Подготовила Дубовец Э.П., воспитатель

Введение Актуальность

Самое главное место в мире для каждого человека - это его дом. Я очень люблю свой дом, такой уютный, теплый и красивый. Больше всего мне нравится комната моей любимой бабушки. В ней можно найти много интересного. Когда мне становится грустно, я вхожу в бабушкину комнату и обязательно нахожу интересное занятие, и скуки как не бывало. Так было и на этот раз. Я решила заглянуть в бабушкин шкаф и первое, что мне попалось, - это музыкальная шкатулка. Открыв ее, я увидела балерину, которая танцевала под музыку. Вроде бы – незатейливая игрушка, но я никак не могла отвести глаз от танцующей куклы. Внезапно открылась дверь и вошла бабушка. Увидев, что я держу в руках шкатулку, она сказала: «О, это не простая шкатулочка. Она волшебная! Я дарю ее тебе» .

«А что в ней такого волшебного?» - спросила я. Но бабушка лишь улыбнулась мне в ответ. Едва она вышла из комнаты, я вновь открыла музыкальную шкатулку. Но там уже не было балерины, а лилась чудесная музыка. Эта музыка действовала, как колыбельная, и я на секунду прикрыла глаза и услышала сказку. Сказки, как драгоценные камни, лежат в ней, с ними можно играть, перебирать и любоваться, сколько захочется. Да, да, хорошей сказкой можно любоваться много раз - она от этого становится только лучше. А еще в шкатулке можно хранить множество разных, очень нужных вещей.

Я считаю, что в каждом доме должна быть шкатулка, не только для хранения ценных вещей и украшений, но и для создания красоты в доме. Поэтому я решила, что буду собирать коллекцию шкатулок, не только созданных в России, но и в других странах.

Цель: познакомиться со шкатулками разных народов и собрать коллекцию

Задачи:

  1. Познакомиться с историей возникновения шкатулки.
  2. Узнать, из чего делают шкатулки.
  3. Узнать, что прячется в шкатулке.
  4. Послушать, о чем рассказывает шкатулка.
  5. Собрать коллекцию шкатулок разных стран.
  6. Подготовить и провести экскурсию для детей детского сада.
  7. Составить рекламу.

Практическая значимость: собранная коллекция шкатулок преобразит и украсит интерьер нашей групповой комнаты, поможет познакомиться с разными странами с их символами, народными костюмами, достопримечательностями, сказками, найдет применение в быту.

Обоснование возникшей проблемы

Шкатулки могут быть предназначены для самых разных целей: их можно использовать для хранения разнообразных мелких предметов и драгоценностей, как украшение интерьера, а главное шкатулки, привезенные из разных стран, могут многое рассказать о своей стране. Мне очень захотелось собрать большую коллекцию шкатулок, которая бы украсила не только интерьер, но и познакомила меня с народами разных стран, с их достопримечательностями и сказками.

История шкатулки

В незапамятные времена для хранения предметов быта человечество изобрело ящики - сундуки, ларцы и шкатулки. В больших сундуках обычно хранили платья, ткани, меха, другие ценные вещи, в отдельные ящики складывали мечи, кинжалы и остальное оружие. А для хранения мелких предметов: различных украшений, драгоценностей, пуговиц, ниток и бусинок - приспособили маленькие ларцы и шкатулки.

Вначале шкатулки были простыми деревянными ящичками с крышкой. Для красоты их украшали рисунками, резьбой, оформляли драгоценными камнями, обивали внутри красивой тканью. Позже шкатулки делали из различных материалов, не только из дерева, но и из камня, металла, керамики. Шкатулки изготавливались вручную, часто по индивидуальному заказу для конкретного человека и для определенной цели. По этой причине такая шкатулка порой могла быть даже дороже, чем то, что в ней находилось. Чтобы уберечь дорогое содержимое от посторонних взглядов и воровства, шкатулки закрывались замками, оснащались потаённым двойным или даже тройным дном. Открыть такой замок с секретом мог только их создатель и сам владелец.

Шкатулка как народный промысел

За многие века шкатулка по своей конструкции почти не изменилась. А вот внешнее оформление поражает своим разнообразием. Мастера могут сделать шкатулку из любого материала, разной формы и размера - от почти сундука до маленькой шкатулочки для одного колечка.

Уникальная коллекция знаменитого ювелирного мастера Фаберже стала символом русской истории, богатства и могущества царской России. Мастер делал пасхальное сувенирное яйцо-шкатулку ежегодно к весне только для членов царской семьи. Каждое «яйцо» было уникальным, имело внутри сюрприз в виде пасхальной курочки и эмалевых портретов членов царской семьи.

В России шкатулки издавна делались из дерева, бересты, камня, чугуна, глины. И до наших дней сохранились художественные промыслы, которые узнаются с первого взгляда: красные и золотые цвета на черном фоне (хохлома) , сине-голубые рисунки на белом фоне (гжель) , росписи на тему сказок и исторических сюжетов (палех) , а также каслинское литье, городецкая роспись. Знаменитые шемогодские мастера Великоустюгского уезда вырезали на бересте орнаменты, называемые «берестяным кружевом» . Этими кружевами из бересты украшались деревянные шкатулки, а также туеса, табакерки, тарелки и другие предметы. Особо ценятся шкатулки из папье-маше. Художники и иконописцы из подмосковного села Федоскино украшали шкатулку, покрытую лаком, миниатюрными копиями картин известных российских и европейских художников.

Виды шкатулок

Даже самые красивые шкатулки служат не только для красоты, они всегда находят практическое применение и сохраняют историю в своих рисунках и украшениях. Современная шкатулка является местом хранения ювелирных изделий. Сувенирные шкатулки рассказывают о каком-то событии или историческом месте, музее или городе. Очень красивы и интересны шкатулки с музыкой и часами. Шкатулки в виде домиков, яиц, фруктов, животных из любого материала имеются практически в любом доме. Например, бонбоньерка (шкатулка для конфет) или раскладная шкатулка для путешествий с мелкими предметами. Во вместительной шкатулке очень удобно хранить предметы для рукоделия. В старину рукоделие почиталось очень высоко, каждая уважающая себя девушка должна была уметь шить, вышивать, вязать, и такая шкатулка считалась очень ценным подарком. Сохранились шкатулки с секретами, в которых разложены инструменты для рукоделия, изготовленные из серебра, золота, инкрустированные драгоценными камнями. Есть шкатулки для делового человека - в них хранятся письменные принадлежности, печати и другие ценные вещи. И даже современный сейф - это практически та же шкатулка с электронным замком, открыть его можно, как и старинную шкатулку, с помощью ключа или кода.

Немного о шкатулках

Свою историю шкатулка берет в глубине веков на загадочном Востоке. С тех пор, как шкатулку придумали, она практически не изменилась. Появились лишь новые современные материалы, и немного изменился процесс изготовления.

Будь это шкатулка из хорошего дерева или из мрамора, моржовой кости или оникса, слоновой кости или какого иного материала, этот ящичек всегда имеет внутри какую-нибудь тайну. Исследователи предполагают, что первые шкатулки служили для украшений. Умельцы из Японии и Китая более 2 тысяч лет назад умели делать коробочки из дерева всевозможных форм и размеров. Их обычно украшали смолой из дерева. Мастера пытались превзойти друг друга в этом искусстве и придумывали новые способы для отделки шкатулок: мелкое выпиливание древесины и способы декорирования изделий тканью или кожей, отделкой кристаллами, моржовой и слоновой костью, а также металлами. Часто украшались ценными металлами или самоцветами.

Очень популярны были шкатулки и на Руси. Похожие изделия в виде шкатулки, ларца или сундучка были в каждом доме. В них хранили сувениры, драгоценности и прочие мелочи.

Русские умельцы изготавливали и более хитрые изделия, чем просто шкатулки. В таких коробочках имелись спрятанные в крышке, днище или боковой стенке невидимые коробочки, которые можно было отворить только нажатием специальной кнопки. Это была уже не шкатулка, а настоящий тайник.

В Швейцарии родилась музыкальная шкатулка. Механизм называется корильон. Это вращающийся цилиндр со специальными выступами, которые нажимают на молоточки, издавая при этом мелодичные звуки. Один мастер из Фландрии додумался, как можно такой механизм уменьшить и поместить в маленькую коробочку, которая бы при открывании наигрывала ту или иную мелодию. В Швейцарии создавали специальные шкатулки для часов.

Обоснование выбора проекта

Прежде, чем приступить к коллекционированию шкатулок я просмотрела много книг и электронных источников, знакомилась с формами и дизайном шкатулок. Они все очень красивые и оригинальные и, невероятно привлекают к себе внимание.

Практическая реализация проекта

  1. Подготовительный этап
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап

I. Подготовительный этап.

Цель:

  • рассмотреть фотографии, картинки и иллюстрации с различными видами шкатулок;
  • получить информацию из энциклопедий и электронных источников об истории шкатулок;
  • узнать, из чего изготавливают шкатулки;
  • привлечь детей группы к совместному коллекционированию.

Результаты I этапа проекта:

  1. Собраны фотографии и иллюстрации с разными видами шкатулок.
  2. Изучен материал об истории шкатулок.
  3. Произошло объединение детей для совместного сбора коллекции шкатулок.

II. Основной этап.

Цель:

  • познакомиться с различными шкатулками, в том числе со шкатулками разных стран;
  • слушать истории и сказки разных стран и народов;
  • коллекционировать шкатулок разных стран;
  • привлечь родителей к совместному сбору коллекции.

Результаты II этапа проекта:

Для этого, каждый из нас, посещая разные города и страны во время путешествий с родителями, обязательно привозил с собой шкатулку, фотографии и открытки. Дети рассказывали всем о той стране, в которой побывали и что интересного там видели. Каждая шкатулка была неповторима, не похожая на другие. Например, малахитовая шкатулка из города Екатеринбурга похожа на сундучок. На ее крышке притаилась хозяйка медной горы. Эта шкатулка знакомит нас с Уральскими горами и рассказывает сказки Бажова. Шкатулка, привезенная из Молдавии, сделана из дерева и украшена молдавскими узорами. Шкатулка из Турции очень похожа на красивую шапочку с узорами, которую носят жители этой страны. Маленькая, с Украины, сделана из дерева и соломки. Кажется, что она нежно обернута украинским вышитым рушником. Испанские шкатулки украшены народными испанскими мотивами с помощью эмали. Чешская - сделана из керамики. На ней видны старинные замки и памятники. На одной из шкатулок, привезенных из Греции, нарисованы веточки с оливами. А на другой глиняной – грек в старинной одежде. Появилась у нас и шкатулка – шарманка, сделанная в России. Много шкатулок дети привезли из разных городов нашей страны. На них написано название города и изображена главная достопримечательность. Так с друзьями и родителями мы собрали большое количество шкатулок, познакомились с историей и достопримечательностями, услышали много интересных рассказов и сказок разных стран и народов.

III. Заключительный этап.

Цель:

  • подготовить экскурсию для детей детского сада;
  • провести презентацию коллекции;
  • разработать рекламу вместе с родителями.

Заключение

Итак, коллекция готова. Я и мои друзья за три года собрали больше пятидесяти шкатулок, изготовленных в России и в других странах.

Любуясь такой замечательной коллекцией, я поняла, как же это интересно узнавать о других странах, истории и достопримечательностях, о народе, который там живет слушать их сказки. Главное верить в себя, в то, что обязательно все получится. Попрощавшись с детским садом, я продолжу собирать шкатулки дома. А эту коллекцию мы с друзьями решили подарить детскому саду, чтобы другие дети могли любоваться ею и познавать мир.

Приложение №1.

А, ну-ка расскажите…
В шкафу на верхней полке
Красивая на вид
Какая-то шкатулка

Среди вещей стоит
А что в ней неизвестно,
Но как, же утерпеть?
Ведь страшно интересно

В шкатулку посмотреть
На кухне табуретка
Высокая взята
Ох, любопытство деток -

Известная черта!
И вот открыта крышка

(простим ей, что без спроса)

Ведь каждая малышка-
Большой мешок вопросов
А, ну-ка расскажите
Все кто хранится тут

Зачем вы здесь лежите
И как вас всех зовут?
В шкафу на верхней полке
Красивая на вид

Какая-то шкатулка
Среди вещей стоит
А что в ней неизвестно,
Но как, же утерпеть?

Ведь страшно интересно
В шкатулку посмотреть
На кухне табуретка
Высокая взята

Ох, любопытство деток -
Известная черта!
И вот открыта крышка
(простим ей, что без спроса)

Ведь каждая малышка-
Большой мешок вопросов
А, ну-ка расскажите
Все кто хранится тут

Зачем вы здесь лежите
И как вас всех зовут?

Шкатулка

Шкатулка - это штукалка
Для всяких разных штук.
Она побольше коробка,
Но меньше, чем сундук.

Шкатулка - это стукалка
Для всяких разных штук.
И если потрясти её,
Услышишь: тук-тук-тук…

Тук-тук-тук,
Так-так-так,
Бум-бум-бум,
Бряк-бряк-бряк.

Наверно, что-то важное
В шкатулочке лежит:
Не зря же прячет бабушка
Шкатулку и ворчит.

А может быть, там гномики
Живут давным-давно.
И рубят гномы-плотники
В шкатулочке окно.

Тук-тук-тук,
Бац-бац-бац,
Тяп-тяп-тяп,
Ляп-ляп-ляп.

А может, эти плотники
Не рубят к нам окно.
А может, эти плотники
Играют в домино.

А вдруг волшебный замок там
И танцы при свечах.
И кавалеры с дамами
Подмётками стучат:

Тук-тук-тук,
Топ-топ-топ,
Бух-бух-бух,
Шлёп-шлёп-шлёп!

А может быть, там целая
Шкатульная страна.
Но в маленькую щель она,
Наверно, не видна.

А может быть, и сами мы
В Шкатулочке сидим
И на большой волшебный мир
Сквозь щёлочку глядим…

Кто прячется в Шкатулочке?
И что за странный стук?
Не знают академики
И доктора наук.

А это сказка добрая
Стучится в гости к нам…
Ты потряси Шкатулочку -
И всё услышишь сам!

Литература

  1. Булацкий С. «Маленькие знатоки» человек и мир, 1650 вопросов и ответов, «Азбукварик ГРУПГ» , 2012.
  2. Бингхен Дж., Чандлер Ф., Кларк Ф. Большая книга знаний /Пер. с англ. Ю.В. Блажко/. - М.: ЗАО «РОСМЕН - ПРЕСС» , 2005. - 208 с.
  3. Большая энциклопедия для дошкольника. Редактор Жилтцова Н. Издательство «ОЛМА – ПРЕСС» , 2003.
  4. Грегори Т. «Темные века» : Пер. с англ. - М.: АО «Слово» , 1994. - 78 с. (Всемирная история в иллюстрациях; Т.3) .
  5. Книжный клуб «Хочу все знать» . Мир вчера и сегодня, «Эгмонт Россия Лтд.» , 2003.
  6. Корчагина И.О. Почему и потому: Энциклопедия для детей дошкольного возраста – М.: ООО «Издательство «РОСМЕН - ПРЕСС» , 2002. – 144 с.
  7. Усачев А. Занимательная география: Стихи. - СПб.: Азбука, Азбука – Аттикус, 2012. -64 с.

Омаров Д.Б. 1

Попова С.А. 1

1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новоселезневская средняя общеобразовательная школа филиал Афонькинская СОШ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время много пишут и говорят о сохранении наследия народов, проживающих на территории России. Казахский народ издавна живет в России. Для моего народа это вторая Родина. Но казахский народ имеет свою культуру, которую мы должны сохранить. Поэтому моя работа актуальна.

С детства в своей семье я слышал сказки, пословицы и поговорки, героический эпос. Мама и бабушка мне и моим братьям и сестрам пели колыбельные песни. Я видел обряды, которые проводились в нашей семье и семьях наших родственников.

В своей научно - исследовательской работе «Фольклорная шкатулка моей семьи» я использовал литературу о казахском устном народном творчестве. В работе были использованы различные книги, интернет - ресурсы. Данный вопрос недостаточно изучен. И поэтому я решил выполнить научно - исследовательскую работу для того, чтобы поподробнее изучить эту проблему. В своей работе я внес большой вклад. Мне в этом помогала учитель русского языка и литературы Попова Светлана Александровна. Для решения этого вопроса мне пришлось долго и упорно читать книги. Я знакомился со сказками, пословицами и поговорками, героическим эпосом, колыбельными песнями, загадками и небылицами.

Гипотеза:

Поэтому я предположил, действительно ли традиции казахского народного творчества живут в традициях моей семьи?

Я провел исследование, целью которого было выявление значения казахского фольклора в жизни моей семьи.

Объект исследования - казахское устное народное творчество

Предмет исследования - жанры казахского устного народного творчества

Задачи исследования :

Изучить историю возникновения казахского фольклора и его значение в жизни человека.

Собрать материал устного народного творчества, используемый в моей семье.

Методы работы:

Изучение литературных источников по проблеме.

Поисковый метод.

Сравнение жанров казахского фольклора (аналогия, противопоставление, обобщение).

Анализ результатов.

