Афина Афина - в мифах древних греков богиня мудрости и справедливой войны. Родилась от Зевса и Метиды (мудрости). Зевс проглотил свою беременную супругу, затем Гефест (или Прометей) расколол его голову топором, и оттуда появилась Афина в полном боевом вооружении и с воинствующим кличем. Силой и мудростью Афина равна Зевсу. Её атрибуты - змея и сова, а также эгида - щит из козьей шкуры с головой змееволосой Медузы, который обладает магической силой и устрашает богов и людей. Священное дерево Афины - маслина. Афина периода героической мифологии борется с титанами и гигантами. Она убила горгону Медузу. Ни один смертный не может её увидеть (она лишила зрения юного Тиресия, когда тот случайно увидел её омовение). Она покровительствует героям, защищает общественный порядок. Её любимец - Одиссей, она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев во время Троянской войны. Она помогала гончарам, ткачихам, рукодельницам, строителю корабля Арго, всем ремесленникам. Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста. Её собственные изделия - подлинные произведения искусства. Она также законодательница и покровительница афинской государственности. Хотя культ Афины был распространён по всей материковой и островной Греции, особенно Афина почиталась в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини). Огромная статуя Афины Промахос (передовой боец) с копьём, сияющим на солнце, украшала Акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Афине посвящались многие земледельческие праздники. Всеобщий характер носил праздник Великих Панафиней (во время праздника приносились жертвы Афине и происходила передача пеплоса - покрывала богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии - борьбе с гигантами). В Риме Афина отождествлялась с Минервой.

Исторический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Афина" в других словарях:

    - (Άθηνά), в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Догреческое происхождение образа А. не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя из данных только греческого языка. Миф о рождении А. от Зевса и Метиды («мудрости»,… … Энциклопедия мифологии

    Афина - Лемния. Реконструкция статуи Фидия на Афинском акрополе. Ок. 450 до н.э. Скульптурное собрание. Дрезден. Афина Лемния. Реконструкция статуи Фидия на Афинском акрополе. Ок. 450 до н.э. Скульптурное собрание. Дрезден. Афина в мифах древних греков… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (Паллада, у римлян Минерва) в греческой мифологи богиня мудрости и военного дела; дочь Зевса, родившаяся из его головы; считалась покровительницей Афин. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. АФИНА (греч.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Афина Паллада) в греческой мифологии богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел. Дочь Зевса, родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Покровительница Афин. Ей соответствует римская Минерва. Среди … Большой Энциклопедический словарь

    Афина - Лемния. Реконструкция статуи Фидия на Афинском акрополе. Ок. 450 до н.э. Скульптурное собрание. Дрезден. АФИНА (Афина Паллада), в греческой мифологии богиня войны и победы, мудрости, знаний, искусств и ремесла, покровительница Афин. Дочь Зевса,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Афина Паллада), в греческой мифологии богиня войны и победы, мудрости, знаний, искусств и ремесла, покровительница Афин. Дочь Зевса, родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Атрибуты Афины змея, сова и эгида щит с… … Современная энциклопедия

    Афина Паллада, в древнегреческой мифологии одно из главных божеств, богиня девственница; почиталась как богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремёсел. Согласно мифу, А. в шлеме и панцире вышла из головы Зевса. А.… … Большая советская энциклопедия

    Минерва, Полиада, Паллада, Ника Словарь русских синонимов. афина сущ., кол во синонимов: 10 афина паллада (3) … Словарь синонимов

    - (также Паллада) одно из древнейших божеств Греции, дочь Зевса, дева воительница, греческая параллель к валькириям (см.) германской мифологии. Происхождение образа неясно: быть может в основе его лежит небесная проекция первобытного семейного… … Литературная энциклопедия

    Греческая богиня … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Афина - дочь олигарха , Мусина Маруся. Чтобы выбраться из финансовых трудностей, Муся Мусина устраивается репетитором к Афине - избалованной дочке столичного олигарха. У папаши новая молодая жена и нефтяной бизнес, но нет…

АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справед-
ливой войны.
Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости",
греч. metis - "мысль", "размышление") - периода оформления
классической олимпийской мифологии.
Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героичес-
кой мифологии периода патриархата, в которой особенно выделя-
лось мужское организующее начало. Афина является как бы непос-
редственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов
и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Посте-
пенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и да-
же символический характер, так что Афина считается порождением
одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости,
так же как Зевс воспринял их от Метиды.

Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды
лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем
при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову
топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его
головы в полном боевом вооружении. Поскольку это событие про-
изошло якобы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получи-
ла прозвище Тритониды или Тритогенеи.

Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской
мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже

Превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития гре-
ческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна
Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - бли-
жайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мо-
щи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проя-
влявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.
Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со змеями
крито-микенского периода. Изображение богини со щитом микенс-
кого времени - прообраз олимпийской Афины. Среди непременных
атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой зме-
евласой Медузы, который обладает огромной магической силой,
устрашает богов и людей.
Многочисленны сведения о космических чертах образа Афи-
ны. Её рождение сопровождается золотым дождем, она хранит
молнии Зевса. Её изображение, т.н. палладий, упало с неба
(отсюда Афина Паллада).
По Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды.
Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всев-
лажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("поле-
бороздной").
Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины счи-
тались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба
и Великая богиня-мать.
Мощная богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в пе-
риод героической мифологии направляет свою силу на борьбу с
титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного
из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с
третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сра-
жения.


Она - убийца горгоны Медузы и носит имя "горгоноубийцы".
Афина требует к себе священной почтительности, ни один смерт-
ный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила
зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот
случайно увидел её омовение.

Классическая Афина наделена идейно-организующими функци-
ями: она покровительствует героям, защищает общественный по-
рядок и т.п. Зевс послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел
из Эреба пса бога Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и
смелый герой. В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно
важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она -
главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев,
хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница гречес-
ких городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя
"градозащитницы".
Огромная статуя Афины Промахос ("передовой боец") с
копьем, сияющим на солнце, украшал акрополь в Афинах, где бо-
гине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.
Памятником прославления мудрой правительницы Афинского
государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхи-
ла "Евмениды".

Афина всегда рассматривается в контексте художественного
ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачи-
хам, рукодельницам, вообще рабочему люду. Афина помогла Про-
метею украсть огонь из кузни Гефеста.

Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре
на ней Апполона. Одного её прикосновения достаточно, чтобы
сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом,
наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекатель-
ностью). Она наделила Пенелопу накануне встречи с супругом
удивительной красотой.
Афина - богиня мудрости. Для неё характерна мудрость в
государственных делах. Для поздней античности Афина явилась
принципом неделимости космического Ума и символом всеобъемлю-
щей мировой мудрости. Как законодательница и покровительница
афинской государственности почиталась Афина - Фратрия
("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"),
Пронойя ("провидящая").

Хотя культ Афины был распространен по всей материковой и
островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фесса-
лия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Атти-
ке, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем
богини - покровительницы города). Ей были посвящены земле-
дельческие праздники. Во время этих празднеств происходило
омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского
служения богине.

В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празд-
нествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Ови-
дия. На протяжении всей античности Афина остаётся свидетель-
ством организующей и напрвляющей силы разума, который упоря-
дочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие
устои государства, основанного на демократическом законода-
тельстве.


Образ Афины нашел отражение во многих значительных па-
мятниках греческой пластики. Гигантская статуя "Афины Парфе-
нос" Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 г. до
н.э., не сохранилась и известна нам по нескольким уменьшенным
копиям. Сохранились многочисленные статуэтки богини. Отдель-
ные сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике
храмов, например, многофигурная группа на восточном фронтоне
Парфенона изображает рождение Афины из головы Зевса, на за-
падном фронтоне воплощен спор Афины с Посейдоном за обладание
землей Аттики.
В греческой вазописи были распространены сцены, посвя-
щенные рождению Афины, её участию в Троянской войне, спору с
Посейдоном. Встречаются изображения Афины на помпейских фрес-
ках.
В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с
античной художественной традицией - в панцире и шлеме. В ряде
сцен Афина предстает олицетворением мудрости и символизирует
триумф разума ("Минерва побеждает невежество" Б.Спрангера,
"Царство Минервы" А.Эльсхаймера), добродетели и целомудрия
("Паллада и кентавр" С.Боттичелли, "Победа добродетели над
грехом" А.Мантеньи), мира ("Минерва и Марс" Я.Тинторетто,
П.Веронезе и др.).
В музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине пос-
лужили сюжетом для либретто нескольких произведений 17-18
вв., в числе которых оперы "Рождение Афины" А.Драги, "Минер-
ва" Р.Кайзера, "Паллада и Марс" М.Гримани, "Паллада торжест-
вующая" Ф.Б.Конти; кантаты "Спор Паллады и Венеры" Л.Кальдары
и "Паллада" П.В.Гульельми.

Особое место в греческой мифологии занимала богиня Афина (Ἀθηνᾶ), её причисляли к 12 главным олимпийским богам.

