Соната – один из тех жанров, мимо которого не проходит ни один композитор. Не для всех она становится «визитной карточкой» – у кого-то сонатный жанр оказывается на периферии творчества, но попробовать свои силы в нем хотя бы в годы учения считает своим долгом каждый. Что же такое соната, чем она отличается от симфонии и других жанров, и в чем ее привлекательность?

Исконное значение этого музыкального термина может показаться предельно простым и даже неопределенным: он происходит от итальянского слова sonare, что означает «звучать». Впервые наименование «соната» стали употреблять в XIII столетии – тогда инструментальная музыка еще только начинала прокладывать себе путь как нечто самостоятельное (а не только аккомпанемент к пению или танцу), и самые первые инструментальные пьесы были переложениями вокальных произведений – их-то и называли сонатами. Но уже к концу XVI столетия о сонате стали говорить как о сочинении, специально созданном для инструментального исполнения (в отличие от кантаты – вокального произведения).

Итак, первый отличительный признак сонаты состоит в том, что это – произведение инструментальное. Но количество инструментов может быть разным… Первоначально их было три (этот старинный жанр именуют трио-сонатой), но во второй половине XVII столетия появляются сольные сонаты. «Первопроходцами» становятся скрипачи – ведь скрипка в это время переживает свой первый «звездный час», скрипичное исполнительство бурно развивается.

Тогда же соната обзаводится своей второй отличительной чертой – она становится циклическим произведением. Количество частей сонаты в это время варьируется от трех до пяти. Постепенно устанавливается четырехчастный цикл, который для описываемой эпохи можно назвать традиционным. Первая часть, играющая роль вступления к циклу, была медленной, импровизационной, нередко в ней присутствовал пунктирный ритм. За нею следовала быстрая вторая часть в форме фуги. Медленная третья часть – в двухчастной форме – как правило, была в духе сарабанды, завершалась соната быстрой полифонической частью. Такова была церковная трио-соната эпохи барокко – но, хотя такие сонаты и назывались церковными, они не всегда звучали во время религиозных церемоний, их исполняли и для развлечения. Параллельно ей существовала камерная соната – чисто светская, состоящая из танцевальных номеров, подобно сюите. Были и другие различия между церковной и камерной сонатой: в первой басовую партию исполнял орган, во второй – клавесин, все части камерной сонаты писались в одной тональности, в церковной хотя бы одна из частей была в другой, в церковной сонате преобладал полифонический склад, в камерной – гомофонно-гармонической. Различие подчеркивалось тем, что камерная соната могла даже именоваться по-другому, например, партитой.

Церковная соната постепенно изживает себя в XVIII столетии. Но все это время изменения претерпевал не только сонатный цикл, но и форма отдельных его частей. На пересечении фуги и двухчастной формы возникла новая музыкальная форма, которую сейчас именуют старинной сонатной. Свой классический вид сонатная форма приобретает в эпоху классицизма – и теперь соната становится тем, что будут понимать под этим словом в последующие времена: сольное или камерно-ансамблевое циклическое произведение, хотя бы одна из частей которого написана в сонатной форме. Отходят в прошлое и трио-сонаты – на первый план выступает соната клавирная: сначала – для клавесина, затем – для завоевывающего позиции фортепиано. Создаются сонаты и для других инструментов, но с непременным участием клавира (в XVIII веке даже на титульном листе принято было писать «Соната для клавесина и флейты», а не «для флейты и клавесина»). Циклические произведения с одной из частей в сонатной форме для ансамблей по-прежнему создаются, но сонатами их не называют (их именуют трио, квартетами) – соната же остается либо сольным, либо дуэтным сочинением.

В творчестве венских классиков – , – складывается классический сонатный цикл, который открывается быстрой частью в сонатной форме (это называется сонатным allegro), вторая – медленная в форме вариаций, в сонатной форме без разработки или какой-либо другой. Третья часть погружает в танцевальную стихию – изначально это был менуэт, но Бетховен, используя его в некоторых сонатах, в других отдает предпочтение скерцо, и постепенно оно полностью вытесняет менуэт. Завершает сонату финал в быстром темпе, пронизанный народно-жанровыми интонациями, в форме родно, сонатной или рондо-сонаты. В сущности, то же самое мы наблюдаем и в симфонии, но соната чаще бывает трехчастной, без менуэта или скерцо, за медленной частью сразу следует финал. Еще одна общая черта сонаты и симфонии – это принадлежность к области «чистой музыки», непрограммность, которая делает ее универсальной, пригодной для воплощения широчайшего круга образов.

Но, как всегда бывает в музыке, на каждое правило – множество исключений. Даже в эпоху классицизма с его строгими канонами мы встретим сонату… без сонатной формы (такова, например, Моцарта). Бетховен предпослал частям мажор программные заглавия («Прощание», «Отсутствие», «Свидание»). Тяготение к программности, к различным трансформациям цикла еще сильнее проявляется у композиторов-романтиков. Еще более радикальные эксперименты встречаем мы в ХХ веке – в том числе и в области инструментального состава: Белы Бартока, Соната для трубы, валторны и тромбона Франсиса Пуленка… Наряду с этими новшествами можно наблюдать «возвращение к прошлому», к доклассическим формам – например, в органных сонатах Пауля Хиндемита. Вместе с тем, соната, развивающая классический тип, тоже продолжала существовать – например, у Сергея Сергеевича Прокофьева, Николая Яковлевича Мясковского.

Разговор о сонате – как и о любом другом музыкальном жанре – можно завершить только многоточием. Как будет развиваться соната в XXI веке, покажет будущее.

Все права защищены. Копирование запрещено

Каждый композитор стремится, чтобы его музыка произвела на слушателя наибольшее впечатление. Но какую форму придать произведению, чтобы достичь этого? Чтобы как-то упорядочить такую свободную стихию, как музыка, и была придумана сонатная форма. Сонатная форма нужна для того, чтобы абсолютно любая музыка, написанная в этих рамках, была слушателю будто бы чем-то знакома. При этом музыкальная форма должна быть достаточно гибкой, чтобы оставить композитору поле для воплощения его музыкальных идей.
Музыкальная сонатная форма была создана представителями в венской классической школе во второй половине XVIII века. Сонатная форма — общепринятый классический способ изложения музыки. При сочинении музыки нужно уже не по собственному вкусу чередовать музыкальные части, а в соответствии с определенными правилами. Жесткие требования предъявляются и к музыкальным темам — главной и побочной. Темы должны либо противопоставляться друг другу, либо дополнять одна другую.


СОНАТА

Соната - один из основных жанров любой инструментальной музыки. Название это происходит от итальянского, что значит «звучать». Соната обычно состоит из трех, реже четырех частей, правда, существуют и одночастные сонаты. У Гайдна и Моцарта сонаты написаны в трех частях, у Бетховена некоторые сонаты — в четырех частях. Есть сонаты и для двух инструментов, один из которых, как правило, фортепиано. Своего расцвета как музыкальный жанр соната достигла у композиторов венской классической школы.
Первая часть сонаты, обычно быстрая, пишется в сонатной форме: здесь еще в неразработанном виде начинают звучать основные музыкальные темы. Вторая часть, обычно спокойная и медленная, резко контрастирует с первой. Третья, финальная часть, снова звучит в быстром темпе, завершает музыкальную разработку тем и выявляет общий характер, общий смысл первых двух частей произведения. Сонатиной называется маленькая и легкая соната (от итальянского уменьшительного — «маленькая соната»). Почти всегда сонатина является «учебным материалом» для начинающих музыкантов. Сонатина небольшая, легкая для исполнения, нередко только в одной части, а сонатная форма в первых частях сонатины обычно без разработки.

