2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/462

3. Гофротрубочки - так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.
Примеры:

4. Квиллинг (от англ. quilling - от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
Примеры:

4. Орига́ми (с яп. букв.: «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.
Примеры:
Виды:
- Киригами- вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: киру - резать, ками - бумага.
Pop-up - целое направление в искусстве. Эта техника сочетает элементы техник.
- Киригами и Вырезания и позволяет создавать объемные конструкции и открытки, складывающие в плоскую фигуру.
Примеры:
- Кусудама (с яп. букв. «лекарственный шар») - бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка.
Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.
Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.
Примеры:
- Оригами из кругов - складывание оригами из бумажного круга. Обычно затем из сложенных деталей склеивается аппликация.
Примеры:
- Оригами модульное - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами - придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Примеры:

5. Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.
В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.
Вы же можете декорировать заготовку из папье-маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж.
Примеры:

7. Тиснение (другое название «эмбоссинг») - механическое выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или пластике, фольге, на пергаменте (техника называется «пергамано», см.ниже), а также на коже или на бересте, при котором на самом материале получается рельефное изображение выпуклого или вогнутого штампа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием фольги и краски. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках, открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр.
Этот вид работ может определяться многими факторами: усилием, фактурой и толщиной материала, направлением его порезки, макетом и другими факторами.
Примеры:
Виды:
- Пергамано - пергаментная бумага (плотная вощёная калька) обрабатывается инструментом для тиснения и в процессе обработки становится выпуклой и белеет. В этой технике получаются интересные открытки, также эту технику можно применить для оформления скрапстранички.
Примеры:
- Текстурирование - нанесение изображения с помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д)

* Техники, связанные с плетением:
Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.
С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет.... Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение,плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов)...
Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.
Примеры:

1. Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Хв начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные вещицы.
С появлением в Америке бисера, коренные жители начали использовать его вместо традиционно- индейских привычных материалов. Для ритуального пояса, колыбели, налобной повязки, корзины, сетки для волос, серёжек, табакерок..
На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные уборы, оленью упряжь, солнцезащитные кожанные очки...
Очень изобретательны были наши прабабушки. Среди огромного разнообразия нарядных безделушек встречаются удивительные предметы. Щёточки и чехлы на мел, чехольчики на зубочистку (!), чернильницу, перочистку и карандаш, ошейник для любимой собачки, подстаканник, кружевные воротники, пасхальные яйца, шахматные доски и многое-многое-многое другое.
Примеры:

2. Ганутель - эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря.
В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими.
В ХVIв спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в «канитель».
Примеры:

3. Макраме (от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.
Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII-IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Примеры:

4. Плетение кружева на коклюшках. В России до сих пор известны - Вологодский, Елецкий, Кировский, Белевский, Михайловский промыслы.
Примеры:

5. Фриволите - это плетеное узелковое кружево. Его также называют челночным кружевом, поскольку плетется это кружево специальным челноком.
Примеры:

* Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений:

Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.
Например: рисунок углём, рисунок карандашом, рисунок тушью и пером...
Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен, и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.
Примеры:

1. Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань (шёлк, хлопок, шерсть, синтетику), не пропускают через себя краску - или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
Существует несколько видов батика - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись, свободная роспись с применением солевого раствора, шибори.
Батик - batik - индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» - означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» - «точка» или «капля». Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Роспись «батик» издавна известна у народов Индонезии, Индии и др.. В Европе - с ХХ века.
Примеры:

2. Витраж (лат. Vitrum - стекло) - это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом. Из глубокой древности начинается история витражей. Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной проем, затем появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу.
Примеры:

3. Выдувание – техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги). Эта древняя техника являлась традиционной как для творцов древних изображений (использовались костяные трубочки).
Современные трубочки для сока ничем не хуже в применении. Они помогают выдувать узнаваемые, необычные, а порой фантастические рисунки из небольшого количества жидкой краски по листу бумаги.

4. Гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата была разработана и запатентована Зинаидой Петровной Котенковой.
Гильоширование требует аккуратности в работе. Она должна быть выполнена в единой цветовой гамме и соответствовать орнаментальной стилистике заданной композиции.
Салфетки, панно с аппликациями, закладки для книг, платочки, воротнички - всё это и много другое, что подскажет ваша фантазия, украсит любой дом!
Примеры:

5. Граттаж (от французского gratter - скрести, царапать) - техника царапанья.
Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).
Примеры:

6. Мозаика - одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.
Примеры:

7. Монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток) - одной из простейших графических техник.
По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) - делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Примеры:

8. Нитяная гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) - графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки.
Примеры:

9. Орна́мент (лат. ornamentum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.
Примеры:

10. Печать.
Виды:
- Печатание при помощи губки. Для этого подойдет и морская губка, и обычная, предназначенная для мытья посуды.
Примеры:
В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов...
- Штамп (штамповка). В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов и т.д.
Примеры:

11. Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») - стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Основоположником стиля явился Жорж Сера.
Другое название пуантилизма - дивизионизм (от лат. divisio - разделение, дробление).
Примеры:

12. Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
Примеры:

13. Рисование отпечатками листьев. Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги аккуратно снимите его, взяв за "хвостик" (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали, у Вас уже летает над цветком бабочка.
Примеры:

14. Роспись. Один из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства.
Вот некоторые из них:
- Жостовская роспись - старинный русский народный промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Жостовские подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов.
- Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
- Хохломская роспись - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Примеры:

15. Энка́устика (от др.-греч. «искусство выжигания») - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.
Примеры:

*Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей:
Шитье - разговорная форма от глагола "шить", т.е. то, что шьется или сшито.
Примеры:

2. Пэчворк, Квилт, Квилтинг или Лоскутное шитьё - это народное декоративно-прикладное искусство, с многовековыми традициями и стилистическими особенностями. Это техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в покрывале, блузке или сумке.
Примеры:
Виды:
- Артишок – разновидность пэчворка, получившая своё название из-за сходства с плодами артишока. У этой техники есть и другие названия - «зубчики», «уголки», «чешуйки», «перья».
По большому счёту в этой технике все сводится к складыванию вырезанных деталей и пришиванию их на основу в определенной последовательности. Или же, используя бумагу, составлять (наклеивая) различные панно округлой (или многогранной формы) на плоскости или в объёме.
Нашивать можно двумя способами: острие заготовок направлять к центру основной детали, либо к ее краям. Это если шить плоское изделие. У изделий объемного характера - острием к более узкой части. Складываемые детали не обязательно вырезаются в форме квадратиков. Это могут быть и прямоугольники, и круги. В любом случае мы встречаемся со складыванием вырезанных заготовок, следовательно, можно утверждать, что эти лоскутные техники принадлежат к семейству лоскутного оригами, а так как они создают объем, то, следовательно, и к «3d» технике.
Пример:
- Крэйзи-квилт. Недавно столкнулась и с такой разновидностью. По-моему, это мультиметод.
Суть заключается в том, что изделие создаётся из сочетания различных техник: пэчворк+вышивка+роспись и т.д.
Пример:

3. Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу.
Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.
Примеры:

* Техники, связанные с вязанием:
Что же такое вязание? Это процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы).
Примеры:

1. Вязание на вилке. Интересный способ вязания крючком с помощью специального приспособления - вилки, изогнутой в форме буквы U. В результате получаются легкие, воздушные узоры.
2. Вязание крючком (тамбурное)- процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка. создавающий не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. Правильное соотношение - толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.
Примеры:
3. Простое (европейское) вязание на спицах позволяет комбинировать несколько видов петель, что создаёт простые и сложные ажурные узоры.
Примеры:
4. Тунисском вязании длинным крючком (одновременно могут участвовать как одна, так и несколько петель для создания узора).
5. Жаккардовое вязание - узоры вывязываются на спицах из нитей нескольких цветов.
6. Филейное вязание – имитирует филейно-гипюрные вышивки по специальной сетке.
7. Гипюрное вязание (ирландское или брюссельское кружево) крючком.

2. Выпиливание. Одним из видов является выпиливание лобзиком. Украшая свой быт и жилище удобными для повседневной жизни изделиями ручной работы или детскими игрушками, вы испытываете радость от внешнего вида и удовольствие от процесса их создания.
Примеры:

3. Резьба - вид декоративно-прикладного искусства. Является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.
Примеры:

* Другие самодостаточные техники:
1. Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.
Примеры:
Также существуют:
- Аппликация из пластилина - пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи.
Примеры:
- Аппликация из «ладошек». Примеры:
- Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа - лист картона, материал - разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент - клей и ваши руки. Примеры:

2. Ассамбляж (фр. assemblage) - техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажа до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.
Примеры:

3. Бумажный туннель. Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel - туннель - сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка. Кстати, эта техника удачно сочетает разные виды техник, такие как - скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги определённым образом.
Первый бумажный туннель был датирован серединой ХVIII в. и являлся воплощением театральных сцен.
Традиционно бумажные туннели создаются в память о каком-либо мероприятии или продаются в качестве сувениров для туристов.
Примеры:

4. Вырезание - термин очень широкого понимания.
Примеры:
Вырезают из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, из мыла, из фанеры (правда, это уже называется выпиливание), из фруктов и овощей, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое.
Виды:
- Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении. Примеры:
- Вырезание симметричное. При симметричном вырезании мы повторяем контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги, последовательно усложняя очертание фигуры, чтобы правильно передавать в аппликациях внешние особенности объектов в стилизованном виде.
Примеры:
- Вытынанка - искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. А такой вид вырезания стал называться цзяньчжи. Это искусство распространилось по всему миру: Китай, Япония, Вьетнам, Мексика, Дания, Финляндия, Германия, Украина, Литва и многие другие страны.
Примеры:
- Карвинг (см.ниже).

5. Декупаж (от французского decoupage -существительное, «то, что вырезано») - это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.
Сегодня самый популярный материал для декупажа - это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название - «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным - посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность - кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс - должны быть однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.
Примеры:

6. Карвинг (от англ. carvу - резать, вырезать, гравировать, нарезать; carving - резьба, резная работа, резной орнамент, высеченная фигура) в кулинарии - это наипростейшая форма скульптуры или гравировки по поверхности изделий из овощей и фруктов, столь недолговечных украшений стола.
Примеры:

7. Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collée - наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении - смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости.
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами - тушью, акварелью и т. д.
Примеры:

8. Конструктор (из лат. constructor «строитель») - многозначный термин. Для нашего профиля это набор сопрягательных деталей. т.е деталей или элементов некоего будущего макета, информация о котором собрана автором, проанализирована и воплощена в красивое, художественно выполненное изделие.
Конструкторы различаются по типу материала - металл, дерево, пластмасса и даже бумага (например, бумажные оригами модули). При сочетании разносортных элементов возникают интересные конструкции для игр и весёлого времяпровождения.
Примеры:

9. Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.
Примеры:

10. Макет - это копия объекта с изменением размеров (как правило уменьшенная), которая выполнена с сохранением пропорций. Макет так же должен передавать основные признаки объекта.
Для создания этого уникального произведения можно использовать различные материалы, всё зависит от его функционального назначения (выставочный макет, подарочный, презентационный и т.д.). Это может быть бумага, картон, фанера, деревянные брусочки, гипсовые и глиняные детали, проволока.
Примеры:
Вид макета - модель - это действующий макет, который изображает (имитирует) какие-либо существенные особенности оригинала. Причём, внимание концентрируется на определённых сторонах моделируемого объекта или в равной степени детализации оного. Модель создают, чтобы использовать, например, для наглядно-модельного обучения математике, физике, химии и других школьных предметов, для морского или авиа клуба. В моделировании применяют разнообразные материалы: воздушные шарики, легкая и пластичная масса, воск, глина, гипс, папье-маше, солёное тесто, бумага, пенопласт, поролон, спички, нитки для вязания, ткань…
Моделирование - это создание такой модели, которая достоверно близка к оригиналу.
"Моделями" называются те макеты, которые действуют. А модели, которые не действуют, т.е. "стрендовые" - обычно называют макетом.
Примеры:

11. Мыловарение. В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты, канифоль, нафтеновые кислоты, талловое масло).
Примеры:

12. Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, снег, песок, поролон, мыло). Методы обработки - лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка, вырезание и др.
Примеры:

13. Ткачество- производство из пряжи ткани и текстиля.
Примеры:

14. Фильдцевание (или фильцевание, или валяние) – валяние шерсти. Бывает «мокрое» и «сухое».
Примеры:

15. Плоская чеканка - это один их видов декоративно-прикладного искусства, в результате выбивания на пластине определённого орнаментального рельефа, рисунка, надписи или круглого фигурного изображения, порой близкого к гравировке, создаётся новое художественное произведение.
Обработка материала осуществляется при помощи стержня - чекана, который стаивтся вертикально, по верхнему концу которого бьют молотком. Перемещая чекан постепенно проявляется новая форма. Материал должен обладать определённой пластичностью и способностью изменяться под воздействием силы.
Примеры:

В заключение следует отметить, что деление (объединение по какому-либо признаку) большинства техник условно (субъективно), а многие техники прикладного творчества являются мультитехниками, т.е.сочетают несколько видов техник.

