Булгаро-татарская и татаро-монгольская точки зрения на этногенез татар

Надо отметить, что кроме языковой и культурной общности, а также общих антропологических черт, историки немалую роль уделяют происхождению государственности. Так, например, началом российской истории считают не археологические культуры дославянского периода и даже не племенные союзы переселившихся в 3-4 веках восточных славян, а Киевскую Русь, сложившуюся к 8 веку. Немалую роль в становлении культуры почему-то уделяют распространению (официальному принятию) монотеистической религии, что произошло в Киевской Руси в 988 г., а в Волжской Булгарии в 922 г. Вероятно, в первую очередь из таких предпосылок произошла булгаро-татарская теория.

Булгаро-татарская теория основывается на положении, что этнической основой татарского народа являлся булгарский этнос, сложившийся в Среднем Поволжье и Приуралье с VIII в. н. э. (в последнее время некоторые сторонники этой теории стали относить появление тюрко-булгарских племен в крае к VIII-VII вв. до н. э. и ранее). Наиболее важные положения этой концепции формулируются следующим образом. Основные этнокультурные традиции и особенности современного татарского (булгаро-татарского) народа сформировались в период Волжской Булгарии (X-XIII вв.), а в последующее время (золотоордынский, казанскоханский и русский периоды) они претерпевали лишь незначительные изменения в языке и культуре. Княжества (султанаты) волжских булгар, находясь в составе Улуса Джучи (Золотой Орды), пользовались значительной политической и культурной автономией, а влияние ордынской этнополитической системы власти и культуры (в частности, литературы, искусства и архитектуры) носило характер чисто внешнего воздействия, не оказавшего заметного влияния на булгарское общество. Важнейшим следствием господства Улуса Джучи стал распад единого государства Волжской Булгарии на ряд владений, а единой булгарской народности - на две этнотерриториальные группы («булгаро-буртасы» улуса Мухша и «булгары» волго-камских булгарских княжеств). В период Казанского ханства булгарский («булгаро-казанский») этнос упрочил ранние домонгольские этнокультурные особенности, которые продолжали традиционно сохраняться (включая и самоназвание «булгары») вплоть до 1920-х гг., когда ему татарскими буржуазными националистами и советской властью был насильственно навязан этноним «татары».

Остановимся несколько подробнее. Во-первых, миграция племен из предгорий Северного Кавказа после распада государства Великая Булгария. Почему в настоящее время болгары – булгары, ассимилированные славянами, стали славянской народностью, а булгары волжские – тюрко-язычная народность, поглотившая жившее до них в этой местности население? Возможно ли, что пришлых булгар было намного больше, чем местных племен? В этом случае постулат о том, что тюркоязычные племена проникли на эту территорию задолго до появления здесь булгар – во времена киммерийцев, скифов, сарматов, гуннов, хазар, выглядит гораздо логичнее. История Волжской Булгарии начинается не с того, что пришлые племена основали государство, а с объединения дверних городов – столиц племенных союзов – Булгара, Биляра и Сувара. Традиции государственности тоже не обязательно исходили от пришлых племен, так как местные племена соседствовали с мощными древними государствами – например, Скифским царством. Кроме того, положение о том, что булгары ассимилировали местные племена противоречит положению о том, что сами булгары не были ассимилированы татаро-монголами. В итоге, булгаро-татарская теория разбивается о то, что чувашский язык гораздо ближе древнебулгарскому, чем татарский. А татары сегодня говорят на тюрко-кипчакском наречии.

Однако не лишена теория и достоинств. Например, антропологический тип казанских татар, особенно мужчин, роднит их с народами Северного Кавказа и указывает на происхождение черт лица – нос с горбинкой, европеоидный тип – именно в гористой местности, а не в степной.

До начала 90-х годов XX века булгаро-татарская теория этногенеза татарского народа активно разрабатывалась целой плеядой ученых, среди которых А. П. Смирнов, Х. Г. Гимади, Н. Ф. Калинин, Л. З. Заляй, Г. В. Юсупов, Т. А. Трофимова, А. Х. Халиков, М. З. Закиев, А. Г. Каримуллин, С. Х. Алишев.

Теория татаро-монгольского происхождения татарского народа, основывается на факте переселения в Европу кочевых татаро-монгольских (центрально-азиатских) этнических групп, которые, смешавшись с кыпчаками и приняв в период Улуса Джучи (Золотой Орды) ислам, создали основу культуры современных татар. Истоки возникновения теории татаро-монгольского происхождения татар следует искать в средневековых летописях, а также в народных легендах и эпосах. О величии основанных монгольскими и золотоордынскими ханами держав, говорится в сказаниях о Чингис-Хане, Аксак-Тимуре, эпосе об Идегее.

Сторонники этой теории отрицают, либо приуменьшают значение Волжской Булгарии и её культуры в истории казанских татар, считая, что Булгария была слаборазвитым государством, без городской культуры и с поверхностно исламизированным населением.

В период Улуса Джучи местное булгарское население было частично истреблено или, сохранив язычество, сдвинулось на окраины, а основная часть подверглась ассимиляции со стороны пришлых мусульманских групп, принесших городскую культуру и язык кипчакского типа.

Здесь опять же следует отметить, что по мнению многих историков кипчаки были непримиримыми врагами с татаро-монголами. Что оба похода татаро-монгольских войск – под руководством Субедея и Бату – была нацелена на разгром и уничтожение кипчакских племен. Иными словами, кипчакские племена в период татаро-монгольского нашествия были истреблены или вытеснены на окраины.

В первом случае, истребляемые кипчаки в принципе не могли стать причиной формирования народности в пределах Волжской Булгарии, во втором случае, теорию нелогично называть татаро-монгольской, поскольку кипчаки не относились к татаро-монголам и были совершенно иным племенем, хоть и тюрко-язычным.

Татаро-монгольской теорию можно назвать, если учесть, что Волжская Булгария была покорена, а затем населена именно татарскими и монгольскими племенами, пришедшими из империи Чингис-хана.

Надо также отметить, что татаро-монголы в период завоеваний были преимущественно язычниками, а не мусульманами, чем обычно объясняется терпимость татаро-монгол к другим религиям.

Поэтому, скорее, булгарское население, узнавшее об исламе в X веке способствовало исламизации Улуса Джучи, а не наоборот.

Археологические данные дополняют фактическую сторону вопроса: на территории Татарстана имеются свидетельства о присутствии кочевых (кипчакских или татаро-монгольских) племен, но расселение таковых наблюдается в южной части района Татарии.

Нельзя однако отрицать, что Казанское ханство, возникшее на обломках Золотой Орды, венчало становление этнической группы татар.

Это крепкое и уже однозначно исламское, что имело для средневековья большое значение, государство способствовало развитию, а в период нахождения под властью России сохранению татарской культуры.

Есть аргумент и в пользу родства казанских татар с кипчаками – языковое наречие относится лингвистами к тюрко-кипчакской группе. Другой аргумент – название и самоназвание народа – «татары». Предположительно от китайского «да-дань», как китайские историки называли часть монгольских (или соседствовавших с монголами) племен на севере Китая

Татаро-монгольская теория возникла в начале XX в. (Н. И. Ашмарин, В. Ф. Смолин) и активно развивалась в трудах татарских (З. Валиди, Р. Рахмати, М. И. Ахметзянов, в последнее время Р. Г. Фахрутдинов), чувашских (В. Ф. Каховский, В. Д. Димитриев, Н. И. Егоров, М. Р. Федотов) и башкирских (Н. А. Мажитов) историков, археологов и лингвистов.

Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения

Тюрко-татарская теория происхождения татарского этноса подчеркивает тюрко-татарские истоки современных татар, отмечает важную роль в их этногенезе этнополитической традиции Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарского каганата, Волжской Булгарии, кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп степей Евразии.

Тюрко-татарская концепция происхождения татар развивается в работах Г. С. Губайдуллина, А. Н. Курата, Н. А. Баскакова, Ш. Ф. Мухамедьярова, Р. Г. Кузеева, М. А. Усманова, Р. Г. Фахрутдинова, А. Г. Мухамадиева, Н. Давлета, Д. М. Исхакова, Ю. Шамильоглу и др. Сторонники данной теории считают, что она наилучшим образом отражает довольно сложную внутреннюю структуру татарского этноса (характерную, впрочем, для всех крупных этносов), соединяет в себе лучшие достижения других теорий. Кроме того, встречается мнение, что одним из первых на сложный характер этногенеза, не сводимый к одному предку, указал М. Г. Сафаргалиев в 1951 году. После того, как в конце 1980-х гг. потерял актуальность негласный запрет на публикацию работ, выходящих за рамки решений сессии АН СССР 1946 года, а также перестали использоваться обвинения в «немарксизме» многокомпонентного подхода к этногенезу, данная теория была пополнена множеством отечественных публикаций. Сторонники теории выделяют несколько этапов формирования этноса.

Этап образования основных этнических компонентов. (середина VI - середина XIII вв.). Отмечается важная роль Волжской Булгарии, Хазарского Каганата и кипчакско-кимакских государственных объединений в этногенезе татарского народа. На данном этапе произошло образование основных компонентов, объединившихся на следующем этапе. Велика роль Волжской Булгарии, заложившей исламскую традицию, городскую культуру и письменность на основе арабской графики (после Х века), сменившая наиболее древнюю письменность - тюркскую рунику. На этом этапе булгары привязывали себя к территории – к земле, на которой селились. Территория расселения была главным критерием отождествления человека с народом.

Этап средневековой татарской этнополитической общности (середина XIII - первая четверть XV вв.). В это время произошла консолидация компонентов, сложившихся на первом этапе, в едином государстве - Улусе Джучи (Золотой Орде); средневековые татары на основе традиций объединённых в одном государстве народов не только создали свое государство, но и выработали свою этнополитическую идеологию, культуру и символы своей общности. Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилых сословий, мусульманского духовенства и формированию в XIV веке татарской этнополитической общности. Этап характеризуется тем, что в Золотой Орде на основе огузо-кыпчакского языка происходило утверждение норм литературного языка (литературный старотатарский язык). Самый ранний из сохранившихся литературных памятников на нём (поэма Кул Гали «Кыйса-и Йосыф») написан в XIII в. Этап завершился с распадом Золотой Орды (XV в.) в результате феодальной раздробленности. В образовавшихся татарских ханствах, началось формирование новых этнических общностей, имевших локальные самоназвания: астраханские, казанские, касимовские, крымские, сибирские, темниковские татары и др. В этот период о сложившейся культурной общности татар может свидетельствовать то, что пока ещё существовала центральная орда (Большая Орда, Ногайская Орда) большинство наместников на окраинах стремились занять этот главный трон, или имели с центральной ордой тесные связи.

После середины XVI века и до XVIII века выделяют этап консолидации локальных этногрупп в составе Русского государства. После присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому государству, усилились процессы миграции татар (так известны массовые переселения с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Кубани в Астраханскую и Оренбургскую губернии) и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами, способствовавшее их языковому и культурному сближению. Этому способствовало наличие единого литературного языка, общего культурного и религиозно-образовательного поля. Объединяющим в определённой степени являлось и отношение Русского государства и русского населения, не различавших этногруппы. Отмечается общеконфессиональное самосознание - «мусульман». Часть локальных этногрупп, вошедших в это время в другие государства (в первую очередь крымские татары) далее развивались самостоятельно.

Период с XVIII до начала XX века, сторонниками теории определяется как становление татарской нации. Как раз тот самый период, о котором упомянуто во введении к данной работе. Выделяют такие этапы формирования нации: 1) С XVIII до середины XIX века - этап «мусульманской» нации, на котором объединяющим фактором выступала религия. 2) С середины XIX века до 1905 года - этап «этнокультурной» нации. 3) С 1905 до конца 1920 гг. - этап «политической» нации.

На первом этапе во благо сыграли попытки различных правителей провести христианизации. Политика христианизации вместо реального перевода населения Казанской губернии из одной конфессии в другую своей непродуманностью способствовала цементированию ислама в сознании местного населения.

На втором этапе, после реформ 1860-х годов началось развитие буржуазных отношений, которые способствовали бурному развитию культуры. В свою очередь её составляющие (система образования, литературный язык, книгоиздание и периодическая печать) завершили утверждение в самосознании всех основных этнотерриториальных и этносословных групп татар представления о принадлежности к единой татарской нации. Именно этому этапу татарский народ обязан появлением Истории Татарстана. За указанный промежуток времени татарская культура успела не только восстановиться, но и достигла определенного прогресса.

Со второй половины XIX в., начинает формироваться современный татарский литературный язык, к 1910-м годам полностью вытеснивший старотатарский. На консолидацию татарской нации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар из Волго-Уральского региона.

Третий этап с 1905 до конца 1920 гг. - это этап «политической» нации. Первым проявлением были требования культурно-национальной автономии, высказанные во время революции 1905-1907 гг. В дальнейшем были идеи Штата Идель-Урал, Татаро-Башкирской СР, создание Татарской АССР. После переписи 1926 года исчезают остатки этносословного самоопределения, то есть исчезает социальная прослойка «татарская знать».

Отметим, что тюрко-татарская теория – самая обширная и структурированная из рассмотренных теорий. Она действительно охватывает множество аспектов складывания этноса в целом и татарского этноса в частности.

Кроме основных теорий этногенеза татар, существуют ещё альтернативные. Одна из самых интересных - чувашская теория происхождения казанских татар.

Большинство историков и этнографов так же, как и авторы рассмотренных выше теорий, ищут предков казанских татар не там, где этот народ проживает в настоящее время, а где-то далеко за пределами территории нынешнего Татарстана. Точно также возникновение их и оформление, как самобытной народности, относят не к той исторической эпохе, когда это имело место, а к более древним временам. В действительности же есть полное основание считать, что колыбелью казанских татар является их настоящая родина, то есть область Татарской Республики на левобережье Волги между рекой Казанкой и рекой Камой.

Есть убедительные доводы в пользу также того, что казанские татары возникли, оформились как самобытная народность и размножились за исторический период, продолжительность которого охватывает эпоху от основания Казанского татарского царства ханом Золотой Орды Улу-Магометом в 1437 г. и вплоть до Революции 1917 года. Причем предками их были не пришлые «татары», а местные народности: чуваши (они же волжские булгары), удмурты, марийцы, и возможно также не сохранившиеся до настоящего времени, но обитавшие в тех краях, представители и других племен, включая говоривших на языке, близком к языку казанских татар.
Все эти народности и племена видимо обитали в тех лесистых краях с незапамятных исторических времен, а частично возможно также переселились из Закамья, после нашествия татаро-монгол и разгрома Волжской Булгарии. По характеру и уровню культуры, а также образу жизни, эта разноплеменная народная масса, до возникновения Казанского ханства во всяком случае, мало отличалась друг от друга. Точно также и религии у них были схожие и состояли в почитании различных духов и священных рощь – киреметий – мест молений с жертвоприношениями. В этом убеждает то обстоятельство, что вплоть до революции 1917 г. сохранились в той же Татарской Республике, например, около с. Кукмор, селение удмуртов и марийцев, которых не коснулось ни христианство, ни мусульманство, где до последнего времени люди жили по древним обычаям своего племени. Кроме того, в Апастовском же районе Татарской Республики, на стыке с Чувашской АССР есть девять кряшенских селений и в их числе д. Суринское и д. Стар. Тябердино, где часть жителей еще до Революции 1917 г. была «некрещеными» кряшенами, дожив, таким образом, до Революции вне как христианской, так и мусульманской религий. Да и принявшие христианство чуваши, марийцы, удмурты и кряшены числились в ней только формально, а продолжали жить по древней старине до последнего времени.

