Изобретение относится к лесному хозяйству. Способ заключается в том, что в возрасте 15-20 лет в искусственных или естественных насаждениях ели европейской, имеющих высокий класс бонитета (Ia-II), отбираются целевые деревья, которые войдут в состав древостоя рубки главного пользования. Деревья должны быть прямые, здоровые, с хорошей формой ствола и равномерной всесторонне развитой кроной. Эти деревья должны располагаться равномерно по площади и не иметь крупных ветвей и сучьев. На отобранных деревьях в целях максимального получения ценной древесины с использованием штангового высотореза проводится 3-приемная обрезка ветвей и сучьев до высоты 2 м, через 5 лет до 4 м и еще через 5 лет до 6 м. Таким образом, к 25-30-летнему возрасту должна быть сформирована 6-метровая бессучковая зона комлевой части ствола, при этом в каждом приеме оставляют на дереве не менее 8-10 верхних живых мутовок. Способ обеспечивает улучшение резонансных свойств ели европейской.

Изобретение относится к лесному хозяйству. Способ формирования древесины ели европейской, обладающей резонансными свойствами, заключается в регулярной обрезке ветвей и сучьев оптимальной интенсивности.

Известен способ формирования резонансных свойств древесины ели, произрастающей на заболоченных и избыточно-увлажненных землях, в результате осушительной мелиорации [Федюков В.И. «Ель резонансная. Отбор на корню. Выращивание. Сертификация». Йошкар-Ола: Изд-во МарГТУ. 1984. с. 156-162]. Недостатком данного способа является то, что осушительная мелиорация не убирает главный порок строения древесины - сучки. Поэтому найти в древесине фрагмент бессучковой зоны довольно проблематично.

Целью настоящего изобретения является способ формирования высококачественной бессучковой древесины ели европейской, которая обладает резонансными свойствами, методом обрезки ветвей. Сущность способа заключается в том, что в возрасте 15-20 лет в искусственных или естественных насаждениях ели европейской, имеющих высокий класс бонитета (Ia-II), отбираются перспективные целевые деревья, которые войдут в состав древостоя рубки главного пользования. Деревья должны быть прямые, здоровые, с хорошей формой ствола и равномерной всесторонне развитой кроной. Эти деревья в количестве 600-800 шт./га должны располагаться равномерно по площади и не иметь крупных ветвей и сучьев.

На отобранных деревьях в целях максимального получения ценной древесины с использованием штангового высотореза проводится 3-приемная обрезка ветвей и сучьев до высоты 2 м, через 5 лет до 4 м и еще через 5 лет до 6 м. При этом в каждом приеме оставляют на дереве не менее 8-10 верхних живых мутовок. Таким образом, к 25-30-летнему возрасту должна быть сформирована 6-метровая бессучковая зона комлевой части ствола. Другим вариантом данного способа является одноприемная обрезка ветвей до высоты 6 м в возрасте 25-30 лет, но итоговый объем высококачественной древесины будет ниже. В этом случае удаление ветвей производится в компенсационной и малопродуктивной зонах кроны (2/5-1/2 протяженности). Можно обработать и зону средней продуктивности, оставив на дереве не менее 1/3 живой кроны или 8-10 мутовок.

После рубки главного пользования из этих деревьев выпиливается методом радиального раскроя полностью бессучковый массив древесины, из которого возможно получение резонансных заготовок для смычковых и щипковых инструментов. Стоимость 1 куб. м резонансной древесины в РФ составляет 100-120 тыс. руб., за рубежом до 150 тыс. долларов США.

В естественных условиях произрастания ели европейской содержание такой древесины довольно ограничено, в связи с чем она и обладает высокой стоимостью.

Относительно времени года для обрезки живых ветвей следует рекомендовать как наиболее безопасный в патогенном отношении, летне-осенний период (июль - октябрь), а также весенний до начала интенсивного сокодвижения (конец марта - середина мая). Проведение данного мероприятия с середины мая по конец июня недопустимо, т.к. во время интенсивного сокодвижения это ведет к обильному соко- и смолотечению, а также легкому и частому обдиру коры, что может вызвать опасность патогенного заражения. Нельзя проводить обрезку ветвей в зимнее время, чтобы не вызвать иссушения древесины через срезы. Удаление сухих ветвей и сучьев можно проводить круглый год.

