С приобретением большой Туркестанской серии картин и этюдов В.В. Верещагина, вопрос о постройке специального здания картинной галереи был решен сам собой. В 1872 году началось строительство, а весной 1874 года произошло переселение картин в двухэтажное, состоящее из двух больших залов (ныне залы № 8, 46, 47, 48) первое помещение Третьяковской галереи. Оно было воздвигнуто по проекту зятя Третьякова (мужа сестры) архитектора А.С. Каминского в саду замоскворецкой усадьбы Третьяковых и соединено с их жилым домом, но имело отдельный вход для посетителей. Однако быстрый рост собрания скоро привел к тому, что уже к концу 1880-х годов количество залов галереи возросло до 14. Двухэтажное здание галереи с трех сторон окружило жилой дом со стороны сада вплоть до Малого Толмачевского переулка. С постройкой специального здания галереи собранию Третьякова был придан статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого на протяжении почти всех дней недели для любого посетителя без различия рода и звания. В 1892 году Третьяков подарил свой музей городу Москве.

По решению Московской городской думы, юридически теперь владевшей галереей, П.М. Третьяков был назначен ее пожизненным попечителем. Как и прежде, Третьяков пользовался почти единоличным правом отбора произведений, осуществляя покупки как на капитал, выделяемый думой, так и на свои собственные средства, передавая такие приобретения уже в качестве дара в «Московскую городскую художественную галерею Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых» (таково было тогда полное название Третьяковской галереи). Продолжал Третьяков заботиться и о расширении помещений, пристроив в 1890-е годы к существующим 14 еще 8 просторных залов. Умер Павел Михайлович Третьяков 16 декабря 1898 года. После смерти П. М. Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый думой. В его состав входили в разные годы видные московские художники и коллекционеры - В.А. Серов, И.С. Остроухов, И.Е. Цветков, И. Н. Грабарь. На протяжении почти 15 лет (1899 - нач. 1913) бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича - Александра Павловна Боткина (1867-1959).

В 1899-1900 годах опустевший жилой дом Третьяковых был перестроен и приспособлен для нужд галереи (ныне залы № 1, 3-7 и вестибюли 1 этажа). В 1902-1904 годах весь комплекс построек был объединен по Лаврушинскому переулку общим фасадом, построенным по проекту В.М. Васнецова и придавшим зданию Третьяковской галереи большое архитектурное своеобразие, до сих пор выделяющее его среди прочих московских достопримечательностей

ПЕРЕДАЧА ГАЛЕРЕИ П.М.ТРЕТЬЯКОВА В ДАР МОСКВЕ. 1892-1898

Летом 1892 года неожиданно умер младший из братьев Третьяковых Сергей Михайлович. Он оставил завещание, в котором просил присоединить свои картины к художественному собранию старшего брата; в завещании были и такие строки: «Так как брат мой Павел Михайлович Третьяков выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве художественную коллекцию и в виду сего предоставить в собственность Московской городской думе свою часть дома… где помещается его художественная коллекция… то я часть этого дома, мне принадлежащую, предоставляю в собственность Московской городской думе, но с тем, чтобы Дума приняла те условия, на которые брат мой будет предоставлять ей свое пожертвование…» Завещание не могло быть выполнено, пока галерея принадлежала П.М.Третьякову.

31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о передаче в дар городу своего собрания, а также собрания Сергея Михайловича (вместе с домом). В сентябре Дума на своем заседании официально приняла дар, постановила благодарить Павла Михайловича и Николая Сергеевича (сына Сергея Михайловича) за дар, а также решила ходатайствовать о присвоении подаренной коллекции наименования «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». П.М.Третьяков был утвержден попечителем Галереи. Не желая участвовать в торжествах и выслушивать благодарности, Павел Михайлович отправился за границу. Вскоре действительно посыпались благодарственные адреса, письма, телеграммы. Русское общество не осталось равнодушным к благородному поступку Третьякова. В январе 1893 года Московская городская дума постановила ежегодно выделять 5 000 рублей на приобретение художественных произведений для Галереи, дополнительно к завещанным Сергеем Михайловичем Третьяковым суммам. В августе 1893 Галерея была официально открыта для посещения (Павел

Михайлович был вынужден закрыть ее в 1891 году из-за происходивших краж произведений).

В декабре 1896 года П.М.Третьяков стал почетным гражданином города Москвы, как говорилось в приговоре Московской городской думы «…За великую заслугу пред Москвою, которую он сделал средоточием художественного просвещения России, принесши в дар древней столице свое драгоценное собрание произведений русского искусства».