Греки уважали и любили богиню, верили, что Афина находилась всегда рядом с ними, желая помочь. Афина была богиней мудрости, стратегии, войны, знаний, была покровительницей Афин, искусства, культуры, философской мысли и боевого искусства.

Рождение Афины

Появление Афины произошло необычным способом. Первой женой Зевса была Митида (Μήτιδα), которая бала мудрее богов и людей. После того, как она забеременела, Мойры - богини судеб, предсказали ей, что родит Митида сначала дочь, а потом сына, который свергнет с престола Зевса. Во избежании этого, Зевс проглотил свою беременную жену. После чего призвал Гефеста и приказал ему разрубить голову. Он выполнил его волю и ударил топором по черепу. Оттуда выскочила прекрасная Афина, в полном обмундировании и со сверкающими оружием.

Афина стала любимым ребенком Зевса. Воевала рядом с ним в борьбе против гигантов, а после того, как он прогнал гиганта Энцелада, Афина на своей колеснице гналась за ним, бросивший ею камень убил гиганта и стал островом Сицилия.
Культ Афины начался со времена Кекропа (Κέκροπα) в древних Афинах и оттуда распространился по всей Греции. Бесконечные торжества и праздники во всех городах были посвящены богине Афине, но самые яркие были в Афинах. Перикл посвятил Афине всю Цитадель.

Богиня Афина имела множество имен, древние греки в различные времена добавляли своей любимой Богине божественные и священные имена:

Паллада (Παλλάδα) получила Афина при рождении, когда родилась из головы Зевса с новым искрящимся копьём. По другой версии - Афина убила гиганта Палланта (Πάλλαντα).
Промахос (Πρόμαχος) воительница, относится к боевому характеру богини и ее статусу отважной в бою, её «стратегические» планы - поддерживать своих героев.
Дева (Παρθένα) нетронутая, Афина была девственницей, храм Парфенон на Акрополе посвящён Афине-деве.
Голубоглазая (Γλαυκώπις) светлоокая. Священная птица богини Афины сова (γλαυξ), происходит от того же корня, возможно, из-за больших и светлых глаз.

Афина и сова


С древних времен сова была идентична мудрости. Древние греки ее считали символом богини Афины.

Сова летает, не ходит, не ползает. Боги Олимпа тоже летали, они принимали форму птиц, когда появлялись среди людей. Совы - это особые птицы, хищники, видят очень хорошо ночью. Сова имеет большую круглую голову, лицо круглое, как диск, большие глаза, которые обеспечивают стереоскопическое зрение. Это безжалостный хищник захватывает острыми когтями добычу и убивает в движении, ударяя в голову жестким и сильным клювом.

Такие особенности совы, казались древним грекам культовыми.
Сова имеет свойство видеть «дальние стороны вещей», там где другие из-за тьмы не в состоянии видеть, таким образом это символизирует «мудрость». Может быть по этой причине, сова стала спутником самой мудрой греческой богини, Афины.

Афина Паллада (миф древней Греции)

