Наташа Ростова - дочь влиятельных и богатых родителей благородного происхождения, одна из центральных героинь знаменитого романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир».

На её долю выпадет много различных жизненных испытаний, на страницах произведения ей приходится и смеяться, и плакать, и влюбляться, и разочаровываться, взрослеть и превращаться из наивного и милого ребенка в красивую и уверенную в себе женщину.

Характеристика героини

Прототипом героини стала жена автора Софья и её сестра Татьяна, соединив вместе их черты и характеры получился единый образ Наташи Ростовой. Мы знакомимся с юной графиней на именинах, когда ей исполняется 13 лет. Внешность у неё не очень привлекательная, большой рот, пронзительные черные глаза, она отличается живостью и детской непосредственностью, радуется и веселится большому празднику, организованному в её честь. И хотя она довольно изнеженная и избалованная матерью особа и любимица всей семьи, Наташа растет честным и открытым человеком.

Посредственная внешность героини сглаживается её добротой, милым и приветливым нравом. Наташа живет своими чувствами и переживаниями, поступает по зову сердца и подчиненная внутренним инстинктам не всегда понимает, куда они могут её завести. Она не отличается особенным умом, но очень тонко чувствует других людей, очень эмоциональна и порывиста, прекрасно поет и музицирует. Почти постоянно находится в состоянии влюбленности и ожидания счастья.

(Юная Наташа Ростова и Андрей Болконский )

Наивная семнадцатилетняя Ростова сумела растопить сердце умудренного опытом и жизненными печалями графа Андрея Болконского и становится его невестой. Она поразила искушенного графа своей чистотой и бурной жизненной энергией, особенной хрупкостью и нежностью, отсутствием фальши и притворства в чувствах и поведении.

Однако их счастью было не суждено сбыться, юная Наташа очень легко поддается чужому влиянию (лживым советам Элен Курагиной) и увлекается блистательным и довольно подлым офицером Анатолем Курагиным, в то время когда жених уезжает из России за границу. В итоге помолвка была расторгнута и Болконский уезжает на войну.

Образ главной героини

В 1812 году Ростовой около двадцати, она оправившись после тяжело душевного кризиса, вновь надеется и верит в свое счастье. Война с Наполеоном накладывает свой отпечаток на её дальнейшую судьбу. Жалость и сострадание охватывают всю её сущность, ей хочется помочь и утешить каждого пострадавшего, она просит родителей отдать подводы раненым и каждый день молиться за близких ей людей, воющих за Отчизну. Повстречав смертельно раненого Болконского Наташа становится для него истинным ангелом и сестрой милосердия, они все еще любят друг друга, но вынуждены проститься навсегда — князь умирает. Находясь в тяжелейшем моральном стоянии после смерти и любимого человека, и младшего брата Николая, Наташа находит в себе силы чтобы самоотверженно ухаживать за обезумевшей от горя матерью. Ей приходится очень быстро повзрослеть, чтобы стать опорой для родных, в зрелом возрасте ей присущи оптимизм, чуткость, усердие и огромное чувство сострадания к людям.

(Повзрослевшая и счастливая мать Наташа Ростова, жена Пьера Безухова )

В итоге Наташа выходит замуж за вернувшегося из плена доброго и мягкосердечного Пьера Безухова, который не раз утешал её в печали и был лучшим другом и советчиком. В браке с ним она получает то, к чему стремилась всю свою жизнь — тихое семейное благополучие, четверо детей и полную гармонию в супружеских отношениях. Она перенесла множество бед и испытаний и в награду за свое мужество, терпение и удивительную стойкость, получает в награду счастливый брак с надежным и любящим человеком, вместе с которым можно преодолеть все беды.

