Один из цветов флага Итальянской Республики – зеленый, verde, verdi… Удивительное провидение выбрало человека с созвучным именем, Джузеппе Верди, стать символом объединения Италии и композитором, без которого опера никогда не была бы такой, какой мы ее знаем, поэтому современники называли маэстро голосом своей страны. Его произведения, отражавшие целую эпоху и ставшие вершиной не только итальянской, но и всей мировой оперы, спустя столетия являются самыми популярными и наиболее исполняемыми на сценах лучших музыкальных театров. Из биографии Верди вы узнаете, что у композитора была непростая судьба, но, преодолевая все жизненные трудности, он оставил будущим поколениям бесценные творения.

Краткую биографию Джузеппе Верди и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Верди

Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в небогатой семье трактирщика и пряхи, живших в деревне Ронколе возле городка Бусетто (ныне это регион Эмилья-Романья). С пяти лет мальчик начинает учиться нотной грамоте и игре на органе в местной церкви. Уже в 1823 году юное дарование замечает состоятельный коммерсант, а заодно и член «Филармонического общества» Бусетто, Антонио Барецци, который до самой своей смерти будет поддерживать композитора. Благодаря его помощи Джузеппе переезжает в Бусетто для учебы в гимназии, а двумя годами позже начинает брать уроки контрапункта. Пятнадцатилетний Верди уже – автор симфонии. Окончив в 1830 году гимназию, юноша поселился в доме своего благодетеля, где дает уроки вокала и фортепиано Маргерите, дочери Барецци. В 1836 году девушка становится его женой.


Согласно биографии Верди попытка поступить в миланскую консерваторию не увенчалась успехом. Но Джузеппе не может вернуться в Бусетто, преклонив голову. Задержавшись в Милане, он берет частные уроки у одного из лучших педагогов и главы оркестра театра Ла Скала Винченцо Лавиньи. Благодаря удачному стечению обстоятельств, он получает заказ от Ла Скала на свою первую оперу. В последующие годы у композитора рождаются дети. Однако счастье обманчиво. Не прожив и полутора лет, умирает дочка. Верди вместе с семьей переезжает в Милан. Этому городу было суждено стать свидетелем и громкой славы маэстро, и самых горьких его потерь. В 1839 году скоропостижно умирает маленький сын, а менее чем через год скончалась и Маргерита. Так, к двадцати шести годам Верди потерял всю семью.

Почти два года Верди едва сводил концы с концами и хотел бросить музыку. Но опять вмешался случай, благодаря чему на свет появился «Набукко», после премьеры которого в 1842 году к нему пришел оглушительный успех и всеевропейское признание. 40-50 годы стали самыми продуктивными в плане творчества: Верди написал 20 из 26 своих опер. С 1847 года фактической женой композитора становится Джузеппина Стреппони, певица, исполнившая партию Абигайль на премьере «Набукко». Верди нежно называл ее Пеппиной, но женился на ней только 12 лет спустя. Джузеппина имела сомнительное с точки зрения морали той эпохи прошлое и трех детей от разных мужчин. Совместных детей у пары не было, и в 1867 году они взяли на воспитание маленькую племянницу.


С 1851 года Верди живет в Сант-Агате – собственном поместье возле Бусетто, занимаясь сельским хозяйством и коневодством. Композитор активно участвовал в политической жизни своей страны: в 1860 он стал депутатом первого итальянского парламента, а в 1874 – сенатором в Риме. В 1899 году в Милане открыт построенный на его средства пансион для престарелых музыкантов. В крипте этого учреждения и был похоронен Верди, скончавшийся в Милане 27 января 1901 года. Он пережил свою Пеппину на целых 13 лет… Его похороны переросли в большую процессию, проводить композитора в последний путь пришло более 200 000 человек.



Интересные факты о Джузеппе Верди

  • Главный оперный оппонент Дж. Верди – Рихард Вагнер - родился с ним в один год, но скончался на 18 лет раньше. Примечательно то, что за эти годы Верди написал всего две оперы – «Отелло » и «Фальстаф ». Композиторы никогда не встречались, но в их судьбах много пересечений. Одно из них – Венеция. В этом городе были премьеры «Травиаты » и «Риголетто », а Вагнер умер в Палаццо Вендрамин Калерджи. Гипотетической встрече двух великих современников посвящена книга Ф.Верфеля «Верди. Роман оперы».
  • Родная деревня композитора сейчас официально называется Ронколе Верди, его именем также названа миланская консерватория, в которую музыкант так и не смог поступить.
  • Пятая опера композитора, «Эрнани», принесла Верди рекордный для него гонорар, позволивший ему задуматься о покупке собственного поместья.
  • Британская королева Виктория, посетив премьеру «Разбойников», записала в своем дневнике, что музыка была «шумной и банальной».
  • Маэстро справедливо назвал «Риголетто» оперой дуэтов, почти полностью лишенной арий и традиционных хоровых финалов.
  • Считается, что не каждый оперный театр может себе позволить поставить «Трубадура » или «Бал-маскарад », поскольку для обоих требуются сразу четыре великолепных голоса – сопрано, меццо-сопрано, тенор и баритон.
  • Статистика говорит о том, что Верди – самый исполняемый оперный композитор, а «Травиата» - самая исполняемая опера на планете.
  • «Viva VERDI» - это и чествование композитора, и акроним сторонников объединения Италии, где VERDI означало: Vittorio Emanuele Re D’Italia (Виктор Эммануил – король Италии).


  • Существуют два «Дона Карлоса » - французский и итальянский. Они отличаются не только языком либретто, по сути это – две разных версии оперы. Так какую же принято считать «подлинным» «Доном Карлосом»? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, поскольку различия есть даже между версией, представленной на парижской премьере, и той, что была исполнена на втором спектакле двумя днями позже. Итальянских версий не одна, а как минимум три: первая, созданная для постановки в Неаполе в 1872, четырехактная версия 1884 года для Ла Скала, пятиактная версия без балета 1886 года для спектакля в Модене. Самыми известными, исполняемыми и издаваемыми на дисках сегодня являются классическая французская версия и «миланская» итальянская.
  • С 1913 года в древнеримском амфитеатре Вероны проводится ежегодный оперный фестиваль «Арена ди Верона». Первой постановкой стала «Аида » в честь столетия Верди. В 2013 году «Аида» также была центром программы юбилейного фестиваля.

Творчество Джузеппе Верди


Первая опера, «Оберто, граф ди Сан-Банифачо» , была утверждена к постановке для благотворительного представления в Ла Скала. Ее премьера прошла с успехом, и театр заключил с подающим надежды автором контракт еще на три оперы. Но следующая из них, «Король на день», потерпела сокрушительное фиаско. Это произведение давалось Верди с невероятным трудом. Как писать комическую оперу, только что похоронив ребенка и жену? Вся боль, испытанная композитором, нашла свой выход в музыке к драматическому библейскому сюжету о Навуходоносоре. Верди получил рукопись либретто Темистокле Солеры, случайно встретив на улице импрессарио Ла Скала. И вначале хотел отказаться, но сюжет настолько захватил его, что музыка «Набукко» стала грандиозным событием. А хор из нее « Va, pensiero» превратился в неофициальный гимн Италии, который итальянцы и сегодня знают наизусть.

Повторить успех «Набукко» были призваны «Ломбардцы в первом крестовом походе» , которых Ла Скала представил публике годом позже. А еще через год состоялась премьера оперы, написанной по заказу другого престижного и влиятельного театра – для венецианского Ла Фениче Верди создал «Эрнани» , ставшую первой совместной работой композитора и либреттиста Франческо Марии Пиаве, венецианца, с которым они создадут еще семь произведений. «Эрнани» говорила со зрителем совершенно другим музыкальным языком, нежели его предыдущие сочинения. Это была история о личностях и страстях, выраженных настолько живо и достоверно, что ее по праву называют первой по-настоящему «вердиевской» оперой. Той, в которой сформировался уникальный авторский стиль ее создателя. Закрепили этот стиль и последующие произведения: «Двое Фоскари» и «Жанна Д’Арк» .


Третьим по значимости итальянским театром тех лет был неаполитанский Сан-Карло, для которого в 1845 году Верди пишет «Альзиру» по мотивам одноименной трагедии Вольтера. Это была работа в соавторстве с известным либреттистом Сальваторе Каммарано. Однако опера давалась ему тяжело и без вдохновения, он много болел. Вероятно, именно поэтому ее сценическая судьба оказалась короткой. Значительно позже маэстро признает ее едва ли не самым неудачным своим творением. Лучший прием ожидал в Венеции премьеру «Аттилы» в 1846, хотя и его создание также не принесло композитору творческого удовлетворения. «Годы моего тюремного заключения» - так он сам охарактеризует период 43-46 годов, когда им было написано 5 опер.

Из биографии Верди мы узнаём, что после недолгого восстановления композитор берется сразу за две оперы: «Макбет» для Флоренции и «Разбойники» для лондонского Ковент-Гарден. И, если над первой он работает увлеченно, то вторая становится очередной обузой. Далее появляются «Корсар» и «Битва при Леньяно» , завершая серию бравурно-героических произведений маэстро. «Луиза Миллер» , поставленная в 1849 году, стала продолжением темы «Эрнани», в которой на первый план выходят человеческие судьбы и чувства. Становление подлинного стиля Верди закрепила его следующая работа, «Стиффелио» , и по сей день малоизвестная, совершенно, впрочем, незаслуженно. Параллельно с ней композитор начинает сочинять свой первый несомненный шедевр, «Риголетто ».

«Риголетто» с момента премьеры в Венеции в 1851 году никогда не переставал ставиться в театрах по всему миру. Верди взялся за сюжет пьесы Виктора Гюго «Король забавляется», снятой с парижских сцен местной цензурой за аморальность сюжета. Оперу едва не постигла та же участь, но Пиаве отредактировал сюжет, и спектакль вышел на зрителя, став едва ли не переворотом в оперном искусстве: оркестр больше не играл как один аккомпанирующий инструмент, его звучание стало выразительным и сложным. «Риголетто» рассказывает цельную драматическую историю, почти не разрывая канву повествования на обособленные арии. Опера открывает так называемую «романтическую трилогию», продолженную «Трубадуром» и «Травиатой».

«Трубадур» , поставленный в Риме в 1853 году, стал одной из самых популярных опер еще при жизни Верди. Он является настоящей сокровищницей потрясающих мелодий. Интересен «Трубадур» еще и тем, что одна из основных партий написана для меццо-сопрано - голоса, которому обычно доставались второстепенные роли. Впоследствии композитор создаст целую галерею великолепных героинь для низкого женского голоса: Ульрика, Эболи, Амнерис. Тем временем воображение маэстро уже захватил сюжет недавно вышедшей пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» - трагической истории любви и самопожертвования. Верди неистово работал над этой оперой, и музыка была полностью написана за 40 дней. «Травиата» - это поклонение женщине, возможно, это и творческое посвящение Верди своей спутнице Джузеппине Стреппони. Трудно представить, но этот безусловный шедевр ждал оглушительный провал на премьере в Ла Фениче. Публика была возмущена тем, что героиней оперы стала падшая женщина, к тому же не из далеких эпох, а их современница. Однако это фиаско Верди воспринимает спокойнее прежних – он уверен в своей музыке, ее гениальность полностью защищает своего творца. И маэстро опять оказывается прав: пройдет всего лишь год и, претерпев небольшую редакцию, «Травиата» триумфально вернется на венецианскую сцену.

Следующий заказ поступает из Парижа, и в 1855 году на сцене Гранд-Опера ставится «Сицилийская вечерня» по либретто известного французского драматурга Эжена Скриба. Значима эта опера еще и тем, что композитор снова говорит о свободе от поработителей, по сути – о свободе своей Италии, в которой зреют революционные настроения. Последующие годы уходят на создание «Симона Бокканегры» , которого ждет непростая судьба. Один из самых амбициозных замыслов маэстро, одна из самых мрачных его опер, одна из самых значимых для него не снискала успеха у публики после венецианской постановки 1857 года. Причиной тому, вероятно, послужили безрадостный, темный сюжет с фокусом на политической линии, депрессивные персонажи. Критики пеняли композитору на тяжелую музыку, смелое обращение с гармонией и грубый вокальный стиль. Пройдет еще более двадцати лет, и Верди вернется к «Бокканегре», полностью его переработав. Эта новая версия с либретто Арриго Бойто идет в театрах и сегодня.

К сюжету Скриба Верди обращается и в следующий раз. Выбор пал на «Бал-маскарад» - историю гибели шведского короля Густава III. Цензура отвергла либретто, поскольку немыслимо было показывать на сцене убийство монаршей особы обманутым мужем, да еще и случившееся так недавно (реальное событие произошло в 1792 году). В результате либретто пришлось изменить - действие было перенесено в Америку, а жертвой ревнивца пал губернатор Бостона, Ричард. Успех после постановки в Риме был ошеломляющим, опера быстро разошлась на «хиты», которые напевали даже прохожие на улице. В 1861 году Верди наконец соглашается на очередное предложение от Императорского театра Санкт-Петербурга и в конце того же года пребывает в российскую столицу для постановки «Силы судьбы» , премьера которой по ряду обстоятельств задержалась до 10 ноября 1862 года. Опера имела успех, правда, в большей степени из-за имени композитора, нежели из-за собственных достоинств. Тем не менее, несмотря на запутанный сюжет и несколько старомодное эпичное повествование, «Сила судьбы» утвердилась в качестве несомненной удачи еще при жизни Верди.


Проходит несколько лет, которые композитор проводит в Сант-Агате за рутинными сельскими делами и переделкой «Макбета». Только в 1866 Верди берется за новое сочинение, которое станет самым длинным и грандиозным. Первоисточником вновь служит пьеса Шиллера, на этот раз - «Дон Карлос» . Либретто создается на французском языке, поскольку ее заказчик – парижская Гранд-Опера. Верди работает долго и увлеченно, но премьеру встречает прохлада публики и критики. Париж не оценил непривычный музыкальный стиль «Дона Карлоса», триумфальное шествие оперы по мировым сценам началось с лондонской постановки того же, 1867 года.

В ноябре 1870 года маэстро заканчивает оперу по заказу правительства Египта. «Аида» выходит в Каире и всего через несколько месяцев – в Ла Скала. Итальянская премьера стала безоговорочной победой композитора, и он считает ее подходящим завершением своей оперной карьеры. В 1873 году умирает писатель Алессандро Мандзони, которым Верди восхищался. В память о нем, а также о Россини, к кончине которого за несколько лет до этого композитор создал часть заупокойной мессы, Верди пишет Реквием, посвящая его двум великим современникам.

После «Аиды» было непросто заманить Верди обратно в театр. Это мог сделать только шекспировский сюжет, «Отелло» . С 1879 года маэстро работает над оперой по либретто Арриго Бойто, создавая одну из самых сложных теноровых партий 19 века. В «Отелло» мастерство Верди обретает свою законченность, его музыка никогда еще не была настолько нераздельно связана с драматической основой. Шесть лет спустя восьмидесятилетний композитор решит устроить настоящее прощание со сценой, сочинив комическую оперу – вторую в своей биографии, которую от первой отделяли почти полвека. Сюжет, вновь шекспировский, предложил Бойто. Верди, за много лет завоевавший репутацию непревзойденного драматического мастера, под занавес карьеры утверждается и в качестве мастера комедийного. Кульминацией творчества композитора стала опера «Фальстаф» , преисполненная такой радостью жизни, которая встречается только в поистине величайших произведениях искусства.

Со-в-ре-мен-ни-ки про-зва-ли Вер-ди «ма-э-ст-ро италь-ян-ской ре-во-лю-ции». Джу-зеп-пе Мад-зи-ни пи-сал ему: «То, что я и Га-ри-баль-ди де-ла-ем в по-ли-ти-ке, а наш об-щий друг Алес-сан-д-ро Ман-д-зо-ни де-ла-ет в по-э-зии, то Вы де-ла-е-те в му-зы-ке и все мы, как уме-ем, слу-жим на-ро-ду». И Рос-си-ни, и Вер-ди все-гда со-чи-ня-ли му-зы-ку, ак-ту-аль-ную и со-зву-ч-ную сво-ему вре-ме-ни. Их про-из-ве-де-ния бы-ли пол-ны по-ли-ти-че-с-ких ал-лю-зий, но цен-зу-ра ни-че-го не мог-ла по-де-лать, а пуб-ли-ка не-ис-тов-ст-во-ва-ла от вос-тор-га. При ис-по-л-не-нии опе-ры Вер-ди «Ат-ти-ла» зри-те-ли осо-бо от-ме-ти-ли та-кой эпи-зод: пол-ко-во-дец Аэ-ций го-во-рит зна-ме-ни-то-му гун-ну: «Пусть те-бе бу-дет при-на-д-ле-жать Все-лен-ная - Ита-лия же ос-та-нет-ся мне!» и пуб-ли-ка с во-о-ду-ше-в-ле-ни-ем вскри-ча-ла - «Ита-лия - нам!» Опе-ра «Лом-бард-цы в пер-вом кре-сто-вом по-хо-де» ста-ла за-мет-ным яв-ле-ни-ем в куль-тур-ной и по-ли-ти-че-с-кой жиз-ни стра-ны. Осо-бен-но ес-ли учесть, что это был апо-гей Ри-сор-д-жи-мен-то.

Вер-ди не тя-го-тел к оп-ре-де-лен-ным ху-до-же-ст-вен-ным на-пра-в-ле-ни-ям (ре-а-лиз-му или ро-ман-тиз-му), он не свя-зы-вал се-бя их эс-те-ти-кой, он про-с-то пи-сал в том сти-ле, ко-то-рым мы-с-лил в дан-ный пе-ри-од. Жизнь во всем мно-го-об-ра-зии кон-т-ра-стов и кон-фли-к-тов - та-ко-во бы-ло твор-че-с-кое кре-до ав-то-ра. Ин-ту-и-тив-но Вер-ди тя-го-тел к ду-шев-ной гар-мо-нии, жи-вя в по-ру сло-ж-ней-ших со-ци-аль-ных по-тря-се-ний. Он ут-вер-ждал, что ему нра-вит-ся в ис-кус-ст-ве всё, что Пре-кра-с-но. Он по-в-то-рял лишь, что «ску-ч-ный те-атр - са-мый худ-ший из воз-мо-ж-ных» и стре-мил-ся к то-му, что-бы ли-б-рет-то его опер бы-ли на-сы-ще-ны ост-ры-ми дра-ма-ти-че-с-ки-ми си-ту-а-ци-я-ми, в ко-то-рых бы ин-те-ре-с-но и по-учи-тель-но рас-кры-ва-лись че-ло-ве-че-с-кие ха-ра-к-те-ры. Ис-то-рия про-де-мон-ст-ри-ро-ва-ла его осо-бый ин-те-рес к ре-а-лиз-му. Вер-ди не чу-ж-дал-ся при этом бро-ских аф-фе-к-тов, ан-ти-тез, про-яв-ле-ния бур-но-го тем-пе-ра-мен-та. Его срав-ни-ва-ли то с Го-ме-ром и Шек-спи-ром, то с Дан-те, Сер-ван-те-сом или с Ми-кель-ан-д-же-ло…

Вер-ди (1813-1901) ос-та-вил 26 опер, в чи-с-ле ко-то-рых «На-бук-ко» и «Бит-ва при Лень-я-но», «Эр-на-ни» и «Мак-бет», «Лу-и-за Мил-лер» (опе-ры 40-х го-дов), «Ри-го-лет-то», «Тра-ви-а-та» и «Тру-ба-дур», «Си-ци-лий-ская ве-чер-ня», «Си-мон Бок-ка-не-гра» и «Бал-ма-с-ка-рад» (50-х го-дов), «Си-ла судь-бы» и «Дон Кар-лос» (60-х го-дов), «Аи-да» (70-х гг.), «Отел-ло» (80-х гг.), «Фаль-стаф» (90-х гг.).

На-зван-ные про-из-ве-де-ния яв-ля-ют-ся зна-чи-тель-ны-ми ве-ха-ми не толь-ко в твор-че-ст-ве Вер-ди, но и в пла-не эво-лю-ции опер-но-го жан-ра и всей ис-то-рии му-зы-ки 19 сто-ле-тия.

Сре-ди мно-го-чи-с-лен-ных дра-ма-тур-гов и пи-са-те-лей, с ко-то-ры-ми Вер-ди при-хо-ди-лось со-т-руд-ни-чать или к чье-му твор-че-ст-ву он по-сто-ян-но об-ра-щал-ся бы-ли Шек-спир, Шил-лер и Гю-го, а так-же его по-сто-ян-ные ли-б-рет-ти-сты Фр. Пья-ве и Ар-ри-го Бой-то. Они зна-ли его тре-бо-ва-ния и при-стра-стия. Ес-ли же рас-сма-т-ри-вать му-зы-каль-ную сто-ро-ну опер Вер-ди, то его стиль ха-ра-к-те-ри-зу-ет-ся ме-ло-ди-я-ми ши-ро-ко-го ды-ха-ния в ду-хе белькан-то, вы-ра-зи-тель-но-стью ме-ло-ди-ки, пси-хо-ло-ги-че-с-ки прав-ди-вы-ми си-ту-а-ци-я-ми, гран-ди-оз-ны-ми хо-ро-вы-ми кар-ти-на-ми, по сво-ей ва-ж-но-сти в дра-ме на-по-ми-нав-ши-ми функ-ции ан-ти-ч-но-го хо-ра.

