/ / / Анализ повести Быкова «Сотников»

Повесть Быкова «Сотников» это в первую очередь история о непростом выборе, с которым в военные годы мог столкнуться практически любой человек. Сбежать или остаться и помочь, уйти или вернуться и отомстить, сдаться или сражаться до конца, умереть или выжить, но при этом добровольно сдаться в рабство.

Быков создает абсолютно разных героев. Каждый из них имеет свое мнение, каждый из них в силу разных на то причин делает нелегкий выбор. Петр, становится старостой только для того, чтобы его односельчанам не смогли причинить вреда. Перед этим он долго не хочет сотрудничать с полицаями, а пойдя на этот шаг, в тайне, даже прячет у себя дома маленькую девочку с «еврейскими корнями».

Является образом общего всенародного горя и безысходности. Она многодетная мать, заботится о своих детях, с утра до вечера работает. Но между тем она становится сообщницей Рыбаку и Сотникову, когда те прячутся от преследования у нее в избе. Долг перед родиной обязал эту женщину постараться спасти партизан, за что она впоследствии и поплатится жизнью.

Девочка Бася является олицетворение всех тех кого незаслуженно убили на войне. Ведь она, как и многие не несла никакой угрозы фашистам. С ней расправляются безжалостно, не давая ни единого шанса выжить только потому, что испытывают ненависть к еврейскому народу. Такая агрессия, направленная на уничтожение людей ничем не оправдана. Но между тем, и детей и взрослых продолжали уничтожать, на них, как на животных ставили опыты, их сгоняли в лагеря.

Что касается партизан и , то здесь Быков решил поставить каждого мужчину перед выбором – идти до конца, или сломаться и сдаться. Каждый партизан сначала ведет себя более чем достойно. Сотников несмотря на сильную болезнь, отправляется на тяжелейшее задание. А Рыбак, когда товарища ранили, не оставил его в беде, а помог, хотя имел возможность уйти и выполнить задание – принести продовольствие партизанам.

Но оказавшись в плену, в темном и сыром подвале, мужчины начинают понимать, что убежать отсюда уже не смогут. Их, как и всех «заключенных» ждет неминуемая смерть. Безысходность, подталкивает каждого к принятию самого главного решения всей жизни. Сотников решает взять всю вину на себя и спасти всех от казни. Мужчина готов умереть, если это поможет выжить другим. Он сделал для себя выбор совести и чести, ведь в его понимании, каждый достойный и уважающий себя мужчина – поступил бы так же.

А вот у Рыбак был с ним не согласен. У него в голове крутилась одна мысль, о сохранении своей жизни. Страх полностью поработил мужчину, и тому ничего не оставалась, как перейти на сторону немцев. Ему нужна была жизнь, просто потому, что не хотелось умирать.

Однако после казни товарища и других пленных до Рыбака начинает доходить признание собственной никчемности. Он столько времени боролся против фашизма, и теперь оказался врагом, причем для самого себя. Позже мужчина все же постарается свести счеты с жизнью, но будет уже слишком поздно – шанс достойно умереть Быков давал лишь однажды…

Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. Быков разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны.

Писатель заставляет задуматься над смыслом понятия «подвиг». Можно ли считать героем учителя Мороза из повести «Обелиск», если он только принял смерть от рук фашистов вместе со своими учениками? Лейтенант Ивановский из повести «Дожить до рассвета» рисковал жизнями своих солдат и погиб вместе с ними, не выполнив задания. Герой ли он? Почти в каждой повести Быкова встречается предатель. Это смущало критиков, об этом предпочитали не писать.

Для художественной манеры писателя характерно сведение в одном произведении контрастных персонажей, с помощью которых он проводит нравственный эксперимент. Яркий пример тому – повесть «Сотников», написанная в 1970 году. Автор ставит своих героев перед тяжелым выбором: либо спасти свою жизнь и предать, либо погибнуть от рук фашистов.

Сотников и Рыбак – это партизанские разведчики, которые отправились добыть продовольствие для укрытого в лесу отряда. Мы знакомимся с ними, когда они зимой пробираются с Горелого болота на хутор за продовольствием, чтобы спасти от голодной смерти партизан. Их отряд причинил оккупантам много вреда. После этого были посланы три роты жандармов для уничтожения партизан. «За неделю боев и беготни по лесам люди измотались, отощали на одной картошке, без хлеба, к тому же четверо были ранены, двоих несли за собой на носилках. А тут полицаи и жандармерия обложили так, что, пожалуй, нигде не высунуться».

Рыбак – сильный, находчивый боец, был старшиной в стрелковой роте. Когда его ранили, он оказался в глухой деревне Корчевке, где его выходили местные жители. После выздоровления Рыбак ушел в лес.

О Сотникове мы узнаем, что он до войны окончил учительский институт, работал в школе. В 1939 году его призвали в армию, а когда началась война, он командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, а Сотников попал в плен, из которого со второй попытки бежал.

Быков отличался умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как поведут себя его герои в экстремальных условиях. Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность герою сделать выбор, но что выберет он? Часто человек не знает самого себя. У каждого есть определенное мнение о себе, иногда даже уверенность в том, как он поступит в той или иной ситуации. Но это лишь придуманный образ собственного «я». В ситуации жесткого выбора проявляется все, что есть в глубине души, истинное лицо человека.

В повести автор параллельно раскрывает характеры своих героев, он хочет выяснить, какие нравственные качества дают человеку силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства. Быков не ставит вопрос, кто герой, а кто – нет, он знает, что героем может стать любой, а становится не каждый. Героем может стать только человек с твердыми нравственными принципами, которые закладываются в семье и укрепляются всю жизнь, когда человек не позволяет себе морально пасть ни при каких условиях. Сотников размышляет о том, что «в борьбе с фашизмом нельзя принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины». Победить можно было только вопреки всем причинам. Те, кто думают, что выше головы не прыгнешь, а против силы не попрешь, никогда не победят.

В повести Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить. В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом». Потом можно попробовать как-нибудь выкрутиться и опять причинять вред врагу.

Быков в своей повести исследует не жизненную ситуацию, у которой всегда есть несколько решений, а нравственную, для которой необходимо совершить только один поступок. Для Сотникова последним поступком стала попытка взять на себя вину, чтобы не были расстреляны за помощь партизанам староста и Демчиха. Автор пишет: «По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому». По убеждениям Сотникова, лучше смерть, чем жить предателем.

Сцена пыток и избиения Сотникова производит тяжелое впечатление. В этот момент герой понимает, что по сравнению с телесной жизнью есть что-то более значимое, то, что делает человека человеком: «Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет».

Открытием для Рыбака становится простая истина: не так страшна физическая смерть, как нравственная. Каждый бесчеловечный поступок приближает моральную гибель. Страх смерти физической заставляет Рыбака стать полицаем. Герой должен пройти первую проверку на лояльность новой власти. Он казнит Сотникова, и тот умирает, как герой. Рыбак же остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену гибели Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси. Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но писатель не дает ему сделать этого. Быков не дарит своему герою облегчения, это была бы слишком легкая смерть для Рыбака. Теперь он будет помнить виселицу, глаза людей, мучиться и проклинать день, когда родился. Он будет слышать слова Сотникова «Пошел к черту!» в ответ на сказанную шепотом просьбу простить его, Рыбака.

    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • В третью книгу автобиографической трилогии «вочеловечения» Александра Блока входят циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Арфы и скрипки», «О чем поет ветер», «Итальянские стихи», «Кармен», «На поле Куликовом», «Соловьиный сад», «Родина». На данном этапе художественного развития Блок разрабатывает идею и тему пути человеческой души в мире. Конечно, творчество Блока в этот период, как и в предыдущие годы, не сводится к одной теме. Лирика поэта многообразна, широка по тематике, сложна по технике стихосложения. […]
    • Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику. В сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания. В нем появляются библейские мотивы, осмысливаются понятия свободы и смерти. И уже здесь мы находим первые стихи Ахматовой на тему […]
    • Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг […]
    • В нашем мире не так уж много людей, которых можно назвать способными. Талантливых еще меньше, а гениальных и вовсе единицы. К сожалению, очень часто бывает так, что людям, наделенным от природы уникальными способностями, жить в обществе гораздо сложнее, чем серым и посредственным. Почему же так происходит? Во-первых, потому что люди, как правило, очень настороженно и иногда даже агрессивно относятся к тем, кто сильно от них отличается. Именно это чувство «непохожести» способно отталкивать от гения рядовых […]
    • После Пушкина в России был еще один «радостный» поэт – это Афанасий Афанасьевич Фет. В его поэзии нет мотивов гражданской, вольнолюбивой лирики, он не ставил социальных вопросов. Его творчество – мир красоты и счастья. Стихотворения Фета пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем. В отличие от большинства русских поэтов второй половины XIX века с их протестами и обличениями […]
    • Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное "чувство смерти", постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: "Книга моей жизни" (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: "Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
    • Как я мою полы Для того, чтобы вымыть полы чисто, а не налить воды и размазать грязь, я делаю так: Беру в кладовке ведро, которым для этого пользуется мама, а также швабру. Наливаю в таз горячей воды, добавляю в неё столовую ложку соли (для истребления микробов). Полощу швабру в тазу и хорошенько отжимаю. Мою полы в каждой комнате, начиная от дальней стены по направлению к двери. Заглядываю во все уголки, под кровати и столы, там скапливается больше всего крошек, пыли и прочей нечисти. Домыв каждое […]
    • Николай Вера Портрет героев В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания. Характеристика Беспомощность, пассивность («Алмазов сидел, не снимая пальто, он отвернулся в сторону...»); раздраженность («Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно»); неудовольствие («Николай Евгеньевич весь сморщился, точно от […]
    • Когда ребёнок только рождается, весь его мир помещается в слове «хочу». Он хочет кушать, спать или играть, хочет быть рядом с мамой, хочет, чтобы его носили на руках, чтобы ему было тепло и уютно. А по мере взросления появляются многочисленные «надо»: надо за собой убирать, надо класть игрушки на место, надо есть то, что не любишь, потому что это полезно, и ложиться вовремя спать, потому что завтра в школу, в которую тоже надо ходить. И хорошо, когда «надо» совпадает с «хочу», как, например, с прогулками – ведь […]
    • Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. […]
    • Повесть «Юность» Льва Николаевича Толстого открывает перед нами все переживания, мечты и чувства главного героя произведения - Николая Иртеньева. В течение всей повести герой раскрывается, пытаясь осознать свое «Я». Очень важно, что эта повесть во многом автобиографическая. В начале повести Николай говорит нам, что “назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию”. Это для него – начало юности. Николаю 16 лет. В нем, по его словам, благородного ничего не было”. Он многим не доволен в […]
    • На прошлых выходных мы с родителями ходили в зоопарк. Этого дня я ждал всю неделю. На улице была чудесная осенняя погода, светило теплое солнышко, дул легкий ветерок. Настроение у всех было отличное. При входе в зоопарк мы купили билеты, различные лакомства для животных и прошли внутрь. Наш поход начался с осмотра вольеров с волками. Некоторые из них ходили по клетке и скалили свои острые клыки. Другие спали и никак на нас не реагировали. Постояв немного у их вольеров, мы пошли дальше. В нашем зоопарке очень […]
    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • Поэтическое творчество Анны Ахматовой берет свое начало в блистательном Серебряном веке русской литературы. Этот сравнительно короткий период породил целую плеяду гениальных художников, в том числе, впервые в русской литературе, великих женщин-поэтов А. Ахматову и М. Цветаеву. Ахматова не признавала определения «поэтесса» по отношению к себе, это слово казалось ей унижающим, она была именно «поэтом» наравне с другими. Ахматова принадлежала к лагерю акмеистов, но во многом только потому, что главой и теоретиком […]
    • Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два […]
    • Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, совершает одно из самых страшных, с точки зрения Библии и человеческой морали, преступлений – убийство. Он – бедный студент, разночинец, принимает решение убить старую женщину – процентщицу Алену Ивановну. В ходе убийства он обрекает на смерть и ее безобидную сестру Лизавету, которая к тому же была беременна. Писатель представляет на суд читателя не просто убийцу, а персонажа трагедийного, наделенного массой положительных […]
    • Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека […]
    • В интервью о пьесе «На дне» в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?» Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества. В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судьбах людей, […]
  • Василь Быков в своем творчестве в основном освещал военные темы, но в его произведениях мало батальных сцен, описаний эффектных исторических событий, зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне.

