Класс: 6

Презентации к уроку





Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.





Назад Вперёд

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Цель: формирование представления о понятии числа, формирование умения отличать имена числительные от других самостоятельных частей речи, знакомство с разрядами имен числительных.

Задачи:

  • образовательная: дать представление об имени числительном как о самостоятельной части речи, сформировать представление об отличительных признаках числительного;
  • развивающая: расширить представление об истории возникновения в речи имен числительных, развить умения правильно употреблять в речи числительные;
  • воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его истории.

I) Организационный момент.

II) Проверка домашнего задания.

III) Работа по теме урока.

1) Актуализация знаний.

Прочитайте следующее предложение (предложение записано на доске):

Десятого сентября пятеро школьников посадили во дворе девять лип, двенадцать берез и двадцать два куста жимолости.

Спишите предложение в тетрадь, начертите его схему и над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.

Попробуйте найти в предложении числительные.

На какие вопросы отвечают слова “десятого”, “пятеро”, “девять”, “двенадцать” и “двадцать два”?

Что обозначают эти слова?

Для чего они нужны в предложении?

2) Презентация 1 “Великая страна числительных”.

Что же это за великая лингвистическая страна, где живут числительные? Об этом нам расскажет презентация.

1 слайд. В этой стране живет очень много граждан, и каждый из них имеет свой дом.

2 слайд. Называется эта страна “Числяндия”, о чем свидетельствует буква “ч” на гербе государства.

3 слайд. Управляет всем королева числительных, которую зовут Нуллия. Именно она ввела закон, по которому числительным может называться тот, кто свое имя может записать не только буквами, но и цифрами.

4 слайд. Столицей Числяндии является Числоград – большой современный город, в котором царят закон и порядок, как, впрочем, и во всей Числяндии.

Вспомните закон, который помогает отличать числительные от других частей речи.

А всегда ли числительные были отдельной страной?

3) Сообщение из истории имени числительного.

Числительные в русском языке появились как отдельная часть речи позже других частей речи. Первоначально древнерусский язык обходился совсем без числительных, да и цифры нужны не были – для обозначения цифры или числа использовались буквы алфавита, выделяемые на письме двумя точками по бокам и особым знаком “тильда”. Однако вскоре происходит появление нескольких групп слов, которые позже назовут числительными:

группа от 1 до 4 – это были слова, которые походили на прилагательные и изменялись по родам, числам и падежам;

группа от 5 до 10 была представлена существительными женского рода, изменяющимися по числам и падежам;

100 – это было особое слово, которое изменялось как существительное;

группа от 11 до 19 имела сложный состав, произошедший от сочетания слов “один на десять”, “два на десять” и т.д.;

группа 20, 30 – 80 образовалась также из словосочетаний “два десять”, “три десять” и т.д.;

40 – особое слово, которое использовали сначала для названия мешка с данью, в который умещалось ровно сорок беличьих шкурок.

И только к 15-16-му в.в. числительные формируются как особая самостоятельная часть речи.

4) Проверка первичного восприятия материала.

Запишите слова, которые вам будут продиктованы, и укажите над ними части речи.

Удвоить, шестерка, четверг, восьмидесятый, четырехкратный, семиместный, четырежды, шестизначный, пятидневный, двойка, впятером, девятый, тринадцать, сороконожка, один, единица, уединиться, двое, вдвоем, два, тридцать два, трехлетний, утроить, пятак, пятеро.

5) Работа с учебником. Фронтальная беседа.

Прочитайте правило в учебнике об именах числительных.

Что вы узнали из правила о числительном?

Дайте определение имени числительному как части речи.

На какие два разряда делятся числительные?

Как отличить порядковые числительные от количественных?

Приведите примеры числительных, указывая их разряд.

В стране числительных царит порядок, и каждый гражданин знает свои обязанности и права, поэтому количественные числительные обозначают количество предметов, а порядковые называют порядок при счете.

Но количественные числительные оказались очень дисциплинированными и разделили между собой обязанности более четко, поэтому среди них выделяется три группы по значению.

6) Презентация 2 “Имя числительное”.

1 слайд. А какие это группы и в чем состоят их обязанности, мы узнаем из презентации “Имя числительное”.

2 слайд. Количественные числительные делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.

3 слайд. Целые обозначают целые числа, а дробные – дробные числа. Приведите свои примеры целых и дробных числительных.

4 слайд. Собирательные числительные обозначают группу предметов как единое целое, как бы “собирают” предметы.

5 слайд. А вот и уже знакомые вам порядковые числительные. Их мы используем, чтобы указать порядок предмета при счете.

Что нового вы узнали о числительном из презентации?

Приведите примеры собирательных числительных.

IV) Закрепление изученного материала.

1) Составление словосочетаний с использованием числительных.

Составьте и запишите с указанными словами словосочетания “существительное + числительное”, отметьте главное слово и укажите разряд числительного.

Трое, пятидесятый, сто, четверо, одиннадцать, сорок восьмой, три четвертых.

2) Определение синтаксической роли числительного в предложении.

Запишите предложения и выделите числительные как члены предложения.

Сорок делится на четыре. Семью семь – сорок девять. Вышел пятый номер газеты.

Шестеро щенят бегали по двору. Две третьих учеников учатся хорошо. Это было в семнадцатом году.

Каким членами предложения может быть числительное?

3) Самостоятельная работа.

Выполните задание на карточках.

1 карточка. Спишите предложения, найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.

Мама купила десять яиц. Мальчик съел неполный десяток яиц. Вошел восемнадцатилетний юноша. В восемнадцать лет жизнь только начинается.

Среди номеров не было семерки. Семеро друзей отправились в поход.

2 карточка.

Учитель поставил ученику двойку за ответ. В два часа дня состоится концерт.

Москва – город с двенадцатимиллионным населением. Двенадцатый номер журнала всех заинтересовал. Мы сложили лист бумаги втрое. Три пятых листа было исписано.

3 карточка. Спишите предложения, найдите числительные, указав их синтаксическую роль и разряд.

Пятерка гребцов одержала победу в соревнованиях. Пятеро спортсменов получили медали. Сорокаметровый трамплин был построен к олимпиаде. Сорок километров - дистанция марафонцев. Двадцать третьему спортсмену предстояло пробежать марафон. Двадцатитрехлетний чемпион установил рекорд мира.

V) Подведение итогов.

С кокой частью речи вы сегодня познакомились?

Что вы узнали о числительном как о части речи?

Какие разряды числительных вам известны? Приведите примеры.

Как отличить числительное от других частей речи?

VI) Домашнее задание.

Написать текст на тему “Олимпийские игры” (не менее 5 предложений), используя в каждом предложении числительные.

Тема: Имя числительное

Цели урока:

Образовательная: повторить и закрепить представление об имени числительном; вырабатывать умение находить числительное в тексте

Развивающая: систематизировать знания, полученные при изучении имени числительного

Воспитательная: прививать навыки умственного труда, создавать условия повышения интереса к изучаемому предмету; развивать коммуникативные качества;

Коррекционная: развивать слуховое восприятие, автоматизировать произносительные навыки учащихся

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок русского языка Тема: «Имя числительное» Класс: 7 б Учитель: Окольздаева Л.В. Тип урока: повторение и обобщение изученного Оборудование: карточки, презентация.

Дежурный звук Ц Речевая зарядка Ца-ца - двад ца ть Це – це – це нтнер Ци-ци- ци фра Сегодня двад ца ть шестое февраля. Це нтнер равен ста килограммам. Ци фра –число-числительное

Цели урока: Образовательная: повторить и закрепить представление об имени числительном; вырабатывать умение находить числительное в тексте Развивающая: систематизировать знания, полученные при изучении имени числительного Воспитательная: прививать навыки умственного труда, создавать условия повышения интереса к изучаемому предмету; развивать коммуникативные качества; Коррекционная: развивать слуховое восприятие, автоматизировать произносительные навыки учащихся.

Что будем делать на уроке? Будем находить имя числительное; Составлять с ним предложения; Отвечать на вопросы; Применять полученные знания.

Проверка домашнего задания Как вы записали словарные слова? Какие слова вы записали в первый столбик? Какие во второй столбик? Прочитайте имена числительные

Двадцать шестое ф е враля Кла сс ная р а бота Имя ч и слительн о е

Словарный диктант Запишите под диктовку словарные слова

Проверка Центн е р, экз е мпляр, к и л о метр, ми лл иард, ми лл ион, оди нн адцать, двест и, трист а, четырест а, кил о гра мм, дво е ребят, тро е ребят, четвер о ребят. « 5 »- без ошибок « 4 »- 1-2 ошибки « 3 »- 3-4 ошибки

Чистота речи В словах ц е нтнер, экз е мпляр пишется « е », а произносится « Э »

: Придумай с одним словом предложение?

«Речевой треугольник» 1.Что обозначает имя числительное? 2.На какие вопросы отвечает? 3.Каким членом предложения бывает имя числительное? 4.На какие группы делится имя числительное? 5.Назови разряды количественных числительных? 6.Как называются числительные, состоящие из одного слова? Из двух и более? 7.Когда в числительных пишется мягкий знак? 8.Какие числительные склоняются?

Рассказ по таблице Имя числительное обозначает количество, число, порядок при счете. Отвечает на вопросы Какой? Сколько? Имена числительные бывают количественные порядковые Сколько? Какой? Целые числа дробные собирательные

Запишите цифры прописью 276, 28, 51, 900, 70, 13, 16. В каких цифрах вы написали мягкий знак? В каком месте?

Взаимопроверка Двести сем ь десят шест ь, двадцат ь восем ь, пят ь десят один, девят ь сот, сем ь десят, тринадцат ь, шестнадцат ь. « 5 »- нет ошибок « 4 »- 1-2 ошибки « 3 »- 3 ошибки

Ответьте на вопросы одной цифрой 1. Сколько букв в русском алфавите? 2..Сколько падежей в русском языке? 3.Сколько разрядов у имен прилагательных? 4.Сколько спряжений у глаголов?

Работа с текстом С седьмого по двадцать третье февраля проходили двадцать вторые зимние O лимпийские игры в Сочи. Россия заняла первое место в O лимпиаде, завоевала тридцать три медали: тринадцать золотых, одиннадцать серебряных и девять бронзовых.

Задания 1 .В первом предложении назови простые и составные имена числительные. 2. Во втором предложении назови количественные и порядковые имена числительные.

Работа в парах Кто быстрее выполнит задание? Просклоняйте имя числительное 1 группа: один, одно 2 группа: одна, одни Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж

: Подведем итоги: С какой частью речи мы работали? Чему учились на уроке? Все было понятно на уроке? Интересно вам было? Для чего в жизни нам нужны имена числительные?

Итоги урока Сегодня мы узнали много интересного на уроке. Мы учились находить имя числительное, правильно его писать. Мы узнали о значении имени числительного. Задачи урока выполнены.

Оценки за урок. Активно работали. Без ошибок писали Правильно отвечали на вопросы.

Домашнее задание

Домашнее задание Определи значение фразеологизмов. Придумай с ними предложение. «В двух словах» «Ум хорошо, а два лучше» «Все за одного, один за всех»

Спасибо за внимание!


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Имя числительное как часть речи

Цель урока: Знать признаки числительных как части речи. Учиться определять синтаксическую роль числительных. Учиться различать числительные и однокоренные слова других частей речи.

Определяем проблему урока Прочитай слова. Что общего в лексическом значении всех слов? Тройник, два, удвоить, четвёрка, удесятерить, сорок, двойняшки, тридцать три, восьмой, пятитомный, двойной. Выпиши сущ, прилаг, глаголы, опираясь на признаки этих частей речи. На какой вопрос отвечают оставшиеся слова? Какие слова можно заменить цифрой без ущерба для смысла?

Проверим Существительное: ТРОЙНИК, ДВОЙНЯШКИ, ЧЕТВЁРКА. Прилагательное: ПЯТИТОМНЫЙ, ДВОЙНОЙ. Глагол: УДВОИТЬ, УДЕСЯТЕРИТЬ. Числительное: два, сорок, тридцать три, восьмой. (СКОЛЬКО? КАКОЙ ПО СЧЁТУ? КОТОРЫЙ?) 2, 40, 33.

Грамматическое значение имени числительного Обозначает КОЛИЧЕСТВО или ПОРЯДОК предметов при счёте: пять тетрадей, восьмой ряд. Отвечает на вопросы: СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? КАКОЙ ПО СЧЁТУ? Семеро (сколько?) одного (скольких?) не ждут. Наш дом находится на второй (какой?) улице.

Для чего нужно числительное в речи? Числительное используется в речи тогда, когда необходимо что- то посчитать или измерить. Числительное может называть КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ: шестнадцать книг РАЗМЕРЫ (длина - девять сантиметров, ширина - пять метров, высота - восемь километров, объём - четыре кубических метра) ВЕС: сто пятьдесят граммов СТОИМОСТЬ: четырнадцать рублей ВРЕМЯ: одиннадцать часов ПОРЯДОК ПРЕДМЕТОВ ПРИ СЧЁТЕ: сто пятый участок

Морфологические признаки Изменяются по падежам: три книги (Им.п,В.п); трёх книг (Р.п); трём книгам (Д.п) Не изменяются по числам, кроме ОДИН -ОДНИ Не имеют рода: пять столов, пять тетрадей Исключения: один, два, полтора Один пенал (м.р); одно озеро (ср.р); одна книга (ж.р)

Синтаксическая роль В предложении числительное может быть всеми членами предложения. Дважды два – четыре В три часа все вернулись. Последняя стена была занята тремя окошками. . .

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? Обозн.ЧИСЛО, КОЛИЧЕСТВО, ПОРЯДОК ПРИ СЧЕТЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (цел., дробн., собир.), ПОРЯДКОВЫЕ. ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ, СОСТАВНЫЕ. Изменяются по ПАДЕЖАМ. - = - - - ~~~ _._._._

Закрепление Прочитай задачу, спиши, вставляя пропущенные буквы. На верё_к _ в_сели и спокойно сохли 8 выст_ранных наволочек, 6 наволочек ст_щила и сж_вала к_за Люська. Сколько наволочек спокойно выс_хло на верё_к _?

Это интересно! Прочитайте! Из истории числительных. Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один «сорок» (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. Числительное сорок очень сходно по звучанию со словом сорочка. И это не случайно! Сороками когда-то называли примитивные мешки с разрезами для головы и рук, то есть своеобразные рубахи, сорочки.

Творческое задание От данных корней со значением количества образуй и запиши слова разных частей речи. Составь с ними словосочетания. Корни: - дв -; -один-; - тр - ; Один (числ), одиночество (сущ), одинокий (прил), уединяться (гл). Тройка (сущ) лошадей, тройной (прил) прыжок, утроить (гл) количество, три (числ) этажа, беседовать втроём (наречие).

Словарная работа. Ми лл ион, ми лл иард. Справочный материал. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 12 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего « тысяча », и « оне », соответствующего русскому увеличительному суффиксу – ищ – (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову « тысячища ».

Фронтальный опрос Что такое имя числительное? На какие вопросы отвечает числительное? Что обозначает числительное? Как изменяются числительные? Каким членом предложения является имя числительные?

Как обойтись бы без числа Наука целая могла? Расчёт во всяком деле нужен. И ты с числительным будь дружен.


Сурков Илья

Презентация посвящена именам числительным, их грамматическим признакам и особенностям правописания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию подготовил ученик 6а класса Сурков Илья Имя числительное

Первым способом «записи» чисел были зарубки на палке. Около 5 тысяч лет назад люди одновременно в разных местах – Вавилоне, Египте, Китае – открыли способ записи чисел по разрядам: отдельно единицы, десятки, сотни. Развивалась математика, астрономия. О сравнительно позднем появлении числительных свидетельствуют и некоторые факты генетической связи этой части речи с другими: слово пять сопоставляется с существительным пясть (пять), слово тьма имело значение 10 000, числительное сорок произошло из существительного со значением «мешок, в который входило 40 меховых шкурок» и вытеснило числительное четыредесяте. История появления

Имя числительное - часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и какой? Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам, числам и родам. Имена числительные могут быть разными членами предложения.

Имя числительное сколько? какой? количественные порядковые сколько? какой? первый ученик целые дробные собирательные два две третьих трое ребят сто десять пять шестых семеро козлят

По особенностям словообразования в составе числительных выделяются Простые (шесть, пятеро, седьмой); Сложные (пятьдесят, шестьсот); Составные (двадцать пятый). В предложении имена числительные чаще выступают в роли подлежащего, сказуемого, определения, реже - в роли именной части составного сказуемого и обстоятельства

Количественные числительные, обозначающие целые числа, имеют следующие грамматические особенности: Все числительные изменяются по падежам: пять, пяти, пятью, (о) пяти. Некоторые числительные (один, два) имеют формы рода: один стол, одно окно, одна книга. Формы единственного и множественного числа имеет только числительное один: один стол, одно окно, одна книга, одни ножницы. У количественных числительных нет категории одушевлённости-неодушевлённости. При сочетании с числительными два, три, четыре имена существительные получают форму родительного падежа единственного числа (два стола, три двери), а при сочетании с числительными пять, шесть и др. существительные получают форму родительного падежа множественного числа (пять столов, шесть дверей). Числительные тысяча, миллион, миллиард обладают грамматическими свойствами существительных (т.е. имеют форму рода, изменяются по числам и падежам)

Склонение имен числительных Сложные - склоняются обе части (восемьюдесятью); Составные – изменяется каждое слово(семьюдесятью пятью); Составные порядковые - меняется последнее слово (пятьдесят восьмым); Дробные –изменяются обе части (тремя пятыми).

Склонение количественных числительных И., В. ПЯТЬ ВОСЕМЬ ТРИДЦАТЬ Р., Д., П. ПЯТИ ВОСЬМИ ТРИДЦАТИ Т. ПЯТЬЮ ВОСЕМЬЮ (ВОСЬМЬЮ) ТРИДЦАТЬЮ ОТ 5 ДО 30 40,90,100 И., В. СОРОК ДЕВЯНОСТО СТО Р., Д., Т., П. СОРОКА ДЕВЯНОСТА СТА 50-80, 200-900 И, шест ь десят дв е ст и Р. шест и десят и дв ух сот Д. шест и десят и дв ум ст ам В. шест ь десят дв е ст и Т. шест ью десят ью дв умя ст ами П. (о) шест и десят и (о) дв ух ст ах

Дробные числительные Первая часть (числитель) дробных числительных представляет собой количественное числительное (два, три, семь), а вторая (знаменатель) - форму родительного падежа порядкового числительного (пятых, десятых, седьмых). При склонении изменяются все слова, являющиеся частями дробных числительных, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе (одной третьей, пятью шестыми)

Д вое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро – обозначают определенное количество предметов как одно целое. В отличие от обычных количественных числительных собирательные сочетаются не со всеми существительными, поддающимися счёту, а только с некоторыми Собирательные числительные

Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое ребят трое водителей с существительными, употребляющимися только во множественном числе или обозначающими парные предметы: двое брюк трое ножниц д вое перчаток (т.е. две пары перчаток) с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое львят п ятеро медвежат с личными местоимениями мы, вы, они: нас семеро, послали вас троих, не было их двоих

Порядковые числительные Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте, например: седьмой день, пятнадцатая страница. C труктура порядковых числительных простые (первый, десятый) сложные (пятидесятый, двухсотый) составные (двадцать пятый, две тысячи седьмой).

Порядковые числительные (простые и сложные) склоняются по образцу прилагательных. Имя числительное третий склоняется как притяжательное прилагательное (например, лисий), а остальные имена числительные – как относительные и качественные прилагательные с основой на твердый согласный (восьмого – простого, восьмому – простому). В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово (сто пятьдесят седьмому, сто пятьдесят седьмым) Склонение порядковых числительных

Слитно:1. сложные количественные и порядковые (восемьдесят, восьмидесятый). 2. порядковые –тысячный, миллионный, миллиардный (стодвадцатипятитысячный) От 5-20,30 – Ь в конце числа: (пят ь, двадцат ь восем ь, тридцат ь) От 50-80 , от 500-900 – Ь в середине числа: (шест ь сот, сем ь десят) Правописание числительных:

Источники информации

Спасибо за внимание!

Конспект урока русского языка

Имя числительное как часть речи

6 класс (УМК С.И. Львовой)

Цель : познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.

Задачи:

    Дать представление о разрядах числительных.

    Формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.

    Развивать у учащихся умение обобщать, делать выводы.

    Воспитывать творческие способности учащихся.

I . Подготовка к восприятию нового материала (слайд № 2).

    Выразительно прочитайте стихотворение И. Иртеньева. Скажите, на каких явлениях лексики построено это стихотворение?

Про Семёна

Есть у нас в квартире дядя,

Он известен в доме всем.

У него во лбу семь пядей,

На неделе пятниц семь.

Семимильными шагами

По квартире ходит он,

За семью живет замками,

И зовут его Семён.

    Выпишите фразеологизмы, объясните их значение (при затруднении можно пользоваться фразеологическим словарём).

Во лбу семь пядей - очень умный

На неделе пятниц семь -

Семимильными шагами -

За семью замками -

- На какой вопрос отвечает слово семь? (сколько?)

II . Знакомство с новым материалом.

Тема нашего урока «Имя числительное как часть речи» (слайд №3).

Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)

    Прочитайте. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова (слайд № 4).

Вот один , иль единица , очень тонкая, как спица. Тройка – третий из значков – состоит из двух крючков. Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога. Цифра девять , иль девятка , - цифровая акробатка: если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет… (С. Маршак)

Все выделенные слова – это числительные.

2. Чтение теоретического материала на с. 100- 101.

Дайте определение имени числительному.

Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество предметов или их порядок при счете и отвечающая на вопросы сколько? который?

3. Вспомните и запишите русские пословицы, в которых упоминаются числительные (слайд № 5).

Один ум хорошо, а два ума лучше.

Семь раз отмерь – один отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Двумя ложками кашу не едят.

- На какие разряды делится имя числительное? (слайд № 6).

Имя числительное

количественное порядковое

Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.

4. Рассмотрите таблицу и запишите по одному примеру в тетрадь (слайд №7).

Имя существительное

кто? что?

тройка лошадей,

дружная семёрка

Имя числительное

сколько?

три товарища

семь тетрадей

сто дней

второй год

пятый дом

шестой класс

третий месяц

Имя прилагательное

какой? какая? какое?

семидневный поход,

двойная подкладка

сотый автомобиль

Глагол

что сделать? что делать?

удвоить усилия,

утроить энергию


-

    Расскажите о постоянных морфологических признаках имени числительного (слайд № 8).

Количественные и порядковые числительные имена числительные бывают:

Простые

Сложные

Составные

имеют один корень

имеют два и более корней

состоят из двух и более слов

восемь

четвертый

семьдесят

двестипятидесятый

тридцать шесть

одна пятая

Дополните таблицу своими примерами (каждому выдается распечатанная таблица).

6. Какова синтаксическая роль имени числительного?

Количественные числительные могут быть любым членом предложения.

Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения (слайд № 9).

На компьютерном столе лежали две дискеты .

Концерт начнется в пять часов .

Я купил шестнадцать роз .

Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определению.

Мне подарили второй том увлекательной книги.

После шестого урока состоится классный час.

7. Выпишите предложения, в которых есть числительные, определите разряд. Сделайте их синтаксический разбор (слайд № 10).

Пернатые часы

Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки . В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время.

(По. М. Деменюк)

В четыре - колич. числит., в пятом – порядковое.

8. Знаете ли вы, что…(слайд № 11).

Вес индийского слона достигает 5 тонн, африканского – 7 тонн, рост их 3 - 5 метров.

Кедр начинает давать плоды в 30 лет и каждые 6 лет до самой старости даёт свои орешки.

У краба 10 ног. 2 передние заканчиваются мощными клешнями. Остальные служат ему для того, что плавать и бегать боком по песку.

III . Подведение итогов урока. (слайд № 12).

- Что такое числительное?

- Все ли слова со значением счета являются числительными?

- Какие разряды имени числительного вы узнали?

- Какими могут быть числительные по строению?

- Какова синтаксическая роль имени числительного?

IV . Домашнее задание (тексты распечатаны).

Лингвистическая сказка.

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.

Кто-то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:

Много!

Вы не считали! Или вы не хотите считать?

Товарищ Председатель, - вступился Глагол, -существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

В. Волина

На основе лингвистической сказки написать сочинение – миниатюру «Эта важная часть речи…».