воспитателю. В известный момент, показ прекращается. И дети действуют уже самостоятельно. Например: дети пляшут знакомую пляску, а воспитатель подбадривая им хлопает в ладоши. В старших группах, активная роль воспитателя уже видоизменяется. Так при проведении игры, воспитатель включается лишь по мере надобности. Если дети затрудняются в движении, воспитатель помогает показом. Например:если ребенок бегает тяжело, воспитатель бегает вместе с ним. Обращая внимание на это, при разучивании движения, воспитатель помогает детям, своим примером становясь с ним рядом, или помогая отдельными указаниями. При этом, воспитатель отмечает, кому из детей надо помочь в дальнейшем. Также это является постоянной сменой видов деятельности, что позволяет постоянно использовать непроизвольное внимание детей.

На празднике в нашем детском саде выступления детей - это разнообразная речевая деятельность.

С точки зрения общей педагогики праздники нужны детям, чтобы отдохнуть и повеселиться, снять эмоциональное и психологическое напряжение.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55»

Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности дошкольников

Консультация для воспитателей

Музыкальный руководитель:

КудаеваИ.Е.

Саранск 2013

Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного.

Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.

Вот почему всесторонней подготовке педагога, его приобщению к миру музыкального искусства придается очень большое значение.

Воспитателю важно не только понимать и любить музыку научиться выразительно, петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструментах. А самое существенное - уметь применять свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется музыкальным руководителем.

Не меньшую роль играет воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку педагогического училища. Роль педагогов (музыканта и воспитателя) сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте.

Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке. Воспитатель должен активно участвовать в процессе обучения детей на музыкальных занятиях.

В младших группах должен петь вместе с детьми (не заглушая детского пения).

В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем дает оценку выученному материалу. А также может исполнить новую песню под музыкальное сопровождение.

При обучении детей музыкально - ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым, активизируя малышей.

В средней, старшей и особенно в подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывает движения, напоминает построения, дает устные указания в песнях плясках, играх и хороводах.

Воспитатель развивает музыкальное творчество детей: подсказывает тему, распределяет и разучивает роли в музыкальных сказках, играх, драматизациях. Воспитатель руководит самостоятельной музыкальной деятельностью детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс. Воспитатель повторяет и закрепляет выученный на музыкальных занятиях материал. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на других занятиях.

Воспитатель должен соблюдать режим музыкальных занятий и приводить детей в зал на занятия в облегченной, не стесняющей движения одежде и легкой удобной обуви.

Воспитатель должен уделять особое внимание самостоятельной музыкальной деятельности детей, создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его мебелью и пособиями. В уголке должны находиться: музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, которые способствуют музицированию детей.

Воспитатель заботится об оснащении уголка детскими играми и пособиями, причем многие из них самоделки, отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.

Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место. Желательно в каждой группе иметь проигрыватель и набор детских пластинок с записью детских песен, нарядных плясок, мелодий музыкальных сказок, инсценировок. Воспитатель может удовлетворить желание детей послушать музыку, поплясать, поиграть. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но ребенок не должен быть предоставлен самому себе, воспитатель руководит, но косвенно:

1.воспитатель влияет на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду или дома.

2.организует условия, способствующие музыкальной деятельности по инициативе самих детей.

3. воспитатель должен быть тактичным, стать соучастником их игры.

В начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто, чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), основываясь на этих наблюдениях, воспитатель создает для всех оптимальные, наиболее благополучные условия.

Основная линия воспитателя в руководстве музыкальной деятельностью – это его активное участие в ней.

Итак, за общую постановку музыкальной деятельности отвечает воспитатель.

Ежедневная работа с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей, дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять художественное развитие всех детей. Музыкальный руководитель консультирует педагогов, даёт советы, оказывает практическую помощь.

Литература

  1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
  2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256 с.
  3. Бугаева З. Н. Музыкальные занятия в детском саду. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
  4. Михайлова М. А, Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  5. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М,; ВАКО, 2006. – 240 с.

«Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников»

Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Всегда ли воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Осознают ли важность такого участия? Чаще всего, воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – поддерживать дисциплину. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдём к организационным вопросам.

ИТАК:

1.На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2.Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

3.На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

4.Воспитатель с собой приносит тетрадь с твёрдой обложкой на спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т д.

5.В время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой либо материал.

6.Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, игр, петь песни и т д.

7.Следить за правильным выполнением детьми движений

8.Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

9.В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Воспитатели должны хорошо понимать, что воспитание гармонично - развитой личности идет прежде всего через музыку. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Воспитателю необходимо знать :

Все программные требования по музыкальному воспитанию,

Музыкальный репертуар, разучиваемый своей группой,

Быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях;

Уметь показывать образцы точного выполнения танцевальных движений, иметь навыки песенного исполнения;

Уметь проводить музыкальные занятия с детьми группы, в случае отсутствия музыкального руководителя,

Разучивать песенный и танцевальный репертуар с отстающими детьми;

Закреплять музыкальные впечатления детей с помощью прослушивания музыкальных произведений в группе, используя средства ТСО.

Использовать музыкально-дидактические игры для развития музыкального слуха, памяти, ритма в самостоятельной деятельности детей;

Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности;

Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя песни, танцы, музыкальные игры,

Использовать музыкальное сопровождение в организации занятий и режимных моментов,

Принимать активное участие в проведении музыкальных праздников, развлечений, досугов, кукольных спектаклей;

Готовить подборки поэтического материала к праздникам и развлечениям;

Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала к праздникам.

Во время музыкального занятия роль воспитателя различается, в зависимости от частей занятия и задач, от чередования его активного участия или пассивного.

Так, например, во время слушания музыки :

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

При распевании, пении :

1. В распевании не участвует.

2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Разучивая и закрепляя музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

В организации процесса музыкального воспитания главная роль традиционно отводится музыкальному руководителю - педагогу, обладающему специальной музыкальной подготовкой. Музыкаль­ный руководитель отвечает за правильную постановку музыкально­го воспитания детей. Он занимается музыкально-педагогическим просвещением своих коллег, способствует организации музыкально-художественной среды, в которой работает педагогический коллек­тив, проводит работу, связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни детского сада. Музыкант-педагог осуществляет взаимодействие с родителями:

■ оказывает помощь в организации домашней фонотеки;

Вместе с тем организация процесса музыкального воспитания дошкольников невозможна без активного соучастия в этом вос­питателя, который хорошо знает своих воспитанников, особенности их семейного воспитания, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, что позволяет ему выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Поэтому музыкаль­ный руководитель должен ориентироваться на педагогов в вопросах воспитания и развития детей, прислушиваться к исходящей от них оценке способностей ребенка, описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений.

В связи со сказанным в настоящее время говорится (Т. Торяник и др.) не о подчиненной позиции воспитателя в вопросах музыкально­го развития ребенка, а о личностно-равноправной позиции, что вы­двигает к нему ряд требований.

Прежде всего у воспитателя должна быть сформирована готов­ность к музыкальному развитию дошкольников, предполагающая владение твердыми навыками элементарного музыкального испол­нительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движе­ния, игра на детских музыкальных инструментах) и способность организовать музыкально-дидактические игры.

В этой ситуации музыкальному руководителю не нужно учить воспитателя (что, впрочем, и невозможно сделать за короткое время, отведенное на консультации), а необходимо лишь актуализировать его музыкальный опыт (в противном случае музыканту-педагогу все проще сделать самому и привлекать воспитателя только для поддержания


Окончание таблицы


дисциплины). Только в этом случае музыкальный руководи­тель и воспитатель будут дополнять усилия друг друга, произойдет распределение их функций и зон деятельности.

Роль педагога в процессе музыкального воспитания меняется в зависимости от возраста детей, вида музыкальной деятельно­сти и формы ее организации.

