Образование — это неотъемлемая составляющая социальной жизни общества, его развития и познания. Система образования в разных странах имеет определенные отличия, однако ее цель в целом одна — развить ребенка и дать ему возможность строить свою жизнь на заложенном базовом фундаменте. Система образования в Италии имеет 4 этапа: дошкольное, начальное, среднее и высшее образование.

Итальянское образование регулируется законом и определяется гражданскими правами и обязанностями: каждый итальянский ребенок имеет право на образование и обязанность обучаться в школе до 14 лет. Такими же правами и обязанностями обладают иностранные дети, проживающие в стране легально. А нелегальные иммигранты могут получить только базовое образование.

Дошкольное образование

Дошкольное образование в Италии является необязательным. У кого есть возможность сидеть с детьми, воспитывают их дома. Детских садиков и яслей на всех детей не хватает, поэтому в большинстве своем они являются частными, а оплата довольно высокая. В ясли детей можно отдать уже в 6 месяцев и до 3 лет, а в детский сад — с 3 до 6 лет. Главное предназначение яслей и детских садиков — развитие и воспитание ребенка, а также подготовка их к поступлению в начальную школу.

Среднее образование

Система среднего образования в Италии состоит из 3 ступеней:
1) начальное образование — scuola elementare 1 (для детей от 6 до 11 лет);
2) младшая средняя школа -scuola elementare 2 (для детей от 11 до 14 лет);
3) высшая средняя школа (для детей от 14 до 19 лет).

На начальном этапе дети изучают арифметику, письмо, чтение, музыку, рисование и другие предметы (по желанию могут изучать религию). Помимо этого начальная программа обучения включает изучение иностранного языка. После окончания начальной школы ученики получают аттестат о начальном образовании (diploma di licenza elementare) на основании письменного и устного экзаменов, после чего переходят в среднюю школу (scuola media).

Программа образования в средней школе включает итальянский язык, математику, иностранный язык, географию, историю, искусство, естественные науки и музыку. По окончании каждого учебного года ученики сдают экзамены по системе “сдал — не сдал”. После младшей средней школы они продолжают обучение в высшей средней школе (scuola secondaria superiore), которая имеет два вида: профессиональные колледжи и подготовительные лицеи. В профессиональных колледжах учащиеся совмещают среднее образование и профессиональную подготовку. После окончания колледжа выпускники получают к аттестату о среднем образовании еще и свидетельство о профессиональной подготовке.

Цель подготовительных лицеев — это подготовка к поступлению в ВУЗы. Чаще всего лицеи профильные, поступая в которые, учащиеся уже изначально выбирают специальность. Существуют технический (liceo tecnico), классический (Liceo Classico) лицеи и лицей естественных наук (Liceo Scientifico) . Общая учебная программа для всех лицеев включает математику, латынь, итальянскую литературу, физику, философию, естественные науки и историю.

Программа обучения в классическом лицее (Liceo Classico) акцентирована на гуманитарных дисциплинах, однако на втором этапе обучения присутствуют естественно-научные предметы. Лицеи естественных наук (Liceo Scientifico) обеспечивают подготовку по естественно-научным предметам. В учебную программу лингвистических лицеев (Liceo Lingtastico) включены языковая подготовка, изучение литературы и истории. Выпускаясь, учащиеся сдают экзамен (esame di maturita) и получают диплом (diploma di maturita), с которыми можно поступать в университет.

Высшее образование

Итальянская система высшего образования включает университетский и неуниверситетский сектора. Университетский более развитый по числу дисциплин, направлений и курсов, а также по количеству уровней. Неуниверситетский сектор включает два направления: образование в области искусства и профессиональное образование.

После прохождения первой ступени программы высшего образования студент получает диплом Laurea (C.L.) и степень бакалавра . Срок обучения составляет от 3 до 6 лет. При этом филологам степень бакалавра достается уже через 4 года, архитекторам и химикам — через 5 лет, а медикам — через 6 лет. По окончании программы студент сдает экзамены и защищает дипломный проект.

Дальнейшее обучение выпускники могут продолжить в магистратуре. Программа обучения длится около трех лет и предполагает взаимосвязь теории и практики. Оканчивая обучение студенты сдают экзамен, выполняют дипломный проект и получают диплом Diploma universitario (C.D.U.) с присвоением степени магистра.

Для повышения ученой степени выпускники магистратуры могут поступить в докторантуру. Для этого нужно иметь три года практики и сдать вступительный тест. Обычно докторанты ведут научно-исследовательскую деятельность в разных ВУЗах. По ее окончании они пишут научную диссертацию. Успешная защита сопровождается присвоением степени доктора Dottorato di ricerca.

