МОУ «Краснощековская средняя (полная)

общеобразовательная школа №1»

Отражение национального сознания через образы народных сказок

Исследовательская работа

Леонова Екатерина 9 «А» класс

Научный руководитель:

Давыдова Г.М., учитель

русского языка

Краснощеково

Глава I. Роль сказки в жизни людей……………………………………………………………...5


  1. О соборности русского народа…………….………………………………………………….…5

  1. Соборность в русской народной сказке «Теремок»……………………....6

  2. Соборность в русской народной сказке «Репка»…………………………….7

  1. Индивидуализм русского народа………………………………………………………………8

  1. Индивидуализм в русской народной сказке «Волк и семеро козлят»………………………………………………………………………………………… ……8
Глава II. Опрос среди учащихся КСШ №1…………………………………………………..10

Глава III. Сопоставление русских сказок с зарубежными……………………………11


    1. Сравнение русской народной сказки «Колобок» и японской сказки «Как заяц море переплыл»………….………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………………………………..13

Список использованных источников и литературы…………………………………….14

Приложение………………………………………………………………………………………………….15

Введение

Социологические исследования, проведенные в России в последние несколько лет, показали, что новые экономические и политические условия влияют на национальное сознание, изменяют менталитет русского народа: от традиционной соборности мы отходим в сторону западного индивидуализма. Некоторые московские социологи утверждают, что этот процесс идет в России повсеместно, особенно активно участвуют в нем молодое поколение и что о прежних национальных духовных ценностях, таких как: народное единство, долг перед родиной - скоро придется забыть.

В своей работе я выдвигаю гипотезу, что данное утверждение может быть и то только частично верным для населения столичных городов-мегаполисов, в то время как на большей части территории нашей страны, в так называемой глубинке, подобное заявление преждевременно и ошибочно.

Цель моей работы доказать, используя отношение учащихся нашей школы к русским народным сказкам, ошибочность этого утверждения. Я думаю, что, неосознанно отдавая предпочтение сказкам, где главные герои объединяются, чтобы совместными усилиями добиться успеха, школьники следуют традициям, идее русской соборности, общинности, единства, когда правила «за общее дело стой смело», когда выражение «всем миром» исключает не только возможность, но и саму мысль отказаться от личного участия в деле для пользы родины, без корыстного расчета.

Объектом исследования являются русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят».

Предметом исследования являются главные действующие лица перечисленных сказок и субъективное отношение к ним молодых россиян, проживающих в селе Краснощеково, Алтайского края, которые находятся далеко на периферии от любого крупного города нашей страны.

Национальное сознание формировалось столетиями и имеет тысячелетнюю историю. Его изменение, безусловно, отразится на государственном устройстве в целом и на жизни каждого гражданина в отдельности. Поэтому задуматься о том, что с нами происходит: сохраняем ли мы в своем сознании то, чем всегда был силен русский народ, или заменяем традиционные ценности напрежде чуждые русским людям, сейчас особенно актуально.

Задача исследования: определить, ушла ли соборность русского народа.

Поставленная задача решалась с помощью:


  • Анализа научно-популярной литературы;

  • Социологического опроса школьников;

  • Сравнительного анализа русских народных сказок;

  • Сопоставительного анализа русских народных сказок с зарубежными.

Глава I

Роль сказки в жизни людей.

Сказка – это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир не только детской души, но и взрослого человека.

Все люди делятся на людей, живущих сказкой, и людей, живущих без сказки. И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье по-младенчески вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и по-младенчески внимать ответам его первозданной доисторической философии. Такие люди живут в «ладу» со своей национальной сказкой. Согласно чудесному и мудрому совету Лескова: «Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Горе тому, у кого ее не будет под старость!»

Великий психолог Карл Юнг говорил: «Сказка – это кодовый язык, шифр нации. И если она глупит, то нарочно. Потому что должна быть общедоступной».

Сказок было бесчисленное множество. Но до нас дошли лишь те, которые прошли тщательную проверку временем. Если сказка тысячелетиями передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и почти в первозданном виде дошла да нас, людей XXI века, значит, она несет в себе некое глубокое знание.


    1. О соборности русского народа
Соборность - одно из главных духовных условий национального единства и создания мощной державы, какой была Россия.

Запад не сумел создать такого мощного государства, как Россия, объединенного на духовных началах, потому что он не достиг соборности, а для объединения народов вынужден был использовать, прежде всего, насилие. Католические страны, обладали единством без свободы, а протестантские - свободой без единства.

Россия сумела создать органичное сочетание единства и свободы, в условиях которого почти каждый русский был строителем великой державы не за страх, а за совесть. Абсолютные ценности, на любви к которым объединялись русские люди - Бог, Царь, Родина, или, как это звучало в массе, за Бога, Царя и Отечество.

Соборность, одно из главных понятий Святой Руси, имеющее основу в христианском учении о Церкви, которое присутствует в Никейском Символе веры: “Верую во святую, соборную и апостольскую церковь”. Соборность в христианской традиции понимается как церковное единение христиан в любви, вере и жизни.

Таким образом, известная формула “Православие, Самодержавие, Народность” возникла не на пустом месте, а отражала соборные ценности русского народа, возникшие еще в глубокой древности.


  1. Соборность в сказке «Теремок»
По мнению ученых, сказки о животных – наиболее ранний жанр. Каждое животное вызывало у людей свой ряд впечатлений, и это разрабатывалось в вариантах сказки ее разными исполнителями. Каждый зверь получал какую-то особую характеристику. Например: «лягушка-квакушка», «зайчик-побегайчик», «лиса Патрикеевна» или «лисичка-сестричка».

В русских сказках стоит задача выживания не личного, а «кустового». И поэтому герой помогает всем. А затем ему помогают справиться с серьезной проблемой то медведь, то лисица, то лягушка. Это можно проследить и на примере русской народной сказки «Теремок». Нашла мышка домик, поселилась в нем, прискакала к ней лягушка, вместе жить стали и т. д. Вместе жить тесно, а врозь скучно. Всем помогли, только домик не выдержал этой гостепреимчивости и рухнул. Но потом герои всем миром построили новый, лучше прежнего, где всем хватило места.

Как здесь не вспомнить образование Руси, которое относится к 882 году, когда новгородцы завевали Киев, и произошло объединение северной и южной территорий. Киевская Русь объединила полтора десятка племенных союзов (полян, северян, деревлян, вятичей, кривичей, словян и др.), их стали называть русами (а также русичами, росами). Они не были едиными по происхождению, но, сохраняя память о своем «роде-племени», сумели создать сильное государство, способное противостоять набегам кочевников.


  1. Соборность в сказке «Репка»
По мере исторического развития стали появляться сказки с прирученными домашними животными и птицей. Животные, которые повседневно окружали славян, сделались персонажами их сказок: собака, кот, петух, лошадь и т.д. Вскоре в сказки вошел и сам человек, как полноправный участник событий.

Давайте попробуем разобраться в русской народной сказке «Репка». О чем она?

Посадил дед репку. Если вспомнить выражение «сеять разумное, доброе, вечное», то можно сказать, что речь идет о какой-то идее, важной полезной, необходимой многим. Но реализовать задуманное одному не возможно. Требуется помощь всех без исключения, поистине «всем миром». И если про бабку, внучку, Жучку и кошку все понятно: подчиняются главе семьи деду, то о мышке стоит сказать подробнее.

В мифологическом сознании народов существует связь между мышью и музой. Есть созвучие даже в словах «мусса» и «мюс» - мышь. В Древней Элладе существовал культ Аполлона Мышиного, повелителя мышей. Сравним с Аполлоном Мусагетом – предводителем муз.

Не только у греков, но и у других народов с мышами связано множество верований и примет. Давно заметили, как оживляются мыши перед грозой: они «пляшут» и водят «хороводы». Это дало основание связать их с богом-громовержцем (греков с Зевсом). По поведению мышей предсказывали будущее, ворожили.

С другой стороны мыши живут в подполье, в норках. Следовательно, они дети матери-Земли. «Гора мышь родила»- это выражение когда-то имело буквальный смысл. Но есть и более глубокая связь – с преисподней, с подземным царством. Отсюда мотив оборотничества, который присутствует в народных сказках.

Вот ведь какие удивительные эти мыши. И вещие и зловещие.

Теперь ясно, почему не справились без вмешательства мышки, казалось бы, более сильны персонажи. Как здесь не прийти к выводу, что в любом великом, полезном для народа деле нельзя отказываться от помощи, откуда бы она ни пришла, а ведь иногда эту помощь не иначе как чудом и не назовешь.

Значит, в русском национальном самосознании общее дело получает помощь могучих покровителей, в каком бы образе они ни явились. Соборность народа подтверждается в такой знакомой нам сказке «Репка», о которой можно сказать: «Всем миром помогли».


    1. Индивидуализм русского народа
Русскому народу несвойственен индивидуализм. Еще со времен славянских племен жили общинами, соблюдая строгую иерархию, поэтому каждый мог чувствовать себя в безопасности: друг за друга стояли горой, любую опасность встречали плечом к плечу, любое дело делали всем миром. Поистине, «Один за всех, и все за одного». Поэтому так велико у русского народа значение семьи, дома. Отторжение, враждебность вызывает тот, кто является угрозой жизни, покою и благополучию любого, кто живет честно и правильно, согласно народным традициям.

  1. Индивидуализм в сказке «Волк и семеро козлят»
Врагом домашнего покоя в русских сказках выступает одинокий волк, то есть индивидуалист. Ради собственной выгода он готов пойти на все: подслушать песенку мамы Козы и, надеясь на удачу, пропеть ее своим толстым голосом. Когда не получилось обмануть, готов был пожертвовать своим голосом, перековав его в кузне на тоненький. Опять не получилось. Но Волк любит себя и, если он не достигнет своей цели, значит, он не уважает себя. Поэтому теперь он учит наизусть песенку Козы, поет ее тоненьким голосом и добивается успеха. У других народов на этом месте должен быть конец, но у русских зло в образе волка, не может победить добро в образе «семьи», пусть даже и козы. Вот и уцелел один козленок, чтобы рассказать маме о несчастье, чтобы назвать имя злодея. Что могла сделать коза в этой ситуации? Только плакать и проклинать того, кто погубил ее детей. И что делает волк, услышав эти проклятья? Он всякими способами оправдывается, завлекая козу прогуляться в лес. Мы не знаем, откуда взялась в лесу яма с огнем, не понимаем, почему коза согласилась на эту прогулку, но они пришли к этой яме, и Коза предложила прыгать через нее. Зато мы хорошо понимаем, почему Волк согласился прыгать. Всякий, кто думает только о себе, думает, что он самый-самый умный, сильный, хитрый, ловкий и т.д. вот волк и не сомневался в себе и поплатился за это. А семья воссоединилась и стала жить по-прежнему. Получается, что тот, кто противостоит добру в образе устоявшихся ценностей: семья, общество, традиции - всегда в одиночестве, всегда порицаем людьми. А зло будет наказано. Этому учит русская народная сказка.

Глава II

Опрос среди учащихся КСШ №1.

Для того чтобы выяснить преобладает ли среди молодых россиян, проживающих в провинции, идея соборности или уже преобладает индивидуализм, был проведен опрос. 1 В ходе опроса учащиеся 5 – 8 классов КСШ №1 отвечали на вопросы. В опросе приняли участие 73 человека

Все участники опроса знакомы с предложенными русскими народными сказками. Одна из них, «Колобок», представляет собой в лице главного героя образец мышления и поведения индивидуалиста, то есть чуждого русскому менталитету. Другая, «Теремок», является примером русской соборности.

Участникам было предложено выбрать без объяснения, понравившуюся им сказку. Исходя, из сделанного выбора можно сделать вывод, какой идее отдает предпочтение респондент.

Также участники отвечали на вопрос: «Какие виды спортивных соревнований Вы предпочитаете смотреть: Командные или индивидуальные?»

Результаты получились следующие.



Таким образом, можно сделать вывод, что среди детей, возраст которых 11 – 15 лет преобладает идея соборности, единения, общности.

Глава III

Сопоставление русских сказок с зарубежными.

Русские сказки отличаются от зарубежных.

Иностранный сказочный персонаж отправляется в путь за тем, чтобы состояться в этой жизни: получить профессию или найти клад. Это целеустремленный герой с четким вектором движения. Если кто-то попадается ему на пути, он быстро его побеждает и идет дальше к цели. Западный герой хронометрирован: все его время рассчитано так, чтобы он оказался на вершине славы и богатства. В этих сказках заложен механизм выживания западной нации. Идея личного преуспевания.

Наш же герой отправляется в путь со странными задачами, вроде пойти туда, не знаю куда, чтобы принести то, не знаю что. Либо найти человека глупее себя. Импульс его движения - самосознание. Наш герой всегда отвлекается по пути: то яблоне поможет сбросить плоды, то печи – освободиться от пирогов. Отсутствие целеустремленности при максимальной жалостливости – наша культурная установка. Но как только этот герой начинает думать только о себе, гордиться тем, что он ради себя обидел кого-нибудь, симпатия исчезает и приходит уверенность в бесславном конце пути данного героя.


    1. Сравнение русской народной сказки «Колобок»
и японской народной сказки «Как заяц море переплыл».

В русской народной сказке «Колобок» главному герою – Колобку присуща черта западного индивидуализма. Он сам решает свою судьбу: уйти от бабки и деда, самостоятельно выбирает дорожку, по которой ему катиться, с кем разговаривать, то есть он сам себе хозяин. Он возомнил себя умнее, хитрее и сильнее других, каждому встречному напевал песенку, хвастался, что от дедушки и от бабушки ушел, а от других и подавно уйдет. А сам катился, не зная куда. Поэтому совершенно понятно, что в русской сказке самовлюбленный, эгоистичный индивидуалист должен был встретить подобного себе, только более хитрого и изворотливого. Потому что подобное поведение не свойственно русскому человеку, а значит должно быть наказано. В конце сказки « самостоятельного» Колобка съедают, из-за его большого самомнения. В современном обществе можно проследить ту же ситуацию: тот, кто нарушает традиции ради сиюминутной собственной выгоды, тот, в конце концов, теряет большее.

Для сравнения возьмем японскую народную сказку «Как заяц море переплыл» 2 Ради исполнения своего желания, заяц также как и Колобок готов был на обман, притом гордился своей хитростью и ловкостью. Но его высокое самомнение подвело к беде. Огорченному эгоисту был дан шанс на исправление, который в русских сказках не предусмотрен.

Заключение

Выходит, русские народные сказки пропагандируют идею соборности и порицают идею индивидуализма. Глубинный смысл наших сказок такой: только соединившись, можно решить проблему. Это механизм русской соборности: русский обретает свое «я» в чужой судьбе.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая мной, получила подтверждение в ходе исследования сказок и опроса учащихся, проведенных мною исходя из цели моей работы.

Работая над исследованием, я многое открыла для себя, казалось бы, в таких понятных народных сказках. Я узнала, каким образом сказки отражаются на национальном характере общества. Поняла, почему нашему народу присуща идея соборности.

Список используемых источников и литературы


  • Афанасьев А.Н., «Народные русские сказки», изд-во «Художественная литература», 1957 г.

  • Афанасьев А.Н., «Поэтические воззрения славян на природу», изд-во «Индрик», 1994 г.

  • Бидерман Г., «Энциклопедия символов», изд-во «Республика», 1996 г.

  • Грачева И., ««Курочка Ряба», или Родом из сказки», изд-во «Просвещение», 2000 г.

  • Зуева Т., «Русь – Россия – русские сказки», изд-во «Просвещение», 1993 г.

  • Ильин И., «Духовный смысл сказки», изд-во «Просвещение», 1992 г.

  • Кузина С., «Дуракам везет. Это не сказки!», Комсомольская правда, с.12, 14 июля, 2010 г.

  • «Мифологический словарь», под редакцией Мелетинского Е.М., изд-во «Советская энциклопедия», 1991 г.

  • Серия «Любимые книги детства», Сказки, изд-во «Самовар», 2010 г.

  • www.hrono.info/organ/ukazatel/sobornost.php

Приложения

Приложение 1.


  1. Какие русские народные сказки вам нравятся больше всего: «Колобок» или «Теремок» («Репка»)?

  1. Когда вы смотрите спортивные соревнования, вы предпочитаете индивидуальные соревнования или командные виды спорота?
_____________________________________

Приложение 2.

Японская народная сказка «Как заяц море переплыл»

Жил на свете заяц, и было у него заветное желание - море переплыть, на далеком морском острове побывать. Но плавать зайчишка не умел, и лодки у него не было.

Думал-думал заяц и придумал. Гулял он как-то раз по берегу моря, увидел акулу и спрашивает:

Как думаешь, акула, у кого больше друзей - у тебя или у меня?

Тут и думать нечего, у меня, конечно, - сказала акула. - Все акулы в морях и океанах - мои друзья.

И сколько же у тебя друзей?

Не знаю, - задумалась акула, - много, очень много, но, сколько именно - откуда мне знать! Я их не считала.

А давай посчитаем, - предложил заяц.

Да как же мы их посчитаем? - удивилась акула.

А ты подзови акул к нашему берегу, - предложил заяц. - Раз они твои друзья, обязательно приплыть должны. Лягут акулы на волны бок о бок друг к другу, как раз до того вон острова вытянутся. Вот я их и пересчитаю.

"Ай да заяц!"- удивилась акула.

Позвала она на следующее утро всех своих друзей, легли акулы бок о бок в одну линию от берега до самого острова.

Взобрался заяц на спину акуле, постоял, подумал, а потом с одной акульей спины на другую стал перескакивать и громко считать:

Одна, две, три, четыре...

Так и считал, пока не добрался до заветного острова. А там спрыгнул на землю да как закричит:

Здорово я вас одурачил, глупые акулы! Очень мне нужно знать, сколько у акулы друзей! Я на остров попасть хотел! А вы-то и поверили!

Рассердились акулы, ринулись к острову, да заяц давно уж на земле стоит, попробуй достать его. Правда, одной акуле все же удалось схватить зайца за хвост и вырвать клок шерсти.

Уплыли акулы. Сидит заяц на камне, лапой оборванный хвост поглаживает. "Вот так дела! - думает. - Как же я теперь домой попаду? Как через море переберусь?"

А уж темнеет, страшно зайцу на незнакомом острове.

Услышал дух, хозяин острова, как горько плачет заяц, и подошел к нему:

Что ты, заяц, слезы льешь? Акул обмануть надумал? А что же вышло? Разве можно так! Попросил бы акулу, она бы тебя и так по морю прокатила! Ложись-ка спать, завтра утром что-нибудь придумаем.

Наутро дух и говорит:

Обещаешь мне никого больше не обманывать? Перед акулой повинишься?

Да, - молвил заяц.

Бери мою лодку, - сказал дух, хозяин острова, - и возвращайся домой.

Вернулся заяц домой, перед акулой повинился и с тех пор никого больше не обманывал.

1 См. приложение 2

Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. Разумеется, это не означает, что всякий волшебный вымысел берет свое начало из глубины веков. Многие образы волшебной сказки сложились в относительно недалеком прошлом. В каждую новую эпоху волшебная сказка располагала определенным фантастическим материалом, который поколения передавали от старых людей, храня и развивая прежние устно-поэтические традиции.

Русским народом создано около ста пятидесяти оригинальных волшебных сказок, но еще нет их строгой классификации.

Волшебные сказки -- конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета.

Сказки как отдельные явления искусства можно сравнивать лишь по существенным историко-фольклорным, идейно-образным признакам.

Народ понимал, что не чудесами добиваются справедливости, что необходимо реальное действие, но вот вопрос -- какое? Сказки не дают ответа на этот вопрос. Сказочники волшебным повествованием хотели поддержать само стремление народа к справедливости. Благополучный исход сказок несомненно носит утопический характер. Он свидетельствовал о том времени, когда народ мучительно искал выхода из трагических социальных условий.

В волшебной сказке утвердились и свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной сказки.

В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них -- характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования.

Русская красота и нарядность отличают язык волшебной сказки. Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие. В сказке идет речь о темной ночи, о белом свете, о красном солнышке, о синем море, о белых лебедях, о черном вороне, о зеленых лугах. Вещи в сказках пахнут, имеют вкус, яркий цвет, отчетливые формы, известен ма-териал, из которого они сделаны. Доспехи на герое словно жар горят, вынул, говорится в сказке, он свой острый меч, натянул тугой лук.

Волшебная сказка -- образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.

Фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа. Как в зеркале, в ней отразились жизнь народа, его характер. Через сказку перед нами раскрывается его тысячелетняя история.

Сказочная фантастика имела реальное основание. Всякое изменение в жизни народа неизбежно приводило к изменению содержания фантастических образов и их форм. Однажды возникнув, сказочный вымысел развивался в связи со всей совокупностью существующих народных представлений и понятий, подвергаясь новой переработке. Генезис и изменения на протяжении веков объясняют особенности и свойства вымысла в народной сказке.

Складывавшаяся веками в тесной связи с бытом и всей жизнью народа, сказочная фантастика самобытна, и неповторима. Эта самобытность и неповторимость объясняются качествами народа, которому принадлежит вымысел, обстоятельствами происхождения и той ролью, какую играет сказка в народной жизни.

Что такое сказка? Сказка – это нравоучительный рассказ с элементами вымысла, фантазии. Хорошая сказка та, где выдумка является лишь оболочкой, под которой прячется чудесная житейская истина, разумная мысль.

Сказка – это, в общем-то, забава. Но во времена глубокой древности сказка имела другое значение, была, как предполагают, эпическим повествованием

о всемогущих существах, богах и их борьбе. С утратой важного смысла (когда народ стал забывать свои языческие верования), она утратила свой прежний стихотворный склад, в основном сказки – в прозе, но следы мерного склада сохранились, особенно в так называемых «присказках» («скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»).

Народные сказки имеют огромное значение в жизни каждого человека и целого народа. Важная роль сказок заключается в том, что они являются ценным хранилищем всего пережитого, зеркалом, навсегда сохранившим отражение былой жизни.

Сохранению материала жизни народа, его мировоззрению мы обязаны изустным сказаниям народа, его сказкам, песням, легендам. Насколько большое значение имеют эти жемчужины, показывает необычайная живучесть их, переживших века, и в целом виде дошедших до наших дней.

Сказки, сказания содержали в себе настолько много общечеловеческого, имели в основе столько общих взглядов, что кочевали от одного народа к другому и всюду пускали глубокие корни, культивируясь на новом месте сообразно местным взглядам, условиям и привычкам.

Главная заслуга сказки заключается в том, что она во все времена на стороне всего правильного, справедливого, доброго. И в то же время сказка — непримиримый «боец» со злом, лихом, ложью, агрессией. Сказка ненавязчиво рассказывает о важных этических категориях – добре и зле.

Русские народные сказки — первооснова русской культуры, русской литературы.

Ценность сказок в том, что они дают возможность познакомить детей с жизнью и бытом русского народа. Русская народная сказка – это верная помощница в вырабатывании языковых и речевых навыков человека. Эпитеты, обороты речи из сказок с их классическим и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании. Сказки расширяют кругозор человека, дают возможность увеличить словарный запас.

На сказку возложена важная миссия – воспитание подрастающего поколения.

Роль сказок в воспитании детей дошкольного возраста


Рожнева Наталья Сергеевна, учитель – логопед МБДОУ Д/с «Светлячок»
Описание работы: материал может быть полезен воспитателям детских садов, учителям начальных классов, библиотекарям, учителям – логопедам для размещения в родительском уголке или для проведения беседы на родительском собрании.

Сказка – литературное произведение, в котором рассказывается о чем-то волшебном, необыкновенном. Самые удивительные события обычны в сказке. Сложно переоценить роль сказки в воспитании детей.
Сказки развивают мышление, внимание, память и связную речь. Язык сказок прост и поэтому доступен, там нет длинных рассуждений, описаний. Благодаря образности, многочисленным повторам, простоте сюжетных линий сказки вызывают яркий эмоциональный отклик в детских душах, что служит более быстрому запоминанию текстов.
При слушании сказок также происходит знакомство детей с образными выражениями, которые делают речь более выразительной, эмоциональной. Расширяется словарный запас, в активный словарь ребенка входят новые слова, уточняется значение известных ранее.

Сказки расширяют представления малышей об окружающем мире. Дети знакомятся с новыми персонажами, обычаями и предметами быта разных народов. Сказки, где главными героями являются животные, рассказывают о повадках зверей, их качествах и образе жизни.
Во многих сказках прослеживается связь человека с природой. Мир сказок полон волшебства и необычных явлений. Животные говорят и действуют как люди. Даже неживая природа наделяется человеческими чертами. Солнце, месяц, ветер, речка – все оживает в сказках, все имеет свою душу, может помогать главным героям и само нуждается в помощи. Во всем этом отражается идея единства человека с родной природой, любование ей, а также необходимость формирования бережного отношения к окружающему миру и к другим обитателям Земли.
Сказки таят в себе огромную воспитательную ценность, способствуют формированию нравственных понятий. В сказке всегда есть четкая граница между Добром и Злом, положительные герои всегда являются носителями самых лучших черт характера, а отрицательные – самых худших.
Слушая сказку, ребенок всегда отождествляет себя с главным героем, сопереживает его приключениям, вместе с ним проявляет доброту, смекалку, благородство, учится быть смелым, трудолюбивым, находчивым, видит необходимость делать добрые дела.
В сказках любого народа обычно ярко показываются те черты характера героя, которые сближают его с национальным характером. В русских сказках это: трудолюбие, верность в бою и в беде, преданность Родине, смекалка. Не зря считается, что по сказкам можно понять взгляды народа и его философию. Воплощение в сказках положительных черт в главных героях сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Поэтому каждый малыш обязательно должен познакомиться со сказками своего народа.
Ни один ребенок не любит наставлений. А сказка и не учит напрямую, хотя за ее развлекательной формой всегда заложено какое – то поучительное содержание. Как сказал А. С. Пушкин «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Урок этот дается не в виде нотаций и поучений, а яркими и убедительными образами, которые позволяют ребенку на конкретных примерах увидеть действенные способы поведения в той или иной ситуации. При этом детям ничто не навязывается насильно, и все новое, что они узнают, воспринимается как результат собственных усилий.
Сказки показывают , что самое ценное дается в испытаниях, а то, что получено даром, может быстро уйти. Исход любого дела зависит от нас самих, но для этого нельзя сидеть сложа руки, приходится много трудиться. Это важно для формирования терпения, упорства, настойчивости в достижении своей цели.
Положительным сказочным героям в сложных жизненных ситуациях, как правило, приходят на помощь другие люди, животные или сама природа. Но помощники появляются только в крайнем случае, когда главный герой не может справиться в одиночку. Эта особенность важна для формирования самостоятельности.
Как правило, большинство детей первый опыт серьезных переживаний приобретает из сказки. Благодаря этому дети узнают, что в жизни встречаются неприятности, болезни и даже смерть. Это адаптирует ребенка к трудностям, готовит его к благополучному переживанию стрессовых ситуаций. Проживание опасных или сложных жизненных ситуаций в воображении уменьшает страхи, повышает уверенность в себе.
Сказки воспитывают чувства, эмоциональное восприятие мира, отзывчивость, сердечность. Благодаря этому у ребенка формируется способность сопереживать, без которой человек не человек.
Велика роль сказок и в семейном воспитании. Через сказку формируется образ семейных отношений, устоев, почитание родителей и благодарность им.
В дошкольном возрасте происходит принятие ребенком гендерной роли, формируются представления о модели поведения женщин и мужчин в обществе, в семье. Здесь на помощь родителям и воспитателям тоже приходят образы из сказки. Для девочек это красная девица, для мальчиков – добрый молодец.
Сказки позволяют развивать творческий потенциал, фантазию ребенка. Многие вещи детям кажутся живыми существами. Поэтому малыши с охотой слушают истории о приключениях обыкновенной швейной иглы или игрушечного солдатика. Еще Гете говорил, что дети могут из всего сделать все. Ребенка увлекают чудесные превращения, ему важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого малыш получает удовольствие.
С помощью сказок можно помочь ребенку преодолеть его страхи: боязнь темноты, боязнь определенных животных, боязнь выступать перед публикой и т. д. Дети часто испытывают страх перед неизвестным и опасным. Самостоятельно справиться с этим ребенку не так-то просто. Поэтому в психологии существует метод сказкотерапия, с помощью которого детям помогают преодолевать различные страхи. Педагог акцентирует внимание ребенка на приобретении знаний, нужных для преодоления той или иной проблемы, помогает сформировать необходимые для этого навыки.
Сказки близки детям по мироощущению, ведь у ребенка эмоционально – чувственное восприятие мира, ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка действует, прежде всего, на чувства, на сердце, а потом на разум.
Мудрость многих поколений отражена в сказках, но зачастую она представлена в иносказательной форме, в виде символов, непонятных сознанию. Секрет сказок заключается в том, что малыш воспринимает услышанное одновременно и сознанием, и подсознанием. Ребенок сознательно сопереживает главному герою, а подсознание в это время впитывает глубокие истины. Таким образом, сказки являются особым способом познания мира, неисчерпаемым источником народной мудрости.