Воспитатель является активным помощником музыкального ру­ководителя в организации праздников, в проведении игр и развле­чений. Но прежде всего он отвечает за постановку музыкального воспитания в своей группе. От него во многом зависит, чтобы му­зыка вошла в жизнь детей, стала их потребностью.

Особо важную роль играет воспитатель при руководстве само­стоятельной музыкальной деятельностью детей в их повсе­дневной жизни.

Он создает условия, способствующие возникновению музыкаль­ной деятельности детей по их собственной инициативе - музыкаль­ную зону в группе, атрибут, пособия и т.д., организует и поддер­живает возникающие по инициативе детей песни, игры, вводит музыку на утренней гимнастике и на других занятиях. Это позволя­ет также закреплять навыки и умения, полученные детьми на за­нятиях и осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкаль­ного воспитания и развития детей.

Воспитатель помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. При этом его функции в каждой из возрастных групп раз­личны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном за­нятии (Е.А.Дубровская и др.).

Наибольшая роль воспитателю отводится в тех разделах занятия, которые связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упраж­нения, танцы, игры), меньшая - в разделе «Слушание музыки».

Младшая Воспитатель является активным участником
группа педагогического процесса на музыкальном занятии: он

поет вместе с детьми, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю - оказывать помощь каждому ребенку, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии

Средняя Самостоятельность детей возрастает и функции
группа воспитателя становятся иными. Он действует лишь


Средняя группа

по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, показывает отдельные фрагменты песен, танцев, оценивает деятельность детей

Старшая Детям предоставляется больше самостоятельности,

и подгото- но все же помощь воспитателя необходима. Он

вительная осуществляет в основном контроль за поведением детей

группы и за качеством исполнения

Таким образом, лишь тесный педагогический контакт музыкаль­ного руководителя и воспитателя может дать положительный резуль­тат в организации музыкального воспитания дошкольников.

Для успешного выполнения задач музыкального воспитания детей и квалифицированной организации музыкальной деятельности в группе воспитатель должен (Е.А.Дубровская, Г. А. Праслова и др.):

■ знать теорию и методику музыкального воспитания детей;

■ знать программные требования в области музыкального воспи­тания детей;

■ знать музыкальный репертуар своей группы;

■ знать методы диагностики музыкального развития детей и уметь оказывать помощь музыкальному руководителю в ее проведении;

■ обладать развитой музыкальной культурой, владеть общими све­дениями по музыкальной грамоте, музыкальной литературе;

■ владеть музыкально-исполнительскими навыками (в области
ритмики, пения, игры на детских музыкальных инструментах) и
методикой проведения игр.

Организация работы по музыкальному воспитанию на этих осно­ваниях позволит обеспечить компетентность педагогического воз­действия на детей (схема 33).

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Только тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя даст положительный результат в музыкальном развитии дошкольников. Воспитатель должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей.

Задачи музыкального воспитания и развития детей вне занятий:

Закрепление навыков и умений, полученных на музыкальном занятии;

Расширение музыкальных представлений, кругозора;

Выявление и формирование склонностей и музыкальных интересов;

Развитие музыкальных способностей, самостоятельных способов действий.

Формы музыкального воспитания и развития детей вне занятий:

Индивидуальная работа по формированию музыкальных интересов и способностей детей;

Использование музыки на прогулке, занятиях гимнастикой, занятиях по изобразительной деятельности;

Прослушивание аудиозаписей, музыки из радио- и телепередач;

Организация музыкально-дидактических игр, развлечений.

Самостоятельная деятельность детей.

Для решения этих задач педагог должен обладать определённым объёмом музыкально-эстетических знаний. Например, в индивидуальной работе с детьми воспитателю необходимо учитывать особенности каждого ребёнка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им материала; активизировать пассивных детей, способствовать формированию музыкальных интересов.