Всем приятного творчества!
Ваша Маргарита.

font-size:14.0pt; line-height:150%;font-family:" times new roman>, научный сотрудник отдела народного и декоративно-прикладного искусства Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника

Творческое наследие мастера декоративно-прикладного искусства.

В фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника собрана замечательная коллекция работ Мамеевой Маргариты Степановны () – талантливого устькаменогорского художника и педагога, мастера декоративно-прикладного искусства. В этом году ей исполнилось бы 80 лет. Свой художественный талант и профессиональные знания она проявила в самых женских видах декоративно-прикладного искусства: вышивке, аппликации , шитье и вязании. была одной из немногих мастериц в Восточном Казахстане, которые в совершенстве владели такой сложной и кропотливой техникой вышивки, как художественная гладь. Высокий профессионализм и художественность ее произведений подняли технику вышивки на новый уровень, выявили ее широкие возможности и вызвали неподдельный интерес у любителей искусства. Своим творчеством мастерица доказала, что такой камерный вид декоративно-прикладного искусства как вышивка может выйти далеко за пределы рамок «домашнего рукоделия » и занять достойное место рядом с настоящими произведениями искусства.

Маргарита Степановна Мамеева родилась в 1933 году в селе Дурницыно Романовского района Саратовской области . После Великой Отечественной войны она переехала с семьей в г. Семипалатинск , там окончила школу. Способности и любовь к изобразительному искусству определили выбор ее будущей профессии, она поступила учиться в Республиканское художественное училище им. в г. Ташкенте, на художественно-театральное отделение. После окончания училища в 1957 году Мамеева некоторое время работала художником в Узбекском музыкально-драмматическом театре им. Ахунбабаева в г. Андижане. Затем в течение нескольких лет преподавала ручной труд и рисование в Андижанском государственном педагогическом институте.

В середине 1960-х Маргарита Степановна приехала в г. Усть-Каменогорск, где прожила до конца своей жизни. В нашем городе она первое время работала художником на предприятиях и в учреждениях, затем полностью посвятила себя преподавательской деятельности , работая в различных средне-специальных учебных заведениях: в педагогическом, музыкальном и культурно-просветительном училищах. Она преподавала такие учебные дисциплины , как трудовое обучение (аппликация, вышивка, вязание и т. п.), изобразительная деятельность, СНАП (средства наглядной агитации и пропаганды). По воспоминаниям ее учеников, Маргарита Степановна была чутким, внимательным и вместе с тем требовательным педагогом, безгранично преданным своей профессии.

Параллельно с педагогической деятельностью Мамеева активно занималась творчеством. Она создала свой авторский стиль в технике вышивки гладью, основанный на реалистичном изображении и передаче тончайших цветовых нюансов. Эти особенности делают ее вышивку сродни живописным произведениям. В специальной литературе техника, которая лежит в основе творчества Маргариты Мамеевой, именуется как «свободная гладь», сама же мастерица называла ее не иначе, как «художественная». Используя традиционную технику вышивки, она модернизировала ее технические и художественные приемы, максимально приблизив вышивку к живописи. В этом виде творчества Мамеева наиболее полно проявила свой природный дар рисовальщика и колориста.

Кроме техники глади, мастерица прекрасно владела и другими различными видами вышивки, а также очень любила работать в технике аппликации. Ее аппликационные работы из ткани зачастую выполнены в сочетании с вышивкой или с использованием разнообразных соединительных, отделочных швов. Это предметы как утилитарного назначения – сумочки, наволочки, декоративные салфетки, так и чисто эстетического характера – декоративные панно, как правило, с сюжетной композицией.

Навыки и любовь к рукоделию были привиты Мамеевой в раннем возрасте. Ее мать Александра Федоровна прекрасно шила и вышивала, вязала крючком великолепные салфетки и скатерти. К тому же детство и юность будущей мастерицы были тесно связаны с модными тенденциями того времени. В середине XX -го века искусство вышивки в нашей стране переживает высокий подъем, оно становится массовым увлечением большинства женщин, рукоделием в равной степени увлекались как маленькие девочки, так и их мамы и бабушки. Одним из лучших подарков считалась вещь, выполненная своими руками – вышитая или украшенная аппликацией скатерть, наволочка или просто салфетка. Этими милыми, очаровательными изделиями украшали интерьер, создавая в доме уют и теплую, радостную атмосферу.

Большинство работ Маргарита Степановна Мамеева выполнила в более поздний период времени – с 1985 по 1995 г., когда массовое увлечение вышивкой и аппликацией не было уже таким популярным, как в 50-60-е годы. С Восточно-Казахстанским областным этнографическим музеем Мамеева начала сотрудничать с 1987 г., принимая активное участие в различных музейных мероприятиях: ежегодных выставках декоративно-прикладного искусства, ярмарках («Город мастеров»). Ее работы экспонировались в разных городах: Алматы, Новосибирске, Ленинграде, Москве. Необходимо отметить, что большую помощь в творчестве Маргарите Степановне оказывал ее муж, который помогал ей в поиске сюжетов, рисунков и выкроек, а также занимался оформлением готовых работ, самостоятельно изготавливая для них рамы.

Приобретение работ мастерицы в фонды музея началось с 1991 года, когда было куплено декоративное панно «Журавли» в технике вышивки гладью. Затем поступление экспонатов осуществлялось небольшими партиями в 1992, 1993, 1999 гг. и последняя коллекция была закуплена у Мамеева Юрия Ивановича в 2007 году, спустя 10 лет после смерти его жены. В итоге сформировалась целостная и завершенная коллекция работ мастерицы, довольно разнообразная по техникам, стилям и жанрам изображения, насчитывающая 29 единиц хранения. По имеющемуся у нас собранию произведений можно дать характеристику ее творчества в целом и каждой работы в отдельности, выявить их художественные и технические особенности, исследовать историю создания той или иной композиции.

Уникальным экспонатом является салфетка в технике вышивки гладью, выполненная Мамеевой в 1942 году, когда ей было всего 9 лет. Изделие выполнено немного робко, но с большой аккуратностью и старанием. Рисунок вышивки – корзина с букетом полевых цветов - довольно сложный, отличается изяществом и разнообразием мелких деталей. Цветовые сочетания ниток подобраны грамотно и со вкусом. Уже в этой ранней работе проявились незаурядные творческие способности будущей мастерицы. Примечательно, что в ее зрелых произведениях сохранится такое же по-детски радостное и восторженное ощущение красоты окружающего мира.

Тема живой природы является излюбленной в творчестве мастерицы, выбравшей для себя приоритетным анималистический жанр. В большинстве вышитых композиций мы встречаем опоэтизированное живописное изображение животных и птиц на фоне природы. К выбору композиций для своих работ Мамеева всегда подходила очень ответственно и серьезно, выбирала произведения лучших художников-анималистов, работавших в реалистическом направлении. Используя репродукции живописных и графических работ, а также фотографии известных мастеров, она создавала их прекрасные копии, которые отличались от оригинала только техникой исполнения и размерами.

Для точного воспроизведения рисунка Маргарита Степановна использовала масштабную сетку, чтобы увеличить маленькую иллюстрацию до необходимого ей размера, после чего рисунок переносился на ткань. Благодаря врожденному чувству цвета, профессиональным знаниям и опыту мастерице удавалось в совершенстве передать цветовую гамму копируемых произведений, используя технику художественной глади и большое разнообразие оттенков ниток.

Композиция «Собаки на стойке» выполнена в 1987 году с репродукции акварельной работы известного советского художника-графика Валентина Ивановича Курдова. Он занимался иллюстрацией детских книг о природе таких писателей как В. Бианки, Р. Киплинг, В. Скотт. «Художник рисует энергично, напряженно. Его звери насторожены, готовы к прыжку, схватке. Идеализации, красивому сочинительству здесь нет места» - отмечено в публикации, посвященной творчеству. Действительно, композиция отличается предельным динамизмом и напряженностью сцены охоты. Эти черты переданы не только в стремительном беге собак, но также в некоторых деталях пейзажа: стелющейся по земле траве под сильным порывом ветра, тревожных всполохах рассвета.

Вышивка композиции «Собаки на стойке» выполнена с артистизмом и легкостью, присущими зрелому мастеру. Свободная гладь покрывает всю плоскость тканевой основы, создавая впечатление живописного лессировочного полотна. Цветовое сочетание нитей прекрасно передает колорит оригинала, построенного на полутонах и нюансах. Использование определенных художественных приемов, таких как широкие, размашистые стежки, наложенные в различных, иногда пересекающихся направлениях, контрасты цветовых пятен усиливают ощущение динамизма и тревоги, создают волнующее, экспрессивное настроение.

Надо отметить, что композиция пользовалась большим спросом у любителей искусства, поэтому Мамеева сделала несколько ее копий, одну из которых в 1993 году приобрел музей-заповедник. Это панно, отличающееся от первого только уменьшенными размерами и оформлением, долгие годы украшало стационарную экспозицию декоративно-прикладного искусства в выставочном зале музея. Спустя 14 лет первоначальная композиция также попала в музейные фонды в составе разнообразной коллекции, купленной у в 2007 году.

Одну из лучших своих работ, сюжетную композицию «Лоси» Мамеева вышивала с репродукции одноименной картины русского художника, опубликованной в журнале «Художник», № 3 за 1977 г.. «Степенные долговязые лоси у лесного стога…, - все они так непосредственно и верно живут на холсте, так опоэтизировано их бытие , пропущенное художником через свое сердце…» . Картина, хранящаяся в государственной Третьяковской галерее, покоряет какой-то особой умиротворенностью, величием и мудростью природы. Животные и окружающий их мир находятся в неразрывном единстве и гармонии.

Пейзажист и анималист Алексей Степанович Степанов, живший во второй половине XIX - первой половине XX вв., был незаурядным живописцем, обладавшим редким режиссерским тактом, с которым волшебным образом использовал как бы случайные всплески тускло-розового, лимонного, глубоко-черного в благороднейшей гамме пепельно-серых тонов . Эту же изысканную цветовую гамму постаралась в точности передать, сумев подобрать необходимые тона и сочетания ниток. Несмотря на богатство цветовых нюансов, ей удалось сохранить колористическое единство и цельность в композиции, отвечающих общему настроению работы.

Целая серия работ в технике вышивки посвящена прекрасному и загадочному миру птиц. Это, как правило, небольшие по размеру, камерные композиции, напоминающие скорее беглые зарисовки, нежели законченные произведения. Легкость исполнения и некоторая недосказанность в них не случайны, эти черты соответствуют непоседливому характеру изображенных персонажей, их неуловимости, быстроте реакции и даже среде обитания. Ощущение воздушного пространства, неба и высоты присутствует практически в каждой работе. Даже форма большинства композиций намеренно или интуитивно выбрана в виде круга или овала. Вместе с тем Мамеева с присущей ей аккуратностью и точностью орнитолога передает мельчайшие подробности внешности и характера того или иного вида птиц: размеры, формы, окраску оперения, движения и повадки. Даже пейзаж или его детали в композициях достоверно соответствуют среде обитания определенных птиц. Следует отметить еще одну характерную особенность этой серии: почти везде мы встречаем изображение пары птиц – самца и самочки, которые сидят рядом на ветке, плавают или стоят в воде. Подтверждением тому служат названия работ: «Снегири», «Иволги», «Щеглы», «Пеликаны», «Журавли».

Особняком в серии «птичьих» работ стоит великолепная композиция «Фламинго». В отличие от всех остальных изображений птиц, эта работа достаточно большого размера и представляет собой законченное «живописное» произведение, наполненное особым лирическим настроением, солнечным светом и множеством цветовых оттенков. Это панно положило начало серии вышивок, посвященных птицам. Оно выполнено раньше других, в 1991 году с фотографии Г. Смирнова, опубликованной в одном из журналов.

К наиболее поздним декоративным панно в технике вышивки относятся пейзаж «На джайляу» и «Портрет Абая», выполненные в 1995 году и приуроченные к юбилею великого казахского поэта и просветителя. Эти работы выставлялись в г. Семипалатинске на передвижных выставках декоративно-прикладного искусства, посвященных празднованию 150-летия Абая Кунанбаева и 100-летия Мухтара Ауэзова. Надо отметить, что эти две работы являются исключением в жанровом ряду вышитых произведений Мамеевой, так как они единственные выполнены в «чистом» жанре: пейзажа и портрета. В большинстве же ее вышивок мы встречаем слияние жанров, как правило, пейзажного с анималистическим.

Декоративных вышивок утилитарного назначения в творчестве немного. Среди них особого внимания заслуживают комплект салфеток «Осенние мотивы» и замечательная декоративная скатерть. Для этих изделий характерен единый стиль исполнения, который проявляется в пластичных формах композиции, изящном рисунке веточек смородины и ярком праздничном колорите, основанном на контрастном сочетании зеленых и красных цветов.

Работы в технике аппликации составляют лишь третью часть от всей фондовой коллекции Мамеевой, среди них – два панно, остальные работы практического назначения - декоративные сумочки и наволочки. Аппликации Маргариты Степановны выполнены со свойственным ей высоким профессионализмом, их объединяет ряд характерных особенностей, которые проявляются как в средствах изобразительного языка, так и в технических приемах. Все работы отличаются лаконичной композицией, стилизованным рисунком и орнаментом, продуманностью в подборе цветовых сочетаний тканей. Тонкий художественный вкус мастерицы проявляется во всем – от общего замысла изделия до изысканности мельчайших деталей и отделки. Для закрепления аппликационных форм к фону или основному материалу Мамеева всегда использовала ручные и машинные швы. Кроме того, многие изделия украшены различными отделочными швами, а в сюжетных композициях аппликация гармонично дополнена вышивкой.

Декоративные панно «Чаепитие» и «Сваха» выполнены примерно в одно и то же время – в 1986 и 1987 гг.. Композиции этих работ также найдены мастерицей в литературе, в одном из самых популярных в то время женских журналов – «Советская женщина». Так, репродукция панно «Сваха» была опубликована на 4-ой странице обложки журнала № 2 за 1986 г. Эти композиции во многом схожи, их объединяет тема крестьянского быта и русского гостеприимства. Сюжеты в них просты и незатейливы, в «Чаепитии» - посиделки у самовара двух бабушек-подружек, в «Свахе» - сцена сватовства с обильным угощением. В использовании средств художественной выразительности прослеживается связь с народным искусством: стиль и формы изображения напоминают лубок, а разноцветные и пестрые кусочки тканей, закрепленные ручными стежками, – лоскутное шитье. В отличие от лиричных композиций в технике вышивки, аппликационные панно наполнены добродушным юмором и озорством, населены яркими колоритными образами.

Большой интерес представляют серии декоративных сумочек и наволочек со стилизованным казахским орнаментом. Благодаря профессиональному, творческому подходу автора эти изделия, сохраняя этнографические черты, приобрели новое звучание. Они выглядят стильно и современно, практичны в быту, прекрасно украсят интерьер дома. Привлекает простота и лаконичность форм, изысканность отделки, сдержанность со вкусом подобранного колорита, состоящего всего из двух-трех цветов ткани, и, конечно же, высочайшее мастерство и качество исполнения. Они изготовлены, в основном, из драпа зеленого и красного цветов, которые наиболее часто встречаются в казахском декоративно-прикладном искусстве, для орнамента и отделки использованы либо саржа, либо хлопчатобумажная ткань. И в сумочках, и в наволочках используется всего два вида орнаментов, но в разных композиционных вариациях .

Творческое наследие Маргариты Степановны Мамеевой богато и разнообразно. Будучи профессиональным художником и в совершенстве владея различными техниками вышивки, аппликации, вязания и шитья, она создавала настоящие произведения искусства от маленькой незатейливой салфетки до сложной сюжетной композиции. Мамеева изменила представление о вышивке как о разновидности только домашнего женского рукоделия, раскрыла ее широкие возможности в своих жанровых работах, которые можно смело поставить в один ряд с лучшими живописными произведениями. Ее работы отличались не только высоким профессионализмом, безупречной техникой исполнения, каждое изделие согрето любовью и добрым отношением автора к окружающему миру: природе, людям, животным и растениям. Обладая такими магнетическими свойствами, произведения мастерицы никого не оставляют равнодушными, приковывают к себе внимание зрителей, вызывая у них неподдельный интерес и восхищение.

Источники и литература

1. Архив ВК областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.

2. Богатеева народных орнаментов в детских аппликациях. М., Просвещение, 19с.

3. Гусакова. М., Просвещение, 19с.

4. Калмыков В., Сарабьянов А. и др. Сто памятных дат. Художественный календарь на 1975 г. М., Советский художник, 1974. С. 278-280.

5. Пластов Н. Трогательный русский талант. //Художник. – 1977, №3. С. 46-51.

Детей

Дворец творчества детей и молодежи

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОУ ДОД ДТДиМ

Принято на основании решения

методического совета

Протокол № 2 от 23.11.09 г.

Посвящение в мастера

декоративно-прикладного творчества «Я – хранитель»

(методическая разработка конкурсной программы

в декоративно-прикладном отделе ОУ ДОД ДТДиМ)

Разработала: ,

методист ОУ ДОД ДТДиМ,

г. Сызрань

Пояснительная записка

«Очень важно с юного возраста приобщать ребенка

к истории малой Родины, пробудить вначале

любопытство, потом – любовь, а затем и ответственность

за ее настоящее и будущее»

Не секрет, что в последнее время падает интерес детей к русской национальной культуре, декоративно-прикладному творчеству. И педагоги дополнительного образования видят свою задачу в умножении духовного потенциала подрастающего поколения, формировании его интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес к прошлому своего народа, к национальной, отечественной и мировой культурам.

Наш Дворец творчества – это та ниша в образовании, которая и является хранителем народной, национальной культуры, т. к. здесь изучаются и развиваются фольклор, живопись, декоративное творчество.

Посвящение в мастера декоративно-прикладного творчества – это небольшой опыт работы ОУ ДОД ДТДиМ по изучению, сохранению и развитию народного творчества через возрождение народных традиций, ремесел, гордости и любви к родному краю.

Данная методическая разработка предназначена для методистов, педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности и декоративно-прикладного искусства.

Методическая разработка призвана оказать помощь при проведении посвящения обучающихся первого года обучения в мастера декоративно-прикладного искусства или при проведении любого открытого занятия в объединениях прикладной направленности.

Возраст участников . Сценарий рассчитан на обучающихся 10-14 лет.

Оформление. Зал оформлен поделками и рисунками обучающихся. На сцене стол и скамья с резными узорами, на столе самовар, увешанный сушками. В углу – старинный сундук с русскими национальными костюмами. Рядом расположен манекен в стилизованном русском наряде, девушки-ведущие в русских сарафанах. В центре сцены на стене большими буквами выведено «Я - ………»

Задача будущих мастеров, пройдя определенные испытания, открыть недостающие буквы.

Цель: развитие духовного мира личности ребенка, приобщение к ценностям народной культуры, формирование духовности, патриотизма, заинтересованности видами народного и современного прикладного искусства, представленного в декоративно-прикладном отделе Дворца творчества детей и молодежи.

Задачи:

Обучающая

Познакомить обучающихся с направлениями декоративно-прикладного искусства;

Изучить виды русских народных ремесел через игровую деятельность.

2. Развивающая

Развить творческие способности обучающихся при выполнении игровых творческих

Развивать и сохранять лучшие образцы русской национальной культуры.

3. Воспитывающая

Воспитать уважение к прошлому своего народа, его традициям, обрядам и ремеслам;

Пропаганда творческих объединений декоративно-прикладной направленности.

Форма : игровая познавательная программа.

Сценарий конкурсной программы «Я – хранитель»

Звучит русская народная музыка. На сцену, пританцовывая, выходят две сестрицы, поют частушки.

1. Солнце светит, солнце светит

Утром рано на заре,

Хорошо у нас живется

На родимой стороне.

2. Ох, пляшется нам,

Весело поется.

Почему же нам не петь?

Весело живется.

1. Собрались на посиделки

Мастерицы всех дворов.

И сегодня всем покажем,

Кто как к творчеству готов.

2. Расступись, сестрица,

Вот и наши мастерицы.

(Звучит музыка, выходят мастерицы из объединений «Бисероплетение», «Вышивка», «Вязание», Изостудия, «Тестопластика», «Художественное ремесло», «Цветоделие» и садятся в зал за столики).

1. Проходите, милости просим,

Садитесь за столы.

2. Эх, раз, еще раз,

Конкурс начинаем,

Для хранителей ремесел

Песни запеваем.

(музыкальный номер)

2. Ох, сестрица, и весело мы начали, а ведь дело нам предстоит дюже серьезное.

1. А на Руси издревле повелось, что любое дело с песней, частушками, шутками да

прибаутками спорится.

2. Ведь сегодня всем праздникам праздник. Сегодня мы посвящаем в мастера рукодельниц декоративно-прикладного отдела.

1. Посвящение в хранителей древних традиций, ремесел, народного искусства.

2. Мы сегодня славим дружно

Наше рукоделие,

Отчего не оценить

Народное умение.

Макошь: Коли рукоделие руками золотыми

Да сердцем добрым делалось,

То удачной работы вам в добром деле,

Да счастливой жизни.

А коли в душе обида да зависть,

То гнев мой суров будет. (музыка, гром)

2.Ой, сестрица, кто это?

(музыка)

1. Это богиня Макошь. Ходит она среди людей, невидимая, босая, с распущенными

волосами, в длинной рубашке без пояса. Из кудели она прядет нити и в клубочек

сматывает. Не простые те нити, волшебные. Это нити судьбы человеческой. Ну, что?

Хватит сказки сказывать, пора дело делать да юных мастериц в хранители посвящать.

2. А чтобы посвятить юных мастериц, им нужно пройти испытания и показать свое

мастерство в рукоделии.

1. Итак, первое испытание.

(музыка «Бой часов»)

2. Задание не простое, а с хитринкой, лукавое. Каждой команде дается загадка, которую

она, команда, должна отгадать.

1. А загадки эти о народных промыслах.

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня!

Скачут коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен. Взгляните!

(Вологодское кружево)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А, может, солнцем залитые.

(Хохлома)

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные,

Черные, желтые, красные,

Удивительно прекрасные!

(Жостовские подносы)

Ростом разные подружки

Все похожи друг на дружку,

Раз, два, три, четыре, пять…

(Матрешки)

Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора,

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

(Филимоновские игрушки)

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке горят.

(Городец)

На черном фоне красные розы,

Лилии, маки, ромашки, подснежники…

Ими повязаны девичьи головы,

Глазки лукавые, личики нежные.

(Павлово-посадские платки)

2. Молодцы, с заданием справились, и на сцене появляется буква заветного слова (Х).

1. Следующее испытание: «Русские узоры»

2. Задание не простое, творческое. Каждая команда вырезает из бумаги платье, сарафан, юбку, костюм.

1. Следующий этап: на этом изделии нарисуйте характерные черты узора одного из народных промыслов. Рисует вся команда.

2. Название промысла на карточках. На сцену приглашаем одного участника команды, чтобы выбрать карточку.

(на карточках написаны названия промыслов: гжель, хохлома, городец, филимоновская игрушка, дымковска игрушка, павлово-посадские платки, жостовские подносы, полхов-майдановская роспись, вологодское кружево ).

1. Задание выбрано. Приступайте к росписи.

(музыка «Бой часов». Задание выполнено, открываем букву Р)

2. Как из белых мхов,

Из того ли сруба дубового,

Вытекала речка тихоструйная.

Как из белой-то кудели

Да из долгого льна,

Да с того ли донца расписного

Выпрядала девица тонкую нить,

Нитку тонкую, нитку прочную…

1. По спряденной ниточке и характер определяли. Нитка тонкая, ровная – характер

девушки спокойный, покладистый; нитка в узлах, рвется, - и характер горячий.

И сейчас мы переходим к следующему испытанию, оно называется «Волшебный

клубок». Команда должна связать с помощью крючка цепочку 20 см. Время на конкурс

– 1 минута.

(музыка «Бой часов»)

2. Все, стоп! Испытание пройдено, и на сцене открывается следующая буква (А).

1. Любая мастерица умеет все. Даже изготовить из подручного материала шляпу.

2. Ну, что ж, давайте проверим. Приглашаю на сцену по одному участнику от каждого столика. Итак, у нас получилось две команды. Вот из чего вам предстоит создать головной убор : здесь мужские галстуки, прищепки, ленты, цветы, ремни.

1. Приготовились, начали!

(музыка «Бой часов»)

2. Стоп. Посмотрите, какие неординарные шляпки.

1. Сколько девчата приложили труда, творчества.

2. Главное, они делали все сплоченным коллективом . И это, я считаю, одно из главных качеств будущих хранителей: в искусстве идти рука об руку.

1. А мы открываем следующую букву (Н).

2. Открываем, открываем, открываем аукцион народных ремесел. Если вы их не забыли, побыстрее мне их назовите.

1. Итак, первый столик.

(Аукцион)

2. Хранители знают ремесла на пять

От этого больно хочется плясать.

1. Погоди – напляшешься, испытания еще не все пройдены, и буквы не все открыты.

Открываем букву (И).

2. Эх, раз, еще раз,

И игла пустилась в пляс.

Эх, стежок, еще стежок,

Глянь-ка, вышила мешок.

1. Все шутишь, сестрица. А наши мастерицы сейчас будут вышивать следующую букву

заветного слова.

2. И какую же букву?

1. Букву Т. Начинаем.

(музыка «Бой часов», после выполненного задания открываем букву (Т)

1. Кто не любит в холодную зиму вздремнуть под теплым одеялом.

2. Да (сладко потягиваясь). А вот моя бабушка делала одеяла из лоскутков. И такие они получались красочные, веселые.

1. И сейчас мы попробуем воспроизвести рукоделие наших бабушек. Испытание таково: каждый столик из лоскутков на листе бумаги делает красочную, яркую картину.

2. Итак, начинаем.

(музыка «Бой часов», конкурс «Лоскутки»,

после выполненного задания открываем букву (Е)

1. Издревле повелось, что русский народ всегда песни запевает.

2. Вот и мы, рукодельницы и мастерицы, споем.

1. Петь будем по очереди, заодно и узнаем, какой стол сколько народных песен знает.

онкурс «Поет российская душа», после конкурса открывается - (ЛЬ)

1. Вот и вечер скоротали.

2. И слово заветное узнали «Я - хранитель».

1. Теперь, вы – хранители, теперь вам оберегать, обогащать и передавать своим будущим мастерам искусство Древней Руси.

2. И не забывайте, что народные промыслы, сделанные руками с любовью и добром, несут свет и тепло людям.

(музыка, выносят 9 свечей на подносе)

1. Возьмите этот свет и несите его по жизни, будьте настоящими хранителями красоты,

творчества, искусства, любви, добра.

2. Пусть ваши души всегда несут людям тепло, радость, свет жизни. Берите свечи.

(музыка, свечи разбирают, несут к столикам)

1. А сейчас наши посвященные мастера преподнесут сувениры вам, дорогие зрители.

(музыка, участники программы дарят поделки зрителям)

2. Подошла пора проститься с вами.

1. Только светлей будет в сердце грусть.

1 и 2 вместе: Пусть всегда гордится мастерами

Щедрая, песенная Русь!

(музыкальный номер)

Использованная литература

1. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей, № 3, 2008

2. Журнал «Внешкольник», № 6, 2003

3. Журнал «Народное образование», № 11, 2000.

4. «Забытые ремесла», М. Изд-во «Дрофа», 2004.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Йошкар-Олы»

Исследовательская работа

«Мастера народного декоративно – прикладного

искусства Моркинской стороны»

Выполнили:

обучающиеся 3 «В» класса

Албахтина Регина,

Парманов Данила

Руководитель:

Алексеева Людмила Ивановна,

Учитель начальных классов

Йошкар-Ола, 2016 г.

Введение

  1. Основная часть
  1. Нынешние мастера

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Цель исследования: изучение народного декоративно-прикладного искусства мастеров Моркинского района, создание альбома «Мастера, Моркинской стороны».

Задачи:

1. Собрать материал о мастерах своего района;

2. Узнать, какими видами рукоделия владели мастера;

3. Узнать, какие мастера продолжают народное ремесло;

4. Систематизировать и обобщить материал о мастерах;

5. Стремиться к сохранению культурного наследия малой родины;

6. Оформить альбом.

Объект исследования: декоративно – прикладное искусство жителей Моркинского района.

Предмет исследования : творческая деятельность мастеров - умельцев Моркинского района.

Методы исследования :

  • Изучение литературы по теме исследования;
  • Интервью с мастерами декоративно -прикладного искусства Моркинского района;
  • Сбор материала, фотосессия;
  • Систематизация собранного материала;

Актуальность выбранной темы: эта исследовательская работа направлена на выявление и сохранение для будущего поколения имен мастеров народного декоративно – прикладного искусства Моркинского района.

  1. Декоративно-прикладное творчество

В начале работы мы решили изучить литературу на тему: «Декоративно-прикладное творчество народа мари».

Декоративно-прикладное творчество - раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, отвечающий бытовым нуждам человека. Создавая вещи определенной формы и назначения, человек всегда находит им применение и старается сохранить увиденную в них привлекательность и красоту. Предметы искусства передаются по наследству, от предков к потомкам. В них прослеживается народная мудрость, уклад жизни, характер.

Декоративно-прикладное искусство является одним из самых древних. Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это с помощью материала, который находился под руками - это дерево, глина, кость и т.д. Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его, но и неотъемлемая часть жизни, повседневного быта. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.

  1. Основная часть

Мы провели опрос жителей деревни Малый Корамас, Чавайнур, Шереганово, ВесьшургиМоркинского района. Нами было опрошено 7 жителей деревень разного возраста,а также участницы ансамбля «Муро сем».

По результатам опроса выяснилось, что в районе распространены художественная резьба по дереву и изготовление старинных музыкальных инструментов.

  1. Народные мастера-умельцы прошлого

Эчейкин Пётр Павлович –знаменитый волынщик республики. Родился и жил в деревне Шереганово. Пётр Павлович не только виртуозно играл на волынке, но и сам изготавливал её. Ни одна свадьба не проходила без его волынки и барабана.

В 2000 году ансамбль «Муро сем» под его руководством прошел отборочный конкурс в финно-угорской группе и представлял нашу республику на Международном фестивале «Шелковый путь». Посетили они Германия Франция Голландия Бельгия Финляндия. Ансамбль всегда выступал во второй части концертной программы и удивлял зрителей необычным звуком народных музыкальных инструментов и народными танцами. Никто не оставался равнодушным к культуре народа мари.

Эчейкин Вячеслав Петрович , сын Эчейкина Петра Павловича, был музыкально одаренным ребёнком. С трёх лет Слава был участником концертной программы, играл на свирели, барабане, гармонике, позже на волынке. Ездил с отцом по разным странам. Повзрослев, он продолжил дело своего отца, познавал нюансы изготовления народных инструментов.

Иванов Григорий Иванович (Васлий Иван Кыргори) родился в деревне Малый Корамас. На войну ушел добровольцем, оставив семью и двоих детей. Отличался храбростью в бою. В конце войны был взят в плен и попал в концлагерь. Все ужасы плена, голод и холод он вытерпел и выжил. Немцы посчитали его мертвым и тело выбросили в овраг за колючую проволку. Немка спасла его, спрятала и выкормила. Так Григорий Иванович остался жив.

Посчастливилось ему вернутся на родину. После войны он работал учителем в деревенской школе. Столярному делу еще до войны выучился у своего деда. Григорий Иванович резьбой украшал несложную крестьянскую мебель, предметы быта. Главное внимание уделял декору наличников, фронтону и фасаду избы. Остальные части постройки обычно резьбой не покрывал. Так он стал искусным мастером-резчиком.

Новый способ обработки древесины способствовал проявлению таланта. Доставшиеся по наследству набор инструментов он бережно использовал и доставал новые. Григорий Иванович украсил резьбой не только оконные наличники, основной наряд дома, а также карнизы, причелины, подзоры. Позже деревянной резьбой украсил крыльцо и ворота.

Изукрашенного резьбой дома в деревне ни у кого не было. Такому мастеру-резчику по дереву так и сыпались заказы. К сожалению, выполненные его руками узоры на домах не сохранились. Зато в родной деревне его инструменты до сих пор служат доброму делу.

Известный мастер по дереву Васильев Анатолий Александрович (Матран Толя) из деревни Чавайнур. Родился он в простой крестьянской семье. Его отец не вернулся с войны и ему приходилось с малых выполнять тяжелую физическую работу. Столярному делу он выучился сам. По просьбе жителей он изготавливал домашнюю утварь: маслобойку, коромысла, кадушки, бочки, без которых жители не могли обходится ни одного дня, а также сани и санки, наличники для окон, амбары.

Не оставил он в стороне и народный музыкальный инструмент - тумыр. Все в округе пользовались только его барабаном и до сих пор пользуются. Простой, скромный человек всю жизнь трудился, радовал и удивлял своих односельчан своим мастерством. После войны Анатолий Александрович построил своими руками дом, разукрасил резными узорами. Необычной красоты дом до сих пор стоит в деревне Чавайнур, привлекая взгляды приезжих гостей.

  1. Нынешние мастера

В наше время национальные музыкальные инструменты почти не используются в быту, но их можно видеть и слышать на фольклорных праздниках, фестивалях, концертах. Старейших народных мастеров - умельцев, увы, тоже с нами нет, но растет новое поколение, которое продолжает их дело.

Среди мастеров волынщиков нового поколения особое место занимает актер Марийского Национального театра драмы им.М. Шкетана, Сергей Данилов . Закончив Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина, он возвращается на сцену театра.

В 2016 молодым актерам доверили играть в новой постановке спектакля «Салика», где непременным атрибутом должна быть волынка. К этому времени мастеров-волынщиков почти не осталось. Молодому актеру пришлось встретиться со старейшим мастером Эчаном Малининым из деревни Кожлаер. Сначала мастер научил играть его на волынке, а затем своему ремеслу.

Будучи человеком пытливой натуры, Сергей досконально изучил строение старинных музыкальных инструментов и сам стал их изготавливать. Он так увлёкся, что даже создал ансамбль волынщиков из актеров труппы на базе театра. Со своим ансамблем, состоявшим из трёх Моркинских парней, Сергей ездил в Словакию, где представлял нашу республику на Всемирном Гайдовском фестивале.

В разных уголках района живут и трудятся мастера- умельцы. Любимым делом занимается мастер по дереву Степанов Олег Геннадьевич . Своим трудолюбием и упорством он достиг своей цели. Дом в центре деревни выделяется своеобразием и красотой.

Резьба по дереву считается наиболее распространенным видом народного -художественного творчества. Она и близка ему. В основном для изготовления узоров мастер использует липу, т.к она легко поддается вырезанию. Обилие лип в этом краю способствует развитию ремесла

Но также он экспериментирует с другим материалом. В доме, во дворе, в саду везде видны труды его творчества, его умелые руки.

Кроме этого он занимается плетением из лыка и лозы, которые имеют глубокие корни. По просьбе жителей окрестных деревень плетет корзины, а гостям – лапти.

Заключение

Выводы по исследованию:

  1. В Моркинском районе наблюдается развитие декоративно-прикладного творчества, художественная резьба по дереву, изготовление старинных музыкальных инструментов.
  2. Среди мастеров в основном мужчины. Возрастной уровень – от 33 и выше.
  3. Нами отмечена семейная преемственность в декоративно-прикладном творчестве.
  4. Появляются новые мастера-умельцы.
  5. Декоративно-прикладное искусство сохраняется и приумножается мастерами-умельцами в Моркинском районе, которые вносят свой вклад в сохранение и развитие народных промыслов.

Используемая литература:

1. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. (1975г)

3. Материалы местного краеведческого музея.

4. Фото-буклет «Край марийский»


Татьяна Перова

Большое значение в воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство . Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров , тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Работа по ознакомлению детей с декоративно -прикладным творчеством предусматривает создание развивающей среды - в групповой комнате должно быть отведено место для выставки образцов изделий народного декоративно-прикладного искусства .

А так как подлинных образцов некоторых промыслов я ещё не приобрела,а развивающую среду необходимо обогащать,решила найти выход из положения и смастерить образцы своими руками .

И вот,что у меня получилось!

1. Полочка по мотивам Гжели.

В своих предыдущих постах я предлагала мастер -классы по изготовлению тарелочек и панно по мотивам Гжели. Сегодня хочу продолжить эту тему и предлагаю смастерить Гжельские часы .

Чтобы смастерить такие часики ,необходимо распечатать изображение таких часов на цветном принтере,вырезать их, заламинировать и ещё раз вырезать.

Когда клей просохнет,можно смело ставить часики на полочку.

2. Полочка с матрёшками.

Мастерим матрёшек ,как мастерили Гжельские часы .

Находим картинки с изображением матрёшек или распечатываем на принтере,вырезаем,ламинируем и ещё раз вырезаем.




Матрёшки готовы украшать полочку!

Мастерите ,удивляйте,радуйте,развивайте своих воспитанников и обогащайте среду в своей группе!

Желаю творческих успехов и спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора ПРОЕКТ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по средствам декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора» «Любовь.

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного искусства «Мастерилка» Рабочая программа кружка декоративно - прикладного искусства «Мастерилка» Разработала: воспитатель Бесчастная Т. В. Возраст детей: 4-6.

Предлагаю вашему вниманию бизиборд - развивающую доску для детей своими руками. Цель создания этой доски- занять детей исследованием интересной.

На поляне одуванчики выросли с утра. Гуляю по солнечной поляне я, ура! Цветы весенние я не срываю, А сделаю их своими руками! Чтобы сделать.

Отчет по самообразованию «Формирование художественных способностей дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства» Моя тема по самообразованию «Формирование художественных способностей воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста по средствам.

Педагогические возможности декоративно-прикладного искусства в развитии цветового восприятия старших дошкольников В старшем дошкольном возрасте дети уже осваивают симметричное, многослойное и силуэтное вырезывание, а также плетение и обрывание,учатся.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичок» Подготовила: воспитатель Чумак Е. В. Пояснительная записка В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта.