В скульптурной композиции представлены 26 фигур офицеров, солдат, ополченцев - участники боевых действий против французов. Они воплощают образы конкретных исторических лиц, передавая портретное сходство с героями 1812 года. Среди них генералы П.И.Багратион, А.П.Ермолов, М.И.Платов, Н.Н.Раевский, партизан и поэт Д.В.Давыдов. Надпись на постаменте гласит: «Михаилу Илларионовичу Кутузову, славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812-го года».

Михаил Кутузов

Михаил Илларионович Кутузов (светлейший князь Голенищев-Кутузов) - генерал-фельдмаршал, один из величайших русских военачальников. Он родился в семье военного инженера, учился в Артиллерийской и инженерной школе. Командовал ротой в Астраханском пехотном полку, был адъютантом ревельского генерал-губернатора. В 1770 году был переведен в 1-ю армию и принимал участие в русско-турецкой войне под началом Александра Васильевича Суворова. Тогда он принял участие в решающих сражениях при Ларге и Кагуле и за отличие в боях был произведен в премьер-майоры. В 1772 году перешел во 2-ю Крымскую армию. В Крыму Кутузов был ранен в висок и правый глаз, после чего несколько лет лечился за границей. Вернувшись в Россию, вновь служил в Крыму, в войсках Суворова. Чин генерал-майора он получил в 1784 году.

В Русско-турецкой войне 1787–1791 годов Кутузов охранял юго-западные границы, участвовал в боях под Очаковом, потом под Аккерманом, Бендерами. Отличился при взятии Измаила и был произведен в чин генерала-поручика, а также назначен комендантом этой крепости.

Помимо талантов военачальника, который постоянно разрабатывал новые тактики и маневры, Кутузов проявлял недюжинные дипломатические способности. В 1792-м он как чрезвычайный посол в Турции разрешил в пользу России ряд важных вопросов и значительно улучшил взаимоотношения с этой страной. Не менее успешно он провел дипломатическую миссию в Пруссии: привлек Берлин на сторону России против Франции. Также некоторое время Кутузов был военным губернатором - литовскими и петербургским. В 1802 году, попав в опалу, он ушел из армии, однако уже спустя три года вернулся - был назначен главнокомандующим одной из армий, направленных в Австрию против Наполеона. Как раз тогда Кутузов предпринял знаменитый стратегический ход: сначала отступательный марш-маневр от Браунау к Ольмюцу, затем разгром Мюрата под Амштеттеном и Мортье под Дюренштейном, и, в итоге, вывел войска из окружения, чтобы дождаться подкрепления и перейти в контрнаступление. Однако союзные армии перешли в наступление сразу и в Аустерлицком сражении потерпели неудачу, ответственность за которую была возложена на Кутузова.

После этого он был направлен сначала военным губернатором в Киев, два года спустя - командиром корпуса в Молдавскую армию, и вскоре стал ее главнокомандующим. В ходе очередной русско-турецкой войны Кутузов сумел заключить выгодный для России Бухарестский мирный договор 1812 года, обеспечив безопасность юго-западных границ.

К началу Отечественной войны 1812 года Кутузов был начальником Петербургского ополчения, потом Московского, и наконец, в ходе боевых действий был назначен главнокомандующим всей русской армией. Превосходящим силам противника Кутузов пытался противопоставить маневрирование и оборону, сохраняя боеспособность армии до накопления резерва для контрнаступления. Получив небольшое подкрепление, дал сражение под Москвой, при Бородино, исход которого позволил переломить ход войны, хотя армии и пришлось оставить столицу. Наполеону был закрыт путь в южные районы, а русские войска срочно пополнялись за счет ополчения и смогли перейти к активным действиям, в то время как французы все больше ослабевали от частых столкновений с партизанами и сурового климата. В итоге Наполеон ушел из Москвы и вынужден был отступать по прежде разоренной им же Смоленской дороге. Французские войска были разгромлены на реке Березина, уцелевшие части бежали к границе.

Кутузов был награжден высшим боевым орденом Георгия 1-й степени и получил титул светлейшего князя. Однако его здоровье было подорвано, и вскоре, в 1813 году, он скончался в Силезии. Его тело было забальзамировано, отправлено в Петербург и погребено в Казанском соборе.

Памятник полководцу

Спустя сто лет, в 1912 году, Кружок ревнителей памяти Отечественной войны поднял вопрос о сборе средств на памятник Кутузову в Москве. Через год был собран Кутузовский комитет из числа членов Военно-исторического общества под председательством генерала Д. Зуева. Его фонд формировался при штабе Московского военного округа, сбор пожертвований продолжался более трех лет, однако средств оказалось недостаточно, а вскоре начавшаяся революция и гражданская война отложили этот вопрос уже до окончания Великой отечественной войны в 1945 году. В 1962 году, после открытия на Кутузовском проспекте музея-панорамы «Бородинская битва», было решено установить памятник Кутузову именно там. Выступая спустя 11 лет на его открытии, скульптор Томский подчеркивал, что это памятник не только одному из величайших российских полководцев, но и пламенному патриотизму всего народа.

Описание

Памятники Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге расположены перед Казанским собором на Невском проспекте.
Монументы, посвященные героям Отечественной войны 1812 года, фланкируют два крыла полуциркульных колоннад, образующих площадь перед собором, в центре которой расположен изысканный фонтан в стиле французского классицизма.

Архитектурно-пространственная композиция Казанского собора является зримым выражением военных событий в истории Европы и Российской империи. Казанский собор был воздвигнут по повелению императора Павла I. Предистория возведения храма интересна. В начале была построена церковь во имя Рождества Богородицы на Невском проспекте, в ней находилась Казанская икона Божией Матери, счастливо обретенная чудесным образом в городе Казани в 1579 году во времена правления царя земли русской Ивана Васильевича (Ивана Грозного). Икона была привезена в Санкт-Петербург по повелению императора Петра I. Святыня находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте. Император Павел I повелел воздвигнуть храм во имя иконы Казанской Божией Матери. Новый храм по желанию императора должен был походить на собор Святого Петра в Риме. Полуциркульная колоннада, обрамляющая площадь перед собором с двух сторон - единое целое с главным храмом Ватикана и является образцом архитектурно-пространственного решения главных площадей вечного города.


В результате конкурса право на проект и строительство нового храма получил русский архитектор Андрей Никифорович Воронихин, который блистательно справился со сложной градостроительной задачей. По канонам русской православной церкви собор сориентирован с запада на восток, два крыла полуциркульных колоннад образуют площадь перед Невским проспектом. В 1811 году при царствовании императора Александра I храм во имя иконы Казанской Божией Матери был освящен и стал кафедральным собором.

В результате победы России над наполеоновской Францией в российском обществе наблюдался небывалый патриотический подъем. Император Александр I повелел увековечить в бронзовых монументах имена героев Отечественной войны 1812 года. Государь издал указ о сооружении памятников Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли.

Император Николай I повелел соорудить памятники героям Отечественной войны 1812 года – генерал-фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге в 1827 году. Места для установления монументов определили архитектор Огюст Монферран и президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин в створах боковых порталов колоннад перед портиками, образующих соборную площадь. Скульптор Борис Иванович Орловский приступил к работе над памятниками Кутузову и Барклаю де Толли в 1830 году. По проекту архитектора В. П. Стасова и скульптора Орловского были выполнены гранитные постаменты высотой в 3,5 метра для скульптур великих полководцев, камнетесные работы выполнил Самсон Суханов.

Скульптуры Кутузова и Барклая де Толли были выполнены Орловским в 1831-1836 годах, отливка была выполнена мастером Екимовым. Торжественное открытие памятников в честь 25-летия победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года состоялось в 1837 году при царствовании императора Николая I.


Полководцы изображены в полный рост в своих воинских мундирах с плащами. Фигура Барклая де Толли отображает непростой ход военных действий в первый период Отечественной войны 1812 года. Генерал-Фельдмаршал, опершись на одну ногу, стоит в глубокой задумчивости, одновременно твердо веря в будущую победу. Он попирает знамя врага, еще не свергнутого, с поднимающимися крыльями орла, изображенного на нем. Гордый, мужественный человек вынес на себе все тяготы и бедствия, обрушенные на его отчизну, устоял и вышел победителем. Он возглавлял победоносный поход русской армии вплоть до Парижа.


Генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов князь Смоленский, полный кавалер ордена святого Георгия изображен торжествующим над поверженным врагом. Он попирает окончательно свернутое знамя наполеоновской Франции, в левой поднятой руке он держит маршальский жезл, правая рука со шпагой опущена – сражение закончено, враг разбит и изгнан из пределов отечества. Скульптор Орловский добился максимального портретного сходства с изображенными историческими личностями, памятники М. И. Кутузову и Барклаю де Толли в Санкт-Петербурге стали образцом русского монументального реалистического искусства.

Великий полководец Михаил Илларионович Кутузов ушел на войну с Наполеоном, помолясь перед Казанской иконой Божией Матери в церкви во имя Рождества Богородицы на Невском проспекте. В новом Казанском соборе он был погребен со всеми воинскими почестями после своей кончины в 1813 году. С этого времени кафедральный собор стал приобретать свое второе значение – мемориала русской воинской славы.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и в период Ленинградской блокады памятники Кутузову и Барклаю де Толли не снимали с пьедесталов, они являлись символами мужества и стойкости, бойцы советской армии, уходя на фронт, отдавали им честь.

Памятники генерал-фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли являются неотъемлемой частью площади перед Казанским собором на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Монументы выражают всю мощь и доблесть, присущую русскому человеку, когда на его землю приходит беда. Беззаветное служение отчизне – вот девиз этих достойных сынов своей родины.

Памятник известному русскому военачальнику генерал-фельдмаршалу М. И. Кутузову в Санкт-Петербурге. Монумент был установлен на Казанской площади в 1837 году в честь 25-летия победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Автор скульптуры — Б. И. Орловский, постамента — В. П. Стасов, архитектурное руководство — К. А. Тон.

Появление памятника Кутузову перед Казанским собором было далеко не случайным. Именно отсюда полководец отправился в 1812 году командовать русскими войсками, именно в этом храме фельдмаршал был похоронен с высшими воинскими почестями в 1813 году, поэтому собор очень быстро стал приобретать роль мемориала русской воинской славы. Уже через 6 лет после победы над Наполеоном император Александр I издал указ о сооружении монументов в честь М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли, но только в 1827 году, уже при Николае I, было решено установить памятники этим двум фельдмаршалам, героям Отечественной войны.

Сначала скульптурный заказ поступил немецкому мастеру Э. Лауницу, но его эскизы не удовлетворили заказчика, и в 1829 году заказ перепоручили русским скульпторам — Б. И. Орловскому и С. И. Гальбергу, первый из которых и выиграл конкурс. После утверждения эскизов и отливки статуй встал вопрос о выборе основания. В итоге, в качестве пьедестала утвердили гранитный постамент авторства В. П. Стасова. В 1837 году, к 25-летнему юбилею победы русской армии над французской, состоялось торжественное открытие монумента, это мероприятие сопровождали военный парад и салют.

Бронзовая фигура М. И. Кутузова, исполненная портретного сходства, изображена в маршальском мундире, в правой руке он держит шпагу, в левой — маршальский жезл. У ног полководца лежат знамена поверженной армии Бонапарта. На лицевой стороне основания монумента золотыми буквами написано: «Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому 1812», на обратной стороне: «Скульптор Б. Орловский». Изображение военачальника в современном мундире, а не в античном одеянии, впервые в русском монументальном искусстве было использовано именно здесь.

Памятник Кутузову упрочил значение Казанской площади как места русской воинской славы, а сам памятник стал символом стойкости русского народа. Именно поэтому в годы Ленинградской блокады памятник не снимали с постамента и не укрывали мешками с песком. Открытая и непокоренная фигура М. И. Кутузова вселяла в жителей города надежду на скорую победу.

Высота самого памятника составляет 4,1 метра, высота пьедестала — 3,5 метра.

Памятник М. И. Кутузову включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение памятника М. И. Кутузову будет интересно всем туристам, интересующимся монументальной архитектурой первой половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

Михаил Илларионович Кутузов проявил себя не только как выдающийся офицер и военачальник, но и как талантливый дипломат. Все знают о заслугах Кутузова во время Отечественной войны 1812 года и об участии в крымских и турецких военных кампаниях, но мало кому известны успешно проведенные им дипломатические миссии в Турции и Пруссии.

Спустя сто лет после окончания Отечественной войны 1812 года в Москве был начат сбор средств на установку памятника полководцу. Инициаторами выступили члены Кружка ревнителей памяти Отечественной войны. Сбор денег продолжался в течение нескольких лет, и, возможно, задуманное кружковцами вполне осуществилось бы, но в России началась гражданская война, а затем свершилась Октябрьская революция.

Во второй раз о необходимости установить памятник выдающемуся полководцу заговорили уже после окончания Великой Отечественной войны. Но идея увековечивания памяти Кутузова начала воплощаться только в конце 50-х годов. Сперва в 1957 году его именем был назван Кутузовский проспект, проложенный примерно в том месте, где в 1812 году Кутузов проводил известный военный совет в Филях, на котором было принято решение оставить Москву неприятелю. Затем в 1962 году на проспекте был открыт музей-панорама «Бородинская битва», и только в 1973 году была установлена конная статуя Михаила Кутузова.

Автором монумента стал скульптор Николай Томский, создавший в советское время скульптурные образы многих политических деятелей, героев Великой Отечественной войны, несколько монументов Ленину и Сталину и другие работы. Кутузов был изображен им сидящим на коне и осматривающим поле сражения. Фигуры коня и всадника находятся на высоком постаменте. В нижней части памятника, рядом с постаментом помещены 26 фигур участников Отечественной войны 1812 года, среди которых узнаваемы партизанский командир, гусар и поэт Денис Давыдов, генералы Петр Багратион, Николай Раевский, Алексей Ермолов, казачий атаман Матвей Платов. Посвящение на постаменте памятника адресовано не только Кутузову, но и другим «славным сынам русского народа», чья доблесть помогла одержать победу над Наполеоном.

г. Санкт-Петербург, Казанская площадь, метро: «Невский проспект», «Гостиный Двор».

13 июня 1813 года состоялись похороны Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга, в склепе у западной стены северного придела.

После захоронения Кутузова, в окружении боевых трофеев победоносной армии, храм на Невском проспекте по праву стал считаться памятником всенародного подвига в Отечественной войне 1812 года. Поэтому, когда встал вопрос о месте установки монумента выдающемуся полководцу, двух мнений не было.

14 мая 1818 года скончался генерал-фельдмаршал М.Б. Барклай-де-Толли, под командованием которого русские войска завершили освобождение Европы от наполеоновского владычества и в марте 1814 года с победой вошли в Париж. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что Михаил Богданович Барклай-де-Толли «лучший генерал Александра, непритязательный, настойчивый, решительный и полный здравого смысла».

Работа над памятниками Кутузову и Барклаю-де-Толли была поручена малоопытному молодому скульптору Э. Шмидту фон дер Лауницу. В 1822 году с ним был подписан контракт, согласно которому в течение пяти лет Лауниц должен был создать портретные статуи в рост Кутузова и Барклая-де-Толли.

В середине 1827 года Лауниц представил рисунки моделей памятников. Однако все варианты были отвергнуты, было вынесено заключение, что скульптор не справился с заказом. Исполнение заказа было передано Академии художеств.

