Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого с богатыми литературными традициями. Татьяна росла в многодетной семье, где у неё было семь братьев и сестёр. Дедушка будущей писательницы по материнской линии - Лозинский Михаил Леонидович, литературный переводчик, поэт. По отцовской линии является внучкой писателя Алексея Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской.
После окончания школы, Толстая поступила в Ленинградский университет, на отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков), который окончила в 1974 году. В этом же году выходит замуж и, вслед за мужем, переезжает в Москву, где устраивается работать корректором в «Главной редакции восточной литературы» при издательстве «Наука». Проработав в издательстве до 1983 года, Татьяна Толстая в этом же году публикует свои первые литературные произведения и дебютирует, как литературный критик со статьёй «Клеем и ножницами…» («Вопросы Литературы», 1983, № 9). По собственным признаниям, начать писать её заставило то обстоятельство, что она перенесла операцию на глазах. «Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов», - рассказывала Толстая.
В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…», опубликованный в журнале «Аврора» в том же году. Рассказ был отмечен как публикой, так и критикой и признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. Художественно произведение представляло собой «калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами». Впоследствии Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов. Её произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах. Последовательно выходят «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь - не любишь» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Ночь» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988). В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу - «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли, как известные ранее произведения, так и не опубликованные: «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг»(1987). После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР.
Советская критика восприняла литературные произведения Толстой настороженно. Её упрекали в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтешь». Другие критики восприняли прозу писательницы с восторгом, но отмечали, что все её произведения написаны по одному, выстроенному шаблону. В интеллектуальных кругах Толстая получает репутацию оригинального, независимого автора. В то время основными героями произведений писательницы были «городские сумасшедшие» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), «живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде». С 1989 года является постоянным членом Российского ПЕН-центра.
В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность. Толстая преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор, расположенном в городе Саратога-Спрингс и Принстоне, сотрудничала с New York review of books, The New Yorker, TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах. Впоследствии, все 1990-е годы писательница по несколько месяцев в году проводила в Америке. По её словам, проживание заграницей поначалу оказало на неё сильное влияние в языковом аспекте. Она жаловалась на то, как меняется эмигрантский русский язык под влиянием окружающей среды. В своём коротком эссе того времени «Надежда и опора», Толстая приводила примеры обычного разговора в русском магазине на Брайтон-Бич: «там в разговор постоянно вклиниваются такие слова, как „свисслоуфетный творог“, „послайсить“, „полпаунда чизу“ и „малосольный салмон“». После четырёх месяцев пребывания в Америке, Татьяна Никитична отмечала, что «мозг её превращается в фарш или салат, где смешиваются языки и появляются какие-то недослова, отсутствующие как в английском, так и в русском языках».
В 1991 году начинает журналистскую деятельность. Ведёт собственную колонку «Своя колокольня» в еженедельной газете «Московские новости», сотрудничает с журналом «Столица», где входит в состав редколлегии. Эссе, очерки и статьи Толстой появляются также в журнале «Русский телеграф». Параллельно с журналистской деятельностью, она продолжает издавать книги. В 1990-х были опубликованы такие произведения, как «Любишь - не любишь» (1997), «Сёстры» (в соавторстве с сестрой Наталией Толстой) (1998), «Река Оккервиль» (1999). Появляются переводы её рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира. В 1998 году стала членом редколлегии американского журнала «Контрапункт». В 1999 году Татьяна Толстая возвращается в Россию, где продолжает заниматься литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.
В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной. По роману многими театрами были поставлены спектакли, а в 2001 году в эфире государственной радиостанции «Радио России», под руководством Ольги Хмелевой, был осуществлен проект литературного сериала. В этом же году были изданы ещё три книги: «День», «Ночь» и «Двое». Отмечая коммерческий успех писательницы, Андрей Ашкеров в журнале «Русская жизнь» писал, что общий тираж книг составил около 200 тысяч экземпляров и произведения Татьяны Никитичны стали доступны широкой публике. Толстая получает приз XIV Московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза». В 2002 году Татьяна Толстая возглавила редакционный совет газеты «Консерватор».
В 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении, в телевизионной передаче «Основной инстинкт». В том же году становится соведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия», вышедшей в эфире телеканала Культура. Передача получает признание телекритики и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова получили премию «ТЭФИ», в категории «Лучшее ток-шоу».
В 2010 году, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою первую детскую книжку. Озаглавленная, как «Та самая Азбука Буратино», книга взаимосвязана с произведением дедушки писательницы - книгой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Толстая рассказывала: «Замысел книги родился 30 лет назад. Не без помощи моей старшей сестры… Ей всегда было жалко, что Буратино так быстро продал свою Азбуку, и что об ее содержании ничего не было известно. Что за яркие картинки там были? О чем она вообще? Шли годы, я перешла на рассказы, за это время подросла племянница, родила двоих детей. И вот, наконец, на книгу нашлось время. Полузабытый проект был подхвачен моей племянницей, Ольгой Прохоровой». В рейтинге лучших книг XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, книга заняла второе место в разделе «Детская литература».
В 2011 году вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России», составленный радиостанцией «Эхо Москвы», информационными агентствами РИА Новости, «Интерфакс» и журналом «Огонёк». Толстую относят к «новой волне» в литературе, называют одним из ярких имен «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я».
О себе говорит: «Мне интересны люди „с отшиба“, то есть к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил».
Татьяна Толстая жила и работала в Принстоне (США), преподавала русскую литературу в университетах.
Сейчас живёт в Москве.

б С ОЕ ЙЪ бНЕТЙЛЙ.

бм: б ПФЛХДБ?

фф: у зЕВТЙДУЛЙИ ПУФТПЧПЧ.

бм: б ЗДЕ ЬФП?

фф: оБ ЪБРБДЕ ПФ ыПФМБОДЙЙ.

бм: рЕТЧЩК ТБЪ УМЩЫХ. чЩ ФБН ДПМЗП ЦЙМЙ, ЙМЙ ОБ ЛБЛХА-ОЙВХДШ ЛПОЖЕТЕОГЙА ЪБЕИБМЙ?

фф: оЙ ФП, ОЙ ДТХЗПЕ. нЩ У НХЦЕН МПЧЙМЙ УЛХНВТЙА ОБ УБНПДХТ.

бм: й ЛБЛ, ЧЩЫМП?

фф: б ЛБЛ ЦЕ.

бм: еУФШ-ФП УФБМЙ РПФПН?