После передачи коллекции городу Павел Михайлович не перестал заботиться о своей Галерее, оставаясь ее попечителем до конца жизни. Картины покупались не только на деньги города, но и на средства Третьякова, который дарил их Галерее. В 1890-е годы собрание пополнилось произведениями Н.Н.Ге, И.Е.Репина, А.К.Саврасова, В.А.Серова, Н.А.Касаткина, М.В.Нестерова и других мастеров. Начиная с 1893 года П.М.Третьяков ежегодно издавал каталоги собрания, постоянно дополняя и уточняя их. Для этого он переписывался с художниками, их родственниками, коллекционерами, добывая по крупицам ценные сведения, иногда предлагая поменять название картины. Так Н.Н.Рерих соглашался с Павлом Михайловичем при составлении каталога 1898 года: «…Для языка, действительно, лучше название краткое, хотя бы такое «Славянский городок. Гонец». Это был последний подготовленный Третьяковым каталог, самый полный и точный. В 1897-1898 годах было вновь расширено здание Галереи, на этот раз за счет внутреннего садика, в котором любил гулять Павел Михайлович, жертвовавший всем ради любимого детища. Устройство коллекции Сергея Михайловича, новая перевеска картин отнимали у Третьякова много сил. Времени и энергии требовали и торгово-промышленные дела, и участие во многих обществах, и благотворительность. Павел Михайлович принимал активное участие в деятельности Московского

общества любителей художеств, Московского художественного общества, Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Много делал он для Арнольдовского училища глухонемых, помогая не только материально, но и входя во все тонкости учебного процесса, строительства и ремонта зданий. По просьбе И.В.Цветаева Третьяков внес свой вклад и в создание Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Всех пожертвований П.М.Третьякова не перечислить, достаточно упомянуть о помощи экспедиции Н.Н.Миклухи-Маклая, о многочисленных стипендиях, о пожертвованиях на нужды бедных. В последние годы Павел Михайлович часто недомогал. Очень переживал он и болезнь жены, которую разбил паралич. В ноябре 1898 года Третьяков отправился по делам в Петербург, вернувшись в Москву, почувствовал себя плохо. 4 декабря Павел Михайлович Третьяков скончался.

История галереи. Государственная Третьяковская галерея

ПАМЯТНИК П.М.ТРЕТЬЯКОВУ

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) был похоронен на Даниловском кладбище рядом с родителями и умершим в 1892 г. братом Сергеем; в 1948 г. его останки были перенесены на Серафимовское кладбище (Новодевичий монастырь). Надгробие работы скульптора И. Орлова по проекту художника И. Остроухова (гранит, бронза).

После 1917 г. перед фасадом Третьяковской галереи на прямоугольном постаменте был поставлен памятник-бюст В.И.Ленину. Спустя некоторое время, в 1939 г, на этом месте был установлен памятник, скульптурное изображение Председателя Совета министров СССР . Скульптура С.Д. Меркулова высотой 3,5 метра, изображающая Сталина во весь рост, выполнена в красном граните. После демонтажа она сохраняется в Государственной Третьяковской галерее, имеет высокую степень сохранности и находится во внутреннем дворе главного здания Третьяковской галереи (прислонена к стене). 29 апреля 1980 г. на месте удалённого памятника Сталину был поставлен, наконец, памятник основателю Третьяковской галереи Павлу Третьякову, скульптура, которая существует поныне. Это гранитная четырехметровая статуя, созданная по проекту скульптора А. П. Кибальникова и архитектора И. Е. Рожина.

«ПОСМЕРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» ТРЕТЬЯКОВЫХ

Даниловское кладбище прежде славилось своим особенным «третьесословным» колоритом, впрочем, не вполне утраченным и до сих пор. Историк Москвы А. Т. Саладин в 1916 году констатировал: «Даниловское кладбище можно смело назвать купеческим, да другим оно и быть не могло, близко примыкая к купеческому Замоскворечью. Пожалуй, ни на каком больше московском кладбище нет такого обилия купеческих памятников, как на этом». С тех пор многое изменилось. Не найти здесь теперь могил известных московских купцов Солодовниковых, Голофтеевых, Лепешкиных…

Пожалуй, наиболее знаменитым купеческим захоронением Даниловского кладбища, а может быть и всей Москвы, был участок Третьяковых Павла Михайловича, Сергея Михайловича и их родителей. А. Т. Саладин оставил следующее описание: «На могиле Сергея Михайловича - черный мраморный, довольно высокий, но совершенно простой памятник с надписью: «Сергей Михайлович ТРЕТЬЯКОВ родился 19 января 1834 г. скончался 25 июля 1892 г.». Памятник Павлу Михайловичу в нескольких шагах подальше, под защитной проволочной решеткой, он почти такой же, но в несколько более изысканной обработке. Надпись: «Павел Михайлович ТРЕТЬЯКОВ 15 дек. 1832 г. ум. 4 дек. 1898 г.». Однако сегодня всего этого на Даниловском кладбище нет. 10 января 1948 года останки обоих братьев, а также жены П. М. Третьякова Веры Николаевны перенесли на Новодевичье кладбище.

