Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 26.09.2016 19:29 Просмотров: 2377

Его творчество относится к периоду Раннего Возрождения.

Последняя работа Брунеллески – купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре – доныне считается чудом строительного искусства.

Призвание

Ф. Брунеллески родился во Флоренции в 1377 г. в семье нотариуса. Отец хотел, чтобы и сын избрал себе ту же профессию, но, заметив наклонность мальчика к механике, отдал его в ученье к золотых дел мастеру.
Филиппо с большим увлечением занимался теми науками, которые были связаны с архитектурой: рисованием, лепкой, гравированием, скульптурой и живописью, во Флоренции изучал промышленные и военные машины, а также математику. В 1398 г. он уже стал считаться золотых дел мастером и вступил в Арте делла Сета, куда входили другие золотых дел мастера.

В Пистойе молодой Брунеллески работал над серебряными фигурами алтаря св. Якова. Ему помогал Донателло, которому к тому времени было всего 13-14 лет. В ранних работах Ф. Брунеллески чувствуется сильное влияние искусства Джованни Пизано.

Ф. Брунеллески «Мадонна с младенцем»
Вернувшись во Флоренцию, Брунеллески продолжал совершенствоваться в скульптуре, создал несколько статуй из дерева и бронзы: статую Марии Магдалины (сгоревшую в Санто-Спирито во время пожара 1471 г.), деревянное «Распятие» в церкви Санта-Мария-Новелла.

В Риме

Вскоре он уехал в Рим и принялся там за изучение римского, или классического, стиля, который в это время был заброшен в Италии. Здесь же, в Риме, молодой Брунеллески перешёл от пластики к строительному искусству. «Он стал тщательно измерять сохранившиеся развалины, зарисовывать планы целых построек и планы отдельных частей, капителей и карнизов и все их детали. Он раскапывал засыпанные части и фундаменты, составлять эти планы в единое целое, он проникся духом античности; работая с рулеткой, лопатой и карандашом, научился различать виды и устройство античных построек и создал в папках со своими этюдами первую историю римской архитектуры» (П. Франкль).

Воспитательный дом

В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей, который действовал до 1875 г. Это была фактически первая постройка эпохи Возрождения в Италии. Она оказала огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры. Стройка осуществлялась за счёт благотворительности флорентийских олигархов.
До 1427 г. работами руководил сам архитектор Брунеллески – это был первый этап строительства.
Воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 г. Это было первое сиротское учреждение (приют) такого масштаба в Европе.
Воспитательный дом принимал бездомных детей, подкидышей и предоставлял им возможность интеграции в общество.

Герб гильдии Арте делла Сета на фасаде приюта
Автор фото: Sailko – собственная работа, из Википедии
Сначала за детьми ухаживали кормилицы. Затем мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям. Девочек обучали шитью, приготовлению пищи и другим умениям, необходимым для будущей домохозяйки. При выпуске учреждение обеспечивало их приданым и давало возможность выйти замуж или уйти в монастырь. В 1520-х годах для воспитанниц, не выбравших ни замужество, ни монастырь, к южной части здания была добавлена специальная пристройка.
В настоящее время в воспитательном доме по-прежнему располагаются важнейшие благотворительные организации Флоренции. Тут находятся двое яслей, школа материнства, три детских и один женский приют, офисы ЮНИСЕФ. Приют является национальным центром детства и юности.

Архитектура приюта

Фасад представляет собой портик длиной 70 м, состоящий из девяти полукруглых колонн. Внутри он украшен фресками. В пазухе сводов находятся глазурованные тондо (круглая по форме картина или барельеф) из синего кафеля с рельефами с изображением младенца в пелёнках работы Андреа делла Роббиа (около 1490 г.). Лишь несколько из них подлинны, остальные являются копиями XIX в. Над каждой аркой находится прямоугольное окно с треугольным фронтоном.