С обыденной точки зрения современного человека, соната - это лёгкий и творческий полёт душевной мысли, пронизанный невероятно красивыми нотами, образующих изящную мелодию и позволяющий наслаждаться удивительным звучанием. Несмотря на проницательную игру музыкального произведения, важно учитывать техническую составляющую процесса создания.

Первые шаги инструментальной сонаты для фортепиано и других музыкальных инструментов?

Соната - это один из видов классического жанра инструментальной музыки. Данное произведение представляет собой совокупность нескольких частей, неоднородных по своему составу. Отличительная особенность подобных творений заключается в том, что каждая часть по своему звучанию полностью индивидуальна, однако общий смысл сохраняется на протяжении всего звучания любой части.

Подобная форма выражения присутствует лишь в симфониях и концертах. Главная отличительная особенность всех вышеперечисленных форм воспроизведения заключается в предназначении нот:

  • Соната - это классическая инструментальная музыка в исполнении одного или двух инструментов.
  • Симфония пишется для целого оркестра.
  • Концерт представляет собой исполнение музыкального произведения единственным исполнителем.

Соната: рассмотрим содержательную часть

Начало представлено активными и быстрыми нотными переливами. В музыкальных учебных заведениях именуется как «экспозиция». Автор волен передавать с помощью экспозиции как явления окружающего мира, так и своего внутреннего состояния. Именно эта часть произведения показывает максимальное количество душевных переживаний в совокупности с противоречивостью характера и непокорностью внешнему воздействию.

Полной противоположностью является вторая часть сонаты - «разработка». Если начало музыки происходит от быстрых и контрастных мотивов, то разработка более мелодичная и спокойна в своём звучании. Здесь, как правило, композитор размышляет о своих чувствах, задаётся вопросами, пытается найти решение проблемы. Порой такие музыкальные произведения являются замечательной пищей для научных философских размышлений.

Третья и заключительная часть под названием «реприза» переходит к активным позициям. Как правило, реприза позволяет насладиться слушателю праздничным, игривым и мелодичным звучанием. Последние минуты дарования музыки сопровождаются удивительно гармоничным и быстрым темпом.

Тайные воздыхания композитора способна выразить только соната

Совокупность вышеперечисленных составляющих музыкального произведения говорит каждому слушателю о том, что соната - это не просто набор нот, приятных для прослушивания. Нет! Это чудесно раскрытый полёт мыслей композитора, который во время создания шедевра пребывал в раздумьях над разрешением того или иного жизненно важного вопроса, находился в состоянии фееричной радости или же испытывал глубокую печаль. Именно поэтому многие сонаты, написанные много лет назад, до сих пор не теряют свою актуальность в мире творчества и привлекают необычайной красотой звучания.

На протяжении огромного исторического развития не только нашего государства, но и человечества в целом, общество познавало творения музыкальных гениев. Композиции знаменитых авторов являются неотъемлемой базой для предоставления начального музыкального образования. Именно сонаты великих авторов, речь о которых пойдёт далее, служат примером для развития музыкального вкуса, воспитания душевной красоты и стремления к достижению идеала.

Патетическая соната: как поднять себе настроение

Одним из первых произведений, с которым знакомятся учащиеся музыкальных школ, является патетическая соната Бетховена. Музыкальный шедевр создан в 1798 году, в мире профессиональной мелодии более известен как «Большая патетическая соната».

Оригинальное название придумано самим автором Бетховеном. В переводе с греческого слово «патос» переводится как «поднятое, повышенное настроение». Именно поэтому, если на вашу душу вдруг напала грусть, стоит лишь посвятить пару минут прослушиванию замечательной сонаты и негативные нотки ветром сдует.

Соната Бетховена на протяжении всего звучания трёх частей отличается озорством и игривостью. Каждая составляющая произведения звучит по-особенному, представляя себя в роли индивидуальной, непохожей на других, композиции, но при этом объединённых единой мыслью и авторскими нотками.