    Поэтому я решил написать сочинение о защитнике Родины на примере повести Василя Быкова «Сотников». Описывая самые незначительные ситуации, автор дает ответы на сложные вопросы. В отличие от таких наших писателей, как Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые любят описывать масштабные сражения, Василь Быков строит свои сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат.

    Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения бойцов в экстремальных ситуациях, писатель раскрывает читателю глубины психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает многие его работы: «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно» и другие.

    Сюжет повести «Сотников» прост: партизаны Сотников и Рыбак отправляются в деревню, чтобы добыть пропитание для отряда. Сотникова мучает «разрывающий» кашель, который и выдаст его с напарником врагу. Солдат мог бы легко уклониться от задания, но он хочет показать боевым товарищам, что не боится ни «грязной работы», ни опасности, и вызывается идти.

    Рыбак здоров, силен и готов ко всему. Читателю кажется, что сильный и сообразительный солдат Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников.

    Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина.

    Конечно, Рыбак не лишен положительных человеческих качеств, но после того, как он с товарищем попадает в плен, начинается его нравственное падение. Ради того, чтобы остаться в живых, он вступает в ряды полицаев, предает друга и даже становится его палачом.

    Сотников же ведет себя, как настоящий защитник Родины. Он не думает о себе, простом солдате, который будет убит, как множество других бойцов. «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».

    Даже когда Сотникова ведут на виселицу, он все еще старается защитить невинных людей. Он все делает правильно для того, чтобы Отечество гордилось его поступком. На таких людях, как Сотников, и была построена победа в борьбе с врагом.

    Творчество Василя Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью.

    Я считаю, что Быков прав в том, что отдает должное простым солдатам, воспевает их героизм, так как благодаря именно их мужеству наша Родина выстояла в той тяжелой войне. Пусть имена многих бойцов неизвестны, но их подвиг бессмертен.

    Теперь нет той великой страны, которую защищал Сотников, за которую он достойно погиб. Но дело вовсе не в этом. Герои Василя Быкова живут своей жизнью вне политических потрясений. Для меня Сотников всегда будет примером мужества и стойкости. Я чувствовал бы себя более бедным духовно, если бы не было в литературе героев Василя Быкова.

    Сотников в обычной жизни был бы мало чем примечательным человеком. В начальство бы он не полез, не стал бы стремиться как-то выделиться среди людей. Он честно выполнял бы свой долг, ко всему относился бы совестливо. И о нем говорили бы, что это очень порядочный человек.

    Вот что главное в Сотникове. Его никто не мог бы упрекнуть в непорядочности. Мне приходилось встречать таких людей. Я уверен, что они в экстремальной ситуации повели бы себя точно так, как Сотников, потому что иначе они не умеют жить.

    Сравнительный анализ духовной проблематики в произведении “Сотников” В. Быков
    и фильм “Восхождение” Л. Шепитько

    Преподаватель Бараков В.Н.

    Работу выполнила студентка ГФ
    Боб Маргарита

    2011 год

      Введение
      Анализ повести “Сотников” и фильма “Восхождение”
      Человек в бесчеловечных обстоятельства х.
    Нравственная проблематика героев в произведении “Сотников”
      Система персонажей и композиция в повести “Сотников”
      Фильм “Восхождение” 1976 год режиссер Л.Шепитько
      Заключение
      Литература

    Введение

    Когда в жизни людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье,
    нарушает привычный уклад жизни. О самой жестокой, чудовищной войне – Великой
    Отечественной – вспоминают и поныне.
    Василий Быков – один из важнейших отечественных писателей, который на
    протяжении долгих лет творчества остается верен теме войны. Особенностью его
    произведений является то, что он изображает в своих рассказах войну такой,
    какой она была – в страданиях и крови.
    На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись
    войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с
    гитлеровским фашизмом.
    Русская литература стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины.
    Писатели дышали единым дыханием с борющимся народом и чувствовали себя
    “окопными поэтами”, а вся литература в целом, про выражению А. Толстого, была
    “голосом героической души народа”.
    Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой.
    Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались нашими
    писателями в годы войны.
    Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза времен
    Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин.
    Для прозы военных лет характерны усиление романтических и лирических
    элементов, широкое использование художниками декламационных и песенных
    интонаций, ораторских оборотов, обращение к таким поэтическим средствам, как
    аллегория, символ, метафора.
    Традиции литературы Великой Отечественной войны - это фундамент творческих
    поисков современной советской прозы. Без этих традиций, в основе которых
    лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и
    беззаветной преданности Родине, невозможны были бы успехи, которые достигнуты
    советской “военной” прозой сегодня.
    Свое дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в
    первые послевоенные годы.
    Значительных успехов военная проза достигла на современном этапе своего
    развития.
    Война в изображении прозаиков- фронтовиков - это не только и даже не сколько
    эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный
    каждодневный труд, труд тяжелый, кровавый, но жизненно необходимый. И именно
    в этом каждодневном труде и видели советского человека писатели “второй
    войны”.
    Тема Великой Отечественной войны - вообще центральная в творчестве В. Быкова.
    Свидетель и участник грандиозных событий, он почти все свои произведения
    посвятил событиям военного времени. Сам Быков отмечал, что почти все, что им
    создано, “связано с Великой Отечественной войной” и что он “до сих пор был и
    продолжает оставаться военным писателем”.

    Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя
    Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу -
    именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой
    творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя
    интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек
    приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает
    героический поступок.
    Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре
    изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково,
    что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная
    жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в
    обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом
    отношении не составляет исключения и повесть “Сотников”.
    Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас
    этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была
    завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.
    Подводя итог сказанному, можно отметить, что развитие прозы о Великой
    Отечественной войне со всей очевидностью показывает, что в кругу основных ее
    проблем главной, стоящей на протяжении более чем сорока лет в центре
    творческого поиска наших писателей, являлась и является проблема героизма.
    Особенно заметно это в творчестве писателей-фронтовиков, крупным планом
    показавших в своих произведениях героизм наших людей, стойкость солдат.

    Анализ повести “Сотников” и фильма “Восхождение”

    Повесть “Сотников” В.Быкова я читала два раза, в школе и вот буквально на днях, а фильм я посмотрела впервые. Я в восторге.

    Поначалу уныло думала: «Еще один тяжелый военный фильм». Но он произвел на меня очень сильное впечатление, и не было ни тени сожаления от просмотра.
    Думаю, охарактеризовать этот фильм как военный будет не совсем правильно. Это скорее драма, причем очень глубокая и осмысленная. События «Восхождения» переносят нас в годы Отечественной войны, в 1942 год, в Белоруссию. В фильме мы не наблюдаем ожесточенных боевых действий. Упор сделан вовсе не на это, а на поведение и поступки людей в военные годы.

    Главные герои - два партизана. Оба вроде как любят свое Родину, не жалуются. Только вот один из них - предатель(Рыбак), а другой - мужественный и бесстрашный(Сотников). В фильме остро ставится проблема морали, проблема человеческого выбора.
    Человек, такой как Рыбак, может быть искренне хотел сражаться и сражался в партизанском отряде за Родину, и в этом был таким же как Сотников. Только логика его рассуждений, логика его мыслей, логика его поступков была такая, что постепенно подводила его к тому, чтобы стать слугой немецкого фашизма. Не его личная позиция, не его гнусные намерения, а всего лишь логика его рассуждений. Всего лишь, это иногда очень и очень много. Вот в этом вся или большая часть тонкости этой дилеммы. Другой, не плохой, а просто другой склад ума, другой способ рассуждения, не плохой, но в данном случае, он стал плохим объективно. Война. Когда Рыбак понял, что теперь дороги назад нет, что он остался один, и остался жив он, потому что он предатель, вот тут-то и начинается его проверка, настоящая проверка. Теперь он не может затенить всё своими рассуждениями даже перед самим собой, теперь либо надо сказать, да я - предатель, да - я буду служить врагу, да - буду убивать русских, своих братьев. И никакой другой альтернативы. И если бы он был таким подлым человеком, то, наверное, бы он так и поступил. Для Рыбака финал был не менее мучительным психологически, чем физические страдания Сотникова, сам этот факт говорит, что не всё так просто.

    Хотя я не берусь осуждать Рыбака за его измену. Никто не знает, как бы он сам поступил на его месте, какое бы решение принял, пройдя через пытки и издевательства. Нельзя сказать, что Рыбак - плохой человек. С хорошей стороны его характеризует то, что он на своих плечах нес раненного Сотникова до деревни. После повешения партизанов, его мучает совесть, чувство вины и, в конце концов, он решает покончить жизнь самоубийством.

    Сотников… Он безусловно герой. Благодаря таким как он, победа в войне была одержана. Думаю, в фильме, как и в книге, автор идеализировал человека в лице Сотникова. Он думает, прежде всего, о человечестве, о своем народе, о ближнем, а лишь потом о себе. На мой взгляд, он принял достойную смерть.

    Я задавалась вопросом: почему Сотников не предал? Разве он не хотел жить? Разве он не любил весь тот мир, в котором он жил и хотел с радостью умереть? Конечно, быть такого не может. Я думала так, что, да, он любил жизнь, но ещё сильнее он любил Родину, и не мог он предать Родину, которая его родила, вырастила, выкормила, дала возможность получить бесплатное образование и стать человеком, не мог он просто так это забыть и предать. Отчасти я и сейчас с этим согласена. Ну а что же Рыбак, он ведь тоже был выращен Родиной, а он почему поступил по-другому. Был менее благодарным? Это был бы либо слишком идеологизированный подход, либо слишком наивный для меня. Но я была наивна и искренне так думала, и не исключено, что Сотников в чём-то тоже был наивен и по-юношески максималистичен, но именно в этой наивности и была его моральная сила, потому что он, может быть, искренне верил в свои принципы, и ради этих принципов готов был идти до конца. Сейчас, я понимаю, что вся эта проблема гораздо в чём-то проще, но и одновременно тоньше, в ней много таких ньюансов, которые люди не привыкли замечать.

    Каждая роль в фильме сыграна на высочайшем уровне. Удивительный взгляд Сотникова в исполнении Бориса Плотникова словно пронизывает душу. Владимир Гостюхин отлично справился с непростой ролью Рыбака - человека, словно балансирующего на грани чести и бесчестия, человека, доведенного до отчаяния войной. Замечательно сыграл гениальный актер советского кино Анатолий Солоницын в роли предателя, следователя Портнова, вся гамма эмоций которого передается опять же во взгляде и в малейшей интонации голоса.

    Вообще, в картине Шепитько очень много крупных планов лиц героев, большое внимание уделено взгляду, который передает душевное состояние персонажей. Особенно это заметно в сцене казни. Спокойный, одухотворенный взгляд Сотникова перед смертью разительно отличается от обреченного взгляда старосты, испуганного взгляда девочки, и от страдания, которое читается в глазах Демчихи. Сцена казни определенно самая пронзительная и самая запоминающаяся сцена в фильме.

    Интересен также выбор названия фильма - «Восхождение» (повесть Василя Быкова, по которой был снят фильм, называлась «Сотников»). По всей видимости, режиссер хотела показать важность обоих героев в сюжете фильма, так как выбор Рыбака является не менее показательным, чем выбор Сотникова. Но настоящее восхождение, духовное восхождение, проходит лишь один из героев - Сотников, совершивший подвиг духа. Ведь есть вещи важнее жизни - такие вещи, как честь, долг, совесть. Война ужасна, ей чуждо все человеческое. Лишь сильные духом люди способны не потерять человеческое лицо на фоне жестокости и отчаяния войны. Именно таких людей нельзя победить.

    Интерес писателя Василя Быкова был обращён к сложным, запутанным человеческим судьбам. И ему оказывалась ближе, как художнику, история человека, который через малые компромиссы с собой оказывался предателем, нежели героический поступок другого («Сотников»). Кстати, Рыбака писатель осуждал, прежде всего, за измену себе, а не другим людям. Но хотя и самому Быкову, и нам, читателям, по-настоящему жаль Рыбака, мы вынуждены не ему, а Сотникову отдать своё человеческое одобрение. В повести «Сотников» Василь Быков решал неоднозначный конфликт на военном материале, и это вносило свои особенности. В современных условиях он практически неразрешим. Возможно, что сейчас не Сотников, а именно Рыбак стал бы героем - как человек, умеющий обходить опасности, не лезущий напролом. Но на войне конфликт мог быть решён только в пользу Сотникова.

