Мало кто может похвастаться, что прочитал всего Дюма. Со своей системой соавторов (можно назвать их и литературными рабами) он создал больше пяти сотен толстенных томов. Про него шутили: «Торговый дом «Александр Дюма и Ко». Покупаем рукопись за 250 франков, продаем за 10 000!» Или: «Фабрика романов «Дюма и сын». Но товар, выпущенный этой «фабрикой», востребован благодарным человечеством вот уже скоро как 200 лет.

Д’Артаньян у подножия памятника Александру Дюма в Париже

Вообще-то исторические романы вошли в моду ещё с лёгкой руки Вальтера Скотта. Французские писатели тоже осваивали это «поле», взять хоть Гюго с его «Собором Парижской Богоматери». Но Дюма-старший придумал приём, безотказно действовавший на читательские души. Он брал великие исторические события и объяснял их поступками вымышленных героев - получалось весьма увлекательно. Иногда герои эти были взяты просто из головы. Иногда у них были какие-то бледные исторические прототипы. Так, виконт де Бражелон действительно упоминался в исторических документах в связи с королевской фавориткой Лавальер. И кавалера Дебюсси в самом деле погубил из ревности некий рогоносец - де Монсоро. Что же касается господина д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров, то его мемуары, из которых выросла идея «Трёх мушкетёров», как выяснилось позже, были поддельными, их написали гораздо позже описываемых событий. Но какое это имеет значение? «История - только гвоздь, на который я вешаю свои романы», - хвастался Дюма.

Он никогда не писал сам, всегда в соавторстве. Да и скучно было ему, не любившему библиотечной пыли, копаться в мемуарах 200-300-летней давности. Самым частым соавтором Дюма был преподаватель истории Огюст Маке: он работал и над «Тремя мушкетёрами», и над «Графиней де Монсоро», и над «Графом Монте-Кристо». Работа шла так: Маке разрабатывает сюжет, прикидывает главы, а Дюма шлифует черновик, исправляет ходульные сцены, добавляет тысячи деталей, прописывает диалог, вводит второстепенных персонажей. Например, он придумал лакея Гримо. Поговаривали, правда, что молчаливый слуга Атоса нужен был автору в основном для того, чтобы увеличить гонорар. Роман печатался отрывками в газете, а там по традиции платили построчно, невзирая на длину строки. А когда стали платить только за те строки, которые занимали больше половины колонки, Дюма начал вымарывать целые страницы: «Я убил Гримо. Ведь я придумал его именно ради коротких строчек!»

Луиза Лавальер, фаворитка Людовика XIV — персонаж вполне реальный

Что же касается подписи под коллективным трудом, сам Дюма не возражал, чтобы имя Маке стояло на обложке рядом с его собственным. Но воспротивились в редакции: «Роман, подписанный «Александр Дюма», стоит три франка за строку, а «Дюма и Маке» - тридцать су». Поэтому младшему соавтору пришлось удовлетвориться восемью тысячами франков вознаграждения.

Позже, поссорившись с Дюма, Маке пытался доказать, что это он - настоящий автор «Трёх мушкетёров». И опубликовал главу о смерти Миледи в том виде, в каком он сдал её на переработку. Это оказалось нечто безжизненное и хоть и близкое по сюжету, но бесконечно более слабое, чем то, что опубликовано в итоге…

Словом, Александр Дюма-отец, может, и не был в полном смысле слова автором своих романов. Но он безусловно осветил тексты сиянием своего трудноопределимого, но явного гения. Вся его семья была такая: так сразу и не скажешь, в чём именно, но точно выдающаяся.

Раб с острова Гаити

Вообще-то знаменитых Александров Дюма было трое. Кроме отца и сына был ещё Александр Дюма-дед. Вернее, Тома-Александр Дюма. И вот уж кто прожил интересную жизнь! Он был наполовину гаитянин. В свою очередь его отец, маркиз Александр-Антуан Дави де ла Пайетри, в 1760 году сбежал от долгов на Гаити, завел там сахарную плантацию, рабов. Одна из чернокожих рабынь по имени Мари-Сессетт стала его наложницей и родила четверых детей. Местные прозвали её «Мари из усадьбы» - это звучало как «Мари Дюма».

Потом Мари умерла, а маркиз вернулся во Францию. Уезжая, он продал своих детей соседу-плантатору. Они ведь были рабами. Впрочем, маркиз оставил за собой право, если когда-нибудь захочет, выкупить старшего, Тома-Александра, за ту же цену. На момент продажи мальчику было 10 лет. Через четыре года отец и правда за ним приехал. А вот трое остальных гаитянских отпрысков так и остались в рабстве.

Тома-Александру - очень смуглому, курчавому, толстогубому - в Париже пришлось нелегко. За спиной шипели: «Негр, ублюдок!» Однажды он с дамой сидел в Опере, в ложе. Какой-то мушкетер вошёл к ним и, не обращая внимания на спутника, принялся любезничать с дамой. Та обратила его внимание, что она не одна. «Ах, простите! Я принял этого господина за вашего лакея!» Наутро был поединок на шпагах. Тома-Александр ранил наглеца в плечо, после чего мушкетёр предпочел сдаться. С тех пор связываться с «негром» опасались. Он был высок, ловок и чудовищно силен. Засовывал в дула сразу четырех ружей по пальцу и поднимал на вытянутой руке. Зажимал коленями коня и подтягивался вместе с ним на балке манежа. С такими способностями Тома-Александру просто необходимо было идти в армию, вот он и записался. Рядовым драгуном. Отец разъярился: нижний чин не может носить фамилию де ла Пайетри. Сыну ничего не оставалось, как взять другую - Дюма. Под этой фамилией он и прославился. Первое офицерское звание он получил, взяв в одиночку в плен тринадцать тирольских стрелков. В другой раз он один удержал на мосту целый австрийский эскадрон: просто стоял там и рубил с двух рук. В считаные годы Дюма дослужился до бригадного генерала и в этом качестве совершил ещё один «гераклов» подвиг. Французам никак не удавалось выбить с неприступной вершины горы Мон-Сени укрепившихся там пьемонтцев. Дюма велел изготовить 600 стальных крюков, их прикрепили к подошвам трёх сотен добровольцев, и те полез вверх по отвесному склону – во главе с самим Дюма. Добравшись до вершины, смельчаки уперлись в забор из кольев, которым было обнесено укрепление врага. Тогда генерал Дюма просто перебросил все триста своих солдат через забор, хватая одного за другим за штаны и за ворот. Вскоре он командовал дивизией, а затем и всей западной пиренейской армией.


Могучий генерал Тома-Александр Дюма

Тем временем к власти пришёл , ценивший отвагу и военный талант. Но Дюма оказался непредусмотрителен и поссорился с Наполеоном, прямо высказав, что ему не нравится план похода на Восток.

А потом случилась беда: Тома-Александр плыл на корабле из Италии во Францию, началась буря, корабль укрылся в первом попавшемся порту. Порт, как оказалось, принадлежал Неаполитанскому королевству, с которым буквально накануне Франция начала войну. Генерала Дюма арестовали и заключили под стражу. Он просидел там два года, пока его не обменяли, но за эти два года тюремщики несколько раз пытались отравить генерала и подсыпали ему в еду мышьяк. На свободу Дюма вышел хромым, глухим, с больным желудком. Наполеон, никогда не забывавший обид, отреагировал так: «Значит, он уже не сможет спать на раскалённом песке или на холодной снегу? Такой кавалерийский офицер мне не нужен, я с успехом заменю его первым попавшимся капралом!» Пенсию Тома-Александру тоже никто не назначил, и скоро он тихо скончался, оставив в крайней бедности свою семью - жену и двоих детей (он успел жениться ещё в начале своей головокружительной карьеры).

Так что Дюма-второму снова пришлось начинать всё с нуля. Родня предлагала юноше взять фамилию деда - к тому времени Наполеон был свергнут, в Париже вновь воцарились Бурбоны, и числиться маркизом снова стало выгодно. Александр наотрез отказался, заявив, что с гордостью носит фамилию своего славного отца.

Две телеги пороха

И вот будущий создатель «Трёх мушкетёров», 22-летний Александр Дюма прибывает в Париж из родного Вилле-Коттре этаким Д,Артаньяном: с двумя луидорами в кармане, но с большими надеждами. Он замечательно владел шпагой, стрелял из пистолета, да ещё писал каллиграфическим почерком – более не умел ничего. Шпага в 1823 году (а именно тогда он появился в Париже) хоть ещё и носилась на поясе, но в качестве боевого оружия уже не была столь востребована, как во времена Д’Артаньяна, а то бы Дюма, может, и поступил бы в личную гвардию короля. Пришлось удовольствоваться местом писаря с окладом в полторы тысячи франков – ему помогли раздобыть это место друзья отца, которым он привёз рекомендательное письмо. Карьера начиналась не блестяще, но Дюма не унывал. Он быстро обзавелся любовницей - белошвейкой Катрин Лабе. Она была старше его, замужем, но кто же в Париже живёт с собственными мужьями! От этой связи через год родился сын, названный в честь отца, Александром. Со временем его станут называть Александр Дюма-сын.

