Во дворе двух высотных зданий, напротив отеля Hyatt в Сенчури-Сити стоит кинокамера. Вокруг гуляет три сотни людей, большая часть которых работает в голливудской массовке. На траве лежит парень, он смотрит в небо, я сижу от него метрах в двух со своим другом, говорю ему: «Это главный герой фильма . И ему, очевидно, плохо». - «Почему?» - «Потому что одно дело сниматься в фильме двенадцать лет подряд по две недели в год, где вся твоя команда состоит из людей, которые за это время становятся твоей семьей. С другой - полнометражный фильм с Томом Хэнксом про Кремниевую долину, и вся прилагающаяся к этому изнанка Голливуда. У него весь день потерянный вид, и он даже ловит твой взгляд, в отличие от других актеров, потому что не понимает, что он тут делает. Ему, очевидно, не хватает близости».

Текст: Анна Уэссен

Мой друг крутит в руках картонку. Нам выдали деревянные клипборды, в которые встроена лампочка посередине и логотип с другой стороны. Все вокруг ходят с этими картонками, делая вид, что это планшеты выдуманной компании Circle. Настоящие планшеты в руках у тех, кто в кадре что-то ими фотографирует. Рядом на стуле сидит девочка, более известная, как Гермиона Грейнджер, но теперь уже взрослая, она рассказывает гримеру, что очень скучает по своему маленькому городку в Англии и по рыбалке с папой. Дети в Голливуде каждый по-своему несчастны. Она какая-то чудная, светлая и очень старается, плачет по щелчку и дает Станиславского, в отличие от своего коллеги, она уже знает, она привыкла, это работа такая. В отличие от детей, Том Хэнкс хохмит без перебоя, у него, по-моему, всегда отличное настроение.

В то же самое время на студии Disney второстепенные персонажи сериалов и изображают скорую помощь в сериале «Реанимация» , внутри студии построена точная копия самой загруженной больницы в США, Angell Memorial Hospital, которая, кстати, тут, недалеко. Я хожу по площадке в костюме беременной женщины. Бутафорский живот под моей синей блузкой с принтом пейзажа напоминает глобус. Я и мой новый друг стараемся оказаться на тех же фильмах и сериалах, чтобы почаще видеться. Я уже снялась приблизительно в тридцати и даже сбилась со счета, хотя хожу на эту работу всего пару раз в неделю. Ну, например: , «Сфера» , «Реанимация», «Теория большого взрыва», «CSI: Киберпространство» , «Мамаша» , «Две девицы на мели» и еще в нескольких фильмах по комиксам Marvel, о которых я не могу говорить, потому что подписала кучу бумаг-обязательств. Раньше я работала на площадке ассистентом режиссера, продюсером и даже гримером, теперь же я изображаю посторонних людей, часто в каком-то костюме. Как так вышло?

На пятый год жизни в Калифорнии я наконец поняла, что заниматься можно чем угодно. За что бы я ни бралась, меня все поддерживают, калифорнийцы по своей природе чирлидеры. Если у тебя получилось испечь классическое печенье с шоколадной крошкой, тебе советуют открыть свою пекарню и даже предлагают познакомить с тем, у кого получилось, он проконсультирует. Связала шапку для предрассветных пляжных прогулок в поисках волны, потому что не смогла найти подходящую в продаже, - самое время запускать собственный бренд одежды или хотя бы сделать коллаборацию с уже существующим серферским брендом. Это касается абсолютно всего, ограничений никаких нет, бери и делай. Я очень люблю фильмы про детективов и как-то сказала мужу, что хочу сыграть детектива в кино. На что, естественно, получила чирлидерский ответ: бросай работу, иди в актеры. Также мы на всякий случай посмотрели, что нужно для того, чтобы работать настоящим детективом, и выяснили, что сначала нужно четыре года проработать копом, ездить по районам с партнером в одной машине. Это мне совершенно неинтересно, я этого партнера задушу через неделю. В актеры так в актеры.

В некоторых фильмах ты оказываешься
в кадре: иногда к тебе обращается кто-то
из героев, а иногда ты просто сидишь
где-то там в толпе


Пару раз походив в парике и гриме,
я перестала думать о том, что было бы здорово попасть в «Игру престолов». Накладные волосы весят как парашют

Первые несколько съемок мне было тяжело, некоторые рабочие дни были по 14–16 часов. И, конечно, туфли всё время приходилось снимать. А потом началось самое интересное. Я поняла, что это фактически работа мечты. Во-первых, ты можешь выбирать фильмы, в которых снимаешься. Почему бы не сняться в своем любимом сериале? Плюс экскурсия по студии, за которую платят тебе. Я за два месяца посетила все студии, которые есть в Голливуде. Во-вторых, ты единственный участник процесса, у которого полно свободного времени в течение рабочего дня, что позволяет читать колоссальное количество литературы или заниматься чем угодно на компьютере, например работать. Все сидят с айпадами и ноутбуками, некоторые люди играют в компьютерные игры. Только сидишь ты внутри голливудского фильма. В отличие от других работников кино, за два месяца ты можешь успеть поработать в сорока разных фильмах, посмотреть на разнообразных каскадеров и акробатов. Прокатиться на автобусе, окруженном зомби, по постапокалиптичному пейзажу. Увидеть, как снимают ситкомы, вестерны, и заодно узнать, что лошадь в массовке зарабатывает больше человека.

Я всегда думала, что внешне не похожа на свою бабушку, но после того как побывала на площадке фильма про супергероев, который снимают по комиксам и действие которого происходит в 40-х, походила в костюме того времени, с такой же прической, выяснила, что еще как похожа. Макияж тогда делали по-другому, лицо в нем действительно выглядит старше и тяжелее - не каждому пойдет. Ресницы, например, красили только верхние, не было блеска ни в тенях, ни на ногтях, не было французского маникюра и уж тем более не было мелированных волос. На постапокалиптических фильмах гримеры раздают специальные салфетки всем, у кого накрашены ногти, почему-то они полагают, что после условного конца света ногти красить будет нечем.

Интересно, что практически все фильмы снимаются в Лос-Анджелесе, зачастую Нью-Йорк снимается целиком на студии, Флорида, Мексика, Айдахо, даже Париж может быть целиком построен из декораций. А виды города снимаются отдельной командой. Сериал целиком снят в даунтауне Лос-Анджелеса. В сериале «Рэй Донован» есть сцены на Восточном побережье, они сняты здесь же, снег ненастоящий. Каждый раз, когда вы видите в кадре вечеринку, людей с бокалами шампанского, это двести человек, которые с пяти утра на ногах, шампанское ненастоящее, и веселье или рейв происходит тридцать дублей подряд по команде. Лед в бокалах сделан из пленки, даже когда держишь стакан в руке, кажется, что лед настоящий. Пару раз походив в парике и гриме, я перестала думать о том, что было бы здорово попасть в «Игру престолов». Накладные волосы весят как парашют.


Понятно, что не все люди на площадке профессиональные актеры, но некоторые зарабатывают на жизнь именно этим. Это просто удивительно, что абсолютно любой человек может прийти на площадку голливудского фильма, посидеть там целый день, получить за это деньги, съесть завтрак-обед-ужин, в свободные часы поболтаться по студии и в общем-то не иметь никакой другой работы, никакой квалификации. Самое интересное, что этим можно заниматься хоть раз в неделю, хоть семь дней. Всё, что нужно, - это номер социального страхования и явиться вовремя.

На площадке фильма про зомби и апокалипсис Альфи Аллен, который играет Теона Грейджоя в «Игре престолов», оборачивается вокруг, спрашивает, у кого есть сигареты. У меня в кармане костюма бойца со злом, такого же, как и на нем, лежит чья-то пачка. Я даю ему всю пачку сигарет, он протягивает мне руку: «Меня зовут Альфи». Я понимаю, что среди голливудских звезд есть только один Альфи, и глупо делать вид, что я его не знаю, но я нервничаю, хлопаю глазами, и он понимает, что я не знаю, кто он такой. От этого ему становится спокойнее, и целый день он пытается со мной о чем-то говорить. Мы оба отбиваемся от зомби, которых потом нарисуют с помощью компьютерной графики, я чувствую себя как на детском утреннике: на нас шлемы, и мы оба постоянно смеемся, хотя в фильме это будет страшная сцена и наших лиц не будет видно.

В этот день я работаю каскадером-дублером одной из главных актрис в фильме. Дублер не приехал, а я практически подошла по росту, меня вытянули из толпы за знание единоборств и умение кататься на серфе, но обувь дали на платформе потому что я на пять сантиметров ниже актрисы. Военный автобус шатает из стороны в сторону на большой скорости, и если я из него выпаду, то вовремя сгруппируюсь, к тому же на мне шлем и костюм и я подписала бумагу, что меня такие обстоятельства не смущают. Когда приходит время прощаться, Альфи машет мне рукой и говорит: «Bye, honey!» Я думаю о том, что это, конечно, удивительно, что он знает мое имя, а я как будто не знаю его. Муж никогда не называет меня по имени, только «honey». Так же меня называет половина его друзей, и я подозреваю, что они не знают, как меня на самом деле зовут. Возможно, пора брать актерский псевдоним.

Мы с Альфи Алленом отбиваемся от зомби, которых потом нарисуют с помощью компьютерной графики, и я чувствую
себя как на детском утреннике

За кадром в любом фильме творится какая-то совершенное параллельная жизнь, и непонятно, почему ее не видно в фильме, куда девается вся эта энергия дружбы, радости, веселья. Голливуд - это потрясающая обманка. На площадке сериала «Дробилка» c Робом Лоу в главной роли мы видим полицейский участок города Бойсе, Айдахо. Роб играет звезду телевидения, который выходит из КПЗ, его встречают фанаты. Я стою впереди всех со стаканом кофе, потому что реквизитор подумал, что этот стакан вполне мог бы держать мой персонаж. Первые семь дублей я его пью, потом у меня его все-таки отбирают, потому что нужно, чтобы я махала руками и радовалась. Роб заряжается от выдуманной радости фанатов и между дублями начинает пританцовывать. Однажды он даже вместо своего текста говорит: «Actor’s life matters!» Толпа начинает искренне аплодировать, хоть и по команде. Он стоит спиной к камере, и этот текст потом заменят на нужный.

Когда камеру переставят и мы будем продолжать махать руками, плакатами и радоваться, можно уже не изображать лицом ажитацию, а сохранять спокойный вид. Роб снова выходит из полицейского участка и очень удивляется тому, что вся радость куда-то пропала, ее не видно, перед ним толпа незнакомых людей, которые ему машут и аплодируют со спокойными лицами, в тишине, потому что пишется звук диалога и мы должны прыгать и радоваться молча. Он смотрит мне в глаза, но на этот раз с интересом, а я думаю о том, что меня за такой саботаж могут, конечно, выгнать.

Неделю назад я сидела в кафе, на площадке ситкома с Анной Фэрис, в кадре я должна была есть салат, но мне настолько это было некомфортно, что после очередного дубля, в котором я выхожу из кадра, я выплюнула его в мусорный бак. Второй режиссер увидел это и сказал: «Мать, даже актеры прожевывают еду в кадре, но по закону я не могу заставить тебя его съесть, поэтому давай-ка мы снимем эту сцену без тебя». Анна Фэрис демонстративно обиделась и даже показала мне, что она свою тыкву в салате действительно съела. Я, конечно, переживала, но против характера не попрешь. Дома мне муж сказал, что, возможно, такими темпами, я что-то переверну в индустрии кино, потому что все актеры делают то, что им говорят, а я делаю то, что считаю нужным. Ну, добро пожаловать в Голливуд!

Свод рекомендаций, призванных бороться с сексуальными домогательствами в киноиндустрии. Таким образом Голливуд надеется справиться с проблемой харассмента, попавшей в центр внимания в октябре 2017 года после скандала с влиятельным американским продюсером Харви Вайнштейном и последовавшей за ним чередой обвинений в адрес известных актеров и режиссеров. Первой лентой, снятой по новым правилам, станет "Чудо-женщина 2", которая выйдет на экраны в 2019 году.

Кодекс борцов с домогантами

© AP Photo / Invision/Vince Bucci

© AP Photo / Invision/Vince Bucci

Несмотря на то что над документом работала Гильдия продюсеров, рекомендации относятся ко всем участникам кинопроцесса, включая актеров. Разработка текста заняла три месяца. Свод правил состоит из трех основных частей: как определить сексуальное домогательство, рекомендации по его предотвращению, а также протокол для жертв, свидетелей и продюсеров.

Пожалуй, самой спорной является первая часть, где описано, что же можно считать харассментом. За те почти полгода, что в Голливуде продолжается охота на домогантов, границы этого понятия значительно расширились — от фактического физического насилия до косых взглядов и некорректных комплиментов.

Чтобы как-то обобщить это довольно субъективное понятие, эксперты Гильдии продюсеров довольно громоздко сформулировали: "Когда получение работы, продвижение по службе или другие профессиональные успехи зависят от согласия на участие в действиях сексуального характера. Или же если кто-то лишается данных выгод из-за отказа участвовать в романтических или интимных отношениях".
Для наглядности приведены примеры: "Продюсер готов утвердить актера или актрису на роль, только если он/она соглашается на требования сексуального характера. Спонсор угрожает лишить проект финансирования, потому что кто-то отказался вступать с ним в близкие отношения".

Не смотреть, не шутить, не трогать

© AP Photo / Andres Kudacki


© AP Photo / Andres Kudacki

За такими очевидными нарушениями следует более размытое понятие "враждебная рабочая обстановка", определяемая как "нежелательные вербальные, физические или визуальные действия, угрожающие и повсеместные, которые создают пугающую, враждебную или оскорбительную атмосферу на рабочем месте или мешают рабочему процессу".

Особенно запутанным выглядит примечание: "Вы можете стать жертвой подобного сексуального харассмента, даже если оскорбительное поведение не направлено напрямую на вас". Таким образом, теоретически обвинение в домогательстве может выдвинуть человек, который даже не был его объектом.

В качестве примеров приведены "непочтительные комментарии" и шутки с сексуальным подтекстом (как произнесенные вслух, так и отправленные по e-mail), "неподобающие прикосновения и ощупывания, визуальные действия, включающие жесты, намекающие на секс, или публичная демонстрация откровенных изображений".

Получается, что даже похлопывание по плечу или анекдот про отношения полов может быть расценен как домогательство. Отсюда неминуемо возникает опасность, что рекомендации будут использованы как инструмент для сведения личных счетов. Ведь не секрет, что кино — крайне конкурентная сфера.

Составители свода правил пытались учесть этот момент и оградить работников индустрии от безосновательных обвинений, поэтому особый подраздел посвящен "распространенным заблуждениям о сексуальных домогательствах". В нем отмечается, что объятие, поцелуй в щеку или "повседневные прикосновения" необязательно являются сексуальным домогательством. Главный критерий — было ли это поведение нежеланно или обидно жертве. При этом неважно, питает ли домогант чувства к объекту. Впрочем, остается неясным, чем отличаются нежелательные знаки внимания от простых ухаживаний.

Презумпция виновности

Ответственность за создание здоровой атмосферы на площадке возложена на продюсеров. Для этого перед запуском любого проекта им рекомендуется организовывать тренинги против сексуальных домогательств для всех членов съемочной группы. Вдобавок предлагается проводить регулярные тематические брифинги, а также отрядить двух разнополых сотрудников, к которым в случае необходимости могут обращаться жертвы или свидетели харассмента.

Любопытно, что при разборе подобных случаев следует исходить из правоты обвинителя, а не презумпции невиновности, как принято в юридическом поле. При этом продюсеры должны следить, чтобы обвиняемые не мстили тем, кто на них заявил. Давлением на жертву считается увольнение с работы, перевод на другую должность, изменения графика и обязанностей, а также любые другие некомфортные для нее действия, которые заставят чувствовать себя "нежеланным" на рабочем месте.

Пожалуй, самая неоднозначная часть документа — протокол поведения жертв и свидетелей актов сексуального домогательства. Акцент здесь — на сборе доказательств. Участникам съемочного процесса советуют записывать любые детали общения, разговоры и нюансы поведения потенциального домоганта, помечая дату, место и точное время. Записи следует делать сразу после инцидента, пока воспоминания еще свежи.

