Публикации раздела Музеи

Тайны известных картин

П роизведения искусства часто обретают особую популярность, если о них ходят легенды или если они неожиданно оказываются не тем, чем кажутся на первый взгляд. «Культура.РФ» раскрывает секреты известных - и не очень - русских картин.

«Монахиня» Ильи Репина

Илья Репин. Монахиня. 1878. Государственная Третьяковская галерея / Портрет под рентгенограммой

С портрета на зрителя задумчиво смотрит молодая девушка в строгой монашеской одежде. Образ классический и привычный - он, вероятно, не вызвал бы у искусствоведов интереса, если бы не мемуары Людмилы Шевцовой-Споре - племянницы жены Репина. В них обнаружилась любопытная история.

Это не помешало художнику неоднократно писать портреты Софьи. Для одного из них девушка позировала в парадном бальном туалете: светлое нарядное платье, кружевные рукава, высокая прическа. Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. Как известно, художника может обидеть каждый, но немногие могут отомстить так изобретательно, как это сделал Репин. Обиженный художник «переодел» Софью на портрете в монашеские одежды.

Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма. Исследователям повезло: Репин не счистил первоначальный красочный слой, что позволило в деталях рассмотреть подлинный наряд героини.

«Аллея парка» Исаака Бродского

Исаак Бродский. Аллея парка. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва / Исаак Бродский. Аллея парка в Риме. 1911

Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина - Исаак Бродский. В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много. Однако чем дальше в парк - тем больше красочных слоев.

Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника - «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Это полотно долгое время считалось утерянным, а его репродукция была опубликована лишь в довольно редком издании 1929 года. С помощью рентгенограммы исчезнувшая мистическим образом римская аллея была найдена - прямо под советской. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский.

На вопрос, почему Бродский решил спрятать свою римскую аллею, исследовали ответа не нашли. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина

Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу. 1889. Государственная Третьяковская галерея

Лесной пейзаж с медвежатами, играющими на поваленном дереве, - едва ли не самая известная работа художника. Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник - Константин Савицкий. Он же и написал медведицу с тремя медвежатами: знатоку леса Шишкину мишки никак не удавались.

Шишкин безукоризненно разбирался в лесной флоре, в рисунках своих учеников замечал малейшие ошибки - то не так изображена кора березы, то сосна похожа на бутафорскую. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Тут и пришел на помощь Савицкий. Он, кстати, оставил несколько подготовительных рисунков и эскизов с медвежатами - искал подходящие позы. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.

Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову , тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого. Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром. Савицкий позже от авторских прав благородно отказался, а медведей еще долгое время приписывали Шишкину.

«Портрет хористки» Константина Коровина

Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея / Оборотная сторона портрета

На обороте холста исследователи обнаружили послание от Константина Коровина на картоне, которое оказалось едва ли не интереснее самой картины:

«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Писано на балконе в общественном саду коммерческом. Репин сказал, когда этот этюд ему показывал Мамонтов С.И., что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это - это живопись для живописи только. Серов еще не писал в это время портретов. И живопись этого этюда находили непонятной??!! Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, так как он не нравится ни художникам, ни членам - г. Мосолову и еще каким-то. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая».

Константин Коровин

«Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» - зато их писал он, Константин Коровин. И он же якобы первым использовал приемы, характерные для того стиля, который потом назовут русским импрессионизмом. Вот только все это оказалось мифом, который художник создал намеренно.

Стройная теория «Коровин - предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. На лицевой стороне портрета нашли подпись художника краской, чуть ниже - тушью: «1883, Харьков». В Харькове художник работал в мае - июне 1887 года: писал декорации для спектаклей Русской частной оперы Мамонтова. Помимо этого, искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере - a la prima. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов.

Проанализировав эти две нестыковки, сотрудники Третьяковской галереи пришли к выводу, что портрет был написан только в 1887 году, а более раннюю дату Коровин дописал, чтобы подчеркнуть собственное новаторство.

«Мужчина и колыбель» Ивана Якимова

Иван Якимов. Мужчина и колыбель.1770. Государственная Третьяковская галерея / Полный вариант работы

Долгое время картина Ивана Якимова «Мужчина и колыбель» вызывала недоумение искусствоведов. И дело было даже не в том, что подобного рода бытовые зарисовки абсолютно не характерны для живописи XVIII века - у лошадки-качалки в правом нижнем углу картины слишком неестественно натянута веревка, которая логически должна была бы лежать на полу. Да и рановато было ребенку из колыбели в такие игрушки играть. Также камин и наполовину не поместился на холст, что выглядело очень странно.

«Просветила» ситуацию - в прямом смысле - рентгенограмма. Она показала, что холст был разрезан справа и сверху.

В Третьяковскую галерею картина поступила после распродажи коллекции Павла Петровича Тугого-Свиньина. Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» - коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать - и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина. Правая, к сожалению, была утеряна, но увидеть работу целиком все-таки можно, благодаря еще одному уникальному экспонату Третьяковки. Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина.

Эволюция живописи в России с X до середины XX века

Зайдя в музей и рассматривая шедевры великих художников, мы не всегда можем определить, что перед нами картина-загадка. А ведь некоторые мастера живописи были любителями символизма и аллегории, что отражалось в их произведениях. Загадка великих картин могла крыться как в самом сюжете, так и под слоем краски. Предлагаем вашему вниманию всего лишь несколько произведений искусства, в которых зашифрованы загадки.

Картина Хендрика ван Антониссена «Вид песков Схевенингена»


Глядя на эту картину сейчас, зритель видит песчаный пляж, на котором собрались люди, а также кита, выброшенного на берег. Но так это полотно выглядело не всегда. Более ста лет картина нидерландского художника-мариниста висела в музее Кембриджа и никакого кита на ней не было. Однажды практикант-реставратор заинтересовался, почему же в сюжете картины люди собрались на зимнем пляже, где ничего не происходит. Что-то же их туда привело. Тогда он стал внимательно изучать полотно, под слоем лака обнаружил нарисованного кита, которого художник почему-то закрасил. Исследователи творчества ван Антониссена считают, что он это сделал, чтобы повысить стоимость картины. Но каким образом кит ее снижал? Как бы там ни было, но сейчас полотно висит в выставочном зале с первоначальным сюжетом.

Картина Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»


Эта картина-загадка имеет музыкальный оттенок. Как известно, полотно изображает Иисуса Христа со своими учениками, ужинающего последний раз. Один современный музыкант из Италии уверяет, что ломти хлеба, которые держат ученики Христа, располагаются определенным образом - при прочтении ряда справа налево (что характерно для стиля да Винчи) получается нотный стан с короткой мелодией, схожей с реквиемом. Исследователи творчества да Винчи не спешат подтвердить эту догадку, но и не сбрасывают ее со счетов. Так как художник был еще и хорошим музыкантом, то вполне мог зашифровать в своей картине музыкальную строчку. И еще одно, уже не музыкальное, предположение экспертов - они считают, что небольшое окно в верхней части картины символизирует Всемирный потоп и последующий за ним конец света, который состоится в 4007 году.

Картина Винсента Ван Гога «Ночная терраса кафе»


Загадка известных картин иногда кроется в деталях, на первый взгляд, не связанных между собой. Некоторые исследователи творчества Ван Гога считают, что произведение «Ночная терраса кафе» перекликается с произведением да Винчи «Тайная вечеря». В сюжете у Ван Гога такое же число посетителей кафе – 12. В середине сюжета стоит длинноволосый мужчина в светлой одежде. Также какой-то мужчина покидает террасу (он отождествляется с Иудой).

Картина Джона Сарджента «Портрет мадам Икс»


Первоначально картина называлась «Портрет мадам Готро». На ней изображена светская львица парижского бомонда XIX века Виржини Готро. Пришлось переименовать, а предварительно и перерисовать картину, потому что публике, увидевшей ее на выставке, не понравилась излишняя сексуальность изображенной женщины. Дело в том, что художник допустил маленькую вольность - нарисовал мадам Готро со слегка спущенной на правое плечо бретелькой платья. Это посчитали недопустимым, и картину пришлось переделать.

Фреска Микеланджело «Сотворение Адама»


Известная фреска Микеланджело, находящаяся на потолке Сикстинской капеллы, что в Ватикане, изображает отношения Бога с человеком. Картина-загадка расположена в самом центре этой фрески. На ней мы видим Адама, лежащего на холме с рукой, протянутой в сторону Бога. Бог, протягивающий руку в ответ, изображен в окружении ангелов на фоне красной накидки. Эксперты считают, что это изображение очень напоминает человеческий мозг со всеми анатомическими подробностями, включая мозжечок и позвоночную артерию. А анатомию человека Микеланджело знал хорошо - изучал ее, препарируя трупы. Одни эксперты думают, что этот сюжет символизирует передачу знаний от Бога к человеку. Другие склоняются к тому, что художник таким зашифрованным образом нападает на священнослужителей за отрицание науки.

Картина Доменико Гирландайо «Мадонна со святым Джованнино»


Загадка великих картин может быть скрыта во второстепенных деталях, на которые вначале не обращаешь внимания. Так, на полотне «Мадонна со святым Джованнино», за спиной Марии, склоненной в мольбе над маленьким Иисусом, можно разглядеть летающую тарелку. Фигура человека на заднем плане, вглядывающегося в небо, подчеркивает эту деталь. Если учесть, что это произведение написано в XV веке, то можно удивиться прогрессивности художника, уже тогда предполагающего, что мы не одни во Вселенной.

Картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»


Эта картина-загадка заставит зрителя взять в руки увеличительное стекло, потому что нужно внимательно всмотреться в зеркало, висящее позади персонажей сюжета. Если приглядеться, то можно увидеть, что в нем отображаются три человека. Эксперты считают, что кроме купеческой четы, художник изобразил свой автопортрет с поднятой в приветствии рукой.

Картина Пикассо «Старый гитарист»


Загадка великих картин может скрываться под слоем краски. Так, в картине Пикассо «Старый гитарист» при ближайшем рассмотрении в области шеи гитариста можно разглядеть женский облик. Что это? Ответ довольно прозаичен - во времена безденежья, когда не было средств на покупку нового холста, художник рисовал новые картины поверх собственных старых.

Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза»


Портрет Лизы дель Джокондо работы Да Винчи - самая раскрученная картина-загадка. Исследователи каждый раз находят все новые шифры в этом полотне. Слишком много загадок накопилось, начиная от улыбки женщины, заканчивая самой ее личностью. Эксперты рассмотрели в правом глазу Джоконды инициалы художника, под аркой моста на заднем плане увидели цифру 72, которая пока не известно, что обозначает. Кроме того, под этим портретом обнаружился еще один. И ученые пока не знают - то ли это эскиз «Моны Лизы», то ли вообще другой портрет. Эта картина - настоящий кладезь загадок и намеков.

Искусство - это не только способ выразить свое вдохновение, но и великая тайна. Художники часто добавляют любопытные мелочи к своим картинам или оставляют «сообщения», которые сложно заметить с первого раза. Мы составили список известных шедевров живописи, которые скрывают неожиданные тайны.

1. Неправильное ухо

Автопортрет Винсента Ван Гога изображает художника, правое ухо которого травмировано. Но на самом деле он отрезал свое левое ухо, а не правое. Такое несоответствие объясняется тем, что для создания собственного портрета Ван Гог использовал зеркало.

2. Картина под картиной

Если вы внимательно посмотрите на «Старого гитариста» кисти Пабло Пикассо, то сможете разглядеть тусклый женский силуэт за головой мужчины. Исследователи из Чикагского института искусств сделали инфракрасные и рентгеновские изображения этой известной картины и обнаружили, что под нею скрыто несколько других рисунков. Скорее всего, у художника не было достаточно денег, чтобы купить новые полотна, и ему приходилось рисовать на старых.

3. «Ночной дозор» изображает день, а не ночь

В 1947 году была проведена реставрация картины «Выступление стрелковой роты...» (более известной как «Ночной дозор») кисти Рембрандта. После того как картину очистили от толстого слоя сажи, стало очевидно, что сцена, изображенная на ней, происходит не ночью, а при дневном свете.

4. Сикстинская капелла

Образ человеческого мозга заметен не только в «Создании Адама» работы Микеланджело, но и на другой фреске под названием «Разделение света и тьмы», которую можно увидеть в Сикстинской капелле. Посмотрите на шею Бога: она идеально совпадает с фотографией человеческого мозга.

5. Символ силы

Фигуры Давида и Голиафа на созданной Микеланджело фреске образуют букву гимель на иврите, которая символизирует силу в мистической каббалистической традиции.

6. Косоглазие Рембрандта

После изучения автопортретов Рембрандта некоторые ученые решили, что художник страдал от косоглазия. Эта особенность заставляла его воспринимать мир немного по-другому: он видел реальность в 2D вместо 3D. Тем не менее, возможно, именно косоглазие помогла Рембрандту создать его бессмертные шедевры.

7. Отмщение влюбленным

Наиболее известная картина Густава Климта изображает Адель Блох-Бауэр. Этот портрет был заказан мужем Адель, сахарным бароном Фердинандом Блох-Бауэром. Он узнал, что Адель и Климт - любовники, и решил, что после сотен эскизов художник возненавидит свою натурщицу. И обманутый муж оказался прав. Совместная работа действительно охладила чувства между Адель и Густавом.

8. Мир в желтом

Почти для всех своих картин Винсент Ван Гог выбирал желтый цвет. Ученые считают, что это побочный эффект средства от эпилепсии, которое меняет восприятие цвета. Возможно, художник действительно видел мир таким, каким изображал его на своих полотнах.

9. Предвидение конца света

Итальянский исследователь Сабрина Сфорца Галиция предлагает очень необычную интерпретацию «Тайной вечери» кисти Леонардо да Винчи. Она говорит, что в этой картине скрыто пророчество конца света, которое произойдет 21 марта 4006 года. Такой вывод исследователь сделала, расшифровав математический и астрологический коды картины.

Но это не единственный секрет «Тайной Вечери». Руки Христа и апостолов вместе с хлебами на столе образуют нечто похожее на обозначение нот. Оказалось, это действительно похоже на мелодию.

10. Моцарт и масоны

Есть веские доказательства того, что Вольфганг Амадей Моцарт был масоном. Даже в детском портрете, который нарисовал Пьетро Антонио Лоренцони, мы видим масонский символ: спрятанную руку, указывающую на иерархическое звание в тайном обществе.

11. Беззубая «Мона Лиза»

Стоматолог и искусствовед Джозеф Борковски, изучив картину Леонардо да Винчи, уверен, что смог раскрыть секрет улыбки Джоконды. Он считает, что у нее не было передних зубов, и именно это повлияло на выражение ее лица.

Свои секреты есть даже у тех шедевров живописи, которые кажутся нам хорошо знакомыми. По большому счету практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, "двойное дно" или тайная история, которую хочется раскрыть.

Месть Сальвадора Дали

Картина «Фигура у окна» написана в 1925 году, когда Дали был 21 год. Тогда в жизнь художника еще не вошла Гала, и его музой была сестра Ана Мария. Отношения брата и сестры испортились, когда он на одной из картин написал «порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие». Ана Мария не смогла простить такой эпатаж. В своей книге 1949 года «Сальвадор Дали глазами сестры» она пишет о брате без всякого восхваления. Книга привела Сальвадора в бешенство. Еще лет десять после этого он гневно вспоминал ее при каждом удобном случае. И вот, в 1954 появляется картина «Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия».

Поза женщины, ее локоны, пейзаж за окном и цветовая гамма картины явно перекликаются с «Фигурой у окна». Есть версия, что так Дали отомстил сестре за ее книгу.

Двуликая Даная

Многие тайны одной из самых известных картин Рембрандта были раскрыты только в 60-е годы ХХ века, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Например, съемка показала, что в ранней версии лицо царевны, которая вступила в любовную связь с Зевсом, было похоже на лицо Саскии - супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс - любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.

Желтая спальня Ван Гога

В мае 1888 года Ван Гог обзавелся небольшой мастерской в Арле, на юге Франции, куда он сбежал от не понимающих его парижских художников и критиков. В одной из четырех комнат Винсент обустраивает спальню. В октябре все готово, и он решает нарисовать "Спальню Ван Гога в Арле". Для художника очень важен был колорит, уют комнаты: все должно было наводить на мысли об отдыхе. При этом картина выдержана в тревожных желтых тонах. Исследователи творчества Ван Гога объясняют это тем, что художник принимал наперстянку - средство от эпилепсии, которое вызывает у пациента серьезные изменения в восприятии цвета: вся окружающая действительность окрашивается в зелено-желтые тона.

Беззубое совершенство

Общепризнанное мнение состоит в том, что Мона Лиза - совершенство и улыбка ее прекрасна своей загадочностью. Однако американский искусствовед (и по совместительству стоматолог) Джозеф Борковски считает, что, судя по выражению лица, героиня потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил также шрамы вокруг ее рта. "Она так „улыбается“ именно из-за того, что произошло с нею, - считает эксперт. - Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы".

Майор на фейсконтроле

Публика, впервые увидевшая картину "Сватовство майора", смеялась от души: Федотов наполнил ее ироничными деталями, понятными зрителям того времени. Например, майор явно не знаком с правилами дворянского этикета: он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. А саму невесту ее родители-купцы разрядили в вечернее бальное платье, хотя на дворе день (все светильники в комнате потушены). Девушка явно впервые примерила декольтированное платье, смущена и пытается убежать в свою светелку.

Почему Свобода обнажена

По мнению искусствоведа Этьена Жюли, Делакруа писал лицо женщины со знаменитой парижской революционерки - прачки Анны-Шарлотты, которая вышла на баррикады после гибели брата от рук королевских солдат и убила девятерых гвардейцев. Художник изобразил ее с обнаженной грудью. По его замыслу, это символ бесстрашия и самоотверженности, а также торжества демократии: нагая грудь показывает, что Свобода, как простолюдинка, не носит корсета.

Неквадратный квадрат

На самом деле "Черный квадрат" вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет - это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.

Мелодрама Австрийской Моны Лизы

На одном из самых значительных полотен Климта запечатлена жена австрийского сахарного магната Фердинада Блох-Бауэра. Вся Вена обсуждала бурный роман Адели и знаменитого художника. Уязвленный муж захотел отомстить любовникам, но выбрал очень необычный способ: он решил заказать Климту портрет Адели и заставить его сделать сотни эскизов, пока художника не начнет выворачивать от нее. Блох-Бауэр хотел, чтобы работа продлилась несколько лет, и натурщица могла видеть, как угасают чувства Климта. Он сделал художнику щедрое предложение, от которого тот не смог отказаться, и все сложилось по сценарию обманутого мужа: работа была закончена за 4 года, любовники давно остыли друг к другу. Адель Блох-Бауэр так никогда и не узнала, что муж был в курсе ее отношений с Климтом.

Картина, вернувшая Гогена к жизни

Самое известное полотно Гогена имеет одну особенность: оно "читается" не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался художник. Именно в этом порядке разворачивается аллегория духовной и физической жизни человека: от зарождения души (спящий ребенок в правом нижнем углу) до неизбежности смертного часа (птица с ящерицей в когтях в левом нижнем углу). Картина была написана Гогеном на Таити, куда художник несколько раз сбегал от цивилизации. Но в этот раз жизнь на острове не задалась: тотальная бедность привела его к депрессии. Закончив полотно, которое должно было стать его духовным завещанием, Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы, чтобы умереть. Однако он не рассчитал дозу, и суицид не удался. Наутро он, качаясь, добрел до своей хижины и заснул, а когда проснулся, то ощутил забытую жажду жизни. А в 1898 году его дела пошли в гору, и в творчестве начался более светлый период.

Старый рыбак

В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари пишет картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый. Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины.

В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).

Узнайте о некоторых знаменитых картинах, в которых удалось увидеть и расшифровать «двойное дно».

Большинство художников вкладывают в свои картины какой-нибудь скрытый смысл, тайну или загадку, которые пытаются расшифровать со временем искусствоведы и другие специалисты.

1. Иеронимус Босх, Сад земных наслаждений, 1500-1510 гг.

Ерун ван Акен подписывал свои картины «Иеронимус Босх». Он был зажиточным человеком и состоял в католическом братстве Богоматери. Однако, скорее всего, за спиной Ерун ван Акен держал скрещенными пальцы, так как по предположениям историков, Босх был еретиком и принадлежал к секте адамитов и поэтому был почитателем катарской ереси.

В те времена католическая церковь повсеместно боролась с катарами, и художнику приходилось скрывать свои убеждения. Однако, по мнению искусствоведов всего мира, в картине "Сад земных наслаждений" как раз таки было зашифровано его тайное убеждение еретика, в которой он рассказывает об учении катаров. Но если бы об этом догадались его современники, то Босх без права на оправдание был бы сожжен на костре.

2. Тивадар Костка Чонтвари, Старый рыбак, 1902 г.

Для того чтобы расшифровать замысел этой картины, пришлось приложить зеркало на ее середину. При жизни художника эту совсем не детскую загадку так и не смогли разгадать. Но когда современные искусствоведы додумались поработать с зеркалом, они были поражены увиденным, так как одна картина отображала сразу три лика. Первый – реальное лицо старого рыбака, второй и третий – его скрытые личности: демона (отражено левое плечо) и добродетеля (отражено правое плечо).
Поэтому вполне логично предположить, что художник вложил в картину, мысль о том, что каждый человек хранит в себе две сущности: какую он взрастит, та и будет преобладать в его душе.

3. Хендрик ван Антониссен, Вид морского берега Схевенинген, 1641 г.


Когда полотно поступило в музей как дар от священнослужителя и по совместительству коллекционера в 1873 году, то на картине собравшиеся люди в непогоду смотрели просто в морскую даль. Это не однократно задевало любопытство специалистов, так как было непонятно, что могло привлечь в неблагоприятную погоду людей на берег.

Тайна была раскрыта позже при тщательной реставрации. Когда ее просветили рентгеновскими лучами, то на картине отобразилась туша кита, выброшенная на этот берег. И тогда стало ясно, что привлекло внимание всех этих людей. После реставрации, на картине уже появился кит, и этот шедевр стал значительно интереснее, поэтому ему было отведено более почетное место, чем было ранее. По предположению реставраторов, кита мог затереть и зарисовать сам художник, посчитавший, что не всем захочется лицезреть на картине мертвое морское животное.

4. Леонардо да Винчи, Тайная вечеря, 1495-1498 гг.


Когда художник создавал этот шедевр, больше всего он уделил внимания основным фигурам - Христу и Иуде. Ему долго не удавалось найти подходящих натурщиков, но однажды он встретил юного певчего в церковном хоре и срисовал с него образ Христа. Однако человека для образа Иуды ему пришлось искать еще 3 года, до того момента, пока художнику не повстречался валяющийся в сточной канаве пьяница.

Это был молодой мужчина, внешность которого исказило беспробудное пьянство. И когда после протрезвления да Винчи стал с него писать образ Иуды, пьяница сказал, что уже позировал ему 3 года назад. Оказалось, что этот падший человек и был тем юным певчим, позировавшим для образа Христа.

5. Рембрандт, Ночной дозор, 1642 г.


Самая великая картина художника была обнаружена только в ХIХ веке, после чего она побывала в знаменитых залах мира под названием «Ночной дозор». Присвоили такое название картине потому, что казалось, будто фигуры выступают на темном фоне, а значит – ночью. И только к середине ХХ столетия реставраторы обнаружили, что картина от времени покрыта слоем копоти. После расчистки шедеврального полотна выяснилось, что сцена происходит днем, так как падающая тень от левой руки капитана Кока указывает на то, что время происходящего действия – около 14.00.

6. Анри Матисс, Лодка, 1937 г.

В 1967 году в музее Нью-Йорка была выставлена картина Анри Матисса «Лодка» 1937 года. Однако спустя 47 дней один из специалистов обратил внимание, что картина, скорее всего, вывешена «кверху ногами». Важными элементами картины являются 2 паруса, один из которых – это отражение в воде. Так, в правильном варианте большой парус должен быть вверху, а его пик должен смотреть в направлении верхнего правого угла.

7. Винсент ван Гог, Автопортрет с трубкой, 1889 г.

Об отрезанном ухе ван Гога ходят уже легенды. Многие говорят, что он отрезал его сам себе, однако принята официально более правдоподобная версия, что ухо пострадало у художника в небольшой драке с другим художником – Полем Гогеном. Секрет этой картины в том, что художник срисовывал свой автопортрет с отражения в зеркале: на картине перевязано правое ухо, однако в реальности повреждено у него было ухо с левой стороны.

8. Грант Вуд, Американская готика, 1930 г.

В американской живописи эта картина с угрюмыми и печальными лицами жителей штата Айовы, считается самой мрачной и гнетущей. После того как полотно было выставлено в Чикаго в институте искусств, судьи не дали ей больших наград сразу и оценили, как сатирическую картинку. Однако сам хранитель музея был поражен и считал, что здесь отражены образы сельских жителей того времени. Он повлиял на исход окончательной оценки, и в итоге Грант Вуд получил премию в 300 долл., после чего музей сразу выкупил эту картину. Так картина попала на страницы газет.

Однако такого восхищения, как у хранителя музея, у жителей штата Айовы эта картина не вызвала. Наоборот, на это произведение обрушилось море критики, а айовцы были глубоко обижены, что художник отобразил их именно такими угрюмыми и мрачными. Позже художник объяснял, что проездом мимо штата Айовы ему повстречался интересный белый дом, построенный в стиле плотницкой готики, и он решил создать его жителей по своему предположению, и никак не хотел обидеть селян этого штата.

Художник даже открыл имена натурщиков, с которых писал образы: девушка в немодном переднике писалась с его сестры, а суровый мужчина с тяжелым взглядом – дантист художника, который в жизни не выглядит столь угрюмым. Однако недовольной осталась и сестра Вуда, она утверждала, что на картине ее могут принять за жену вдвое старшего мужчины. Поэтому только с ее слов считается, что на полотне отображены отец и дочь, однако сам художник это никогда не комментировал.

9. Сальвадор Дали, Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия, 1954 г.


До момента встречи с Галой для Сальвадора Дали была музой и по совместительству натурщицей его сестра Анна-Мария. И в 1925 году увидела свет картина «Фигура у окна». Но однажды художник посмел оставить обидную надпись на одной из своих работ об их матери: «Порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие». За эту эпатажную выходку сестра не смогла его простить, после чего их отношения испортились.

А когда Анна-Мария в 1949 году издала свою книгу под названием «Сальвадор Дали глазами сестры», в ней не описывалось восхищение художником, от чего сам Сальвадор пришел в бешенство. И, по мнению экспертов, в отместку сестре за книгу в 1954 году обиженный художник создал картину "Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия". В этой картине пейзаж за окном, рыжие локоны и распахнутое окно четко переплетаются с картиной «Фигура за окном».

10. Рембрандт Харменс ван Рейн, Даная, 1636-1647 гг.


Во время реставрационных работ в 60-х годах ХХ столетия, картина была просвечена рентгеновскими лучами, после чего стало известно, что Даная имеет 2 лица. Изначально лик царевны писался с образа жены художника Саскии. Однако его супруга скончалась в 1642 году, и после ее кончины Рембрандт стал жить со своей любовницей Гертье Диркс. Поэтому дописывал картину художник уже с нее, и лицо Данаи изменилось, став похожим на облик Диркс.

11. Леонардо да Винчи, Портрет госпожи Лизы дель Джокондо, 1503-1519 гг.

Во всем мире Мона Лиза признана совершенством, а улыбка ее – нежной и загадочной. Загадку этой улыбки попытался расшифровать искусствовед и по совместительству дантист американец Джозеф Борковски. По его экспертному мнению выдвинута теория о том, что «прекрасная Джоконда» улыбается столь загадочно по одной простой причине – у нее отсутствует много зубов. Изучая увеличенные фрагменты ее рта, Джозеф даже рассмотрел шрамы вокруг него, поэтому он утверждает, что с героиней что-то произошло, в результате чего она потеряла значительное количество зубов. А ее улыбка – типичная для человека, у которого отсутствуют передние зубы.

12. Фердинан Виктор Эжен Делакруа, Свобода на баррикадах, 1830 г


Искусствовед Этьена Жюли считает, что образ Свободы писался со знаменитой революционерки того времени Анны-Шарлотты, которая была простолюдинкой и прачкой по профессии. Эта отчаянная женщина вышла на баррикады и убила 9-ых королевских солдат. На такой отважный шаг ее подвигла смерть брата, который пал от рук гвардейцев. А оголенная грудь у Свободы на картине означает, что демократия и сама свобода такая же, как и простолюдинка, не носящая корсетов.

13. Казимир Малевич, Черный супрематический квадрат, 1915 г.

Мистическую силу приписывают некоторые люди Черному квадрату Малевича. Однако как оказалось, ничего магического в эту картину автор не закладывал, и картина на самом деле называлась «Битва негров в темной пещере». Такая надпись была обнаружена специалистами Третьяковской галереи.

Квадрат оказался не совсем квадратный, так как ни одна из сторон не параллельна другой, но это – не небрежность художника, а его стремление создать динамически подвижную форму. И черный цвет – это всего лишь результат смешения красок разных оттенков. Скорее всего, Малевич таким образом ответил на картину другого художника Альфонса Алле, который изобразил полностью черный прямоугольник, назвав работу «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».

14. Густав Климт, Портрет Адели Блох-Бауэр, 1907 г.

За тайной этого портрета кроется любовный треугольник между самой госпожой Блох-Бауэр, ее мужем и художником Климтом. Суть в том, что между женой сахарного магната и популярным в те годы художником закрутился бурный роман, и об этом, наверное, знала вся Вена.

Когда эти новости дошли до мужа Адели Фердинада Блох-Бауэра, он решил отомстить любовникам в необычный способ.

Уязвленный изменой жены господин Блох-Бауэр обратился к ее любовнику Густаву Климту с заказом: написать портрет своей жены. Хитрый магнат решил, что он будет забраковывать портреты жены, а художнику придется делать сотни новых эскизов. И это нужно для того, чтобы художника стало просто выворачивать от натурщицы Адели Блох-Бауэр. Тогда Адели должна увидеть, как угасает страсть к ней у Климта, и роману придет конец.

В итоге коварный план Фердинада сработал именно так, как он задумал, и после написания финальной картины любовники расстались навсегда. Однако при этом Адели, так и не узнала, что муж был в курсе ее любовных похождений к художнику.

15. Поль Гоген, Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?, 1897-1898 гг.


Эта картина стала переломным моментом в жизни художника, а точнее она по настоящему вернула его к жизни, после неудачного суицида. Он писал работу на Таити, куда сбегал иногда от цивилизации. Но в этот раз все сложилось не так гладко: постоянная бедность довела мнительного художника до глубокой депрессии.

Он дописывал картину как некое свое завещание человечеству, а когда шедевр был завершен, отчаянный художник ушел в горы с коробочкой мышьяка, чтобы покончить с жизнью. Однако он не рассчитал дозы и, корчась от болей, вернулся домой и заснул. После пробуждения и осознания своего поступка к художнику вернулась былая жажда к жизни, а по возвращению домой у него все наладилось, начался творческий подъем, и дела пошли в гору.

Секрет этой картины в том, что ее нужно читать справа налево, как кабалистические тексты, которыми был увлечен в те времена автор картины. Работа рассказывает о духовной и физической жизни человека от зарождения до смерти (в правом нижнем углу нарисован младенец как символ зарождения, а в левом нижнем углу – старость и птица, поймавшая ящерицу, как символ смерти).

16. Питер Брейгель-старший, Нидерландские пословицы, 1559 г.


Это поистине шедевральное полотно хранит в себе ни много ни мало, а около 112 пословиц. Некоторые из них рассказывают о человеческой глупости. Многие актуальны и до сегодняшнего дня: «вооружен до зубов», «плыть против течения».

17. Поль Гоген, Бретонская деревня под снегом, 1894 г.


Эта картина отражает глубину фантазии человека, так как на искусство могут смотреть по-разному. Впервые полотно было продано после смерти художника на аукционе за жалкие семь франков под названием «Ниагарский водопад». Это случилось потому, что организатор аукциона повесил ее к верху ногами и узрел на картине водопад, а не деревню, занесенную снегом.

18. Пабло Пикассо, Голубая комната, 1901 г.


Разгадка этой картины удалась искусствоведам только в 2008 году, после того как ее просветили инфракрасным излучением. После чего была обнаружена вторая картина или, скорее всего, первая. Под основным изображением женщины в голубой комнате стала отчетливо видна фигура мужчины, одетого в костюм и бабочку, подпирающего голову рукой.

По мнению специалиста Патриции Фаверо, когда у Пикассо было вдохновение, он сразу хватался за кисть и начинал рисовать. И возможно, в очередной момент, когда его посетила муза, под рукой у художника не оказалось чистого холста, и он стал наносить новую картину поверх другой, или у Пабло попросту не было средств на новые холсты.

19. Микеланджело, Сотворение Адама, 1511 г.


Эту картину можно назвать уроком анатомии. Так, по мнению американских специалистов по нейроанатомии, на картине изображен огромный мозг с четко просматривающимися его сложными частями, например гипофиз, мозжечок, зрительные нервы и даже позвоночная артерия, которая изображена в виде яркой зеленой ленты.

20. Микеланджело Меризи да Караваджо, Лютнист, 1596 г.


Эта картина выставлялась в Эрмитаже очень долгое время под названием «Лютнистка». Однако в первой половине ХХ века искусствоведы и эксперты выяснили, что на картине изображен юноша, а не девушка. На эту мысль их натолкнули ноты, лежащие перед изображением человека. На них просматривается басовая мужская партия мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Поэтому вряд ли бы женщина сделала бы подобный выбор для пения.

К тому же, во времена жизни художника как лютня, так и скрипка, которые изображены на холсте, считались исключительно мужскими музыкальными инструментами. После этого заключения картина стала экспонироваться под названием «Лютнист».