В прошлом году, на левобережном воронежском кладбище сменилось одно надгробие. Что ж, кладбище уже привыкло и к сломанным памятникам и к таким рокировкам. Хой с гитарой, Хой без гитары, Хой с крестом, Хой на фоне надписи «Хой» и собственной цитаты о непознанном смысле жизни – словно и после смерти этот неугомонный парень не может укротить свою бьющую ключом энергию.
Бывают биографии, требующие от составителя приличного знания географии. Жизнь, ещё не знающая что она – биография, бросает людей то в один конец карты, то в другой, чертит линии, причудливые зигзаги пунктиров между странными иностранными названиями – настоящую арабскую вязь, распутывать которую приходится долгие часы.

Бывают и другие. Линия жизни в таких биографиях - вовсе не линия. Она скорее, похожа на уверенную в себе жирную точку на карте. На такой точке родился, жил и умер Юрий Клинских . Её очень просто себе представить – взять ручку и нарисовать два круга. Тот, что в центре – закрасить. Сверху надписать – Воронеж. И чуть крупнее – Хой. От неё, понятно, потянутся какие-то хилые паучьи лапки пунктиров – в Москву, на Дальний Восток, ещё куда-то. Но всё это – неважно. Личность «включившаяся» 27 июля 1964 года сделала всё, чтобы «выключится» именно там, в июле, 36 лет спустя.

«Я первое стихотворение написал ещё в школе, помню про весну что-то»

Юра Хой, тогда ещё – просто Юра Клинских родился в семье домохозяйки Марии Кузьминичны Клинских и инженера Николая Митрофановича, вкалывавшего на Воронежском авиазаводе. Он был не единственным сыном четы Клинских, у маленького Хоя имелось двое старших братцев. С детства пацан рос смышлёным и любознательным, интересуясь всем, до чего дотягивался.
В школе Юра ничем особенным не выделялся. Был ленив, учился на тройки, домой носил «неуды» за поведение. Его диплом о среднем образовании украшен одной единственной четвёркой. Не по пению, по труду. К тому же часто Юра не приходил на первые уроки, опаздывал – засиживался с книжками допоздна. Был честен, старался никогда не врать.

Старшие братья с юного возраста приобщали Юру к музыке, в доме Клинских часто можно было услышать рок-н-ролл. Парни слушали советскую музыку, «битлов», «Deep Purpl» - сначала на пластинках, потом на бобинах. Отец же приучал младшего к… поэзии, изучению литературы и правил стихосложения. Сам он всю жизнь писал стихи, публиковался – но всё как-то без особого успеха. Данные им уроки позже проявились уже в матерных, разухабистых песнях сына, которые, несмотря на «мерзкое», «безобразное» по мнению литературных критиков, содержание, имели «безупречный слог и стиль».
Если со слогом Юре помог отец, то содержания подкинули обязательные деревенские каникулы, на которых тот нередко пропадал целое лето. Другим источником вдохновения стали фильмы ужасов – сначала советские, вроде Вия, потом – любые, которые можно было достать на кассетах и до дырок засматривать ночами. Играть на гитаре Хой научился ещё в школе, тогда же – сложил свои первые песни.
Окончив школу, и отучившись в ДОССАФ ради халявных прав, Юра на два года сел за «баранку» танка. Его часть дислоцировалась на Дальнем Востоке. Без особых происшествий он дослужил до 1984 года и демобилизовался.

«Что б в милиции работать, нужно плохим человеком быть. Есть там, конечно, и нормальные, но им там не место»

После армии Юрий подался в ГАИ, но в милиции не прижился. Сам он всегда любил скорость, автомашины, да и на место простого человека себя мог поставить – старался не штрафовать немного превысивших скорость, людей из сёл, безденежных – жалел. А вот перед начальством прогибаться не умел. Говорят, раз Юра тормознул даже мэра Воронежа, ехавшего на красный. А на вопрос «знаешь, кто я?» ответил, что, и знать не хочет. В другой раз таким манером он остановил какого-то важного священника, и, естественно, оба раза нажил себе неприятностей. Кроме того Хой никогда не мог выполнить назначенный руководством ГАИ план по штрафам. Три года в меновке плавно превращались в каторгу. Последние несколько месяцев контракта Юра служил уже во вневедомственной охране, отсчитывая дни до нового «дембеля». Как позже вспоминал Николай Митрофанович, последний день в милиции Юрий еле отработал, пришёл домой, содрал с себя форму, бросил на пол и стать топтать ногами, что-то рвать. Покончив с поганой, по его мнению, работой, Хой стал перебиваться другими заработками – работал фрезеровщиком, оператором ЧПУ-станка на «Видеофоне», грузчиком. В свободное время писал песни, играл на гитаре. Завёл «Волгу-31» (первая из четырёх машин), и чуть не убился на ней, на московской трассе, где-то под Тулой. Восстановленное авто Хой продал, и с тех пор от отечественных марок старался держаться подальше. Среди его следующих тачек был красный дизельный WolksWagen Golf III и белая Daewoo Нексия с электропакетом и кондиционером.

«Я не стесняюсь своего города, я в нем прожил всю жизнь, в нем же, скорее всего, умру…»
Юра Хой

В свободное от подработок время, Юра смотрел бесчисленные ужасы или мистику, играл на бильярде и иногда – как хобби – делал музыку. Когда в Воронеже открыли рок-клуб, Хой сделался его завсегдатаем. На весеннем концерте в 1987 он впервые сыграл несколько песенок, которые начал писать тогда же – в феврале и марте. Как Юра позже рассказывал – ему не нравилась беднота тем самодеятельных коллективов – «о любви, мире, чём-то таком… непонятном» вот он и решил обогатить её своим участием. «Это всем понравилось, и так всё и пошло…»
Он пел в клубе сольно или приглашал кого-то. А 5 декабря 1987 года Хой собрал первый состав своего «Сектора» и спел несколько песен – «Я мразь», «Сумасшедший труп», «Утопленник», «Колхозный панк» - на сцене рок-клуба
Название «Сектор Газа» было для Юры «загадочным сочетанием» и одновременно – своей «в доску» воронежской реальностью. В его детстве оно было на слуху из-за арабо-израильского противостояния, о котором тогда часто говорили по радио. А в Воронеже так ещё называли промзону с кучей заводов и дымящихся труб, и соответствующей криминальной атмосферой, где как раз располагался рок-клуб. Короче, с именем команде Юры было просто. По словам Хоя это было «местное название для группы, которая не собиралась выходить за пределы городского рок-клy6a»

«Панком никогда себя не считал...»
Юра Хой


Через два года, к 1989 году группа записала два «кассетных» альбома - «Плуги-вуги» и «Колхозный панк». Качество записей было ужасным, и они разошлись исключительно в Воронеже. Прорывом для команды стал альбом «Зловещие мертвецы», изданном в 1990 г.
Многие, особенно из ранних песен автобиографичны – «Ява», «Мент» (после выхода Юры из вытрезвителя), «Ядрёна вошь», «Взял вину на себя» - посвящение брату.
В то же время сам Юра пытался «развести» себя и «лирического героя» - «этакого монстра в вонючих носках, пострадавшего от всех известных венерических заболеваний и заработавшего импотенцию». Он говорил, что петь о человеческих пороках ещё не значит одобрять их. Для Юры такие песни - скорее, какой-то особый способ борьбы с ними.
Классическим «панком» Хой себя никогда не считал. «…может быть в начале творчества чистая «панкуха» кое-где и просматривалась» - рассказывал он в своих интервью. Он затем стал делать то, что нравилось лично ему, не привязываясь к стилю. И действительно – в музыкальном плане его альбомы были довольно разнообразны. Сам Юра определял стиль своей команды как «фьюжн».
Образцами для подражания и любимой музыкой для Хоя были западные группы и Rage Against The Machine, Biohazard, AC/DC, Alice Cooper. В последние годы Юра находился под впечатлением от тяжёлого рэпа с его блюзами, чёткой ритмикой и рок-гитарами, а на протяжении всей своей карьеры любил панк и дэт-метал.
«Хой, месяц молодой! Висит – гвоздём прибит!»
Веня Д`ркин
Псевдоним «Хой» к Юре прицепился сразу и довольно прочно. Вообще этот возглас тогда многие использовали – от Д`ркина до Летова, позаимствовав то ли из Oi!-музыки британских кокни, то ли из умствований БГ, но псевдонимом его сделал только Юра.
Как говорил он сам: «Хой» - просто восклицание, я часто произношу его во время песен. То, что оно напоминает кому-то Цоя (с которым Юра был лично, хоть и эпизодически, знаком) - случайность».
В последние годы жизни Юра стал меньше пользоваться псевдонимом «чтоб с гаишниками проблем не было». А то – остановят, а он «Да вы что, парни, я ж солист в «Секторе Газа». А они – «Врёшь! Там Хой поёт».

«Когда мы вышли на большую сцену, то нами стал заниматься человек, который до этого работал только с «попсой» и которого при слове «рок-н-ролл» начинало тошнить»
Юра Хой

После успеха «Зловещих мертвецов» и «Ядрёной воши» Юра стал выступать на всяких смешанных тусовках – «50х50» и тому подобных, но надоело это ему быстро. В Москву – «развратный город наглой молодёжи» он переезжать не пожелал, хотя возможностью записываться на студии «Мир» воспользовался. Его записи издаёт один из первых российских лейблов - «Gala Records». Начинаются легальные концерты группы, а вместе с ним – концерты липовых «Хоев» по городам. Сам Юра не любил «светится», сознательно поддерживал разрастание слухов, легенд о своей группе. В плане продаж – на кассетах его знали все, но 99 % альбомов выпускали пираты. Хой не жаловался, жил с того процента который «Gala Records» продавала по Москве, официальных релизов на «Black Box» в Воронеже и многочисленных концертов (всего их более 300). Его альбомы выходили в 1994 году, потом были переизданы «Галой» в 1997 г. «Нажми на газ» и «Колхозный панк» также были изданы – в 1991 и 1993 г. – уже на CD, LP, и неизменных кассетах.

«Нам нет разницы, для кого играть, от политики мы далеки. Платит Жириновский - играем для Жириновского, будет платить другая фракция - сыграем для неё»
Юра Хой

Росла и популярность. Известно, что от «Сектора» был в восторге Владимир Жириновский, и аполитичный как банан Хой «отвечал взаимностью» для ЛДПР, но – за деньги. Своих политических пристрастий Юра не имел, посылая всю политику «…в жопу. Буравчиком!». Строем он был вполне доволен, потому что, будучи из рабочих, заработал неплохие деньги на своём таланте. Впрочем, Хой полагал, что если бы ему пришлось так и застрять в грузчиках, то, конечно, он был бы недоволен правительством.
По мере роста популярности «Туман» и «Пора домой» Хоя стали фактически народной музыкой, музыкой дембелей, ПТУшников, студентов и сельской молодёжи. Жлоброкгруппа – так иронично часто называли «Сектор Газа» - группу, которую сам Хой сравнивал с порнухой, группу-изгоя, парию, которую не принимал ни рок, ни поп-музыка.
Известно, что Юра был не прочь сыграть в концерте с ДДТ или «Алисой» но его не звали, а сам он – не напрашивался. В 1994 году им записана панк-опера «Кощей бессмертный» - трэш-смесь русских сказок и музыки в духе АС/DC, Red Hot Chili Peppers или, Ace Of Base привлекшая внимание критиков. Выходит «Сказка» видео на которую не досняли из-за нехватки средств, затем чёрно-белый «Туман» - с хроникой российских войн. Всего у «СГ» выходит 4 клипа. Пятый - «Ночь страха» - не был закончен из-за смерти певца.
В конце 90-х «СГ» выпускает ряд техно-ремиксов, с участием воронежского DJ Крота.

«Я все время стремился к тяжелому звуку»
Юра Хой

В последние годы жизни Юра Клинских меняет имидж и звучание. Вместо косухи, рваных джинсов, старых маек и армейских ботинок появляются чёрные дорогие туфли, тёмные брюки и рубашка. Вместо разухабистого «колхозного» панка – «клёвый тяжеляк» последнего альбома.
«...я перепробовал практически все наркотики, но ни к чему не привык и не собираюсь привыкать. Попробовал - и хватит»
Юра Хой

Точные причины смерти Хоя неизвестны. 4 июля 2000 года, он умер в одном доме на Барнаульской, по пути из своего дома на очередную запись. В последние годы у него обострились проблемы со здоровьем – подозревали и гепатит и сердечные проблемы. Хой достаточно много пил, а к концу 90-х друзья стали подозревать его сильную наркотическую зависимость. К тому же, как полагают многие, его спутница Ольга была законченной наркоманкой. Перед смертью Юра жаловался на боль в низу живота, боку и «кипяток в венах» - но решил, что само пройдёт. Не прошло, они с Олей оказавшись в «плохом» районе вышли на Барнаульской. В квартире Хой сразу лёг, ещё раз сказав о «кипятке» в венах. Ольга стала звонить в «Скорую» - но ответили лишь на 4-й раз. Врачи не смогли помочь – остановилось сердце.
Хой умер. Умер человек не любивший «разряженную тусовку», геев и Киркорова. Умер человек, обожавший тяжёлый звук и тяжёлый рэп, скорость, простые слова и мистические ужасы. Свою смерть он «сделал» похожей на непритязательный «ужастик» - сумма цифр её даты составила 13, его последний альбом – «Восставший из ада» - содержал 13 песен, был 13 альбомом, вышедшим на 13 году существования «СГ», а два поминальных дня – 9 и 40 пришлись на 13е число.
После Юры Клинских остались две дочери – Ира и Лиля.

Виртуальный Кореновск. Места, где стоит побывать

Могила лидера группы "Сектор Газа" Юрия Клинских (Хоя)

на Левобережном кладбище г.Воронежа

(кладбище "на Баках")

Панорамы изготовлены с глубоким уважением от "Виртуального Кореновска" и лично от Trang

Кто как бы не относился к творчеству этой группы, несомненно, что это было одно из уникальнейших произведений постсоветского пространства. Краткие интересные факты таковы:

  • Родился Юрий Клинских 27.07.1964 года в семье простых людей
  • Учился плохо, итоговый аттестат средней школы содержал всего одну четвёрку по труду, остальные- тройки
  • Никогда не получал музыкального образования, хотя все стихи, песни, музыку и аранжировки писал сам
  • За всю жизнь сменил множество профессий, в том числе грузчик и сотрудник ГИБДД
  • Из 10 проданных кассет во времена 90-минуток 9- были с "Сектором Газа". Если бы Юрий Клинских достиг бы подобного успеха работая в США, он был бы мультимиллиардером, принес бы огромную прибыль себе и своей звукозаписывающей компании. А проживая и работая в России, он получал копейки по сравнению с западными "звездами", разъезжая на скромном авто (только под конец карьеры на иномарке, а вначале- на отечественном), когда вполне мог бы кататься на "Роллсройсе". Не всякая "звезда" и на Западе может быть на гребне популярности в течении десятка лет
  • Вплоть до конца 90-х годов его песни наизусть знала вся страна
  • Несмотря на это, вплоть до самой смерти его лицо было известно только узкому кругу людей
  • Один раз был избит за то, что возмущался на самого себя- увидел в Москве выступающих под "фанеру" самозванцев и полез на сцену разбираться с лже-Клинских. В результате Клинских был избит охраной за то, что пытался напасть на "Клинских"
  • Его песни так и не получили твёрдой ниши и направление как только не называлось- "стёб-рок", "панк-рок", "народный рок", "народный панк" и другие. Сам же Клинских предпочитал называть это "фьюжн"- "смесью всего"
  • Группа "Сектор Газа" получила награду от лидера ЛДПР В.В.Жириновского "За неоценимый вклад в развитие русского языка"
  • Был записан в книгу рекордов, как единственный человек, который сумел срифмовать выражение "Генерального секретаря ЦК КПСС Горбачёва"
  • На момент смерти Юрия Клинских группе "Сектор Газа" исполнялось 13 лет, был записан 13-й альбом "Восставший из Ада", который содержал 13 песен
  • Скончался Юрий Клинских 4 июля 2000 года в одном из домов по ул. Барнаульской, что на левом берегу Воронежа, вызванная "Скорая помощь" помочь лидеру группы не смогла.
  • Юрий записал 13 альбомов, в последнем альбоме было 13 песен, сумма чисел даты его смерти (4+7+2+0+0+0) равно 13
  • Похоронен на Левобережном кладбище г.Воронежа (кладбище "на Баках")
  • У Юрия Клинских остались родители, жена и две дочери Ирина и Лилия

А пока...:

Группа "Сектор Газа" образовалась 5 декабря 1987 года в городе Воронеже. "Сектор Газа" являлся в 90-е года самым популярным российским коллективом и не придерживается какого-то конкретного стиля, а делал музыку во всех стилях и направлениях.

Группа была названа в честь экологически вредного промышленного района г.Воронежа, в котором было очень много заводов, которые очень сильно дымили. В то время советские средства массовой информации на все лады обсуждали палестинскую проблему и видимо поэтому район и был метко прозван "Сектором Газа".

"Ну это чисто такое местное название в Воронеже, где был рок-клуб к которому мы принадлежали, он находился в очень задымленном районе и я его так прозвал "сектор газа" и мы в этом клубе постоянно играли, а так как я жил там неподалеку в этом районе группу я назвал также - "Сектор Газа".
Чисто местное название, я ведь не думал тогда что мы так раскрутимся, я думал что мы поиграемся и на этом все закончится, как и многие коллективы тогда первые в 85, 87 году, когда открылись рок-клубы, вы помните, было очень много команд довольно-таки интересных."

Юра Клинских в школе учился плохо. Ленивым был, уроки делать не любил. В итоге у будущего солиста "Сектора Газа" аттестат о среднем образовании украшен только одной "четверкой" по труду - остальные "тройки". Дисциплина у Юры тоже хромала. Родители особо не удивлялись, когда их сынишка приносил домой в дневник "неуд" за поведение.
Рок-н-ролл в семье Клинских звучал часто и громко. Старшие сводные братья просвещали малого. Юра рано узнал о существовании западной рок-культуры (в первом классе!). Нерадивый ученик, хулиган свято поверил в музыку. Он, отчаянный меломан, вскоре решил сам освоить гитару. Творческую "путевку в жизнь" Юре дал и отец Николай Митрофанович Клинских. Николай Митрофанович, инженер с ВАСО, всю жизнь писал стихи, пытался публиковаться, но не особо удачно. И свою мечту воплотил в сыне, которого с раннего детства стал приучать к литературе и правилам стихосложения. Уроки литературы не прошли даром - многие серьезные литературные критики отмечали в стихах Хоя блестящий стиль и слог. И совершенно гнусное, по их мнению, содержание. (Но разве в этом дело - ведь и Пушкин восхищался Барковым, находя его гением русской поэзии.)

После службы в армии Юра работает, а ночами пишет песни. "В начале 87-го я начал сочинять песни, где-то с февраля так, с марта, то есть уже проект пошел в ход, я начал накрапывать там что-то, придумал несколько песен, и вот 5 декабря я вышел в рок-клубе на фести... не фестиваль, просто там был концерт такой, ну вот под гитару спел, ну это самые первые песни были "Колхозный панк", "Я мразь", "Сумасшедший труп", "Спокойной ночи, малыши", это самые первые вещи, "Утопленник"...

О большой сцене Юрий не мечтает, воспринимает свое музицирование как хобби, как отдушину от серого быта. Тем временем подкралась к нему известность. Внезапно. Триумф простого воронежского парня стал возможен благодаря лихой горбачевской перестройке, голодной до запретных тем.
Веселые матерные песни Юры Клинских взбудоражили всю страну. Альбомы "Колхозный панк", "Зловещие мертвецы", "Ядрена вошь" расползлись по стране миллионными тиражами. Спрос рождал предложение. Молодежь балдела от похабных перлов Юры. Для него не существовало цензуры, он пел про все и обо всем. Песни Хоя знал весь СССР, причем поклонники не представляли как внешне выглядит их кумир, пользуясь этим по стране разъезжали многочисленные "двойники" и давали концерты под фонограммы группы, работающей только "вживую".

Популярность группы безгранична, "Сектор Газа" слушают не только простые люди, но и профессора и политики - "Сектор Газа" нравиться тому же Владимиру Жириновскому. Особенно популярен СГ в провинциальных городах, деревнях и в армии: "Я человек нормальный, нетщеславный, но когда на концерте, где из пяти тысяч народу - три тысячи солдат, и все требуют "Пора домой", и говорят мне после концерта, что это их "дембельская" песня, то понимаешь, что потихоньку начинаешь входить в народную историю..."

Однако сам Юрий не стремиться к славе: "Мне уже несколько раз предлагали написать книгу о группе, но я этого не хочу. Это такой мой прикол - чем меньше знают о группе, тем больше слухов и тем более она легендарна."
Песни "Сектора Газа" не нравятся только всевозможным официальным органам и администрациям, которые люто ненавидели и ненавидят группу, хотя по словам самого Юрия, и слушают песни "Сектора" втихую, как порнуху, но на людях же запрещают и зажимают группу как могут. Благодаря российским средствам массовой информации за группой закрепился штамп "хулиганской", "жлоброкгруппы". "Сектор Газа" не любит показывать телевидение, их песни редко услышишь по радио, за двенадцать лет существования у группы есть всего четыре видеоклипа: "Колхозный панк", "Лирика", "Туман", "Пора домой".
Несмотря ни на что группа продолжает существовать, Юра Хой не сдается и начинает экспериментировать. И вот летом 1994 года записывается эпохальная панк-опера "Кащей Бессмертный". Написанная на манер старинных дореволюционных русских сказок и музыку популярных западных групп: АС/DC, Ace Of Base, Red Hot Chili Peppers и др., она сразу входит в десятку хит-парадов страны. Этот неожиданный ход принес свои плоды - музыкальные критики преисполняются уважением к "Сектору Газа" и называют его "молодой талантливой группой из глубинки".

После выхода "Cказки" о группе ничего не было слышно. Но вот неожиданно для всех в начале лета 1996 года вырвался на экраны Центрального Телевидения черно-белый клип "Туман" раскрывающий хронологию войн России, начиная с революции и заканчивая войной в Чечне, для всех было сюрпризом что в песнях группы впервые зазвучала тема Родины. Альбом под кодовым названием "Газовая атака" ознаменовал новый этап в творчестве коллектива: серьезная музыка и философская направленность текстов песен как бы подводила итог пройденного творческого пути. Ребята из группы повзрослели, перестали ругаться матом на концертах, "за исключением может быть нескольких слов и то не считается по тексту песен идет...Я же пою матом не ради мата, а не кривя душой выдаю все, что просится..." говорит сам Юрий Клинских. Тиражи кассет с записями группы и сейчас достигают астрономических размеров: "...Мы занимаем первые места по продажам. Но я не знаю цифр, потому что в основном это пиратские кассеты. И мы получаем деньги лишь с тех лицензионных кассет, которые выходят в Москве. Вот за счет этого мизера мы и существуем..." говорит об этом солист группы. "Девяносто девять процентов наших кассет, которые можно купить по всей стране, - левые.
Я иногда в мечтах представляю, сколько бы я авторского гонорара получил, если бы все они вышли официально." Примечателен тот факт, что если бы Юрий Клинских достиг бы подобного успеха работая в США, он был бы миллионером, принес бы огромную прибыль себе и своей звукозаписывающей компании. А проживая и работая в России, он получает копейки по сравнению с западными "звездами", разъезжая на скромном авто, когда вполне мог бы кататься на "Роллсройсе". Не всякая "звезда" и на Западе может быть на гребне популярности в течении десятка лет. И сейчас тинэйджеры по всей России пишут на заборах и стенах, то что писали когда-то писали десять лет назад их старшие братья: СЕКТОР ГАЗА, ЮРА ХОЙ и т.д..

В 1997 году осуществлен новый суперпроект - компакт-диск под вызывающим названием "Наркологический университет миллионов", - проблема наркомании стоит сейчас крайне остро, поэтому поп- и рок-музыканты, преисполнившись чувством собственной важности и значимости для судеб человечества, закатывают по этому поводу грандиозные концерты. Правда, толку от этих шоу никакого, зато всем участникам бесплатная реклама по ТВ. "Сектор газа" сделал проще и эффективнее - он посвятил борьбе с наркоманией свой альбом.

"Все упирается в тему. Петь о любви - это банально. Так поступают все популярные группы - слова переставляют и штампуют песни ни о чем. Я нахожу сначала тему. Накопилось много песен про наркологические дела - издал альбом..." - рассуждает Юрий Клинских о современной российской эстраде. Причем сам Юрий не употребляет наркотики "...я перепробовал практически все наркотики, но ни к чему не привык и не собираюсь привыкать. Попробовал - и хватит."

В 1998 году, "Сектор газа", не желая отставать от современных музыкальных тенденций выпускает техно-ремиксы своих старых песен на альбомах "КОЛЛЕКЦИИ", а также записывает отдельный ремиксовый альбом. Причем, технодоктрина Юрия Клинских имеет ярко выраженный альтернативный характер. Доморощенные ди-джеи грувы-фонари-ивановы были сурово проигнорированы, и ремиксы лучших хитов "Сектора газа" лудил DJ Крот (А.Брянцев) из города Воронежа. Налудил он их грамотно, а главное разнообразно. Теперь "Сектор газа" - это и Роберт Майлз, и "Prodigy", и все что между ними.
Но из-за разразившегося в России кризиса, выпуск этого нового альбома ремиксов EXTASY долго задерживался.Зимой 1999 года на сборнике танцевальной музыки "Двигай попой-6" СГ выпускает один ремикс с этого альбома - "Давай-давай", где Юра довольно прикольно поет дуэтом с молодой солисткой - DJ Русского радио - Воронеж. Так после долгого молчания патриарх отечественного панка снова заявил о своих правах.

Уже два года Юрий Клинских снимает видеоверсию "Сказки", но из-за отсутствия денег снято пока только 30% материала. Также интересная информация, первый альбом группы был полностью переписан и заново перепет в 1997 году, но на кассетах коллекции из-за халатности ГАЛА Рекордз продается альбом записи 1993 года.

В ноябре 1999 года наконец вышел, под лейблом SBA/GALA Records, альбом ремиксов EXTASY, записанный год назад. Вышла и новая "Коллекция" - блок из 11 альбомов на MC и комиксы нарисованные Дмитрием Самборским "Приключение Юры Хоя в царстве зла". Юра работает над записью нового альбома под кодовым названием "Восставший из Ада". Альбом даётся ему очень тяжело, он пишет его почти 6 месяцев.

И вот свершилось!
Весной 2000 Юрий Хой, Игорь Жирнов(РОНДО) и басист МОНГОЛ ШУУДАНа записали на студии ГАЛА Рекордз альбом "Восставший из ада", сводил альбом Андрей Дельцов. Релиз состоялся в октябре 2000 года из-за коммерческих интересов ГАЛА Рекордз, не захотевшей выпускать альбом сразу.
К сожалению, клип на песню "Ночь страха" Юра доснять так и не успел, в тот роковой день он как раз собирался продолжить съемку...
"...Я все время стремился к тяжелому звуку, просто технология не позволяла реализовать мои задумки и я не въезжал, что и как нужно сводить, и оператор не въезжал. Все ж на попсе были воспитаны. И качество дальнейших альбомов зависело от того, насколько удачно я въезжал в технологию записывания музыки, и чем больше я набирался опыта, тем лучше выходили альбомы.
И сейчас могу сказать, что весь этот "спектральный анализ" я изучил и теперь знаю, как надо делать тяжелую музыку. Для этого я переслушал море альбомов, у меня одной тяжелой музыки восемьсот дисков (а всего - тысяча двести)! И последний альбом - это тяжеляк, клевый! Специально применяли суперметаллические примочки, накладывали гитары, все делали "по фирме", во всяком случае, по сведению альбом вышел близким к "фирме". На настоящий момент такого звука я в бывшем Союзе еще не слышал, по тяжести. Я хотел этого добиться и добился: Потому что всегда стремился вперед". Юрий Клинских (Хой)

Ничто не предвещало беды, когда в конце июня Юрий приехал из Москвы в Воронеж. Он хотел, во-первых, навестить семью-жена Галина с дочками Ирой и Лилей постоянно жили в Воронеже. Здесь же живут и родители-Марья Кузьминична и Николай Митрофанович Клинских. А во-вторых, Юрий планировал снять видеоклип на песню "Ночь страха" с нового альбома "Восставший из ада".

Неожиданно Хой умирает утром во вторник, 4 июля, в одном из домов по ул.Барнаульской, что на левом берегу. Очевидцы рассказывают, что Юра собирался на встречу с телевизионщиками - он снимал новый видеоклип, - когда пожаловался на боль в животе и левом боку. Боль усиливалась, но Хой решил встречу не отменять, мол, поболит и пройдет. А через несколько секунд остановилось сердце. Друзья кинулись вызывать "скорую", но приехавшие врачи оказались бессильны.

Похоронили Юрия Николаевича Клинских в четверг, 6 июля, на Левобережном кладбище г.Воронежа...
Средства массовой информации по-большому счету проигнорировали такое трагическое событие культурной и общественной жизни России: сообщение о смерти Юры в СМИ прошло между делом, вскользь, а ведь ушел из жизни один самых известных рок-музыкантов, порожденных горбачевской перестройкой. Можно смело заявить, что звездный час Юрия Хоя пробил в самом начале девяностых, когда слава о "Секторе газа" гремела по всему Союзу, когда в палатках звукозаписи из ста проданных кассет сорок приходилось на "СЕКТОР". Именно тогда родились те бессмертные творения, которые и сделали "Сектор газа" "Сектором газа". Национальный герой, любимец армии и народа тихо перешел в вечность, уступив дорогу молодым.

P.S.
19 октября 2000 года ГАЛА Рекордз объявила о релизе нового альбома "Восставший из ада". Но и тут не обошлось без казусов: ГАЛА выпустила два вида дисков полный(GL 10155) и упрощенный с 11 песнями(GL 10220), дилеры из регионов отказались закупать альбом с 13 песнями из-за дороговизны. И теперь по регионам гуляют не только кастрированные диски, но и кассеты с 11 песнями, причем с фирменными обложками на которых указаны все 13 песен. Можно представить как бы негодовал Юрий по этому поводу, вот так провинция осталась без двух песен "Сожженная ведьма" и "Мертвый в доме"...


Россия Россия

Профессии Годы активности 1987-2000 Певческий голос тенор Инструменты акустическая гитара
ритм-гитара
вокал
Жанры авторская песня
русский рок
комедийный рок
хард-рок
панк-рок
фолк-рок
хоррор-панк
мелодекламация
рэп-рок
синти-панк
техно
рэп-метал
альтернативный метал
Псевдонимы Хой Коллективы «Сектор Газа » Лейблы «Black Box» (1989-1990)
«S.B.A./Gala Records » (1991-2000)
Автограф sektorgaza.net Аудио, фото, видео на Викискладе

Ю́рий Никола́евич Клински́х (Хой ) (27 июля , Воронеж - 4 июля , Воронеж) - советский и российский музыкант, певец, автор, композитор, основатель и бессменный лидер группы «Сектор Газа ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Классная песня посвященная Юре Хою/27.07.2017

    ✪ СЕКТОР ГАЗА- Памяти Юрия (хоя) ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ МУЖИКОВ! ПОПРОБУЙ ОТОРВАТЬСЯ.

    ✪ Группа ПЕГАС - Юрию "Хою" Клинских (Сектор газа) посвящается (27.07.2016)

    ✪ Юрий Клинских Хой Сектор Газа Як на хуторе

    Субтитры

Биография

Детство

Творчество

Большой пласт творчества Юрия Клинских посвящён остросоциальным проблемам времён перестройки , «лихих 90-х », а также теме загробной жизни и мистики . В своих песнях он старался учитывать события общественной и личной жизни, поступки людей, повседневные бытовые ситуации, при этом используя в текстах некоторых композиций ненормативную лексику .

Его творчество вызывало либо глубокий интерес, либо протест со стороны аудитории. Считается, что благодаря перестройке остросоциальные, изобилующие обсценной лексикой песни «Сектора Газа» смогли достучаться до сердца народа, а Хой таким образом получил популярность у публики, истосковавшейся по запретным темам. Но всё же ненормативной лексикой Хой, вопреки расхожему стереотипу, старался не злоупотреблять. Нецензурные выражения и жаргонизмы в его песнях передают характер и особенности речи персонажей.

Творчество «Сектора газа» часто называли псевдофольклорными частушками или фольклорной пародией на устоявшиеся музыкальные жанры. Хой использовал в своих песнях элементы явно фольклорного происхождения. В 1997 году Артемий Троицкий в беседе с Хоем и Надеждой Бабкиной называет секторовское творчество «экстремальной неформальной народной музыкой» , и Хой соглашается с таким определением своих трудов.

За свою творческую карьеру больших денег Клинских так и не заработал из-за процветания «пиратства», что сказалось на количестве проданных лицензионных дисков, составляющих примерно 1 % от всего числа. Однако группа и её лидер стали весьма известны в России и СНГ . Несмотря на то, что поздние тексты группы были более сдержанными, у большинства поклонников и представителей музыкальной индустрии «Сектор Газа» ассоциировался с нецензурной лексикой и похабными песнями.
За время творческой деятельности Юрий побывал с гастролями во многих городах России и за её пределами (Беларусь , Германия , Израиль , Казахстан , Латвия , Литва , Молдавия , Украина , Эстония).

Смерть

В одной из песен он также пел: «Сектор газа - здесь не дожить до сорока» , и по стечению обстоятельств, он не дожил до 36-летия 23 дня. В песне «Укус вампира» также есть слова, описывающие его же смерть, ставшие впоследствии пророческими:

Со слов же Ольги Самариной, у Юры прямо перед смертью действительно жгло в груди - «кровь кипятком по венам бежит» , «всё огнём жжёт» .

Похороны состоялись 6 июля 2000 года в Воронеже. Прощание проходило в ДК «Луч», куда, несмотря на сильный ливень, проститься с Юрием пришли многие воронежцы. В Успенском храме было проведено отпевание . Затем тело Юрия Клинских было предано земле на Левобережном кладбище (кладбище «на баках», юго-восточная часть, участок 7а).

Семья и личная жизнь

Отец - Николай Митрофанович, до пенсии работал инженером, скончался 23 августа 2005 года, похоронен недалеко от сына.
Мать - Мария Кузьминична, пенсионерка, работала клепальщицей на заводе .
Брат (единоутробный) - Анатолий Япрынцев.
Жена - Галина, после смерти Юрия так и не вышла замуж, живёт с младшей дочерью.
Две дочери - Ирина (3 августа 1986) - психолог, окончила Воронежский пединститут и Лилия (13 января 1995) - студентка. У старшей дочери есть сын Матвей (27 июня 2011).

В 1991 году на своём концерте в Москве познакомился с Ольгой Самариной , с которой в дальнейшем встречался последние годы своей жизни, не скрывая этого от своей жены Галины. По словам близких людей, именно Ольга пристрастила Юрия к употреблению наркотиков .

На одном из концертов от ЛДПР был удостоен диплома «За развитие отечественной культуры».

  • Творчество группы нравилось даже Юрию Никулину . После того, как Юрий (Хой) Клинских отыграл концерт в цирке Никулина , знаменитый артист пригласил молодого человека к себе в гримёрку. Под слова восхищения и благодарности Никулин достал бутылочку коньяка и предложил Хою побеседовать. Сам артист был так польщён данными комплиментами, что часто рассказывал об этом случае своим друзьям и родственникам.
  • В 1999 году Юрий Клинских стал персонажем комикса «Похождения Юры Хоя в царстве зла». Комикс состоит из сказочных приключений, героем которых является лидер «Сектор Газа», собирающий свои альбомы. Автор комикса - художник Дмитрий Самборский.

Дискография

Сольный альбом

«Акустический альбом»

  • Юрий Клинских - автор музыки и слов, вокал, акустическая гитара .
Название Длительность
1. «Вступление » 01:42
2. «Без вина » 02:54
3. «Шестиструнная подруга » 04:13
4. «Про лето » 02:47
5. «Милая » 04:03
6. «Первая любовь » 02:50
7. «Про скромного мальчишку » 04:22
8. «Интро » 00:23
9. «У пруда (Людмила) » 04:37
10. «Проходят годы словно миг… » 04:21
11. «Крест » 00:45
12. «Вампиры » 02:25
13. «Про раннюю женитьбу » 02:00
14. «Он так её любил » 02:29
15. «Заключение » 03:28
43:19
  • Данный магнитоальбом был записан в 1981 году, однако часть песен была стёрта и заново перезаписана в начале 1985 года. Официально не издавался, а хранился в семейном архиве Клинских. Был обнародован спустя несколько лет после смерти Юрия Клинских.
  • Во всемирной сети также известен под названиями «Акустика» и «Проходят годы, словно миг…».
  • Из пятнадцати композиций лишь две в видоизменённой форме вошли в альбом «Зловещие мертвецы » 1990 года -
    «Без вина» и «Вампиры», а остальные тринадцать уникальны.
  • В 2015 году запись с аудиокассеты (кроме песен «Крест», «Про раннюю женитьбу») была официально оцифрована с проведением специальной реставрационной работы над звуком и последующего ремастеринга с целью удаления звуковых дефектов, возникших в период хранения плёнки, а также достижения приемлемого качества звучания, сохранив при этом оригинальный аналоговый звук. Песни «Милая», «Людмила», «Он так её любил» получили новые аранжировки.

В группе

Прочие записи

«Вой на Луну» (песня)

«Вой на Луну» - на данный момент единственная профессиональная студийная запись из неизданного ранее материала, сделанная Юрием Клинских, которую он забраковал.
Впервые была издана в 2015 году на одноимённом сборнике редких песен, являющаяся самой неизвестной среди остальных неизданных с акустического альбома. Она была записана в 1995 году и, возможно, должна была войти в альбом «Газовая атака » (1996), однако до 2015 года не было известно, сохранилась ли её фонограмма.

Память

Телепередачи и фильмы

Книги

  • В октябре 2001 года вышла книга Владимира Тихомирова «Хой!» Эпитафия рок-раздолбаю» - иллюстрированная история жизни и творчества Юрия Клинских и группы «Сектор Газа».
  • В 2004 году вышла книга «Сектор Газа» глазами близких». Книга содержит воспоминания близких Юрия Клинских, статьи, интервью, малоизвестные факты из жизни группы «Сектор Газа» и её лидера, воспоминания поклонников, стихи, посвященные Юрию Клинских.
  • В июле 2015 года вышла электронная книга Аслана Курбанова «Говорит Хой: Прямая речь Юрия Клинских» - собрание ранее не публиковавшихся интервью Юрия Клинских.

Музыка

  • В июне 2002 года группа «Сектор Газовой Атаки» выпустила свой дебютный альбом, который посвятила памяти Юрия.
  • В 2005 году звукозаписывающая студия «Gala Records» выпустила трибьют-альбом группе «Сектор Газа», в котором участвовали такие группы и исполнители, как: «НАИВ », «Кирпичи », Сергей Кагадеев (eх-«НОМ »), «Монгол Шуудан », «Бахыт-Компот », Игорь Кущев (eх-«Сектор Газа ») и другие.
  • Также в 2005 году в ответ на официальный трибьют-альбом вышли ещё два неофициальных, названные «Альтернативный трибьют» и «Фанатский трибьют».
  • В 2009 году в интернете появился сборник, состоящий из кавер-версий песен и посвящений, который известен под названием «Народный трибьют «Памяти Юры Хоя».
  • 4 июля 2010 года памяти Юрия Клинских был посвящён концерт, прошедший в городе Екатеринбурге в клубе «Нирвана» под названием «10 лет без Хоя».
  • 22 января и 15 июля 2012 года в

Притягательный беспечностью и разухабистостью советский панк Юрий Хой оставался простым воронежским парнем, несмотря на настигшую известность. Загадка смерти, метания души между двумя любимыми женщинами, мистический подтекст песен - все это грани жизни талантливого певца и автора песен о российском быте.

Детство и юность

Жизнь Юрия Клинских берет начало в Воронеже в семье рабочих местного авиационного завода 27 июля 1964 года. Отец мальчика, Николай Митрофанович, трудился на производстве инженером, а мать Мария Кузьминична - клепальщицей.

Обычный советский провинциальный мальчик ничем не отличался от сверстников. В школе в дневнике красовались в основном тройки, поведение оставляло желать лучшего.

После получения аттестата зрелости Юра учился водить ЗИЛ-130 в ДОСААФ и подрабатывал на заводе. Потом молодого человека забрали в армию, в рядах которой Клинских служил на Дальнем Востоке в танковых войсках до 1984 года.


После демобилизации будущий музыкант поступает на службу в ГАИ, где три года работает по контракту. По воспоминаниям близких, служба не приносила радости. Ежедневно от Юрия требовали выполнения плановых показателей по числу штрафов, а тот в свою очередь не мог наказывать водителей по надуманным причинам.

Отец певца рассказывал, что в последний день контракта, вернувшись домой, Юрий порвал ненавистную форму и растоптал ее. Последующий опыт работы варьировался от грузчика до фрезеровщика и оператора станка на заводе видеомагнитофонов. Параллельно Клинских начинает заниматься музыкой.

Музыка

По правде сказать, написанием стихов музыкант увлекался еще в школьном возрасте. Пристрастие к лирике привил Юре отец, который сам пробовал себя в поэзии и даже печатал стихи собственного сочинения. Рок-н-ролл звучал в доме Клинских, поэтому мальчик рано познакомился с этим стилем.


Еще до армии молодой человек обучился игре на гитаре и пытался писать песни. По признанию певца, тексты получались примитивными и неинтересными. Отслужив в армии, Юрий продолжил любительские занятия музыкой, но воспринимал их как хобби и способ отвлечься от быта.

В 1987 году в городе открывается рок-клуб, завсегдатаем которого становится начинающий музыкант. Поначалу певец выступал сольно или приглашал в помощь кого-нибудь из знакомых. Спустя полгода организует группу . Название подобрано музыкантом в честь одного из промышленных районов Воронежа, отличающегося повышенной преступностью.


Юрий Хой и группа "Сектор газа"

Первый состав группы сформировался только в 1988 году и претерпевал изменения. Постоянным оставался только лидер и солист коллектива - Юрий Клинских, которого все чаще называют Юра Хой.

Кстати, псевдоним никак не связан с созвучной фамилией легенды русского рока . Прозвище Хой певец получил благодаря аналогичному кличу, используемому музыкантом на выступлениях.

Песня "Лирика" группы "Колхозный панк"

В 1989 группа записала первые два альбома - "Плуги-Вуги" и "Колхозный панк". Записи сделаны на магнитопленку и настолько ужасны по качеству, что дальше воронежских фанатов не ушли.

Прорывом в карьере и популярности стали альбомы "Зловещие мертвецы" и "Ядрена вошь", записанные музыкантами в 1990 году. На стиль текстов и музыки песен оказали влияние панк и рок, сдобренные порцией нецензурной лексики. Композиции "Без вина" и "Вампиры" первоначально записаны Юрием Хоем сольно в акустической версии задолго до выпуска альбомов группы.


Некоторые тексты напрямую связаны с событиями жизни певца, отражают взгляд на окружающую действительность. К таким песням относятся "Ява" (Юра Хой любил быструю езду на мотоцикле и сам однажды попал в аварию на "Яве") и "30 лет", написанная к юбилею лидера группы.

Со временем, с набирающей обороты популярностью тексты песен становятся более сдержанными. Записаны музыкантом и лирические композиции, такие как "Твой звонок", "Лирика". Композиция "Вступление" с альбома "Колхозный панк" (1991 год) является кавер-версией знаменитой песни "We will rock you".

Песня "Лирика" группы "Сектор Газа"

Перестройка, лихие 90-ые, жажда свободы и дух разгильдяйства подготовили почву для популярности "Сектора газа" с разухабистыми текстами и музыкой. Концерты проходят по стране и ближнему зарубежью.

Лидер группы не любил всеобщего внимания и предпочитал не светиться на публике. Поэтому поклонники не знали, как именно выглядит автор любимых песен. Это послужило причиной для гастролей коллективов, выдающих себя за нашумевшую панк-группу.


Кстати сказать, сам Юрий Хой к панк-культуре себя не относил. Со временем музыкант сменил образ парня в косухе на более классический имидж. Стал появляться на сцене в пуловере или рубашке, брюках и туфлях.

Музыка и популярность не прибавили капитала исполнителю. Во время творческой деятельности процветало пиратство, поэтому процент от официальных продаж альбомов выходил мизерным. Юрий не жаловался на низкие заработки, довольствовался гонорарами с концертов и имеющимися отчислениями с реализации дисков.

Личная жизнь

Еще до армии молодой Юра познакомился с Галиной. Девушка приехала на уборку свеклы с группой однокурсников училища. Юноша заметил юную красавицу и начал ухаживать. Правда, как вспоминает Галина, не совсем умело. Тем не менее, он понравился студентке, молодые люди начали встречаться, девушка дождалась любимого из армии, и пара сыграла свадьбу.


В 1984 году появилась первая дочь Ирина, а в 1995 - младшая Лилия. Музыкант обожал детей, девочки отвечали отцу взаимностью.

В 1991 году на одном из концертов в Москве певец познакомился с Ольгой Самариной. Знакомство стало роковым для лидера группы. Музыкант влюбился в блондинку, которая была младше на 11 лет. На архивных фото пара проводит время вместе на встречах с друзьями и в клубах столицы. До конца жизни Клинских поддерживал любовные отношения с Ольгой, но уйти из семьи не мог.


За два года до смерти Юрия жена узнала о существовании любовницы, хотя подозревала об этом и раньше, предлагала супругу расстаться, но тот, по признанию женщины, не мог выбрать, кому принадлежит его сердце. Умолял Галину не подавать на развод и подождать. В итоге панк-рокер российской сцены жил на две семьи, разрываясь между любимыми женщинами.

Смерть

4 июля 2000 года ничего не предвещало беды. Музыкант собирался на съемки клипа в Воронеже на песню "Ночь страха". Ольга была с любимым, они вместе собирались в студию. По воспоминаниям женщины, Юрий почувствовал себя плохо с утра.

«Кровь будто жгла вены», - жаловался музыкант.

Несмотря на ухудшающееся самочувствие, певец отказался от врачебной помощи, посчитав, что все пройдет после выпитого аспирина. Пара поехала на съемки, но в дороге Клинских стало хуже, он решил заехать к приятелю.

Похороны Юрия Хоя

Ольга вспоминает, что там, в частном доме, Юрию становилось хуже с каждой минутой, в итоге он потерял сознание. Скорая отказывалась принимать вызов, а приехав в конечном итоге, медики вынуждены были констатировать смерть музыканта.

Официальной причиной смерти назван сердечный приступ, хотя проблем с сердцем у певца не было. Гибель музыканта вызвала множество домыслов и слухов.

Близкие друзья и жена Юрия склонны винить в кончине лидера группы Ольгу. Благодаря ей музыкант пристрастился к наркотикам. Ольга не скрывала, что вместе с любимым они начали принимать героин. Правда, Юрий лечился от зависимости, лечил и избранницу. На фоне наркотиков и алкоголя у музыканта обнаружили гепатит С.


Врачи прописали строгую диету, которой Юрий пренебрегал. Клинских обожал шоколад, который пытались запретить медики. Не отказывал певец себе и в алкоголе, по воспоминаниям друзей. Так или иначе, истинная причина смерти остается загадкой, официального вскрытия не проводилось.

Уже после смерти музыканта вышел последний альбом группы "Восставший из ада". Кстати, поклонники и коллеги певца говорят о том, что музыкант предрек собственную кончину в текстах песен. Жена Юрия после гибели мужа не связала судьбу с другим мужчиной. Ольга смогла преодолеть зависимость и вышла замуж, родив супругу сына.

Неизданная песня Юрия Хоя "Вой на луну"

Спустя много лет после смерти лидера "Сектор газа", в 2015 году, старшая дочь музыканта случайно наткнулась на неизданную песню отца "Вой на луну", которая планировалась к записи в альбоме "Газовая атака". Автор посчитал композицию неудачной и отказался включить в список. Композиция увидела свет на одноименном сборнике, вышедшем спустя 15 лет после кончины автора.

Дискография

  • 1990 - «Зловещие мертвецы»
  • 1990 - «Ядрёна вошь»
  • 1991 -«Ночь перед Рождеством»
  • 1991 - «Колхозный панк»
  • 1992 - «Гуляй, мужик!»
  • 1993 - «Нажми на газ»
  • 1993 - «Сектор газа»
  • 1994 - «Танцы после порева»
  • 1994 - «Кащей Бессмертный»
  • 1996 - «Газовая атака»
  • 1997 - «Наркологический университет миллионов»
  • 2000 - «Восставший из Ада»

Юрий Хой (Клинских)

Юрий Хой, настоящее имя - Юрий Николаевич Клинских. Родился 27 июля 1964 года в Воронеже - умер 4 июля 2000 года в Воронеже. Советский и российский музыкант, певец, поэт, композитор, лидер группы «Сектор Газа».

Отец - Николай Митрофанович Клинских (15 июня 1935 - 23 августа 2005), инженер Воронежского авиационного завода.

Единоутробные братья - Анатолий и Леонид Япрынцевы.

Отец Юрия писал стихи, публиковался. Талант отца передался и мальчику, который также с ранних лет начал сочинять. Кроме того, отец привил Юрию и любовь к рок-н-роллу, побудил освоить искусство игры на гитаре. В старших классах Юрий стал сам писать тексты и пытаться накладывать их на музыку, исполнял свои композиции под гитару.

Никогда не получал музыкального образования.

Учился в воронежской средней школе №30, которую окончил в 1981 году. В школе учился неважно, его прежде всего занимало музыкальное и поэтическое творчество.

После школы год работал на заводе. Учился в ДОСААФ на водителя ЗИЛ-130. В 1981 году записал на магнитофон акустический альбом (позже частично перезаписал его в 1985 году).

"Я первое стихотворение написал ещё в школе, помню про весну что-то. Потом до армии на гитаре научился играть и пытался что-то сделать. Но песни были примитивные, про любовь, всякая такая мелочь", - вспоминал он.

Срочную службу в 1982-1984 годах проходил на Дальнем Востоке - в Благовещенске. Служил в танковых войсках механиком-водителем.

После демобилизации пошел в милицию, три года работал инспектором ГАИ, затем некоторое время во вневедомственной охране.

После ухода из милиции трудился фрезеровщиком, оператором станка с ЧПУ на воронежском заводе «Видеофон». Уйдя с завода, устроился грузчиком.

Параллельно продолжал играть на гитаре и сочинять песни, хотя о большой сцене в то время даже не мечтал. Однако в 1987 году в Воронеже открылся рок-клуб, он стал его активным участником. 5 декабря 1987 года в клубе состоялся его первый концерт, на котором Юрий исполнил несколько песен собственного сочинения.

"Когда открылся рок-клуб, я посмотрел на самодеятельные коллективы, мне не нравилась их беднота в темах, помню, о мире что-то пели, о любви, о чём-то таком, непонятном. Я и решил тряхнуть стариной. И так как опыт уже остался, у меня стало получаться довольно хорошо. Это всем понравилось и, так всё и пошло", - рассказывал музыкант.

В течение полугода он выступал сольно под названием «Сектор Газа» , полученном благодаря прозвищу части Левобережного района Воронежа, известного напряжённой экологической ситуацией и криминогенной обстановкой. Первый электрический состав коллектива сформировался только в июне 1988 года и в дальнейшем часто менялся.

Всеобщую известность группа Юрия Клинских получила в 1990 году после выхода альбомов «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь». Успех простого воронежского парня стал возможен благодаря лихой горбачёвской перестройке, голодной до запретных тем. Для него не существовало цензуры, он пел про всё и обо всём.

Сектор Газа - Импотент

Из-за обилия ненормативной лексики в текстах песен «Сектор Газа» на протяжении долгого времени оставался в андеграунде. Юрий Клинских в те годы работал сначала на заводе бытовой электроники, затем грузчиком - музыка заработка не приносила.

До 1991 года за пределами Воронежа концертов группа не давала (за исключением единственного выступления в Череповце в 1989 году). Записи «Сектора Газа» распространялись по стране усилиями поклонников. Песни Хоя знал весь СССР, причём поклонники первое время не представляли как внешне выглядит их кумир, пользуясь этим по стране разъезжали многочисленные двойники и давали концерты под фонограммы группы.

Псевдоним Хой произошёл от фирменного клича Юрия «Хой!», который он часто произносил во время своих выступлений, а также использовал в своём творчестве. По словам самого Клинских, слово «хой» он начал употреблять в обиходе после длительного прослушивания группы «Гражданская оборона».

Сектор Газа - Гуляй, мужик!

С самого начала своего творчества Юрий создал себе имидж бунтаря-одиночки и матерщинника. Внешне он выглядел как один из представителей советского панка, и, не смотря на то, что панки в СССР порой отличались друг от друга, как по идеологии, так и по внешнему виду - в зависимости от места проживания, всё же классическим панком Хой себя никогда не считал.

"Панком я себя никогда не считал. Ну, может быть, в начале творчества чистая «панкуха» где-то и просматривалась. Я делаю то, что мне нравится. Каждый альбом музыкально разнообразен", - говорил он о себе.

Юрий Клинских и группа "Сектор Газа"

На сцене он умел преображаться - там он был бескомпромиссным и жёстким, а в жизни был добрым и весёлым, человеком большой души, но в совокупности обладал невероятно мощной энергетикой и харизматичностью. В основном он делал то, что нравилось лично ему, не привязываясь к определённому стилю, в музыкальном плане его альбомы были довольно разнообразны.

С середины 1990-х он постепенно отходит от созданного им имиджа, несколько меняя стиль группы и кардинально свой - вместо косухи, жилета из кожи, гловелетты, рваных джинсов, старых маек, армейской обуви и прочей рок-атрибутики появляются дорогие туфли, брюки, рубашки и пуловеры.

Юрий Хой старался меньше рассказывать о группе, считая, что отсутствие полной информации вызывает у слушателя больший ажиотаж, способствуя разрастанию слухов и легенд о «Секторе Газа».

Значительная часть творчества Юрия Клинских была посвящёна остросоциальным проблемам времён перестройки, «лихих 90-х», а также теме загробной жизни и мистики. В своих песнях он старался учитывать события общественной и личной жизни, поступки людей, повседневные бытовые ситуации, при этом используя в текстах некоторых композиций ненормативную лексику.

Сектор Газа - Демобилизация

Его творчество вызывало либо глубокий интерес, либо протест со стороны аудитории. Считается, что благодаря перестройке остросоциальные, изобилующие обсценной лексикой песни «Сектора Газа» смогли достучаться до сердца народа, а Хой таким образом получил популярность у публики, истосковавшейся по запретным темам. Но всё же ненормативной лексикой Хой, вопреки расхожему стереотипу, старался не злоупотреблять. Нецензурные выражения и жаргонизмы в его песнях передают характер и особенности речи персонажей.

Творчество «Сектора газа» часто называли псевдофольклорными частушками или фольклорной пародией на устоявшиеся музыкальные жанры. Хой использовал в своих песнях элементы фольклорного происхождения. В 1997 году Артемий Троицкий в беседе с Хоем назвал секторовское творчество «экстремальной неформальной народной музыкой», и Хой соглашается с таким определением своих трудов.

За свою творческую карьеру больших денег Клинских так и не заработал из-за процветания «пиратства», что сказалось на количестве проданных лицензионных дисков, составляющих примерно 1% от общего числа. Однако группа и её лидер стали весьма известны в России и СНГ. Несмотря на то, что поздние тексты группы были более сдержанными, у большинства поклонников и представителей музыкальной индустрии «Сектор Газа» ассоциировался с нецензурной лексикой и похабными песнями.

Смерть Юрия (Хоя) Клинских

Артист умер 4 июля 2000 года в 12:37 в Воронеже в одном из частных домов по улице Барнаульской. В этот день он собирался ехать на съёмки видеоклипа «Ночь страха» на воронежской студии «Art-Prize».

О смерти Юрия ходит много слухов: по официальной версии он умер от сердечного приступа, хотя никаких проблем с сердцем у него прежде не наблюдалось. По неофициальной версии, Юрий принимал наркотики (в совокупности с серьёзной алкогольной зависимостью) и страдал от гепатита, что и стало причиной смерти. Скорая помощь прибыла к дому слишком поздно.

До сих пор истинные обстоятельства смерти остаются тайной, а данные о каком-либо проводившемся вскрытии отсутствуют. Милиция подробного расследования не проводила.

Сожительница Юрия Ольга Самарина об обстоятельствах его смерти рассказывала: "Мы приехали в Воронеж снимать клип. 4 июля Юра должен был встречаться с оператором, потому что на вечер была назначена съемка. Мы договорились встретиться часов в двенадцать или в начале первого и боялись проспать. Утром я открываю глаза, а он бегает по квартире.

Что с тобой?

Сам не пойму... Кровь кипятком по венам бежит. Чувствую, как она бежит и не просто бежит - обжигает вены...

Я посмотрела, а у него испарина, как при температуре. У меня была мысль «скорую» вызвать. А он говорит:

Не надо! Я сейчас аспиринчику выпью. Аспирин он вроде как кровь разжижает.

Ну, выпил, сели в машину, поехали. Он очень бледный был. Сказал:

Блин! Я как мертвец... перед съемкой даже гримировать не понадобится...

Мы отъехали от дома. Он остановился и говорит:

Знаешь, у меня тут знакомый живет. Давай к нему заедем.

Это было на Левом берегу где-то в частных домах. Приезжаем к этому парню, заходим в дом… Юрка сразу лег на кровать. Свернулся калачиком и стал качаться из стороны в сторону.

Оль, так больно! - говорит. - Все огнем жжет!

Все говорят, что у него печень отказала. Не знаю... Если бы печень, то все по-другому бы было… Я не знаю, что это такое. До сих пор не знаю... Он просто лежал и качался, а я его успокаивала. Потом встала за сигаретами, пошла в другую комнату. И тут - грохот!

Смотрю, а Юра с кровати упал. Я этому парню кричу:

Андрей! Помогай!

Мы перепугались, бросились к нему, посадили на пол, облокотили о кровать. Он так дышит тяжело. Руки трясутся, глаза закатились... Мы его положили, рубашку расстегиваем. Я еще со школы помнила про искусственное дыхание. Ну, стали делать. Сначала рот в рот, потом массировали грудную клетку. Юра сознание потерял, а Андрей говорит:

Слушай сердце!

Я слушаю, и мне кажется, что оно где-то далеко-далеко. Но пока бьется.

Андрей бросился «скорую» вызывать. Там три раза отказывались адрес записывать. Я звоню и уже во весь голос кричу:

Что вы делаете? Он же не доживет, пока ваши врачи приедут!

Наконец адрес записали. Я выбежала встречать их на улицу, чтоб врачи не заблудились в домах... А Юра уже задыхается, лицо бордовое... В общем, как он лежал, так и умер..."

Похороны состоялись 6 июля 2000 года в Воронеже. Прощание проходило в ДК «Луч», куда, несмотря на сильный ливень, проститься с Юрием пришли многие воронежцы. Отпевание прошло в Успенском храме. Затем тело Юрия Клинских было предано земле на Левобережном кладбище (кладбище «на баках», юго-восточная часть, участок 7а).

могила Юрия (Хоя) Клинских

Смерть Юрия Клинских окутана мистикой. Так, на своём последнем концерте он пытался исполнить песню «Демобилизация» под минусовку, однако не сумел этого сделать и просто ушёл со сцены. Эту же песню при записи последнего альбома «Восставший из Ада» звукорежиссёр группы Андрей Дельцов порекомендовал включить в следующий альбом (она якобы не подходила по стилистике), но Юрий убедил звукорежиссёра не делать этого, опасаясь не дожить до следующего альбома.

В одной из своих песен он пел: «Сектор газа - здесь не дожить до сорока». По стечению обстоятельств, он не дожил до 36-летия 23 дня.

В песне «Укус вампира» есть слова, описывающие его же смерть, ставшие по сути пророческими:

«Я не знаю, что случилось,
Но трясёт меня, и жарко в груди.
Я не знаю, что случилось,
Но мне кажется, что смерть впереди...».

В октябре 2001 года вышла книга Владимира Тихомирова «Хой!» Эпитафия рок-раздолбаю» - иллюстрированная история жизни и творчества Юрия Клинских и группы «Сектор Газа».

В 2004 году вышла книга «Сектор Газа» глазами близких». Книга содержит воспоминания близких Юрия Клинских, статьи, интервью, малоизвестные факты из жизни группы «Сектор Газа» и её лидера, воспоминания поклонников, стихи, посвященные Юрию Клинских.

В июле 2015 года вышла электронная книга Аслана Курбанова «Говорит Хой: Прямая речь Юрия Клинских» - собрание ранее не публиковавшихся интервью Юрия Клинских.

11 декабря 2015 года в Москве на сцене клуба «Stadium Live» прошёл большой концерт памяти Юрия Хоя. В этот вечер песни группы «Сектор Газа» исполняли коллективы и музыканты: «С.Г.», «Чёрный Вторник» и Владимир Лобанов, «Монгол Шуудан», «The Matrixx» и Юлия Коган, «Бахыт-Компот», «Красная Плесень». Также состоялась концертная презентация . Песню случайно нашла его дочь Ирина, когда перебирала бобины с записями отца. Оказалось, что Клинских записал «композицию» в 1995 году и хотел включить ее в альбом «Газовая атака», однако потом почему-то передумал.

«А Луна всех нас поймет,
А Луна всех нас простит,
Ночью лучшая подруга нам - Луна,
Нежный луч ее коснется до твоих дрожащих губ,
Тоску развеет и согреет ночью нас», - поется в песне.

Юрий (Хой) Клинских

Рост Юрия (Хоя) Клинских: 186 сантиметров.

Личная жизнь Юрия (Хоя) Клинских:

Галина Клинских позже рассказывала: "Когда я училась в ПТУ, нас послали в колхоз на уборку свеклы. А Юра там жил у бабушки с дедушкой, еще до армии. Поселили нас типа в общежитии: деревенский дом в три комнаты. Вечером девчонки шли гулять, а я книгу читала... Юра меня первым заметил, и я ему понравилась. Он весело ухаживал. На мотоциклах приезжал, на гитаре пел. Все тогда молодые были. Я сначала думала, что он несерьезный, разухабистый такой. Шпана, одним словом. А потом я его поближе узнала. Чувствовалось, что женщинами он не избалован. Он ухаживать совсем не умел. Мы в кино ходили, на речку на мотоцикле ездили... В ноябре его в армию забрали. Я его ждала, письма писала. Он служил на Дальнем Востоке на границе с Китаем. На танке ездил. Потом вернулся, в общежитие ко мне ходил. Свадьбу сыграли: он в костюме, я в белом платье. Шампанское пили, он меня через мост на руках нес... Ну, как у всех".

Старшая дочь Ирина Мелеховец (Клинских) окончила ВГПУ, психолог, имеет сына Матвея (род. 27 июня 2011).

Младшая дочь Лилия Клинских окончила магистратуру ВГУ, является сотрудницей компании «Лукойл».

Галина Клинских после смерти Юрия так и не вышла замуж, живёт с младшей дочерью.

В 1991 году на своём концерте в «Лужниках» познакомился с Ольгой Самариной (род. 13 апреля 1975), с которой в дальнейшем встречался последние годы своей жизни, не скрывая этого от своей жены Галины - фактически жил на две семьи.

По словам близких людей, именно Ольга пристрастила Юрия к употреблению наркотиков. Самарина же в свою очередь обвиняла во всем законную жену, Галину Клинских, якобы увлекавшуюся черной магией и ходившую к бабке, которая напророчила Хою большую беду, если тот не расстанется с Ольгой.

Ольга Самарина написала книгу «ХОЙ!».

Дискография Юрия (Хоя) Клинских:

1989 - Плуги-вуги
1989 - Колхозный панк
1990 - Зловещие мертвецы
1990 - Ядрёна вошь
1990 - Ночь перед Рождеством
1991 - Колхозный панк
1992 - Гуляй, мужик!
1993 - Нажми на газ
1993 - Сектор газа
1994 - Танцы после порева
1994 - Кащей Бессмертный
1996 - Газовая атака
1997 - Наркологический университет миллионов
1997 - Сектор газа (ремейк)
2000 - Восставший из Ада

Видеоклипы Юрия (Хоя) Клинских:

1992 - Колхозный панк
1993 - Лирика
1996 - Туман
1996 - Ария Ивана и Лягушки
1996 - Вторая ария Ивана
1996 - Третья ария Ивана
1998 - Пора домой
2000 - Ночь страха