Инструкция

Определите какие вещества взаимодействуют друг с другом в вашей реакции. Запишите их в левой части уравнения. Для примера, рассмотрите химическую реакцию между и серной . Расположите реагенты слева: Al+H2SO4

В результате металла с кислотой образуются соль и водород. Продукты реакции запишите после знака равенства, справа.

Al+H2SO4=Al2(SO4)3+H2

Получилась схема реакции.

Чтобы составить химическое уравнение, вам необходимо найти коэффициенты. В левой части ранее полученной схемы в состав серной кислоты входят атомы водорода, серы и кислорода в соотношении 2:1:4, в правой части содержится 3 атома серы и 12 атомов кислорода в составе соли и 2 атома водорода в молекуле газа Н2. В левой части отношение этих трех элементов равно 2:3:12.

Чтобы уравнять количество атомов серы и кислорода в составе сульфата алюминия(III), поставьте в левой части уравнения перед кислотой коэффициент 3. Теперь в левой части шесть атомов водорода. Чтобы уравнять количество элементов водорода, поставьте коэффициент 3 перед ним в правой части. Теперь соотношение атомов в обоих частях равно 2:1:6.

Осталось уравнять количество алюминия. Так как в составе соли содержится два атома металла, поставьте коэффициент 2 перед алюминием в левой части схемы.

В результате вы получите уравнение реакции данной схемы.

2Al+3H2SO4=Al2(SO4)3+3H2

Полезный совет

Для того чтобы проверить выполнение задания, вы можете воспользоваться законом сохранения массы.

Источники:

  • как уравнять химическое уравнение
  • составить полное уравнение реакций

Химическое уравнение – это реакция, выраженная с помощью формул. Химическое уравнение показывает, какие вещества вступают в реакцию и какие в итоге этой реакции получатся вещества. В основе составления химических уравнений лежит закон сохранения массы. Так же оно показывает количественное соотношение веществ, которые участвуют в химической реакции. Чтобы решить химическое уравнение, необходимо знать определенные способы, методы, подходы к этому процессу. Можно следовать такому алгоритму для решения химических уравнений.

Инструкция

Затем над составленным уравнением запишите известные и величины, при этом укажите соответствующие (только для чистых веществ, не имеющих примесей).В том случае, когда в реакцию вступают те , которые содержат примеси, сначала определите содержание чистого вещества.

Под формулами веществ с неизвестными и известными запишите соответствующие значения этих величин, которые были найдены по уравнению химической реакции.
Теперь составьте и решите пропорцию.
Запишите ответ.Следует помнить, что химические уравнения отличаются от математических уравнений, в них нельзя менять местами левую часть и правую. Вещества левой части химического уравнения носят название реагенты, а правой - продукты реакции. Если произвести перестановку правой и левой части, то получится уравнение совсем другой химической реакции. После того, как вы научитесь решать химические уравнения, сам процесс решения станет увлекательным, подобно разгадыванию кроссвордов. А научиться решать такие уравнения можно только одним путем – систематически тренироваться в решение химических уравнений.

Источники:

  • химические уравнения решение

Химическими реакциями называют превращение одних веществ, обладающих определенным составом и свойствами, в другие вещества, с другим составом и другими свойствами. При этом превращении никаких изменений в составе атомных ядер не происходит. В этом главное отличие химических реакций от тех, которые происходят в ядерном реакторе.

Инструкция

Рассмотрите типичную химическую реакцию, которая хорошо знакома практически любому . Что происходит, когда разводят костер? Органическое топливо (в данном случае, древесина), а точнее - его главная составляющая, углерод – вступает в реакцию окисления с кислородом воздуха. Происходит реакция, сопровождающаяся таким обильным выделением тепла, что возникает пламя. Записывается она таким образом:
С + O2 = CO2 Или, например, превращение оксида кальция (негашеной извести) в (гашеную известь):
СaO + H2O = Ca(OH)2

Надо сразу же запомнить, что, в отличие от математических уравнений, в левую и правую части нельзя менять местами! Вещества, находящиеся в левой части уравнения химической называются реагентами, а находящиеся в правой части – продуктами реакции.