Тондо
В центре здания квадратный двор, окруженный аркадой (ряд одинаковых по форме и размеру арок) с приподнятым сводом. Арки опираются на колонны.
Архитектура Воспитательного дома во Флоренции интересна тем, что в ней впервые сочетаются колонны и несущие арки. В здании сохранено ясное чувство пропорции. Высота колонн равняется расстоянию между ними и ширине самой аркады: это правильное соотношение формирует куб. Брунеллески сочетал в своих проектах классическую римскую, романскую и позднюю готическую архитектуру.

Базилика Сан-Лоренцо и Старая сакристия

Одновременно со строительством Воспитательного дома Брунеллески в 1420 г. начал работу над Старой сакристией базилики Сан-Лоренцо, строительство которой было закончено в 1428 г. Эта композиция была образцовой для Ренессанса. Средства на строительство выделили Медичи – олигархическое семейство, представители которого с XIII по XVIII в. неоднократно становились правителями Флоренции. Наиболее известны как меценаты самых выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения. Здесь были погребены представители их семьи.
Сакристия Сан-Лоренцо – просторное квадратное помещение, перекрытое куполом. С восточной стороны – алтарь в виде маленького низкого помещения, но подчинённого большому. Ясность и простота архитектуры Брунеллески – основная черта его таланта. Донателло выполнил декоративные элементы – рельефы.

Фасад церкви Сан-Лоренцо
Сакристия строилась, а с другой стороны находились остатки старой церкви Сан-Лоренцо, которые ещё не были сломаны. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. То есть путь к ренессансной архитектуре шёл через возрождение античной. Античные по пропорциям, силуэту и рисунку капителей колонны легко несут тяжесть, через них перекинуты арки, все пространство расчленено с математической ясностью - избегнуто все давящее, все разъединяющее. Простой орнамент, частично изобретённый самим Брунеллески, вносит отпечаток лёгкости, гармоничность, настроение этого церковного здания – наивной радости бытия.

Интерьер Сан-Лоренцо

Купол собора Санта Мария дель Фьоре

Почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо Брунеллески начал возведение купола над кафедральным собором города –Санта Мария дель Фьоре (1420-1436). Купол – восьмигранный стрельчатый свод готического типа. Архитектор собора – Арнольфо ди Камбио , кампанилу собора строил великий Джотто .
Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (или просто Дуомо) до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, его высота 114,5 м. Он спроектирован таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города «великое... вздымающееся к небесам сооружение осеняет собой все тосканские земли», - писал о нём итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти.
Купол должен был возводиться на большой высоте, что тогда казалось невозможным. Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем. Он сам вызвался создать ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте – в этом проявились его инженерные способности.

Купол в разрезе
Восьмигранный купол диаметром 42 м был построен без опирающихся на землю лесов; он состоит из двух оболочек, связанных 24 ребрами и 6 горизонтальными кольцами. Возвышаясь над городом, купол, с его устремленностью ввысь и гибким упругим контуром, определил характерный силуэт Флоренции, и самими современниками он воспринимался символом новой эпохи – Возрождения.

Палаццо Питти

Лука Питти – разбогатевший купец. Он хотел разорить Медичи и почти это сделал, но в силу своей слабохарактерности не смог переиграть ловкую дипломатию Медичи. Он хотел, чтобы его дворец стал памятником его победы над Медичи и Флоренцией. Дворец должен был быть таким большим, чтобы на его дворе можно было поместить самый большой дворец Флоренции. Но у Питти начались финансовые трудности. Хозяин дворца умер в 1472 г., так и не доведя своё предприятие до конца.

Внутренний дворик
Двор остался открытым сзади, и получил фасад лишь через сто лет (в 1558 г., архитектор Б. Амманати). Но дворец получился не таким, каким задумал его Питти, хотя это самый большой из палаццо Флоренции, выдающийся памятник архитектуры. Он расположен на покатой площади Питти. Здание служило резиденцией сначала великим герцогам Тосканским, затем итальянских королей. В настоящее время это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции (здесь помещаются Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма).
Филиппо Брунеллески умер в 1446 г.