Даже современники признают сонату одним из самых смелых музыкальных решений истории, при этом учитывая особенность окружающей обстановки в период жизни Бетховена.

Моцарт - скрипочных дел виртуоз

Сонаты Моцарта на сегодняшний день известны по всему миру практически каждому его жителю. Благодаря лёгкости звучания и сочетанию необычайных переливов музыкальные произведения этого композитора по сей день пользуются популярностью.

Он вошёл в историю как беззаботный гений, способный творить и сочетать ноты словно пение птиц весенним днём. Стиль «музыкальная беседа» является одним из самых любимых и красивых.

Фантазийное создание музыкальных творений

Сонаты Моцарта были написаны «как бы между делом» - так писал композитор своему отцу. Более того, не питая особой страсти к скрипке, Моцарт предпочитал создавать удивительные нотные композиции в сочетании с другими музыкальными инструментами.

Каждая работа передаёт настроение Моцарта. Именно в музыкальных творениях собраны невообразимо яркие впечатления от пережитых событий. Ещё чаще на нотных листах можно встретить переживания по поводу общения с тем или иным человеком. И конечно, главным объектом вдохновения на музыкальные подвиги является любовь к Алоизии Вебер.

Музыка в понимании Моцарта

Начало музыкальной карьеры исходит от идеи написания сонат для домашних концертов. Особую страсть к питали представители армии. Громадное желание немедленных публикаций нотных произведений скрывалось в лёгкости звучания. Сборники изначально создавались с целью быстрых продаж.

В понимании Моцарта, соната - это лёгкий и творческий полёт мысли композитора, не претендующий на успех, а также на критику со стороны.

Какое бы количество вариаций ни присутствовало в произведении, заключительные ноты всегда характеризуются демонстративной беззаботностью. Заключительные мелодичные мгновения заставляют слушателя забыть о том, что было до прослушивания. Какие бы события ни звучали в самом произведении, композитор старался показать «счастливый конец».

Немного о Гайдне

Если вы желаете окунуться в море сказочных событий, сонаты Гайдна подойдут как нельзя лучше для этого. Каждая нотка музыкального произведения данного композитора говорит нам о поступке того или иного героя.

Немногие созидатели мира музыки знают о том, что Гайдн был ровесником Моцарта и поддерживал с ним замечательные дружеские отношения. Музыкальные творения австрийского автора радуют слух многих ценителей прекрасной музыки по сей день.

Стиль, который предлагается для просушивания в каждой сонате, представляет собой Австрии, практически не изменившую своего изначального содержания. Например, соната «Ми минор» отличается жизнерадостностью, шутливостью, игривостью, живостью. произведения призвана блистать и удивлять всех вокруг. А небольшая толика юмора придаёт больше изящности.

«Сказки» Гайдна

Каждое из музыкальных нотных сочетаний представляет собой историю различных судеб. Это удивительно, но стоит прослушать произведение и в голове сами собой возникают истории, формируются образы, совершаются поступки. Этим сонаты Гайдна и берут своего слушателя.

По сей день ни один профессионал музыкального мира не способен передать свою историю с таким трепетом, который дарит нам Гайдн. Первая часть сонат - это противоречивые сочетания контрастных мелодий. Середина дарит мелодичные переливы медленного темпа. Как правило, в этой части произведения слышны печальные, задумчивые ноты. А в завершение слушатель может почувствовать долю шутки, игривости, почувствовать дыхание жизни.

Казалось бы, всего лишь соната… Нет, это окно в другой мир, в другую жизнь, в другую реальность, которая зовёт почувствовать себя свободным!

