Бельгийский механик, изобретатель двигателя внутреннего сгорания.
Родился в местечке Мюси-ля-Виль (Бельгия). Большую часть жизни посвятил исследованиям в области механики, электротехники и химии. Юношей пешком пришел в Париж, чтобы поступить в Политехническую школу и стать инженером. Не сдав экзамены, работал официантом в кафе. Затем устроился на предприятие “Мариони” (Marioni), выпускавшее входившие тогда в моду среди не богатых парижских ремесленников покрытые драгоценными металлами медные копии известных ювелирных украшений. Сделал несколько изобретений, на которые не взял патентов. Найдя удачный способ гальванопластического покрытия круглых предметов, оформил на него патент и выторговал у хозяина процент за его использование.


Газовый мотор Ленуара (рисунок 1864 г.)

Получив постоянный доход и познакомившись с работами Дени Папена и Сади Карно , смог, наконец, заняться конструированием двигателя. Потратив несколько лет, изготовил рабочий экземпляр, работавший на светильном газе с зажиганием от электрической искры. 24 января 1860 г. запатентовал его.


Серийный двигатель Ленуара

В 1862 г. построил в Париже первую безлошадную повозку. По всей вероятности, на ней был установлен запатентованный ранее двигатель. В годы Франко-Прусской войны участвовал в обороне Парижа 1870 г. и за проявленный героизм получил французское гражданство. Жан Этьен Ленуар официально признан изобретателем двигателя внутреннего сгорания.

Жан-Этьен Лиотар был тринадцатым ребенком в семье французского купца Антуана Лиотар, покинувшего родной Монтелимар «по неким религиозным причинам» и укрывшегося в Женеве. Жан-Этьен и Жан-Мишель оказались художественно одаренными детьми и с ранних лет проявляли интерес к рисованию и живописи. В то время женевской школы живописи еще не существовало (она сложится к концу XVIII века), зато преподавалась техника миниатюры и эмали - ремесел, связанных с производством часов и украшений. В юности Жан-Этьен учился у миниатюриста Даниэля Гарделя, затем продолжил образование в Париже. Но именно в годы странствий по Италии художник открывает для себя пастель, которая станет его любимой техникой и прославит имя Лиотар на всю Европу.

Позднее, в своем «Трактате о живописи » Лиотар объяснит: живопись - «зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная», и если «в произведениях природы мазков не видно», то их не следует показывать и на картине. Пастель позволяла добиться желаемого эффекта: мягких и плавных переходов цвета, легкой светотени, тончайшей отделки деталей. Работы Лиотара, выполненные в реалистичной манере и строгом стиле, отличались от произведений Ватто или Буше, представителей «галантного жанра», предпочитавших декоративное изящество рококо. А портреты Лиотара ничего общего не имели с жанром парадного портрета, популярного при французском дворе. Лиотар считал себя «художником правды» и главным его стремлением было правдоподобие в живописи, изображение без прикрас… что далеко не всегда нравилось знатным дамам, портреты которых он писал!


Marie Josèphe von Sachsen

Неповторимым стилем отличались не только полотна Лиотара, но и его внешность. Из поездки в Константинополь, куда он отправляется по приглашению английского лорда, Лиотар вернется знаменитым не только благодаря своему таланту и необыкновенным пастелям, но и… бороде. В Европе художника окрестят «турком» за эффектную бородку и восточные одежды, и это только добавит ему популярности. Так что жизнь Лиотара была не менее насыщенной, чем его творческая деятельность. Тем более что и та, и другая проходили в бесконечной веренице путешествий по всей Европе - Молдавия, Вена, Франкфурт, Париж, Амстердам, Лондон…


Portrait of the countess of Сoventry

Чего не скажешь о его брате-близнеце: получив образование гравера в Париже и совершив небольшое путешествие по Италии, Жан-Мишель возвращается в Женеву. Если он не стал таким же великим художником, как его брат, то в семейной жизни, кажется, преуспел гораздо больше: во всяком случае, Жан-Мишель был спокойным примерным семьянином. Вероятно, братья были слишком разными по характеру, чтобы поддерживать близкие отношения. В письмах - по крайней мере, тех, которые известны искусствоведам, - Жан-Этьен совсем не упоминает брата. Кстати, спорным остается и тот факт, что братья, родившиеся в один день, были близнецами. Достоверных свидетельств современников о сходстве художников Лиотар не сохранилось.


Madame Liotard and her daughter

Непонятные отношения были у Жана-Этьена и с его супругой. Набожная голландка, не особо красивая и не особо богатая, заставила мужа срезать легендарную турецкую бороду, а ведь примечательная внешность в течение многих лет была «фирменным знаком» художника, как и его самобытный стиль. Словом, если бы у Лиотара был продюсер, он бы не позволил свершиться такому безобразию. Но хотя Жан-Этьен и согласился срезать гениальную бороду под давлением жены, то превратить себя в домоседа не позволил и продолжал свои бесконечные путешествия ко дворам европейских монархов. Здесь легенды и историческая правда часто расходятся. Либо во время этих поездок личная жизнь Лиотара была куда более насыщенной, чем жизнь с супругой, либо он без устали работал, чтобы прокормить свою большую семью (у четы Лиотар было пятеро детей).


The Chocolate Girl

Во всяком случае, о несовпадении фактов и мифов свидетельствует и легендарная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница», написанной в Вене в 1745 году. Кто скрывается за персонажем прелестной молодой девушки, аккуратно несущей на серебряном подносе чашку горячего шоколада? По одной из версий, на картине изображена камеристка Марии-Терезии, поразившая художника своей красотой. Другая версия истории напоминает сказку о Золушке. Девушку звали Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря, она служила горничной императрицы. При дворе ее и увидел молодой принц Дитрихштейн, и без памяти влюбился. Вопреки протестам своей семьи и аристократии, принц женился на Анне, а в качестве свадебного подарка заказал Лиотару портрет невесты в той самой одежде, в которой увидел ее впервые. И последний вариант: возможно, девушка работала в одной из венских кондитерских. Одним зимним днем туда зашел молодой принц, чтобы отведать горячего шоколада. Чашку с дымящимся напитком ему принесла красавица шоколадница, которую звали Анна Бальтауф. Принц влюбился в нее с первого взгляда и женился на ней. А ко дню свадьбы заказал придворному художнику Лиотару портрет невесты в образе прекрасной шоколадницы… Все три версии могли бы стать сценарием романтического фильма. Однако искусствовед Рене Лош, один из авторов биографии Лиотара, смеется, когда ее спрашивают об этой истории, и уверяет, что все это сказки: девушку звали вовсе не Анна Бальтауф, ни принц ни художник никогда в нее не влюблялись, и более того - Лиотар вообще не придавал никакого особого значения этой пастели и гораздо больше ценил… портреты своей супруги. Вот и разберись, где - правда, а где - легенда.


A Lady pouring Chocolate
Как бы там ни было, созданное Лиотаром произведение искусства поразило современников и продолжало удивлять на протяжении веков. У портрета шоколадницы оказалось не меньше поклонников, чем у самой модели. А у легендарной истории было не менее легендарное продолжение. В 1881 году в Европу приехал глава американской компании Walter Baker Company - познавать таинства приготовления сладкого напитка. В Дрезденской галерее ему бросилось в глаза изображение прекрасной молодой камеристки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке. Генри Пирсу настолько понравилась пастель и романтическая история ее создания, что он решил сделать изображение фирменным знаком своей компании. Самое примечательное, что «Прекрасная шоколадница» стала одним из первых логотипов в истории экономики. Кстати, теперь знаменитую пастель использует в качестве логотипа популярная в Москве сеть кофеен «Шоколадница». Да-да, опрятная прелестная служанка с подносиком - пастель того самого Лиотара…

Последние годы жизни художник провел в Конфиньоне, близ Женевы. Он пишет натюрморты, за которые впоследствии будут бороться коллекционеры и музеи. Умирает Лиотар в 1789 году, не дождавшись Великой Французской революции, разрушившей старый порядок и принесшей ему на смену новые ценности, в том числе - в искусстве. Брат-близнец художника Жан-Мишель, разоренный революцией, умрет в 1796 году в нищете.

Жан-Этьену, большому оригиналу своего времени, многие из ценностей XIX века, несомненно, пришлись бы по душе. Он всегда был сторонником независимости - и в жизни, и в искусстве.

La liseuse

Portret van een jong meisje, waarschijnlijk Caroline Russell

A young girl as Diana


Children blowing bubbles

Portrait of Julie de Thellusson-Ployard

Maria Christina, Duchess of Teschen

Marie Antoinette of Austria, Future Queen of France

Portret van Graaf Francesco Algarotti.

George, Prince of Wales


Жизнь, сотканная из легенд. | Жан-Этьен Лиотар (1702-1789) - швейцарский художник, работающий пастелью "живописец королей и красивых женщин"

"Живопись - зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная" - Жан-Этьен Лиотар

Загадочные обстоятельства рождения Жана-Этьена Лиотара (1702-1789), тринадцатого ребенка в семье Анны и Антуана Лиотар, полная приключений молодость, проведенная при блестящих дворах европейских монархов, путешествие в Константинополь и возвращение оттуда «турецким художником», странные отношения с супругой и туманная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница» - далеко не все тайны, окружающие личность швейцарского мастера. Авторы недавно опубликованной 1600-страничной биографии Лиотара Рене Лош (Renée Loche) и Марсель Ретлисбергер (Marcel Roethlisberger) признаются, что даже для них в жизни и творчестве художника остается немало загадок.


Но обо всем по порядку.

Итак, Жан-Этьен Лиотар был тринадцатым ребенком в семье французского купца, покинувшего родной Монтелимар «по неким религиозным причинам» и укрывшегося в Женеве. Жан-Этьен и Жан-Мишель оказались художественно одаренными детьми и с ранних лет проявляли интерес к рисованию и живописи. В то время женевской школы живописи еще не существовало (она сложится к концу XVIII века), зато преподавалась техника миниатюры и эмали - ремесел, связанных с производством часов и украшений. В юности Жан-Этьен учился у миниатюриста Даниэля Гарделя, затем продолжил образование в Париже. Но именно в годы странствий по Италии художник открывает для себя пастель, которая станет его любимой техникой и прославит имя Лиотар на всю Европу.

Шарлотта Мари Boissier

Позднее, в своем «Трактате о живописи » Лиотар объяснит: живопись - «зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная», и если «в произведениях природы мазков не видно», то их не следует показывать и на картине. Пастель позволяла добиться желаемого эффекта: мягких и плавных переходов цвета, легкой светотени, тончайшей отделки деталей.

Портрет Марии-Жозефы Саксонской, дофины Франции» (1731-1767)

Работы Лиотара, выполненные в реалистичной манере и строгом стиле, отличались от произведений Ватто или Буше, представителей «галантного жанра», предпочитавших декоративное изящество рококо. А портреты Лиотара ничего общего не имели с жанром парадного портрета, популярного при французском дворе. Лиотар считал себя «художником правды» и главным его стремлением было правдоподобие в живописи, изображение без прикрас… что далеко не всегда нравилось знатным дамам, портреты которых он писал!

Портрет мадемуазель Жаке

Неповторимым стилем отличались не только полотна Лиотара, но и его внешность. Из поездки в Константинополь, куда он отправляется по приглашению английского лорда, Лиотар вернется знаменитым не только благодаря своему таланту и необыкновенным пастелям, но и… бороде. В Европе художника окрестят «турком» за эффектную бородку и восточные одежды, и это только добавит ему популярности.

Так что жизнь Лиотара была не менее насыщенной, чем его творческая деятельность. Тем более что и та, и другая проходили в бесконечной веренице путешествий по всей Европе - Молдавия, Вена, Франкфурт, Париж, Амстердам, Лондон…

Женщина в турецком платье

Чего не скажешь о его брате-близнеце: получив образование гравера в Париже и совершив небольшое путешествие по Италии, Жан-Мишель возвращается в Женеву. Если он не стал таким же великим художником, как его брат, то в семейной жизни, кажется, преуспел гораздо больше: во всяком случае, Жан-Мишель был спокойным примерным семьянином.

Жан-Этьен Лиотар

Вероятно, братья были слишком разными по характеру, чтобы поддерживать близкие отношения. В письмах - по крайней мере, тех, которые известны искусствоведам, - Жан-Этьен совсем не упоминает брата. Кстати, спорным остается и тот факт, что братья, родившиеся в один день, были близнецами. Достоверных свидетельств современников о сходстве художников Лиотар не сохранилось.

Портрет жены художника, Мария Fargues (ca.1718-1784), в турецком платье

Непонятные отношения были у Жана-Этьена и с его супругой. Набожная голландка, не особо красивая и не особо богатая, заставила мужа срезать легендарную турецкую бороду, а ведь примечательная внешность в течение многих лет была «фирменным знаком» художника, как и его самобытный стиль. Словом, если бы у Лиотара был продюсер, он бы не позволил свершиться такому безобразию.

Жена и дочь?

Но хотя Жан-Этьен и согласился срезать гениальную бороду под давлением жены, то превратить себя в домоседа не позволил и продолжал свои бесконечные путешествия ко дворам европейских монархов.

Девочка с куклой, дочь художника и крестник императрицы Марии Терезии

Здесь легенды и историческая правда часто расходятся. Либо во время этих поездок личная жизнь Лиотара была куда более насыщенной, чем жизнь с супругой, либо он без устали работал, чтобы прокормить свою большую семью (у четы Лиотар было пятеро детей).

Во всяком случае, о несовпадении фактов и мифов свидетельствует и легендарная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница», написанной в Вене в 1745 году. Кто скрывается за персонажем прелестной молодой девушки, аккуратно несущей на серебряном подносе чашку горячего шоколада? По одной из версий, на картине изображена камеристка Марии-Терезии, поразившая художника своей красотой. Другая версия истории напоминает сказку о Золушке. Девушку звали Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря, она служила горничной императрицы. При дворе ее и увидел молодой принц Дитрихштейн, и без памяти влюбился. Вопреки протестам своей семьи и аристократии, принц женился на Анне, а в качестве свадебного подарка заказал Лиотару портрет невесты в той самой одежде, в которой увидел ее впервые.

И последний вариант: возможно, девушка работала в одной из венских кондитерских. Одним зимним днем туда зашел молодой принц, чтобы отведать горячего шоколада. Чашку с дымящимся напитком ему принесла красавица шоколадница, которую звали Анна Бальтауф. Принц влюбился в нее с первого взгляда и женился на ней. А ко дню свадьбы заказал придворному художнику Лиотару портрет невесты в образе прекрасной шоколадницы…

Мария-Антуанетта, эрцгерцогиня Австрийская, будущая королевы Франции, в возрасте семи лет

Все три версии могли бы стать сценарием романтического фильма. Однако искусствовед Рене Лош, один из авторов биографии Лиотара, смеется, когда ее спрашивают об этой истории, и уверяет, что все это сказки: девушку звали вовсе не Анна Бальтауф, ни принц ни художник никогда в нее не влюблялись, и более того - Лиотар вообще не придавал никакого особого значения этой пастели и гораздо больше ценил… портреты своей супруги.

"Месье Леветт и мадемуазель Glavani в турецком костюме"

Вот и разберись, где - правда, а где - легенда.

Франсуа Троншена (коллекционер произведений искусства?) с картиной Рембрандта (1757)

Как бы там ни было, созданное Лиотаром произведение искусства поразило современников и продолжало удивлять на протяжении веков. У портрета шоколадницы оказалось не меньше поклонников, чем у самой модели. А у легендарной истории было не менее легендарное продолжение. В 1881 году в Европу приехал глава американской компании Walter Baker Company - познавать таинства приготовления сладкого напитка.

Мария Кристина, герцогиня Тешен

В Дрезденской галерее ему бросилось в глаза изображение прекрасной молодой камеристки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке. Генри Пирсу настолько понравилась пастель и романтическая история ее создания, что он решил сделать изображение фирменным знаком своей компании. Самое примечательное, что «Прекрасная шоколадница» стала одним из первых логотипов в истории экономики. Кстати, теперь знаменитую пастель использует в качестве логотипа популярная в Москве сеть кофеен «Шоколадница». Да-да, опрятная прелестная служанка с подносиком - пастель того самого Лиотара…

Портрет Марии Аделаиды Франции в турецком стиле одежды

Последние годы жизни художник провел в Конфиньоне, близ Женевы. Он пишет натюрморты, за которые впоследствии будут бороться коллекционеры и музеи.

Умирает Лиотар в 1789 году, не дождавшись Великой Французской революции, разрушившей старый порядок и принесшей ему на смену новые ценности, в том числе - в искусстве. Брат-близнец художника Жан-Мишель, разоренный революцией, умрет в 1796 году в нищете.

Аполлон и Дафна

Три Грации

Жан-Этьену, большому оригиналу своего времени, многие из ценностей XIX века, несомненно, пришлись бы по душе. Он всегда был сторонником независимости - и в жизни, и в искусстве. Рене Лош признается, что именно оригинальность Лиотара и его несравнимый «вкус к правде» привлекли ее в личности и работах художника: «Он наблюдал, как работают другие, и… делал все по-своему!»

Портрет Георга, принца Уэльского (позже Георга III)

Читателям, заинтересовавшимся правдой о женевском художнике, мы рекомендуем самую полную из существующих биографий Жан-Этьена Лиотара - 1600-страничный подвиг Рене Лош и Марселя Ретлисбергера, опубликованный издательством Davaco. Особое место в книге занимает исследование о Жан-Мишеле Лиотаре, первый подробный анализ творчества художника, известного гораздо меньше своего брата.
В коллекции женевского Музея искусства и истории - 87 пастелей, рисунки, наброски, масляные картины и миниатюры швейцарского художника.

Жюли де-Thellusson Ployard

La Bella Lectora

Портрет Джона Стюарта, 1-й маркиз Бьют (1744-1814)

Liotard Jean-Etienne Portrait of a lady at the court Sun

Портрет месье Bouër, купец в Генуе

Портрет мадам Boere

Жанна-Элизабет де Селлон (1705-1749), Леди Tyrell, echtgenote сэр Чарльз ван Tyrell

Lady Ann Сомерсет, графини Нортгемптон (в возрасте около 14)

Исаак Луи де Thellusson

Портрет Марии ван Frederike Reede-Атлон в возрасте семи лет

леди Понсонби -урожденная Каролина Кавендиш (1719-1760) - в костюме Венециано

Елизавета Фредерика София, герцогиня Вюртемберг (1732-1780)

Изабелла, Figlia ди Мадам Инфанта

Портрет императрицы-королевы Марии Терезии, суверенной Австрии, Богемии и Венгрии

Портрет Марии Каролины Австрийской (1752-1814)

Карл Иосиф из Австрии

Жизнь швейцарского художника известна гораздо меньше, чем его пастели.

Оригинал записи и комментарии на

Jean-Étienne Liotard ; 22 декабря , Женева - , Женева) - швейцарский художник, «живописец королей и красивых женщин».

Деятельность

Молодой Лиотар усердно занимался рисованием, миниатюрной и эмалевой живописью. В 1725 году Лиотар прибыл в Париж , чтобы усовершенствоваться в искусстве, и нашёл себе покровителя в лице Пюизье, который, будучи назначен посланником в Неаполь , взял его туда с собой.

Восточный костюм так нравился Лиотару, что в 1744 году он изобразил самого себя в этом наряде на двух портретах - одном, написанном для флорентийского собрания портретов художников, и другом, находящемся в дрезденской галерее. Из Вены Лиотар прибыл в Париж в то время, когда пастельный род живописи пользовался там особым почетом, а законодательницей мод была маркиза де Помпадур . Она пожелала иметь свой портрет работы Лиотара и доставила ему титул королевского живописца и члена академии. Этого было достаточно, чтобы сделать Лиотара модным портретистом красавиц, блиставших в то время при французском дворе. На парижских выставках 1751-1753 годов работы Лиотара являлись во множестве; но это было для них пагубно, так как здесь рядом с ними выставлялись мастерские пастельные портреты

Новость из мира искусства

Jean-Etienne Liotard. Woman on a Sofa Reading, 1748-52. Galleria degli Uffizi, Florence

24 октября в Лондонской Королевской Академии художеств (Royal Academy of Arts) открылась уникальная выставка швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара (Jean-Etienne Liotard, 1702-1789) - гения пастельных портретов, одного из самых известных художников XVIII века. Художник ещё при жизни удостоился титула "живописец королей и красавиц". Более 70 редких работ мастера можно увидеть до 31 января 2016 года в Лондоне. Первая крупная экспозиция пастелей и эмалевых миниатюр портретиста - событие в художественной жизни Европы ещё и потому, что знаменитые работы Лиотара пастелью редко выставляются в целях сохранности. Затем они опять будут скрыты в запасниках и частных коллекциях.

Жан-Этьен Лиотар был тринадцатым ребенком в семье французского купца, переселившегося в Женеву. Он с ранних лет проявлял интерес к рисованию и живописи. В то время женевской школы живописи еще не существовало, зато преподавалась техника миниатюры и эмали - ремесел, связанных с производством часов и украшений. В юности Жан-Этьен учился у миниатюриста Даниэля Гарделя. В 23 года он переехал в Париж, а затем отправился в Италию, где и получил свой первый серьезный заказ - портрет папы Климента XII. Вскоре Лиотар стал придворным живописцем императора Франца I и создал целую серию портретов австрийской знати.
Именно в годы странствий по Италии художник открыл для себя пастель, которая стала его любимой техникой. Пастель позволяла Лиотару добиться мягких и плавных переходов цвета, легкой светотени, тончайшей отделки деталей. Работы Лиотара были выполнены в реалистичной манере и строгом стиле, однако ничего общего не имели с жанром парадного портрета, популярного при французском дворе.
Однако не только портретами знати известен Жан-Этьен Лиотар. Ещё одна излюбленная тема его работ - семейный круг. Портрет дочери художника Марии-Анны с куклой и портрет жены художника с дочерью - в числе лучших его работ.


Jean-Etienne Liotard. Marie-Anne Fancoise Liotard with a Doll, 1774. Vienna Shonbrunn Palace



Жан-Этьенн Лиотар. Мадам Лиотард с дочерью, XVIII век

Жизнь Лиотара была не менее насыщенной, чем его творческая деятельность.Постоянные путешествия по всей Европе, пребывание при блестящих дворах европейских монархов, путешествие в Константинополь и возвращение оттуда "турецким художником", странные отношения с супругой. Говорят, что набожная голландка заставила мужа срезать легендарную турецкую бороду, несмотря на то, что примечательная внешность в течение многих лет была его отличительной особенностью, как и самобытный стиль его картин.


Жан-Этьенн Лиотар. Автопортрет (Лиотар смеющийся),1770-1774. Женевский музей искусства и истории


Jean-Etienne Liotard. Issac-Louis de Thellusson, 1760. Museum Oskar Reinhart, Geneva


Jean-Etienne Liotard. Augusta. Princess of Wales, 1754. The Royal Collection


Жан-Этьен Лиотар. Принцесса Луиза Анна, 1754


Jean-Etienne Liotard. Archduchess Marie Antoinette of Austria, 1762. Cabinet d"arts graphiques des Musées d’art et d’histoire, Geneva


Jean-Etienne Liotard. Simon Lutrell of Lutrellstown, 1753-54. Kunstmuseum Bern


Jean-Etienne Liotard. Richard Pococke, 1740. Musee d"Art et d"Histoire, Geneva


Jean-Etienne Liotard. Ekaterina Mavrocordat, 1742-43


Jean-Etienne Liotard. Laura Tarsi, 1741. Fitzwilliam Museum, Cambridge

Последние годы жизни художник провел в Конфиньоне, близ Женевы. Он писал натюрморты, за которые впоследствии будут бороться коллекционеры и музеи. Умер Лиотар в 1789 году, не дождавшись Великой Французской революции, разрушившей старый порядок и принесшей ему на смену новые ценности, в том числе - в искусстве. Брат-близнец художника Жан-Мишель, мало известный художник, разорённый революцией, умер в 1796 году в нищете.


Jean-Etienne Liotard. Still-life: Tea Set, 1770-83. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles

Художник Жан-Этьен Лиотар широко известен во всём мире благодаря своему знаменитому портрету красавицы Анны Бальдауф. В каталоге нынешней выставки "Шоколадница" не значится, она хранится в Дрезденской галерее. Там её и увидел в 1881 году глава американской компании Walter Baker Company. Он приехал в Европу познавать таинства приготовления горячего напитка из шоколада. Пастель с изображением прекрасной молодой камеристки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке, настолько понравилась Генри Пирсу, что он решил сделать это изображение фирменным знаком своей компании. Так "Прекрасная шоколадница" стала одним из первых логотипов в истории экономики.


Жан-Пьер Лиотар. Шоколадница, 1744. Дрезденская галерея