Когда речь заходит о странных событиях, произошедших много веков назад, современному человеку очень сложно поверить в их подлинность. Так, например в 16 веке, жителей Страсбурга охватила неизвестная болезнь, которая получила название «танцевальная чума». Люди целыми днями выделывали всевозможные движения, напоминающие конвульсии, пока замертво не падали на землю от истощения.




В исторических хрониках 1518 года было подробно описано одно экстраординарное событие. Некая госпожа Троффеа вышла на улицу Страсбурга и вдруг начала танцевать без всякой видимой причины. Не было слышно музыки, и ее лицо не выражало радости. Так продолжалось около 4-6 дней, пока женщина, обессилев, не упала замертво.



Самым странным стало то, что к «танцу» госпожи Троффеа за несколько дней присоединилось еще 30 человек, а в течение месяца их стало уже 400. Эти люди не ели и не пили. Многие из них останавливались только тогда, когда их организм полностью истощался, или случался сердечный приступ или инсульт.



Власти города были обеспокоены безумными танцами и решали, как остановить хореоэпидемию. Эту загадку пытались объяснить как происки дьявола или божье проклятье. Врачи, в свою очередь, связывали всеобщее помешательство с «горячей кровью». В то время было популярным «лечить» так называемую болезнь кровопусканием. Считалось, если выпустить «плохую» кровь, то организм очистится, и все наладится само собой.



Власти города решили, что самым действенным способом остановить это безумие – заставить людей танцевать еще больше! Они даже наняли группу музыкантов, чтобы обеспечить музыкальное сопровождение. Но когда это не помогло, напротив, запретили использование всех музыкальных инструментов. Через месяц после смерти госпожи Троффеи все прекратилось так же внезапно, как и началось. Танцевальная чума оставила после себя почти 400 убитых.



Современные исследователи в поисках объяснения этого феномена предложили множество теорий, среди которых выделяют две самые популярные. Массовые танцы объясняют конвульсиями, произошедшими от отравления спорыньей, попавшей в организм вместе с хлебом, сделанным из зараженной ржаной муки. Еще одной возможной причиной всеобщего помешательства мог быть стресс. Если учесть, что народ страдал в то время от наводнений, морозов, голода, отдельные личности могли впадать в психологический транс, «заражая» своим поведением и других эмоционально истощенных людей. Ни одна из этих теорий полностью не объясняет природу возникновения танцевальной чумы 1518 года.
Кстати, это был не единственный случай массовой танцевальной истерии. Подобные лихорадки имели место в Швейцарии, Германии, Голландии вплоть до 17 века. Но гораздо большее количество человеческих жизней уносили другие

В июле 1518 года жители Страсбурга (который на тот момент был частью Священной Римской империи), были поражены внезапным и, казалось, неконтролируемым желанием танцевать.

Немного истории

Истерия началась с того, что женщина по имени фрау Трофеа вышла на улицу и начала молча крутиться, вертеться и трястись. Она продолжала этот сольный танцевальный марафон почти неделю, пока к ней не присоединились еще три десятка жителей. К августу эпидемия танцев поразила около 400 жертв. При отсутствии другого объяснения этому явлению местные врачи во всем обвинили «горячую кровь», и предложили больным подождать, пока лихорадка не прекратится сама собой. Была даже построена сцена, и в город пригласили профессиональных танцоров. Город даже нанял группу, чтобы обеспечить танцующих музыкой, но не прошло слишком много времени, и марафон начал требовать свою пошлину. Многие танцоры просто падали от истощения. Некоторые даже умерли от инсультов и сердечных приступов. Это странное явление не заканчивалось до сентября, когда танцоров увезли в горный храм, где они могли бы помолиться об отпущении грехов.

Танцевальная чума в Страсбурге может восприниматься как легенда, однако она задокументированна в исторических записях 16 века. Кроме того, это не единственный подобный случай. Похожие мании имели место в Швейцарии, Германии и Голландии, хотя не все явления были такими большими (и со смертельным исходом), как в 1518 году.

Что могло заставить людей танцевать до изнеможения?

По словам историка Джона Уоллера, дело, скорее всего, в святом Вите — католическом святом, который (по убеждению благочестивых европейцев 16 века) имел власть насылать на людей танцевальную чуму. В сочетании с ужасными болезнями и голодом, которые охватили Страсбург в 1518 году, суеверие о святом Вите могло вызвать истерию на фоне стресса, которая распространилась на большую часть города.

В соответствии с другими теориями, танцоры могли быть членами религиозного культа. Кроме того, ученые предполагают, что виной всему спорынья, которая случайно попала в организм людей. Это токсическая плесень, которая растет на влажной ржи и может стать причиной спазмов и галлюцинаций.

«Танцевальная чума» — именно так впоследствии назвали события в Страсбурге. Начало всеобщей пляски не выглядело странным: в центре города выделывала па девушка по фамилии Троффеа, вскоре к ней присоединились несколько женщин. К вечеру плясали уже десятки человек, а вот на следующий день — 400 горожан (эти события документированы). Танец выглядел неистовым: прыжки, отрывистые движения, крики. Происходящее напоминало, вероятно, массовый психоз. Танцующие двигались с одной улицы на другую; прохожие наблюдали за пляской, затем присоединялись. В танцевальном хаосе люди находили свою смерть — не у всех выдерживало сердце. Остановиться добровольно поверженные этой «чумой» не могли. Иногда мужчины и женщины падали в изнеможении и мгновенно засыпали.

Женщины, охваченные «танцевальной чумой». (wikipedia.org)

Танцевальное безумие наблюдалось в разных уголках Европы во время эпидемий чумы. По одной из версий, таким образом люди справлялись с пережитым ужасом и потерей близких. Вместе с тем, подобное поведение может быть связано с поражением мозга бактериальными и вирусными агентами. Как бы там ни было, до эпидемий чумы сумасшедшие пляски встречались редко. Это явление получило название хореомании. Иногда пляшущие толпы переходили из города в город и заражали своим безумием других. В бельгийской хронике второй половины XIV века указано: «В Ахен прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновленные дьяволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда. Изнемогши от танцев, они жаловались на боль в груди и, утираясь платками, причитали, что лучше умереть. Наконец, в Люттихе им удалось избавиться от заразы благодаря молитвам и благословениям». Некоторые участники безумных танцев потом всю жизнь страдали от тремора и других неврологических симптомов. Городские власти (как это произошло в Страсбурге) поощряли танцующих и приглашали музыкантов, надеясь, что так безумцы скорее выбьются из сил.


Жертвы «танцевального психоза». (liveinternet.ru)

Танцевальное наваждение в Средние века приписывали дьяволу. Ряд исследователей связывает с этим феноменом возникновение легенды о Гамельнском крысолове. В соответствии с ней, музыкант увел из города детей с помощью колдовства.

Владимир Михайлович Бехтерев писал: «Не менее поразительны и эпидемии конвульсионерок. Вот, например, небольшая выдержка о средневековых конвульсионерках из Луи-Дебоннера: «Представьте себе девушек, которые в определенные дни, а иногда после нескольких предчувствий, внезапно впадают в трепет, дрожь; судороги и зевоту; они падают на землю и им подкладывают при этом заранее приготовленные тюфяки и подушки. Тогда с ними начинаются большие волнения: они катаются по полу, терзают и бьют себя; их голова вращается с крайней быстротой, их глаза то закатываются, то закрываются, их язык то выходит наружу, то втягивается внутрь, заполняя глотку. Желудок и нижняя часть живота вздуваются, они лают, как собаки, или поют, как петухи; страдая от удушья, эти несчастные стонут, кричат и свистят; по всем членам у них пробегают судороги; они вдруг устремляются в одну сторону, затем бросаются в другую; начинают кувыркаться и производят движения, оскорбляющие скромность, принимают циничные позы, растягиваются, деревенеют и остаются в таком положении по часам и даже целыми днями; они на время становятся слепыми, немыми: параличными и ничего не чувствуют. Есть между ними и такие, у которых конвульсии носят характер свободных действий, а не бессознательных движений».

Человеческое тело — это чудотворная машина. Ученые не всегда могут понять силу его восприимчивости к самым странным ситуациям на протяжении всей истории. Что происходит с телами людей, когда их охватывает коллективное безумие? Почему человек даже не может противиться желанию тела двигаться?
Что происходит, когда метеорит вызывает массовое психическое нездоровье? Или смеющаяся эпидемия?

Средневековая танцевальная чума, 1518


Давайте потанцуем

Слышали о Танцующей чуме? Звучит невероятно, но это случилось с жителями Страсбурга в 1518 году.

Началось все с одной женщины по имени Фрау Троффа. Она вышла на улицу в жаркий июльский день, стала танцевать в исступлении, и продолжала танцевать до ночи, не останавливаясь, пока не упала от истощения.

Даже если бы на этом всё закончилось, это все равно будет странной историей.
Однако, сумасшествие только начиналось. Фрау Троффа поднялась рано утром, вышла на улицу - туда, где вчера все началось, и продолжила. Еще более странным было то, что в течение недели другие начали присоединяться к ней в неконтролируемых танцах.

Массовые танцы заставили местных врачей задуматься. Они исключили астрологические и сверхъестественные причины и объявили, что чума является болезнью и виновата «горячая кровь».

Местных власти решили, что больные могут излечиться от болезни, если предоставить им возможность танцевать круглосуточно. В городе были открыты два танцевальных зала и возведена деревянная сцена. Туда также были приглашены музыканты, чтобы заставлять пораженных чумой непрерывно танцевать. Начался полноценный танцевальный марафон.

К августу того года около 400 горожан стали жертвами этой танцевальной чумы. Это были не все забава и игры. Люди продолжали танцевать изо дня в день, несмотря на кровавые ноги. Многие танцоры рухнули от чистого истощения. Некоторые даже умерли от инсультов и сердечных приступов.

Танцевальная чума не закончилась до сентября.
Власти тогда запретили любые увеселения в городе, включая азартные игры, проституцию, музыку и танцы.
А танцоров, наконец, загрузили в телеги и провезли в храм. Над пораженными были проведены различные религиозные обряды. Через несколько недель эпидемия пошла на убыль. Большинству пораженных удалось восстановить контроль над своими телами

Так что могло заставить людей буквально танцевать себя до смерти? Никто не знает наверняка, но существует несколько возможных объяснений.
Например, пищевое отравление психоактивными продуктами спорыньи, поражающей различные злаки.
Другая теория - массовая психогенная болезнь (MPI) - это тип массовой истерии, которая может быть вызвана экстремальными уровнями психических трудностей. Сегодня это остается наилучшим объяснением того, что произошло в 1518 году.

Кошки-монахини

Иллюстрация Мишель Уотерс

Видимо, средневековая Франция была настолько мучительно скучной, что даже ее духовенство начало проникаться массовой истерией)).

В XV веке французская монахиня вдруг начала мяукать, как кошка, вскоре и другие монахини в монастыре тоже мяукали.
В конце концов замяукали все монахини, оставляя окружающее сообщество изумленным. Эпидемия продолжалась до тех пор, пока полиция не пригрозила штурмом монастыря и кнутом для монахинь.
Тогда люди перестали считать себя кошками.

Эпидемия смеха Танзании, 1962

В 40-ю годовщину эпидемии «смеха», случившегося в 1962 году, стали исследовать невероятное мифическое событие, которое парализовало многочисленные города: в течение нескольких месяцев жители были поглощены ненасытным смехом.
Но эта горькая чума хихиканья — не смех. Это был большой стресс, а не блаженство, его первой жертвой стали более тысячи жителей в африканской деревне.
«Инцидент продолжался около года, в рецидивах, а не постоянно», - объяснил д-р Христиан Хемпельманн.
«Истерически смеется» приобретает совершенно новый смысл.

Он пришел из космоса, 2007

В 2007 году метеорит упал на территории Южной Америки и, похоже, не наносил большого ущерба сначала).
Но потом сотни любопытных местных жителей, которые пришли посмотреть на метеорит, начали испытывать тошноту, диарею и приступы рвоты.
Некоторые ученые считают, что метеорит мог разжечь токсины в почве с близлежащего завода, но исследователь Перуанского геофизического института сказал, что это маловероятно. По сей день, случай «метеоритной болезни» остается загадкой...

И последнее о коллективной массовой истерии: я оставлю вам этот самый классический случай

Это очень грустная история, причины которой до сих пор неясны.
Существует несколько материалистических версий, объясняющих произошедшее, — истерия, особенности психологии пуритан, отравление ядовитым веществом, заболевание особой формой энцефалита — «энцефалит летаргический» (encephalitis lethargica), симптомы которого сходны с описываемыми в салемском случае.

В июле 1518 года в Страсбурге во Франции женщина по имени фрау Троффеа вышла на улицу и принялась выделывать танцевальные па, что продолжадлсь несколько дней. К концу первой недели к ней присоединились 34 местных жителя. Затем толпа танцующих разрослась до 400 участников, сообщает телеканал Discovery о достоверно зафиксированном историческом эпизоде, который получил название "танцевальная чума" или "эпидемия 1518 года".

Тогда власти посчитали, что излечить танцоров-мучеников можно только продолжением танца, однако к концу лета среди танцующих десятки погибли от сердечных приступов, инсультов и просто от истощения.

После многих неудачных попыток вскрыть подоплеку этого необычного явления лишь сейчас историку Джону Уоллеру, профессору Мичиганского университета и автору книги "Время танцевать, время умирать: экстраординарная история танцевальной чумы 1518 года", удалось разгадать столь долго занимавшую умы ученых загадку. Статью на эту тему публикует журнал Endeavour.

