Васильев Федор Александрович - , русский живописец-пейзажист. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). Был близок с И. Н. Крамским. Исключительно одарённый, В. своей недолгой художественной деятельностью оставил глубокий след в русском искусстве. В его живописи образы природы приобрели особую поэтичность и глубину чувств. Написанные сияющими, насыщенными красками, полные упоения чувственной красотой мира, произведения В. проникнуты одухотворённостью, романтическим волнением. Эти черты определились уже в небольших по размеру пейзажах 1868-69 ("Возвращение стада", "Перед дождём" - оба в Третьяковской галерее), запечатлевших жизнь природы в яркие, эффектные моменты. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. Большое значение для творчества В. имела его поездка на Волгу совместно с И. Е. Репиным (1870). Итогом её явились рисунки и живописные произведения ("Вид на Волге. Баржи", 1870, Русский музей, Ленинград; "Волжские лагуны", Третьяковская галерея), в которых сказалось пробуждающееся стремление художника к картинной обобщенности пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы. По возвращении в Петербург В. создал одно из главных своих произведений - "Оттепель" (1871, Третьяковская галерея). Проникнутое тоской и грустью, навеянными горькими раздумьями о жизни русской деревни, оно несёт в себе большое социальное содержание. В 1871 В. заболел туберкулёзом и переселился в Ялту. В Крыму по старым этюдам и воспоминаниям он написал широкое эпическое полотно "Мокрый луг" (1872, Третьяковская галерея). Строгая по композиции картина поражает свежестью и глубиной цвета, его богатой внутренней градацией; это - синтетический образ природы, таящий в себе сложную гамму чувств. Последняя работа В. - "В крымских горах" (1873, Третьяковская галерея) - отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном; образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. В творчестве В. проявилось свойственное мастерам русской пейзажной живописи 1860-70-х гг. стремление сделать пейзаж одухотворённым, выражающим передовые обществ, идеалы.

Картины Федора Васильева представлены в Русском музее, Третьяковской галерее, в музеях Ялты и Одессы. По воспоминаниям современников, он был очень трудолюбив, от его «магического карандаша» не могла ускользнуть ни одна деталь.

Если бы ни его упорство и страсть к живописи, то мир искусства мог бы и не узнать его фамилии. Мальчик родился в семье бедного петербургского почтового чиновника. Из-за нехватки денег юноша в 12 лет пошел работать в главный почтамт, но, тем не менее не забросил свое увлечение рисованием. Когда ему исполнилось 15 лет, он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где познакомился с выдающимися художниками.

Его хорошим другом стал Иван Крамской. Несмотря на разницу в возрасте (Иван Иванович на 13 лет был старше Федора), они стали очень близки. Сохранилось письмо живописца, в котором он признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гор-дость моя не была бы так основа-тельна, если бы я не встретился с Вами в жизни... Вы - точно часть меня самого, и часть очень дорогая, Ваше развитие - мое развитие. Ваша жизнь - отзывается в моей...»

Автопортрет Федора Васильева. Фото: Public Domain

Немалую роль в становлении Васильева как художника сыграл и Иван Шишкин. Он учил юношу переносить увиденное на холст с предельной точностью, рассказывал о мастерстве рисунка. Со временем они даже стали родственниками: Шишкин женился на Евгении Васильевой, сестре Федора.

Сохранилось несколько писем, которые молодой художник отправлял чете Шишкиных. Одно из них от 11 августа 1872 года было написано из Ялты, куда художник перебрался из-за болезни легких.

«Я работаю, как и всегда, только приходится работать из-за денег, что меня всегда весьма огорчает; великий князь Владимир Александрович, который уже получил одну мою картину, заказал еще четыре, от которых я не мог отделаться, хотя и пробовал; еще, к довершению печали, эти картины нужно окончить к сроку, к 24 декабря; так что начатые картины так, значит, и пропадут даром, да и на конкурс в нынешнем году не удалось написать, так как время остается только январь да февраль будущего года, а Вы небось опять такую штуку выдвинете, что опасно мне и рассчитывать писать».

Довести работу до конца ему не удалось: через два месяца, 6 октября 1873 года, он скончался..

«Волжские лагуны», 1870 год

Картина «Волжские лагуны» привлекла большой интерес на посмертной выставке картин Фёдора Васильева. Фото: Public Domain

В 1870 году 20-летний Федор Васильев отправился в путешествие по Волге вместе со своими художниками Ильей Репиным и Евгением Макаровым. Годы спустя Илья Ефимович в своей книге «Далекое близкое» писал, что молодой человек поразил спутников своей манерой работы и стал для старших товарищей «превосходным учителем»: «Не прошло и недели, как мы взапуски, рабски под-ражали Васильеву и до обожания верили ему. Этот живой блестя-щий пример исключал всякие спо-ры и не допускал рассуждений; он был для всех нас превосходным учителем».

