“Сохранение и распространение духовных ценностей”.

– подвести итоги изучения темы, определив различные виды деятельности в духовной сфере;

– формирование устойчивого интереса к самостоятельному поиску и анализу обществоведческих проблем;

– формирование навыков самостоятельной творческой работы учащихся;

– формирование понятий “духовные ценности” и “духовный мир личности”;

– нравственное воспитание.

Оборудование:

– тематические видеозаписи;

– мультимедийные энциклопедии “Эрмитаж. Искусство Западной Европы” и “Лувр. Большая Энциклопедия Живописи”;

– раздаточные материалы (выдержки из периодической печати).

Эпиграф:

“Не будь наук и искусства, не было бы человека и человеческой жизни”. Л.Н. Толстой.

План урока.

Зачётное собеседование по теме: “Сохранение и распространение духовных ценностей” .

I. Роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей.

II. Роль библиотек в жизни человека.

III. Школа в нашей жизни.

IV. Зачем нужны архивы?

V. Роль СМИ в формировании духовной культуры человека.

Каждому присутствующему раздаётся рейтинг оценки работы учащихся, который зачитывается учителем перед началом работы. (См. Приложение 1 ) В ходе работы каждый из участников может набрать от 5 до 7 баллов (эквивалентно оценке “отлично”) и 3-4 балла (эквивалентно оценке “хорошо”).

Учитель: Приступаем к работе.

Класс заранее поделён на творческие группы. Каждая из них получила собственное задание, в течение 2-х недель готовилась и сегодня предлагает нам своё видение проблемы.

Группа 1. Задание.

1. Проанализировать работу (функции) городского краеведческого музея.

2. Дать обоснованный ответ на вопрос, нужны ли музеи в школах.

3. На собственных впечатлениях и материалах дополнительных источников (энциклопедии “Эрмитаж”, репродукций и фотографий) сформулировать вывод.

Следует выступление группы.

Учащиеся рассказывают о том, что узнали о музеях. Музей – “хранилище реликвий” (вьетнамский термин). Сегодня в мире их насчитывается свыше 12 тысяч. Музей – это не только собрание ценностей, но и экспозиции, выставки, экскурсии. Миллионы людей ежегодно пополняют свои знания, посещая музеи. Конечно, жителям небольшого городка сложно побывать в Лувре или Эрмитаже. Но даже это сегодня возможно с помощью компьютерных технологий.

Ученик демонстрирует, как можно с помощью “мышки” путешествовать по залам Эрмитажа. Участники группы посетили городской краеведческий музей и зал истории школы, о чём также представили отчёт.

Вывод группы: музеи многообразны по своему профилю и являются не только хранилищем ценностей, но и ведут большую просветительскую работу по распространению духовных ценностей.

Учитель: Подводя итоги, можно отметить, что музеи ведут большую научную работу, реставрацию памятников культуры, ежедневно в них проводится множество экскурсий.

Ну а если посещение “Эрмитажа”, “Лувра” для нас – мечта, то рядом есть прекрасные места.

Учитель обращает внимание на раскладной стенд “Путешествия по родному краю”.

Группа 2. Задание.

1. Взять интервью у директора ЦБС, опираясь на нижеследующие вопросы.

А. Что такое ЦБС?

Б. Что такое библиотека?

В. Нужны ли библиотеки сегодня, когда каждая семья в состоянии купить в книжном магазине любую книгу, собрать свою собственную, домашнюю библиотеку?

Г. Что нужно знать, чтобы пользоваться библиотекой?

Д. Расскажите о людях, работающих в библиотеке.

Е. Как стать библиотекарем? Какие ещё специалисты работают в библиотеке?

2. Сделать вывод о роли библиотеки в нашей жизни.

В своём выступлении группа использует видеозапись интервью, которое они провели с работниками библиотеки.

Выполняя задание, группа посетила библиотеку и побеседовала с её сотрудниками.

Впервые библиотека возникла в VII в. до н.э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанапала и состояла из глиняных “книг”. В наши дни подобное учреждение является главным центром культуры в городе. Сеть библиотек громадна. В городской библиотеке несколько залов, а работники библиотечной системы с удовольствием приходят в гости в школы города с презентациями новинок литературы. Среди читателей много школьников. Самая крупная библиотека нашей страны расположена в Москве. Она называется Российская государственная, и там хранятся книги на многих языках мира.

Учитель: Итак, книга в нашей жизни играет огромную роль, а библиотека помогает человеку сохранять и распространять духовные ценности. Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, – это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телевизионных зрителей, т.е. тех, на кого постоянно воздействуют СМИ.

Проведём практическую работу.

На столах: вырезки из газеты “Труд-7” со статьями “Чем Вас порадовал или огорчил телеэкран на минувшей неделе”, программы телепередач.

Практическая работа.

Учитель: Хорошо известно влияние искусства на формирование убеждений. Но, может быть, не меньшую роль в этом играют произведения так называемой массовой культуры, в частности реклама.

“Всегда любима, всегда с тобой!”

Вопрос: Как вы думаете, о чём это?

А вот это о “дружбе”: “Был бы друг, найдём и досуг”.

Это подпись на бутылке водки рядом с фигурой человека. Причём бутылка изображена в рост человека.

Задание I.

Проанализировать приёмы воздействия на психику подобной рекламы. На какие нравственные ценности она ориентирует?

Задание II.

Определить роль СМИ в формировании духовных ценностей, используя:

а) личные впечатления, по схеме:

Что мне нравится / Что мне не нравится

в) программы TV.

Учитель: А пока работает эта группа, послушаем группы 3 и 4.

Группа 3. Задание.

1. Провести интервью с учителями, родителями, учащимися, задавая им один вопрос: “Какую роль играет школа в Вашей жизни?”

2. Побывать в роли учителя на уроке и затем представить свои впечатления в виде эссе “Деятельность учителя на уроке”.

3. Сделать выводы о функции школы, опираясь на закон “Об образовании”.

Следует выступление группы.

Школа в жизни каждого человека играет важную роль. Она вносит наибольший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в деятельность по распространению духовных ценностей.

Учитель, ведущий по дороге знаний, остаётся в сердцах учеников. Беседы с родителями, знакомыми, сверстниками, анкетирование помогли ребятам чётко обозначить вывод о том, что школа и учитель являются главными хранителями и распространителями духовности. Труд учителя нелёгок. В этом убедились ребята, побывав на уроках в начальных классах.

На уроке прозвучали фрагменты из воспоминаний о школе учеников разных лет.

Учитель: Наибольший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в распространение духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель.

Но чтобы дать ученикам искорку знаний, – писал один из известных педагогов, В.А. Сухомлинский, – учителю надо впитать целое море света ”.

Группа 4 выясняла, зачем нужны архивы. Ребята побывали в городском архиве, архиве городского музея, заглянули в тайну того, что хранится в домашнем архиве.

О чём же нам рассказал архив?

Следует выступление группы.

Чтобы узнать, что такое “архив”, ученикам этой группы удалось встретиться с работниками городского архива. Архивы – это место хранения документов, как самых древних, так и совсем недавнего времени. Руководитель архива объяснила, как пополняются архивы, и научила ребят, как можно собрать материалы для домашнего архива. Интересно, что во многих домах учащихся хранятся семейные реликвии и фотографии, которые достойны не только места в архиве, но и в музее. По просьбе участников группы одноклассники принесли на урок семейные реликвии. Таким образом, архивы играют важную роль в сохранении культурного наследия.

Учитель: Память человеческого сердца помнит многое. А архивы – те островки памяти, которые как из разбитых кусочков складывают в нашей памяти любимый образ.

Задание было дано ранее.

Заслушиваются результаты практической работы.

Средства массовой информации сегодня собирают самую массовую аудиторию – это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей. Именно с помощью СМИ мы можем приобщиться к культурному наследию, ставшим народным достоянием классическим театральным постановкам и кинофильмам, побывать в Эрмитаже, попутешествовать по свету. Но, безусловно, нужно быть требовательными к отбору информации, которую предоставляют СМИ.

Учитель: Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки, кинофильмы. Передачи из музеев, концерты воспитывают в нас высокий эстетический вкус. Без особого труда мы, живущие в глубинке, можем прикоснуться к сокровищнице мирового искусства посредством современных информационных технологий. И как ранит нашу душу безвкусие, тиражирование “мыльных опер” и рекламы, которая сегодня заполнила наш экран. Борьбу с этим злом надо вести сообща.

Заключение.

Учитель: Итак, каков же итог нашей работы. Наиболее важное – мы доказали, что создание, сохранение и распространение культурных ценностей направлены на удовлетворение духовных потребностей человечества. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этим вопросом и стремится получить на него ответ.

Духовная деятельность людей многообразна, у каждого широкий выбор её форм и видов. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каков он сам.

Заканчивая сегодняшний урок, хочется поблагодарить всех за творческую, плодотворную работу.

Оценки выставляются на основании “Листа оценивания дискуссии”.

Государство и право находятся в сложном и неоднозначном взаимодействии с культурой. Термин "культура" многозначен. Наиболее важны следующие его значения:

это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Различают материальную и духовную культуру, а в более узком смысле данный термин относят к сфере духовной жизни людей;

это уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (политическая культура, правовая культура, культура речи и т. д.);

это характеристика определенных исторических эпох (культура древнего мира и т.д.), народов или наций (например, русская культура);

степень общественного, умственного и нравственного развития кого-либо (например, культура работников милиции).

В самом общем виде культура есть все то, что создано человеком, имеет основу в духе человека, является результатом его творчества. К такого рода ценностям следует отнести и государство, и право. Более того, возникновение государства ознаменовало скачок в развитии культуры - переход от варварства к цивилизации. Сказанное означает, что государство оказало особо глубокое воздействие на культуру, ее развитие. Заметим, что признание государства как культурной ценности утверждалось с трудом. И здесь "повинны" не только идеолЬги марксизма, видевшие в государстве (а также в праве) только социальное зло, которое должно исчезнуть, переместиться, по выражению Ф. Энгельса, в музей древностей вместе с прялкой и бронзовым топором. Немалая "заслуга" в третировании государства принадлежала, к примеру, религиозным мыслителям дореволюционной России. Так, Н. А. Бердяев еще в 1907 г. трактовал государство как одно из искушений дьявола, утверждая, что в жертву государству приносится человеческая личность.
Конечно, изложенные оценки государства не были случайными. Они объясняются тем, что принудительная сила чаще всего обращалась против личности, ограничивала и ущемляла ее свободу. В тени оставались управленческая природа государства и его функция обеспечения целостности общества. Государство как силовая структура действовало там, где позднее будут действовать гражданское общество и развитая правовая система. Ни К. Маркс, ни В. И. Ленин, ни Н. А. Бердяев этого не предвидели, их прогноз об отмирании государства история убедительно опровергла.
Во второй половине XX в. в развитом гражданском обществе ценность государства как явления культуры увеличивается. Государство все более становится фактором становления и защиты свободы человека, развития его материальной и духовной культуры. Государство берет на себя заботу об образовании подрастающего поколения, способствует развитию общей и профессиональной культуры своих граждан. Кроме того, государство охраняет и защищает культурные ценности, накопленные человечеством.


Наибольшее влияние государство оказывает на политическую культуру, носителями которой являются общество, партии и политические лидеры, граждане. Развитие политической культуры в свою очередь образует важнейшую предпосылку развития и нормального функционирования политической системы общества, всех ветвей государственной власти.

Государство заботится и о развитии духовной культуры, поддерживая и финансируя библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры.

Право создает оптимальные условия для творчества, для созидания культурных ценностей, для культурного развития человека. Например, в ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации записано: "Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям".

На основе права формируется особый пласт культуры - правовая культура, носителями которой выступают общество в целом, государственные органы и должностные лица, социальные группы, политические деятели, граяедане. Для России развитие правовой культуры - актуальная проблема, ибо в течение столетий в нашей стране было распространено пренебрежение к праву, принявшее в советский период крайнюю форму, называемую правовым нигилизмом.

2 кiшi тобына арналfан yйымдаскан оку кызментiнiн технологиялык картасы.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
2 младшая группа Болiмдер. Подобласти, разделы: Познание. Коммуникация. Основы экологии.
Такырып. Тема: «Наблюдение за золотой рыбкой».
Максаты: Цель: учить детей узнавать и называть золотую рыбку; видеть особенности внешнего вида: красивая, золотая, большая; выделять части тела: у рыбки есть хвост, плавники, глаз, рот. Познакомить детей с особенностями поведения: живет в воде, плавает с помощью плавников, хватает корм ртом; дать детям знания о том, что рыбку нужно кормить. Развивать речь, внимание, воспитывать бережное отношение к рыбкам.
Билингвальный компонент: балык – рыбка, су – вода.
Метод. приемы и оборудование: аквариум с золотой рыбкой, раздаточный материал «Золотая рыбка».
Кызмет керендерi Этапы деятелТэрбнешiнiн iс – эрекетi
Действия воспитателя Балалардын – эрекетiДеятельность детей
Мотивациялык – Лептiк
Мотивационно - побудительный Включает аудиозапись «Шум моря».
- Чтобы узнать, о ком мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
- Правильно – это рыба.
Вовлекаются к учебно – игровую деятельность.
Отгадывают – рыба.
Yйымдастык – Iзденiстiк
Организационно - Поисковый - Где живут рыбы? Как называются водоемы, где живут рыбы?
Предлагает рассмотреть аквариум с золотой рыбкой.
- Это аквариум. На его дне лежат камешки, ракушки. Есть в аквариуме и растения – это водоросли, они нужны рыбкам. Водоросли дают воздух рыбкам.
- Рассмотрите внимательно рыбку.
(Если в аквариуме есть другие рыбы, педагог перемещает рыбку в отдельную емкость.)
- Что есть у рыбки?
- У рыбки есть туловище, голова, хвост и плавники. Тело рыбки покрыто маленькими чешуйками.
Словарная работа: чешуя.
Посмотрите, какие они красивые и блестящие, это ее наряд.
- Как вы думаете, есть ли у рыбки ноги?
Вместо ног у нее плавники и хвостик, с их помощью рыбка может плавать в воде. На голове у рыбки есть глазки и рот. Глазками рыбка нас видит. Она боится, когда ее пугают.
- Как рыбка ест корм?
(Если дети затрудняются отвечать, педагог отвечает сама и просит детей повторить.)
О рыбках в аквариуме нужно заботиться, вовремя кормить, менять воду в аквариуме.
Билингвальный компонент: рыба – балык, вода – су.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Рыбка плавала – ныряла
В чистой, солнечной воде,
То совьется, разовьется,
То зароется в песке.
Работа с раздаточным материалом «Золотая рыбка».
Предлагает рассмотреть картинки, объясняет порядок выполнения работы.
Проводит индивидуальную работу.
Отвечают на вопросы, рыбы живут в воде, размышляют, называют: реки, озера, моря.
Рассматривают аквариум, знакомятся с его функциональным назначением.
Наблюдают за рыбкой.
Слушают педагога, отвечают на вопросы, отмечают, что у рыбки есть туловище, голова, хвост и плавники.
Повторяют: чешуя.
Ног у рыбки нет.
Размышляют, отвечают, рыбка хватает корм ртом.
Повторяют: рыба – балык, вода – су.
Кисти рук сомкнуты.
Делают плавные волнообразные движения из стороны в сторону, имитируя движение рыбки в воде.
Рассматривают картинку, выполняют задание, рисуют чешуйки (проводят волнистые линии).
Рефлексивтi – Корригирдiктi
Рефлексивно - корригирующий Рефлексия. Поощряет детей. Какие красивые рыбки у вас получились!
Что сегодня делали? Что понравилось? Делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.
Кутiмдi нэтиже – Ожидаемый результат:
Елестету – Воспроизводят: называют рыбку, части тела, где живет, особенности поведения рыбки.
Тусiуе – Понимают: особенности строения рыбки, рыбки живут в воде, за ними нужно ухаживать, кормить их.
Колдану – Применяют: навык наблюдения; навыки, полученные в процессе деятельности.


Приложенные файлы

Заполнение таблицы. В таблице 2 столбика: 1- как заботится государство о сохранении духовных ценностей; 2- пример(из текста презентации и учебника)

1.Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2.Знакомятся с новыми терминами. Обсуждают полученные результаты ответов.

3.Работают с учебником.

4.Просматривают фильм и отвечают на вопросы.

5.Отвечают на вопросы.

О Храм Христа Спасителя, ты снова

Стоишь, поднявшись до былых высот!

Тебе мое восторженное слово,

Души моей восторженный полет!

Как ты величествен и как прекрасен

В немыслимой для взора красоте

Златых крестов, и куполов, и башен.

Фигур и стен в их снежной чистоте!

Как поднялась рука «творцов» лукавых

Взорвать тебя- святилище Христа.

Музей великой Бородинской славы,

Здесь созданного волею Творца!

Хвала Ему и всем, кто волей Бога

Вновь подарил России этот Храм!

И пусть нас всех ведет сюда дорога

К божественным глаголющим устам!

России быть и снова возродиться

Ее великим праведным делам!

Залог тому - поднявшийся в столице

Христа Спасителя величественный Храм!

Первый докладчик: В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. Император французов мечтал о подчинении нашей страны. «Еще три года- и я господин мира», -говорил Наполеон.. Он рассчитывал на быструю и легкую победу. По планам Наполеона. После нескольких сражений Россия должна была просить мира. Однако, вопреки ожиданиям французского императора, в России он встретил отчаянное сопротивление. И не только армии, но и всего народа.

Второй докладчик : Недалеко от Москвы, у деревни Бородино, 7 сентября 1812 года русская армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова дала сражение французам. Весь день гремела пушечная канонада над полем. Атаки кавалерии сменяли одна другую, все новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня армии остались на первоначальных позициях. Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию. Он отвел ее на новые рубежи южнее Москвы. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города.

Третий докладчик : Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями. Через несколько дней начались пожары. Солдатам не хватало продовольствия. Так и не дождавшись предложений о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Русские войска изгнали французскую армию, завершив победоносный поход в Париже. В честь победы над французами и в память о погибших русских солдатах в Москве был воздвигнут Храм Христа Спасителя.

Четвертый докладчик : 25 декабря 1812 года. Когда последний солдат армии Наполеона был изгнан за пределы России. Государь Александр первый подписал указ о строительстве в Москве храма во имя Спасителя. В 1817 году состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Однако вскоре возникли проблемы. Связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, и новый самодержец Николай приказал приостановить работы. В 1832 году Николай первый утвердил новый проект храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя – на берегу реки Москвы неподалеку от Кремля.

Храм Христа Спасителя строили 44 года. Лишь в 1860 году храм впервые предстал перед москвичами в своем величии. Над создателем храма по проекту К.А.Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальную роспись создали художники Российской академии Художеств В. Суриков, И. Крамской, В Верещагин.

Пятый докдадчик : Храм является живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были напечатаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

В 1883 году состоялось Торжественное освящение Храма. С того времени в Храме начались регулярные Богослужения. В храме торжественно отмечали коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500- летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 1900-летие Отечественной войны 1812 года. Так закончился первый этап жизни Храма Христа Спасителя.

Текст источника:

«… Через широко распахнутые бронзовые двери не выносили, выволакивали с петлями на шеях чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками бесценная мраморная облицовка стен. Погибали росписи на стенах собора. Работающие стали вгрызаться молотками в стены трехметровой толщины. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды не могли преодолеть сопротивление камня. Ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались… И тогда пришел приказ: взорвать собор.. Только сила мощных взрывов превратила грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Забота государства о сохранении духовных ценностей Подготовила: учитель начальных классов Матвеева Светлана Александровна 2015г Основы Духовно-нравственной Культуры Народов России 5 класс

Конституция Российской Федерации Статья 44. 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. 2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

Памятник Гермогену

Открытие памятника Гермогену

Памятник Минину и Пожарскому

Мечети в Казани

Буддийский храм в Чите

Буддийский храм в Санкт-Петербурге

Спасо -Преображенский монастырь

Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье

Верхотурский монастырь на Урале

Серафимо-Дивеевский монастырь

Храм Христа Спасителя

Музей-заповедник «Царское село»

Сююмбике «Падающая башня»

Музей народного деревянного зодчества « Витославицы »

Музей Ширяево Самарской области

КАЗАНСКИЙ СОБОР. В самом сердце города стоит величественный пятиглавый храм с высокой колокольней. Это - Казанский кафедральный собор, один из самых красивых и богатых храмов в Поволжье. Над ним воистину простирается благодать Божья. Ведь собор остался одним из немногих сооружений в Сызрани, уцелевших после страшного пожара 1906 года. Весь город был охвачен огнем, а собор возвышался среди пламени, как мученик на костре, своей величественной колокольней. Уцелел он благодаря сторожу, вовремя потушившем перекинувшийся на храм огонь.

СЫЗРАНСКИЙ КРЕМЛЬ. Сызрань стала единственным городом в Самарской губернии, где сохранилось его сердце - кремль. Он стал не просто символом и визитной карточкой нашей малой родины. Сызранский кремль объединяет в себе две идеи - доблестного прошлого города, основанного для защиты окраинных рубежей России, и истинности христианской веры.

Храм Христа Спасителя Часовня Иверской иконы Божьей матери Московский Кремль Памятник Минину и Пожарскому Спасские ворота Колокольня Ивана Великого и царь колокол

О сохранении духовных ценностей должны заботится государство, общество и каждый человек

Спасибо за внимание!

http://imigo.ru/uploads/images/cities/Moscow/Moscow-Russia-Red-Square-IMIGO.jpg http://img.travel.ru/images2/2015/06/object246303/shutterstock_258450185.jpg http://p5.img.cctvpic.com/photoAlbum/source/2013/05/24/PHOT1369362955143172.jpg http://img.rg.ru/i/gallery/d9fb6318/687354d0.jpg http://www.bankgorodov.ru/public//photos/sights/1391955759.jpg http://afisha.mosreg.ru/sites/default/files/shapka_2_1.jpg http://www.alpindustria.ur.ru/userfiles/IMG_7348.JPG http://img-fotki.yandex.ru/get/9306/123408768.78/0_a2349_e8d7eae0_XXXL.jpg http://bestmaps.ru/files/content_images/20131004132459.jpg Интернет-ресурсы