фф: оЙ Ч ЛПЕН УМХЮБЕ. уЛХНВТЙА ТЕЦХФ РПРПМБН Й ЪБЛМБДЩЧБАФ Ч ЧЕТЫХ ДМС МПЧМЙ ПНБТПЧ.

бм: б ПНБТПЧ-ФП ИПФШ ЕМЙ?

фф: у ЛТЙЛБНЙ ЧПУФПТЗБ.

бм: б Ч бНЕТЙЛЕ ПНБТЩ Х ЧБУ ОЕ МПЧЙМЙУШ?

фф: фБН ОЕЛПЗДБ.

бм: с ДХНБМ, ЮФП ЧЩ ФБН Й ТБВПФБЕФЕ Й ЦЙЧЕФЕ.

фф: рПЛБ ТБВПФБА - ЦЙЧХ. б ЛБЛ УЕНЕУФТ ЛПОЮЙФУС - ХЕЪЦБА.

бм: пНБТПЧ МПЧЙФШ?

фф: лБЛ РПЧЕЪЕФ. зМБЧОПЕ - ЧПО ПФФХДБ.

бм: б ФБН ЧБН ОЕ ПЮЕОШ ОТБЧЙФУС, УХДС РП ЧУЕНХ?

фф: оЕ ПЮЕОШ.

бм: б ХЕЪЦБС ПФФХДБ ЧЩ УЧСЪШ У НЙТПН ОЕ ФЕТСЕФЕ?

фф: у ЛПФПТЩН НЙТПН, БНЕТЙЛБОУЛЙН? фЕТСА. оП РПФПН С РТЙЕЪЦБА ОБЪБД, Б ПО ПРСФШ УФПЙФ ЛБЛ УФПСМ. юФП ЕНХ УДЕМБЕФУС? пО РТПЮОЩК.

бм: лПНРШАФЕТ, УНПФТА, Х ЧБУ ЕУФШ, Б НПДЕНПН РПМШЪХЕФЕУШ?

фф: рПМШЪХАУШ.

бм: фП ЕУФШ, Й йОФЕТОЕФ Й ЧУЕ ФБЛПЕ ЧБУ ОЕ РХЗБЕФ?

фф: пДОХ НЙОХФПЮЛХ. юФП ЪОБЮЙФ "ФП ЕУФШ". рПМШЪХАУШ, ОП РБОЙЮЕУЛЙ РХЗБАУШ. лБЛ Й ЧУЕИ РТЙВПТПЧ, ЛПФПТЩЕ ОХЦОП ЧФЩЛБФШ Ч УЕФШ. бВУПМАФОП ОЙЮЕЗП ОЕ РПОЙНБА ОЙ Ч ЬМЕЛФТПОЙЛЕ, ОЙ Ч ЬМЕНЕОФБТОПН ЬМЕЛФТЙЮЕУФЧЕ. лБЛ ЗПЧПТЙМБ НПС УПУЕДЛБ РП РМПЭБДЛЕ: "пК, НБФХЫЛЙ, ЧУЕ ФЕМП ФТХУЙФУС". оП ФБЛ ЛБЛ ДЕЧБФШУС ОЕЛХДБ, РТЙИПДЙФУС, У вПЦШЕК РПНПЭША, РТЕПДПМЕЧБС РБНПТЛЙ, ОБЦЙНБФШ ЛОПРЛЙ Й РПМШЪПЧБФШУС. нОЕ НОПЗП ТБЪ РЩФБМЙУШ ПВЯСУОЙФШ, ЮФП ФБЛПЕ йОФЕТОЕФ, ОП ХЧЙДЕЧ ОБ НПЕН МЙГЕ ВМБЦЕООХА ХМЩВЛХ ЙДЙПФБ, ФЙИП ПФИПДЙМЙ, ОЕ ЪБЛПОЮЙЧ ПВЯСУОЕОЙС.

бм: с ЧБН ФПЗДБ ОЕ ВХДХ ПВ йОФЕТОЕФЕ ЗПЧПТЙФШ.

фф: оЕФ, ПФЮЕЗП ЦЕ?

бм: юФПВЩ С ФЙИП ОЕ ПФПЫЕМ, ХЧЙДЕЧ ХМЩВЛХ.

фф: оЕ ОБДП ПФЮБЙЧБФШУС. ьМЕЛФТПООХА РПЮФХ С ПЮЕОШ ИПТПЫП ПУЧПЙМБ. еУМЙ НЕОС РТЙУПЕДЙОЙФШ Л йОФЕТОЕФХ, Й РПУЙДЕФШ УП НОПК РБТХ ДОЕК, ПВЯСУОСС, ЛБЛХА ЛОПРПЮЛХ ОБЦЙНБФШ, ФП С ЛБЛПЕ-ФП ЧТЕНС ХДЕТЦХ РПМХЮЕООЩЕ УЧЕДЕОЙС Ч ЗПМПЧЕ.

бм: б ЛБЛ ЦЕ ЧЩ У НПДЕНПН Й ВЕЪ йОФЕТОЕФБ?

фф: фБЛ С ЛХРЙМБ НПДЕН ДМС РПМШЪПЧБОЙС ЬМЕЛФТПООПК РПЮФПК.

бм: б ТБЪЧЕ ЬФП ОЕ йОФЕТОЕФ??

фф: оЕ ЪБДХТЙЧБКФЕ НОЕ ЗПМПЧХ. с ЦЕОЭЙОБ УМБВБС, ВЕЪЪБЭЙФОБС. б ЧЩ ФБЛЙЕ УМПЧБ...

бм: ъОБЮЙФ, ЧЩ ИПФЙФЕ УЛБЪБФШ, ЮФП ОЙЮЕН, ЛТПНЕ ЬМЕЛФТПООПК РПЮФЩ, ЧЩ Й ОЕ РПМШЪХЕФЕУШ.

фф: тЕРМЙЛБ Ч УФПТПОХ: РТЙУФБМ, ЛБЛ ВБООЩК МЙУФ... оХ ИПТПЫП, НПДЕН С ЛХРЙМБ ОЕДБЧОП. оЕДЕМА РХФБМБУШ Ч РТПЧПДБИ. рПФПН ОБМБДЙМБ ЬМЕЛФТПООХА РЕТЕРЙУЛХ. ьФБ РЕТЕРЙУЛБ ПФОСМБ Х НЕОС ЛХЮХ ТБВПЮЕЗП ЧТЕНЕОЙ, РПФПНХ ЮФП ОБ НЕОС, ЛБЛ ОБ УЧЕЦЕЗП РПМШЪПЧБФЕМС, ОБЛЙОХМЙУШ ЧУЕ НПЙ ЪОБЛПНЩЕ, ЛПФПТЩЕ ДБЧОП ЦДБМЙ ОПЧЕОШЛПЗП. чУЕ ЬФП ВЩМП ПЮЕОШ РТЙСФОП Й ЙОФЕТЕУОП, ОП ЧЕДШ Й ТБВПФБФШ ФПЦЕ ОБДП. б ЕУМЙ С ВХДХ РПМШЪПЧБФШУС йОФЕТОЕФПН Ч ВПМЕЕ ЫЙТПЛПН ПВЯЕНЕ, ФП Х НЕОС УПЧУЕН ЧТЕНЕОЙ ОЕ ПУФБОЕФУС. рПЬФПНХ С ЬФПФ НПНЕОФ ПФЛМБДЩЧБА.

бм: оП ЧЩ РТЕДУФБЧМСЕФЕ УЕВЕ, ЮФП ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ РПКФЙ Ч мЙФЕТБФХТОПЕ лБЖЕ, ЧБН ОБДП ВХДЕФ РТЕПДПМЕФШ ТХВЕЦ ПДОПК ФПМШЛП РПЮФЩ?

фф: й ЮФП?

бм: оХ Й УНПЦЕФЕ ЬФП ЙОФЕТЧША РТПЮЕУФШ.

фф: у УПВПК? фБЛ С Й ФБЛ ЪОБА, ЮФП С ДХНБА.

бм: оХ, ФХФ ОЕ ФПМШЛП ЧЩ, ЪБ ДТХЗЙНЙ "УФПМЙЛБНЙ" ЕЭЕ МАДЙ ЕУФШ.

фф: ьФП ДТХЗПЕ ДЕМП.

бм: б ЛБЛ ЧЩ ПФОПУЙФЕУШ Л УПУЕДУФЧХ ФБЛПНХ - рТЙЗПЧ, рЕМЕЧЙО, зБОДМЕЧУЛЙК, лБМЕДЙО?

фф: ч ЧЩУЫЕК УФЕРЕОЙ РПМПЦЙФЕМШОП. чУЕ ЬФП РТЕЛТБУОЩЕ РЙУБФЕМЙ. ъБ УФПМЙЛБНЙ ЙМЙ ОБ УФХМЙЛБИ, ОП ЧУЕ ПОЙ, ЧНЕУФЕ Й РПТПЪОШ, ПРТПЧЕТЗБАФ НПДОЩЕ УФПОЩ П ФПН, ЮФП Х ОБУ ОЕФ МЙФЕТБФХТЩ.

бм: ьФПФ УФПО Х ОБУ ЛТЙФЙЛПК ЪПЧЕФУС.

фф: фБЛПЧБ ТХУУЛБС ФТБДЙГЙС: УФПОБФШ - ЬФП ЧЩУЫЙК ЫЙЛ. с ДХНБА, ЮФП Х ЬФПЗП ЧППВЭЕ ЗМХВПЛЙЕ ЛПТОЙ.

бм: чЩ ЦЕ УЛБЪБМЙ, ЮФП УФПОЩ НПДОЩЕ.

фф: рТБЧЙМШОП. нПДБ ОБ ЛПТОЙ. ъБХОЩЧОЩЕ ТХУУЛЙЕ РЕУОЙ, РМБЮЙ. "фЩ ЗПТЙ, ДПЗПТБК, НПС МХЮЙОБ, ДПЗПТА У ФПВПК Й С". рПЕЫШ, РМБЮЕЫШ, ФБЛ УЕВС ЦБМЛП, ФБЛ УЕВЕ ОТБЧЙЫШУС. лТПНЕ ФПЗП, ЕУМЙ ПВЯСЧМСЕЫШ, ЮФП ТХУУЛБС МЙФЕТБФХТБ ЛПОЮЙМБУШ, ЙМЙ ОЕ ОБЮЙОБМБУШ, ЙМЙ ЦЕ ПОБ ЧУС ОБУЛЧПЪШ ЗОЙМБС, - РТЙЧМЕЛБЕЫШ ЧОЙНБОЙЕ ПЛТХЦБАЭЙИ. фБЛ ВПМШОЩЕ Ч РТЕДВБООЙЛЕ Х ЧТБЮБ МАВСФ ДЕНПОУФТЙТПЧБФШ СЪЧЩ, РЕТЕМПНЩ, ЗОЙМЩЕ ЪХВЩ, ЮФП Х ЛПЗП. зПТДСФУС. б ЕУМЙ ВХДЕЫШ ЧЩУФХРБФШ У ЪБСЧМЕОЙСНЙ, ЮФП Х ОБУ НОПЗП ИПТПЫЙИ, ЙОФЕТЕУОЩИ РЙУБФЕМЕК, ФП ФЕВЕ УЕКЮБУ ЦЕ УЛБЦХФ: "лБЛЙЕ РЙУБФЕМЙ? ьфп РЙУБФЕМЙ? дБ ЛБЛЙЕ ЦЕ ЬФП РЙУБФЕМЙ?" рПФПНХ ЮФП ЖЩТЛБФШ - ЬФП ЗПТБЪДП ВПМЕЕ ЪБЭЙЭЕООБС РПЪЙГЙС.

бм: б РПЮЕНХ ЕЭЕ ОЕ ФБЛ ДБЧОП УЮЙФБМПУШ, ЮФП ИПТПЫЙЕ РЙУБФЕМЙ ЕУФШ, Й П ОЙИ Й РЙУБМЙ Й ЗПЧПТЙМЙ?

фф: рПФПНХ ЮФП ЛПЗДБ ЙЛТЩ ОЕФ, ПОБ ЛБЦЕФУС ЧЛХУОПК, Б ЛПЗДБ ПОБ ОБ ЛБЦДПН ХЗМХ, ФП ЕЕ ОЙЛФП ОЕ ВЕТЕФ. чЛХУ-ФП ЕЕ ПФ ЬФПЗП ОЕ НЕОСЕФУС.

бм: ъОБЮЙФ ЙЛТХ ТХЗБАФ Й ЗПЧПТСФ, ЮФП ИПТПЫЕК ОЕФ. юФП ЦЕ ФПЗДБ ОХЦОП?

фф: уНЕОЙН НЕФБЖПТХ. уЛБЪЛХ П ТЩВБЛЕ Й ТЩВЛЕ ЮЙФБМЙ? юЕМПЧЕЛХ УЧПКУФЧЕООП ЪБЦЙТБФШУС. дЕМП ОЕ Ч ФПН, ЮФП Х ОБУ ОЕФ ИПТПЫЙИ РЙУБФЕМЕК, Б Ч ФПН, ЮФП ЙИ УМЙЫЛПН НОПЗП. л ОЙН РТЙЧЩЛМЙ, ИПФСФ ВПМШЫЕЗП, ЕЭЕ ВПМШЫЕЗП, ЕЭЕ ВПМШЫЕЗП. чПУЛТЕУОЙ УЕКЮБУ ИПФШ ыЕЛУРЙТ, ИПФШ дБОФЕ, ИПФШ мЕЧ фПМУФПК, ИПФШ оБВПЛПЧ - ЙИ ОЕ ФП ЮФП ПРМААФ, ПОЙ ХЦЕ ПРМЕЧБОЩ, - Б РТПУФП ЪЕЧОХФ, Й УЛБЦХФ - ОХ Й ЮФП? еУМЙ ХЦ ЪБЗПЧПТЙМЙ П УЛБЪЛБИ, ОБРПНОА УЧПА МАВЙНХА УЛБЪЛХ РТП МЙУХ Й ДТПЪДБ. чЛТБФГЕ: РПКНБМБ МЙУБ ДТПЪДБ Й ЙЪДЕЧБЕФУС: "дТПЪД, Б, ДТПЪД, ОБЛПТНЙ НЕОС". оБЛПТНЙМ. "дТПЪД, Б, ДТПЪД, ОБРПЙ НЕОС". оБРПЙМ. "дТПЪД, Б, ДТПЪД, ОБУНЕЫЙ НЕОС". оБУНЕЫЙМ. "дТПЪД, Б, ДТПЪД, Б ФЕРЕТШ ОБРХЗБК НЕОС". дТПЪД ЧЕМЕМ ЕК ЧЩУФБЧЙФШ ИЧПУФ ЙЪ ОПТЩ, НЙНП ВЕЦБМЙ УПВБЛЙ Й УИЧБФЙМЙ ПВОБЗМЕЧЫХА МЙУХ. дТПЪД ЧПУРПМШЪПЧБМУС УЙФХБГЙЕК Й УРБУУС.

бм: б УЕКЮБУ РПМХЮБЕФУС, ЮФП ОБУ РХЗБАФ, Б ОБН ОЕ УФТБЫОП?

фф: дБ, НПЦОП Й ФБЛ УЛБЪБФШ. чППВЭЕ ЬФБ ЙУФПТЙС У МЙУПК ОБРПНЙОБЕФ ЙУФПТЙА МЙФЕТБФХТЩ - ФЕ ЦЕ УФБДЙЙ. рХВМЙЛБ Й ЛТЙФЙЛЙ, ЛБЛ ЕЕ ОБЙВПМЕЕ ТБЪЗПЧПТЮЙЧБС ЮБУФШ, ЛБРТЙЪОЙЮБАФ Й ИПФСФ ЧУЕ ВПМШЫЕЗП Й ВПМШЫЕЗП. мАДЙ РПРТПЭЕ Ч ЛБЛПК-ФП НПНЕОФ ВТПУБАФ ЙЗТБФШ Ч ЬФХ ЙЗТХ Й ОБЮЙОБАФ ЮЙФБФШ ОЕ МЙФЕТБФХТХ, Б ФХ ДТСОШ, ЮФП Ч МБТШЛБИ. ьФП ИПФШ ЮЕУФОЕЕ. б ЛТЙФЙЛЙ МАВСФ ЧЩТБЦБФШ ОЕХДПЧПМШУФЧЙЕ РТПЮЙФБООЩН. оЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ЬФПЗП УДЕМБМЙ ГЕМХА РТПЖЕУУЙА. фБЛ ЮФП ДХНБЕЫШ: ТБЪ ФЕВЕ ФБЛ ОЙЮЕЗП ОЕ ОТБЧЙФУС, ТБЪ ФЩ ФБЛ НХЮБЕЫШУС, НПЦЕФ, ФПЦЕ ВТПУЙЫШ. еУФШ, ОБРТЙНЕТ, ФБЛПК ЛТЙФЙЛ, вПТЙУ лХЪШНЙОУЛЙК. уФПЙФ ЛПНХ-ОЙВХДШ ЮФП-ОЙВХДШ ОБРЙУБФШ, ПО ФБЛ УФТБЫОП ЧЙЪЦЙФ Й ВТБОЙФУС, ЛБЛ ВХДФП Х ОЕЗП ЮФП-ФП ПФОСМЙ. вЕДОЩК. вПМШОПК, ОБЧЕТОПЕ.

бм: рП-ЧБЫЕНХ, Ч РПУМЕДОЕЕ ЧТЕНС РПСЧЙМПУШ НОПЗП ИПТПЫЙИ РЙУБФЕМЕК, ЙИ ОЙЛФП ОЕ МАВЙФ Й ОЕ ЮЙФБЕФ. б ЧЩ ЧППВЭЕ РЕТЕУФБМЙ РЙУБФШ ТБУУЛБЪЩ Й ЪБОСМЙУШ РХВМЙГЙУФЙЛПК.

фф: ьФП ДЧБ ТБЪОЩИ ЧПРТПУБ. дП УЙИ РПТ С ПФЧЕЮБМБ ОБ ЧБЫЙ ЧПРТПУЩ ОЕ ЛБЛ РЙУБФЕМШ, Б ЛБЛ ЮЙФБФЕМШ. с ЧППВЭЕ МАВМА ЮЙФБФШ. рПУМЕДОЙЕ ЗПДЩ НОЕ, ЛБЛ ЮЙФБФЕМА ВЩМП ОЕ УЛХЮОП. юФП ЦЕ ЛБУБЕФУС ФПЗП, ЮФП С УБНБ ДЕМБА, ЬФП ЧППВЭЕ ДТХЗБС ФЕНБ.

бм: б ЮФП ЧЩ УБНЙ ДЕМБЕФЕ, ЛБЛ РЙУБФЕМШ?

фф: п-ИП-ИП... с ПДОПЧТЕНЕООП ДПРЙУЩЧБА ПДЙО ТПНБО ЙМЙ РПЧЕУФШ - ОЕ ЪОБА, ОБЮБМБ РЙУБФШ ЧФПТПК Й РТПДХНЩЧБА ФТЕФЙК.

бм: п ЮЕН?

фф: оБ ФБЛЙЕ ЧПРТПУЩ С ОЕ ПФЧЕЮБА. дПРЙЫХ - ОБРЕЮБФБА.

бм: лБЛ ЦЕ РПМХЮБЕФУС, ЮФП ЧЩ ЧУА ЦЙЪОШ РЙУБМЙ ТБУУЛБЪЩ, Б УЕКЮБУ РЙЫЕФЕ УТБЪХ ФТЙ ТПНБОБ?