Андреа Кавальканти «Скульптурный портрет Филиппо Брунеллески»
Автор фото: shakko – собственная работа, из Википедии

Реферат

Биография и творчество архитектора Филиппо Брунеллески

Введение

1. Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi (Brunellesco); 1377-1446) - великий итальянский архитектор эпохи Возрождения

2. Воспитательный дом

3. Церковь Сан-Лоренцо

4. Сакристия церкви Сан-Лоренцо

5. Купол собора Санта-Мария дель фьори

6. Капелла Пацци

7. Храм Санта-Мария дель Анджели

8. Церковь Санто-Спирито. Палаццо Питти

Заключение

Список литературы


Введение

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени.

Роль искусства. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех - в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.

При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.

Философия и религия. Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее крупнейшие представители - Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно - делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя - наряду с античной и библейско-евангельской традицией - сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный, и компромиссно-умеренный, и дерзкий «еретический» характер.

Сознание в состоянии выбора - ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина, либо Эразма Роттердамского (проповедующего «третий путь» христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации. Тем более, что само понятие «Возрождения» имеет - в контексте церковных реформ - и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава.

Гуманизм. Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»).

Леонардо да Винчи «Анатомический чертеж». Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» - благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

Периодизация и регионы. Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии - родины Ренессанса - долгое время служили главной точкой отсчета. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (13 в.), а также треченто (14 в.), кватроченто (15 в.) и чинквеченто (16 в.). Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 вв.), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее; а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм.

Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением; здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца 14-15 вв.) была особенно значительна. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др.), сказались в Скандинавии. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии.

Люди эпохи

Джотто. Воскрешение Лазаря

Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые - при всем обилии тогдашних талантов - стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, противоположные аспекты кватроченто - конструктивную строгость и задушевный лиризм - соответственно выразили Мазаччо и Анджелико с Боттичелли. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело - это художники - символы великого рубежа Нового времени как такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры - ранний, средний и поздний - монументально воплощены в творчестве Ф. Брунеллески, Д. Браманте и А. Палладио.

Я. Ван Эйк, И. Босх и П. Брейгель Старший олицетворяют своим творчеством ранний, средний и поздний этапы живописи нидерландского Ренессанса.

А. Дюрер, Грюневальд (М. Нитхардт), Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший утвердили принципы нового изоискусства в Германии. В литературе же Ф. Петрарка, Ф. Рабле, Сервантес и У. Шекспир - если назвать лишь крупнейшие имена - не только внесли исключительный, поистине эпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков, но стали основоположниками современной лирики, романа и драмы как таковых.

Новые виды и жанры

Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu).

Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены. Все виды изобразительного искусства теперь так или иначе нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость. Формируются типы абсолютно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается совершенно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.

Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания). Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь.

Различные виды декоративного искусства, а также моды обретают особую, по-своему «картинную» живописность. Среди орнаментов особо важную смысловую роль играет гротеск.

Наследующее Возрождению барокко плотно сопряжено с поздними его фазами: ряд ключевых фигур европейской культуры - в том числе Сервантес и Шекспир - принадлежат в этом отношении как ренессансу, так и барокко.

1. Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi (Brunellesco) ; 1377-1446) - великий итальянский архитектор эпохи Возрождения

Биография.Источником сведений считается его «биография», приписываемая, по традиции, Антонио Манетти, написанная более чем через 30 лет спустя после смерти архитектора.

Начало творчества. Скульптура Брунеллески. Сын нотариуса Брунеллески ди Липпо; мать Филиппо Джулиана Спини была в родстве с родовитыми семействами Спини и Альдобрандини. В детстве Филиппо, к которому должна была перейти практика отца, получил гуманистическое воспитание и лучшее по тому времени образование: изучал латинский язык, штудировал античных авторов. Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески воспринял идеалы этого круга, тоску по временам «своих предков» римлян, и ненависть ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим римскую культуру, в том числе и к «памятникам этих варваров» (и среди них - средневековым постройкам, тесным улицам городов), которые казались ему чуждыми и нехудожественными по сравнению с теми представлениями, которые составили себе гуманисты о величии Древнего Рима.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Брунеллески, Купол собора во Флоренции, 1420-36