Помощь родителей в музыкальном развитии дошкольников

Очень важен тесный контакт музыкального руководителя с родителями. Основными формами этой работы можно назвать: проведение консультаций по темам «Развитие музыкальных способностей дошкольников», «Формирование музыкальных интересов ребёнка в семье» и др.; помощь в организации домашней фонотеки; рекомендации по использованию детских музыкальных инструментов. С цель обмена информацией с родителями можно посоветовать создать «Этношкатулку», которая позволит привлечь внимание родителей к возрождению этнокультуры в семье, пополнению и обогащению знаний, как родителей, так и педагогов по этнопедагогике.

Музыкальная деятельность дошкольников и её задачи

Слушание – восприятие

В старшей группе продолжается и углубляется работа по слушанию музыки. Оно выступает и как раздел занятия, и как методический приём работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Проявляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний и чувств. Значительные сдвиги наблюдаются в мышлении детей: происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Внимание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать довольно сложные произведения. Речь детей достаточно развита, они способны высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами, определениями. Глубже и богаче становятся их эстетические переживания – дети живо и эмоционально реагируют на музыкальное произведение.

В старшей группе в процессе слушания музыки ставятся следующие задачи:

Анализировать произведения торжественного, радостного, грустного и шутливого характера;

Воспринимать образцы казахской народной музыки и музыкальных произведений композиторов Казахстана, знать историю произведения, легенды, связанные с кюями;

Формировать знания о жизни и творчестве композиторов Казахстана;

Различать звучание народных музыкальных инструментов;

Прививать интерес к слушанию народной музыки, классической и современной в исполнении солистов, хора, инструментальных ансамблей, оркестра;

Приучать запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам, частям;

Развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, высказывать суждения о них, различать двух – и трехчастную форму, песенный, танцевальный и маршевый жанры;

Развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту.

Добиваясь выполнения поставленных задач, педагог стремится:

Приучать детей внимательно слушать музыку, все свои эмоции выражать после прослушивания музыкального произведения;

Воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке;

Прививать интерес к слушанию народной музыки, классической и современной в исполнении солистов хора, инструментальных ансамблей различных составов, оркестра;

Вызывать желание неоднократно слушать любимые произведения.

Произведения, предназначенные для слушания детям старшего дошкольного возраста, отражают разнообразную гамму чувств, настроений, многочисленные, но доступные детскому восприятию события и явления окружающей действительности. Словесные приёмы становятся более развёрнутыми, способствующими углублённому восприятию музыкальных произведений. Широко используется жизненный опыт детей, новые произведения ассоциируются с уже знакомыми. Восприятие музыки направлено на освоение интонационно-слухового «фонда» эпохи. У детей необходимо развивать способность переживать музыкальное содержание как специфическую выразительную речь. В процессе анализа музыкальных произведений требования к детям постепенно повышаются. При работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо частично отказаться от словесно – описательной интерпретации музыкального содержания. Слово должно быть лишь ориентиром для развития творческого воображения ребёнка. Само музыкальное восприятие следует развивать на интонационной основе. Обратимся к хорошо известному образцу – пьесе Д.Б. Кабалевского «Клоуны». Работа над этим произведением традиционно начиналась со слов педагога: «Дети, многие из вас были в цирке и видели там клоунов…» Конечно, ребята с удовольствием расскажут о клоунах, его внешности, весёлых шутках, и… восприятие дошкольника уже определено, он всё знает и музыка ему ничего не добавит. Предлагаем идти от музыки: «Сейчас мы послушаем пьесу Дмитрия Борисовича Кабалевского (слушание), А теперь расскажите, какую музыку вы услышали, дайте ей название» (дети отвечают). Аналогично работаем с кюем Курмангазы «Серпер» («Порыв»). Предлагаем прослушать произведение и рассказать, о чём нам поведала домбра, что напоминает эта музыка и что можно представить, слушая кюй «Серпер», И только после ответов детей рассказываем, что Курмангазы посвятил кюй своему коню Аксур-ату, не знающему усталости, его крепкой стати, доброму нраву, ровному бегу. Этого коня можно сравнить с джигитом, сильным, стойким, неутомимым, стремящимся вперёд к заветной цели. При повторном слушании предложить детям попытаться услышать дыхание казахской земли, ощутить радость от стремительного бега летящих коней и понять силу казахского народа.

