Диагностические мандалы,
используемые в консультативной практике
(индивидуальный и групповой варианты)

1. Мандала «Цветочная поляна»

Цель: изучение семейного окружения, личностного ресурса ребенка, снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

Материалы и оборудование:

Инструкция

1. Ребенку предлагается мандала: «Посмотри, какой волшебный круг. Это волшебная поляна, на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие. Покажи, где цветок «мама», «папа», «сестра», «брат» и др. Разукрась их. Расскажи, какие это цветы. Кто еще есть на этой волшебной поляне (друзья, знакомые)? Что нужно для цветов, чтобы они были счастливы? Что мешает цветам на этой поляне?»

2. Ребенку предлагается закрасить контуры (рамку): «Выбери цвет, который подходит для этой поляны. Почему ты выбрал этот цвет? Что он для тебя значит? Что ты сейчас чувствуешь?»

Цвет.

Выход за границы.

Расположение цветов относительно друг друга.

Сочетаемость цветов.

Включенность ребенка в работу.

Цвет рамки.

Центр мандалы (см. рис. вверху).

2. Групповая мандала

Цель: гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие внутренней тревожности, активизация работы бессознательного, актуализация чувств, определение половой идентичности, изучение социальной ситуации развития (социометрия).

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, краски, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.

Инструкция

1. «Заполни круг, начиная с середины. Что получилось? На что это похоже?»

2. «Сейчас посмотри на волшебный круг: тут мальчики и девочки. Кто ты? Найди и разукрась себя. Нарисуй свое настроение (лицо)».

3. «Посмотри, кто находится рядом. Кто это? Покажи, где находятся твои друзья. Расскажи о них. Разукрась своих друзей».

4. «Возле человечков нарисованы домики. Выбери дом, в котором ты живешь. Расскажи об этом доме. Какой этот дом? Что в нем есть хорошего, что плохого?» (Далее обсуждается образ дома, как в проективных методиках.)

5. «Выбери дома, в которых живут твои друзья, расскажи об этих домах. Какие они?»

Информация, которую необходимо
учитывать при интерпретации рисунка

1) Центральный круг. Какой он по цвету, можно ли четко выделить «крест», или это целостное изображение?

2) Выбор цвета (интерпретация по Люшеру, Кандинскому).

3) Расположение выбранной фигуры «образ Я» (верх, низ).

4) Кто находится рядом с фигурой, расстояние между членами семьи, друзьями.

5) Прорисовка мимики.

6) Анализ протокола высказываний ребенка.

3. Геометрическая мандала

Показания: может использоваться в работе с двумя–четырьмя испытуемыми при изучении детско-родительских отношений, тендерных, супружеских отношений, ситуации конфликта.

Цель: изучение комфортности пребывания в группе, изучение детско-родительских, тендерных, супружеских отношений, ситуации конфликта.

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.

Инструкция

«Сейчас вы будете делать совместный рисунок. Посмотрите, какой волшебный круг. На что он похож? (вопрос к каждому ). Сейчас ты начиная с середины будешь заполнять этот круг волшебными карандашами. Покажи, какой кусочек круга ты будешь заполнять?»

Примечание: для детей младшего возраста психолог при помощи считалки выбирает кусочек круга, а более старшие испытуемые осуществляют выбор свободно.

Интерпретация

Обращается внимание на крестообразные границы, на центральный квадрат, цвет, которым заполняются два центральных треугольника в этом квадрате, соподчинение или согласованность в действиях с другим испытуемым. Отслеживается выход за границы. Уточняется и анализируется, где расположен центр. Обсуждаются чувства. Осуществляется анализ вербальных реакций испытуемого.

Коррекционно-развивающее занятия
к набору мандал

Гиперактивные и нервозные дети не являются феноменом в наше время, это не чудо, что наш мир стал шумным и хаотичным. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал.

А.Цайри

К аждая мандала отражает определенную стадию психического развития человека. Дж. Келлог дала названия каждой стадии, изображаемой мандалой. Условно выделяют 13 стадий.

Цель работы при разукрашивании мандалы:

Развитие творчества;

Развитие произвольности поведения;

Снятие внутреннего напряжения, релаксация;

Развитие мелкой моторики рук;

Воспитание аккуратности;

Активизация бессознательного.

Время работы с одной мандалой 20–60 минут. Если ребенок устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз.

Использование мандалы как средства
для релаксации и расслабления

1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно.