План работы над проектом:

Выбор темы, составление плана работы

Работа с литературой, поиск информации по вопросу

Чтение сказок, героического эпоса, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен.

Сравнение и анализ результатов, описание.

Практическая ценность работы: результаты исследования могут быть использованы при изучении фольклора казахского народа.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Во введении указываются цели и задачи исследования, обосновывается актуальность выбранной темы.

В основной части исследуются основные жанры казахского фольклора, которые живут в моей семье.

В заключении даны выводы на основании исследованного материала.

2. Основная часть.

Казахский фольклор уникален.

Сначала я изучил литературу о казахском фольклоре и выяснил, что устное народное творчество казахов уходит своими корнями в глубокую древность Первоисточниками могли быть краткие повествования о подвиге людей, отличившихся воинской доблестью. Как в капле воды отражены в них судьбы народа, его мудрость, отношение к окружающему миру.

Казахский фольклор уникален, включает в себя более сорока жанровых разновидностей. Значительная часть характерна только для казахского творчества. Он неисчерпаем: здесь есть не только героические сказания, лирико-эпические поэмы, предания, частушки,любовные и обрядовые песни, поучительные сказки, но и остроумные поговорки, загадки, пословицы, колыбельные мотивы, заговоры, заклинания, дающие полное представление о народном миропонимании казахов.

3. Казахская сказка.

Разнообразна тематика казахской сказки, особенно волшебной. С детства от своей бабушки я слышал сказки: «Жиренши и Карашаш», «Прекрасная Айслу», «Хан Сулеймен и птица Байгаз». Популярными героями сказок являются Алдар- Косе и Жиренши- острословы и шутники, которые ловко проводят своих противников: «Как Алдар- Косе наказал жадного муллу», «Как Алдар- Косе ушел от погони», «Как Алдар- Косе продал баю ученого зайца»

Кроме волшебных сказок, как и в русском фольклоре, у нас есть сказки о животных и бытовые:

«Сегизбай и девочка-мышка», «Девочка Манта и кошка», «Куиршик- козий хвостик», «Мулла и ученик». В них отражена жизнь народа, его мечты о счастье и благополучии, о мире. Сказки возвеличивают личность героя, прославляют добро и ум, высмеивают ленивых и жадных.

Аяз би, Жиренши-оратор, его умная жена Карашаш, плешивый мальчик- все они добрые, умные и хорошие люди, отличаются справедливостью, честностью, находчивостью.

4. Героический эпос.

Мой дедушка рассказывал нам героические эпосы. Он складывался в течении многих веков. В нем рассказывается об исторических событиях: набегах врагов, борьбе против них, верных сыновьях народа, мужественно защищающих свой народ и землю, показывающих чудеса героизма и храбрости.

«Кобланды- батыр», «Алпамыс», «Ер -Таргын», «Кыз-Жибек»- выдающиеся эпосы древности. Они несут в себе заряд патриотизма, учат молодежь любить свою родину, быть готовым к её защите.

5. Казахская пословица.

Дедушка всегда любит повторять одно казахское изречение, где сказано, что речь без пословицы, все равно что еда без соли. Разговор без пословиц и поговорок неинтересен. Вся казахская речь богата пословицами и поговорками, наш народ всегда уважал мощь и силу слова.

Казахская сказка (см. Приложение 6).

Героический эпос (см. Приложение 5).

В легендах описывается, как Бии(ораторы) могли решать конфликты между людьми, провозгласив всего одну фразу. Поговорки и пословицы впитали силу духа казахов. Веру в справедливость, заботу о близких людях, семейные ценности. Одна из пословиц гласит: «Великодушию учись у матери, воспитанность возьми у гения», «Батыр умирает только раз, трус-тысячу раз».

Пословицы четкие, в них раскрыты самые разнообразные тематики. Всех казахских пословиц сосчитать невозможно. Вот только некоторые из них:

Родная земля- колыбель

Все земли хороши, а своя - лучше всех

И лук на Родине сладок.

Каждому родная земля - рай.

6. Казахская загадка.

В казахском фольклоре много загадок. Бабушка и дедушка часто нам их загадывают. Они требуют от разгадывающего умения логически мыслить, соображения, знания жизни.Наши загадки о быте, домашних животных, о поступках человека. Отличаются яркой символикой, выразительностью, красочностью языка.

«Открылся белый сундук и оттуда вывалились шелка»- так загадывают восход солнца.

А вот ещё: «Под чием(ограждение юрты) пестрый ножик»- это змея с острым жалом.

Когда поочередно меняются люди при взбивании шерсти для кошмы или чия, загадывается загадка: «Лошади соседей и наши лошади брыкаются и дерутся»

Пословицы, поговорки, загадки несут в казахском фольклоре большую воспитательную нагрузку.

Казахская пословица (см. Приложение 7)

Казахская загадка (см. Приложение 1)

7. «Кырык отирик»- «сорок небылиц»

Выдающимся памятником устного народного творчества является «Кырык отирик»- «сорок небылиц», не поддающихся до сих пор точному переводу на русский и другие языки.

Жесток мир ханов- властелинов. Один из них то ли из-за безделья, то ли из честолюбия извещает своих подданных, что тот, кто составит неправдоподобный рассказ и споет сорок куплетов стихов-небылиц собственного сочинения, будет достоин руки его единственной дочери и сана великого везира. Многие сложили головы из-за правдоподобия сказанного. И лишь мальчик- пастушок выходит победителем из этого испытания и вознаграждается за ум, находчивость, за сорок своих небылиц.

8. Колыбельные песни.

Колыбельные песни пели нам мама и бабушка, а теперь они поют моей маленькой сестричке

Колыбельные песни имеют древнейшее происхождение. Некоторые источники свидетельствуют, что корни колыбельных песен идут из заговоров и обрядов первого укладывания малыша в колыбель. Это связано с древними домусульманскими верованиями, когда считалось, что особенно в первые 40 дней жизни ребенку угрожает наибольшая опасность, что его могут подменить злые духи или наслать на него болезни и хворь. Мамы и бабушки, как главные сочинители детских колыбельных песен, стремясь оградить ребенка от влияния злых духов, уберечь от напастей, защитить его от болезней и от плохого сна, произносили заговоры, которые впоследствии стали колыбельными песнями. У казахского народа, как и у других народов, существуют колыбельные песни, в которых мама, чтобы оградить ребенка от злых духов стремится обмануть и запутать их, говоря, что это не то дитя, которое им нужно, а ее дитя в другом месте. Например:

Берик(любое имя) деген баладанТауып алған даладан.Берик (любое имя) біздің қайда екен,Қыздарменен тойда екен?

(Мальчика Берика мы нашли в поле,Где наш Берик? Не с девочками ли на празднике?)

Казахские колыбельные пели не только матери, убаюкивать ребенка могли и дедушки, и бабушки, и старшие братья и сестры, ведь семья, как правило, была многочисленной. В нашей семье моей маленькой сестре поем колыбельные песни и мы, старшие братья и сестра.

Заключение.

Фольклорная копилка моей семьи наполнилась.

Ч. Велиханов называл казахский фольклор - зеркалом народной жизни. М. О. Ауэзов ставил казахское устное народное творчество выше мраморных изваяний греков.что эта литература была лишь плодом народного досуга. Фольклор был достоинством и умом народа. Он становил и укреплял его нравственный облик, был его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполнял глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с трудом, природой и почитанием отцов и дедов. Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию.

Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос - это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во времена существование монголо-татарского ига, на патриотизм русского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал.

- «Кырык отирик»- «сорок небылиц» (см. Приложение 8)

Колыбельные песни (см. Приложение 4)

Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.

Таким образом, приобщение ребёнка к казахской народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Исследуя жанры фольклора своего народа, я пришел к выводам:

Традиции казахского фольклора нашли отражение в жизни моей семьи.

Произведения унт воспитывают у молодежи такие качества, как: патриотизм, смелость, храбрость, человеколюбие, учат их быть трудолюбивыми и честными.

Вместе с тем порицают зазнайство, хвастовство, двуличие, трусость.

Литература.

1. Мастер Али: сказка / сост. Н. Колпакова// Золотые руки.-Л.:Детская литература, 1975.-с.15-22.

2. Казахские народные сказки. В 3 т. Т1 /ред. В.М.Сидельников.-Алма-Ата: Жазуши, 1971.-312 с.

3.Казахские народные сказки. В 3 т. Т2 /ред. В.М.Сидельников.-Алма-Ата: Жазуши, 1971.-280 с.

4.Чудесный сад: казахские народные сказки / сост. Е.Малюга.-Л.: Детская литература, 1970.-240с.