Программа обучения Степень CFU кредиты Количество лет обучения
1 цикл

undergraduate

Laurea 1 ступень высшего образования 180 3
2 цикл

graduate

2-ой цикл

программы Laurea

2 ступень Laurea 120 2
1-ый уровень специализированной программы (Specialisation degree course) 1 уровень специальной степени (Specialisation degree) 120-180 2-3
1-ый уровень магистратуры (University Master degree course) 1 уровень магистра (University Master degree) 60+ 1+
3 цикл

postgraduate

Исследовательская

докторская программа (Research Doctorate programme)

степень доктора (Research Doctorate degree) 3+
2-ой уровень специализированной программы (Specialisation degree course) 2 уровень специальной степени (Specialisation degree) 60-300 1-5
2-ой уровень магистратуры (University Master degree course) 2 уровень магистра (University Master degree) 60+ 1+

Некоторые программы имеют “двойной цикл” обучения: медицина, стоматология, ветеринария, фармацевтика и архитектура. Чтобы поступить на эти программы необходимо сдать вступительные экзамены. Для получения диплома по этим специальностям необходимо закончить два первых цикла высшего образования и набрать 300-360 кредитов.

Кредиты

В итальянских университетах существует “кредитная система” (CFU). Кредит равен 25 часам университетского обучения. Как правило, студент за год накапливает 60 кредитов.

Как поступить в итальянский университет?

В итальянский университет могут поступить все желающие, но только если есть все условия к допуску. Очень важно знать итальянский язык. Каждый университет имеет свою систему проверки знания языка — тестирование. Содержание теста обычно включает вопросы по грамматике, перевод текста и собеседование с преподавателем. Теоретически поступить в институт Италии можно, имея аттестат о среднем образовании и зная итальянский язык.

Иная система поступления в школах дизайна и академиях искусств. Сюда набор осуществляется по конкурсу, который очень высок, что усложняет процесс поступления. Студенты должны предоставить свое портфолио. Школы моды и дизайна Италии очень популярны у студентов. Тут они могут получить первое или второе высшие образования, пройти краткосрочные курсы повышения квалификации, а также летние программы обучения в самых разных областях (мода, дизайн интерьера, аксессуаров, рекламы, автомобилей, имидж-консультант, медиа-дизайн, управление брендом и другие). Обучение длится 1-4 года. По окончании программы обучения выпускник получает диплом, степень бакалавра или магистра.

Университеты Италии

В Италии насчитывается 47 государственных и 9 независимых университетов с государственной лицензией. Как и в других европейских университетах, в итальянских сохранились некоторые средневековые традиции. Например, в праздники студенты носят цветные головные уборы в стиле “Робин Гуда”, а новые студенты проходят обряд посвящения.

За время обучения студенты, как правило, изучают 19-20 дисциплин, в том числе и факультативы. Посещение занятий обязательно для всех, что отмечается в зачетках. После окончания курса студенты выполняют дипломную работу и сдают экзамены. Если студент не успел в срок сдать диплом и экзамены, то может учиться еще столько, сколько будет необходимо.

Для иностранных студентов

Для поступления в ВУЗ Италии иностранному гражданину необходимо иметь аттестат о среднем образовании и пройти тест на знание итальянского языка. Как правило, вступительных экзаменов нет, но на специальности медицины, фармацевтики, стоматологии, ветеринарии, архитектуры, юриспруденции, инженерии необходимо сдать экзамены по профильным предметам.

После этого через посольство Италии нужно подать заявку для поступления в университет. Окончательное решение принимает Министерство иностранных дел страны.

Чтобы поступить в магистратуру или докторантуру, стоит обращаться сразу в университет. ВУЗ будет решать вопрос о признании уже имеющего у студента диплома. Если же университет откажет, то добиваться пересмотра решения бессмысленно.

Пользователи нашего портала часто задают вопросы о структуре итальянского школьного образования, правилах записи в школу, расписании обучения, школьных каникулах и многих других аспектах, связанных с образованием детей и подростков в школах Италии. В этой статье мы постараемся коснуться каждого из наиболее часто возникающих вопросов у родителей, переехавших в Италию на ПМЖ вместе с детьми дошкольного и школьного возраста.

Структура итальянской образовательной системы

Школьное образование в Италии делится на четыре уровня:

. Ясли - Asilo nido . Предназначены для детей до 3-х лет. Их посещение не является обязательным. Это учреждение занимается уходом за детьми и их дошкольным воспитанием и развитием. В Италии услугами данных учреждений пользуются наиболее часто только работающие родители, которые не могут оставаться с ребенком целый день.

. Детский сад (так называемая «материнская школа», scuola materna или scuola dell"infanzia). Предназначен для детей от 3-х до 6-ти лет, его посещение также не является обязательным. Образовательный курс длится три года по установленной воспитательной программе. Детские сады могут быть государственными, частными или организованными религиозной организацией.

Детский сад в Италии. Фото blitzquotidiano.it

. Первый цикл обучения, Istruzione primaria . Он предназначен для детей от 6-ти до 13-ти лет, состоит из двух уровней и входит в обязательную систему образования.

Начальная школа (scuola primaria). Обучение длится 5 лет;

Средняя школа (scuola secondaria di primo grado). Обучение длится 3 года;

Переход на второй уровень обучения происходит автоматически, без сдачи государственных экзаменов.

Начальная школа в Италии. Фото corriere.it

. Второй цикл обучения, Istruzione secondaria . Предназначен для детей в возрасте от 14 до 19 лет и длится 5 лет (scuola secondaria di secondo grado). После завершения пятого года обучения ученики должны сдать государственный выпускной экзамен, обязательный для поступления на обучение в университет или для дальнейшего трудоустройства.

После завершения первого цикла обучения ученик может выбрать школу с определенным уклоном обучения: лицей, художественную школу, художественное училище, техникум или ПТУ.

Студенты итальянского лицея. Фото corriere.it

Учебные программы этих школ отличаются друг от друга. Те, кто выбрал обучение в лицее, будет изучать теоретические и абстрактные дисциплины, а учащимся техникумов и ПТУ будут преподавать предметы, тесно связанные с практической профессиональной деятельностью. В профессиональных училищах можно получить промежуточную квалификацию, но для этого необходимо закончить три года обучения и сдать выпускной экзамен.

Обязательное школьное образование

Обязательное образование в Италии длится 10 лет (пять лет начальной школы, три года средней школы и два года профессиональной ориентации второго цикла обучения). Итак, посещение школы для детей в возрасте от 6 до 16 лет, является обязательным. Образование в Италии является бесплатным только для обязательного первичного уровня обучения. Школа обеспечивает учащихся учебниками, а семьи заботятся только о том, чтобы у ребенка были в наличии все необходимое канцелярские принадлежности.

Освободиться от обязательного посещения школы можно лишь в следующих случаях:

В том случае, если ребенка дважды не перевели на вторичный цикл обучения (после получения свидетельства о завершении средней школы);

После посещения первых двух лет высшей школы

При условии обучения на трехлетних или четырехлетних курсах профессионального образования, признанных региональной администрацией.

После завершения цикла обязательного образования при желании ученики могут продолжить обучение для получения диплома или профессиональной квалификации.

Итак, после исполнения ученику 16 лет он может продолжить свое обучение следующим образом :

Учиться в высшей школе второго уровня;

Учиться на курсах профессионального образования, продолжительностью не менее трех лет, признанных региональной администрацией;

Начать трудовую деятельность на основе трудового контракта, который предусматривает обязательное посещение учебных мероприятий.

Внимание! При желании студент можете изменить выбранное направление обучения, ведь они эквивалентны друг другу.

Также право на образование имеют ученики-иностранцы, вне зависимости от наличия у них : при зачислении в учебные заведения администрация не требует предъявления документов, удостоверяющих легальное пребывание в стране. Такие дети могут продолжать учебу и после исполнения 16 лет, если они еще не закончили обязательную школу.

Освобождение от обязанности предъявлять вид на жительство действует в течение всего учебно-воспитательного цикла, то есть начиная с детского сада и до окончания средней школы или получения профессиональной квалификации. Таким образом государство защищает право ребенка на образование.

Расписание школьных занятий и школьные каникулы

Учебный год в Италии длится около 9 месяцев - с середины сентября до середины июня. Предусмотрены следующие каникулы: две недели в период (как правило, с 23 декабря по 6 января), и примерно одна неделя каникул на Пасху (в марте или апреле). Про все остальные праздники и выходные дни в течение учебного года родителям сообщают дополнительно.

Во многих школах родители могут самостоятельно выбрать школьное расписание:

40 часов в неделю, с понедельника по пятницу (с 8.30 до 16.30), с питанием в школьной столовой;

27 или 30 часов в неделю, с понедельника по субботу, с обеденной паузой за пределами школы, время перерыва устанавливается каждым учебным заведением отдельно.

Важно, чтобы родители вовремя приводили и уводили детей из школы (обычно уроки начинаются в 8.00 или 8.30).

Отсутствие на занятиях должно быть обосновано родителями. В любом случае, пропуски не могут превышать четверти продолжительности учебного года. В случае отсутствия ребенка в школе более 6-ти дней по болезни родители должны представить медицинскую справку, подтверждающую выздоровления ученика.

В течение учебного года организуются индивидуальные встречи и собрания родителей и учителей. Это способствует сотрудничеству педагогического коллектива и родителей в воспитании и обучении детей.

Учебные задолженности, оценки и кредиты

Учебный год в школах Италии разделен на 2 семестра. В январе и июне учителя оценивают успешность каждого ребенка и вносят оценки в табель, который передается родителям. Если на конец года студент получает от 1 до 3 незасчитанных предметов, но учителя считают, что ученик может наверстать программу, его переводят в следующий класс с условием, что он погасит образовательную задолженность. Задолженность будет обнулена, если ученик будет посещать дополнительные курсы и сдаст зачетный экзамен по соответствующему предмету в течение следующего учебного года.

"Образовательные кредиты" засчитываются за участие ученика в внешкольной деятельности. Они добавляются к оценке, полученной за сдачу государственного экзамена, и учитываются при подведении итогового результата в аттестате зрелости.

Итальянский табель. Фото ori-www.terranuova.it

Запись в школу

Прием иностранных детей в итальянскую школу происходит на тех же условиях, что и итальянцев. Это позволяет несовершеннолетним, приезжающим в Италию в результате , продолжить обучение, начатое в стране происхождения. Детей иммигрантов, записавшихся в школу не с начала курса обычения, могут заставить пройти дополнительное тестирование для выяснения уровня знаний, чтобы со временем решить, в какой класс определить ученика-иностранца.

На основе декрета закона № 95/2012, зачисление в школы первой и второй ступени осуществляется исключительно онлайн, а заявления на зачисление в детские сады следует подавать непосредственно в выбранное учреждение. Из-за отсутствия некоторых реквизитов (например, ИНН, codice fiscale), необходимых для подачи онлайн-заявления, нелегальные иммигранты должны обращаться для записи их детей непосредственно в школу.

Родители и дети могут выбрать:

Посещать ли их детям уроки католической религии или заменить их на другие виды деятельности;

Записать ли ребенка на занятия в дошкольную или школьную группу-продленку, созданную в помощь родителям, рабочий день которых длиннее расписания школьных уроков;

Пользоваться ли проездом в школьном автобусе (при его наличии). Эта услуга платная и, в основном, предоставляется ученикам начальных и средних классов;

Пользоваться ли школьной столовой (если имеется). В заявлении следует отметить наличие проблем со здоровьем, из-за которых ребенок должен соблюдать специальную диету. Услуга предоставляется за отдельную плату, и ее могут уменьшить или вовсе освободить родителей от ее оплаты в случае низкого дохода семьи (в администрацию школы следует предъявить справку ISEE (эквивалентного показателя экономического положения семьи) и заявление).

Кроме заявления о зачислении, в школу следует подать документы, удостоверяющие личность ребенка (свидетельство о рождении, паспорт и т.д.), школьную документацию (например, справки об обучении в стране происхождения, должны быть переведены и легализованы), справки о состоянии здоровья (например, прививки). В Италии существует перечень обязательных прививок, которые по закону должны быть сделаны всем детям. Если ученик их не имеет, администрация школы сообщит об этом в местные органы здравоохранения.

Ребенка зачислят в школу даже при отсутствии вышеуказанных документов, с условием, что родители подадут их в школу в течение 6 месяцев. Если по прошествии этого срока документы не будут предоставлены в администрацию, школа может сообщить об этом в судебные органы по делам несовершеннолетних. В случае если личность ребенка не будет документально подтверждена, аттестат зрелости будет выдан на имя, указанное родителями на момент зачисления ребенка в школу.

Итальянская республика - Государство в Южной Европе, в центре Средиземного моря, на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, что является исключительно важным фактором в развитии экономики страны во все эпохи. Столица государства - Рим. Италия - демократическая парламентская республика во главе с президентом. Исполнительная власть в стране принадлежит Совету министров.

Для того, чтобы иметь общее представление об атмосфере, в которой становилось, формировалось и продолжает развиваться образование в Италии, представим краткую характеристику страны, её экономики и состава населения, которые являются формирующей базой для развития общества, культуры, истории.

Около 67% населения Италии - горожане. Почти все жители страны (93%) - итальянцы. Как и во многих других развитых странах, в Италии в последние десятилетия снижаются рождаемость и естественный прирост населения, сокращается средний размер семьи, нация стареет. Экономически активное население насчитывает 22,8 млн. человек, из них 12% составляют безработные или молодежь, ищущая первую работу. Многие выезжают за границу в поисках заработка. На данный момент, в связи с большим потоком мигрантов, уже сама Италия использует труд иностранных рабочих. Высока численность легальных иммигрантов, а нелегальная иммиграция из наиболее неблагополучных стран в последнее время представляет серьезную социальную проблему и бросает вызов всему укладу жизни.

История становления детского сада в Италии уходит своими корнями в далекое прошлое. Эта организация пережила эволюцию, в процессе которой смогла утвердить свои образовательные задачи, преодолев функции, направленные только на уход и присмотр за ребёнком, и достичь уровня первой ступени школьного образования.

"Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства" - "Детский Сад" - более привычное название для российской системы образования - как учреждение, берёт своё начало в 1968 году, принятием закона № 444 от 18 марта 1968 года, благодаря которому, после долгих дискуссий, была прервана традиция незаинтересованности государства в этой возрастной категории детей, которой до сего момента занимались только церковные приходы, религиозные организации и муниципалитеты.

Вместе с тем, учреждения подобного типа уже существовали с момента промышленной Революции, (XVIII век), когда ручной труд женщин в промышленности начал забирать их из дома и вследствие этого возникла необходимость присмотра за детьми дошкольного возраста в некотором определенном месте в часы работы их матерей. Появились "Комнаты ухода за детьми" - "Sale di Custodia", ясли - "Asili" - дословно - убежища для детей, ставшие прототипами современных детских садов.

Заслуга создания первых детских дошкольных учреждений, в которых наряду с другими видами воспитания с детьми проводили элементарное обучение (беседы воспитателей о природе, рассказывание сказок, чтение детских книг и так далее) на практике принадлежит английскому социалисту - утописту - Роберту Оуэну. Данный опыт работы впоследствии был перенесён в Великобританию, а далее во Францию и в Германию.

В 1839 году, благодаря деятельности немецкого педагога, Фредерика Фребеля, родились "Детские Сады", получившие широкое распространение и долгую жизнь.

В Италии инициатива по созданию детских садов принадлежит священнику Ферранте Апорти (1791 - 1858), который был уверен, что многие беды человека происходят от его невежества, и видел свою миссию в образовании молодёжи всех возрастов. В 1828 году в Кремоне (город в итальянской области Ломбардия), он открыл первое "Убежище для детей" ("Asilo d"infanzia"), в которое на платной основе принимались малыши с двух с половиной лет. Позже был открыт детский сад, финансируемый австрийским государством и сельская школа для детей. Инициатива распространилась в таких регионах, как: Ломбардия, Венето, Тоскана, Эмилия-Романья.

Спустя полвека Детские сады Фрёбеля появились и в Италии - этому благоприятствовала заинтересованность политической элиты того времени, подтверждение чего мы находим в циркулярном письме министра образования Коппино от 17 сентября 1885 года.

Высока важность деятельности сестёр Розы и Каролины Агацци, которые открыли в 1895 году в Момпиано, первую Материнскую Школу, дав ей такое название, поскольку считали, что воспитательница должна вызывать роль и образ матери и школьная среда должна принимать ребёнка так, как семейная среда. Методы работы, которые использовались - методы инструментальной педагогики (Джон Дьюи), известные и применяемые уже во многих европейских странах. Суть состояла в том, что маленькие дети уже самого раннего возраста приучались делать всё самостоятельно, преимущественно в виде игры, развивая свободную деятельность ребёнка и его творческий потенциал. В одном из своих трудов Роза Агацци подчёркивала важность создания функциональной материальной среды для развития ребёнка. Она писала: "Очень странно, что в процессе нынешнего пробуждения осознанности по отношению к детству, не отозвался авторитетный голос, призывающий планировщиков и архитекторов прислушаться не к собственной фантазии, а к тем, кто живет детством и знает его нужды" .

Образовательная модель сестёр Агацци имела огромный успех в Италии и в общих чертах можно утверждать, что ею следовали вплоть до конца XX века, тем более, что даже само название "Материнское школа" было принято законом, учреждающим государственную школу в 1968 году.

Другим известным деятелем в области дошкольного образования, оставившим после себя огромный вклад в педагогику, была Мария Монтессори, которая, работая, как медик, с умственно - отсталыми детьми, адоптировала методы, ею созданные, для детей, развивающихся нормально, и получила оптимальные результаты. В 1907 году, в одном из самых густонаселённых и бедных кварталах Рима - Сан Лоренцо, она открыла первый Дом Детей, для малышей от трех до шести лет, в работе с которыми она применяла свой метод научной педагогики, ставший в 1909 году публикацией, принятой с огромным энтузиазмом в Европе и во всём мире . Метод Марии Монтессори берёт своё начало в новой концепции детства, утверждающей, что в предоставленной ребёнку свободе самовыражения находятся семена развития и роста.

Многие посетителей Дома Ребёнка имели возможность наблюдать за детьми, занимающимися своей деятельностью спокойно и радостно без стимулов в виде поощрений или подавления в виде наказаний.

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка подготавливалось сенсорным воспитанием, вследствие чего малыш мог свободно манипулировать тем материалом, который выбирал, который помогал ему самостоятельно исправлять свои ошибки, без помощи воспитательницы. Школы Монтессори распространились в Италии и во всем мире, особенно в Северной Америке. Индия была настолько заинтересована новой методикой образования, что пригласила педагога - новатора читать курс лекций во время второй мировой войны.

Можно утверждать, что Монтессори была признана миром, как педагог, "освободивший" ребёнка.

18 марта 1968 года был принят закон, учредивший Материнскую школу на государственном уровне, и утвержден многолетний план создания дошкольных организаций данного формата по всей территории Италии, особенно на юге страны. Начался период бурного развития школьной системы образования: начальная школа повсеместно расширяла своё расписание до полного рабочего дня, открывались ясли, муниципалитеты учреждали школьные столовые, ремонтировали старые структуры и возводили новые здания. Однако, Материнская школа, так же, как и сейчас, не являлась обязательной ступенью начального образования, и возможность записи ребёнка в данную организацию, особенно в густонаселенных районах, была связана с реальной возможностью ёмкости структуры, c преподавательским составом и с экономическими возможностями Муниципалитета.

Закон 1968 года знаменовал решительный переход от восприятия Материнской Школы как места приема детей и ухода за ними, к школе с четко обозначенными целями, задачами, содержанием, методами. В изданных Руководящих принципах (Orientamenti) хотя и чувствовалось направление, укрепленное годами предыдущей практики, уже вырисовывалась школа новой формации. В них содержались рекомендации по использованию более прогрессивных методов дидактики, содействующих развитию ребёнка. Указывались образовательные программы, области, как сферы действия и деятельности, для достижения ребёнком собственных целей, согласно собственному ритму. Именно Руководящие принципы признают за детьми неотъемлемые права, гарантированные всем Конституцией - право на воспитание и обучение и знаменуют, таким образом, эволюцию Материнской школы в Школу Детства, так, как называется она сейчас. В Руководящих принципах подчёркнуто центральное место ребёнка, признано разнообразие, обращено внимание на психофизическое благополучие воспитанников. Для положительного результата работы, как существенные, выделяются: гибкость в организации деятельности, диалог с родителями, коллегиальность как руководящий принцип в работе педагогического состава, строительство позитивных отношений с близлежащими организациями .

В указе 1991 года "Scuola Materna" - "Материнская Школа" чаще всего упоминается как "Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства", поскольку это название "наиболее соответствует развитию, характеризующему данную структуру в настоящий момент" .

Закон № 53, принятый в 2003 признаёт Школу Детства первой ступенью образовательного процесса, который должен затрагивать всю жизнь человека, определяя её особые задачи и функции в качестве основных для полноценного развития человека во всех его направлениях, в отношения преемственности с последующими ступенями образования. Школа Детства способствует эмоциональному, психомоторному, когнитивному, моральному, религиозному и социальному развитию ребёнка, учит строить отношения в социуме, раскрывает творческий потенциал и личностное самоопределение . италия дошкольный образование монтессори

Рекомендации, в соответствии с тем, что уже выражено в Руководящих принципах, описывают воспитательную среду как место приобретения практического опыта, как первый и необыкновенно важный подход к культуре, естественно, в формах, соответствующих умственному и психическому развитию ребенка. Рекомендуется игра как фактор развития ребенка и канал коммуникации, возможность исследования и поиска, получение сенсорного опыта, а так же продвижение, постепенное и корректное, к символическим представлениям неформальной деятельности с одной стороны, и начало пути по освоению конкретных знаний с другой .

Школа Детства, основываясь на ценностях воспитания и обучения, опираясь на знания по дошкольному воспитанию, представленные в итальянской и иностранной педагогической литературе, реализует министерские проекты. Сегодня она стала флагманом итальянской школьной системы, привлекая к себе внимание многих стран Европы и Мира.

Согласно последним исследованиям, Школу Детства посещает почти 98% итальянских малышей. Этот факт указывает на исключительную важность начального образования ребёнка, полноценного развития его способностей, его таланта социализировать, его личностного и социального возрастания.

Дошкольные учреждения в Италии на данный момент можно условно поделить на государственные (коммунальные) и частные, принадлежащие, чаще всего, Католической Церкви - Монашеским Орденам, Религиозным организациям. Существуют также сады и ясли, открытые при конкретных учреждениях, фабриках, фирмах (asilo o/e asilo nido aziendale) или различных Ассоциациях. Развита система альтернативных детских учреждений, таких как: микро-ясли ("micro nido") - частное учреждение для 12-15 детей; семейные ясли ("nido famiglia") - мама со специальной подготовкой и всеми необходимыми разрешениями принимает у себя дома группу из 3-4 детей; включённые ясли ("nido integrato"); ясли (ясельная группа) в составе детского сада; беби-паркинг ("baby parking"); детский центр ("сеПго infanzia").

Итальянские детские сады и школы, центры образования и культуры, существуют, работают и развиваются во многих странах мира - там, где живут итальянцы, там, где есть большие или маленькие диаспоры этого народа. В данном контексте интересно упомянуть такой феномен, как итальянская эмиграция, когда в период с 1861 по 1976 год, с момента создания Италии, из страны эмигрировали около 13 миллионов человек . Многие отправлялись в страны северной Европы, в США, Канаду, в страны Латинской Америки.

Согласно статистическим данным на 2014 год, в России проживает около 3000 тысяч итальянцев. Кто - то живет и работает один, но многие приезжают с семьями, либо создают свои семьи здесь, воспитывая детей в культурных традициях двух или более народов .

Завершив краткий исторический экскурс дошкольного образования в Италии, переводя определенные термины в дословном переводе, далее, в тексте данной работы, мы заменим название "Школа Детства" на "Детский Сад", поскольку оно более привычно для восприятия, и в то же время нисколько не противоречит сути исследуемого феномена.

В следующем параграфе представим итальянскую школу в Москве, центр сосредоточения итальянской культуры для детей дошкольного и школьного возраста и их родителей, а также базу нашего исследования.

Система образования в Италии изменяется на протяжении уже многих лет и в настоящий момент проходит очередной цикл реформирования, цель которого - повысить уровень обучения в стране и привести его в соответствие европейским стандартам.

Образование в Италии жестко контролируется государственными органами. Министерство образования самостоятельно разрабатывает все школьные учебные программы и обеспечивает материальную базу на всех уровнях, следит за качеством подготовки учительского состава и устраивает конкурсные тесты для желающих занять должность преподавателя в госучреждении. Вузы пользуются более широкой автономией и могут сами составлять учебные программы. Государство также держит под контролем процесс обучения в частных школах и проверяет качество полученных там знаний.

Хотя Италию не относят к лидерам в сфере образования, это идеальная страна для тех, кто хочет посвятить себя музыке, дизайну или живописи.

Дошкольное

В Италии дошкольное образование не является обязательным и, согласно статистике, находится в плачевном состоянии: в стране острая нехватка заведений подготовительного обучения. По количеству дошкольных учреждений Италия занимает одно из последних мест в Европе. Такая ситуация объясняется давней традицией воспитывать детей дома.

Но сейчас многие женщины работаю наравне с мужчинами, а декретный отпуск длится всего 5 месяцев. Сложившаяся ситуация привела к тому, что с 2009 года в Италии широко практикуется создание так называемых семейных детских садиков. Обучение в них довольно дорогое, но для многих это единственный выход.

Для того чтобы открыть семейный детсад, будущий воспитатель обязан иметь педагогическое образование, а помещение, где будут проходить занятия, должно соответствовать нормам безопасности.

Некоторые государственные учреждения дошкольного образования предлагают родителям доставку детишек из дома в садик на собственном транспорте, что по утрам существенно экономит время. Забирают детей родители уже самостоятельно.

Образовательная программа дошкольных организаций направлена:

  • на знакомство с окружающим миром;
  • адаптацию в коллективе;
  • обогащение словарного запаса и овладение риторикой;
  • физическое развитие ребенка;
  • приобретение элементарных знаний по иностранному языку;
  • формирование самостоятельности и индивидуальности.

Программа некоторых дошкольных учреждений включает в себя дополнительные уроки по кулинарии, плаванию. Ребята занимаются музыкой, лепкой, рисованием, танцами. Детям постарше преподают основы работы с компьютерами.

Также существуют детские садики, организованные монахинями. В таких заведениях в стандартную программу обучения включают молитвы, пение псалмов и участие в религиозных праздниках.

Школьное

Система школьного образования в Италии отличается от принятых в большинстве европейских стран схем. Обучение делится на три этапа:

  • младшие классы: дети 6-11 лет;
  • средняя младшая школа: подростки 11-14;
  • средняя старшая школа: молодые люди 14-19.

Обязательны только первые две ступени.

Начальная школа

Принимают детей в школу в возрасте 5-6 лет, обучение в младших классах длится пять лет. Детям преподают основы арифметики, чтения, грамотности, вокала и рисования. По желанию родителей могут вводиться дополнительные занятия по основам религии. По окончании начальной школы учащиеся сдают экзамены, по их результатам получают аттестат и переводятся на следующую ступень.

Средняя школа

Трехлетний курс включает в себя занятия:

  • по итальянскому и иностранному языкам;
  • математике;
  • истории;
  • химии;
  • географии;
  • искусству;
  • биологии;
  • технологии.

В конце каждого года сдаются экзамены, но оценка не ставится – результаты выставляются по системе «сдал или не сдал». По завершении этапа обучения в средней школе обязательны государственные экзамены по всем предметам. По языкам и математике испытания проходят в письменной форме, по другим дисциплинам – в устной.

Старшая школа

При переходе в старшую школу ученик должен решить, совмещать обучение с профессиональной подготовкой или же заниматься по обычной школьной программе и готовиться к поступлению в вуз.

В первом случае учеба продолжается в колледжах. Заканчивая их, учащиеся вместе с аттестатом о среднем образовании получают свидетельство о профессиональной квалификации. Если после техникума возникнет желание поступить в вуз, придется пройти дополнительный годичный подготовительный курс.

При втором варианте выпускники старшей школы в лицеях накапливают багаж теоретических знаний, необходимых для дальнейшей вузовской учебы. Лицеи бывают нескольких типов:

  • артистические;
  • классические;
  • педагогические;
  • лингвистические;
  • музыкальные;
  • технические;
  • естественно-научные.

По окончании лицея сдается экзамен, который необходим для поступления в вуз.

Высшее

Система высшего образования в Италии имеет глубокие исторические корни. Именно на солнечном полуострове почти тысячу лет назад был основан знаменитый Болонский университет, влияние которого впоследствии распространилось на всю Европу.

Высшие учебные учреждения страны выдают дипломы трех категорий:

  • бакалавра;
  • магистра;
  • доктора наук.

Для того чтобы получить документ о высшем образовании необязательно учиться именно в университете. В Италии широко развит сектор неуниверситетского обучения, который также выдает вузовские дипломы.

В системе образования Италии к неуниверситетским учреждениям относятся:

  • Высшие школы лингвистического обучения, где готовят квалифицированных переводчиков.
  • Учебные заведения, которые находятся под контролем Министерства образования. Тут проходят занятия по дипломатии, военному делу, ресторанному бизнесу.
  • Высшие школы искусств, академии, консерватории - готовят архитекторов, дизайнеров, музыкантов и т. д.

Поступить в итальянский вуз может практически любой абитуриент, однако диплом бакалавра получает лишь каждый третий, так как учиться намного сложнее, чем в большинстве европейских стран.

Обучение в высших учебных заведениях разделено на два семестра, в конце каждого курса студент обязан защитить дипломную работу.