3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.

4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент.

5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю.

Это и есть способ релаксации и расслабления. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.

Самое важное - соблюдение направления и порядок разукрашивания. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.

6. Чтобы ребенок расслабился, необходимо:

Создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);

Достаточное время для работы;

Соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия;

Разнообразие изобразительных материалов;

Использование релаксационной и медитативной музыки;

Хорошее освещение.

7. Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления. Анализировать данный вид работы могут только специалисты.

8. В конце работы по желанию ребенка можно:

Придумать ей название,

Подобрать для нее фон,

Вырезать мандалу и повесить ее на стену.

9. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.

Технологическая карта «Выбор и роспись мандалы»

Индивидуальное или групповое
диагностико-коррекционное занятие для детей и подростков

Используемая технология: арт-терапия, альбомы А. Цайри, модификация Э.И. Осипук.

Техники: разукрашивание и дополнение сухими и мокрыми изобразительными материалами. Метод «Мандала», автор А.И. Копытин.

Цели: диагностика; гармонизация эмоциональной сферы; снятие внутреннего напряжения; повышение собственной личностной ценности.

№ п/п

Основные этапы занятия

Диагнастико-
коррекционные задачи

Деятельность детей
и психолога

Материалы и оборудование

Организационный

Введение детей в индивидуальную или групповую работу

Психолог предлагает выбрать те материалы, которые необходимы для рисования

Набор готовых мандал Александра Цайри, краски, карандаши, вода, кисти

Основной

Основной

Погружение в творческий процесс. Ситуация выбора. Активизация работы бессознательного

Фиксация вербальных реакций ребенка для последующей интерпретации. Актуализация чувств ребенка

Психолог раскладывает перед ребенком готовые мандалы. Дает четкую инструкцию о том, что нужно выбрать один «волшебный круг». Начинать разрисовывать и разукрашивать можно от центра или от края к центру. Можно вносить изменения в рисунок. После окончания рисования психолог предлагает назвать мандалу. Задает следующие вопросы:

1. Почему ты выбрал этот «волшебный круг»?

2. Расскажи, что ты здесь видишь? (психолог отмечает высказывания ребенка).

3. Что для тебя значат эти цвета?

4. Расскажи о границе (контуре) своего «волшебного круга».

5. Что тебе было сложно делать, а что легко?

6. Что ты сейчас чувствуешь?

7. Ты доволен результатом?

8. Хотел ли ты что-нибудь изменить?

Завершающий

Наблюдение за ребенком

Медитативный момент

После окончания рисования психолог предлагает посидеть молча, «покатать волшебный круг». Найти ему место (прижать к себе, повесить на стену). Сказать, если есть негативные переживания (хочется изменить, разрезать, порвать)

Звучание тихой, релаксационной музыки

Возвращение в ситуацию «здесь и сейчас»

Выключается музыка, психолог благодарит за работу

Технологическая карта «Создание песочной мандалы»

Групповое или индивидуальное
коррекционно-развивающее занятие для детей

Используемые технологии: арт-терапия, песочная терапия, работа с катативными предметами.

Техники: песочная терапия, арт-терапия (автор А.И. Копытин).

Цели: гармонизация внутреннего состояния; развитие коммуникативных навыков; снятие внутреннего напряжения; нахождение внутреннего ресурса.

№ п/п

Основные этапы занятия

Психолого-
коррекционные
задачи

Деятельность детей
и психолога

Материалы и оборудование

Организационный

Введение детей в групповую работу. Формирование психологического климата в группе. Умение слышать и видеть другого, соотносить свои желания с желаниями сверстника

Психолог предлагает построить в песочнице большой песочный круг. Если дети маленькие, это делает сам психолог. Как вариант: круг в песочнице можно выложить при помощи нити (цвет контура круга выбирают сами дети)

Ящик с песком, миниатюрные игрушки, стеклянные шарики, каштаны, нити и т.п.

Основной
1-й вариант

Работа с символами (катативные предметы). Активизация работы бессознательного (диагностика межличностных отношений). Отмечаются высказывания детей. Формирование социальных связей

Психолог говорит: «Мы попали в волшебную страну. Она находится в середине круга. Кем бы ты хотел быть в этой стране? Выбери игрушку, похожую на тебя. Определи место в волшебном круге. Где ты хотел бы жить? Нравятся ли тебе соседи?» (Ребенок ставит свою игрушку и отвечает на вопросы психолога.)