По его словам, «его тон-ко заостренный карандаш с быст-ротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листику его карманного альбомчика и обрисо-вывал верно и впечатлительно це-лую картину крутого берега с по-кривившимися над кручей доми-ками, заборчиками, чахлыми де-ревцами и остроконечными коло-кольнями вдали...»

Этюды, сделанные во время поездки, в дальнейшем послужили основой для нескольких картин, в том числе «Волжские лагуны».

В будущем полотно попало в собрание Павла Третьякова. Он забрал ее после посмертной выставки картин художника в 1874 году в счёт долга, который Васильев не смог выплатить меценату из-за своей болезни и смерти.

«Вид на Волге. Барки», 1870 год

В настоящее время полотно экспонируется в Петербурге в Русском музее. Фото: Public Domain

Эта картина также была написана после путешествия по Волге.

Через год после смерти художника ее выставили на всеобщее обозрение, где на нее обратил внимание Третьяков. Сохранилось его письмо Ивану Крамскому, в котором он писал, что должен иметь ее своей коллекции.

«Я решил, что для известной уже Вам моей цели, мне непременно нужно иметь Васильева пейзаж с барками, так как этот экземпляр дает понятие, какой бы он также был замечательный маринист; и вот я вчера послал Вам телеграмму; я уверен, что Вы сочувствуете моей такой усиленной любви к произведениям Васильева…», - писал он.

Однако его планам не суждено было сбыться. В настоящее время полотно экспонируется в Петербурге в Русском музее.

«Оттепель», 1871 год

Великий князь Александр Александрович заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель». Фото: Public Domain

«Картина «Оттепель» такая горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием и в то же время юная (не в смысле детства) и молодая, пробудившаяся к жизни, требующая себе право гражданства между другими, и хотя решительно новая, но имеющая корни где-то далеко», - так описал эту работу Васильева Иван Крамской.

«Оттепель» впервые была представлена на суд зрителей в ходе конкурсной выставки Общества поощрения художников, на которой она удостоилась первой премии. В том же 1871 году ее смогли увидеть и москвичи: она участвовала в выставке МОЛХа -Московского общества любителей художеств.

Искусствоведы отмечают, что это полотно сделало Васильева по-настоящему знаменитым. Молодому человеку стали предлагать сделать авторские копии картины. Одному из заказчиков он не смог отказать - великому князю Александру Александровичу, будущему императору Александру III.

Пейзаж, выполненный несколько в другой цветовой гамме, украсил Аничков дворец, откуда в 1872 году отправился на Лондонскую ежегодную международную выставку. У англичан картина удостоилась восторженных отзывов.

Сейчас копия, сделанная для Александра III, представлена в Русском музее. Оригинал же можно увидеть в одном из залов Третьяковской галереи.

«Мокрый луг», 1872 год

Картина участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художников. Фото: Public Domain

Работая над «Оттепелью», Васильев подорвал здоровье. Вскоре врачам стало понятно, что они имеют дело не с простой простудой, а с туберкулезом. Для поправки здоровья Федору предложили поехать в Крым.

Уже на полуострове Васильев создает картину «Мокрый луг», написанную им по его воспоминаниям. В 1872 году полотно было представлено на выставке Общества поощрения художников, где заняла второе место, уступив работе его шурина - Ивана Шишкина.

«Мокрый луг» был приобретен Павлом Третьяковым, который специально приехал в Петербург еще до начала выставки.

«В Крымских горах», 1873 год

«Настоящая картина — ни на что уже не похожа, никому не подражает — ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, даже местами плохо, но это — гениально», - такую восторженную характеристику дал полотну Иван Крамской.

По его мнению, глядя на татарскую повозку, запряженную волами, зритель невольно попадает внутрь этой истории: «покорно стоит под соснами, слушает какой-то шум в вышине над головою».

Эта картина стала одной из последних работ Васильева. Известно, что изначально он планировал использовать широкое полотно, но потом передумал, выбрав вертикаль. Тем самым, считают искусствоведы, он хотел подчеркнуть высоту гор и устремленность вверх.


Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной,.. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин.
Ге Н.Н.


Портрет художника Федора Александровича Васильева
Крамской Иван Николаевич

Федор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но вклад его в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом.
Несомненный талант признавали за ним все современники: и художники, и критики. Крамской сравнивал его со сказочным богачом, не знающим счета своим сокровищам и щедро и безрассудно бросавшим их, где попало. Перед его холстом, особенно когда он писал или переписывал облака, в изумлении останавливались и Крамской, и Репин.
В его пейзажах всегда присутствует живое волнение художника, влюбленного в красоту природы.
Современники, да и поздние исследователи видели в Васильеве художника, который мог бы совершить громадный переворот во всей пейзажной живописи, если бы не ранняя смерть.

Русский живописец, пейзажист Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 г. в Петербурге, в семье мелкого почтамтского чиновника. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. С ранних пор пристрастившись к рисованию, будущий художник отдавал все свободное от работы на почтамте время любимому занятию.


«На пароходе. Возвращение с богомолья»
1867г.


Лошади на водопое. 1867-1869


Пейзаж с облаками


«Художники, работающие на берегу озера»
1867г.

Образы природы приобрели в живописи художника одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств. Эти черты определились уже в пейзажах “Возвращение стада”, “Перед дождём”, в которых художник запечатлел яркие и эффектные моменты жизни природы. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка.
В 1868 году художник представил на конкурс в Общество поощрения художников картину “Возвращение стада”, которая представляла собой итог его годичной работы. Картина получила высокую оценку.


Возвращение стада. 1868


Пейзаж. Парголово (Вид в Парголове). 1868

Известные картины художника “Деревенская улица” и “После грозы”, исполненные в это же время, прочно связаны с актуальной для Васильева темой деревенского пейзажа и характеризуются полужанровым сюжетом, мотивом дороги, стремлением вывести содержание картины за пределы изображенного.


«Деревенская улица»
1868г.
Холст, масло. 52.5 x 44.5 см


«После грозы»
1868
Холст, масло. 53.5 x 45 см
Государственная Третьяковская галерея



«У водопоя»
1868г.
Бумага на картоне, масло. 16.6 x 20.3 см


Гумно. 1868


Близ Красного Села. 1868


В окрестностях Петербурга. 1868


Грозовые облака. 1868-1871


Дорога в березовом лесу. 1867-1869


Ствол старого дуба. 1867-1869

Васильев постоянно находится в творческом поиске, не удовлетворяясь достигнутым. Большое влияние в этот период оказали на художника произведения художников барбизонской школы Т. Руссо, Ж. Дюпре, М. Диаза, поразившие его одухотворенным восприятием природы, изображенной в простых сюжетах.

Дальнейшее творчество Васильева оказывается свободным от каких-либо влияний, вместе с накоплением опыта у художника созревает своя концепция искусства. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. К этой задаче Васильев подошел в своих работах, связанных с поездкой в Тамбовскую губернию, где он испытал чувство приобщения к природе, полной жизненных сил и поэтического очарования. Художник тогда находился в состоянии творческого воодушевления, которое он постарался выразить в своих картинах. Восхищаясь чувственной красотой природы, он стремиться показать радость своей духовной причастности к ней. Известны такие картины этого периода: “Раннее утро, “После дождя”, “Вечер”, “Деревня” и др.


Вечер. 1869


«Деревня»
1869г.
холст, масло, 61х83 см


«Летний жаркий день»
1869г.
Холст, масло 33,4 х 41
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«На реке. Ветреный день»
1869г.
Холст, масло. 31 x 41.5 см
Государственный Русский музей


«После дождя»
1869.
Холст, масло 30,2 х 40
Государственная Третьяковская галерея
Москва


На острове Валааме. 1869


Деревья. 1870


Вечер. 1869-1871

В 1870 году Васильев вместе с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге, в результате которой появились рисунки и живописные произведения “Вид на Волге. Баржи”, “Волжские лагуны”, “Зимний пейзаж”, “Приближение грозы”, “Перед грозой” и др. Здесь художник стремился к картинной обобщенности пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы.


На берегу Волги. 1870


Парусники. 1870


«Вид на Волге. Барки»
1870г.
Холст, масло
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

В пейзаж Васильева все ощутимее входит человек, не столько как действующее лицо, сколько как "лирический герой", определяющий настроение картины. И берега Волги, и степи, и села для Васильева - свидетели и участники людских мыслей и чувств.
В ряд с волжскими пейзажами, утверждавшими в своих образах положительный идеал и мечту о гармонии "естественного человека и природы", неожиданно включается еще одна, не схожая с ними картина "Волжские лагуны". Оставшаяся неоконченной, она тем не менее приковала к себе всеобщий интерес художников на посмертной выставке Васильева и была приобретена П. М. Третьяковым для его собрания.


«Волжские лагуны»
1870
Холст, масло 70 х 114
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Ее романтический образ сразу же приковывает внимание зрителя и захватывает напряженностью переданного в картине предгрозового состояния природы. Грандиозным и устрашающим кажется поднявшееся над равниной небо с громоздящимися тучами, нависшими над низким берегом Волги с затерявшейся среди жесткой травы лагуной. Но присутствие в картине радуги - предвестника грядущего просветления - расширяет содержание чисто пейзажной темы и становилось ключом к истолкованию замысла этого пейзажа.


Лодка. 1870


Крестьянская семья в лодке. 1870


«Перед дождем»
1870
Холст, масло 39,7 х 57,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Лето. Речка в Красном Селе. 1870


Сараи. 1870


Землянка. 1870


После проливного дождя. 1870

Ф. А. Васильев был исключительно одарённым художником, одним из самых талантливых русских пейзажистов. Его произведения написаны сияющими, насыщенными красками, проникнуты одухотворённым восприятием природы и романтическим волнением, поэтичностью и восхищением чувственной красотой мира. Несмотря на непродолжительность своей художественной деятельности, Васильев оставил глубокий след в русском искусстве.