Педагог корректирует ответы, направляя внимание маленьких слушателей на выразительность мелодии. Достаточно эффективными для формирования интонационно-слухового опыта дошкольников являются следующие приёмы:

Сопоставление музыкальных произведений: контрастных произведений одного жара, пьес с одинаковыми названиями, контрастных произведений, передающих различные чувства и настроения;

Использование карточек «цвет – настроение»;

Сравнение различных интерпретаций исполнения одного и того же произведения (например, собственное исполнение и аудиозапись);

Сравнение двух вариантов исполнения: сольного и оркестрового.

Все указанные приёмы могут сочетаться друг с другом и варьироваться. Но все они будут эффективны лишь при выразительном, грамотном исполнении.

Музыкальный репертуар по слушанию музыки значителен по объёму и разнообразен по содержанию. Предыдущий музыкальный опыт дошкольников позволяет говорить как о достаточно развитом целостном, так и дифференцированном восприятии детей шестого года жизни, поэтому мы сознательно отказались от традиционной методики прослушивания каждого произведения в течение трёх – четырёх занятий. Предложенные беседы проводятся как часть одного или двух занятий в зависимости от особенностей детей группы. Отдельные беседы допустимо проводить в вечерние часы, если у педагога возникают проблемы со временем на музыкальном занятии. По усмотрению музыкального руководителя возможна замена произведений, но только с сохранением ведущих принципов их подбора – художественности и доступности для детского восприятия.

Программа также предусматривает знакомство с образцами казахской народной музыки, формирование знаний у дошкольников о композиторах Казахстана, знакомство с историей произведений, легендами, связанными с кюями.

Пение

Песня имеет большое значение для детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дошкольники проявляют особый интерес к пению. Они быстро усваивают и запоминают песни. В этом возрасте дети уже имеют определённый музыкальный опыт. Появляются элементы творчества в пении. Совершенствуется дыхание, развивается голос, расширяется его диапазон. У детей возникает известная система представлений о высоте, тембре, силе музыкального звука. В пении, музыкальной игре дети сознательно стремятся к выразительности создаваемых образов. Ребёнок этого возраста представляет поставленную цель, подчиняет ей способ и порядок выполнения действий.

Обучая пению детей старшей группы, перед педагогом ставятся следующие задачи:

Приучать детей к выразительному пению без напряжения, лёгким звуком, плавно;

Приучать брать дыхание между музыкальными фразами;

Уделять внимание дикции;

Соблюдать динамические нюансы;

Петь хором и индивидуально в диапазоне ре – си первой октавы;

Ясно выражать интонацию;

Отличать на слух интонационно точное и фальшивое звучание;

Закреплять умение одновременно начинать и заканчивать песню, передавать характер мелодии, петь со взрослыми без инструментального сопровождения и самостоятельно с сопровождением;

Побуждать вспоминать и петь ранее выученные песни, сохранять во время пения правильную позу;

Знакомить с некоторыми специальными терминами: напевность, отрывистость, дикция, ансамбль, сила звука, темп, форма песни, куплет, запев, припев, фраза, вступление, заключение;

Развивать напевность звучания, используя народные песни, попевки.