Не только своей мудростью отличается Афина Паллада от всех других бессмертных богов, которые живут на Олимпе. Не только тем, что с самого своего рождения больше всего на свете любит она воинские утехи. Но и тем, что, в отличие от других бессмертных, у нее не было матери. Мать у нее, конечно, была, но в то же время как бы и не было. Афину Палладу родил отец, сам громовержец Зевс. А произошло это вот как.
Уже давно царствует над миром великий Зевс, и нет никого, кто бы мог поспорить с ним в могуществе. Но все это время неспокойно было на сердце у великого громовержца. Богиня Гея предсказала ему, что ждет его участь отца, великого Крона.
– Как и отец, он тоже потеряет власть над миром, – так сказала мудрая богиня, и нельзя было не верить ей.
Постоянно твердит об этом и могучий титан Прометей.
– Вы думаете, новые цари, что вечно вам блаженствовать в мире. Но разве я не видел, как с Олимпа упали два тирана? И увижу, как скоро третий упадет!
Напрасно добивался Зевс, чтобы Прометей открыл ему роковую тайну, кто из его сыновей свергнет его с престола и когда он родится. Но Прометей упорствовал:
– Пусть он сколько угодно мечет молнии, гремит ужасными громами. Пусть все небо смешает в белокрылую метель и все до основания уничтожит, меня не сломит он, и не скажу я, от чьей руки он потеряет власть!
Что же оставалось делать Зевсу? Решил он защищаться, как умеет. Богини судьбы Мойры, которые никогда не ошибаются, сказали Зевсу, что у богини разума Метис будет от него двое детей: сначала родится дочь Афина, а потом и сын, необычайного ума и силы. И вот он-то, когда вырастет, отнимет у Зевса власть над миром. Обеспокоился Зевс: ведь богиня Метис уже должна вот-вот родить. Усыпил он ее ласковыми словами и проглотил вместе с нерожденным ребенком.
И все пошло по-прежнему. Пировал он и развлекался в своем золотом дворце на Олимпе, как вдруг через некоторое время почувствовал странную головную боль, да такую, что разрывала его буквально на части. Зовет он своего сына, славного кузнеца Гефеста, и приказывает ему:
– Ударь мне твоим остро наточенным топором по голове и разруби ее пополам.
Услышав такую удивительную просьбу, Гефест спрашивает своего отца:
– Ты, кажется, хочешь убедиться, в своем ли я уме? Прикажи мне сделать что-нибудь другое, что тебе нужно.
– Мне нужно именно то, о чем я прошу тебя, – отвечает ему рассерженный Зевс, – если ты сейчас же этого не выполнишь, то тебе придется испытать немало огорчений.
Выполнил Гефест странное требование своего царственного отца, взмахнул он топором и опустил его на голову Зевса.
– Что это такое, – воскликнул пораженный Гефест мгновение спустя. – Дева в полном вооружении! Тяжелая штука сидела у тебя в голове, Зевс, не удивительно, что ты был в дурном расположении духа. Носить под черепом такую большую дочь, да еще в полном вооружении – это не шутка. Что же, у тебя военный лагерь вместо головы? О, да ты посмотри, она в одно мгновение уже и взрослой стала, да какая красавица! Зевс, в награду за то, что я помог тебе родить такую дочь, позволь мне на ней жениться!
– Это невозможно, мой славный Гефест, – отвечал ему отец, – она никогда не выйдет замуж и пожелает остаться вечной девой.
– Жалко, – сказал Гефест, – но если ты не возражаешь, я все-таки попробую с ней справиться.
Пока они обсуждали дальнейшую судьбу новорожденной богини, она уже выскочила из головы Зевса и от радости, что родилась и видит свет, начала скакать и отплясывать военный танец, потрясая щитом и взмахивая копьем. Взглянув на свою воинственную дочь, Зевс ответил кузнецу:
– Я-то не против, но, думаю, тебе будет нелегко.
Вот так и родилась Афина Паллада. Но не только воинской отвагой славилась она, защищая всех несправедливо обиженных. Она покровительствовала греческим героям, хранила крепости и города, а по уму и мудрости вскоре сравнялась она с самим Зевсом. Ее так и называли – богиней мудрости и справедливой войны. И еще у нее было одно любимое дело, в котором не было ей равных. Она очень любила ткать полотно, и никто не мог превзойти ее в этом искусстве. Да и состязаться с ней было опасно. Все знают, как поплатилась Арахна, дочь Идмона, которая захотела стать выше Афины в этом деле.

Ударить топором по его голове. Гефест повиновался. Он рассек голову громовержца, и оттуда вышла Афина в полной одежде воина с копьем в руке- и железным
шлемом на голове. Прекрасная и величественная, она стояла перед изумленным Зевсом, глаза ее светились мудростью.
Стала Афина защитницей городов, стен и крепостей, один город был назван в ее честь - Афины. Она дала людям знания и ремесла, многие искусства (изобрела флейту и научила людей играть на ней) научила их делать колесницы и кроить корабли, обучала девушек рукоделию и ткачеству. Она покровительствовала только справедливым войнам, даровала людям законы, учредила государство, ареопаг. Ее прозвище Паллада происходит от побежденного ею гиганта Палланта . В Троянской войне она сражается на стороне греков; покровительствует знаменитым героям Греции:

аргонавтам , Гераклу , Одиссею , Ахиллу , Персею . Когда Персей победил горгону Медузу, ее голову он подарил Афине, и та украсила ею свой щит - эгиду . В главном святилище Афин, Парфеноне, находилась огромная статуя покровительницы города, покрытая слоновой костью и золотом, в этом же храме жила огромная священная змея, принадлежавшая Афине. Другая статуя находилась перед входом в Парфенон. Когда мореходы приближались к Афинам, блеск копья этой статуи был виден издалека. Афина имела священное дерево - оливу , когда устраивались в ее честь праздники (панрфинеи), победителям состязаний подавали амфоры с оливковым маслом. Обычай награждать победителей кубками существует и по сей день. Кроме священного дерева и священной змеи Афина имела еще священное животное - сову. Сова является символом мудрости, как и сама богиня Афина. Гомер посвятил Афине такой гимн: Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю,
Страшную. Любит она, как и Арес , военное дело,
Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны.
Ею хранится народ, на сраженье ль идёт, из сраженья ль.
Славься, богиня! Пошли благо действие нам и удачу!