5. Азибаева Б.У. Казахские народные романические дастаны.-А.-А., 1990.-С.30;

6. Ауэзов М. Козы-Корпеш и Баян-Слу // Ауэзов М. Мысли разных лет.- А.-А.., 1961.-С.395-430;

Приложение.

Загадки о животных

Двое караулят, четверо спят, один тесто месит.

(Верблюд)

Маленького роста бывает, шубу наизнанку одевает.

Кто ни в жару, ни в стужу, не снимает шубу?

И с заплатками, да не видно швов.

(Пегая лошадь)

Есть голова, да нет волос; есть глаза, да нет бровей; есть крылья, да на верх не взлетает; в холоде не зябнет и жары не боится.

На дороге блестящий ремень

На два, на три километра поднимусь и кружу, с высоты огромной этой даже мышь я разгляжу.

Волосата, зелена. В листьях прячется она. Хоть и много ножек, Бегать всё ж не может.

(Гусеница)

Гору ведут за нитку.

(Верблюд)

Кто не боится любого другого зверя,но боится мыши?

Загадки о природе

Белый баран ушел, а черный остался?

(Снег и земля весной)

Туда-сюда ходит, а следов не видно

В верху кибитки - мелкие блестящие камни

(Звезды в небе)

Носят бабки снежные шапки, каменные бока закутаны в облака.

Пульс земли нашей чистый-пречистый, Он спешит в своем вечном пути, Чтобы землю от жажды спасти.

В долг зерно возьмет - Каравай вернет.

Стоит дедушка над водой и трясет головой.

Шапка зернышек полна, утром глянул - нет зерна.

(Звезды) загадки о человеке

Всегда во рту, а не проглотишь?

На волю рвется, свободно льется, преград не знает - веселый малый.

Шесть ног, две головы, один хвост - что это такое?

(Всадник и конь)

Бытовые загадки

По белому полю черное просо, кто посеет тот и пожнет.

(Написанное на бумаге)

Утром я встал, на две дороги попал.

Никого она не обижает, а все ее толкают?

Где положишь, там и лежит, возьмешь в руки - говорит.

Души нет, а идет, рта нет, а говорит.

Тысячу баранов одной хворостиной погнал.

Черная корова спокойно стоит, а красная ее лижет.

(Котел и огонь)

На вид кажется желтым, в середине много огня и воды, четыре ноги, как у верблюда, и два уха, как у свиньи.

(Самовар)

В одной чашке - два разных молока

Белый теленок на привязи толстеет.

Ровный, тонкий стебелек, в середине - стерженек.

(Карандаш)

Поле белое, овцы черные.

(Бумага, буквы)

Пятьдесят шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного - сразу вспыхнет огонь.

Колыбельные песни.

Әлди, әлди, балашым, (Баю-бай, мой малыш)

Әлдилейді анашың. (Укладывает тебя мама)

Бесігіңе жата ғой, (Ложись в свою колыбельку)

Тәтті ұйқыға бата ғой. (И сладко засыпай)

Әлди, әлди, әлди-ау, (Баю-бай)

Әлди, әлди, әлди-ау. (Баю-бай)

"Бөпешім" - еще одно слово, которое встречается почти в каждой колыбельной песне. Это ласково-уменьшительное производное от слова "бөпе" - младенец, малыш. Казахи очень часто называли ребенка не по имени, а ласковыми словами: күнім, айым, жұлдызым, ботам.

Әлди, әлди бөпешім, (Баю-бай, мой малыш)

Әнімді айтып берейін. (Я спою тебе песню)

Аялап, сені жүрейін, (Буду заботиться о тебе)

Өскеніңді, көрейін. (И видеть, как ты растешь)

Былдырлаған тіліңнен, (Твой сладкий лепет)

Айналайын бөпешім. (Милый мой малыш)

Таптым, бақыт өзіңнен, (Ты - мое счастье)

Ұйықтай ғой, енді көкешім. (Спи, засыпай, малыш)

Героический эпос.

В стане хана Тайшика

Алпамыс не проснулся даже тогда, когда его, связанного, привезли во дворец хана Тайшика. Воины внесли его в тронный зал и положили на пол перед ханом. Тайшик охнул, увидев пленника; он поразился не телосложению юного батыра, а тому, что увиденное сейчас им совершенно совпадало с его недавним сном, где казахский батыр, безжалостно истребив ханское войско, лишил его короны. Он справился о масти коня и, услышав, что Алпамыс ехал на чубаром тулпаре, удрученно кивнул, как бы говоря себе: «Все вышло так, как я и предполагал». Тревожные мысли прервал скрипучий голос старой колдуньи.

— Мой повелитель, я была вынуждена уничтожить все сорок юрт твоих,— сказала она.— Но зато я выполнила свое обещание: враг лежит у твоих ног.

Хан неохотно повернулся в ее сторону и, брезгливо морщась, заметил:

— Вижу... Ты, наверное, жаждешь получить свое. Не торопись, старая. Он положил руку на золоченый скипетр и отдал высокое ханское распоряжение, чтобы перед дворцом собралось все население города. Загудели, заиграли кернеи и зурнаи, забили в барабаны, и вскоре люди толпами повалили ко дворцу. Среди собравшихся были и признанные джунгарские батыры, каждый из которых один мог противостоять многочисленному войску.

Хан отобрал из множества прославленных батыров самых отважных и могучих и повелел им разрубить на части спящего батыра. Воины хана, словно только и ждали такого распоряжения, бросились на Алпамыса. Но в этот миг покровитель истинных воинов Гаип-ерен-кырык-шилтен, превратясь в непробиваемый и невидимый человеческому глазу панцирь, прикрыл собой беспомощного Алпамыса. Воины обрушили на тело юного батыра мечи, но мечи не разрубили его; ударили копьями, но и копья не вонзились в него. Тогда прикатили крепостные пушки, стали стрелять в спящего Алпамыса в упор, но ядра отлетали от юного батыра, как горох от стенки. А он спал так сладко, что даже не пошевельнулся, когда его хотели убить несколькими способами.

Теперь не только у джунгарских батыров, которые чуть не отбили себе руки, у самого хана Тайшика глаза чуть не вылезли из орбит. Ему снова вспомнился роковой сон, увиденный накануне, и он потерял последнее самообладание.

Каракозаим, весь день наблюдавшая за всем, что творилось, решила предпринять еще одну попытку спасти юного батыра. Подойдя к отцу, она учтиво поклонилась ему и обратилась с просьбой:

— Отец, разреши мне расправиться с твоим пленником,— сказала она тихо.— Предоставь мне семь дней и семь ночей, и он будет мертв. Дай мне в помощницы старую колдунью.

Как бы тихо ни говорила Каракозаим, но проклятая ведьма услышала ее слова.

— Нет, мой хан!— завизжала она тут же.— Не доверяйся ей. Твоя дочь хочет обмануть тебя. Я заметила это еще возле озера, когда встречали Алпамыса. Не верь ее словам!

Слова старухи привели хана в еще большую растерянность. Мысли его запутались. Выходило, что он никому, кроме себя, не может довериться. Он помрачнел. И вдруг хан Тайшик вспомнил, что когда-то по его распоряжению был вырыт тайный зиндан, глубокая темница для тех, кто посмеет ослушаться его. Хан облегченно вздохнул. Почудилось ему, что он наконец нашел неплохой выход.

Не откладывая, хан отобрал самых преданных ему людей и повелел под покровом ночи, никому не попадаясь на глаза, сбросить Алпамыса в глубокий, с узким отверстием зиндан, напоминающий собой колодец.

Волшебная сказка.