Формально перезахоронение производилось по инициативе Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР. Председатель Комитета М. Б. Храпченко в письме управляющему трестом похоронных бюро при Моссовете мотивировал свою инициативу так: «Несмотря на договор, заключенный администрацией [Третьяковской] Галереи об охране этих могил и их художественных надгробий, исполненных художником В. М. Васнецовым, могилы эти приходят в крайний упадок. (…) Учитывая ходатайство Дирекции Государственной Третьяковской Галереи, а также просьбу ближайших родственников основателей Галереи, Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР со своей стороны ходатайствует о перенесении останков Павла Михайловича, Веры Николаевны и Сергея Михайловича Третьяковых, а также их художественных надгробий с кладбища Даниловского монастыря на кладбище Новодевичьего монастыря, где захоронены виднейшие деятели русской культуры и искусства».

Что председатель комискусства спутал кладбища Даниловского монастыря и Даниловское, не столь уж и странно - их путают до сих пор, хотя первого не существует уже семьдесят с лишним лет. Странно звучит обоснование необходимости перенести могилы: на старом месте-де они «приходят в крайний упадок». Однако могилы, о которых заботятся, никогда «не придут в упадок», если же их забросить - упадок обеспечен, находись они хоть у самой кремлевской стены. Урна с прахом Маяковского стояла в лучшем тогда в стране колумбарии Донского кладбища и «прийти в упадок» никак не могла - тем не менее ее все равно перенесли на Новодевичье.

Подоплека всех этих перезахоронений была, конечно, совсем иная, и, судя по письму Храпченко, раскрывать ее власти не очень-то хотели: в Москве разворачивалась кампания по сбору и концентрации в Новодевичьем пантеоне останков знаменитых личностей. Причем перезахоронения производились не только с кладбищ, подлежащих ликвидации, но вообще отовсюду, кроме, может быть, кладбища Ваганьковского - традиционно второго по значению после Новодевичьего.

Некоторые источники (например, энциклопедия «Москва») указывают, что Сергей Михайлович Третьяков покоится все же на Даниловском кладбище. Это не так. В архиве Третьяковской галереи имеется «Акт о перезахоронении останков П. М. Третьякова, В. Н. Третьяковой и С. М. Третьякова с Даниловского кладбища на кладбище Новодевичьего монастыря от 11. 1. 1948 г.». Помимо акта и прочих бумаг в архиве есть и несколько фотографий: на одних запечатлен момент эксгумации, другие сделаны уже на Новодевичьем кладбище у края свежевырытой могилы. Фотографии не оставляют места никаким сомнениям.

Но вот что любопытно: в архиве соседнего Даниловского монастыря среди карточек на похороненных здесь находится и карточка Сергея Михайловича Третьякова. Выходит, Даниловский монастырский погост также претендует быть местом его погребения? Нет, конечно. Имея свидетельство А. Т. Саладина и вышеназванный Акт, эту версию можно смело отбросить, сделав зато интереснейший вывод: поскольку Сергей Михайлович в монастыре погребен не был, а документы тем не менее на него там «заведены», очевидно, Даниловское кладбище являлось своего рода филиалом монастырского - может быть, не всегда, но какое-то время.

На Даниловском же кладбище сохранилась могила родителей прославленных меценатов. Вернее, их памятник. Слева от главной дорожки, почти сразу за мемориалом погибших в Великой Отечественной войне, окруженный проржавевшими до крайности фрагментами кованой ограды, стоит крепкий, напоминающий русскую печку, слегка покосившийся обелиск с надписью:

«Михаил Захарович Третьяков
Московский купец
скончался 1850 г. Декабря 2 дня.
Жития его было 49 лет, 1 м. и 6 дней.
Александра Данииловна Третьякова
родилась в 1812 году.
скончалась 7-го февраля 1899 года».

Лежат ли нынче под обелиском чьи-либо останки - мы точно не знаем. Казалось бы, кому могло прийти в голову потревожить кости старших Третьяковых? Ан, видно, могло. Перенесение на элитное кладбище основателей крупнейшей картинной галереи как-то еще объяснимо, но вот что еще придумали тогда их почитатели: согласно «гарантийному письму», хранящемуся в архиве Третьяковки, Мытищинская скульптурная фабрика № 3 обязывалась произвести на Даниловском кладбище: «а) Изъятие праха Третьякова П. М. и погребение его на Ново-Девичьем кладбище, б) Изъятие праха Третьякова М. З. и погребение в могилу вместо праха Третьякова П. М., в) Передвижку памятника Третьякова М. З. на место памятника Третьякова П. М.».

Досталось же Третьяковым! И старшим, и младшим. Кстати, в «гарантийном письме» почему-то ни слова не говорится об Александре Данииловне. Отца, выходит, перезахоронили на место сына (если перезахоронили), а мать нет? Загадка. Вот и получается, что утверждать наверняка, покоятся ли нынче старики Третьяковы под своим «именным» надгробием, невозможно.

В глубине Даниловского кладбища, у самой апсиды Никольского храма-часовни стоит едва приметный памятник - низкая колонна розового гранита. Там похоронены братья и сестра Павла Михайловича и Сергея Михайловича, умершие почти одновременно в младенчестве в 1848 году во время эпидемии скарлатины - Даниил, Николай, Михаил и Александра. Это единственная могила рода Третьяковых, на которую никто никогда не покушался.

Всемирно известная Третьяковская галерея открыта для посещения туристами круглый год. Однако далеко не всем посетителям знакома история ее создания, а также имена людей, благодаря стараниям которых она появилась.

Детство коллекционера

Биография Павла Третьякова началась 27 декабря 1832 года. Будущий собиратель появился на свет в Москве в семье купца. Очень большое влияние на его жизнь имело основательное образование, которое Павел со своим братом получали на дому. Братья с раннего детства помогали своему отцу по работе.

Желание помочь, а также расширить семейное дело, было настолько сильным, что молодые Третьяковы занялись производством бумаги - они стали владельцами бумагопрядильных фабрик с общей численностью рабочих - пять тысяч человек.

Любовь к прекрасному

Павел Михайлович Третьяков с самого раннего детства по характеру был очень добр, внимателен, отзывчив. Но при этом простота и доброта его сердца тесно переплетались с настоящей деловой хваткой, умением выделять главное, настойчивостью. Помимо своей основной деятельности (управителя фабрикой), Павел Третьяков страстно увлекался искусством. Молодой человек решил во что бы то ни стало собрать коллекцию лучших произведений той эпохи и горел этой идеей до конца жизни.

Начав свою собирательную работу, Третьяков Павел Михайлович точно понимал стоящие перед ним цели и оценивал всю сложность работы. Сбор коллекции отнимал у него достаточно много времени. Поскольку, помимо своего увлечения искусством, Павел Третьяков вместе с братом занимался предпринимательской деятельностью, а именно управлением льнопрядильной фабрикой в Костроме и продажей бумаги и тканей, на искусство оставалось не так уж много времени. Но Павел Третьяков занимался этим благородным делом не из-за желания личной наживы, успеха, авторитета, славы. Ему претили эти чувства, и он всячески избегал любой мало-мальской огласки по поводу своего коллекционирования. Знаменит случай, когда после хвалебной статьи Стасова, где автор рассыпался в восхвалениях Павлу Михайловичу за его самоотверженный труд, Третьяков чуть не слег по болезни, расстроившись из-за этого. После инцидента Павел Михайлович вынужден был временно покинуть Москву. После этого собиратель отказался присутствовать на торжественной церемонии по поводу передачи Третьяковской галереи в собственность Москвы. Такое отношение к славе только подтверждает, насколько простой и скромный человек был Павел Михайлович Третьяков. Биография коллекционера, конечно же, не может не вызывать восхищения.

Начало коллекции

Сложно сказать, кто именно привил Павлу Третьякову интерес к искусству, однако он довольно рано начал увлекаться живописью. Маленький Павел еще в детстве загорелся благородной идеей собрать свою собственную коллекцию и таким образом открыть для соотечественников возможность стать ближе к искусству, в том числе и к национальному. Его мечте суждено было сбыться. Уже в 1856 году он положил начало своей коллекции. Наибольший интерес для него представляли произведения русского национального искусства. Долгое время Третьяков хранил свою коллекцию в кабинетах, а в 1874 году построил для нее целое шикарное здание. В 1881 галерея была открыта для свободного посещения.

Формирование галереи

Даже приобретая и заказывая картины для своей галереи, Павел Михайлович Третьяков придерживался все такой же умеренности, как и во всем остальном. Даже в наполнении музея сказывался его уравновешенный и рассудительный характер. Покупая картины, Павел Третьяков никогда не стремился пополнить свою коллекцию исключительно дорогими экспонатами. Собиратель держался золотой середины.

Коллекционер не гнушался и поторговаться с художниками. Большинство приобретенных Третьяковым картин имело среднюю цену. Основной задачей Павла Михайловича на тот момент было собрать как можно большую коллекцию произведений, которые отражали бы настоящее национальное русское искусство.

Ценность Третьяковки

Основную часть галереи составляли произведения русской живописи. Многие картины были написаны художниками-передвижниками. Однако, помимо картин, Павел Михайлович увлекался скульптурой и иконами. Для того чтобы наполнить свою коллекцию, собиратель зачастую приобретал целые серии произведений. С этой целью Третьяков посещал множество отечественных и зарубежных выставок, где скупал картины. Помимо этого, коллекционер просил российских художников писать картины для его галереи на заказ. Среди таких картин множество портретов, в том числе знаменитых российских деятелей и правителей, ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников, например, Толстого, Достоевского, Тургенева, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других выдающихся людей.

Помимо картин, купленных Павлом Михайловичем Третьяковым на выставках или заказанных у лучших на то время отечественных художников, а также скульптур и икон, в коллекцию входили те произведения, которые были собраны и сохранены братом Павла Михайловича Сергеем. Это собрание состояло из работ До средины двадцатого века целых 84 произведения хранились в Третьяковской галерее, а потом были переданы в Эрмитаж и Музей Пушкина.

Значение деятельности

В 1892 г. Павел Третьяков пошел на великодушный шаг и передал свою галерею вместе со всей коллекцией в собственность Москвы. На этот момент коллекция состояла уже более чем из тысячи картин. С этого момента галерея обрела свое официальное название Городской художественной галереи Третьяковых.

Особенно огромное значение для русской культурной истории имеет тот факт, что на момент создания галереи национальная живопись в Российской империи имела разрозненный характер. Проще говоря, она находилась на стадии формирования. В то время искусство отечественных деятелей постоянно подвергалось сравнению, жесткой критике и по сути лишь находилось в начале развития. Именно труд Павла Михайловича Третьякова позволил систематизировать произведения национальной школы живописи и оставить в галере только избранные работы, тем самым задав тон дальнейшему развитию русского изобразительного искусства.

Вклад в искусство

Нужно сказать, что в преклонном возрасте коллекционер не переставал пополнять галерею и даже завещал личные средства на ее содержание и расширение. По разным сведениям, в год Павел Михайлович приобретал для галереи десятки новых произведений, среди которых были рисунки и этюды. Своей активной благотворительной деятельностью Павел Третьяков укрепил мировое значение Третьяковской галереи. Но и на этом художественная деятельность Павла Михайловича не заканчивается. В 1893 году собиратель стал членом

Галерея Павла Михайловича Третьякова и в наши дни пользуется необычайной популярностью среди туристов. Это только подчеркивает важность ее создания.

Культурное наследие

Таким образом, задумка Павла Михайловича Третьякова о создании национального музея полностью сбылась. Третьяковка стала первой свободной для посещения галереей. В этом музее были собраны самые ценные для России произведения. Именно на такой результат и рассчитывал Павел Третьяков. Кратко говоря, галерея не только соединила в себе творения лучших авторов той эпохи, но и стала своеобразным символом и путеводителем для формирования будущего культурной России.

За всю историю своего существования Третьяковская галерея стала вместилищем для таких выдающихся произведений искусства, как работы Шильдера, Худякова, Трутнева, Саврасова, Трутовского, Бруни, Лагорио и Брюллова.

Особым почтением у великого ценителя пользовались работы передвижников. Павлу Михайловичу Третьякову импонировало их живое, духовное творчество, пропитанное любовью к родной земле, к Родине, к России. Коллекционер безошибочно определил со свойственным ему врожденным чувством прекрасного необычайную наполненность в работах этих мастеров. В их картинах были затронуты глубоко тревожившие Павла Михайловича темы справедливости, стремления к правде и процветанию. Недаром же творчество художников-передвижников занимает значительное место в коллекции Третьякова.

Авторитет Третьякова

Благодаря благородной позиции, великой цели, а также особенному характеру Третьяков имел очень много хороших знакомых и друзей среди художников. Многие деятели по своей собственной инициативе предлагали помощь и поддержку в создании Третьяковской галереи. Павла Михайловича очень любили и уважали в этой среде. Даже среди других собирателей Третьякову отдавали пальму первенства и в том числе разрешали первому выбирать среди написанных полотен творения для своего музея. У всех художников был на слуху Павел Третьяков. Краткая биография коллекционера лишь подчеркивает, что он, помимо своей благородной деятельности, и сам пользовался авторитетом среди художников. Так, Волнухин написал для коллекционера его портрет.

Общественная деятельность

Павел Третьяков дружил со многими художниками и многих из них спонсировал. Среди таких деятелей - Крамской, Перов, Васильев и многие другие творцы. Но и на этом благотворительность коллекционера не заканчивается. Павел Михайлович активно поддерживал специальные учебные заведения для слабослышащих людей, материально поддерживал вдов бедных художников, а также их детей. Он даже принимал участие в организации приюта для них. Такая деятельность подчеркивает, насколько широкой душой обладал Павел Третьяков. Биография собирателя производит неизгладимое впечатление как жизненный путь невероятно великодушного человека.

Достижения коллекционера

Третьяков Павел Михайлович вошел в российскую историю как настоящий герой, который немало сделал для своей Родины и ее процветания. Более того, многие искусствоведы характеризуют его как истинного патриота своей страны. Конечно, с этим трудно не согласиться. Ведь целью Павла Михайловича было собрать как можно большую коллекцию именно российских произведений, приумножить и показать во всей красе российский фонд изобразительного искусства. Более того, Третьяков не имел абсолютно никакого художественного образования, тем не менее безошибочно выбирал лучшие экспонаты для своей галереи. Биография Третьякова Павла Михайловича служит прекрасным примером того, сколько полезного можно сделать для своей страны.

Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея (г. Москва). Лаврушинский переулок, 10) - художественный музей, содержащий одну из самых крупных в мире коллекций произведений русского изобразительного искусства. Галерея основана купцом и меценатом Павлом Третьяковым в 1856 году. В советский период расширилась в крупный музейный комплекс. В настоящее время, кроме музейного комплекса в Лаврушинском и Малом Толмачевском переулках, Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская Галерея" включает большой выставочный комплекс Третьяковская галерея на Крымском Валу (Крымский Вал, 10), музей-квартиру А.М. Васнецова (Фурманный переулок, 6), дом-музей В.М.Васнецова (переулок Васнецова, 13).

Официальный сайт Третьяковской галереи:

1874 год - Верещагин проводит выставку картин туркестанского похода и путешествия по Средней Азии. Павел Третьяков восхищён творчеством Верещагина и стремится приобрести всю выставку (всю серию картин) в свою галерею для обязательной постоянной демонстрации. Третьяков купил выставку за 92 000 рублей, что было очень высокой ценой для того времени.

1874 год - Закончено строительство двух первых музейных залов галереи и открыто их постоянное посещение.

1876 год - Павел Третьяков становится сторонником «Передвижников » (Товарищества передвижных художественных выставок - ТПХВ) и начинает покровительствовать их творчеству, покупая и заказывая большое количество картин И.Н. Крамского, И.И. Шишкина , А.К. Саврасова, Н.Н. Ге и др.

1882 год - к галерее пристроены 6 новых залов.

1885 год - к дому пристраивается еще 7 залов. приобретены картины В.И. Сурикова , картины И.Е. Репина , работы В.М. Васнецова , И.И. Шишкина , И.Н.Крамского, И.И. Левитана , В.Д. Поленова и другие.

1892 год - Павел Третьяков передаёт галерею со зданием и всей коллекцией в собственность Московской городской думы. Сам Третьяков получил звание Почётного гражданина Москвы и назначается пожизненным попечителем галереи.

4 (16) декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков скончался в Москве. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы».

1904 год - закончено строительство знаменитого фасада Третьяковской галереи, спроектированного по рисункам художника В. М. Васнецова.

16 января 1913 года - в галерее произошло трагическое событие. На картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» напал вандал с ножом. Узнав о порче картины, хранитель Третьяковской галереи (Е. М. Хруслов) покончил с собой, бросившись под поезд. Илья Репин собственноручно восстанавливал картину, практически вырисовывая заново лица.

1913 год - московская городская дума избирает попечителем Третьяковской галереи Игоря Грабаря.

1918 год - после революции галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и стала государственной.

1926 год - директором музея стал академик А. В. Щусев.

1928 год - произведён серьёзный ремонт здания, системы отопления, организована вентиляция, проведено электричество.

1932 год - здание закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах было передано Третьяковской галерее для запасника.

1936 год - был открыт новый двухэтажный корпус, ведутся работы по организации непрерывного маршрута посещения. Галерея пользуется популярностью, а некоторые картины передвижников используется советской властью для идеологического воспитания.

1941 год - летом начинается срочная эвакуация экспозиции в Новосибирск. Потребовался эшелон из 17 вагонов.

1956 год - отмечен 100-летний юбилей Третьяковской галереи.

1985 год - достроен депозитарий - реставрационные мастерские и хранилище произведений.
Здание на Крымском Валу д. 10, было объединено с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс.

1989 год - к основному зданию галереи (слева от парадного фасада) был пристроен новый «Инженерный корпус». В нём размещена большая часть современных инженерных систем музея.

Третьяковка – так музей называют в обиходе – располагает богатой коллекцией и славится множеством нашедших свое воплощение идей и проектов. Именно поэтому Третьяковская галерея получила такую широкую известность и привлекает внимание истинных ценителей искусства из разных уголков мира. Побывать в ее залах, чтобы познакомиться с творчеством великих мастеров кисти, стремятся даже люди, которые, казалось бы, далеки от таких «высоких материй». Приехать в Москву и не пойти в Третьяковскую галерею? Такое даже трудно себе представить, поскольку ее обычно включают во все экскурсионные программы. Конечно, побывать здесь можно и на индивидуальной экскурсии.

Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство наших сограждан (мы не говорим уже о зарубежных туристах) с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов. Тем самым, как отметил в своем отзыве один из благодарных посетителей Третьяковской галереи, жизнь людей делается ярче, краше и лучше.

Кто был основателем Третьяковки?

Наш экскурс в историю Третьяковской галереи начнем со знакомства с ее основателем – человеком без преувеличения выдающимся, имя которого навсегда вписано в скрижали отечественной культуры. Это Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному. Став взрослым, он включился, как бы сейчас сказали, в семейный бизнес, всячески помогал отцу. Когда обоих родителей не стало, фабрика, который они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.

Третьяков часто задумывался над тем, чтобы создать первую не только в столице, но и в России постоянную экспозицию русской живописи. За два года до открытия галереи он начал приобретать картины голландских мастеров. Начало же легендарной коллекции Третьякова было положено в 1856 году. Молодому купцу тогда было всего 24 года. Самыми первыми начинающий меценат приобрел написанные маслом картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Сегодня имена этих художников хорошо известны, а тогда, во второй половине XIX века, широкая публика о них еще ничего не знала.

Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество. Если привести имена всех, кто должен быть благодарен меценату за всеобъемлющую помощь и поддержку, то рамок одной статьи для этого будет недостаточно – список окажется внушительным.


История Третьяковской галереи

Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству. И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.


Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова, 1900 г. "Мальчик в бане" (1858)

На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.

Свою лепту в пополнение музейной коллекции внесли и власти Москвы, приобретая за счет городской казны настоящие шедевры мирового изобразительного искусства. К 1917 году, ставшему для России роковым, в Третьяковской галерее было уже 4 тысячи единиц хранения. Еще через год, уже при большевистском правительстве, музей получил статус государственного. Одновременно советская власть национализировала и многие частные коллекции.

Фонд Третьяковки, помимо этого, пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.


Картина Луи Каравака "Портрет императрицы Анны Иоанновны". 1730 год
"Крестьянин в беде" скульптора Чижова М.А.

Здания Третьяковской галереи

Главное здание Третьяковской галереи по Лаврушинскому переулку, 10, что в Замоскворечье, прежде принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Впоследствии купеческая усадьба неоднократно перестраивалась. Галерея также занимает примыкающие к основному зданию постройки. Фасад, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия, автором эскизов являлся В. М. Васнецов.


Стиль здания – неорусский, и это неслучайно: это тоже призвано было подчеркнуть тот факт, что музей является хранилищем образцов именно русского искусства. На том же главном фасаде посетители могут видеть барельефное изображение столичного герба – Святого Георгия со змием. А по обе стороны от него находится керамический полихромный фриз, весьма нарядный. Выполненная вязью крупная надпись с именами Петра и Сергея Третьяковых – обоих дарителей коллекции – составляет с фризом единое целое.

В 1930 году справа от главного здания было возведено дополнительное помещение по проекту архитектора А. Щусова. Слева от бывшей купеческой усадьбы расположился Инженерный корпус. Кроме этого, Третьяковской галерее принадлежит комплекс на Крымском валу, где, в частности, проводятся выставки современного искусства. Выставочный зал в Толмачах, музей-храм святителя Николая, а также музей А. М. Васнецова, дом-музей народного художника П. Д. Корина и музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной также принадлежат Третьяковке.



Что посмотреть в Третьяковской галерее

В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.

Теперь непосредственно об экспозиции. Современная коллекция включает в себя более 170 тыс. произведений отечественного искусства, и это далеко не предел: она продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы. Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период. Назовем их: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII - первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.

"Утро в сосновом лесу" Иван Шишкин, Константин Савицкий. 1889 год "Богатыри" Виктор Васнецов. 1898 год

Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.


Обращает на себя внимание и раздел русского реалистического искусства, датируемого второй половиной 1800-х годов, представленное во всей своей полноте и разнообразии. В этой части Третьяковcкой галереи вы можете посмотреть выдающиеся работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и многих других мастеров кисти. К числу самых известных и обсуждаемых относится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Обратившись к яркой коллекции произведений конца XIX – начала XX века, вы увидите бессмертное произведение В. А. Серова и М. А. Врубеля, а также мастеров существовавших в то время художественных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства» и «Голубая роза».

Отдельно следует сказать о той части экспозиции, которая известна под названием «Сокровищница». Здесь собрана в буквальном смысле бесценная коллекция художественных изделий из драгоценных камней и благородных металлов, изготовленных начиная с XII и заканчивая XX веком.

В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.

К сведению туристов: фотографирование временных выставок в Третьяковской галерее может быть запрещено (об этом сообщается отдельно).

Время работы


Третьяковская галерея по вторникам, средам и воскресеньям работает с 10:00 до 18:00; по четвергам, пятницам и субботам – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник. Экскурсию можно заказать в экскурсионном бюро, которое находится у главного входа. Она продолжается от 1 часа 15 минут до полутора часов.

Как добраться

Доехать до главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10, можно на метро. Станции: «Третьяковская» или «Полянка» (Калининская линия метрополитена), а также «Октябрьская» и «Новокузнецкая» Калужско-Рижской линии и «Октябрьская» Кольцевой линии.

Братья Третьяковы происходили из старинного, но не очень богатого купеческого рода. Их отец, Михаил Захарович, дал им хорошее домашнее воспитание. С юности они занялись семейным делом, сначала торговым, а затем и промышленным. Братья создали знаменитую Большую Костромскую мануфактуру льняных изделий, много занимались благотворительностью и общественной деятельностью. Оба брата были коллекционерами, но Сергей Михайлович занимался этим как любитель, а вот для Павла Михайловича это стало делом всей его жизни, в котором он видел свою миссию.

Павел Михайлович Третьяков – не первый собиратель русского искусства. Известными коллекционерами были Кокорев, Солдатенков и Прянишников, в свое время существовала галерея Свиньина. Но именно Третьякова отличало не только художественное чутье, но и демократические убеждения, глубокий истинный патриотизм, ответственность за родную культуру. Важно то, что он был и коллекционером, и меценатом художников, а порой и вдохновителем, моральным соавтором их творчества. Ему мы обязаны великолепной портретной галереей выдающихся деятелей культуры и общественной жизни. Он состоял почетным членом Общества любителей художеств и Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы, поддерживая все просветительские начинания.

Первые картины русских художников были приобретены Третьяковым еще в 1856 году (эта дата и считается годом основанием галереи). С тех пор коллекция постоянно пополнялась. Располагалась она в принадлежащем семье доме в Замоскворечье, в Лаврушинском переулке. Это здание является основным корпусом музея. Оно постоянно расширялось и перестраивалось для нужд экспозиции, а в начале ХХ века приобрело знакомый нам вид. Фасад его был выполнен в русском стиле по проекту художника Виктора Васнецова.

С момента основания галереи Павел Третьяков решил передать ее городу и уже в завещании от 1861 года оговорил условия этой передачи, выделив большие суммы на ее содержание. 31 августа 1892 года в своем заявлении в Московскую городскую думу о передаче Москве его галереи и галереи покойного брата он писал, что делает это, «желая способствовать устройству в дорогом мне городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию». Городская дума с благодарностью приняла этот дар, постановив выделять ежегодно пять тысяч рублей на приобретение новых экспонатов коллекции. В 1893 году галерея была официально открыта для публики.

Павел Третьяков был очень скромным человеком, не любившим шумихи вокруг своего имени. Он хотел тихого открытия и, когда были организованы торжества, уехал за границу. Он отказался от дворянства, которое было пожаловано ему императором. «Я родился купцом и умру купцом», – объяснил свой отказ Третьяков. Однако он с благодарностью принял звание почетного гражданина Москвы. Это звание было присвоено ему городской думой как знак высокого отличия и благодарности за его высокие заслуги в деле сохранения русской художественной культуры.

История музея

Важной вехой в истории Третьяковской галереи было назначение в 1913 году на пост ее попечителя Игоря Грабаря, художника, искусствоведа, архитектора и историка искусств. Под его началом Третьяковка стала музеем европейского уровня. Первые годы советской власти Грабарь оставался директором музея, которому декретом Совнаркома в 1918 году был присвоен статус национального достояния.

Алексей Щусев, ставший директором галереи в 1926 году, продолжил расширение музея. Третьяковская галерея получила соседнее здание, в котором расположилась администрация, рукописный и другие отделы. После закрытия церкви Святителя Николая в Толмачах ее переоборудовали для запасников музея, а в 1936 году появился и новый корпус, называемый «Щусевским», который сначала использовался как выставочный, но затем в нем также разместилась основная экспозиция.

В конце 1970-х годов открылся новый корпус музея на Крымском Валу. Здесь постоянно проходят масштабные художественные выставки, а также хранится коллекция отечественного искусства XX века.

Филиалами Третьяковской галереи также являются Дом-музей В. М. Васнецова, Музей-квартира его брата – А. М. Васнецова, Музей-квартира скульптора А. С. Голубкиной, Дом-музей П. Д. Корина, а также храм-музей Святителя Николая в Толмачах, в котором с 1993 года возобновлены богослужения.

Собрание музея

Наиболее полной является коллекция искусства второй половины ХIХ века, равных ей нет. Павел Михайлович Третьяков был, пожалуй, главным покупателем работ передвижников с самой первой их выставки. Картины Перова, Крамского, Поленова, Ге, Саврасова, Куинджи, Васильева, Васнецова, Сурикова, Репина, приобретенные еще самим основателем Третьяковской галереи, – гордость музея. Здесь собраны поистине лучшие образцы золотого века русской живописи.

Прекрасно представлено и искусство художников, не принадлежащих к передвижникам. Работы Нестерова, Серова, Левитана, Малявина, Коровина, а также Александра Бенуа, Врубеля, Сомова, Рериха заняли почетное место в экспозиции. После Октября 1917-го коллекция музея пополнялась как за счет национализированных коллекций, так и благодаря работам современных художников. Их холсты дают представление о развитии советского искусства, его официальных течений и подпольного авангарда.

Третьяковская галерея продолжает пополнять свои фонды. С начала ХХI века действует отдел новейших течений, в котором собираются работы актуального искусства. Помимо живописи, в галерее большое собрание русской графики, скульптуры, есть ценный архив рукописей. Богатая коллекция древнерусского искусства, икон – одна из лучших в мире. Начало ее было положено еще Третьяковым. После его смерти она составляла около 60 предметов, а в данный момент насчитывает около 4000 единиц.