Миниатюрные игрушки

Завершающий

Как называется твоя страна?
Что любят ее жители?

2-й вариант
«Мандала на песке»

Развитие творчества. Снятие внутреннего напряжения, осознание чувств. Развитие общения

Психолог предлагает детям украсить «волшебный круг» различными предметами, затем придумать ему название. В процессе работы создается мотивация детей к групповому сплочению, бережному отношению к труду и чувствам других детей

В процессе работы звучит релаксационная музыка

3-й вариант «Мандала из окрашенного песка»

Развитие творчества, целенаправленности. Активизация бессознательного. Актуализация внутреннего состояния

Диагностический аспект

Медитативный момент

Психолог предлагает детям создать красивый песочный круг. Для этого:

Ads by OffersWizard×1. Дети намазывают клеем ПВА круг.

Наконец, я перехожу к своему любимому - практикуму по арт-терапии. Предлагаю начать арт-терапию вместе.

Сразу оговорюсь. Вам понадобится набор альбомных листов такого размера, чтобы на ватмане поместился круг размером с вашу голову и ещё место осталось для фона. Больше А4, то есть.

Затем приобретите набор мягких цветных карандашей или того, чем вам приятнее рисовать. Желательно, чтобы вы не ограничивали себя в палитре, чем больше карандашей, тем только лучше.

Теперь сделайте вот что. Возьмите проволоку и сделайте «ободок-диадему» на голову. Так вы узнаете – какого размера круги будете создавать в ходе практикума. Приложите эту диадему к бумаге, обведите, а затем – найдите в доме тарелку, совпадающую с этим неровным кругом. Тарелка нужна для того, чтобы затем далее рисовать — ровные круги.

Найдите в доме кнопки, котороыми вы будете прикалывать к стене серии ваших мандал. Всё, подготовительная часть закончена. Теперь мы переходим к самой сути арт-терапии с рисованием мандал.

Методика «карточный тест мандалы» и её изводы

Сразу предупреждаю, мы не будем заниматься методикой «Карточный тест мандалы», потому что у вас нет стимульного материала и для работы нужен тандем: Психотерапевт-клиент. Как с Роршахом.

Но мы будем с вами заниматься арт-терапией – на основе - методики «Карточный тест мандалы».

И методику, и её изводы придумала в 70-х гг. американский психотерапевт по имени Джоан Келлогг.

С тех пор её методика, её сертифицированный стимульный материал (сразу же признанные страшно валидными и «официальными») и переосмысленные многочисленные формы работы с методикой - гуляют по всему миру. Только не в России. А жаль. Но мы исправляем ситуацию.

Итак. В чём же состоит суть теории Джоан Келлогг. По какой системе мы с вами будем работать?

Большой круг Мандалы и Архетипические стадии Большого круга мандалы Джоан Келлогг

Джоан Келлогг вынесла на защиту следующие положения.

  • все создаваемые людьми мандалы соответствуют 13 базовым типам, их можно назвать - архетипическими стадиями Большого Круга Мандалы.
  • Все вместе эти 13 базовых типов и образуют Большой Круг Мандалы - как «годичный цикл – зима-весна-лето-осень» или «зодиакальный круг»,
  • Большой Круг Мандалы – это абстракция, «сумма», а каждый из нас пребывает конкретно здесь и сейчас - в одном из тринадцати состояний, проходя по состояниям (или застревая в них),
  • В отличие от Луны или Солнца, которые побывав «в Раке», переходят в созвездие Льва, человек может двигаться по Большому кругу Мандалы не по порядку следования 13 состояний ибо никакого такого «порядка» в линейном смысле здесь нет.

Прохождение по Большому Кругу Мндалы – это путь к Самости, путь к самоактуализации. Хотя возможен и регресс, застревание, стереотипное повторение одного и того же. Всё это покажет ваша мандала, точнее – серия ваших мандал.

Примерно так Таро-терапия предлагает духовное Путешествие по Старшим Арканам. От Нулевой карты Шут, до последней карты – Мир, Вселенная.

И всё это вместе является практикой инициации, поданной в кабинете психотерапевта и на современный манер.

Самый распространённый символ инициации – это блуждание по лабиринту. Как известно, из лабиринта можно выйти победителем, а можно и не выйти... Так и с инициацией, с поиском Самости.

