Здание Нахимовского училища в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле ретроспективизма, построенное в 1910-1912 годах по проекту А. И. Дмитриева для Городского училищного дома имени Петра Великого. С 1944 года в здании размещается военно-морское училище.

Идея строительства Училищного дома имени Петра Великого была приурочена к 200-летию Санкт-Петербурга, поэтому изначально здание планировалось не только как учебный комплекс (начальные классы, мужское и женское училища, ремесленное училище, читальня), но и как памятник архитектуры. Для строительства был выбран участок на территории Гагаринского буяна (пенькового склада-пристани) вблизи домика Петра I. Тожественная закладка Училищного дома состоялась в день юбилейных торжеств и в присутствии многих зарубежных гостей.

Однако закладка первого камня еще не означала начала строительных работ. Сперва, в 1905 году, был проведен конкурс проектов, в котором победил архитектор А. И. Дмитриев. В 1908 году этот проект был утвержден и в день уже 200-летнего юбилея Полтавской битвы, в 1909 году, здание было заложено вновь, уже по-настоящему и на новом месте — на берегу Большой Невки. В 1910 году в доме начались первые занятия, но полностью строительные работы были окончены в 1912 году.

Облик Училищного дома был выполнен в архитектурном стиле ретроспективизма, течения, основанного на архитектуре прошлых веков. Поэтому здание многими элементами копирует стилистику петровского барокко — высокий шпиль с корабликом, кровля с переломом, оконные переплеты, двухцветный окрас. По эскизам художника A. H. Бенуа были выполнены скульптурные группы атлантов на фронтоне главного фасада и большие часы-витраж фирмы «Фридрих Винтер». В нише третьего этажа находится бронзовый бюст Петра I, изображенный в богатой императорской горностаевой мантии, с табличкой внизу: «Отцу Отечества. 1703-1903». Фасад, обращенный к Неве, украшает горельеф с богиней Минервой (греческой Афиной) — покровительницей искусств и ремесел, так как в этой части здания размещалось Ремесленное училище.

Интерьеры здания также повторяют стиль петровского барокко, например, Актовый зал украшен панелями из расписных изразцов в стиле XVIII века с рисунками кораблей и морских батальных сцен.

В Училищном доме учился будущий председатель Совмина СССР А. Н. Косыгин.

После революции 1917 года в здании продолжались размещаться школы, а в 1944 году Городской училищный дом имени Петра Великого передали Ленинградскому Нахимовскому военно-морскому училищу.

Туристу на заметку:

Посещение здания Нахимовского военно-морского училища будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — и набережными, памятником 300-летию российского флота, домом «Дворянское гнездо», домом Балтфлота.

Военные строители начали активное строительство 1 февраля 2018 года. За 181 день возведен новый корпус — 31 441 м2, реконструирован старый — 9696 м2, отреставрированы фасады и кровля исторического здания — 11436, создан «Нахимовский парк» — 1500 м2.

На площадке, расположенной в районе исторического центра Санкт-Петербурга, по улице Пеньковой, дом 3-5, построен многофункциональный корпус Нахимовского Военно-морского училища на 560 человек, общей площадью более 40 тысяч квадратных метров. Новое шестиэтажное здание училища с небольшим куполом в центре флангами присоединено к старому учебно-казарменному корпусу. Параллельно с основным строительством проведена его глубокая реконструкция: заменены стены и потолочные перекрытия, усилены несущие конструкции, увеличено количество классов, кабинетов и аудиторий, проложены новые инженерные системы.

С момента формирования в 1944 году Нахимовское училище не имело собственной, обособленной территории. Часть занятий нахимовцев проходила в корпусах, находящихся друг от друга на значительном расстоянии.

После реализации проекта легендарная «Нахимовка» впервые в своей истории получила единый архитектурный ансамбль: здание в форме классического каре с плацем для построений и «Нахимовский парк» с открытыми спортивными площадками.

При этом, площадь училища увеличилась в 3 раза до 54 000 м2. Это позволяет создать все условия для качественного обучения воспитанников согласно нормам учреждений полного пансиона. Парк примыкает к внутреннему дворику знаменитого Городского училищного дома Петра Великого, построенного в 1912 году на Петроградской набережной (напротив крейсера «Аврора»). Его передали нахимовцам 74 года назад. Выполнена глубокая реставрация оконных заполнений, фасадов, медной кровли, декоративных элементов дымовых труб и башни флагштока исторического здания — ныне административно-учебного корпуса Нахимовского училища.

Внутри «красных линий» строительной площадки оказалось еще одно историческое инженерное сооружение (1910 года постройки). Резервуар чистой воды (РЧВ) с двумя павильонами на поверхности и подземной емкостью. Два небольших домика — портала наземной части сохранены. Они отреставрированы с восстановлением утраченных декоративных элементов фасадов. Специально для таких «тонких» работ военные строители привлекли опытных реставраторов Санкт-Петербурга. Реставрация павильонов резервуара чистой воды — часть проекта по благоустройству и реконструкции всей улицы Пеньковой (от ул. Мичуринской до Петроградской наб.). Ее обновленный вид будет сочетаться с обликом исторического центра Санкт-Петербурга. На Пеньковой установят 14 фонарей, подобных тем, что на Петроградской набережной, 10 стилизованных скамеек, урны. Как будут жить и учиться нахимовцы В новом многофункциональном корпусе воспитанники каждого курса будут жить на отдельном этаже, в блок-кубриках по 10 человек с уютными комнатами на 2 и 3 спальных места, двумя санузлами, двумя гардеробными и общей гостиной (комнатой отдыха).

Питание организовано в двух столовых: из расчета 560 нахимовцев и 80 преподавателей в одну смену. В каждом зале по две линии раздачи готовой пищи с салат-барами. На 5-ом этаже корпуса размещен спортивный комплекс с 3 залами: гимнастическим, игровым и спортивных единоборств. Закончен ремонт плавательного бассейна и универсального спортивного зала на 1-ом этаже. Площадь внутренней спортивной зоны училища увеличена в четыре раза с 400 до 1 600 м2, а с учетом баскетбольных и футбольных площадок, беговых дорожек и тренажеров на открытом воздухе в семь раз. В ходе ремонта и реконструкции училище оснащено классами информатики, иностранных языков, а также лабораториями физики, химии, биологии с современным оборудованием.

Количество учебных аудиторий возросло с 29 до 43 без учета помещений для преподавателей. Ранее учителя проводили занятия в двух отдельно стоящих зданиях и не имели своих рабочих мест. На первом и втором этажах размещен медицинский пункт со стационаром на 15 коек, физиотерапевтическим и стоматологическим кабинетами. Особой гордостью Нахимовки стал высокотехнологичный культурно-образовательный комплекс, специально спроектированный для моряков в подкупольном пространстве. В нем разместились: интерактивный класс, библиотека и современная цифровая купольная проекционная система сверхвысокого разрешения, для занятий по астрономии, астронавигации и другим естественным наукам. Значительно расширены возможности изучения географии, истории и физики с использованием образовательных фильмов.

На юго-восточной стрелке Петроградской стороны, там, где от Невы берёт начало Большая Невка, расположен бывший Училищный дом имени Петра Великого (ныне Нахимовское военно-морское училище). Крупное здание, обращённое к Петроградской и Петровской набережным, входит сильным акцентом в панораму невских берегов.

Живописный силуэт с лёгким шпилем-мачтой, пластичные белоснежные детали на голубом и сером фоне стен вызывают ясные ассоциации с петербургской архитектурой эпохи барокко. Это впечатление довершают бронзовый бюст Петра Первого и скульптурное убранство фасадов. Образ здания, занимающего столь приметное место в старейшей части города, отчётливо напоминает о начальной поре Петербурга.

Вместе с тем композиция Училищного дома полностью принадлежит своему времени - началу прошлого столетия. Созданный по проекту архитектора А. И. Дмитриева при участии художника и искусствоведа А. Н. Бенуа, а также группы мастеров, близких к творческому объединению «Мир искусства», он явился программным произведением. В нём воплощены идеи ретроспективизма, возрождавшего традиции петербургской старины. Черты сознательно избранного исторического стиля определили и архитектурный характер здания, и весь его художественный ансамбль, включавший скульптуру и живопись, ковку и резьбу, изразцы и предметы обстановки.

Мысль о создании народного школьного дома возникла в 1902 году, когда велась подготовка к празднованию двухвекового юбилея столицы. Комиссия по образованию Городской думы задумывала эту постройку как памятник державному основателю Петербурга, «радевшему о просвещении русского народа», и полагала, что сооружение послужит «не только украшением города», но и его насущной пользе. Учебное здание намечалось возвести вблизи Домика Петра Первого. Освящение места под постройку состоялось в юбилейные дни в мае 1903 года.

Далее события развивались неспешно. Конкурс проектов (ограниченный и малочисленный) провели только весной 1905 года. Лучшим был признан проект молодого Александра Дмитриева. Спустя более полувека архитектор вспоминал: «Имя человека, в честь которого я должен был спроектировать городской училищный дом, и весь берег, на котором зарождался город, и участок, отведённый для строительства №…Ё определили характер будущего здания. Я пришёл к выводу, что оно каким-то образом должно было перекликаться с архитектурой петровского времени. №…Ё Я внимательно изучил дожившие до нас памятники петровской архитектуры. Конечно, условия, поставленные заказчиком, осложняли мою работу. В петровские времена не строили очень высоких зданий».

Уже в конкурсном проекте Дмитриев нашёл то объёмно-пространственное решение Училищного дома, которое и было впоследствии осуществлено с некоторыми коррективами. Но интерпретация мотивов барокко была ещё суховатой и несколько скованной. Некий критик, скрывшийся под псевдонимом «петербургский житель эпохи Петра Первого», даже назвал проект примером «фабрично-заводской архитектуры» и «злою карикатурой на стиль эпохи Петра Первого».

В дальнейшем предполагалось «дать более богатый и законченный фасад в стиле Петра Первого, для чего, конечно, потребуется время, между тем как на составление эскизных проектов было дано лишь 1,5 месяца». Доработка проекта растянулась на несколько лет, так как начало строительства откладывалось по разным причинам, главной из которых газеты называли «халатность наших отцов города». Участок строительства перенесли ближе к Большой Невке, что повысило градостроительную роль здания.

À PROPOS

Борис Михайлович Кириков - лауреат Анциферовской премии, первый обладатель Знака соответствия Всемирного клуба петербуржцев, один из наиболее значимых авторитетов Журнала Учёта Вечных Ценностей «Адреса Петербурга»

Для сооружения Училищного дома и отделки его интерьеров потребовалось не так уж много времени - примерно два с половиной года. Торжественную закладку произвели 26 июня 1909 года, приурочив её к ещё одному юбилею петровской эпохи - 200-летию Полтавской баталии. Здание возвели к осени 1910 года, и в ноябре начались занятия в школьных классах основного корпуса. Ещё год потребовался на отделочные работы. 30 мая 1912 года, к 240-летию со дня рождения Петра Первого, Училищный дом был освящён.

Дмитриев пытался реализовать идею синтетически целостного произведения. В совместной работе с живописцами, скульпторами, мастерами декоративного искусства ему принадлежала ведущая роль. Но не исключено, что к разработке программы был причастен идейный лидер мирискусников Александр Бенуа. В результате их сотрудничества пластическая характеристика фасадов стала более цельной и выразительной. Бенуа мог подсказать архитектору и план ретроспективно-тематического оформления парадных интерьеров. К его воплощению были привлечены Б. М. Кустодиев, М. В. Добужинский, Д. Н. Кардовский, а также С. В. Чехонин - мастера, имевшие опыт решения декоративных задач и соприкоснувшиеся ранее с петровской тематикой. Скульптурное убранство фасадов поручили В. В. Кузнецову и А. А. Кудинову.

Оформление входа в Училищный дом из сквера на Петровской набережной. Фотография Юрия Молодковца

Сложная многоплановая структура сооружения прочитывается с каждой стороны по-новому. Создаётся впечатление редкого визуального разнообразия, непредсказуемого развития архитектурного сюжета. Асимметрия общей композиции, обусловленная разным назначением частей здания, выражает рационалистические принципы модерна.

Только южный фасад ремесленного училища имеет строго симметричную двухмерную композицию. На основном продольном фасаде, обращённом к Большой Невке, плоскостность сменяется рельефностью, симметрия - контрапостом. Трёхчетвертные колонны усиливают пластику фасада. С этой стороны яснее прочитывается планировочный модуль - помещение класса, имеющее обычно три окна. Однако повторность ритма резко перебивается укрупнённым ударным звеном, сдвинутым к правому краю и завершённым высокой кровлей с переломами, фонариком и лёгким шпилем. Здесь - кульминация всей композиции Училищного дома.

Совсем по-другому воспринимается здание с северной стороны. Сюда, на тихую Пеньковую улицу, раскрыт малый служебный двор, который обступают высокая лестничная башня, служительский флигель и объём актового зала с огромными проёмами. В свободной группировке объёмов, разномасштабности частей, меняющемся скачкообразном ритме окон отчётливо проявляется новаторский принцип формообразования «изнутри - наружу».

Если объёмное и планировочное решение Училищного дома показательно для периода модерна, то в оформлении фасадов и интерьеров последовательно воссозданы черты петербургского барокко. Дмитриев ориентировался прежде всего на архитектуру петровской эпохи. Однако он обращался и к более поздней стадии этого стиля. Типичными элементами зрелого, елизаветинского барокко являются, например, трёхчетвертные колонны на высоких рустованных пилонах. Архитектор создавал обобщённый образ исторического стиля.


Училищный дом имени Петра Великого. Часы на фасаде, выходящем на Петроградскую набережную. Фотография Юрия Молодковца

Благодаря синтезу искусств учебное здание удалось превратить в уникальный памятник. Смысловым центром главного фасада служит бронзовый бюст Петра Первого. Над ним - огромный горельеф: картуш с монограммой Петра Первого и фигуры юношей-атлетов, удерживающих тяжёлую львиную шкуру с циферблатом часов. Художник А. Н. Бенуа и скульптор В. В. Кузнецов выполнили эти композиции по мотивам барокко.

Актовый зал составлял центральное ядро, средоточие всего ансамбля. Театрализованный образ парадного интерьера сочетал черты раннего барокко со своеобразной исторической экспозицией, посвящённой петровской эпохе, прославлению Петра Первого - полководца, создателя Российского флота и основателя города на Неве. В восприятии публики это были мемориальные «петровские залы», которые «являются единственными в своём роде и представляют из себя целый музей».

Крупный портрет Петра Первого на поле Полтавской битвы работы Б. М. Кустодиева составлял оптический фокус. Художник опирался на иконографическую традицию начала XVIII века, однако перевёл традиционный тип репрезентативного портрета-картины на язык новых живописно-пластических форм. По сторонам от кустодиевской картины помещались два больших полотна - «Пётр I в Голландии» и «Полтавская баталия». К потолку были подвешены бронзовые люстры и деревянные модели старинных парусников. От этого художественного комплекса на месте осталось только оригинальное изразцовое убранство, выполненное на предприятии П. К. Ваулина и О. О. Гельдвейна.

Училищный дом - один из ключевых памятников петербургской архитектуры и монументально-декоративного искусства Серебряного века. В творчестве самого Дмитриева он остался наиболее яркой и значительной главой. Мечты мирискусников о включении живописи и пластики в реальную архитектурную среду обрели здесь плодотворную почву.

После революции в здании размещалась 176-я единая трудовая школа, а также детский дом (позднее школы меняли названия и номера). В тот период были переданы в музейные собрания или бесследно исчезли живописные полотна, модели кораблей, предметы обстановки. В 1944 году здание передали Нахимовскому военно-морскому училищу. По устным сведениям, Дмитриев сам предложил наркому ВМФ СССР Н. Г. Кузнецову выбрать для нового учебного заведения своё «любимое детище». Архитектор был вполне удовлетворён новой ролью здания, созвучной его изначальной функции и архитектурно-художественному образу. «И игла шпиля, устремлённая к небу, и соседство с Невой, и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота Российского, многие другие детали так удачно совпадают, что даже мне, зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом именно для нахимовцев», - говорил Дмитриев. И с этими словами можно полностью согласиться.

Обложка публикации: Общий вид Училищного дома имени Петра Великого с Петроградской набережной.

Борис Кириков.

Фотография Юрия Молодковца

В 1899 году в Городской Думе была образована юбилейная комиссия, где разрабатывались различные проекты по празднованию 200-летия Санкт-Петербурга. Предложено было множество проектов, среди них такие как строительство Беломорского канала или возведение здания Городской Думы на Петровской набережной. Но победила другая идея, принадлежащая Комиссии по образованию - построить Училищный дом имени Петра Великого. В те времена в России повсюду строились школы, открывались пансионы, идея просветительства, новых Училищных домов была в начале XX века крайне популярна.

Участок для строительства был вскоре намечен - участок на территории Пенькового буяна, у домика Петра I . Новое здание должно было стоять к нему фасадом. 19 марта вопрос был решён, под строительство было выделено 1800 кв. саженей. Здесь планировалось построить целый комплекс учебных домов. Так как до юбилея города оставалось совсем мало времени, к празднику успевали только ограничиться торжественной закладной первого здания.

16 апреля 1903 года Городская Дума вдруг отказывает комиссии в отведённом месте. Причина проста - высокая стоимость участка. В том месте где располагался Пеньковый буян кв. сажень стоила 220 рублей, это была большая сумма для того времени. К 29 апреля было предложено выделить место на углу Пеньковой улицы и Малой Дворянской, там земля стоила всего 120 рублей за кв. сажень. 12 мая Городская Дума всё же согласилась предоставить для строительства этот участок, и то не единогласно (38 - "за" и 21 - "против"). "В дни юбилейных торжеств на этом месте должно быть произведено освещение" - так решила Дума. До праздника оставалось всего три дня.

«И игла шпиля, устремленная к небу, и соседство с Невой, и бюст Петра, царя-морехода, основателя флота российского, многие другие детали так точно совпадают, что даже мне зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом для нахимовцев» А.И. Дмитриев

Несколько дней назад исполнилось 140 лет со дня рождения известного архитектора России А.И. Дмитриева. Творчество этого видного зодчего охватывает всю первую половину XX века. Многообразное и многожанровое наследие мастера включает около ста крупных проектов и построек, многие из которых вошли в летопись отечественной архитектуры.

Александр Иванович Дмитриев родился 2 (14) октября 1878 года в семье фотографа, приписанной к мещанскому сословию города Пскова. С детских лет он увлекался рисованием. Мальчик рано остался без отца, и овдовевшая мать Ю.А. Дмитриева продолжала держать фотографическое заведение и прилагала все силы, чтобы дать полноценное образование Александру и его младшему брату Николаю. Благодаря заботам матери он овладел французским, немецким и английскими языками, которые так пригодились в заграничных командировках.

Летом 1895 года шестнадцатилетний юноша приехал в столицу и, успешно сдав экзамены, поступил в Институт гражданских инженеров. Свою первую работу по рисованию на первом курсе студент Дмитриев выполнил на тему «Древности Пскова». Прекрасные акварельные рисунки выпускника были оценены на «отлично». Много лет спустя он вспоминал свое первое произведение: «Недавно перечитал «Некоторые древности Пскова» и увидел, что это юношеское исследование мог бы подписать и теперь, через полстолетия ничего не меняя». Институт гражданских инженеров Дмитриев закончил с золотой медалью – вторым по списку из 59 выпускников. Талантливый выпускник активно включился в архитектурную жизнь столицы и был избран членом Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов. Одновременно поступил на архитектурное отделение Академии художеств по классу популярного тогда профессора Л.Н. Бенуа. В 1904 году Дмитриев совершает поездку заграницу с научной целью. Поездка в США и Канаду расширила его кругозор.
В своих научных трудах архитектор рассматривал вопросы технических приемов и особенностей строительства, экономики, строительного законодательства, прочности и противопожарной безопасности. Александр Иванович активно принимает участие в архитектурных конкурсах. Его проект здания Государственной Думы для Петербурга получил в 1908 году золотую медаль.

Но наибольшую известность принесло Дмитриеву участие в конкурсе в 1903 году на проект здания Училищного дома имени Петра Великого (Нахимовского военно-морского училища), возведенный на юго-восточной стрелке Петроградской стороны, у истока Большой Невки. В момент конкурса он вместе с фон Гогеном трудился над интерьерами особняка М.Ф. Кшесинской. Свое главное произведение зодчий посвятил 200-летию основания Санкт-Петербурга. Проект он выполнил в духе архитектуры петровских времен, и наградой за удачный проект была первая премия на конкурсе. По отделке и оформлению парадных интерьеров он сотрудничал с великими мастерами, многие из которых входили в творческую организацию «Мир искусства»: А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, М.В. Добужинский, Д.Н. Кардовский, В.В. Кузнецов, А.А. Кудинов, С.В. Чехонин и другие.

Известно, что сам архитектор при выборе здания для обучения и воспитания воспитанников Нахимовского военно-морского училища в 1944 году посоветовал адмиралу Н.Г. Кузнецову здание на Петроградской набережной. Александр Иванович любил бывать в гостях у нахимовцев. Сооружение Дмитриева и сегодня является самым замечательным и примечательным среди учебных зданий Санкт-Петербурга. Более 100 лет главное здание архитектора А.И. Дмитриева не меняет свое счастливое предназначение – воспитание достойных граждан Великой России.

Главный архитектор Петербурга, академик архитектуры всю свою долгую творческую жизнь проектировал и строил жилые дома, промышленные сооружения, судоверфи и мосты в Таллине, Таганроге, Красноярске, Новосибирске, Харькове и других городах, вел научную, преподавательскую и законотворческую деятельность. В этих условиях А.И. Дмитриев поддерживал убежденность в ценности творческого труда. «…Счастье мое заключается в том, что я всю жизнь оставался верен высшему призванию человека – я создавал, — говорил 80-летний мастер. — В этом и есть главная красота человеческой жизни…»

Основные работы А.И. Дмитриева

  • Улица Профессора Попова, ? 1900-1901 гг. - особняк Г. В. Эша. (Не сохранился).
  • Симбирская губернская земская управа на углу Б. Саратовской и Покровской ул. в Симбирске (1902 г.; конкурс; 1-я премия)
  • Петровская набережная, д. № 2-4 - Пеньковая улица - Здание городского Училищного дома имени Петра I (Нахимовское военно-морское училище), 1909-1911 гг.
  • Кронверкский проспект, д.№ 1-3 - улица Куйбышева, д. № 2 - 4, левая часть. Отделка зала и гостиной в особняке М. Ф. Кшесинской. 1905-1906 гг. (Не сохранилась. Зал восстановлен в 1987 г.).
  • Английский проспект, д. № 1/набережная Мойки, д.№ 124 - жилой дом служащих Нового Адмиралтейства. 1908-1909 гг. Ныне - ВНИИОкеангеология.
  • Набережная реки Фонтанки, д. № 203 - корпуса Адмиралтейского судостроительного завода. 1908-1912. Совместно с Н. И. Дмитриевым.
  • Корабельный мост через Мойку против Матисова острова (1912 г.).
  • Верфи, судостроительные и механические заводы Русско-Балтийского Общества в Ревеле (1913-1917 гг.)
  • Дом управления Южной железной дорогой в Харькове (1908-1910 гг.)
  • Пчеловодная школа для крестьянских детей в селе Бутлеровка Спасского уезда Казанской губ. (1907 г.)
  • Рабочие кварталы при заводе Русско-Балтийского Общества в Таганроге (1917 г.)
  • Дом кооперации на пл. Дзержинского в Харькове (1927-1930 гг., совместно с О. Р. Мунцем)
  • Дворец культуры металлургов в Донецке (1929 г.)
  • Дворец рабочего (Клуб железнодорожников) в Харькове (проект 1927 г.; 1931-1932 гг.; расчёт конструкций гражд. инж. Аистов Н. Н.)
  • Государственные Краматорские заводы (новые литейные и котельные мастерские; при участии Митурича Н. А., Сморгонского Л. И.; инж.: Дмитриев П. И., Попов И. О., Иванов В. Ф., Никитин П. И.)
  • Электростанция северо-восточного района Донбасса на газах мартеновских печей
  • Театр-клуб в Краматорске (построен в 1928-1930 гг.; разрушен в 1941-1943 гг.; перестроен при восстановлении в 1945-1946 гг.)
  • Проекты типовых зданий для районов многолетней мерзлоты (с 1948 года).
  • Второй конкурс памятника Скобелеву//Зодчий. 1903, № 33, С.395;
  • Городской училищный дом имени Петра Великого// Зодчий. 1908, № 29, № 33, С.354;
  • Заброшенность Петровских реликвий//Старые годы. Май, 1912;
  • Из иностранных архитектурных журналов//Зодчий. 1902, № 12, С.143-145;
  • Историческая выставка предметов искусства в Москве//Зодчий. 1904, № 4;
  • К вопросу о премировании Петербургской городской Думой лучших фасадов//Зодчий. 1903, № 52;
  • Канализационные колодцы//Зодчий. 1899, № 11;
  • Канализационные поглотительные колодцы//Зодчий. 1899, № 2, С.137-141;
  • Конкурс памятников Вагнеру и Бисмарку//Зодчий. 1902, № 35, С.398-401;
  • К проекту пчеловодной школы в память академика А.М.Бутлерова//Зодчий. 1907, № 46, С.475-476;
  • Некоторые древности Пскова//Зодчий. 1897, Вып.5, С.35-38;
  • XI съезд естествоиспытателей в Москве//Зодчий. 1902, Вып.8, С.97-98; Вып.9, С.109-110;
  • Памятник Ш. Гарнье перед зданием Большой оперы в Париже//Зодчий. 1903, № 32, С.376-378;
  • Результаты двух конкурсов: музея в Бармене и памятника имп. Елизаветы в Вене//Зодчий. 1903, № 28, С.341-343;
  • Современное декоративное искусство//Зодчий. 1903, № 39, С.453-456; № 40, С.469-471;
  • Фельдшерское училище для Черноморского флота//Зодчий. 1913, Вып.10, С.119-120;
  • Французская художественная архитектурная печать за 1903//Зодчий. 1904, Вып.6, С.68-69;
  • Дмитриев А., Кривошеин Г. Внеконкурсный проект моста для Стокгольма//Зодчий. 1908, Вып.28, С.259-261;
  • Дмитриев А.И., Ракитин Д.С. К проекту дома управления южных железных дорог//Зодчий. 1913, Вып.5, С.52;
  • Дмитриев А.И., Ракитин Д.С. Постройка дома управления южных железных дорог в Харькове//Зодчий. 1912, Вып.32, С. ; Вып.34, С.
  • Художественно-архитектурные впечатления дня// Зодчий. 1904, № 8, С. ; № 9, С.106-108; № 11, С.135-137; № 15, С.182-185;
  • Кириков Б.М. Поиски нового в творчестве архитектора А.И.Дмитриева//Архитектурное наследство. 1979, № 27, С.180-189.

Литература:

  • Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала XX века. Каталог выставки. Л., 1982;
  • Кондаков С. Ук.соч. Т.2, С.325;
  • Кириков Б. Архитектор А.И.Дмитриев: К 100-летию со дня рождения//АСССР. 1979, № 2;
  • Кириков Б.М. Образец стиля модерн. Новые материалы об интерьерах памятника архитектуры//САЛ, 1976. № 6. С.38-41;
  • Кириков Б.М. Поиски нового в творчестве архитектора А.И.Дмитриева период 1900-1917 гг.//Архитектурное наследство, 1979, № 27, С.180-189. Кондаков С. — т. 2, с. 325.

Вся информация взята из открытых источников

Илюшина Ирина Васильевна, педагог-организатор 3 курса НВМУ