«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

КАПУСТНИК»

(3-4 КЛАССЫ)

https://pandia.ru/text/78/324/images/image002_127.gif" width="264" height="195 src=">

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:

МИРОНЕНКО Ж. Н.

2008 год.

ЦЕЛИ: активизировать знания учащихся об охране природы , расширять кругозор детей; способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей; побуждать учащихся к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства; содействовать формированию у ребенка способности сравнивать себя с другими, осознавать схожесть и отличия своей личности; воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь , любовь к природе и бережное отношение к ней.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки фантастических животных, листы ватмана, карандаши, загадки о животных, рифмы о природе, светофоры, песни о природе, рисунки растений и животных, журналы «Свирель», «Юный натуралист», выставка книг о животных и растениях, высказывания о природе, рисунки и плакаты детей.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

I. ОРГ. МОМЕНТ.

Звучит музыка. Команды занимают места. Ведущий представляет команды.

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Сегодня у нас необычный классный час . Мы к себе в гости пригласили учащихся 4 класса , чтобы провести « Экологический капустник». Сегодня мы узнаем, насколько вы грамотны, воспитаны с точки зрения экологии.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя,

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья.

КОНКУРС №1 «МОИ СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ»

Предлагается командам выполнить на ватманских листах бумаги коллективный рисунок, на котором они должны изобразить своих соседей по планете. Время выполнения 5-8 минут (Жюри оценивает рисунки по 5- бальной системе).

ДЕРЕВО, ТРАВА, ЦВЕТОКИ ПТИЦА

НЕ ВСЕГДА УМЕЮТ ЗАЩИТИТЬСЯ

ЕСЛИ БУДУТ УНИЧТОЖЕНЫ ОНИ

НА ПЛАНЕТЕ МЫ ОСТАНЕМСЯ ОДНИ!

КОНКУРС №2 «В ЛЕС ПО ЗАГАДКИ» (ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ)

Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы? (охрана).

Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях (вода).

Верхний слой земли, в котором растут растения (почва).

Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу (человек).

Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света, воды, воздуха (растения).

Учебный предмет, изучаемый в школе и связанный с природой (окружающий мир).

С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компас).

Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые использует человек в хозяйстве (ископаемые).

«НАЙДИ ПАРУ»

Найти рисунок животного, чем-то похожее на растение, и объяснить причину своего выбора.

Кактус – еж (имеются иголки)

Крапива – пчела (жалят)

Мать–и–мачеха – крот (мягкие покровы)

Осина – заяц («трусишки»)

Лиана – змея (длинное тело)

Росянка – паук (едят насекомых)

За правильный ответ 1 балл.

КОНКУРС№3 «МУЗЫКАЛЬНЫЙ»

Команды представляют заранее приготовленные инсценированные номера песен «В траве сидел кузнечик», «Два веселых гуся»

КОНКУРС№4 «Кто же это?»

От каждой команды в конкурсе участвует 2 человека. Одному из них на спину прикрепляют картинку с изображением животного или растения. Этот участник может задавать вопросы второму участнику, на которые тот может отвечать только «да» или «нет». Задача – быстро и правильно «разгадать» изображение на рисунке.

КОНКУРС№5 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ»

На конкурс предоставляется от каждого класса по 2 плаката. Команды должны прокомментировать свои работы.

КОНКУРС №6 «ЖИВОТНОЕ ЗАГАДКА»

Командам предлагаются рисунки фантастических животных. Команды должны разгадать, части каких животных были использованы при создании рисунков.

III. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

КОНКУРС №7»ЛЕСНАЯ ШКОЛА»

Командам загадываются загадки о животных и растениях. Отгадки рисуют на доске с закрытыми глазами.

КОНКУРС№8 «СПРАВОЧНОЕ БЮРО»

Команды отвечают на вопросы:

1.Как поступить, если вы нашли раненого зверька?

2. Как залечить рану на дереве?

Затем проводиться конкурс капитанов (капитаны за 1 минуту должны ответить как можно на большее число вопрос).

КОНКУРС №9 «ПОЭТИЧЕСКИЙ»

Команды в течение 3-5 минут должны придумать стихотворение о природе, имея заданную рифму:

Природы – народы; задачи – удачи; цветы – мечты; года – всегда.

Жюри оценивает соответствие стихов теме, оригинальность.

IY. ИГРА «СВЕТОФОР»

Светофоры, которые лежат у вас на столах ясно укажут нам, как можно помочь природе, а не навредить ей. Выберите правильный ответ: зеленый – помогаете природе, красный – ясно, что вредите ей.

Ходим. ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет.

Зайку серого найду,

Принесу его домой –

Будет этот зайка мой

Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит.

Колкую, зеленую

Срубили топором,

Из лесу душистая

К нам приходит в дом.

Бережливым будь с водой!

Шевельни опять рукой

И, как только воду взял,

Хорошенько кран закрыл.

Поливаем клумбы дружно.

Траву выполем на спор.

А зачем все это нужно?

Чтоб красивым был наш двор.

Y. ИТОГ.

Слово предоставляется жюри для вручения грамоты команде победителю и медалей участникам, проявившим себя в различных конкурсах.

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее. Вглядывайтесь пристальнее в мир природы, вслушивайтесь в звуки – может быть, она просит тебя о помощи. Помоги ей и защити ее!

А какую помощь можете оказать вы природе сейчас?

Дети читают стихи « Природа – наш дом»

Словно крыша над землею,

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Реки, горы и леса.

Океаны, пароходы,

И поляны и цветы,

Страны все, и все народы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом.

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружиться возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло,

Чтобы жили мы на свете,

Не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или верные друзья.

Экологический капустник

Разработала: учитель биологии СШ № 19 города Кокшетау Иващенко Людмила Валерьевна

Цели: активизировать знания учащихся по экологии родного края, стимулировать их познавательную активность, мышление и речь. Формировать умение работать в группах. Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: магнитная доска, магнитные фишки, карточки с заданиями.

Подготовительный этап:

Класс разбивается на 3 команды, которые выбирают себе название и придумывают девиз.

Предварительно команды получают задания:

    подготовить музыкальный номер (спеть или сделать инсценировку песни о природе)

    Придумать и обыграть сценку об охране природы.

    Нарисовать плакаты по экологической тематике.

Ход игры:

На доске написано стихотворение

Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над саванной тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

Ведущий предлагает командам занять игровые места, представляет членов жюри.

Конкурс № 1 «Загадки» (оценка- по 1 баллу за загадку)

Отгадайте загадки

    Чёрен не ворон, карий- не мерин, шесть ног без копыт, с рогами не бык. (жук)

    Что несеяно родится? (трава)

    Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает. (лес)

    Что же это за девица не швея, не мастерица

Ничего сама не шьёт. А в иголках круглый год? (ель)

    Что это такое: в землю вросло, сверху толсто, снизу востро, собою красно (морковь)

    То ли с крыши, толи с неба- или вата, или пух,

Или, может, хлопья снега появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка сыплет, будто из мешка? (тополь)

    Драчун и забияка живёт в воде, кости на спине. (ёрш)

    Не сосна я и не ёлка, только осень на порог-

Скину с веток все иголки до единой, точно в срок. (лиственница)

    Волосата, зелена, в листьях прячется она

Много ножек, а бегать не может. (гусеница)

    Скатерть круглая, как снег белая,

Зубцы вокруг, щита без рук.

А на скатерти той каравай золотой. (ромашка)

    Очень мирные мы змеи, любим жить в кустах у рек,

Яда вовсе не имеем, и не знались с ним вовек. (ужи)

    Не зверь, не птица, тонок как птица,

Летит- кричит, сядет- молчит

Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

13) У маленькой скотинки сто серебряных монеток на спине. (рыба)

14) Рыж да не конь, рогат да не баран, дома не любят, а на базаре не купят. (таракан)

15) Летом одевается, зимой раздевается. (растение)

16) Не птица, а летает, с хоботом а не слон, никто не приручает, а на нас садится. (муха)

17) Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдёт, всяк поклон подаёт (земляника)

18) Берега зелёные, вода красная, рыбки чёрные. (арбуз)

19) Не солнце, не огонь, а светит. (светлячок)

20) Вдруг появляется чёрная туча, ветер не дует, но туча летуча, дождик с неё урожай не умножит, ливень живой всё вокруг уничтожит. (саранча)

Конкурс № 2 «Головоломки» оценка- 2 балла

Срубил дерево, посади два.

Дерево погубить- в пять минут, а вырастить его, годы пройдут.

Много леса – не губи, мало леса - береги, нет леса – посади.

Конкурс № 3 «Найди пару» оценка- 3 балла

Кактус – дикобраз (имеют иголки)

Крапива – пчела (жалят)

Мать-и-мачеха – крот (мягкие покровы)

Росянка – паук (едят насекомых)

Репейник – пиявка (цепляются)

Осина – заяц («трусишки»)

Лиана – удав (длинное тело)

Мимоза – ёж (сворачиваются)

Конкурс № 4 «Музыкальный» оценка- 3 балла

Команды представляют заранее приготовленные музыкальные номера

Конкурс № 5 «Кто же это» оценка- 2 балла

От каждой команды в конкурсе участвуют два человека. Одному из них прикрепляют на спину картинку с изображением животного или растения. Этот участник может задавать вопросы второму участнику. На которые тот может отвечать только «да» или «нет». Задача участника быстро и правильно разгадать изображение на картинке.

Конкурс № 6 «Игра в слова» оценка – 1 балл

Если сложить соответствующим образом слова, буквы и слоги, или переставить буквы в слове, то получатся названия всем известных животных.

Кожа + вор + он = (жаворонок)

Тол + каша = (кашалот)

Весло + ой = (соловей)

Поле + дар = (леопард)

Лик + рок = (кролик)

Бак + оса = (собака)

Лов + буй = (буйвол)

Лига + рота + л = (аллигатор)

Канада + он = (анаконда)

Тон + пи = (питон)

Подведение итогов игры

Награждение победителей

Экологический капустник

(Внеклассное мероприятие)

Провела Троянова

Татьяна Ивановна

Учитель биологии

МОБУ лицей №4

г.Давлеканово

В конкурсе участвуют команды от каждого класса по 6-8 человек. Предварительно команды получают задания:

1.Подготовить музыкальный номер (спеть или сделать инсценировку песни о природе).

2.Придумать и обыграть сценку об охране природы.

3.Нарисовать три плаката экологической тематики.

Ход мероприятия

Звучит музыка.

Ведущий предлагает командам занять игровые места, представляет жюри.

Конкурс №1. «Найди пару»

От каждой команды в конкурсе участвует один человек (этот конкурс проводится, пока команды готовят коллективный рисунок). Ведущий называет растение, а участник конкурса должен найти животное, чем-то похожее на названное растение, и объяснить причину выбора.

Кактус-дикобраз (имеются иголки)

Крапива-пчела (жалят)

Мать-и-мачеха-крот (мягкие покровы)

Росянка-паук (едят насекомых)

Репейник-пиявка (цепляются)

Осина-заяц («трусишки»)

Лиана-удав (длинное тело)

Мимоза-еж (сворачиваются)

За правильный ответ конкурсант может получить 1-2 бала.

Конкурс №2 «Музыкальный».

Команды представляют заранее приготовительные номера. Командам могут быть для исполнения предложены следующие песни: «В траве сидел кузнечик», «Жили у бабуси два веселых гуся», «У дороги чибис», «Не дразни те собак», «В одной квартире жили котенок и щенок», «Аист на крыше», «Люси», «Скворушка».

Жюри оценивает конкурс по 5-бальной системе.

Конкурс №3 «Кто же это?»

От каждой команды в конкурсе участвуют два человека. Одному из них на спину прикрепляют картинку с изображением животного или растения. Этот участник может задавать вопросы второму участнику, на которые тот может отвечать только «да» или «нет». Задача –быстро и правильно «разгадать» изображение на картинке.

Максимальная оценка конкурса-2 балла.

Конкурс №4 «Животное-загадка».

Командам предлагают рисунки фантастических животных. Команды должны разгадать, части каких животных были использованы при создании рисунков. Максимальная оценка конкурса-3 балла.

Ответы к зоошуткам

№1.Голова щуки, тело леща, спинной плавник ерша, грудные плавники рыбы ласточки, хвост вуалехвоста.

№2.Голова рыбы-молота, фонарик удильщика, тело рыбы-ежа, плавники трехиглой колюшки, хвост осетра.

№3.Голова жабы, тело лягушки, хвост тритона, передние лапы квакши, задние-лягушки.

№4.Голова черепахи, тело ящерицы, хвост гремучей змеи, передние конечности крокодила, задние- варана, окраска гадюки.

№5.Голова орла, шея и крыло лебедя, тело пингвина, ноги страуса.

№6.Голова венценосного журавля, клюв пеликана, шея грифа, тело буревестника, крыло пингвина, лапы утки, хвост птицы-лиры.

№7.Голова и уши зайца, клыки моржа, тело овцы, хвост косули, передние ноги собаки, задние ноги слона.

№8.Голова муравьеда, рог носорога, шея зебры, тело мыши, хвост лошади, передние конечности касатки, задние конечности бобра.

Конкурс №5 «Поэтический»

Команды в течение 3-5 минут должны придумать стихотворение о природе, имея заданную рифму.

Природы-народы; задачи-удачи; цветы-мечты; года-всегда.

Жюри оценивает соответствие стихов теме, оригинальность. Максимальная оценка-4 балла.

Конкурс №6 «Экологический плакат». (защита)

На конкурс предоставляются от каждого класса три плаката. Команды должны прокомментировать свои работы. Максимальная оценка конкурса-6 баллов.

Инсценирование

Защита одного из плакатов «Экоград».

Ход мероприятия

Под музыку, распевая песенку, на сцену выходят пять ребят с инструментами в рабочей одежде.

Если долго-долго-долго,

Если долго-долго-долго,

Если долго по тропинке,

Долго топать и бежать.

То, пожалуй, то, конечно,

То наверно-верно-верно,

То возможно-можно-можно,

Можно в Экоград прийти!

А-а, реки в Экограде вот такой ширины,

А-а, там цветы и травы вот такой вышины,

А-а, горд наш веселый,

А-а, город славный, новый,

А-а, Экоград, ты нас встречай!

1-й рабочий. А что, ребята, славный город мы отправились строить. Нас запомнят. Имена строителей Экограда выбьют золотыми буквами...

2-й рабочий. Ух ты какой! Сначала дело сделай, потом про буквы думай! А вообще-то, друзья, думаю трудно нам придется, ведь построить чистый город, когда вокруг все потихоньку превращается в планетарную помойку, будет нелегко.

3-й рабочий. Не будь пессимистом! Люди уже давно задумались о том, как сохранить природу, ведь окружающий мир влияет и на здоровье людей, так что, помогая природе, мы прежде всего помогаем себе.

4-й рабочий. Эй, любитель природы! Как же ты будешь город строить, если тебе природу жалко. А людей тебе не жалко? Им дома нужны, детские площадки и магазины, транспорт и фабрики. А ведь все эти объекты загрязняют окружающую среду.

5-й рабочий. Да, тут нельзя спешить, нужно посоветоваться. И я не знаю, к кому обратиться (обращается к залу)

Мы- любители природы!

За нее горой стоим.

Сохраним ее на годы,

На столетья сохраним.

Помогите нам построить

Новый город, город-сад.

Для природы не опасный

Славный город Экоград.

1-й рабочий. Мы -любители природы,

Но без дела не сидим.

Мастерки мы взяли в руки

И построить дом хотим.

Дом построить из металла,

Из стекла и целлофана.

Мы рубить не станем лес,

Чтобы лес тот не исчез.

Может, лучше жить в пещере?

Там не нужно ставить двери,

Не нужны вода и свет.

Для природы вреда нет!

Жюри подводит итоги всех конкурсов, а ведущий награждает победителей дипломами и подарками.

19.04.2017.
Составитель Филиппова С.И.
«Экологический капустник»
(звучит песня композитора (музыка) Владимир Юровский, автор слов (текста)
Генрих Сапгир, Геннадий Цыферов «ПАРАВОЗИК»)
Вед: Придумано кем­то просто и мудро –
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро ­ солнцу и птицам!
Доброе утро ­ улыбчивым лицам! Добрый день дорогие наши гости!
(звучит мелодия природы)
Вед: Есть на земле два царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись
друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, моря. Это Царство животных и
Царство растений. Давайте совершим путешествие в эти Царства. Нам предстоит выяснить,
насколько хорошо вы знаете названия фруктов и овощей, повадки зверей, птиц, насекомых;
что вы знаете об их жизни, умеете ли вести себя в природе, готовы ли её оберегать. На
воображаемом поезде мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по станциям
природы.
В этом конкурсе примут участие 4 команды. (Представление команд). За все верные
ответы команды будут получать жетоны. Та команда, которая соберет больше жетонов и
станет победительницей.
Вед: Оценивать выполненные вами задания будут хранители природы, они же ваши
корзинки будут наполнять жетонами.
1.
2.
3.
Вед: Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
И первая наша станция «Здравствуйте!» ­ визитка. На этой станции нам предстоит
познакомиться с участниками нашего путешествия.

Мы приглашаем….

­ Это что за полустанок? ­
А с платформы говорят:
­ Это «Огород и сад».
Вед: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Смотрим на экран. На экране за сорняками
спрятались фрукты и овощи, ваша задача ответить на загадку и очистить сад и огород от
сорняков. Начинаем.
(презентация «Загадки огорода и сада»)
1. Стоит он задумчивый, в жёлтом венце, темнеют веснушки на круглом лице.
(подсолнух)
2. Растёт она ­в земле, известна – в целом мире. Частенько на столе красуется в
мундире… (картофель)
3. Он на грядке вырастает, никого не обижает, ну, а плачут все вокруг, потому что …
(лук)
4. Носил мальчик зелёный кафтанчик, стал паном ­ обзавёлся красным кафтаном
(помидор)
5. Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож. (груша)
6. Хоть чернил он не видал, фиолетовым вдруг стал, и лоснится от похвал очень
важный … (баклажан)
7. Очень длинным вырастает и пол грядки занимает. Этот овощ тыквы брат, летом все
его едят (кабачок)
8. Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика,
только шея тонка (тыква)
9. Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые, любят меня детки.
(яблоко)
10. Летом в платьице зеленом. А по осени в лиловом. Ароматна и красива. Узнаете? Это
(слива)
11. Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В
тропиках растет… (банан)

12. Он похож на светофор: красный, желтый иль зеленый. Всем известен с давних пор
фаршированный, соленый. Ты в салат его клади и в приправы добавляй. Ты без дела
не сиди, овощ этот называй. (перец)
13. Белый зубчик от простуды пожевать совсем не худо. От простудных от болезней
нету овоща полезней. (Чеснок)
14. Вот румяный толстячок, Бархатистый сюртучок, в пузе косточка резная. Как зовут
его? Я знаю! (персик)
15. Это овощ, а не куст. В слове этом сочный хруст. Если очень любишь щи, этот овощ в
них ищи. (капуста)
16. Фрукт на свете всем известный, хоть и кислый, но полезный. Ты его нарежь - и в
чай. Как зовется? Отвечай! (лимон)
17. Кисти ягод над дорожкой прячут листики­ладошки. На лозе повисли кисти и от нас
укрылись в листьях. (виноград)
18. Как в шкатулке у царевны горсть рубинов красных древних. Сладкий сок в рубинах
спелых. Ты не раз, наверно, ел их. (гранат)
19. В огороде нашем овоща нет краше. Как сочна, красна, кругла, носом в грядку как
вросла! Так и просится к нам в миску. Как зовут ее? (редис)
20. Апельсину он братишка, но поменьше, фрукт­малышка. Тоже делится на дольки, но
они поменьше только. (Мандарин)
Вед: (звучит музыка «Мы едим, едим, едим…)
­ Это что за остановка ­
Бологое иль Поповка?
А с платформы говорят:
­ Это «Экологический капустник» ряд.
Вед: Переходим к основной части нашего интеллектуального конкурса.
1 задание «Что это? Кто это? Где это?»
Командам будут выданы карточки с заданиями, которые нужно будет выполнить.
1.
Кто дает нам молоко? Может курочка ко­ко? Ну а кто дает нам мед? Лошадь или
бегемот? У вас на столах лежит желтый конверт в нем набор разных продуктов
питания (то, что мы едим). А так же карточка с разными животными вам нужно
рядом с продуктом в свободный квадратик приклеить то животное, которое дает
нам это продукт.

2. Знаешь ты почти с пеленок, что у мамы – ты ребенок. Помоги­ка малышам отыскать
любимых мам. Переходим ко второму заданию в зеленом конверте лежат картинки с
маленькими животными и карточка со взрослыми животными. Вам нужно напротив
взрослого животного в пустом квадрате наклеить ее детёныша.
Вед: Пока ребята выполняют задание, у руководителей будет возможность заработать баллы для
команды своих воспитанников. Итак, первое задание
РАЗМИНКА
1. О чём писал Виталий Валентинович Бианки? (о природе, о лесе и его обитателях)
2. Что внутри птичьих костей? (воздух)
3. Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью во время
листопада)
4. Что ест зимой жаба? (ничего, она зимой спит)
5. Какую траву любят кошки? (валериана)
6. Самая высока трава? (бамбук)
7.
Какого зверя зовут «шатун»? (медведя, согнанного с берлоги или вовсе не спящего
зимой)
8. Сколько ног у паука? (восемь)
9. Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе (туман)
10. Пингвин птица или животное? (птица)
11. Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
12. Какой месяц называют золотым? (октябрь)
13. Дышит ли цыплёнок в яйце? (дышит через поры скорлупы. Если яйцо выкрасить
или плотно замазать клеем, то воздух не будет проходить внутрь, цыплёнок
задохнётся)
14. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (фотоохота)
15. Почему лиственницу называют «добрым деревом» (потому что у неё мягкая хвоя,
она не колется)
16. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было этому дереву лет? (возраст
спиленного дерева узнают по количеству кругов его древесины).
17. Какая нить в природе самая тонкая? (паутинная)
18. Лесной петух? (глухарь)
19. Что означает плач берёзы весной? (сокодвижение)
20. Вороне через три года что бывает? (четвёртый год пойдёт)
Вед: Следующее задание «Прочитай схематическую модель»
Ведущий: ­ Уважаемые участники, у вас в конвертах лежит предметно­схематические
модели. Вам предстоит назвать модель и прочитать её. Например:
 Модель «Птицы»

(имеет: клюв, покрыты перьями, 2 крыла, 2 ноги, появляются из яйца)
 Модель «Способы ухода за растениями»
(полив, рыхление, очистка от пыли тряпочкой, очистка от пыли кисточкой,
опрыскивание)
 Модель «Строение животных»
(имеет: голова, туловище, покров тела, конечности, хвост)
 Модель «Размножение растений»

(семенами, листом, черенком, луковицей, делением куста)
(когда команда дает ответ, схема демонстрируется на экране)
Вед: Переходим к заключительному этапу нашей игры с детьми. Смотрим на экран.
На экране представлены темы и номер вопроса. Выбираем тему, номер вопроса и даём
ответ.
РАСТЕНИЯ
ЗВЕРИ
НАСЕКОМЫ
Е
ПТИЦЫ
РЫБЫ
1
1
1
1
1
ЖИВАЯ ПРИРОДА
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
РАСТЕНИЯ
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
1. Кто ни приласкается, за того цепляется. Привязчивый и колкий, кругом торчат
иголки. (репейник)
2. Какую траву знают даже слепые (крапива)
3. Это хвойное дерево на зиму сбрасывает хвоинки. (лиственница)
4. Как называется коллекция засушенных растений? (гербарий)
5. Это травянистое растение. Его запах можно почувствовать, потерев листья друг о
друга. Листья этого растения добавляют в чай. (мята)
1. В одежде богатой, а сам слеповатый. Живёт без оконца, не видывал солнца.
ЗВЕРИ
(крот)
2. Кто с высоких тёмных сосен в ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенёк
промелькнул, как огонёк? (белка)

3. Угадайте, что за шапка: меха целая охапка. Шапка бегает в бору, у стволов
грызёт кору. (заяц)
4. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко. Рога
раскинув широко. (лось)
5. Полосатый, но не зебра, и знаком вам всем, наверное, хвост красивый, шерсть
блестит, избегает суеты. И в лесу зверёк живёт, а зовут его… (енот)
НАСЕКОМЫЕ
1. В лесу у пня суетня, беготня: народ рабочий целый день хлопочет. (муравьи)
2. Кто над нами вверх ногами ходит ­ не страшится, упасть не боится, целый день
летает, всем надоедает? (муха)
3. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (стрекоза)
4. В темноте, как лампочки, огоньки сверкают. Что за насекомые? Как их называют?
(светлячки)
5. Эта бабочка ярко­жёлтого цвета, своё название получила за сходство с кислым
фруктом такого же цвета. (лимонница)
ПТИЦЫ
1. Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдёт приют. Не боится он простуды: с
первым снегом – тут как тут. (снегирь)
2. Живёт в лесу работник - лесной носатый плотник. (дятел)
3. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (петух)
4. Что за птица? Никогда не строит для себя гнезда, соседкам яйца оставляет и о
птенцах не вспоминает. (кукушка)
5. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает.
(воробей)
РЫБЫ
1. Какая рыба называется так же, как цирковой артист? (клоун)
2. Речная хищная рыба, она достигает в длину до 2 м и имеет массу более 60 кг. Окрас
у рыбы серо­зелёный в крапинку. Она очень прожорлива. Питается в основном
рыбой, лягушками, насекомым. (щука)
3. В рот этой рыбе палец не клади, смотри, за борт ты к ней не упади, ведь эта
хищница в один присест тебя возьмёт и просто съест. (акула)
4. Большущая такая рыба лежит на дне, как будто глыба. Лежит, усами шевелит,
зевать рыбёшкам не велит. В глубоком омуте есть дом, хозяин в доме этом ­… (сом)

5. Вновь играя и шаля перед носом корабля. Над водой мелькают спины, ­мчатся
шустрые… (дельфины)
Вед: (звучит музыка «Мы едим, едим, едим…)
Ну вот мы и добрались до конечной станции «Финишная», где нам предстоит узнать, чьи
команды стали победителями в этой непростой поездке по живой природе. Слово для
оглашения предоставляется нашим хранителям природы.

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАПУСТНИК»

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.

Задачи:
учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность;
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.
Форма проведения: экологическая игра-конкурс.

Действующие лица : ведущий – 1 человек,Баба-Яга жюри конкурса – 2 человека.

В:Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!

В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, продукты, которыми мы питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать:»Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!». А в ответ тишина…

Стихотворение под звон колоколов:

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!

III. Основная часть.
Тур 1. Представление команд.
Начнем мы с вами наш турнир с представления команд, выбор капитана. Оцениваться будет эмблема, название обязательно должно быть на экологическую тему, представление команд. Оценивается по пятибалльной системе.

Тур 2. Разминка.
Каждой команде по очереди дается по четыре подсказки. Если команда ответила с 1 подсказки получает 4 бала, если со 2 – 3, если с 3 - 2, если с 4 – 1 бал. Если команда не ответила на вопрос, а ответила другая команда она получает 1 бал.

1. Оно может жить до 2000 тыс. лет.
2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
3. Из него делают бочки и паркет.
4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)

1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
2. Про нее сложено много песен.
3. Кора целебней ягоды.
4. У нее есть родственница с блестящими черными плодами – городовика. (Калина)

1. С его цветков лучший мед.
2. Из него делают ложки и лапти.
3. Цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков не заменим при простуде. (Липа)

В:На этом наша разминка подошла к концу.

Тур 3. Рассказ Бабы – Яги.

В:Переходим с вами к третьему туру.

Появление Бабы – Яги.

Б.Я. Здравствуйте, вот и я.
В. Откуда ты взялись.
Б.Я. Откуда взялась сами догадайтесь. Сейчас вам загадаю загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Б.Я. Конечно я пришла к вам из лесу.

Ох, как вспомню. Недавно с Лешим в соседний лес на пикник ходили. Так классно время провели.
В.: Я уже слышала ваш рассказ и ужаснулась. Что вы натворили в лесу. Вот ребятам будет задание послушать внимательно рассказ и найти, что же натворили Баба – Яга и Леший в лесу. Кто больше найдет ошибок, тот и выигрывает. За каждый правильный ответ команда получает 1 бал.
Б.Я. Значит так!

Весело музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. (Громкая музыка распугивает зверей и птиц). Дни стояли жаркие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Мы с лешим на перегонки вырывали грибы из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует – разрушается грибница).

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. (Для костра собирают сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует.) заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом мы с Лешим устроили соревнование, кто дальше выбросит пустые банки и полиэтиленовые мешки. А что, все равно микробы их разрушат. (Эти вещества разрушаются 100-200 лет) горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. (Угли следует забросать землей или залить водой) в кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует) солнце выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой, авось пригодится. (Брать птенцов и зверей из леса не надо) мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Леший решил показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. (Не следует что либо проталкивать в муравейник.)

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно.) С охапками луговых и лесных цветов мы возвращались в свой лес. (Луговые и лесные цветы рвать не следует.) Весело прошел день.

(Ответы учащиеся записывают на листочках)
В. Теперь ты Б.Я. поняла, что вы с Лешим натворили.
Б.Я. Да, конечно. Я сейчас же побегу к нему и все расскажу.

ТУР 4. Игра в прятки.
В каждом приведенном выражении найти скрытый цветок и птицу. Выполнить это можно, только соединяя и разъединяя слова в строке, но не меняя их местами. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время на задание ограничено (раздать задания)

1. Мы пойдем по тропинке мимо забора, в Вы Пьер? (мимоза, выпь)
2. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не меньше сорока. (ромашка, сорока)
3. Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит – и дома. (ирис, пеночка)
4. Плывем к Жигулям. Над горами гроза, ходит волнами Волга. (роза, иволга)
5. Ты сегодня кто? Я сегодня шпион, - Пароль? – У-два, ракушка. (пион, варакушка)
6.А задачки-то хороши. Повникай, повникай – это тебе не шуточки. (шиповник, уточки)

ТУР 5. Конкурс капитанов.

Капитаны по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые человек использует в хозяйстве? (ископаемые)
2. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и не живой природы? (охрана)
3. Распространенное вещество, встречающееся на земле в 3 состояниях? (вода)
4. верхний слой земли, в котором растут растения? (почва)
5. Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу? (человек)
6. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света и воздуха? (растения)
7. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности? (горизонт)
8. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компаса)
9. Как называется умение находить стороны горизонта? (ориентирование)

ТУР 6 . Сейчас команды получат задание – легенда.

Вы должны догадаться о каком цветке идет речь(раздать задание)
По преданию эти цветы возникли из слез Евы, изгнанной вместе с Адамом из райского сада. Горько плакала прародительница рода человеческого и всюду, куда падали ее слезы, распускались эти цветы. Именно с этим цветком в руке явился в день Благовещения архангел Гавриил к Деве Марии, чтобы возвестить ее о рождении Сына, который будет великим и назовется Сыном Всевышнего. Этот цветок был на знаменах французских рыцарей. (лилия)

ТУР 7 "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово (раздать задания)
1. Корень, стебель, цветок, букет , лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб , небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта , ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа , - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд , королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза , лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона , кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей , соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.

ТУР 8 «Модница»

Сделать шляпку из бросового материала (газеты, бутылки, кассеты)

Подведение итогов. Награждение победителей.