Пушкин, не дожидаясь завершения своего произведения, печатал его по главам. Читатели, сопереживая героям, с нетерпением ждали появления очередной главы. Критика бурлила. "Евгений Онегин" стал центральным событием в литературной и общественной жизни пушкинской поры. И, как показало время, - центральным событием и в русской культуре в целом. Предлагаемая книга поможет читателю еще раз в этом убедиться. "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение, значит - оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности. Не говоря уже об эстетическом достоинстве "Онегина", эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение". ...

Описание добавлено пользователем:

«Евгений Онегин» - сюжет

Роман начинается с сетований молодого дворянина Евгения Онегина по поводу болезни своего дядюшки, вынудившей Евгения покинуть Петербург и отправиться к одру больного, чтобы проститься с ним. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника. Повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина. Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в не самой успешной дворянской семье:

«Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец»

Онегин получил соответствующее воспитание - сначала, имея гувернантку Madame (не путать с нянькой), затем - гувернёра-француза, не утруждавшего своего воспитанника обилием занятий. Пушкин подчёркивает, что образование и воспитание Евгения были типичны для человека его среды (дворянина, которым с детства занимались учителя-иностранцы).

Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими развлечениями, но эта постоянная череда забав привела героя к хандре. Евгений уезжает к дяде в деревню. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, но и здесь его одолевает депрессия.

Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблён в Ольгу Ларину, дочь местного помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Ольга младше сестры на один год, она внешне красива, но неинтересна Онегину:

«Неужто ты влюблён в меньшую?

А что? - Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет»

Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным на именины Татьяны. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать, обещая, что никого из гостей-соседей не будет. На самом деле, приехав на торжество, Онегин обнаруживает «пир огромный», что его злит не на шутку.

«[…] Надулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить,

И уж порядком отомстить»

Дуэль Онегина и Ленского

И. Е. Репин, 1899

На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.

Через три года он появляется в Петербурге и встречает Татьяну. Теперь она - важная светская дама, жена генерала. Онегин влюбляется в неё и пытается её добиться, но на этот раз отвергают уже его. Татьяна признаётся, что по-прежнему любит Евгения, но говорит, что должна остаться верной мужу.

«Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.»

История

Пушкин работал над этим романом свыше семи лет. Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом - из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Пушкин начал работу над «Онегиным» в мае 1823 года в Кишиневе, во время своей ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из основного текста произведения главу «Путешествие Онегина», оставив её в качестве приложения. Из романа также пришлось изъять одну главу полностью: в ней описывается, как Онегин видит военные поселения близ Одесской пристани, а далее идут замечания и суждения, в некоторых местах в излишне резком тоне. Оставлять эту главу было слишком опасно - Пушкина могли арестовать за революционные взгляды, поэтому он её уничтожил.

Он охватывает события с 1819 по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, время правления Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен, в центре него - любовная история. В целом, в романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.

Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме лорда Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин выделяет одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени (каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение), тем самым обращая внимание читателей на самостоятельность и цельность каждой главы. Роман стал поистине энциклопедией русской жизни 1820-х годов, так как широта охваченных в нём тем, детализация быта, многосюжетность композиции, глубина описания характеров персонажей и сейчас достоверно демонстрируют читателям особенности жизни той эпохи.

Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:

«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

Из романа, как и из энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа - Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Да, именно так. Я бы поставил на одну полку Екклесиаста и этот фильм, поскольку оба творения - шедевры, песни о любви. Только Екклесиаст - это книга о счастливой любви, а «Онегин» - о трагической. И семейка Файнсов смогла создать картину, которая воскрешает Пушкина из ржавой школьной программы и переносит его в реальность беспощадного молодого арт-хауса, каким бы он был в ХIХ веке. Характеры актеров доведены до предела, даже слишком - Онегин и Татьяна становятся больше своих литературных персонажей, видимо, за счет опять-таки доведенной до идеала операторской работы… Каждый кадр прекрасен, переданы тончайшие моменты - и неловкость первой встречи Татьяны с Онегиным, провинциальность Лариных, добрый, безразличный нрав Онегина, томительная любовь Татьяны и т. д. Можно бесконечно находить в этом фильме отдельные фрагменты, которые хочется ощутить снова. Но пр этом я все равно буду говорить, что это альтернативный, арт-хаусный «Онегин», так как фильм, в отличие от легкого и веселого Пушкина, мрачен, предельно трагичен и сложен для восприятия.

Но чтобы лучше понять, ощутить гений Пушкина, лучше, на мой взгляд, вначале посмотреть этот фильм, а потом читать роман, так как фильм глубже раскрывает трагедию Онегина и сильный характер Татьяны. В некотором смысле, Онегин Файнса - это Бог трагедии, Татьяна Тайлер - это идеальный образ прекрасной, любящей женщины, которая постигает Онегина, и сама переживает трагедию чувств, словно принимает его судьбу на себя. И не получает ничего взамен…

Но хотелось бы добавить, что фильм очень сдержан, минималистичен, отражает внутренний мир Онегина, на мой взгляд, Пушкин хотел показать Онегина, каким он мог бы быть в русском, французском, например, и в любом другом романе, по этому в фильме нет привязки к «русскому» миру, укладу. Здесь декорации - исключительно для фона, который отражает мир Онегина-Чайльд Гарольда-Мельмота…. И этот холодный, наполненный одиночеством мир постигается глазами Татьяны - на фоне пустых разговоров на званых обедах, коротких встречах, чтобы поговорить о Руссо… Она видит Онегина таким, какой он есть, но он особенно и не прячется за маской гордости, надменности, безразличия, он сам по себе - холоден и одинок, и он не ищет уже ничего нового… Любовь к Татьяне неожиданно пробивается сквозь этот лед и воскрешает на какое-то мгновение Онегина, но это - скорее явление призрака, который появляется после произнесения заклинания, причем в чем-то Татьяна права, Онегина бессознательно влекло к недоступным женщинам - но это моя сугубо творческая точка зрения.

Известно, что Пушкин был суеверен, и в «Онегине» это отражено очень сильно, над фильмом, над каждым кадром, над героями и их чувствами довлеет какая-то тяжесть, какой-то неумолимый рок, который воплотился в зловещем образе мельницы на берегу реки… И Пушкин не может внутренне преодолеть эту тяжесть, ведь ему предсказала гадалка, что он умрет от «белой головы» и так оно в общем-то и вышло, ведь Дантес был блондином… По этому, этот фильм - тот самый мрачный Пушкин, который скрывается за внешней легкостью и веселостью, в «Онегине» показана мучительная связь между любовью, судьбой и предсказанием, и на мой взгляд, в этом произведении прослеживается судьба самого Пушкина…

Но, что еще может порадовать в этом фильме, на мой взгляд, это то, как раскрыта внутренняя сила Онегина и Татьяны - несмотря на все перипетии их судеб, они принимают свою жизнь, такой, какова она есть и когда происходит примирение между внутренним и внешним миром героев, кино и литература, наконец-то, заканчивается...

Читая роман “Евгений Онегин”.

Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем описываются события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают. Читая его мы понимаем, что роман является уникальным, ведь ранее в мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах. Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух сюжетов – эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического, где главный герой – персонаж, называемый Автором, то есть лирический герой романа.

“Евгений Онегин” – реалистичный роман. Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Завершая VIII главу, автор сам подчеркивает эту особенность романа:

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще неясно различал.

Определив роман как “собранье пестрых глав”, Пушкин подчеркивает еще одну сущностную черту реалистичного произведения: роман как бы “разомкнут” во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. Тем самым акцентируется внимание читателя на самостоятельной ценности каждой главы.

Уникальным этот роман делает и то, что широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита приобрели такую значимость и достоверность, что роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов прошлого века. Читая роман мы, как в энциклопедии, можем узнать все о той эпохе: о том, как одевались и что было в моде (“широкий боливар” Онегина и малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов, что шло в театре (балеты Дидло).

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Это позволяет нам говорить об “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении.

Петербург того времени собирал в себе лучшие умы России. Там “блистал Фонвизин”, люди искусства – Княжин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о “соли светской злости”, “ни о необходимых нахалах”. Глазами столичного жителя показана нам и Москва – “ярмарка невест”. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный, пошлый вздор”. Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: “Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось” (читать такие строки москвичу должно быть вдвойне приятно).

Современная поэту Россия – деревенская. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительная. Посмотрим на персонажей, представленных нам Пушкиным.

Красавец Ленский, “с душою прямо геттингенской”, - романтик немецкого склада, “поклонник Канта”. Но стихи Ленского подражательны. Они насквозь пародийны, но в них пародируются не отдельные авторы, а сами штампы романтизма. История матери Татьяны достаточно трагична: “Не спросясь совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и плакала сначала”, но заменила счастье привычкой: “Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы”.Отставному советнику Флянову поэт дает красочную характеристику: “Тяжелый сплетник, старый шут, обжора, взяточник и плут.”

Появление романа Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею “лишних людей” в русской литературе: Печорин, Обломов продолжат ее.

Если вам, как и мне когда-то, Пушкин кажется безнадежно устаревшим, неактуальным и безжизненным, поймите две вещи. Первое, поэзию Пушкина не дано понять поверхностным неучам (горький опыт автора!). Пушкин слишком хорош для глупых и ограниченных. И второе – да, декорации его произведений давно старели, ХІХ век уже мхом порос, многие исторические детали неактуальны , но это все мелочи. Главное – соль его творчества по-прежнему соленая, ирония все такая же хлесткая, гниль и глупость человеческая такая же мерзкая, а светский гламур такой же ничтожный.

Проблема романа «Евгений Онегин» одна – из него сделали сухую догму. Это шедевр – и все. А вот почему шедевр? Спасибо нерадивым школьным учителям и высоколобым критикам – его так взялись разбирать по косточкам в самых разных контекстах, что не смогли объяснить молодым главное – роман-то гениальный, как ни крути. И вот почему.

Главный герой романа «Евгений Онегин»

Существует легенда, что идея написания «Евгения Онегина» пришла к Пушкину в тот момент, когда бурная молодость довела его до позора. Он был застигнут с симпатичной служанкой за крайне неблаговидными делами, да еще и в гостях. Говорят, скандал был страшный. Возможно, такая встряска заставила поэта написать о грешной жизни своего поколения. Спустя шесть лет он закончил роман в стиха х под названием «Евгений Онегин».

Пушкин писал о том, что видел в столь многих своих соотечественниках. Перед нами трагедия человека , покалеченного развратом. Главный герой Онегин был рожден в роскоши, и с ранней юности окунулся в мир разврата, пьянок, похмелий, любовных интриг и похабщины. Он блестящий аристократ, король петербуржской золотой молодежи. Его круг обшения – гламурное быдло. Наш герой регулярно очаровывает его своим имиджем, кадрит барышень, кутит по полной программе, но в какой-то момент душа его начинает блевать от всего этого бардака… И он впадает в сплин… В отличие от нерадивых коллег по цеху, Онегин способен думать и анализировать , но только может ли что-то спасти его от проклятия, которое несут на себе все богатые бездельники – от безысходности… У него и жизнь-то ненастоящая – кукольная и высушенная. Трагедия только в том, что его это устраивает.

Цитаты из романа Пушкина

  • Кто жил и мыслил, тот не может
    В душе не презирать людей
  • Мечты, мечты! где ваша сладость?
  • Я вас люблю (к чему лукавить?),
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна.
  • Но наше северное лето,
    Карикатура южных зим.


Зачем читать роман «Евгений Онегин» Пушкина?

Потому что ничего не изменилось. Многие и сегодня живут тем же. Россия Пушкина и Россия Путина так похожи. Пушкин ругал элиту за то, что она продает ресурсы Родины за духи и побрякушки. Спустя двести лет новые хозяева жизни делают то же. У господ были крепостные, и в наше время они, увы, никуда не делись. Поэтому стоит читать.

© «Клуб Доброй Литературы», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Читая роман “Евгений Онегин”.

Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем описываются события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают. Читая его мы понимаем, что роман является уникальным, ведь ранее в мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах. Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух сюжетов – эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического, где главный герой – персонаж, называемый Автором, то есть лирический герой романа.

“Евгений Онегин” – реалистичный роман. Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Завершая VIII главу, автор сам подчеркивает эту особенность романа:

И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще неясно различал.

Определив роман как “собранье пестрых глав”, Пушкин подчеркивает еще одну сущностную черту реалистичного произведения: роман как бы “разомкнут” во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. Тем самым акцентируется внимание читателя на самостоятельной ценности каждой главы.

Уникальным этот роман делает и то, что широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита приобрели такую значимость и достоверность, что роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов прошлого века. Читая роман мы, как в энциклопедии, можем узнать все о той эпохе: о том, как одевались и что было в моде (“широкий боливар” Онегина и малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов, что шло в театре (балеты Дидло).

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Это позволяет нам говорить об “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении.

Петербург того времени собирал в себе лучшие умы России. Там “блистал Фонвизин”, люди искусства – Княжин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о “соли светской злости”, “ни о необходимых нахалах”. Глазами столичного жителя показана нам и Москва – “ярмарка невест”. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный, пошлый вздор”. Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: “Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось” (читать такие строки москвичу должно быть вдвойне приятно).

Современная поэту Россия – деревенская. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительная. Посмотрим на персонажей, представленных нам Пушкиным.

Красавец Ленский, “с душою прямо геттингенской”, - романтик немецкого склада, “поклонник Канта”. Но стихи Ленского подражательны. Они насквозь пародийны, но в них пародируются не отдельные авторы, а сами штампы романтизма. История матери Татьяны достаточно трагична: “Не спросясь совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и плакала сначала”, но заменила счастье привычкой: “Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы”.Отставному советнику Флянову поэт дает красочную характеристику: “Тяжелый сплетник, старый шут, обжора, взяточник и плут.”

Появление романа Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею “лишних людей” в русской литературе: Печорин, Обломов продолжат ее.