Если душа требует легкого экстрима, если хочется пощекотать себе нервы и одновременно насладиться прекрасными видами гор и старинных замков, то посетите Румынию. В отношении Румынии сложилось достаточно стереотипов в наших умах. И, честно говоря, не все из них выдуманы.

Для тех, кто никогда не был в Румынии, эта страна ассоциируется с знаменитым замком графа Дракулы, Чаушеску, и, к сожалению, пожалуй только с цыганами. По статистике население Румынии состоит из, собственно, румынов (почти 90%), венгров (6%), остальные– цыгане, молдаване, украинцы, граждане западной европы, россияне и пр. Но на самом деле создается впечатление, что цыган в румынии процентов 50%. Это, естественно, мое мнение, но их там действительно много. И ни в коем случае не стоит путать цыган с румынами. Это не одно и то же. Многие цыгане не работают, живут одним днем, воруют, попрошайничают. Помню, сидели однажды, в каком-то заведении в городе Альба Юлия (Alba Iulia), ели пиццу на веранде. За час или полтора подошли по очереди человек 5 попрошаек.

Удивила одна потрепанная цыганская девица , которая услышав, что мы общаемся по-английски, перешла с жалостного румынского на такой же жалостный, но очень приличный британский английский. Кто-то из наших спросил, говорит ли она на других языках. Она ответила, что знает несколько фраз на французском, немецком, русском и пр., имея в виду фразы, типа «позолоти ручку» или «подайте ребенку на еду ради христа». Денег мы ей все равно не дали. Возможно именно за это мы несколькими днями позднее поплатились двумя ноутбуками и телефоном, которые были украдены в наше отсутствие из арендуемого дома. Румынская полиция яростно и с энтузиазмом взялась за поиски утраченного имущества. Прошло 4 месяца, до сих ищут.

Но не все так печально. В утро перед рождеством можно проснуться от сильного грохота, доносящегося с улицы. Цыгане наряжаются в немыслимые яркие лохмотья и, как положено, с медведями (переодетыми в них детьми) разгуливают по улицам с целью сбора благотворительности, при этом невозможно громко стуча в подобие барабанов и периодически вопя что-то. Успешны ли такие кампании по сбору средств я не знаю, т.к. денег мы опять не дали:о)

Путешествуя по Румынии , обращаешь внимание на большое количество ярко раскрашенных домов: розовых, ярко-желтых, фиолетовых, оранжевых. Как рассказали мне местные жители, любителями такого оформления жилищ являются именно цыгане.

Цыгане – одна из самых музыкальных наций. Без консерваторий и музыкальных школ очень многие могут с воздуха подхватить и виртуозно сыграть любую мелодию на том, что окажется под рукой.

Безусловно, примечательны цыганские дети. Не по годам деловые и боевые будут командно преследовать тебя с целью выпросить монетку. Для достижения цели используют разные психологические подходы, начиная с «щенячих глаз», заканчивая практически угрозами. Интересно то, что при своей чумазанности, потрепанности, неухоженности и отпугивающей внешности глаза у них абсолютно счастливые, как бы они ни рисовали скорбь на своих мордашках.

Румынские цыгане острохарактерны тем, что они везде. Начиная примерно с девяностых невозможно пройти по центру крупного европейского города, не наткнувшись на тётку, лепечущую с характерным акцентом:
- Молодой-красивый, дай копеечку! - на местном государственном языке. А поскольку лица на гаджинский взгляд у цыганок одинаковые, а костюмы все на одну цыганскую моду, то человеку, вздумавшему побывать во всех столицах Европы по очереди, будет казаться, что его преследует одна и та же зловещая женшшина.
Дядьки у румынских цыган, возжаждавшие познать сладкую заграничную жизнь, занимаются преимущественно двумя видами деятельности: музыкой и кражами. Те, что в музыке хороши, заключают контракты с крупными звукозаписывающими компаниями; те, что похуже, идут играть в метро, распугивая чернокожее население Парижа и сильно усатое Берлина непривычным звуками. Утончённые французы, полагающие, что родина любых цыган, не играющих джаз - Россия, время от времени задумываются о депортации туда своих музыкальных гостей и очень удивляются тому, что по документам те никак в Россию права попасть не имеют, а только, напротив, в Евросоюз.

С цыганами Европы, кстати, у румынских цыган крайне напряжённые отношения, но это будет раскрыто в постах о цыганах Европы:)

Румынских цыган очень любят фанаты Кустурицы и Гатлифа (особенно Кустурицы), поскольку в европейских столицах они встрёпанные, бедные, сильно окольцованные, поют, танцуют и воруют. Впрочем, румынские цыгане в собственно Румынии фанатов частенько разочаровывают, ибо там они гораздо разнообразнее. В Румынии они могут быть, видите ли, шахтёрами, академическими музыкантами, садоводами и изготовителями хозтоваров. Shit happens. Зато какие там бывают ! А ещё там есть цыганский король! Почему он король? А он сам так говорит.

Румынские цыгане создали Румынии свою академическую музыку, и очень этим гордятся. В какой-то момент Румыния решила стать ну совсем культурной страной и открыть консерваторию. К большому удивлению инициаторов, во всей стране на тот момент не нашлось ни одного исполнителя академической музыки, который не был бы цыганом, да и те не знали нот - запоминали на слух с пластинок. Пришлось, говорят, звать чужих евреев, чтобы обучить своих цыган нотной грамоте. А уж дальше культурномузыкальная жизнь наладилась и пошла себе.

Кстати, все румынские цыгане знают, что прежде страна принадлежала им. А потом пришли злые румыны, цыган поработили, а страну, название и чуть-чуть языка забрали себе. Между нами - всё, кроме порабощения, миф. Но румынским цыганам в глаза это говорить не стоит, обижаются очень.

Совершенно поражает склонность румынских цыган к обнажению торса, куда там Хоакину Кортесу! Причём эта склонность не зависит от комплекции и возраста, а раньше не зависела и от пола - долгое время румынские цыганки вызывали жгучую зависть радикальных шведских феминисток обнажёнными по случаю тёплой погоды сосцами. Я знавала румынского цыгана, который русской зимой шёл по улице в плаще - распахнутом, под ним рубашке - распахнутой, голой коричневой грудью наружу. Когда его спрашивали, комфортно ли ему вот так-то, он смотрел удивлённо и сообщал, что ветра нет.

Если вам надо выдающихся румынских цыган, то это будут Ион Войку, Серджу Челибидаке и Рона Хартнер. А если вы жаждете их искусства, то у них его очень много. Я вот лично люблю слушать их группу «Fanfare Ciocarlia», душевно играют!

UPD: дополнение от

Румынские цыгане острохарактерны тем, что они везде. Начиная примерно с девяностых невозможно пройти по центру крупного европейского города, не наткнувшись на тётку, лепечущую с характерным акцентом:
- Молодой-красивый, дай копеечку! - на местном государственном языке. А поскольку лица на гаджинский взгляд у цыганок одинаковые, а костюмы все на одну цыганскую моду, то человеку, вздумавшему побывать во всех столицах Европы по очереди, будет казаться, что его преследует одна и та же зловещая женшшина.
Дядьки у румынских цыган, возжаждавшие познать сладкую заграничную жизнь, занимаются преимущественно двумя видами деятельности: музыкой и кражами. Те, что в музыке хороши, заключают контракты с крупными звукозаписывающими компаниями; те, что похуже, идут играть в метро, распугивая чернокожее население Парижа и сильно усатое Берлина непривычным звуками. Утончённые французы, полагающие, что родина любых цыган, не играющих джаз - Россия, время от времени задумываются о депортации туда своих музыкальных гостей и очень удивляются тому, что по документам те никак в Россию права попасть не имеют, а только, напротив, в Евросоюз.

С цыганами Европы, кстати, у румынских цыган крайне напряжённые отношения, но это будет раскрыто в постах о цыганах Европы:)

Румынских цыган очень любят фанаты Кустурицы и Гатлифа (особенно Кустурицы), поскольку в европейских столицах они встрёпанные, бедные, сильно окольцованные, поют, танцуют и воруют. Впрочем, румынские цыгане в собственно Румынии фанатов частенько разочаровывают, ибо там они гораздо разнообразнее. В Румынии они могут быть, видите ли, шахтёрами, академическими музыкантами, садоводами и изготовителями хозтоваров. Shit happens. Зато какие там бывают дома-а-а-а! Ну, мало таких. Но зато богатые за всех! А ещё там есть цыганский король! Почему он король? А он сам так говорит.

Румынские цыгане создали Румынии свою академическую музыку, и очень этим гордятся. В какой-то момент Румыния решила стать ну совсем культурной страной и открыть консерваторию. К большому удивлению инициаторов, во всей стране на тот момент не нашлось ни одного исполнителя академической музыки, который не был бы цыганом, да и те не знали нот - запоминали на слух с пластинок. Пришлось, говорят, звать чужих евреев, чтобы обучить своих цыган нотной грамоте. А уж дальше культурномузыкальная жизнь наладилась и пошла себе.

Кстати, все румынские цыгане знают, что прежде страна принадлежала им. А потом пришли злые румыны, цыган поработили, а страну, название и чуть-чуть языка забрали себе. Между нами - всё, кроме порабощения, миф. Но румынским цыганам в глаза это говорить не стоит, обижаются очень.

Совершенно поражает склонность румынских цыган к обнажению торса, куда там Хоакину Кортесу! Причём эта склонность не зависит от комплекции и возраста, а раньше не зависела и от пола - долгое время румынские цыганки вызывали жгучую зависть радикальных шведских феминисток обнажёнными по случаю тёплой погоды сосцами. Я знавала румынского цыгана, который русской зимой шёл по улице в плаще - распахнутом, под ним рубашке - распахнутой, голой коричневой грудью наружу. Когда его спрашивали, комфортно ли ему вот так-то, он смотрел удивлённо и сообщал, что ветра нет.

Если вам надо выдающихся румынских цыган, то это будут Ион Войку, Серджу Челибидаке и Рона Хартнер. А если вы жаждете их искусства, то у них его очень много. Я вот лично люблю слушать их группу «Fanfare Ciocarlia», душевно играют!

А муж мой говорит, что всё шахтерское движение Румынии всегда держалось на цыганах. Естественно, шахтёрах.

С начала XXI века, благодаря усилиям местных просветителей (прежде всего Г. Сарэу), министерство просвещения Румынии начало издавать учебники на цыганском языке (язык и математика). В учебниках используется усреднённая наддиалектная норма на основе влашских диалектов.

См. также

  • Рабство в Румынии - объектами рабства, существовавшего официально до середины XIX в. были в основном цыгане.

Напишите отзыв о статье "Цыгане в Румынии"

Примечания

Отрывок, характеризующий Цыгане в Румынии

– Душенька моя, – сказал он: слово, которое никогда не говорил ей. – Бог милостив. – Она вопросительно, детски укоризненно посмотрела на него.
– Я от тебя ждала помощи, и ничего, ничего, и ты тоже! – сказали ее глаза. Она не удивилась, что он приехал; она не поняла того, что он приехал. Его приезд не имел никакого отношения до ее страданий и облегчения их. Муки вновь начались, и Марья Богдановна посоветовала князю Андрею выйти из комнаты.
Акушер вошел в комнату. Князь Андрей вышел и, встретив княжну Марью, опять подошел к ней. Они шопотом заговорили, но всякую минуту разговор замолкал. Они ждали и прислушивались.
– Allez, mon ami, [Иди, мой друг,] – сказала княжна Марья. Князь Андрей опять пошел к жене, и в соседней комнате сел дожидаясь. Какая то женщина вышла из ее комнаты с испуганным лицом и смутилась, увидав князя Андрея. Он закрыл лицо руками и просидел так несколько минут. Жалкие, беспомощно животные стоны слышались из за двери. Князь Андрей встал, подошел к двери и хотел отворить ее. Дверь держал кто то.
– Нельзя, нельзя! – проговорил оттуда испуганный голос. – Он стал ходить по комнате. Крики замолкли, еще прошло несколько секунд. Вдруг страшный крик – не ее крик, она не могла так кричать, – раздался в соседней комнате. Князь Андрей подбежал к двери; крик замолк, послышался крик ребенка.
«Зачем принесли туда ребенка? подумал в первую секунду князь Андрей. Ребенок? Какой?… Зачем там ребенок? Или это родился ребенок?» Когда он вдруг понял всё радостное значение этого крика, слезы задушили его, и он, облокотившись обеими руками на подоконник, всхлипывая, заплакал, как плачут дети. Дверь отворилась. Доктор, с засученными рукавами рубашки, без сюртука, бледный и с трясущейся челюстью, вышел из комнаты. Князь Андрей обратился к нему, но доктор растерянно взглянул на него и, ни слова не сказав, прошел мимо. Женщина выбежала и, увидав князя Андрея, замялась на пороге. Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад, и то же выражение, несмотря на остановившиеся глаза и на бледность щек, было на этом прелестном, детском личике с губкой, покрытой черными волосиками.

Комментарий фотографа Джереми Суттон-Хибберта: «С 1990 по 2006 годы я фотографировал лагерь народности рома в Синтести, Румыния, документируя жизни, традиции, прошлое и взгляды этих румынских цыган.

Мои фотографии передают период драматических изменений в лагере – его жители оставляют темное прошлое коммунистических лет позади и ступают на тропу к материальному богатству, доступ к которому могут дать новые возможности.

Лагерь постепенно превратился из скопления домов и традиционных палаток, лошадей и повозок в поселение, где весь доход (зарабатываемый от продажи металлолома) уходит на строительство фантастических домов и покупку автомобилей марки Porsche. Однако мировоззрение людей не изменилось, женщинам по-прежнему не дают образования и возможности работать, а желание заявить о себе и быть «европеизированными» не дает покоя».

(Всего 22 фото)

1. Молодежь народности рома идут с лошадьми по дороге в лагерь Синтести, недалеко от Бухареста. В лагере за лошадьми обычно присматривает молодежь. (Jeremy Sutton-Hibbert)

2. Наника Станеску (справа) шутит с членом семьи во время празднования Пасхи в лагере народности рома Синтести. (Jeremy Sutton-Hibbert)

3. Цыганка Папуша Михаи заснула со своей дочерью Гароафой после кормления грудью. На столе остатки пищи после празднования Пасхи – самого важного праздника в календаре румынских цыган. (Jeremy Sutton-Hibbert)

4. Девушка народности кальдерари в своем однокомнатном доме в цыганском лагере Синтести. (Jeremy Sutton-Hibbert)

5. Румын, нанятый цыганами, ждет среди металлолома, пока печь сплавит металл, из-за чего над цыганским табором нависает черное облако дыма. (Jeremy Sutton-Hibbert)

6. Похороны 4-летнего Флорина Михаи, скончавшегося от менингита в лагере румынских цыган в Синтести. Его семья бедна и едва смогла оплатить похороны. Флорина похоронили в любимой кепке, с цветами и деньгами. По традиции, румынский православный священник выливает на гроб пиво, произнося молитвы за упокой. (Jeremy Sutton-Hibbert)

7. Пасха – один из важнейших праздников в календаре румынской православной церкви. Замбила Михаи и ее брат Пуия (руки в карманах) идут рядом с повозкой с едой, напитками и подарками к дому дедушки. На заднем плане стоят два недостроенных особняка. (Jeremy Sutton-Hibbert)

8. Гета (впереди) и Папуша Михаи (вторая) с мамой (сзади) и невесткой Гароафой делают мыло в бидоне. (Jeremy Sutton-Hibbert)

9. Румынские на дороге к лагерю Синтести, недалеко от Бухареста. Фото было сделано в 1993 году. Сейчас на этой дороге много особняков, построенных не по архитектурным дизайнам, а по мечтам. (Jeremy Sutton-Hibbert)

10. Талиа Михаи, мать главы табора Синтести, рассказывает сказки своей внучке Гароафе в семейной палатке. (Jeremy Sutton-Hibbert)

11. Девушка и ее ребенок стоят у дома в цыганском таборе Синтести. (Jeremy Sutton-Hibbert)

12. Девочка народности рома по имени Миа стоит перед нарисованной на стене русалкой в старой части табора. Русалки – популярные украшения стен, хотя никто не знает, кто и когда впервые нарисовал их. (Jeremy Sutton-Hibbert)

13. 14-летняя замужняя девочка Градина Бадеа, которую члены ее семьи называют «талибкой» из-за смуглой кожи, стоит в поддельной футболке Dolce and Gabbanna в доме, где она живет со своей большой семьей. (Jeremy Sutton-Hibbert)

14. Вид на главную дорогу через Синтести из джипа «Porsche Cayenne». Мужчины поселка любят немецкие автомобили, считая их лучше других. И если они не могут водить машину, так как не умеют читать и писать, они нанимают водителей. 16 лет назад по обе стороны от этой дороги были поля, теперь здесь дорогие особняки, а роскошные автомобили ездят по тем же дорогам, что и традиционные повозки, запряженные лошадьми. Народность рома традиционно занимается сбором и обработкой металлолома, когда-то здесь производили дистилляционные аппараты, горшки и утварь, но теперь главный источник дохода – металлолом. Доход от этой отрасли пошел на строительство крупных домов в поселке Синтести, в 20 км от Бухареста, а также на покупку западных автомобилей, таких как «BMW», «Mercedes» и «Porsche». Кстати автозапчасти Mercedes в наличии есть всегда в местных магазинах. (Jeremy Sutton-Hibbert)

15. Металлолом собирают в саду перед продажей в литейный цех. (Jeremy Sutton-Hibbert)

16. Неиспользуемый компьютер в доме в цыганском лагере Синтести. Компьютер был куплен для того, чтобы иметь доступ к лондонской фондовой бирже для цен на металл. Компьютером никто не пользуется из-за отсутствия интернета и знания, как им пользоваться. (Jeremy Sutton-Hibbert)

17. 18-летний Раду Тома сидит в гостиной своего нового дома в цыганском поселке Синтести. (Jeremy Sutton-Hibbert)

18. На мероприятии по организации приданого (юбки и блузки) для 14-летней Гароафы Михаи другая женщина кормит грудью ребенка. Приданое для молодой невесты состояло из 200 юбок и блузок, а также из кровати, телевизора, холодильника, кухонной утвари и всех необходимых для дома вещей. (Jeremy Sutton-Hibbert)

19. Изабелла Михаи скучает на кресле, которое является частью приданого для ее старшей сестры Гароафы, которая выходит замуж за 13-летнего Флорина Лулу в поселке Синтести. Приданое принесли из дома Гароафы, чтобы положить на дорогу на всеобщее обозрение. На зарезали около 100 свиней общей стоимостью 30 000 долларов. На Гароафе было золотое «сальбе» — ожерелье из золотых монет общей стоимостью около 30 000 долларов. (Jeremy Sutton-Hibbert)

20. 14-летняя Гароафа Михаи танцует на улице со своим тестем Гогоаи Лулу на свадьбе. Ее мужем стал 13-летний Флорин Лулу. (Jeremy Sutton-Hibbert)

21. Цыганки танцуют на улице, освещаемой только проезжающими грузовиками, в день свадьбы 14-летней Гароафы Михаи. (Jeremy Sutton-Hibbert)

22. Кусок самолета с надписью «Европа» стоит у дерева в деревне Синтести. (Jeremy Sutton-Hibbert)