В августе 1827 года академией был объявлен конкурс на проекты статуй полководцам, в котором предложили принять участие таким известным скульпторам, как И.П. Мартос, В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов и Н.А. Токарев. Лауниц также был приглашен участвовать в конкурсе, но на общих основаниях. Не надеясь на успех, он отклонил это приглашение. Отказался от участия в конкурсе и Мартос, ссылаясь на загруженность другими заказами. Остальные скульпторы старались всячески уклониться от конкурсной работы, хотя прямо и не отказывались от нее.

Главная причина затруднений скульпторов заключалась в категорическом условии конкурса, столь необычном для того времени, - изобразить полководцев в современных им форменных мундирах, с полагавшимся холодным оружием и фельдмаршальскими жезлами в руках.

Прошло полгода со дня объявления конкурса, а ни одного эскиза так и не было представлено. Тогда в середине 1828 года из Рима были вызваны в Петербург для участия в конкурсе выпускники академии С.И. Гальберг и Б.И. Орловский. Лишь двое этих скульпторов и приняли участие в новом конкурсе 1829 года на лучший проект памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором.

Поскольку Гальберг категорически возражал против реалистической трактовки образов полководцев, исход конкурса был предопределен. Его победителем стал талантливый скульптор, бывший крепостной Орловской губернии Борис Иванович Орловский. 16-летним юношей он отправился на оброк в Москву, где поступил в мастерскую «каменных дел мастера» С. Кампиони. В 1816 году Борис Иванович перебрался в Петербург к скульптору П. Трискорни, где его работу увидел ректор Академии художеств И.П. Мартос. Он понял, что перед ним одаренный, сильный и самобытный мастер, и добился в 1822 году освобождения Смирнова от крепостной зависимости с фамилией Орловский (в память о его родине) и зачисления в Академию художеств. Через восемь месяцев Орловского отправили в Рим совершенствоваться в скульптурном мастерстве, откуда он и был отозван через шесть лет.

Эскизы Орловского были одобрены, и скульптор принялся за работу. Ему предстояло решить три основные задачи: найти конкретно-исторические формы воплощения основной идеи памятников в сочетании с их эмоциональным содержанием; впервые в русской монументальной скульптуре реалистически решить художественные образы; отыскать принципы архитектурно-пространственного решения памятников для создания единого ансамбля с Казанским собором.

Орловский добился, чтобы проектирование постаментов было поручено архитектору В.П. Стасову. Стасов прекрасно справился с ответственной задачей. Проекты, выполненные им в 1830 году, были утверждены в мае 1834 года. Кстати, именно Стасову принадлежала первоначальная идея установки памятников перед портиками, замыкающими восточное и западное крылья колоннады Казанского собора, отраженная еще в его эскизах 1814 года. Замысел Стасова, включая соразмерность торцовых портиков колоннад с памятниками, установленными на фоне их проемов, и продуманность фигур, в основном совпадал с более поздними решениями Орловского, который, однако, вряд ли был знаком с эскизами архитектора.

В 1830 году Орловский выполнил второй вариант моделей, лишь немного уточнив конкурсные варианты. Тогда же, продолжая совершенствовать композицию, Орловский приступил к созданию глиняной модели статуи Кутузова в натуральную величину и уже в следующем году закончил ее. Гипсовый вариант будущей статуи встретил всеобщее одобрение.

В 1835 году опытный литейный мастер Василий Петрович Екимов отлил из отпущенных 450 пудов (7 371 килограмм) меди статую Кутузова. Статуя Барклая-де-Толли была отлита в 1836 году. К весне следующего года бригада каменщиков мастера С.К. Суханова закончила сооружение постаментов, к июню на них были установлены бронзовые фигуры полководцев. Надзор за всеми работами по сооружению памятников осуществлял архитектор К.А. Тон.

25 декабря 1837 года, в 25-летнюю годовщину изгнания наполеоновских завоевателей из пределов России и победоносного завершения Отечественной войны 1812 года, состоялось торжественное открытие памятников, сопровождавшееся артиллерийским салютом и военным парадом. А всего за девять дней до этого знаменательного события на 45-м году жизни скончался создатель первого монументального памятника Кутузову в России Б.И. Орловский. Нескольких месяцев не дожил до открытия памятников и прославленный литейных дел мастер Академии художеств В.П. Екимов.

Памятники полководцам размещены на середине расстояния между собором и осью Невского проспекта. Такая установка обеспечила их самостоятельность при одновременном композиционном единстве с архитектурным ансамблем окружающей площади. Этому же способствуют как умело выбранные общие размеры памятников, так и соотношение величины статуй и их пьедесталов (5:6). Гранитные пьедесталы в классической форме параллелепипеда вырублены из цельных глыб. Их слегка выступающие карпизы и двухступенчатые базы на массивных круглых основаниях, чуть приподнятых над землей и служащих как бы стилобатами, хорошо гармонируют с колоннадой северной соборной площади, как бы продолжая ее в сторону Невского проспекта. Никаких элементов украшения на постаментах нет, только на лицевых гранях выбиты лаконичные надписи: «Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому. 1812» и «Фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли. 1812 г., 1813 г., 1814 г. и 1815 г.».

Для создания исторически достоверного портрета Кутузова скульптор использовал парадный портрет полководца в рост работы Д. Доу для Военной галереи Зимнего дворца. Однако Орловский в известной степени идеализировал фигуру Кутузова, придав ей более энергичное звучание. Нет в скульптуре и строгого портретного сходства с лицом полководца. Основное внимание в изображении полководца было обращено на его воинственную позу и жест победителя.

В правой руке Кутузов сжимает шпагу, в повелительно указывающей левой - фельдмаршальский жезл. У ног победителя не развернувшееся французское знамя с обломанным древком и прижатым к земле навершием в виде одноглавого наполеоновского орла. Этой деталью и указанием в подписи на постаменте только одного 1812 года Орловский стремился подчеркнуть главенствующую роль Кутузова в Отечественной войне. Как и требовали условия конкурса, фигура полководца облачена в форменный мундир, украшенный звездами высших степеней российских орденов. Тщательно выделаны боевые награды, генеральские эполеты, шитье на воротнике и обшлагах, даже темляк на шпаге. И все же наряду с перечисленными реалистическими чертами просторный плащ, обильно драпирующий фигуру полководца, очень напоминает римскую тогу - неотъемлемую деталь классических статуй. Статуя Кутузова явилась первым шагом к исторической конкретности и жизненной достоверности образа в русской монументальной скульптуре, первым шагом в этом жанре искусства от классицизма к реализму.

Эти же особенности присущи и памятнику Барклаю-де-Толли, в трактовке которого еще ярче проступают реалистические черты. Он составляет целостную композицию с памятником Кутузову. В то же время каждый памятник - вполне самостоятельное творение ваятеля и зодчего. Чтобы подчеркнуть их идейное единство, Орловский использовал известный в парной скульптуре прием взаимных контрастов: если фигура Кутузова развернута справа налево, то Барклая-де-Толли - слева направо; если у Кутузова плащ прикрывает левое плечо, то у Барклая-де-Толли - правое; если у Кутузова голова слегка повернута влево, то у Барклая-де-Толли - вправо; даже орлы поверженных наполеоновских знамен под ногами полководцев повернуты друг к другу головами. Но в отличие от Кутузова Барклай-де-Толли у Орловского наступил на полураспущенное вражеское знамя, орел на древке которого слегка приподнят над основанием, орел же у ног Кутузова словно втоптан в землю.

В суровую годину Великой Отечественной войны памятник Кутузову стал для ленинградцев символом твердости, героизма и уверенности в победе. Он был одним из трех памятников в городе (два другие - Суворову на Марсовом поле и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором), которые не были укрыты мешками с песком в дни блокады, а воодушевляли его защитников.

По материалам А.А. Смирнова