Музыкальный инструмент: Волынка

Волынка... Какие ассоциации возникают у вас при упоминании этого инструмента? Наверняка – сказочная Шотландия с ее живописными равнинами и старинными замками, мужчина в клетчатой юбке, держащий в руках своеобразный «мешочек» с торчащими из него трубочками... Многие считают волынку исконно шотландским инструментом. Однако это не совсем так – где и когда она появилась, на сегодняшний день так и остается загадкой. Известным является лишь то, что волынка является традиционным инструментом многих народов Европы и Азии, но особой популярностью пользуется шотландская, которая является символом своей страны.

Волынка – это язычковый духовой музыкальный инструмент.

Звук

Фридрих Ницше говорил: «Как мало нужно для счастья! Звук волынки. - Без музыки жизнь была бы заблуждением. Немец представляет себе даже Бога распевающим песни».

Некоторые считают, что голос волынки обладает магическими свойствам, и и ее звучание похоже на гортанное пение человека. Резкий непрерывный тембр инструмента, который слышен на несколько миль, неизменно приковывает к себе внимание.

По своей сути, волынка – это многоголосный инструмент, который исполняет мелодию на фоне монотонной гармонии, издаваемой бурдонными трубками. Ее глубокий и пронзительно сильный звук, с гнусавым и жужжащим тембральным окрасом создается следующим образом. Волынщик при помощи мундштучной трубки наполняет мешок воздухом и, надавливая локтем, перегоняет его к трубкам, одновременно нажимая пальцами на звуковые отверстия чантера (трубка мелодии). Эпизодически музыкант может напевать под фоновое звучание бурдонных трубок, в перерывах исполняя на инструменте наигрыши. Музыка волынки характеризуется обильным использованием фриоритурных украшений и коротких трелей.

Диапазон инструмента очень ограничен, в зависимости от вида волынки он составляет от одной до двух октав.

Играть на волынке довольно сложно, считалось, что на ней могут музицировать только сильные мужчины с крепким телосложением, однако в нынешнее время женщины тоже увлекаются исполнением на этом инструменте.

Фото :

Интересные факты:

  • Шотландцы свою волынку называют- «highland bagpipe», что в дословный переводе - «горная сумка с трубками». В других странах волынка называется: в Украине - «козой; в Белоруссии – «дудой»; Болгарии – «гайдой»; в России – «волынкой; в Грузии – «ствири» или «гудаствири»; в Армении - «паркабзук» и «тик»; в Эстонии – «торупилль»; в Молдавии и Румынии -«чимпа»; в Чувашии - «шабр» и «шапар»; в Марий Эл - «шувыр»; в Германии - «закпфайфе» и «дудельзак»; в Англии - «бэгпайп»; в Голландии - «дуделзак»; во Франции - «корнемюз».
  • Самая большая шотландская волынка называется Хайленд, она является самой популярной на сегодняшний день и используется в шотландских военных оркестрах.
  • Есть сведения, что древнеримский император Нерон, увлекавшийся игрой на волынке, во время великого римского пожара музицировал на инструменте.
  • Шотландия не имеет своего государственного гимна. Неофициальным гимном страны считается народная песня «Цветок Шотландии», которая традиционно исполняется на волынках.
  • Шотландские полки всегда шли в бой под звучание волынок. Волынщики шли в первых рядах, поднимая воинственный дух солдат. Во время Первой мировой войны на полях сражений погибло более 500 волынщиков, так как они были легкой мишенью.
  • В столице Шотландии Эдинбурге на железнодорожном вокзале Уэверли приезжающих встречает завораживающий звук волынки. В этом городе в исполнении почетного караула волынка звучит и у неоготического всемирно известного монумента, посвященного Вальтеру Скотту.
  • Шотландцы наделяют волынку «магическими силами», например, она может отпугивать крыс. Также существует поверье, что инструмент начинает красиво звучать у волынщика только через год, когда привыкнет к хозяину.

  • Волынки в Шотландии были запрещены в 1560 году во время церковной реформы, а также в 1746 году после восстания якобитов.
  • Единственный экземпляр русской волынки, который был воссоздан по описаниям в старинных документах, хранится в г. Москве в музее имени М.И. Глинки.
  • Очень значительные коллекции волынок находятся в Метрополитен-музее в Нью–Йорке (США), в международном музее волынки в Хихоне (Испания), музее Питт-Риверса в Оксфорде (Великобритания), музее волынщика Морпет Чантри в Нортумберленде (Великобритания) и музее музыкальных инструментов в Фениксе (США).
  • На первом фестивале военных оркестров «Кремлевская звезда», проходившем в Москве 2008 году на Красной площади, принимал участие сводный оркестр волынщиков и барабанщиков со всего мира, состоявший из 350 исполнителей.
  • В Санкт-Петербурге несколько лет существует оркестр «Волынки и Барабаны Санкт-Петербурга». Он выступает на всех мероприятиях, связанных с британской культурой.
  • В некоторых волынках крепления сделаны из слоновой кости, которая во многих странах запрещена, поэтому путешествия с таким инструментом являются очень проблематичным.
  • 10 марта празднуется Международный день волынщиков.
  • Английская королева Елизавета каждый день просыпается в 9:30 утра под звуки военных маршей. Будильником у нее служит ансамбль волынщиков, одетых в парадную форму. Ее муж Филипп не разделяет такую любовь королевы к звучанию волынок.
  • Развитие волынок привело к созданию электронных клавишных MIDI-инструментов, на которых возможно звучание волынок различных видов.
  • Крупнейших мировым производителем волынок является Пакистан, который длительное время являлся британской колонией. Для солдат, постоянно расквартированных в этой стране шотландских войсковых частей, пакистанцы научились изготавливать волынки. Обретя свободу, местные жители не оставили этот промысел, но на сегодняшний день хорошим качеством инструменты из Пакистана не отличаются.

   

Конструкция


У каждого народа волынка отличается своей конструкцией, однако принцип устройства всегда одинаков. Это резервуар, сделанный из шкуры животных или их пузыря, и несколько трубок – одна для наполнения меха воздухом и несколько игральных для создания многоголосия.

  • Воздушный резервуар называется мешком и изготавливается обычно из шкуры теленка, козы, лося, овцы, коровы и даже кенгуру. Мешок должен быть герметичным, хорошо удерживающим воздух.
  • Мундштучная трубка(вдувная) предназначена для заполнения воздухом меховой камеры. Она вставляется в мешок сверху и прикрепляется к нему деревянными цилиндрами – стоками. Вдувная трубка оснащена запирающим клапаном, который не позволяет воздуху выходить назад.
  • Мелодическая трубка по виду похожая на флейту, называется чантер, на ней волынщик исполняет основную музыкальную тему. Трубка, имеющая несколько игровых отверстий, крепится к мешку снизу. Внутри она имеет трость, которая спрятана в стоке и при воздействии воздуха начинает колебаться.
  • Бурдонные трубки или дроны создают постоянный фоновый звук и настраиваются на тонику и доминанту тональности, в которой звучит основная мелодическая тема. Количество дронов в инструменте варьируется от одного до четырех, и они также вставляются при помощи стоков, в которых спрятаны, вставляемые в трубки трости.

Разновидности

Волынка очень популярный народный инструмент во всем мире и ее разновидностей невероятное множество. Практически в каждой стране есть свой вариант инструмента, который изготавливают из всевозможных материалов, с различным количеством трубок. Принцип устройства волынки всегда одинаков, однако у каждого народа инструмент имеет свои конструктивные особенности, например:

  • Ирландская – отличительная особенность инструмента заключается в том, что наполнение мешка воздухом происходит посредством мехов.
  • Испанская – особенностью инструмента является чантер с двойной тростью и дроны с одинарной. На чантере одиннадцать отверстий- восемь игровых, одно из которых находится на тыльной стороне и три не закрывающихся в нижней части раструба.
  • Болгарская – отличается от других инструментов тем, что в мешке находится отверстие, которое исполнитель закрывает указательным пальцем.
  • Марийская – имеет две мелодические трубки, что дает возможность исполнения двухголосной мелодии. Резервуар для воздуха изготавливается из бычьего пузыря.
  • Мордовская – высоту звука бурдонов на инструменте можно изменять в процессе игры, так как на бурдонной трубке имеется три игральных отверстия. Игральные трубки съемные и могут использоваться как отдельные музыкальные инструменты.
  • Чувашская – все трубки волынки изготовлены не дерева, а из металла.

Произведения:

Black Bear (слушать)

Highland Laddie (слушать)

Flower of Scotland (слушать)

Применение

Волынка изначально использовалась как сольный инструмент, но впоследствии ее стали применять в ансамблевом и оркестровом музицировании. Сегодня волынка является официальным инструментом военных и полицейских оркестров таких стран, как Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Канада. В оркестрах волынки играют в сопровождении барабанов.

Являясь идеальным музыкальным инструментом для исполнения церемониальных мелодий, волынки традиционно звучат во время торжественных королевских обедов в Великобритании.

В связи с ростом популярности инструмента, волынка все чаще используется на свадьбах, праздниках и танцевальных вечеринках.

В ансамбле с другими инструментами применять волынку весьма проблематично: во–первых, у нее очень громкий звук; во-вторых, настройка волынок не совпадает со строем фортепиано, скрипичных и духовых инструментов. Тем не менее, звук инструмента иногда используют для украшени композиций в таких музыкальных жанрах, как металл, хип-хоп, панк и рок.

Когда речь заходит о Шотландии, то сразу на ум приходят мужчины в клетчатых шерстяных юбках, мрачные горы, вересковые пустоши, пронзающий ледяной ветер, крепкий виски и, конечно же, громкая и звучная волынка. Одних она раздражает, тревожит и вносит беспокойство в душу, другим ее звуки напоминают о чем-то неуловимом, но очень близком, родном. Для самих шотландцев звук волынки - это отголоски истории, прошлого, связь с корнями, которая не теряется в веках, а становится сильнее с каждым новым поколением. Для простого обывателя неизменно одно - шотландская волынка никого не оставляет равнодушным.

Шотландская волынка

Волынка - самый популярный и знаковый элемент Шотландии. Хотя она и не является исконно шотландским музыкальным инструментом (волынка была завезена викингами), именно этот «мешок с трубками» прославил Шотландию наравне с килтом.

Как и все шотландские музыкальные инструменты, волынка создана из подручных материалов. Чаще всего ее изготавливают из козьей или вывернутой наизнанку. Из кожи делают некое подобие мешка, который наглухо зашивается со вставленными в него пятью трубками. Через одну верхнюю в волынку подается воздух. На нижней находятся отверстия для изменения звуков. Три верхних эти самые звуки и издают.

По своему звучанию волынка не похожа ни на один музыкальный инструмент. Может быть, именно это и делает ее такой уникальной.

В старину каждый клан имел собственного волынщика, который сопровождал все праздники, мероприятия и походы вождя.

Средневековые шотландские волынщики воспроизводили протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений до сих пор носит название Пиброх (Piobaireachd) и на сегодняшний день является хрестоматийным материалом, написанным специально для шотландской волынки.

Сквозь века

Не всем известно, но шотландские музыкальные инструменты не ограничиваются одной волынкой. Этот инструмент лишь более популярен, разрекламирован и чаще используется на национальных праздниках. Логично предположить, что население этого края изобретало и другие музыкальные инструменты, поднимавшие не только боевой дух во время сражения, но и обладающие сигнальными и развлекательными свойствами.

Карникс

Достаточно редкий шотландский народный музыкальный инструмент - это карникс. Сейчас на нем, к сожалению, не играют. Последний раз он пел почти 2000 лет назад. Сейчас экспонаты, найденные археологами, хранятся в национальном музее Шотландии. Карникс, как и волынка, отличается очень мелодичным звучанием. Но если волынка порой раздражает своей «писклявостью», то карникс обладает очень нежным, бархатистым звучанием. Он так же печален, но в нем слышатся шум ветра, обитающего в горах Хайленда, запах костра и вкус соленого северного моря. Так же, как и волынка, карникс изготавливался из природных материалов, а точнее из оленьего рога. Основным его предназначением была подача боевого сигнала.

Вистл

Еще один шотландский духовой музыкальный инструмент - вистл. По виду, да и по своему звучанию, больше напоминает флейту. Временные рамки его происхождения точно не известны. Казалось, он был всегда. В отличие от карникса, вистл используется до сих пор. Особенно он любим в ирландском народном творчестве. Вистл - очень самобытный шотландский музыкальный инструмент. Название его в переводе означает "жестяной свисток".

Что объединяет духовые Шотландии?

Необычной магией звучания обладают все шотландские музыкальные инструменты. Знаменитый бурдонный (тянущийся) тон сформировался в результате использования натуральных материалов. А вековая трансформация как внешнего вида, так и материала привели к тому, что, скажем, та же волынка стала настолько родной шотландскому населению, что за последние 300 лет без нее не проходил ни один военный парад или какое-либо значимое событие.

Шотландские музыкальные инструменты, среди которых сумкодудка (англ. bagpipe) занимает господствующее положение, отличаются своей простотой и мелодичным звучанием. Кроме того, они все имели практическое назначение. Передавали сигналы, поднимали боевой дух или просто радовали в минуты отчаяния.

Техническое извлечение звука

Одна из этих трех трубок с боковыми отверстиями (чантер) и служит для наигрывания какой-либо мелодии, а другие две (бурдоны) - басовые, которые настраиваются между собой в чистую квинту. Бурдон подчёркивает остов октавного лада (ладового звукоряда), на основе которого сочиняется мелодия. Высота звучания бурдонных трубок может быть изменена посредством находящихся в них поршней.

Типология и различия

Некоторые волынки устроены так, что надуваются не ртом, а мехом для нагнетания воздуха, который приводится в движение правой рукой. К таким волынкам относится Uilleann Bagpipe - ирландская волынка.

Русская волынка

Волынка была некогда очень популярным на Руси народным инструментом . Делалась из бараньей или воловьей (отсюда и название) сырой кожи, сверху была трубка для нагнетания воздуха, снизу - две басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию. Высшими кругами общества волынка игнорировалась, так как её мелодию считали негармоничной, невыразительной и однообразной, она обычно считалась «низким», простонародным инструментом. Поэтому в течение XIX века волынка была постепенно вытеснена более сложными духовыми инструментами типа гармони и баяна .

Шотландская волынка

Игра на волынке

Старинный шотландский инструмент. Представляет собой резервуар из шкуры овцы или козы, вывернутой наизнанку (goose), к которому прикрепляются (привязываются) три бурдонные трубки (drones), одна трубка с восемью игровыми отверстиями (chanter) и специальная короткая трубка для вдувания воздуха. Имеет упрощенную подачу воздуха - через поддувную трубку - обеспечивает свободу правой руке.

При игре музыкант (piper) наполняет воздухом резервуар и, нажимая на него локтем левой руки, заставляет звучать бурдонные и игровую трубки, в свою очередь снабженные специальными язычками (тростями), причем, в бурдонных трубках используются одинарные, а в игровой трубке двойные трости, изготовленные из камыша.

Ирландская волынка

Cillian Vallely играет на «полном наборе» ирландской волынки

См. также

  • Шотландская музыка
  • Ирландская музыка

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • (рус.) (Проверено 6 августа 2011)
  • Русскоязычный сайт-энциклопедия о волынках для новичков и мастеров (рус.) (Проверено 6 августа 2011)
  • Энциклопедия волынок (рус.) (Проверено 6 августа 2011)
  • Как изготовить волынку, чертежи (рус.) (Проверено 6 августа 2011)
  • Московский Международный Фестиваль Волынщиков «Russian Bagpipe Forum» (Проверено 6 августа 2011)
  • Информационный портал «Новости волынки» (Проверено 6 августа 2011)
  • Форум волынщиков России, СНГ и стран ближнего зарубежья (Проверено 6 августа 2011)

Российские исполнители, использующие волынки

  • Moscow & District Pipe Band - Оркестр Волынщиков Москвы и Области (Проверено 6 августа 2011)
  • Евгений Лапекин (шотландская волынка, ирландская волынка)
  • Mervent (Проверено 6 августа 2011)
  • Московская фолк-рок команда Tintal (Проверено 6 августа 2011)
  • «Puck & Piper»(«Пак и волынщик») (Проверено 6 августа 2011)
  • Наследие Вагантов - Тяжелый фолк-рок с волынками (Проверено 6 августа 2011)
  • Музыка Радикум - Musica Radicum. Средневековый фолк. Используют галисийскую, французскую и ирландскую волынки. (Проверено 6 августа 2011)
  • Reelroadъ русско-кельтская музыка. (Проверено 6 августа 2011)
  • Сайт группы из Новосибирска, которая исполняет кельтскую музыку. Среди инструментов - волынка, на которой играет Галина Беляева. (рус.) (Проверено 6 августа 2011)
  • Дубрава - Ансамбль средневековой музыки из Рязани
  • СКОЛОТ - Неофолк-рок группа г. Тамбов (Проверено 6 августа 2011)
  • TeufelsTanz - группа, исполняющая средневековую музыку нового времени
  • ЗМЕЙ ВОЛЫНЫЧЪ - Неофолк группа г. Москва (Проверено 6 августа 2011)
  • Александр Анистратов - музыкант, играющий на волынках Шотландии, Ирландии и Испании, популяризатор, музыкальный мастер

Scottish Highland Bagpipes (Piob-mhor)

Шотландская волынка - самая известная и самая популярная на сегодняшний день. Имеет три бурдона (бас и два тенора), чантер с 8 игровыми отверстиями (9 нот) и трубку для нагнетания воздуха. Строй - от СИ бимоль, но при нотной записи строй Хайленда обозначают как А мажор (для удобства игры с другими инструментами в Америке даже стали выпускать варианты этих волынок в А). Звук у инструмента черезвычайно громкий. Используется в шотландских военных оркестрах "Pipe Bands"

Chamber Pipes

Уменьшенная копия Хайленда.Не громкая, используется для игры в помещении и с другими инструментами

Малая шотландская волынка

В основу малой шотландской волынки (The Scottish smallpipes) легла малая нортумбрийская волынка (the Northumbrian smallpipes). Ее аппликатура идентичная большой шотландской волынке (the Great Highland Bagpipe).