«Илюминация в Петербурге»
1869г.
Холст, масло. 35.5 x 37.5 см
Государственная Третьяковская галерея

Продолжение следует...

Спасибо за внимание!

В формировании Федора Александровича как художника приняли участие разные представители отечественного искусства, с разными по темпераменту и характеру художники: И.И. Шишкин и И.Н. Крамской, И.Е. Репин и Н.Н. Ге, А.К. Саврасов и М.К. Клодт. Но их воздействие на него было лишь посредственным.

Самыми близкими друзьями Федора были Шишкин и Крамской. Шишкин часто посещал семейство Васильевых и позднее заключил брак с сестрой художника - Евгенией Александровной. В 1870 году у них родилась дочь Лидия, а в 1871 – сын Владимир.

В отношениях Крамского и Васильева, этих двух гениальных художниках, виден единичный образец творческого и глубоко человеческого родства, единодушия, взаимообогащения, вдохновения и восхищения. Как пример свободного самораскрытия можно увидеть в их письмах друг другу. «Роскошь дружеского общения», свобода и радость постижения собственного «Я» в другом близком и духовно - нравственном человеке обретает свежие краски и дополнительное удовлетворение. Они искренне гордятся от встречи друг с другом. Когда дыхание Федора Васильева замерло и сердце остановилось, Крамской взял заботу по уплате его много обязывающих долгов. Бессмертный «», написанный Иваном Николаевичем, был передан Павлу Михайловичу Третьякову , погасив тем самым большую часть долга близкого друга.

Но, не смотря на это, Крамской с полным основанием мог сказать о Васильеве: «Его манеры были самоуверенны и почти нахальны... он не отличался молчаливостью и скромностью... у него эти манеры и тон лежали в самой натуре... ему нужны были средства принца, чтобы не жаловаться на жизнь». В людях XIX века лицемерие не было значительной явью. Люди этого столетия испытывали совсем другие эмоции и переживания, нежели мы сейчас. Мы же часто скрываем свои чувства, а люди прошлого могли принимать, любить и почитать любую индивидуальность, ведь у каждого автора есть свои мысли и цели, которыми он пропитывает, как соком, каждый мазок. Они не закрывали глаза на минуты слабости, допущенные ошибки, и не высмеивали человеческие пороки. Жизнь этого одаренного «чудо - мальчика», по словам Ильи Ефимовича Репина, этого музыканта тончайшего настроения пейзажного искусства, была вовсе не безоблачной и скрывала в себе скрытую иронию, истоки которой лежали в тяжелой действительности и детских годах Васильева.

Размеренная жизнь Васильева обошлась с ним жестоко. За ним беспощадно закрылась дверь в будущее. Зимой 1871 года Федор Васильев простужается и тяжело заболевает чахоткой, которая оставляла лишь короткий срок для начатого. Страшная болезнь сводит молодого художника в могилу уже спустя пару лет.

Бумага, масло. 21,7 x 26,6


1867. Холст, масло

Бумага, сепия, белила. 38 х 26,8

В своих словах, красках и звуках он не мог предугадать собственную судьбу. В юности, со всеми его горестями и радостями, он смотрел и слушал, ощущал и боготворил, запоминал любое мгновение на земле и каждую каплю росы на траве, каждую поросшую травой тропинку. Он неистощим жаждой работать, неисчерпаем задорного оптимизма быть совершенным, даже среди старших своих коллег по искусству. Но осталось совсем недолго, и солнечная погода настроения сменится на непогоду горечи и уныния.

Художник родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Приемным отцом и воспитателем Васильева был мелкий письмоносец Александр Васильевич Васильев. Старшая сестра и сам Федор родились добрачными детьми. И ходили слухи, что младший сын – побочный сын аристократа П.С. Строганова. Это обстоятельство наложило на художника несгладимый отпечаток. Именно это не позволяло Федору Александровичу без зазрения совести носить фамилию отца и подлинное отчество. Как впрочем, и своего низкого звания вольноприходящего ученика Академии художеств, где учиться ему почти не пришлось.

Едва ли не с первых шагов на поприще искусства П.С. Строганов. ему покровительствовал. Надо сказать, что в столице и за ее пределами ходили весьма недвусмысленные слухи по поводу этой «опеки». Юному художнику всегда был оказан радушный прием в имениях важного вельможи. Два лета подряд у него была возможность писать. Со всех сторон его обступали новые места, люди, новые впечатления. «Вся жизнь наружу! Эти ветлы и избы, скот и люди складывались в такие полные жизни и силы картины, что невольно, долго после зажмуривались глаза и в голове поднималась картина, от которой опускались руки...» - писал художник.

1868. Холст, масло


1867. Холст, масло

1869. Холст, масло. 33,4 x 41

В усадьбе именитого хозяина, Федор Александрович жил среди густых запахов зреющих антоновских яблок, похожего на тающий снег цветения полевой кашки, среди полноты и довольства еще не успевших разориться «дворянских гнезд»... Казалось, сама судьба торопила его. Времени на длительный путь становления и на ученичество в его жизни не было. С неистощимым упрямством ребенка и с интуитивной точностью врожденного поэтического настроения он наносил на полотно все, что волновало его воображение. Он спешил запечатлеть окружающий его мир, и не просто запечатлеть - а наполнить его смыслом человеческого бытия.

Школьная скамья у Федора также не сложилась. В двенадцать лет ему пришлось оставить ее, помогая на службе отчиму. Бедность, часто гостившая в доме приемного отца, заставляла подростка за жалованье в три рубля бегать с сумкой почтальона от одной улицы к другой.

Творчество его было небольшим, но оно сложились в целый мир.


Бумага, сепия

После тяжелой работы Васильев младший приходил домой, и все свое оставшееся время трудился над рисунками. Его страсть к рисованию разделяла только мать. Домочадцы не могли понять, как после трудового и не простого дня, своенравный мальчуган прибегал домой и с жаждой творчества начинал рисовать, садясь в углу комнаты, что бы никому не мешать. Именно мать была лучшим критиком для рисунков Васильева, именно она показала первые его работы И.И. Шишкину , и именно Шишкин, в то время уже известный пейзажист, показал истинную веру в возможности художника.

Уже в 1867 году Васильев с отличием заканчивает Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где в вечернее время преподавал И.Н. Крамской . Упорное стремление к совершенствованию не изменяет Васильеву . Впереди интересный и долгий путь к совершенству, дорога и понимание которого лежит через Академию. Новые идеи и настроения произвели исключительно удивительное впечатление на авторитетную комиссию Академии, куда и зачислили его как вольноприходящего ученика.

Практически каждое лето Федор проводит лето вместе с Шишкиным в Валааме. Вот и в этот раз, в 1867 году, Васильев отправляется с Иваном Ивановичем работать на остров. Поездка затянулась на целых пять месяцев, до глубокой осени. Он сближается с петербургскими пейзажистами. Некоторые этюды, написанные в этот период творчества, выставляются в Обществе поощрения художеств. Этюд «» (1869) приобретает коллекционер и меценат граф П.С. Строганов.

И.И. Шишкин представлял Россию страной пейзажа. Он учил понимать и изучать жизнь природы. Как нельзя лучше иллюстрирует это утверждение и сам Васильев. Никакими восторженными эпитетами не передать всю волшебную прелесть такого пейзажа, как «» (1869). Мягкие очертания зеленых склонов и обнаженных откосов. Здесь природа выступает не как повествовательный, она вновь и вновь раскрывает свой таинственный мир. Особое значение уделено цвету и свету, их гармонии и ритму. Художник стремится посредством цвета дать живое ощущение жизни, постоянно делает открытия, чтобы цвет был пронизан солнцем, а не поверхность изображенного. Цвет помогает художнику выразить его мироощущение удивительной нежности и красоты.

В Академии художеств Васильев работает помощником у реставратора Академии И.К. Соколова. Но своим «учителем» Васильев считает так называемую Кушелевское собрание, - коллекцию живописи графа Н.А. Кушелева - Безбородко, подаренную в 1863 году Академии художеств. Реставрируя знаменитые полотна, Васильев имел отличную возможность внимательно изучать эту замечательную галерею, в которой были представлены произведения ведущих мастеров французской, бельгийской и немецкой школ: картины А. Ахенбаха, Э. Мейерхейма, Л. Кнауса, Б. Вотье, Ж. - Б. Коро, Ж. - Ж. Руссо, швейцарского пейзажиста А. Калама. (в 1992 году большая часть Кушелевской галереи была передана Государственному Эрмитажу. К настоящему времени число картин значительно сократилось). Его близость к Великим мастерам уже читается в его живописных работах, таких как «» (1868), «» (1868), «» (1870), «» (1869), «» (1873).

На этих полотнах нет ничего пышного, эффектного. Но как прекрасны и эта дышащая влагой трава, и стайка летучих деревцев в отдалении, и небольшой косогор, и русло, начинающее зарастать прибрежной осокой! И каким покоем вечности, какой неутоленной любовью веет от этих обычных, повседневных пейзажей! Должно быть, только чутко уловленное и переданное настроение природы позволило художнику добиться такой останавливающей дыхание законченности.

В элегических пейзажах Васильева небо почти всегда заполнено облаками. Они то легкие, как ветерок, бегущий по воде, то грузные, темные от пропитавшей их влаги. Облака - это кочующие думы природы. Они всегда смущали покой художника - и в угрюмой северной столице, где почти не исчезали с глаз, и на ласковой земле Крыма, где их недоставало. Они всегда напоминали ему о милой родине.

В 1870 году Васильев, заработав денег в Обществе поощрения художеств, отправляется в совместное путешествие с Репиным по Волге. После этой поездки Васильев мужает, меняется его характер видения мира в творчестве. Волга - матушка как бы раздвигает масштабы пространства увиденного мира, укрупняется формат пейзажей, они становятся более открытыми для восприятия, отступают мелкие детали и подробности. «» (1870) - с широко взятым берегом, поросшим жесткой травой, речными далями и высоким небом - одна из характерных работ этого цикла.

Характер реки лучше всего передал Васильев в картине «» (1870). Здесь художник изображает далекий песчаный берег с пришвартованными длинными лодками, рядом с которыми запечатлены барочники. Пушистые облака свисают низко над землей, не закрывают солнечный и ясный день. Мирное голубое небо находит свое отражение в гладком зазеркалье воды. Гармония в природе, окрашенный в бескрайний стиль пейзаж, показывает способность художника выделить суть самой с естественным освещением сцены с чистыми и насыщенными цветами.

Во время этой совместной поездки обоим художникам не раз приходилось наблюдать за работой друг друга. Автора знаменитых «Бурлаков » поражало в юном товарище все: и пристальная наблюдательность, и внезапная волна вдохновения, которая могла захлестнуть его в самый неожиданный момент, и раскованное мастерство. Он чувствовал пластику каждого листика, стебелька. Все это он заостренным карандашом чеканил, а потом обобщал картину до превосходного великолепия.

1860 - 1870 - е годы - это не только время общего идейно - демократического подъема искусства, это также годы становления его новых норм и принципов, непосредственно связанных с эстетикой революционных демократов. Литературу представляет возникшее и сложившееся в то время демократическое по задачам и реалистическое по своему характеру направление «шестидесятников». В музыке - это знаменитая «Могучая кучка». В живописи – это Товарищество передвижных художественных выставок. «Передвижники » выступили за новое искусство, объявив непримиримую войну академии. Васильев вместе со старшими друзьями принимает участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок: его подпись стоит под проектом устава Товарищества. Однако по многим обстоятельствам участие в Передвижных выставках Федора Александровича было не долгим, но задачи, стоявшие перед этой группой художников, он осознавал в полной мере и полностью разделял их взгляды. По характеру своего дарования это был иной художник, чем, к примеру, Перов или Савицкий. Пейзажная живопись предполагает иное воздействие на зрителя, нежели жанровые картины, где может быть непосредственно изображен какой - нибудь эпизод из жизни, достаточно ясно отвечающий на вопрос «А счастлив ли народ?». Но верное, одухотворенное изображение живописцем природы может играть не меньшую роль в нравственном воспитании человека, считал Федор Васильев , когда создавал свои полотна.


1869 - 1871. Бумага, сепия. 31,3 x 46,8

В истории пейзажа предшественником Федора Васильева считают Сильвестра Щедрина . Как правило, проводят параллель между Васильевым и Шишкиным , между ним и плеядой молодых пейзажистов шестидесятых годов . Так оно и есть. Ему было дано чувствовать очарование русского пейзажа, ощущать мимолетную радость и торжественную грусть русской природы так, что в каждом изображенном кустике, пригорке, облачке угадывалась Россия.

В 1871 году он пишет картину «». Это, пожалуй, единственная картина, сближающая его творчество с принципами искусства передвижников . «» - это еще не наступившая весна, в предощущение ее теплых, погожих дней, это воспоминание о прошлой, благодатной вешней поре. Это - осторожное напоминание о седых сердитых метелях, чью холодную шубу, но придет пора, обязательно пробьет первая солнечная капель. Далеко - далеко уводит воображение каждого, кто смотрит на эту картину. Нарастающая тоска о прожитых счастливых мгновениях овладевает сердцем. Неужели ты в мире только странник? И что ждет тебя там, впереди? Аккорды тихих музыкальных красок доносятся как бы издалека, заполняя все ощутимее плоскость холста. Сюжет этой картины, как, впрочем, и всех остальных полотнах Васильева, предельно прост.

По размытой, изрезанной колеями дороге бредут два путника, две маленькие песчинки, выхваченные художником из океана жизни: крестьянин с ребенком. Их лиц не видно, но сутулая спина старика и довольно повидавшая на своем веку его котомка говорят о многом. Ноги вязнут в мокром снегу. Кажется, никак не одолеть дорогу, которая тянется бесконечно по бескрайней равнине. Нависшее небо закрыто серыми облаками. В стороне от дороги уныло стоит ветхая и заброшенная деревушка. Она укрыта снегом. Над крышею - легкий теплый дымок. Но не свернуть путникам туда, не постучаться в дверь. Там и своего лиха хватает. А вокруг - на много верст ни одной живой души. Только голодные, вольные птицы на холодном сыром снегу. И волнующая мальчонку перелетная их доля чем - то похожа на людскую. Перовская тема обреченной, серой нищенской жизни, бесконечно тоскливого существования. Дороги «бесконечные, как терпение людское» (В.Г. Перов), ассоциировались с трудностями жизненного пути, природа как бы терзаема страданиями, молчаливый стон разлит над пейзажем, что - то в ней переламывается и перемогается.

В 1871 году «» заняла первое место на конкурсе Общества поощрения художеств. В этот же год академия ее отправила на Всемирную Лондонскую выставку. Выставка создавала основу международному сотрудничеству и партнерству. Картина вызвала всеобщее восхищение. Но в Лондоне мало кто знал, что создателю этого небольшого, но прекрасного полотна тогда минуло едва двадцать лет.

В последующее года Федор Александрович больше не возвратится к повествовательно - социальной подоплеке своей «Оттепели ». Васильев реализует романтическое чувство природы воодушевленным и философским звучаниям. Крамской как проницательный наблюдатель увидел в своем юном друге «присутствие глубоко скрытого пафоса высокого поэта», рядом стоящее с собой стремление видеть решение «истинных вопросов общечеловеческого интереса». Ощутил свою родственную душу в Васильеве и другой художник романтического направления - Н. Ге , сказавший, что Васильев для русского искусства открыл нечто большее, некий высший смысл «живого неба». Васильева властно и страстно увлекала жизнь неба, раскинутого над миром. Сквозь красоту облачного мира в его картинах просвечивает особый смысл, который оставляет за собой новое и одновременно с ним пугающее ощущение от прикосновения с неведомым. Пролетающие над землей облака, - это этюды с особым миром, где непосильны человеческие измерения, мир, где сердце сдавлено и человеку нечем дышать, но куда трепетная душа мучительно тянется.

В 1871 году по совету врачей Васильев уезжает в Крым, где создает свои последние лучшие произведения: «»(1872), «» (1871 - 1873), «» (1872), «» (1873). Живя здесь последние два года, на берегу моря, среди кипарисов и акаций, больной чахоткой Васильев тоскует о родном, привычном пейзаже. Он не сразу осваивает незнакомой для петербуржца мотивы южной природы, и в первое время пишет картины по воспоминаниям о средней полосе России, непрерывно связывая некогда увиденные натурные впечатления. Он создает серо - серебряное, подернутое тучами небо средней России, пишет свою «Заброшенную мельницу »(1871 – 1873), где последний отблеск пробивается сквозь тучи и холодной серебряной рябью дробится в воде небольшого пруда. Рядом - давно замолчавшая мельница. Тишина. На берегу лежит ветхая, почерневшая от времени выдолбленная деревянная лодка. В воде белеют притихшие цапли. Скоро наступит ночь.

Будто переливается тончайшими оттенками красок акварель Федора Васильева «» (1872). Затишье и спокойствие, которое царит в прозрачном воздухе. Ощущаешь всем телом эту прохладу раннего летнего утра. Все вокруг просыпается. Блики солнца переливаются на тихой воде, воздух пронизан свежим дыханьем зеленой травы, - все живет и трепещет в этом небольшом и превосходном произведении, овеянном мягким настроением пейзажной лирики. В поэтичном уголке русской природы художник поместил мужчину в рыбацкой лодке. Любитель - рыболов в ожидании сосредоточенно сидит у водоема. Особенность акварели позволила Васильеву передать изменчивые, едва уловимые оттенки состояния природы.

Мотив стоячей воды нашел свое отражение в картине Васильева «» (1872). Небесная симфония окутала завораживающее и непроницаемое зеркало воды, которое художник поместил в центр картины. Уже не видно того янтарно - лучезарного неба. Тучи все больше и больше сгущаются. И кажется, вот – вот, где - то осторожным светом, прошедшая внезапная и порывистая гроза обернется ясным и солнечным днем. Но нет, бесчисленные слезы недавней непогоды еще не высушили солнце. Всего полтора месяца понадобилось ему, чтобы вылить эту давно накопившуюся в душе песнь на полотно. Скоро новая и последняя работа живописца Федора Александровича Васильева появится на конкурсе Обществе поощрения художеств.

Своему постоянному адресату И.Н. Крамскому, Васильев писал: «Дорогой мой Иван Николаевич! Если бы Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра?»

Изображая природу Крыма, Васильев дает нам всегда понимание пейзажа как места, где протекает жизнь народа, где человек размышляет о своей судьбе и судьбах мира. И глядя на красоту неба, деревьев, камней, человек сам становится лучше и чище, и все прекрасное в его душе получает поддержку в бессмертной красоте природы.

Чем ниже опускались сумерки над днями художника, чем труднее становилось ему дышать, тем больше хотелось воздуха, неба, света. Он пишет свой последний пейзаж «» (1873). Он рисует сосны, крепко держащиеся корнями за землю и так же властно тянущиеся верхушками ввысь. Символичность этого замысла не надо объяснять.

В начале марта 1873 года картина была отослана Ивану Николаевичу Крамскому для передачи ее на очередной конкурс Обществе поощрения художеств. С нетерпением ждал измученный, больной человек вестей с выставки и особенно - слова умудренного житейским и художественным опытом друга. Иван Николаевич воспринял картину как откровение. В своем ответном письме, которое пришло быстро, была такая оценка его последней работы, какую доселе еще не приходилось слышать. «Настоящая картина, ни на что уже не похожа, никому не подражает, не имеет не малейшего, даже отдаленного сходстве ни с одним художником, ни с одной школой. Это что - то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, т.е. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это - гениально...»

Картина «» внешне неброская, почти монохромна, но в ней скрыта лирическая насыщенность красок. Разноокрашенные монохромии в картине вступают в соперничество между зелеными, коричневыми, жемчужно - серыми и лиловыми тонами. Такое невероятное богатство тональных переходов невольно останавливает на себе внимание зрителя. Эта гармония тончайших переходов создает ощущение колористического строя и музыкальности пейзажа.

Диапазон эмоциональной насыщенности палитры удивительны в пейзажах Васильева . Рядом с серой симфонией пейзажа «» соседствует ярко сияющие и переливающиеся пламенно - золотые краски таких картин, как «» или «», мерцающий перелив изумрудных, наполняющих трепетом жизни оттенков «таинственной загадочности» «Заброшенной мельницы ». Васильев обладал исключительно развитым чувством цвета. Он способен был выделять ему содержательную ценность. Цвет для него был преимущественным средством большой эмоциональной выразительности, посредством которой он непосредственно влиял на душу всего живого.

Успех последней картины был решительным, а художнику оставалось жить несколько месяцев. Но, несмотря на это, редко, лишь во время самых жестоких приступов чахотки, он выпускал из рук кисть. Лирическая нить между его сердцем и природой ни на минуту не обрывалась.

Его картина «», его восхождение к вершине мастерства, стало для русского искусства примером возможности глубоких философских обобщений в жанре пейзажа. Это завещание было воспринято впоследствии Левитаном , продолжившим в картине «» размышления о вечном и бренном, бесконечном и конечном в жизни природы и человека.

Федор Александрович Васильев - живописец и рисовальщик, мастер пейзажа
(1850, 10 февраля, Гатчина Санкт-Петербургской губернии - 24 сентября, 1873, Ялта)

"Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной,.. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин." (Ге Н.Н.)

Родился в Гатчине в бедной семье. Работал подмастерьем в мастерской художника-реставратора. В 1865 году поступил в Вечернюю рисовальную школу при Обществе Поощрения Художеств, поддерживал дружеские отношения с И.Н.Крамским, пользовался советами И.И.Шишкина, с которым постоянно работал на натуре. Пытливо изучал природу, делал множество этюдов и зарисовок. Закончил обучение в 1867 г. Талант Васильева развивался необычайно быстро: уже в ранних пейзажах Васильева образы русской природы приобрели особую поэтичность и глубину чувств. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и лиричны. В 1868 г. художник написал вполне зрелые произведения «Деревенская улица», «После грозы», «Возвращение стада», в 1868-1869-х - «Перед дождем». В 1870 году, после четырехмесячного путешествия по Волге вместе с Репиным и Макаровым, художник написал свою первую известную картину «Вид на Волге. Барки» (1870) - восторженный гимн красоте летнего утра. В 1871 году он создал знаменитую «Оттепель». В ней ясно чувствуется настроение тревоги и безнадежности. Романтик по мироощущению, художник, стремясь к выражению сильных чувств, запечатлевал необычные состояния природы, как это - оттепель посреди зимы. Построенная на сложных тональных взаимоотношениях, картина восхищает изысканной монохромной колористической гаммой, столь любимой Васильевым золотисто-коричневой с оливковым. Горизонтальная композиция перелает ощущение бесприютности равнинного пейзажа, его молчаливости, на унылых просторах которого потерялись два путника. И лишь робкий луч солнца, пробивающийся сквозь плотную пелену облаков, приветливо светит им в этом мире. Картина была принята современниками как историческое событие в русской пейзажной живописи, Общество Поощрения Художеств вручило художнику первую премию. Эта картина стала роковой в судьбе Васильева: во время работы над ней он заболел туберкулезом и вынужден был уехать в Ялту в надежде на излечение. Щемящим чувством тоски по российским пейзажам и предчувствием скорой кончины пронизана одна из последних картин художника «Мокрый луг» (1872). Картина поражает свежестью живописи, точностью воссоздания атмосферы, исходящей от нее смутной томительностью. Спустя некоторое время Васильев начинает писать виды Крыма. Картина «В Крымских горах» (1873) свидетельствует об открывающейся перспективе в творчестве художника. О чем бы ни писал Васильев - об убогих русских деревушках или величественных крымских горах - его картины наполнены подлинной поэзией и глубоким эмоциональным чувством. Полотна Васильева, столь рано ушедшего из жизни, отмечены непосредственностью восприятия и взволнованностью чувств. Проявляя сильный интерес в своем творчестве к лирическому пейзажу, он выступил продолжателем традиций Венецианова и Саврасова. А по силе и чистоте цвета его полотна явились откровением для живописи 70-х годов XIX века.

5. Книга В.М.Скляренко "Все величайшие отечественные художники".