    А в фильме «Восхождение» Ларисы Шепитько любопытен пример превращения повести «Сотников» в притчу почти символического свойства. Литературное произведение являлось своего рода иносказательной параболой, где военная ситуация - как метафорический повод для исследования драмы человека, переступившего незримую черту между нравственным и безнравственным, духовным и бездуховным. Компромисс, вполне возможный в других условиях, оказывался непоправимой ошибкой, за которую уже нельзя было ничем расплатиться, даже собственной жизнью. Потеря «нравственного слуха» приводило человека к предательству. Но эту историю словно отсветляла судьба Сотникова, способного поверять каждую жизненную ситуацию мерой духовности и потому остающегося стойким наперекор всему.

    Однако в киноленте по сравнению с повестью, несомненно, смещены акценты. Прозрачные библейские аллюзии способствовали более определённой характеристике героев, разведению их на разные полюса человеческой нравственности. Частная история стала намекать на что-то большее, выходящее далеко за её пределы в пространство культурных и общечеловеческих архетипов. В результате получилась в какой-то степени абстрагированная притча о восхождении человека на высоты собственного Духа, о способности человека быть человеком в самых нечеловеческих условиях.

    И долго не давало покоя это принципиальное расхождение выдающейся повести с очень талантливой картиной, тем не менее, вызывавшей почти приступ ярости по отношению к фанатичному персонажу, который не только погиб сам, но и невинных потянул с собой на виселицу. А его навязчивое сравнение с Христом представлялось явно неоправданным - Иисус-то был распят в одиночку, Иуда же пострадал за настоящее предательство: выдачу своего учителя властям. Вот и Быков, называя повесть «Сотников» в соответствии с советской казуистикой, всё-таки главным героем считал Рыбака и описывал, по собственным словам, «трагедию человека, заплутавшего на войне», который пытался выжить во что бы то ни стало, но не заметил, как перешёл опасную грань.

    Шепитько, напротив, сняла фильм об акте самопожертвования и передаче эстафеты будущему поколению, тому «мальчику в будёновке» (а кто бы ему позволил надеть её в условиях фашистской оккупации?!), который «со слезами на глазах» воспринимает героическую смерть Сотникова и тех, кто, к несчастью, оказался с ним в одном хуторском сарае. И трагическая музыка Альфреда Шнитке не может не вызвать зрительских слёз - но умом-то понимаешь, что эта сцена в «Восхождении» как раз и является, по сути, сомнительным примером эстетизации смерти, оскорбительного возвеличивания бессмысленных жертв ради одной слезинки мальчика в будёновке, которому якобы будет хорошо жить в его «завтра».

    Я думаю, что фильм интересен различной публике: от мала до велика. Во время его просмотра испытываешь глубокие переживания. После себя, он оставляет неизгладимые впечатления. Это яркий, пронзительный, потрясающе талантливый фильм, который попадает прямо в душу. Произведение Ларисы Шепитько может оказаться для зрителя настоящим испытанием. Готовность воевать не просто способность нажимать на курок автомата, это готовность не изменять своим принципам и защищать тех, кто нуждается в твоей помощи вне зависимости от ситуации. Зло, добро, помощь и предательство становятся для зрителя не такими простыми категориями какими кажутся на первый взгляд.

    Василь Быков
    Лариса Шепитько

    Фото из фильма “Восхождение”

    Человек в бесчеловечных обстоятельствах. Нравственная проблематика
    героев в произведении “Сотников”

    Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества
    В. Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях:
    “Альпийская баллада”, “Обелиск”, “Сотников” и других. В повести Быкова
    “Сотников” подчеркнуто заострена тема подлинного и мнимого героизма, которая
    составляет суть сюжетной коллизии произведения.
    Повесть «Сотников» Зима 1942 года. Партизанский отряд, обремененный
    женщинами, детьми, раненными, окружен. Заканчиваются боеприпасы, нечем
    кормить людей. На разведку посылаются двое - Сотников и Рыбак. Они попадают в
    руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает, Рыбак ценою предательства
    остается жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал
    нравственного компромисса, истоки героизма и предательства - вот главные
    проблемы, раскрывающиеся через эти образы. Рыбак - смелый боец, когда за его
    спиной стоят свои, оказавшись же один на один с врагом, он идет сначала на
    компромисс, потом - на предательство и убийство товарища.
    Анализируя этот характер В.Быков приходит к выводу, что истоки предательства
    Рыбака выходят из детства.
    Сотников - скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя и
    необыкновенной личности, простой учитель. Почему же будучи больным и слабым
    он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они
    оказались в руках врага, явилась его болезнь - он не сдержал душивший его
    кашель и этим обнаружил себя и Рыбака.
    Измученный пытками, шантажируемый фашистами («Мы все равно их найдем, а тебя
    запишем в предатели»), он остается не сломленным. Истоками его мужества,
    героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую
    ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но
    не духовно. Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним и
    убеждается, что честно выполнил свой долг.

    В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной
    страны. Герои повести - Сотников и Рыбак - в обычных условиях, возможно, и не
    проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью
    проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих
    убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину,
    спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он
    фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное
    благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать
    и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на
    самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская совесть.

    Идя на задание, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется,
    что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый,
    больной Сотников.
    Но если Рыбак, который всю жизнь “ухитрялся найти какой-
    нибудь выход”, внутренне готов к предательству, то Сотников до последнего
    дыхания остается верным долгу человека и гражданина.
    “Что ж, надо было
    собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе
    зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно
    относиться к ее концу”.
    В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака,
    прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только
    во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание
    жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор
    ошеломил Рыбака: “Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии”. Рыбак еще
    не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел
    умирать и кое-что выболтал следователю.

    Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в
    повести изображены тупыми и жестокими, следователь - хитрым и жестоким.
    Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для
    него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к
    людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и
    заявил: “Я - партизан, остальные тут ни при чем”. Следователь приказал
    привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался убедить
    себя, что он не предатель, что убежит.