фф: рПМПЦЙН, ОЕ ЧУА ЦЙЪОШ. оБЮБМБ РЙУБФШ РПЪДОП. оБРЙУБМБ, УЛПМШЛП ОБРЙУБМПУШ. рПФПН, ДХНБА, ОБДП РПРТПВПЧБФШ ЮФП-ФП ДТХЗПЕ. дТХЗЙЕ ЦБОТЩ. ч ЗБЪЕФЕ "нПУЛПЧУЛЙЕ ОПЧПУФЙ" Х НЕОС ВЩМБ ЛПМПОЛБ "уЧПС ЛПМПЛПМШОС". оЕ ЪОБА, ЛБЛ ПРТЕДЕМЙФШ ЬФПФ ЦБОТ, ОП НЕОС ПЮЕОШ ХУФТБЙЧБМП, ЮФП ЬФП ОЕЮФП ЧТПДЕ ПЮЕОШ ЛПТПФЛЙИ, РПМХИХДПЦЕУФЧЕООЩИ-РПМХДПЛХНЕОФБМШОЩИ ТБУУЛБЪЙЛПЧ ЙЪ ЦЙЪОЙ. с ЬФП ЧПУРТЙОЙНБМБ, ЛБЛ ЧРПМОЕ ИХДПЦЕУФЧЕООПЕ ФЧПТЮЕУФЧП. ьФП ЧППВЭЕ ЙОФЕТЕУОП, ЛПЗДБ ФЩ ПЗТБОЙЮЕО ЮЕН-ОЙВХДШ: ОБРТЙНЕТ, Ч "но" ДБАФ ФПМШЛП ЮЕФЩТЕ УФТБОЙГЩ ФЕЛУФБ. йМЙ, ЧПФ, ОБРТЙНЕТ, С РЙУБМБ ТЕГЕОЪЙЙ ДМС БНЕТЙЛБОУЛПЗП ЦХТОБМБ "The New York Review of Books". фБН УЧПЙ ПЗТБОЙЮЕОЙС. чП-РЕТЧЩИ, ЬФП ЧУЕ-ФБЛЙ ТЕГЕОЪЙС. чП-ЧФПТЩИ, ФЩ ДПМЦЕО РПУФБЧЙФШ ОЕЛХА ЛОЙЗХ, Ч НПЕН УМХЮБЕ ТХУУЛХА, Ч ЛХМШФХТОЩК ЛПОФЕЛУФ. бНЕТЙЛБОГБН ЦЕ ТХУУЛЙК ЛПОФЕЛУФ, ЛБЛ РТБЧЙМП, УПЧЕТЫЕООП ОЕ ЪОБЛПН. еУМЙ ПОЙ ХВЕЦДЕОЩ, ЮФП ЧП ЧТЕНС чФПТПК нЙТПЧПК ЧПКОЩ тПУУЙС ЧПЕЧБМБ ОБ УФПТПОЕ зЙФМЕТБ, ФП П ЮЕН ЗПЧПТЙФШ. лПЗДБ РЙЫЕЫШ ДМС БНЕТЙЛБОГЕЧ, ФП РТЙИПДЙФУС ПВЯСУОСФШ НОПЗП ПЮЕЧЙДОЩИ ЧЕЭЕК. ч еЧТПРЕ ЬФПЗП ДЕМБФШ ОЕ ОХЦОП. оП ОБРЙУБФШ ОБДП ФБЛ, ЮФПВЩ ЮЙФБФЕМШ ОЕ ЮХЧУФЧПЧБМ, ЮФП ЕЗП УЮЙФБАФ ОЕЧЕЦДПК. б ЛТПНЕ ФПЗП, ЦЕМБФЕМШОП РПУНЕЫЙФШ.

бм: б ЧЩ БНЕТЙЛБОГЕЧ РП-БОЗМЙКУЛЙ Й УНЕЫЙФЕ?

фф: оЕФ, ЬФП ФТХДОП. с РЙЫХ ФПМШЛП Й ЙУЛМАЮЙФЕМШОП РП-ТХУУЛЙ. х НЕОС ПФМЙЮОБС РЕТЕЧПДЮЙГБ - дЦЕНЙ зБНВТЕММ. юФП Ц С ВХДХ НХЮЙФШУС, УПЮЙОСФШ ОБ ЮХЦПН СЪЩЛЕ, ЛПЗДБ ЬФП Й РП-ТХУУЛЙ ОЕ МЕЗЛП. нОЕ, ЛУФБФЙ, ЦБМЛП, ЮФП НПЙ ТЕГЕОЪЙЙ (ПОЙ ЙОПЗДБ РЕТЕТБУФБАФ Ч ЬУУЕ) ОЕДПУФХРОЩ ТХУУЛПНХ ЮЙФБФЕМА.

бм: оЕ Ч РПУМЕДОАА ПЮЕТЕДШ ДМС ЬФПЗП Й УХЭЕУФЧХЕФ мЙФЕТБФХТОПЕ лБЖЕ.

фф: дБК ФЕ вПЗ ЪДПТПЧШЙЮЛБ, УЩОПЮЕЛ, ФЕВЕ Й ДЕФЛБН ФЧПЙН, ЧУА-ФП ЦЙЪОШ ЪБ ФЕВС зПУРПДБ НПМЙФШ ВХДХ.

бм: б ЮФП ЧЩ ЧППВЭЕ ДХНБЕФЕ ПВ ЙДЕЕ ФБЛПЗП мЙФЕТБФХТОПЗП лБЖЕ Ч йОФЕТОЕФЕ?

фф: йДЕС ЪБНЕЮБФЕМШОБС, РПФПНХ ЮФП ПОБ РТЙНЙТСЕФ НЕОС У ЬМЕЛФТПООЩН ЖПТНБФПН ЛХМШФХТЩ. чППВЭЕ, ПВТБФЙФЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФБЛПК ЙОФЕТЕУОЩК ЖБЛФ: ТБЪЧЙФЙЕ ФЕМЕЖПОБ ЧТПДЕ ВЩ ХВЙМП ЬРЙУФПМСТОЩК ЦБОТ. б ЬМЕЛФТПООБС РПЮФБ ЕЗП ЧПЪТПДЙМБ. лФП ВЩ НПЗ РПДХНБФШ. чЕДШ МАДЙ ЦЙЧХФ ОБ ФБЛЙИ ВПМШЫЙИ ТБУУФПСОЙСИ, Б ФЕМЕЖПО ФБЛ ДПТПЗ - Й ЧПФ РПСЧМСЕФУС e-mail Й ОЙЛБЛЙИ РТПВМЕН. оПТНБМШОЩЕ ЗЕТПЙ ЧУЕЗДБ ЙДХФ Ч ПВИПД. чПФ С ФПТЮХ Ч бНЕТЙЛЕ. тХУУЛЙЕ ЦХТОБМЩ ДПТПЗЙ, РПЪДОП Й ТЕДЛП ДПИПДСФ. б ЙОПЗДБ ИПЮЕФУС ЧПФ УЕКЮБУ, УТБЪХ, РПМЙУФБФШ ЛОЙЗХ ФБЛПЗП-ФП РЙУБФЕМС ЙМЙ ХЪОБФШ, ЮФП ПО ЧППВЭЕ ФБН УЕВЕ УЙДЙФ Й ДХНБЕФ.