Примечательно, что конец чантера остается открытым; нет клапанов, а в звучании преобладает легато, и реже стаккато, диапазон составляет 9 нот.

Инструмент обычно имеет строй Ля, реже Ре, До, и Си бемоль. Из-за этого чантер звучит на октаву ниже, чем такой же по размеру, но с коническим каналом.

Малая шотландская волынка, как правило, изготавливается без вдувалки так же как и нортумбрийская волынка и бордер (Border pipe). Варианты со вдувалкой тоже возможны, но встречаются реже, т.к. не могут обеспечить хорошее звучание из-за устройства трости.

Чантеры в большинстве случаев делаются без клапанов (встречаются клапаны Соль диез, Фа бекар и До бекар для чантера в Ля), из-за того, что большая часть музыки написана для диапазона 9 нот.

Обычно имеется 3 дрона в общем стоке, которые настраиваю по нижнему Ля чантера в тонику.

Баритон отстраивается в квинту от Ля (в Ми) или на кварту вниз, можно так же перестроить его на тон, бас настраивают на октаву ниже Ля на чантере. Доминантный дрон при игре в Ре может быть выключен или включен.

Многие из волынщиков, играющих на большой шотландской волынке (the Great Highland bagpipes) используют эту волынку в качестве второго инструмента. Похоже, что малая шотландская волынка является результатом обединения принципов нортумбрийской волынки (the Northumbrian smallpipes) и аппликатуры большой шотландской.

Ирландская волынка

Современный вил ирландской волынки (Uillean pipes) был окончательно сформирован лишь к концу восемнадцатого века. Это одна из самых сложных по всем параметрам волынок. Она имеет чантер с двойной тростью с диапазоном в две октавы. При наличии клапанов на чантере (5 штук) - полной хроматикой. Воздух нагнетается в мешок лягушкой (получается набор Practice set: мешок, чантер и лягушка).

Три дрона Uilleann Pipes вставляются в один сток-коллектор и отстраиваются в октаву относительно друг друга. При включении их специальным клапаном (stop key) дают превосходный богатый количеством обертонов плотный звук. Stop key (выключатель) удобен для выключения или включения дронов в нужный момент игры. Такой набор называется Halfset.

В коллекторе над дронами находятся еще два отверстия, которые в Half set заткнуты обычно пробками. В них вставляются регуляторы тенора и баритона. Басовый регулятор накладывается на коллектор сбоку и имеет свой собственный сток.

Регуляторы в общей сумме имеют 13 - 14 клапанов, которые обычно закрыты. Они звучат только тогда, когда играющий нажимает их во время игры ребром ладони или пальцами в Slow air. Регуляторы похожи на дроны, но, на самом деле, это три видоизмененных чантера имеющих коническое сверление и двойную чантерную трость. Весь инструмент в сборе называется Fullset.

Uilleannpipes уникален тем, что музыкант может извлекать из него до 7-ми звуков одновременно. По своей сложности, многочастности и аристократиности он имеет полное право называться венцом творения волыночной мысли.

Нортумбрийская волынка

Большие волынки, предназначенные для исполнения на открытом воздухе (например – Great Highland) известны в Европе примерно с 12 века. Использование мехов (лягушек) в сочетании с волынкой зарегистрировано около 1530 г., но только к концу 16 в. появилась настоящая малая волынка (Nortumbrian bagpipes) с цилиндрическим каналом чантера.

Французская версия – мюзет, с цилиндрическими челночными дронами (”shuttle drones”) получила особую известность в кругах аристократии и просуществовала до 1770-х. Волынка из Северной Европы, в Германии известная под многими названиями (например, hummelschen), сначала надувалась как и обычная - ртом, с лягушкрй стала использоваться примерно со второй половины 17 в. Вариант с 3 отдельными дронами, объединенными в один сток, похоже, послужил прототипом современной Нортумбрийской малой волынки (Northumbrian smallpipes).