    В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве
    требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не
    сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-
    то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не
    хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего
    обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: “Прости, брат”. “Иди ты к
    черту!” - следует ответ.
    Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне
    человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался
    шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что “подобрал еще
    одного предателя”. Вряд ли начальник полиции понимал, что творится в душе
    этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который
    был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца.
    Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил
    ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание
    в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины

    Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и
    гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный
    психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или
    реплики - одна из самых сильных сторон повести “Сотников”. Папа Римский
    вручил писателю В. Быкову за повесть “Сотников” специальный приз католической
    церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое, нравственное начало
    усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова
    состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить
    веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. “Все равно
    сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит”. Это не так - страдания
    за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет
    нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.

    Система персонажей и композиция в повести “Сотников”

    Основная идея его произведений - поведение людей в экстремальных ситуациях,
    когда в одно мгновенье приходится решать такие сложные вопросы, как: Кто
    прав? Кто виноват? Умереть или предать?. "Сотников" не исключение, в этой
    повести Быков смог показать, что происходит с внутренним миром человека,
    когда решается его судьба.
    Вспомним эпизод, когда Сотников и Рыбак приходят к старосте. По суровым
    законам военного времени они должны были убить его. Он сотрудничает с
    фашистами, значит, предатель. Но был ли у него выбор? По своей воле он сделал
    этот шаг? Нет! Но какое это имеет значение для партизан, которые перевидали
    за военное время много таких, как он. Сам Петр, даже не пытается
    оправдываться, - знает, что бесполезно. Почему же Рыбак не убил его? Ведь
    должен был, по всем понятиям должен. Пощадил он его только потому, что "очень
    уж мирным, по-крестьянски знакомым показался ему этот Петр". Значит, война не
    сделала из солдата машину для убийств, не смогла противостоять здравому
    смыслу и гуманизму. Рыбак совершает безупречно правильный выбор, положившись
    на свое чутье.
    Ещё одно трудное решение предстоит сделать ему во время перестрелки с
    полицаями. Он встает перед выбором: или спасти тяжелобольного товарища, или
    семнадцать человек от голодной смерти. В первый миг он выбирает второе, но,
    отступая, он слышит, как отстреливается Сотников. Именно звуки выстрелов
    заставляют его бросить овцу и вернуться на помощь. Зачем? Ведь в лесу целый
    отряд, не евший несколько дней, а тут один лишь больной, к тому же раненый.
    Не может, значит, Рыбак пойти против законов морали, не в его духе трусить и
    бросать товарища, который на протяжении всего задания был для него только
    обузой.
    Во время перестрелки Сотников видит, как уходит его товарищ, но не винит его
    за предательство: сам прекрасно понимает, что Рыбаку он только мешался, и
    решает задержать полицаев, дав тем самым уйти напарнику.

    В повести белорусского писателя Василя Быкова "Сотников" проблема подлинного и мнимого героизма заострена автором и составляет основу сюжета
    произведения. Герои его - Сотников и Рыбак - в обычных условиях, возможно, и
    не проявили бы своей истинной натуры. Но автор ставит их в такое положение,
    что читатель видит их подлинную сущность. Идя на выполнение задания, они по-
    разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и
    сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной
    Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь "ухитрялся найти какой-нибудь
    выход", внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до
    последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: "Что ж, надо
    было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смертьЕ
    Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы
    беззаботно относиться к ее концу".

    Фильм “Восхождение” 1976 год режиссер Л.Шепитько

    ССР, 1976, 111 мин., чб
    по повести Василя Быкова "Сотников"

    Режиссер
    ЛАРИСА ШЕПИТЬКО

    Операторы:
    ВЛДИМИР ЧУХНОВ
    ПАВЕЛ ЛЕБЕШЕВ

    Музыка
    АЛЬФРЕД ШНИТКЕ

    В главных ролях:
    БОРИС ПЛОТНИКОВ
    ВЛАДИМИР ГОСТЮХИН
    АНАТОЛИЙ СОЛОНИЦЫН

    НАГРАДЫ:
    Международный кинофестиваль в Западном Берлине, 1977:
    Гран-при "Золотой медведь", приз международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, приз католического жюри, специально упоминание евангелического жюри.

    Две тайны в жизни неразрывны - тайна рождения и тайна смерти. Прожить жизнь, только воспроизведя себя, - небольшое дело. А вот сможем ли мы что-то оставить после себя? Сможем ли доказать, что мы не просто биологический эксперимент? Если мы какую-то часть нашей энергии оставляем на благо людей, значит, мы уже не умерли, уже не напрасны.
    Лариса Шепитько

    Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
    Евангелие от Марка

    1976 год. Лариса Шепитько заканчивает "Восхождение" - фильм о войне, который неизбежно должен попасть на полку, потому что "вместо партизанской истории, - как считают контролирующие органы, - снята "религиозная притча с мистическим оттенком".

    Картина на белорусском материале, по мотивам повести Василя Быкова "Сотников"… И муж Ларисы Ефимовны Элем Климов решается на отчаянный шаг.
    В обход "Мосфильма" он приглашает на специальный просмотр первого секретаря ЦК Белоруссии Машерова, по заказу которого он в это время сам снимает грандиозное военное полотно с апокалипсическим названием "Иди и смотри". Петр Миронович скептически смотрит на "бабью" режиссуру, но все же оказывает Климову такую любезность.

    Плёнку привозят в Минск прямо из лаборатории, почти мокрую. Кое-как заряжают, и через двадцать минут уже ничто не может оторвать Машерова от просмотра. Где-то в середине фильма этот сильный человек, сам партизанивший, плачет, не стесняясь того, что в зале присутствует все руководство республики. По окончании он говорит минут сорок… Его речь взволнована, она одна из лучших, когда-либо слышанных Элемом Германовичем в адрес жены.

    Через несколько дней "Восхождение" официально принято и без единой поправки. Лента имеет оглушительный успех и великолепную прокатную судьбу: в Риге она берет главный приз, на Берлинском фестивале - престижнейшую премию ФИНПРЕССИ; и в итоге закупается сорока странами мира.

    После просмотров, там, где она представляет фильм сама, у себя ли на Родине, или за границей, к Шепитько подходят люди с заплаканными глазами и благодарят, благодарят…
    - Таких партизан еще не было - говорят ей. Но Ларису волнует иное. Пытливо вглядываясь в глаза собеседнику, она обеспокоено спрашивает: "Но ведь это не совсем о войне. Вы поняли?"

    Сотников: Я не предам. Есть вещи поважнее собственной шкуры...
    Портнов: Где они? Ну что это? Из чего состоит?.. Это чушь! Мы же конечны. Со смертью для нас заканчивается все. Весь мир. Мы сами. Не стоит… Ради чего? Пример для потомков? Но героической смерти у вас тоже не будет. Вы не умрете, вы сдохнете как предатель. Не выдашь ты - выдаст другой, а спишем все на тебя; ясно?
    Сотников: Мразь… Мразь человеческая.

    Два партизана, бывший учитель Сотников и кадровый военный Рыбак, посланы за едой. В ночной перестрелке Сотникова ранят в ногу. Больной, измученный, из страха попасть в плен он собирается покончить с собой, и только в самое последнее мгновение Рыбак выбивает у него винтовку; потом тащит на себе, подбадривает. Но это лишнее: пережив слабость и потрясение, Борис понимает, что Кто-то свыше уберег его. "Не волнуйся, - говорит, - мне теперь уже ничего не страшно".

    Наверное, восхождение Ларисы Ефимовны началось намного раньше, но со всей очевидностью - с фильма "Ты и я". Из воспоминаний Юрия Визбора. "1971 год. Съемки крупного эпизода в картине. Цирк заполнен тремя тысячами статистов. Нескончаемые недоразумения между работниками цирка и мосфильмовцами. Лошади, костюмы, реквизит… "Лариса Ефимовна, я смеюсь после жонглера?", "Лариса Ефимовна, тут силовой щиток выбило, нужно гнать лихтваген со студии", "Лариса Ефимовна, ведро с теплой водой или с холодной для Визбора?", "Лариса, посмотрите, у меня затылок в порядке? В смысле красоты?", "Лариса Ефимовна, а почему буфет не работает?", "Вам звонят со студии!", "Учтите, у нас кодака в обрез", "Пожарник запрещает съемку". В общем, начали снимать где-то часа в три дня. Лариса работала, как горновой у мартена. Ничего не получалось: то артисты подводили, то жонглер - не вовремя, то лошадь, то свет - хоть криком кричи.
    Наконец, наступает момент, когда всё как-то складывается и остается только отснять сцену. И вот тут неожиданно гаснут мощные осветительные приборы: десять часов вечера - рабочие собираются по домам. Лариса выхватывает из сумки собственные деньги и бросается вверх на цирковую галерку. Мгновенно в огромном пространстве цирка воцаряется глубокая тишина. Все головы обращены к верху, туда, где идет диалог между осветителями и режиссером. Результат? "Нам дали полчаса. За полчаса мы должны отснять всю сцену от начала до конц
    и т.д.................

    Повесть «Сотников» — одно из главных произведений о войне 1941-1945 года, с которым всем нам предстоит ознакомиться в школьные годы, когда тема верности и предательства особенно актуальна для нас. В этом возрасте очень важно научиться разбираться в людях и их намерениях. Так что разбор данной книги от Многомудрого Литрекона поможет не только любителям истории, но и всем тем, кто хочет сразу узнавать в окружающих хорошие и плохие черты.

    Василь Быков написал повесть “Сотников” в 1969 году. Идею для сюжета он взял из своей собственной жизни. Во время войны он встретил сослуживца, который в какой-то момент согласился сотрудничать со сторонниками немецкой армии. Эта встреча натолкнула автора на рассуждения о готовности человека предать принципы ради спасения собственной жизни.

    Изначально произведение называлось “Ликвидация”, но позже автор поменял название на фамилию одного из героев. Почему же Быков назвал повесть “Сотников”? Ведь даже большая часть сюжета подается от лица Рыбака. Можно предположить, что таким образом он показывает нам свое отношение к ситуации, сложившейся в произведении. Автор дает понять, что сам он целиком на стороне Сотникова и тоже выбрал бы смерть с чистой совестью, а не служение врагам. Кроме того, именно этот герой является катализатором всех событий. Он согласился идти на задание, не находясь в лучшем самочувствии. Из-за его состояния партизаны потеряли много времени в дороге. Из-за него полицаи нашли их в доме Демчихи. Т. е самопожертвование Сотникова стало причиной всех ужасных событий. Таким образом, именно он и является главным героем произведения.

    Жанр и направление

    Произведение “Сотников” является реалистической повестью, так как основано на истории, действительно произошедшей в годы войны. Автор правдиво показывает суть партизанских отрядов, их занятия и цели. Быков и сам был участником военных действий, поэтому многие моменты произведения написаны как бы от “первого лица”.

    Кроме того, писатель отмечает, что философская основа произведения построена на экзистенциализме, т. е. человеческая жизнь признается иррациональной, непостижимой уму. Два абсолютно разных человека оказываются в одинаковых обстоятельствах и, хотя один умирает, а второй остается живым, итог жизни этих людей один — они обречены.

    Суть

    Основные события происходят во время вылазки двух бойцов за провизией для партизанского отряда. 26-летний учитель болен простудой, но вызывается пойти в селение вместе с Рыбаком — крепким и здоровым парнем. Мужчины идут на риск, кругом нацисты, но другого выхода нет — нужно помочь отряду.

    В дороге напарников заметили оккупанты, завязался бой, и партизаны вынуждены были отступать, чтобы спрятаться в деревне. Там они забрались в дом с ребятишками, и пришедшая хозяйка сдалась на уговоры и оставила бойцов у себя с риском для жизни.

    Из-за болезни Сотникова полицаи все же нашли беглецов и повели на допрос. Учитель выдержал все пытки, а Рыбак испугался и согласился сотрудничать с врагами. В финале несговорчивого пленника казнят, но он выбивает у себя из-под ног подпорку, чтобы не дать сделать этого бывшему товарищу.

    Рыбаку стыдно за свой выбор, он все еще надеется сбежать от фрицев к своим, но читатель понимает, что ему не удастся это сделать. У предателя больше нет родины.

    Главные герои и их характеристика

    1. Сотников — заглавный герой повести, бывший учитель, 26 лет. В начале войны командовал батареей, но попал в плен. После побега присоединился к одному из партизанских отрядов. Сотников является примером человека с железными жизненными ориентирами, которые не могут измениться под действием каких-либо обстоятельств. Обладает слабым здоровьем, которое, по сути, и является причиной многих событий, происходящих в повести. Для Быкова этот герой -моральный ориентир, пример нравственной стойкости, выбравший “чистую” смерть, а не “грязную” жизнь. Все описание Сотникова строится именно на силе его характера, которая противопоставляется физической силе Рыбака.
    2. Рыбак — напарник Сотникова, полная его противоположность. Хороший солдат, сила которого основана на отличном здоровье и выносливости. В начале войны был старшиной отряда, ушел в партизаны после ранения. В первой части произведения именно Рыбак вызывает симпатию. Он отправляется в опасный поход, чтобы помочь своему отряду, при этом практически тащит за собой больного Сотникова. Он представляется человеком ответственным, сильным, надежным. Но в ходе развития действий он превращается в предателя, помогающего убить своего друга. Однако Рыбака нельзя назвать исключительно плохим человеком. Он — лишь жертва обстоятельств, сложившихся во многом не из-за него. Несмотря на это, персонаж, конечно же, сам несет ответственность за нравственный выбор, который он делает. Ничто не может оправдать его в полной мере. Хотя и трудно обвинить человека в желании жить, однако жизнь ли -служение врагам, уничтожающим все, что тебе дорого? Конечно нет. И сам Рыбак это понимает, но в тот момент, когда стало уже слишком поздно, чтобы поменять решение.
    3. Демчиха — простая русская женщина, в дом которой Сотников и Рыбак случайно забрели в поисках укрытия. Хотя сначала она и не очень добро настроена по отношению к партизанам, в итоге помогает им, за что потом сама и погибает. Обстоятельства ставят перед ней тяжелый нравственный выбор: помочь партизанам или выдать их и точно спасти себя и детей. Но душа обычной русской женщины не может сдать своих, она пытается найти самый положительный выход из ситуации и помочь всем.

    Тематика и проблематика

    В повести «Сотников» Василь Быков затрагивает множество важным тем, которые особенно характерны для произведений с военной тематикой: смелость, героизм, самопожертвование, верность, любовь к родине, предательство, но основой всего произведения является проблема нравственного выбора. Каждому из героев приходится принимать свое трудное решение. Сотников и Рыбак могут выбрать, кем стать: мертвым героем или живым предателем. Демчиха решает: обеспечить безопасность своей семье или попытаться помочь партизанам. Даже старосте Петру приходится выбирать (хотя это действие и происходит еще до начала повествования): отказать полицаям и подпортить и без того плохую жизнь односельчан или принять предложение, помочь окружающим, но повесить на себя ярлык предателя

    В этом и заключается одна из главных нравственных проблем войны. Каждый день нужно выбирать: либо придерживаешься своих принципов и живешь плохо, а может и вообще умираешь, либо идешь на сделку с совестью ради лучших условий или сохранения жизни.

    Так основные темы описывал сам писатель:

    Про задумку “Сотникова” В. Быков писал: “Прежде всего и главным образом меня интересовали две моральные проблемы, которые можно сформулировать так: “Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?”

    Главная мысль

    Конечно, далеко не все могут сделать выбор, который мы бы посчитали правильным, опираясь на наши нравственные ценности, но ведь у каждого они свои. Не нужно осуждать человека за его выбор, лучше смотреть за своими действиями. Именно поэтому авторская позиция Быкова практически не заметна. Он описывает ситуацию, показывает разные пути выхода из нее, и все же окончательное решение остается за каждым из нас. Но для того чтобы потом не жалеть о содеянном, необходимо расставить правильные приоритеты. Писатель на практике показывает, что сила духа гораздо важнее физической силы, поэтому человек должен развивать ее и полагаться именно на нее в сложных обстоятельствах. Выбирать можно лишь тогда, когда оба пути доступны, а малодушным людям самопожертвование не по плечу.

    При этом, автор дает нам урок: нужно уметь нести ответственность за свои поступки и решения, в этом и смысл финала книги. Рыбак практически сразу же осознал, что сделал только хуже для себя, теперь ему придется страдать, даже самостоятельно закончить жизнь не представляется возможным. Это мучение теперь и становится его ответственностью за предательство. В этом и заключается основная идея произведения.

    Чему учит?

    Писатель заложил в книге важную мораль, а именно – превосходство моральных ценностей над земными потребностями. Все мы хотим жить, но для высоконравственных людей в этом вопросе важно не «что», а «как». Можно пресмыкаться и унижаться, вымаливая возможность существовать, но позволительно ли назвать это полноценной жизнью? Едва ли. Поэтому для них гораздо важнее, как жить. Потеряв возможность самостоятельно выбирать, Сотников отказывается и от жизни, ведь то, что предпочитает Рыбак, кажется ему не спасением, а пыткой.

    Вывод из прочитанного текста можно сделать такой: важно правильно расставить приоритеты и жить по своему морально-нравственному кодексу, несмотря на возможные негативные последствия, иначе отступление от него может грозить полным разочарованием в жизни.

    Критика

    Советская критика положительно оценивала данную книгу, и даже европейские авторы высказывались о ней весьма позитивно.

    В «Сотникове», по мнению венгерского критика Антала Вечека, автор не стал с самого начала разграничивать героев на плохих и хороших, как это делали его коллеги. Напротив, он смешал краски, показав подлинного человека с большой буквы больным и слабым, а изменника – ответственным и сильным любимцем коллектива. Так он показал неоднозначность внешних проявлений человеческой натуры.

    В книге «Литература дальних дорог» Клод Прево написал, что Сотников упорно «верит в великие принципы и в человеческую нравственную силу» и гибелью своей вдохновляет людей на сопротивление нацизму. Герой даже встречается взглядом с мальчиком и улыбается ему одними глазами, чтобы передать ему свое последнее слово.

    По замечанию Кати Яневой из Болгарии, Василь Быков «умеет «слушать» своих непретенциозных героев, улавливая много больше того, что они говорят, глубоко заглядывая в их психику и социальные истоки их поведения».

    Но были и другие случаи, когда писатель не был понят рецензентами. К примеру, Шарлотта Шмитц заявила, что между поступками персонажей нет разницы в том смысле, что оба они пришли к поражению. Один отдал жизнь, другой – честь. Оба не были довольны результатом, да и для партизанского отряда польза от их рейда сомнительна.

    На это Быков ответил жестко:

    Я не знаю, каковы критерии подвига у Ш. Шмитц, но для меня Сотников - герой. Да, он не разгромил врага, но он оставался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут и на чьих глазах искал свой путь к спасению жизни Рыбак.