Тем не менее, мандалы и арт-терапия, основанная на их рисовании и интерпретации – служит нитью Ариадны, которая даёт надежду блуждающей в лабиринте фигурке - выжить и покинуть лабиринт героем.

С точки зрения строгой психотерапии...

С точки зрения строгой психотерапии, арт-терапевтическая работа с мандалами доказала на практике свою пользу вот как:

  • Так как рисование мандалы требует значительной концентрации, эта практика сама по себе даёт клиенту возможность - успокоиться, особенно после дня, наполненного очень сильными переживаниями. Так что вы можете использовать мандалу сами для себя как способ снять стресс и возбуждение, особенно когда это традиционно мешает вам уснуть,
  • мандала показала себя отличным средством проверки субъективных впечатлений психотерапевта о клиенте,
  • также мандала зарекомендовала себя как очень прочная основа для построения психотерапевтического процесса и – прогнозирования дальнейших изменений в состоянии.

Последний инструктаж перед началом работы

Проективная методика Джоан Келлогг разработана на основе юнгианской практики рисования мандал. Так что, пожалуйста, отнеситесь к работе - серьёзно с хорошим настроем.

Как вы уже знаете, рисунок мандалы (и другие творения в жанре арт-терапия) не столько «говорят психотерапевту о пациенте». Не за валидную диагностику мы их любим, нет. Создание мандалы (и других рисунков, скульптур, композиций) запускает процесс психических изменений. И это -главное. То есть, создав мандалу, вы уже изменились, стали здоровее. Или же - сделали первый шаг к началу трудного и долгого изменения.

Поэтому - возьмите лист. Обведите тарелку любым карандашом из палитры, можно простым. Найдите у своего рисунка внутри круга - центр. (Он может находиться в любом месте, мы не зависим здесь от геометрии). Начинайте рисовать свою мандалу, используя любые цвета. Вы можете выходить за круг.

В конце сессии – обозначьте, где у вашего рисунка верх, поставьте дату и, при желании, повесьте рисунок на стену.

В следующем материале я расскажу о 13 архетипах мандал и вы получите возможность расшифровать свой первый рисунок.

До встречи!

Елена Назаренко

Мандала – рисунок, изображение в круге. Подобие земного шара, символ исторического кругового мотива цикличности природы и жизни.

Мандала терапия – путь духовного исцеления, очищения. Метод познания себя, своих сакральных возможностей. Столкновение сознательного с бессознательным.
Первоисточники необычного метода арт-терапии уходят корнями к древним восточным народам и древним религиям (Индия, Тибет).

Развитие современной идеи арт-терапии и диагностика методом мандала принадлежит Карлу Гюставу Юнгу.

Мандала терапия: показания

  • Мандала терапия необходима при следующих состояниях:
  • нервное напряжение;
  • заниженная самооценка;
  • агрессивность поведения;
  • семейные конфликты;
  • детское непослушание и отстранение от взрослых;
  • депрессии;
  • сложная адаптация к новым условиям;
  • расстройства мелкой моторики;
  • психосоматические нарушения;
  • страхи, хроническое тревожное состояние;
  • склонность к суициду;
  • потеря творческого потенциала;
  • кризис среднего или подросткового возраста;
  • нетерпеливость и гиперактивность.

Быстрый способ избавиться от выше описанных состояний – использовать систему Турбо-Суслик (). В отличие от мандалы, избавляет от этих и многих других состояний навсегда. Фактически, перебрасывает в иную плоскость бытия, где такие низкочастотные состояния, просто, не актуальны.

Мандала терапия – метод работы многих педагогов-психологов в детских учреждениях. Арт-терапия – идеальный вариант для контакта ребёнка и взрослого.

Значение цветов и символов

Диагностика в арт-терапии включает в себя знакомство, настрой на сотрудничество, непосредственное собирание артефактов (готовых изображений) и метод расшифровки символов.
Основные символы в мандале:

Цветок – символ прекрасного, гармонии, начала жизни, весны.

Крест – нерешительность, символ выбора, раздумий. Перекрёстное состояние сознательного и бессознательного.

Круг – завершённость, осознание целостности и порядка во внутреннем мире. Уравновешенность.

Квадрат – символ управляемой энергии. Открывает возможность человека материализовать свои идеи и цели.

Треугольник. В зависимости от расположения вершины. Вверх – сила, мужественность, целеустремлённость; вниз – нерешительность, проявление слабости, саморазрушения.

Пятиконечная звезда – символ силы, защищённости, самоуверенности, свободы.

