Ерошкина Людмила Тимофеевна
МКОУ ООШ д. Пушкино Яранского района Кировской области
Учитель музыки и ИЗО
Игра-конкурс «Музыкальный калейдоскоп»
Вступительное слово учителя. Музыка – один из видов искусства. Подобно литературе, живописи и театру, она является образным отражением мира.- Как вы думаете, с какого возраста человек впервые слышит музыку?
Действительно, с первых минут жизни человека музыка входит в его дом с колыбельной песней матери.
А где можно услышать музыку?
С утра до позднего вечера музыка сопровождает нас во время праздников, звучит в походе на привале, на улице, в кино, в театре. Она льётся из радиоприёмника, из телевизора, во время обеда, ужина. Одним словом, она звучит везде и повсюду. И сегодня мы свою игру, как вы, наверно, уже догадались, посвящаем … музыке.
Ход игры.
Итак, начинаем. За каждый правильный ответ вручается жетон (нотка). В конце игры, подсчитав жетоны, увидим, кто же станет лучшим игроком нашего «Музыкального калейдоскопа».- Конкурсы с нотами.
- Отгадайте загадку.
- Прочитать то, что написано
.
- Музыкальные слова.
- С миру по нотке.
- Ребусы.
- Знают все на свете дети –
- Говорят, из песни слова не выкинешь. Это правильно. Я называю слова, а вы догадайтесь, из каких песен они взяты.
- Что общего между этими песнями? (один композитор – В.Я.Шаинский)
Какие ещё песни знаете? (Антошка, Облака …)
Угадай мелодию по описанию
.
- А без чего не услышать звучание ноты?
- скрипка, труба, гитара, балалайка, смычок
аккордеон, баян, гармошка, пианино, клавиши
- Треугольной формы корпус,
- Он на солнце заблестит,
- Этот инструмент есть в военном оркестре, у печки, только она на нём не играет. (труба)
Громче флейты, громче скрипки
- Движения плавные смычка
- У какого инструмента
- Приложил к губам я трубку
- Тянется, а не резина.
- Это струнный инструмент. Его история началась в глубокой древности, когда первобытный человек стал использовать звучание тетивы лука. На нём может быть 6, 7 или 12 струн. (гитара)
Он по виду – брат баяну
- Три кита.
- Е. Дога «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
В.Моцарт «Колыбельная»
М.Глинка «Полька»
П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
- Реши кроссворд.
- Один из китов в музыке.
Сколько струн у скрипки?
Любимый музыкальный инструмент Садко.
Как называется человек, который создаёт музыкальные произведения?
То толстеет, то худеет,
- Торжественная песня – символ государства.
Самый древний «кит» в музыке.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА.
Всем спасибо за вниманье, За задор и звонкий смех, За огонь соревнованья, Обеспечивший успех. Льётся музыка рекой, Вьётся нотною строкой. Снова звуков половодье захлестнуло всё вокруг. А сейчас споём вашу любимую песенку.
Музыкальный калейдоскоп
В актовом зале ДШИ юные зрители и их родители занимают места. На экране красочная заставка с названием мероприятия. В 18:00 в зал входит ведущая концерта И.В. Пархоменко…
ВЕДУЩАЯ:
- Сошёл на землю тихий вечер,
собрав нас всех в уютном зале.
Мы очень рады этой встрече
концерта нашего в начале…
Здесь, в этой школе, все таланты!
И встречу нашу открывая,
на сцену выйдут музыканты,
аплодисментов ожидая…
На сцену, к роялю, выходят И.Бачков и А.Попкова…
ВЕДУЩАЯ:
- Иван Бачков, Попкова Аня
Вам пьесу чудную представят.
И улыбнуться всех заставят
Под звуки звонкие рояля…
1) Л.Райт «Весёлые музыканты»
ВЕДУЩАЯ:
- Играют в паре музыканты,
нас радуя, в дали от бед…
Все знают - это два таланта
Объединяются в ……? (дуэт)
(Какие зрители сегодня -
сидят сплошные эрудиты!
В калейдоскопе всех мелодий
проблемы школьные забыты…)
Мы с вами словно вышли в море.
Закат нам парус освещает…
И на неведомом просторе
корабль наш музыка качает…
2) В.Бейли «На закате под парусом»
ВЕДУЩАЯ:
- В калейдоскопе узоров не счесть -
их, может быть, тысячи сотен здесь есть…
Один появился и тут же исчез…
Узор танцевальный, несёт полонез…
Он нас приглашает на сказочный бал…
И нужно, чтоб ваш интерес не пропал!
3) Ф.Э.Бах «Полонез»
ВЕДУЩАЯ:
- Фамилию Бах знают все музыканты,
портреты его есть в учебнике каждом…
Чтоб Баха играть, мало только таланта -
ещё надо умным быть, сильным, отважным!
Прелюдии этой почти триста лет -
не всякий решиться взять музыку Баха!
Но, если ты трудишься, словно атлет,
то Баха играешь без всякого страха!
4) И.С.Бах Маленькая прелюдия C-dur - исп. И.Бачков.
ВЕДУЩАЯ: - В музыке солнце сияет, порой,
словно рояль стал небесною сферой.
Но, пианист нужен только умелый,
чтоб не испортить картину игрой…
Звуки под пальцами, будто лучи!
Музыка город наш озаряет…
И благосклонно сам Моцарт кивает,
если его сонатина звучит.
5) В.А.Моцарт Сонатина C-dur
ВЕДУЩАЯ:
- Лето, солнце, степь без края,
травы сочные скосили…
А в высоком небе тая,
льётся песня о России…
То не хор поёт чудесный
под лазурной неба сенью -
это душу в поднебесье
тешит жаворонка пенье…
6) П.И.Чайковский «Песня жаворонка»
ВЕДУЩАЯ:
- Если закрыть глаза, то звуки
сложатся в разные картинки…
Там будет лес, на ветвях паутинки -
всё нарисуют на клавишах руки…
Бьются в окно ночью жаркого лета
бабочки, крыльями свет заслоняя…
И, в полудрёме глаза закрывая,
видим мы крылья их чёрного цвета…
7) Ж.Массне «Чёрные бабочки»
ВЕДУЩАЯ:
- Живёт мальчишка озорной -
такой уж он с пелёнок:
весёлый, шустрый, заводной,
к тому же негритёнок…
Когда шалить устанет он?
Откуда только силы…?
Проказ в мальчишке миллион!
Но, он такой счастливый!
8) К.Дебюсси «Маленький негритёнок».
ВЕДУЩАЯ:
- Наш мир большой живёт всегда в движенье -
обходит Землю солнце в небесах…
И звёздочки летят, летят в круженье,
как барышни на сказочных балах…
Спешит река, на миг не умолкая,
а облако по небесам плывёт…
И, душу вечным вальсом зажигая,
вновь музыка пускается в полёт!
9) К.Роллин «Вальс»
ВЕДУЩАЯ:
- Из звуков паутины
мы создаём картины:
портреты и пейзажи,
и натюрморты даже…
А где висят картины
из звуков паутины?
Их только те видали,
кто был в концертном зале!
10) «Музыкальные картины»
ВЕДУЩАЯ:
- Снится как-то фортепиано,
что в концертном строгом зале
вдруг запел рояль на пиано
ночью, чтоб не услыхали…
Не стесняйся, пой погромче,
не пугаясь солнца света…
Ты же можешь forte voce
спеть для всех нас ариетту!
ВЕДУЩАЯ:
- В деревянных норвежских домах,
то ли злой, то ли добрый герой,
вызывая то смех, а то страх,
живёт Кобольд - простой домой.
А ещё, говорят люди так:
Кобольд в шахтах глубоких живёт.
Кто столкнулся с ним в узких ходах,
Тот из шахты домой не уйдёт!
Что нам сказки норвежских детей?!
Трудно нас испугать хоть на миг!
Только Кобольда тень на стене,
вдруг покажет нам в музыке Григ…
12) Э.Григ «Кобольд»
ВЕДУЩАЯ:
- Ещё за окнами Зима
морозной ночью злится,
но птичьей песенкой Весна
с капелью в дом стучится!
Под снегом спят цветы в лесу,
а в нашем тёплом зале,
как бы предчувствуя Весну,
фиалки расцветали!
«Какое чудо, - скажем мы,
нам музыка открыла -
в разгар арктической зимы
фиалки подарила!»…
13) И.Парфёнов «Лесная фиалка»
ВЕДУЩАЯ:
- Когда-то несмело входили мы в класс,
учитель встречал, улыбаясь, всех нас…
Мы ноты едва различали,
но с ним уже что-то играли…
Бывало, нетвёрдо мы знали урок,
но вновь улыбался родной педагог,
хоть мы с вдохновением врали,
что дома «немного играли»…
Учитель пой мёт и учитель простит,
учитель не помнит случайных обид…
Учёба с ним кажется раем!
Давай же, учитель, сыграем!
14) Ф.Гурлит «Вальс»
ВЕДУЩАЯ:
- Растаяли в воздухе звуки рояля -
Пора расставаться, и медлить нельзя…
Но мы ещё встретимся, я это знаю!
И, значит, «До встречи!», скажу вам, друзья…
Нас музыка всех собрала в этом зале,
но нужно прощаться, чуть-чуть погодя…
Мы вместе артистам здесь рукоплескали,
и снова скажу вам: - До встречи, друзья!
Искусство нас делает лучше, добрее,
душа здесь взлетает, в полёте скользя!
И, если мечтаем мир сделать светлее,
прощаться не будем. До встречи, друзья!