    ✪ Линейная перспектива: Эксперимент Брунеллески

  • Субтитры

    Мы во Флоренции, стоим перед Дуомо. Главным собором Флоренции - и смотрим на купол Брунеллески. Он огромен. До строительства Св. Петра это был самый высокий купол, построенный человеком. а по ширине он такого же размера, как Пантеон. Почти. Если говорить о самом соборе, то он был спроектирован в ХIV веке. План был - построить собор, который был бы почти равен по ширине Пантеону. И конечно, Пантеон был построен в античности, и большинство тех технологий были утеряны. Да. Поэтому в первую очередь работа Брунеллески - это замечательное инженерное достижение. Сложность была в том, чтобы построить такой широкий купол без деревянных стропил. Обычно, когда вы строите арку, а купол - это, по сути, та же арка... По кругу. ...вы ставите деревянные опоры. И эти деревянные конструкции поддерживают купол, пока его не зафиксирует ключевой камень. Именно. Поэтому даже раствор не нужен, так как есть ключевой камень. Проблема в том, что купол был настолько велик, что они просто не могли найти достаточно дерева. Досок, которые были бы достаточно прочны, чтобы поддерживать купол, Поэтому невозможно было использовать леса под потолком или центральную опору, которая держала бы строящийся купол. Так как же построить купол, чтобы он не обрушился? Здесь две проблемы. Во-первых, эта. Вторая проблема в том, что он не должен расползтись в стороны. Купол давит не только вниз, он давит вниз и наружу, так что одним из сложных вопросов было - как построить купол и уравновесить это давление вниз и наружу, чтобы стены внизу не растрескались. В Азии, как в примере с Пантеоном, эту проблему решали просто за счёт объёма. Другими словами, стены должны были быть толщиной 10 футов. По-моему, в Пантеоне это примерно 12 футов бетона. Но здесь Брунеллески не мог так поступить. Поэтому что он сделал: во-первых, он решил сделать купол как можно легче. А это значит, что он, по сути, полый. В нём два слоя. А между этими слоями лестница, змеящаяся по кругу, по которой можно подняться на самый верх. И если присмотреться, можно увидеть, что на вершине купола, чуть ниже лампы, люди любуются видом на город. Ещё он сделал рёбра. Которые держат большую часть веса. А между каждой парой главных рёбер, которые видно снаружи, есть ещё два внутри, которые не видно. И эти рёбра лежат на нескольких горизонтальных планках. Так что, по сути, весь купол поддерживает эта опорная конструкция. Я думаю, главное здесь то, что он смог разработать систему, которая по мере строительства купола, с добавлением каждого нового ряда камня и кирпича, сохраняла и увеличивала свою стабильность. Она сама себя поддерживала. Ещё одно решение, которое Брунеллески нашёл для проблемы давления вниз и наружу, состояло в том, чтобы сделать внутри купола цепи из камня и дерева, соединённые железом. Как пояс, удерживающий купол и уравновешивающий это давление вниз и наружу. Можно вспомнить старые деревянные бочки с парой железных колец вокруг, удерживающих доски. Брунеллески создал консольные леса, которые можно было поднимать по мере роста здания, чтобы строителям было, где работать. Ещё Брунеллески создал новые типы блоков и воротов, чтобы поднимать тяжёлые, массивные каменные плиты на вершину купола. Он изобрёл ворот, который приводили в действие быки - замечательное устройство, которого раньше никто не видел. Он даже спроектировал специальную баржу, которая спускалась бы по Арно и приносила материалы прямо в город. Если подумать просто о количестве материалов, которые нужно было импортировать, поднять наверх и установить на место, масштаб проекта просто поражает. Нужно было сделать кирпичи, добыть и привезти сюда камень, построить платформы, на которых работали бы строители, устройства, чтобы поднимать грузы... По-моему, это Альберти сказал что-то вроде: «То, что сделал Брунеллески, он сделал впервые в мире, без образцов, на которые он мог бы опираться». Да, это чистое творчество! Сейчас мы думаем, что Брунеллески мог съездить в Рим и изучать там античную архитектуру и скульптуру. Но даже в античном мире не было прецедентов того, что Брунеллески создал здесь. Важно отметить, что купол не полусферический, как купол Пантеона. Он довольно вытянут в высоту. Да, немного остроконечный. С этой точки зрения это больше готическая, чем античная форма. Но благодаря этому он гармонирует с готическим храмом. Если присмотреться, можно заметить экседры, слепые ниши, которые Брунеллески сделал по внешней стороне купола. На фоне готического храма они выглядят очень классически. Они похожи на римские триумфальные арки. Возникает интересная классическая деталь этого в остальном готического храма. Это не просто готический собор, он отражает романскую традицию Тосканы, особенно за счёт многоцветности, цветного мрамора, который Брунеллески использует также в стенах прямо под куполом. Но, в конечном итоге, мы видим Брунеллески, который, за счёт своего инженерного гения, решил задачу, которую западная традиция никогда до него не могла решить: как накрыть куполом огромное пространство. И в этом он превзошёл древних мастеров, которым здесь отдаёт, конечно, дань уважения.

Биография

Источником сведений считается его «биография», приписываемая, по традиции, Антонио Манетти, написанная более чем через 30 лет после смерти архитектора.

Начало творчества. Скульптура Брунеллески

Филиппо Брунеллески родился во Флоренции в семье нотариуса Брунеллески ди Липпо; мать Филиппо, Джулиана Спини, была в родстве с родовитыми семействами Спини и Альдобрандини. В детстве Филиппо, к которому должна была перейти практика отца, получил гуманитарное воспитание и лучшее по тому времени образование: изучал латинский язык, штудировал античных авторов. Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески воспринял идеалы этого круга, тоску по временам «своих предков» римлян, и ненависть ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим римскую культуру, в том числе и к «памятникам этих варваров» (и среди них - средневековым постройкам, тесным улицам городов), которые казались ему чуждыми и нехудожественными по сравнению с теми представлениями, которые составили себе гуманисты о величии Древнего Рима .

Отказавшись от карьеры нотариуса, Филиппо с 1392 г. был в учении, вероятно, у золотых дел мастера, а затем проходил практику в качестве ученика у ювелира в Пистойе; учился также рисованию, лепке, гравированию, скульптуре и живописи, во Флоренции изучал промышленные и военные машины, приобрел значительные для того времени познания в математике в учении у Паоло Тосканелли , который, по свидетельству Вазари , обучал его математике. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. В Пистойе молодой Брунеллески работал над серебряными фигурами алтаря Святого Якова - в его работах сильное влияние оказало искусство Джованни Пизано. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет) - с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь.

Капелла Пацци

Церковь Санто-Спирито. Палаццо Питти

Базилика Санто-Спирито (Святого Духа) лишь незначительно отличается от Сан-Лоренцо: наружные капеллы являются здесь нишами полукруглой формы.

Брунеллески дожил только до закладки фундамента этой постройки. Лишь 8 лет спустя после его смерти была водружена первая колонна; детали, профили, украшения выполняли подчинённые строители, и их сухие формы лишь в самых общих чертах соответствуют замыслу самого мастера.

Родился в семье флорентийского нотариуса, игравшего видную роль в жизни города: по поручению республики он выполнял ряд дипломатический поручений. Филиппо, получившему по тем временам наилучшее образование, предстояло унаследовать дело отца. Но по неизвестным причинам он порвал с семейной традицией. По просьбе сына отец отдал его в обучение к ювелиру Б. Лотти. Брунеллески обучался в мастерской ювелира и как золотых дел мастер в 1398 году был принят во флорентийских Цех шелкопрядов (Арделла Сета). Делал рисунки к алтарю собора в Пистойе (1399). Принимал участие в конкурсе 1401 года на скульптурное украшение вторых врат баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. Победа Гиберти в этом конкурсе принесла Брунеллески серьезное разочарование, и он покинул Флоренция, чтобы глубже изучить мастерство скульптора.