Эти люди, пишет Уоллер, "не просто тряслись, содрогались или бились в конвульсиях, как если бы впали в транс, их ноги и руки двигались так, как если бы они целенаправленно выполняли танцевальные движения".

Юджин Бэкмэн, автор книги "Религиозные танцы в христианской церкви и в популярной медицине" еще в 1952 году обратил внимание на биологические или химические причины подобной танцевальной мании. Он, как и другие эксперты, полагал, что в подоплеке подобных массовых явлений лежали попавшие с хлебом споры плесени, образующейся в стогах влажной ржи.

Да, соглашается Уоллер, подобная плесень может вызвать жуткие конвульсии и галлюцинации, но "никак не скоординированные движения, которые могут продолжаться в течение многих дней".

Кроме того, настаивает исследователь, совершенно отсутствуют свидетельства того, что танцующие хотели плясать. Более того, они испытывали отчаяние и страх.

"Эпидемии плясок", между тем, предшествовали некоторые не совсем обычные явления - страну терзал голод, вызванный серией холодных зим и заслушливых жарких летних сезонов, заморозки, сильнейший град. Все это происходило накануне маниакальных танцев. Множество людей умерли от голода. Те, кто выжил, были вынуждены убивать своих домашних животных, затем залезать в долги и, как результат, оказывались на улице попрашайничая.

Регион поразили также такие болезни, как оспа, сифилис, проказа и новая напасть, прозванная "английский пот".

В итоге, указывает Уоллер, весь регион охватили страх и тревога.

Одним из подобных страхов, берущих начало в религиозной легенде, было то, что если тот или иной человек вызовет проклятие святого Вита, сицилийского мученика начала IV века, канонизированного церковью, он сможет ниспослать на людей напасть в виде ничем необъяснимых приступов танца - "пляски святого Вита".

Уоллер считает, что именно феномен, известный как "массовое психогеническое заболевание", своего рода форма массовой истерии, которому обычно предшествуют невыносимые уровни псхологического стресса, вызывают подобные "танцевальные эпидемии".

Жертвы, поясняет ученый, часто впадают в состояние непроизвольного транса, которое подогревается психологическим стрессом и ожиданием перехода в навязанное состояние: "таким образом, в группах людей, которые столкнулись с тяжелейшими социальными или экономическими неурядицами, транс может быть крайне заразителен".

В районах вокруг Страсбурга в средние века известны по меньшей мере семь вспышек "танцевальных эпидемий".

В новой истории известен случай на острове Мадагаскар, где в 1840-х годах жители, согласно медицинским хроникам, "дико отплясывали, находясь в состоянии транса, будучи убежденными, что их душами завладели злые духи".

В 1962 году наблюдалась иная вспышка психогенического заболевания - эпидемия смеха 1962 года в зоне озера Танганьика. Это происходило так: неконтролируемый смех у учениц интерната в Танзании вызвала обычная шутка. Смех продолжался и продолжался, длился днями. Жертвы, практически все - женского пола, начали затем испытывать боль и задыхаться, теряли сознание, у них появлялась сыпь и приступы плача. И все это имело прямое отношение к истерическому смеху, доказывая старую истину, что смех может быть заразителен.

От школьниц эпидемия затем перекинулась на их родителей, а также на другие школы и окружающие населенные пункты.

Прошло полтора года, прежде чем эмидемия исчерпала себя.

Бывали случаи иррационального поведения мужчин, опасающихся, что их гениталии могут быть похищены, либо фатально "уйти в тело". Подобные панические настроения отмечались в разных частях света с 300 года до н.э., особенно в Африке и Азии. Они известны под названием "коро" (koro).

Самая последняя по времени эпидемия охватели в 1967 году Сингапур, когда свыше 1 тыс. местных мужчин прибегали ко всякого рода ухищрениям - использовали подпорки, или прищепки, лишь бы защититься и не допустить утраты столь ценного органа и вообще - мужского достоинства.

Такие эпидемии, особенно уходящие глубоко в историю, считает Уоллер, имеют огромное историческое значение. Например, "танцевальная эпидемия" говорит о чрезвычайной вере людей позднего средневековья в сверхестественные силы. Это также свидетельствует о том, к каким экстремальным проявлениям могут привести людей страх и отсутствие рационального восприятия действительности.

Как думает ученый, на свете мало что способно столь отчетливо указывать на экстраординарный потенциал человеческого мозга.