Похожие инструменты были известны в Британии, если судить по сохранившемуся упоминанию о них в неопубликованном трактате о музыкальных инструментах, составленном Джеймсом Тальботом примерно в 1694г.

Самые ранние из найденных Нортумбрийских волынок, возраст которых можно было определить, изготовлены в конце 18 в., когда среди высших классов появилась мода на “домашние” музыкальные инструменты, как флажолет или малая арфа (dital harp). Самые ранние делались из слоновой кости с чантером без клапанов. В начале 19 в. на чантере появились дополнительные клапаны (всего 4 или 5). Затем число клапанов увеличилось до 7.

В середине 19 в. малые волынки пережили некоторый упадок, хотя так и не были до конца забыты. Они оставались предметом узкого академического интереса. В 20 в. интерес к ним возродился в кругу фермерских и шахтерских общин Нортумберленда. Внимание к инструменту привлек рост популярности фолка в 60-х.

Biniou koz (biniou bihan)

Бретонская волынка с одним бурдоном, чантером (10 нот) и трубкой для нагнетания воздуха. Названия переводятся как "старая волынка" и "маленькая волынка". Звук на октаву выше шотландского "Хайленда", строй в разных областях Бретани варьируется (G#, A, B,C). На Biniou koz традиционно играют в паре с бомбардой.

Biniou bras

Волынка Шотландского типа, появившаяся в Бретани в начале 19 в. Стала популярной только к концу 30-х г.г. когда стала использоваться вместо Biniou koz в паре с бомбардой, а также в Бретонских оркестрах волынщиков "Bagad", сформировавшихся в 50-х г.г. 20 в.

Veuze

Считается старейшей из Бретонских волынок, была распространена на юго-востоке Бретани и в северной части провинции Вандей. Инструмент с одним бурдоном, возможно родственен галисийской "Gaita". Играли на нем обычно
вместе с аккордеоном или скрипкой. Вышел из употребления и был возрожден только в середине 70-х г.г. 20 в.

Гайта

Различают три основных вида волынок гайт (Gaita) Галисии:

  • Гайта Tumbal (Roucadora)
    Самая большая гайта и наиболее низкая по тембру,
    строй Си бемоль, строй чантера определяется закрытием всех отверстий для пальцев кроме нижнего под мизинец.
    Имеется два дрона - в октаву и квинту.
  • Гайта Normal (Redonda)
    Это средняя волынка и наиболее часто встречающаяся. Чаще всего имеет один басовый октавный дрон,реже два дрона(второй тенор почти всегда в октаву или доминанту).
    Встречаются экземпляры и с четырьмя дронами бас,баритон,тенор,сопранино.
    Строй До.
  • Гайта Grileira (Grillera)
    Самая маленькая, изящная и высокая по тембру(традиционно имела один басовый дрон в октаву). Строй Ре.

Волынка

Русский народный язычковый духовой инструмент. Состоит из меха (мешок из желчного пузыря или кожи), в который вставлены: трубка для нагнетания воздуха, мелодическая с игровыми отверстиями и с одинарной тростью, а также бурдоны числом от 1 - 3.

Бурдоны настраиваются в октаву, квинту и кварту по отношению к мелодической трубке. Воздух нагнетается ртом. Является солирующим инструментом и используется в различных ансамблях. "Волынка" - один из древнейших инструментов, на котором играли скоморохи, распространен у многих народов Мира. Имеет различные тембры звучания и названия. В настоящее время русская "Волынка" представляет собой целое семейство инструментов: сопрано, альт, тенор и бас.

Лабанора дуда (Дудмайшис)

Литовская волынка (Labanora Duda). Мех из шкуры животного, реже - желудка. Длина мелодической трубки 200-400 мм, бурдонной (иногда две, состоит из 2 раздвижных колен) - 300 - 1000 мм (настройка квинтой или октавой ниже мелодической), длина вдувной трубки около 200 мм (имеет запирающий клапан). На мелодической трубке находятся 5-8 пальцевых отверстий. Звукоряд диатонический. Пищики из тростника или гусиного пера с одинарным надрезанным язычком. "Лабанора дуда" известна с XVI века. Бытовала до начала XX века среди крестьян, странствующих медвежатников и нищих. Использовалась соло, иногда в ансамбле со скрипкой, цимбалами в инструментальных наигрышах, а также для современных различных песен. Ныне модифицированная "Лабанора дуда" включена в ансамбль народных инструментов.