В результате 30-летнего опыта по выращиванию высококачественной древесины способом обрезки ветвей до 7 м, заложенного в 1985 г. в лесных культурах ели европейской (Ленинградская обл., Гатчинский лесхоз, Таицкое лесничество, кв. 28), сформировалась древесина, обладающая резонансными свойствами.

В 1988 г. был изучен опыт по формированию ценной древесины в естественном древостое ели европейской, заложенный в 1929 г. под руководством проф. А.В. Давыдова (Ленинградская обл., Сиверский лесхоз, Карташевское лесничество). В результате 59-летнего выращивания образовалась древесина, которая также обладала резонансными свойствами. Среднее значение акустической константы составляло 11,4 м 4 /кгс (норма 12 м 4 /кгс). У значительного количества образцов древесины значения акустической константы превышали этот уровень.

Способ формирования резонансной древесины ели европейской, состоящий из отбора перспективных целевых деревьев и регулярной 3-приемной обрезки живых ветвей оптимальной интенсивности с использованием штангового высотореза в возрасте 15-20 лет до 2 м, через 5 лет до 4 м и еще через 5 лет до 6 м, при этом в каждом приеме оставляют на дереве не менее 8-10 верхних живых мутовок, кроме того, обрезку живых ветвей осуществляют в весенний период с конца марта до середины мая или в летне-осенний период с июля по октябрь.

Похожие патенты:

Изобретение относится к лесомелиорации, в частности к механическим способам удаления нежелательной тонкомерной древесно-кустарниковой поросли хвойных и лиственных пород, расположенной как рядами, так и хаотично, и может быть использовано при проведении культуртехнических работ при мелиорации (улучшении) земельных участков технической полосы отвода автомобильных и железных дорог, а также при агро- и лесомелиоративных работах в области защитного лесоразведения на автомобильном и железнодорожном транспорте.

Способ относится к лесоводству, в том числе к целевому распространению леса и лесоразведению. Способ лесовосстановления на горных склонах осуществляют поэтапно: на первом этапе определяют горные участки для лесовосстановления с учетом наличия дичков-сеянцев на соседних участках в низине или вблизи дороги, или карьеров, или оврагов, на втором этапе производят выкопку дичков-сеянцев и пересадку их на места на выбранных участках с последующим поливом, образуя куртины для создания условий семенам выросших деревьев куртин в 20-30-летнем возрасте в осенне-весенний периоды переноситься ветровыми потоками на остальную часть выбранного участка.

Изобретение относится к лесомелиорации, в частности к механическим способам удаления древесно-кустарниковой растительности хвойных и лиственных пород, и может быть использовано при проведении культуртехнических работ при мелиорации (улучшении) земельных участков технической полосы отвода, а также при агро- и лесомелиоративных работах в области защитного лесоразведения на железнодорожном транспорте.

Изобретение относится к лесному хозяйству и может быть использовано при проведении сплошнолесосечных рубок в ельниках европейской части РФ, Урала и Сибири. Способ включает сплошную рубку спелых и перестойных еловых насаждений на лесосеке.

Изобретение относится к экологии и может быть использовано для агрохимического анализа. Для этого исследуемую территорию в виде координатной сетки для взятия проб почвы определяют на стороне малой реки в пределах водоохранной зоны рядом с сельхозугодиями, площадки отбора проб почвы координатной сетки размещают в местах без заметного антропогенного или техногенного воздействия, причем площадки отбора проб почвы принимают в виде точек на прибрежном рельефе естественного происхождения, затем за начало координатной сетки принимают точку пересечения первого створа измерений с линией уреза водной поверхности малой реки, причем первые точки отбора проб почвы на всех створах измерений располагают от уреза воды дальше береговой линии малой реки, при этом створы измерений не менее трех вдоль реки располагают нерегулярно, а точки отбора проб почвы на каждом створе измерений располагают регулярно с постоянным расстоянием между ними, отбор проб почвы выполняют примерно в летнюю межень малой реки, на неравномерной координатной сетке вдоль реки из-за разной длины между линией уреза воды и первыми точками отбора проб на створах измерений, расположенных по ходу течения малой реки, расстояние между соответствующими точками на створах измерений измеряют по карте, после измерений относительно координатной сетки по всем точкам взятия проб почвы по данным агрохимического анализа проб почвы проводят двухфакторное статистическое моделирование содержания химических веществ в зависимости от расстояния по координатной сетке вдоль реки и расстояния от уреза воды до равномерно расположенных вдоль створов точек взятия проб почвы.

Устройство относится к области лесного хозяйства и предназначено для уничтожения малоценных пород лиственных деревьев при проведении рубок ухода. Устройство содержит корпус Т-образной формы, в передней части которого располагаются упоры, а также шарнирно размещено сопло для впрыска химического раствора.

Устройство относится к области лесного хозяйства и предназначено для уничтожения малоценных пород лиственных деревьев при проведении рубок ухода. Устройство содержит цилиндрический корпус в виде емкости для химического раствора с механизмом впрыска. К задней части корпуса посредством шпилек с пружинами крепится силовая установка. Силовая установка через вал, проходящий через центр цилиндрического корпуса, соединена с режущим инструментом. В передней части корпуса расположены подпружиненные упоры и сопла впрыска химического раствора, которые связаны через шланги с механизмом впрыска. В исходном положении подпружиненные упоры выступают за габариты режущего инструмента. При таком выполнении уменьшается физическая нагрузка на оператора при работе и переносе устройства и увеличивается производительность труда. 4 ил.

Изобретение относится к области лесного хозяйства. Предложен способ подрезки корней растущих сеянцев, включающий одновременную подрезку горизонтальных и вертикальных корней. Подрезку корней растений осуществляют наклонно с двух сторон рядка растений, формируя треугольный профиль их корневого кома. Также предложено устройство для подрезки корней растущих сеянцев, включающее раму, опорные колеса и подрезающие ножи. Подрезающие ножи установлены попарно под углом друг к другу со смещением вдоль продольной оси рамы и регулируются по высоте. В каждой паре ножей один из них превышает глубину хода другого. Изобретение обеспечивает повышение качества одновременной подрезки корней. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к лесному хозяйству. Предложен способ создания смешанных лесных культур дуба черешчатого с использованием сеянцев с закрытой корневой системой, включающий частичную обработку почвы и совместное выращивание сопутствующих лесных культур при их чередовании. При этом частичную обработку почвы производят площадками размером 2×2 м, размещаемыми равномерно с расстоянием между их центрами 4×4 м, формируемымим в ряды. После обработки почвы высаживают весной следующего за ней года однолетние сеянцы дуба черешчатого с закрытой корневой системой по центру площадок, а по углам площадок 2-летние сеянцы липы мелколистной. При этом в каждом четвертом ряду по углам площадок высаживают сеянцы лиственницы сибирской. Способ позволят создать сложные, многопородные и устойчивые дубово-хвойные насаждения на прогалинах, пустырях и эродированных землях. 1 ил.

Изобретение относится к лесному хозяйству, в частности к формированию высококачественной бессучковой древесины ели европейской. В возрасте 15-20 лет в искусственных или естественных насаждениях ели европейской, имеющих высокий класс бонитета (Ia-II), отбираются целевые крупные деревья. На отобранных деревьях производят обрезку ветвей, оставляя 5-6 верхних живых мутовок. При ежегодном нарастании одной верхней мутовки также ежегодно производят обрезку одной нижней, сохраняя исходные 5-6 мутовок. Повышается плотность и прочность древесины. 2 табл.

Изобретение относится к лесному хозяйству. Способ заключается в том, что в возрасте 15-20 лет в искусственных или естественных насаждениях ели европейской, имеющих высокий класс бонитета, отбираются целевые деревья, которые войдут в состав древостоя рубки главного пользования. Деревья должны быть прямые, здоровые, с хорошей формой ствола и равномерной всесторонне развитой кроной. Эти деревья должны располагаться равномерно по площади и не иметь крупных ветвей и сучьев. На отобранных деревьях в целях максимального получения ценной древесины с использованием штангового высотореза проводится 3-приемная обрезка ветвей и сучьев до высоты 2 м, через 5 лет до 4 м и еще через 5 лет до 6 м. Таким образом, к 25-30-летнему возрасту должна быть сформирована 6-метровая бессучковая зона комлевой части ствола, при этом в каждом приеме оставляют на дереве не менее 8-10 верхних живых мутовок. Способ обеспечивает улучшение резонансных свойств ели европейской.

Древесина, которая находит применение в производстве дек для музыкальных инструментов, получила название резонансной, что на французском языке звучит как resonance, а на латинском – resono и переводится «звучу в ответ». Это связано с ее акустической отзывчивостью в пределах широкого диапазона частот, что придает музыкальному звучанию особый тембр, который характерен именно для этого материала.

Проблемы в выборе такой древесины, как резонансная
Для производства музыкальных инструментов подходит не любое дерево. Даже в пределах одной породы могут встречаться как деревья обычные, так и обладающие резонансной древесиной.

Кроме этого, до настоящего времени не существует технических средств и способов, позволяющих проводить объективную экспресс-диагностику древесины прямо на корню в качестве потенциального резонансного сырья. Также наблюдается недостаток в квалифицированных специалистах и вложений в отрасль, которая занимается производством музыкальных инструментов.

Факторы, влияющие на такие свойства древесины, как акустические
Обладает ли дерево резонансными свойствами или нет определяется генетической предрасположенностью. На акустические свойства оказывают влияние такие показатели, как:
порода дерева;
условия произрастания;
внутреннее строение;
физические характеристики.

Качество подобной древесины также зависит от таких технологических факторов, как место и время заготовки, режим сушки и хранения, условия транспортировки.

Выбор породы дерева
Наилучшим материалом, который находит применение в изготовлении дек, считается древесина березы и ели, а также клена, сосны, кедра сибирского и пихты кавказской. Наилучшие акустические особенности свойственны для ели, которая и имеет наиболее широкое применение. Это порода дерева, если сравнить ее с кедром, после усыхания улучшает свое звучание.

Учет условий произрастания
Резонансные деревья обычно произрастают в высоковозрастных насаждениях, возраст которых составляет более, чем 150 лет. Они предпочитают северные склоны гор и каменистые бедные почвы. Однако, в настоящее время установлено, что подобный материал можно найти в лесах, произрастающих на равнине и на почвах с избыточным увлажнением.

Диагностика резонансной древесины: косвенные способы
При косвенном способе диагностики используются следующие показатели:
внешний вид и состояние дерева;
цвет и структура коры;
макроструктура;
микроструктура.

Особенности внешнего вида
Резонансная ель имеет вертикальный ствол с зоной цилиндрической формы, лишенной сучков и заметных повреждений. Длина этой зоны составляет 5-6 метров. Крона дерева должна быть островершинной, узкой и симметричной. В первую очередь данные требования определяются экономическими соображениями, когда важно получить максимальный выход продукции.

Цвет и структура коры
Существуют разные мнения по поводу цвета коры. Одни мастера выбирают древесину более светлых тонов или практически белую, а другие используют древесину желтого цвета.

По поводу структуры коры резонансной ели также нет единого мнения. Согласно данным ученых В.О. Александрова и С.Н. Багаева, которые занимались отбором резонансной ели по фенотипу, то лучше выбирать формы с гладкой корой. Другой отечественный исследователь Н.А. Санкин считает, что предпочтительными являются чешуекорые ели, так как они имеют наибольшую генетическую пластичность. Румынские мастера отмечают, что кора должна состоять из округлых и вогнутых чешуек. Во Франции считается, что чешуйки должны быть небольшими и гладкими.

Макроструктура
Основным критерием при отборе резонансной древесины, который входит в стандарты разных государств, являются годичные кольца, характерными особенностями которых являются:
ширина;
равнослойность;
наличие в их составе поздней древесины.

Древесина, имеющая широкие слои, придает звучанию музыкального инструмента приглушенность, а узкие – жесткость. Что касается ширины годичных колец, то оптимальным параметром будет считаться предел от 1 до 4 мм. Древесина поздняя в составе годичных колец должна составлять 30%.

Выделяют определенные сорта резонансной древесины ели в зависимости от макроструктуры на радиальном срезе.
Струистая, для которой характерны прямые годичные слои с небольшим волнообразным сдвигом древесных волокон. Подобная древесина является эластичной и дает чистые тона. Она представляет наибольшую ценность при изготовлении дек.

Пламенистая, которая имеет красивый узор и ее структура похожа на язычки пламени.
Краснослойная, для которой характерен красный цвет поздней зоны годичного кольца. Она имеет наибольшую плотность, но ее ценность меньше, чем у двух первых сортов.

Микроструктура
При рассмотрении анатомического строения подобной древесины учитывается значение взаимопроницаемости систем клеток, которые находятся поперек и вдоль оси ствола, это соответственно сердцевинные лучи и трахеиды. Важным показателем считается наличие большого количества проницаемых пор по форме напоминающих двоеточие. Особенно это касается ранних трахеид. Именно по ним звуковые волны распространяются по всей толщине доски, проходя в поперечном и продольном направлениях.

Другие показатели
Качественную резонансную древесину можно определить по блеску. Ель, произрастающая на севере России, которая имеет шелковистый и нежный блеск, а также с хорошо проявляющимися тонкими слоями, придает звучанию серебристость и нежность. Немецкие мастера отдают предпочтение древесине с крупными и резкими блестками.

В некоторых ситуациях в качестве диагностического показателя применяется запах древесины, по которому определяется ее смолистость. Установлено, что смолистые вещества оказывают негативное воздействие на такие свойства древесины, как акустические.

Диагностика резонансной древесины: прямые способы
Для этих целей измеряются следующие показатели древесины:
плотность;
модуль упругости;
скорость звука;
амплитуда колебаний;
величина потери энергии, происходящей на внутреннее трение.

Полученные результаты измерений используются для расчета акустических свойств древесины. На следующем этапе проводится определение пригодности сырья для производства музыкальных инструментов.


Добавлено: 31 мая 2014

31.12.2015 16:19


По традиции музыкальные инструменты производятся из материалов с резонирующими свойствами высокого качества, выдерживающихся в природной среде в течение многих лет для сохранения акустических качеств и стабильной структуры. Резонансное дерево заготавливается исключительно в холодное время года. Ель и пихта уникальны по своим музыкальным свойствам.

Для создания деки практически в каждом музыкальном инструменте берется ель или пихта. Специалисты с особенно внимательно выбирают так называемую резонансную древесину. Ствол дерева не должен иметь изъянов и быть с одинаково широкими годичными кольцами. Дерево сушится естественным образом от десяти лет или больше. При изготовлении музыкальных инструментов исключительное значение имеют резонансные свойства древесной породы. В этом случае больше других подходит ствол ели, пихты кавказской и сибирского кедра, так как их сила излучения является наибольшей. По этой причине данные виды дерева включены в ГОСТ.

Одним из необходимых требований при создании музыкальных инструментов является в выбор дерева. Наибольший интерес для мастеров в течение многих веков представляли резонансные породы ели. Приобретать сырье нужного качества было трудно, поэтому мастерам приходилось самостоятельно заниматься заготовкой дерева при изготовлении инструментов.

Достаточно давно стали известны места произрастания ели с нужными свойствами. Главный скрипичных дел мастер российского направления ХХ века Е.Ф.Витачек, помечал в своих трудах территории, на которых произрастала ель. В саксонской и богемской видах ели большое количество смол, она не может использоваться при изготовлении инструментов высшего класса... Наилучшим сырьем считалась ель из Италии и Тироля... Изготовители лютен выписывали тирольскую древесину из города Фюссен, что между Баварией и Тиролем, а итальянский вид из порта Фьюме на Адриатике.

В горах возле Фьюме в Италии леса практически не растут. Поэтому можно предположит, что ель была не из Италии, а из Хорватии или Боснии. Также была дополнительная территория, откуда привозилась ель для мастеров из Италии - это были черноморские портовые города - ель из России, Кавказа и с Карпат. Как писал Витачек, с тех пор как работал Н.Амати, на крайних деках инструментов чаще используется ель тяжелее, плотнее и грубее, а клен наоборот имеет невысокую плотность. Это очень хорошее сочетание: звук становится похож на звук человеческий голос. Итальянские мастера всегда использовали именно такое сочетание кленовой и елейной древесины.

Однако подобные свойства ель может иметь исключительно, если произрастает на нужном уровне относительно морской поверхности, то есть в Альпах или на Кавказе. Разновидность породы «Picea orientalis» произрастающая в высокогорьях Кавказа и Малой Азии на высоте от километра до двух с половиной, по своим качествам похожа на наилучшие виды ели европейского высокогорья. Как правило она растет по соседству с пихтой Нордмана или кавказской (Abies nord-manniana), которая тоже обладает отличными акустическими характеристиками. Знаменитые российские производители скрипок начала ХХ века в большинстве случаев брали для создания инструменты как раз ель с Кавказа.

Породы древесины, применяющиеся при изготовлении музыкальных инструментов

При создании щипковых инструментов невысокой стоимости возможно использование отходов от заводов по деревообработке, брусья и доски домов, предназначенных под снос, части мебелировки и отработанной тары. Но данные материалы нуждаются в особой сушке и селекции. При создании высококлассных инструментов требуется использовать нераспространенные виды деревьев.

Ель

Инструментальные деки и иные части изготавливают из ели с резонансными свойствами. Разные подвиды ели растут почти повсеместно в России. В качестве резонансной берут ель, преимущественно в центральной части России. Ели севера России более популярны и лучше по своим физико-механическими качествам. Одним из наилучших достоинств является наличие маленьких годичных колец, делающих дерево упругим и подходящим как резонансное.

Резонансные деревья отбираются из основного количества подготовленных пиломатериалов на складах лесных хозяйств. Эти бревна идут на лесопилки, там они распиливаются на 16-миллиметровые доски. С целью приобретения большего количества древесины бревна пилят в шесть приемов.

На древесине для музыкальных инструментов не должно быть сучков, кармашков со смолой, свилеватости и прочих изъянов. Это является жестким требованием качества. Еловая древесина имеет белый цвет и слабый желтый оттенок, а при соприкосновении с открытым воздухом со временем становиться довольно желтой. Послоевое строгание и циклевка ели происходит без проблем с чистым и глянцевитым срезом. Шлифовка придает поверхности древесины бархатистость и слабый матовый блеск.

Пихта

Помимо ели для получения резонансной древесины можно брать пихту, произрастающую на Кавказе. Она не имеет много отличий от ели как внешне, так и при проверке физико-механических параметров.

Береза

Березовые леса составляют две трети общего количества лесов России В промышленном производстве используется береза бородавчатая и береза пушистая. По цвету березовая древесина белая, иногда имеет желтоватый или красноватый оттенок, легко поддается обработке. Во время тонировки краситель впитывается равномерно, и тон получается ровным. Если березовую древесину просушить равномерно и выдержать достаточное количество времени, то ее можно использовать при производстве таких частей музыкальных инструментов, как грифы и клепки. Помимо этого, из березы делают фанеру, которая служит для производства корпусов гитары. Отделывают инструменты чистым или крашеным шпоном березы.

Бук

Бук часто используется при изготовлении музыкальных инструментов. Части грифов, подставок и корпусов гуслей и других частей щипковых в музыкальной промышленности делают из букового дерева. Бук растет в юго-восточной части России. Цвет буковой древесины розоватый с крапчатым рисунком. Хорошие резонансные свойства бука делают его подходящим для создания инструментов. Буковую древесину обрабатывают и шлифуют вручную. При окрашивании на поверхности сохраняются полосы, которые видны при отделке прозрачным лаком.

Граб

Для имитирования черного дерева прокрашенный граб используют при производстве грифов и корпусов. Также грабовая древесина имеет твердую и прочную структуру. Граб растет на Крымском полуострове и в горах Кавказа. Грабовая древесина белая с серым оттенком. Древесина неплохо строгается, но полировке поддается с трудом.

Клен

Клен является столь же востребованным при создании дорогих музыкальных инструментов, как и резонансная ель. Корпуса струнных инструментов из кленового дерева придают хорошее звучание. Виды клена явор и остролистный применяются наиболее широко. Данные виды растут на Крымском полуострове, в предгорьях Кавказа, и в Украине. Кленовое дерево отлично гнется, а его древесная масса обладает существенной плотностью и вязкостью. По текстуре это полоски темного цвета на розово-сером фоне. При нанесении лака на клен явор получается красивая перламутровая поверхность. Если окрашивание выполнено правильно, данное свойство клена усиливается.

Красное дерево

Данное имя носит несколько видов дерева, обладающих различными оттенками красного цвета. В основном так называют махагон, который растет в Центральной Америке. Этот вид дерева используется и для производства грифов, так как обладает хорошими механическими свойствами. Если распилить ствол поперек, и сделать прозрачную отделку, то выглядеть это будет очень красиво, хотя и неудобно для обработки.

Палисандр

Это несколько пород, которые растут в Южной Америки. Древесина палисандра хорошо поддается резке и полировке, но в данном случае необходимо заполнение пор и полировке. Во время обработки появляется особый сладковатый запах. Палисандр обладает очень твердыми и прочными волокнами, цвет от фиолетового до шоколадного, его используют при создании струнных инструментов.

Черное дерево

Вид эбенового дерева, которое растет в Южной Индии. Из эбеновой древесины производят наилучшие грифы и корпуса. Высочайшие механические качества дерева обеспечивают инструментам нужную прочность, твердость. При большем весе грифа при использовании эбеновой древесины смещается центр тяжести инструмента в сторону грифа, это очень ценится профессиональными исполнителями. Панцирь эбеновой древесины при соответствующем полировании позволяет избежать призвуков если медиатор соскакивает со струны. Накладки грифов из эбеновой древесины устойчивы к истиранию и отлично держат лады.
















Каждое ли дерево музыкально? Каждое, но в разной степени.

Самой музыкальной – резонансной – породой специалисты считают ель. Но не любая ель может быть пригодной.

«Поющая ель» - особая порода, она не растёт где попало, чаще всего встречается на северных склонах, где солнца поменьше да и земля поскуднее, а ствол её хорошо защищён от ветров. Ель не должна быть смолистой, иначе упругости не станет и звукопроводность падает. Важно, чтобы древесина ствола была чистой и прямослойной, а возраст её не менее ста лет.

Большой «музыкальностью» отличаются вологодские ели. Их слава давно перешагнула рубежи нашей родины.

Второй породой по музыкальности считают клён. Лучшие его сорта – клён явор, или белый, струйчатый – произрастает на Кавказе и в Карпатах. Для этой древесины важны однородность, упругость, многолетняя выдержка.

Лучшие сорта платана (чинара) растут в Закарпатье. Древесина его прямослойная, упругая и гибкая, хорошо обрабатывается и отделывается. Изготовленные из платана свирели, дудки, пастушечьи трубы и некоторые струнные щипковые инструменты отличаются особым тембром и мелодичностью звука.

Резонансный бук произрастает в некоторых районах Росси и Кавказа, на каменистых, горных почвах, на высоте 800 метров. Возраст его должен быть не менее 120 лет. Древесина красноватого цвета, с параллельными прямыми волокнами, слегка лоснящейся поверхностью.

Чёрное дерево поступает к нам из Африки и Индии. Оно бывает совершенно чёрным или чёрно-коричневым, однородно, хорошо обрабатывается, часто используется в декоративных целях.

Для создания некоторых музыкальных инструментов требуется более десятка различных пород дерева. Например, ксилофон имеет три-четыре ряда хроматически настроенных деревянных брусочков, лежащих на соломенных жгутах или толстых жильных струнах. Музыкальные брусочки изготавливаются из клёна, бука, ели, палисандра, ясеня, каштана и некоторых других пород.

Отобрать «поющее» дерево – дело непростое. Человек этой уникальной профессии по одним только ему известным признакам должен из тысячи стволов определить «музыкальные».

Бракер, идя по заснеженному лесу с деревянным молотком на длинной ручке, постукивает каждый ствол, припадая к нему ухом. Не спеша, внимательно прислушивается, будто в самом сердце лесной красавицы звучит только ему понятная мелодия. С поваленным лесом работать относительно проще. Здесь перед бракером свежий срез, и тайны музыкальности определяются при помощи лупы. Долго колдует бракер над каждым деревом, прежде чем поставит специальное клеймо.

Бывает, резонансную древесину заготавливают высохшими на корню деревьями, как это делали в старину. Отобрав подходящее дерево, его зимой кольцуют, то есть внизу по всей окружности снимают кору. Весной на нём появляются новые побеги и листья, вытягивающие из ствола все соки. Усохшее, лишённое соков дерево срубают.

Отобранные кряжи поступают на завод, где их распиливают на доски, сушат, а затем особым способом превращают в резонансные дощечки. Из них впоследствии склеивают детали музыкального инструмента – деки, клавиатурные вырезки для рояля, музыкальнее брусочки ксилофона.

До революции иностранцы, имевшие в России свои музыкальные предприятия, пользовались древесиной поступавшей к ним с Карпат, Вогез, Тирольских, Баварских гор, Швейцарских Альп и горных районов Италии. Им и в голову не приходило использовать «порющую» древесину из лесов России, где-нибудь в Костромской или Вологодской губернии. За большие деньги приобретался чужеземный материал.

При советской власти, уже к концу второй пятилетки, начались поиски отечественной древесины; и они оказались успешными. Говоря об этом, нельзя не вспомнить маршала М. Н. Тухачевского. Он любил музыку, в свободное время мастерил скрипку и великолепно играл на этом инструменте. В кругу своих друзей он говорил: «Нет ничего прекраснее музыки… это моя вторя страсть после военного дела».

Старший мастер скрипичных инструментов Г. А. Морозов вспоминал, как однажды он рассказал Тухачевскому, что руководимые им мастерские при Большом театре испытывают недостаток в резонансной ели и клёне. Запасы, сделанные ещё до революции, подходят к концу.

М. Н. Тухачевский пообещал помочь и сдержал своё слово. Была снаряжена специальная экспедиция в Закавказье для розыска нужных пород дерева. Вскоре в адрес Большого театра СССР пришёл подарок маршала – два вагона дерева. В одном из них были «поющие» ели, а в другом – матёрый, в несколько обхватов, явор. Попав в руки ведущих мастеров, драгоценный материал превратился в замечательные музыкальные инструменты, получившие широкое признание.

Могучий ствол ели клонится, словно раздумывая, потом падает. Управляющий лесничества Иржи Соукуп волнуется. Настоящему леснику всегда больно губить лесную красавицу. Тем более что ель резонансная: заранее не угадаешь, вовремя ли ее спилили и какова она внутри.

Лесоруб Богумил Мареш — за тридцать лет работы в лесничестве он повалил не одного такого великана — отпиливает тонкий кружок древесины для анализа. Только после этого станет ясно: зазвучит благородное дерево в руках музыкантов или пойдет на стройматериалы. На срезе специалисты отметили особенно ценные, четкие, тонкие — резонансные слои — те, что образовались за последние полвека, в пору созревания, когда дерево равномерно обрастало «мускулами». Однако самое важное для резонансной ели на глаз не определишь — удельный вес древесины и ее эластичность. На этот раз материал оказался плотным и упругим: инструменты, сделанные из него, будут обладать нежным, серебристым голосом.

Леса занимают треть площади Чехословакии, в основном они хвойные. На местах порубок чаще высаживают ель — она растет быстрее других пород. Но не только в скороспелости заинтересованы ученые лесопитомника в Каменице-на-Липе. Здесь изучают именно резонансные ели, выращивают материал для музыкальных инструментов. В сущности, из каждого ровного и плотного ствола можно сделать деки для скрипок, виолончелей или резонансные щиты для роялей. Но не случайно скрипичные мастера тщательно отбирают для своих будущих творений деревья, способные отзываться на легчайшее прикосновение. Исстари считали, что единственное место в Чехословакии, где растут подходящие ели,— склоны Шумавы. Но оказалось, что «музыкальный» лес можно растить и на Чешско-Моравской возвышенности, только для этого о деревьях надо особо позаботиться.

В каменицком питомнике — полмиллиона саженцев на одном только опытном участке. Все елочки взяты из местных лесов, потому что для нормального роста лучше родной почвы не бывает. А когда они подрастут и окрепнут, их переселяют на постоянное место жительства, на высоту семисот метров над уровнем моря. Но растут елочки, как и все дети, неодинаково. Раз в десять лет посадки прореживают, чтобы оставшиеся деревца тянулись к солнцу ровно, не искривляясь. Через сорок лет, если дерево здорово, если ствол его прям, и округляется равномерно, с него начинают срезать ветви, чтобы слои древесины нарастали без сучковых гнезд.

Раньше срезали сучья вручную, а сейчас придумали автоматическую пилу с дистанционным управлением, которая сама взбирается по стволу. Леснику остается только укрепить ее на дереве и потом подобрать упавшие еловые лапы. Места срезов затянутся со временем, и тогда по всей длине ствола до самой кроны будет созревать плотная, ничем не поврежденная древесина. Когда минует период бурного прироста, ель будет «полнеть» — медленно и совсем незаметно — на десятые доли миллиметра в год. И чем ближе расположатся друг к другу годичные кольца, тем древесина будет ценнее, однороднее.

Ель должна прожить сто сорок — сто пятьдесят лет, только тогда из нее можно будет сделать инструменты, за которые не придется краснеть мастеру. Непривычный для современной жизни темп! Но пока никому не удавалось заставить природу работать быстрее. Поэтому никакой человеческой жизни не хватит на то, чтобы вырастить маленькую елочку до совсем взрослого — резонансного — возраста. И лесничий Иржи Соукуп знает, что не увидит он большими те саженцы, которые перенес недавно в лес вместе с пионерами из соседней каменицкой школы. Но он уверен, что у его леса всегда будут верные и любознательные друзья — такие, как эти ребятишки. Многие из них, окончив школу, работают в лесничестве. Другие еще учатся, но и из них кто-то да станет лесничим. И тоже будет учить ребятишек из соседней школы. Поколение за поколением— и выросла ель, посаженная твоим прапрадедом. И каждый из ребят надеется, что именно она окажется резонансной.

Даже на первый взгляд этот лес отличается от обычного хвойного. Почти все деревья — ровесники. Стройные исполинские ели — ветви остались только на самой верхушке — делают лес прозрачным. Вольно разносится запах свежей смолы, легкий шелест крон. Кажется, дунь ветер чуть сильнее, и деревья зазвучат, словно органные трубы, и лес наполнится торжественной мелодией. Музыкой будущего.