Попутно отметим, что существование почти в наше время «некрещеных» кряшенов ставит под сомнение очень распространенную точку зрения, что кряшены возникли в результате насильственной христианизации татар мусульман.

Приведенные выше соображения позволяют сделать предположение, что в Булгарском государстве, Золотой Орде и в значительной степени Казанском ханстве мусульманство было религией правящих классов и привилегированных сословий, а простой народ, или большая часть его: чуваши, марийцы, удмурты и пр. жила по старинным дедовским обычаям.
Теперь посмотрим, как при тех исторических условиях могла возникнуть и размножиться народность казанских татар, какими мы их знаем в конце XIX и начале XX веков.

В середине ХV в., как уже упоминалось, на левом берегу Волги появился свергнутый с трона и сбежавший из Золотой Орды, хан Улу-Магомет с сравнительно небольшим отрядом своих татар. Он покорил и подчинил себе местное чувашское племя и создал феодально-крепостническое Казанское ханство, в котором привилегированным сословием были победители, мусульмане-татары, а крепостным простонародием - покоренные чуваши.

В последнем издании Большой Советской Энциклопедии более подробно о внутреннем устройстве государства в окончательно оформившемся периоде его читаем следующее: «Казанское ханство, феодальное государство в Среднем Поволжии (1438-1552 г.), образовавшееся в результате распада Золотой Орды на территории Волжско-Камской Булгарии. Основателем династии Казанских ханов был Улу-Мухаммед.»

Высшая государственная власть принадлежала хану, но направлялась советом крупных феодалов (диваном). Верхушку феодальной знати составляли карачи, представители четырех знатнейших родов. Далее шли султаны, эмиры, ниже их - мурзы, уланы и воины. Большую роль играло мусульманское духовенство, владевшее обширными вакуфными землями. Основная масса, населения состояла из «черных людей»: свободных крестьян, плативших ясак и другие подати государству, феодально-зависимых крестьян, крепостных из военнопленных и рабов. Татарские дворяне (эмиры, беки, мурзы и пр.) едва ли были очень милостивы к своему крепостному люду, к тому же иноплеменному и иноверному. Добровольно или же преследуя цели, связанные с какой-то выгодой, но со временем простой народ начал перенимать от привилегированного сословия его религию, что было связано с отказом от своей национальной самобытности и с полным изменением быта и образа жизни, согласно требования новой «татарской» веры – ислама. Этот переход чуваш в магометанство было началом формирования народности казанских татар.

Возникшее на Волге новое государство просуществовало всего только около ста лет, в течение которых почти не прекращались набеги на окраины Московского государства. Во внутренней государственной жизни происходили частые дворцовые перевороты и на ханском троне оказывались ставленники: то Турции (Крым), то Москвы, то Ногайской Орды и т.п.
Процесс формирования казанских татар упомянутым выше путем из чувашского, а отчасти и из других, народностей Поволжья происходил в течение всего периода существования Казанского ханства, не прекратился после присоединения Казани к Московскому государству и продолжался до начала ХХ в., т.е. почти до нашего времени. Казанские татары росли в числе не столько в результате естественного прироста, сколько в результате отатаривания других народностей края.

Приведем еще один довольно интересный довод в пользу чувашского происхождения казанских татар. Оказывается луговые мари и теперь называют татар «суас». Луговые мари испокон веков близко соседствовали с той частью чувашского народа, которая обитала на левом берегу Волги и отатарилась в первую очередь, так что в тех местах уже давно не осталось ни одного чувашского селения, хотя по историческим сведениям и писцовым записям Московского государства их там было много. Марийцы не замечали, особенно в начале, каких либо изменений у соседей в результате появления у них еще одного бога – Аллаха и навсегда сохранили в своем языке для них былое название. А вот для далеких соседей – русских с самого начала образования Казанского царства не было никакого сомнения в том, что казанские татары это те же, оставившие о себе у русских печальную память, татаро-монголы.

В течение всей сравнительно короткой истории этого «ханства» продолжались непрерывные набеги «татар» на окраины Московского государства, причем первый хан Улу-Магомет в этих набегах провел весь остаток жизни. Эти набеги сопровождались опустошением края, грабежами мирного населения и угоном его «в полон», т.е. происходило все в стиле татаро-монголов.



Каждый народ имеет свои отличительные черты, которые позволяют почти без ошибок определить национальность человека. Стоит заметить, что азиатские народы весьма схожи между собой, поскольку все являются потомками монголоидной расы. Как можно определить татарина? Чем отличается внешность татар?

Уникальность

Без сомнения, каждый человек уникален, независимо от национальной принадлежности. И всё-таки имеются некие общие черты, которые объединяют представителей расы или национальности. Татар принято относить к так называемой алтайской семье. Это тюркская группа. Предки татар были известны как земледельцы. В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика.

Внешность татар и изменения, которые нынче проявляются у них, вызваны во многом ассимиляцией со славянскими народами. И правда, среди татар иногда обнаруживают светловолосых, порой даже рыжих представителей. Этого, например, нельзя сказать об узбеках, монголах или таджиках. Имеют ли особенности глаза татар? У них не обязательно имеется узкий разрез глаз и смуглая кожа. Есть ли некие общие черты внешности татар?

Описание татар: немного истории

К числу наиболее древнейших и многолюдных этносов относятся татары. В Средние века упоминания о них будоражили всех вокруг: на востоке от берегов Тихого океана и до Атлантического побережья. Самые разные ученые включали упоминания об этом народе в свои труды. Настроение этих записей было явно полярное: одни писали с упоением и восхищением, другие же ученые выказывали страх. Но объединяло всех одно — никто не оставался равнодушным. Совершенно очевидно, что именно татары оказали огромное влияние на ход развития Евразии. Им удалось создать самобытную цивилизацию, которая воздействовала на самые разные культуры.

В истории татарского народа были как взлеты, так и падения. Периоды мира сменялись жестоким временем кровопролития. Предки современных татар приняли участие в создании сразу нескольких сильных государств. Несмотря на все превратности судьбы, им удалось сохранять как свой народ, так и самобытность.

Этнические группы

Благодаря трудам антропологов стало известно, что предками татар были не только представители монголоидной расы, но и европейцы. Именно этот фактор обусловил разнообразие во внешности. Более того, самих татар принято разделять на группы: крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские. Поволжско-сибирские татары, черты лица которых имеют наибольшие признаки монголоидной расы, отличаются следующими признаками: темные волосы, ярко выраженные скулы, карие глаза, широкий нос, складка над верхним веком. Представители этого типа немногочисленны.

Лицо поволжских татар продолговатое, скулы не слишком выражены. Глаза большие и серые (или карие). Нос с горбинкой, восточного типа. Телосложение правильное. Вообще мужчины этой группы достаточно рослые и выносливые. Кожа у них не смуглая. Такова внешность татар с Поволжья.

Казанские татары: внешность и обычаи

Облик казанских татар описывается так: крепко сложенный сильный мужчина. От монголов заметен широкий овал лица и несколько суженный разрез глаз. Шея короткая и крепкая. Мужчины редко носят густую бороду. Подобные особенности объясняются слиянием татарской крови с разными финскими народностями.

Брачный обряд не похож на религиозное действо. От религиозности — лишь чтение первой главы Корана да особая молитва. После брака молодая девушка не сразу переселяется в дом своего супруга: еще год она будет жить в своей семье. Любопытно, что её новоиспеченный муж приходит к ней как гость. Татарские девушки готовы ждать своего возлюбленного.

