Электрогитара – музыкальный инструмент с цельным корпусом и встроенными звукоснимателями. Звук струн преобразуется в колебания электрического тока и выводится на комбоусилитель.

Происхождение

Электрогитары появились в первой половине 20-го века. Рыночное производство впервые налажено в 30-х годах компаниями Gibson и Rickenbacker. За ними последовали Fender, Ibanez, Yamaha и др. Активный рост производства начался со второй половины двадцатого века, стали внедряться новые технологии и дизайнерские решения.

  • Перед покупкой определитесь с ценой, а также с жанром музыки, которую вы предпочитаете. Ценник начинается от 5000 руб. Средняя стоимость - 10-20 тысяч рублей.
  • Помните, что одного инструмента для игры недостаточно, минимальный набор состоит из следующих элементов: непосредственно инструмент, кабель и комбоусилитель.
  • Позовите знающего друга для проверки или обратитесь к консультантам-профессионалам. Интернет-магазину Dream Guitars можно доверять - мы осуществляем обязательную предпродажную подготовку каждого инструмента.
  • Можно схитрить и обойтись без приобретения комбика. Вот бюджетный лайфхак для начинающих: электрическая гитара подключается к компьютеру - для этого понадобится работающая звуковая карта, компьютерные колонки и переходник на mini-Jack.
  • Новичкам мы советуем приобрести готовый гитарный набор со всеми комплектующими.
  • Подробная информация по вопросу выбора есть в

Развитие музыки – это особенная история, которая наполнена выдающимися людьми, изобретением новых направлений. Музыка всегда обладала особенной властью над людьми, вдыхая в них определенные эмоции, воспоминания и даже действия. Если отнестись к началу 20 века, то можно понять, что наиболее популярными были исполнители , . И все они довольствовались звуком обычной акустической гитары. Но вскоре, насладившись ее игрой, люди захотели появления нового звука, сильного и объемного. В результате этих поисков и появилась электрогитара.

Что такое электрогитара

Данный инструмент значительно отличается от или классической гитары. А все благодаря , которые играют важную роль в колебании , преобразующихся в ток. Такой звук можно обрабатывать, подавать на динамики и делать еще много интересных вещей, чтобы добиться уникального звучания. С обычной гитарой здесь похоже лишь строение – струны, корпус, гриф и др. Но стоит отметить такую деталь, как плоский корпус с высоким уровнем прочности. На обратной ее стороне вы также заметите болты, с помощью которых прикреплен к корпусу гриф. Внутри него находится толстый стержень из металла – . Именно он отвечает за изменения в кривизне самого грифа.
Не стоит недооценивать звукосниматели для электрогитары, от качества которых зависит звук. Поэтому их выбирать нужно особенно тщательно. Для звукоснимателей на электрогитаре также есть ручка, с помощью которой можно их переключать, так как обычно их несколько. Аналогично можно регулировать громкость и тембр и включать эффект .

История создания

Свою историю электрогитара начинает с 1930 года, когда Джордж Бишамп потерял работу в Национальной компании струнных инструментов. Это подтолкнуло его на поиски чего-то, что усилило бы громкость струнных инструментов. И принявшись за изучение магнитного поля и электрического тока, вместе с Полом Бартом он изобрел то, что сегодня называется электрогитарой и представил ее Адольфу Рикенбакеру. При его финансовой поддержке начался массовый выпуск «сковородок», как тогда называли этот инструмент. Далее к этому производству подключатся фирмы и . Эти фирмы в 50-х годах выпустили легендарнейшие модели гитар, которые до сих пор выпускаются большими тиражами по всему миру и используются многочисленными музыкантами.


Известные электрогитары

Звук электрогитары наполнил весь мир, и играли на ней люди, имена которых до сих пор живут в нашей памяти. Стиви Рэй Воэн называл этот инструмент своей женой, а Джимми Хендрикс поджег его во время концерта, ознаменовав этот поступок актом любви к гитаре.
Особенную важность имеет гитара «Blackie». Этот уникальный образец был собран из трех отдельных инструментов в 50-х. Эрик приобрел ее в 70-х и играл на ней около 20 лет. Но на этом судьба этой электрогитары не обрывается. В 2004 году ее купил Crossroads (реабилитационный центр) за 959500 $.

Эрик Клэптон с гитарой «Blackie»

Особенные чувства к гитаре «Old Black» были связаны у Нила Янга. С помощью Gibson Les Paul Goldtop были записаны почти все его композиции.

Нил Янг с гитарой «Old Black»

Брюс Спрингстин запечатлен на обложке к своему альбому «Born to Run» вместе с Fender Esquire, которую также часто называли Telecaster.

Брюс Спрингстин с гитарой Fender Telecaster

Уникальной формой инструмента отличился , выступая на сцене с двухгифровым Gibson EDS-1275 при исполнении песни «Stairway to Heaven».

В этой статье пойдет речь о том, как правильно выбрать электрогитару, что нужно знать, перед тем как пойти в музыкальный магазин и не показаться там полным «чайником» выбирая себе хороший инструмент. Задача для новичка не менее сложная, чем выбор , о которой мы говорили ранее.

Замечательно, если вы все-таки решили приобрести для себя первую «балалайку» и перед этим задумались над тем, как же правильно ее выбрать! В первую очередь, вам необходимо определиться с тем, сколько денег вы хотите потратить, потому что во многих магазинах ценовой разброс очень большой. Но помимо этого нужно учитывать следующие очень важные моменты.

Стиль игры

Итак, что вы собираетесь играть? Если отдаете предпочтение тяжелым стилям рок-музыки, тогда определенно нужно выбирать электрогитару с хамбакерами (например, ESP LTD M 50), если будете играть что-то более мелодичное – возьмите гитару с синглами (Fender Squier Affinity Fat Stratocaster RW). Ну а если, вы все еще не определились, можете попробовать гитары с двумя хамбакерами и одним синглом (Ibanez GRG170DX) или же с одним хамбакером и двумя синглами (Cort G254).

На недорогих гитарах до 250$ синглы в основном стоят простые и вероятнее всего будут фонить. Это можно будет услышать без особых навыком распознавания посторонних шумов, если в магазине не очень шумно. Попробуйте поиграть на электрогитарах с разными комбинациями звукоснимателей и выберите для себя наиболее подходящую.

Дизайн гитары

Не менее значимый фактор при выборе электрогитары. Многие люди не сильно уделяют внимания данному фактору (мол, какая разница, самое главное, как звучит гитара, и как ты на ней умеешь играть). Это не правильно!

Просто имейте ввиду, что чем больше гитара радует глаз, тем все чаще на ней хочется играть и брать ее в руки, соответственно не жалеть о потраченных средствах и что самое важное – повышать свое мастерство. Поэтому даже форма и цвет – важные показатели и не пренебрегайте этим, когда будете выбирать для себя электрогитару.

Но и не стоит брать гитару исключительно из-за внешнего вида. Это будет глупо, так же как и не совсем обращать внимания на внешний вид. Найдите, что-то оптимальное для себя, что будет соответствовать вашим эстетическим и техническим потребностям.

Проверка качества

Итак, будем считать, что вы уже определились, по какой цене, и какую гитару хотите приобрести. Попросите продавца показать вам сразу несколько инструментов, которые подходят под ваши требования. Для начала осмотрите со всех сторон предложенную вам электрогитару на предмет наличия царапин или сколов.

Затем покрутите регуляторы громкости и тембра, пощелкайте переключатель датчиков, постучите слегка пальцем по завинчивающимся элементам, осмотрите гнездо подключения кабеля. В идеале, все должно быть установлено четко, плотно, не дребезжать, не болтаться, не скрипеть и не «царапаться». Еще стоит обратить внимание вот на что:

  • проверяем на предмет его прямолинейности, смотря на него сверху вниз, держа гитару в «рабочем» положении. Перекошенный гриф в новой гитаре уже о многом нам говорит, после этого лучше обратите свое внимание на другие инструменты;
  • проверяем дребезг струн, дергая при этом за басы. В идеале струны должны быть максимально близко расположены к грифу, чтобы обеспечить наименьшее усилие пальцем. Но при этом должны быть и достаточно высоко над ним, чтобы струны в процессе игры не задевали лады, и не создавали неприятного дребезга;
  • проверить ход достаточно просто. Для этого покрутите их в разные стороны, ничего страшного если гитара расстроится, но тогда вы убедитесь, что отсутствуют посторонние скрипы;
  • смотрим на качество установки на грифе, при этом извлекая звуки на каждом ладу и на каждой струне. Нормально прижатая струна ни в коем случае не должна задевать соседний лад и тем более звукосниматель. Дребезг должен полностью отсутствовать. Попробуйте еще зажать каждую струну по очереди на 1-м ладу и провести пальцем сверху вниз по грифу, а потом снизу вверх. Ваш палец должен свободно ходить по струне, при этом не цепляясь за лады.

Подключение гитары

Проведя все вышеуказанные проверки, вы можете непосредственно приступать к игре на электрогитаре, подключив ее к комбику или усилителю. Для начала поиграйте на чистом звуке, перегруз еще успеете включить, послушайте звучание самого инструмента с разными вариациями звукоснимателей.

Чтобы понять подходит ли вам именно эта гитара, попробуйте поиграть на ней разные мелодии или хотя бы наборы звуков и заодно убедитесь в том, насколько комфортно вам прижимать струны для качественного звукоизвлечения.

Даже если вы уже решили остановиться на выборе именно этой электрогитары, то попробуйте для сравнения хотя бы еще одну, а лучше несколько гитар.

Как правильно выбрать электрогитару?

Еще есть такие параметры, о которых не стоит забывать:

  1. Вес гитары (если гитара слишком тяжелая, то вы будете уставать, играя стоя продолжительное время, легкий вес говорит о дешевой ).
  2. Удобство формы (например, верхний рог гитары не должен лезть под ребра).
  3. Удобство грифа (гитара в руке должна «сидеть» и вы это поймете когда перепробуете несколько инструментов с различными профилями грифа, но это сугубо индивидуально, т.к. у каждого своя анатомия и строение кисти руки).
  4. Удобство расположения регуляторов (они должны располагаться на таком расстоянии, чтобы при активной игре вы их не задевали рукой).

В итоге, на проверку каждой модели из предоставляемых гитар, вы потратите не меньше 10 минут. Соответственно пробыв в магазине около полутора часов, вы или найдете свою гитару, или поймете, что стоит пойти в другой магазин.

Сопутствующие аксессуары

Помимо стоимости самой электрогитары, вам скорее всего дополнительно понадобятся аксессуары, которые обойдутся примерно в 300-400$. Популярный перечень необходимого арсенала гитариста:

  • комбик (если его еще нет, мощностью 10-15 Вт);
  • кабель (желательно уже готовый и не менее 3-х метров);
  • ремень (по возможности берите широкий, он более удобный);
  • комплект струн (лучше для начала брать набор 10 — 46);
  • медиаторы (возьмите несколько штук разной толщины, для меня оптимальный вариант – пластиковый 1.0 мм);
  • гитарная стойка или подвес на стену (чтобы инструмент не валялся где попало);
  • чехол или кейс (убережет вашу электрогитару во время переноса или транспортировки).

Все эти сопутствующие аксессуары, помимо стоимости самой гитары, вам дополнительно обойдутся примерно в 300-400$.

Покупка в интернете

И в заключение, несколько слов о покупке гитары «в слепую» через интернет-магазин. Зная теперь, как правильно выбрать хорошую электрогитару, вы вряд ли захотите это делать, потому что гитару нужно видеть, щупать, слушать. А о том, что вы можете купить «кота в мешке», и не стоит даже говорить.

Из личного опыта можно сказать, что в интернете вы можете узнать для себя предварительно информацию о каком-то конкретном инструменте, или даже сравнить несколько, а уже потом прийти в магазин музыкальных инструментов и поинтересоваться у продавца на счет выбранной вами модели и потом испытать ее, так сказать, на деле.

Электрогитару, отличающуюся хорошим звуком, надежностью сборки и качеством материалов, из которых она изготовлена, практически невозможно купить бездумно, наугад. Этот инструмент относится к тем вещам, к приобретению которых нужно тщательно готовиться.

Особенно важно изучить как можно больше информации для начинающих музыкантов, наконец-то собравших сумму, необходимую для покупки своей первой электрогитары.

Многие новички просто выбирают инструмент, понравившийся внешним видом, который:

  • удобно держать в руках;
  • стоит достаточно дорого, чтобы быть некачественным.

Как сделать правильный выбор, даже не имея опыта

Есть большое количество нюансов, на которые необходимо обратить внимание, много деталей следует проверить, чтобы убедиться, что рассматриваемый инструмент тот, который вам нужен.

Это касается не только функционирования всех отдельных элементов, но и качества материалов, из которых изготовлены основные части электрогитары. Дека и гриф делаются из дерева, которое недобросовестные производители могут недостаточно хорошо просушить, что непременно плохо скажется на сроке службы инструмента.

В полной мере оценить качество звука может лишь опытный музыкант с хорошим слухом.

Самую дешевую гитару покупать бессмысленно. В ближайшем будущем ее придется выбросить или, краснея от стыда, продать еще более неопытному энтузиасту.

Покупка гитары, бывшей в употреблении – отдельная история, здесь вообще трудно предсказать, на сколько ее хватит. Самые дорогие модели по карману очень немногим новичкам.

К счастью, есть безотказный метод выбора хорошей гитары, подходящий для начинающих. Он сводится к выполнению трех условий:

  1. Выбирать лучше модель проверенной фирмы, подвергать сомнению качество которой нет причин;
  2. Из имеющихся гитар следует отметить наиболее подходящие вам по звучанию (с учетом направления, в котором собираетесь играть), виду, весу и эргономичности;
  3. Перед покупкой проверить работу всех элементов.

Подробно о том, как произвести такую проверку, написано далее в этой статье.

Обзор фирм с хорошей репутацией

Можно не сомневаться в высоком качестве инструментов следующих производителей:

  • Fender – один из самых популярных гитарных брендов. Наиболее известными моделями этой фирмы являются Telecaster и Stratocaster. Их можно купить намного дешевле, если выбрать образцы, собранные в Мексике, а не США.
  • Gibson. Это широко известная в кругу профессиональных музыкантов фирма, на протяжении десятилетий занимающая одно из лидирующих позиций на рынке. Модели этой компании легко можно отличить по стилю, которого тщательно придерживаются производители. Наиболее известными гитарами Gibson являются модели Les Paul, Gibson SG, Explorer и Firebird.


  • Ibanez – фирма, продукцию которой предпочитают исполнители хард-рока и металла. Несколько десятилетий эти электрогитары не покидали полигоны тяжелой музыки. Тем не менее, модели бренда Ibanez используются во всех жанрах.
  • B.C. Rich – эта фирма также славится среди рокеров и металлистов с 80-х годов по настоящее время. Особенно популярны электрогитары Bich, Mockingbird и Warlock.

У каждой из этих кампаний своя история, но общее у них одно: в качестве выпускаемой ими продукциями можно быть уверенным на 100%. Но это не значит, что можно покупать гитару вслепую, просто потому что это Ibanez или Fender. Отличное качество звучания – это еще не все.

Проверка перед покупкой

Выбор электрогитары начинается с оценки качества сборки.

За исключением тех случаев, когда надпись «Fender» на грифе гитары написана трудовиком местной школы, все снимаемые детали должны быть прочно закреплены на основании. Ничего не должно шататься, болтаться, скрипеть, хрустеть. Ощупайте и попробуйте пошевелить все, даже держатели ремня.

Дальнейшая проверка включает в себя тестирование работы главных функциональных частей, таких как:

  • гриф;
  • ладовые порожки;
  • тремоло;
  • звукосниматели;
  • ручки громкости и тона.

Рассмотрим по порядку процесс проверки каждой из этих деталей.

Гриф

При производстве электрогитары одной из самых ответственных задач является создание идеального грифа и настройка его фиксации. Эта работа требует высокой точности. Не удивительно, что низкий уровень качества в первую очередь заметен на грифе, проверке этой детали следует уделить особое внимание.

Перед тем, как выбрать электрогитару, следует произвести осмотр по следующей схеме:

  • Рассмотрите структуру древесины, если она не скрыта за слоем непрозрачного лака. С задней стороны волокна должны быть расположены вдоль грифа, а не поперек. В противном случае нарушается прочность, и нет гарантии, что не произойдут деформации.
  • Желательно проиграть каждую струну на каждом ладу, но это может занять много времени. Если его нет, попробуйте хотя бы, как звучит струна, если зажать ее на первом ладу и ближе к деке. Не должно быть никаких дребезжаний.
  • На двенадцатом ладу от струны до порожка должно быть расстояние 2 мм.
  • Сделайте слайд (перемещение пальца вдоль грифа сразу после извлечения ноты). Так можно проверить, не слишком ли широки лады.
  • Возьмите инструмент так, словно это скрипка, уперев деку в шею. С этого ракурса легче увидеть изъяны и неровности грифа, если они есть. Если он направлен в сторону или перекручен, то покупать эту модель не стоит.


  • Далее нужно проверить, не прогнут ли гриф. В районе 7-го лада, если зажать любую струну на первом или четырнадцатом, между ней и металлическими порожками должно быть расстояние в полмиллиметра. Если высота больше или меньше – ее можно настроить анкерным стержнем. Главное то, что зазоры должны быть одинаковыми на всех струнах.
  • Анкерный стержень, которым можно регулировать степень прогиба грифа, расположен внутри него. Желательно проверить, крутится ли он.
  • Между грифом и корпусом в месте их соединения не должно быть заметных зазоров.
  • Порожек на качественных электрогитарах закреплен прочно и надежно. Прорези должны соответствовать толщине струн, чтобы последние не могли в них скользить в стороны.

Ладовые порожки

Так называются металлические пластины на накладке грифа. Необходимо проверить звучание всех струн на каждом ладу. Малейшие примеси, дребезжание и шелестение говорят о том, что с ладовыми дорожками что-то не так.

Не стоит надеяться на то, что со временем это пройдет. Иногда продавцы могут это обещать, но не верьте: накладка еще немного усохнет и деформируется, вследствие чего лады еще больше выйдут из своих пазов. Естественно, это изменение не к лучшему.

Иногда накладки делают из так называемой эбеновой древесины. В этом случае форма будет оставаться стабильной. Но оснащенные такими накладками гитары стоят очень дорого.


Тремоло (или «вибрато»)

Это приспособление нужно для фиксации струн и изменения строя инструмента прямо во время игры, с последующим возвратом к исходному звучанию.

В специальное отверстие тремоло вставляется рычаг. Для создания эффекта гитарист прижимает его к корпусу, а затем принимает первоначальное положение. Настройка не сбивается благодаря пружинам, возвращающим струны.

Протестировать тремоло можно так:

  • поставьте любой аккорд;
  • правой рукой проиграйте все струны;
  • прижмите рычаг тремоло;
  • отпустите его и ударьте по струнам снова.

Если после второго проигрывания звук изменился и гитара кажется расстроенной, значит, тремоло плохо работает. Это может привести к невозможности нормально настроить инструмент.

Что нужно знать о звукоснимателях

Они фиксируют колебания в создаваемом ими магнитном поле и передают его на усилитель.

История звукоснимателей начинается с установки на корпуса гитар контактных микрофонов. Но быстро стало ясно, что нужно придумать что-то другое, поскольку такие устройства воспринимают не только звуки струн, но и все остальные. Тогда были придуманы звукосниматели. В наше время они бывают пьезокристаллическими и магнитными. Первые устанавливают в основном на электроакустические гитары. Встроенный в них пьезокристалл преобразует механические вибрации в электрический ток аналогичной частоты.

На цельнокорпусные гитары чаще устанавливают магнитные звукосниматели, о них стоит рассказать подробнее.

Фактически данное устройство является катушкой. В ее основе расположен постоянный магнит (иногда их несколько). Обмотка выполнена из медной проволоки. Вокруг датчика создается магнитное поле, колебания струн в котором изменяет ток в обмотке катушек, передавая ему нужную частоту. Например, звучащая первая струна за секунду выполняет 440 колебаний. При этом частота тока в обмотке составляет 440 герц.


Магнитные звукосниматели бывают двух типов:

  • синглы;
  • хамбакеры.

Сингл

Звукосниматель этого типа состоит из одной катушки.

Ее сердечник делается из четырех или шести магнитов. Обмотка из проволоки, толщина которой не превышает 0,06 мм, составлена десятком тысяч витков.

Синглы ценятся за то, что они способны обеспечить очень чистый и глубокий звук. Инструменты с такими звукоснимателями предпочитают профессионалы, играющие в джазовом жанре. История этих направлений гитарной музыки создавалась именно с помощью синглов.
Но есть у устройства этого типа и недостаток.

Синглы не защищены от помех. Самые дешевые из них способны даже принимать и транслировать радиосигнал, как это ни печально. Вмешательство посторонних электромагнитных полей может быть услышано в динамике вместе со звуками гитары.

Современные модификации бывают разделены на две обмотки, которые в противофазе соединены между собой. Такие звукосниматели обладают эффектом хамбакера, о котором написано ниже. Наводки им не страшны.

Хамбакеры

Название этих звукоснимателей происходит от английского «hum-bucker», что в переводе на русский язык означает «подавитель шума».

История хамбакеров начинается с 1935 года, когда компания Electro-Voice предложила устройство, в котором на постоянный магнит в разные стороны (по часовой стрелке и наоборот) намотано сразу две катушки. По таким катушкам радиосигнал идет в разных направлениях, благодаря чему все наводки накладываются друг на друга и уничтожаются.


Хамбакеры не дают такого чистого и четкого звука, как синглы, но обеспечиваемый ими эффект по-своему интересен.

Ручки настроек тона и громкости, переключатель звукоснимателей

Расположенный за пластиковым щитком внутри электрогитары темброблок дает возможность настраивать тембр и громкость звучания инструмента.

Переключатель звукоснимателей позволяет включать их выборочно или все вместе (он имеет пять позиций).

Для проверки настроечных ручек нужно включить гитару в усилитель и покрутить их, обращая внимание на чистоту звучания. Не должно быть никаких потрескиваний и хруста. Если подобные шорохи возникают, значит, переменные сопротивления могут в ближайшем будущем выйти из строя.

Как купить модель, подходящую под определенный музыкальный жанр

Перед тем, как выбрать электрогитару, нужно подумать, в каком стиле вы хотите играть.


Гитары с хамбакерами чаще всего выбирают музыканты, которые предпочитают тяжелые стили.

Для мелодичной музыки целесообразнее приобрести инструмент с синглами. Хорошей электрогитарой с такими звукоснимателями является Fender Squier Affinity Fat Stratocaster RW.

Также бывают модели со звукоснимателями разных типов. Например, GRG170DX фирмы Ibanez оснащена двумя хамбакерами и одним синглом. Такие электрогитары покупают те, чьи предпочтения в музыке достаточно разнообразны.

В начале 20-го века музыканты, исполняющие блюз, соул или кантри, могли обойтись обычными акустическими гитарами. Но уже в 30-е годы джазовые гитаристы ощутили необходимость усилить звучание своих инструментов.

Калифорнийский изобретатель, Лео Фендер владел собственной радио-мастерской, в которой создал один из первых прототипов гитары со сплошным корпусом из дуба, который в 1943 году сдал в аренду музыкантам в обмен на предложения по совершенствованию конструкции. 1949 год стал поворотным для истории электрогитар, когда Лео Фендер выпустил продукт, ставший одной из самых успешных гитар со сплошным корпусом. Esquire, позднее переименованный в Broadcaster, в конце концов превратившийся в Telecaster - имел все преимущества гитары Лэса Пола, отсутствие эффекта обратной связи, отсутствие нежелательных гармоник, долгий сустейн (длительность звучания струны), но при этом он нашел немного поклонников среди джаз-гитаристов.

Джаз гитаристы предпочитали более мягкий, округлый звук, скорее акустический, как у ES-150. Несмотря на это Telecaster пользовался бешеной популярностью среди кантри, блюз, а позднее в 1950-x и 1960-x годах, рок’н’ролл музыкантов.

Увидев успех фендеровских гитар со сплошным корпусом, руководство Gibson повторно вернулось к модели предложенной Лэсом Полом, и в 1952 было принято решение о создании гитары, ставшей в последствии индустриальным стандартом. Поскольку основным идейным вдохновителем этой модели был Лэс Пол, то новый инструмент был назван в его честь. Большая часть дизайна нового инструмента была предложена новым президентом компании Тедом МакКарти (Ted McCarty). В конструкции были использованы датчики P-90, разработанные в 1946 году и имевшие теплый, мягкий саунд. Эти оригинальные Лэс Полы стали одними из самых продаваемых моделей за всю историю гитары.

Приблизительно в 1961 году Тед Мак Карти представил новую ES-335, гитару с полу - резонирующим корпусом. Созданную с целью объединения лучших качеств как полого, так и сплошного корпуса, она быстро набрала популярность и стала использоваться такими влиятельными гитаристами, как