бм: й ЮФП ВЩ ЧЩ ИПФЕМЙ РПЦЕМБФШ ФЕН, ЛФП УЕКЮБУ ДПЮЙФЩЧБЕФ ЙОФЕТЧША У ЧБНЙ Й ЧПФ-ЧПФ ОБЮОЕФ ЮЙФБФШ ЧБЫЙ ТБУУЛБЪЩ, ЛПФПТЩЕ, ОБУЛПМШЛП С ЪОБА, ЙЪДБЧБМЙУШ ПЮЕОШ ОЕЮБУФП?

фф: нОЕ ВЩ ИПФЕМПУШ ОЕ РПЦЕМБФШ, Б РПРТПУЙФШ. юФПВЩ ЮЙФБМЙ ФЕ ФЕЛУФЩ, ЛПФПТЩЕ С ПФДБА ОБ йОФЕТОЕФ, Б ЕУМЙ РПОТБЧЙФУС, ФП, НПЦЕФ, ЛБЛ-ОЙВХДШ ПФЛМЙЛОХМЙУШ ВЩ. б С У ХДПЧПМШУФЧЙЕН РПЮЙФБА ДТХЗЙИ.

Детство и юность Татьяны Толстой / Tatyana Tolstaya

Татьяна Толстая выросла в литературной семье. Два ее деда - Алексей Толстой и Михаил Лозинский , бабушка - Наталья Крандиевская-Толстая . Отец Никита Алексеевич Толстой был профессором физики. У маленькой Татьяны было семь братьев и сестер. Татьяна Толстая окончила отделение классической филологии Ленинградского университета в 1974 году. Вместе с мужем переехала в Москву, работала корректором в «Главной редакции восточной литературы » при издательстве «Наука », где проработала до 1983 года.

Творческий путь Татьяны Толстой / Tatyana Tolstaya

В 1983 году Татьяна Толстая впервые публикует свои художественные произведения, а также выступает в качестве литературного критика со статьей «Клеем и ножницами… » («Вопросы Литературы », 1983, № 9). Вдохновением начинающей писательницы стала, как ни странно, операция на глазах.

«Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов».

Первый рассказ Татьяны Толстой под названием «На золотом крыльце сидели… » был признан критиками одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов, которые описывали рассказ, как «калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами». В дальнейшем Татьяна Толстая напишет еще около двадцати рассказов, которые будут изданы в журналах «Новый мир», «Знамя» и других крупных литературных изданиях СССР: «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь - не любишь» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Ночь» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988).

Первый сборник рассказов «На золотом крыльце сидели… » появляется в 1987 году, после его выхода Татьяну Толстую пригласили вступить в ряды членов Союза писателей СССР. Литературоведы стали менее благосклонны в адрес творчества Татьяны Толстой , писательницу упрекали в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтешь», что все рассказы написаны по выстроенному шаблону.

Однако в кругах интеллигенции Татьяна Толстая пользовалась репутацией независимой и оригинальной писательницы. Героями ее произведений становились яркие, актуальные герои со злободневными проблемами - «городские сумасшедшие» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), «живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде». С 1989 года Татьяна Толстая является членом Российского ПЕН-центра.

В 1990 году Татьяна Толстая мигрирует в США и устраивается преподавателем русской литературы и художественного письма в колледже Скидмор, также работала с «New York review of books», «The New Yorker», «TLS» и другими журналами, вела лекционные занятия в университетах. Продолжительное время Татьяна Толстая по несколько месяцев в году работала в Америке.

Окружающая среда влияла на языковой тезаурус писательницы, о чем она упоминает в эссе того времени «Надежда и опора ». В нем Татьяна Толстая указывала на различия между современным русским и русским языком эмигрантов: «там в разговор постоянно вклиниваются такие слова, как „свисслоуфетный творог“, „послайсить“, „полпаунда чизу“ и „малосольный салмон“». Четыре месяца нахождения в США пагубно влияли на моральное и умственное состояние писательницы, она уточняла, что «мозг её превращается в фарш или салат, где смешиваются языки и появляются какие-то недослова, отсутствующие как в английском, так и в русском языках».

В 1991 году Татьяна Толстая пробует себя в сфере журналистики, она пишет собственную колонку «Своя колокольня » в еженедельной газете «Московские новости », а также работает с журналом «Столица », где входит в состав редколлегии. Эссе, очерки и статьи Татьяны Толстой публикуются в журнале «Русский телеграф ». Татьяна Толстая издает книги«Любишь - не любишь» (1997),«Сёстры» (1998),«Река Оккервиль» (1999). Европейские страны выкупают права на перевод ее книг и рассказов, литература Толстой переведена на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира. В 1998 году Татьяна Толстая входит в состав редколлегии американского журнала «Контрапункт ». В 1999 году Татьяна Толстая принимает решение вернуться на родину.

В 2000 году был издан первый роман Татьяны Толстой «Кысь ». Книга быстро стала значимой для своего времени, отражающей реалии современной действительности. В театрах ставили спектакли по книге, а на радиостанции «Радио России» транслировался проект литературного сериала. В 2001 году на прилавках книжных магазинов появляются три романа Татьяны Толстой - «День», «Ночь» и «Двое» . Писательница завоевала любовь читателей по всей России, ее книги пользовались также коммерческим успехом: общий тираж книг составил около 200 тысяч экземпляров. В 2002 году Татьяна Толстая назначена на должность председателя совета газеты «Консерватор ».

В 2001 году становится лауреатом премии «Триумф». Приз XIV Московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза».

В 2002 году Татьяна Толстая пробует себя в качестве телеведущей. Писательница вместе с Авдотьей Смирновой ведет программу «Школа злословия » в эфире телеканала Культура, позже в эфире телеканала НТВ.

В 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова взяли премию «ТЭФИ» в категории «Лучшее ток-шоу».

В 2010 году Татьяна Толстая , продолжая дело деда, выпускает свою первую детскую книжку «Та самая Азбука Буратино ».

«Замысел книги родился 30 лет назад. Не без помощи моей старшей сестры… Ей всегда было жалко, что Буратино так быстро продал свою Азбуку, и что об ее содержании ничего не было известно. Что за яркие картинки там были? О чем она вообще? Шли годы, я перешла на рассказы, за это время подросла племянница, родила двоих детей. И вот, наконец, на книгу нашлось время. Полузабытый проект был подхвачен моей племянницей, Ольгой Прохоровой».

Татьяна Толстая вместе с Александром Масляковым являлась постоянным членом жюри программы «Минута славы » на Первом канале с 2007 года (1-3 сезоны).

Личная жизнь Татьяны Толстой / Tatyana Tolstaya

В 1974 году Татьяна Толстая вышла замуж за филолога-классика А.В. Лебедева . Родила сына Артемия Лебедева , ставшего скандальным блоггером и владельцем крупной студии по созданию графического дизайна.

Библиография Татьяны Толстой / Tatyana Tolstaya

  • На золотом крыльце сидели / Рассказы. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 198 с.
  • Любишь - не любишь / Рассказы. – М.: Оникс; ОЛМА-пресс, 1997. – 381 с.
  • Сёстры / С. Н. Толстой. – Эссе, очерки, статьи, рассказы. – М.: Изд. дом «Подкова», 1998. – 392 с.
  • Река Оккервиль / Рассказы. – М.: Подкова; Эксмо, 2005. – 462 с.
  • Двое / С Н. Толстой. – М.: Подкова, 2001. – 476 с.
  • Кысь / Роман. – М.: Подкова, 2001. – 318 с.
  • Изюм / М.: Подкова; Эксмо, 2002. – 381 с.
  • Круг / Рассказы. – М.: Подкова; Эксмо, 2003. – 345 с.
  • Белые стены / Рассказы. – М.: Эксмо, 2004. – 586 с.
  • Женский день / М.: Эксмо; Олимп, 2006. – 380 с.
  • День. Личное / М.: Эксмо, 2007. – 461 с.
  • Ночь / Рассказы. – М.: Эксмо, 2007. – 413 с.
  • Не кысь (2007)
  • Река (2007)
  • Кысь. Зверотур. Рассказы (2009)

ТОЛСТАЯ, ТАТЬЯНА НИКИТИЧНА (р. 1951) – русская писательница. Родилась 3 мая 1951 в Ленинграде. Отец – академик-филолог Никита Толстой, деды – писатель Алексей Толстой и переводчик Михаил Лозинский. В 1974 окончила отделение классической филологии филфака ЛГУ, после чего переехала в Москву. До 1983 работала в Главной редакции Восточной литературы при издательстве «Наука».

Активно печататься начала при советской власти. Первая публикация – рассказ На золотом крыльце сидели… появился журнале «Аврора» в 1983. Как критик дебютировала в том же году статьей Клеем и ножницами.

В середине 1980-х написала и опубликовала в периодической печати около 20 рассказов (Факир , Круг , Потеря , Милая Шура , Река Оккервиль и др.) и повесть Сюжет. В 1988 тринадцать из них вышли отдельной книгой: На золотом крыльце сидели….

Официальная критика отнеслась к прозе Толстой настороженно. Одни упрекали ее в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтешь». Другие, напротив, говорили, что прочли книгу взахлеб, но что все произведения написаны по одной схеме, искусственно выстроены. В интеллектуальных читательских кругах того времени Толстая пользовалась репутацией оригинального, независимого писателя. Герои ее прозы в основном – простые «городские чудики» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде.

В прозе Толстой, по мнению критиков, прослеживается влияние Шкловского и Тынянова, с одной стороны, и Ремизова – с другой. Она сталкивает слова из различных семантических слоев языка, как правило, смотрит на своих героев «остраненно», разворачивает сюжет подобно кинематографическим кадрам… Но если у Шкловского и Тынянова «избыточные» слова использовались для того, чтобы дать предмету как можно более точное, исчерпывающее определение, а Ремизова обращение к архаическим пластам языка приближало к изначальному смыслу слова, то Толстая, используя разработанные ими методы парадоксальных словосочетаний, демонстрирует то, что Вяч.Курицын назвал «хищным цинизмом глазомера». Андрей Немзер так высказался о ее ранних рассказах: «„Эстетизм" Толстой был важнее ее „морализма"».

В 1990 уезжает преподавать русскую литературу в США, где проводит по несколько месяцев в году почти все последующее десятилетие. В 1991 ведет колонку «Своя колокольня» в еженедельнике «Московские новости», входит в состав редколлегии журнала «Столица». Появляются переводы ее рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и др. языки.

В 1997 отдельной книгой (Любишь – не любишь ) в Москве переиздаются ее рассказы, в 1998 – книга Сестры , написанная совместно с сестрой Натальей.

В 2000–2001 выходит новый роман Толстой Кысь – о мутирующей после ядерного взрыва России. Страна, согласно роману, полностью деградировала: язык почти утрачен, мегаполисы превращены в убогие деревни, где люди живут по правилам игры в «кошки-мышки». Роман пропитан сарказмом, характеры героев выстраиваются в своеобразную галерею уродов, их сексуальность подчеркнуто груба и первобытна.

Русскоязычные критики отнеслись к новой Толстой по-разному.

В начале 2000-х переиздаются ее рассказы (Река Оккервиль , 2000, Ночь, 2001), сборник Сестры, выходит в свет книга, включившая произведения Татьяны и Натальи Толстых (День. Разное , 2001), сборник публицистики Татьяны Толстой День. Личное (2001) и ее книга Изюм (2002).

Публицистика Толстой также вызывает противоречивые отзывы.

В 2001 Толстая получает приз XIV Московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза», в том же году – престижную премию «Триумф».

С 2002 являлась соведущей (вместе со сценаристкой Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия».

Издания: На золотом крыльце сидели. Рассказы . М., «Советский писатель», 1987; Любишь – не любишь. Рассказы . М., «Олма-Пресс», 1997; Река Оккервиль. Рассказы . М., «Подкова», 2000; Кысь. Роман. «Подкова», 2000; «Иностранка», 2001; Ночь. Рассказы . М., «Подкова», 2001; Личное . М., «Подкова», 2001.

Анна Бражкина

Татьяна Никитична Толстая. Родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде. Российская писательница, публицист, литературный критик, педагог, журналистка и телеведущая.