Лишь немногие имеют двух жен. И в тех случаях, когда это происходит, есть свои причины: например, когда первая уже состарилась, а вторая — более молодая — теперь ведёт домашнее хозяйство.

Наиболее часто встречаются татары европейского типа — обладатели русых волос и светлых глаз. Нос узкий, орлиный или с горбинкой. Рост невысокий — у женщин около 165 см.

Особенности

В характере мужчины-татарина были замечены некоторые особенности: трудолюбие, чистоплотность и гостеприимство граничат с упрямством, самолюбием и равнодушием. Уважение к старшим — вот что особенно отличает татар. Было отмечено, что представители этого народа склонны руководствоваться разумом, подстраиваются под ситуацию, законопослушны. Вообще синтез всех этих качеств, особенно трудолюбия и упорства, делает мужчину-татарина очень целеустремлённым. Такие люди способны добиваться успеха в карьере. Работу доводят до конца, имеют привычку добиваться своего.

Чистокровный татарин стремится получать новые знания, проявляя завидную усидчивость и ответственность. У крымских татар отмечается особое равнодушие и спокойствие в стрессовых ситуациях. Татары весьма любопытны и разговорчивы, а вот во время работы упорно молчат, видимо, чтобы не потерять концентрацию.

Одна из характерных черт — чувство собственного достоинства. Проявляется в том, что татарин считает себя особенным. Как следствие наблюдается некое высокомерие и даже надменность.

Чистоплотность выделяет татар. В своих жилищах они не терпят беспорядка и грязи. Причем это не зависит от финансовых возможностей — как богатый, так и бедный татарин ревностно следит за чистотой.

Мой дом — твой дом

Татары — народ очень гостеприимный. Готовы принимать у себя человека, независимо от его статуса, веры или национальной принадлежности. Даже при скромном достатке они проявляют радушное гостеприимство, готовые разделить с гостем скромный обед.

Огромной любознательностью выделяются татарские женщины. Их привлекает красивая одежда, они с интересом наблюдают за людьми других национальностей, следят за модой. Татарки весьма привязаны к своему дому, посвящают себя воспитанию детей.

Татарские женщины

Какое же удивительно создание — татарская женщина! В её сердце заложена безмерная, глубочайшая любовь к своим близким, к детям. Её предназначение — нести мир людям, служить образцом миролюбия и нравственности. Женщину-татарку отличают чувство гармонии и особая музыкальность. Она излучает некую одухотворенность и благородство души. Внутренний мир татарки полон богатств!

Татарские девушки с юных лет нацелены на крепкий, долговечный брак. Ведь они хотят любить мужа и воспитывать будущих детей за прочными стенами надежности и доверия. Недаром гласит татарская поговорка: «Женщина без мужа, что конь без узды!» Слово мужа для неё — закон. Хотя остроумные татарки дополняют — на любой закон, однако, найдется и своя поправка! И всё же это преданные женщины, которые свято чтят традиции и обычаи. Однако не надейтесь увидеть татарку в черной парандже — это стильная дама, которой свойственно чувство собственного достоинства.

Внешность татар весьма ухоженная. У модниц в гардеробе можно наблюдать стилизованные вещи, которые подчеркивают её национальную принадлежность. Вот, к примеру, есть обувь, которая имитирует читек — национальные кожаные сапожки, которые надевают татарские девушки. Еще один пример — аппликации, где узоры передают потрясающую красоту земной флоры.

А что к столу?

Женщина-татарка — прекрасная хозяйка, любящая, гостеприимная. Кстати, немного о кухне. Национальная кухня татар достаточно предсказуема в том, что основу главных блюд нередко составляют тесто и жир. Даже много теста, много жира! Конечно, это далекое не самое здоровое питание, хотя гостям, как правило, предлагаются экзотические блюда: казылык (или вяленая конина), губадия (представляет собой слоеный пирог с большим разнообразием начинок, от творога до мяса), талкыш-калева (невероятно калорийный десерт из муки, масли и меда). Запить же всё это богатое угощение можно айраном (смесь катыка и воды) или традиционным чаем.

Подобно мужчинам-татарам, женщины отличаются целеустремлённостью и настойчивостью в достижении целей. Преодолевая трудности, они проявляют смекалку и находчивость. Всё это дополняется большой скромностью, щедростью и добротой. Поистине, татарская женщина — это прекрасный дар свыше!

В разделе на вопрос Какое место по численности занимают татары? В России, в мире? заданный автором Двутавровый лучший ответ это Татары - основное население Республики Татарстан (1.765,4 тыс.чел.), в Башкортостане проживает - 1.120,7 тыс.чел., в Удмуртии - 110,5 тыс.чел., Мордовии - 47,3 тыс.чел., в Республике Марий Эл - 43,8 тыс., Чувашии - 35,7 тыс.чел. В целом, основная часть татарского населения - более 4/5 живет в Российской Федерации (5.522 тыс.чел), занимая по численности второе место.
Кроме того, значительное количество татар живет в странах СНГ: в Казахстане 327,9 тыс.чел., Узбекистане - 467,8 тыс.чел., Таджикистане - 72,2 тыс.чел., Киргизии - 70,5 тыс.чел., Туркмении - 39,2 тыс.чел., Азербайджане - 28 тыс.чел., на Украине - 86,9 тыс.чел., в странах Балтии (Литве, Латвии и Эстонии) около 14 тыс.чел. Имеется также значительная диаспора во всем остальном мире (Финляндия, Турция, США, Китай, Германия, Австралия и др.). Ввиду того, что отдельного учета количества татар в других странах никогда не велось, трудно определить общую численность татарского населения за рубежом (по разным подсчетам от 100 до 200 тыс.чел.).
Источник: В мире - очень много. Сунитов - запад тоже считает татарским этносом

Ответ от Просо [новичек]
и чё ты тут националист что ли? нехуй за чужую нацию чё то рассказывать когда не знаешь правды


Ответ от Просачиваться [новичек]
1 место занимают татары


Ответ от Ђихонов Роман [новичек]
Да да и наместников ВЫ назначали из рода Русских князей даже если отец приговорен, то сына все равно к правлению допускали. Не надо себе льстить. Вы довольно таки умелые партнеры Росенов - не больше и не меньше. В США после заселения испанцами через 300 лет все говорили на их языках, а через 300 лет никто не знает ни одного Татарского слова))


Ответ от Jq [новичек]
Такое создается впечатление, что никто ничего не знает, сколько в РФ проживает русских, татар, мигрантов как легальных и нелегалов и др. народностей. Все на глазок и обман. США лучше знает о нас, нежели наши правилы


Ответ от Желтков Алексей [активный]
В России татары занимают второе место (около 6 миллионов). В мире сложно сказать. В целом в мире проживает около 8 млн. татар. В Москве татарская диаспора является наиболее многочиленной и считается наиболее влиятельной. Различают крымских, астраханских, нижегородских и т.д. татар. В самом Татарстане татары по численности стоят на втором месте после русских (разрыв минимален).

Особенностью татарской национальности выступает отсутствие ярко выраженных черт внешности, что позволило бы безошибочно отличить ее представителей от других народов. Их облик различен, в зависимости от этнической группы, к которой они принадлежат. Однако антропология все же выделяет признаки, как выглядят татары, с учетом характерных особенностей.

Как определить татарина: типичные черты национальности

Татары (самоназвание «татарлар») относятся к тюркской группе, белой расе. С древнейших времен многолюдный этнос воздействовал на развитие Евразии. История Средних веков повествует, как нация держала в напряжении обширную территорию от Тихого океана до Атлантического побережья.

Разнообразие типов внешности народа обусловлено его происхождением, поскольку среди предков татар были представители как монголоидной, так и европейской расы. Этим же объясняется распространенность и многолюдность нации.

Смешанность расы, к какой относятся татары, позволяет видеть среди ее представителей темноволосых и светлых, рыжих, кареглазых, с серыми глазами и так далее.

В зависимости от того, откуда произошли и где живут, выделяют множество видов данной национальности.

К ним относятся:

  • казанские;
  • касимовские;
  • сибирские;
  • астраханские;
  • пермские;
  • крымские татары;
  • мишари;
  • тептяри;
  • кряшены;
  • нагайбаки и прочие.

Численность нации в России на 2010 год, согласно данным википедии, 5,3 миллиона человек. В процентном соотношении показатель, сколько татар от общего числа населения, составляет 3,87%. По распространенности в РФ национальность признана второй после русских. В мире насчитывается около миллиона татар, они составляют более половины населения Республики Татарстан (53%), а в США, согласно статистике, живут только 2-7 тысяч человек.

Представители нации говорят на татарском языке, какой включает западный и казанский диалекты. В религии народа встречаются мусульмане, православные христиане (Кряшены) или атеисты (нет веры в Бога). Преимущественно в своем вероисповедании татары принадлежат к суннитам, а не к шиитам.

Помогает определить национальность по чертам лица характеристика антропологических типов.

У татар их выделяют 4:


Для каждого из них характерны черты, представленные на фото.

Форма головы

Для татар характерны мезокефалия или суббрахикефалия (черепной указатель 76-80), то есть преимущественно встречается среднеголовость, умеренно длинный и широкий череп и овал лица.

Монголоидному типу свойственна брахикефалия, то есть короткоголовость. При этом лицо широкое и уплощенное.

На фото изображен телеведущий Алмаз Гараев и актер и телеведущий Тимур Батрутдинов.

Алмаз Гараев

Тимур Батрутдинов

Глаза

Считается, что для татар характерны монгольский разрез глаз, их узкая форма. Однако это необязательно, преимущественно эпикантус встречается у монголоидного типа, слабо развит у сублапоноидного.

Остальным антропологическим типам такие признаки несвойственны.

Цвет варьируется: татары встречаются голубоглазые, с карими глазами. Но наиболее распространенными считаются зеленые.

На фото представлен певец, актер и режиссер Дмитрий Бикбаев.

По его внешности сложно определить татарина.

Более характерный типаж представлен ниже - певец, актер, композитор, продюсер, кинорежиссер Ренат Ибрагимов.

Нос

Форма органа обоняния у татар разнообразна. Обычно нос широкий, с прямой спинкой или невыраженной горбинкой. Для понтийского типа характерен опущенный кончик, для монголоидного и сублапоноидного - низкое переносье.

На фото изображены певец, актер, предприниматель, композитор, продюсер Тимати (Тимур Юнусов) и успешный теннисист Марат Сафин.

Марат Сафин

Волосы

Преимущественно для татар характерен черный цвет волос. Но в отличие от узбеков, монголов, таджиков, встречаются и светловолосые представители национальности. У татар возможен русый и рыжий цвет.

На фотографиях изображены российский футболист Руслан Нигматуллин и актер Марат Башаров.

Руслан Нигматуллин

Марат Башаров

Внешность татар

Обобщенный образ, какими бывают татары, представляет человека среднего роста со смешанной пигментацией глаз и волос, умеренно широким овалом лица, носом прямым или с горбинкой. Мужчины выделяются крепко сложенным телом, коренастостью, женщины, наоборот, хрупкостью.

Внешность татар иногда значительно отличается, в зависимости от принадлежности к определенному этносу.

Казанских

Среди татар данной этнической группы часто наблюдаются европейские черты внешности: русые волосы, иногда рыжие, светлые глаза, узкий нос, прямой или с горбинкой. Такой типаж сходен со славянами.

От монголов может присутствовать широкий овал лица и суженные глаза.

Для мужчин характерен средний рост, крепкое телосложение, короткая шея. Это обусловлено смешением крови с финскими народностями.

На картинке изображены казанские татары-знаменитости.

Крымских

Татары этой группы появились в XV веке. Живут ее представители на юге Украины, в России, Румынии, Турции, Узбекистане (куда депортированы из Крыма в середине XX века).

Чистокровным крымским татарам присуща внешность, близкая к славянской. Настоящие представители нации имели высокий рост, русые или рыжие волосы, светлые глаза и кожу.

Однако соседство с азиатами внесли характерные черты в образ национальности. Многие татары приобрели соответствующий тип лица, темные волосы и глаза, смуглость.

После возврата в Крым народ возрождает утерянные самобытные обычаи и традиции.

На фото представлены крымские и казанские татары, где прослеживаются черты, чем между собой отличаются этнические группы.

Урала

История татар на Южном Урале мало изучена, сегодня Челябинская область насчитывает огромное количество общин.

Антропологический тип представителя национальности представлен на рисунке.

Часто встречаются темные волосы и глаза, возможно зауженные, широкий овал лица и нос, выделяющиеся скулы, большие уши.

Поволжских

Для татар этой группы свойственны признаки монголоидной расы. Это проявляется темными волосами, серыми или карими глазами со складкой на верхнем веке, широким носом, иногда с горбинкой, обычно светлой кожей.

Мужчины отличаются крепким телосложением, ростом выше среднего.

Сибирских

Характерна восточная внешность, которую визуально легко отличить от русской. Свойственна смесь европеоидного и монголоидного типов. Иногда внешность сибирских татар сравнима с узбекской.

У представителей национальности отмечаются темные волосы и глаза, выделяющиеся скулы, широкий нос восточного типа. Телосложение правильное, мужчинам характерны крепость и выносливость.

Горьковских (Нижегородских)

Выступают субэтносом татар-мишарей. Их характерный признак - цокающий нижегородский говор. Живут в Нижнем Новгороде, Дзержинске и татарских селах.

Преобладает понтийский антропологический тип внешности, проявляющийся темной или смешанной пигментацией глаз и волос, носом с горбинкой и опущенным кончиком, средним ростом. Возможны европеоидные черты, отличающиеся от предыдущих светлым цветом волос и глаз. Монголоидный тип внешности немногочислен.

Астраханских

Группа татар, сформированная на территории современной Астраханской области. Считаются потомками тюркоязычного населения Золотой Орды, имеют свой диалект.

В ходе исторического развития народность испытала влияние ногайцев.

Для внешности астраханских татар более свойственны монголоидные черты, чем европеоидные. Отмечается темный цвет волос и глаз, некоторая их узость, широкие овал лица и нос.

Как выглядят татарки

Черты внешности представительницы слабого пола татарской национальности схожи с таковыми у мужчин. Большинство из них имеют европейский этнос, однако и монголоидный тип распространен часто.

На фото представлены различные типажи татарской внешности: известная журналистка и телеведущая Лилия Гильдеева и красавица Мисс «Молодежь Татарстана-2012» Альбина Замалеева.

Лилия Гильдеева

Альбина Замалеева

Лицо

Для девушек татарочек характерны округлый овал лица, невыраженный прищур глаз, возможно наличие эпикантуса. Их цвет варьируется от голубого до черного. Чаще встречаются зеленые глаза.

На фото представлена певица АсылъЯр (Алсу Зайнутдинова).

В ее биографии отмечено, что она самая первая в истории, кто исполнил песню на татарском языке на Международном конкурсе «Евровидение».

Цвет волос также разнообразен, среди татарок наблюдаются блондинки, брюнетки, шатенки, рыжие.

На фото представлены Олимпийская чемпионка, Европы, России по художественной гимнастике, депутат Государственной думы Алина Кабаева и модель Диана Фархуллина.

Алина Кабаева

Диана Фархуллина

В зависимости от типа внешности, кожа смуглая или светлая. Часто она белее, чем у представительниц славянской национальности.

Фигура

Большинству татарских женщин свойственны стройные фигуры, хрупкость и изящество. Пример этому - актриса театра и кино Чулпан Хаматова.

Рост у татарок средний, около 165 сантиметров, длинные ноги нехарактерны. Некоторым представительницам нации присуща квадратность фигуры: широкие плечи наряду с такими же бедрами. Подчеркивает красоту татарских женщин узкая талия.

На фотографии изображена знаменитая фотомодель Ирина Шейк (Шайхлисламова), татарка по отцовской линии.

Особенности характера и менталитета

Чтобы понять, кто такие татары, важно знать от кого они произошли. Происхождение наложило отпечаток на их внешность и образ жизни.

Кратко теория, откуда взялись татары, называет местом формирования корней нации древнее государство Волжскую Булгарию. Их предками выступают булгары. Тюркско-булгарский этнос пришел с азиатских степей и осел в Среднем Поволжье. В X-XIII веках народность создала собственную государственность. Преимущественно идет речь о волго-уральской группе, другие разновидности рассматриваются как отдельные общности. Например, теория татаро-монгольского происхождения уменьшает или даже отрицает участие Волжской Булгарии в истории казанских татар.

Часто возникает спор о том, что татары - это все-таки азиаты или европейцы. Он обусловлен расовым смешением. Генетики утверждают, что нация в большинстве своем европеоиды, в меньшинстве - монголоиды.

На фото изображены парни и девушки татары в национальных костюмах.

На менталитет и культуру народа влияет его религия - они исповедуют ислам, который приняли 21 мая 922 года.

Характер мужчины татарина отличается упрямством, равнодушием. Однако при этом он трудолюбив, гостеприимен, обладает чувством собственного достоинства, что иногда воспринимается как самолюбие и высокомерие. Крымских татар выделяет спокойствие, предприимчивость в стрессовых ситуациях. Они карьеристы, стремятся к знаниям и новым возможностям.

Какие мужчины татары в отношениях, обусловлено их характером: они надежны, разумны, законопослушны, целеустремленны. Религия допускает многоженство, но оно встречается крайне редко. Обычно вторую жену, более молодую, приводят в дом для помощи в быту, когда состарилась первая.

Жена татарка послушна и покорна мужу, предана в любви, с детства девушек настраивают на долговечный и единственный брак. Женщины любознательны, чистоплотны, гостеприимны, внимательны к людям, любят готовить и воспитывать детей. Среди блюд, что едят татары, выделяются казылык (вяленая конина), губадия (слоеный пирог), талкыш калеве (десерт), чак-чак. Основу кулинарных шедевров составляют тесто и толстый слой жира.

Татарские женщины следят за модой, интересуются новинками и любят красивую одежду: несмотря на покорность мужу, верность обычаям и традициям, в черной парандже ее не встретить.

На фото изображена певица Алсу (Сафина/Абрамова).

Считается, что татарки страстные в постели, а мужчины искусные любовники.

Религия не запрещает браков с иноверцами, поэтому встречаются жена татарка, муж русский и наоборот. Такие семьи вполне счастливы, каждый из членов придерживается своих религиозных убеждений. От смеси русских и татар рождаются метисы. Дети смешанных кровей часто внешне симпатичные, соединяя в себе черты 2 национальностей.

Интересным фактом выступает появление у некоторых грудничков признака принадлежности к монголоидной расе - специфического пятна (монгольского). Такая татарская отметина у ребенка представляет собой синеватый участок кожи на ягодицах, крестце, бедрах.

Иногда его принимают за синяк, хотя это считается признаком восточной крови. С возрастом пятно исчезает.

Татаров выделяет поклонение и уважение к старшим.

Интересен брачный обряд. После свадьбы парень и девушка не живут вместе еще год. Считается правильно, что в это время молодая остается с родителями, а муж (по-татарски слово звучит «ир») приходит в качестве гостя.

Отличия от других наций

Сопоставив между собой внешности татар и сходных народов, выделяют идентичные и отличительные черты.

Например, башкиры тоже относятся к тюркской семье, имеют сходный язык и придерживаются той же религии. Однако во внешности различия присутствуют. Татарам преимущественно характерны европеоидные черты, башкирам - монголоидные.

Башкирка

Есть теория, что евреям присуще сходство с татарами. Это обусловлено похожим строением ДНК. Приверженцы гипотезы считают, что большинство ашкеназских евреев не относилось к Израилю и являются тюрками.

Общее присутствует между татарами и турками. Это их принадлежность к тюркским народам.

Также тесную связь татары имеют с казахами. Раньше они причислялись к одному народу, связанному тюркской общностью. Однако по внешности национальности отличить несложно.

Для визуального сравнения на картинке представлены антропологические типы различных народов.

Стереотипы

О татарском народе сложено множество стереотипов, правых и неверных, которые себя изжили или по сей день выступают их отличительными чертами.

  • Незваный гость хуже татарина! - фразеологизм относится ко времени, когда русские пребывали под гнетом ига. Татары были жестокими захватчиками, проявляли насилие, свирепость. Русские соответственно считали их противным народом и ненавидели всем сердцем. Поэтому незваный гость в пословице выступает неожиданным захватчиком, как татарва, как их пренебрежительно называли на Руси.
  • Татары хитрые и скупые. Народу характерны бережливость, они не любят транжирить средства. Татарин рачителен и зажиточен, создает себе комфортные условия жизни, с умом распоряжаясь финансами.
  • Самолюбие и высокомерие. Иногда татары называют себя особенными, обосновывая тем, что великим людям присущи их корни. Это выступает причиной, почему представителей нации не любят. Однако превознести свой народ и считать лучше других свойственно и иным национальностям.
  • Любители чая. Без напитка не проходит ни одно мероприятие или встреча.
  • Гостеприимство . Татары доброжелательны и любознательны. Они рады принять в доме гостей. Хозяева поставят на стол изысканные татарские лакомства и поддержат приятную беседу

Татары - титульный народ Республики Татарстан, которая включена в состав Российской Федерации. Это тюркская этногруппа, имеющая множество субэтносов. Ввиду широкого расселения по регионам России и соседних стран, оказали влияние на их этногенез, ассимилируясь с местным населением. Внутри этноса имеется несколько антропологических типов татар. Татарская культура наполнена необычными для русских национальными традициями.

Где живут

Примерно половина (53% общей массы) татар проживает в Республике Татарстан. Другие расселены по остальной территории России. Представители народа живут в районах Средней Азии, Дальнего Востока, Поволжье, Сибири. По территориально-этническому признаку народ делится на 3 большие группы:

  1. Сибирские
  2. Астраханские
  3. Живущие в Среднем Поволжье, Приуралье.

В последнюю группу входят: казанские татары, мишари, тептяри, кряшены. К другим субэносам относятся:

  1. Касимовские татары
  2. Пермские татары
  3. Польско-литовские татары
  4. Чепецкие татары
  5. Нагайбаки

Численность

Всего в мире насчитывается 8 000 000 татар. Из них около 5,5 млн живут в России и субъектах РФ. Это второе место по численности после граждан русской национальности. При этом в Татарстане находится 2 000 000 человек, Башкортостане 1 000 000. Небольшое количество переехало в соседние с Россией регионы:

  • Узбекистан - 320 000;
  • Казахстан - 200 000;
  • Украина - 73 000;
  • Киргизия - 45 000.

Незначительное число живет в Румынии, Турции, Канаде, США, Польше.

Казань - столица Татарстана

Язык

Государственным языком Татарстана является татарский. Он относится к поволжско-кыпчакской подгруппе тюркской ветви алтайских языков. Представители субэтносов разговаривают на своих диалектах. Наиболее близкими являются речевые особенности народов Поволжья и Сибири. В настоящее время татарская письменность основана на кириллице. До этого применялась латиница, а в средние века основой письменности были арабские символы.

Религия

Подавляющее большинство татар - мусульмане, исповедующие ислам суннитского направления. Также встречаются православные христиане. Небольшая часть считает себя атеистами.

Название

Самоназвание нации - татарлар. Ясной версии происхождения термина «татары» нет. Существует несколько версий этимологии этого слова. Основные из них:

  1. Корень тат , означающий «испытывать», плюс суффикс ар - «получающий опыт, советник».
  2. Производная от татувлы - «мирный, союзник».
  3. На некоторых диалектах тат обозначает «иноземец».
  4. На монгольском слово татари означает «плохо разговаривающий».

Согласно двум последним версиям, этими словами называли татар другие племена, которые не понимали их язык, для которых они были чужеземцами.

История

Первые свидетельства о существовании татарских племен нашли в тюркских летописях. Также о татарах упоминают китайские источники как о людях, живших по берегам Амура. Они относятся к 8-10 векам. Историки считают, что предки современных татар образовались при участии хазарских, половских кочевников, племен, населявших Волжскую Булгарию. Они объединились в одну общность со своей культурой, письменностью, языком. В 13 веке была создана Золотая Орда - могущественное государство, имевшее разделение на сословия, аристократию, духовенство. К 15 веку оно распалось на отдельные ханства, которые дали начало формированию субэтнических групп. В более позднее время началась массовая миграция татар по территории Русского государства.
В результате генетических исследований выяснилось, что у разных татарских субэтносов не было общих прародителей. Также наблюдается большое разнообразие генома внутри подгрупп, из чего можно сделать вывод о влиянии на их создание множества народов. У некоторых этногрупп велик процент генома кавказских национальностей, в то время как азиатский почти отсутствует.

Внешность

Татары разных этногрупп имеют различный внешний вид. Это обусловлено большим генетическим разнообразием типов. Всего выявлено 4 вида представителей народа по антропологическому признаку. Это:

  1. Понтийский
  2. Сублапоноидный
  3. Монголоидный
  4. Светлый европейский

В зависимости от антропологического типа люди татарской национальности имеют светлую или темную кожу, волосы и глаза. Представители сибирской этногруппы наиболее схожи с азиатами. У них широкое плоское лицо, узкий разрез глаз, расширенный нос, верхнее веко со складкой. Кожа смуглая, волосы жесткие, черные, темный цвет радужки. Они невысокого роста, приземистые.


Поволжские татары имеют овальное лицо, светлую кожу. Их отличает наличие горбинки на носу, доставшейся, видимо, от кавказских народов. Глаза большие, серые или карие. Мужчины высокого роста, с хорошим телосложением. Встречаются голубоглазые и светловолосые представители этой группы. Казанские татары имеют средне-смуглую кожу, карие глаза, темные волосы. У них правильные черты лица, прямой нос, четко очерченные скулы.

Жизнь

Основными занятиями татарских племен были:

  • пашенное земледелие;
  • пастбищно-стойловое животноводство;
  • огородничество.

На полях выращивали коноплю, ячмень, чечевицу, пшеницу, овес, рожь. Земледелие было трехпольного типа. Скотоводство выражалось в разведении овец, коз, быков, лошадей. Это занятие позволяло получать мясо, молоко, шерсть, шкуры для пошива одежды. Лошади и быки использовались как тягловые животные и для передвижения. Также выращивали корнеплоды, бахчевые культуры. Было развито пчеловодство. Охотой занимались отдельные племена, в основном живущие на Урале. Рыболовство было распространено у этногрупп, населявших берега Волги и Урала. Среди ремесел распространение получили такие занятия:

  • производство ювелирных изделий;
  • скорняжное дело;
  • валяльное ремесло;
  • ткачество;
  • кожевенное производство.

Национальный татарский орнамент характеризуется наличием цветочных, растительных рисунков. Это показывает близость народа к природе, умение видеть красоту в окружающем мире. Женщины умели ткать, сами шили повседневные и праздничные костюмы. Детали одежды украшали узорами в виде цветов, растений. В 19 веке стала популярна вышивка золотыми нитями. Из кожи изготавливали обувь, детали гардероба. Популярностью пользовались изделия из кожи разных оттенков, сшитые между собой.


До 20 века в племенах были родоплеменные отношения. Существовало разделение между мужской половиной населения и женской. Девушек изолировали от молодых людей, до свадьбы они не общались. Мужчина имел более высокий статус, чем женщина. Пережитки таких отношений сохраняются в татарских селениях и сейчас.

Все татарские семьи глубоко патриархальны. Все, что говорит отец, исполняется беспрекословно. Дети почитают мать, но жена практически не имеет право голоса. Мальчиков воспитывают во вседозволенности, так как они - продолжатели рода. Девочек с детства учат благопристойности, скромности, подчинению мужчине. Юные девушки знаю, как вести хозяйство, помогают матери по дому.
Браки заключались по договоренности между родителями. У молодых согласия не спрашивали. Родственники жениха обязаны были заплатить калым - выкуп. Большинство свадебных обрядов и застолье происходило без присутствия жениха и невесты, в них участвовала многочисленная родня. Девушка попадала к мужу только после уплаты калыма. Если жених устраивал похищение невесты, то семья освобождалась от выкупа.

Жилище

Татарские племена располагали свои поселения по берегам рек, вблизи больших дорог. Аулы строили хаотично, без упорядоченной планировки. Селения характеризовались извилистыми улочками, иногда приводящими в тупик. Со стороны улицы ставили глухой забор, хозпостройки делали во дворе, размещая их кучкой или в виде буквы П. Правление, мечеть, торговые лавки находились в центре поселения.

Татарские дома представляли собой срубные строения. Иногда жилище складывали из камня, реже оно было глинобитным. Кровлю устилали соломой, дранкой, досками. Дом имел два или три помещения, включая сени. Богатые семьи могли позволить себе двух- и трехэтажные жилища. Внутри дом делился на женскую и мужскую половины. В домах делали печи, по типу русских. Их располагали рядом со входом. Внутри жилище украшали вышитыми полотенцами, скатертями. Снаружи стены расписывали орнаментом, отделывали резьбой.


Одежда

Татарский народный костюм сформировался под влиянием азиатской культуры. Некоторые элементы были заимствованы у кавказских народов. Наряды разных этногрупп немного различаются. Основу мужского костюма составляют такие элементы, как:

  1. Удлиненная рубаха (кулмэк).
  2. Штаны типа шаровар.
  3. Длинная безрукавка.
  4. Широкий пояс.
  5. Тюбетейка.
  6. Ичиги.

Туника украшалась в верхней части и снизу национальным орнаментом, ее подпоясывали широким длинным куском материи с бахромой на концах. В дополнение к рубахе надевали свободные штаны. Поверх комплекта носили безрукавку, полочки который снабжались вышивкой. Иногда надевали длинный халат (почти до пола) из хлопкового материала. Голову покрывали тюбетейкой, которая щедро украшалась национальным орнаментом. В некоторых этногруппах носили фески - турецкие головные уборы. В холодную погоду надевали бешмет - кафтан узкого покроя длиной до колен. Зимой носили овчинные шубы, меховые шапки. Обувью служили ичиги. Это легкие, удобные сапоги из мягкой кожи без каблука. Ичиги украшали вставками из цветной кожи, орнаментом.


Наряды татарских девушек очень красочны, женственны. Изначально девушки носили костюм, подобный мужскому: длинная (в пол) туника и широкие штаны. К нижнему краю туники пришивали воланы. Верхнюю часть расшивали узорами. В современных нарядах туника трансформировалась в длинное платье с узким лифом и расклешенным подолом. Платье хорошо подчеркивает женскую фигуру, придавая ей пышные формы. Поверх него надевается жилетка средней длины или длиной до талии. Ее богато украшают вышивкой. Голову покрывают шапочкой наподобие фески, чалмой или калфаком.

Традиции

Татары - нация, обладающая динамичным темпераментом. Они очень подвижные, любят танцы и музыку. В татарской культуре множество праздников и обычаев. Они отмечают практически все мусульманские праздники, а также у них есть древние ритуалы, связанные с явлениями природы. Главными праздниками являются:

  1. Сабантуй.
  2. Нардуган.
  3. Новруз.
  4. Курбан-байрам.
  5. Ураза-байрам.
  6. Рамадан.

Рамадан - это священный праздник духовного очищения. Он называется по имени месяца татарского календаря, девятого по счету. Весь месяц идет строгий пост, кроме того, нужно усердно молиться. Это помогает человеку очиститься от грязных мыслей, стать ближе к богу. Этим укрепляется вера в Аллаха. Ураза-байрам празднуют по случаю окончания поста. В этот день можно кушать все, что мусульмане не могут себе позволить в пост. Праздник отмечается всей семьей, с приглашением родственников. В сельской местности проводятся гулянья с танцами, песнями, ярмарками.

Курбан-байрам - праздник жертвоприношения, отмечается через 70 дней после Ураза-байрама. Это главный праздник у мусульман всего мира и самый любимый. В этот день приносят жертвоприношение в угоду Аллаху. Легенда гласит, что Всевышний в качестве испытания попросил пророка Ибрагима принести в жертву своего сына. Ибрагим решил выполнить желание Аллаха, показав непоколебимость своей веры. Поэтому бог оставил его сына в живых, повелев зарезать вместо него барашка. В этот день мусульмане должны принести в жертву овцу, барана или козу, часть мяса оставить себе, остальное раздать нуждающимся.

Очень значимым для татар является Сабантуй - праздник плуга. Это день окончания весенних полевых работ. Он посвящается труду, урожаю, здоровому образу жизни. Сабантуй отмечают весело, с размахом. В этот день начинаются гулянья, танцы, спортивные соревнования. Проводятся состязания певцов, танцоров. Принято звать гостей, подавать угощения. На стол ставят кашу, крашеные яйца, булочки.


Нардуган является древним языческим праздником зимнего солнцестояния. Его отмечают в конце декабря. В переводе с монгольского название праздника означает «рождение солнца». Существует поверье, что с началом солнцестояния силы тьмы теряют свою власть. Молодежь наряжается в костюмы, маски и ходит по дворам. В день весеннего равноденствия (21 марта) празднуют Новруз - приход весны. Согласно астрономическому солнечному календарю, наступает новый год. Световой день обгоняет ночь, происходит поворот солнца на лето.
Еще одним интересным обычаем является то, что татары не едят свинину. Это объясняется законами ислама. Суть в том, что Аллах знает, что приносит пользу его созданиям, то есть, людям. Он запрещает есть свиное мясо, так как оно считается нечистым. Этот заперт отражен в Коране - священной для мусульман книге.

Имена

Татары называют детей красивыми, звучными именами, которые имеют глубокое значение. Популярными мужскими именами являются:

  • Карим - великодушный;
  • Камиль - совершенный;
  • Анвар - лучистый;
  • Арслан - лев;
  • Динар - драгоценный.

Девочек называют именами, раскрывающими природные качества, символизирующие красоту, мудрость. Распространенные женские имена:

  • Венера - звезда;
  • Гульнара - украшенная цветами;
  • Камалия - совершенная;
  • Люция - светлая;
  • Рамиля - чудодейственная;
  • Фирюза - лучезарная.

Еда

Большое влияние на татарскую кухню оказали народы Азии, Сибири, Урала. Вхождение их национальных блюд (плов, пельмени, пахлава, чак-чак) разнообразило рацион татар, сделало его многообразней. Кухня татар богата мясом, овощами, приправами. В ней много разнообразной выпечки, кондитерских изделий, орехов, сухофруктов. В Средние века широко употреблялась конина, позже стали добавлять мясо кур, индеек, гусей. Любимым мясным блюдом у татар является баранина. Много кисломолочных продуктов: творог, айран, сметана. Пельмени и вареники 1 это довольно частая еда на татарском столе. Пельмени едят вместе с бульоном. Популярные блюда татарской кухни:

  1. Шурпа - жирный, густой суп на основе баранины.
  2. Бэлиш - печеный пирог из пресного теста, начиненный мясом с картофелем, рисом или пшеном. Это наиболее древнее блюдо, его подают на праздничный стол.
  3. Тутырма - домашняя колбаса из кишки, начиненная рубленым мясом с рисом.
  4. Бешбармак - тушеное мясо с домашней лапшой. Традиционно его едят руками, отсюда произошло название «пять пальцев».
  5. Пахлава - угощение, пришедшее с Востока. Представляет собой печенье из слоеного теста с орехами в сиропе.
  6. Чак-чак - сладкое изделие из теста с медом.
  7. Губадия - закрытый пирог со сладкой начинкой, которая распределяется слоями. В него входит рис, сухофрукты, творог.

В качестве гарнира часто употребляется картофель. Присутствуют закуски из свеклы, моркови, томатов, сладкого перца. В пищу используется репа, тыква, капуста. Частыми блюдами являются каши. Для повседневной еды варят пшенную, гречневую, гороховую, рисовую. На татарском столе всегда множество сладостей из пресного и сдобного теста. К ним относятся: баурсак, чельпек, катлама, кош-теле. В сладкие блюда часто добавляется мед.


Из напитков популярны:

  • айран - кисломолочный продукт на основе кефира;
  • квас из ржаной муки;
  • шербет - прохладительный напиток из шиповника, лакрицы, розы с добавлением меда, пряностей;
  • травяные чаи.

Для татарской кухни характерно тушение, варка, запекание в печи. Пищу не жарят, иногда вареное мясо немного обжаривают в печи.

Известные люди

Среди татарского народа много талантливых людей, прославившихся на весь мир. Это спортсмены, деятели науки и культуры, писатели, актеры. Вот некоторые из них:

  1. Чулпан Хаматова - актриса.
  2. Марат Башаров - актер.
  3. Рудольф Нуреев - танцор балета.
  4. Муса Джалиль - знаменитый поэт, Герой Советского Союза.
  5. Закир Рамеев - классик татарской литературы.
  6. Алсу - певица.
  7. Азат Аббасов - оперный певец.
  8. Гата Камский - гроссмейстер, чемпион США по шахматам в 1991 году, входит в число 20 сильнейших шахматистов мира.
  9. Зинэтула Билялетдинов - олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы в составе хоккейной сборной, тренер сборной России по хоккею.
  10. Альбина Ахатова - пятикратная чемпионка мира по биатлону.

Характер

Татарская нация очень гостеприимна, дружелюбна. Гость - важный человек в доме, к нему относятся с большим уважением, просят разделить с ними трапезу. Представители этого народа обладают веселым, оптимистичным характером, не любят унывать. Они очень общительны, разговорчивы.

Мужчин характеризует упорство, целеустремленность. Их отличает трудолюбие, они привыкли добиваться успеха. Татарские женщины очень приветливые, отзывчивые. Их воспитывают как образец нравственности, благопристойности. Они привязаны к своим детям, стараются дать им самое лучшее.

Современные татарки следят за модой, выглядят очень ухоженными, привлекательными. Они образованны, с ними всегда найдется, о чем поговорить. Представители этого народа оставляют о себе приятное впечатление.