Спираль. Вращающаяся вправо – символ растущей луны и пути солнца, начало чего-то нового.

Вращающаяся влево – регресс, трата силы не в правильном направлении, постепенное опустошение.

Глаз – желание следить за происходящим, не упустить ничего из виду, понять суть.

Сердце – чувствительность, переживания, эмоциональность.

Трава – символ тишины, молчания, спокойствия.

Корни – связь с родными, с родной землёй.

Деревья – мироздание, основательность.

Кошка – символ закрытости, настороженности, тайны.

Собака – дружелюбие, преданность.

Бабочка – развитие по стадиям, гармония с природой.

Змея – мудрость, хитрость.

Черепаха – уход в себя, необщительность, страх перед миром.

Голубь – счастье, любовь.

Павлин – сила характера, гордость.

Петух – символ желания высказаться, отстоять свою позицию, начать бой.

Рыба – уединение, желание справедливости.

Цвета и значения:

  1. Красный выражает возможности и силу. Активность, борьба, стремление к справедливости, к борьбе, к достижению цели. Огонь, поглощающий злое и тёмное.
    Если красный цвет вообще отсутствует на рисунке – это, наоборот, означает слабость, нехватку сил, нежелание бороться.
  2. Жёлтый символизирует понимание, открытость ко всему новому, к познанию. Жизнелюбие, независимость, прозрение.
  3. Зелёный указывает на оздоровление, желание помогать себе и другим, спасать, защищать. Мудрое, правильное восприятие себя и других.
  4. Фиолетовый – королевский цвет. Объединяет мужское и женское начала. Духовная энергия, которая иногда проявляется как эгоизм, индивидуализм. Что может привести к разрушениям собственных идеалов и связи с миром.
  5. Синий – проявление интуиции. В тёмных оттенках – символ неспокойствия, бури, ночи, переживаний. В светлых (голубой) – сострадание, безоблачное небо, бесконечность, глубокое чувство материнства.
  6. Оранжевый – символ положительной энергии, мягкости и самовосприятия.
  7. Чёрный – символ пустоты, отрицания, печали, потери. Как начало появления из темноты чего-то нового. В темноте тоже могут происходить процессы, незаметные для других.
  8. Белый может символизировать духовность, открытость миру, чистоту сознания. А может означать недостаток энергии, отстраненность от реальности и верного восприятия мира.

Использование всех цветов (радужное настроение) означает путь к исцелению, новое восприятие начала жизни, переосмысление. Открытие всех чакр.

Диагностика по сочетанию цветов:

  • Чёрно-белый рисунок – борьба противоположностей без эмоций. Своеобразный отдых от переживаний. Преобладание интеллектуального над эмоциональным.
  • Красный + чёрный – злость, гнев, беспокойство, печаль.
  • Красный + зелёный – спорные чувства, конфликт между потребностью и родительским контролем.
  • Жёлтый + чёрный – низкая самооценка, переплетающаяся с ранимостью и желанием большего. Частые перепады настроения.
  • Красный + синий – конфликтное состояние. Стремление быть свободным от опеки. Вызов.
  • Розовый + чёрный – отрицательные мысли о самом себе. Потребность во внимание, любви ближних.

Важные моменты трактовки мандалы:
– доминирование или отсутствие какого-либо цвета
– пространственное расположение:

  • Центральная часть рисунка – основа, то главное, о чём думает человек больше всего в данный момент.
  • Контур – ключ взаимодействия с миром.
  • Верхняя часть рисунка – то, что человек успел осознать и понять. Нижняя – наше бессознательное.

Основы рисования

Метод мандала терапии чаще практикуют в рисовании на бумаге. Это может быть готовая раскраска с множеством замысловатых линий и изгибов.

Для создания рисунка понадобится большой лист белой бумаги, карандаши или краски.

Техника рисования не очень сложна. Главный принцип – рисование в круге.
Цвет, фактура и расположение образов полностью определяется рисующим. По этой причине невозможно увидеть одинаковые мандалы. У каждого она своя – оригинальная и индивидуальная.

Никогда не поздно познать самого себя. Используйте новый метод арт-терапии для самосовершенствования и самоуспокоения.

Мандала терапия поможет обрести гармонию с собой и с окружающим миром.

Мандалотерапия – это диагностика и психотерапевтическое использование циркулярных круглых изображений , создаваемых в произвольном творческом процессе или по определённой инструкции терапевта. Представляет собой метод арт-терапии («лечения творчеством»).

Изначально мандалы фигурировали в буддизме и индуизме. Само слово «мандала» (mandala) в переводе с санскрита означает «круг» . Круглое сакральное изображение представляло собой «мир богов». Подобные центрические символы Вселенной использовались для медитаций, оформления и защиты сакральных сооружений, храмов и жилищ.

Зарождение метода

На мандалы обратил внимание психолог Карл Густав Юнг. Психотерапевт применял круглые изображения в процессе изучения бессознательного. Юнг воспринимал мандалу как универсальный психический образ, символ самости или глубинной сути человеческой души.

Современная психология трактует круглый символ как отражение внутреннего мира, чувственной и ментальной стороны личности. В безопасную центрическую форму заключены мысли и чувства человека, который создавал изображение или амулет.

Мандала – это связующее звено, между сознательным и бессознательным проявлениями , «ниточка», соединяющая внешнее и внутреннее. Целостный и завершённый символ позволяет выявить дисгармонию мягкими методами, сбалансировать состояние и проявления.

Мандалотерапия считается безопасным и экологичным методом психокоррекции и психотерапии. В процессе творчества личность обретает целостность и укрепляет собственное «я» .

Суть и особенности метода

Существует три формата мандалотерапии:

  • активная – пациент самостоятельно создаёт мандалу из имеющихся материалов или заполняет изображением (цветом) пустой круг на бумаге;
  • пассивная – клиент получает готовое центрическое изображение или конструкцию для терапии;
  • смешанного типа – человек выбирает готовый шаблон и раскрашивает мандалу.

В остальном, арт-терапевтический метод исключает какие-либо ограничения. Процесс проходит в соответствии с потребностями и ощущениями, которые испытывает клиент психотерапевта. Это «полёт души» и полное самовыражение. В некоторых ситуациях терапевт рекомендует сосредоточиться на проблеме, которая беспокоит человека.


Техники работы

Свободное творчество: в лист формата А3 вписывается круг Ø 28 см. Полученная окружность вписывается в квадрат, чётко прилегающий к сторонам будущей мандалы. В центре окружности ставится точка. Квадрат вырезается ножницами. Полученная заготовка используется для мандалотерапии.

Круг мандал (по Джоан Келлог): особая авторская методика, которая позволяет отследить 13 состояний и стадий развития/деятельности человека, заключенных в круг. Для использования техники понадобится руководство и карточки с описанием состояний и ступеней развития.

Тематическая работа: перед созданием мандалы клиент получает конкретную установку – о чём будет мандала, какой теме или проблеме посвятить созидательный процесс.

Метод действенен благодаря следующим эффектам:

  • эффект зеркала – мандала отражает внутреннее состояние клиента;
  • эффект структурных компонентов – круг символизирует духовное проявление, квадрат – материальную реальность, а точка в центре – это «точка сборки», эго, квинтэссенция смысла и важности;
  • эффект смысла – с помощью мандалы можно обратиться к любой теме по запросу;
  • эффект взаимодействия с творческими инструментами – особое свойство арт-терапевтических методов.

Мандала «Исцеления, Развития и Любви».

Где применяется мандалотерапия?

Инструмент применяется психологами и арт-терапевтами при индивидуальной работе с клиентами. Мандала поможет разобраться с детско-родительскими сценариями, решить проблемы, возникающие у семейной пары .

Направления для использования метода мандалотерапии:

  • терапия нарушений самооценки;
  • депрессивные состояния;
  • приведение человека к внутреннему балансу;
  • проработка страхов;
  • работа с агрессией и гневом;
  • устранение раздражительности;
  • возвращение радостного отношения к жизни, светлого взгляда на мир.

Детская психотерапия с помощью мандал помогает решить следующие проблемы:

  • помощь в выражении чувств и эмоций;
  • выравнивание эмоционального состояния;
  • развитие навыков саморегуляции;
  • снятие напряжения;
  • повышение концентрации внимания;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие умения самовыражаться.

Мнение эксперта

Обучающий тренер и арт-терапевт тренингового центра ПСИ-Play (psiplay.biz) Наталья Базика работает с методом мандалотерапии с 2009 года. Мастер подчёркивает, что мандалотерапия – это «древнейший метод исцеления природой». Природа наполнена мандалами: круглую и шарообразную форму имеют очень многие предметы и явления естественного происхождения – Солнце, подсолнухи, еловые шишки.

Человек, будучи частью природы, также представляет собой особую разновидность мандалы.

Наталья уверена, что метод позволяет укрепить самооценку, развить навыки и качества, провести самоисследование посредством стихий природы, укрепиться в инстинктах, помогающих жить, развиваться и творить.

Отзывы о мандале

Валентина, которая прошла курс мандалотерапии в тренинговом центре ПСИ-Play (psiplay.biz) у Натальи Базики, подчёркивает, что занятия помогли ей раскрыть ещё одну свою сторону, поверить в свои художественные способности. После курса обучения девушка подтвердила действенность метода на практике, организовав сеанс арт-терапии для близких. Валентина использует метод для личных потребностей, возвращая себе состоянии гармонии в ходе рисования мандал.

https://www.psiplay.biz/otzuv/valentina/

Анна Россихина – Галычая положительно отзывается о базовом курсе мандалотерапии, отмечая, что инструмент позволил ей проникнуть вглубь себя. В ходе обучения слушательница получила желаемые результаты и пришла к глубокому пониманию действенности арт-терапевтического метода мандалотерапии.

https://www.psiplay.biz/otzuv/anna/

Упражнения мандалотерапии

Раскрашивание мандалы

В время практики нужно раскрасить со схематическим изображением мандалы. Круглая мандала – это зеркало, отражающее внутреннее состояние человека в момент создания изображения. Во время раскрашивания человек выплёскивает на бумагу свои переживания, чувства и эмоции, достигая состояния равновесия.



Рисование мандалы

Как нарисовать мандалу? Проще, чем можно себе представить. Достаточно обвести контур тарелки на чистом листе – и можно приступать! Полностью отпустите внутреннего взрослого, который стремится проконтролировать каждую мелочь.

Творчество – это полёт, привилегия внутреннего ребёнка, который не знает правил, границ и установок. Освободитесь от всего наносного и творите шедевр. Как понять, состоялся ли шедевр? От созерцания результата по коже бегут мурашки! Каждый создан для творчества и полёта, поэтому не думайте, умеете ли вы рисовать, а просто отпустите себя и погрузитесь в рисование.

Мандала своими руками

Полная свобода творческого проявления. Сотворить мандалу можно из чего угодно. Что вы любите, как вы чувствуете? Круглый сакральный символ можно связать или вышить. Мандалы клеят из шишек и сухих соцветий, составляют из морских ракушек и камешков.

Форма круга – это единственное условие, а остальное – только на усмотрение художника. Создать центрический амулет можно в стиле декупаж, вылепить из глины, составить флористическую композицию в форме диска. В руках творца заиграют любые материалы. Попробуйте бисер и лозу, пластилин и песок. Самовыражайтесь и исцеляйтесь!

Мандалотерапия видео

Мандалотерапия – это действенный и увлекательный метод психотерапии . Творчество позволяет сделать путь самопознания приятным и радостным. Внешне простая техника – заполнение рисунка в форме круга – направляет духовное и личностное развитие, а иногда даже избавляет от физических недугов.

Статью прочитали: 5 514

Мандалотерапия

В настоящее время в психотерапии всё большую популярность обретает один из самых древних методов индивидуальной терапии - рисование сакральных кругов - мандал. Данный метод получил название мандалотерапия, совмещая арт-терапию с магическими свойствами мандал.

В переводе с санскрита слово "мандала" означает круг и представляет рисунок в круге. В своём более глубоком значении слово "мандала" - извлечение сущности. Это глубинная работа с нашим бессознательным, которая помогает обретению целостности, восстанавливает гармонию нашей души. Наиболее известны мандалы в буддизме, индуизме, где медитация с ними имеет ритуальное значение и одновременно с этим происходит процесс самоинтеграции.

Рисование против стресса

Уровень 1. Простое раскрашивание.

Возьмите раскраску вашего ребенка, выбирайте понравившийся рисунок и раскрашивайте! Все очень просто! Но даже такое простое действие в течение получаса принесет свои плоды. Уйдут раздраженность, злость и уныние (если они были, конечно).

Уровень 2. Рисование.

Возьмите большой лист бумаги и оцените свою внутреннее состояние. Если вы раздражены или злитесь, можно взять маркеры и вылить на бумагу всю свою злость и гнев. Если, наоборот, вам хочется созидать, возьмите краски и рисуйте все, что захочет рука. Попробуйте не думать. Слушайте музыку и расслабляйтесь.

