Столько с великой певицей не прожил ни один из ее мужей, так что Левшина можно смело заносить в книгу каких-нибудь рекордов. В преддверии "Рождественских встреч", которыми примадонна планирует удивить столицу 12 декабря, ее преданный музыкант рассказал нам о том, как все начиналось. "Было несладко в коллективе - это пауки в банке" - Александр, далеко не все знают, что вы были режиссером первых "Рождественских встреч" и сыграли не последнюю роль в этом проекте. - Я помогал Алле в трех выпусках, но первыми горжусь больше всего. В 88-м отмечали тысячелетие христианства, поэтому Пугачева и задумала именно "Рождественские встречи". Тогда на эстраде было много новшеств, но шоу примадонны все равно стало феноменом. Сейчас вообще очень интересная ситуация - Алла делает "Встречи" в конце своего тура и прощается с публикой в мировом масштабе. Думаю, Киеву очень повезло, что такое событие произойдет именно там. Это будет телевизионная программа без живого концерта, но с нарядным, красочным шоу. Воплотила идею в жизнь исполнительный продюсер шоу Валентина Басовская, она очень любит Аллу и помогает ей на протяжении многих лет. - В следующем году исполняется ровно тридцать лет, как вы в команде Пугачевой. Как вам работается с ней? - Честно признаюсь, я единственный из всего созыва коллектива 80-х, кто не собирался работать с Аллой всю жизнь. Мне страшно не хотелось утверждаться на ее славе! Многие люди приходили в ее команду с одной целью - сделать карьеру. А я просто любил ее. Есть такое глубокое чувство восхищения. Для меня каждый день проживания с ней на одной сцене был сплошным праздником, мне повезло, что я видел Пугачеву разной. Было много воспоминаний и эмоций, которые украсили мою жизнь, но в списке идеалов на видном месте всегда будет находиться Алла Пугачева. Я воспринимаю Аллу не как звезду, а как человека, которого потрогал Господь. Я общался с Зыкиной, был знаком с Высоцким, но таких знаковых людей, как она, не встречал.
- Если так, почему вы ушли от примадонны, когда в ее жизни появился Владимир Кузьмин? - Мне было очень несладко. Группа Пугачевой "Рецитал" того периода - это пауки в банке. В таком водовороте я оказался, когда пришел на студию "Мелодия". Люди там были талантливые, но очень амбициозные, карьерные. Им было тесно вместе, возникали какие-то интриги, подсиживания. Одни подались в звезды, другие - в артисты. Я находился на войне, меня несло течением! И, может, из всего коллектива остался один, потому что многих вещей не принимал близко к сердцу. Были и трагические судьбы. Люди, которые окружали Аллу, - это целая история. Вокруг нее все бурлило, можно лишь представить, с какой скоростью! И не могло не бурлить - сама Алла была причиной этого. - При таком пиетете к шефине, думаю, сами бы вы не решились на этот шаг. Может, Алла попросила вас уйти? - Когда пришел Владимир Кузьмин, в коллективе стало три гитариста, а в таком количестве в них просто не было необходимости. Был Талгат Тухтамышев, который сейчас работает у Филиппа Киркорова, еще Кузьмин - третий оказался лишним. Алла была ослеплена симпатией к Володе, и, соответственно, меня отодвинули. Но Аллин муж Евгений Болдин меня не уволил, он подошел тет-а-тет и по-мужски сказал: "Саш, ты и дальше числишься в коллективе, занимайся своими делами". Он и сам тогда страдал из-за этого романа, но очень мужественно его перенес.
- В следующем году АБ прекратит свою концертную деятельность. Вас уже поставили перед фактом? - Этот разговор ведется давно и перманентно. Но я дал себе слово, что пока она сама об этом не скажет, я буду рядом. Не сомневаюсь, что коллектив придется распустить. Я не пропаду, но и сам не буду прилагать усилий, чтобы уйти. Для Аллы я одновременно сотрудник, подчиненный и товарищ, что ей нужно от меня - пускай берет. Я прихожу к ней все эти годы, чтобы помочь, понять и поддержать. Думаю, в этом и заключается моя обязанность. - И это при том, что столько лет вы обращаетесь к ней исключительно по имени-отчеству? - А я специально называю ее на "вы". Не потому, что есть какое-то подобострастие - мы просто уважаем друг друга. И потом: это красиво звучит. (Смеется.) "Мужья Аллы по-разному относились к музыкантам" - Личная жизнь Пугачевой не могла не сказаться на погоде в коллективе. В чем это проявлялось? - Каждый ее муж по-разному относился к музыкантам. С Болдиным много хорошего связано - в тот период был создан Театр песни, программы "Пришла и говорю", "Монологи певицы", мы часто бывали за границей. На мой взгляд, Болдин был самым хорошим мужем-директором, он ведь занимал такую должность и был обязан заботиться о коллективе. Он часто вспоминает ту часть жизни и по сей день нежно относится к Алле, говорит о ней с большим восторгом. Не люблю вспоминать Александра Стефановича, хотя и фильм "Женщина, которая поет" при нем возник, и творческая связь с Зацепиным, работа на студии. Все равно, по-моему, более плодотворно она жила в период Евгения Борисовича. А вот Галкин, например, - это большой настоящий друг. Максим самодостаточен и, главное, - небедный, не пришел к Алле побираться. Мне кажется, именно эти качества ей в нем больше всего и нравятся.
- У вас случалось много приключений на гастролях. Что на самом деле произошло в Корее, когда самолет Аллы едва не разбился? - Было дело. Мы возвращались из Северной Кореи после сумасшедшего концерта. В связи с юбилеем своего отца нас принимал Ким Чен Ир, тогда он только входил во власть. Мы сидели во второй половине рейсового самолета и разогревались перед взлетом, и вдруг пошел такой запах и желтый дымок! Олег Непомнящий (он тогда работал администратором), Болдин, Руслан Горобец и я сняли ремни безопасности и рванули вперед - там стояла канистра, она уже по шву раскололась, а в ней - азотная кислота, которая уже пролилась и проела всю нишу с электрокабелями. Тут Алла, сидящая впереди, встает и говорит: "Делайте что хотите, но я на этом самолете не полечу!" Мы все тут же вышли, разгорелся скандал, приехал министр авиации. В итоге Ким Чен Ир дал нам свой самолет, и мы благополучно добрались до Хабаровска, а оттуда - в Москву. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы мы все-таки полетели. Можно сказать, что Алла спасла не только свою жизнь, но и всей команды! А однажды в Венгрии у нас произошел пожар прямо на сцене. На колосниках загорелись тряпки, дым был таким ядовитым, что отравилась половина группы, меня так вообще откачивали. - Но Пугачева всегда находит выход из любой ситуации. Говорят, однажды она даже разделась перед музыкантами в гримерке и заставила их спеть вместе? - Да нет, все было не так. Как-то у Аллы случилось плохое настроение, она нас срочно вызвала и сердито заявила, что не будет исполнять такие-то песни, а хочет эти и те. Из них почти все оказались новыми, которые мы никогда не играли. В ее гримерке стояло фортепиано, Руслан Горобец сел за него и начал подбирать мелодии, а потом Алла действительно прямо там и переоделась в концертную одежду. Но главное-то не в этом, а в том, что за десять минут мы поменяли целое отделение концерта и сыграли все, как она хотела, без единой репетиции!
- Страшна ли Алла в гневе? - Если я три раза не успею среагировать, то мне расстрел. (Смеется.) Может, конечно, и крепкое слово сказать. Не нужно делать из Пугачевой пастеризованный образ - она нормальный, живой человек. - А за помощью к своему начальнику в экстренных ситуациях обратиться можете? - Только если очень надо, просить по мелочам неприлично. Есть по этому поводу такая фраза: "У крутых не просят, они сами дают". Вот когда совсем припечет, прихожу и говорю: "Алла Борисовна, у меня серьезная ситуация, то и то…" И не было случая, чтобы она сказала "нет". Алла ведь видит, что я так просто не буду ее беспокоить. - Знаю, что сейчас вы ведете авторскую программу на радио. Довольно странно, что вы не отдали ее на радио "Алла". - Ой, это непринципиально. Радио "Алла" - это придуманный тренд. А мне импонирует радио "Москва", где я сейчас работаю. Станция не чисто музыкальная, но отражает жизнь города. Я туда пришел, как в спокойную реку, и мне нравится такое пребывание, а Алла - это целиком радио "Алла". Если бы я там оказался, то должен был делать передачу, связанную с Пугачевой. А раз она там и без меня есть, то и не нужно ничего менять. - Вы знаете столько тайн о ее жизни и можете пролить свет на многие вещи, но пока этого не делаете. Когда соберетесь рассказать всю правду общественности? - Сейчас многие зубастые акулы написали и выпустили книги о Пугачевой. В большинстве своем эти творения не несут ни художественной, ни биографической ценности. Люди либо врут, либо пытаются заработать и попиариться. Пока Алла на сцене, писать обобщающие книги аморально. Да, я знаю много о ее жизни, но если когда-нибудь решусь что-то написать, то это произойдет с ее разрешения и в тот момент, когда она сама скажет: "Точку не ставьте, пусть будет точка с запятой". Зачем я буду вмешиваться в неоконченную пьесу? Это непорядочно и дешево. По-настоящему написать про Аллу может лишь бескорыстный человек с открытым сердцем!

Александр Левшин - легендарный гитарист группы «Рецитал», коллектив более 30 лет работал бок о бок с примадонной отечественной эстрады Аллой Пугачевой. Сегодня Александр Левшин продолжает активную деятельность на сцене и ТВ, пишет две книги. «Родному городу» музыкант расскажет о работе с Аллой Борисовной, о понятии патриотизма и при каких условиях он готов написать гимн для Волгограда.

Работа с Примадонной

Александр Леонидович, в этом году вы получили орден Следственного комитета «За содействие». За что он присуждается?

- Работая в сфере культуры в качестве автора-исполнителя музыки и песен, книг, сценариев, я чутко реагирую на происходящее в своей стране. За последние годы часто выступаю в концертах, фестивалях в разных ведомствах и на предприятиях, работаю в различных жюри. Мне приятно, что Следственный комитет отметил мое участие в их мероприятиях.

На ваш взгляд, удается ли популяризировать композиции патриотической направленности?

- Убежден, что искусственно популяризировать патриотику ни в каком виде не надо. В конце концов, это веление души и собственных убеждений. А хорошая песня сама свои адреса найдет через выступления на концертах и показы клипа.

Что для вас патриотизм?

- Наверное, это следование своим принципам. Мне не все равно, что происходит на моей улице, в городе, стране. Хочется держаться за родной язык, культурные и духовные ценности, впитанные с молоком матери. Так случилось, что родился и живу здесь. И люблю родные места.

Вы работали в «Театре песни Аллы Пугачевой», расскажите о работе с ней.

- Удивителен сам факт, что я просуществовал там целых 30 лет. Таких больше нет. Конечно, было много курьезов и трагичных моментов. Скоро выйдет моя автобиографическая книга. Вот там и буду описывать самые забавные и не очень эпизоды самого популярного коллектива.

Сегодня я практически не общаюсь с Аллой. У нее совершенно другая жизнь. Она совершенно другая. Живет в другой реальности. Там места нет тому, что было многие годы дорого по-настоящему. Была яркая и необычная гастрольная история. Нынче же Алла поселилась в замке, завела детей, кайфует от комфорта. Все это раньше отрицалось. Было важнее всего выйти на сцену и получить тот несравненный кайф от энергии зрителей и исполнения своего творчества. Думаю, секрет популярности Аллы прост - надо очень любить свою историю, эта энергия передается людям. И песни писались, и вкусно закусывали, и держались в беде и в радости вместе. А сегодня - жизнь успешных помещиков. Это разобщает людей.

Удалось ли вам посотрудничать с Татьяной Снежиной?

- Таня, к сожалению, погибла на взлете карьеры (российская поэтесса, композитор, автор лирических песен, погибла в автокатастрофе. - Прим. ред.). Успела раздать свои хиты некоторым артистам. Жаль. Виделись пару раз… Но трагический случай прервал ее песню.

«Готов написать гимн Волгограду!»

Сейчас все большую популярность набирает ритм-энд-блюз. Эпоха рока прошла?

- Ничего никогда не проходит. Рок-музыка и вообще гитарная музыка существуют только в руках идеалистов. Надо быть особым, чтобы посвятить жизнь этому стилю. Это не металл, не панк-рок. Настоящий рок - это Led Zeppelin, к примеру. Это образ жизни. Никакой агрессии. А ритм-энд-блюз просто одна из первых ступеней к року. Там и мэрси-бит, и блюзы всех мастей. Важна личность, а не стиль.

Как в целом оцениваете писательский опыт? Почему выбрали жанр фэнтези?

- Да, я выбрал стиль повествования фэнтези уже в двух из четырех книг. Но это просто форма повествования. Так удобнее уходить в метафоры и намеки. Что с фантаста возьмешь? У каждого из них свой гиперболоид. Главное - это содержание и смыслы. А обертка просто для удобства понять и почувствовать сюжет, историю.

Расскажите об опыте главного редактора радиостанции «Венец». Вам как творческому человеку сложно было освоиться в роли управленца?

- Быть чиновником, по сути, противно. Надо следить и рулить. Я научился этому еще в практике режиссера больших программ. «Венец» в моей жизни - это случайная случайность. Но если взялся, то надо держать фасон. А в целом неинтересно.

- Если бы волгоградский поэт прислал мне текст, и он захватил бы меня, - конечно! Даже сделал бы все сам. Только надо понимать, что есть сопричастность к городу, людям.

Когда вы были в нашем городе? Чем запомнился Волгоград?

- Бывал много раз, люблю Волгоград. Своеобразный и особенный город. Здесь и рыбачил, и пел, и гулял. Много знакомых было в свое время. Иногда с некоторыми пересекаемся в Москве. С удовольствием приехал бы и выступил со своим творчеством.

Как отметили Новый год?

- Новый год - милый семейный праздник. Только по роду профессии часто выступаю в эти две недели в разных местах. Но стараюсь поднять бокал в 00.00 дома. Материальных интересов от самого праздника нет. Но концерты оплачиваются соответственно. Это часть моей работы - развлекать людей .

Расскажите о новогодних традициях в вашей семье.

- Отмечать дома с семьей, желать друг другу тепла и любви. Новый год - это подарки под елкой, салат оливье и шампанское.

Какие проекты готовите в 2018 году?

- Планов громадье. Успеть бы. Некоторые перечислю. Пишу музыку к одной театральной антрепризе, закончил писать мюзикл, пишу детский спектакль, заканчиваю сразу две книги: роман и автобиографическую. Также выступаю и готовлю новый цикл песен для пластинки, руковожу вокальным ансамблем в одном ДК. Ну что еще… хожу иногда на ТВ, работаю в своей студии звукозаписи.

Вы нередко принимаете участие в ток-шоу. Не смущает, что часто такие проекты пытаются задеть чувства людей в угоду публике?

- Я поэтому и захожу на некоторые ток-шоу, чтобы задевшие меня истории чьей-то жизни обсудить с умными людьми и послушать их. А потом высказать свои мысли. Это полезно… не увиливать от реалий, а пытаться понять, кто ты и как бы ты мог оценить какую-либо трудную ситуацию.

Расскажите, пожалуйста, о самых ярких книгах, прочитанных в 2017 году.

- Периодически перечитываю некоторые книги. Могу их назвать: «Божественная комедия» Данте, «Альтист Данилов» Владимира Орлова и священные книги. Пытаюсь проникнуть в каждую из них. Иногда кажется, что получается. А вот современных авторов читаю редко. Не забирает, если честно. Но современную музыку слушаю и интересуюсь.

> Досье «Родного города»

Александр Левшин,режиссер, певец, музыкант, композитор, радиоведущий.

Образование: окончил режиссерский факультет ГИТИСа.

Карьера: после совместной работы на студии Алла Борисовна предложила Александру Леонидовичу участвовать в группе «Рецитал» в качестве музыканта. Параллельно с работой у Пугачевой организовывал и проводил массу теле- и постановочных режиссерских работ. В 2003 году Александру Леонидовичу присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Артем Карасев

Фото из личного архива Александра Левшина

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Его творческий путь начался в 1975 году в ВИА «Коробейники»

Солисты этого ансамбля участвовали в записи песен к художественному фильму «Д, Артаньян и три мушкетера».

С 1980 года Александр Левшин - бессменный солист группы Аллы Пугачевой «Рецитал».

В 2001 году он стал лауреатом премии «ТЭФИ» как режиссер программы «Все поют стихи Булата Окуджавы». В конце 2010 года артист представил новую концертную программу в стиле шансон «Я соберу своих друзей». Музыкант продолжает активно выступать и гастролировать.

Александр Леонидович, вы очень стильный человек. Ни на кого не похожи, кроме себя любимого! Мне кажется, что даже сыном Али у вас мало общего, хотя он тоже очень колоритный человек, в толпе не затеряется. Как вам удается так выстраивать свой образ?

Я могу сказать одно - нужно всегда чувствовать самого себя. И понимать, что не следует надевать, а в чем надо быть в определенном обществе. Ведь одеваться следует соответственно ситуации, учитывая причину выхода в свет. А сцена тем более требует особого отношения, потому что костюм артиста должен соответствовать той драматургии, которую он предлагает зрителям в данный момент. Это очень важно! И в любом случае непозволительна небрежность - ведь на мужчин смотрят женщины. Дама первые пять секунд оглядывает внимательно, и если не находит ничего интересного, то смотрит на другого персонажа. Поэтому мужчина должен быть жив, более-менее здоров и опрятен. Это три кита, на которых мы держимся!

Александр Левшин

- У вас шикарный пиджак. Где вы его, извините за выражение, «нарыли»?

У меня много красивой концертной одежды. Считаю, что она должна быть эксклюзивна. Сейчас я одет в Дольче & Габана, но для иной обстановки у меня всегда найдется другая брэндовая вещь. Где-то можно появиться в итальянской одежде, а где-то будет уместна даже азиатская. Кстати, я очень люблю азиатский шелк! Мне нравится хорошая обувь, особенно фирмы Биллионари. Я выхожу на сцену и должен быть в курсе, какие мастера моды создают стильные ансамбли.

- Что такое мода с вашей точки зрения?

Мода - это эстетика, определенный социальный вектор. И мне это очень импонирует. На сцене артист должен быть неповторим. А с другой стороны, следует быть органичным в том внутреннем состоянии души, в котором находишься в данный момент. Внешняя неповторимость в сочетании с внутренней органичностью и создает полный модный образ.

- Что интересного происходит сейчас в вашей творческой жизни?

Я выступаю с авторскими концертами в клубах, делаю «квартирники» под гитару и рояль, часто появляюсь в мире шансона. Потому что мне нравятся интересные люди с неординарной судьбой, поющие хорошие тексты. В шансоне такие встречаются чаще, чем в глянцевой попсе. Еще я пишу книги и музыку - уже написал сборник новелл и заканчиваю вторую книгу фэнтези. Кстати, пишу и об Алле Пугачевой, с которой проработал 30 лет.

Александр Левшин на фестивале «Подмосковный шансон»

Вас надо занести в Книгу рекордов Гиннеса! Алла - это звезда, до которой пока никто не смог дотянуться. Надо быть суперпрофессионалом, чтобы столько лет работать рядом с Примадонной. Недаром вы считаетесь лучшим музыкантом Пугачевой! Ведь так?

Я считаю, что первых много. Это все равно, что пытаться определить, какая женщина самая красивая. Любая женщина неповторима, и каждый творческий человек тем более - своей индивидуальностью. То же самое можно сказать и про моду - всякое ее направление может быть интересно. Главное, чтобы все было внутри четко сформулировано - зачем ты это делаешь? Нужна мотивация!

Мне вот уже много лет твердят о том, как я талантлив. И сегодня у меня такое шутливое настроение, что я готов согласиться!

И все же читатели меня не простят, если я не узнаю у вас, как вы умудрились столько лет плодотворно проработать с Аллой Борисовной.

Мужчина должен, прежде всего, любить женщину. По возможности - бескорыстно и платонически. Хотя рефлексы беспокоят несколько раз в день, чистые внутренние помыслы сильнее влияют на отношения. Влюбиться легко, а вот удержать любовь трудно. К Пугачевой я всегда относился, как к человеку, которого взял в сердце. У меня есть еще одна названная сестра и подруга - Джуна. Когда на мою седую голову пришла напасть, она вытащила меня из состояния клинической смерти. Дело было так: мы с Аллой поехали в Чернобыль, и там начали умирать. У меня было осложнение на легкие. Я попал в реанимацию, даже антибиотики не помогали. А Джуна меня вылечила. Но главная моя опора это, конечно, семья.

Александр Левшин и Алла Пугачева

- Вы считаете Аллу Пугачеву стильной женщиной?

Нет, я не считаю ее стильной. На мой взгляд, она королева эклектики. Ее сила в том, что она и в одежде, и в интерьере своего жилья выбирает все возможные сочетания невозможного. И ей это подходит! Если другая наденет это на себя то, что она, то будет выглядеть, минимум, как пугало. То есть с точки зрения стиля Алла очень индивидуальна!

Кстати, Джуна после долгого затворничества из-за гибели сына, стала выходить в свет. И выглядит отлично! Вы согласны?

Джуна приходила на мой день рождения в клуб «Гнездо глухаря» и подарила мне свою огромную картину. Чем она сильна? Прежде всего, она неповторима как ученый-волшебник в медицинской сфере. А с другой стороны, она удивительный писатель, поэт, сочиняет музыку, рисует картины… Очень разносторонняя личность! Вот у нее в одежде есть стиль - обычно она носит одеяния под цвет своих глаз.

Александр Левшин, Джуна и Владислав Медяник

Она рассказывала мне про свой аппарат молодости. А еще то, что она сама шьет модную одежду вместе с подругой.

Эта одежда очень индивидуальна - Джуна старается и здесь сохранить неповторимость.

Александр, хочется спросить у вас, как у человека, который общается со знаменитыми женщинами: как следует выглядеть даме, чтобы привлечь внимание интересного мужчины?

Вот это - самый сложный вопрос из нашего разговора. Но я попробую на него ответить, высказать свой взгляд. Во-первых, женщина, конечно, должна быть одета модно и стильно, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность. А во-вторых, я считаю, что она должна всегда находиться, так сказать, в пассивном режиме. Она просто обязана быть обольстительной, но… в пассивном режиме! Ни мегерой, ни гетерой становиться не надо. Но пройти следует так, чтобы все мужчины обернулись вслед. А потом можно выбирать…

- Александр, кто вас сегодня удивляет в мире музыки?

Когда я играл в ВИА «Коробейники», на гастролях мы увидели афишу, приклеенную на заборе. Она сообщала, что в городе выступает рок-группа «Интеграл», создатель и руководитель - Бари Алибасов. А она была запрещена в СССР! У нас как раз выдался свободный день и мы отправились в ДК. Зашли в служебный вход и заявили, что являемся дальними родственниками участников группы «Битлз».

Александр Левшин и Бари Алибасов

- И вам поверили?!

Конечно! Ведь мы были лохматые и пьяные. Нас молча проводили в оркестровую яму, так как свободных мест в зале не было. И вот сверху началась световая и музыкальная вакханалия! Это было очень громкое и красочное по свету шоу. В то время солисты различных ансамблей зачастую выглядели как передовики-комсомольцы. А интегральцы были похожи на профсоюз Громовержцев!

Прошли годы… И единственный, кто не изменился, оставшись таким же веселым и зажигательным - это Бари Алибасов. Например, когда-то на съемках «Рождественских встреч» Бари во время дуэта Киркорова и Пугачевой создал группировку... протестующих женихов! Еще чуть-чуть, и отбил бы у Филиппа его будущую жену… И кто знает, куда бы накренился шоу-бизнес, если бы Алибасов тогда женился на Алле? Может быть, кроме группы «НА-НА» еще возник дуэт «ДАЙ-ДАЙ»! Вполне возможно, что это еще произойдет - от Бари всего можно ожидать…

Во вторник, 15 апреля Алла Пугачева отметила юбилей. С юбилеем женщину, которая поет поздравил глава государства. Она не скрывает сколько ей лет, но будем считать, что звезда такого уровня вне времени и пространства.