Мюзет (musette)

Имела мех из ткани, меха - качалки для нагнетания воздуха (в отличие от французской пастушьей "Корнемюзы", бытующей и ныне, где воздух нагнетается исполнителем через надувную трубку). Две мелодические трубки (на основной, игровые отверстия закрывались с помощью клапанов, на дополнительной трубе нет). И особый бурдонный бочонок с несколькими тростями и звуковыми каналами, длина и настройка которых менялись при передвижении пластинок. "Мюзет" сформировался к началу XVII века, употреблялся в XVII - XVIII веках как профессиональный инструмент в камерной и театральной музыке, а также для домашней игры.

Ствири (Гудаствири)

Грузинская волынка без бурдонных трубок с двумя скрепленными мелодическими трубками, с тремя и шестью пальцевыми отверстиями. Звукоряд диатонический. Звук мягкий в терцию, сексту, кварту и квинту, аккомпанируют народным танцем. Возможны и другие варианты волынок.

Торупилль (torupill)

Эстонский народный инструмент типа волынки.

Состоит: мех (из животного пузыря, желудка и шкуры козы), три или пять трубок, из которых одна - для нагнетания воздуха, другая - игровая мелодическая. Одна, две, реже три - бурдонные с небольшим раструбом.

Мелодическая трубка длиной до 300 мм имеет пять или шесть пальцевых отверстий.

Бурдонные трубки длинной до 750 мм состоят из двух различных колен, позволяющие менять высоту звука и настраиваются квинтой или октавой ниже мелодической трубки.

Трости одинарные обычно из тростника. В основном развитие имел в крестьянской среде с 16 века.

Чибони

Аджарская волынка. Имеет две тростниковые мелодические трубки и восемь игровых отверстий. На первой трубке исполняется основная мелодия, на второй - подголоски. Резервуаром служит бурдюк. Звукоряд диатонический. Исполнители (только мужчины) играют соло, сопровождают танцы. Распространение имел особенно в горной Аджарии. Родственные инструменты - "Паракапзук".

Чимпой (chimpoi)

молдавская и румынская волынка. Мех из кожи (бурдюк) козы или овцы. Имеет две трубки: мелодическая с коническим каналом длинной около 200 мм, раструбом из коровьего рога и семь - восемь игровых отверстий, и бурдонная, состоящая из трех раздвижных колен. В трубки вставляются одинарные трости. Звукоряд диатонический. Бурдон настраивается в кварту, квинту или октаву. Применялся как сольный инструмент и ансамблевый. Ныне встречается редко.

Шабр (Шапар)

Чувашская волынка. В резервуар из пузыря быка или коровы вставлены костяная или металлическая трубка для вдувания воздуха и две мелодические (оловянные), укрепленные в общем деревянном ложе. На левой (от исполнителя) трубке 2-3 пальцевых отверстий, а на правой 3-4. В нижней ее части: 3-7 небольших отверстий, закрепленных воском, их протыкают при подстройке стволов. Мелодические трубки заканчиваются раструбом из коровьего рога или бересты. В отверстия внутри резервуара вставлены пищики. Звукоряды диатонический и хроматический. Используется как сольный и ансамблевый инструмент.

Шувыр (Шювыр, Шюббер)

Марийские разновидности волынок. В бычий или лошадиный пузырь (диаметр 600-900 мм) вставлены трубки: одна для нагнетания воздуха, а 2 игровые мелодические из птичьих костей или металла (длина 180-300 мм), укрепленные в деревянное ложе и снабжены раструбом из коровьего рога; в их отверстиях внутри пузыря находятся тростниковые пищики. Левая (от исполнителя) трубка имеют два пальцевых отверстия, правая - 4. Звукоряд диатонический. Звук резкий, жужжащий. Обычно исполняют 2-голосные наигрыши, песенные и танцевальные мелодии. Играют (обычно в ансамбле с "Гумыром) мужчины на разных инструментах.

Польская Koza и чешская Duda

У этой волынки цилиндрический чантер с одинарной тростью и басовый бурдон. Они одинаково заканчиваются рогом и латунным раструбом. Одинарные трости представляют собой медный тюбик с жестяным язычком. Воздух нагнетается <лягушкой>, мешок довольно большой, мехом наружу. Строй чаще всего в А

Гайда (Брёлка)

Болгарский, "Гайде" - сербский и хорватский инструмент типа "Волынки" с одинарным язычком тремя мелодическими трубками. Звукоряд диатонический. Диапазон обычно нона. Существуют они высокого строя (а, g, f, e, - первая октава), среднего (d, с,) и низкого малая октава (h, b, a). Название "Гайда" - арабского происхождения. Известна южным славянам с 14 века, ныне распространена в странах Балканского полуострова (Болгария, Югославия, Албания, Греция), а также Чехии, Словакии и Польше. Используется в основном для сопровождения народных танцев. Родственные инструменты - польская, украинская, белорусская, латышская, литовская "Дуда", "Коза", португальская "Гайта".