Дочь хана и визирь

У дочери одного хана были гусь с гусыней и четыре гусенка. Как-то раз случился пожар, и золотой дворец, где жила дочь хана, сгорел. Во время пожара гусь улетел, а гусыня, защищая детей, сгорела. Узнала об этом дочь хана и сказала отцу, что она никогда не выйдет замуж. В соседнем ауле жил другой хан. У него был визирь, которому он доверял все свои тайны и давал самые ответственные поручения. Однажды этот хан видел сон,будто он влюбился в ханскую дочь и держал ее в своих объятьях. Но сон был неожиданно прерван: вошел визирь и разбудил его. Хан схватил саблю и хотел отрубить визирю голову. Но визирь быстро убежал. Когда хан несколько опомнился, визирь вошел к нему с приветствием. Хан принял его, но не так ласково, как прежде. Тогда визирь сказал хану: - Вы же сами разрешили мне входить к вам в любое время. Я к вам пришел по важному делу, а вы сердитесь на меня, не имея на то никаких оснований. Хан сказал ему на это: - Я не скажу тебе причины моего гнева, потому что ты не сможешь исполнить того, что могло бы потушить гнев.- Скажи, тахсыр, - сказал визирь. - Если я не исполню твоего желания, отрубишь мне голову. Хан рассказал ему сон. - А вы помните лицо девушки? - спросил.визирь. - Помню, - сказал хан. - Я обещаю найти ее, только соберите мне всех искусников и ремесленников, - сказал визирь. Когда искусники и ремесленники собрались, визирь описал им наружность девицы. Художники написали ее портрет. Затем визирь приказал обнести аул стеной, устроить двое ворот - с одной стороны аула и с другой, - поставить столбы и к столбам прикрепить портрет дочери хана. Сторожам был дан наказ: кто подойдет к столбам и засмеется, глядя на изображение, того схватить и вести к хану. Однажды к портрету подошел прохожий. Посмотрел он на портрет и удивился: - О! Откуда это? Схватили его сторожа и привели к визирю. Тот ласково встретил путника, угостил и спросил: - «Откуда?» Почему ты произнес эти слова, когда увидел изображение девицы? Тот сказал: - Это изображение похоже на дочь нашего хана. Поэтому я очень удивился: почему оно здесь?! Визирь спросил, есть ли муж у девушки. Человек ответил, что она дала слово никогда не выходить замуж. - Почему? - спросил визирь. - У нее было два гуся, - рассказал прохожий. - Во время пожара золотого дворца гусь улетел, а гусыня, спасая своих детей, сгорела. Ханская дочь подумала, что мужчина не бывает другом женщины. Выслушав рассказ, визирь отправился к хану и передал ему то, что услыхал от прохожего. Потом он вернулся к прохожему и пообещал ему большой подарок, если тот отведет его в свой аул и покажет, где живет девица. С собой визирь повел искусников и ремесленников. Когда они пришли, человек сказал: - Нужно подождать ханскую дочь. Скоро она выйдет с сорока подругами на прогулку, тогда вы можете ее встретить. Визирь сказал: - Иди сейчас к ханской дочери и скажи ей, что ты был в таком-то ауле, набрал там много ремесленников и искусников и возвратился. И если кому надо что-то сделать, то они все исполнят искусно. Человек сделал так, как велел ему визирь. Он сказалханской дочери, что был в одном ауле и привел оттуда много ремесленников и искусников, которые могут все делать. Девица велела поместить их в своем дворце - она даст им задание. Ремесленники расположились во дворце ханской дочери. С ними пришел и визирь. Он спросил девушку, что надо делать, и попросил все записать на бумажке. Когда ремесленники закончат работу, то позовут ее. Девушка записала все и ушла. Люди визиря провели канал, нарисовали дворец, сделали изображение двух сайгаков и изображение хана. Еще написали четырех сайгачат. Эти сайгачата утонули в реке, за ними бросился отец-сайгак и тоже утонул. А мать осталась. Когда все было готово, пригласили девицу - ханскую дочь. Она пришла, увидела портрет хана, спросила: - Что это за изображение? Визирь ответил: - Это изображение нашего хана! - А зачем вы изобразили его? - спросила она. - Мы должны каждый день смотреть на вашего хана? Потом она увидела сайгаков и тоже спросила: - Зачем они здесь? Визирь ей на это сказал: - У нашего хана было два сайгака. Их дети стали тонуть в канале, и самец, спасая своих детей, тоже утонул. Самка убежала. Тогда девица заметила: - Ваш хан подходящий для меня! Визирь спросил: - Почему вы так говорите? И она рассказала ему то, что произошло с гусями в ее дворце во время пожара. - Значит, - сказала она, - я напрасно думала, что только женщина думает о детях. - Наш хан, - сказал визирь, - тоже думал, что одни мужчины думают о детях, и решил не жениться. Тогда девица пошла к своему отцу и сказала, что хочет выйти замуж за этого хана, и показала его портрет и изображение зверей. Отец согласился. Устроили свадьбу. Было сорокадневное празднество по этому поводу. Визирь дал тому прохожему дорогие подарки.

Пословицы.

О труде

Ест как здоровый, работает как больной

Будешь выбирать лёгкую работу, трудная достанется.

Для джигита работа - отдых, для лентяя гулянье - отдых.

Работяга встаёт со сна бодрым, лодырь - разбитым

Дело, начатое без души, начатым и останется.

Когда груз лёгкий, ишак часто ложится.

Пашню сорняк портит, джигита - лень.

Ищешь только развлечение - наживёшь беду, дело ищешь- найдешь казну.

Ленивый бык вместе с телятами пасётся.

Не работающий не жует.

Дурня люди сторонятся, лодыря и скотина обходит.

Не работал - на людей не обижайся, не сеял- на землю не сердись.

Труд - героем сделает.

Труд человека питает, дождик землю орошает.

Труд целые государства кормит.

Труд любит умение.

Сперва потрудись, потом возгордись.

О Родине.

Родина - мать народу, народ мать - джигиту.

Нет земли лучше Родины, нет людей лучше, чем на Родине.

Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

Родины тепло - огня жарче.

Родная земля - золотая колыбель.

Все земли хороши, а своя - лучше всех.

И лук на Родине сладок.

Каждому родная земля - рай.

В своём ауле и собака что-то значит.

Джигита доля - за Родину стоять.

Маленький воробей и тот своё гнездо оберегает.

На чужбину попав, поймёшь, как дорога Родина.

Гусь тоскует по озеру родному - человек по Родине.

На Родине и воздух - лекарство.

О дружбе.

Друзей много - шире дорога.

Для друга сердечного от сердца отрывают.

Дружба - богатство бесценное.

Дружба крепка взаимопомощью.

Друзей дорога разлучает.

Дерево крепко корнями, человек - друзьями.

Друзей от недругов по глазам отличают.

Дружба аульных собак - до первой косточки.

Над бедой друга не смейся, тоже может случится и с тобой.

Друга нет - душе покоя нет.

Когда людей нет - и собака друг.

О семье

Сын воспитанный отцом, сам смастерит стрелу.

Глядя на отца растёт сын.

Предвесник счастья - дочь.

Родительские хлопоты познаешь когда семья будет.

Если родня богатая, маслом будешь закусывать.

Брат - брату пример, сестра - сестрице.

Хорошая невеста, как дочь родная: хороший зять, как сын родной.

Ноша отца тяжела, как вьюк верблюда.

Приглашай родственников обедать, а не работать.

Скотина ищет свой хлев, джигит - свою Родину.

Добрый знакомый лучше плохой родни.

«Кырык отирик»- «сорок небылиц»

Сорок небылиц.

Правил степью жадный и свирепый хан.

Наскучили ему воинские походы, пиры, охота, буйные игрища. И тогда разослал он во все концы степи вестников с неслыханным дотоле кличем:

— Кто расскажет хану без запинки сорок небылиц, не проронив ни слова правды, — тот получит полный мешок золота! Но горе тому, кто запнётся в рассказе или вставит в него хоть одно правдивое слово! Хан бросит его в тёмный зиндан и уморит там голодной смертью.

Ради золота, говорят, и праведник свернёт с прямой дороги. Толпами потянулись поначалу к ханской стоянке акыны, сказочники, острословы.

Однако никто из рассказчиков не мог угодить хану, и всех их постигла общая горькая участь: тысячи несчастных людей лишились света в тюремных ямах. И в конце концов перевелись охотники развлекать хана небылицами.

Темнее, чем осенняя ночь, лежал хан в своих покоях, развалясь на изукрашенном ложе. Визири, окружавшие его, боялись пошевелиться. Слуги, что подносили ему золотые блюда с редкостными яствами и напитками, расстилались перед ним, как дым.

Хан движением руки отстранял лакомства и время от времени взглядывал по сторонам так, что у всех от ужаса холодела в жилах кровь.

Как раз в это время и появился перед разубранной ханской юртой весёлый мальчишка с нищенской сумой, босой, оборванный, худой, как обглоданная кость.

— Что шатаешься где не следует? — напустились на него стражники. — Что надо?

— Я пришёл рассказать хану сорок небылиц, — бойко отвечал мальчуган.

Много видели стражники на своём веку зла и крови, а и то пожалели малыша.

— Лучше день быть скакуном, чем шесть лет клячей, — подмигнул стражникам оборвыш.

— И ты нисколько не боишься хана? — удивились воины.

— На смелого не посягнёт и албасты! — улыбнулся мальчик.

И его ввели в ханскую юрту.

Хан кинул взгляд на изорванную шапчонку, на чёрные, в цыпках ноги мальчишки, и губы его задрожали от гнева.

— Ты осмелился в своём отрепье показаться на глаза хану? Да я ногтем, как блоху, раздавлю тебя!

— Не горячись, тахсыр, — глядя прямо в лицо хану, сказал маленький нищий, — дело торопливого кончается позором. Будет куда лучше, если, выслушав мои небылицы, ты велишь выдать мне мешок золота.

Хан в ярости откинулся на подушки и зловеще прошипел:

— Коли так, говори. Я слушаю.

И мальчик начал:

— Лет за семь до того, как мне родиться на свет, пас я табун моего двенадцатого внука.

Как-то глубокой ночью погнал я лошадей на водопой. Вовсю сияло солнце и было так жарко, что у птиц дымились крылья и пылали хвосты. Поэтому я нисколько не удивился, когда увидел, что вода в озере замёрзла до самого дна.

Принялся я было рубить лёд топором. Но топор мой с первого удара разлетелся вдребезги, а лёд не подался ни на волос. Что, думаю, делать? И тут меня осенило!

Скинул я с плеч голову, ухватился покрепче за шею и давай колотить лбом по льду. Через некоторое время продолбил-таки прорубь. Да такую большую, что в неё свободно можно было просунуть мизинец. Из этой-то проруби и напился сразу весь мой табун, а было в нём сто тысяч голов.

Напились кони, разбрелись по льду, ходят, пощипывают травку. А я сел к табуну спиной и стал пересчитывать лошадей, все ли целы. Замечаю — недостаёт одного жеребца. Куда бы ему подеваться?

Воткнул я в песок курык, взобрался на него, смотрю по сторонам, не видать ли где жеребца.

Нет, ничего не видно.

Всадил в курык нож и полез ещё выше. И опять ничего не увидел.

Тут мне вспомнилось, что с детства у меня была привычка вместо серы жевать иголки. Достал я из-за губы иголку, вонзил её в черенок ножа и — будь что будет — снова полез вверх.

Может, сутки карабкался, может, месяц, а как заглянул в иголье ушко, так сразу и увидел пропавшего жеребца: среди бурного моря торчит скала, острая, как шило, на той скале на одном копыте стоит жеребец, а вокруг скалы на волнах резвится его жеребёнок.

Не стал я долго размышлять, сел верхом на курык, гребу ножом, как веслом, да и поплыл по морю. Плыву, плыву, а всё ни с места. Тогда пересел я на лезвие ножа, оттолкнулся от морского дна курыком и вмиг оказался возле скалы. А курык, будто железный, пошёл на дно.

Как же поймать жеребца без курыка? Свил я из песка аркан, накинул на коня, вскочил задом наперёд в седло, положил перед собой жеребёнка и поскакал по морю обратно.

Полпути уже проехал, как вдруг конь споткнулся о волну и стал тонуть.

Ох, думаю, сбывается пословица: «Если неудачнику и посчастливится попасть на пир, так у него, как назло, хлынет носом кровь». Ну да я не растерялся: быстро-быстро перебрался на жеребёнка, подхватил на закорки жеребца и помчался дальше.

Только я успел на берегу привязать жеребца к дереву, как внезапно мне под ноги с ветки спрыгнул заяц. Я погнался за ним. Заяц побежал влево, а я направо, заяц бежит быстро, я — ещё быстрей.

На бегу выхватываю стрелу и пускаю в зайца. Попала стрела остриём прямо зайцу в нос, да отскочила и вернулась мне в руки.

Тогда я пустил её тупым концом вперёд. Через день она настигла серого и пригвоздила его к камню.

Снял я с зайца шкурку, ободрал с него сало и стал собирать в подол кизяк, чтобы развести костёр.

В это время — что такое? — жеребец мой заржал, забился, захрапел и начал подниматься в воздух.

Я опешил сначала, но тут же сообразил, что привязал коня не к дереву, а к шее лебедя.

Бросаю на землю кизяки и лечу со всех ног отвязывать бедолагу-коня. А кизяки как запищат, как захлопают крыльями, как взовьются под самые облака — только я их и видел. Оказывается, это перепёлок да жаворонков насобирал я полный подол!

Всё же, хоть и не было у меня топлива, разжёг я, наконец, костёр. Положил заячье сало в новенький медный казан и поставил на огонь. Гляжу — протекает мой новый казан, потоками хлещет сквозь его стенки сало, скоро, пожалуй, и на дне ничего не останется. Пришлось переложить сало в дырявый казан. И, конечно же, из этого казана не вытекло ни капельки жира. Помнится, десять бычьих желудков наполнил я топлёным салом.

Пришло мне в голову этим салом смазать свои сапоги. На один сапог сала хватило, а на другой уже не осталось.

Забрался я на ночь под казан, да и задремал. Спросонок слышу — шум, гам, потасовка! Вскочил в страхе, — а это мои сапоги затеяли драку. Несмазанный сапог навалился на братца и тузит его без пощады:

— Вот тебе, жадина, получай! Будешь знать, как загребать и своё и чужое! Неужели не мог оставить и на меня немного жиру?

Стал я драчунов разнимать.

— Да уймитесь вы, злюки! Ишь разбушевались! Не зря говорится: сойдутся два умных — будут с прибылью, а сойдутся два дурака — останутся без глаз.

Еле их утихомирил. Положил рядом с собой — один сапог по правую руку, другой по левую — и снова заснул.

Наутро просыпаюсь — нет на месте несмазанного сапога, убежал, неслух, разобидевшись. Надел я оставшийся сапог на обе ноги и пустился в погоню за беглецом.

Бегу день, бегу год — никак не попадается второй сапог. Прибегаю в какой-то аул. А там людей наехало видимо-невидимо. И ещё съезжаются: кто на быке, кто на жуке, кто на еже, кто на уже, кто на горном козле, а кто на журавле.

Начинается пир.

Спрашиваю:

— По какому случаю той?

— Это, — отвечают, — не той, а поминки.

— По ком поминки?

— По байскому сынку. Погнал он тому лет семь стадо козлов на пастбище, да и пропал без вести.

Вот стали слуги обносить гостей блюдами с мясом, и тут я вижу среди них — кого же? — свой сбежавший сапог.

Я вскрикнул от радости, а он обернулся на мой голос — и оторопел, чуть блюдо не выронил.

Видно побаиваясь, как бы ему не влетело за побег, стал он мне подставлять блюдо за блюдом и всё приговаривал:

— Ты пожалел для меня заячьего жира, а мне так ничего для тебя не жалко!

С юрту снеди навалил передо мной.

Радуюсь: вот уж когда наемся за себя и за всех своих родичей! Набрал в обе руки мяса и только приготовился пошире разинуть рот, да и растерялся: ведь у меня не то что рта, так и головы не было, — я забыл её на озере, у проруби…Сорок небылиц

Прошу сапоги:

— Голубчики мои, сбегайте за моей головой, не откажите в услуге… Я с вами сочтусь.

Кинулись сапоги исполнять моё поручение, а я сижу да жду. Пока ждал, гости зубам отдыха не давали: всё мясо съели и блюдами закусили. Мне и крошки не осталось. Уж кому не повезёт, тот вымокнет до нитки и в погожий день!

Едва я приладил голову, набежали тучи и стали с неба валиться дыни. Хотел я одну разрезать, уже проткнул ножом, да, видать, не рассчитал силы: провалился нож внутрь дыни.

— Разыщу нож, пусть для этого пришлось бы мне забраться даже в собственный желудок! — поклялся я.

Распоясался, ухватился за конец кушака и нырнул вниз головой в дыню.

Много дней провёл я в неусыпных поисках. Сапоги истоптал, износил шубу, а нож всё не находится.

Неожиданно наткнулся я на какого-то человека.

— Что делаешь? — спрашивает.

— Нож ищу.

— Вот дурень, так дурень! — раскричался встречный. — Он, деревянная башка, нож ищет! Да я уже семь лет ищу здесь стадо козлов и то найти не могу…

Я враз смекнул, что передо мной тот самый байский сын, на чьих поминках я недавно побывал.

Говорю ему:

— Чем браниться да заводить ненужные ссоры, плюнул бы ты на козлов да поспешил к несчастным родителям.

— А, так тебе мои родители милее, чем козлы! — окрысился сын бая да хвать меня пятернёй за бороду.

Тут я не стерпел. Сцепились мы, и началась битва.

От нашей драки раскачалась дыня и покатилась по миру. Катилась, катилась, вкатилась на высоченную гору да здесь, на самой её макушке, и раскололась пополам.

Куда полетел с горы байский сынок, не приметил, а я брякнулся как раз у озера, где оставил свой табун. Да так, что земля прогнулась! А мне хоть бы что. Только пить вдруг почему-то захотелось. Наверно, от того жирного мяса, которого не случилось мне отведать на поминках.

Опустил я голову в прорубь и стал тянуть воду. Всё озеро выпил, а жажды не утолил. Попробовал подняться — да никак не могу. Не сразу я догадался, в чём тут дело, а оказалось всё совсем просто: пока я хлебал воду, к моим усам примёрзло шестьдесят диких уток и семьдесят селезней.

«Зачем, — подумал я, — мне столько дичи?»

Сунул всех птиц за пазуху, а после променял их на журавля. И нужно тебе знать, великий хан, что хоть и был тот журавль куда выше нара, но пил из колодца воду, даже не наклоняя шеи…

— Так, верно, тот колодец был совсем мелок! — внезапно вскричал хан, надеясь сбить мальчишку хоть в самом конце рассказа.

— Возможно, колодец был неглубок, однако камень, брошенный в него на утренней заре, лишь к ночи достигал воды, — не моргнув глазом, отвечал мальчуган.

— Ну, значит, дни в ту пору были короткие! — задёргался на месте хан.

— Да, пожалуй, дни были короткие, если за один такой день отара баранов проходила всю степь из края в край, — без малейшей заминки последовал ответ.

Хан побледнел и прикусил губу. А оборвыш так закончил свою речь:

— Тахсыр, вот я и рассказал тебе по твоему желанию сорок небылиц. Расплатись со мной по совести! А если тебе не жалко казны, я готов рассказать ещё сорок раз по сорока небылиц. Ведь слова рождаются из слов, как добрые дела — из добрых дел!

Корчась от злости, хан кивнул визирям, и те начали насыпать мешок золотом. И чем больше раздувался мешок, тем сильнее корёжила хана жадность.

Мешок был уже почти совсем полон, как вдруг босоногий поднял грязную ручонку и снова заговорил.

— Хан, — сказал он, — я отказываюсь от золота! Пусть оно остаётся тебе. Исполни за это лишь одну мою просьбу: дай свободу узникам, что томятся в твоих зинданах.

Хан словно обезумел от слов оборвыша. Он взвизгнул и кинулся к мешку, как стервятник кидается на падаль, обхватил мешок и прижался к нему всем телом.

Визири сразу поняли: хан сделал выбор. И, гремя ключами, они поспешно стали отмыкать тюремные запоры.

Вскоре все зинданы опустели. Пропал куда-то и нищий мальчишка, рассказчик небылиц.

А хана так и не смогли оторвать от мешка с золотом. Он умер через три дня.

Данный концерт был проведен 22 марта 2012 года в МБДОУ ДОД ДШИ №4 г. Ангарска в рамках дошкольной филармонии. основная цель концерта - познакомить детей со звучанием народных инструментов, с разновидностями народной песни, показать народный костюм, познакомить с танцевальной народной культурой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОЛЬКЛОРНАЯ ШКАТУЛКА

Дети входят. Рассаживаются в зале. Звучат народные песни и пляски.

Слайд - заставка

Ведущая 1. Здравствуйте, дорогие наши гости! Сегодня мы пригласили вас на необычный концерт. Называется он «Фольклорная шкатулка». Ребята, а вы знаете, что такое фольклор? Ведущая с микрофоном подходит к детям, желающим ответить, выслушивает их мнение. Фольклором называют песни и танцы, которые появились очень давно. В то время еще не было магнитофонов, телевизоров, музыкальных центров, и наши прабабушки и прадедушки очень часто собирались всей деревней или селом, пели и танцевали под звуки народных музыкальных инструментов. Музыка сочинялась не одним человеком - композитором, а всем народом, поэтому такие произведения стали называть народными песнями и танцами, или другим словом - фольклор. Ну а сегодня специально для вас мы откроем шкатулку с музыкальным богатством наших предков - шкатулку с фольклорной музыкой.

Слайд «Открывается шкатулка».

Из шкатулки сей же час

Раздался веселый пляс!

Слайд «Пляска»

Звучит плясовая музыка на балалайке, в зал заходит В.Ф. Чувашов (играет на балалайке), Даша Городниченко в народном костюме. Даша несет в руках поднос с конфетками.

Ой, вы, гости - господа!

Рады видеть вас всегда!

На Руси всегда с почетом всех гостей встречали.

Хлебом, солью, сладким медом тут же угощали.

Разбирайте, детки,

Сладкие конфетки!

Даша проходит по залу, угощает детей конфетками, возвращается к сцене.

Не одна я к вам пришла.

Музыканта привела.

Слайд балалайка

Что за чудо - инструмент?

Дайте, детки, мне ответ?

Дети отвечают.

Балалаечка звучит, и скучать нам не велит.

Обращается с поклоном к Чувашову.

Нам сыграй при всем народе

«Во саду ли, в огороде»!

Даша кладет поднос на столик, поднимается на сцену.

  1. Городниченко Даша. РНП «Во саду ли, в огороде».

Эй, подружки, выходите!

Песню петь мне помогите!

Заиграйте веселей!

Да порадуйте гостей!

Пока все девочки выходят, В.Ф. Чувашов играет плясовой наигрыш.

2. Фольклорный ансамбль «Потешка». РНП «Меня матушка любила».

Все уходят.

Ведущая. Ай да молодцы девчата, повеселили нас. Ну а что же еще приготовила для нас фольклорная шкатулка? Давайте посмотрим.

Слайд «Шкатулка открывается»

Слайд «Домра».

Вот народный инструмент.

Громкий, звонкий, спору нет.

Как он называется?

Кто же догадается?

Дети отвечают.

Молодцы, ребятки!

Справились с загадкой!

Наши бабушки - старушки

Домру очень уважали,

Они пели и плясали.

Давайте встретим дружными аплодисментами нашего юного музыканта Олю Поботаеву. Русская народная песня «Светит месяц»!

Слайд - представление

  1. Оля Поботаева. РНП «Светит месяц» (домра).

Слайд «Шкатулка открывается»

Слайд «Баян»

Ведущая.

Заглянем в шкатулку снова.

Вот народный инструмент.

Как же звать его, скажите,

Дайте правильный ответ.

Дети отвечают.

Что за праздник без баяна?

И не спеть, и не сплясать…

Поздней ночью, утром рано

Он сыграет нам опять.

Вся деревня пляшет рьяно

Коль играют нам баяны.

Слайд - представление

Русская народная песня «Выйду ль я на реченьку»! для вас играет Жигулев Костя.

3. Жигулев Костя. РНП «Выйду ль я на реченьку» (баян).

Это мы сейчас узнаем.

Слайд «шкатулка открывается»

Слайд «Сказки»

Игра с залом

Наши предки, дорогие ребята, не только складывали песни и танцы, но и сочиняли сказки. А вы знаете народные сказки? Вот это мы сейчас и проверим. Я буду читать народную сказку «Колобок»,

Слайд

и если я скажу неправду, вы топаете ногами и кричите «мы не верим», а если я скажу правду, вы хлопаете в ладоши и кричите «правда, правда». Давайте потренируемся.

Дети тренируются всем залом.

Итак, начинаем!

Слайд

Жили были дед да баба.

Дед старуху попросил:

«Испеки-ка мне покушать, я голодный, нету сил»

Слайд

Баба тесто завела,

Деду чипсов напекла.

Слайд

Как остыл наш колобок,

Почесал румяный бок,

Он с тарелки соскочил,

В лес скорее припустил.

Слайд

Покатился по дорожке,

Повстречал… сороконожку.

Чтобы не измять свой бок,

Взял у нее две пары ног.

Слайд

Может, зайчика он встретил,

Мне скорей ответьте, дети?

Слайд

Съел медведя по пути,

Чтобы не мешал пройти.

Слайд

Закатился в магазин,

Банку сока попросил.

От медведя и от волка

Укатился очень ловко.

Слайд

Кто же съел его, мой друг?

Может, человек - паук?

Слайд

Пообедала им ловко

Рыжая лиса - плутовка.

Молодцы, ребята! Знаете народные сказки!

Слайд - заставка

А знаете - ли вы, что наши предки пели песни не только на праздниках, но и даже во время работы, когда они сеяли зерно, пряли пряжу, ходили на реку за водой. Назывались такие песни трудовые. Сейчас давайте снова поприветствуем Дашу Городниченко, которая исполнит нам русскую народную песню «Дуня по воду ходила».

Слайд - представление

4. Городниченко Даша. РНП «Дуня по воду».

Слайд «Шкатулка открывается».

Слайд «Танец».

Что в шкатулочке осталось?

Это танцы, без сомнения.

Танцевали наши предки

От души и с вдохновеньем.

Наши предки очень любили танцевать. По всей Руси девушки водили хороводы, а мужчины устраивали целые танцевальные соревнования. Самым любимым мужским танцем был трепак.

Это веселый и задорный танец нам сыграет на аккордеоне Горшкова Катя. Давайте поприветствуем ее дружными аплодисментами!

Слайд - представление

5. Горшкова Катя. А. Рубинштейн. Трепак (аккордеон).

И снова для вас звучит народный танец!

Слайд - представление

6. Жигулев Костя, Токарев Дима. Молдавский народный танец (баян, аккордеон).

Слайд - заставка

Дорогие ребята! Сейчас мы снова послушаем один из народных танцев - гопак. Но теперь я предлагаю вам самим попробовать себя в роли музыкантов. Девочки, учащиеся в нашей школе, Лиза и Настя, сыграют нам гопак на рояле, ну а вы будете играть на шумовых музыкальных инструментах. Но любые музыканты всегда внимательно следят за дирижером, и играют только по его указанию. Дирижером буду я. Кто из вас хочет попробовать поиграть на музыкальных инструментах?

Ведущая выбирает из зала желающих детей - 8 человек, выстраивает их на сцене, раздает инструменты.

2 - играют на деревянных ложках;

2 - играют на бубнах;

2 - играют на треугольниках;

2 - играют на маракасах.

7. Яковлева Настя, Солодова Лиза. М. Мусоргский. Гопак (фортепиано).

А сейчас мы с вами посмотрим белорусский народный танец «Лявониха» в исполнении хореографического ансамбля «Радуга». Встречайте дружными аплодисментами!

Слайд - представление

8. Хореографический ансамбль «Радуга». Белорусский народный танец «Лявониха».

Вот и подошел к концу наш концерт! До свидания! До новых встреч!


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проект подготовлен учеником 5 класса «А» МБОУ ООШ № 2 г.Энгельса Бузовчук Кириллом Проект «Детский фольклор и современность" “ ”

2 слайд

Описание слайда:

Мудрость народа передается из поколения в поколение, от взрослых детям. Но мы дети, обладая собственным ощущением, в любые времена, являемся носителями, хранителями и создателями собственной культуры, которая определяется прежде всего наличием своей «картины мира». Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, поддевки, анекдоты знают и передают друг другу дети всей нашей страны. Это общенациональное детское искусство слова – детский фольклор.

3 слайд

Описание слайда:

Объектом моего исследования является, как творчество самих детей, так и непосредственные произведения передающие опыт одного поколения другому, а также жанры наиболее популярные сейчас в детской среде и бывшие популярными во времена детства наших предков.

4 слайд

Описание слайда:

Задачи моего проекта: дать определения понятию фольклор, детский фольклор; провести анкетирование и выяснить, что знают о детском фольклоре и его малых жанрах родители и дети. Выявить наиболее популярные у современных школьников жанры; дать описание и характеристику наиболее популярным жанрам детского фольклора; определить отношение взрослых к современному творчеству своих детей; выявить мнения самих детей о роли детского фольклора в жизни школьника; развивать интерес к детскому фольклору.

5 слайд

Описание слайда:

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

6 слайд

Описание слайда:

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы.

7 слайд

Описание слайда:

Существует также целая наука о фольклоре: фольклористика, которая тесно связана с исторической жизнью народа в разнообразных проявлениях. Конечно, в фольклорных произведениях нет ни точного описания исторических фактов, ни дат, а изображаемые события и персонажи часто даже невозможны в действительности. Историческая ценность фольклора в том, что он является духовной биографией народа, поэтической летописью его многовековой жизни.

8 слайд

Описание слайда:

Основными отличительными чертами фольклора являются: устная форма опора на традиции непосредственный контакт исполнителя и слушателя коллективность

9 слайд

Описание слайда:

Жанры фольклора бывают большие и малые. К большим жанрам относятся – сказки, легенды, былины, притчи исторические песни, народный театр. Малые жанры фольклора - это небольшие по объёму фольклорные произведения Колыбельная песня, пестушка, потешка, пословицы, заклички, считалки, скороговорки, загадки

10 слайд

Описание слайда:

Детский фольклор включает в себя: классический детский фольклор (это «поэзия пестования», т. е. произведения, создававшиеся и исполнявшиеся взрослыми, фольклорные тексты, носители которых дети разного возраста) и дворовый (в том числе и школьный) фольклор в его устных и письменных формах, в том числе и фразы, вошедшие в детскую традицию.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

АНКЕТА 1. Что такое фольклор? 2.Какие жанры фольклора Вы знаете? 3.Часто ли читаете сказки? Назовите 2-3 сказки. 4. Какие малые жанры фольклора Вам известны? 5. Приведите любой пример колыбельной или считалки. 6.Помните ли Вы колыбельную, которую пела Вам мама? 7.Как вы думаете,нужны ли в современной жизни малые жанры фольклора?(Да или Нет)

13 слайд

Описание слайда:

Результаты анкетирования: 1. Что такое фольклор? -Устное народное творчество, которое передает мудрость народа (14) -Произведение,которые сочинили наши предки (8) -Это музыкальный жанр (2) -Точно не могу ответить (6) 2.Какие жанры фольклора Вы знаете? Сказки,пословицы,поговорки,считалки,заклички,загадки,былины,потешки, колыбельные. (20) 3.Часто ли читаете сказки? Назовите 2-3 сказки. - Часто (17) - Предпочитаю повести и рассказы.(3)

14 слайд

Описание слайда:

4. Какие малые жанры фольклора Вам известны? Загадки, колыбельные, пословицы, поговорки, потешки. (30) 5. Приведите любой пример колыбельной или считалки. Все опрашиваемые справились с заданием анкеты, каждым были при ведены примеры. 6. Помните ли Вы колыбельную, которую пела Вам мама? Да (27) Нет (3) 7. Как вы думаете,нужны ли в современной жизни малые жанры фольклора?(Да или Нет) Да (30)

15 слайд

Описание слайда:

Вывод: 95 % опрошенных знают что такое фольклор, различают малые и большие жанры фольклора. Имеют представления о произведениях детского фольклора и у многих есть любимые творенья устного народного творчества. Необходимо помнить, и знать историю свой родины, историю своих предков. И где, как ни в произведениях народного творчества сполна можно почерпнуть все исторические знания, события. А наша задача продолжать закреплять традиции и передать уже нашим потомкам традиции своего поколения.

16 слайд

Описание слайда:

Колыбельные. Спи, дитя мое, усни! Сладкий сон к себе мани: В няньки я тебе взяла Ветер, солнце и орла. Улетел орел домой; Солнце скрылось под водой; Ветер, после трех ночей, Мчится к матери своей. Ветра спрашивает мать: "Где изволил пропадать? Али звезды воевал? Али волны всё гонял?" "Не гонял я волн морских, Звезд не трогал золотых; Я дитя оберегал, Колыбелочку качал!"

17 слайд

Описание слайда:

Загадки Сам худ, голова с пуд. (молот) Матушкой весной в цветном платьице, мачехой зимой в одном саване. (черёмуха) Чёрные, кривые, от рожденья все немые; станут в ряд, сейчас заговорят

18 слайд

Описание слайда:

Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растет.. Чудесный длинный дом, Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином

19 слайд

Описание слайда:

Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребёнка. Это «детский фольклор» предназначен для того, чтобы развлекать и забавлять ребят. Они нередко отражают картинки будничного трудового быта. С орехами, с орехами! Поскакали, поскакали С калачами, с калачами! Вприпрыжку, вприскочку По кочкам, по кочкам - В ямку - бух! Потягунюшки, поростунюшки! Роток – говорунюшки, Руки – хватунюшки, Ноги – ходунюшки.

20 слайд

Описание слайда:

Потешки – песенки и стишки к первым играм ребёнка с пальцами, ручками и ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), Умывая можно сказать: Водичка-водичка, Умой наше личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

21 слайд

Описание слайда:

ЗАКЛИЧКИ И ПРИГОВОРКИ Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге. Дождю. Птицам. Приговорки – словесные обращения к улитке, жучкам и пр. В начале марта дети закликают весну: -Весна красна! На чём пришла? - На сошечке, на бороночке, На овсяном снопочку, На ржаном колосочку. Уж дождь – дождём, Поливай ковшом! Ситом, решатом, Целым ушатом! Радуга – дуга, Не давай дождя, Давай солнышка, Колоколнышка! Когда засуха, а дожди идут мимо или выпадает небольшой дождь, просят у радуги, чтобы она не уносила дождя: Радуга – дуга. Принеси нам дождя.

22 слайд

Описание слайда:

Молчанка – небольшое сихотворное произведение для проведения игры. Один из детей начинает читать текст комического содержания. Обычно во время игры старался рассмешить или задеть участников, чтобы кто-то засмеялся и заговорил. В молчанках очень ваны рифма и ритм. Ну кто не играл в такую молчанку???? Ехали цыгане, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез. Кто слово промолвит, тот ее и съест! Прилетели журавли, и сказали всем: «Замри!» А кто первый отомрет - тот получит шишку в лоб! Не смеяться, не болтать, а солдатиком стоять!