Гоголь Николай Васильевич – знаменитый русский писатель, гениальный сатирик, родился 20 марта 1809 г. в селе Сорочинцах, на границе Полтавского и Миргородского уездов, в родовом имении, селе Васильевке. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, был сын полкового писаря и происходил из старинного малороссийского рода, родоначальником которого считался сподвижник Богдана Хмельницкого , гетман Остап Гоголь, а мать, Марья Ивановна, была дочь надворного советника Косяровского. Отец Гоголя, человек творческий, остроумный, много видавший и по своему образованный, любивший собирать в своей усадьбе соседей, которых он занимал рассказами, полными неистощимого юмора, был большой любитель театра, устраивал спектакли в доме богатого соседа и не только сам участвовал в них, но даже сочинял собственные комедии из малорусского быта, – а мать Гоголя, домовитая и гостеприимная хозяйка, отличалась особенными религиозными наклонностями.

Врожденные свойства таланта и характера Гоголя и наклонности, отчасти усвоенные им от своих родителей, ярко проявились в нем уже в школьные годы, когда он был помещен в Нежинский лицей. Он любил уходить с близкими товарищами в тенистый сад лицея и там набрасывать первые литературные опыты, составлять на учителей и товарищей едкие эпиграммы, придумывать остроумные клички и характеристики, ярко отмечавшие его незаурядную наблюдательность и характерный юмор. Преподавание наук шло в лицее очень незавидно, и наиболее даровитым юношам приходилось путем самообразования пополнять свои знания и так или иначе удовлетворять свои потребности к духовному творчеству. Они выписывали в складчину журналы и альманахи, сочинения Жуковского и Пушкина , устраивали спектакли, в которых принимал очень близкое участие Гоголь, выступавший в комических ролях; издавали собственный рукописный журнал, редактором которого был тоже выбран Гоголь.

Портрет Н. В. Гоголя. Художник Ф. Мюллер, 1840

Однако Гоголь не придавал особого значения своим первым творческим упражнениям. Он мечтал по окончании курса уехать на государственную службу в Петербург, в котором единственно, как ему казалось, он мог найти и широкое поле для деятельности, и возможность насладиться истинными благами науки и искусства. Но Петербург, куда Гоголь переехал по окончании курса в 1828 г., далеко не оправдал его ожиданий, особенно в первое время. Вместо широкой деятельности «на поприще государственной пользы», ему предложили ограничиться скромными занятиями в канцеляриях, а литературные попытки оказались настолько неудачными, что первое изданное им произведение – поэму «Ганс Кюхельгартен» – Гоголь сам же отобрал из книжных магазинов и сжег после неблагоприятной критической заметки о ней Полевого .

Непривычные условия жизни в северной столице, недостатки материальные и разочарования нравственные – все это повергало Гоголя в уныние, и все чаще и чаще его воображение и мысль обращались к родной Украине, где так привольно жилось ему в детстве, откуда сохранилось так много поэтических воспоминаний. Широкой волной хлынули они на его душу и вылились впервые в непосредственные, поэтические страницы его «Вечеров на хуторе близ Диканьки », вышедших в 1831 г., в двух томах. «Вечера» были очень радушно приветствованы Жуковским и Плетневым, а затем и Пушкиным и, таким образом, окончательно установили литературную репутацию Гоголя и ввели его в круг корифеев русской поэзии.

С этого времени в биографии Гоголя начинается период наиболее усиленного литературного творчества. Близость к Жуковскому и Пушкину, перед которым он благоговел, окрыляла его вдохновение, придавала ему бодрости и энергии. Чтобы сделаться достойным их внимания, он начинал все более смотреть на занятия искусством, как на серьезное дело, а не просто как на игру ума и таланта. Появление вслед одного за другим таких поразительно оригинальных произведений Гоголя как «Портрет », «Невский проспект » и «Записки сумасшедшего », а затем «Нос », «Старосветские помещики », «Тарас Бульба » (в первой редакции), «Вий » и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем », – произвело в литературном мире сильное впечатление. Для всех было очевидно, что в лице Гоголя народился крупный своеобразный талант, которому суждено дать высокие образцы истинно реальных произведений и тем окончательно упрочить в русской литературе то реальное творческое направление, первые основы которого были заложены уже гением Пушкина. Больше того, – в повестях Гоголя почти впервые затрагивается (хотя еще поверхностно) психология масс, тех тысяч и миллионов «маленьких людей», которых литература касалась доселе только мимоходом и изредка. Это были первые шаги на пути демократизации самого искусства. В этом смысле молодое литературное поколение в лице Белинского с восторгом приветствовало появление первых повестей Гоголя.

Но как ни могуч и своеобразен был талант писателя в этих первых произведениях, проникнутых то свежим, чарующим воздухом поэтической Украины, то веселым, бодрым истинно народным юмором или же глубокою гуманностью и потрясающим трагизмом «Шинели » и «Записок сумасшедшего », – однако не в них выразилась основная сущность творчества Гоголя, то, что сделало его творцом «Ревизора» и «Мертвых душ», двух произведений, составивших эпоху в русской литературе. С тех пор как Гоголь приступил к созданию «Ревизора», его жизнь всецело поглощается исключительно литературным творчеством.

Портрет Н. В. Гоголя. Художник А. Иванов, 1841

Насколько внешние факты его биографии несложны и не разнообразны, настолько же глубоко – трагичным и поучительным является внутренний духовный процесс, который он переживал в это время. Как ни велик был успех первых произведений Гоголя, однако он все еще не был удовлетворен своею литературной деятельностью в той форме простого художественного созерцания и воспроизведения жизни, в какой оно являлось до сих пор, согласно господствовавшим эстетическим воззрениям. Он был не удовлетворен тем, что его нравственная личность при такой форме творчества оставалась как бы в стороне, совершенно пассивною. Гоголь тайно жаждал быть не только простым созерцателем жизненных явлений, но и судьей их; он жаждал непосредственного воздействия на жизнь во имя блага, жаждал гражданской миссии. Потерпев неудачу осуществить эту миссию на служебном поприще, сначала в качестве чиновника и учителя, а затем в звании профессора истории при петербургском университете, к которому он был мало подготовлен, Гоголь с еще большею страстью обращается к литературе, но теперь взгляд его на искусство становится все суровее, все требовательнее; из пассивного художника-созерцателя он старается преобразиться в активного, сознательного творца, который будет не только воспроизводить явления жизни, освещая их лишь случайными и разрозненными впечатлениями, но проведет их через «горнило своего духа» и «вынесет на всенародные очи» просветленным глубоким, проникновенным синтезом.

Под влиянием такого, все настойчивее развивавшегося в нем настроения, Гоголь заканчивает и ставит на сцену, в 1836 г., «Ревизора », – необыкновенно яркую и едкую сатиру, не только раскрывавшую язвы современного административного строя, но и показавшую, до какой степени опошления понижался под влиянием этого строя самый душевный склад добродушного, русского человека. Впечатление, произведенное «Ревизором», было необыкновенно сильное. Несмотря, однако, на огромный успех комедии, – она доставила Гоголю немало неприятностей и огорчений, как от цензурных затруднений при её постановке и печатании, так и от большинства общества, задетого пьесой за живое и обвинявшего автора в том, что он пишет пасквили на свое отечество.

Н. В. Гоголь. Портрет работы Ф. Мюллера, 1841

Расстроенный всем этим, Гоголь уезжает за границу, чтобы там, в «прекрасном далеке», вдали от суеты и мелочей приняться за «Мертвые души ». Действительно, сравнительно спокойная жизнь в Риме, среди величавых памятников искусства, вначале благотворно подействовала на творчество Гоголя. Уже через год был готов и напечатан первый том «Мертвых душ». В этой в высокой степени оригинальной и единственной в своем роде «поэме» в прозе, Гоголь развертывает широкую картину крепостного уклада жизни, преимущественно с той стороны, как он отражался на верхнем, полукультурном крепостническом слое. В этом капитальном произведении основные свойства таланта Гоголя – юмор и необыкновенное уменье схватывать и воплощать в «перл создания» отрицательные стороны жизни, – достигли апогея в своем развитии. Несмотря на сравнительно ограниченную сферу затронутых им явлений русской жизни, многие из созданных им типов по глубине психологического проникновения могут соперничать с классическими созданиями европейской сатиры.

Впечатление, произведенное «Мертвыми душами» было еще более потрясающее, чем от всех прочих произведений Гоголя, но оно же послужило и началом тех роковых недоразумений между Гоголем и читающей публикой, которые привели к очень печальным последствиям. Для всех было очевидно, что этим произведением Гоголь наносил ничем не отстранимый, жестокий удар всему крепостному складу жизни; но в то время, как молодое литературное поколение делало по этому поводу самые радикальные выводы, консервативная часть общества негодовала на Гоголя и обвиняла его в клевете на свою родину. Гоголь сам как будто испугался той страстности и яркой односторонности, с которою он старался сконцентрировать в своем творестве всю людскую пошлость, вскрыть «всю тину мелочей, опутывающих человеческую жизнь». Чтобы оправдать себя и высказать свои настоящие взгляды на русскую жизнь и свои произведения, он выпустил в свет книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Консервативные идеи, высказанные там, крайне не понравились русским радикалам-западникам и их главе Белинскому. Белинский и сам незадолго до этого диаметрально менял свои общественно-политические убеждения от ярого охранительства к нигилистической критике всего и вся. Но теперь он начал обвинять Гоголя в «предательстве» прежних идеалов.

Левые круги обрушились на Гоголя со страстными нападками, которые со временем всё усиливались. Не ожидая этого от недавних друзей, он был потрясён и обескуражен. Гоголь стал искать духовной поддержки и успокоения в религиозном настроении, чтобы с новой духовной бодростью приняться за завершение своего труда – окончание «Мертвых душ», – которое, по его мнению, уже должно было окончательно рассеять все недоразумения. В этом втором их томе Гоголь, вопреки желанию «западников», предполагал показать, что Россия состоит далеко не из одних умственных и моральных уродов, думал изобразить типы идеальной красоты русской души. Созданием этих положительных типов Гоголь хотел довершить, – как последним аккордом, – свое творение, «Мёртвые души», которое, по его замыслу, далеко не должно было исчерпываться первым, сатирическим, томом. Но физические силы писателя были уже серьёзно подорваны. Слишком долгая замкнутая жизнь, вдали от родины, суровый аскетический режим, наложенный им на себя, подорванное нервным напряжением здоровье, – все это лишало творчество Гоголя тесной связи с полнотой жизненных впечатлений. Подавленный неравной, безысходной борьбой, в минуту глубокой неудовлетворенности и тоски Гоголь – сжег черновую рукопись второго тома «Мертвых душ» и вскоре скончался от нервной горячки в Москве, 21 февраля 1852 г.

Дом Талызина (Никитский бульвар, Москва). Здесь жил в последние годы и умер Н. В. Гоголь, здесь же он сжёг второй том «Мёртвых душ»

Влияние Гоголя на творчество непосредственно следовавшего за ним литературного поколения было велико и разносторонне, являясь как бы неизбежным дополнением к тем великим заветам, которые оставил еще далеко незавершенными безвременно погибший Пушкин. Блестяще завершив великое национальное дело, прочно заложенное Пушкиным, дело выработки литературного языка и художественных форм, Гоголь, помимо этого, внес в самое содержание литературы две глубоко оригинальных струи, – юмор и поэзию малорусской народности – и яркий социальный элемент, получившей с этого момента в художественной литературе неоспоримое значение. Это значение он укрепил и примером собственного идеально-высокого отношения к художественной деятельности.

Гоголь поднял значение художественной деятельности на высоту гражданского долга, до которой она до него в такой яркой степени еще не возвышалась. Глубоко трогательным и поучительным навсегда останется печальный эпизод жертвоприношения автором своего любимого творения посреди поднятой вокруг него дикой гражданской травли.

Литература о биографии и творчестве Гоголя

Кулиш, «Записки о жизни Гоголя».

Шенрок, «Материалы для биографии Гоголя» (M. 1897 г. 3 т.).

Скабичевский , «Сочинения» т. II.

Биографический очерк Гоголя, изд. Павленкова .

Знакомство с Николаем Гоголем и его краткой биографией начнем самого начала, а именно, с его рождения. Родился, тогда еще обычный малыш, в семье помещика первого апреля 1809 году. Произошло это в Полтавской губернии.

Краткая биография детства Гоголя

Если затронуть краткую биографию детства Гоголя, то стоит сказать, что детство прошло в имении Яновщина. Воспитанием занималась мать, которая хотела привить любовь к религии, и, в принципе, она Гоголю нравилась, но больше в ней привлекала не сама религия, а знакомство с потусторонними силами, рассказы о страшном суде. Уже в детстве Николай начал пробовать себя в написании стихов. Учился он в Полтавском училище, после чего для него были организованы частные уроки, а после Николай Гоголь поступает в Нежинскую гимназию. Здесь же он пробует писать, но в будущем не видит себя литератором и мечтает о карьере юриста.

Чтобы воплотить свои цели в жизнь, по завершении учебы он направляется в Петербург в 1828 году и устраивается на должность чиновника, вот только посмотрев на систему изнутри, увидев бюрократизм, Гоголь не смог дальше продолжать работать в этом направлении и уходит с должности. Пробует разные профессии и даже пытается преподавать историю, но все-таки литературное призвание победило.

Николай Васильевич Гоголь литература и театр

Первое произведение «Басаврюк», которое в последствии вышло в печать под названием «Вечер накануне Ивана Купала» принесло известность. О Гоголе заговорили. Появление Гоголя в литературном кружке дало новые знакомства. Там он встречает и знакомится с Пушкиным. Писатель продолжает свою деятельность. Так появляются «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь». Первая слава пришла после выхода « ». Многие произведения Гоголя подробно нас знакомят с бытом украинского народа.

В 1835 году Гоголь пробует себя в драматургии и пишет «Ревизор», идею которого подсказал ему Пушкин. Уже на следующих год «Ревизор» сыграли в театре, но публика восприняла этот шедевр с критикой и отрицательной реакцией. Все критики обрушились на писателя и, не выдержав такой реакции, Гоголь покидает страну.

Николай Васильевич Гоголь последние годы жизни

Теперь жизнь Николая Васильевича Гоголя продолжается за границей. На его пути Германия, Швейцария, Италия, была и Франция, затем вновь Италия. Здесь он начал свою работу произведением «Мертвые души». Идея этой работы также была подсказана Пушкиным. Кстати, Пушкин сыграл не последнюю роль в жизни Гоголя, поэтому известие о его смерти болезненно было воспринято Гоголем. И он решил, что «Мертвые души» должны быть завершены и изданы в печать. Что и было сделано. Вернувшись в Россию, автор в 1842 году отдает в печать первый том, и начинает работу над вторым томом. Но тут писателя настигает литературный кризис, из которого он так и не смог выйти.

Краткая биография Гоголя

Николай Васильевич Гоголь родился в Сорочинцах, в Малой России, в марте 1809 года. Год, в котором он появился на свет, был годом «литературных чудес», ибо в этот же год родились Чарльз Дарвин, Альфред Теннисон, Авраам Линкольн, Эдгар По, Гладстон, Холмс, а также Шопен и Мендельсон. Отец Гоголя увлекался литературой и писал драматические произведения для собственного удовольствия. Маленький Николай детство провёл в старом родовом имении.

В возрасте двенадцати лет, Николая отправили в школу в Нежин, город под Киевом. Там он пробыл с 1821 по 1828 год. Он был бедным студентом, не имел никакого энтузиазма учиться. Он был безразличен к наукам. К счастью, в школе был свой театр, и Гоголь, который ненавидел математику, и мало заботился об изучении иностранных языков, здесь нашёл своё предназначение. Вскоре он стал признанным мастер в школе в вопросах драматических, досконально знал театр, театральное искусство. Он готовился к своей будущей карьере.

Краткая биография Гоголя в Петербурге.

В декабре 1828 года Гоголь поселился в Санкт-Петербурге, привезя с собой несколько рукописей, которые он написал, находясь в школе. Он осмелился опубликовать одну из них и был очень жестоко осмеян критиками, молодой Гоголь в отчаянии сжег все непроданные копии. Затем он тщетно пытался найти средства к существованию. Вдруг он решил уехать в Америку, искать своего счастья там, но по пути он так затосковал, к тому же заболел морской болезнью, что прежде чем корабль вышел из Прибалтики, он бежал обратно в Санкт-Петербург. Тогда он попытался стать актером, но его голос не был достаточно сильным. За короткое время он успел достичь незначительного служебного положения, а чуть позже был профессором истории. Всё это время он продолжает писать. Потихоньку о Гоголе стали узнавать в Петербурге. Его эскизы сельской жизни на Украине привлекли большое внимание в литературных кругах столицы.

В 1831 год он имел счастье познакомиться с великим поэтом Пушкиным и несколько месяцев спустя в том же году он был представлен г-же Смирновой, эти друзья дали ему возможность бывать в салонах, модных в то время, в которых собирался высший свет Петербурга. Это был Пушкин, который предложил ему темы для двух его самых известных работ, Ревизор (Ревизора) и Мертвые души. Другой друг, Жуковский, в большой степени повлиял на творческий путь Гоголя, осуществлял помощь в трудные моменты жизни. Жуковский перевел Илиаду и Одиссею, его увлечение греческой поэзии был заразителен, и вдохновившись творчеством Жуковского, Гоголь приступил к работе над Тарасом Бульбой (1834). Это произведение было принято публикой, оно стало доказательством гениальности писателя. Эта повесть стоит наряду с другими его произведениями: «Ревизор», «Мёртвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки». Эти произведения вошли в копилку шедевров русской литературы и останутся там навсегда.

С 1836 и до своей смерти в 1852 году, Гоголь жил в основном за рубежом, и много времени проводил в путешествиях. Его любимым местом жительства был Рим, в этот город он неоднократно возвращался с огромным желанием и любовью. В 1848 году он совершил паломничество в Святую Землю. Гоголь никогда не отходил от христианской веры, в которой его воспитала мать, и к концу своей жизни он стал мистиком. Последние годы жизни писателя были омрачены болезнью -нервной депрессией. Он умер в Москве, 21 февраля 1852.

ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809 — 1852), рус. писатель. Лит. известность Г. принёс сб. "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 — 32), насыщенный укр. этногр. и фольклорным материалом, отмеченный романтич. настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сб-ков "Миргород" и "Арабески" (оба 1835) открывают реалистич. период творчества Г. Тема униженности "маленького человека" наиболее полно воплотилась в пов. "Шинель" (1842), с к-рой связано становление натурольной школы. Гротескное начало "петерб. повестей" ("Нос", "Портрет" и др.) получило развитие в комедия "Ревизор" (пост. 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократич. мира. В поэме-романе "Мёртвые души" (1-й том — 1842) сатирич. осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религ.-публицистич. кн. "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847) вызвала критич. письмо В. Г. Белинского. В 1852 Г. сжёг рукопись 2-го тома "Мёртвых душ". Г. оказал решающее влияние на утверждение гуманистич. и демокр. принципов в рус. лит-ре.

Биография

Родился 20 марта (1 апреля н.с.) в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.

После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учился играть на скрипке, занимался живописью, играл в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".

После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправился в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уехал за границу, но скоро возвратился. В ноябре 1829 получил место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.

В 1830 в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя "Басаврюк", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". В декабре в альманахе Дельвига "Северные цветы" напечатана глава из исторического романа "Гетьман". Гоголь сблизился с Дельвигом , Жуковским , Пушкиным , дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов , Вяземский , Одоевский , художник Брюллов, дал ему сюжеты для "Ревизора " и "Мертвых душ ". "Когда я творил, — свидетельствовал Гоголь, — я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово".

Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 — 32), повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" и др. В 1833 пришел к решению посвятить себя научной и педагогической работе и в 1834 был назначен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла "Тараса Бульбы". В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году появился сборник повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и сборник "Арабески" (на темы петербургской жизни). Повесть "Шинель" была самым значительным произведением петербургского цикла, в черновом варианте прочитана Пушкину в 1836, а закончена в 1842. Работая над повестями. Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в общественном воспитании. В 1835 был написан "Ревизор" и уже в 1836 поставлен в Москве с участием Щепкина.

Вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью и "светской чернью", Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над "Мертвыми душами", начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 поселился в Риме. Во время приезда в Россию в 1839 — 1840 читал друзьям главы из первого тома "Мертвых душ", который был завершен в Риме в 1840 — 1841.

Вернувшись в Россию в октябре 1841, Гоголь при содействии Белинского и др. добился напечатания первого тома (1842). Белинский назвал поэму "творением, глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим".

Работа над вторым томом "Мертвых душ" совпала с глубоким духовным кризисом писателя и прежде всего отразила его сомнения в действенности художественной литературы, что поставило Гоголя на грань отречения от его прежних созданий.

В 1847 издал "Выбранные места из переписки с друзьями", которую Белинский подверг уничтожающей критике в письме к Гоголю, осудив его религиозно-мистические идеи как реакционные.

В апреле 1848 после путешествия в Иерусалим, ко Гробу Господню, окончательно поселился в России. Живя в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом "Мертвых душ". Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. В 1852 начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.

11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире на Никитском бульваре.

Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря, после революции его прах был перенесен на Новодевичье кладбище.

20 марта (1 апреля) 1809г в Полтавской губернии миргородского уезда родился Николай Васильевич Гоголь. Мальчика назвали в честь Святого Николая. Его семья имела старинный украинский казацкий род.

Детство

Своё детство Николай провёл в деревне, в имении своих родителей, что недалеко от села Диканька. Край этот полон легенд и приданий, который оставил много впечатлений в его душе.

Он любил слушать рассказы бабушки о подвигах казаков Запорожской Сечи. Отличался глубокой религиозностью, верил в Бога, свои убеждения он потом воплотит в своё творчество.

В 10 лет Николая отвезли в Полтаву к учителю, который должен был подготовить мальчика к гимназии. В 1821 году он поступил в Гимназию высших наук в городе Нежине, где проучился до 1828 года.

Он был стеснительный, но самолюбивый. Хорошо разбирался в людях, любил их разыгрывать. У него была отличная память, он хорошо познавал русскую словесность, неплохо рисовал, а вот иностранные языки давались слабо. Мальчик узнал и полюбил театр, стал много читать.

Биография. Творчество

В 1828г в декабре, Николай Гоголь приехал в Санкт-Петербург. В большом городе ему пришлось нелегко. Он пробовал поступить в театр на актёра, но его не взяли, служба в чиновниках ему не нравилась, а вот литература всё больше привлекала.

Выпустив под псевдонимом В. Алов книгу «Ганц Кюхельгартен» (1829г), получил ушат негативной критики. Скупив тираж, Гоголь уничтожил их. В 1830 году, он познакомился с П. Плетнёвым. А в 1831 году, уже общается в кругу Жуковского и Пушкина.

Произвёл огромное впечатление на Н. Гоголя, он буквально боготворил поэта, слушал и восхищался его словом. Имя Гоголя стало широко известно после выхода в свет его книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1832г). Обычная жизнь становится сказочной и фантастичной, в хатах происходят чудесные приключения. В этом произведении Николай Васильевич описал силу народа, человечность и богатство языка.

Работая в университете Санкт - Петербурга на кафедре истории, он задумал написать . У автора была возможность чтения исторических документов, да и детские познания от бабушки и странствующих кобзарей способствовали написанию повести. Запорожцы в книге - былинные богатыри, которые героически сражаются за свою свободу.

Пьесу гоголь написал с подсказки А. Пушкина (1835г). А уже 19 апреля 1836 года в Александринском театре в Петербурге состоялась премьера «Ревизора», которая имела широкий успех. Вот только чиновникам она не нравилась, и отзывы были не самые лестные. Может, поэтому автор уехал за границу, где продолжал работу над «Мёртвыми душами».

Весной 1838 года находился в Риме. Польские священники пытались обратить Гоголя в католичество, но писатель был верен христианству, при этом признавал и другие веры. Приехав в в 1842 году, напечатал первый том «Мертвых душ» и полностью ушёл в работу над второй частью. Писать было тяжело, слишком самокритично автор относился к своей работе, ему казалось, что он уходит от темы.

Испытывая тяжелое душевное состояние, Гоголь сжег почти законченную рукопись. На некоторое время, он отложил работу, и написал несколько статей в форме писем по переписке с друзьями. В 1848 году Гоголь решил осуществить мечту - поездку по России. Он был в своих родных местах, ездил в Подмосковье, Петербург.

Оптину пустыню посетил три раза, где общался с высокими духовными лицами и просил у них благословение на продолжение работы над «Мертвыми душами». Работа эта шла долго, потому что задумка у автора была не простая. Он хотел восстановить душу и сделать эту идею действенной и непререкаемой. Чтобы утвердить высоту идеала, но при этом отвергнуть идеализацию, избежать навязчивости и нравоучения.

Смерть писателя

В 1852 году, Николай Гоголь впадает в депрессию, предчувствует скорую смерть. После встречи в конце января с протоиреем Матвеем Константиновским и разговором с ним уничтожил второй том «Мертвых душ». Гоголь перестал есть, 7 февраля причастился. А 21 февраля умер. Русское общество было потрясено смертью писателя. Много людей пришло проститься с Николаем Гоголем. Похоронили его в Свято-Даниловом монастыре, а в 1931 году останки писателя были перенесены на Новодевичье кладбище.

Книги Николая Васильевича Гоголя грустные и весёлые, серьёзные и очень глубокие - актуальны сегодня и всегда.

Недавно сделал себе загран паспорт и собрался лететь в Европу. Долго думал куда. Мой выбор пал на Бельгию. Достопримечательности Бельгии поражают своими красотами. Убедитесь сами.