Районный Дом детского творчества Дети страны Уйкоаль для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009 "

Творчество Растрелли Бартоломео-Карло

Растрелли Бартоломео-Карло (1675 - 1744)

Это скульптор. По происхождению итальянец. В скульптурной мастерской Флоренции прошёл хорошую художественную выучку. И всё это пригодилось ему в России. куда он был приглашён Петром I для украшения новой русской столицы Санкт-Петербурга. В его обязанности входило проектирование дворцов, каскадов и фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых пород, отливка скульптуры из меди, свинца и железа, изготовление портретов из воска и гипса, а также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание декораций и машин для театральных представлении. Специальным пунктом договора предусматривалось, что Растрелли обязуется готовить учеников. 24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и стал первым из великих скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался здесь навсегда. Здесь он стал ведущим представителем стиля барокко .

Бартоломео-Карло Растрелли

Его след в искусстве России

Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он работал по планировке Санкт-Петербурга. Но вскоре французский архитектор Ж.-Б. Леблон , оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры. Но нет худа без добра. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствующую победоносному духу петровского царствования, с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи, с ее интересом к деятельной личности. Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные черты.

Его работы (не сохранившиеся)

1. Бронзовые фигуры на мотивы басен Эзопа . Они были расставлены на левом берегу Невы и были впоследствии подарены Екатериной II графам Остерману и Бецкому, которые приказали их перелить; таким образом они уничтожены.

2. Бронзовый бюст первого российского солдата С.Л.Бухвостова , отлитый Растрелли по приказанию преобразователя России

3. Свинцовые статуи работы, украшавшие собой аллеи и фонтаны Летнего и Петергофского садов.

Его работы (сохранившиеся)

4. Бронзовый бюст Петра Великого, хранящийся в так называемой Аполлоновой зале Зимнего дворца

Б-К. Растрелли. Бюст Петра I

5. "Восковая персона" Петра I - раскрашенная фигура в натуральную величину, облачённая в одежды Петра.

6. Два бюста Петра I: один в дереве - для военного корабля, другой - из позолоченного свинца

7. Статуя Петра I верхом на коне и барельефы петровского монумента на площади перед Инженерным замком.

Б-К. Растрелли. Памятник Петру I у Михайловского замка

Первый конный памятник в российском искусстве потребовал много времени для своего создания. Вначале была сделана небольшая модель будущего памятника, а 1724 году модель появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет, уже после смерти скульптора, при участии его сына, архитектора Ф.-Б. Растрелли, статую отлили в бронзе. В 1800 году Павел I установил памятник перед Михайловским замком. Там он стоит и поныне с надписью "Прадеду - правнук". 8. Бронзовая статуя императрицы Анны Иоанновны в сопровождении пажа («Анна Иоанновна с арапчонком»).

Нереализованный проект

Петр I решил в Санкт-Петербурге поставить Триумфальный столп, наподобие римской колонне Траяна . Он должен был увековечить победы России в Северной войне 1700 – 1721 гг. Этот столп представлял собой огромную колону, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны. Наверху колонны должна была находиться статуя Петра I. Работы по архитектуре колонны сначала вёл К-Б.Растрелли. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра I его Екатерина I, ставшая императрицей. передала эту работу другому человеку. Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а какая Нартовым. Тем не менее, решение этого своеобразного памятника характерно для творчества Растрелли. После смерти Петра колонну стали называть "Столп памяти Петра I и Северной войны". Реализовать идею не удалось. Была сделана только модель, и то не полностью. В 1938 году модель реконструировали, и сейчас она находится в Эрмитаже.

Первая портретная работа Б.-К. Растрелли в России – бюст А.Д. Меншикова.

Время его создания – конец 1716 года. Над бюстом работали 14 человек: кузнец с помощниками, столяр, плотник, каменщики, слесарь, два ученика и переводчик.

В 1717 году бюст был отлит из бронзы. Он сохранялся до конца XIX века у потомков Меншикова. В 1849 году он был повторён в мраморе скульптором Витали.

Это типичный парадный портрет, холодный и театрализованный. Князь изображён в лёгком, подчёркнуто спокойном и величавом повороте, как бы взирающим с благосклонной строгостью на подчинённых. На нём надет богатый рыцарский доспех с рельефными украшениями. Вокруг шеи повязан шарф из драгоценных кружев, на груди орденская лента и звёзды. Крупно завитые локоны парика, обрамляя надменное властное лицо с высоким лбом и несколько удлинёнными крупными чертами, свободно ниспадают на плечи.

Всей композицией бюста и его деталями скульптор стремился создать образ мудрого государственного мужа и в то же время показать, что это полководец, победитель во многих сражениях. Об этом напоминают доспех, воинские награды и барельеф на латах с изображением батальной сцены. Локоны, рассыпавшиеся по плечам, и складки мантии, окаймляющей нижний срез бюста, образуют своеобразное живописное по контуру обрамление.

Бюст Меншикова (1717)

Мраморная копия XIX века

Вместе с тем, сквозь общую парадность портрета ясно различимы черты более глубокого раскрытия образа, чем это предписывалось канонами барочного придворного портрета. Скульптор сумел увидеть в своей модели не только «полудержавного властелина», волевого и умного сподвижника Петра, но и много испытавшего на своём веку человека. Лицо Меншикова, которому в то время было 47 лет, под внешним лоском высокомерия и величия таит тревогу, а две резкие складки между бровями придают всему облику оттенок жестокости.

Растрелли Бартоломео-Карло
Годы жизни: 1675г. - 1744г.
скульптор

Бартоломео-Карло Растрелли родился в 1675 году во Флоренции, в семье состоятельного дворянина Франческо Растрелли. Заметив художественные наклонности сына, отец отдал его в скульптурную мастерскую, где Растрелли прошел отличную выучку. Он хорошо рисовал, умел работать в бронзе, постиг художественное литье и ювелирное дело, получил навыки архитектурного проектирования, познакомился со строительной техникой и гидравликой, освоил искусство театрального живописца. Но применить свои способности па родине он не смог: некогда процветавшая Флоренция переживала тяжелый экономический и политический кризис.
Не нашлось заказов и при папском дворе в Риме. Растрелли возвращается во Флоренцию, вскоре женится на испанской дворянке, вместе с ней едет в Париж. Там в 1700 году у них родился сын - будущий знаменитый архитектор. В 1707 году за изготовление надгробия маркизу де Помпону, министру Людовика XIV, которое понравилось вдове и многим влиятельным лицам, Растрелли получил графский титул.
Он проектирует несколько надгробий, в которых заметны черты стиля барокко, сложных и динамичных по композиции, с множеством аллегорических фигур. Однако французская критика заявила, что у приезжего итальянца "испорченный" вкус, так как во Франции начала XVIII века господствующим становится классицизм, чуждый барочным формам.
Но, несмотря на попытки Растрелли приноровиться к Французскому вкусу, новых крупных заказов не поступало.
Царствование Людовика близилось к концу, и многие мастера не имели заказов. Петр I, заинтересованный в привлечении в Россию художников, и понимая создавшуюся обстановку, писал русскому резиденту во Франции Н. Зотову, чтобы тот не упустил "потребных н добрых" мастеров.
В апреле 1715 года Зотов начинает вести переговоры со многими мастерами, в том числе и с Растрелли. С 1 мая 1715 года скульптор уже был принят по договору "с сыном своим и учеником работать в службе царского величества три года во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет".
В его обязанности входило проектирование дворцов, салоп. каскадов и фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых пород, отливка скульптуры из меди. свинца и
железа, изготовление портретов из воска и гипса, а также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание декораций и машин для театральных представлении. Специальным пунктом договора предусматривалось, что Растрелли обязуется готовить учеников.
24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и стал первым из великих скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался здесь навсегда.
Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он участвовал в планировке Васильевского острова и в строительстве дворца в Стрельне, представил на конкурс проект здания Соната, делал модели гидравлических машин для фонтанов, преподавал в рисовальном отделении Академии паук, исполнял эскизы маскарадных костюмов. а также занимался скульптурой. Но вскоре французский архитектор Ж.-Б. Леблон, приехавший почти одновременно с Растрелли и соперничавший с ним, оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому разносторонне одаренный Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры и прежде всего показал себя как изумительный портретист. Он сумел
соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствующую победоносному духу петровского царствования, с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи, с ее интересом к деятельной личности.
Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные черты. Первой значительной портретной работой является бюст А. Д. Меншикова, выполненный в конце 1716 года. Годом позже появилась эта работа в бронзе, а в конце 1840-х годов скульптор Витали повторил портрет в мраморе (ГРМ).
Многократно обращался Растрелли к образу Петра I. Еще при жизни царя. г, 1719 гиду он снял с него маску (ГЭ), творчески интерпретировал ее и создал абсолютно достоверный портрет. Тогда же был сделан восковой бюст Петра в латах. После смерти Петра I по заказу Екатерины I Растрелли выполнил "восковую персону" (ГЭ) - раскрашенную фигуру в натуральную величину, облаченную в одежды Петра. Две последние работы интересны как своего рода "документы".
Подлинной удачен Растрелли является бронзовый бюст Петра 1 (1723-1729, ГЭ; вариант ГРМ): образ, исполненный неукротимой энергии, правдивый и живой, очень динамичный по форме. Б.-К. Растрелли выполнил еще два бюста Петра: один в дереве - для военного корабля, другой - из позолоченного свинца (Копенгагенский музей).
Портретные бюсты Растрелли - скорее монументальные, а не станковые произведения, так как в них переданы не только индивидуальные черты отдельных лиц, но содержание и характер целой эпохи.
Много лет работал Растрелли ли над конным монументом Петра. Еще в 1720 году по заказу царя он сделал небольшую модель будущего памятника. В 1724 году модель появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет. уже после смерти скульптора. ПРИ участии его сына, архитектора Ф.-Б. Растрелли, статую отлили в бронзе. Памятник был установлен Павлом Т лишь в 1800 году перед Михайловским ЗАМКОМ. Там)н стоит и поныне с надписью "Прадеду - правнук". Это - первый конный памятник в русском искусстве, хоть установлен он и позже знаменитого "Медного всадника".
В 1741 году скульптор закончил работу над статуей "Анна Иоанновна с арапчонком" (ГРМ), в которой органично соединились портретная характеристика и монументальное обобщение. Если в образе Петра и его сподвижников - порыв и горение, то в названном произведении - олицетворение одного из самых мрачных периодов истории России.
Портретные работы-не единственное, что оставил Растрелли. Он много работал как мастер декоративной скульптуры в Стрельне, Летнем саду и особенно в Петергофе. Творчество Растрелли заметно сказалось. и на развитии медальерного искусства России. Значительный интерес представляет участие Растрелли в работе над проектом Триумфального столпа, идею которого выдвинул Петр в подражание римской Колонне Траяна. По мысли Петра "столп в память Северной войны" должен был увековечить военные подвиги русской армии, приведшие к образованию могучей Российской империи. Но после смерти Петра колонну стали называть "Столп памяти Петра I и Северной войны".
Грандиозную колонну, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны, должна была венчать статуя Петра I. Однако Tриумфальный столп так и не поставили ни при Петре I. ни при его преемниках. Не была даже закончена модель статуи. Tолькo в 1938 году модель столпа реконструировали, и теперь она находится в Эрмитаже.
Растрелли принадлежит архитектурное решение колонны. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра Екатерина I передала эту работу Андрею Нартову - талантливому резчику и токарному мастеру. Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а какая Нартовым. Тем не менее патриотическая идея этого своеобразного памятника характерна для творчества Растрелли.
Согласно договору, Растрелли должен был обучать одаренных людей "художествам и ремеслам". Он пытался организовать профессиональную школу скульпторов, но не оказалось условий для систематических занятий Все же известно, что у скульптора было много учеников и некоторые из них стали его помощниками.
Умер Растрелли в 1744 году.

Собор Смольного монастыря
Дата создания: 1748г. - 1757г

Сооружение Воскресенского Новодевичьего монастыря на месте, где прежде располагался Смольный двор, начато по проекту Ф.Б. Растрелли в 1748 г. В 1764 г. при монастыре было основано учебное, заведение для девушек дворянского происхождения Смольный институт. В центре монастырского ансамбля возвышается великолепный образец барочной церковной постройки пятиглавый собор, возведенный Растрелли в 1748-1764 гг. Окончательную достройку и внутреннюю отделку собора осуществлял В. П. Стасов в 1832-1835 гг. Двухъярусный основной объем храма увенчивают пять глав, тесно примыкающих друг к другу. Пластика наружных стен отличается исключительным богатством и живописностью. Выступы углов украшены пучками колонн в первом ярусе и пилястр во втором. Окна обрамлены наличниками с перехватами причудливого рисунка. Интерьер собора, исполненный уже в эпоху классицизма, резко контрастирует своей строгостью и простотой с праздничным и нарядным наружным обликом. Корпуса келий повторяют своей крестообразной конфигурацией план храма. Внутренние углы каре корпусов отмечены четырьмя башнеобразными церквами, силуэты и пластика стен которых созвучны собору. Невысокая глухая каменная ограда (возведена в 1750-1760х гг.), окружавшая прежде весь ансамбль, вторя его планировке, сохранилась далеко не полностью (часть северной и западная стена были разобраны). Ее изящные башенки по углам корреспондируют угловым церквам корпусов келий. Колокольня, запланированная Растрелли с западной стороны ансамбля, не была осуществлена. Корпуса келий этой стороны построены в 1832-1835гг. В. П. Стасовым, а в 1860х гг. П. И. Таманский придал их фасадам барочный облик. Между западным фасадом собора и западными корпусами келий в 1832-1835 гг. установлена исполненная по проекту В. П. Стасова решетка строгого классицистического рисунка.

Зимний дворец

Дата создания: 1754г. - 1762

Один из наиболее впечатляющих памятников архитектуры русского барокко. Трехэтажное здание расчленено по высоте на два яруса, что подчеркнуто ордером и горизонтальными тягами. В плане дворец представляет замкнутый четырехугольник с большим внутренним двором и сильно изрезанной линией стен. Каждый из фасадов решен по-своему. Невский как протяженная двухъярусная колоннада со слегка выступающими ризалитами. Южный, выходящий на Дворцовую площадь, имеет более выделенный центр, прорезанный на высоту первого яруса трех-арочным проездом во двор. На западном и восточном фасадах, скомпонованных покоем, особенно подчеркнуты боковые ризалиты. Развитую пластику стен дополняют приставные колонны и пилястры, акцентирующие членения здания, сочные капители, пышные наличники окон, крепованный карниз. Парапет кровли и фронтоны ризалитов украшены многочисленными статуями. Богатая красочная гамма зеленый фон стен, белые колонны, тяги и наличники, темно-желтые капители и лепнина, черные статуи усиливает общее живописное впечатление. Грандиозный пожар в 1837 г. уничтожил внутреннюю отделку, лишь отчасти восстановленную в 1838-1839 гг. В.П. Стасовым и А. П. Брюлловым. Более всего отпечаток стиля Растрелли сохранила Большая церковь с нарядным золоченым декором и Главная (Иорданская) лестница, мраморные марши которой, раздваиваясь, ведут на второй этаж к анфиладе парадных залов. Большинство интерьеров решено в стиле классицизма. Таковы Георгиевский (Большой тронный) зал (Дж. Кваренги, В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов), Гербовый зал (В. П. Стасов).Петровский (Малый тронный) зал (О. Монферран, В. П. Стасов) и др. После Октябрьской революции дворец передан Государственному Эрмитажу. В его залах ныне располагается экспозиция различных отделов музея.

Итальянский скульптор Бартоломео-Карло Растрелли (1675 г. - 1744 г.) родился во Флоренции, в семье состоятельного дворянина Франческо Растрелли. Заметив художественные наклонности сына, отец отдал его в скульптурную мастерскую, где Растрелли прошел отличную выучку. Он хорошо рисовал, умел работать в бронзе, постиг художественное литье и ювелирное дело, получил навыки архитектурного проектирования, познакомился со строительной техникой и гидравликой, освоил искусство театрального живописца. Но применить свои способности па родине он не смог: некогда процветавшая Флоренция переживала тяжелый экономический и политический кризис.

Не нашлось заказов и при папском дворе в Риме. Растрелли возвращается во Флоренцию, вскоре женится на испанской дворянке, вместе с ней едет в Париж. Там в 1700 году у них родился сын - будущий знаменитый архитектор. В 1707 году за изготовление надгробия маркизу де Помпону, министру Людовика XIV, которое понравилось вдове и многим влиятельным лицам, Растрелли получил графский титул.

Он проектирует несколько надгробий, в которых заметны черты стиля барокко, сложных и динамичных по композиции, с множеством аллегорических фигур. Однако французская критика заявила, что у приезжего итальянца "испорченный" вкус, так как во Франции начала XVIII века господствующим становится классицизм, чуждый барочным формам.

Но, несмотря на попытки Растрелли приноровиться к Французскому вкусу, новых крупных заказов не поступало.

Царствование Людовика близилось к концу, и многие мастера не имели заказов. Петр I, заинтересованный в привлечении в Россию художников, и понимая создавшуюся обстановку, писал русскому резиденту во Франции Н. Зотову, чтобы тот не упустил "потребных н добрых" мастеров.

В апреле 1715 года Зотов начинает вести переговоры со многими мастерами, в том числе и с Растрелли. С 1 мая 1715 года скульптор уже был принят по договору "с сыном своим и учеником работать в службе царского величества три года во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет".

В его обязанности входило проектирование дворцов, салоп. каскадов и фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых пород, отливка скульптуры из меди, свинца и железа, изготовление портретов из воска и гипса, а также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание декораций и машин для театральных представлении. Специальным пунктом договора предусматривалось, что Растрелли обязуется готовить учеников.

24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и стал первым из великих скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался здесь навсегда.

Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он участвовал в планировке Васильевского острова и в строительстве дворца в Стрельне, представил на конкурс проект здания Соната, делал модели гидравлических машин для фонтанов, преподавал в рисовальном отделении Академии паук, исполнял эскизы маскарадных костюмов. а также занимался скульптурой. Но вскоре французский архитектор Ж.-Б. Леблон, приехавший почти одновременно с Растрелли и соперничавший с ним, оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому разносторонне одаренный Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры и прежде всего показал себя как изумительный портретист. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствующую победоносному духу петровского царствования, с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи, с ее интересом к деятельной личности.

Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные черты. Первой значительной портретной работой является бюст А. Д. Меншикова, выполненный в конце 1716 года. Годом позже появилась эта работа в бронзе, а в конце 1840-х годов скульптор Витали повторил портрет в мраморе (ГРМ).

Многократно обращался Растрелли к образу Петра I. Еще при жизни царя в 1719 г. он снял с него маску (ГЭ), творчески интерпретировал ее и создал абсолютно достоверный портрет. Тогда же был сделан восковой бюст Петра в латах. После смерти Петра I по заказу Екатерины I Растрелли выполнил "восковую персону" (ГЭ) - раскрашенную фигуру в натуральную величину, облаченную в одежды Петра. Две последние работы интересны как своего рода "документы".

Подлинной удачен Растрелли является бронзовый бюст Петра I (1723-1729, ГЭ; вариант ГРМ): образ, исполненный неукротимой энергии, правдивый и живой, очень динамичный по форме. Б.-К. Растрелли выполнил еще два бюста Петра: один в дереве - для военного корабля, другой - из позолоченного свинца (Копенгагенский музей).

Портретные бюсты Растрелли - скорее монументальные, а не станковые произведения, так как в них переданы не только индивидуальные черты отдельных лиц, но содержание и характер целой эпохи.

Много лет работал Растрелли ли над конным монументом Петра . Еще в 1720 году по заказу царя он сделал небольшую модель будущего памятника. В 1724 году модель появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет. уже после смерти скульптора. При участии его сына, архитектора Ф.-Б. Растрелли, статую отлили в бронзе. Памятник был установлен Павлом I лишь в 1800 году перед Михайловским ЗАМКОМ. Там он стоит и поныне с надписью "Прадеду - правнук". Это - первый конный памятник в русском искусстве, хоть установлен он и позже знаменитого "Медного всадника".

В 1741 году скульптор закончил работу над статуей "Анна Иоанновна с арапчонком" (ГРМ), в которой органично соединились портретная характеристика и монументальное обобщение. Если в образе Петра и его сподвижников - порыв и горение, то в названном произведении - олицетворение одного из самых мрачных периодов истории России.

Портретные работы - не единственное, что оставил Растрелли. Он много работал как мастер декоративной скульптуры в Стрельне, Летнем саду и особенно в Петергофе. Творчество Растрелли заметно сказалось. и на развитии медальерного искусства России. Значительный интерес представляет участие Растрелли в работе над проектом Триумфального столпа, идею которого выдвинул Петр в подражание римской Колонне Траяна. По мысли Петра "столп в память Северной войны" должен был увековечить военные подвиги русской армии, приведшие к образованию могучей Российской империи. Но после смерти Петра колонну стали называть "Столп памяти Петра I и Северной войны".

Грандиозную колонну, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны, должна была венчать статуя Петра I. Однако Tриумфальный столп так и не поставили ни при Петре I, ни при его преемниках. Не была даже закончена модель статуи. Tолькo в 1938 году модель столпа реконструировали, и теперь она находится в Эрмитаже.

Растрелли принадлежит архитектурное решение колонны. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра Екатерина I передала эту работу Андрею Нартову - талантливому резчику и токарному мастеру. Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а какая Нартовым. Тем не менее патриотическая идея этого своеобразного памятника характерна для творчества Растрелли.

Согласно договору, Растрелли должен был обучать одаренных людей "художествам и ремеслам". Он пытался организовать профессиональную школу скульпторов, но не оказалось условий для систематических занятий Все же известно, что у скульптора было много учеников и некоторые из них стали его помощниками.

Бартоломео Карло Растрелли

Бартоломео Карло Растрелли родился в 1675 году во Флоренции. Его семья принадлежала к числу потомственных горожан. Подобно всем детям состоятельных флорентийцев, Бартоломео получил хорошее образование, изучил французский язык, а позднее, когда обнаружились его художественные наклонности, был отдан для профессионального обучения в одну из скульптурных мастерских.

Растрелли прошёл выучку, типичную для флорентийской скульптурной школы. Бартоломео разносторонне подготовили к работе в различных материалах, а также обучили искусству художественного литья. Он хорошо рисовал, не был чужд ювелирного дела, мог выступать как театральный живописец-декоратор. Кроме того, он приобрёл навыки архитектурного проектирования, разбирался в строительной технике и конструкциях, знал гидравлику. Немалую роль в формировании будущего скульптора сыграли и художественные впечатления, полученные во Флоренции.

Однако молодой одарённый мастер не смог найти применения своим силам в Италии и был вынужден покинуть родину. Вступив в брак с испанской дворянкой, Растрелли вместе с ней отправился в Париж. Здесь в 1700 году у него родился сын - будущий архитектор, названный в честь деда - Бартоломео Франческо.

В 1702 году Растрелли получил заказ на проектирование и исполнение пышного надгробного памятника министру Симону Арно маркизу де Помпонну. Сооружение памятника было закончено в 1707 году.

Первое крупное произведение скульптора в Париже встретило суровую критику в художественных кругах. Для французского искусства начала XVIII века с его строгими классическими основами в архитектуре и сдержанным использованием барочных приёмов в скульптуре произведение Растрелли уже казалось проявлением недостаточно взыскательного вкуса.

За пятнадцать лет, прожитых во Франции, скульптору так и не удалось ни достигнуть прочного положения, ни исполнить что-либо выдающееся. Привлечённый широкими перспективами творческой деятельности в новой столице русского государства, Растрелли оставляет Париж. Именно в России он обретёт вторую родину и создаст произведения, обессмертившие его имя. Сначала в России Растрелли выступал прежде всего как архитектор. Однако на пути Растрелли-архитектора вскоре появился серьёзный и даровитый соперник - французский архитектор Александр Леблон.

С первых же дней встречи между ними возникли неприязненные отношения. В «мемории», отправленной Петру 19 сентября 1716 года, Леблон представил всё проделанное Растрелли в Стрельне в самом невыгодном свете: «Имея в своём распоряжении 200 человек и располагая таким сроком, Растрелли надлежало бы распланировать весь сад. Аллеи не подготовлены под посадку деревьев… Каналы центральный и один боковой выкопаны на глубину меньшую, чем им надлежит…»

Растрелли пытался защищаться, но по настоянию француза его таки отстранили от работ в Стрельне. Лишь вмешательство Меншикова удержало мастера от отъезда из России. Но отныне Растрелли уже не выступал в качестве архитектора. С осени 1716 года он полностью обратился к занятиям скульптурой. Однако ещё до этого по его рисункам и модели выполнили декоративное обрамление потолка Парадного зала дворца Монплезир в Петергофе. Здесь мастер сумел добиться сочетания строгой архитектоничности и динамики. Последнее достигнуто им разнообразием ракурсов фигур и сочной моделировкой, создающей впечатление живописности.

Первая портретная работа Растрелли в России - бюст А. Д. Меншикова, ближайшего сподвижника Петра I, - датирована концом 1716 года. Бюст генерал-губернатора - типичный парадный портрет, холодный и театрализованный. И композицией бюста, и его деталями скульптор показывает образ мудрого государственного мужа, полководца, победителя во многих сражениях. Но доминирующего впечатления скульптор добивается не раскрытием психологии портретируемого, а общей импозантностью и обилием декоративных деталей.

В 1719 году Растрелли по окончании очередного годового срока обратился с «доношением» о прибавке жалованья. Но прошение имело обратный результат, царь, когда ему доложили о просьбе Растрелли, велел предложить скульптору «дабы он работы подряжался делать с торгу» - исполнять заказы по отдельным договорам.

Переход с гарантированного «государевого жалованья» на подрядную работу ухудшал положение Растрелли. Растрелли заверили, что его обеспечат подрядными работами, и 5 июля 1719 года он «учинил договор, чтобы ему брать поштучно, а не годовое жалованье».

1721 год в творческой биографии Растрелли отмечен работой над значительными декоративными произведениями. Пётр I предложил скульптору исполнить модель Триумфального столпа в честь побед в Северной войне, «чтобы в нём явить и показать виктории его величеством одержанные». Растрелли довольно быстро создал модель. С тех пор в его творчество прочно вошла и утвердилась патриотическая тема победоносной борьбы России с грозным врагом. Триумфальный столп, выполненный в задуманном масштабе, мог бы стать впечатляющим монументальным памятником Санкт-Петербурга.

Той же теме были посвящены девять аллегорических барельефов для Большого каскада в Петергофе, отлитых в марте 1721 года из свинца.

В ноябре 1721 года Растрелли исполнил «голову», которую «делал он по своему чертежу и по модели», то была гипсовая голова царя. «Голова Петра» - не простой слепок, а документальный портрет, сочетающий точность маски и живое ощущение художника. Растрелли сумел проработать маску с такой художественной чуткостью, что она как бы ожила, одухотворённая искусством.

1722 год мастер начал с исполнения другого царского заказа - статуи Петра во весь рост, предназначенной для украшения одной из площадей новой столицы. Из описания модели можно понять, что художник готов был исполнить монумент со сложным композиционным построением, рассчитанным на разнообразные зрительные впечатления.

В последние два года жизни Петра I Растрелли работает особо интенсивно, исполняя самые различные работы: фонтанные группы, портреты, декоративные скульптуры и даже иногда выступает как архитектор.

Весной 1723 года он закончил одну из парных фигур «Гладиаторов» для Большого каскада в Петергофе. Затем вылепил «великую барелиефу восковую» с изображением Полтавской баталии, которую Пётр приказал поставить в своём кабинете.

В 1723–1724 годах Растрелли выполнил два бюста Петра: первый «новым римским манером» был вылеплен в августе 1723 года и второй - «старинным римским манером» - в марте 1724 года. Отлили бюсты одновременно - в июне 1724 года.

Бронзовые бюсты Петра - одно из высших достижений творчества Растрелли. Эти скульптуры, образной основой которых послужила «гипсовая голова» Петра 1721 года, дают наиболее проникновенную и разностороннюю характеристику личности Петра, и вместе с тем это художественные образы колоссальной обобщающей силы.

Тридцатые годы XVIII века в творчестве Растрелли отмечены созданием большого числа крупных произведений монументального характера. Он выполнил сложные по композиции многофигурные декоративные группы для фонтанов, статую Анны Иоанновны, скульптурные портреты.

Растрелли довелось открыть новую страницу в развитии русской скульптуры, выполнив в натуре статую, предназначенную для установки на площади столицы. Именно с этой статуи начинается расцвет монументальной скульптуры в России, хотя по политическим причинам памятник на улицу так и не попал.

Работу над ним Растрелли начал сразу после возвращения из Москвы в Петербург в сентябре 1732 года. Всего за четыре месяца колоссальная по массе статуя императрицы была вылеплена и подготовлена к формовке. Но только в начале 1741 года Растрелли сообщил, что «вылитый из меди портрет во окончание приходит» и велел выгравировать на лицевой стороне плинта свой титул, фамилию и дату завершения работы.

Н. И. Архипов и А. Г. Раскин в книге о Растрелли пишут:

„Анна Иоанновна с арапчонком“ - коронационный портрет императрицы. Она стоит на тронном помосте, покрытом бархатом, отороченным бахромой с кистями. Поза её заученно торжественна: надменная осанка, голова чуть повёрнута вправо. Величественным жестом правой руки она выставила вперёд и повелительно наклонила скипетр, а левой рукой указывает на „державу“, которую подаёт арапчонок. Лицо её непроницаемо, ничто не выдаёт мысли и чувства - это маска царственного спокойствия и уверенности…

…Несмотря на общую импозантность облика, скульптор добился того, что за окаменевшими чертами лица чувствуется жестокая и властолюбивая натура. За сверкающим парадным убором видишь женщину недальнего ума с насторожёнными мыслями, замкнутую и подозрительную. Всматриваясь в фигуру Анны, в её тяжёлое лицо с грозно остановившимся взглядом, соглашаешься с описанием, которое дала Н. Б. Шереметева: „Престрашного была взору; отвратное лицо имела, так была велика, что когда между кавалеров идёт, всех головою выше и чрезвычайно толста“.

Последние четыре года жизни (1741–1744) Растрелли отмечены мощным творческим подъёмом. Мастер достойно завершил свой долгий путь в искусстве. Этот период знаменателен созданием одного из самых его совершенных произведений - конного монумента Петра I.

Ещё в конце 1716 года Растрелли получил указание Петра отлить его конную статую и бронзовый барельеф. В начале 1719 года он показал царю модель конного монумента, отлитую из свинца осенью 1717 года. Пётр одобрил модель. Затем Растрелли снимает маску с лица Петра для достижения абсолютного портретного сходства. По снятой маске Растрелли исполнил в том же 1719 году восковой раскрашенный бюст Петра в латах.

Хотя к 1724 году Растрелли так и не получил повеления приступить к работе, он был твёрдо уверен, что ему скоро предстоит осуществление грандиозного проекта. К сожалению, его ожиданиям не суждено было сбыться: модели надолго остались у скульптора.

Они вновь были «опробованы» только 22 июля 1743 года. Однако мастер, которому уже исполнилось шестьдесят восемь лет, нашёл в себе творческие силы, чтобы создать совершенно новый монумент. Он перерабатывает первоначальную модель, утверждённую Петром. Изменения направлялись в сторону большей композиционной лаконичности и обобщения пластической формы.

Увы, скульптор так и не увидел своё самое капитальное произведение отлитым в металле. Растрелли умер 18 (29) ноября 1744 года.

Его сын - великий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли добился продолжения работы. 14 декабря 1744 года царским указом ему было поручено «зачатое отцом его дело исправлять». Но конный монумент был установлен перед въездом в Михайловский замок только в конце лета 1800 года! С этого времени конный монумент органически вошёл в пейзаж города на Неве.

«Над прямоугольным плинтом, плоскость которого сверху смягчена едва заметным волнообразным возвышением, высится исполинская фигура Петра на могучем коне, - пишут Архипов и Раскин. - Растрелли представил его не на поле битвы, а как бы обозревающим новую столицу - флот, полки, крепостные бастионы… Голова Петра повёрнута чуть влево. Его лицо полно силы и спокойствия. Все черты плавны, округлы и вместе с тем мужественны. Огромные глаза под орлиными дугами бровей „всевидящим“ взглядом пронизывают даль. Волосы, ниспадая назад, обрамляют благородный овал лица; выбившиеся пряди подчёркивают крутой лоб. На голове Петра лавровый венок, но его листья трактованы как языки пламени. Левой рукой он держит поводья коня, правой сжимает жезл полководца. Фигура Петра поражает гигантским сложением - мощные плечи, широкая грудь, крупные руки. На нём одет воинский доспех, тяжёлый кованый панцирь, который по плечу только богатырю. На ногах римские сандалии и подколенники в виде львиных полумасок. Головой льва украшена и рукоять меча. Через грудь за плечи переброшена порфира с рельефными гербами, подбитая горностаем. Пётр неколебимо сидит на послушном ему коне.

Примечателен тип коня. Скульптор избрал не изящную породистую лошадку, а под стать всаднику - богатырского коня. „Гордясь могучим седоком“, конь медленно поднял правую переднюю ногу и чутко замер, выгнув упругую шею. Убор коня по-царски богат: ковровый чепрак с подвесками, осыпанные драгоценными каменьями шлея и уздечка…

…В истории мирового искусства растреллиевский памятник Петру - один из блестящих образцов решения темы, начатой ваятелями античности, развитой мастерами ренессанса и барокко. И особая его ценность состоит именно в том, что Растрелли, отказавшись от перегруженности и театрализованности монументов барокко, возродил на новой основе лучшие ренессансные традиции и создал великолепный образец русского монументального стиля…

…Огромная пластическая культура ренессанса и барокко, освоенная Растрелли и воплощённая в его творениях, безупречное мастерство владения материалом - всё это оказало большое влияние на творчество русских скульпторов последующих поколений. Трудно переоценить роль Растрелли как скульптора-портретиста. Созданные им бюсты во многом предопределили дальнейшую реалистическую направленность развития этого жанра в отечественном ваянии».

Из книги Энциклопедический словарь (Р) автора Брокгауз Ф. А.

Растрелли Растрелли (Rastrelli) – два художника-итальянца, трудившиеся в России. 1) Карло Бартоломео Р., литейщик из металла и скульптор. Время его рождения, равно как и смерти, неизвестно. Купил себе во Франции графский титул и в 1716 г. был вызван Петром Великим в Петербург для

Из книги 100 великих архитекторов автора Самин Дмитрий

ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ (1700-1771) Среди славной когорты зодчих, создавших неповторимый облик Петербурга, особое место занимает итальянец Франческо Бартоломео Растрелли, или, как его еще называли на русский манер, Варфоломей Варфоломеевич. Он прожил большую и,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЕВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

Из книги 100 великих авантюристов автора Муромов Игорь

ПЛОЩАДЬ РАСТРЕЛЛИ Площадь Растрелли находится на пересечении Шпалерной улицы, улиц Смольного, Пролетарской Диктатуры и переулка Кваренги.Первоначальное название площади у Смольного собора – Смольная площадь – известно с 1821 года. 30 июля 1864 года ей присвоили имя

Из книги 100 великих любовниц автора Муромов Игорь

Меркурий, завязывающий сандалию (1744 г.) Сложность и противоречивость развития французской скульптуры XVIII века нашли отражение в сверкающих мастерством и темпераментностью работах Жана Батиста Пигаля. В творчестве скульптора прослеживаются две линии. Его работы

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Клод-Александр Бонневаль (1675–1747) Один из удивительнейших авантюристов XVIII века, известен под именем Ахмет-паши. Клод-Александр родился 14 июня 1675 года в Куссаке (Лимузен) в знатной, родственной дому Бурбонов семье. Он воспитывался в иезуитской коллегии. В 13 лет поступил на

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Мари Пти (1675 -?) Французская куртизанка. Уехала с любовником в Персию. После его смерти провозгласила себя посланницей Парижа. В 1715 году сбылась её заветная мечта: персидский шах, никогда не направлявший послов к иностранным монархам, пожелал иметь своего представителя

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Площадь Растрелли Площадь Растрелли находится на пересечении Шпалерной улицы, улиц Смольного, Пролетарской Диктатуры и переулка Кваренги.Первоначальное название площади у Смольного собора – Смольная площадь – известно с 1821 года. 30 июля 1864 года ей присвоили имя

Из книги Популярная история - от электричества до телевидения автора Кучин Владимир

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

1744 г. Людольф На заседании Берлинской королевской академии врач Христиан Фридрих Людольф (1707–1763) зажег эфир с помощью наэлектризованного железного прута. Очевидно, что он делал этот опыт и ранее. Позднее Людольфа показали в этом году действие искры другие физики, в