За весь свой долгий творческий путь Пугачева пересеклась с сотнями самых разных людей, но рядом с ней остались единицы. Александр Левшин смог пробыть рядом с Пугачевой целых 30 лет, не просто играть вместе с ней на сцене, внося свой незримый вклад в ее большую славу, но и стать ее близким другом, восхищаться как женщиной, видеть в ней большого музыканта, вытирать ей слезы и радоваться ее личному счастью. Заслуженный артист России, автор-исполнитель, композитор говорит про Аллу Борисовну только с нежностью, хотя оценивает ее вполне объективно. Как можно оценить только очень близкого человека.

— Я единственный, кто просуществовал рядом с Аллой Борисовной 30 лет. Я помню тех, кто был с ней и раньше, и потом, потому что я-то всегда был рядом. Все хотели приобрести Аллу Пугачеву, а я единственный из близкого окружения, кто не хотел ее приобретать.

— Не хотели приобретать, потому что она не казалась вам такой уж заветной? Быть может, потому, что вы слишком хорошо ее знали?

— В юные годы, когда я еще жил рефлексами, как все молодые мужики, то с вожделением оглядывал Аллу Борисовну, слюнки так и текли. Но я уже тогда понял один непреложный закон: молодой мужчина часто становится альфонсом, потому что он на момент своего желания сблизиться не может дать успешной женщине столько, сколько она дает ему. И поэтому она всегда будет и успешнее, и богаче, и круче. Ведь мужчина созревает не всегда быстро. И когда я пришел к Алле в 80-м году, то питал к ней очень даже симпатические чувства. Вообще я был из рокеров, и для меня Led Zeppelin и The Beatles были куда важнее в те годы, чем Алла Пугачева с ее «Арлекино», но, глядя на нее, я тонул в ее глазах. Но в то же время я понимал, что нельзя быть альфонсом, и сказал себе: буду расти. И я поступил в ГИТИС на режиссерский факультет, кстати, она мне помогла, спасибо ей. Закончил его, стал лауреатом ТЭФИ как режиссер. Стал композитором, начал писать книги, выступать, заниматься сольной программой. Я просто быстро понял: когда ты подыгрываешь кому то, перешагнуть вот эти полтора метра со второй линии до первой — самое трудное. То есть, если ты ведомый, чтобы стать ведущим, надо многое сделать внутри себя.

— Было время, когда и Пугачева была ведомой, всего лишь солисткой в «Веселых ребятах», потом — отдельно работающей вокалисткой, популярной певицей, а затем уже — звездой, Примадонной. И вдруг — демонстративный уход со сцены. Почему она ушла?

— Алла Пугачева до тех пор, пока шоу-бизнес не упал в пластмассовую фонограммную попсу, была, наверное, самым работающим человеком в профессии. Она жила и работала, и это был единый поток. Но, как только он разделился на «я популярна» и «я на сцене», этот шоубиз стал ей надоедать. Она ушла потому, что ей стало скучно, форма захлестнула содержание. А ведь таких людей Бог целует очень редко, и самовыражаться для них — единственный способ существования. Алла выше, чем певица, она — большой музыкант, как Мацуев, Кобзон, Шуфутинский, а музыкант — это тот, кто может сделать аранжировку, сыграть джаз, классику, это человек, который слышит музыку внутри себя. Поэтому мне было интересно с ней все эти годы, а когда ей стало скучно… Возможно, она права. Но я считаю, что если люди в таком бешеном количестве выбрали тебя как любимую, то это миссия, а значит, уходить просто потому, что тебе скучно, безответственно.

— Возможно, Алла Борисовна могла бы сказать на это: «Мне 65, и у меня просто нет больше физических сил стоять на этой сцене»?

— Я видел один из последних концертов Шульженко в Колонном зале — я плакал! Стоит женщина в годах, поет под оркестр, и я остро понимал, что она мне очень нужна. Я дружил с Зыкиной, она тоже была женщиной в годах, и она дала концерт в «России», когда уже не могла стоять. И сидя спела весь концерт, а в конце она встала. На нервных силах, на эмоциях. Это мессианство. Кобзон не скрывает, что болен, но он понимает свою ответственность. Я звонил Ротару, уговаривал ее на одну программу, она мне говорит: «Саш, слушай, мне на два года больше, чем твоей Алле, давай так: если что конкретное и задорого, я поеду, ну, а так, ты знаешь, мне силы надо беречь». Но она летает и ездит с концертами. Я переживаю, что Алла не выходит на сцену.

— Как Алла Борисовна обставила сцену прощания с коллективом?

— После последнего концерта, а был он в Болгарии, в Софии, мы пошли на корабль прощаться. Туда же пришел Галкин, и он сказал очень смешную фразу: «Ну что, товарищи, вот наконец-то у нас и закончились юридические и экономические связи». На корабле — гробовая тишина. Сидит весь коллектив. А Алла молчит. Потом он улыбнулся и со свойственным ему юмором и тонкостью закончил: «Но остались дружеские отношения». Пауза. Алла так и не попрощалась с коллективом.

— Это хороший знак?

— Это знак, что ей многое не все равно; как человек, Богом поцелованный, она многое чувствует, понимает на тонком уровне, многое считывает. Но последние десятилетия она перестала общаться, а музыкант — это человек, принадлежащий потоку, который он же и создает. И замыкаться даже в золотом замке никакого смысла нет. Сейчас лишь узкий круг приходит к ней, поздравляет, она очень избирательна в плане куда поехать, что посмотреть. Но чем чаще она выходила бы на сцену, тем светлее сама бы становилась, и тем меньше было бы фуфла в профессии. А если бы она высказывалась открыто, а не молчала, было бы меньше вокруг нее желтизны. Это плохо, когда люди замыкаются в себе, достигнув популярности.

— Насколько я понимаю, Галкин из всех мужей Аллы Борисовны имеет на нее самое большое влияние. Почему?

— Максим Галкин имеет громадное влияние на Аллу. Во-первых, он из очень хорошей семьи, образован… Знаете, у меня была такая привычка — в момент смены падишаха у королевы я всегда спрашивал за столом: «Алла Борисовна, а скажите, пожалуйста, чем он вам нравится?» Я за 30 лет знакомства не раз задавал этот вопрос. И вот про Галкина она сказала: «Мне с ним смешно, мне с ним легко». Она никогда в жизни ни про кого не говорила так: ни про Кузьмина, ни про Киркорова, даже про Болдина. А сколько их было, целый пантеон! Алла ведь любит, когда собеседники обладают внутренним чувством юмора, она обожает розыгрыши. В молодости, когда Резник у нее жил, я приезжал, клавишник «Рецитала» Саша Юдов (царство ему небесное, он уже умер), мы разыгрывали у нее дома разные сюжеты смешные по ролям, сценки… Максим Галкин заполнял нишу там, где скучно, где все понятно до боли. Он начал ее развлекать, он интеллектуал, он знает языки. К тому же не музыкант, а из области сатиры, знает литературу. Он успешен, понимает людей, даже стал больше зарабатывать, чем Алла, по гонорарам, а это большие деньги. И Алла начала купаться в его красках. Раньше она всегда была импрессионистом, она сама красила в цвет: вот этот товарищ — Ван Гог, а этот — Спартак, а тот — ништяк. А тут не надо ничего придумывать, Максим Галкин сам по себе очень интересен, надежен, как выяснилось, заботлив и успешен. И самое главное — он деликатен. Я помню его родителей, очень хорошие люди: папа был высоким чиновником номенклатурного уровня, мама — заботливой, интеллигентной женщиной. Алле просто повезло — нашла человека. А что там дальше, мне неинтересно только по одной причине: подглядывать в замочную скважину — удел молодых, а я не молод. Я знаю, как выглядят женщины, женское тело, я знаю, как они рожают, хитрят, кокетничают. Для меня сегодня важно понимать, что Алла жива, здорова, что она о чем-то мечтает. Если человек мечтает, значит, он живет.

— Общество неоднозначно отнеслось к появлению у Пугачевой и Галкина детей, хотя, казалось бы, рождение малышей — всегда счастье, за которое можно только порадоваться, но людей смутили некоторые подробности…

— Я рассматриваю появление детей у Аллы Пугачевой как возглас души о ее длительном одиночестве…

— Одиночество? При том, что у нее есть дочь, внуки, любовь публики…

— Женское одиночество. Я помню тот момент, когда мы весной в 81-м году были на Кубе, и в тот момент мог возникнуть ребенок. Болдин — законный муж, он и Алла — влюбленные люди. Он эффектно смотрелся в роли мужа, импозантный мужик, очень преданный был, ну, насколько возможно быть преданным любому администратору. Он жил ее концертом, ее продвижением, не был идееносителем, но был обаятельным и надежным плечом. Это смотрелось здорово! И Театр песни они сделали с Пугачевой, и организацию, альтернативную Госконцерту. И мог быть ребенок. И то, что она сделала аборт… Мы периодически намеками говорили об этом, хотя с мужчинами она не очень любила откровенничать на женские темы, но иногда бывало. И я видел в ее глазах большие переживания, всполохи сильных женских страданий. И она искала, несмотря на бурную гастрольную жизнь, себя как женщину, она чувствовала свое одиночество. А суррогатные дети — это возможность заполнить вот эту пустующую нишу в душе, она изголодалась, истосковалась. Мне это понятно. Желтым же шоубизом она не занимается, ей это не свойственно, я ее знаю хорошо. Она просто надела другую маску для лицедейства, для выхода в свет, а по сути какая была, такая и осталась.

— Ее бросали мужчины? Или только она сама?

— Это очень сложный вопрос. Тут надо понять, почему началось отчуждение между мужчиной и женщиной. В каждом случае это случается по-разному. Но она как знак огня, Овен, за придуманную историю любви будет биться. Но когда эта трещина начинает увеличиваться, случается в душе перевертыш, и Алла тихо ждет, когда это должно закончиться. И, кстати, она сказала раз интересную фразу: «Мне неприлично быть незамужней!», то есть нельзя быть одной. Так было и с Киркоровым, когда они много лет уже не жили вместе. Алла говорила, что терпеливо ждет, «пока народ поймет, почему я ушла от Киркорова». Она действительно ждала много лет.

— Разве разделили их не финансовые проблемы? «Властелина», провал мюзикла…

— Нет, все на самом деле заключается не в Алле Пугачевой, а в Филиппе Киркорове. Он тоже инопланетянин, живет какой-то своей конституцией, у него совершенно особая судьба и манера жизни. И они выглядели как два человека, с трудом говорящие на третьем языке. У него был один, у Аллы другой. Когда ему страстно ее хотелось, и он красиво ухаживал — и розами, и другими вещами… Когда появилась его программа «Я — не Рафаэль», гениальная, кстати, мне очень нравится. Эти его выступления в Питере, Алла стоит наверху, он ей поет… Красивая история, гениальная сказка. Но потом начались будни. И надо же было доказывать каждый день свою любовь, как это делал Кузьмин, все другие нормальные люди… Но Киркоров — тоже звезда: гастроли, переезды. Я еще раз говорю это в пользу того тезиса, что Алла — суперженщина, она долго терпит, долго ждет, сентиментальна, как все Овны. Но в какой-то момент она поняла, что это какая-то странная история, которая свалилась на голову. Я помню, мы читали его письма, когда он то уходил, то приходил, а мы сидели у музыканта из коллектива Саши Венгерова, и Алла плакала, не могла читать, мы зачитывали их ей вслух. И я хочу сказать, что Филипп умеет поднять градус всеобщей неврастении. В общем, он оказался в ее жизни инопланетянином. Хотя они очень дружат сейчас — вот, может, найдена та форма взаимоотношений, которая устраивает и его, и ее.

— Любая женщина может ошибиться в мужчине, но Пугачева-то с Киркоровым обвенчалась! Зачем?

— Это цепь нелепых несуразностей… И надо ее знать. Она очень легко ведется на идею. Вот, скажем, каким образом Алла обратила внимание на Болдина как на мужика? Он был устроен на должность ее директора, но они же не были вместе. У нее был еще Стефанович, с той стороны — Мила, все хорошо, две семьи. И случился просто разговор, типа: «Алусь, ну тебе никогда не удастся добиться, чтобы этот парень на тебя обратил внимание!»

— Кто сказал? Стефанович?

— Нет, на гастролях было сказано одним человеком из коллектива, женщиной. И Алла сразу: «Что?!! Да фигня! Кто он такой вообще?» Ну как у женщин бывает, вот и закрутилось.

— Стефанович сразу получил отставку?

— С ним уже случилась на тот момент история, которая их поссорила. Он любил антиквариат, она его поймала на всяких делишках, ну это чисто между собой, муж и жена, не будем углубляться… А в этот момент гастроли за гастролями, так и закрутилось у Аллы с Болдиным: глазками-глазками, ручками-ручками … А потом — бам! И начался бракоразводный процесс, потом Женя переехал в ее квартиру, на улицу Горького, и они стали жить вместе.

— Стефанович, надо заметить, сегодня держит себя очень независимо от Пугачевой. Это правда, что он, как сам утверждает, Аллу Борисовну в некотором смысле сделал?

— Стефанович человек очень мелкий. Не делал он Аллу, а просто помог ей как работающий активно режиссер, понимающий, что такое драматургия, образ. Но Алла же ото всех набиралась.

— Болдин был совсем другим даже не как человек, а именно как муж?

— Женя производил очень приятное впечатление, когда я заходил к ним, мне было просто приятно осознавать, что такой мужчина у Аллы. Было ощущение внезапной гармонии, Женя так укладывался в модель: красивая квартира, с этими наградами, белый рояль и шикарный мужик. Он улыбался, смеялся, всех веселил. Но на каждой вечеринке подходил и говорил: «Хватит, хватит, доза большая!» И ее рюмку мне или кому-то еще тихо выливал. Говорил: «Все, все, вам надо валить, валить…" Но все это было продиктовано заботой, он был очень отзывчивый, веселый, добродушный, поднимал настроение.

— Алла Борисовна умела пить?

— Мы в коллективе с Аллой выпили вместе цистерну, но я — ничего, и она — ничего. Пугачева умела пить всегда. Более того, была у нас такая игра: когда появлялся некий новый мужик в близком окружении, мы перемигивались и очень много пили. Никто же не мог подумать, что мы большие дозы могли употреблять. Я, не будучи алкоголиком, мог легко выпить до литра, а Алла, будучи женщиной, могла перепить любого мужчину, положить всех спать и еще идти гулять. Человек приходил и думал: Пугачева рядом, все ништяк, я поймал бога за эти интимные места, я их держу, они ворсистые и мягкие! И вдруг в этот момент раз — доза, потом — два, три, человек поплыл, а Алла смотрит, в какой момент из него попрет его настоящее. Притом она очень деликатная, никогда не унижала, но все было ясно, карты выкладывались. И столько людей, которых я наблюдал на небосклоне тусовок, куда-то потом девались. Не потому, что им кто-то что-то говорил, — ничего не говорилось, но была загадочная улыбка в стиле да Винчи, а потом кого-то не брали на гастроли, кому-то переставали звонить…

— Пугачева в жизни больше женщина или мужчина?

— Мне кажется, она хотела бы, чтобы ее ценили за мозги, талант и одухотворенное выражение глаз. Вообще, она женщина до последнего своего кусочка. Она просто умная, встречаются такие женщины с аналитическим, а не дискретным мышлением. Алла смотрит в глаза и пытается понять человека, услышать его слова. И когда ты осознаешь, что на этом уровне с ней можно общаться, видишь женщину. Как не во всех домах есть лифт, а наверх подниматься не хочется, так и здесь: немногие хотели эмоционально трудиться, чтобы узнать настоящую Пугачеву. Нет, конечно, бывали красивые тела, красивые глазки, и по молодости у нее были романы, завихрения. У всех женщин ведь есть желание найти такого мужчину, чтобы так пропер, что паралич настанет. Ну, это мечта такая некая, гипербола. И Алла тоже хотела и всю жизнь искала идеального мужчину, чтобы интеллектуально подходил, да и внешне, это было для нее очень важно. Ведь Челобанов как попал со своим чубчиком? Она его увидела и сомлела. В тот момент ее жизни он произвел впечатление настоящего мачо, мужчины: крутой, независимый…

— Разве Кузьмин, с которым она жила на тот момент, был не таким?

— Кузьмин — настоящий рокер. Пьян он или трезв, это ничего не значило, он к женщине относится по-настоящему, как все нормальные мужики. Кузьмин — ярко выраженный самец, правильный, каким и должен быть мужчина. Но Челобанов имел еще некоторый шарм такой отстраненности. Он единственный человек, который в жизни называл ее Машкой, не в смысле унижал, а просто: «Маш, ну че ты, ну че?!" И вот эта провинциальная его фишка балаковская в какой-то момент на Аллу так подействовала, она была просто сражена наповал.

— Алла Борисовна позволяла своим мужчинам доминировать?

— Она каждому мужчине позволяла доминировать первое время, но в какой-то момент этот «каждый мужчина» не тянул. Но Алла даже после того, как ее женская судьба менялась, и она жила уже в другом русле, встречалась со своими бывшими. И с Кузьминым. Я ее возил на своей ржавенькой машине в Дом актера, целую ночь там просидели. Он просто позвонил: «Алла, мне хреново!» А она была на репетиции, спрашивает меня: «Ты на машине?» Я говорю: «Да!» Она говорит: «Поехали!» И мы поехали, ночью, и она с ним как мамочка до утра… В ней есть эта вот искренняя нотка, она очень чувствует, когда кому-то хреново.

— В их отношениях с Розенбаумом, а что у них были отношения — не секрет, кто доминировал?

— Они всегда были очень близкие единомышленники, раньше часто встречались, теперь реже. Розенбаум — интеллектуал необычайной силы, он живой философ, глыба. Благодаря ему Пугачева полюбила хорошую поэзию, Ахмадулину. Розенбаум был уже в фазе ее зрелости.

— Был у Пугачевой роман с Высоцким?

— Говорят, был, свечку никто не держал. Он приходил на репетицию в «Рецитал», слушал, потому что музыка была чужая, его музыку пела Влади, но его были стихи. Он послушал и сказал: «Да, мне нравится, можешь петь!» Он тащил ее в Театр на Таганке, он тащил ее к Любимову, он тащил ее на театральные посиделки. Он хотел, чтобы Алла играла на Таганке. Но у них разная судьба. Высоцкий летел, он был огромной птицей, он даже не знал, как можно замедлиться, а она набирала в то время скорость бешеную. Алла поставила себе задачу быть искренней и глубокой одновременно, и в году 80-81-м это выплеснулось в «Монологи певицы»; если бы ее потащило в сторону «Веселых ребят» и «Арлекино», это была бы совсем другая Алла и другая творческая история.