Писарем Александр прослужил недолго, и со своей белошвейкой прожил – тоже. Довольно скоро в его судьбе наметились существенные перемены. Он надумал посвятить себя драматургии, нашёл соавторов, вместе они писали водевили и пристраивали их в театры - правда, об авторстве Дюма в афишах упорно не упоминалось. Чтобы сделать имя, нужны были связи. И вот Александр принялся искать лазейки в неприступный и закрытый круг литераторов. Однажды в Пале-Рояле читал лекцию историк, критик и литератор Матье-Гийом Вильнав. Среди слушателей была и его дочь Мелани - очень худая, плоскогрудая, с нездоровым цветом лица, но с живым взглядом, так и полыхавшим страстью. Ей было уже около тридцати, её муж, капитан интендантской службы, навечно застрял в каком-то дальнем гарнизоне. Александр сумел напроситься даме в провожатые и сподобился быть приглашённым в дом на светский раут. Оставалось завоевать ещё и расположение самого Вильнава. Дюма узнал, что старик - страстный коллекционер автографов и рыщет по всей Франции в поисках росписи Наполеона времён, когда тот ещё представлялся как «Буонапарте». У Александра как раз завалялось письмо Наполеона к его отцу, подписанное именно таким образом. Вильнав был счастлив до слёз: «Вот оно! Вот это заветное «у»!» И не стал возражать против того, чтобы молодой человек приударил за его дочерью.

Мелани Вальдор

Мелани, сделавшись любовницей Дюма, оказала ему колоссальную помощь. Знакомила его с парижскими знаменитостями, давала удачные советы и, главное, помогла пристроить пьесу во французский театр. Теперь белошвейка с сыном были начинающему драматургу лишь помехой, и он перевёз их в деревушку Пасси, славящуюся своим здоровым воздухом и чистой водой. Но это ещё не значило, что Александр готов был хранить безупречную верность Мелани. Ведь в театре столько соблазнов!

Десятки актрис прошли через его постель, особенно когда Дюма прославился и его слово получило вес при распределении ролей. Одни мелькали в его жизни и исчезали на манер метеоритов. Другие оставались чуть подольше. Например, Белль Крельсамер, с бездонными синими глазами и античным носом (Дюма в каждой женщине умел разглядеть что-то особенное). Или Мари Дорваль - некрасивая, но живая и очень талантливая. Эти два романа Дюма завёл почти одновременно - он поспевал везде, как Д’Артаньян.

Тем временем муж Мелани прислал известие, что вскоре приедет в отпуск. Александр поднял все свои новообретенные связи, добрался до военного министерства, чтобы этого не допустить. Трижды разрешения на отпуск, уже готовые к отправке, уничтожались в последний момент. Муж так и не приехал.

Все эти волнения из-за злосчастного капитана интендантской службы навели Александра на мысль написать для театра его собственную историю с Мелани. Как он выразился, «чуть-чуть подправленную». Герой и героиня любят друг друга, но муж застает их на месте преступления, и герой, спасая честь любимой, убивает её и объясняет, что хотел овладеть ею силой, а она сопротивлялась. В финале героя ведут на эшафот. Называлась пьеса по имени главного героя: «Антони». «Антони» - это я минус убийство!» - провозглашал Дюма. Вскоре выяснилось, что Мелани беременна, решено было спрятать её от чужих глаз в провинцию, в Нант. А если у неё родится мальчик, дать ему имя Антони.

генерал Лафайет

Тут во Франции грянула очередная революция (1830 года), в Париже выросли баррикады, Карл Х бежал в Сен-Клу, а Дюма решил, что во всё это стоит вмешаться. Явился к лидеру повстанцев генералу Лафайету, предложил свои услуги. Генерал как раз пребывал в унынии из-за того, что пороха осталось не больше чем на 4 тысячи выстрелов. «Хотите, я добуду порох?» - предложил Александр. Истинный сын своего отца, он сказал, что в одиночку отправится в роялистский гарнизон Суассона (город, неподалеку от которого прошло его детство) и заберет все запасы пороха, благо знает там каждый уголок. Генерал в такую возможность, конечно, не поверил, но на всякий случай снабдил Дюма бумагой с требованием выдать «подателю сего» порох.

Первым делом Дюма нанял кабриолет, украсил его собственноручно сшитым трёхцветным знаменем и таким образом придал своей командировке официальности. Прибыв в Суассон без препятствий со стороны верных королю войск, он прямиком направился к коменданту гарнизона и предъявил свой сомнительный документ. Комендант, конечно, отказался отдавать порох противнику, тогда Дюма выхватил пистолет. Дальше всё произошло очень по-французски: в комнату вбежала жена коменданта и пала на колени перед мужем: «Уступи, уступи ему, друг мой! Не то тебя убьют, как моих родителей». Оказалось, родители этой бедной женщины пали во время восстания туземцев на Сан-Доминго. И это, как ни удивительно, решило дело! Комендант отдал порох, Александр погрузил его на две телеги и привёз в Париж. «Господин Дюма, только что вы создали лучшую свою драму!» - сказал ему герцог Орлеанский, которому вот-вот предстояло сделаться королем Луи-Филиппом. Но никаких должностей, наград и почестей, на которые вообще-то очень рассчитывал Дюма, за этим не последовало.

Пока Дюма спасал «новую Францию», кто-то донёс Мелани о его любовных похождениях с актрисами. Тут же свалилась и ещё напасть: беременной оказалась и Белль Крельсамер. С женщинами пора было что-то решать, ситуация накалялась, и Александр отправился в Нант.

Обезображенная беременностью, озлобленная, отчаянно ревнующая, Мелани осыпала возлюбленного упреками. Дюма оправдывался, уверял, что любит её одну, что она не должна так волноваться, а не то повредит будущему ребенку, «нашему цветку герани, малышу Антони». И был прав: у Мелани случился выкидыш. Александр почувствовал, что у него гора с плеч свалилась, и почти сразу же умчался назад в Париж: «Мне очень жаль, дорогая, что цветок герани сломался. Но береги его стебель, и тогда расцветут ещё у нас новые цветы. Пока же долг зовет меня заняться спасением другого «Антони» - моей пьесы! Не то без меня её испортит режиссер».

Пьеса удалась! На премьере поклонники поотрывали все пуговицы с пиджака Дюма. Героиню играла его любовница Мари Дорваль. Более мелкая женская роль досталась Белль Крельсамер. Мелани была в ярости! И порвала с Дюма отношения. Встретив Мелани лет через пять на каком-то балу (она с собственным мужем, наконец-то добравшимся до Парижа, отплясывала галоп), Дюма даже удивился: как мог когда-то любить такую некрасивую женщину?

Ида Феррье, ей единственной удалось перейти из статуса любовницы Дюма-старшего в статус жены

В положенное время Белль, к которой после разрыва с Мелани открыто переехал Александр, произвела на свет девочку. Дюма ее официально признал, а заодно вспомнил и о сыне от белошвейки, Александре-младшем. Оформив отцовство, Дюма решительно и безжалостно потребовал у Катрин отдать ему 7-летнего сына. Мать пыталась бороться: то прятала мальчика под кроватью, то заставляла выскакивать в окно, когда за ним приходил полицейский комиссар. Но однажды Александра-младшего всё-таки поймали и препроводили к Александру-старшему. По наущению ревнивой Белль отец вообще запретил сыну видеться с матерью. Хотя настоящие неприятности для сына Катрин Лабе начались, когда отец сменил пассию.

Ида Феррье была молода, белокура, толста, малоросла и очень бойка. Она сумела взять верх над Белль и перетянуть любовника к себе. Белль отныне не разрешалось видеться с дочерью, так же как Катрин Лабе - с сыном. У Иды вообще был характер дай Бог каждому генералу! Она сумела добиться даже того, что Дюма на ней женился. Накануне свадьбы знакомый спросил у Александра, зачем он это делает. «Да чтобы отделаться от неё, голубчик!» С дочерью Дюма Ида поладила легко, а вот сына невзлюбила. И мальчика отдали в пансион…

Бастард и дама с камелиями

Много позже Александр Дюма-младший отзывался об Александре Дюма-старшем так: «Отец - большое дитя, с которым мне пришлось научиться нянчиться ещё в раннем детстве». А старший младшему говорил: «Когда у тебя самого родится сын, люби его, как я люблю тебя, но не воспитывай так, как я тебя воспитывал!» Ещё бы… Нелёгкое детство выпало Александру-сыну. В пансионе Губо обучались очень богатые и родовитые мальчики. Как сын белошвейки мог там себя чувствовать? Тем более что матери некоторых его соучеников были клиентками Катрин Лабе. Александра унижали целыми днями. Ночью мешали спать, в столовой передавали пустые блюда, на уроках пользовались любым предлогом, чтобы спросить учителя о бастардах. Травля ожесточила младшего Дюма, а с другой стороны, заставила его болезненно остро сочувствовать соблазненным девушкам и незаконнорожденным детям.

От отца поддержки не было никакой. Ведь мачеха считала, что мальчик не оказывает ей должного уважения, и Дюма-старший шёл у нее на поводу. С сыном он держался отчуждённо и только советовал: «Напиши письмо госпоже Иде, попроси, чтобы она стала для тебя тем же, чем стала для твоей сестры, и ты будешь самым желанным для нас гостем». Всё изменилось, когда отец разошелся с Идой. Удивительно, но это она бросила Дюма! Нашла себе какого-то итальянского князя, уехала во Флоренцию. А у отца с сыном без неё установились самые нежные отношения. К этому времени Александр-младший как раз окончил пансион. «Если имеешь честь носить фамилию Дюма, приходится жить на широкую ногу, обедать в «Кафе де Пари» и ни в чём себе не отказывать. Пусть для этого придется даже утонуть в долгах», - учил отец. Поговаривали, что он делится с сыном не только своими костюмами и своими деньгами (когда они у него водились), но и любовницами. Но свою настоящую любовь Дюма-младший нашёл сам.


Дюма-сын

Он увидел Мари Дюплесси (на самом деле ее звали Альфонсина Плесси) в театре. Высокая, очень тоненькая брюнетка с глазами, будто из эмали, в простом белом атласном платье. В ней всё дышало юностью, благородством и чистотой, хотя она имела происхождение самое простое и была известной в Париже куртизанкой. Она привыкла тратить сто тысяч франков золотом в год и постоянно нуждалась в мужской любви. Мари страдала туберкулезом, а эта болезнь разжигает чувственность. Ей многое было нельзя. Например, она не переносила никаких запахов: в её квартире в больших китайских вазах стояли только камелии - цветы, лишённые аромата. От малейшего глотка шампанского её щёки вспыхивали лихорадочным румянцем, она принималась истерически хохотать и отпускать непристойности. Потом заходилась в кашле и сплёвывала в серебряный таз сгустки крови. В Дюма-сыне эта женщина пробудила и жгучую страсть, и щемящую жалость. «Она одна из последних представительниц той редкой породы куртизанок, которые обладают сердцем», - считал он.

Мари Дюплесси, дама с камелиями

Впрочем, к самому Александру Мари часто бывала бессердечна. У него не всегда хватало даже на то, чтобы оплатить ей билеты в театр, камелии, конфеты, ужин. А драгоценности, а лошади, а платья? Если радостей, которые Мари столь ценила, не мог доставить ей этот погрязший в долгах юноша без определённых занятий, то она просто прибегала к помощи других мужчин. Дюма упрекал её, что она ему постоянно лжёт. Она смеялась: «От лжи зубы белеют». В конце концов Александр написал ей: «Дорогая Мари, я не настолько богат, чтобы любить вас так, как мне хотелось бы, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы вам». Он так страдал, что отец решил увезти его от греха подальше, в путешествие по Испании, Алжиру, Тунису.

Тем временем в считаные месяцы Мари сгорела от своей болезни. Ей было всего 23 года, когда она умерла. Александр-младший узнал о случившемся, только когда вернулся в Париж и прочёл объявление в газете о распродаже мебели и личных вещей, а адрес был указан её, Мари. Обливаясь слезами, он кинулся на этот траурный аукцион, вновь увидел мебель розового дерева, бывшую некогда свидетельницей его короткого счастья, тончайшее бельё, платья. У него хватило денег только на одну золотую цепочку…

Свою боль и скорбь Дюма-сын излил в романе «Дама с камелиями». Образ Мари там был сильно приукрашен. Героиня жертвовала собой, чтобы не повредить любимому. Зато роман имел бешеный успех, так же как и пьеса, написанная на тот же сюжет позже. На премьере исполнительница роли Маргариты Готье потеряла сознание прямо на сцене, а актер, игравший Армана (альтер эго автора), порвал на ней кружева на 6 тысяч франков. Самого же Дюма забросали мокрыми от слёз букетами, когда он вышел на поклон. «Ты - мое лучшее произведение», - написал младшему Дюма старший по поводу успеха «Дамы с камелиями». С тех пор Александров Дюма в литературе стало два, а, чтобы их не путали, пришлось одному именоваться Дюма-отец, другому Дюма-сын.

О замке Монте-Кристо

Тем временем Дюма-отец от сочинения пьес про себя самого перешёл к историческим драмам, потом к историческим романам, а там уж «фабрика романов» заработала на полную мощь, и доходы приносила вполне фабричные. Он, впрочем, умудрялся спускать всё. После успеха романа «Граф Монте-Кристо» Александр-старший решил обзавестись одноименным поместьем. По дороге из Буживаля в Сен-Жермен выбрал участок, пригласил архитектора:


Замок Монте-Кристо

Разбейте мне здесь английский парк, здесь устройте готический павильон, здесь - каскады водопадов, а здесь - замок в стиле Возрождения.

Но, господин Дюма, тут глинистая почва. Все ваши строения поползут, или придется вложить несколько сот тысяч франков!

Надеюсь, никак не меньше, - подмигнул архитектору Дюма.

Готический павильон (его ещё называют замком Иф), здесь Дюма устроил себе рабочий кабинет

Он вложил в строительство 400 тысяч и считал, что нужно вложить ещё 100, которых у него уже не было. Каково же было всеобщее изумление, когда выяснилось, что Дюма не стал оформлять никаких бумаг на землю, подтверждавших его права, просто заключил с крестьянами, раньше сажавшими на месте замка капусту, устное «джентльменское» соглашение. «Представляете, если прежние хозяева вдруг вздумают снова распахать своё поле и выращивать капусту, Дюма будет обязан снести замок! «Монте-Кристо» - одно из самых прелестных безумств, которые когда-либо совершались», - восхищался Бальзак.

В замке постоянно жили какие-то люди, половину которых Дюма и знать не знал. Не говоря уж о многочисленных любовницах. Писатель вообще был до крайности щедр. Гордился: «Я никогда и никому не отказывал в деньгах, за исключением собственных кредиторов». Однажды у Дюма попросили 20 франков на похороны судебного исполнителя, умершего в бедности, так он дал 40: «Похороните двух исполнителей!» А тут грянула очередная революция, литературные доходы резко упали, кредиторы стали требовать свои деньги, и даже бывшая жена подала на Дюма в суд, требуя астрономических алиментов. У Александра совершенно не осталось денег. Однажды мажордом в «Монте-Кристо» сообщил: «Сударь, у нас вышло всё вино для прислуги. В погребе - только шампанское. Прикажите выдать 10 франков». - «У меня нет денег. Пусть для разнообразия пьют шампанское!» Кончилось тем, что «Монте-Кристо» был продан за долги.

Дюма в России

Но Дюма не слишком расстроился. Он прожил еще 22 года, и каждый раз, когда ему удавалось снова немного разбогатеть, принимался тратить с удвоенной силой. Он пережил ещё множество приключений. Ездил в Россию - просто так, развеяться. На самом деле он давно собирался съездить, да его не пускали: император Николай I не простил писателю романа «Записки учителя фехтования» - о любви гвардейского офицера-декабриста и французской модистки, последовавшей за ним в Сибирь. Царская цензура запретила роман, но все тайком читали его, не исключая самой императрицы. Когда же император умер, Дюма приехал в Россию и даже, посещая Нижегородскую ярмарку, встретил графа и графиню Анненковых - прототипов своих героев (в XX веке вторую жизнь всей этой истории даст фильм «Звезда пленительного счастья»).

Потом Дюма ездил ещё в Италию, там встал на сторону Гарибальди, расхаживал в красной рубашке, получил при новом правительстве должность смотрителя античных памятников в Неаполе, руководил раскопками Помпеи, основал газету… А в итоге заслужил чёрную неблагодарность от жителей Неаполя, устроивших демонстрацию перед его окнами: «Прочь, чужеземец! Александра Дюма - в море!» Пришлось возвращаться домой. Правда, Дюма прихватил с собой одну молодую итальянку, столь охочую до любви, что её муж-итальянец обматывал ей вокруг бедер мокрые полотенца, чтобы утихомирить темперамент. Но старик Александр и такой любовнице ухитрялся изменять, так что синьора в конце концов рассердилась и уехала обратно в Неаполь, прихватив все деньги, что нашлись в шкатулке у Дюма.

С последней любовью — Адой Менкен

Последней любовью Александра стала американская наездница Ада Менкен. Парочка так откровенно вела себя на публике, что Париж возроптал! После того как Ада, наконец, уехала гастролировать дальше, Дюма-сын сделал попытку усмирить отца, женив на… Катрин Лабе, собственной матери. Старик согласился - отказалась Катрин. «Мне уже за семьдесят, я живу тихо и скромно, а господин Дюма перевернул бы вверх дном мою маленькую квартиру. Он опоздал на сорок лет».

Это действительно поразительно, сколько успел этот человек за свою не такую уж и длинную жизнь - 68 лет. В последние свои дни Дюма показал сыну два луидора: «Вот что осталось от моего состояния. А ещё говорят, что я мот. Ничего подобного! Когда-то я приехал в Париж с двумя луидорами в кармане. И вот они всё ещё целы!» Старика не стало, и парижане тут же воздвигли ему памятник. Дюма-сын каждый день навещал его и говорил: «Здравствуй, папа!»

В противоположность отцу, Дюма-сын ударился в морализаторство. После «Дамы с камелиями», проникнутой сочувствием к куртизанке, он писал совсем другие пьесы - обличающие моральную деградацию общества. Одна из его драм называлась «Господин Альфонс» - о продажном мужчине; так французский язык обогатился новым понятием. Флобер ехидничал: «Господин Дюма одержим навязчивой идеей: не позволять задирать юбки».

Лидия Нессельроде

Но сам Александр, как ни старался, никак не мог сделаться образцом нравственности. Сначала он влюбился в русскую графиню Лидию Нессельроде - невестку русского премьер-министра (и дочь московского генерал-губернатора Закревского). Она сбежала в Париж от мужа, упивалась свободой и проматывала состояние. Александр называл её «дама с жемчугами»: у неё было жемчужное ожерелье длиной семь метров. В конце концов муж силой увёз её в Россию. Дюма помчался за возлюбленной, но русские таможенники получили приказ не пускать его в страну. Проведя две недели на деревенском постоялом дворе, Александр тщетно старался связаться с Лидией, оброс бородой, отчаялся. А она в Петербурге тем временем уже закрутила новый роман.

Через несколько лет Дюма-сын снова влюбился в русскую, и опять в замужнюю - княгиню Надежду Нарышкину. Она родила ему двух дочерей, а когда законный муж умер, вышла за Дюма замуж. Они жили почти счастливо и умерли в один год, а именно в 1895 году. Надежда чуть раньше, Александр чуть позже. И это «чуть» оказалось существенным, потому что 70-летний писатель, овдовев, успел ещё раз жениться. Оказывается, целых 7 лет он состоял в тайной связи с совсем молодой женщиной - Анриеттой Эскалье, дочерью своих друзей. В последние дни Дюма-сын признался: «Когда-то я осуждал своего отца так же горячо, как и любил. И только в глубокой старости я его понял. Тот, в ком течет кипучая кровь Дюма, не способен запретить себе любить!» А что они вообще были способны запретить себе, эти неукротимые Дюма?

Ирина Стрельникова #СовсемДругойГород


Александр Дюма-отец с дочерью Мари (кстати, она тоже была писательницей) Огюст Маке, соавтор «Трёх мушкетёров» Надежда Нарышкина, жена Дюма-сына
Дюма-сын в собственном кабинете

Раннее творчество

Его мать, Катрина Лабе, была простая парижская работница, от которой Дюма унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто богемной натуры отца. Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой, Дюма-отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание. С 18-ти лет Дюма-сын начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился его первый стихотворный сборник, «Péchés de jeunesse» («Грехи юности»); за ним последовал ряд мелких повестей и рассказов , на которых отчасти отразилось влияние отца («Aventures de quatre femmes et d’un perroquet» («Приключения четырёх женщин и попугая»), «Le Docteur Servans» («Доктор Серван»), «Cesarine», «Le Roman d’une femme», «Trois hommes forts» etc.), a потом и более оригинальные романы и повести: «Diane de Lys», «Un paquet de lettres», «La dame aux perles», «Un cas de rupture» и др.

«Дама с камелиями »

Талант Дюма сказался в полном объёме только тогда, когда он перешёл к психологическим драмам . В них он затрагивал наболевшие вопросы общественной и семейной жизни и решал их по-своему, со смелостью и талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие. Серию этих блестящих драм «à thèse» («идейных», «тенденциозных» пьес) открыла «La Dame aux Camélias » (написанная первоначально в виде романа), представленная впервые на сцене в 1852 году после упорной борьбы автора с цензурой, не допускавшей представления пьесы как слишком безнравственной.

В «Даме с камелиями» Дюма выступил защитником «погибших, но милых созданий» и сделал из своей героини, Маргариты Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше осуждающего её света. Прототипом Маргариты послужила Мари Дюплесси .

На сюжет «Дамы с камелиями» создана опера Джузеппе Верди «Травиата ».

Другие пьесы. Характеристика драматургии

За первой драмой последовали: «Diane de Lys» (1851), «Demi-Monde» (1855), «Question d’argent» (1857), «Fils Naturel» (1858), «Père Prodigue» (1859), «Ami des femmes» (1864), «Les Idées de m-me Aubray» (1867), «Princesse Georges» (1871), «La femme de Claude» (1873), «Monsieur Alphonse» (1873), «L’Etrangère» (1876).

Во многих из этих пьес Дюма - не просто бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении незаконнорожденных детей, о необходимости развода, о свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных общественных отношениях и так далее. Своей блестящей защитой того или другого принципа Дюма несомненно придаёт большой интерес своим пьесам; но предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее, серьёзными художественными произведениями благодаря неподдельной искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным фигурам - Маргариты Готье, Marceline Delaunay и другим. Издав собрание своих драм (1868-1879) с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные мысли, Дюма продолжал писать для сцены. Из его поздних пьес наиболее известны: «Princesse de Bagdad» (1881), «Denise» (1885), «Francillon» (1887); кроме того, он написал «Comtesse Romani» в сотрудничестве с Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin), «Les Danicheff» - с П. Корвином (подписана Р. Nevsky).

Публицистика

Задетые им в драмах социальные вопросы Дюма разрабатывал также в романах («Affaire Clémenceau») и полемических брошюрах. Из последних особенно известен памфлет «Мужчина-женщина: Ответ Анри д’Идевилю» (фр. L"homme-femme, réponse à M. Henri d"Ideville ; ), связанный с вызвавшим широкое внимание общественности убийством: молодой аристократ застал свою жену в объятиях любовника, после чего избил её с такой силой, что она через три дня умерла; дипломат и публицист Анри д’Идевиль опубликовал по этому поводу в газете статью о необходимости прощать женщине измену и помогать ей вернуться на путь истинный, и в ответ на эту статью Дюма напечатал 177-страничный памфлет, в котором доказывал, что убить изменившую жену можно и должно .

Семья, дети

Внебрачная дочь от связи с Надеждой Ивановной Нарышкиной (1827 - 2.04.1895) (урождённой Кнорринг):

Мария-Александрина-Анриетта (20.11.1860-1934) - удочерена 31.12.1864 г.

Брак с Нарышкиной (31.12.1864) был заключён после смерти её первого мужа:

Дочь Жаннина (03.05.1867-1943) в замужестве де Отерив.

Второй брак (26.06.1895) с Анриеттой Эскалье (урождённой Ренье).

Примечания

Литература

  • А. Моруа. Три Дюма // Собр. соч., тт. 1 - 2. - М.: Пресса, 1992. - ISBN 5-253-00560-9

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 27 июля
  • Родившиеся в 1824 году
  • Родившиеся в Париже
  • Умершие 27 ноября
  • Умершие в 1895 году
  • Умершие в Иль-де-Франс
  • Умершие в Марли-ле-Руе
  • Александр Дюма-сын
  • Александр Дюма
  • Драматурги Франции
  • Члены Французской академии
  • Выпускники лицея Шапталя
  • Внебрачное потомство французских аристократов

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Алебастр
  • BPEL

Смотреть что такое "Дюма, Александр (сын)" в других словарях:

    ДЮМА Александр (сын) - ДЮМА Александр (1824 95), французский писатель (Дюма сын). Роман (1848) и одноименная пьеса (1852) «Дама с камелиями» (опера Дж. Верди (см. ВЕРДИ Джузеппе) «Травиата»). Семейно бытовые пьесы («Незаконный сын», 1858; «Жена Клода», 1873) отмечены… … Энциклопедический словарь

    Дюма Александр (сын) - (Alexandre Dumas fils) сын Александра Д. (см.), знаменитый французский драматург, член французской академии. Род. в 1824 г. Мать его была простая парижская работница, от которой Д. унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так… …

    Дюма, Александр (сын) - I (Alexandre Dumas fils) сын предыдущего, знаменитый французский драматург, член франц. акд. Род. в 1824 г. Мать его была простая парижская работница, от которой Д. унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Дюма Александр (сын) (дополнение к статье) - (Alexandre Dumas fils) французский драматург; умер 27 ноября 1895 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Дюма А. сын - ДЮМА Александр, младший (Дюма сын) (Alexandre Dumas, dit Dumas fils, 1824 1895) сын известного писателя Александра Дюма старшего (Дюма отца). Начал свою лит ую деятельность томиком стихов «Peches de jeunesse» (1847). Автор ряда романов: «Histoire … Литературная энциклопедия

    Дюма А. (сын) - ДЮМÁ Александр (1824–95), франц. писатель (Д. сын). Роман (1848) и одноим. пьеса (1852) Дама с камелиями (опера Дж. Верди Травиата). Семейно бытовые пьесы (Незаконный сын, 1858; Жена Клода, 1873) отмечены морализаторством … Биографический словарь

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

На сюжет «Дамы с камелиями» создана опера Джузеппе Верди «Травиата ».