Брунеллески вместе с Донателло направился в Рим, и здесь в нем произошел перелом, который привел его к занятиям исключительно архитектурой. Изучение римских развалин, попытки их реконструкции побудили его к постижению законов перспективы. Благодаря своим обширным познаниям Брунеллески разработал теорию перспективы, легшую в основу как искусства Возрождения, так и последующего развития искусства. В этом ему помогли значительные познания в математике.

Только в 40 лет (с 1418 года) Брунеллески начал работать как архитектор. Его первые работы находятся во Флоренции. Это капелла в церкви Сан-Якопо (не сохранилась), капелла Барбадори в церкви Сан-Феличита (частично разрушена), палаццо ди Порте Гвельфа , ставшее прототипом ренессансного дворца.

Наряду с этими работами он спроектировал сооружения, ставшие архитектурным воплощением сущности эпохи Возрождения. Это – лоджии Брунеллески на фасаде Воспитательного дома во Флоренции (Оспедале дел Инноченти) . Уже в этом невысоком двухэтажном здании вполне проявились черты нового стиля. Сооружение утратило замкнутость, характерную для готических построек, и широко раскрыто лоджией к улице. Простое, скромное, с плоскостным фасадом, оно имеет горизонтально протяженную структуру. Каждому пролету арки первого этажа соответсвует небольшое прямоугольное окно во втором. Этажи разделены плоской тягой – характерная черта архитектуры эпохи Возрождения.

Одновременно Брунеллески работал над проектом купола собора Санта-Мария дель Фьори во Флоренции . Одна из моделей была представлена на конкурс 1418 года и была признана лучшей наравне с моделью Л. Гиберти, флорентийского скульптора и ювелира. Долгое время Брунеллески вместе с Гиберти возглавлял строительство купола собора. Конструкция восьмигранного купола, состоящего из двух оболочек, соединенных между собой нервюрами и горизонтальными кольцами, была собственным инженерным изобретением Брунеллески, которая позволила справиться с задачей перекрытия огромного восьмигранного пространства, долгое время не поддававшейся решению. Купол собора стал первым крупным памятником ренессансного зодчества (1420-36 гг.) и определил характерный силуэт Флоренции. Возведение купола собора имело определяющее значение для всего дальнейшего развития типа центрально-купольных сооружений. Конструктивная схема, примененная зодчим, позже была использована во всех крупных соборах Европы XVII-XVIII веков.

Инженерные находки Брунеллески использовались и в ходе войны Флоренции с Лукой (1429-33 гг.). Истоки творческой манеры Брунеллески – в тосканской, особенно флорентийской архитектуре Треченто и архитектуре более ранних памятников тосканского зодчества, почитавшихся современниками как истинно античные, римские. Его архитектурные решения во многом являлись возрождением именно этого антикизирующего начала тосканской традиции, сквозь призму которой Брунеллески было воспринято наследие античного Рима.

В своих инженерных решениях Брунеллески опирался и на традиции готики, используя возможности жестких нервюрных несущих констрвкций (купол Флорентийского собора, «зонтичные купола» Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо и капеллы Пацци во Флоренции).

Наиболее значительные церкви, построенные Брунеллески, имеют удлиненный план. Шедевром архитектуры является церковь Сан-Лоренцо. Три нефа церкви разделены коринфскими колоннами. Капители поддерживаю арки. Центральный неф перекрыт плоским потолком, подшитым к деревянным фермам. Боковые нефы перекрыты парусными сводиками. Облицовка – та же, что и в капелле Пацци: колонны, архитравы, тяги – серого мрамора, фон – белый.

Жесткость конструктивной логики нашла отражение и в обращении Брунеллески с элементами классического декора, которые он неизменно выделял темным цветом на светлой поверхности стены. На метафорический язык ордерной декорации переводится порядок тектонических отношений, который в системе Брунеллески представляет самостоятельную ценность. Брунеллески принадлежит первые в ренессансной архитектуре центрические пространственные решения (старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, капелла Пацци, церковь Санта-Мария дельи Анджели во Флоренции ).

Брунеллески стал одним из основоположников архитектуры Возрождения и создателем научной теории перспективы.

Филиппо Брунеллески умер в 1446 году шестидесяти девяти лет от роду, не успев полностью завершить всех начатых им сооружений. Одной из крупных заслуг зодчего следует признать создание им школы крупных мастеров архитектуры.

Брунеллески и его школа оказали влияние на все последующее развитие архитектуры Италии XV-XVI веков, на протяжении которых его манера совершенствовалась в поступательном Движении к лучшим творениям зодчих высокого Ренессанса.

Постройки

Название Место Время Подробности
Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре Флоренция 1417-1436 La Cattedrale di Santa Maria del Fiore (Duomo)
Палаццо ди парте Гвельфа Флоренция 1421-1442 Palazzo di Parte Guelfa, недостроено
Палаццо Пацци-Кваратези Флоренция до 1445
Воспитательный дом во Флоренции или Оспедале дельи Инноченти Флоренция 1419-1444 Ospedale degli Innocenti
Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо Флоренция 1419-1428 Sagrestia Vecchia San Lorenzo
Капелла Пацци Флоренция 1429-1443 Cappella de’Pazzi
Церковь Санта-Мария-дельи-Анжел Флоренция с 1434 Santa Maria degli Angeli, проект до конца не осуществлен
Церковь Санто-Спирито Флоренция 1436-1487 Santo Spirito
Палаццо Питти Флоренция с 1440 (окончен только в XVIII в.) Palazzo Pitti
Обитель каноников во Фьезоле г. Фье́золе, 6 км от Флоренция, с 1456 г. начало строительства — 10 лет после смерти архитектора

Инженерные работы

Помимо строительства гражданских зданий Брунеллески принимал участие и в создании чисто инженерных сооружений. Исключительно широкая одаренность, разносторонняя образованность, а также чувство материала и конструкции позволили ему, не отвлекаясь от основных архитектурных задач, проявить себя и в области военно-фортификационного строительства. В 1427 году он был приглашен герцогом Филиппо Мариа Висконти в Милан для коренной перестройки миланской крепости. Работа эта была проделана Брунеллески с большим успехом. Им была создана и модель сооружений для крепости в Вико Пизано. Там же ему было поручено укрепление моста и решение некоторых других подобных задач.

В Милане Брунеллески произвел ряд инженерных работ по Миланскому собору . В биографии зодчего, принадлежащей перу Вазари, говорится также об изобретениях Брунеллески сложнейших механизмов для церкви Сан-Феличе во Флоренции. Механизмы эти были особым образом укреплены под куполом собора и предназначались для передвижения сферической поверхности, что создавало впечатление движения небесного свода.

Брунеллески, наряду с другими гениальными творцами Ренессанса, обладал в избытке изобретательностью, запасом творческих возможностей, уменьем многогранно охватывать все задачи эпохи, ни на минуту не замыкаясь в рамки своей основной профессии, профессии архитектора.

Создание купола

У Брунеллески него два прекрасных друга: известный математик Тосканелли, ставший впоследствии советником Христофора Колумба, и скульптор Донателло. В течение продолжительных бесед по вечерам Тосканелли ознакомил Брунеллески с законами чисел, а Донателло - с закономерностями искусства, В дальнейшем Брунеллески вместе с Донателло уехал в Рим, чтобы ознакомиться там с шедеврами античной архитектуры. Они непрестанно измеряли и рисовали, чуть ли не забывая о еде и сне, зато, возвратившись во Флоренцию, Брунеллески ощутил в себе достаточно знаний для выполнения задачи, которую он поставил себе еще в юности: для перекрытия кафедрального собора Санта Мария дель Фиоре.

Постройка этого собора была начата, собственно, уже сто восемьдесят лет назад, но завершить ее не смогли, ибо никто не посмел взяться за перекрытие грандиозного зала. В конце концов, мастера шерсте-прядильного цеха, несшие большую часть расходов, пригласили специалистов из всех стран Европы, чтоб испросить у них совета. На этом знаменитом европейском конкурсе выступил и Брунеллески со своим давно выношенным проектом, не только обеспечивавшим сооружение перекрытием, но и устранявшим возведение дорогостоящих подмостков.

