Искусство может не только вдохновлять, но и очаровывать или даже пугать. Создавая необычные художники воплощают самые потаенные образы, и иногда они оказываются весьма странными. Впрочем, у таких творений практически всегда находится множество поклонников.

Каковы же самые необычные картины мира, кто создает их и о чем они могут рассказать?

"Руки сопротивляются ему"

Эта жутковатая картина начинает свою историю в 1972 году. Именно тогда из Калифорнии, нашел у себя в архиве старую фотографию. На ней были изображены дети: сам Билл и его сестра, которая погибла в возрасте четырех лет. Художника удивило, что фотография была сделана в доме, который семейство приобрело уже после гибели девочки. Мистический случай вдохновил Билла на создание этой необычной картины.

Когда полотно было представлено искусствоведу, тот вскоре скончался. Трудно сказать, можно ли это назвать случайным совпадением, ведь и актер Джон Марли, купивший картину, в скором времени умер. Полотно было потеряно, а потом нашлось на свалке. Маленькая дочка новых владельцев картины сразу же стала замечать странное - она уверяла, что нарисованные дети дерутся или приходят к двери в ее комнату. Отец семейства поставил в помещении с картиной камеру, которая должна была бы реагировать на движение, и она сработала, но каждый раз на пленке оставались лишь помехи. Когда в начале нового тысячелетия полотно выставили на интернет-аукцион, пользователи начали жаловаться на плохое самочувствие после его просмотра. Тем не менее его купили. Ким Смит, владелец небольшой художественной галереи, решил приобрести что-нибудь необычное в качестве экспоната.
История картины не заканчивается - исходящее от нее зло теперь отмечают посетители выставки.

"Плачущий мальчик"

Упоминая необычные картины известных художников, нельзя не назвать и эту. О «проклятом» полотне под названием «Плачущий мальчик» знает весь мир. Для создания использовал собственного сына в качестве натурщика. Мальчик не мог плакать просто так, и отец специально расстраивал его, пугая зажженными спичками. Однажды ребенок крикнул отцу: «Гори ты сам!», и проклятие оказалось действенным - малыш вскоре умер от пневмонии, а его отец заживо сгорел в доме. Внимание к картине было привлечено в 1985 году, когда по всей Северной Англии начали случаться пожары. В жилых домах погибали люди, и только простая репродукция с изображением плачущего ребенка оставалась цела. Дурная слава преследует картину и сейчас - повесить ее у себя многие просто не рискуют. Еще более необычно то, что местонахождение оригинала остается неизвестным.

"Крик"

Необычные картины постоянно привлекают к себе внимание общественности и даже вызывают попытки повторить шедевр. Одним из таких полотен, ставшим культовым в современной культуре, является «Крик» Мунка. Это загадочное, мистическое изображение, которое кому-то кажется фантазией психически больного, кому-то - предсказанием экологической катастрофы, а кому-то и вовсе абсурдным портретом мумии. Так или иначе, атмосфера полотна притягивает к себе и не позволяет сохранить равнодушие. Необычные картины нередко бывают полны деталей, а «Крик», напротив, подчеркнуто прост - в нем использованы два основных оттенка, да и прорисовка облика центрального персонажа упрощена до примитивизма. Но именно такой деформированный мир и делает произведение особенно притягательным.

Необычна и его история - работу не раз похищали. Тем не менее она сохранена и пребывает в музее, вдохновляя кинорежиссеров на создание эмоциональных лент, а художников - на поиски не менее выразительных сюжетов, чем этот.

"Герника"

Кисти Пикассо принадлежат весьма необычные картины, но одна из них особенно запоминается. Экспрессивная «Герника» была создана как личный протест против нацистских действий в одноименном городе. Она полна личных переживаний художника. Каждый элемент картины полон глубокого символизма: фигуры бегут прочь от огня, бык топчет воина, поза которого напоминает распятие, у ног - раздавленные цветы и голубка, череп и сломанный меч. в стиле газетной иллюстрации впечатляет и сильно воздействует на эмоции зрителя.

"Мона Лиза"

Создавая необычные картины своими руками, Леонардо да Винчи сохранил собственное имя в вечности. Его полотна не забыты вот уже шестое столетие. Самое главное из них - "Джоконда", или "Мона Лиза". Удивительно, но в дневниках гения нет никаких записей о работе над этим портретом. Не менее необычно и количество версий о том, кто же там изображен. Некоторые считают, что это идеальный женский образ или мать художника, кто-то видит в нем автопортрет, а кто-то - ученика да Винчи. По «официальному» мнению, Мона Лиза была женой флорентийского купца. Как бы ни было на самом деле, портрет действительно необычен. Губы девушки изгибает едва заметная улыбка, а ее глаза потрясающи - кажется, будто это картина смотрит на мир, а не зрители вглядываются в нее. Как и многие другие необычные картины мира, "Джоконда" выполнена в особенной технике: тончайшими слоями краски с мельчайшими мазками, настолько неуловимыми, что ни микроскоп, ни рентген не могут определить следы работы художника. Кажется, что девушка на картине живая, а легкий дымчатый свет, который ее окружает, - настоящий.

"Искушение святого Антония"

Конечно же, самые необычные картины мира нельзя изучить, не ознакомившись с творчеством Сальвадора Дали. С его удивительной работой «Искушение святого Антония» связана следующая история. В момент создания шел конкурс по выбору актера для экранизации Ги де Мопассана «Милый друг». Победитель и должен был создать образ искушаемого святого. Происходящее вдохновило художника тем, использовался и его любимыми мастерами, например, Босхом. Он создал триптих на эту тему. Похожую работу изобразил и Сезанн. Необычность в том, что святой Антоний - не просто праведник, увидевший греховное видение. Это отчаявшаяся фигура человека, столкнувшаяся с грехами в виде животных на тонких паучьих лапах - если он поддастся искушениям, ножки пауков подломятся и уничтожат его под собой.

"Ночной дозор"

Необычные картины художников нередко пропадают или оказываются в центре мистических событий. С «Ночным дозором» Рембрандта ничего подобного не случалось, но загадок с полотном все равно связано множество.

Сюжет очевиден лишь на первый взгляд - ополченцы собираются в поход, взяв с собой оружие, каждый герой полон патриотизма и эмоций, у всех есть индивидуальность и характер. И сразу же появляются вопросы. Кто же эта маленькая, похожая на светлого ангела девочка в военной толпе? Символический талисман отряда или способ уравновесить композицию? Но важно даже не это. Раньше размер картины был другим - заказчикам она не понравилась, и они обрезали полотно. Его разместили в зале для пиршеств и собраний, где холст покрывался копотью на протяжении десятков лет. Теперь невозможно узнать, какими были некоторые цвета. Копоть от сальных свечей не может удалить и самая тщательная реставрация, поэтому о некоторых деталях зрителю остается только догадываться.

К счастью, сейчас шедевр в безопасности. И хотя бы его современный вид тщательно охраняется. Ему посвящен отдельный зал, чем могут похвастаться далеко не все знаменитые необычные картины.

"Подсолнухи"

Завершить список, в который вошли самые известные необычные картины мира, стоит Ван Гогом. Его произведения наполнены глубокой эмоциональностью и скрывают за собой трагичную историю непризнанного при жизни гения. Одной из самых запоминающихся картин является полотно «Подсолнухи», в котором сконцентрированы характерные для художника оттенки и мазки.

Но интересно оно не только поэтому. Дело в том, что полотно постоянно копируют, и количество достаточно успешно проданных копий превышает те, которыми могут похвастаться другие необычные картины. При этом, несмотря на такую популярность, картина все еще остается уникальной. И по-настоящему не удалась никому, кроме Ван Гога.

«Ночной кошмар» — серия из четырех картин швейцарского и английского художника Генри Фюзели, которые иллюстрируют готическое направление в искусстве Нового времени.

Фигура спящей или лежащей без сознания женщины, изображенной на картине, удлинена и изогнута. Фюзели намеренно написал её именно так, чтобы показать всю тяжесть инкуба, сидящего на её груди, — воплощения кошмаров и бессознательных страхов. В прорези между штор видна голова слепой лошади, чей образ в данной картине предвосхищает демонический аспект, придаваемый этому животному в позднем французском романтизме.

Часто, когда мы думаем о картинах в музеях, то представляем себе милые пейзажи и величественные портреты. Однако искусство может иметь и другую сторону медали. Иногда художник создает работу настолько тревожную, что она граничит со страшной. Может, вы и не захотите повесить такие у себя в спальне, но они определенно заслуживают внимания. Вот 10 самых страшных картин, написанных великими художниками.

Великий красный дракон и морское чудовище, Уильям Блейк.

Сегодня Уильям Блейк хорошо известен своими гравюрами и романтической поэзией, но при жизни он был совсем не знаменит. Его гравюры и иллюстрации выполнены в классическом стиле. В своем творчестве он отталкивался от воображения, а не от реальных исследований природы. Блейк написал серию акварельных картин, изображающих великого красного дракона из Книги Откровений. На картине изображен красный дракон, воплощение дьявола, стоящий над семиглавым морским чудовищем.

Исследование портрета Иннокентия Х Веласкеса, Фрэнсис Бэкон.

Ф. Бэкон был одним из самых влиятельных художников 20 века. Его картины дерзкие и холодные в переносном смысле. Они продаются за миллионы фунтов, и даже куски холста (Бэкон уничтожал работы, которые ему не нравились) стоят немало. На протяжении всей жизни он возвращался к портрету Иннокентия X, делая свои интерпретации этой картины. Работа Веласкеса изображает Папу в задумчивости, а у Бэкона он нарисован кричащим.

Данте и Вергилий в аду, Адольф Вильям Бугро

Ад Данте, с его изображениями пыток, с самого дня публикации вдохновлял многих художников. Бугро - самый знаменитый из всех. Однако он переходит от классического спокойствия к кругам ада, где персонажи непрерывно борются, крадя через укус личности друг друга. Под торжество демона Данте и Вергилий наблюдают за осужденными на вечные муки.

Смерть Марата, Эдвард Мунк


Эдвард Мунк - самый известный норвежский художник. Его знаменитая картина «Крик» прочно въелась в сознание людей. Жан-Поль Марат был одним из лидеров Французской революции. Страдая от болезни кожи, он проводил большую часть времени в ванной, где он работал над своими записями. Там же он и был убит Шарлоттой Корде. Смерть Марата изображали несколько раз, но работа Мунка отличается своей жестокостью.

Отрубленные головы, Теодор Жерико


Его самая известная работа - это «Плот Медузы», огромная картина, написанная в романтическом стиле. Жерико пытался разбить рамки классицизма, перейдя к романтизму. Эти картины были начальным этапом его творчества. Для своих работ он использовал настоящие конечности и головы, которые находил в моргах и лабораториях.

Искушение Святого Антония, Матиас Грюневальд

Этот художник изображал религиозные сюжеты Средних веков, хотя сам жил во времена Возрождения. Говорили, что святой Антоний столкнулся с испытаниями своей веры во время молитвы в пустыне. Согласно легенде его убили демоны в пещере, затем он воскрес и уничтожил их. Эта картина изображает Святого Антония, подвергнувшегося атаке демонов.

Натюрморт из масок, Эмиль Нольде


Эмиль Нольде был одним из ранних художников-экспрессионистов, хотя его славу затмили другие, такие как, например, Мунк. Сутью экспрессионизма является изображение реальности с субъективной точки зрения. Нольде написал эту картину после изучения масок в Берлинском музее. На протяжении всей жизни он увлекался другими культурами, и эта работа не является исключением.

Сатурн, пожирающий своего сына, Франсиско Гойя

Согласно римской мифологии, основанной на греческой, отец всех богов пожирал своих собственных детей, чтобы никто из них не смог занять его место. Гойя изобразил на холсте убийство ребенка. Эта картина никогда не задумывалась для широкой публики, она была нарисована на стене его дома вместе с такими же мрачными «Черными картинами».

Юдифь и Олоферн, Караваджо


Эта картина написана по мотивам ветхозаветной «Книги Юдифи», рассказывающей историю о молодой вдове, Юдифи. Согласно легенде, Олоферн был полководцем армии Навуходоносора, вторгшейся в Иудею. Вавилоняне осадили город Ветилую, в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой. Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он заснул пьяным, она отрезала ему голову и вернулась в родной город. Выражение мрачной решимости на лице служанки резко уравновешивается нечитаемым взглядом Юдифь и криком ужаса самого Олоферна.

Сад земных наслаждений, Иероним Босх

Иероним Босх, известен своими тревожными и фантастическими картинами религиозной тематики. Сад земных наслаждений - это триптих, изображающий Райский сад, Сад земных наслаждений и Наказания за смертные грехи которые происходят в этом земном саду. Внимательное изучение картины показывает истинный талант Босха, к остроумным деталям. В целом, работы Босха является одними из самых ужасных.

Какие-то произведения искусства словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Какие-то — затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а некоторые — удивляют непомерной ценой.

«Странность» — это довольно субъективное понятие, и для каждого есть свои удивительные картины, выбивающиеся из ряда прочих произведений искусства.

Эдвард Мунк «Крик»

1893, картон, масло, темпера, пастель. 91×73,5 см

Национальная галерея, Осло

«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», говорил Эдвард Мунк об истории создания картины.
Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал 4 версии «Крика», и есть версия, что картина эта — плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.

Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»

1897-1898, холст, масло. 139,1×374,6 см

Музей изящных искусств, Бостон

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством, потому что «Я верю, что это полотно не только превосходит все мои предыдущие, и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее». Он прожил еще 5 лет, так и получилось.
По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица... представляет бесполезность слов».

Пабло Пикассо «Герника»

1937, холст, масло. 349×776 см

Музей королевы Софии, Мадрид

Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц — первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.
«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны. Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже. Речь сразу зашла о картине. «Это сделали вы?» — «Нет, это сделали вы».

Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»

1434, дерево, масло. 81.8×59.7 см

Лондонская национальная галерея, Лондон

Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.
Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками — вплоть до подписи «Ян ван Эйк был здесь», что превратило ее не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реально происходившее событие, на котором присутствовал художник.
В России последних лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.

Михаил Врубель «Демон сидящий»

1890, холст, масло. 114×211 см

Третьяковская галерея, Москва

Картина Михаила Врубеля удивляет образом демона. Печальный длинноволосый парень совсем не похож на общечеловеческие представления о том, как должен выглядеть злой дух. Сам художник говорил о самой известной своей картине: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». Это образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении цветов. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.

Василий Верещагин «Апофеоз войны»

1871, холст, масло. 127×197 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Верещагин — один из главных российских художников-баталистов, но он рисовал войны и сражения не потому что любил их. Наоборот, он пытался передать людям свое негативное отношение к войне. Однажды Верещагин в пылу эмоций воскликнул: «Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого». Вероятно, результатом этого возгласа стала страшная и завораживающая картина «Апофеоз войны», на которой изображено поле, вороны и гора человеческих черепов.
Картина написана так глубоко и эмоционально, что за каждым черепом, лежащим в этой куче, начинаешь видеть людей, их судьбы и судьбы тех, кто этих людей больше не увидит. Сам же Верещагин с печальным сарказмом называл полотно «натюрмортом» — на нем изображена «мертвая природа».
Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит, символизируют смерть и опустошение. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины. Идею «Апофеоза войны» выражают также шрамы от сабель и дыры от пуль на черепах.

Грант Вуд «Американская готика»

1930, масло. 74×62 см

Чикагский институт искусств, Чикаго

«Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI столетий.
Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. Сердитые лица, вилы прямо по середине картины, старомодная даже по меркам 1930 года одежда, выставленный локоть, швы на одежде фермера, повторяющие форму вил, а значит и угрозу, которая адресована всем, кто посягнет. Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от неуюта.
Интересно, что судьи конкурса в Чикагском институте искусств восприняли «Готику» как «юмористическую валентинку», а жители штата Айова страшно обиделись на Вуда за то, что тот изобразил их в столь неприятном свете.

Рене Магритт «Влюбленные»

1928, холст, масло

Картина «Влюбленные» («Любовники») существует в двух вариантах. На одном мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на другом — «смотрят» на зрителя. Картина удивляет и завораживает. Двумя фигурами без лиц Магритт передал идею о слепоте любви. О слепоте во всех смыслах: влюбленные никого не видят, не видим их истинных лиц и мы, а кроме того, влюбленные — загадка даже друг для друга. Но при этой кажущейся понятности, мы все равно продолжаем смотреть на магриттовских влюбленных и думать о них.
Едва ли не все картины Магритта — это ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия. Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.

Марк Шагал «Прогулка»

1917, холст, масло

Государственная Третьяковская Галерея

Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и любовью. «Прогулка» — это автопортрет с супругой Беллой. Его любимая парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала синица — он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его живопись), и журавль в небе.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

1500-1510, дерево, масло. 389×220 см

Прадо, Испания

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований картины не признано единственно верным.
Непреходящее очарование и одновременно странность триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.

Густав Климт «Три возраста женщины»

1905, холст, масло. 180×180 см

Национальная галерея современного искусства, Рим

«Три возраста женщины» одновременно и радостна, и печальна. В ней тремя фигурами написана история жизни женщины: беззаботность, умиротворение и отчаяние. Молодая женщина органично вплетена в орнамент жизни, старая — выделяется из нее. Контраст между стилизованным изображением молодой женщины и натуралистическим образом старухи приобретает символический смысл: первая фаза жизни несёт с собой бесконечные возможности и метаморфозы, последняя — неизменное постоянство и конфликт с реальностью.
Полотно не отпускает, забирается в душу и заставляет думать о глубине послания художника, равно как и о глубине и неизбежности жизни.

Эгон Шиле «Семья»

1918, холст, масло. 152.5×162.5 см

Галерея «Бельведер», Вена

Шиле был учеником Климта, но, как и всякий отличный ученик, он не копировал своего учителя, а искал новое. Шиле куда более трагичный, странный и пугающий, нежели Густав Климт. В его работах много того, что можно было бы назвать порнографией, разнообразных перверсий, натурализма и при этом щемящего отчаяния.
«Семья» — его последняя работа, в которой отчаяние доведено до абсолюта, несмотря на то, что это — наименее странно выглядящая его картина. Он нарисовал ее перед самой смертью, после того, как от испанки умерла его беременная жена Эдит. Он умер в 28 лет спустя всего три дня после Эдит, успев нарисовать ее, себя и их так и нерожденного ребенка.

Фрида Кало «Две Фриды»

История трудной жизни мексиканской художницы Фриды Кало стала широко известна после выхода фильма «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли. Кало писала в основном автопортреты и объясняла это просто: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми губами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода.
В одной из лучших картин — «Две Фриды» — она выразила мужское и женское начало, соединенные в ней единой кровеносной системой, демонстрирующие ее целостность.

Клод Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана»

1899, холст, масло

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

При рассмотрении картины с близкого расстояния зритель не видит ничего кроме полотна, на который нанесены частые густые масляные мазки. Вся магия произведения раскрывается, когда мы постепенно начинаем отодвигаться от полотна на большее расстояние. Сначала перед нами начинают проявляться непонятные полуокружности, проходящие через середину картины, затем, мы видим явные очертания лодок и, отойдя на расстояние приблизительно двух метров, перед нами резко прорисовываются и выстраиваются в логическую цепочку все связующие произведения.

Джексон Поллок «Номер 5, 1948»

1948, фибролит, масло. 240×120 см

Странность этой картины в том, что полотно американского лидера абстрактного экспрессионизма, которое он нарисовал, разливая краску по разложенному на полу куску фибролита — самая дорогая картина в мире. В 2006 году на аукционе Сотбис за нее заплатили 140 миллионов долларов. Дэвид Гиффен, кинопродюсер и коллекционер, продал её мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинесу.
«Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то ещё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь».

Жоан Миро «Мужчина и женщина перед кучей экскрементов»

1935, медь, масло, 23×32 см

Фонд Жоана Миро, Испания

Хорошее название. И кто бы мог подумать, что это картина говорит нам об ужасах гражданских войн.
Картина была сделана на листе меди за неделю между 15 и 22 октября 1935 года. По словам Миро, это результат попытки изобразить трагедию Гражданской войны в Испании. Миро говорил, что это картина о периоде беспокойства. На картине изображены мужчина и женщина, тянущиеся друг к другу в объятья, но не движущиеся. Увеличенные половые органы и зловещие цвета были описаны как «полные отвращения и гадливой сексуальности».

Яцек Йерка «Эрозия»

Польский неосюрреалист известен по всему миру благодаря своим удивительным картинам, в которых объединяются реальности, создавая новые. Трудно рассматривать его предельно детальные и в какой-то степени умилительные работы по одной, но таков формат нашего материала, и нам пришлось выбрать одну — для иллюстрации его фантазии и мастерства. Рекомендуем ознакомиться .

Билл Стоунхэм «Руки противятся ему»

Эту работу, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но то, что она странная — это факт.
Вокруг картины с мальчиком, куклой и ладошками, прижатыми к стеклу, ходят легенды. От «из-за этой картины умирают» до «дети на ней живые». Выглядит картина и впрямь жутковато, что порождает у людей со слабой психикой массу страхов и домыслов.
Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь — представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла — проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности.
Картина обрела известность в феврале 2000 года, когда она была выставлена на продажу на eBay с предысторией, рассказывающей, что картина — «с привидениями». «Руки противятся ему» купил за 1025 долларов Ким Смит, который затем был просто завален письмами с жуткими историями и требованиями сжечь картину.

Со многими произведениями живописи связаны мистические истории и загадки. Более того, некоторые специалисты считают, что к созданию ряда полотен причастны темные и тайные силы. Основания для такого утверждения есть. Уж слишком часто с этими роковыми шедеврами происходили удивительные факты и необъяснимые события - пожары, смерти, безумие авторов…Одной из самых известных «проклятых» полотен является «Плачущий мальчик» - репродукция картины испанского художника Джованни Браголина. История создания ее такова: художник хотел написать портрет плачущего ребенка и в качестве натурщика взял своего маленького сына. Но, поскольку малыш не мог плакать на заказ, то отец специально доводил его до слез, зажигая перед его лицом спички.


Если смотреть на неё 5 минут подряд девушка изменится (глаза покраснеют, волосы почернеют, проявятся клыки). На самом деле понятно, что картинка нарисована уж явно не от руки, как многие любят утверждать. Хотя как эта картинка появилась никто ясных ответов не даёт. Следующая картина скромно висит без рамы в одном из магазинов Винницы. «Женщина дождя» – самая дорогая из всех работ: стоит 500 долларов. Как утверждают продавцы, картину уже трижды покупали, а потом возвращали. Клиенты объясняют, что она им снится. А кто-то даже говорит, будто знает эту даму, но откуда – не помнит. И все, кто хоть раз заглянул в ее белые глаза, навсегда запоминают ощущение дождливого дня, тишины, тревоги и страха.

15 января 2013, 20:34

1. «Плачущий мальчик» - картина испанского художника Джованни Браголина. Есть легенда, будто отец мальчика (он же автор портрета), стараясь добиться яркости, жизненности и естественности полотна, зажигал перед лицом малыша спички. Дело в том, что мальчик до смерти боялся огня. Мальчик плакал - отец рисовал. Однажды малыш не выдержал и закричал на отца: «Гори ты сам!». Через месяц ребёнок умер от пневмонии. А ещё через пару недель обугленное тело художника было найдено в его же доме рядом с уцелевшей в пожаре картиной плачущего мальчика. На этом все могло бы и закончиться, но в 1985 году с полос Британских газет не сходили заявления о том, что практически в каждом из сгоревших помещений пожарные находили репродукции «Плачущего мальчика», которых огонь даже не коснулся. 2. «Руки противятся ему» - картина американского художника Билла Стоунхема. Автор говорит, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь - представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла - проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности. Картина стала известной городской легендой в феврале 2000 года, когда была выставлена на продажу на аукционе eBay с предысторией, рассказывающей, что картина - «с привидениями». Согласно легендам, после смерти первого хозяина картины, картину обнаружили на свалке среди груды мусора. Семья, нашедшая её, принесла домой, и уже в первую ночь маленькая четырёхлетняя дочка прибежала в спальню родителей с криками, что «дети на картине дерутся». На следующую ночь - что «дети на картине были за дверью». В следующую ночь глава семейства поставил видеокамеру, реагирующую на движение, в комнате где висела картина. Видеокамера сработала несколько раз, но отснять ничего не удалось. 3. «Женщина дождя» - картина винницкой художницы Светланы Телец. Еще за полгода до создания картины, ее начали посещать некие видения. Долгое время Светлане казалось, что за ней кто-то наблюдает. Иногда она даже слышала странные звуки в своей квартире. Но эти мысли старалась от себя отогнать. А через некоторое время появилась и идея для новой картины. Образ загадочной женщины родился внезапно, но Светлане казалось, будто она давно ее знает. Черты лица, будто сотканные из тумана, одежда, призрачные линии фигуры - художница писала женщину, не задумываясь ни на минуту. Словно ее рукой водила невидимая сила. По городу же понеслась молва, что картина эта проклята, после того, как третий покупатель через несколько дней вернул картину обратно, даже не забрав деньги. Все, у кого была эта картина, говорили, что ночью она как будто оживает и ходит тенью рядом. У людей начинались головные боли и, даже спрятав картину в шкаф, ощущения присутствия не уходили. 4. Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной, написанный Владимиром Боровиковским, был одной из главных «страшилок». Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец, Иван Толстой, был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскоре умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье... 5. «Водяные лилии» - пейзаж импрессиониста Клода Моне. Когда художник с друзьями отмечал окончание работы над картиной, в мастерской случился небольшой пожар. Пламя быстро залили вином и не придали этому значения. Всего месяц картина провисела в кабаре на Монмартре. А потом в одну ночь заведение выгорело дотла. Но «Лилии» успели спасти. Картину купил парижский меценат Оскар Шмитц. Через год сгорел его дом. Пожар начался с кабинета, где как раз и висело злополучное полотно. Оно чудом уцелело. Еще одной жертвой пейзажа Моне стал Нью-Йоркский музей современных искусств. Сюда «Водяные лилии» перевезли в 1958 году. Через четыре месяца и здесь полыхнуло. А проклятая картина сильно обуглилась.
6. На картине Эдварда Мунка «Крик» изображено безволосое страдающее существо с головой, похожей на перевернутую грушу, с прижатыми в ужасе к ушам ладонями и с открытым в безмолвном крике ртом. Судорожные волны мук этого существа, словно эхо, расходятся в воздухе вокруг его головы. Этот мужчина (или женщина) кажется заключенным в собственном крике-вопле и, чтобы не слышать его, зажал уши. Странно было бы, если бы вокруг этой картины не было легенд. Рассказывают, что все, кто входил с ней в контакт, пострадали от злого рока. Сотрудник музея, который случайно уронил картину, стал мучаться от сильнейших головных болей и в итоге покончил с собой. Другой сотрудник, у которого, видимо, тоже были кривые руки, выронил картину и на следующий день попал в аварию. Кто-то даже сгорел спустя день после контакта с картиной. 7. Еще одним полотном, которое постоянно сопровождают неприятности, является «Венера с зеркалом» Диего Веласкеса. Первый владелец картины - испанский купец - разорился, его торговля ухудшалась с каждым днем, пока большая часть его товаров не была захвачена пиратами в море, а еще несколько кораблей утонули. Продавая с молотка все, что у него было, купец сбыл и картину. Ее приобрел другой испанец, тоже торговец, владевший богатыми складами в порту. Практически сразу после того, как были переданы деньги за полотно, склады торговца загорелись от внезапно ударившей молнии. Хозяин был разорен. И опять аукцион, и опять картина продается в числе остальных вещей, и опять ее покупает состоятельный испанец… Через три дня его зарезали в собственном доме при ограблении. Картина после этого долго не могла найти своего нового хозяина (слишком уж подпорченная у нее была репутация), и полотно колесило по разным музеям, пока в 1914 году сумасшедшая не изрезала ее ножом.
8. «Демон поверженный» Михаила Врубеля оказал пагубное влияние на психику и здоровье самого художника. Он никак не мог оторваться от картины, все продолжал дописывать лицо поверженного Духа и менять колорит. «Демон поверженный» уже висел на выставке, а Врубель все приходил в зал, не обращая внимания на посетителей, усаживался перед картиной и продолжал работать, словно одержимый. Близкие обеспокоились его состоянием, и его осмотрел известный русский психиатр Бехтерев. Диагноз был страшен - сухотка спинного мозга, близкое сумасшествие и смерть. Врубеля поместили в больницу, но лечение плохо помогло, и вскоре он скончался.