В этом возрасте детям называют фамилии композиторов, написавших песни. Процесс обучения ведётся по трём этапам. Более разнообразными становятся беседы и вопросы к детям, так как усложняется содержание песен. Иллюстрированный материал используется в меньшей степени – в основном тогда, когда надо пояснить незнакомые слова в тексте. Разучивание песни начинается после занятия, на котором проводилось слушание. На каждом занятии нужно добиваться лучших результатов, чем на предыдущем, а не механически пропевать песни. В работе над выразительностью исполнения необходимо исходить из содержания песен, опираться на эмоциональное восприятие ребёнка. Разучивание песен можно иногда начать с припева, если необходимо, транспонировать мелодию в удобную для голоса ребёнка тональность. Перед пением необходимо сконцентрировать внимание детей, провести распевание, использовать специальную систему упражнений. Когда песня усвоена, её можно исполнить по подгруппам и индивидуально. Это даст детям возможность услышать и оценить пение товарищей. Повторение знакомых песен должно проводиться в разных формах, чтобы не снижать интереса детей. Например, в форме «загадки» - узнавание мелодии, сыгранной на инструменте, «музыкальной шкатулки» - где «живут» песни или «музыкального дерева» - на котором растут нотки с песнями и т.д.

Одно из основных условий песенного творчества – умение удержаться при сочинительстве в пределах заданной тональности. Оно характеризуется, как способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, ощущать соподчинённость звуков, окраску мажора и минора. Можно использовать такие задания: «Допой фразу до конца» (педагог начинает, ребёнок заканчивает); самостоятельное нахождение ребёнком устойчивого звука (тоники); ориентировка в различении мажорного и минорного ладов («Весёлый и грустный колокольчик», «Солнышко и дождик»)

В программу вошли песни, известных казахских композиторов. Содержание каждой из песен раскрывают названия произведений: «Әнұран» - «Гимн», «Біздің ту» - «Наш флаг» и др. Песни предназначены как для слушания, так и для пения. Некоторые песни написаны в высокой текстуре и поэтому, могут возникнуть определённые трудности при их разучивании и исполнении. В этом случае можно внести небольшие изменения в мелодии по усмотрению музыкального руководителя. Особое значение имеет первоначальное ознакомление с данными произведениями. Применяя словесный метод, музыкальный руководитель должен умело провести беседу по содержанию песни. В ходе беседы дети рассказывают о родной земле, о Казахстане, о людях, которые проживают в республике. Возможно, что дети сами расскажут содержание песни, и тогда музыкальному руководителю остаётся только дополнить и поддержать их рассказ. В песне «Әнұран» следует обратить внимание на ноты с точками, на их точное исполнение, так как они и придают песне энергичный, бодрый, гимнообразный характер. Разучивание следует начинать с припева. Учитывая исполнительские возможности детей нужно подобрать подходящую тональность.

Разучивание песни «Біздің ту», требует работы над восьмыми паузами, которые встречаются на конце некоторых тактов, иначе песня потеряет свой ритм и соответственно характер. Кроме того, важно добиваться, чтобы дети пропевали последние ноты перед паузами, и хорошо проговаривали окончания слов.

Песня «Туған жер» К. Дуйсекеева – это рассказ детей о родной земле, на которой они живут, о родителях, о бабушке и дедушке, живущих в ауле, о том, что дети гордятся ими. Мелодия песни пронизана детской радостью, весельем, энергией. Песню можно сопровождать танцевальными движениями, придуманными самими детьми. При работе над песней следует обратить внимание на те места, где распевается слог «а-а-а» Перед этой фразой обязательно нужно брать хорошее дыхание. Дети должны петь спокойно, не напрягаясь, не зажимая голосовой аппарат. Будет целесообразно, если перед исполнением пропеть подобные, но простые упражнения. Песню можно исполнять на праздниках, посвящённых Наурызу, Дню Республики, Дню независимости, Дню защиты детей и др.

В песне «Наурыз әні» Б. Аманжолова необходимо научить детей до конца пропевать целые ноты. Песня Т. Муратова «Наурыз тойы» написана в удобной тональности для детей старшего дошкольного возраста, легко разучивается и запоминается. Её можно поставить кака отдельный концертный номер. По усмотрению музыкального руководителя можно добавить танцевальные движения.