Биограф его описывает это выступление следующим образом: «Выступая, он разгорячился и чем больше старался разъяснить свои замыслы, чтобы его поняли и поверили ему, тем больше вызывал он сомнений и все меньше слушателей доверяло его словам. Наконец, ему велено было удалиться из зала, но, поскольку он не двинулся, стражи схватили его и вывели, так как решили, что он потерял здравый рассудок!»

Однако Брунеллески, при помощи самодельных моделей, все же доказал свою правду. Ему поручили руководство строительством и проект его - подобного которому до того еще не знала история архитектуры - оправдал себя. Брунеллески днями не слезал с купола, лично проверяя установку каждого камня. Для того, чтоб избавить рабочих от утомительного лазания по подмосткам, Брунеллески оборудовал для них, в тридцати аршинах над землей, «буфет».

В течение пятидесяти лет шла непрестанная работа - поскольку в старину темпы строительства несколько отличались от нынешних. До полного завершения собора Брунеллески не дожил, но создание его увековечило его славу. И - хотя многие это и отрицают - ему принадлежит большая доля заслуг в том, что спустя несколько десятилетий был создан следующий шедевр в области куполостроения, а именно купол одного из грандиознейших в мире соборов:

Филиппо Брунелле́ски (итал. Filippo Brunelleschi (Brunellesco)); 1377-1446) - великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения.

Источником сведений считается его «биография», приписываемая, по традиции, Антонио Манетти, написанная более чем через 30 лет после смерти архитектора.

Филиппо Брунеллески родился во Флоренции в семье нотариуса Брунеллески ди Липпо; мать Филиппо, Джулиана Спини, была в родстве с родовитыми семействами Спини и Альдобрандини. В детстве Филиппо, к которому должна была перейти практика отца, получил гуманитарное воспитание и лучшее по тому времени образование: изучал латинский язык, штудировал античных авторов. Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески воспринял идеалы этого круга, тоску по временам «своих предков» римлян, и ненависть ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим римскую культуру, в том числе и к «памятникам этих варваров» (и среди них - средневековым постройкам, тесным улицам городов), которые казались ему чуждыми и нехудожественными по сравнению с теми представлениями, которые составили себе гуманисты о величии Древнего Рима.

Отказавшись от карьеры нотариуса, Филиппо с 1392 г. был в учении, вероятно, у золотых дел мастера, а затем проходил практику в качестве ученика у ювелира в Пистойе; учился также рисованию, лепке, гравированию, скульптуре и живописи, во Флоренции изучал промышленные и военные машины, приобрел значительные для того времени познания в математике в учении у Паоло Тосканелли, который, по свидетельству Вазари , обучал его математике. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. В Пистойе молодой Брунеллески работал над серебряными фигурами алтаря Святого Якова - в его работах сильное влияние оказало искусство Джованни Пизано. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет) - с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь.

В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев тканями) конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия. В конкурсе вместе с ним приняли участие Якопо делла Кверча, Лоренцо Гиберти и ряд других мастеров. Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. Конкурс был проигран Брунеллески - рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче рельефа Брунеллески). Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив её как необыкновенно удачную.

Согласно Манетти, Брунеллески создал несколько статуй из дерева и бронзы. Среди них - статую Марии Магдалины, сгоревшую в Санто-Спирито во время пожара 1471 г. Около 1409 г. (между 1410-ми и 1430-ми гг.) Брунеллески создал деревянное «Распятие» в церкви Санта-Мария-Новелла, по свидетельству его биографов - вступив в дружеский спор с Донателло.

Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые учёные отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые - что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло . В Вечном Городе они прожили несколько лет, а поскольку оба были превосходными золотых дел мастерами, то зарабатывали на жизнь этим ремеслом и все заработанное тратили на организацию раскопок античных руин. В свободное же время он целиком отдавался изучению римских развалин, и влияние римских впечатлений можно отметить в творчестве обоих мастеров.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →