Слайд 1. Роль Пушкина в романе «Евгений Онегин»
Роль и образ автора в романе «Евгений Онегин»

Вспомнили? Отлично! Давайте тогда перейдем к тексту сочинения.

Сочинение на тему «Роль автора в романе «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

В поэме Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает образ типичного молодого человека 20-х годов XIX века. Безусловно, Онегин — персонаж вымышленный. Однако, по мысли поэта, Онегин представляет собой не отдельную личность, а портрет целого поколения на фоне реальной, повседневной жизни. В этой связи в романе наряду с героями придуманными присутствуют в действительности существующие люди: Каверин, друг Пушкина (в его обществе проводил время Онегин), известный поэт князь Вяземский (с ним встречается Татьяна), и, наконец, на страницах произведения появляется сам автор.

Своим возникновением в собственном же произведении Пушкин стремился, прежде всего, «отделить» себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сопоставляет системы взглядов и позиций — своих и Онегина. В произведении автор и его герой — друзья, но какая же пропасть разделяет их.

Мы всецело ощущаем, как Пушкин с его горячей, деятельной, жизнелюбивой натурой протестует против холодности, равнодушия и пессимизма Онегина. Автор, понимая, что всеми этими «болезнями» его героя заразило общество, тем не менее стремится доказать, что Онегин — в нем самом. Ведь, по сути дела, Пушкин вышел из той же среды, что и Онегин, но разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?…

Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, и в отношении к людям. Если для тонкого и чувствительного Пушкина Татьяна — милый «верный идеал», то Онегин — ледяная душа — считает ее не более чем «наивной девочкой».

В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от сухого Онегина лишь проповедь и ничего иного. Автор же не перестает утверждать: «Я люблю Татьяну милую мою». А что мы можем сказать об Онегине, который ненавидя общество и его законы, тем не менее считается с ними, и в результате трагически обрывается жизнь Ленского? Здесь мы опять-таки наблюдаем полнейшее расхождение позиций Онегина и автора. Пушкин отвергает моральные принципы света и пресловутые дворянские «законы чести», порой сочетающиеся с бессмысленной жестокостью. Нет, говорит автор, Онегин же еще не может окончательно порвать со всем старым, отживающим, что связывает его по рукам и ногам, еще не проснулся в нем борец. И почти физически ощущаем эту боль автора — боль человека за своего друга, боль великого поэта за все молодое поколение.

Только ли для большей реалистичности романа в нем присутствует образ автора? Конечно же нет. Ведь, как уже было сказано, Онегин — это портрет всего «молодого поколения» того времени, это, можно сказать нарицательное имя. Здесь ясно просматривается авторская позиция по отношению к молодежи: он считает, что рядом с человеком должен зримо или незримо, присутствовать тот, с кем можно было бы сравнить себя, с кого можно было бы брать пример. Пусть это будет поэт (не обязательно Пушкин) или кто-нибудь другой. Пусть этот кто-то противоположен тебе во всем, но в противоречиях, в их борьбе и единстве заключается движущая сила развития. Иначе быть не должно, ибо это может означать духовную смерть.

Отделяя своего героя от себя, автор не отрекается от наго совсем, а наоборот, любит его. Он любит его таким, каков он есть сейчас. Автор видит, что не все еще умерло в Онегине — в конце романа герой как бы пробуждается. Причиной этому была, пусть запоздалая, любовь к Татьяне. Все возрождающая и воскрешающая сила любви затронула и в усталой душе Онегина какие-то потаенные струнки. И здесь Пушкин как бы уходит из жизни своего героя, оставляя его, в надежде, что тот сможет сам, без его помощи, решить все проблемы и найти свою дорогу в жизни. Автор уходах, а мы еще долго остаемся под впечатлением, что произведение продолжается, и автор издали следит за нашими переживаниями.

Роман читается в форме диалога, потому что Пушкин» рассказчик наполнил свое произведение обращениями типа « мой читатель », « мой друг». Я бы смог поверить в то, что историю с Онегиным Пушкин придумал для того, чтобы рассказать о себе.

Да, Пушкин знал и любил молодость, любил в ней живое, здоровое начало. Он верил, что младое поколение с его задором м решительностью способно избавиться от старых и новых предрассудков и «болезней” праздности, оно желает н может изменить мир. Недаром Пушкин, выразитель надежд и чаяний молодых, был любимым поэтом передовой молодежи и декабристов. Поэзия великого Пушкина до сих пор волнует умы и сердца молодежи.

В романе Пушкина автор выступает героем наравне с остальными. Как правило, в некоторых произведениях мы тоже можем видеть взгляд автора и лирические отступления, однако, в таких вариантах чаще всего предлагается взгляд автора как какого-то высшего разума, который объективно оценивает ситуации и даже может управлять читательской интерпретацией событий, указывать на суть поведения героев.

В Евгении Онегине ситуация немного другая, однажды автор даже встречает героя, Пушкин указывает на некоторые сходства их духовного положения, хотя также и указывает на различия. Таким образом, автор становится равным героям, он – часть произведения со своими особенностями. В конечном итоге немного трудно понять идет ли речь о самом Пушкине или автора Пушкин тоже отделяет от себя и делает просто отдельным действующим лицом.

Если обратить внимание на некоторые детали, то автор выглядит как обладатель мудрых взглядов и жизненного опыта. Вполне возможно, в нем мы видим мнения самого Пушкина.

Другой интересной деталью является диалог с читателем и как бы написание романа при читателе. Автор в романе описывает свои действия сомнения, к примеру, выбор имени героя. Благодаря этому читатель вовлекается в общение с автором и самим романом тоже, читатель тоже становится в какой-то степени действующим лицом произведения, так как вступает в диалог с героями, а начинает этот диалог автор, который сам обращается к читателю и даже в какой-то степени приглашает к сотворчеству.

Помимо этого автор выполняет роль своеобразного проводника, который сопровождает каждого читателя по страницам своего романа, дает нужные разъяснения, указывает на наиболее значимые детали. Такая функция делает автора нашим другом и надежным товарищем, в компании которого и рождается творчество. Точнее автор помогает нам родить собственное восприятие текста, продвигаться по постижению этого произведения.

Он добивается не просто диалога с читателем, но и увлекательной интерактивности, которая чем-то напоминает светское общение с приятелем, рассказывающим историю Онегина. С другой стороны персонаж автора помогает Пушкину с удобством высказывать собственную позицию и оригинальным образом моделировать структуру повествования. В этом произведении, безусловно, два главных героя – Онегин и сам автор.

Автор в романе Евгений Онегин

Пушкин в своем романе умело вплетает образ автора для достижения определенных художественных приемов, многие из которых выглядят новаторскими и создают уникальную атмосферу романа. Если типично для этого жанра литературы читатель остается как бы за рамками произведения, а писатель предстает не более чем безликим рассказчиком, то в Евгении Онегине автор является своеобразным героем романа, связующим звеном для читателя и героев произведения и также проводником для читателя.

Суть заключается в диалоге между читателем и автором и приглашением читателя к сотворчеству. Автор рассказывает о том, как пишется роман, как бы размышляет вслух о том, как дальше писать и включает другие рассуждения, которые создают непринужденную атмосферу. Казалось бы, Пушкин этим добивается только расположения читателя и особой атмосферы своего романа, но в действительности он дополняет жанр в котором работает и создает уникальную структуру, которая ранее не использовалась подобным образом, к примеру, рассуждения о том как пишется роман, являются довольно новаторскими.

Помимо этого, автор – полноценный герой произведения и этот факт подтверждается некоторыми биографическими деталями, которые предлагает Пушкин читателю, но, конечно, Пушкин рассказывает не о себе самом, но об авторе, который похож на него. Таким образом, мы персонализируем автора и понимаем его как некоторую особую ипостась, которая действие и в романе и при этом является демиургом, который будто спустился на землю.

Автор делает роман более читабельным и более динамичным. Мы смотрим на Онегина глазами Пушкина, а точнее глазами автора, а автор является похожим на самого Онегина. Они являются людьми с похожим воспитанием и манерами, социальным статусом.

Как пишет сам автор про главного героя «добрый мой приятель», то есть они действительно являются людьми похожих взглядов. Благодаря этому достигается атмосфера, в которой нам будто кто-то рассказывает о своем приятеле. Такое умелое приобщение читателя к теме выглядит намного более выгодно по сравнению с типичным безликим повествованием в других популярных романах того времени.

Вариант 3

Александр Сергеевич, завершив работу над своим произведением, хлопая в ладони, похвалил себя. Поэт прекрасно осознавал, что сотворил шедевр. Роман «Евгений Онегин» был легким и изящным по содержанию. Работа над этим трудом длилась не один год. Автор пережил гибель и потерю близких друзей, горечь разочарований, и изгнание. Может поэтому роман был так дорог поэту.

Порой нам кажется, что главным персонажем здесь является далеко не Онегин, а сам Пушкин. Он присутствует повсюду: и на балу, и на спектакле в театре. Он насмешливо наблюдает за Евгением в деревенской обстановке, и в бедноватых гостиных дворян, и в саду, где так и осталась сидеть на скамейке Татьяна после разговора с Евгением.

Персонажи произведения находятся в окружении приятелей автора: то промчится Чаадаев, или грозно посмотрит Вяземский. А в неопубликованной 10-й главе промелькнет тень Якушкина. И повсюду из-за спин виднелась улыбка Александра Сергеевича.

Многочисленные лирические отступления показывают нам образ автора. Изучив роман внимательно, можно заметить,что здесь главных героев два -Онегин и сам автор, который также, как и его персонаж, устав от суеты, в душе презирает людей светского общества. Он предается воспоминаниям о беспечных и веселых юношеских годах. Говоря об образованности Онегина, Пушкин, прежде всего, говорил о себе. Главный персонаж и автор имели сходство практически во всем. У них у обоих воспитанием занимался гувернер французской национальности. Их окружали общие друзья.

Однако автор делает некоторые отличия от Онегина. Так, например, если Онегину сложно давались занятия по созданию стихов, то Пушкин занимался поэзией серьезно. Евгению чужда природа, автор же наоборот полон мечтаний о тихом уголке в местечке, окруженном природными красотами.

К театру же у них тоже разное отношение. Если Онегину там было скучно, и он даже не смотрел на сцену, то Александр Сергеевич, находясь в ссылке, только и мечтал, чтобы посмотреть новую пьесу. Тот мир, где живут Евгений и автор-это светские балы и званые приемы, это общество особ, с которыми трудно завязать знакомство. Поэт жестко критикует высший свет Петербурга за его неестественность и отсутствие серьезных интересов.

Автору жить тяжелее, чем Онегину. Если тот был разочарован во всех проявлениях жизни, то Пушкин, находясь в изгнании, мучился отсутствием свободы. У него были друзья, интересы, но он не мог их полностью реализовать, потому что был, подвергнут слежке властей. В конце произведения автор делает обращение к тем, к кому испытывал горячие чувства, будучи юношей, и кому остался, сердечно верен. И какими бы не были разными они, Пушкина и его героя объединяет общая мысль-переживание за то, что происходит в России.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Вишневый сад по пьесе Чехова рассуждение

    А.П.Чехов написал пьесу «Вишневый сад» в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов сосредоточил все отрицательные черты русских помещиков, их никчемность и жадность

  • Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе Толстого Война и мир

    При упоминании имён этих полководцев на ум приходит стихотворение, точнее строки « В шапке золота литого старый русский великан поджидал себе другого из далёких южных стран…» И вот они встретились и на поле под Аустерлицом, и на Бородинском поле

  • Сочинение Любовь в рассказе Куст сирени Куприна

    Рассказ «Куст сирени» назван не просто так, именно благодаря ему семья Алмазовых выходит из трудной ситуации. Куприн взял не случайно именно сирень. Этот цветок олицетворяет чуткость и сердечность.

  • Сумасшествие Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова

    В принципе, по тексту ситуация простая. Возлюбленная Чацкого (Софья) почти в шутку, но немного и со злостью, так как он уже ей (да и всем вокруг) надоел своим поведением, говорит, что он сошел с ума

  • Анализ повести Портрет Гоголя (идея и главная мысль, суть и смысл, темы)

    Гоголь вложил весь замысел произведения в его название. Не случайно, он называет его «Портрет». Именно это слово является краеугольным камнем в теме произведения.

Роман «Евгений Онегин» до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе. Это действительно «магический кристалл», отразивший в себе всю поэтичную и горькую русскую действительность зо-лотого века.

Пушкин работал над романом не один год. Автору «Онегина» пришлось пере-жить и изгнание, и одиночество, и поте-рю друзей, и горечь гибели лучших лю-дей России. И в романе отразилась вся жизнь автора, поэтому создается впе-чатление, что главный герой произве-дения все же не Онегин, а сам Пушкин. Он присутствует везде: и на балу, и в те-атре — иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гости-ных мелкопоместных дворян. Героев романа окружают друзья Пушкина: Чаа-даев, Вяземский, Якушкин. Роман был для поэта, по его словам, плодом «ума холодных наблюдений и сердца горест-ных замет».

С образом автора в романе связаны лирические отступления. Их в романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и об Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сказал о Евге-нии «добрый мой приятель». Автор о се-бе и об Онегине пишет:

Страстей игру мы знали оба ,

Томила жизнь обоих нас ,

В обоих сердцах жар угас ...

Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать светскую жизнь, вспоминает юность, светлую и беспечную. Пушкину близок «резкий, охлажденный» ум Онегина, его недо-вольство собой. Автор и его герой — это люди одного поколения, у обоих были французы-гувернеры, оба провели мо-лодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родите-ли их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, «жил долгами». Обобщая, поэт пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, но воспитаньем, слава богу, у нас нему-дрено блеснуть».

Но автор отмечает и свое отличие от Онегина. Об Онегине он пишет, что «не мог он ямба от хорея, как мы ни би-лись, отличить». Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьез-но, называя ее «высокой страстью». Евгений не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы на-слаждаться красотой природы. Пушкин пишет: «Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок». По-разному воспринимают поэт и его герой, на-пример, театр. Для Пушкина петер-бургский театр — волшебный край, о котором он мечтает в ссылке. Онегин же «входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам», а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным ви-дом «отворотился и зевнул».

Мир Онегина и Пушкина — это мир светских обедов, роскошных забав, гос-тиных, балов. Пушкин не приемлет фальшь, неестественность, пустоту светской жизни. С иронией относится автор к поместному и московскому дво-рянству:

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд ,

На жизнь смотреть как на обряд ,

И вслед за чинною толпою

Идти , не разделяя с ней

Ни общих мнений , ни страстей ...

Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы — его высылают из Пе-тербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобо-да? Он томится и с ней, и без нее, он не-счастлив, потому что не умеет жить пол-ной жизнью.

Многие строки романа раскрывают перед нами жизнь автора, начало его творческого пути, события литератур-ной борьбы, настроения общества и ли-тературных кругов. Многие лирические отступления поэта посвящены культур-ной жизни России начала девятнадца-того века. Размышляя о смысле челове-ческого существования, о молодости в жизни каждого человека, Пушкин с го-речью говорит: Но грустно думать ,

Что напрасно была нам молодость дана , Что изменяли ей всечасно , Что обманула нас она .

Многие друзья Пушкина считали, что он изобразил себя в Ленском. Но в ли-рических отступлениях Пушкин ирони-чен по отношению к Ленскому. Он пишет о нем: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в дерев-не, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат». Онегина же Пушкин видел дека-бристом, и в этом высоком предназна-чении отразились симпатии автора к своему герою.

В романе «Евгений Онегин» автор занимает уникальное положение. Он не просто рассказывает о жизни своих героев, показывает Россию того времени, но и сам является активным участником происходящего. Поэтому можно сказать, что Пушкин выступает в своем романе и повествователем, и героем одновременно. Это неудивительно, ведь личность поэта не могла не проявиться в его самом задушевном, самом любимом произведении.

На протяжении всего романа автор постоянно ведет диалог с читателем через лирические отступления. Например:

О, вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.

Автор делится с нами своими секретами, вводит в текст «Евгения Онегина» свои планы, черновики, спорит с литературными критиками. Благодаря этому создается впечатление дружеского тона, непосредственной беседы читателя с поэтом. К тому же, благодаря замечаниям автора о своем романе, порою кажется, что он создается прямо на наших глазах:

Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу,
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу,
Цензуре долг свой заплачу…

Автор становится для нас настоящим другом, проводником по своему произведению и по жизни в целом. Он комментирует все, что происходит с героями, рассуждает об их жизни. Например, поэт задумывается о будущей судьбе мечтательного Ленского, если бы тот остался жив после дуэли.

В «Евгении Онегине» автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Примечательна в этом плане встреча автора и Евгения Онегина:

Условий света свергнув бремя,
Как он, устав от суеты,
С ним подружился я в то время,
Мне нравились его черты.
И дальше поэт продолжает:
Томила жизнь обоих нас,
В обоих сердца жар угас.

Вместе с тем, автор показывает различия между ним и героем, которые весьма существенны:

Цветы, любовь, деревня, праздность.
Поля! Я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.

Сам портрет автора в романе скрыт. Кажется, что это человек без лица, имени, внешности. Но, мне кажется, в этом образе отразились взгляды самого Пушкина на все явления жизни. Думаю, что каждый раз автор, обращаясь к читателю, приглашает его поразмышлять, согласиться или не согласиться с ним.

В философских отступлениях романа звучит голос мудрого человека, много повидавшего на своем жизненном пути. Одно из самых важных лирических отступлений в «Евгении Онегине» - о молодости и старости - дано в восьмой главе романа:

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть сумел.

В романе автор выступает как многоопытный человек, повидавший жизнь, Он знает много печальной правды о людях, но он не перестал их любить. Поэт то грустный, то страстный, то насмешливый.

Автора привлекают балы, театр, дружба, любовь, – все, что связано с жизнью во всех ее проявлениях. Всему свое время, считает поэт. Время легко парить по жизни, кружась в вихре бала, влюбляясь, делая глупости. Позже наступает время осмысливать свой жизненный опыт, искать смысл своего существования, постигать себя и окружающий мир.

В отступлениях «Евгения Онегина» автор дает характеристику реальных лиц, живших и творивших в его время. Так, он оценивает некоторых известных поэтов своего времени: «Блистал Фонвизин, друг свободы И переимчивый Княжнин».

В лирических отступлениях автор много говорит о своей жизни, юности («В те дни, когда в садах лицея я безмятежно расцветал…»), о любви к родине. Иногда автор высмеивает чуждые ему представления о жизни: пошлость, лицемерие, разврат, зависть.

Кульминационные моменты романа автор оставляет открытыми, давая свободу выбора читателю. Открытый финал «Евгения Онегина» предоставляет читателю возможность самому принимать окончательное решение, определять судьбу героев романа:

И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго…навсегда.

Думаю, что автор в романе предстает перед нами светлым, жизнерадостным человеком, верным дружбе и любви. Он учит нас любить родину, ценить в жизни красоту, любовь и дружбу. Он призывает читателя наслаждаться жизнью, каждым ее часом и мигом. Вот почему остаются справедливыми слова Белинского об А.С. Пушкине: «…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №7.

г. Мончегорск

Аннотация стр. 3

Введение стр. 4

1. История создания стр. 5

Онегин – добрый мой приятель стр. 7

2.1. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни

поэта стр. 7

2.2. Лирические отступления об обучении и о воспитании стр. 8

2.3. Любовь к родине, природе стр. 9

2.4. Лирические отступления о театре, балете, драме и творчестве стр.10

2.5. Лирические отступления, навеянные весной;

прощание с юностью стр.11

2.6. Заключительные лирические отступления: прощание с читателями,

с героями романа стр.12

3. Духовный мир, мир мыслей, переживанийстр.14

3.1. Характеристика романа стр.14

3.2. Характеристика Байрона и западноевропейского романа стр.15

Заключение стр.15

Список литературы стр.16

АННОТАЦИЯ.

Задачи:

1. изучить литературу по данной теме;

2. собрать материал, раскрывающий взгляды автора на описываемую эпоху, культуру, язык и т.д.

Мотивация:

обращение к теме «Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин» вызвано тем, что Пушкин всегда современен; его произведения дают ответы на многие вопросы. Пушкин- это национальное достояние. Не знать Пушкина - не знать свой язык, свою культуру, свою Родину.

ВВЕДЕНИЕ.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах – поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума» в ранних поэмах – певец ярких и вольных страстей: «Руслан и Людмила» (1820), романтические «южные» поэмы «Кавказский пленник» (1820-1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823) и другие. Вольнолюбивые и антитиранические мотивы ранней лирики, независимость личного поведения послужили причиной ссылок: южной (1820-1824, Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса) и в селе Михайловское (1824-1826). Легкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров, «просвещенный гуманизм», универсальность поэтического мышления и самой личности Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной словесности: Пушкин поднял ее на мировой уровень. Роман в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) воссоздает образ жизни и духовный состав «типического», преодолевающего байронизм героя и эволюцию близкого ему автора, уклад столичного и провинциального дворянства; в романе и во многих других сочинениях Пушкин обращается к проблемам индивидуализма, границ свободы, поставленным еще в «Цыганах» (1824). Им были впервые определены многие ведущие проблемы русской литературы 19 века.

У каждого из нас свой Пушкин. Для кого-то Пушкин – сказочник, для кого-то Пушкин – лирик, прозаик, а для меня он создатель бессмертного «Евгения Онегина».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

«Онегин - самое значительное творение Пушкина, поглотившее половину его жизни» - так отозвался о романе Герцен в статье «О развитии революционных идей в России». И он, безусловно, прав.

Начало написания романа приходится на южную ссылку в Кишиневе и датируется 9 мая 1823г., но в действительности работа над романом охватывает более ранние сроки. Роман в стихах, рассчитанный на долгие годы писания, свободный и не боящийся противоречий рассказ не только о современных героях, но и духовно-интеллектуальной эволюции автора. К 1822 году относятся наброски незаконченной элегии Таврида», отдельные стихи которой вошли в роман. А еще раньше, в 1820 году, была написана поэма «Руслан и Людмила», которая была первым большим опытом Пушкина в написании эпических произведений. Здесь Пушкин достиг практически всех вершин и возможностей свободной поэтической формы. Окончание работы над «Русланом и Людмилой» совпало с резким недовольством императора поведением и возмутительными стихами Пушкина: речь пошла о Сибири или покаянии в Соловецком монастыре, но по ходатайству друзей и покровителей, Пушкина отправили в южную ссылку.

Встретившись в Екатеринославле с новым начальником и совершив с его разрешения путешествие по Кавказу и Крыму, Пушкин прибывает в Кишинев (сентябрь 1820). Вести о европейских революциях и греческом восстании, бессарабская «смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний», контакты с членами тайных обществ, способствовали росту политического радикализма (высказывания, зафиксированные современниками; перед высылкой Пушкин обещал Карамзину не писать «против правительства» два года и слово сдержал). Заняв вакансию «первого романтического поэта», Пушкин в кишиневско-одесский период (с июля 1823 он служит при новороссийском генерал-губернаторе графе М. С. Воронцове) далек от подчинения эстетике Байрона. Он работает в разных жанрово-стилистических традициях. Сложности личного плана, конфликты с Воронцовым, мрачность европейских политических перспектив (поражение революций) и реакция в России, привели Пушкина к кризису 1823-24. В конце июля 1824 неудовольствия Воронцова и правительства, которому из письма стало известно об интересе Пушкина к атеизму, привело к его исключению из службы и ссылке в родительское имение Михайловское Псковской губернии.

На осень 1824 приходится тяжелая ссора с отцом, которому был поручен надзор за поэтом. Духовную поддержку Пушкин получает от владелицы соседнего имения Тригорское П.А. Осиповой, ее семейства и своей няни Арины Родионовны Яковлевой. В Михайловском Пушкин интенсивно работает: прощание с романтизмом происходит в стихотворениях «К морю» и «Разговор книгопродавца с поэтом», поэме «Цыганы» (все 1824); завершена 3-я, сочинена 4-я и начата 5-я главы «Евгения Онегина». Скептицизм в оценке современности, отказ от политизации поэзии и своеволия в политике (переписка с К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым) позволили Пушкину выдержать ссылку, помогли пережить декабрьскую катастрофу.

В 1830г. Пушкин, давно мечтавший о женитьбе и «о своем доме», добивается руки Н. Н. Гончаровой, юной московской красавици-бесприданници. Отправившись вступать во владение имением, подаренным отцом к свадьбе, он из-за холерных карантинов оказался на три месяца заключенным в селе Болдино (Нижегородской губернии). «Болдинская осень» открылась стихотворениями «Бесы» и «Элегия» - ужасом заблудившегося и надеждой на будущее, трудное, но дарящее радости творчества и любви. Три месяца были отданы подведению итогов молодости (ее рубежом Пушкин полагал тридцатилетие) и поискам новых путей. Здесь и был завершен «Евгений Онегин». Жанр «Евгения Онегина» - лиро-эпический. Следовательно, строится он на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой – рассказчик). Онегин – типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в «Кавказском пленнике» А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое «ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковыми стала для России эпоха декабрьского восстания, в сознании людей происходит переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг поэта – указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры. Роман в стихах вобрал в себя богатый поэтический опыт Пушкина, его поэтические находки и достижения – и естественно, что он стал одним из самых совершенных в художественном отношении произведений не только Пушкина, но и всей русской литературы. За семь лет, в течение которых он создавался, многое менялось и России, и в самом Пушкине, и все эти перемены не могли найти своего отражения в романе. Роман создавался по ходу жизни и становился хроникой русской жизни и своеобразной ее поэтической историей.

Онегин - добрый мой приятель.

2.1. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни поэта.1

Творчество, как и любовь в жизни поэта играет очень большую роль. Он сам признаётся, что: Замечу кстати, все поэты – «Любви мечтательной друзья». Поэт без любви жить не может. Прослеживая жизнь Пушкина, можно увидеть, что он любил, и любил не один раз2. И, как и все он добивался этой любви. Поэзия и жизнь Пушкина переплетаются. Они писал стихи своим любимым девушкам. В своём романе Пушкин связывает, как уже было сказано, любовь и поэзию:

Любви безумную тревогу

Я безотрадно испытал.

Блажен, кто с нею сочетал

Горячку рифм,; он тем удвоил

PAGE_BREAK--

Поэзии священный бред…

Его роман, как мы поняли, прочитав его, становится романом- дневником, где он выливает самое сокровенное (естественно в стихах). Здесь же автор сам позволяет заметить, что он и главный герой его романа - Евгений Онегин - похожи. Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал и не каждому открывался». Вот как говорила Анна Керн о Пушкине: «Сам он почти никогда не выражал чувств; он как бы стыдился их и в этом был сыном своего века, про который сам же сказал, что «чувство было дико и смешно».3Любовь для автора и Татьяны - огромная, напряжённая духовная работа. Для Ленского – необходимый романтический атрибут. Для Онегина любовь – это не страсть, а флирт4и для автора, как он сам позволяет заметить. Истинное чувство он познаёт только лишь к концу романа: когда приходит опыт страданий.

Люблю я бешеную младость…

Перейдём к героям. Друг Онегина – Ленский: «…наиболее странное и смешное в глазах света существо…»5Он приводит Онегина в дом к Лариным и знакомит его со своей будущей женой- Ольгой. И здесь Онегин делает первую ошибку:

Скажи, которая Татьяна?

Почему он спрашивает про Татьяну, если приехал знакомиться с Ольгой? Именно здесь начинается завязываться любовный сюжет романа. Татьяна посылает любовное письмо Евгению. Онегин же, как хорошо воспитанный человек дворянского общества и как романтик (в какой-то степени), выдерживает паузу, не приходит в дом к Татьяне. Но все же. Письмом он тронут, но не поддерживает «романтическую игру», понимая «тоску неопытной души». Он готов любить Татьяну, но лишь «любовью брата» и не более того. Многие видят в Онегине холодного эгоиста, а многие считают, что Пушкин сам хотел нам показать Онегина именно таким.

Сюжет 3-5 глав повторяется в 8 главе. Только теперь письмо пишет не Татьяна, а Евгений. Кульминация здесь заменяет развязку; финал остаётся открытым; читатель и автор расстаются с Онегиным на крутом переломе его судьбы.

Онегин, в отличие от романтических героев, непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами российской жизни и с людьми 1820-х годов. Впрочем, Пушкину этого мало: он хочет, что бы его герой был в той же мере «условным», литературным персонажем, с какой производил впечатление героя, «списанного» с реальности. Именно по этому Пушкин дал герою такое литературное имя и такую литературно-вымышленную фамилию.

Автор относится к своему главному герою с небольшой иронией, чего не скажешь о Ленском. Пушкин не старается углубить образ Ленского, в отличие от Онегина. Но в этом то и дело: автор исключает любую окончательность романа. Ленский ранен на дуэли в грудь, его жизнь оборвалась. Но где-то в подтексте видна мысль автора: стань Владимир «героем», он сохранил бы свой помещичий дух, простой и здоровый; сделайся он уездным помещиком - всё равно не утратил бы «поэтический пыл души». Только смерть способна прервать это.

Знакомя читателя с Татьяной, автор замечает, что «впервые именем таким» освещены страницы русского романа. Это значит, что героиня тесно связана с миром провинциальной (деревенской) жизни, как это показывает нам сам автор.6Во-первых, это имя, как подчёркивает сам автор, имеет узнаваемую литературную «рифму»- Светлана- героиня одноимённого рома Жуковского «Светлана». Во-вторых, фамилия Ларина, на первый взгляд кажущаяся простой, провинциальной, так же вполне литературна, происходит от образа: Лар. Будучи уездной провинциальной барышней, она читала много романов. Именно оттуда она почерпнула образ «молодого тирана» Онегина, его таинственно романтические черты. И ведь именно литературного Онегина она полюбила, именно «литературному» Онегину она послала письмо, ожидая от него литературной же реакции, такой, про которую она читала в романах.

После отъезда Онегина в Петербург Татьяна попадает в его кабинет. Те книги, которые читал Онегин, Татьяна тоже пыталась читать, но, глядя на них взглядом Онегина, пыталась понять его через книги, внимательно следила за отметками на полях. И тут позиция автора полностью сближается с позицией Татьяны: он – «не создание ада или небес», а, может, лишь пародия «на свою среду обитания». И здесь происходит то, что, на мой взгляд, должно было произойти: Татьяна становится полной противоположностью Онегина.

На протяжении всего романа Татьяна меняется: она научилась сдерживать свои чувства, вышла замуж, из провинциальной девушки превратилась в уездную барышню. Но, в романе есть ещё один персонаж, который меняется вместе с Татьяной на глазах учитатель - автор. Это окончательно сближает его с Татьяной. И это объясняет особенно тёплую, лично заинтересованную в судьбе героини интонацию рассказа о ней.

2.2. Лирические отступления об обучении и воспитании.

К ним примыкает философское отступление.7

«Все мы учились понемногу

Чему- нибудь и как- нибудь».

Пушкин учился в лицее. В «Евгении Онегине» он тоже упоминает те годы обучения, вспоминает своих старых друзей.8В самом начале 1 главы, как признаётся автор, «пестрит инопланетными словами».9

«А вижу я, винюсь пред вами,

Что уж и так мой бедный слог

Пестреть гораздо б меньше мог

Инопланетными словами»

Он привык к ним. А так ли это на самом деле?

Когда мы начинаем читать последующие главы, мы видим, что Пушкину вовсе не нужны инопланетные слова. Он прекрасно обходится без них. Автор умеет говорить по-русски блестяще, остроумно и богато. Чего нельзя сказать о его главном герое. Онегин очень часто использует французский и английский языки. Да еще при этом так, что было очень трудно понять, где его родной язык.

Это высказывание: «Все мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» относятся и к Онегину. Разве мог человек, который так учился, говорить с приятелем на исторические темы, задаваться философскими вопросами и чтением литературных, зарубежных книг? Конечно же, нет. Значит, автор дает нам понять, что Онегин неплохо образован, как и он сам.

5 строфа 1 главы, весьма критически оценивает уровень образованности Онегина, но затем в 8 строфе этой же главы делается вывод, что Онегин знает не так уж и мало. Читая 1 главу, мы сравниваем Онегина с выдающимися личностями того времени: с самим Пушкиным, Чаадаевым и Кавериным. Ему не доступны те знания, которые доступны были им, не доступны их таланты и умения. Онегин был «ниже» их, намного «ниже», но гораздо «выше» среднего человека своего круга – это и не прощает ему его круг.

От этого он бежит, скрывается в деревне, которую он получил в наследство от своего дяди.

2.3. Любовь к родине, природе. 10

Когда Онегин приехал в деревню, всё ему казалось интересным:

Два дня ему казались новы

Уединённые поля

Прохлада сумрачной дубравы

Журчанье тихого ручья…

Но уже через несколько дней его отношение к деревенской жизни изменилось:

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон;

Потом увидел ясно он,

Что и в деревне та же скука…

Про какую скуку говорит автор? Разве может быть скучно там, куда ты переехал только что, не успев даже разобраться в новой жизни, привыкнуть к ней? Онегин увидел в том обществе, в новом для него провинциальном обществе то же самое, что он видел в дворянском Петербурге. После не столь долгого пребывания Онегина в деревне он не мог себя чем-либо занять: Онегин пытался читать Байрона и по его подобию жил анахоретом (отшельником). В библиотеке Онегина было много книг, но он читал лишь несколько из них:

Хотя мы знаем, что Евгений

Издавна чтенье не любил,

Однако ж несколько творений

Он из опалы исключил:

Певца Гяура и Жуана,

Да с ним еще два три романа…

Но если автор говорит об Онегине и Байроне, как бы связывая их, значит, он читал Байрона и знаком с его творчеством. Здесь, как замечает сам автор, они с Онегиным похожи. Но есть у них одно немаловажное различие: автор, как сам говорит:

Я был рождён для жизни мирной,

Для деревенской тишины…

Значит, деревня была ему ближе каких-либо других мест. Это можно проследить даже по биографии Пушкина: он несколько раз был в селе Михайловское. Именно там были написаны его самые известные произведения и много стихотворений: «Зимний вечер», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), которое было посвящено Анне Керн. В романе тоже есть несколько строк, которые Пушкин посвятил Анне; вот что она пишет в своих записках: «Вот те места в 8 главе «Онегина», которые относятся к его воспоминаниям о нашей встрече у Олененых:

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Но вот толпа заколебалась,

По зале шепот пробежал,

К хозяйке дама приближалась…

За нею важный генерал.

Она была не тороплива,

Не холодна, не горделива,

Без взора наглого для всех,

Без притязанья на успех…11

Но не Онегину. Ему было скучно в деревне, он от скуки заменил барщину лёгким оброком:

«Ярём он барщины старинной

Оброком лёгким заменил»…

Все соседи Евгения смотрели на него искоса, и через некоторое время перестали с ним общаться вовсе. Здесь автор не даёт никакой оценки своему герою, и никак не поддерживает его, как это было обычно. Но Онегина утомляла на только жизнь в деревне.

Лирические отступления о театре, балете, драме и творчестве.12

Живя в городе, он, как и обычный молодой человек того времени, ходил на различные балы, театры, банкеты. Первое время, как и всем, ему нравилась такая жизнь, но потом эта симпатия к такой однообразной жизни угасла:

…Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, косясь, наводит

На ложи незнакомых дам;…

Раскланялся потом на сцену

В большом рассеянье взглянул-

Отворотился и зевнул

И молвил: «Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел…13

Но, жизнь молодого светского человека не убила в Онегине чувства, как кажется на первый взгляд, а «только лишь охладила его к бесплодным страстям».14Теперь Онегину не интересен ни театр, ни балеты, чего нельзя сказать об авторе. Для Пушкина Петербургский театр - «волшебный край», о котором он упоминает в ссылке:

Услышу ль вновь я ваши хоры?

Узрю ли русской Терпсихоры

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина;…

Летит, как пух от уст Эола…15

Смысл жизни автор приобретает в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора здесь однозначен - он, прежде всего, поэт, жизнь его немыслима без творчества, без тяжелой, напряженной духовной работы. Именно в этом ему противоположен Онегин. У него просто нет потребности в работе. И все его попытки погрузиться в чтение, писать автор воспринимает с иронией: «Труд упорный ему был тошен…» Этого нельзя сказать об авторе. Он пишет, читает там, где созданы условия для этого.

Пушкин часто вспоминает о Москве, как о прекрасном культурном уголке и просто, как о прекрасном городе:16

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Но это говорит автор, у Онегина же совершенно другое мнение. Он много поведал в своей жизни, и, как уже было сказано, ему больше не интересно ни в Петербурге, ни в Москве, везде, где он был, Онегин видел одно общество, от которого он хотел скрыться в деревне.

Лирические отступления, навеянные весной17; прощание с юностью.18

Как уже говорилось, роман был начат в Кишинёве 9 мая 1823 года. Тогда Пушкину было всего лишь 24 года; тогда он был молод, полон сил. Но человек взрослеет, меняется. Это не могло не отразиться на «Евгении Онегине». Роман был написан с очень верной характеристикой самого автора:

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц лёгких вдохновенье,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет…

Роман был полностью закончен 25 сентября 1830 года в Болдино, когда Пушкину было уже 31 год. Тогда он понимал, что молодость уже прошла и её больше не вернуть:

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

Где вечная к ней рифма- младость?

Автор пережил много, жизнь принесла ему много обид и разочарований. Но не уму одному. Онегин и автор здесь очень похожи. Но, если Онегин уже разочаровался в жизни, то, сколько же ему тогда лет? В романе есть точный ответ на этот вопрос. Но пойдём по порядку: Пушкин был выслан на юг весной 1820 года. Онегин уехал в Петербург тогда же. До этого «он убил 8 лет в свете»- значит, он появился в обществе примерно в 1812 году. Сколько лет могло быть Онегину в то время? На этот счёт у Пушкина в черновиках сохранились прямые указания: « 16 не больше лет». Значит, Онегин родился в 1796 году. Он старше Пушкина на 3 года! Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят весной и летом 1820 года - Онегину уже 24 года. Он уже не мальчик, а взрослый, зрелый мужчина, по сравнению с 18 –летним Ленским. По этому не удивительно, что Онегин относится к Ленскому чуть покровительственно, по- взрослому смотрит на его «юный жар и юный бред». Это ещё одно различие автора с главным героем.

Весной, когда Пушкин пишет 7 главу «Евгения Онегина», он полностью утверждается в том, что молодость уже прошла и её уже не вернуть:

Или с природой оживлённой

Сближаем думою смущенной

Мы увяданье наших лет,

Которым возрожденья нет?

Заключительные лирические отступления: прощание с читателями, с героями романа.19

Роман был так же резко закончен, как и начат. Как уже упоминалось раньше, Пушкин исключал любую законченность романа, и поэтому после встречи Онегина с Татьяной мы не знаем дальнейшую жизнь Онегина. Литературоведы предполагают, по незаконченным черновикам, что Онегин мог сталь декабристом, или был причастен к декабристскому восстанию на Сенатской площади. Роман кончается прощанием с читателями; Пушкин отводит большую роль нам в самом конце романа, чем своему главному герою. Его он оставляет на крутом переломе его судьбы:

…И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы его оставим,

Надолго… Навсегда…

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче, как приятель.

3. – Духовный мир, мир мыслей, переживаний.

«Онегин» - есть самое задушевное

произведение Пушкина,

Самое любимое дитя его фантазии.

Здесь вся жизнь, вся душа,

вся любовь его;

здесь его чувства, понятия,

идеалы».

(В.Г. Белинский)

3.1. Характеристика романа.

Известный критик В.Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». И это действительно так. В пушкинском романе сказано так много, так всеобъемлюще о жизни России в начале 19 века, что если бы мы даже ничего не знали об эпохе того времени, читая роман «Евгений Онегин» мы всё-таки узнали бы многое. Но почему же именно энциклопедия? Дело в том, что энциклопедия – приведённое в систему обозрение, как правило, от «А» до «Я». Таковым является роман. Если внимательно просмотреть все лирические отступления автора, мы увидим, что они «развёрнуты» от «А» до «Я».

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Сам автор тоже характеризует свой роман. Он называет его «свободным». Эта свобода – прежде всего, непринуждённая беседа автора с читателями с помощью разнообразный лирических отступлений, выражение мыслей авторского «Я».

А ныне все умы в тумане,

Мораль на нас наводит сон,

Порок любезен - и в романе,

И там уж торжествует он…

Такая форма повествований – с лирическими отступлениями - помогла автору воссоздать картину общества, в котором он живёт: читатели узнают о воспитании молодёжи, о том, как она проводит своё свободное время, буквально, прочитав 20 строф. Прочитав 1 главу, мы увидели образ Онегина.

Как писал Герцен: «…образ Онегина настолько национален, что встречается во всех романах, которые получают какое-либо признание в России, и не потому, что хотели копировать его, а потому, что постоянно наблюдали возле себя или в самом себе».

Роман «Евгений Онегин», как уже было сказано, стал романом- дневником. Вот как писал о романе Н.И. Надеждин: «С каждой новой строкою становилось очевиднее, что произведение сие было не что иное, как вольный плод досугов фантазии, поэтический альбом живых впечатлений таланта, играющего своим богатством.… Само явление его, с неопределённо-периодическими выходами, с беспрестанными пропусками и скачками, показывает, что поэт не имел ни цели, ни плана, а действовал по свободному внушению играющей фантазии».

3.2.Характеристика Байрона и западноевропейского романа.20

Евгений Онегин после не столь долгого пребывания в деревне не мог себя чем-либо занять: он пытался читать Байрона и по его подобию жил анахоретом (отшельником). Пушкин тоже читал Байрона. И, как замечают многие критики, роман «Евгений Онегин» похож на большинство романов Байрона. Они оба в романе обращаются к читателю, к самому себе, не боятся изображать действительность такой, какая она есть на самом деле. Но Пушкин не старается подражать Байрону напрямую, он вообще не старался специально подражать Байрону. У них совершенно разные языки общения. Известный критик Белинский сказал о романе так: «И за то «Онегин» в высшей степени оригинальное и национально – русое произведение». Роман Пушкина не похож на другие западноевропейские романы: «Картины Пушкина полны, живы, увлекательны. «Онегин» не скопирован с французского или английского; мы видим своё, слышим свои родные поговорки, смотрим на свои причуды...» Так отозвался о романе Пушкина критик Полевой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Из всего вышесказанного можно сделать выводы:

Пушкин показал в своём романе не только жизнь и быт столичного и провинциального дворянства, но и нарисовал широкий историко-культурный фон;

Он сумел расширить географический фон своего романа: Москва, Петербург, Деревня (средняя полоса России), Одесса, Молдова, Крым, Кавказ.

Пушкин является полноправным героем романа, как и Татьяна, и Онегин, и Ленский.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Белинский В.Г. Избранные статьи. Л., Лениздат, 1979, 216 с.

Керн (Маркова- Виноградская) А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка (Сост., вступ. ст. и прим. А.М. Гордина.) М.: Правда, 1989.- 480 с., 8 л. ил.

Керн (Маркова- Виноградова) А.П. Воспоминания о Пушкине Сост., вступ. ст. и примеч. А.М. Гордина.- М.: Сов. Россия, 1988. – 416 с., 8 ил.

Марацман В.Г. Роман А.С. Пушкина в школьном изучении. Пособие для учителя, - М.: Просвещение, 1983. – 159 с.

Пушкин А.С., Собрание сочинений в 10 томах, тт. 4 и 5 Гослитиздат, М. 1960.

Большой справочник для школьников и поступающих в вузы Э.Л Безносов, Е.Л. Ерохина, Н.Л. Карнаух и др. Сост. В.Ф. Чертов.- М.: Дрофа 2004.- 432с. – (Большой справочник для школьников и поступающих в вузы).

Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. В 12 томах. Изд. 3. Том 11 Язык и литература 480 стр. с ил. и карт.

Русские писатели. XIX век: Биографии. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. А.Н. Архангельский, Э.Л. Безносов, В.А. Воропаев и др. – М.: Дрофа 2000. – 464 с.

Русская литература. XIX век. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы Э.Л Безносов, И.Ю. Бурдина, Н. Ю. Буровцева и др.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа 2001- 720 с.

Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов.- Составление, комментарии Л.А. Сугай.- М.: «Рипол Классик», 1988.- 768с.