КОМЕДИ ФРАНСЕЗ («La Comédie-Fran-çaise»; официальное название - «Те-атр Фран-се», «Théâtre-Français» - «Фран-цуз-ский те-атр») - ста-рей-ший национальный дра-ма-тический те-атр Фран-ции.

Соз-дан в 1680 году в Па-ри-же ука-зом Лю-до-ви-ка XIV , объ-е-ди-нив-шим не-ко-гда вра-ж-до-вав-шие труп-пы Моль-е-ра и те-ат-ра «Бур-гунд-ский отель». «Комеди Франсез» по-лу-чил мо-но-поль-ное пра-во на те-ат-раль-ные пред-став-ле-ния в Па-ри-же. На-зна-чае-мые ко-ро-лём су-пер-ин-тен-дан-ты вы-да-ва-ли ак-тё-рам до-та-цию из каз-ны, кон-тро-ли-ро-ва-ли ре-пер-ту-ар, со-став труп-пы, рас-пре-де-ле-ние ро-лей и др. «Комеди Франсез» пред-став-лял со-бой ак-тёр-ское то-ва-ри-ще-ст-во (société).

Труп-па де-ли-лась на сось-е-те-ров, имев-ших пра-во на це-лый пай или его часть, и пан-сио-не-ров, по-лу-чав-ших жа-ло-ва-нье. Лю-до-вик XIV лич-но вы-брал 27 ак-тё-ров из бывшей моль-е-ров-ской труп-пы, спе-циа-ли-зи-ро-вав-шей-ся на пред-став-ле-нии ко-ме-дий, и «бур-гунд-цев», иг-рав-ших в основном тра-гический ре-пер-ту-ар.К концу XVII века за-вер-шил-ся про-цесс фор-ми-ро-ва-ния сце-нического ам-п-луа, и труп-па «Комеди Франсез» ста-ла об-раз-цо-вой мо-де-лью для те-ат-ра эпо-хи Про-све-ще-ния. Тра-гическая шко-ла иг-ры, иду-щая от Ж. Ра-си-на, рас-пи-сы-вав-ше-го ак-тё-рам ин-то-на-ции ро-ли нот-ны-ми зна-ка-ми, и ко-ми-ческая - моль-е-ров-ская («Комеди Франсез» час-то на-зы-ва-ют «до-мом Моль-е-ра»), ори-ен-ти-ро-ван-ная на под-лин-ность сце-нического су-ще-ст-во-ва-ния и реа-ли-стическая уз-на-вае-мость об-раза, за-ло-жи-ли ос-но-ву ак-тёр-ской тра-ди-ции «Комеди Франсез».

Во вре-мя Фран-цуз-ской ре-во-лю-ции XVIII века «Комеди Франсез» пе-ре-име-но-ва-ли в «Те-атр На-ции». По-ли-тическая борь-ба внут-ри те-ат-ра при-ве-ла к рас-ко-лу труп-пы, часть ко-то-рой во гла-ве с Ф.Ж. Таль-ма об-ра-зо-ва-ла «Те-атр Рес-пуб-ли-ки». В 1799 году труп-па вос-со-еди-ни-лась под преж-ним названием и пе-ре-еха-ла в по-ме-ще-ние Па-ле-Ро-яль, где ра-нее иг-ра-ла труп-па Моль-е-ра (те-атр ра-бо-та-ет там и до сих пор). В 1849 году На-по-ле-он III ут-вер-дил долж-ность ге-не-раль-но-го ад-ми-ни-ст-ра-то-ра, под-чи-няю-ще-го-ся ми-ни-ст-ру внутренних дел (фи-нан-со-вые и административные функ-ции пе-ре-шли так-же в его ве-де-ние - та-кое по-ло-же-ние дел со-хра-ня-ет-ся и в XXI веке).

На ру-бе-же XIX-XX веков труп-па «Комеди Франсез» пе-ре-жива-ла глу-бо-кий кри-зис, не при-ни-мая но-вые те-ат-раль-ные фор-мы, свя-зан-ные с рож-де-ни-ем ре-жис-сёр-ско-го те-ат-ра. Но-вый этап на-чал-ся, ко-гда в 1936 году ру-ко-во-ди-тель те-ат-ра Э. Бур-де при-гла-сил на ака-де-мическую сце-ну Ж. Ко-по и ре-жис-сё-ров-аван-гар-ди-стов Л. Жу-ве, Ш. Дюл-ле-на и Г. Ба-ти, не раз-ру-шив-ших, но об-но-вив-ших клас-сическую тра-ди-цию. Во 2-й половине XX - начале XXI веков «Комеди Франсез» раз-ви-ва-ет-ся в двух на-прав-ле-ни-ях: с од-ной сто-ро-ны, со-хра-няя клас-сическую тра-ди-цию и ак-тёр-скую шко-лу, с дру-гой - ут-вер-ждая современный ре-пер-ту-ар и ре-жис-сёр-ские но-ва-ции. В 1946 году у «Комеди Франсез» поя-ви-лась вто-рая те-ат-раль-ная пло-щад-ка - «Оде-он», в 1993 году - тре-тья (те-атр «Ста-рая го-лу-бят-ня»). В 1996 году при «Комеди Франсез» был ор-га-ни-зо-ван Те-атр-сту-дия.

Иллюстрации:

Сце-на из спек-так-ля «Бас-ни Ла-фон-те-на». Те-атр «Ко-ме-ди Фран-сез». Архив БРЭ.

Комеди Франсез – самый древний театр Европы, находящийся в столице Франции. Основан во второй половине XVII века по приказу Людовика XIV. Театр функционирует уже более трех столетий и является знаменитой достопримечательностью столицы. Официальное название – Театр-Франсез.

В Париже Комеди Франсез единственный функционирует за счет государственного бюджета. Расположен он в сердце французского города – во дворце Пале-Рояль. Неформально это культурное заведение имеет название «Дом Мольера», так как до его образования в особняке проводила концерты его труппа.

История создания

После кончины известного драматурга Мольера в Париже находилось два драматических театра. Это были «Отель Генего» и его конкурент – «Бургундский отель». Указом короля в 1680 году драмтеатры объединили. В конце августа того же года на сцене Франсез уже выступала труппа, в состав которой входили самые известные актеры Франции. На театральной площадке было представлено все творчество великого Жана-Батиста Мольера.

Благодаря слиянию новый французский театр стал каждый год получать пособие от короля, что дало возможность представлять спектакли зарубежных авторов. Монопольное существование и получение денежных средств от государства позволило дому театрального искусства обрести небывалую популярность во всем мире.

Комеди Франсез сегодня

Дом Мольера – один из немногочисленных драматических театров Европы, где можно увидеть спектакли различных времен – от античности до современности. Помимо пьес французских драматургов можно увидеть работы авторов зарубежья. В мольеровский дом приглашаются режиссеры со всего мира.

Так в 2006 году здесь ставил комедию А. Островского «Лес» российский режиссер П. Фоменко. Также из зарубежных пьес в доме Мольера были показаны «Вишневый сад» А. Чехова, «Женитьба» Н. Гоголя и другие. Но все же большая часть театральных представлений на французском языке. Театр практикует показ спектаклей в кино. В новом сезоне будут представлены труды великих классиков: Мольера, Шекспира, Расина, Мариво.

Практическая информация

Комеди Франсез расположен в центральной части Парижа на улице Ришелье, напротив Лувра. Добраться до него не составит большого труда – многие маршруты автобусов идут через площадь Пале-Рояль. До Франсеза также можно добраться с помощью метро до станции Palais Royal – Musee du Louvre.

Стоимость билетов варьируются в диапазоне от 6 до 42 евро. Есть возможность купить билет на постановку на официальном веб-сайте – https://www.comedie-francaise.fr/, а также в кассе театра.

Если вы вовремя не приобрели билет, то за некоторое время до начала спектакля можно подойти в кассу и узнать, если ли свободные места. Вполне возможно, что кто-нибудь вернул билет в кассу.

Для молодых людей в возрасте до 28 лет можно бесплатно попасть на театральное представление в первый понедельник месяца.

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ (La Comédie Française)

Официальное название «Театр Франсе» (Théâtre Français) - французский национальный театр, один из старейших театров Парижа, единственный репертуарный театр во Франции. Основан в 1680 году по указу Людовика XIV, объединившему Театр Мольера, ранее слившийся с театром Маре, и Театром «Бургундский отель». Знаменитые актеры труппы в то время: М. Шанмеле, М. Барон, Ш. Лагранж, К. Розимон, А. Бежар. Театр получал королевскую дотацию, руководили им назначаемые королем суперинтенданты, определявшие репертуар, состав труппы и т.д.

«Комеди Франсез» представлял собой актерское товарищество (société), доходы делились на паи, члены товарищества, сосьетеры, имели право на целый пай или его часть. В труппу театра входили также пансионеры, актеры, приглашавшиеся на отдельные роли.

Такая организационная структура театра практически не менялась. Серьезные временные изменения привносились лишь в революционные периоды истории. Особое положение театра позволяло привлекать в труппу лучших актеров Франции. Почти все крупнейшие французские актеры так или иначе связаны с «Комеди Франсез»: М. Дюкло, А. Лекуврер, А. Лекен, М. Дюмениль, И. Клерон, Тальма, Ж.Б. Бризар, Марс, К. Дюшенуа, Жорж, Э. Рашель, С. Бернар, Ж. Муне-Сюлли, К. Коклен и др. Это относится и к французским драматургам. Среди них Ж.Б. Мольер, П. Корнель, Ж. Расин, Ж.Ф.Реньяр, А.Р.Лесаж, П.Мариво, Ф.Вольтер, Д.Дидро, П.Бомарше, В.Гюго, Э.Скриб, А.Дюма-сын, В.Сарду и др.

Определенные сложности пережил театр «Комеди Франсез» на рубеже XIX - XX веков, когда наступило время становления режиссерского театра, что оказало влияние и на жизнь главного театра Франции. Заметным событием стало приглашение в театр в 1930-е годы режиссеров Жака Копо, Луи Жуве, Шарля Дюллена, Гастона Бати, которые попытались отойти от архаического стиля и превратить труппу звезд в творческий ансамбль. В 1940-е годы в театре работает Жан-Луи Барро, который ставит «Атласный башмачок» П.Клоделя.

Радикальная реформа театра связана с именем Ж. Мейера, ученика Жуве, выпускника Парижской Консерватории драматического искусства - учебного заведения, находившегося под эгидой «Комеди Франсез». Свои первые спектакли он ставит в 1944, а в 1946, после ухода Ж.-Л. Барро он назначается руководителем классических постановок. Мейер проработал в театре около 20 лет, постепенно внедряя новую эстетику, воспитывая молодых актеров в театре на основе живой сценической практики. Ему сопутствовал успех у зрителей и критики, но стремление к единоначалию в творческом руководстве привело к конфликту с сосьетерами, в результате чего он вынужден был покинуть театр. Но период его руководства не прошел бесследно для будущего театра.
Сегодня «Комеди Франсез» - театр, не чурающийся эксперимента. В 1970-е годы здесь шли пьесы Э. Ионеско и С. Беккета. Театр пошел еще дальше. Он стал приглашать на постановки зарубежных режиссеров: Р. Уилсона, («Басни Лафонтена»), А. Васильева («Маскарад», 1992, «Амфитрион», 2002), П. Фоменко («Лес», 2003). Спектакли, созданные этими режиссерами, были отмечены узнаваемым режиссерским почерком каждого из них и актерским исполнением, отличающим всемирно известную школу «Комеди Франсез».
В настоящее время «Комеди Франсез» сохраняет свою организационную структуру. Им управляет Генеральный директор (сейчас это Мюриэль Майетт), работу которого контролируют сосьетеры (их сейчас 40 чел. Кроме того, 20 пансионеров. Каждый пансионер хотел бы стать сосьетером, но решение о статусе актера принимается на ежегодном собрании сосьетеров. За это должны проголосовать не менее 21 сосьетера.
В нашей стране театр гастролировал в 1954 году (Москва, Ленинград, Киев), 1969 (Москва, Ленинград, Рига), 1973 (Москва, Ленинград, Вильнюс), 1985 (Москва, Ленинград, Киев). В 2005 году спектакль «Комеди Франсез» «Лес» А. Островского в постановке П.Н. Фоменко был показан на Шестом Международном театральном фестивале им. А.П. Чехова.

В 2010 году "Комеди Франсез" представил на Пятом международном театральном фестивале "Александринский" спектакль Бомарше в постановке режиссёра Кристофа Рока. (17 и 18 октября 2010).

Ярким театральным экспериментом можно назвать постановку «Квартета» Х.Мюллера, которая была представлена на Александринском фестивале в 2007 году при участии "Комеди Франсез". В спектакле сыграла актриса Мюриэль Майет - генеральный директор "Комеди Франсез".

В 1981 году известный постановщик экспериментальных спектаклей и драматург Хайнер Мюллер написал пьесу по мотивам романа Шодерло де Лакло «Опасные связи». Мюллер поселил образцовых героев «галантного века» в абсурдном пространстве «бункера после третьей мировой войны» и «салона перед французской революцией», и столкнул их в жестоком «смертельном поединке». Вальмон и Маркиза Мертей из соблазнителей и интриганов превратились волей драматурга в последних людей на свете, стали осколками культуры. Спустя 25 лет земляк Мюллера, режиссер Маттиас Лангхофф, поставил «Квартет» с актерами главного театра Франции, Комедии Франсез: Франсуа Шатто и Мюриэль Майетт, только что ставшей директором Комеди Франсез.

Уникальность спектакля Маттиаса Лангхоффа в том, что и актеры, и режиссер и даже автор пьесы оказались «единомышленниками», они говорят на одном языке – языке сцены, сочетающем в себе абсурд и трагедию, «галантный век» и антиутопию.

Маттиас Лангхофф и Хайнер Мюллер некоторое время работали вместе в театре Берлинер Ансамбль, и судьба их во многом схожа: живя в ГДР, на родине, они так и не смогли реализовать свои таланты. Лангхофф ставит спектакли по всей Европе: в Париже, Руане, Риме, Мадриде, и всюду приносит свой неповторимый почерк и склонность к экспериментам. Сочетание не сочетаемого, абсурда и гиперреализма, красоты и грязи – вот излюбленные приемы Лангхоффа. Своими учителями (для российского зрителя это особенно лестно) Лангхофф называет Мейерхольда и Станиславского, которых он называет не иначе, как «величайшими мастерами на свете».

Ранее Лангхофф уже ставил другую пьесу Х. Мюллера - «Миссию» - в театре де ла Виль. И Мюриэль Майетт, и Франсуа Шатто уже работали с Лангхоффом: Майетт играла в его «Пляске смерти» по Стриндбергу и «Леонсе и Лене» по Г.Бюхнеру; Шатто – в «Принце Гомбургском» по тому же Г. Бюхнеру и «Макбете». Сочетание режиссерского почерка Лангхоффа и игры актеров прославленной французской школы само по себе уникально, сочетание немецкого авангарда и векового французского актерского мастерства уникально вдвойне. «Квартет» сравнивают одновременно с «Фрекен Жюли» А. Стриндберга и «В ожидании Годо» С.Беккета, в пьесе сочетается страстность и чувственность героев и абсурдность «предлагаемых обстоятельств».

Со временем уже сложился тандем Лангхофф-Майетт-Шатто, режиссер и актеры понимают друг друга с полуслова, и на сцене это чувствуется – критики отмечают, что сочетание «актеров высшей пробы» и «режиссера-экспериментатора» невероятно гармонично, и совместная их работа вызвала очень шумный успех.

Со времен средневековья начинается история театра Франции. Сначала это были постановки спектаклей на религиозную тематику. Благодаря таким величайшим авторам как Мольер, Расин, Корнель золотой эрой французского театра стал XVII век.

В дальнейшем ряды великих драматургов пополнили де Бомарше, Виктор Гюго, Эмиль Золя. Сегодня трудно найти человека, не слышавшего о выдающихся французских писателях и драматургах, таких как Жан Жироду, Сартр, Камю, Жан Кокто.

В XX правительство Франции уделяло большое внимание сохранению и развитию театральных традиций. Такие театры как Гранд-Опера, Одеон, Комеди Франсез, и сегодня субсидируются из бюджета страны.

Комеди Франсез во времена Людовика XIV

Французский театр или Комеди Франсез был основан 24 октября 1680 года Указом короля Людовика XIV. Король, сам являясь великолепным танцовщиком, с удовольствием участвовал в спектаклях.

Людовика XIV покровительствовал театру Комеди Франсез и вскоре даровал ему эксклюзивную привилегию ставить спектакли в Париже. Одновременно с этим актеры театра стали получать солидное ежегодное содержание. Эпоха Просвещения была по – истине, периодом развития всех жанров театра: оперы и балета, драмы и комедии.

Практически все актеры театра ранее состояли в труппе гениального драматурга Жана Батиста Мольера, именно поэтому театр имеет еще одно название, прочно укрепившееся за ним – «Дом Мольера», невзирая на то, что величайший театрал умер еще до основания Комеди Франсез.

До середины XVIII века театр неразрывно связан с королевским двором, актеры театра имеют почетное звание «ординарные актеры короля». Французский театр или Комеди Франсез завоевывает славу крупнейшего театра Франции.

Французский театр во времена французской революции

Французский театр или Комеди Франсез в годы французской революции претерпевает изменения, политическая жизнь Франции будоражит и театральную труппу. Театр получает новое название «Театр Нации», а политическая непримиримость в 1792 году приводит к расколу в театре.

Сторонников революционных взглядов объединил молодой актер Тальм. Январь 1793 года ознаменовался премьерой пьесы «Друг законов», в которой остро высмеивались Марат и Робеспьер, это произошло перед казнью Людовика XVI.

Комитет общественной безопасности признает пьесу реакционной и выносит декретом о закрытии «Театра Наций» и аресте актеров, которые были освобождены только в 1794 году, после свержения Робеспьера.

Французский театр в начале XIX века

Две части труппы были объединены только в 1799 году, театру было возвращено его историческое название Комеди Франсез,3 октября 1812 года, Наполеон, который в то время находился в Москве, подписывает «Московский декрет», которым утверждает Устав и структуру театра. Последующие постановления, принимаемые в 1850 и 1859 годах, а позднее в 1901 и в 1910 годах, окончательно утвердили привилегированное положение театра.

Современный Французский театр

Ценность Французского театра в Париже подтверждает тот факт, что сегодня это один из немногих во Франции классических репертуарных театром, финансируемых Правительством. Критики утверждают, что Французский театр в Париже единственный классический театр национального значения, который не боится экспериментировать.

Вторая сцена Комеди Франсез, расположенная в галерее Лувра, рядом с залом Ришелье – полностью отдана под экспериментальные спектакли.

Французский театр в Париже или «Дом Мольера» зачастую сравнивают с Малым театром в Москве или «Домом Островского». Эти театры всегда эталон, образец, хранитель театральных традиций и символ культуры страны, но вместе с тем, они всегда новые и великолепные.

Как добраться

Адрес: 1 Place Colette, Paris 75001
Телефон: +33 825 10 16 80
Сайт: comedie-francaise.fr
Метро: Palais-Royal, Musée du Louvre, Pyramides
Время работы: 11:00-18:00
Обновлено: 23.08.2018