Оригинал или копию такого дневника рекомендуется хранить за пределами рабочего места, а лучше всего — отправить ее близкому другу или доверенному лицу. В качестве полезного дополнения к письменным свидетельствам советуют прикладывать СМС, е-мейлы или картинки.

"Если выполнять все описанные в своде рекомендации, возникает вопрос: когда продюсеру заниматься непосредственно кино? Кроме того, такой бдительный контроль за поведением членов съемочной группы может привести к созданию напряженной атмосферы на площадке", — отмечает Мила Розанова — продюсер, которая работает в Москве и Лос-Анджелесе.

"На мой взгляд, сами эти правила — весьма запоздалая и очень бюрократичная реакция, толку от которой гораздо меньше, чем от простого общественного мнения. Страх ведь может быть чрезмерным и с другой стороны — можно бояться руку подать человеку из опасения, что тебя засудят, и это тоже контрпродуктивно. Но посмотрим. В других вопросах американское общество старается находить баланс и иногда, пусть с грехом пополам, это получается", — считает продюсер.

Самое удивительное, что Голливуд не ограничился «импортом» из России основателей крупнейших киностудий США. Многие легендарные династии артистов и режиссеров «фабрики грез» также ведут свою родословную из России. Одной из наиболее влиятельных артистических династий Голливуда является семейство Дугласов. На первый взгляд сложно усомниться в их американском происхождении. Тем не менее, бабушка с дедушкой Майка Дугласа, до переезда в Америку носили фамилию Даниеловичи и иммигрировали в США из Гомеля. Бабушка легендарного Индианы Джонс – Харисона Форда также оказалась родом из Беларуси. В Америку она переехала из Минска. В свою очередь прабабушка Сильвестра Сталлоне – коренная одесситка Роза Лабович. Леонардо ди Каприо также никогда не скрывал, что его бабушка – Елизавета Смирнова, эмигрантка из России. Легенда американских боевиков Стивен Сигал во время своих многочисленных интервью всегда с гордостью подчеркивает, что его предки переехали в США из Санкт – Петербурга. Из молодых звезд славянское происхождение имеет легендарная Мила Йовович, тогда как у величайшего из режиссеров Голливуда – Стивена Спилберга корни с Украины.

Президент Обама так и вовсе лично приехал в Россию. А вот голливудские режиссёры пока не спешат менять стереотипы в отношении русских персонажей... Легенда гласит, что Голливуд создали русские. Вернее, русские эмигранты, которые бежали за океан в поисках лучшей жизни. К примеру, Майер, который перебрался на американский континент из Минска до революции, вместе с Голдвином, уроженцем Варшавы, основал студию Metro-Goldwyn-Mayer. Но в большинстве своём представителям славянских народов отводилась более скромная роль. Массовка была нормой, эпизодический персонаж считался удачей. Так, бывший казачий генерал Вячеслав Савицкий развлекал американцев, выступая со своей казачьей труппой. А генерал Николай Ф. Богомолец в Голливуде зарабатывал… сапожным делом, хотя и сыграл роль русского офицера в фильме «В её царство».

Комедия про «кузькину мать»

С началом холодной войны конкуренция двух сверхдержав - СССР и США - шла и на идеологическом фронте. В 1964 г. градус теплоты отношений двух стран упал ниже нуля - на экраны вышел «Доктор Стрейнджлав» Стэнли Кубрика. По сюжету фильма американский генерал подозревает, что коммунисты намереваются украсть у американцев их «бесценные телесные соки», и посылает эскадрилью бомбардировщиков с ядерным оружием бомбить СССР. «Красные» же в ответ разрабатывают своё сверхсекретное оружие возмездия. Американцы сочли фильм абсурдистской чёрной комедией про «комми», «кузькину мать» и Карибский кризис, коммунисты обиделись на то, что их выставили туповатыми агрессорами со странными наклонностями (имя советского посла в фильме, например, созвучно с именем маркиза де Сада).

Этот фильм задал тон на 20 лет вперёд. В США русских изображали бородатыми вояками, готовыми в любой момент нажать на «красную кнопку». Все рекорды по количеству русских злодеев поставила бондиана. Одним из самых колоритных врагов Джеймса Бонда стал Макс Зорин, сыгранный Кристофером Уокеном, генно-модифицированный блондин-интеллектуал, не знающий страха.

В СССР действовали более изощрённо: либо экранизировали западные детективы, наглядно иллюстрирующие, что в капиталистическом мире чистогана и наживы убивают ради денег, либо показывали американцев недалёкими ковбоями - эксплуататорами коренных жителей Америки, но темы ядерной угрозы избегали.

Давайте жить… дружно?

На заре перестройки голливудские киношники вновь сменили тон. В 1985 г. вышел «Рокки-4» со Сильвестром Сталлоне, в котором советский боксёр Иван Драго был изображён как двухметровая пергидролевая машина-убийца. На цензоров СССР такой карикатурный образ советского гражданина произвёл столь шокирующее впечатление, что фильм был запрещён.

Впрочем, определённого прогресса в отношениях удалось добиться. В 1980 г. покорять Америку отправился Андрей Кончаловский, через год за ним последовал Савелий Крамаров (примечательно, что его первой ролью в Голливуде стал агент КГБ Борис в фильме про русских иммигрантов «Москва на Гудзоне»). Через восемь лет их пути за океаном пересеклись на съёмочной площадке «Танго и Кэша». Для актёра роль в этом боевике стала одной из последних в Голливуде, а для режиссёра - самым громким провалом. Кончаловский не сошёлся с продюсерами в «творческих взглядах» и был уволен ещё до конца съёмок, поставив крест на своей карьере в большом американском кино. После скандала режиссёру доверяли только телевизионные мини-сериалы «Одиссей» и «Лев зимой», номинировавшиеся, правда, на «Золотой глобус».

В 1988 г. в СССР тоже решили забыть прежние обиды и допустили съёмочную бригаду «Красной жары», где в главной роли блистал Арнольд Шварценеггер, на Красную площадь. Фильм должен был стать символом примирения - советский милиционер (большой, недалёкий и в каракулевой шапке - все штампы соблюдены) и американский коп (хитрый, болтливый и трусоватый - и штампы советского кино на месте) сообща ловят преступников. Впервые американцы снимают Красную площадь, впервые русский герой разносит половину Чикаго… Но фильм прошёл в прокате США без особого успеха, американская критика назвала его «трэшем про коммунистов», а в Москве опять остались недовольны «клюквой».

В общем, к концу 80-х репутация русских в Голливуде окончательно испортилась. Даже на эпизодические роли выходцев из России предпочитали приглашать актёров других национальностей. Примечателен в этом смысле фильм «Охота за «Красным октябрём» по одноимённой книге главного голливудского русофоба Тома Клэнси. В нём состав советской подлодки играют сплошь американцы и европейцы.

Олигархи, мафия и Бекмамбетов

В конце 90-х, когда иммигранты с постсоветского пространства освоились в США, в Голливуде снова стали популярны «russkie». Вернее, русская мафия, под которой в Америке традиционно понимают не только собственно русские, но и балканские преступные группировки. Наш Валерий Николаев дебютировал в Голливуде в роли российского бандита в «Святом» Ф. Нойса, Владимир Машков сыграл киллера из России в «Танцах в «Голубой игуане», Олег Тактаров выступил в роли головореза в «Самолёте президента». И только Александр Балуев начал карьеру в США с роли… русского полковника.

Тем не менее наши звёзды готовы сменить статус первого парня на российской кинодеревне на второстепенную роль в голливудском блокбастере. Ведь, как заметил Олег Видов, «если ты стал сниматься в Голливуде, с голоду не умрёшь». Отчисления за роль в успешном фильме (если его часто показывают в кино и на ТВ) будут капать на счёт актёра ещё долго.

Теперь в моде у западных киношников русские олигархи. В «Рок-н-ролльщике» Гая Ричи персонаж Юри Омович явно перекликается с Романом Абрамовичем. Но от стереотипов прошлого никуда не деться. В «Пороке на экспорт» под личиной успешного лондонского бизнесмена и ресторатора из России скрывается глава русской мафии, а столица Великобритании наводнена агентами ФСБ.

Впрочем, репутация актёров и режиссёров из России на Западе восстановилась. Тимур Бекмамбетов после успеха «Особо опасного» буквально завален работой в Голливуде. У него в планах «Особо опасен-2», мультфильм «Девять», экранизация «Моби Дика» и фантастический боевик The Days Before.

Если так пойдёт и дальше, глядишь, окрепнет кинодружба России и США. Будем неразлейвода. Хотя бы в кино.

Буквы HOLLYWOOD находятся в городе Лос-Анджелесе – венчают один из Голливудских холмов. Их создатель Томас Гофф не знал, чем обернётся разовая рекламная акция в начале 20-х годов: 13 огромных букв устанавливались сроком всего на полтора года. В 2018 году надписи исполняется 95 лет!

Первоначально буквы были установлены в рамках рекламной кампании, белых глянцевых (в прямом и переносном смысле) букв было 13 – HOLLYWOODLAND. Бизнесменам-девелоперам нужно было привлечь внимание к новопостроенным жилым районам в Лос-Анджелесе. И что уж тут говорить – им это удалось. Ширина каждой буквы равнялась 9 метрам, а высота 15 метрам. Кроме того, в вечернее время работала иллюминация – зажигались четыре тысячи ламп! Планировалось, что по прошествии срока, выделенного для старта продаж жилья, буквы уберут, но история распорядилась иначе. Надпись довольно скоро стала очень популярной и, избавившись от четырёх лишних букв, превратилась в лейбл индустрии кино в Соединённых Штатах Америки.

Не один раз буквы подвергались нападению вандалов, что приводило к частым восстановительным работам. В конце концов, это уже тогда был памятник, и он нуждался в охране.

Через 25 лет после создания была проведена первая реконструкция, тогда же, по договорённости, окончание LAND в слове было убрано. Однако буквы, изготовленные из древесины и покрытые металлическими листами, тоже довольно быстро пришли в негодность. Надпись была в плачевном состоянии. Только в конце 70-х годов, при поддержке профессиональной реставрационной компании и собранной материальной помощи, удалось вернуть легендарным буквам достойный внешний вид. Стать спонсором букв многие почитали за честь. Так, при участии девяти спонсоров (на каждый символ – по одному благодетелю) были изготовленные новые буквы из другого, более прочного материала. Высота стала чуть меньше 14 метров, а ширина – около 12 метров. Новые буквы были представлены в знаменательный день 75-й годовщины существования Голливуда. Множество людей наблюдали церемонию открытия в прямом эфире.

Последние реставрационные работы проводились в 2005 году. Буквы были подновлены и перекрашены. В этот же год на аукционе были выставлены первые оригинальные буквы, которые удалось продать практически за полмиллиона долларов.

Хотя какое-либо несогласованное изменение букв запрещено и карается законом, несколько раз активистам и шутникам всё же удавалось это провернуть, что вызывало бурную реакцию у людей, ведь HOLLYWOOD – не просто слово, это легенда, это буквы, которые видны не только жителям звёздного городка, но всему миру.

В 2000-х на холме была установлена система видеонаблюдения, детекторы движения и прочие меры безопасности. При приближении ближе 50 метров все датчики срабатывают, моментально приезжает патруль полиции. Но туристов, отдыхающих поблизости, это не пугает. Не останавливает их и изрядная холмистость местности. Люди отправляются на прогулку в поисках удачного ракурса, селфи на фоне HOLLYWOOD собирают рекордное количество лайков.

Знаменитая надпись часто встречается в американских фильмах. Например: «Терминатор», «День Независимости», 2-я и 3-я часть «Шрека», «Малхолланд Драйв» режиссёра Дэвида Линча, мультсериал «Симпсоны», культовый сериал «Беверли-Хиллз» и многие другие.

Калужская область,Боровский район, деревня Петрово

Это начало путешествия по ЭТНОМИРу! Оригинальные фасады всех домов Улицы Мира созданы с учётом архитектурных традиций той или иной страны. Фасадная часть, интерьер внутреннего пространства (цветовая гамма, мебель, предметы интерьера) - все помогает окунуться в атмосферу удивительной незнакомой культуры, понять и прочувствовать неповторимость каждой страны.

На Улице Мира проводится множество интересных мастер-классов и экскурсий. И двери каждого дома всегда открыты для гостей этнографического парка.