Уровень 3. Рисование пальцами.

Вам понадобится лист бумаги формата не менее А3. Потрясающего эффекта можно достичь, если надеть наушники, включить любимую музыку и отойти от шаблонных образов. Не нужно ничего рисовать, просто наносите краску на лист ватмана пальцами. Смачивайте иногда пальцы в баночке с водой и выплескивайте наружу все, что скопилось, все, с чем хочется расстаться, все, что рвется наружу.

Уровень 4. Раскрашивание мандалы

Мандала – это рисунок в круге. Мандала – это зеркало, отпечаток вашей жизни здесь и сейчас. Раскрашивать ее может каждый. Однажды, когда мое эмоциональное состояние было сложным, я начала раскрашивать мандалы. Эти шаблоны можно найти повсюду в интернете и распечатать на принтере. Например, в Альбоме мандал для раскрашивания..

Уровень 5. Рисование мандалы.

Нет ничего проще! Обведите круглую тарелку и рисуйте в круге все, что душе угодно. Не думайте о красках и концепции. Просто рисуйте. Не подбирайте цвета, не выдумывайте сюжет. Дайте волю своей фантазии, отпустите на волю свою интуицию и, в конечном итоге, получите ШЕДЕВР! А что такое шедевр? Это произведение, от которого у вас мурашки… У вас получится шедевр, если вы сможете полностью отпустить себя в полете своей души.

Уровень 6. Мандала своими руками.

Любые творческие техники, с которыми вы знакомы, могут быть использованы при создании мандалы. Флористика, декупаж, вышивка, лепка, бисероплетение, вязание, мозаика… пригодится все! Главное, чтобы это был заполненный вашим творчеством круг. Несколько рекомендаций:

После окончания работы найдите в вашей квартире место на стене, достойное вашего рисунка. Пусть он украшает ваш дом, пока вам приятно будет смотреть на него. Затем снимите со стены, поблагодарите свой рисунок или мандалу и сделайте с ними все, что хотите.

Попробуйте услышать ваше подсознание. Все цвета, которые вы использовали при раскрашивании или рисовании мандалы, обозначьте на обратной ее стороне. Попробуйте каждому цвету дать название, определить чувство или сферу чувств, не глядя на рисунок. Например, синий – ожидание, серый – отношения, красный – любовь… Затем вновь рассмотрите мандалу и вспомните, в каком месте вы испытывали напряжение, где было рисовать легко и свободно, может быть, где-то было страшно. Сопоставьте ваши названия цветов с вашими чувствами в процессе рисования – вы можете увидеть то, чего не замечали раньше. Возможно, вы боитесь свободы или раздражены отношениями, или ждете любви.

Если вы раскрашиваете или рисуете мандалу, обратите особое внимание на рисунок и цвет в центре круга – это то, что больше всего вас заботит в вашей жизни на данный момент.

Упражнение «Рисуем круги...»


Время проведения: 35-45 мин.

Для этой техники выбран именно круг как мифологический символ гармоний. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов – самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность. Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений. Даже маленькие дети, по наблюдению Ш. Раис, предпочитают окружности всем другим фигурам. Это, видимо, связано с простотой круглой формы. Художник, как заметил Э. Бюлов в статье «И вот вам знак...», погруженный в процесс изображения самых разнообразных символов, заполняет всю поверхность листа до самого края, словно открывая их для себя. Множество листов, испещренных кругами то большего, то меньшего размера, соприкасающимися или пересекающимися друг с другом, а иногда и включенными один в другой, ставят вопрос о значимости круга как символа. Обычно, нарисованные круги далеки от совершенства с позиций геометрии. Однако они представляют собой самодостаточные сущности, для обозначения которых трудно подобрать слова. В сознании лишь возникают представления о некой форме, эстетические достоинства которой и удерживают внимание.

Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Материалы: Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч.

Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, краски, кисточки, глянцевые журналы и клей. Каждый из участников рисует фигуру круга, а так же может дорисовывать чужие рисунки, писать пожелания друг другу. По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

Инструкция: Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории. Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом. Затем нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Обведите контуры рисунков. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность. Далее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других! Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.
Вопросы для обсуждения:
«Как вы себя чувствуете?»
«Как ваше настроение сейчас?».
«Расскажите о своем рисунке?»
«Дополняли ли вы работы других участников?»
«Какие трудности возникали по ходу работы?» и др.