Слайд 1

Презентация «Дошкольное образование в Италии» Подготовила: Карчевская Раиса Степановна

Слайд 2

Государственная система образования в Италии находится под контролем Министерства образования с XIX века.В Италии образование бесплатное. В Италии система образования состоит из нескольких ступений: дошкольные учреждения (ясли и детский сад); общее среднее образование (начальная и средняя школы, средняя в свою очередь делится на I и II этапы обучения); высше образование.

Слайд 3

Ясли в ряды государственных образовательных учреждений Италии вошли в начале 70-ых годов прошлого столетия. И основными их задачами и целью являются воспитание детей, их общение и знакомство с окружающим миром и людьми.Ясли могут посещать дети в возрасте от шести месяцев до трех лет., с 1 сентября по 30июня, с понедельника по пятницу, с 7.30 до 16.30, с перерывами на Рождественские и Пасхальные каникулы. В июле можно ребенка определить в так называемые «ясли -лагерь», предоставив справку с места работы родителей, подтверждающую, что родители действительно работают в июле. Время посещения яслей в июле оговаривается отдельно: с 7.30 до 17.30 ии с 7.30 до 14.30. Воспитатель пожеланию родителей может по окончании рабочего дня остаться с ребенком на час-два. Но это уже входит в дополнительные услуги, причем платные. Посещающие ясли дети делятся по возрасту на три группы: от 3до 11 месяцев, от 12 до 19 месяцев и от 20 до 36 месяцев. Но не во всех садах есть группа для самых маленьких детей.

Слайд 4

За посещение яслей родители платят по-разному, в зависимости от своих финансовых возможностей. Сумму оплаты устанавливает муниципальное бюро дошкольных учреждений. Наряду с обычными яслями существуют еще «семейные ясли» и «бэби паркинги». В «семейных яслях» Ваш ребенок будет находиться под присмотром женщины, у которой тоже есть свой ребенок (свои дети) до трех лет. Такого типа ясли находятся на дому и туда принимаются до четырех детей, которые смогут находиться тамне больше 5часов в день. В «бэби паркинге» детей можно оставлять на 4часа, причем даже в вечернее время. Но питание в яслях такого типа не является обязательным.

Слайд 5

Возникновение детских садов
Первые образовательные институты для очень маленьких детей были образованы в Кремоне Ф. Апорти в 1829 г. Очень важный вклад внесла М. Монтессори, в 1907 г. открывшая детский сад в Риме, где использовала образовательный метод, который до сих пор ассоциируется с ее именем. Детские сады получили определенное место в системе общественного образования только после введения реформы Джентайл и Единого текста в 1928 г. Эта реформа официально определила детские сады как подготовительные школы до начального обучения. Практически все детские сады были открыты по инициативе отдельных личностей, органов или ассоциаций. Единственными учреждениями, зависящими от государства, считались учреждения, чья основная функция - обучение преподавателей детских садов и начальных школ.

Слайд 6

Сеть дошкольных учреждений
Законом № 444 от 1968 г. дошкольное образование перешло из разряда побочных в основные, имеющие образовательную ценность и полную дидактическую автономию, и стало отдельной частью образовательной системы. В Италии существуют государственные детские сады, которые посещают дети трех возрастов. Работа с детьми каждого возраста осуществляется двумя преподавателями. В отдельных ситуациях преподавательская деятельность может осуществляться единственным преподавателем и только по утрам. В детском саду маленькие итальянцы играют, учатся общаться друг с другом. У детей закладываются основы для дальнейшего посещения школы. Нередко детские сады находятся при церквях, и монахини выполняют роль воспитателей, закладывая в детях основы христианства и миропонимания. Такие детские сады посещают дети от 3 до 6 лет. Это - первая школа для детей.

Слайд 7

Посещение детского сада не является обязательным, родители сами решают: оставлять ребенка дома или отдавать в дошкольное учреждение. Однако большинство итальянцев все-таки отдают ребятишек в дошкольное учреждения. Ведь детские сады предоставляют детям замечательную возможность знакомиться с новыми событиями, строить отношения и завязывать дружбу с самыми разными людьми, познавать мир, учиться общению, религиозному и нравственному воспитаниям, дисциплине, труду и заботе о ближних. Уже в детском саду дети знакомяться с теми дисциплинами и предметами, которые они будут впоследствии изучать в начальной школе. Наряду с государственными открываются частные католические детские сады, основанные на традиционных методах воспитания.

Слайд 8

Для того, чтобы поступить в начальную школу, особые умения и знания от ребенка не требуются. Поэтому каких-то серьезных программ по образованию детей в государственных детских сдах нет. И занятия с психологом и логопедом не проводятся, и часто в садах даже отсутствуют музыкальные занятия. Чего не скажешь о частных детских садах, которые предлагают широкий спектр занятий со специалистами, широкий выборобучающих и развивающих игр.

Слайд 9

И в яслях, и в детских садах нет своих столовых, поэтому еда готовится отдельно в других заведениях, а потом доставляется в ясли и сады. Дети кушают три раза в день, и питание родители оплачивают дополнительно.За дополнительную плату детские сады предоставляют автобусы, которые заберут детей от дома и доставят их в детский садик. Но забирать своего ребенка из детского сада родители должны сами.