Происходит из древнего и известного в России рода Толстых.

Дед по отцовской линии - Алексей Николаевич Толстой, писатель.

Бабушка по отцовской линии - Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая, поэтесса.

"Мой предок Петр Андреевич Толстой был как бы первым начальником ФСБ - при Петре Первом. Он - душитель царевича Алексея. То есть он сам его не душил, он его просто выкрал и вывез из Италии. Дело в том, что царь Алексей Михайлович, как ты знаешь, был женат дважды. И Петр был его единственным ребенком от второй жены. А Толстой Петр Андреич был родственник царя по первой жене, они были в каком-то двоюродном родстве", - рассказывала она.

Кстати сказать, умирая, царевич Алексей проклял Петра Андреича Толстого и все его потомство до двадцатого колена. Хотя в чем именно заключается проклятие, неизвестно.

Знаменитый писатель Лев Николаевич Толстой доводится ей "кем-то типа семиюродного дедушки". Далеко, но тоже родственник.

Отец был физик, оптик. Профессор Ленинградского университета. Сотрудник оптического института ГОИ, лауреат Сталинской премии.

Прадед по материнской линии - Борис Михайлович Шапиров, военный врач, деятель Красного креста, лейб-медик Николая II, действительный тайный советник.

Дед по материнской линии - Михаил Леонидович Лозинский, литературный переводчик, поэт.

Мать - Наталья Михайловна Лозинская (Толстая).

Росла в доме Ленсовета на Набережной реки Карповки в многодетной семье, где у неё было шесть братьев и сестёр.

Сестра Наталия Никитична Толстая - писательница, преподаватель шведского языка при кафедре скандинавской филологии факультета филологии и искусств СПбГУ. Брат Иван Никитич Толстой - филолог, историк эмиграции, специализируется на периоде холодной войны, обозреватель Радио «Свобода». Брат Михаил Никитич Толстой - физик, политический и общественный деятель.

Татьяна Толстая в программе у Познера

После окончания школы, Толстая поступила в Ленинградский университет, на отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков), который окончила в 1974 году.

Затем вышла замуж и переехала в Москву. Там устроилась работать корректором Главной редакции восточной литературы издательства «Наука». Проработав в издательстве до 1983 года, публикует свои первые литературные произведения и дебютирует как литературный критик со статьёй «Клеем и ножницами...».

По собственному признанию, начать писать её заставило то обстоятельство, что она перенесла операцию на глазах. "Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов" , - рассказывала она.

В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели...», опубликованный в журнале «Аврора». Рассказ был отмечен как публикой, так и критикой и признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. Впоследствии Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов.

Её произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах.

В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу - «На золотом крыльце сидели...» .

После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР.

Критика восприняла ее литературные произведения насторожённо. Её упрекали в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтёшь». Другие критики восприняли прозу писательницы с восторгом, но отмечали, что все её произведения написаны по одному, выстроенному, шаблону.

В то время основными героями произведений писательницы были «городские сумасшедшие» - старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства и т.п.

С 1989 года является постоянным членом Российского ПЕН-центра.

В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность. Толстая преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор, расположенном в городе Саратога-Спрингс и Принстоне, сотрудничала с New York Review of Books , The New Yorker, TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах.

В 1991 году начинает журналистскую деятельность. Ведёт собственную колонку «Своя колокольня» в еженедельной газете «Московские новости», сотрудничает с журналом «Столица», где входит в состав редколлегии. Эссе, очерки и статьи Толстой появляются также в журнале «Русский телеграф».

Параллельно с журналистской деятельностью она продолжает издавать книги. В соавторстве с сестрой Наталией опубликовала в 1998 году книгу «Сёстры». Появляются переводы её рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира.

В 1998 году стала членом редколлегии американского журнала «Контрапункт».

В 1999 году Татьяна Толстая возвращается в Россию, где продолжает заниматься литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.

В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь» . Книга вызвала много откликов и стала очень популярной. По роману многими театрами были поставлены спектакли, а в 2001 году в эфире государственной радиостанции «Радио России», под руководством Ольги Хмелёвой, был осуществлён проект литературного сериала.

В этом же году были изданы ещё три книги: «День», «Ночь» и «Двое». Она получает приз XIV Московской Международной книжной ярмарки в номинации «Проза».

В 2002 году Татьяна Толстая возглавила редакционный совет газеты «Консерватор».

В 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении, в телевизионной передаче «Основной инстинкт». В том же году становится соведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия» , вышедшей в эфире телеканала Культура. Передача получает признание телекритики и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова получили премию «ТЭФИ», в категории «Лучшее ток-шоу». Программа выходила до 2014 года.

Школа злословия - Ксения Собчак

В 2010 году, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою первую детскую книжку. Озаглавленная, как «Та самая Азбука Буратино», книга взаимосвязана с произведением дедушки писательницы - книгой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В рейтинге лучших книг XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, книга заняла второе место в разделе «Детская литература».

Рост Татьяны Толстой: 157 сантиметров

Личная жизнь Татьяны Толстой:

С мужем - Андреем Лебедевым - познакомилась во время учебы в Ленинградском университете. Он - сын известного генерала. По образованию также филолог.

Они поженились в 1974 году - после того, как Толстая окончила университет. Вскоре переехали из Ленинграда в Москву.

У них родились двое сыновей. Старший - и меньший - Алексей. Сейчас это довольно известные личности. Артемий стал известным веб-дизайнером и разработчиком макетов для многих сайтов, а также создал собственную студию дизайна.

Алексей - программист и фотограф, который живет и работает в Америке.

Библиография Татьяны Толстой:

1987 - «На золотом крыльце сидели...»: Рассказы
1997 - Любишь - не любишь: Рассказы
1998 - Сёстры: Эссе, очерки, статьи, рассказы
2005 - Река Оккервиль: Рассказы
2001 - Двое. (в соавторстве с Н. Толстой)
2001 - Кысь: Роман
2002 - Изюм
2003 - Круг: Рассказы
2004 - Не кысь: Рассказы, статьи, эссе и интервью Татьяны Толстой
2004 - Белые стены: Рассказы
2004 - Кухня «Школы злословия». (в соавторстве с А. Смирновой)
2006 - Женский день
2007 - День. Личное
2007 - Ночь: Рассказы
2007 - Река: Рассказы и новеллы
2009 - Кысь. Зверотур. Рассказы
2011 - Та самая Азбука Буратино. (в соавторстве с О. Прохоровой)
2014 - Лёгкие миры: Повести, рассказы, эссе
2015 - Девушка в цвету
2015 - Войлочный век