Татьяна Карабанова
Какую роль играет сказка в жизни детей

Детская сказка в развитии детей имеет огромное значение : развивает фантазию и правильную речь. Сказка является помощником в воспитании детей . Она помогает учить детей жизни , знакомит с добром и злом. Сказка является не только развлечением, но и оказывает большую помощь в воспитании. Детям легче понять сказку , чем обычную взрослую речь. Поэтому, когда взрослые стремятся помочь ребёнку, объяснить что-то, придётся прибегнуть к сказке . В процессе чтения и рассказывания сказки развивается внутренний мир ребёнка. У детей , которым с раннего возраста читали сказки , быстрее начинает формироваться правильная речь. Сказка помогает воспитывать культуру поведения и общения. Детские сказки развивают фантазию и воображение ребёнка, и его творческий потенциал.

Дети многое узнают из сказок : появляются представления о времени и пространстве, о связи человека и природы, знакомятся с предметным миром. Сказки формируют у ребенка понятия о добре и зле. Но огромное значение имеет сказка в развитии устной речи.

Так как у многих детей не развита связная речь, то им трудно рассказать о тех или иных событиях. Ребенок не умеет пересказывать литературные произведения.

Поэтому сказка скрывает огромные дидактические возможности в развитии речи. Сказка позволяет расширить словарный запас, учит правильно строить диалоги, развивает связную речь.

Но также важно, чтобы детская речь была эмоциональной, образной и красивой.

Именно поэтому родители должны больше внимания уделять сказке . Когда мама или папа читает ребенку сказку , объединяются два мира : мир взрослого и мир ребенка, в волшебном сказочном пространстве .

Сказка является прекрасным средством семейного общения и развития ребенка.

В процессе чтения или придумывания сказки устанавливаются доверительные отношения, развивается речь ребенка и его фантазия, происходит знакомство с окружающим миром, ребенок учится общаться, а взрослые вспоминают свое детство.

Для чтения сказок нужно подобрать время, когда у ребёнка хорошее настроение. Хорошо читать или рассказывать перед сном с дальнейшим обсуждением сказки . Во время чтения не следует отвлекаться. Восприятие добра и зла у детей отличается от взрослых. Детям необходима образность, игра .

Нельзя недооценивать роль детских сказок в воспитании детей . Ребёнок учится сопереживать героям и верить в добро. Детские сказки – не только приятное времяпровождение. Сказки является способом снятия тревоги у ребёнка. Сказки способствуют развитию связной логической речи. Дети учатся задавать вопросы.

Воспитание детей сказками - довольно сложная задача. Надо учитывать особенности вашего ребенка. Во всех сказках заложена народная мудрость. Если дети смотрят сцены насилия по телевизору, то ему сложно это образно воспринимать в сказках .

Нужно разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть.

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках . Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями . Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает.

Важно и отношение взрослых к сказке . Можно перечитывать много раз одну и ту же сказку , понять её смысл. Таким образом, с помощью сказки прививается у ребёнка любовь к чтению.

Большинство детей представляет себя положительным героями сказки .

Сказка - одно из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка.

Сказки должны присутствовать в плане воспитания детей , как средство воспитания личности. Целью сказок - развитие в ребёнке данных от природы эмоций. С помощью любимых и нелюбимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка.

Фантазию ребёнка нужно уметь направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начать лучше со сказок , которые имеют простой сюжет. Сказка должна способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

Одним из самых лучших способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга является сказка . Она возрождает духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа!