Анна Архипова
Урок-практикум по русскому языку в 10 классе

Тема :

Комплексный анализ текста и повторение орфографических и пунктуационных правил

Цель урока :

Стили речи и типы речи;

Тема идея текста;

Орфографические и пунктуационные правила;

Лексика;

Словообразование;

Морфемика;

Морфология;

Комплексно работать с текстом;

Определять виды и типы орфограмм;

Находить в тексте заданные слова;

Тексты подобраны в соответствии с требованиями программы по русскому языку и Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Работа проводится самостоятельно в тетрадях.

ТЕКСТЫ ДЛЯ УРОКА – ПРАКТИКУМА В 10 КЛАССЕ

ТЕКСТ № 1

1. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок подёрнувшей воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли.

2. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. 3. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьём, заплакали чибисы над налившимися бурою не убравшуюся водой низами и болотами, и высоко пролетали с гоготаньем журавли и гуси.

4. Пришла настоящая весна.

(По Л. Толстому)

Задания :

3. Какой тип речи в этом тексте?

4. Подберите к слову «тонкий» синонимы и антонимы. Составьте словосочетания с ними.

5. Выпишите из текста причастия, определите их функции в предложении.

6. Найдите в тексте причастия с НЕ-. Объясните их правописание.

7. Из предложения № 3 выпишите слово, соответствующее данной схеме

8. Объясните значение слова «зеленей» .

9. Составьте схему первого предложения.

10. Какие орфографические и пунктуационные правила можно

проиллюстрировать примерами из текста (не забудьте привести примеры)

1. Что за жизнь-раздолице на тихом Дону! 2. Что за волюшка-свободушка в казацких юртах, на станичных лугах, на донских степях! 3. Разливался – расплескался Дон Иванович со полуночной страны к полуденной,заливал он, затоплял он, Дон Иванович, круты красны берега и зелёные луга, поразмыл он, поразмывал он рудо-жёлтые пески. 4. День иночь идёт Дон Иванович- не умается, со станицами видается, со станицами прощается : что привет тебе, станица Казанская, что поклон тебе, станица Хоперская, от Хоперской поклон Усть-Медведицкой, от Медведицкой привет станице Качалинской.

(По Л. Д. Мордовцеву)

Задания :

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль речи. Докажите своё мнение.

4. Объясните роль восклицательных предложений.

5. Выпишите ключевые слова из текста.

6. Из предложения №3 выпишите слова, соответствующие модели

7. Какой смысл вложен писателем в сочетание слов «Дон Иванович»

8. Объясните правописание слова «рудо- жёлтые пески» .

9. Дайте характеристику 4-му предложению.

10. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

1. Местность показалась мне теперь еще угрюмее, чем из окна.

2. Вверху туман рассеялся, и вершины гор рисовались отчетливо и сурово на просветлевшем небе. 3. На темном фоне гор проносились только отдельные горизонтальные клочья тумана, но внизу все еще стояли холодные сумерки. 4. Казалось, река ив в немом отчаянии кипит и рвется, стараясь пробиться на волю из мрачной щели. 5. Холодный предутренний ветер, прогонявший остатки ночного тумана, трепал нашу одежду и сердито мчался дальше…

(По В. Короленко)

Задания :

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль данного текста. Докажите своё мнение.

3. К какому типу речи принадлежит текст?

4. Сформулируйте идею данного текста.

5. Определите время глаголов и их роль в тексте.

6. Начертите схему 3-его предложения.

7. Подберите синонимы и антонимы к слову «холодные» .

8. Объясните все случаи постановки запятой.

9. Какие выразительные средства языка использует автор ?

10. Подберите примеры из текста, иллюстрирующие правила написания корней слов.

1. Я ехал с охоты вечером один на беговых дорожках. 2. До дому еще было верст восемь, моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами, усталая моя собака, словно привязанная,ни на шаг не отставала от задних колес. 3. Гроза надвигалась, я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняком, поднялся в гору и въехал в лес.

(По И. Тургеневу)

Задания :

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

4. Выпишите ключевые слова из текста.

5. В каком значении употребляется в тексте словосочетание «добрая рысистая кобыла» ?

6. Охарактеризуйте 3-е предложение

7. Из 2-го предложения выпишите слово соответствующей модели

8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

9. Запишите синонимы и антонимы к слову «спустился»

10. Приведите из текста примеры имён существительных разных склонений.

ТЕКСТ № 5

1. Начался листопад. 2. Листья падали дни и ночи. 3. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву. 4. Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. 5. Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно отделился от ветки красный лист, вздрогнул на одно мгновение, остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, шелестя и колыхаясь …

(По К. Паустовскому)

Задание :

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

4. Определите тему и идею данного текста

5. Из 5-го предложения выпишите глаголы и определите их функциональную роль.

6. Объясните знаки препинания в 5-м предложении.

7. Подберите из текста примеры слов соответствующей модели

8. Определите основу 3-го предложения.

9. Подберите синонимы и антонимы к слову «остановился» .

10. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

Публикации по теме:

Программа по русскому языку в четвёртом классе 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных,.

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе

Клок неба вверху приводил на память яркий день где-то в других местах, где весной поют соловьи на черемухах... "Что это за жалкое детство! - думал я невольно под однотонные звуки этого детского голоска. - Без соловьев, без цветущей весны... Только вода да камень, заграждающий взгляду простор божьего мира. Из птиц - чуть ли не одна ворона, по склонам - скучная лиственница да изредка сосна..."

Мальчик прочел еще какую-то фразу все тем же тусклым, непонимающим голосом и вдруг остановился.

А что, дед, - спросил он, - нам не пора ли, гляди?.. - На этот раз в его голосе слышались уже живые, взволнованные ноты, и светлые глаза, освещенные огнем лампы, с видимым любопытством обратились на деда.

Тот посмотрел на часы, равнодушно тикавшие маятником, потом на окно с клубившеюся за стеклами мглою и ответил спокойно:

Рано еще. Только половина!..

Может, дедушка, часы-то испортились.

Ну, ну... темно еще... Да оно, глупый, нам же лучше. Вишь, ветер... Может, мороки-те прогонит, а то ничего и не увидишь, как третьеводни.

Лучше, - повторил мальчик своим прежним, покорным голосом, и чтение продолжалось.

Прошло минут двадцать. Старик взглянул на часы, потом в окно и задул лампочку. В комнате разлился голубоватый полусвет.

Одевайся, - сказал старик и прибавил: - Тихонько, чтоб Таня не услыхала.

Мальчик живо соскочил со стула.

А ее не возьмем? - спросил он шепотом.

Не... куда ей... И то кашляет... Пусть спит.

Мальчик принялся одеваться с осторожной торопливостью, и вскоре обе фигуры - деда и внука - промелькнули в сумерках комнаты. На мальчике было надето что-то вроде пальто городского покроя, на ногах большие валенки, шея закутана женским шарфом. Дед был в полушубке. Дверь скрипнула, и оба вышли наружу.

Я остался один. За перегородкой слышалось тихое дыхание спящей девочки и хриплое постукивание маятника. Движение за окном все усиливалось, туманы проносились все быстрее, разрывались чаще, и в промежутках все шире проглядывали суровые пятна темных скал и ущелий. Комната то светлела, то опять погружалась в сумрак.

Мой сон прошел. Молчаливая печаль этого места начинала захватывать меня, и я ждал почти с нетерпением, когда скрипнет дверь и старик с мальчиком вернутся. Но их все не было...

Тогда я решил посмотреть, что это их выманило из избы в туман и холод. Спал я одетый, поэтому мне не нужно было много времени, чтобы натянуть сапоги и пальто и выйти...

Оба - старик и мальчик - стояли на крыльце, заложив руки в рукава и как будто чего-то ожидая.

Местность показалась мне теперь еще угрюмее, чем из окна. Вверху туман рассеялся, и вершины гор рисовались отчетливо и сурово на посветлевшем небе. На темном фоне гор проносились только отдельные горизонтальные клочья тумана, но внизу все еще стояли холодные сумерки. Ленские струи, еще не замерзшие, но уже тяжелые и темные, сталкивались в тесном русле, заворачивались воронками и омутами. Казалось, река в немом отчаянии кипит и рвется, стараясь пробиться на волю из мрачной щели... Холодный предутренний ветер, прогонявший остатки ночного тумана, трепал нашу одежду и сердито мчался дальше...

Дома станка, неопределенными кучками раскиданные по каменной площадке, начинали просыпаться. Кое-где тянулся дымок, кое-где мерцали окна; высокий худой ямщик в рваном полушубке, зевая, провел в поводу пару лошадей к водопою и скоро стушевался в тени берегового спуска. Все было буднично и уныло.

Что это вы ждете? - спросил я у старика.

Да вот, внучку охота солнушко посмотреть, - ответил он и спросил в свою очередь: - Вы чьи? Российские?

Чернышовых там не знавали?

Каких Чернышовых? Нет, не знавал.

Где, поди, знать. Россия велика... Сказывают, генерал был...

Художественный стиль включает в себя тексты, содержащие лексику различных регистров. В художественных текстах встречаются образные выражения и слова, слова с переносными значениями, высокая, нейтральная и просторечная лексика. Допустимы термины и речевые штампы, но в особом образном воплощении.

Рассмотрим первый пример художественного текста:

Местность показалась мне теперь ещё угрюмее, чем из окна. Вверху туман рассеялся, и вершины гор рисовались отчетливо и сурово на посветлевшем небе. На тёмном фоне гор проносились только отдельные горизонтальные клочья тумана, но внизу всё ещё стояли холодные сумерки. Ленские струи, ещё не замёрзшие, но уже тяжёлые и тёмные, сталкивались в тесном русле, заворачивались воронками и омутами. Казалось, река в немом отчаянии кипит и рвётся, стараясь пробиться на волю из мрачной щели… Холодный предутренний ветер, прогонявший остатки ночного тумана, трепал нашу одежду и сердито мчался дальше. (По В.Короленко).

В данном тексте больше всего слов нейтральных (показалась, мне, ещё, угрюмый, окно, вверху, туман, рассеялся, вершина, гора, тёмный, фон, проноситься, горизонтальный, внизу, сумерки, струя, замерзший, тяжёлый, темный, сталкиваться, русло, тесный, воронки, омуты, казалось, стараться, холодный, предутренний, ветер, прогонять, остатки, ночной, туман, одежда). Очень много образных слов и выражений, в том числе слов с переносными значениями (вершины рисовались, угрюмая местность, клочья тумана, стояли холодные сумерки, Ленские струи, заворачиваться воронками и омутами, немое отчаяние, река кипит и рвётся, пробиться на волю, мрачная щель, холодный ветер трепал одежду и сердито мчался дальше). Незначительное число слов высокой лексики (местность, отчетливо). Просторечия отсутствуют. В целом, автор создаёт картину грозной и могучей реки, вырывающейся из тесного плена.

Следующий художественный текст принадлежит иному типу – он окрашен лёгким юмором:

В это благословенное время от двух до трёх часов пополудни, которое может назваться движущеюся столицею Невского проспекта, происходит главная выставка всех лучших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой – греческий прекрасный нос, третий несёт превосходные бакенбарды, четвёртая – пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый – перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая – ножку в очаровательном башмачке, седьмой – галстук, возбуждающий удивление, осьмой – усы, повергающие в изумление. Но бьёт три часа, и выставка оканчивается, толпа редеет. (По Н. Гоголю).

В данном тексте большая часть лексики нейтральная (это, время, от двух до трёх часов, которое, может, проспект, происходит, главная, выставка, человек, один, показывать, лучший, другой, нос, третий, бакенбарды, четвёртая, пара, удивительный, шляпка, пятый, перстень, мизинец, шестая, седьмой, галстук, возбуждающий, удивление, усы, толпа, редеет), затем следуют образные выражения (движущеюся столицею, выставка лучших произведений человека, с лучшим бобром, греческий прекрасный нос, несёт превосходные бакенбарды, перстень с талисманом, щегольской мизинец, галстук, возбуждающий удивление, усы, повергающие в изумлений, выставка).

Есть в тексте слова высокого стиля (благословенный, превосходный, очаровательный, повергающий, изумление), просторечные (пополудни, хорошенький, глазки, ножка, башмачок), устаревшие (щегольской, сюртук, осьмой). Завершается парад слов фразеологизмом (бьёт три часа), как восклицательным знаком в конце текста.

Своеобразием отличаются стихотворные художественные тексты. Вот один из таких примеров

«Кувшинка»

Цвела кувшинка на Руси…

В пруду, где дремлют караси,

Купался ты. И вдруг она

Всплыла, как будто бы со дна.

И ты спросил её во тьме:

Цветок! В своём ли ты уме?

А если я тебя сорву?

Сорви! Не бойся. Оживу!

…Кувшинкам трудно – до вершин.

Кувшинкам хочется в кувшин,

Хотя бы очень небольшой,

Но с человеческой душой.

(Л.Мартынов.)

Почти всё стихотворение состоит из нейтральных слов (кувшинка, цвести, пруд, дремать, караси, купаться, ты, вдруг, она, дно, спросить, её, цветок, сорвать, если, не бойся, трудно, кувшин, хотеть, хотя бы, очень, небольшой), имеются единичные примеры образных выражений (кувшинкам хочется в кувшин, человеческая душа), просторечие (в своём ли ты уме), высокой лексики (Русь, всплыть, тьма, ожить, вершина, душа). Образность стихотворения скрывается во внутреннем смысловом содержании: олицетворение природы и одухотворение взаимодействия человека и природы.

Рекламный стиль представлен текстами, которые содержат в себе какие-то интертексты, образующие пресуппозицию рекламы. Текст современной рекламы, как правило, не расхваливает продаваемый товар, он пытается завлечь покупателя словесной виртуозностью. Предлагается купить товар не за его качество, а за привлекательное словесное свойство рекламодателя. Вот одна из старых реклам:

Лучших сосок не было и нет,

готов сосать их до старости лет. (Маяковский)

Конечно, никто из покупателей не собирается сосать соску до старости лет, но предложение необычно и заманчиво.

Купить нельзя копить.

Реклама двусмысленна: Купить – нельзя копить или Купить нельзя – копить. Явно внутри скрывается старый интертекст: Казнить нельзя помиловать. Воспринимающий неожиданно обнаруживает второй смысл, и за эту неожиданность он готов приобрести товар.

Банковские депозиты – самый простой инструмент для вложений денежных средств. Самый классический из всех предлагаемых банками продуктов – это вклад. Причём срочный, поскольку в противном случае, ставка по нему будет минимальной, и об увеличении доверенной банку суммы говорить нет смысла.