Волынка - народный духовой музыкальный инструмент из нескольких трубок, вделанных в кожаный мешок или пузырь, через который вдувается воздух.

Волы́нка - это традиционный музыкальный духовой инструмент многих народов Европы и Азии.

Волынка представляет собой воздушный резервуар, который обычно делается из телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, формой - в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабженной сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикрепленными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия.

Одна из этих трех трубок с боковыми отверстиями (чантер) служит для наигрывания какой-либо мелодии, а другие две (бурдоны) - басовые, которые настраиваются между собой в чистую квинту. Бурдон подчёркивает остов октавного лада (ладового звукоряда), на основе которого сочиняется мелодия. Высота звучания бурдонных трубок может быть изменена с помощью находящихся в них поршней.

Мешок волынки чаще всего изготавливают из кожи, но иногда встречаются мешки из синтетических материалов.

Некоторые волынки устроены так, что надуваются не ртом, а мехом для нагнетания воздуха, который приводится в движение правой рукой. К таким волынкам относится, например, Uilleann Bagpipe - ирландская волынка.

Существуют и имеют свои особенности шотландская волынка, а также ирландская, итальянская и испанская, французская, мордовская, армянская, чувашская, белорусская... У литовцев волынка называлась "Лабанора дуда", "Дудмайшис". В Грузии волынка называлась Ствири или Гудаствири. Она не имела бурдонных трубок. Мелодических трубок было две. Эстонская волынка называется Торупилль. Мешок ее изготавливали из козьей кожи. Количество трубок – от трех до пяти.

Шотландская волынка - англ. Scotch bag-pipe - "шотландский мешок с трубкой". Этот инструмент был столь популярен, что играющими на волынках стали изображать даже Ангелов. В Италии сложился обычай играть на пиффаро (итальянское название этого инструмента) в праздник Рождества перед изображением Девы Марии с Младенцем. Поэтому на картинах итальянских живописцев на тему "Поклонение пастухов" также можно видеть игру на этих инструментах.

Французская волынка называется мюзет. Ее мех изготавливался преимущественно из ткани.

Изображение волынки присутствует в сценах крестьянских праздников на картинах немецких, голландских и фламандских художников XVI-XVII вв. (рис. 636, 637). В ренессансной живописи на светские сюжеты волынка имеет фаллическую символику. Аналогичный, но несколько смягченный, завуалированный смысл приобрела мюзетта в обиходе французского двора XVII-XVIII вв. Персонажи картин в жанре "Галантных празднеств" (франц. «Fêtes galantes") эпохи французских стилей Регентства и Рококо играют на мюзетте.

Сегодня волынка осталась, пожалуй, только в национальных оркестрах Шотландии и Ирландии. Звук волынки такой громкий и пронзительный, что на ней не рекомендуется играть больше получаса в день. :-)

Волынка на Руси

Волынка была очень популярным на Руси народным инструментом. Делалась из бараньей или воловьей (отсюда и название этого музыкального инструмента) сырой кожи, сверху была трубка для нагнетания воздуха, снизу - две басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию.

Другая версия происхождения названия. В 9-11 веках в состав Киевской Руси входили племена волынян. Из-за того, что название племени очень похоже на название инструмента, некоторые исследователи делают вывод, что инструмент получил свое название по имени этого племени волыняне.

Высшими кругами света волынка игнорировалась: её мелодию считали негармоничной, невыразительной и однообразной, она обычно считалась низким и простонародным инструментом. Поэтому в течение XIX века волынка была постепенно вытеснена более сложными духовыми инструментами типа гармони и баяна.

Как играть на волынке

Через клапанную трубку мешок наполняется воздухом с помощью специального приспособления - мехов или просто ртом. Потом клапан закрывается, и воздух не может через эту трубку выйти обратно.

Нажимая рукой на мешок, музыкант загоняет воздух из него в бурбоны - специальные трубочки с язычками или тростями. Они колеблются, и получаются определенные звуки.

Обычно в волынке бывает от одного до четырех бурбонов. Они создают фоновую мелодию.