Опубликовано: http://www.mk.ru/social/highlife/interview Дата публикации: 18.04.2014

Александр Леонидович Левшин - советский и российский режиссёр, певец, музыкант, композитор, радиоведущий. Заслуженный артист Российской Федерации, лауреат премии «ТЭФИ», солист ВИА «Коробейники», солист группы «Рецитал». 10 декабря 2015 года состоялась презентация нового альбома Александра Левшина «Зеркало небес», после которого музыкант дал большое интервью "Эпоха Бескорыстия" для портала Вокально-Инструментальная Эра. Предлагаем выдержки из интервью, в котором артист рассказывал о своей работе с Игорем Николаевым.

Интервьюер: Георгий Симонян
Источник ВИЭ

Кто тогда входил в состав «Рецитала »?

Первые полгода, как я уже сказал, руководил «Рециталом» Юра Шахназаров. Работал прекрасный пианист Дмитрий Атовмян. Гениальный музыкант, великолепный аранжировщик! Да и вообще, надо сказать, что армянам джаз легко дается. Дима славился тем, что во время езды за рулем, на машине, мог писать партитуры. Именно Дима написал аранжировки к фильму «Д”Артаньян и три мушкетера», в котором пели «Коробейники».

Вторым клавишником был совсем молоденький Игорь Николаев . Третьим клавишником - Саша Юдов. Барабанщик – Саша Герасимов. На бас-гитаре играл Валера Гришков. Гитарист Талгат Тухтамышев и медная группа – Толя Протасов (труба) и Саша Розанов (саксофон, флейта). Последние трое остались из старого состава, который уехал в Харьков. Протасов был москвич, Розанов – довольно стильный музыкант, был из Адлера, а Талгат, к тому времени, женился на москвичке. На бэк-вокале работали Леша Глызин и Женя Завьялова.

Художником по свету был Николай Коновалов, звукорежиссерами - Володя Гринберг и Виктор Иванов.

В тот момент формировался гастрольный тур в Чехословакию и Западный Берлин. Многих ребят не выпустили заграницу. Алла вынуждена была взять какого-то польского бас-гитариста. Диме Атовмяну пришлось играть на американском синтезаторе Профит, который он не знал. Было очень много накладок. При этом музыканты были классные и как-то выкрутились.

В программе «Как тревожен этот путь» у нас работал Николай Коновалов, художник по свету и мой хороший товарищ. Сейчас Коля руководит фирмой по прокату звука, света.

Он тогда подошел ко мне с одной идеей. Рассказал, что есть намётки, песни. А в это время у нас появилась очень хорошая аппаратура, которую стали собирать в «Олимпийском». Это было как раз кстати.

Так вот, я собрал музыкантов. Там Петя Подгородецкий играет, басист Валентин Лёзов, барабанщик Александр Герасимов, медная секция: Калмыков, Горбунов, Жагун, я - на гитаре, немного Руслан Горобец и, чуть-чуть, Игорь Николаев . Напел свои опусы Николай Коновалов. Виктор Иванов нам это свел. Все это было записано на магнитофонные пленки.

В Ленинграде на гастролях я встретился со своим знакомым, директором одного модного клуба, в ДК Связи - Александром Ходарковским. Он прослышал про наши записи и предложил сделать видео в его клубе. Мы набрали танцевальную массовку и записали несколько песен. Но поскольку график концертов с Пугачевой был очень плотный, то у нас тогда не получилось выступить с этими песнями. Но с разрешения Аллы мы все-таки стали готовить программу на четырех исполнителей.

Тогда же появился альбом, записанный с Александром Кальяновым?

Да, это было, когда Игорю Николаеву жить было негде и он полгода жил у меня. Веселое было время. Тогда мы и придумали эти песни. Поначалу они должны были войти в спектакль Галины Волчек «Команда» в «Современнике». Причем исполняли я и Татьяна Анциферова. Спектакль не особо удался, его быстро сняли, но песни остались. И мы записали их с нашим концертным звукорежиссером Сашей Кальяновым. «Свежий запах лип» и другие.

Так вот получилась программа, в которой сначала пел несколько композиций Горобец, потом совсем молодой Киркоров, дальше пел я и заканчивал Кальянов. Мы играли вживую. Для Киркорова мы сделали шесть песен болгарских композиторов на русские стихи, в основном, Натальи Шемятенковой. Я исполнял песни «Эпитафия №0», «Афганский реквием» и «Открытый взгляд» и другие. Руслан пел несколько танцевальных песен, а Кальянов те песни, которые мы ему написали с Игорем . К нам стали обращаться директора и предлагать гастроли. Я тогда, по сути, стал бригадиром-организатором. Мы объехали полстраны, собирали стадионы и Дворцы спорта.

Как получилось, что Кальянов вообще запел?

Это Алла придумала. Была такая песня - «Живем мы недолго». И она предложила такой вариант, что мы все стоим на сцене, и вдруг из-за пульта встает мужик и таким низким голосом начинает «Живем мы недолго…». И она дала ему такой старт. Но потом Саша занялся музыкой в стиле шансон.

Владимир Кузьмин числился в «Рецитале»?

Нет, но он ездил с нами в одной программе. Вместе со своим составом - «Динамик». Это Рыжов, Китаев, Чернавский.

Надо сказать, что это все течение шло из Тульской филармонии. Я имею в виду и появление киевлян у нас, а потом и Кузьмина с «Динамиком». Самым «активным» тусовщиком из всей этой компании был трубач Паша Жагун-Линник. Он стал тогда писать стихи к песням Игоря Николаева . Вообще, киевляне всегда старались держаться вместе. На гастролях в Индии в 1988 году произошел конфликт, который уже давно назревал, между киевлянами и остальными музыкантами. Алла всех зачинщиков уволила. И после этого в коллективе, из всех киевлян, остался только Руслан Горобец, самый спокойный и неконфликтный.