Другие пьесы. Характеристика драматургии

За первой драмой последовали: «Диана де Лис / Diane de Lys» (1851), «Полусвет / Demi-Monde» (1855), «Денежный вопрос / Question d’argent» (1857), «Внебрачный сын / Fils Naturel» (1858), «Блудный отец / Père Prodigue» (1859), «Друг женщин / Ami des femmes» (1864), «Взгляды госпожи Обрэ / Les Idées de m-me Aubray» (1867), «Княгиня Жорж / Princesse Georges» (1871), «Свадебный гость» (1871), «Жена Клавдия / La femme de Claude» (1873), «Господин Альфонс / Monsieur Alphonse» (1873), «L’Etrangère» (1876).

Во многих из этих пьес Александр Дюма - не просто бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении незаконнорожденных детей, о необходимости развода, о свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных общественных отношениях и так далее. Своей блестящей защитой того или другого принципа Дюма несомненно придаёт большой интерес своим пьесам; но предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее, серьёзными художественными произведениями благодаря неподдельной искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным фигурам - Маргариты Готье, Marceline Delaunay и другим. Издав собрание своих драм (1868-1879) с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные мысли, Дюма продолжал писать для сцены. Из его поздних пьес наиболее известны: «Багдадская принцесса / Princesse de Bagdad» (1881), «Дениза / Denise» (1885), «Франсийон / Francillon» (1887); кроме того, он написал «Comtesse Romani» в сотрудничестве с Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin), «Les Danicheff» - с П. Корвином (подписана Р. Nevsky), «Маркиз де Вильмер» (1862, с Жорж Санд , уступил ей права). Пьесы «Новые сословия» и «Фиванская дорога» остались неоконченными (1895).

Публицистика

Задетые им в драмах социальные вопросы Дюма разрабатывал также в романах («Дело Клемансо / Affaire Clémenceau») и полемических брошюрах. Из последних особенно известен памфлет «Мужчина-женщина: Ответ Анри д’Идевилю» (фр. L"homme-femme, réponse à M. Henri d"Ideville ; ), связанный с вызвавшим широкое внимание общественности убийством: молодой аристократ застал свою жену в объятиях любовника, после чего избил её с такой силой, что она через три дня умерла; дипломат и публицист Анри д’Идевиль опубликовал по этому поводу в газете статью о необходимости прощать женщине измену и помогать ей вернуться на путь истинный, и в ответ на эту статью Дюма напечатал 177-страничный памфлет, в котором доказывал, что убить изменившую жену можно и должно .

Значимые социальные проблемы он затрагивал в своих выступлениях-брошюрах: «Письма на злобу дня» (Lettres sur les choses du jour), 1871, «Убей ее» (Tue-la), «Женщины, которые убивают, и женщины, которые голосуют» (Les femmes qui tuent et les femmes qui votent), "Recherches de la paternite" в 1883 году, памфлет «Развод» (Le divorce).

Другие произведения

  • Сборник стихов «Грехи молодости» (1847).
  • Повесть «Приключения 4 женщин и одного попугая» (1847)
  • Исторический роман «Тристан Рыжий»
  • Повесть «Регент Мюстель».
  • Роман «Дама с жемчугами» (1852).
  • Роман «Дело Клемансо» (1866).
  • «Доктор Серван» (Le Docteur Servans)
  • «Роман одной женщины» (Le Roman d’une femme)

Личная жизнь

От добрачной связи с 1851 года с Надеждой Ивановной Нарышкиной (19.11.1825 - 2.04.1895) (урождённой баронессой Кнорринг) у него была дочь: Мария-Александрина-Анриетта (20.11.1860-17.11.1907). Официально удочерена 31.12.1864 во время брака с Нарышкиной, заключённого после смерти её первого мужа. Вторая дочь Жаннина (03.05.1867-1943) в замужестве де Отерив.

Второй брак (26.06.1895) с Анриеттой Эскалье (урождённой Ренье, 1864-1934), с которой он поддерживал связь с 13 апреля 1887 года .

Любовницы

  • Луиза Прадье (1843)
  • Альфонсина Плесси (Мари Дюплесси) (1844-45)
  • Анаис Льевенн (1845)
  • мадам Дальвэн (1849).
  • Лидия Закревская-Нессельроде (1850-51).
  • Оттилия Гендли-Флаго (1881).

Напишите отзыв о статье "Дюма, Александр (сын)"

Примечания

Литература

  • А. Моруа. Три Дюма // Собр. соч., тт. 1 - 2. - М.: Пресса, 1992. - ISBN 5-253-00560-9

Ссылки

  • Венгерова З. А. Дюма-сын, Александр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Дюма, Александр (сын)

Ветер трепал в темноте её дивные золотые волосы, окружая хрупкое тело ореолом Света. Страшные кровавые слёзы, всё ещё алея на бледных щеках, делали её совершенно неузнаваемой... Чем-то похожей на грозную Жрицу...
Магдалина звала... Заломив руки за голову, она снова и снова звала своих Богов. Звала Отцов, только что потерявших чудесного Сына... Она не могла так просто сдаться... Она хотела вернуть Радомира любой ценой. Даже, если не суждено будет с ним общаться. Она хотела, чтобы он жил... несмотря ни на что.

Но вот прошла ночь, и ничего не менялось. Его сущность говорила с ней, но она стояла, омертвев, ничего не слыша, лишь без конца призывая Отцов... Она всё ещё не сдавалась.
Наконец, когда на дворе светало, в помещении вдруг появилось яркое золотое свечение – будто тысяча солнц засветила в нём одновременно! А в этом свечении у самого входа возникла высокая, выше обычной, человеческая фигура... Магдалина сразу же поняла – это пришёл тот, кого она так яро и упорно всю ночь призывала...
– Вставай Радостный!.. – глубоким голосом произнёс пришедший. – Это уже не твой мир. Ты отжил свою жизнь в нём. Я покажу тебе твой новый путь. Вставай, Радомир!..
– Благодарю тебя, Отец... – тихо прошептала стоявшая рядом с ним Магдалина. – Благодарю, что услышал меня!
Старец долго и внимательно всматривался в стоящую перед ним хрупкую женщину. Потом неожиданно светло улыбнулся и очень ласково произнёс:
– Тяжко тебе, горестная!.. Боязно... Прости меня, доченька, заберу я твоего Радомира. Не судьба ему находиться здесь более. Его судьба другой будет теперь. Ты сама этого пожелала...
Магдалина лишь кивнула ему, показывая, что понимает. Говорить она не могла, силы почти покидали её. Надо было как-то выдержать эти последние, самые тяжкие для неё мгновения... А потом у неё ещё будет достаточно времени, чтобы скорбеть об утерянном. Главное было то, что ОН жил. А всё остальное было не столь уж важным.
Послышалось удивлённое восклицание – Радомир стоял, оглядываясь, не понимая происходящего. Он не знал ещё, что у него уже другая судьба, НЕ ЗЕМНАЯ... И не понимал, почему всё ещё жил, хотя точно помнил, что палачи великолепно выполнили свою работу...