(Таким запомнился первый бал в жизни юной Наташи Ростовой )

Любые превратности судьбы, трудности и испытания, разочарования и боль, не смогли запятнать душевную чистоту и красоту прекрасной девушки, а позже замечательной матери и жены Наташи Ростовой. Чуткая и открытая она живет по велению своего сердца, а не ума, и по этому по-настоящему понимает людей и всегда готова помочь им в беде. Она не умеет лгать и лицемерить, все её чувства, будь то горе или радость, искрение и идут от самых глубин её души. Считая, что другие люди такие же, Наташа часто становится жертвой мерзавцев и подлецов, пользующихся её наивностью в своих корыстных целях.

(Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967 )

Вся глубина её внутреннего мира раскрывается в чувстве к князю Андрею Болконскому, чистую и глубокую любовь к которому она пронесет через всю жизнь и только смерть станет их вечной разлучницей. Перед уходом из жизни он прощает ей глупую выходку с графом Куракиным, а она окружает его заботой и любовью до последнего вздоха.

Образ Наташи Ростовой имел для автора романа свое особенное значение, ведь для него она одна из самых любимых героинь и воплощение русского национального характера. В его понимании женщина должна быть олицетворением чистой и духовной любви, а её роль должна сводиться к хранительнице домашнего и семейного очага.

Наташа Ростова - дочь богатого графа Ростова, дворянского титула. Впервые мы узнаем о Наташе в 13-летнем возрасте.

Её кудрявые волосы были черного цвета, как и глаза. Эта худая девочка с большим некрасивым ртом, маленькими руками и ногами носила платье, открытые башмаки и кружевные панталончики.

Наташа росла избалованным ребенком, родители ей во всем потакали, но она была всегда честна, открыта, весела и всем, что происходило в её жизни, делилась с графиней-матерью. Отличалась Ростова смелостью, чуткостью и ловкостью. В день своего 17-летия, на настоящем балу, девушка впервые надевает длинное белое кисейное платье с розовыми лентами. Она была счастлива, грациозна и прекрасно танцевала, чем не могла не привлекать к себе внимание почтенных гостей, в том числе среди них был и князь Андрей Болконский.

К двадцати годам Наташа повзрослела, стала уверенной в себе молодой девушкой, её походка изменилась, стала женственной, спокойной и величавой. Глаза девушки стали более пытливыми и внимательными, пальцы были тонкими, длинными и ловкими, а лицо со странным ртом сохраняло аристократичную бледность.

Ростова - редкая девушка, милая, особенная, настоящее сокровище. Наташа была самым чутким человеком из всей семьи Ростовых, она всегда чувствовала людей по оттенкам интонаций, взглядам, выражениям лиц.

Девушка умела разбираться в людях и знала, как кого подержать, кто хороший, а кто плохой. Что доказывает история с Долоховым, который сразу же не понравился девушке, из-за него она чуть не поссорилась братом. Но благодаря своему упорству и твёрдому характеру Наташа всё же добивается своего и доказывает, что была права.

Наташа Ростова не обделена музыкальными способностями: хорошо пела, играла на арфе, гитаре, замечательно грациозно танцевала. Ко всему прочему, девушка любит охоту и хорошо ездит верхом на лошадях. В душе она была простой выносливой русской девушкой. Всё, что Ростова делает – это обязательно от души, она страстная натура.

После 28 лет, уже замужняя Наташа пополнела и поширела, стала не похожа на прежнюю худую Ростову. В период после свадьбы: с 1813 года до 1820 у неё было уже четверо детей - три дочери и сын. К этому времени черты лица женщины стали мягче и спокойнее, излучали ясность, в лице не было того горевшего необузданного огня оживления, в чем была её прелесть когда-то. Теперь не было видно её души, лишь тело. Но когда прежний огонь в Наташе разгорался, женщина была прекраснее, чем в молодости.

После замужества Наташа изменилась в худшую сторону, перестала следить за собой и все её знакомые очень удивлялись такому изменению. Также, прекращает выходить в свет, всё время посвящает семье. Она становится прекрасной женой и матерью. Наташа была требовательной женой и экономной хозяйкой, для которой на первом месте были её дети и муж.

Меню статьи:

Наташа Ростова! На протяжении повести «Война и мир» Льва Николаевича Толстого эта удивительная героиня, дочь богатого графа Ростова, проживает целую жизнь. Она страдает и плачет, смеется и радуется, переживает, временами тоскует, из наивного ребенка превращаясь во взрослую красивую девушку, а затем и в женщину.

Так образ Наташи, на долю которой выпало много испытаний, постепенно раскрывается перед читателем.

Подросток Наташа: «уже не ребенок, но еще не девушка»

В первый раз мы видим Наташу тринадцатилетней девочкой-подростком, радующейся своему дню рождения, большому празднику, который отмечали в честь её именин.

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка» – так характеризует её автор.

Она по-детски непосредственна, весела и это замечают окружающие. Хотя девочку немного балует мать, это не мешает ей оставаться открытой и честной.

Юность Наташи

Внешняя некрасивость Наташи сглаживается её добрым и милым характером. Живя по законам, которые диктует ей сердце, героиня романа остается верной своим принципам, невзирая на мнение людей. Зачастую девушка подчиняется внутренним инстинктам, не задумываясь над тем, что делает. В пору юности Наташа соприкасается с лживым и притворным светским миром, и он – хорошо, что только на время – заглушает в ней чистые и светлые порывы души, заставляя руководствоваться чужим, навязанным ей мнением. Так, следуя советам лживой и подлой Элен, Наташа поначалу принимает ухаживания Анатоля Курагина и не может понять, кого любит больше: князя Андрея Болконского (первая встреча с которым произошла в имении Ростовых) или все-таки его.



Крайне трудно разобраться в чувствах молодой девушке, которая только начинает жизнь, и она совершает ошибку, вследствие которой мучится угрызениями совести и корит себя.

Да, Наташа изменила Андрею, но это было в некоторой степени спровоцировано его поведением. В эту пору единственным утешением для нее стал не кто иной, как Пьер Безухов, человек с детской душой.
После пережитого душевного кризиса Наташа вновь полна надежд на будущее.



На протяжении всего романа «Война и мир» читатель может заметить, насколько склонной к жалости и состраданию является Наташа. Однажды, увидев плачущей близкую подругу Соню, девушка зарыдала тоже, даже не зная причины её слез.

На пути к зрелости

1812 год стал переломным в судьбе Наташи Ростовой. Приближающееся наступление Франции на Россию всколыхнуло в девушке новые чувствования.

Она понимает, что может спасти её Отечество: «Миром, - все вместе, без различий сословий, без вражды, а соединенные братской любовью - будем молиться» – размышляла Наташа Ростова. «Только на молитве она чувствовала себя в силах ясно и спокойно вспоминать и о князе Андрее и об Анатоле, как об людях, к которым чувства ее уничтожались в сравнении с ее чувством страха и благоговения к Богу…»

В это очень тяжелое время некоторые эпизоды подчеркивают жертвенность Наташи Ростовой, её желание помочь пострадавшим. В сложной ситуации девушка не видит иного выхода, как попросить родителей использовать их подводы для транспортировки раненых солдат, и ни в коем случае не оставлять их в Москве на произвол судьбы.

«…Раненые, вот кто! – восклицает Наташа, возмущаясь намерениями родителей. – Маменька, ну что нам-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе! Маменька! Это не может быть!»

Позже девушка обнаружила, что среди пострадавших находится Андрей Болконский.


Девушка ухаживала за любимым с присущей ей самоотверженностью, но, к сожалению, это не помогло ему: Андрей скончался. За этим страшным горем последовало другое – смерть на поле боя младшего брата Пети Ростова. Но это побудило девушку еще к большему самоотречению: Наташа день и ночь ухаживает за больной матерью, которая от ужасного известия слегла в постель. «Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней.

Проснулась любовь, и проснулась жизнь» – описывает автор душевное состояние девушки.

Она мало-помалу взрослеет, и все более в характере заметны такие качества, как усердие, оптимизм, отзывчивость, которые, несомненно, помогут ей при создании собственной семьи.

Наташа Ростова – мать и жена

Разительные перемены, произошедшие в Наташе Ростовой после брака с графом Пьером Безуховым (который, к великой радости Наташи возвратился живым из плена), заметили все окружающие. Она заметно пополнела, но теперь в женщине привлекало другое: её удивительная любовь к семье, забота о Пьере, уважение его как мужа и отца детей. «Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно» – так описывает автор свою любимую героиню Наташу, ставшую женщиной.

Не удивительно, что даже через семь лет супружества он чувствует твердую почву под ногами, ведь видит себя отраженным в жене.

4.7 (94.29%) 7 votes

"Сущность ее жизни -любовь", - так сказал о Наташе Л. Н. Толстой. Наташа Ростова, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни - измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею -- к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа

Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство.

Самостоятельная работа. Используя таблицу, ответить на вопросы.

Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора?

Танец Наташи во время охоты.

Ошибки, цена испытаний

Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным? Как вы оцениваете поступок Наташи?

Наташа – воплощение любви

Что возрождает Наташу к жизни после смерти Андрея Болконского?

Замужество

Какой показана Наташа в эпилоге? Чего добилась в жизни?

Предварительный просмотр:

УРОК

ТЕМА: ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ

ЦЕЛЬ: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ : беседа, сообщения учащихся, самостоятельная работа.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Характеристика Наташи Ростовой», фрагменты видеофильма.

ХОД УРОКА

Эпиграф Я не жил прежде. Только теперь живу.

Князь Андрей

Эта девушка такое сокровище…Это редкая

Девушка.

Пьер Безухов

1. Орг. Момент

Добрый день, ребята. Всего в романе свыше 550 лиц. Из них свыше 200 – это реальные исторические личности. Назовите героев романа. (Ребята, называя героев, садятся).

2. Вступительное слово учителя

Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих».

Особенности писательской манеры Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев Н. Г. Чернышевский назвал "диалектикой души", имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях.

С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно. Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним?

Словарная работа

Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь. Это и будут их основные черты.

Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие,ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие,карьеризм, достоинство, скромность, позерство.

Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:

хранительницу очага, основу семьи;

высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, связь с народом, патриотизм, понимание общественных проблем;

движение души.

Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова.

3. Беседа.

Прототип – реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека – героя произведения. Как правило, литературный персонаж имеет несколько прототипов. Совмещая в себе отдельные четы различных лиц, известных автору. Прототипом Наташи Ростовой считаются своячница Л.Н.Толстого Татьяна Андреевна Берс (в замужестве Кузминская) и его жена, Софья Андреевна Берс. Сам писатель признавался, что, создавая образ Наташи, он «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа.

Значение имени Наталия. Наталия означает «родная». Происхождение имени Наталия. Анализ тайны имени Наталия имеет смысл начать с происхождения. История имени Наталия имеет латинские корни, и произошло в первые века христианства от латинского слова Natalis Domini, что означает рождение, Рождество. Существует форма Наталья.

Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу?

Остановимся на сценах, которые показывают Наташу в самые яркие моменты ее жизни, когда особенно ощутима «диалектика души». Итак, первая встреча с Наташей. Прочтите описание ее поведения, портретную характеристику.

В чем, по-вашему, прелесть героини, ее обаяние?

Обаяние ее – в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать. Именно такой предстает перед нами Наташа при первой встрече.

Вторая встреча с героиней. Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с ней. Болконский, который переживает тяжелый душевный кризис, приезжает по хозяйственным делам в Отрадное. Но вдруг случается нечто, что словно пробуждает его ото сна. Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой безумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как все, что живет и любит жизнь. (эпизод «Ночь в Отрадном» том 2, часть 3, гл.2).

Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев?

Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни Шерер среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди как реки».

Вспомните эпизод «У дядюшки», без которого нельзя представить себе сущность героини: «…песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное…» Зачитать сцену пляски (том 2, часть 4, гл. 7) или просмотреть фрагмент видеофильма.

В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. «Сущность ее жизни – любовь», - пишет Толстой. Любовь определяет ее жизненный путь и тогда, когда она только живет, ожидая ее, и тогда, когда становится женой и матерью.

Первый бал Наташи Ростовой – одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймет тебя. В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.

Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?

Его отец поставил жесткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.

Зрелый человек, князь Андрей все же не посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?

Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало. Но в любви нельзя думать только о себе. Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их вместе на всю жизнь.

Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным?

Полюбив, она желает счастья сейчас же, немедленно. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Надо чем-то заполнить образовавшуюся пустоту. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Анатоль и Элен, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа доверяла Пьеру, полагая, что граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной.

Как вы оцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее?

Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полной жизнью. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться.

Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И она пишет записку княжне Марье, в которой сообщает, что не может стать женой Болконского. Такова ее сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Она сама себе беспощадный судья.

Что же возрождает Наташу к жизни?

Тяжело видеть ее страдания после смерти князя Андрея. Она, оторванная от семьи, чувствует себя очень одинокой. В жизни отца, мамы, Сони все оставалось по-прежнему, благополучно. Но вот горе обрушилось на всю семью – погиб Петя, мальчик, который и на войне играл в войну. Сначала Наташа, погруженная в себя, не поняла чувства матери. Поддерживая мать, Наташа сама возрождается к жизни. «Любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь» - пишет Толстой. Итак, гибель брата, эта «новая рана» вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.

К чему пришла Наташа? Чего добилась в жизни?

Наташа много пережила; душевные страдания, конечно, изменили ее внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанным.

Толстой показал Наташу в прекрасный период ее жизни, когда важнее ребенка для нее нет ничего. А отношение ее к мужу? Не все она понимала в деятельности Пьера, но он для нее – саамы лучший, самый честный и справедливый. А ведь Пьер, вступивший в тайное общество, может быть, выйдет с теми, «которые любят добро», на Сенатскую площадь. И, несомненно, Наташа, оставив все, поедет за ним в Сибирь.

В задуманном романе о вернувшемся с каторги декабристе Толстой хотел показать Пьера и Наташу мужем и женой (Лабазовы).

ВЫВОД: И хотя мы не во всем согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.

4. Самостоятельная работа. Используя таблицу, ответить на вопросы.

ХАРАКТЕРИСТИКА НАТАШИ РОСТОВОЙ

Первая встреча с Н. Ростовой

«…в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка…».

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка … была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка … Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись».

Характер Наташи

Искренность, естественность в обращении с родными, восторг при виде красоты окружающего мира (эпизод «В Отрадном»), умение бессознательно передать ощущение красоты другим (князю Андрею); умение понять состояние других людей и прийти им на помощь.

Первый бал Н. Ростовой

«Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее и ей одной особенно улыбнулась. Хозяин тоже проводил ее глазами …».

«Князь Андрей … любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, робостью и даже ошибками во французском языке … Князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившиеся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастью».

«Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя».

Народные, национальные черты в характере Наташи

Танец Наташи во время охоты.

«Наташа сбросила с себя платок …и, подперши руки в бока, сделала движение плечами … - Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой – этот дух, откуда взяла она эти приемы. Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

Решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы.

«Горло ее задрожало от судорожных рыданий…она стремительно бросилась по лестнице. Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря, ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.

Это нельзя, маменька, это ни на что не похоже… Маменька, ну что нам-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе…»

Ошибки, цена испытаний

Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить, и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Наташа будет долго болеть – ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини.

Наташа – воплощение любви

Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но вносит изменения в характер. Все существо героини не может находиться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назначение.

«Когда он (князь Андрей) очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему хотелось любить, … стояла на коленях. Лицо ее было бледно и неподвижно. Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно, любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны».

Замужество

«Наташа вышла замуж весной 1813г., и у ней в 1820 г. было уже три дочери и один сын».

Любовь Наташи к Пьеру дает герою понять возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви.

Обвиняли Толстого в том, что Наташа Ростова осталась в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации. Эмансипация – освобождение от зависимости, подчинённости, угнетения, предрассудков.

Задания:

Составить характеристику Наташи Ростовой.

Ответить письменно на один вопрос:

  1. Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?
  2. Почему хозяин и хозяйка бала обратили на Наташу особое внимание?
  3. Как Толстой описывает возникновение и развитие любви Наташи и князя Андрея?
  4. Пляска Наташи у дядюшки. Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора?
  5. Какие черты характера Наташи проявились во время Отечественной войны 1812 года?
  6. Какими нравственными критериями оценивает автор своих героев? Каким образом Наташа соответствует этим критериям?
  7. Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне?

4. Подведение итогов урока

5. Домашнее задание

1. Подготовить сообщения « Семейство Болконских», «Семейство Ростовых», «Семейство Курагиных».

2. Подготовиться к тематическому контролю

Что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вопросы и задания для исследовательской работы

1. Первое знакомство с Наташей (т. 1 ч. 1 гл. 8, 9, 10, 16).

Сравните портреты Наташи, Сони, Веры. Почему в одной автор подчеркивает"некрасивая,но живая", в другой -- "тоненькая, миниатюрная брюнетка", в третьей --"холодная и спокойная"?

Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? ("Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру").

В повести "Детство" Толстой писал: "В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно".Понаблюдайте,как улыбаются героини. Наташа: "смеялась чему-то", "ей все смешно казалось", "расхохоталась так громко и звонко,что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись", "сквозь слезы смеха", "заливалась своим звонким смехом". Соня: "улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого", "притворную улыбку". Жюли: "вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор". Вера: "Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно". Элен : ". что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо" (т. 1 ч. 3гл. 2).

Итог урока . "Сущность ее жизни -- любовь", -- так сказал о Наташе Л. Н. Толстой. Наташа Ростова, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий:от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни -- измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею -- к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.

ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ

Цель урока: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Любимые Нелюбимые Сложно определить ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ

Любимые Нелюбимые Сложно определить Наташа Ростова А. П. Шерер Соня Марья Болконская Элен Курагина Вера Жюли Карагина А. М. Друбецкая Лиза Болконская Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие,ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ

Особенности писательской манеры Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев Н. Г. Чернышевский назвал " диалектикой души", имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях.

Прототип – реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека – героя произведения. П рототипом Наташи Ростовой считаются своячница Л.Н.Толстого Татьяна Андреевна Берс (в замужестве Кузминская) и его жена, Софья Андреевна Берс. Сам писатель признавался, что, создавая образ Наташи, он «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа».

ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ НАТАША Наталия означает « родная ». Имя Наталия имеет латинские корни и произошло в первые века христианства от латинского слова Natalis Domini , что означает «рождение», «Рождество».

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С НАТАШЕЙ РОСТОВОЙ «Она была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка ». «Вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери … и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка … и остановилась в середине комнаты». Юная Наташа – это «черноглазая с большим ртом, некрасивая, но живая девочка» - поёт так, что у слушателей «дух захватывает от восхищения».

ПЕРВЫЙ БАЛ НАТАШИ РОСТОВОЙ «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня … Нет, это не может быть,- думала она».

НОЧЬ В ОТРАДНОМ Толстого привлекает распахнутость Наташи в мир природы. Её потрясает красота лунной ночи: «Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало!» - Ну как можно спать! … Да ты посмотри, что за прелесть! Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало! Соня неохотно что-то отвечала.

НАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ В ХАРАКТЕРЕ НАТАШИ «Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала,- эта графинечка, воспитанная эмигранткой – француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить (т.2, ч.4 гл.7)»

ОШИБКИ, ЦЕНА ИСПЫТАНИЙ «Погибла я для любви князя Андрея или нет..?» (т.2, ч.5, гл. 10)

НАТАША РОСТОВА – ВОПЛОЩЕНИЕ ЛЮБВИ «Когда он (князь Андрей) очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему хотелось любить, … стояла на коленях. Лицо ее было бледно и неподвижно. Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно, любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны».

НАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ В ХАРАКТЕРЕ НАТАШИ « Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе!- закричала она (Наташа).- Они остаются!..» (т.3, ч.3, гл.16)

ЗАМУЖЕСТВО «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой) «Наташа вышла замуж весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын».

«Сущность её жизни – любовь. Именно своей молодостью, естественностью она привлекает князя Андрея «вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…»

НАТАША ПЬЕР МАРЬЯ НИКОЛАЙ БОРИС БЕРГ АНАТОЛЬ АНДРЕЙ

Судьба Наташи Ростовой раскрывает взгляды Толстого на роль женщины в обществе. Высшее её призвание и назначение … в материнстве, в воспитании детей, ибо именно женщина является хранительницей семейных уставов, тем светлым и добрым началам, которые ведёт мир к гармонии и красоте.

Толстой ценит и любит в женщине: - хранительницу очага, основу семьи; высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, связь с народом, патриотизм, понимание общественных проблем; - движение души


Наташа Ростова - центральный женский образ романа «Война и мир», одна из любимых героинь Льва Николаевича Толстого. Внешность девушки далека от канонов классической красоты (автор "нарисовал" ее простой, даже с запоминающими с черными, как ночь, глазами, большим ртом, нескладным телосложением). Цитатная характеристика Наташи Ростовой (особенно, в сравнении с Элен Курагиной) наиболее полно может дать представление об образе.

В начале романа Наташа предстает перед нами в образе игривой, задорной девчонки, которая страстно и искренне любит жизнь. Еще подростком она была совершенно независима от чужого мнения и не хотела играть по правилам высшего света. Наташа Ростова, характеристика которой так схожа с Татьяной Лариной из "Евгения Онегина", Софьей из "Горя от ума" и многими другими женскими образами, наполняет роман светом, динамикой, самой жизнью во всей ее полноте. Ярким эпизодом можно назвать пляску Наташи после охоты, когда внутри героини взбунтовалась русская душа, и на мгновение было забыто «французское» воспитание, графское происхождение - осталась только русская девчонка Наташа Ростова. Характеристика ёмкая, не так ли? Её увлечение забавами и любовь к французским романам еще больше сближают девушку с героинями Пушкина и Грибоедова.

Образ Наташи Ростовой отличался искренностью. Она умеет понять и выслушать людей, стремится протянуть руку помощи.

Натура Наташи романтична, девушка склонна к глубоким переживаниям и искренним эмоциям: она влюбляется в Болконского, ошибается в отношениях с Курагиным... Характеристика Наташи Ростовой не говорит нам о таких качествах, как вдумчивость, интеллектуальность и жизненная прозорливость - это не самые главные черты, которыми хотел наделить ее автор. чистота души - эти три качества и являются главными в образе героини. Лев Николаевич Толстой хотел показать всем, что Наташа Ростова - характеристика настоящей русской души, сильной женщины, которую не сломили события войны 1812 года. Внутренняя сила движет ее поступками - она ухаживает за раненным Болконским, стойко переживает смерть Пети, берет на себя главенствующую роль в семье.

Ростова становится истинной русской женщиной, способной на подвиг.

Чувственность, искренность, доброта и душевность стали фундаментом ее характера, поэтому она и нашла счастье с Пьером Безуховым. Наташа Ростова, характеристика которой говорит о развитии, духовном взрослении, становлении, - это мнение Льва Толстого о том, какой должна быть Даже то, что в конце романа он назвал Наташу самкой, у которой четверо детей (более того, младшего сына она кормит сама!), вовсе не говорит о негативизации ее образа - самка (в понимании Толстого) - это женщина, достойная продолжать свой род, способная воспитать будущие поколения.

Основная характеристика Наташи Ростовой говорит нам, что важна не внешность, а внутренняя красота - девушка и в молодости была незаметна, а к концу жизни и вовсе стала довольно заурядной. Наташа - это русская душа, олицетворение самой России - растрепанной, неказистой, но духовно сильной, способной выдержать все испытания.