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова соната

соната в словаре кроссвордиста

соната

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

соната

ж. музыкальное, фортепьянное сочинение своего рода. Сонет м. стихотворение из двух четырестиший, и двух трестиший. Сонетка ж. звонок, колокольчик, позвонок, с проводом куда, для призыва прислуги. Сонометр м. лат. звукомер, снаряд для измерения силы звуков и для сравнения разных звуков.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

соната

сонаты, ж. (ит. sonata) (муз.). Инструментальное музыкальное произведение из трех или четырех различающихся своим содержанием частей, из к-рых одна или две написаны в форме сонатного аллегро (см. сонатный). Крейцерова соната. Бетховена для скрипки и фортепьяно.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

соната

Ы, ж. Музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов, состоящее из нескольких контрастирующих частей, объединенных общим замыслом. Сонаты Скрябина.

прил. сонатный, -ая, -ое. Сонатная форма.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

соната

ж. Музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее из нескольких различных по характеру и темпу частей, объединенных общим художественным замыслом.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

соната

СОНАТА (итал. sonata, от sonare - звучать) музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла (см. Циклические формы). Классический тип сонаты (2-4 части) сложился в кон. 18 в. в творчестве Й. Гайдна и В. А. Моцарта; высокие образцы сонат, разнообразных по образному строю и композиционным принципам, созданы Л. Бетховеном. Значительное развитие жанр получил в западноевропейской музыке романтизма (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист и др.), российской музыке (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.).

Соната

(итал. sonata, от sonare ≈ звучать), один из основных жанров камерной инструментальной музыки. В классически законченном виде С., как правило, ≈ 3-частное циклическое произведение с быстрыми крайними частями (первая ≈ в т. н. сонатной форме) и медленной средней. Иногда в цикл включается также менуэт или скерцо.

Термин «С.» известен с 16 в.; первоначально С. называли любую инструментальную пьесу, в отличие от кантаты как вокальной пьесы.

К началу 17 в. сформировались 2 типа С.: церковных С. (sonata da chiesa) и камерная С. (sonata da camera). Для церковных С. характерны 4-частный цикл с определённой последовательностью темпов частей (медленно ≈ быстро ≈ медленно ≈ быстро; или быстро ≈ медленно ≈ быстро ≈ быстро), серьёзность музыки. Камерная С. ≈ свободное последование танцевальных номеров. Грань между этими видами С. быстро стирается. В 17 в. получили распространение т. н. трио-сонаты для 2 или 3 исполнителей с сопровождением генерал-баса. Важнейшее положение занимали также С. для одной скрипки и генерал баса, прежде всего у композиторов т. н. итальянской скрипичной школы ≈ А. Вивальди, А. Корелли и др. С. для скрипки с полностью выписанной и богато разработанной партией клавира появились у И. С. Баха. В раннеклассический период (середина 18 в.) интенсивно формировался тип классической С. (особенно в С. для фортепиано К. Ф. Э. Баха и Д. Скарлатти). Он окончательно сложился в период венского классицизма (конец 18 в.) в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и др. Величайшей вершиной в развитии С. явились сонаты Л. Бетховена (32 для фортепиано, 10 для скрипки и фортепиано, 5 для виолончели и фортепиано). Они выделяются глубиной содержания, широтой круга образов, яркой конфликтностью, порой почти симфоническими масштабами. Ряд сонат Бетховена представляет собой 4-частный цикл, воспроизводящий последовательность частей симфонии и квартета.

В творчестве композиторов-романтиков происходило обогащение и переосмысление жанра классической С. (преимущественно бетховенского типа). Большой вклад в развитие С. внесли Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ и др. В их С. усилилась тенденция к широкой симфонической трактовке жанра, углубилась контрастность образов. Стремление к единству цикла приводит к созданию одночастных С. (впервые ≈ в 2 С. для фортепиано Ф. Листа).

В конце 19 ≈ начале 20 вв. яркие обновляющие тенденции проступают в С. французских композиторов Г. Форе, П. Дюка, М. Равеля, К. Дебюсси, русских композиторов А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера. В 20 в. С. остаётся одним из ведущих музыкальных жанров. Новые образы и средства выразительности существенно изменяют её облик. К выдающимся образцам современной музыки принадлежат сонаты С. С. Прокофьева (10 для фортепиано, 2 скрипичные), Д. Д. Шостаковича (2 для фортепиано, 2 скрипичные, виолончельная), П. Хиндемита (около 30 С. почти для всех инструментов), Б. Бартока (6 С. для различных составов). В 50≈70-х гг. термин «С.», как в далёком прошлом, порой понимается лишь как обозначение инструментальной пьесы (С. для виолончели с оркестром К. Пендерецкого).

Лит.: Попова Т., Соната, М., 1962; Bagge S., Die geschichtliche Entwicklung der Sonate, Lpz., 1880; Klauwell O., Geschichte der Sonate von ihren Anfängen bis zur Gegenwart, Köln ≈ Lpz., 1899; Brandt E., Suite, Sonate and Symphonie, Braunschweig, 1923; Borrel E., La sonate. P., 1951.

В. Б. Валькова.

Википедия

Соната

Сона́та - жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма , называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Ряд инструментальных пьес, написанных для многих оркестровых составов, принято называть не сонатой, а большим концертом. Также словом «соната» может называться собрание пьес в одно целое, потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме.

Название «соната» произошло от итальянского глагола «sonare», что переводится как «звучать». Соната состоит из трех частей. Первая часть всегда быстрая, стремительная, вторая, наоборот, медленная и размеренная, ей на смену приходит заключительная часть, которая пишется в духе первой. От сюиты соната отличается тем, что все части связаны между собой. Между ними нет сильного контраста, кроме темпа, музыкальный материал дополняет предыдущий.

Примеры употребления слова соната в литературе.

Следующая вещь была также его собственная, соната для фортепиано,- Башилов несколько поспокойнел и играл, размышляя, что, может быть, не сам аварийщик, но, может быть, кто из детей его, выросший, приехавший или даже перехавший в Ленинград жить, пришел сегодня в концерт.

Программа действий молодого композитора недвусмысленно отражена в его авторских ремарках - вроде той, которая сопровождает финал альтовой Сонаты ор.

Целая батарея астатических динамиков отозвалась вступлением сонаты , прекрасной, лирической сонаты , на мой взгляд, безошибочно перголезианской и в то же время странной, причудливой.

Монументальность органных комполиций Регера во многом присуща его оркестровым и фортепианным сочинениям, среди которых вместо привычных сонат и симфоний преобладают развернутые вариационно-полифонические циклы - симфонические Вариации и фуги на темы И.

Все входящие людьми в историю всегда будут проходить через него, потому что эти сонаты , являющиеся преддверьем к единственно полной нравственной свободе, пишут не Толстые и Ведекинды, а их руками - сама природа.

В его исполнении записаны на грампластинки фортепианный Концерт, Трио, скрипичная и виолончельная сонаты , фортепианный Квинтет.

Он как бы выдернул из рук лабуха гитару, побренчал, а затем, аккомпанируя, чистым и без хрипа голосом пропел маршеобразное вступление Второй виолончельной сонаты .

Более полустолетия артист работал над виолончельными сонатами Баха и, по его словам, каждый раз открывал для себя что-нибудь новое.

В то время я носился с честолюбивой мечтой написать историю сонаты с новых позиций, и тут наступил для меня период, когда мне не только не удавалось подвинуться ни на шаг вперед, но меня охватывали сомнения, имеют ли вообще какой-то смысл все эти музыковедческие и исторические исследования и изыскания, действительно ли они нечто большее, нежели забава праздных людей, мишурный духовный заменитель подлинно переживаемой жизни.

И едва только армия, плеща знаменами, отмаршировала по залитым солнцем снежным просторам последней части сонаты , как один из слуг шепнул мне, что меня желает видеть Кардинал.

Скрипичные и клавирные концерты, партиты и сюиты, сонаты для скрипки и флейты, для гамбы.

Я почувствовал, что разговор лучше вести мне и принялся рассуждать обо всем сразу -- о фейерверках, о диких цветах по берегам озера Альбано, о сонате Пиццетти, о воровстве в библиотеке Ватикана.

Сегодня его наследие - это 19 симфоний, 2 симфониетты, 2 камерные симфонии, 7 опер, 4 оперетты, 3 балета, 17 струнных квартетов, Квинтет, 5 инструментальных концертов и множество сонат , музыка к многочисленным кинои мультфильмам, театральным постановкам.

Шапорин сочиняет также 2 сонаты для фортепиано, Симфонию для оркестра и хора, романсы на стихи Ф.

Тихая задумчивость первой части сонаты переходила в беззаботное аллегретто второй.

Соната, в переводе с итальянского, означает звучание (sonare). Появилось это слово примерно в 16 веке, одновременно со словом кантата. Видимо в это время возникла необходимость разделять музыку на инструментальную и вокальную. Кантата, музыка для пения, а соната – музыка для инструментов. В 17 веке можно было встретить такие выражения: соната да кьеза – инструментальное произведение для церкви, соната да камера – произведение для комнаты (дворцовых апартаментов, небольших помещений, для узкого круга людей). Трио-соната – произведение для трёх инструментов.

Соната нашего времени, это один из основных жанров инструментальной музыки. Состоит соната из трех, иногда из четырёх частей. Их пишут для одного инструмента, например, фортепианные сонаты, или для небольшого, то есть камерного, состава инструментов, например, соната для виолончели и фортепиано. Музыку в этом жанре писали все композиторы, наиболее известны сонаты Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Н. Скрябина, С. Рахманинова.

Одной из самых известных сонат в мире, является Соната № 14 до - диез минор Людвига Ван Бетховена. «Лунной» она стала называться уже после смерти композитора. Немецкий музыкальный критик, поэт и друг Бетховена, Людвиг Рельштаб сравнил первую часть сонаты с «лунным светом над Фирвальдштетским озером».

Есть версия, что на написание этой сонаты Людвига Бетховена вдохновила поездка в Венгрию, на озеро Балатон, но посвящена она, как и всё прекрасное, безусловно, женщине.

1800 год, Бетховен, уже теряющий слух, дает уроки Джульетте Гвиччарди. 17-и летняя девушка обладала не только музыкальным талантом, но и красотой. Покорённый Бетховен не берёт денег за занятия и Джульетта задаривает его рубашками, сшитыми ею самой.

На занятиях нетерпеливый, эмоциональный Бетховен, разбрасывал ноты, отворачивался от девушки, а графиня (графиня!) подбирала их с пола.

Работать над произведением Бетховен начал, восторженным, надеющимся на женитьбу влюбленным. А заканчивал разгневанным и оскорблённым мужчиной и музыкантом. Джульетта вышла замуж за графа Роберта фон Галленберга, увлекающегося музыкой и сочиняющего посредственные произведения.

Соната N 14 до-диез минор, оп. 27, № 2, названная Бетховеном «quasi una Fantasia», (в духе фантазии) опубликована в в марте 1802 года, в Бонне, с посвящением «Alla Damigella Contessa Giullietta Guicciardri» («Посвящается графине Джульетте Гвиччарди»).

У сонаты есть ещё одно название «Соната – беседка» или «Соната садового домика». По одной из версий Бетховен начал писал её в беседке парка аристократов Брунвиков, в Коромпе.

Музыка сонаты, кажется простой, лаконичной, ясной, естественной, при этом она полна чувственности и идет «от сердца к сердцу» (это слова самого Бетховена). Любовь, предательство, надежда, страдание, всё отражено в «Лунной сонате». Но одна из главных идей - способность человека к преодолению трудностей, способность к возрождению, это главная тема всей музыки Людвига ван Бетховена.