Поэма «Мертвые души» была задумана Гоголем как грандиозная панорама российского общества со всеми его особенностями и парадоксами. Центральная проблема произведения - духовная смерть и возрождение представителей основных российских сословий того времени. Автор обличает и высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти чиновничества.

Само название произведения имеет двоякое значение. «Мертвые души» - это не только умершие крестьяне, но и другие фактически живые персонажи произведения. Называя их мертвыми, Гоголь подчеркивает их опустошённые, жалкие, «мертвые» душонки.

История создания

«Мертвые души» - поэма, которой Гоголь посвятил значительную часть своей жизни. Автор неоднократно менял концепцию, переписывал и переделывал произведение. Изначально Гоголь задумал «Мертвые души» как юмористический роман. Однако, в итоге решил создать произведение, которое обличает проблемы российского общества и послужит его духовному возрождению. Так и появилась ПОЭМА «Мертвые души».

Гоголь хотел создать три тома произведения. В первом автор планировал описать пороки и разложение крепостнического общества того времени. Во втором дать своим героям надежду на искупление и возрождение. А в третьем намеревался описать дальнейший путь России и ее общества.

Однако, Гоголь успел закончить лишь первый том, который появился в печати в 1842 году. До самой своей смерти Николай Васильевич работал над вторым томом. Однако, перед самой смертью автор сжег рукопись второго тома.

Третий том «Мертвых душ» так и не был написан. Гоголь не смог найти ответ на вопрос, что будет дальше с Россией. А, может быть, просто не успел об этом написать.

Описание произведения

Однажды, в городе NN появился очень интересный персонаж, сильно выделяющийся на фоне других старожил города - Павел Иванович Чичиков. После своего приезда он начал активно знакомиться с важными лицами города, посещал пиры и обеды. Спустя неделю приезжий уже был на «ты» со всеми представителями городской знати. Все были в восторге от нового человека, внезапно появившегося в городе.

Павел Иванович отправляется за город, чтобы нанести визиты знатным помещикам: Манилову, Коробочке, Собакевичу, Ноздреву и Плюшкину. С каждым помещиком он любезничает, к каждому пытается найти подход. Природная изворотливость и находчивость помогают Чичикову получить расположение каждого помещика. Помимо пустых разговоров, Чичиков беседует с господами о крестьянах, которые умерли после ревизии («мертвые души») и изъявляет желание их купить. Помещики не могут взять в толк, зачем Чичикову нужна такая сделка. Однако, соглашаются на нее.

В результате своих визитов Чичиков приобрел более чем 400 «мертвых душ» и торопился быстрее закончить дела и уехать из города. Полезные знакомства, заведенные Чичиковым по приезду в город, помогли ему уладить все вопросы с документами.

Через некоторое время помещица Коробочка проговорилась в городе, что Чичиков скупает «мертвые души». Весь город узнал о делах Чичикова и недоумевал. Зачем такому уважаемому господину покупать умерших крестьян? Бесконечные толки и домыслы пагубно действуют даже на прокурора, и от страха он умирает.

Поэма заканчивается тем, что Чичиков спешно уезжает из города. Покидая город, Чичиков с грустью вспоминает свои планы покупки мертвых душ и залога их в казну в качестве живых.

Главные герои

Качественно новый герой в русской литературе того времени. Чичикова можно назвать представителем новейшего, только что зарождающегося в крепостной России класса - предпринимателей, «приобретателей». Активность и деятельность героя выгодно отличает его на фоне других персонажей поэмы.

Образ Чичикова отличается своей невероятной многогранностью, многоликостью. Даже по внешности героя трудно сразу понять, каков человек и что он из себя представляет. «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Сложно понять и охватить натуру главного героя. Он изменчив, многолик, способен подстроиться под любого собеседника, придать лицу нужное выражение. Благодаря этим качествам Чичиков без труда находит общий язык с помещиками, чиновниками и завоевывает себе нужное положение в обществе. Умение очаровывать и располагать к себе нужных людей Чичиков использует для достижения своей цели, а именно получение и накопление денег. Еще отец учил Павла Ивановича иметь дела с теми, кто богаче и бережно относиться к деньгам, так как лишь деньгами можно проложить путь в жизни.

Чичиков зарабатывал деньги не честно: обманывал людей, брал взятки. Со временем махинации Чичикова приобретают все больший размах. Павел Иванович стремится к увеличению своего состояния любыми путями, не обращая внимания ни на какие нравственные нормы и принципы.

Гоголь определяет Чичикова как человека с подлой натурой и также считает его душу мертвой.

В своей поэме Гоголь описывает типичные образы помещиков того времени: «хозяйственники» (Собакевич, Коробочка), а также не серьезные и расточительные господа (Манилов, Ноздрев).

Николай Васильевич мастерски создал в произведении образ помещика Манилова. Под одним этим образом Гоголь подразумевал целый класс помещиков с похожими чертами. Основные качества этих людей - сентиментальность, постоянные фантазии и отсутствие активной деятельности. Помещики такого склада пускают хозяйство на самотек, не занимаются ничем полезным. Они глупы и пусты внутри. Именно таким был Манилов - в душе не плохим, но бездарным и глупым позером.

Настасья Петровна Коробочка

Помещица, однако значительно отличается складом характера от Манилова. Коробочка - хорошая и аккуратная хозяйка, все в поместье у нее ладится. Однако, жизнь помещицы крутится исключительно вокруг ее хозяйства. Коробочка не развивается духовно, ничем не интересуется. Она не смыслит абсолютно ничего в том, что не касается ее хозяйства. Коробочка - также один из образов, под которым Гоголь подразумевал целый класс подобных ограниченных помещиков, которые не видят ничего дальше своего хозяйства.

Автор однозначно относит помещика Ноздрева к не серьезным и расточительным господам. В отличие от сентиментального Манилова, в Ноздреве кипит энергия. Однако, эту энергию помещик пускает не во благо хозяйства, а ради своих сиюминутных удовольствий. Ноздрев играет, впустую тратит деньги. Отличается своей легкомысленностью и праздным отношением к жизни.

Михаил Семенович Собакевич

Образ Собакевича, созданный Гоголем, перекликается с образом медведя. Что-то от крупного дикого зверя есть во внешности помещика: неповоротливость, степенность, сила. Собакевича заботит не эстетическая красота окружающих его вещей, а их надежность и долговечность. За грубой внешностью и суровым характером скрывается хитрый, умный и изворотливый человек. По мнению автора поэмы, таким помещикам, как Собакевич не составит труда адаптироваться к грядущим на Руси изменениям и реформам.

Самый не обычный представитель класса помещиков в гоголевской поэме. Старик отличается своей чрезвычайной скупостью. Причем, Плюшкин жаден не только по отношению к своим крестьянам, но и по отношению к себе самому. Однако, такая экономия делает Плюшкина по-настоящему бедным человеком. Ведь именно его скупость не позволяет ему обрести семью.

Чиновничество

У Гоголя в произведении есть описание нескольких городских чиновников. Однако, автор в своем произведении существенно не дифференцирует их между собой. Все чиновники в «Мертвых душах» - шайка воров, проходимцев и казнокрадов. Эти люди по-настоящему заботятся лишь о своем обогащении. Гоголь буквально в нескольких чертах описывает образ типичного чиновника того времени, награждая его самыми не лестными качествами.

Анализ произведения

В основу сюжета «Мертвых душ» заложена авантюра, задуманная Павлом Ивановичем Чичиковым. На первый взгляд план Чичикова кажется невероятным. Однако, если разобраться, российская действительность тех времен с ее правилами и законами давала возможности для всевозможных махинаций, связанных с крепостными крестьянами.

Дело в том, что после 1718 года в Российской империи была введена подушная перепись крестьян. За каждого крепостного крестьянина мужского пола барин должен был платить налог. Однако, перепись проводили достаточно редко - раз в 12-15 лет. И если кто-то из крестьян сбежал или умер, помещик был вынужден все равно платить за него налог. Умершие или сбежавшие крестьяне становились обузой для барина. Это и создавало благоприятную почву для различного рода махинаций. Провести такого рода аферу надеялся и сам Чичиков.

Николай Васильевич Гоголь отлично знал, каким образом устроено российское общество с ее крепостнической системой. И весь трагизм его поэмы заключен в том, что афера Чичикова абсолютно не противоречила действующему российскому законодательству. Гоголь обличает искаженные отношения человека с человеком, а также человека с государством, говорит об абсурдных законах, действующих в то время. Из-за таких искажений становятся возможными события, которые противоречат здравому смыслу.

«Мертвые души» - классическое произведение, которое как никакое другое написано в стиле Гоголя. Достаточно часто Николай Васильевич в основу своего произведения закладывал какой-то анекдот или комичную ситуацию. И чем более смешна и необычна ситуация, тем трагичнее представляется реальное положение вещей.

Поэма в прозе «Мертвые души» - центральное произведение в творчестве одного из самых самобытных и колоритных русских писателей - Николая Васильевича Гоголя.

Гоголь как зеркало русского помещичества

В произведении «Мертвые души» главные герои - представители одного из трех основных слоев русского общества первой половины девятнадцатого века - помещики. Два других сословия - чиновничество и крестьянство - показаны несколько схематично, без особенных красок, присущих языку Гоголя, но помещики… В этом произведении можно увидеть их разных мастей, характеров и привычек. Каждый из них представляет какую-то человеческую слабость, даже порок, присущий людям этого сословия (по наблюдениям автора): низкую образованность, ограниченность, жадность, самоуправство. Давайте присмотримся к ним повнимательнее.

Николай Васильевич Гоголь, «Мертвые души». Главные герои

Нет нужды здесь пересказывать сюжет поэмы в прозе, поскольку это потребует отдельной статьи. Скажем лишь, что некий человек по фамилии Чичиков, по нынешним временам настоящий молодец, - оборотистый, изобретательный, с оригинальным мышлением, чрезвычайно коммуникабельный и, что самое главное, абсолютно беспринципный - решает скупить у помещиков «мертвые души» с целью использования их в качестве заклада, под который можно купить реальную деревеньку с живыми крестьянами из плоти и крови.

Для осуществления своего плана Чичиков объезжает помещиков и выкупает у них «мертвых» крестьян (фамилии, занесенные в налоговые декларации). В конце концов он оказывается разоблаченным и сбегает из города NN в карете, уносимой «птицей-тройкой».

Если обсуждать, кто есть главные герои поэмы «Мертвые души», то коллежский советник Павел Иванович Чичиков, безусловно, возглавит их список.

Образы помещиков

Вторым номером хотелось бы упомянуть помещика Манилова - человека сентиментального, высокопарного, пустого, но безвредного. Он тихо мечтает, сидя в своем имении, глядит на жизнь сквозь и строит несбыточные планы на будущее. И хотя Манилов особой симпатии не вызывает, все же он не самый неприятный персонаж поэмы «Мертвые души». Главные герои, предстающие перед читателем далее, гораздо менее безобидные.

Коробочка - женщина пожилая и недалекая. Однако дело свое знает хорошо и доход от своего маленького имения держит крепко в своих морщинистых руках. Она продает Чичикову душ по пятнадцать рублей, и единственное, что её смущает в этой странной сделке, - это цена. Помещица волнуется, как бы не продешевить.

Продолжая список под условным названием «"Мертвые души" - главные герои», стоит упомянуть картежника и гуляку Ноздрева. Живет он широко, весело и шумно. Такая жизнь редко укладывается в общепринятые рамки, потому находится под судом.

Вслед за Ноздревым мы знакомимся с грубым и твердолобым Собакевичем, «кулаком и бестией», по Сейчас бы его назвали «крепким хозяйственником».

И замыкает ряд продавцов «мертвых душ» болезненно скупой Плюшкин. Этот помещик настолько оказался во власти своей страсти к бережливости, что практически утратил человеческий облик, во всяком случае, с первого взгляда невозможно определить его половую и социальную принадлежность - это просто какая-то фигура в лохмотьях.

Кроме них, Николай Васильевич упоминает представителей и других сословий: чиновников и их жен, крестьян, военных, но именно помещики в произведении «Мертвые души» - главные герои. Довольно скоро становится понятно, что это их души мертвы, и уже не первый год, и именно на них нацелен писателя и его острое перо.

«Мёртвые души» - произведение писателя Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэма.
характеристика героев мертвых душ. Главные герои «Мертвые души» должны были изобразить три главных российских сословия: помещиков, крестьян и чиновников. Особое внимание уделяется помещикам, у которых Чичиков скупает мертвые души: Манилову, Коробочке, Ноздреву, Плюшкину и Собакевичу .

Чиновники же в этой поэме довольно похожи на помещиков. Очень выразительным персонажей является губернский прокурор, который умирает от потрясения, узнав об афере Чичикова. Так выясняется, что он тоже умел чувствовать. Но вообще, по мнению Гоголя, чиновники умеют исключительно брать взятки.

Крестьяне являются эпизодическими персонажами, их в поэме совсем мало: крепостные помещиков, случайные встречные… Крестьяне — это загадка. Чичиков долго размышляет о русском народе, фантазирует, глядя на длинный список мертвых душ.

И, наконец, главный герой, Чичиков, не принадлежит в полной мере ни к одному из сословий. В его образе Гоголь создает принципиально новый тип героя — это хозяин-приобретатель, главная цель которого состоит в том, чтобы накопить побольше средств.

В какой-то мере его можно назвать и сверхчеловеком, но возвышаться над всеми прочими Чичиков собирается не из-за выдающихся качеств, а за счет своего умения копить копейку.

Главные герои «Мертвые души»

  • Чичиков Павел Иванович
  • Манилов
  • Михайло Семеныч Собакевич
  • Настасья Петровна Коробочка
  • Ноздрев
  • Плюшкин

Характеристика Плюшкина в поэме «Мертвые души»

Плюшкин Степан – последний «продавец» мертвых душ. Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе П. автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости.
Описание имения Плюшкина («не в Бога богатеет») изображает запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, крыши как решето, окна заткнуты тряпьем. Здесь все безжизненно – даже две церкви, которые должны являться душой усадьбы.
Имение П. словно распадается на детали и фрагменты; даже дом – местами в один этаж, местами в два. Это говорит о распаде сознания хозяина, который забыл о главном и сосредоточился на третьестепенном. Он давно уже не знает, что творится у него в хозяйстве, зато строго следит за уровнем наливки у него в графинчике.
Портрет Плюшкина (то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не заплевать; маленькие, еще не потухшие глазки, бегающие как мыши; засаленный халат; тряпка на шее вместо платка) говорит о полном «выпадении» героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще.
П. имеет, единственный из всех помещиков, довольно подробную биографию. До смерти жены П. был рачительным и богатым хозяином. Он трепетно воспитывал своих детей. Но со смертью любимой жены что-то надломилось в нем: он стал подозрительнее и скупее. После неприятностей с детьми (сын проигрался в карты, старшая дочь сбежала, а младшая умерла) душа П. окончательно ожесточилась – «волчий голод скупости овладел им». Но, как ни странно, жадность не до последнего предела овладела сердцем героя. Продав Чичикову мертвые души, П. размышляет, кто бы мог помочь ему оформить купчую в городе. Он вспоминает, что Председатель был его школьным товарищем. Это воспоминание внезапно оживляет героя: «…на этом деревянном лице…выразилось…бледное отражение чувства». Но это лишь мгновенный проблеск жизни, хотя автор считает, что П. способен на возрождение. В конце главы о П. Гоголь описывает сумеречный пейзаж, в котором тень со светом «перемешались совершенно» — как и в несчастной душе П.

Характеристика Ноздрев в поэме «Мертвые души»

Ноздрев – третий помещик, у которого Чичиков пытается купить мертвые души. Это молодцеватый 35-летний «говорун, кутила, лихач». Н. непрерывно врет, задирает всех без разбору; он очень азартен, готов «нагадить» лучшему другу без какой-либо цели. Все поведение Н. объясняется его главенствующим качеством: «юркостью и бойкостью характера», т.е. безудержностью, граничащим с беспамятством. Н. ничего не задумывает и не планирует; он просто ни в чем не знает меры. На пути к Собакевичу, в трактире, Н. перехватывает Чичикова и везет к себе в имение. Там он насмерть ссорится с Чичиковым: тот не согласен играть в карты на мертвых душ, а также не хочет купить жеребца «арабских кровей» и получить души в придачу. Наутро, забыв обо всех обидах, Н. уговаривает Чичикова сыграть с ним в шашки на мертвые души.

Уличенный в жульничестве, Н. приказывает избить Чичикова, и только появление капитан-исправника успокаивает его. Именно Н. едва не погубит Чичикова. Столкнувшись с ним на балу, Н. кричит во всеуслышание: «он торгует мертвыми душами!», чем порождает массу самых невероятных слухов. Когда же чиновники призывают Н., чтобы разобраться во всем, герой подтверждает все слухи сразу, не смущаясь их противоречивостью. Позже он приезжает к Чичикову и сам рассказывает обо всех этих слухах. Моментально забыв о нанесенной им обиде, он искренно предлагает помочь Чичикову увезти губернаторскую дочку. Домашняя обстановка в полной мере отражает сумбурный характер Н. Дома у него все бестолково: посередине столовой стоят козлы, в кабинете нет книг и бумаг и т. д. Можно сказать, что безграничная ложь Н. – это оборотная сторона русской удали, которой Н. наделен в избытке. Н. не до конца пуст, просто его безудержная энергия не находит себе должного применения. С Н. в поэме начинается череда героев, сохранивших в себе что-то живое. Поэтому в «иерархии» героев он занимает сравнительно высокое – третье – место.

Образ Коробочка Настасья Петровна «Мертвые души»

Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Главная черта ее характера – торговая деловитость. Каждый человек для К. — это только потенциальный покупатель.
Внутренний мир К. отражает ее хозяйство. Все в нем аккуратно и крепко: и дом, и двор. Вот только везде полно мух. Эта деталь олицетворяет застывший, остановившейся мир героини. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах в доме К.
Но такое «замирание» все же лучше полной вневременности мира Манилова. У К. хотя бы есть прошлое (муж и все, что связано с ним). К. обладает характером: она начинает неистово торговаться с Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание, кроме душ, купить многое другое. Примечательно, что К. помнит всех своих умерших крестьян наизусть. Но К. туповата: позже она приедет в город, чтобы узнать цену на мертвые души, и тем самым разоблачит Чичикова. Даже местоположение села К. (в стороне от столбовой дороги, в стороне от настоящей жизни) указывает на невозможность ее исправления и возрождения. В этом она подобна Манилову и занимает в «иерархии» героев поэмы одно из самых низких мест.

Образ Собакевича « Мертвые души»

Михайло Семеныч Собакевич — является четвертым «продавцом» мертвых душ. Само имя и внешний вид этого героя (похож на «медведя среднего размера», к тому же фрак его тоже цвета медвежьего, походка вкривь и вкось, лицо его «каленое и горячее») говорят о чрезмерной могучести его натуры.
Буквально с самого начала к Собакевичу крепко привязывается образ денег, расчета и хозяйственности. Он очень прямой и открытый человек.

При общении с Чичиковым, не смотря на его жиденькие намеки, Собакевич сразу переходит к сути вопроса: «Вам нужны мертвые души?». Он истинный предприниматель. Главное для него сделка, деньги, остальное второстепенно. Собакевич умело отстаивает свою позицию, отлично торгуется, не брезгуя жульничеством (даже подсовывает Чичикову «женскую душу» — Елизавету Воробей).

Все окружающие его вещи отражают его душевный облик. Дом Собакевича очищен от всех лишних и «бесполезных» архитектурных творений. Избы его подчиненных также очень строги и построены без лишних украшений. В доме Собакевича можно встретить только картины древнегреческих героев, местами похожих на хозяина.

Образ и характеристика Манилова «Мертвые души»

Манилов – деловитый, сентиментальный помещик, является первым «продавцом» мертвых душ. За сахарной приятностью и обонянием героя скрывается черствая пустота и ничтожность, которую Гоголь пытается подчеркнуть деталями его поместья.

Дом Манилова ветхий, открытый всем ветрам. Повсюду виднеются худенькие березы. Пруд полностью оброс ряской. Единственным опрятным местом в его поместье является аккуратная беседка, которую он величает как «Храм уединенного мышления». Не блещет красотой и его кабинет – он покрыт дешевенькой синенькой краской, которая со стороны кажется серой.

Эта деталь указывает на безжизненность персонажа, из которого не выдавить ни единого живого слова.

Мысли Манилова хаотичны. Зацепившись за одну тему, они могут улететь далеко прочь, отречься от реальности. Он не способен думать о настоящем, тем более принимать какие-то важные решения этот персонаж не в силах. Всю жизнь он пытается обернуть в изысканные словесные формулы – и действие, и время, и смысл.

Стоило Чичикову обмолвиться о желании приобрести мертвые души, Манилов, не раздумываясь, дает согласие, хотя раньше у него волосы встали бы дыбом от такого предложения.

Образ и характеристика Чичикова «Мертвые души»

Чичиков Павел Иванович , персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Павел Иванович Чичиков ярко выделяется на фоне других разнообразных персонажей. Автор в нем попытался совместить различные качества тогдашних помещиков.

Вплоть до одиннадцатой главы мы остаемся в неведении относительно появления таких черт в его характере, и о становлении его характера в частности. Павел Иванович был родом из бедной дворянской семьи. В предсмертном завещании отца была горсть медных монеток и завет – угождать начальникам и учителям, прилежно учиться и, главное, копить и беречь копеечку.

В завещании не было ни слова о долге, достоинстве и чести. Тогда Чичиков быстро понял, что высокие моральные устои только вредят достижению своих заветных целей. Поэтому он решает пробиться в уважаемые и почитаемые люди собственными стараниями.

В училище был примерным учеником. Отлично учился, был образцом воспитанности, вежливости и покорного послушания. Все учителя были в восторге от такого способного ученика. Первой инстанцией после учебы в его карьерной лестнице становится казенная палата, куда он легко устраивается. Чичиков сразу начинает угождать начальнику, и даже пытается ухаживать за его симпатичной дочерью …

По истечении некоторого времени, Чичиков стал поверенным и во время хлопот о залоге крестьян сложил в голове план, принялся объезжать пространства Руси, с тем чтоб, накупив мертвых душ и заложив их в казну как живые, получить денег, купить, быть может, деревеньку и обеспечить грядущее потомство…

Сам Гоголь определял жанр произведения Мертвые души (1842 год) как поэму. . Здесь есть прямая отсылка к пушкинской традиции, т.к. и сам сю жет был подсказан Пушкиным незадолго до его смерти.

Поэтому и возникает противопоставление: если Евгений Онегин - это роман в стихах, то Мертвые души - соответственно, поэма в прозе. Мертвые души и построены по похожей схеме, в тексте содержатся лирические отступления, хотя самом по себе произведение эпическое.

Жанр мертвых душ гоголя

Таким образом, можно сказать, что Гоголь правильно определил жанр: на слиянии лирики и эпоса как раз и получается поэма. Если бы не было лирических отступлений, вышел бы роман, опирающийся на сильные пушкинские традиции.

Мертвые души имеют и черты сентиментализма. Это - роман-путешествие. Хоть поездка Чичикова и не имеет под собой никаких сентментальных мотивов, важен сам факт. Симолично заканчивается поэма: подобно Чацкому в Горе от ума, Чичиков выезжает по дороге прочь из города, он стремится навстречу новой жизни.

Также поэму можно назвать, следуя европейской традиции, плутовским романом: главный герой здесь - мошенник, обманывающий всех, кого встречает. Его афера состоит в том, чтобы купить побольше крестьян и получить таким образом бесплатную землю от государства.

Но он не собирается становиться полноценным помещиком, поэтому крестьяне в качестве рабочих рук ему не нужны. Из-за этого он скупает у прочих помещиков т.н. мертвые души (согласно закону о подушной подати, каждая душа облагалась налогом, пока не сообщали о смерти. Помещики часто не сообщали о смерти своих крестьян), помогая таким образом и себе, и продавцам.

Мертвые души: характеристика героев

Что касается героев поэмы, то Гоголь поставил перед собой задачу изобразить три главных российских сословия: помещиков, крестьян и чиновников. Особое внимание уделяется помещикам, у которых Чичиков скупает мертвые души: Манилову, Коробочке, Ноздреву, Плюшкину и Собакевичу.

Чиновники же в этой поэме довольно похожи на помещиков. Очень выразительным персонажей является губернский прокурор, который умирает от потрясения, узнав об афере Чичикова. Так выясняется, что он тоже умел чувствовать. Но вообще, по мнению Гоголя, чиновники умеют исключительно брать взятки.

Крестьяне являются эпизодическими персонажами, их в поэме совсем мало: крепостные помещиков, случайные встречные... Крестьяне - это загадка. Чичиков долго размышляет о русском народе, фантазирует, глядя на длинный список мертвых душ.

И, наконец, главный герой, Чичиков, не принадлежит в полной мере ни к одному из сословий. В его образе Гоголь создает принципиально новый тип героя - это хозяин-приобретатель, главная цель которого состоит в том, чтобы накопить побольше средств.

Главным произведением Николая Васильевича Гоголя, несомненно, была поэма «Мертвые души», первый том которой был написан в 1842 году. Поэма писалась большей частью за границей, куда уехал Гоголь после неудачной премьеры «Ревизора», но автор всё же повествует о России, о её настоящем и будущем. По изначальной задумке произведение должно было состоять из трёх томов. В первом томе описывалась российская действительность, со всеми её беспорядками, творившимися в обществе и в правящих кругах, во втором томе предлагались пути возрождения, а в третьем - общество, возможно, утопического райского завтра, которое в итоге должно воцариться на русской земле. Но писатель так и не смог до конца справиться со своей задачей, поэтому второй том «Мертвых душ» дважды сжигался своим создателем. До третьего дело так и не дошло.

Но первый том был сохранен и издан. На фоне аферы Павла Ивановича Чичикова (покупка умерших крестьян, но ещё числящихся по ревизской сказке живыми) Гоголь мастерски изображает многообразную русскую жизнь разных слоев населения и показывает отрицательные стороны правителей. Одновременно раскрывалась и вся глубина главной темы произведения. Понятие «мертвых» и «живых» в поэме постепенно переходят из своего истинного лексического значения в символическое. Помещики и чиновники города N - это представители так называемых «мертвых душ», которые давно остановились в своем духовном развитии, а Чичиков - это типичная «живая душа», человек, который должен вывести Россию на путь возрождения.

Гоголевский Чичиков - очень необычный образ, олицетворяющий собой великую силу, побеждающую всякое зло. На протяжении первого тома он всё время находится в разъездах. Его домом, в отличие от «мертвых» помещиков является дорога. Дорога ведет к светлому будущему, символизирует жизнь. Уже в самом начале поэмы Гоголь дает описание своему главному герою:

В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако не так, чтобы молод.

Автор описывает своего героя не как человека, а как мистическое существо без определённых внешних данных. Читатель не должен отвлекаться на внешний вид Чичикова, чтобы не упустить главного - его миссии. Афера Павла Ивановича производится не ради денег, как может показаться на первый взгляд. Это своеобразная проверка, в итоге показывающая «мертвы» ли души помещиков или есть надежда на их воскрешение.

В лице одного героя Николай Васильевич представляет Россию будущего, а Россия настоящего показана в лицах многих помещиков и чиновников. Это говорит о том, что один единственный Чичиков гораздо «живее» всех Маниловых, Ноздревых и Собакевичей вместе взятых.

Чичикову досталась очень непростая жизнь. Он рано остался без родителей и вынужден был вступить во взрослую самостоятельную жизнь. Ему приходилось пробиваться с помощью своих манер и обходительности, поскольку особых талантов у главного героя не было. Он с детства был очень внимательным и усидчивым, поэтому на всю жизнь запомнил наказ отца:

…а пуще всего береги копейку, копейкой все прошибешь.

Павел Иванович покорно исполняет волю отца и смыслом его жизни становится «складывание копейки». Гоголь рисует его как очень загадочную личность, ведь скрытность - это главное качество афериста:

О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить, и если же говорил, то какими-то общими местами, и с заметной скромностью.

Но, как и любому живому человеку, Чичикову свойственны разные эмоциональные проявления, например, чувство страха. Наверное, только Ноздрёв видит истинную сущность своего гостя, поскольку он сам не безгрешен. «Ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе. Если бы я был твоим начальником, то я бы тебя повесил на первом дереве», - с большим воодушевлением сообщает Ноздрёв. Чичиков погубил свою карьеру из-за чрезмерной жадности, но ошибки и упущения не пугают героя. Потеря прибыльной должности лишь придает ему сил для совершения новых афер. Он всегда был незаурядной и никогда неунывающей личностью. У него был огромный профессиональный опыт, накопленный за долгое время службы, а в частности - превосходное знание человеческих душ. Блестящая идея насчет покупки умерших крестьян посетила героя именно в минуту уныния, ведь сделка обещала быть очень прибыльной.

Павел Иванович Чичиков превосходно разбирается в людских характерах, и ему не составляет большого труда найти индивидуальный подход к каждому. Например, с Маниловым он культурен и обходителен, а с Ноздревым груб и бесцеремонен. Он соединяет в себе черты каждого собеседника и умело пользуется ими в нужный момент. Единственной преградой в плане Чичикова оказалась «дубинноголовая» Коробочка, приехавшая в город узнать, почем сейчас мертвые души "ходют". Именно она бросает тень на нашего авантюриста, а уже вслед за ней весь город узнаёт, что приезжий господин обманул всех. Подлость всегда будет наказана ответной подлостью. Совершенно закономерен тот факт, что Чичиков терпит поражение. Из-за своей жадности он не смог предугадать такой печальный финал, потому что был умён, и встреча с глупостью не входила в его планы. Как оказалось, хорошие манеры, железная хватка и расчетливость героя не всегда могут предсказать ему возможные последствия, потому что в огромной стране очень часто невозможно понять, кто есть кто. Начало буржуазной эпохи помогла Чичикову в приобретении отличных от помещиков качеств.

Павел Иванович Чичиков - человек нового времени, обладающий одновременно профессиональными и авантюрными качествами. Хотя Чичикова называют славным малым, слово «делец» в его случае все же носит отрицательный характер. Вот почему главный герой вызывает в нас смешанные чувства: с одной стороны, он неплохой человек, умный и оптимистичный, но с другой стороны, его страстью являются деньги, которые заставляют героя жить нечестно.