в греческой мифологии Афина богиня мудрости и справедливой войны. Догреческое происхождение образа Афины не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя из данных только греческого языка. Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды («мудрости», греч. metis, «мысль», «размышление») позднего происхождения - периода оформления классической олимпийской мифологии. Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его головы в полном боевом вооружении и с воинственным кличем. Поскольку это событие произошло будто бы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи. Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героической мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости, так же как Зевс воспринял их от Метиды.
Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают её атрибуты - змея и сова . Гомер называет Афину «совоокой» - «пестровидной змеей». Афина -покровительница змей; в храме в Афинах, по сообщению Геродота, обитала огромная змея - страж акрополя, посвящённая богине. Истоки мудрости А. в её хтоническом прошлом восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени - прообраз олимпийской А. Среди непременных атрибутов Афины- эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей (Hom. Il. II 446- 449).
Многочисленны сведения о космических чертах образа А. Её рождение сопровождается золотым дождём (Pind. 01. VII 62-70), она хранит молнии Зевса (Aeschyl. Eum. 827). Её изображение, т. н. палладий, упало с неба (отсюда А. Паллада). По Геродоту (IV 180), А.- дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой («всевлажной») и Аглаврой («cветовоздушной»), или Агравлой («полебороздной»). Священным деревом А. была маслина. Маслины А. считались «деревьями судьбы» (Plin. Nat. hist. XVI 199), и сама А. мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого (ср. рассуждение Апулея о Минерве кекропической и её ипостасях, Met. XI 5).
Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, А. в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами (Hyg. Fab. 150) и гигантами. Вместе с Гераклом А. убивает одного из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения (Apollod. I 6, 1-2). Она - убийца горгоны Медузы и носит имя «горгоноубийцы» (Eur. Ion. 989-991, 1476). А. требует к себе священной почтительности, ни один смертный не может её увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел её омовение. Лишив юношу зрения, Афина вместе с тем наделила его пророческим даром (Apollod. Ill 6, 7; Callim. Hymn. V 75-84). Велик был ее гнев на Арахну, посмевшую поставить под сомнение благочестие богов. Классическая А. наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и т. п. Она ставит на царство Кадма, помогает Данаю и его дочерям, а также потомку Даная Персею, убившему Медузу (Apollod. II 4, 2; Ovid. Met. IV 82 след.). Зевс послал А. на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида (Hom. II. VIII 362-369). Богиня покровительствует Тидею и его сыну Диомеду, которых она хотела сделать бессмертными, но отказалась от этого замысла, увидев дикую жестокость Тидея (Apollod. Ill 6, 8). Любимцем А. был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера (особенно «Одиссее») ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства А. Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое (Hom. II. VI 311). А.- защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя «градозащитницы» (Hom. II. VI 305).
Огромная статуя Афины Промахос («передовой боец») с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Главные эпитеты А., наделённой гражданскими функциями,- Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»). Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила «Евмениды».
А. всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам (Hom. Epigr. 14), ткачихам (Hom. Od. VII 109-110), рукодельницам (Paus. X 30, 1), строителю корабля аргонавтов (Apoll. Rhod. I 551), вообще рабочему люду (Hes. Opp. 429-431) и называется Эрганой («работницей») (Soph. frg. 760), покровительницей ремесленников (Plat. Legg. XI 920d). А. помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста (Myth. Vat. I 1; II 63-64). Её собственные изделия - подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона (Apoll. Rhod. I 721-768). А. приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона (Plut. De mus. 14). Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью; Hom. Od. VI 229-237; XXIII 156-159). Она наделила Пенелопу накануне встречи супругов удивительной красотой (XVIII 187-197).
Афина - богиня мудрости, Демокрит считал её «разумностью» (phron?sis, В 2 Diels). Мудрость А. иная, чем мудрость Гефеста и Прометея, для неё характерна мудрость в государственных делах (Plat. Prot. 321d). Для поздней античности А. явилась принципом неделимости космического Ума (Plot. VI 5, 7) и символом всеобъемлющей мировой мудрости (Procl. Hymn. VII), тем самым её качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина- Фратрия («братская»), Булайя («советная»), Сотейра («спасительница»), Пронойя («провидящая»).
Хотя культ Афины был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась А. в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих панафиней - апофеоз А.-государственной мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, преобразователем - Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы А. и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии.
В Риме А. отождествлялась с Минервой . Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из «Фаст» Овидия (III 809-850; VI 647-710). На протяжении всей античности А. остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.