– Прощай, Радость моя... – тихо прошептала Магдалина. – Прощай, ласковый мой. Я выполню твою волю. Ты только живи... А я всегда буду с тобой.
Снова ярко вспыхнул золотистый свет, но теперь он уже почему-то находился снаружи. Следуя ему, Радомир медленно вышел за дверь...
Всё вокруг было таким знакомым!.. Но даже чувствуя себя вновь абсолютно живым, Радомир почему-то знал – это был уже не его мир... И лишь одно в этом старом мире всё ещё оставалось для него настоящим – это была его жена... Его любимая Магдалина....
– Я вернусь к тебе... я обязательно вернусь к тебе... – очень тихо сам себе прошептал Радомир. Над головой, огромным «зонтом» висела вайтмана...
Купаясь в лучах золотого сияния, Радомир медленно, но уверенно двинулся за сверкающим Старцем. Перед самым уходом он вдруг обернулся, чтобы в последний раз увидеть её... Чтобы забрать с собою её удивительный образ. Магдалина почувствовала головокружительное тепло. Казалось, в этом последнем взгляде Радомир посылал ей всю накопленную за их долгие годы любовь!.. Посылал ей, чтобы она также его запомнила.
Она закрыла глаза, желая выстоять... Желая казаться ему спокойной. А когда открыла – всё было кончено...
Радомир ушёл...
Земля потеряла его, оказавшись его не достойной.
Он ступил в свою новую, незнакомую ещё жизнь, оставляя Марии Долг и детей... Оставляя её душу раненой и одинокой, но всё такой же любящей и такой же стойкой.
Судорожно вздохнув, Магдалина встала. Скорбеть у неё пока что просто не оставалось времени. Она знала, Рыцари Храма скоро придут за Радомиром, чтобы предать его умершее тело Святому Огню, провожая этим самым его чистую Душу в Вечность.

Первым, конечно же, как всегда появился Иоанн... Его лицо было спокойным и радостным. Но в глубоких серых глазах Магдалина прочла искреннее участие.
– Велика благодарность тебе, Мария... Знаю, как тяжело было тебе отпускать его. Прости нас всех, милая...
– Нет... не знаешь, Отец... И никто этого не знает... – давясь слезами, тихо прошептала Магдалина. – Но спасибо тебе за участие... Прошу, скажи Матери Марии, что ОН ушёл... Что живой... Я приду к ней, как только боль чуточку утихнет. Скажи всем, что ЖИВЁТ ОН...
Больше Магдалина выдержать не могла. У неё не было больше человеческих сил. Рухнув прямо на землю, она громко, по-детски разрыдалась...
Я посмотрела на Анну – она стояла окаменев. А по суровому юному лицу ручейками бежали слёзы.
– Как же они могли допустить такое?! Почему они все вместе не переубедили его? Это же так неправильно, мама!.. – возмущённо глядя на нас с Севером, воскликнула Анна.
Она всё ещё по-детски бескомпромиссно требовала на всё ответов. Хотя, если честно, я точно так же считала, что они должны были не допустить гибели Радомира… Его друзья... Рыцари Храма... Магдалина. Но разве могли мы судить издалека, что тогда было для каждого правильным?.. Мне просто по-человечески очень хотелось увидеть ЕГО! Так же, как хотелось увидеть живой Магдалину...
Наверно именно поэтому, я никогда не любила погружаться в прошлое. Так как прошлое нельзя было изменить (во всяком случае, я этого сделать не могла), и никого нельзя было предупредить о назревавшей беде или опасности. Прошлое – оно и было просто ПРОШЛЫМ, когда всё хорошее или плохое давно уже с кем-то случилось, и мне оставалось лишь наблюдать чью-то прожитую хорошую или плохую, жизнь.
И тут я снова увидела Магдалину, теперь уже одиноко сидевшую на ночном берегу спокойного южного моря. Мелкие лёгкие волны ласково омывали её босые ноги, тихо нашёптывая что-то о прошлом... Магдалина сосредоточенно смотрела на огромный зелёный камень, покойно лежавший на её ладони, и о чём-то очень серьёзно размышляла. Сзади неслышно подошёл человек. Резко повернувшись, Магдалина тут же улыбнулась:
– Когда же ты перестанешь пугать меня, Раданушка? И ты всё такой же печальный! Ты ведь обещал мне!.. Чему же грустить, если ОН живой?..
– Не верю я тебе, сестра! – ласково улыбаясь, грустно произнёс Радан.
Это был именно он, всё такой же красивый и сильный. Только в потухших синих глазах теперь жили уже не былые радость и счастье, а гнездилась в них чёрная, неискоренимая тоска...
– Не верю, что ты с этим смирилась, Мария! Мы должны были спасти его, несмотря на его желание! Позже и сам понял бы, как сильно ошибался!.. Не могу я простить себе! – В сердцах воскликнул Радан.
Видимо, боль от потери брата накрепко засела в его добром, любящем сердце, отравляя приходящие дни невосполнимой печалью.
– Перестань, Раданушка, не береди рану... – тихо прошептала Магдалина. – Вот, посмотри лучше, что оставил мне твой брат... Что наказал хранить нам всем Радомир.
Протянув руку, Мария раскрыла Ключ Богов...
Он вновь начал медленно, величественно открываться, поражая воображение Радана, который, будто малое дитя, остолбенело наблюдал, не в состоянии оторваться от разворачивающейся красоты, не в силах произнести ни слова.
– Радомир наказал беречь его ценой наших жизней... Даже ценой его детей. Это Ключ наших Богов, Раданушка. Сокровище Разума... Нет ему равных на Земле. Да, думаю, и далеко за Землёй... – грустно молвила Магдалина. – Поедем мы все в Долину Магов. Там учить будем... Новый мир будем строить, Раданушка. Светлый и Добрый Мир... – и чуть помолчав, добавила. – Думаешь, справимся?

Прожил долгую творческую, насыщенную жизнь, в которой было место литературной работе и бурным романам. Нам он известен по произведению «Дама с камелиями». Великий Джузеппе Верди сочинил оперу «Травиата», взяв за основу роман, который написал Дюма-сын. Она привела к ссоре между композитором и писателем, так как музыкант не счел нужным спросить разрешения использовать роман в качестве либретто.

Легкомысленный отец

Двадцатидвухлетний легкомысленный Александр Дюма-отец служил в канцелярии герцога Орлеанского, так как имел замечательный почерк. Он на некоторое время связал свою личную жизнь с белошвейкой Катриной Лабе, хорошенькой, аккуратной и спокойной. Когда бедняжку стало по утрам мутить, то это очень расстроило молодого Александра, так как он был не готов ни к женитьбе, ни к появлению ребенка. Лишние материальные и физические заботы ему не требовались. 28 июля 1824 года Катрин родила мальчика, которого окрестили в честь отца, - Александр. Она с большой нежностью и любовью относилась к малышу. Но батюшка к этому времени был в поисках новых муз для вдохновения. О сыне он вспомнил только через семь лет, отсудил его, усыновил и к девяти годам отправил в пансион для получения образования. Катрина Лабе, чтобы иметь деньги для жизни, стала содержать небольшой читальный зал.

Взросление

Мальчик страдал от того, что так долго был незаконным сыном. Когда он подрос и превратился в юношу, то, как проницательный человек, разобрался в легкомысленной беззлобной натуре отца. Дюма-сын стал воспринимать отца как великолепного товарища, великого писателя и плохого отца. Обиды прошли, и отношения между ними наладились. Обаятельный, добродушный, щедрый, когда водились деньги, - таков был Александр Дюма-отец, и сын полюбил его, как неразумное дитя, а не как взрослого умудренного годами человека, у которого дома часто не находилось смешной суммы в сто франков. Они друг друга любили, но, к сожалению, вместе жить не могли, так как часто ссорились. Это будет продолжаться всю жизнь. Молодой человек решил, что будет вполне обеспечен. Он также имел литературный дар, но твердо решил писать иначе.

Внешность

Это был красивый высокий юноша с широкими плечами и мечтательным взглядом. Осанка выдавала его гордую натуру. В двадцать лет он был полон сил и здоровья, его светло-каштановые вьющиеся волосы открывали лицо с правильными привлекательными чертами.

Счета портному за суконный модный сюртук, за белоснежный галстук и жилеты из пике, привезенного из Англии, оставались неоплаченными, но это его не смущало. Дюма-сын держался высокомерно, остроты так и сыпались из него, но за таким «фасадом» скрывалась чувствительная натура, которую он получил от своей матушки.

Альфонсина Плесси

Осенью 1844 года в театре он увидел в ложе всеми признанную красавицу-куртизанку. Это божественное видение напоминало фарфоровую статуэтку: высокий рост, темные локоны вдоль бело-розового лица, алые вишневые губки, которые скрывали совершенные зубы, глаза, как будто сделанные из черной эмали, узкая талия. Это совершенство дополнял изысканный белый наряд из атласа, бриллианты и золото. В Париже самые блестящие мужчины обучили ее хорошим манерам и умению поддерживать разговор.

Он звала себя и была самой элегантной женщиной столицы. Ее дом был крепостью из камелий, цветов без запаха, которыми ее заваливали поклонники. Почему богатая содержанка выбрала себе в близкие друзья нищего юношу? Он умело подобрал ключик к страдающей женской душе, и она открылась ему. Он утешал ее, когда видел под маской веселья слезы. Он уважал в ней женщину, и ради него она оставила всех богатых поклонников. Но его бедность и ее легкомысленное отношение к деньгам привело к расставанию через год.

Смерть Мари

Александр уехал в длительное путешествие и не знал, что здоровье его возлюбленной стремительно ухудшается. Ей было всего двадцать три года, и она умирала от чахотки. Она продала все свои драгоценности, чтобы лечиться, но ничего не помогло. 3 февраля 1847 года Мари умерла. Дюма-сын узнал об этом, когда вернулся в Марсель из Алжира. Он перечитал все письма Мари с глубокой любовью, не покидавшей его сердце, и написал роман «Дама с камелиями».

Дюма-сын сделал героиней романа падшую женщину Маргариту Готье, но попытки главного героя повернуть ее к добродетели, визит отца ее возлюбленного, отречение от него, чтобы не загубить блестящего будущего молодого человека, продажу драгоценностей, лошадей и всех прочих предметов роскоши раскаявшейся женщины, Александр придумал.

Трогательный романтический роман имел бурный успех, особенно у женщин. Те, кто знал Мари, поняли наконец, что, продавая себя за деньги, несчастная бесконечно страдала по искренним чувствам, которые не зависели от денег.

Автору через 4 года предложили написать по роману пьесу, которая получилась исключительно длинной. Действие на сцене начиналось в 18 часов и заканчивалось только глубокой ночью, в 3 часа. После премьеры пылкие поклонницы завалили автора букетами цветов, женщины плакали и обнимали его.

Так в 1852 году Александр Дюма-младший стал очень популярен во Франции. Теперь его имя знали все. Он с очень большим уважением относился к женщинам и не скрывал от них, что хочет не легких отношений, которые ни к чему не обязывают, а стремится к созданию настоящей дружной и крепкой семьи.

Дама с жемчугами

Дюма-сын получал все удовольствия от дам полусвета. В высшем обществе дамы вели себя с писателем строго. Дюма-сын, личная жизнь которого никак не могла войти в серьезную, благоразумную колею, в 25 лет познакомился с молодой русской дамой из Петербурга, которая проводила в Париже свободное от надоевшего супруга время. Это была графиня Лидия Нессельроде.

Ее свекровь тревожило, не закружится ли очаровательная головка у ее невестки. Она тратила на удовольствия и роскошные туалеты несметные деньги, а затем ей захотелось очаровать модного писателя. Естественно, что он не устоял и был покорен. Лидия любила жемчуг и носила его в прическе из черных волос, на нежной шейке, на прелестных ручках и получила от возлюбленного прозвище «дама с жемчугами». Эта связь стала предметом обсуждения и сплетен.

Лидию немедленно вызвали в Россию. Дюма отправился за ней. Но вернулся из-за нехватки денег, а Лидия не присылала не только писем, но и записок. Она просто забыла о нем. В 1852 году он узнал об этом от другой русской красавицы - княгини Надежды Нарышкиной, которой было суждено занять в его жизни большое место. А пока он написал роман, в котором рассчитался с неверной Лидией, и назвал его «Дама с жемчугами».

Побег в Париж

Надежду выдали замуж совсем юной за старого князя. От него в 26 лет она сбежала в Париж и не забыла взять с собой и драгоценности, и дочь, объясняя, что русский климат вреден для ее здоровья. Она, увлеченная писателем, просила князя дать ей развод, но муж отказал. В этом поддержал его император. Шесть лет они втроем жили на вилле, которую купила Нарышкина.

В этот период писатель частенько ссорился с отцом, упрекая, что тот плохо его воспитал. На эту тему он писал пьесы «Внебрачный сын», «Блудный отец», и одновременно он видел в друга. В то же время он плохо понимал свою княгиню с глазами цвета морской волны: слишком разными были условия, которые их взрастили. У них родилась дочь Мария-Александрина в 1860 году. В 1864 году, когда старый Нарышкин умер, они обвенчались, и у них появилась еще одна дочка Жаннина в 1867 году.

После этого характер Надежды Ивановны стал невозможно подозрительным и отвратительным. Она подозревала красавца-мужа в изменах и устраивала скандалы. В конце концов писатель устал и действительно завел интрижку на стороне, не разводясь со своей супругой. А в 1870 году не стало Дюма-отца. Сын похоронил его на родине в Вилле-Котре, которую автор романов плаща и шпаги очень любил.

Эме Декле

Она выросла в состоятельной буржуазной семье и получила хорошее воспитание. Ее отец, адвокат, разорился, и дочь решила, что может блистать на сцене. Но работа не пошла, тогда она стала содержанкой, поскольку красоты ей было не занимать. Остроумная, которую цитировал весь Париж, она снова вернулась в театр и объездила почти всю Европу. Она покорила Италию, Брюссель. С Дюма Эме впервые встретилась на костюмированном балу. Дюма видел ее игру за границей и считал, что она талантлива и красива.

Он настоял, чтобы в Париже ее взяли в труппу. Дебют был триумфальным. На почве общих интересов (по-прежнему Дюма-сын произведения писал для театра) они полюбили друг друга, хотя и скрывали это от самих себя. Когда у Эме не было спектаклей, то она жила одиноко за городом. Ее общество составляли пудель, попугай и старая служанка Цезарина. Независимость ее тяготила, но она не хотела незаконных связей.

Морально ее поддерживал драматург. Он дал ей роль в пьесе «Свадебный гость», написал для нее «Жену Клавдия», «Княгиню Жорж». В своих книгах он пытался разрешить нравственные проблемы между мужчиной и женщиной. Его брошюра на эту тему наделала много шума. Теперь уже написана новая пьеса для Декле «Господин Альфонс». Но она чувствовала себя больной, у нее врачи нашли признаки рака. Когда она умерла в 1874 году, то ее хоронил весь Париж.

Пьеса была поставлена, в ней играла другая актриса, а язык обогатился новым словом «альфонс», которое стало обозначать мужчину, живущего за счет женщины (продажный мужчина, сутенер).

Французская академия

При жизни Александр Дюма-сын стал состоятельным человеком и признанным классиком. Оставалось дело за малым. Его уговорили подать заявление в Академию. В 1875 году, 11 февраля, его причислили к лику «бессмертных».

Он был вполне достоин такого звания. Вот произведения, которые написал Александр Дюма-сын. Книги «Тристан Рыжий» (исторический роман), «Регент Мюстель» (повесть), романы «Дама с жемчугами», «Дело Клемансо», «Доктор Серван», «Роман одной женщины» затрагивали значимые социальные вопросы и исследовали души героев. Вместе с он написал «Маркиз де Вильер» и уступил ей свои права. Кроме этого, он много и успешно работал как драматург. В этом качестве его талант был высоко оценен и публикой, и родным отцом. Он также был прекрасным публицистом, который выпустил немало злободневных брошюр.

Последний брак

На излете жизни Александр Дюма-сын решился на второй брак с мадам Анриеттой Эскалье, с которой поддерживал отношения с 1887 года. Она была моложе его на сорок лет. Они обвенчались после смерти Нарышкиной в июле 1895 года, а уже через четыре месяца он ушел из жизни.

Заключение

Он похоронен на кладбище Монмартр в Париже, в ста метрах от Мари Дюплесси, единственной женщины, которую он любил. Он помнил о ней всю жизнь и жестоко раскаивался в своей первой женитьбе.

Был человеком, обладавшим не только невероятным талантом и творческим гением, но и удивительно трудолюбивым нравом. За свою жизнь (1802-1870 гг.) он подарил миру свыше полутысячи томов. Вклад в литературу этого человека воистину достоин восхищения.

Список произведений Александра Дюма - отца настолько велик, что завистники поговаривали о том, что для автора старается целая бригада «литературных рабов». Однако подтверждений этому никогда не было. А современники отзывались о нем как о невероятно работоспособном человеке.

Кроме количества изданных произведений, Дюма-отец сильно опередил большинство писателей и по качеству своих творений. А множество жанров, в которых работал автор, по-настоящему впечатляет.

Список произведений Александра Дюма-отца можно разбить на несколько основных: циклы, исторические романы, путевые заметки, пьесы. Основное внимание автора было сосредоточено на написании исторических и приключенческих романов.

Циклы

Пожалуй, самым известным из списка произведений Дюма-отца можно по праву считать цикл «Три мушкетера» . Кто не зачитывался приключениями храбрых друзей Д"артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса?

Первая книга вышла в свет в 1844 году, а последняя - в 1847 году. Цикл состоит из трех произведений:

    1844 год - роман о приключениях друзей «Три мушкетера»;

    1845 год - продолжение романа «Двадцать лет спустя»;

    1847 год - последнее произведение Дюма-отца о храброй четверке «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя».

История о Генрихе Наваррском является классической трилогией и включает:

    1845 год - первый роман «Королева Марго»;

    1846 год - вторая часть трилогии «Графиня де Монсоро»;

    1847 год - заключительная часть цикла «Сорок пять».

Цикл, который поклонники окрестили «Регентство» , состоит из двух романов:

    1842 год - «Шевалье Д"Арманталь;

    1845 год - «Дочь регента».

Список произведений Дюма продолжается циклом «Французская революция» , или как его еще называют, «Воспоминания лекаря» . Он состоит из следующих романов:

    «Жозеф Бальзамо», выходил в свет в 1846-48 гг.;

    «Ожерелье для королевы» (предположительно 1849-50 гг.);

    «Графиня де Шарни» (выходил с 1853 по 1855 гг.);

    «Анж Питу» (увидел мир в 1853 году);

    «Шевалье де Мезон-Руж» вышел в 1845 году и является заключительным в цикле.

    роман «Паж герцога Савойского» появился в 1852 году;

    произведение «Две Дианы» вышло в свет в далеком 1846 году;

    «Предсказание» оканчивает список произведений Дюма-отца из цикла «16 век».

Серия о Великой французской революции была начата автором как историческая. Дюма питал слабость к великим свершениям и людям, и просто не мог обойти своим вниманием революционное движение.

    1867 год - «Белые и синие»;

    1863 год - «Волонтер девяносто второго года»;

    1858 год - «Заговор»;

    1859 год - «Волчицы из Машкуля».

Историко-приключенческие романы

Каждое из произведений Дюма - это литературная жемчужина. Наиболее известные:

  • "Актея";
  • "Ашборнский пастор";
  • "Блэк";
  • "Последний платеж";
  • "Бог располагает";
  • "Голубка";
  • "Сильвандир";
  • "Графиня Солсбери";
  • "Карл Великий";
  • "Джованна Неаполитанская";
  • "Княгиня Монако";
  • "Капитан Поль";
  • "Дон Бернардо де Суньига";
  • "Дочь маркиза";
  • "Женитьбы папаши Олифуса";
  • "Женская война";
  • "Габриэль Ламбер";
  • "Замок Эпштейнов";
  • "Яков Безухий";
  • "Изабелла Баварская";
  • "Царица сладострастия";
  • "Исаак Лакедем";
  • "Две королевы";
  • "Исповедь фаворитки";
  • "Воды Экса";
  • "Капитан Арена";
  • "Ночь во Флоренции";
  • "Капитан Ла Жонкьер";
  • "Таинственный врач";
  • "Капитан Памфил";
  • "Записки полицейского";
  • "Катилина";
  • "Черный тюльпан";
  • "Луиза Сан-Феличе";
  • "История моих животных";
  • "Инженю";
  • "Мадам де Шамбле";
  • "Монсеньер Гастон Феб";
  • "Могикане из Парижа";
  • "Последней умирает надежда";
  • "Огненный остров";
  • "Яд ревности";
  • "Олимпия Клевская";
  • "Мадам Лафарг";
  • "Отон-лучник";
  • "Предводитель волков";
  • "Охотник на водоплавающую дичь";
  • "Красный сфинкс";
  • "Паскаль Бруно";
  • "Исповедь маркизы";
  • "Эмма Лионна";
  • "Приглашение на вальс";
  • "Тысячи";
  • "Приключения капитана Мариона";
  • "Полина";
  • "Пьер де Жиак";
  • "Парижане и провинциалы";
  • "Молодые мушкетеры";
  • "Сесиль";
  • "Консьянс Блаженный";
  • "Сын каторжника";
  • "Маркиза д"Эскоман";
  • "Пипин Короткий";
  • "Фернанда";
  • "Роман о Виолетте";
  • "Папаша";
  • "Эдуард Третий";
  • "Корсиканские братья";
  • "Прусский террор";
  • "Ричард Дарлингтон";
  • "Бастард де Молеон";
  • и Ришелье";
  • "Приключения Лидерика";
  • "Гарибальдийцы";
  • "Робин Гуд — Король разбойников".

Хронологические работы

Список произведений Дюма-отца богат хронологическими работами об исторических событиях Франции. Автор увлеченно исследовал историю и роль человека в ней. Особенно его увлекали важные политические деятели.

Среди работ можно найти научные исследования, такие как:

  • "Карл Смелый";
  • "Последний король французов";
  • "Галлия и Франция";
  • "Людовик XIV и его век";
  • "Генрих IV";
  • "Дорога в Варенн";
  • "Драма 93-го года";
  • "Жанна д"Арк";
  • и революция";
  • "Медичи";
  • "Робин Гуд в изгнании";
  • "Стюарты";
  • "Цезарь";
  • "Робин Гуд";
  • "Наполеон";
  • "Людовик XV и его двор";
  • "Регентство".

Путевые заметки

В списке произведений Дюма читатели часто игнорируют великолепные произведения автора о путешествиях. Но именно эти истории кажутся особенно живыми, ведь написаны они автором под впечатлением от собственных странствий.

Произведения из серии путевых заметок представлены ниже:

  • «В России»;
  • «Счастливая Аравия»;
  • «Пятнадцать дней на Синае»;
  • «Быстрый»;
  • «Из Парижа в Кадис»;
  • «Корриколо»;
  • «Сперонара»;
  • «В Швейцарии»;
  • «Юг Франции»;
  • «Валахия»;
  • «Вила Пальмьери»;
  • «Кавказ»;
  • «Год во Флоренции»;
  • «Прогулки по берегу Рейна».

Как упоминалось ранее, автор не останавливался на конкретном жанре. Из воспоминаний современников становится понятно, что писатель находился в непрерывном творческом поиске. Достойное место в списке произведений Дюма занимают пьесы:

  • "Анжела";
  • "Антони";
  • "Воспитанницы дома Сен-Сир";
  • "Кин, гений и беспутство";
  • "Лесничие";
  • "Мушкетеры";
  • "Наполеон, или 30 лет истории Франции";
  • "Нельская башня";
  • "Охота и любовь";
  • "Кристина";
  • "Тереза Teresa";
  • "Калигула".

Александр Дюма-сын

Список произведений Дюма-сына несколько меньше его знаменитого предка. Однако стоит заметить, что он не менее ценен своим вкладом в мировую, и в особенности французскую литературу.

Младший Александр Дюма в раннем возрасте начинает свою писательскую карьеру, и уже в 18 лет в свет выходит его знаменитый сборник стихов, получивший название «Грехи юности». В начале карьеры он хотел отличаться от отца. Но позже он возвращается к его творчеству, и это влияние прослеживается в прозе.

Рассказы и пьесы

Однако позже молодой человек выпускает серию небольших пьес, рассказов, повестей и романов в прозе:

  • «Роман одной женщины»;
  • «Врач Серван»;
  • «Приключения 4 женщин и попугая»;
  • «Дама с жемчугами».

Но настоящая популярность пришла к молодому автору, когда список произведений Дюма-сына пополнился знаменитой работой «Дама с камелиями».

Изначально произведение задумывалось как роман, но в процессе стало знаменитой пьесой. Она имела ошеломительный успех, после которого другие подобные творения Дюма иначе, как психологическими и социальными не называли.

На сцене «Дама с камелиями» смогла появиться не скоро. Встретив жаркий отпор со стороны цензуры, Александр Дюма-сын вынужден был отстаивать пьесу перед целым собранием цензоров. Ее называли безнравственной, не отвечающей высоким стандартам общественных норм и морали.

В 1852 году Александру Дюма все же удается одержать верх, и пьеса впервые становится театральной постановкой, снискавшей аплодисменты и успех зрителей. Джузеппе Верди по ее мотивам пишет свою знаменитую оперу, «Травиату». Также известно, что характер главной героини был взят Александром Дюма из жизни, прототипом выступила его возлюбленная Мари.

Известные произведения

После ошеломительного успеха «Дамы с камелиями» в свет выходят не менее известные и популярные пьесы Александра Дюма-сына:

  • «Диана де Лис»;
  • «Полусвет»;
  • «Денежный вопрос»;
  • «Внебрачный сын»;
  • «Блудный отец»;
  • «Друг женщин»;
  • «Взгляды госпожи Обрэ»;
  • «Княгиня Жорж»;
  • «Жена Клавдия»;
  • «Господин Альфонс»;
  • «Багдадская принцесса»;
  • «Дениза»;
  • «Маркиз де Вильмер».

Две пьесы А. Дюма, к великому сожалению многочисленных поклонников, не успел дописать, и они остались неоконченными.

Публицистика

Также Александра Дюма-сына сильно увлекала область публицистики и социальные проблемы в обществе. Под впечатлением от происходящего вокруг он издает свои знаменитые брошюры и памфлеты:

  • «Развод»;
  • «Письма на злобу дня»;
  • «Женщины, которые убивают, и женщины, которые голосуют» и другие.

Так, широкую огласку получил памфлет, в котором Дюма поддерживал молодого аристократа, избившего свою жену после того, как она изменила ему с любовником. Автор выразил позицию о необходимости наказания неверных супруг.