Также надо правильно записать формулы исходных веществ и продуктов. После этого убедитесь, что такая химическая реакции возможна, то есть ее протекание не противоречит известным физико-химическим законам и правилам. Например, реакция AgNO3 + NaCl = NaNO3 + AgCl возможна, а обратная реакция:
AgCl + NaNO3 = NaCl + AgNO3 - нет, поскольку хлорид серебра практически нерастворим. И, несмотря на то, что формулы веществ написаны правильно, такая реакция неосуществима.

Необходимо добиться, чтобы количество атомов каждого элемента, принимавшего участие в реакции, в левой и правой части было одинаково. Это – главный показатель правильности решения уравнения химической реакции. Пример: как решить уравнение такой химической реакции, как восстановление железа водородом из оксида железа трехвалентного? Напишите исходные вещества и продукты реакции.
Fe2O3 + H2 = Fe + H2O

Вы сразу же видите, что коэффициент перед формулой воды в правой части реакции должен быть кратным 3 (поскольку в левой части уже есть три атома кислорода). Поставьте этот коэффициент. У вас получится:
Fe2O3 + H2 = Fe + 3H2O

Путем элементарного подбора вы найдете, что и в левой, и в правой части уравнения должно быть: 2 атома железа, 3 атома кислорода, 6 атомов водорода, 3 атома кислорода. Значит, итоговая запись уравнения химической реакции такая:
Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O

Что такое уравнение химической реакции, и как его надо решать? Это – запись, сделанная с помощью химических символов. Она показывает, какие вещества вступили в реакцию, и какие вещества образовались в результате ее протекания. Уравнение химической реакции, подобно математическому уравнению, состоит из левой и правой части, разделенной знаком равенства. Вещества, находящиеся в левой части, носят название «исходных», а те, которые в правой части – «продукты реакции».

Инструкция

Убедитесь, что реакция вообще возможна, поскольку протекание некоторых химических противоречит физико-химической веществ. Например, не ни с соляной, ни с азотной кислотами. Поэтому бесполезно записывать, например, такое уравнение:
Au + 6HNO3 = Au(NO3)3 + 3NO2 + 3H2O. Несмотря на правильно употребленные символы и правильно расставленные коэффициенты, эта реакция не пойдет.
А вот со смесью этих кислот – «царской водкой» - золото реагирует.

Запомните, что химическое уравнение – не математическое! В нем нельзя менять местами левую и правую часть! Поскольку совершенно исказится сам смысл уравнения, показывающего, какие вещества претерпевают изменения в своем составе, и какие вещества получаются в итоге.

К примеру, уравнение ВaCl2 + K2SO4 = BaSO4 + 2KCl описывает реально возможную и легко протекающую реакцию, в результате которой образуется практически нерастворимое вещество – сульфат бария. Обратная же запись – BaSO4 + 2KCl = BaCl2 + K2SO4 - бессмысленна, такая реакция не пойдет.

Запомните, что количество атомов любого элемента в левой и правой части уравнения должно совпадать! «Уравнивание» произведите путем правильного подбора и расстановки коэффициентов.

Таким образом, правильно записав уравнение химической реакции, вы решите любую поставленную задачу, касающуюся этого конкретного уравнения. Например: какое количество сульфата бария получится при реакции 10 граммов бария хлористого с избытком сульфата калия (см. уравнение выше)?
Решение: молярная масса молекулы хлорида бария – 208, молярная масса молекулы сульфата бария – 233. Учитывая, что прореагировал весь хлористый барий (раз сульфат калия был взят в избытке!), путем решения пропорции, получите:
233*10 /208 = 11,2 грамма.
Из 10 граммов хлорида бария получилось 11,2 грамма сульфата бария.

Видео по теме

Цель: научить учащихся составлять химические уравнения. Научить их уравнивать с помощью коэффициентов на основе знания закона сохранения массы вещества М.В. Ломоносова.

Задачи:

  • Образовательные :
    • продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятия «химическая реакция»,
    • ввести понятие «химическое уравнение»;
    • научить учащихся составлять химические уравнения, уравнивать уравнения с помощью коэффициентов.
  • Развивающие :
    • продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций.
  • Воспитательная :
    • воспитать умение работать в команде, группе.

Оборудование: табличный материал, справочники, алгоритмы, набор заданий.

Д/О: «Горение бенгальских огней»:, спички, сухое горючее, железный лист/ ТБ при работе с огнём.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Определение цели урока.

II. Повторение

1) На доске набор физических и химических явлений: испарение воды; фильтрование; ржавление; горение дров; скисание молока; таяние льда; извержение вулкана; растворение сахара в воде.

Задание :

Дать пояснение каждому явлению, назвать практическое применение данного явления в жизни человека.

2) Задание:

На доске нарисована капля воды. Создать полную схему превращения воды из одного агрегатного состояния в другое. Как называется данное явление в природе и каково его значение в жизни нашей планеты и всего живого?

III. Д/О «Горение бенгальских огней»

1. Что происходит с магнием, который составляет основу бенгальского огня?
2. Что явилось основной причиной такого явления?
3. К какому типу относится данная химическая реакция?
4. Попробуйте схематично изобразить химическую реакцию, которую вы наблюдали в этом опыте.

– Предлагаю попробовать составить схему данной реакции:

Mg + воздух = другое вещество

– Как мы узнали, что получилось другое вещество? (По признакам химической реакции: изменение окраски, появление запаха.)
– Какой газ находится в воздухе, который поддерживает горение? (Кислород – О)

IV. Новый материал

Химическую реакцию можно записывать с помощью химического уравнения.
Можно вспомнить понятия «уравнение», которое дается в математике. В чем суть самого уравнения? Что-то уравнивают, какие-то части.
Попробуем дать определение «химического уравнения», можно смотреть на схему и попытаться дать определение:

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощь химических знаков, формул и коэффициентов.
Химические уравнения записываются на основе Закона сохранения массы вещества, открытого М.В.Ломоносовым в 1756 году, который гласит (учебник стр. 96): «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате её».
– Надо научиться уравнивать химические уравнения с помощью коэффициентов.
– Для того чтобы хорошо научиться составлять химические уравнения, нам необходимо вспомнить:
– Что такое коэффициент?
– Что такое индекс?
Не забываем алгоритм «Составление химических формул».

Предлагаю пошаговый алгоритм составления химического уравнения:

V. Составления химического уравнения

1. Записываю в левой части уравнение вступающие в реакцию вещества: Al + O 2

2. Ставлю знак «=» и записываю образующиеся вещества в правой части уравнения – продукты реакции: Al + O 2 = Al 2 O 3

3. Уравнивать начинаю с того химического элемента, которого больше или с кислорода, затем составляю конструкцию:

Al + O 2 = Al 2 O 3
2 /6 3

вступило кислорода «2», а получилось «3», их число не равно.

4. Ищу НОК (наименьшее общее кратное) двух цифр «2» и «3» – это «6»

5. Делю НОК «6» на число «2» и «3»и выставляю в качестве коэффициентов перед формулами.

Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3
6 = 6

6. Начинаю уравнивать следующие химические элементы – Al, рассуждаю так же. Вступило Al «1», а получилось «4», ищу НОК

Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3
1 /4 4
4 = 4
4 Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3

Коэффициент «1» в уравнениях не пишется, но учитывается при составлении уравнения.

7. Читаю всю запись химического уравнения.

Такое долгое рассуждение позволяет быстро научиться уравнивать в химических уравнениях, учитывая, что правильное составление уравнений реакций для химии имеет большое значение: решение задач, написание химических реакций.

VI. Задание на закрепление

Фосфор + кислород = оксид фосфора (V)
Серная кислота + алюминий = сульфат алюминия + водород
Вода = водород + кислород

– Работает на доске один сильный ученик.

Zn + O 2 = ZnO­;
H 2 + O 2 = H 2 O;
Ba + O 2 = BaO;
S + O 2 = SO 2 ;
Na + O 2 = Na 2 O 2 ;
Fe + O 2 = Fe 3 O 4

– Расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций.

Химические уравнения отличаются по типам, но это мы рассмотрим на следующем уроке.

VII. Подведение итогов урока

Вывод. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: § 27, упр. 2, с. 100.

Дополнительный материал: Р.т.с. 90-91, упражнение 2 – индивидуально.

Химия 8 кл

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».

Тип урока: изучение нового материала

Задачи:

1.Образоватетельные: 1) сформировать понятие об уравнениях химических реакций; 2)начать формировать умение составлять уравнения химических реакций.

2.Развивающие: 1) развивать у учащихся умение наблюдать и анализировать увиденное; 2) формировать навыки самоконтроля усвоения изученного материала; 3) развивать познавательный интерес и эмоции учащихся, внося в содержание урока элемент новизны знаний, связь их с другими предметами, с жизнью; 4) активизировать мышление учащихся с помощью беседы и эксперимента.

3.Воспитывающие: 1) применение полученных знаний на следующих уроках (типы химических реакций);2) содействовать профилактике утомляемости школьников в ходе урока, используя такие приемы поддержания работоспособности, как применение разнообразных видов работы, демонстрации опытов.

ЦЕЛЬ: Сформировать понятие об уравнениях химических реакций как об условной записи, отражающей превращения веществ. Начать формировать у учащихся умение составлять уравнения химических реакций.

ХОД УРОКА.

1.Организация начала урока (2 мин.).

Тема сегодняшнего урока:«Уравнения химических реакций».

Задача: Мы сегодня с вами познакомимся с условной записью химических реакций – уравнениями. Научимся составлять уравнения химических реакций, а также расставлять коэффициенты в них.

2.Проверка домашнего задания(5 мин.).

Давайте с вами повторим, какие явления называются физическими?

Физическими явлениями называются такие, при которых могут изменяться размеры, форма тел и агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.

А какие явления называются химическими?

Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называются химическими явлениями, или химическими реакциями.

Какие признаки химических реакций вы знаете?

    Изменение окраски

    Появление запаха

    Образование осадка

    Растворение осадка

    Выделение газа

    Выделение или поглощение тепла, иногда выделяется свет.

А теперь, попробуйте догадаться, о каких явлениях в этих стихах идет речь.

3.Подготовка к усвоению новых знаний(5-7 мин.).

Сейчас я проведу несколько опытов, и мы с вами попробуем составить схему наблюдаемого превращения.

Опыт 1. Горение магния.

Что вы наблюдаете? Составим схему наблюдаемого явления.

Магний + кислород → оксид магния

Исходные вещества продукт реакции

Эта условная запись называется схемой реакции. В левой части схемы записывают исходные вещества (т. е. те вещества, которые были взяты для взаимодействия), в правой части - продукты реакции (т. е. те вещества, которые образовались в результате взаимодействия).

Опыт 2. Получение углекислого газа

В пробирку положим кусочек мела, нальем 1-2 мл раствора соляной кислоты. Что мы наблюдаем? Что происходит? Каковы признаки этих реакций?

Составим с помощью химических формул схему наблюдаемого превращения:

карбонат кальция + соляная кислота →

исходные вещества

СаСО 3 + HCl→

хлорид кальция + вода +углекислый газ

продукты реакции

СаСl 2 + Н 2 О + СО 2

4.Усвоение нового материала.

Формирование понятия «коэффициенты и умения расставлять коэффициенты в уравнении химической реакции.

Сейчас мы с вами узнаем о законе сохранения массы веществ, который открыл М.В.Ломоносов в 1756г.

Закон сохранения массы веществ (Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).

Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, т.к. они при химических реакциях не образуются и не разрушаются, а происходит их перегруппировка, то становится очевидным справедливость этого закона.

Число атомов одного элемента в левой части уравнения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения.

Задание 1 (для групп). Определите число атомов каждого химического элемента, участвующего в реакции. 1. Вычислите число атомов:

а) водорода: 8NH 3 , NaOH, 6NaOH, 2NaOH, Н з РО 4 , 2H 2 SO 4 , 3H 2 S0 4 , 8H 2 SO 4 ;

6) кислорода: C0 2 , 3C0 2 , 2C0 2 , 6CO, H 2 SO 4 , 5H 2 SO 4 , 4H 2 S0 4 , HN0 3 .

2. Вычислите число атомов: а) водорода:

1) NaOH + HCl 2)CH 4 +H 2 0 3)2Na+H 2

б) кислорода:

1) 2СО + 0 2 2) С0 2 + 2Н.О. 3)4NO 2 + 2H 2 O + O 2

Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций

Порядок выполнения операций

пример

1. Определить число атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы реакции

А1 + О 2 А1 2 О 3

А1-1 атом А1-2 атома

О-2 атома 0-3 атома

2. Среди элементов с разным числом атомов в левой и правой частях схемы выбрать тот, число атомов которого больше

О-2 атома слева

О-3 атома справа

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа атомов этого элемента в правой части уравнения

4. Разделить НОК на число атомов этого элемента влевой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения

Аl + ЗО 2 Аl 2 О 3

5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения

А1 + ЗО 2 2А1 2 О 3

6. Если выставленный коэффициент изменил число атомов еще какого-либо элемента, то действия 3, 4, 5 повторить еще раз.

А1 + ЗО 2 2А1 2 О 3

А1 - 1 атом А1 - 4 атома

4А1 + ЗО 2 2А1 2 О 3

5.Первичная проверка усвоения знаний(8-10 мин.) . Формирование

В левой части схемы два атома кислорода, а в правой - один. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов . Подведем итог работы на уроке:

1)2Mg+O 2 →2MgO

2) СаСО 3 + 2HCl→ СаСl 2 + Н 2 О + СО 2

Задание 2

Fe 2 O 3 + А1 А1 2 О 3 + Fe;

Mg + N 2 Mg 3 N 2 ;

Al + S A1 2 S 3 ;

A1 + СA1 4 C 3 ;

Al + Cr 2 0 3 Cr + A1 2 O 3 ;

Ca + PCa 3 P 2 ;

С + H 2 CH 4 ;

Ca + ССаС 2 ;

Fe + O 2 Fe 3 O 4 ;

Si + MgMg 2 Si;

Na + SNa 2 S;

CaO + СCaC 2 + CO;

Ca + N 2 Ca 3 N 2 ;

Si + C1 2 SiCl 4 ;

Ag + SAg 2 S;

Упражнение (резерв)3.

Н 2 + С1 2 НС1;

N 2 + O 2 NO;

СО 2 + С СО;

HI → Н 2 + 1 2 ;

Mg + НС1 MgCl 2 + Н 2 ;

FeS + НС1 FeCl 2 + H 2 S;

Zn+ HC1 ZnCl 2 + H 2 ;

Br 2 + KIKBr+ I 2 ;

Si + HF (r) SiF 4 + H 2 ;

HCl+Na 2 C0 3 C0 2 +H 2 O+ NaCl;

KC1O 3 + SKC1+ SO 2 ;

C1 2 + KBr KC1 + Br 2 ;

SiO 2 + С Si + CO;

SiO 2 + С SiC + CO;

Mg + SiO 2 Mg 2 Si + MgO

Mg 2 Si + HC1 MgCl 2 + SiH 4

6.Подведение итогов(2 мин.).

Итак, мы сегодня с вами познакомились с понятием «уравнение химических реакций», учились расставлять коэффициенты в этих уравнениях на основе закона сохранения массы.

Что такое уравнение химической реакции?

Что записывают в правой части уравнения? А в левой?

Что означает знак «+» в уравнении?

Зачем расставляют коэффициенты в уравнениях химических реакций?

7.Домашнеее задание. § 27, упр. 1,3(пис.).

Оценки за урок.

Раздаточный материал:

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент изменяет число атомов только одного элемента):

Fe 2 O 3 + А1 А1 2 О 3 + Fe;

Mg + N 2 Mg 3 N 2 ;

Al + S A1 2 S 3 ;

A1 + СA1 4 C 3 ;

Al + Cr 2 0 3 Cr + A1 2 O 3 ;

Ca + PCa 3 P 2 ;

С + H 2 CH 4 ;

Ca + ССаС 2 ;

Fe + O 2 Fe 3 O 4 ;

Si + MgMg 2 Si;

Na + SNa 2 S;

CaO + СCaC 2 + CO;

Ca + N 2 Ca 3 N 2 ;

Si + C1 2 SiCl 4 ;

Ag + SAg 2 S;

Упражнение 3 * .

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент одновременно изменяет число атомов двух элементов):

Н 2 + С1 2 НС1;

N 2 + O 2 NO;

СО 2 + С СО;

HI → Н 2 + 1 2 ;

Mg + НС1 MgCl 2 + Н2

Тема 3. Урок № 3. Составление уравнений химических реакций. 8 класс

Химическая натура сложной частицы

определяется натурой элементарных

составных частей,

количеством их и

химическим строением.

Д.И.Менделеев

Цельурока: помочь обучающимся сформировать знания о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул.

Задачи:

образовательные:

    систематизировать ранее изученный материал;

    обучать умению составлять уравнения химических реакций;

воспитательные:

    воспитывать коммуникативные навыки (работа в паре, умение слушать и слышать);

развивающие :

    развивать учебно-организационные умения, направленные на выполнение поставленной задачи;

    развивать аналитические навыки мышления.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: классная доска, таблица Д. И. Менделеева , трафареты, тетради учащихся, карточки

Ход урока

I. Организационный момент

Определение цели урока

Проверка знаний.

Задания:

А – физические явления

Б – химические явления

В – условия реакций

Г – признаки реакций

Коды:

1 – таяние снега

2 – образование осадка

3 – горение свечи

4 – дробление сахара

5 – испарение воды

6 – ржавление лопаты

7 - выделение газа

8 - признаки

2. Тест по теме «Физические и химические явления. Закон сохранения массы веществ»

1 . Чем химические реакции отличаются от физических явлений?

    Изменение формы, агрегатного состояния вещества

    Образование новых веществ

    Изменение местоположения

2. Каковы признаки химической реакции?

    Образование осадка, изменение цвета, выделение газа

    Намагничивание, испарение, колебание

    Рост и развитие, движение, размножение

3. В соответствии с каким законом составляются уравнения химических реакций?

    Закон постоянства состава вещества

    Закон сохранения массы вещества

    Периодический закон

    Закон динамики

    Закон всемирного тяготения

4.Закон сохранения массы вещества открыл

    Д.И. Менделеев

    Ч. Дарвин

    М.В. Ломоносов

    И. Ньютон

    А.И. Бутлеров

5.Химическим уравнением называют:

    Условную запись химической реакции

    Условную запись состава вещества

    Запись условия химической задачи.

II . Изучение нового материала

1.Проблема

Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях .
То есть, если с окружающими нас веществами ничего не происходит, то это не относится к химии. Но что значит, «ничего не происходит»? Если в поле нас вдруг застала гроза, и мы все промокли, как говорится «до нитки», то это ли не превращение: ведь одежда была сухой, а стала мокрой.

Если, к примеру взять железный гвоздь, обработать его напильником, а затем собрать железные опилки (Fe), то это ли так же не превращение: был гвоздь – стал порошок. Но если после этого собрать прибор и провести получение кислорода (О 2 ): нагреть перманганат калия (КМпО 4 ) и собрать в пробирку кислород, а затем в неё поместить раскалённые «до красна» эти железные опилки, то они вспыхнут ярким пламенем и после сгорания превратятся в порошок бурого цвета. И это так же превращение. Так где же химия? Несмотря на то, что в этих примерах меняется форма (железный гвоздь) и состояние одежды (сухая, мокрая) – это не превращения. Дело в том, что сам по себе гвоздь как был веществом (железо), так им и остался, несмотря на другую свою форму, а воду от дождя как впитала наша одежда, так потом его и испарила в атмосферу. Сама вода не изменилась. Так что же такое превращения с точки зрения химии?

Превращениями с точки зрения химии называются такие явления, которые сопровождаются изменением состава вещества. Возьмём в качестве примера тот же гвоздь. Не важно, какую форму он принял после обработки напильником, но после того как собранные от него железные опилкипоместили в атмосферу кислорода - он превратился в оксид железа (Fe 2 O 3 ). Значит, что-то всё-таки изменилось? Да, изменилось. Было вещество гвоздь, но под воздействием кислорода сформировалось новое вещество – оксид элемента железа. Молекулярное уравнение этого превращения можно отобразить следующими химическими символами:

4Fe + 3O 2 = 2Fe 2 O 3

Является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций

2.решение проблемы

Формирование понятия «коэффициенты и умения расставлять коэффициенты в уравнении химической реакции.

Сейчас мы с вами вспомним о законе сохранения массы веществ, который открыл М.В.Ломоносов в 1756г.

Закон сохранения массы веществ (Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).

Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, т.к. они при химических реакциях не образуются и не разрушаются, а происходит их перегруппировка, то становится очевидным справедливость этого закона.

Число атомов одного элемента в левой части уравнения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения.

3.Химические уравнения

Уравнением реакции в химии называется запись химического процесса с помощью химических формул и математических знаков. Такая запись является схемо

й химической реакции. Когда возникает знак «=», то это называется «уравнение».

У кальция один атом, так как коэффициент не стоит. Индекс здесь тоже не написан, значит, единица. С правой стороны уравнения Са тоже один. По кальцию нам не надо работать.

Смотрим следующий элемент - кислород. Индекс 2 говорит о том, что здесь 2 атома кислорода. С правой стороны нет индексов, то есть одна частица кислорода, а с левой – 2 частицы. Что мы делаем? Никаких дополнительных индексов или исправлений в химическую формулу вносить нельзя, так как она написана правильно. Коэффициенты – это то, что написано перед наименьшей частью. Они имеют право меняться. Для удобства саму формулу не переписываем. С правой части один умножаем на 2, чтобы получить и там 2 иона кислорода.

После того как мы поставили коэффициент, получилось 2 атома кальция. С левой стороны только один. Значит, теперь перед кальцием мы должны поставить 2.

Теперь проверяем итог. Если количество атомов элементов равно с обеих сторон, то можем поставить знак «равно».

Раздаю карточки


- памятки4.Обозначения

Для составления уравнений химических реакций необходимо знать определённые обозначения, показывающие, как протекает реакция. В химических уравнениях используются следующие знаки:

→ – необратимая, прямая реакция (идёт в одну сторону);

или ↔ – реакция обратима (протекает в обе стороны);

выделяется газ;

↓ – выпадает осадок;

hν – освещение;

t° – температура (может указываться количество градусов);

Q – тепло;

Е(тв.) – твёрдое вещество;

Е(газ) или Е(г) – газообразное вещество;

Е(конц.) – концентрированное вещество;

Е(водн.) – водный раствор вещества.

III. Закрепление

1.расставить коэффициенты



IV. Домашнее задание § 19