Бесконечная Земля Терри Пратчетт и Стивен Бакстер

(Пока оценок нет)

Название: Бесконечная Земля

О книге «Бесконечная Земля» Терри Пратчетт и Стивен Бакстер

В 1986 году у Терри Пратчетта появилась идея создать роман, о параллельных мирах, поэтому книга «Долгая Земля» появилась только через 26 лет.Роман «Долгая Земля» вместил в себя и часть юмора, и грусть, и приключения и философские размышления. От этого становится не понятно, с какой части проще всего начать рассказ.

Скачать книгу Терри Пратчетт и Стивена Бакстера «Бесконечная Земля» можно внизу страницы в формате epub, fb2, rtf, txt.

События происходили на Земле, на которой мы живем и существуем, на которой мы мечтаем и воплощаем свои мечты в реальность, но в один миг кое-что изменило обычную жизнь в мире. С того момента все стало по-другому, поэтому этот день называют «Днем Шага».

Терри Пратчетт и Стивен Бакстер «Бесконечная Земля»

Новый мир, который появился в воображении человека, не являлся точной копией Земли и даже не был похож на нее. Но больше всего его отличало полное отсутствие людей, параллельный мир, в котором нет цивилизации и двойников. История рассказывает о том, как каждый человек свободно перемещается с одной Земли на другую, в ходе действия он меняется, открывает много возможностей, и приобретает что-то новое, но, в то же время и теряет. В общем, можно сказать, что «мир перевернулся».

Ничего хорошего, это открытие не принесло, только большое количество пропавших, погибших людей, несчастные случаи. Люди, которым не удалось попасть в другой мир, обозлились на тех, кому это удалось, они стали черствыми, грубыми, пытаются протестовать и устраивают митинги. То есть обстановка на Земле, движется к Концу света.

Весь роман практически, повествует о двух людях – Джошуа Валенти и мистере Лобсанг, которые отправились искать конец этого длинного параллельного мира. Летающий корабль, на котором они отправились в путешествие, был оснащен всем необходимым – спальней, кухней, бытовыми предметами и прочим. С очень большой скоростью корабль передвигался, но по надобности мог останавливаться, то есть замедлять свое движение, чтобы люди могли изучить местность, в которой находились. В ходе своего путешествия, герои вместе с читателями узнают о мифических существах, эльфах, какими бываю динозавры и кто такой Джокер. Но что — то героев значительно пугает, и они пытаются убежать от происходящего, вот только чем быстрее они пытаются убежать, тем дальше они отдаляются от своей Земли. По пути, они встречают девушку по имени Селли, и как очень странно они с Джошуа очень похожи.

«Долгая Земля»

Интригующая атмосфера, роман полностью был полон загадок, которые читатель должен был и разгадать, но вот в окончании рассказа читатель получит не такой уж в своем образе оригинальный ответ. В принципе ничего плохого в этом нет, но как бы для такого фантастического романа, с таинственными событиями и к тому, же с такими отважными героями с мировым именем, могли бы как-то оригинально решить проблему.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Бесконечная Земля» Терри Пратчетт и Стивен Бакстер в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Бесконечная Земля» Терри Пратчетт и Стивен Бакстер

Природа обычно или молчит, или разговаривает так, что трясется земля.

Но Путник, у которого нет подозрений, скоро становится мертвым Путником…

В этом мире, под небом, затянутым облаками, мутное море полнилось одной-единственной мыслью.
Я.
За этой мыслью последовала другая.
Зачем?

Я не был бы человеком, если бы не сознавал одного важного фактора, а именно, что я могу и ошибаться. И это добавляет интереса.

В данном случае всадников Апокалипсиса было четверо, и их звали Жадность, Неумение следовать правилам, Беспорядок и Многочисленные ссадины.

Опасность неизвесна. И неизмерима.

– Я не сомневаюсь, что по прошествии некоторого времени на планете снова появится разумная жизнь. Она эволюционирует до той стадии, когда станет возможным мое восстановление. Я могу и подождать. У меня большая библиотека.

По сравнению с этим событием изгнание торговцев из храма – просто развеселый мальчишник.

– Весьма примечательно, что женщина с такими талантами посвящает жизнь детям, обиженным судьбой. Притом с полной самоотдачей…
Джошуа кивнул.
– Да. Возможно, дело в том, что ее разыскивает ФБР. Поэтому она редко выходит на улицу и спит в подвале. Сестра Агнес говорит, это ошибка, и вообще, пуля разминулась с сенатором на целую милю. Ну, они, конечно, помалкивают.

Скачать бесплатно книгу «Бесконечная Земля» Терри Пратчетт и Стивен Бакстер

(Фрагмент)


В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

Терри Пратчетт, Стивен Бакстер

Бесконечная Земля

Как всегда, посвящаю Лин и Райане

Рядовой Перси проснулся на лесной опушке от пения птиц. Он уже давно не слышал птиц - об этом позаботились пушки. Некоторое время он просто радовался тому, что вокруг благословенная тишина.

Впрочем, он слегка беспокоился, пускай и отстраненно, отчего лежит в сырой, хоть и благоуханной, траве, а не в своем спальнике. Ах да, благоуханная трава. Там, где он был до тех пор, благоухания явно недоставало. Кордит, масло, горящая плоть, вонь немытых тел - вот к чему он привык.

Рядовой Перси подумал: может быть, он умер? В конце концов, бомбили жутко.

Что ж, если он умер, значит, это место вполне сойдет за рай, по сравнению с миром, полным адского шума, воплей и грязи. А если он жив, то сержант скоро поднимет его пинком, критически осмотрит с головы до ног и погонит по лужам за чаем и пирожком. Но сержанта здесь не было, и никто не шумел, не считая птиц в кронах деревьев.

«Деревьев?..» - подумал рядовой Перси, когда по небу разлился рассвет.

Когда он вообще в последний раз видел дерево, которое хотя бы отдаленно напоминало таковое? Дерево, не растерявшее листву, не разбитое в щепки снарядом. А здесь рос целый лес.

Рядовой Перси был практичный и рассудительный молодой человек, а потому решил не беспокоиться о деревьях, которые ему, должно быть, снились: деревья никогда не пытались его убить. Он снова лег и, видимо, задремал. Когда он открыл глаза, стоял ясный день и рядовому Перси очень хотелось пить.

День… Но где? Наверное, во Франции. Конечно, во Франции. Снаряд, который оглушил Перси, не мог отбросить его слишком далеко; он, разумеется, по-прежнему находился во Франции, но почему-то в лесу, которого раньше не было. И без традиционной французской музыки, то есть без грохота орудий и человеческих воплей.

Произошло нечто весьма загадочное. И вдобавок Перси умирал от жажды.

Поэтому он, как говорится, сунул заботы в заплечный мешок, в божественной тишине, нарушаемой лишь пением птиц, и подумал, что в песенке есть доля истины. Что толку беспокоиться? Случившееся и впрямь не стоило волнений, особенно для человека, у которого на глазах люди испарялись, словно роса поутру.

Но, встав, Перси ощутил знакомую боль в левой ноге, глубоко в кости. Напоминание о ране, которой оказалось недостаточно, чтобы отправить его домой. Зато он получил легкую работу в маскировочном подразделении и носил в мешке помятую коробку с красками. Какой же это сон, если нога болит. Но на прежнем месте он не был, вот уж точно.

Пока рядовой Перси пробирался меж деревьев, направляясь в ту сторону, где заросли, как казалось, редели, ему в голову пришла неожиданная мысль: за каким чертом мы пели? Мы что, с ума сошли? О чем мы думали? Повсюду валялись оторванные руки и ноги, люди превращались в месиво из мяса и костей. А мы пели!

Чертовы, чертовы идиоты.

Через полчаса рядовой Перси спустился по склону к ручью, текущему в тенистой долине. Вода была солоноватая, но сейчас он бы напился даже из лошадиной колоды, причем рядом с лошадью.

Он шагал вдоль ручья до места, где тот впадал в реку. Река ничего особенного собой не представляла, но рядовой Перси вырос в деревне и знал, что под берегом наверняка водятся раки. Еще через полчаса упомянутые раки весело скворчали на огне. Он никогда еще не видел таких больших. И в таком количестве. И таких сочных! Он ел, пока не заболел живот, поворачивая добычу на прутике над торопливо сооруженным костерком и разрывая мясо руками. Перси подумал: «Наверное, я все-таки умер и попал в рай. И я не против, потому что, ей-богу, ад я уже видел».

Вечером он устроился на ночлег на поляне у реки, подложив вещевой мешок под голову. Когда на небе показались звезды - очень яркие, каких он никогда не видел, - Перси начал напевать «Сунь заботы в заплечный мешок и шагай». Он замолк, не допев, и заснул сном праведника.

Когда солнце вновь коснулось его лица, Перси проснулся, отдохнувший и свежий, сел… и застыл неподвижно, как статуя, под спокойными взглядами, устремленными на него.

Сидя в ряд, примерно вдесятером, они наблюдали за ним.

Кто они были такие? Или - что они были такое? Они походили на медведей, но морды у них напоминали не медвежьи, а скорее обезьяньи, только крупнее. Они безмятежно рассматривали его. Перси подумал: кажется, это точно не французы.

Он все-таки попытался заговорить по-французски:

Парлэ бюффон…

Они тупо смотрели на него.

В наступившей тишине, чувствуя, что странные существа ждут чего-то большего, Перси откашлялся и запел «Сунь заботы в заплечный мешок».

Незнакомцы слушали очень внимательно, пока он не закончил. Потом переглянулись. Наконец, словно придя к какому-то соглашению, один шагнул вперед и запел то же самое. Причем совершенно не фальшивя.

Рядовой Перси изумленно слушал.

Век спустя

Прерия была плоской, зеленой, плодородной. Кое-где далеко росли дубы. Небо весело голубело, как на открытке. На горизонте двигалось облако пыли - там неслось стадо каких-то животных.

Послышался легкий вздох. Сторонний наблюдатель, случайно оказавшийся поблизости, ощутил бы слабый порыв ветерка.

На траве лежала женщина.

Ее звали Мария Валиенте. На ней был любимый розовый свитер из ангорки. Ей было всего пятнадцать, но она рожала. Худенькое тело содрогалось от боли схваток. Несколько секунд назад она не знала, чего боится больше - родов или гнева сестры Стефании, которая отняла у нее обезьяний браслет, сказав, что это греховный символ. Кроме браслета, у Марии не осталось никакой памяти о матери.

И вот теперь - это. Открытое небо вместо пожелтевшего от никотина потолка. Трава и деревья вместо истертого ковра. Все было не так. Но куда она попала? Где Мэдисон? И как она сюда попала?

Неважно. Ее вновь пронзила боль, и Мария почувствовала, что ребенок выходит на свет. Никто не мог помочь, даже сестра Стефания. Девушка закрыла глаза, закричала, стала тужиться…

Ребенок скользнул на траву. Мария кое-что знала о родах, а потому дождалась, пока выйдет послед. Когда все закончилось, между ног было сыро и мокро, а на земле лежал младенец, покрытый липкой кровавой слизью. Он открыл рот и тоненько запищал.

Вдалеке послышался звук, похожий на гром. Рев как в зоопарке.

Львиный рык.

Лев?! Мария снова завопила, на сей раз от ужаса…

Крик оборвался, словно его выключили. Мария исчезла. Ребенок остался один.

Один перед лицом Вселенной, которая подступала со всех сторон и обращалась к нему множеством голосов. А за ними стояла великая Тишина.

Детский плач превратился в воркование. Тишина была приятна.

Снова послышался вздох. Мария вернулась в зеленый мир под синим небом. Она села и в панике огляделась. Лицо у нее было серое: она потеряла много крови. Но с ребенком ничего не случилось.

Девушка подняла свое дитя вместе с последом - она даже не перевязала пуповину, - завернула в свитер из ангорки и принялась укачивать. Личико малыша было странно спокойным. А она уж думала, что потеряла его.

Джошуа, - сказала она. - Тебя зовут Джошуа Валиенте.

Тихий хлопок - и они оба исчезли.

Давным-давно, где-то рядом

Совершенно иная версия Северной Америки баюкала на груди огромное, окруженное сушей, соленое море. Оно кишело микроскопической жизнью, которая представляла единый гигантский организм.

В этом мире, под небом, затянутым облаками, мутное море полнилось одной-единственной мыслью.

За этой мыслью последовала другая.

Банкетка рядом с замысловатым аппаратом по продаже напитков была очень удобна. Джошуа Валиенте не привык к комфорту. Не привык к приятному ощущению от пребывания в здании, где мебель и ковры как будто источали тишину. Рядом с шикарной банкеткой лежала кипа глянцевых журналов, но Джошуа не любил блестящую бумагу. Книги? Книги - да. Джошуа любил книги, особенно в бумажной обложке. Легкие, удобно носить, а если не захочется перечитывать, то для тонкой мягкой бумаги всегда найдется применение.

Обычно, когда нечем было заняться, он слушал Тишину.

Здесь Тишина звучала слабо. Ее почти заглушал шум повседневной жизни. Неужели люди в этом шикарном здании не понимают, как они шумят? Рев кондиционеров и вентиляторов, шелест многочисленных разговоров - слышный, но неразборчивый, - приглушенные звонки телефонов, записанные на пленку голоса людей, которые говорили, что на самом деле их тут нет, пожалуйста, оставьте сообщение после сигнала (и следовал сигнал). Джошуа находился в Трансземном институте - филиале корпорации Блэка. Безликие помещения, сплошь гипсокартон и хром. И надо всем властвовал огромный логотип - шахматный рыцарь. Это не был мир Джошуа. Ничто здесь не принадлежало ему. Впрочем, если подумать, он не ограничивался каким-то одним миром - Джошуа принадлежали они все.

Вся Долгая Земля.

Что невероятно раздражало экспертов, например профессора Вотана Ульма из Оксфордского университета.

Эти последовательные Земли, - сказал он в интервью Би-би-си, - различаются лишь в частностях. И, кроме того, они пусты. Ну… полны они в основном лесами и болотами. Огромными, темными, молчаливыми лесами и глубокими, топкими, смертельно опасными болотами. Но людей там нет. Земля переполнена, а Долгая Земля пуста. Не повезло Адольфу Гитлеру, которому нигде не позволили выиграть войну! Ученым трудно даже говорить о Долгой Земле, не разводя болтовню про мембранное разнообразие и множественные вселенные. Послушайте - возможно, вселенная раздваивается всякий раз, когда падает лист. Миллиарды новых ответвлений каждую секунду. Вот что нам говорит квантовая физика. Но речь не идет о том, чтобы пережить миллиард реальностей; квантовое состояние накладывается, как гармоники в скрипичной струне. Но, видимо, бывают времена - когда пробуждается вулкан, падает комета или кто-нибудь предает настоящую любовь, - когда удается обнаружить отдельную эмпирическую реальность, ответвление квантумной нити. И, может быть, эти нити пропущены все вместе через какое-то более высокое измерение по принципу сходства, и возникает цепочка миров. Или что-нибудь такое. Может быть, мы спим и видим сон. Коллективное воображение человечества. Суть в том, что мы ошеломлены этим феноменом точно так же, как был бы ошеломлен Данте, если бы ему показали расширяющуюся вселенную Хаббла. Даже термины, которые мы используем для описания Долгой Земли, уместны ничуть не больше аналогии с колодой карт, которая так нравится многим: Долгая Земля, мол, представляет собой огромную колоду трехмерных плоскостей, существующих в пространстве более высокого порядка, причем каждая карта представляет собой целую Землю. И, что самое важное, для большинства людей Долгая Земля открыта. Почти кто угодно может путешествовать по этой колоде туда-сюда, ввинчиваясь вглубь. Люди начинают занимать максимум свободного места. Ну, разумеется. Это изначальный инстинкт. Мы, обезьяны равнин, по-прежнему боимся леопарда в темноте; если рассредоточиться, хищник не переловит всех. Феномен Долгой Земли пугает нас. Не укладывается в схему. Почему гигантская колода карт предстала человечеству именно теперь, когда оно остро нуждается в свободном пространстве? Но, значит, наука - не что иное, как скопление вопросов, которые ведут к новым вопросам, и тем лучше, иначе никакой карьеры, правда? И каковы бы ни были ответы, поверьте, жизнь людей меняется… достаточно, Иокаста? Какой-то идиот схватился за ручку, когда я упомянул Данте.

Разумеется, Джошуа понимал, что Трансземной институт возник, чтобы извлекать выгоду из грядущих перемен. Предположительно, именно поэтому Джошуа и привезли туда издалека, отчасти против воли.

Наконец дверь открылась. Вошла молодая женщина, держа в руках лэптоп, тонкий, как золотой осенний лист. У Джошуа в Приюте тоже был лэптоп, но толстый и старый. В основном он пользовался им, разыскивая способы приготовления пищи на природе.

Мистер Валиенте? Очень приятно. Меня зовут Селена Джонс. Добро пожаловать в Трансземной институт.

Он подумал, что она очень красива. Джошуа нравились женщины, и свои немногочисленные короткие романы он вспоминал с удовольствием. Но он проводил с женщинами мало времени и страшно стеснялся.

- «Добро пожаловать»? Да вы мне не оставили выбора! Вы узнали мой адрес. Значит, вы правительство.

Вы ошибаетесь. Мы иногда работаем на правительство, но мы совершенно точно не оно.

У вас все законно?

Она виновато улыбнулась.

Лобсанг подобрал код к вашей электронной почте.

А кто такой Лобсанг?

Я, - сказал автомат с напитками.

Ты автомат с напитками, - ответил Джошуа.

Вы ошибаетесь в своем предположении. Хотя я действительно могу за считаные секунды предоставить напиток по вашему выбору.

На тебе написано «Кока-кола»!

Прощу прощения, я пошутил. Но если бы вы рискнули бросить в прорезь доллар в надежде получить освежающий напиток на содовой основе, я бы, разумеется, вернул деньги. Или выдал бы газировку.

Джошуа тщетно пытался осмыслить происходящее.

У меня нет фамилии. В старину на Тибете только у аристократов и живых Будд были фамилии, Джошуа. Лично я не предъявляю подобных претензий.

Вы компьютер?

А почему вы спрашиваете?

Потому что я, черт возьми, уверен, что в автомате не сидит человек, и потом, вы странно выражаетесь.

Мистер Валиенте, я говорю гораздо более внятно и правильно, чем любой из ваших знакомых. И я действительно не сижу в автомате. Во всяком случае, целиком.

Перестань дразнить гостя, Лобсанг, - сказала Селена, поворачиваясь к Джошуа. - Мистер Валиенте, я знаю, что вы были… не здесь, когда мир впервые узнал про Лобсанга. Он уникален. Физически он - компьютер, но раньше он… как бы объяснить… он чинил мотоциклы на Тибете.

И как же он попал с Тибета в автомат с напитками?

Это долгая история, мистер Валиенте…

Если бы Джошуа не отсутствовал так долго, он бы знал про Лобсанга. Лобсанг был первой машиной, сумевшей убедить суд в том, что он - живой человек.

Конечно, - сказала Селена, - некоторые компьютеры шестого поколения уже пытались это проделать. Если они оставались в соседней комнате и общались через микрофон, некоторые олухи принимали их за людей, хотя с точки зрения закона это ничего не доказывает. Но Лобсанг не утверждает, что он - мыслящая машина, и не требует никаких прав на этом основании. Он сказал суду, что в прошлой жизни был тибетцем. Тут-то они и попались, Джошуа. Мир по-прежнему незыблемо верит в реинкарнацию, и Лобсанг попросту заявил, что переродился в виде компьютерной программы. В суде было засвидетельствовано - я покажу вам протоколы, если угодно, - что соответствующее ПО появилось именно в ту микросекунду, когда в Лхасе умер работник мотоциклетной мастерской с совершенно непроизносимым именем. С точки зрения развоплощенной души двадцать тысяч терафлопсов технического гения на гелиевой основе, видимо, ничем не отличаются от нескольких фунтов дряблой мозговой ткани. Значительное количество экспертов подтвердили удивительную точность отрывочных воспоминаний Лобсанга о своей прошлой жизни. И я сама видела дальнего родственника покойного, маленького жилистого старичка с лицом, похожим на сушеную грушу, который несколько часов радостно болтал с Лобсангом, вспоминая прежние веселые деньки в Лхасе.

Но зачем? - спросил Джошуа. - Что он на этом выиграл?

Я здесь, перед вами, - заметил Лобсанг. - И я не деревянный, прошу заметить.

Извините.

Что я приобрел? Гражданские права. Безопасность. Право владеть собственностью.

Выключить вас - значит убить?

Да. Кстати говоря, это физически невозможно, но не будем вдаваться в подробности.

Значит, суд признал вас человеком?

Юридического определения, что есть человек, никогда не существовало.

И теперь вы работаете в Трансземном институте.

Более того, я им отчасти владею. Дуглас Блэк, основатель Института, не колебался ни секунды, предлагая мне партнерство. Не только из-за моей славы, хоть его и влечет к курьезам. Но главное - из-за моего сверхчеловеческого интеллекта.

Селена попросила:

Давайте вернемся к делу. Вас долго разыскивали, мистер Валиенте.

Джошуа взглянул на нее и мысленно сделал пометку: надо постараться, чтобы в следующий раз искали еще дольше.

Ваши визиты на Землю достаточно редки.

Я не покидаю Земли.

Вы ведь понимаете, что я имею в виду эту Землю, - сказала Селена. - Базовую. Или хотя бы какую-нибудь из Ближних Земель.

Я не заключаю контрактов, - быстро ответил Джошуа, стараясь не выказывать раздражения. - Предпочитаю работать один.

По-моему, еще мягко сказано.

Джошуа нравилось жить в своих фортах, в мирах, находившихся далеко от Базовой Земли. Слишком далеко для большинства путешественников. Но даже там он настороженно относился к любой компании. Говорят, Дэниэл Бун собирал барахлишко и переселялся, если видел хотя бы дымок чужого костра. По сравнению с Джошуа он был патологически общителен.

Но тем-то вы и полезны. Мы знаем, что вы не нуждаетесь в обществе других людей. - Селена предупреждающе вскинула руку. - Нет, вы не социопат. Но подумайте… До открытия Долгой Земли никто за всю историю человечества не оставался в одиночестве - я имею в виду, в настоящем одиночестве. Даже самый упорный моряк не сомневался, что где-то там кто-нибудь да есть. Даже высадившиеся на Луну астронавты видели Землю. Все всегда знали, что люди в пределах досягаемости.

Да, а при наличии Переходника они в пределах одного шага.

Наши инстинкты считают иначе. Знаете, сколько пионеров предпочитают путешествовать в одиночку?

Нисколько. Ну… почти нисколько. Оказаться одному на целой планете, а может быть, единственным мыслящим существом во Вселенной? Девяносто девять из ста этого не выдерживают.

Джошуа подумал: он-то никогда не оставался один. Ведь по ту сторону неба всегда была Тишина.

Как сказала Селена, тем-то вы и полезны, - подхватил Лобсанг. - Эти ваши качества мы обсудим позднее. Ну и потом, у нас есть средство давления…

До Джошуа дошло.

Вы хотите, чтобы я отправился в путешествие по Долгой Земле.

Ведь это у вас исключительно хорошо получается, - сладко проворковала Селена. - Нам нужно, чтобы вы отправились в Верхние Меггеры, Джошуа.

Нынешние пионеры называли Верхними Меггерами миры, расположенные более чем в миллионе переходов от Земли и по большей части остававшиеся легендами.

Причина самая невинная, - ответил Лобсанг. - Чтобы посмотреть, что там.

Селена улыбнулась.

Информация о Долгой Земле - товарный запас Трансземного института, мистер Валиенте.

Лобсанг оказался разговорчивее.

Вы подумайте, Джошуа. Всего пятнадцать лет назад человечество знало лишь один мир и мечтало еще о двух-трех. Притом это были миры в пределах Солнечной системы, бесплодные и ужасно дорогие в плане досягаемости. А теперь у нас есть ключ к бесчисленным копиям Земли! И мы едва-едва исследовали даже ближайшие из них! Вот наш шанс!

Параллельные вселенные -- одна из самых популярных тем в фантастике. Уж сколько об этом написано, ничего нового не придумаешь. Тем удивительнее, что изъяв из параллельных миров собственно людей, Бакстер с Пратчеттом вернули идее новизну. Казалось бы, что может быть скучнее? Земля за Землей без цивилизаций, без двойников, стимпанка и альтернативных историй. Но изюминка здесь не в том, что эти миры «параллельны» нам, а в том, что перемещаться между ними может буквально каждый. Какие возможности! И какие потери! Мощнейший удар по всем мировым экономикам. По культуре. Даже по системе ценностей. Мир буквально переворачивается с ног на голову.

Но исследованию глобальных последствий авторы решают посвятить не так много времени. Большая часть книги – это история двух человек. Исследователей, отправившихся искать конец этой самой Длинной Земли. История, между тем, захватывающая и написана в обожаемом мной жанре квеста в неизвестное. Человек и робот несутся в огромном дирижабле сквозь вселенные в поисках ответов. Встречают странные миры, делают удивительные открытия. Историю то и дело прерывают небольшие интерлюдии о том, что тем временем происходит с человечеством. Странно, что авторам так и не удалось найти правильного баланса между двумя повествованиями. В итоге о глобальных вещах мы узнаем слишком мало, крохи информации хаотично рассыпаны по всей книге и воспринимаются скорее как раздражающие препятствия на пути основного сюжета.

Ну и концовка. Она, увы и ах, большое разочарование. Атмосфера загадки, которую Бакстер с Пратчеттом мастерски нагнетали полкниги, улетучивается вмиг, когда мы получаем ошеломляющий в своей неоригинальности ответ. Я понимаю, что сюжет вовсе не обязан держаться на остроумных твистах и современная фантастика на 70% состоит из заимствований. Ничего плохого в этом нет. Но здесь это уже даже не заимствование. Это просто кусок другого романа. Очень известного фантастического романа. Им наспех залеплена огромная дыра в сюжете. Два фантаста с именами мировой известности не смогли найти решения оригинальнее? Остается только развести руками.

Но несмотря на то, что про концовку хочется забыть, роман доставил море удовольствия. И даже продолжение, которое, кстати, выходит уже этим летом, куплю. Недостатки недостатками, но Пратчетт с Бакстером придумали удивительный новый мир. Или точнее будет сказать мультимир?

Оценка: 7

Моя версия – слава Адамсовского «Путеводителя по галактике…» не давала спокойно спать Бакстеру, и он каким-то образом захомутал в аналогичный проект Пратчетта. Чтоб не скучно было. Версия не вызывает эмоций? Ну, почти так же их не вызывает и «Бесконечная земля». Буколические, за редким исключением, миры; непонятно откуда взявшаяся у англичан ностальгия по «дрангу» на Дикий Запад; похоже, творчески переработанный впечатления от кризиса 2008-2009. Квинтэссенция – стилистически незаконченная сцена бокса ГГ с аватарой ИИ, в ходе которой цитируется Вордсворт. Возможно, в этом есть, какой-то внутренний, недоступный мне (а судя по оценкам и большинству коллег-лаборантов) драйв.

Умилила, думаю невольная, параллель с Массачусетской машиной АБС.

Из немногочисленных явных плюсов – фоновое сходство с «Благими знамениями». Как ни крути, Пратчетт есть Пратчетт.

Оценка: 6

Однажды в сети Интернет появилась схема некого переходника с картошкой в качестве источника энергии. Навроде детской игрушки «собери-сам». И дети собрали. Случился День Перехода.

Всему человечеству открылось: на восток и на запад от Земли-Ноль (или Базовой) расположены такие же планеты Земля. Но не испорченные цивилизацией. Что сподвигло пятую часть народонаселения перейти на другие Земли.

Есть такие, как Джошуа. Ему для перехода не нужен переходник. Он - Путник. Существуют те, кому нужно данное устройство и им переходы даются нелегко - от мигреней до рвоты. А есть фобики - те, кому переход доступен разве что на чьих-то закорках.

Рушатся экономики, рушатся семьи. Религиозные и около-религиозные объединения кликушат «о конце Света».

С востока на запад переходят Люди в поисках «лучшей жизни».

С запада на восток переходят иные гоминиды.

От чего они бегут?

Где конец Бесконечной Земле?

Это прекрасный пример гуманной фантастики, где авторы, явно рассчитывая на долгошарманный сериал, стараются не столько подать фантастики, сколько поднять темы социума - бесполезность войны, равенство разумных существ (люди, тролли, эльфы и даже Лобсанг, чей разум может ужиться и внутри автомата по продаже напитков, и в огромном дирижабле), принципы устаканивания и стабильности малых сообществ.

И хоть все ругают книгу за слабую концовку - мне-то сразу было ясно - эта часть лишь зачин. Основное действо - еще впереди.

Оценка: 8

Итак, свершилось. Высшее существо или сама Вселенная, наконец, вняли бесконечным молитвам верующих и такому же бесконечному нытью неверующих на недостаток пространства/сидим друг у друга на головах/, ресурсов/скоро все закончится/, гибель природы/все кругом изгадили/, падение нравственности/какая нравственность в таких-то условиях/ и отсутствие достойной цели/нет простора для измученной души/. Вняли и открыли для человечества давно приберегаемое на крайний случай/когда достанут жалобами конкретно/ средство. И средство это -Долгая Земля. Бесконечное число девственных, не тронутых ни человеческой рукой, ни человеческой мыслью, со всеми бережно сохраненными ресурсами и природой, со всеми чудесами, уничтоженными цивилизацией, Земель. Селись, пользуйся, начинай с самого начала. Хоть бесконечно исследуй, хоть основывай новую цивилизацию, хоть хорони себя в пещере в поисках одиночества и тишины.

Какой простор для фантазии, какие возможности для приключения, для юмора, пародии или сатиры какое разнообразие социальных и философских идей открывает Долгая Земля! И что же? Да, ничего.

Этот роман - как яйцо, из которого потенциально могли вылупиться кто или что угодно. Это мог быть гордый орел, который рассказал бы нам историю о человечестве, вырвавшемся из плена алчности и погони за призрачными ценностями, вновь обретшем цель, гордость и самоуважение. О таком человечестве, которое решило заново начать строить свою жизнь, с чистого листа.

Это могла быть мудрая сова, которая бы поведала о новых идеях и философских течениях, духовном возрождении и поисках высокой цели среди девственной природы и многообразия мира.

Это мог быть альбатрос, вместе с которым мы отправились бы в жюльверновское путешествие, изучать чудеса новых миров, пути эволюции, тайны мироздания, попутно узнавая о современных теориях развития Вселенной.

Да, пусть бы это была бы обыкновенная курица- домоседка, не помышляющая об открытиях или путешествиях. Даже она могла бы поведать нам об обретении счастья и душевного покоя в маленьком домике вдали от цивилизации, где все надо делать своими руками и надеяться только на себя и своих близких.

Ладно, не надо птиц. Из этого яйца можно было бы сделать приличное блюдо, способное насытить даже самого голодного читателя. Изысканный омлет из приключений, философии, тайн с приправами из юмора. Даже банальная яичница меня вполне бы устроила.

Но яйцо осталось до самого конца яйцом. Из скорлупы из бесконечных Долгих Земель так и не проклюнулось ничего значимого: ни запоминающихся ярких героев, ни приключения, ни грустной иронии, ни мрачного пророчества. Все заявленные в начале или по ходу действия идеи и сюжетные находки так и остались не реализованы.

Чего же мне лично больше всего не хватило? Умной, тонкой и горькой иронии Мастера, рассказывающего фантастические по форме. но такие реалистичные по содержанию, истории. Даже такая замечательная задумка - искусственный интеллект Лобсанг -мудрец, считающий себя бабочкой/или виртуальная бабочка, считающая себя мудрецом/ осталась без последствий - что-то непонятное, запертое в разнообразных емкостях. А жаль, так жаль этого не вылупившегося, не выросшего и не взлетевшего птенчика.

Оценка: 6

История о том, как в один прекрасный день открылась бесконечная дорога в другие миры с нашей матушки-Земли. Другие миры - близнецы Земли, где в какой-то момент развития планеты или просто на каком-то этапе эволюции «что-то пошло не так».

И главный герой отправился в бесконечное путешествие по этим бесконечным землям, чтобы... чтобы найти конец бесконечной земли.

Зачем ему это было надо - в книге обосновывается не особо внятно. Результат, к которому это привело... ну, скажем, тоже так себе... нет, не скажем. На самом деле, в моём представлении - это эталонный «слитый финал», так и просящийся в палату мер и весов. Остается надеяться на то, что продолжения исправят ситуацию.

Ведь мир-то богатый. С поистине бесконечными возможностям для описания вообще любой ситуации, которую только способен придумать человеческий разум.

Вы только представьте, за книгу герой преодолевает более двух миллионов миров. А в книге всего 400 страниц. Меня прям жаба душит при мысли о всех тех богатствах, которые авторы от меня спрятали.

А в числе богатств: мир без Луны, мир без Земли (планеты) и мир без земли (суши), мир, где разумными существами стали ящеры, тюлени, олени, мир, где... и так бесконечно...

А какие истории могут быть у людей, которые переселяются в незнакомые миры...

Что ж... будем ждать продолжения...

Оценка: 7

Книга любопытная, но средненькая. Любопытная своей идеей и потенциалом серии. Средненькая по исполнению.

Первая половина книги представляет собой описание первых лет после «часа Х» и последующей колонизации новых земель. И более никакого конфликта. Просто группы энтузиастов, бросающие все свое имущество (и даже родных) и устремляющиеся навстречу натуральному хозяйству. Взгляд на колонизацию такой, отчетливо американский. Помимо них есть, конечно, и просто странствующие одиночки, либо дельцы, пытающиеся заработать на новых возможностях. Либо те, кто не может или не хочет покинуть родную Землю. Но авторская позиция чувствуется - будущее за колонистами. Показательный пример - семья, бросившая своего маленького сына (неспособного переместиться). И это считается нормальным.

Но со второй половины книги становится интереснее. Главные герои летят все дальше и дальше от базовой Земли, появляются тайны, загадки и неожиданные находки. Конфликт тоже появляется - со стороны тех, кто не способен перемещаться.

Пратчетта, знакомого по Плоскому миру, почти не чувствуется. Разве что в тройке главных героев, летящих к краю земель. Есть в них фирменная доля абсурда (хотя заметна она не сразу). А в остальном описания и характеры большинства героев отчетливо американские.

Финальная часть во многом примиряет с книгой. Чисто по впечатлению - я не слишком расстроюсь, если продолжение у нас не переведут. Но если переведут, прочитаю.

Оценка: 6

…Дальше, уйти дальше, через тот лес, что за рекой, по берегам которого не ходили даже стада всякой домашне-копытной живности, через лес, через его буреломы, солнечные поляны, грибницы, кусты ежевики, за семейства мшистых столетних дубов.

Остановиться, отдышаться, прислушаться.

Ничего. Осмотреться – нет ли какого дыма?

Нет. Только ветер, треск насекомых и редкое чириканье птиц.

Разве не хотелось однажды, хоть раз в сознательной жизни поступить именно так, уйти как можно дальше ото всех? Да наверняка.

И «Бесконечная земля», помимо всего прочего, и об этом тоже – о желании одиночества.

А еще именитые авторы описали очень часто использованную ранее идею о множественности реальностей, и о крайне простом способе путешествия по ним. Пара радиодеталей и проводов, картофелина в качестве источника питания – и перед вами открывается бесконечная череда миров.

Но Пратчетт и Бакстер не были бы самими собой, если б только рассказали увлекательное путешествие. Книга значительно многограннее.

Мы видим и реакцию простых людей на открывающиеся возможности, их ужас и панику, ведь теперь никакие стены не защитят имущество и жизни (разве что только закопаться под землю, куда не доберутся недруги через другую реальность).

Весь человеческий муравейник всколыхнули любопытство и страх.

Благодаря любопытству началась бодрая колонизация, о которой так мечтали все научники, но из-за нее же начала рушится мировая экономика – тем людям, на ком она держалась, захотелось жить своим умом.

Неподготовленные, они быстро сдавались и возвращались на родную Землю.

Хотя, некоторым колонистам удавалось укорениться, и кое-кто даже основал город – в мире, где меняется сам образ мыслей. И мы видим новую формацию людей.

Из-за страха на Старой Земле люди с удвоенной силой продолжают грызню друг с другом, а между тем образуется очередная секта, пытающаяся всеми силами хотя бы запретить путешествия в миры. Руководят ею люди, не способные к переходам и зависть больше чем любые другие доводы, порой разумные, толкают их на жестокие, фанатичные поступки. Поступки, которые в конечном итоге будут стоить жизни миллионам.

И… пожалуй, все. К сожалению, авторы не очень подробно описали события земные, уделив больше времени двум заглавным персонажам, движущимся к пунктирно обозначенной цели и множеству других людей, выписанных достоверно, но с обрывающимися сюжетными линиями. Конечно, мы не забываем, что перед нами первая книга цикла, однако обрыв слишком резок, нет ясности, для чего они были введены в текст.

Что же до главных героев, то они типично Пратчеттовские – Джошуа, сверхаккуратный и гиперрациональный молодой человек, способный ходить по мирам безо всяких сторонних приспособлений и Лобсанг, в прошлой жизни механик в Тибете, а ныне – разум мощного компьютера и по совместительству – водитель дирижабля.

Всё верно, нам это уже знакомо - тандем робота и человека, перемещающихся через миры на корабле, пусть и воздухоплавающем, сильно смахивает на путешествие из второй половины гиперионского цикла Симмонса. Только в данном случае - с частыми отсылками к произведениям Марка Твена и иной целью, менее масштабной.

Также здесь есть, например, уместное и логичное объяснение возникновения мифологических существ, а также – слабый результат конца путешествия. Да, очень качественно выписанный, однако вторичный и отнюдь не сопоставимый с той интригой, которая так старательно возводилась на протяжении книги.

И то злодеяние, которое учинили сектанты в самом конце книги, вызывающее закономерное чувство сострадания жертвам, не является значимым завершающим аккордом в этой песне.

Книга оставляет после себя очень много вопросов, ожидание ответа на которых может сохранить интерес ко всему циклу, ведь сама идея здесь не нова и концовка слаба. При этом авторы все равно сумели создать очень интересный мир, наполнить его живыми персонажами и передать гамму чувств. Взять хотя бы то же желанное чувство свободы и одиночества.

Оценка: 8

Отличная идея с очень посредственной реализацией.

Потенциал у «Бесконечной Земли» был, но он не был реализован. Возможно, в следующих книгах цикла дело обстоит лучше.

Оценка: 6

Не понимаю, почему у книгу пока столь низкая оценка. Все-таки, жанровый тип произведения довольно редкий - это ведь не просто попадание в другую Реальность, а попадание во множество Реальностей!

Романом «Бесконечная Земля» остался очень даже доволен. Немного напомнило схожие темы в одном рассказе у Азимова и роман Саймака «Что может быть проще времени?». Это произведение (произведениЯ - если считать весь цикл целиком) пример качественно исполненной фантастики, тщательно разработанной и подстроенной под реальный мир и настоящие ситуации, чьи последствия точно соприкасаются с современной наукой и человеческой сущностью.

Ну, а представьте сами - все человечество (точнее, большая его часть) получает возможность перемещаться в другие Реальности, хотя, в контексте романа и цикла будет лучше назвать их «мирами» или «другими Землями». В самом начале первой части трилогии довольно знатный ученый нам и рассказывает про квантовую вариативность и Мультивселенную, но феномен Долгой Земли несколько необычен - все миры, что нам попадаются, те «Земли», и на «Востоке», и на Западе - все они девственные подобия нашей планеты, только без своих людей и цивилизации. Разве что на некоторых мирах на «Западе» обитают эльфо- и тролле-подобные твари - эволюционировавшие гоминиды, видимо, с нашей, Базовой Земли. Так же есть вымершая цивилизация гуманоидных рептилий, ну, и кое-что еще... Об этом позже.

Итак, большая часть людей приобретает способность странствовать по другим Землям. За десять лет процесса миграции экономика начинает трещать по швам - и из-за отсутствия налогоплательщиков/рабочих, и из-за наводнения Базовой Земли дешевым сырьем с ее сестер-близнецов; государства так же начинают разрушаться, в принципе по этим же причинам. Никакие запреты просто не смогут помочь - таковых не может существовать в природе. И все медленно подходит к тому, что наша раса окончательно покинет свою Родину и, вполне возможно, несколько уйдет назад в плане науки, техники и всего такого прочего - на это нам уже указывают в тексте.

В общем и целом, роман «Бесконечная (не понимаю, почему «бесконечная», если даже в переводе под обложкой говорят «долгая»...) Земля» оправдал мои ожидания. Это и неплохое знакомство с Пратчеттом, которого мне хотелось бы узнать по еще нескольким произведением; это и вполне сильное произведение с уже указанной тематикой; это и неплохие задатки для образования цикла и последующих продолжений, которые, как я надеюсь, будут переводиться и дальше, и остановятся на красивом числе «четыре» - день назад было только «три»...

Может быть, несколько разочаровал конец с миром-амебой (хотя, этого и следовало ожидать из начала «Бесконечной Земли» - сюжетная линия с этой амебой не была раскрыта до самого финала). Остальное же в финале интригует: на настоящих Путников начинается охота, государства будут бороться с миграцией и общинами других Земель, а город взорван атомной бомбой не пойми кем... Вообщем, если хотите познакомиться с Бакстером/Пратчеттом и провести время за качественной современной фантастикой - произведение и цикл, вполне возможно, для вас.

Оценка: 8

Довольно интересная задумка, необычные миры, весьма неплохие персонажи (но лишь самые главные). Первая половина книги очень интересная, думаешь, что же будет дальше, как развернутся события.. А дальше - все хуже, с каждой новой страницей понимаешь, что чуда не случится, никаких неожиданных поворотов не будет. ДА что там - в книге нет нормальной развязки, концовку слили просто безбожно, оставив место продолжению.

В книге четко заметны шутки Пратчетта и это одно из главных преимуществ книги (мне нравится его Плоский Мир). Непонятно, для чего вводились столько персонажей, если их участие в повествовании вторично и никак по сути не влияет на главного героя и мир вокруг.

Все же понравился образ Лобсанга и его подражение человеку, довольно забавно за этим наблюдать.

Как итог - сначала весьма бодрая, но под конец - неожиданно незавершенная история, намекающая на сиквел. Тимолеонт , 4 августа 2015 г.

Бесконечно удивлялся ещё до прочтения столько низкой оценке книги, написанной Пратчеттом, пусть даже и в соавторстве с малоизвестным фантастом, о котором раньше не слышал вообще ничего. Его я и винил в невысокой оценке и многого от «Бесконечной земли» не ждал.

Тем не менее, книга оказалась просто восхитительной. «Бесконечное путешествие» - погружение Джошуа с Лобсангом в глубь бесконечных реальностей. Это очень оригинальные и интересные персонажи, их неторопливое исследование бесконечных земель во всём их многообразии - одно из самых интересных прочитанных мной за год приключений.

Самое любопытное - это то, как открытие Бесконечных земель отразилось на повседневной жизни человечества. Космос стал неинтересен - зачем эти сложности, если рядом сотни тысяч и миллионы «планет» для исследования и освоения? Экономика рушится - малоимущие слои населения уходят туда, где можно прокормиться одной лишь охотой.

По сути своей эта книга представляет собой то, что в кинематографе называют «роад-муви», история путешествия. Правда дороги как таковой здесь нет – большую часть пути персонажи проделывают на летающем корабле, который одновременно является телом для Лобсанга. Добрые две трети книги – вдвоём, потом к путникам присоединится третий, но роль третьего персонажа здесь чисто символическая. Вполне можно бы было обойтись и без него. Путешествие через миры – это и есть по сути дела описание сюжета. Миры эти по большей части заселены реликтовыми или альтернативно эволюционировавшими животными, поэтому основное повествование сосредоточено около Джошуа и Лобсанга. Но скучно читать от этого не становится – персонажи вполне себе удались. А вот концовка подкачала. Мало того, что вместо неё в роман запихнули огрызок от «Соляриса» Лема, так ещё финал настолько жирно намекает на продолжение (уже вышедшее за рубежом), что книга, достаточно неплохая поначалу в итоге оказывается лишь несамостоятельным куском цикла, что резко снижает её ценность. Да и к тому же от Стивена Бакстера я ждал намного более сложного мироописания, чем здесь. Так что так, серединка-наполовинку, раз прочитать и забыть.

    Оценил книгу

    Для меня, как возможно и для многих людей, Терри Пратчетт - это в первую очередь автор «Плоского мира», его отец-основатель и божество. Да, у него есть другие циклы, другие романы, но согласитесь, как только прозвучало имя Пратчетта, то в первую очередь вспоминается его плоский мир. А уж потом различные Номы, Страта и Джонни.

    Эту книгу он написал в соавторстве и это чувствуется очень сильно. Я не помню, чтобы читал Стивена Бакстера, но как по мне, здесь больше от него. Потому что от Пратчетта здесь очень мало. Здесь не так много его фирменных шуточек и наблюдений. Не так много фраз хотелось бы занести в цитатник. Да и глаз редко останавливается на каком-либо забавном словосочетании. Если честно, из Пратчетовского абсурда здесь только один герой, компьютер, который является реинкарнацией тибетского механика и прибор для перемещения между мирами с картошкой как элементом питания. Да, оригинально, забавно, но мало. Крайне мало.

    Все остальное... Ну, оно серьёзное. Если по факту, то и не слишком захватывающее. Если взять ту же «Нацию», пусть она была написана в непривычной манере, но почерк был узнаваем. Интрига, наблюдения, обобщения. Здесь... Так мелкие отблески стиля.

    Идея книги тоже несколько подкачала. Мысль о множестве пустых миров, на которых никогда не было людей - хорошо. Прогнозы о реакции населения и правительства на это открытие и на новые возможности - внушает. Попытки составить летопись путешествий, через показ нескольких экспедиций – тоже неплохо. Плохо здесь с динамикой. Давайте начистоту. Пратчетт при всех его достоинствах и моем глубочайшем уважении - не мастер динамики. Но этак книга даже для него слишком. По ощущениям здесь мы наблюдаем не полноценную книгу, а что-то вроде расстановки декорации перед первым актом. Затянувшееся знакомство с героями. Введение в события. Наброски персонажей. Развешивание ружей на стены, зарядка их.

    То есть нам просто накидали кучу вопросов. На некоторые дали ответы, но не на те которые бы хотелось. И если честно, вопросов здесь тоже не много. Понятно, что нам вряд ли кто-то на пальцах объяснит, почему и как образовались все эти земли. Но здесь даже каких-то интриг связанных с героями – тоже нет. Да и основной противник нарисовался только к концу книги, если я правильно понял.

    Растянутое на всю книгу путешествие между мирами похожими друг на друга... Может быть, это могло бы стать интересным, если бы в этих мирах что-то происходило. И если бы авторы смогли это представить более динамично. Но, похоже, что им больше хотелось фантазировать на тему: что станет с миром, если люди начнут разбегаться по своим собственным мирам.

    Получилось... Ожидаемо. Думаю у любого, кто задумывался об этом, в голове появлялась аналогичная картина. Про возможность перемещаться сквозь стены, через другие пространства, про новую «Эпоху освоения Фронтира» и все такое подобное. И это для меня стало камнем преткновения - в чем смысл рассказывать мне то, что я и так могу представить?

    Это, наверное, самое грустное, что есть в этой книге. Отсутствие оригинальности. Тут нет такого «блин, как у них получается такое придумать» момента. Нет чего-то, что смогло бы озадачить меня, раздразнить мое воображение. Нет, тут есть существа, которые ходят между мирами, есть мегалиты, есть интересные описания других миров. Но в них нет оригинальности. Нет необычного взгляда Пратчетта на обычные вещи. Скорее – обычный взгляд на необычные вещи.

    Но вторую книгу я прочитаю, может быть, там все эти ружья наконец-то выстрелят, а Пратчетту дадут более весомые реплики в создании мира.

    Оценил книгу

    Давайте дружно признаемся себе: это была отличная идея для книги, пусть она и не совсем нова (а точнее, совсем не нова). Долгая Земля – растянутая до бесконечности (правда, неизвестно, где, как и зачем) вереница вариаций одной и той же планеты – и многострадальное человечество, наконец-то получившее к ней доступ. Нет, правда, отличная идея. И для того, чтобы пустив фантазию в полет попытаться представить, а что (или кто) может найтись там, в параллельных мирах. И для того, чтобы прикинуть, что же станется с нашей родной планетой, если подарить людям возможность свободно путешествовать между мирами.

    Вот тут и случилась засада.

    Ни то, ни другое у авторов (и мне правда странно говорить это о Терри Пратчетте) толком сделать не получилось. Точнее, не получилось сделать хорошо. Вроде и миры интересные и загадочные, и путешествуют герои вдоволь, и о судьбах общества авторы рассуждают – а толку чуть, поскольку не сказано в итоге практически ничего. Остается только догадываться, куда исчезли пратчеттовская емкость слога, меткость в наблюдениях и тонкая ирония.

    Сюжет (и я снова не верю, что говорю это о Терри Пратчетте) в «Бесконечной земле» тоже практически отсутствует. Герои просто летят, летят и летят. А как только на горизонте появляется что-то хоть отдаленно интересное, оно немедленно откладывается в долгий ящик, а герои продолжают бесцельно лететь дальше. Нет конфликта. Что-то отдаленно похожее появилось только в последних главах, но закончилось как-то невнятно.

    В общем, пока больше похоже на начало длинной серии, а не на отдельную книгу.

    В конце книга обрывается. Остается еще много вопросов, на которые так и не получены ответы, но если это серия, то продолжения читать нисколько не хочется. Книга стала полным разочарованием, а жаль, с такой идеей можно было бы написать шедевральное произведение.

Терри Пратчетт, Стивен Бакстер

Бесконечная Земля

Как всегда, посвящаю Лин и Райане

Terry Pratchett & Stephen Baxter

Copyright © Terry and Lyn Pratchett and Stephen Baxter 2012

All rights reserved

First published as The Long Earth by Transworld Publishers, a division of Random House Group Ltd.

© В. Сергеева, перевод на русский язык, 2014

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2014

Рядовой Перси проснулся на лесной опушке от пения птиц. Он уже давно не слышал птиц – об этом позаботились пушки. Некоторое время он просто радовался тому, что вокруг благословенная тишина.

Впрочем, он слегка беспокоился, пускай и отстраненно, отчего лежит в сырой, хоть и благоуханной, траве, а не в своем спальнике. Ах да, благоуханная трава. Там, где он был до тех пор, благоухания явно недоставало. Кордит, масло, горящая плоть, вонь немытых тел – вот к чему он привык.

Рядовой Перси подумал: может быть, он умер? В конце концов, бомбили жутко.

Что ж, если он умер, значит, это место вполне сойдет за рай, по сравнению с миром, полным адского шума, воплей и грязи. А если он жив, то сержант скоро поднимет его пинком, критически осмотрит с головы до ног и погонит по лужам за чаем и пирожком. Но сержанта здесь не было, и никто не шумел, не считая птиц в кронах деревьев.

«Деревьев?..» – подумал рядовой Перси, когда по небу разлился рассвет.

Когда он вообще в последний раз видел дерево, которое хотя бы отдаленно напоминало таковое? Дерево, не растерявшее листву, не разбитое в щепки снарядом. А здесь рос целый лес.

Рядовой Перси был практичный и рассудительный молодой человек, а потому решил не беспокоиться о деревьях, которые ему, должно быть, снились: деревья никогда не пытались его убить. Он снова лег и, видимо, задремал. Когда он открыл глаза, стоял ясный день и рядовому Перси очень хотелось пить.

День… Но где? Наверное, во Франции. Конечно, во Франции. Снаряд, который оглушил Перси, не мог отбросить его слишком далеко; он, разумеется, по-прежнему находился во Франции, но почему-то в лесу, которого раньше не было. И без традиционной французской музыки, то есть без грохота орудий и человеческих воплей.

Произошло нечто весьма загадочное. И вдобавок Перси умирал от жажды.

Поэтому он, как говорится, сунул заботы в заплечный мешок, в божественной тишине, нарушаемой лишь пением птиц, и подумал, что в песенке есть доля истины. Что толку беспокоиться? Случившееся и впрямь не стоило волнений, особенно для человека, у которого на глазах люди испарялись, словно роса поутру.

Но, встав, Перси ощутил знакомую боль в левой ноге, глубоко в кости. Напоминание о ране, которой оказалось недостаточно, чтобы отправить его домой. Зато он получил легкую работу в маскировочном подразделении и носил в мешке помятую коробку с красками. Какой же это сон, если нога болит. Но на прежнем месте он не был, вот уж точно.

Пока рядовой Перси пробирался меж деревьев, направляясь в ту сторону, где заросли, как казалось, редели, ему в голову пришла неожиданная мысль: за каким чертом мы пели? Мы что, с ума сошли? О чем мы думали? Повсюду валялись оторванные руки и ноги, люди превращались в месиво из мяса и костей. А мы пели!

Чертовы, чертовы идиоты.

Через полчаса рядовой Перси спустился по склону к ручью, текущему в тенистой долине. Вода была солоноватая, но сейчас он бы напился даже из лошадиной колоды, причем рядом с лошадью.

Он шагал вдоль ручья до места, где тот впадал в реку. Река ничего особенного собой не представляла, но рядовой Перси вырос в деревне и знал, что под берегом наверняка водятся раки. Еще через полчаса упомянутые раки весело скворчали на огне. Он никогда еще не видел таких больших. И в таком количестве. И таких сочных! Он ел, пока не заболел живот, поворачивая добычу на прутике над торопливо сооруженным костерком и разрывая мясо руками. Перси подумал: «Наверное, я все-таки умер и попал в рай. И я не против, потому что, ей-богу, ад я уже видел».

Вечером он устроился на ночлег на поляне у реки, подложив вещевой мешок под голову. Когда на небе показались звезды – очень яркие, каких он никогда не видел, – Перси начал напевать «Сунь заботы в заплечный мешок и шагай». Он замолк, не допев, и заснул сном праведника.

Когда солнце вновь коснулось его лица, Перси проснулся, отдохнувший и свежий, сел… и застыл неподвижно, как статуя, под спокойными взглядами, устремленными на него.

Сидя в ряд, примерно вдесятером, они наблюдали за ним.

Кто они были такие? Или – что они были такое? Они походили на медведей, но морды у них напоминали не медвежьи, а скорее обезьяньи, только крупнее. Они безмятежно рассматривали его. Перси подумал: кажется, это точно не французы.

Он все-таки попытался заговорить по-французски:

– Парлэ бюффон…

Они тупо смотрели на него.

В наступившей тишине, чувствуя, что странные существа ждут чего-то большего, Перси откашлялся и запел «Сунь заботы в заплечный мешок».

Незнакомцы слушали очень внимательно, пока он не закончил. Потом переглянулись. Наконец, словно придя к какому-то соглашению, один шагнул вперед и запел то же самое. Причем совершенно не фальшивя.

Рядовой Перси изумленно слушал.

Век спустя

Прерия была плоской, зеленой, плодородной. Кое-где далеко росли дубы. Небо весело голубело, как на открытке. На горизонте двигалось облако пыли – там неслось стадо каких-то животных.

Послышался легкий вздох. Сторонний наблюдатель, случайно оказавшийся поблизости, ощутил бы слабый порыв ветерка.

На траве лежала женщина.

Ее звали Мария Валиенте. На ней был любимый розовый свитер из ангорки. Ей было всего пятнадцать, но она рожала. Худенькое тело содрогалось от боли схваток. Несколько секунд назад она не знала, чего боится больше – родов или гнева сестры Стефании, которая отняла у нее обезьяний браслет, сказав, что это греховный символ. Кроме браслета, у Марии не осталось никакой памяти о матери.

И вот теперь – это. Открытое небо вместо пожелтевшего от никотина потолка. Трава и деревья вместо истертого ковра. Все было не так. Но куда она попала? Где Мэдисон? И как она сюда попала?

Неважно. Ее вновь пронзила боль, и Мария почувствовала, что ребенок выходит на свет. Никто не мог помочь, даже сестра Стефания. Девушка закрыла глаза, закричала, стала тужиться…

Ребенок скользнул на траву. Мария кое-что знала о родах, а потому дождалась, пока выйдет послед. Когда все закончилось, между ног было сыро и мокро, а на земле лежал младенец, покрытый липкой кровавой слизью. Он открыл рот и тоненько запищал.

Вдалеке послышался звук, похожий на гром. Рев как в зоопарке.

Львиный рык.

Лев?! Мария снова завопила, на сей раз от ужаса…

Крик оборвался, словно его выключили. Мария исчезла. Ребенок остался один.

Один перед лицом Вселенной, которая подступала со всех сторон и обращалась к нему множеством голосов. А за ними стояла великая Тишина.

Детский плач превратился в воркование. Тишина была приятна.

Снова послышался вздох. Мария вернулась в зеленый мир под синим небом. Она села и в панике огляделась. Лицо у нее было серое: она потеряла много крови. Но с ребенком ничего не случилось.

Девушка подняла свое дитя вместе с последом – она даже не перевязала пуповину, – завернула в свитер из ангорки и принялась укачивать. Личико малыша было странно спокойным. А она уж думала, что потеряла его.

– Джошуа, – сказала она. – Тебя зовут Джошуа Валиенте.

Тихий хлопок – и они оба исчезли.

Давным-давно, где-то рядом

Совершенно иная версия Северной Америки баюкала на груди огромное, окруженное сушей, соленое море. Оно кишело микроскопической жизнью, которая представляла единый гигантский организм.

В этом мире, под небом, затянутым облаками, мутное море полнилось одной-единственной мыслью.

За этой мыслью последовала другая.

Банкетка рядом с замысловатым аппаратом по продаже напитков была очень удобна. Джошуа Валиенте не привык к комфорту. Не привык к приятному ощущению от пребывания в здании, где мебель и ковры как будто источали тишину. Рядом с шикарной банкеткой лежала кипа глянцевых журналов, но Джошуа не любил блестящую бумагу. Книги? Книги – да. Джошуа любил книги, особенно в бумажной обложке. Легкие, удобно носить, а если не захочется перечитывать, то для тонкой мягкой бумаги всегда найдется применение.

Обычно, когда нечем было заняться, он слушал Тишину.

Здесь Тишина звучала слабо. Ее почти заглушал шум повседневной жизни. Неужели люди в этом шикарном здании не понимают, как они шумят? Рев кондиционеров и вентиляторов, шелест многочисленных разговоров – слышный, но неразборчивый, – приглушенные звонки телефонов, записанные на пленку голоса людей, которые говорили, что на самом деле их тут нет, пожалуйста, оставьте сообщение после сигнала (и следовал сигнал). Джошуа находился в Трансземном институте – филиале корпорации Блэка. Безликие помещения, сплошь гипсокартон и хром. И надо всем властвовал огромный логотип – шахматный рыцарь. Это не был мир Джошуа. Ничто здесь не принадлежало ему. Впрочем, если подумать, он не ограничивался каким-то одним миром – Джошуа принадлежали они все.