Вер-ди при-шел в му-зы-каль-ную жизнь Ев-ро-пы как лю-би-тель. На-чи-нал он свою де-я-тель-ность скром-ным уче-ни-ком со-бор-но-го ор-га-ни-ста. Ро-дом он был из не-бо-га-той се-мьи ви-но-тор-гов-ца в се-ле Рон-ко-ли, вбли-зи го-род-ка Бус-се-то под Пар-мой (25 км.), что на се-ве-ре Ита-лии.

С юных лет Вер-ди слу-жил сче-то-во-дом в ку-пе-че-с-кой фир-ме Ан-то-нио Ба-рец-ци. В до-ме Ба-рец-ци со-би-ра-лись му-зы-кан-ты-лю-би-те-ли, и Вер-ди по-мо-гал им ра-зу-чи-вать пар-тии, пе-ре-пи-сы-вал но-ты, уча-ст-во-вал в ре-пе-ти-ци-ях. С ос-но-ва-ми му-зы-каль-ной гра-мо-ты зна-ко-мил юно-шу и со-бор-ный ор-га-нист Фер-ди-нан-до Про-ве-зи, пред-рек-ший Вер-ди бле-стя-щее бу-ду-щее на по-при-ще му-зы-ки. Имен-но то-г-да он на-чал со-чи-нять, но ещё как лю-би-тель. Что-бы Вер-ди по-лу-чил про-фес-си-о-наль-ное об-ра-зо-ва-ние и смог раз-вить свои та-лан-ты, не-об-хо-ди-мо бы-ло от-пра-вить его в ми-лан-скую кон-сер-ва-то-рию. День-ги со-би-ра-ли всем Бус-се-то по под-пи-с-ке и ак-тив-ном уча-стии Ба-рец-ци - на по-езд-ку и пер-вые два го-да. Так Вер-ди по-лу-чил от зе-м-ля-ков скром-ную сти-пен-дию и грант от Ба-рец-ци. Но в при-е-ме ему от-ка-за-ли - не бы-ло пред-ва-ри-тель-но-го про-фес-си-о-наль-но-го об-ра-зо-ва-ния и Вер-ди стал ис-кать ре-пе-ти-то-ров. Вин-чен-цо Ла-ви-нья (ком-по-зи-тор при те-а-т-ре Ля Ска-ла) взял-ся вос-пол-нить про-бе-лы в об-ра-зо-ва-нии юно-ши и к то-му же он по-з-во-лил ему бес-плат-но по-се-щать спе-к-та-к-ли. Это бы-ла луч-шая шко-ла, как и в Фи-лар-мо-нии. Он вско-ре вы-учил её ре-пер-ту-ар на-и-зусть и вне-зап-но Вер-ди при-шлось там за-ме-нить ди-ри-же-ра на ре-пе-ти-ции (а за-тем и на кон-цер-те) ора-то-рии «Со-тво-ре-ние ми-ра» Йо-зе-фа Гайд-на. Осы-пан-ный на-смеш-ка-ми про-вин-ци-ал к кон-цу ре-пе-ти-ции сни-скал ра-душ-ные ап-ло-дис-мен-ты и вы-с-шее об-ще-ст-во Ми-ла-на по-з-на-ко-ми-лось с но-вым име-нем - Джу-зеп-пе Вер-ди. Ру-ко-во-ди-тель Фи-лар-мо-ни-че-с-ко-го об-ще-ст-ва П. Ма-зи-ни за-ка-зал Вер-ди опе-ру - «Обер-то, граф Бо-ни-фач-чьо». По воз-вра-ще-нии до-мой Вер-ди пред-сто-я-ло от-ра-бо-тать сти-пен-дию. Он по-лу-чил ме-с-то ди-ри-же-ра в го-род-ской ком-му-не, стал ру-ко-во-дить ор-ке-ст-ром Фи-лар-мо-нии, же-нил-ся на лю-би-мой де-вуш-ке - до-че-ри Ба-рец-ци - Мар-га-ри-те и стал от-цом Вир-д-жи-нии и Ичи-лио. Вер-ди со-чи-нял хо-ры и пе-с-ни, мар-ши и тан-цы, но мно-го сил за-ни-ма-ла ра-бо-та над опе-рой. Пе-ре-ехав с семь-ей в Ми-лан, Вер-ди к 1839 го-ду стал го-то-вить по-ста-нов-ку при под-дер-ж-ке Ма-зи-ни. Пре-мье-ра со-сто-я-лась 17 но-я-б-ря и име-ла ус-пех - опе-ру ста-ли ста-вить в Ми-ла-не и Ту-ри-не, Ге-нуе и Не-апо-ле. Но в се-мье Вер-ди ца-ри-ла не толь-ко ра-дость и во-о-ду-ше-в-ле-ние по по-во-ду за-ка-за на ко-ме-дию «Ко-роль на час» («Мни-мый Ста-ни-с-лав»), но и го-ре - од-но-го за дру-гим Вер-ди по-те-рял же-ну, дочь и сы-на. В та-кой си-ту-а-ции он дол-жен был со-чи-нять ко-ми-че-с-кую опе-ру, уде-лом ко-то-рой стал про-вал. Опе-ру ос-ви-ста-ли, а ком-по-зи-то-ра сло-ми-ла де-п-рес-сия.

Он бро-дил по Ми-ла-ну, не мог со-чи-нять и ра-бо-тать, по-ка в те-а-т-ре ему на-силь-но не вру-чи-ли ли-б-рет-то для но-вой опе-ры «На-ву-хо-до-но-сор» (в Ита-лии имя ва-ви-лон-ско-го ца-ря со-кра-ти-ли до На-бук-ко). Ма-ло-по-ма-лу сю-жет ув-лек юно-го ком-по-зи-то-ра и он, сам то-го не же-лая, втя-нул-ся в ра-бо-ту. Осе-нью 1841 го-да пар-ти-ту-ра бы-ла за-кон-че-на, а пре-мье-ра со-сто-я-лась на сле-ду-ю-щий год 9 мар-та с уча-сти-ем луч-ших пев-цов «Ля Ска-ла».

фильм-опера "Набукко" в постановке 2007 г. театра Арена да Верона- http://youtu.be/Xz6GBsJltxE

или немецкая постановка с рус. субтитрами 2001 г. http://youtu.be/KjFFzL16rlk

Пуб-ли-ка ру-ко-пле-ска-ла стоя - бур-но, вос-тор-жен-но, слов-но и не по-м-ни-ла про-ва-ла в про-шлом. За 9 ме-ся-цев опе-ру ис-по-л-ни-ли 65 раз и этот ре-зуль-тат был бы вне-сен в кни-гу ре-кор-дов Гин-не-са, ес-ли бы она то-г-да бы-ла. При-чи-ной ус-пе-ха был не столь-ко биб-лей-ский сю-жет, а та-лант ли-б-рет-ти-ста А. Со-ле-ры и уме-лое про-чте-ние ли-б-рет-то ком-по-зи-то-ром в па-т-ри-о-ти-че-с-ком ду-хе вре-ме-ни. Вер-ди осов-ре-ме-нил биб-лей-ские со-бы-тия в том же ду-хе, как это де-ла-ли жи-во-пис-цы фло-рен-тий-ской шко-лы 15 ве-ка. С 1843 го-да Ита-лия меч-та-ла иметь сво-им на-ци-о-наль-ным гим-ном хор плен-ных из «На-бук-ко»

хор рабов из "Набукко" - фрагмент из оперы http://youtu.be/2F4G5H_TTvU или конце5ртноге исполнение с фестиваля хоров из Лунда - http://youtu.be/kwyp0-PtRzc

И меч-та-ет о том до сих пор, до-воль-ст-ву-ясь по-ка «Мам-ел-ой» Джу-зеп-пе Га-ри-баль-ди.

Вер-ди стал вхож в кру-жок па-т-ри-о-тов - се-мьи Маф-фэи. С Кла-ри-ной он пе-ре-пи-сы-вал-ся до са-мой её смер-ти, а с её му-жем, пе-ре-во-дчи-ком Ан-д-реа дру-жил и на его сти-хи со-чи-нил два ро-ман-са. Впо-с-лед-ст-вии А. Маф-фэи на-пи-сал для Вер-ди ли-б-рет-то по «Раз-бой-ни-кам» Шил-ле-ра.

Чет-вер-тую свою опе-ру «Лом-бард-цы в пер-вом кре-сто-вом по-хо-де» Вер-ди со-чи-нял на ли-б-рет-то Со-ле-ры по по-э-ме Том-ма-зо Грас-си «Джи-зель-да». В ос-но-ву по-э-мы бы-ла по-ло-же-на об-ра-бот-ка од-но-го из раз-де-лов «Ос-во-бо-ж-ден-но-го Ие-ру-са-ли-ма» Тор-ква-то Тас-со. По-доб-но то-му, как под плен-ны-ми иу-де-я-ми в Ва-ви-ло-не из «На-бук-ко» по-ни-ма-лись со-в-ре-мен-ные италь-ян-цы, так и в «Лом-бард-цах» под кре-сто-нос-ца-ми име-лись в ви-ду кар-бо-на-рии. Это обу-сло-ви-ло гран-ди-оз-ный ус-пех опе-ры по всей стра-не, хо-тя ав-ст-рий-ская цен-зу-ра и чи-ни-ла при по-ста-нов-ках не-ма-ло не-при-ят-но-стей Со-ле-ре и Вер-ди. Пре-мье-ра со-сто-я-лась 11 фев-ра-ля 1843 го-да 1843 го-да и за-вер-ши-лась по-ли-ти-че-с-кой де-мон-ст-ра-ци-ей, на ко-то-рую ми-лан-цев во-о-ду-ше-ви-ли за-жи-га-тель-ные арии пер-со-на-жей опе-ры, а осо-бен-но за-клю-чи-тель-ный хор кре-сто-нос-цев - при-зыв к борь-бе за сво-бо-ду. Три-умф по-ста-но-вок «Лом-бард-цев» до-ка-тил-ся да-же до Рос-сии. Имя Вер-ди за-зву-ча-ло по всей Ита-лии, за-ка-зы ему при-сы-ла-ли все ве-ду-щие те-а-т-ры - на вы-бор.

Бли-жай-шим со-т-руд-ни-ком Вер-ди от-ны-не ста-но-вит-ся ве-не-ци-ан-ский ли-б-рет-тист Фран-че-с-ко Пья-ве. Он под-ска-зал ком-по-зи-то-ру идею на-пи-сать опе-ру на сю-жет дра-мы «Эр-на-ни», имев-шей ус-пех в Па-ри-же в 1830 го-ду. Ро-ман-ти-че-с-кая взво-л-но-ван-ность и сво-бо-до-лю-бие Ви-к-то-ра Гю-го не ос-та-ви-ли Вер-ди рав-но-душ-ным и за не-сколь-ко ме-ся-цев он со-чи-нил на од-ном ды-ха-нии свою «Эр-на-ни» (9 мар-та 1844 го-да для ве-не-ци-ан-ско-го «Ля Фе-ни-че»). Бла-го-род-ный об-лик го-ни-мо-го ге-роя на-по-ми-нал об из-г-нан-ных из стра-ны па-т-ри-о-тах, а в хо-ре за-го-вор-щи-ков слы-шал-ся при-зыв к со-про-ти-в-ле-нию, про-сла-в-ле-ние доб-ле-сти и от-ва-ги. Не-уди-ви-тель-но, что и эта опе-ра ста-ла при-чи-ной по-ли-ти-че-с-ких вы-сту-п-ле-ний италь-ян-цев про-тив ав-ст-рий-ско-го про-те-к-то-ра-та.

запись оперы 2010 г. - http://youtu.be/gcInGVq_ERw

В те го-ды Вер-ди раз-вил бур-ную твор-че-с-кую де-я-тель-ность: пре-мье-ра сле-до-ва-ла за пре-мье-рой. В рим-ском те-а-т-ре «Ар-д-жен-ти-на» со-сто-я-лась по-ста-нов-ка его ше-с-той опе-ры - «Двое Фо-с-ка-ри» (3 но-я-б-ря 1844) по тра-ге-дии Бай-ро-на. За-тем по-с-ле-до-ва-ла «Джо-ван-на Д*Ар-ко» по «Ор-ле-ан-ской де-ве» Шил-ле-ра с ли-б-рет-то Со-ле-ры (Ми-лан, 15 фев-ра-ля 1845 го-да) с уча-сти-ем в глав-ной ро-ли Эр-ми-нии Фред-зо-ли-ни. Не-аполь на-сла-ж-дал-ся опе-рой «Аль-зи-ра» по тра-ге-дии Воль-те-ра (ус-пех её ока-зал-ся крат-ко-вре-мен-ным). Не-ожи-дан-но Вер-ди об-ра-тил-ся к тра-ге-дии ма-ло-из-ве-ст-но-го не-мец-ко-го дра-ма-тур-га Ца-ха-ри-а-са Вер-не-ра «Ат-ти-ла - ко-роль гун-нов» и пре-мье-ра 9-й опе-ры Вер-ди «Ат-ти-ла» со-сто-я-лась в «Ля Фе-ни-че» с бу-рей вос-тор-гов и па-т-ри-о-ти-че-с-ким подъ-е-мом са-мих ис-по-л-ни-те-лей (17 мар-та 1846).

запись оперы "Аттила" под управлением дирижера Риккардо Мути - http://youtu.be/16rITL6x3Kg

Но у 34-лет-не-го Вер-ди бы-ла за-вет-ная меч-та - ис-поль-зо-вать хо-тя бы один сю-жет Шек-спи-ра, ко-то-ро-го он бо-го-тво-рил, для со-чи-не-ния опе-ры. Слу-чай пред-ста-вил-ся - 10-й опе-рой стал «Мак-бет» и пре-мье-ра его со-сто-я-лась в го-ро-де, ко-то-рый Вер-ди очень лю-бил - во Фло-рен-ции (14 мар-та 1847 го-да). Во-л-на ус-пе-ха до-ка-ти-лась до Ве-не-ции и не-ожи-дан-но зри-те-ли мощ-ным хо-ром под-хва-ти-ли сло-ва од-но-го из пер-со-на-жей: «Ро-ди-ну пре-да-ли…»

Ле-том 1847 го-да в Лон-до-не со-сто-я-лась пре-мье-ра «Раз-бой-ни-ков» по Шил-ле-ру и Вер-ди впер-вые вы-ехал за гра-ни-цу. Он жил в Лон-до-не и Па-ри-же, ко-г-да на-сту-пил 1848 год - Ев-ро-пу вско-лых-ну-ли от-нюдь не бар-хат-ные ре-во-лю-ции, а Ита-лию - па-лерм-ское вос-ста-ние на Си-ци-лии. «Кор-сар» по Бай-ро-ну про-шел поч-ти не-за-ме-чен-ным, в от-ли-чие от «Бит-вы при Лень-я-но» и «Си-мо-на Бок-ка-нег-ры».

запись 1978 года из Национального театра Франции - "Симон Бокканегра"

Бит-ва при Лень-я-но вос-кре-ша-ла в па-мя-ти со-бы-тия да-ле-ко-го про-шло-го Ита-лии: раз-гром лом-бард-ца-ми гер-ман-ской ар-мии Фри-д-ри-ха Бар-ба-рос-сы в 1176 го-ду. Ри-м-ля-не, про-воз-г-ла-сив-шие в фев-ра-ле 1849 го-да Ре-с-пуб-ли-ку, при-хо-ди-ли на пре-мье-ру «Бит-вы при Лень-я-но» с на-ци-о-наль-ны-ми фла-га-ми. А Вер-ди уже го-то-вил для Не-апо-ля «Ко-вар-ст-во и лю-бовь» по Шил-ле-ру, позд-нее на-звав опе-ру «Лу-и-за Мил-лер». Ли-б-рет-то бы-ло на-пра-в-ле-но про-тив со-слов-но-го не-ра-вен-ст-ва и де-с-по-тиз-ма. Опе-ра по-лу-чи-лась не ге-ро-и-че-с-кой, а ли-ри-ко-бы-то-вой, да и пер-со-на-жа-ми бы-ли не ге-рои, а про-стые лю-ди.

Тем вре-ме-нем Вер-ди вто-ри-ч-но же-нил-ся и ку-пил под Бус-се-то име-ние «Сант-Ага-та», пе-ре-ехав ту-да в на-ча-ле 1850 го-да. При этом он про-дол-жал разъ-ез-жать по Ев-ро-пе, но до кон-ца жиз-ни он жил в име-нии, кро-ме зи-мы, ко-г-да кур-си-ро-вал ме-ж-ду Ге-ну-ей и Ми-ла-ном. Он со-чи-нил «Стиф-фе-лио», но се-ре-ди-на сто-ле-тия бы-ла от-ме-че-на в его твор-че-ст-ве три-а-дой наи-бо-лее яр-ких опер - «Ри-го-лет-то», «Тру-ба-дур» (Тро-ва-то-рэ) и «Тра-ви-а-та». Он со-з-дал их друг за дру-гом на про-тя-же-нии по-лу-то-ра лет.

Ли-те-ра-тур-ным ис-то-ч-ни-ком для «Ри-го-лет-то» по-слу-жи-ла дра-ма в. Гю-го «Ко-роль за-ба-в-ля-ет-ся», пред-ста-в-лен-ная в Па-ри-же в но-я-б-ре 1832 го-да и тут же сня-тая из ре-пер-ту-а-ра по рас-по-ря-же-нию пра-ви-тель-ст-ва за ос-корб-ле-ние Фран-ци-ска Пер-во-го - од-но-го из из-ве-ст-ных рас-пут-ст-вом ко-ро-лей Фран-ции в 16 ве-ке. Вер-ди не-сколь-ко из-ме-нил си-ту-а-цию и дей-ст-ву-ю-щим ли-цом в ли-б-рет-то стал не ко-роль, а Гер-цог, чья пе-сен-ка «Серд-це кра-са-ви-цы склон-но к из-ме-не» обош-ла весь мир. Опе-ру Вер-ди со-чи-нил за 40 дней по за-ка-зу «Ля Фе-ни-че» (11 мар-та 1851 го-да). Фи-наль-ную пе-сен-ку пуб-ли-ка за-по-м-ни-ла сра-зу, она про-из-ве-ла фу-рор.

Дрезденская постановка "Риголетто" 2008 г. с рассказом Бэлзы и рус. субтитрами -

В Ри-ме к «Ри-го-лет-то» ста-ла при-ди-рать-ся цен-зу-ра, а кро-ме то-го, скон-чал-ся ли-б-рет-тист «Тру-ба-ду-ра» - Кам-ма-ра-но, да и го-ря-чо лю-би-мая мать ком-по-зи-то-ра. Про-шло два го-да, пре-ж-де чем «Тру-ба-дур» уви-дел свет рам-пы. 14 де-ка-б-ря 1852 го-да Вер-ди на-пи-сал в Рим: «За-кон-чен впол-не: все но-ты на ме-с-те и я до-во-лен, хо-тел бы, что-бы и ри-м-ля-не бы-ли до-воль-ны!» Пре-мье-ра бы-ла на-зна-че-на на 19 ян-ва-ря 1853 го-да, но с ут-ра Тибр раз-бу-ше-вал-ся и вы-шел из бе-ре-гов, ед-ва не со-р-вав пер-вый спе-к-такль.

запись оперы с участием Паваротти - http://youtu.be/dMJGM5cHIxE

А в мар-те ве-не-ци-ан-цы уже ста-ви-ли уни-каль-ную пси-хо-ло-ги-че-с-кую опе-ру из жиз-ни со-в-ре-мен-ни-ков - «Тра-ви-а-ту». Для то-го вре-ме-ни это бы-ло но-во, и те-а-т-ра-лы не при-ня-ли опе-ру - её ожи-дал про-вал, и да-же ми-ро-вая из-ве-ст-ность Вер-ди не спа-с-ла спе-к-такль. Спу-с-тя год опе-ру по-ста-вил дру-гой ве-не-ци-ан-ский те-атр - «Сан Бе-не-дет-то» и то-г-да пуб-ли-ка её «рас-про-бо-ва-ла». Кни-ж-ный ры-нок уже был на-вод-нен со-от-вет-ст-ву-ю-щей ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-рой, вку-сы со-зре-ли, сю-жет по-ня-ли и оце-ни-ли.

запись оперы с русскими субтитрами в исполнении Анны Нетребко с Зальбургского фестиваля 2005 года - http://youtu.be/M57PfVGRR78

Сам Вер-ди на во-п-рос, ка-кая из его опер бо-лее все-го ему нра-вит-ся, от-ве-тил, что как про-фес-си-о-нал, он ста-вит пре-вы-ше все-го «Ри-го-лет-то», а как лю-би-тель пред-по-чи-та-ет «Тра-ви-а-ту».

В 1850-1860-х го-дах опе-ры Вер-ди идут на всех ев-ро-пей-ских сце-нах. Для Пе-тер-бур-га он со-чи-ня-ет «Си-лу судь-бы», для Па-ри-жа - «Си-ци-лий-скую ве-чер-ню» (по сле-дам па-лерм-ско-го вос-ста-ния, но с лю-бов-ным тре-у-го-ль-ни-ком), для Не-апо-ля «Бал-ма-с-ка-рад».

аудио-запись "Силы судьбы" 1957 г. - http://youtu.be/RoB86Ug0XkI

«Дон Кар-лос» то-же был при-нят вос-тор-жен-но - он был со-чи-нен в под-лин-но ро ман-ти-че-с-ком ду-хе, с те-мой са-мо-по-жер-т-во-ва-ния, рас-су-ж-де-ни-я-ми о том, что есть друж-ба и ка-ко-ва её цен-ность.

запись оперы от 1992 г. из Ля Скала (Милан) с участием Лючано Паваротти

Пред-ло-же-ние на-пи-сать опе-ру от еги-пет-ско-го пра-ви-тель-ст-ва уди-ви-ло Вер-ди. Но Ев-ро-па уже го-то-ви-лась к от-кры-тию Су-эц-ко-го ка-на-ла, да и ус-пе-хи еги-п-то-ло-гов из Фран-ции и Ан-г-лии бы-ли оше-ло-ми-тель-ны-ми. Вер-ди был да-лек от ар-хе-о-ло-гии, хо-тя од-ним из ва-ж-ней-ших на-пра-в-ле-ний в италь-ян-ской ли-те-ра-ту-ре был ар-хе-о-ло-ги-че-с-кий (ис-то-ри-че-с-кий) ро-ман. Спу-с-тя не-сколь-ко ме-ся-цев Вер-ди про-чел сце-на-рий пред-ла-га-е-мой опе-ры - это бы-ла «Аи-да» на сю-жет из древ-ней жиз-ни этой стра-ны. Ав-то-ром ли-б-рет-то был про-сла-в-лен-ный еги-п-то-лог Огюст Ма-ри-этт.

Триумфальный марш из "Аиды"с хорового фестиваля 2010 г. в Лунде - http://youtu.be/ns_xsduwI-E

Не-ожи-дан-но Вер-ди за-хва-ти-ло по-ве-ст-во-ва-ние и он при-нял за-каз, хо-тя по-ста-нов-ку от-ло-жи-ли из-за фран-ко-прус-ской вой-ны на-ча-ла 1870-х го-дов. Но ве-с-ной 1872 го-да «Аи-да» ста-ла ста-вить-ся во всей Ев-ро-пе и да-же те му-зы-кан-ты, ко-то-рые от-но-си-лись к Вер-ди с пре-ду-бе-ж-де-ни-ем, при-зна-ли не-со-м-нен-ное до-с-то-ин-ст-во его как дра-ма-тур-га и ком-по-зи-то-ра. Аме-ри-ка и Рос-сия ста-ви-ли «Аи-ду», а Чай-ков-ский на-звал Вер-ди ге-ни-ем.

запись оперы из Сан-Франциско с участием Л.Паваротти - http://youtu.be/b8rsOzPzYr8

В мае 1873 го-да Вер-ди уз-нал о смер-ти пи-са-те-ля-па-т-ри-о-та 88-лет-не-го Алес-сан-д-ро Ман-д-зо-ни и в знак ува-же-ния в го-дов-щи-не он со-чи-нил свой про-сла-в-лен-ный «Ре-к-ви-ем», про-зву-чав-ший впер-вые 22 мая 1874 го-да в ми-лан-ском со-бо-ре Св. Мар-ка. Строй-ность фор-мы, по-ли-фо-ни-че-с-кое ма-с-тер-ст-во, вы-ра-зи-тель-ность ме-ло-ди-ки и све-жесть гар-мо-нии и ор-ке-ст-ров-ки по-ста-ви-ли это про-из-ве-де-ние ма-э-ст-ро в ряд са-мых зна-чи-тель-ных про-из-ве-де-ний в об-ла-с-ти ду-хов-ной му-зы-ки.

Со-з-да-ние еди-но-го италь-ян-ско-го го-су-дар-ст-ва не оп-рав-да-ло на-дежд па-т-ри-о-тов. Вер-ди то-же был ра-з-о-ча-ро-ван. Ещё его уг-не-та-ло сле-пое пре-кло-не-ние пе-ред Ваг-не-ром - ев-ро-пей-ским ку-ми-ром 2-й по-ло-ви-ны 19 ве-ка. Вер-ди це-нил его твор-че-ст-во, счи-тая при этом, что ваг-не-ризм - не италь-ян-ский путь. Огор-ча-ло ком-по-зи-то-ра и пре-не-б-ре-же-ние на-ци-о-наль-ной клас-си-кой. В 75 лет Вер-ди на-чи-на-ет со-чи-нять но-вую опе-ру на сю-жет пье-сы Шек-спи-ра «Отел-ло». С по-тря-са-ю-щей пси-хо-ло-ги-че-с-кой до-с-то-вер-но-стью он пе-ре-дал лю-бовь и страсть к ин-т-ри-ган-с-т-ву, те-му вер-но-сти и ко-вар-ст-ва спод-ви-ж-ни-ков. В «Отел-ло» бы-ло со-еди-не-но всё, что мог со-з-дать но-во-го в му-зы-ке Вер-ди за всю свою жизнь. Му-зы-каль-ный мир был по-тря-сен. Но «Отел-ло» не стал ле-бе-ди-ной пе-с-ней Вер-ди - ко-г-да ему бы-ло уже 80 лет, он со-чи-нил свой ше-девр - ко-ми-че-с-кую опе-ру «Фаль-стаф» по «Винд-зор-ским про-каз-ни-цам» Шек-спи-ра. Это про-из-ве-де-ние сра-зу бы-ло при-зна-но наи-вы-с-шим до-с-ти-же-ни-ем ми-ро-во-го опер-но-го те-а-т-ра. А ком-по-зи-тор дол-го уга-сал, по-в-то-ряя, что его имя уже пах-нет эпо-хой му-мий. Он же-лал уви-деть рас-свет но-во-го 20 сто-ле-тия и по-с-ле па-ра-ли-ча скон-чал-ся в ми-лан-ском оте-ле 27 ян-ва-ря 1901 го-да на 88-м го-ду жиз-ни. Ита-лия объ-я-ви-ла на-ци-о-наль-ный тра-ур. Но Вер-ди мог уже на-звать сво-им до-с-той-ным пре-ем-ни-ком Джа-ко-мо Пуч-чи-ни, чей та-лант дер-зал спо-рить с ваг-не-ров-ским…

ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ВЕРДИ ОТ РОМАНТИЗМА К РЕАЛИЗМУ В СОРОКОВЫЕ ГОДЫ . Оперы Верди 40-х годов принято относить к зрелым произведениям и определять их как героико-патриотические. Из пятнадцати произведений 40-х годов только три можно считать в полной мере героико-патриотическими: "Жанна д"Арк" , "Аттила" , "Битва при Леньяно" . В известной степени к ним можно причислить "Набукко" и "Ломбардцы" , но в этих операх патриотические идеи не занимают единственно доминирующего положения. Остальные десять произведений вовсе далеки от узко-национальной тематики. Уже в первой опере "Оберто" Верди заявил о себе в полный голос. Либретто, написанное Пьяццой и доработанное Солерой, было далеко не таким плохим, как его иногда представляют, но, главное, оно подходило драматическому таланту Верди, одним из требований которого было наличие ярких сценических ситуаций. Основные образы этой ранней оперы получат своё развитие впоследствии в "Риголетто" - несчастный граф Оберто, погибший за честь дочери, граф Скалигер, соблазнивший девушку. Дуэт Оберто и Леоноры, где обезумевший от горя отец угрожает молодому графу страшной местью предвосхищает аналогичную сцену из "Риголетто". Неудача второй оперы "Мнимый Станислав" , сочинение которой совпало с трагическим периодом в жизни композитора, надолго предопределила отсутствие в его творчестве комического жанра. Свидетельством творческой зрелости композитора стала его третья опера "Навуходоносор" (Набукко). Подхватив эстафету россиниевского "Моисея", Верди направил итальянскую оперу в новое русло. Четыре акта оперы раскрывают стадии нравственного совершенствования Навуходоносора, чьи войска захватили в плен иудеев. В опере сделан важный шаг в сторону психологического углубления характера. Ярким примером этого является сцена Навуходоносора в темнице. В оркестре проходят темы, характеризующие душевное состояние пленённого царя, напоминающие об основных этапах его пути с момента торжественного въезда в Иерусалим под звуки военного марша и до момента его падения и безумия. Использование тем-реминисценций в драматических сценах получит широкое развитие в последующих операх, а в ряде произведений приведёт к применению лейтмотивов, как в опере "Двое Фоскари". В опере очень сильны религиозно-христианские мотивы. Лишь обращение к истинному богу помогает царю снова обрести разум и возвратить власть. Навуходоносор разрушает идол Ваала и отпускает иудеев. Монументальный хор ассирийцев и евреев в финале оперы славит могущество бога. Пара женских персонажей, намеченная в "Оберто", обретает здесь новое значение. Конфликтное столкновение двух дочерей царя, любящих одного героя, найдёт своё продолжение в "Аиде". В четвёртой опере - "Ломбардцы" в ещё большей степени подчёркнуты не только героико-патриотические, но и христианские идеи и тесно примыкающий к ним мотив искупления смертью. В "Эрнани" Верди впервые сталкивается с типом романтической драматургии, основные положения которой были сформулированы Виктором Гюго в предисловии к драме "Кромвель". В драме Гюго композитора привлекли сильные человеческие характеры, подлинные страсти. В "Эрнани" композитор чётко обозначил типы образов, которые затем встречаются в ряде опер. Главный герой (тенор) - изгнанник, разбойник или пират, - найдёт своё продолжение в "Разбойниках", "Альзире", "Корсаре" и "Трубадуре". Героиня (сопрано) - любящая мужественного молодого разбойника (впоследствии Амелия, Медора, Леонора). Соперник (баритон) - владетельный аристократ, - появится в "Альзире", "Разбойниках", "Битве при Леньяно", "Трубадуре". Начиная с "Эрнани" Верди пишет вступление к опере, в котором экспонируются ключевые темы, звучащие в важнейшие моменты драмы. В "Эрнани" сформировались типологические особенности романтической трагедии, которые будут развиты в аналогичных операх, созданных позднее. Опера "Двое Фоскари" , написанная по трагедии Байрона, открывает линию психологических опер без любовной интриги. Но тем не менее это одна из самых лирических и мелодически совершенных опер Верди. Здесь композитор впервые применил лейтмотивы. Это обстоятельство (опера была написана в 1844 году) меняет представление о том, что, используя лейтмотивы в своих поздних произведениях, композитор поддался влиянию Вагнера. Своей психологической глубиной, настоящим трагизмом и особенно основными сюжетными линиями "Двое Фоскари" предвосхищает оперу "Симон Бокканегра", поставленную 13 лет спустя. "Жанна д"Арк" и "Аттила" - две героико-патриотические оперы - оказались очень неровными. Особенно это относится к первой, чему в немалой степени способствовало крайне неудачное либретто, не содержащее ни одного настоящего характера. И, хотя отдельные сцены были хороши, например, сцена смерти Жанны, послужившая прототипом сцены смерти Арриго из прекрасной патриотической оперы "Битва при Леньяно", целое получилось значительно хуже. Опера "Аттила", также достаточно неровное произведение, тем не менее содержала ряд мест, впечатляющих силой эмоционального воздействия. Сцена, в которой вождь гуннов вспоминает страшный сон, где его преследуют мысли о возмездии, прямо предвосхищает кошмары Макбета. Во время пира Аттиле вдруг является видение старца, угрожающее ему гибелью (аналогичная ситуация возникает в сцене пира из "Макбета", в момент появления тени Банко). "Битва при Леньяно" возвышается в ряду героико-патриотических опер. Если в "Жанне д"Арк" и в "Аттиле" разница в качестве музыки, звучащей в трафаретных героических ситуациях и в эпизодах, проникнутых настоящей страстью, порой была очень велика, то в "Битве", во многом благодаря удачному либретто, эта проблема полностью устранена. С "Битвой при Леньяно" непосредственно соприкасается созданная много лет спустя "Сицилийская вечерня". Любимая опера Верди "Макбет" - одна из вершин творчества композитора. Потребуется около сорока лет, прежде чем Верди вновь создаст оперу на шекспировский сюжет. Отсутствие внешне привлекательной любовной интриги позволило композитору в "Макбете" глубже раскрыть иные тайны человеческой души, выявить отрицательное и сделать его доминирующим в поступках главных действующих лиц. Опера наполнена драматической страстью, но эта страсть - жажда власти и господства, не останавливающаяся ни перед чем. В операх, написанных до "Макбета", немало глубоких психологических характеристик, но ярко выраженное демоническое, как первооснова всего происходящего, ещё не встречалось. Макбет - один из самых интересных образов Верди. Он слаб, психологически неустойчив, силён лишь до той поры, пока чувствует за собой поддержку потусторонних сил. Разработка необычных для итальянской оперы характеров обусловила расширение вокальных и оркестровых средств. Вокальное письмо становится более гибким и разнообразным. Качественно новое звучание приобретает тембровая драматургия. Опера "Разбойники" , появившаяся одновременно с "Макбетом", хотя и принадлежит к иной разновидности жанра, стилистически близка ему. "Разбойники", развивающие принципы "Эрнани", непосредственно подводят к "Трубадуру" , мало чем уступая этой знаменитой опере. Отдав должное религиозно-христианской тематике, романтическим трагедиям с любовным треугольником, постигнув мрачные глубины человеческой души, прославив родную Италию, Верди свернул с этих путей. "Луиза Миллер" , "Стиффелио" далеки от впечатляющих картин осады Иерусалима, подземелий Совета Десяти, ведьм и призраков. Нет в них даже пиратов и разбойников. Едва ли не впервые Верди намеренно отказывается от внешней декоративности в пользу простой бюргерской трагедии. В "Луизе" и "Стиффелио" формируются черты лирической оперы, во многом предвосхитившие

Национальная библиотека РД им.Р.Гамзатова

Отдел литературы по искусству

«Маэстро борьбы»

Джузеппе Верди

Выполнила

Джамалутдинова З.К.
«Из всех композиторов я -

самый малознающий,

я это серьёзно говорю,

но под „знаниями“

я подразумеваю вовсе не

знание музыки».

Дж. Верди.

Имя Джузеппе Верди вошло в историю культуры как имя одного из величайших гениев музыкального искусства. В нашей стране Верди давно – с середины прошлого века - занял место в ряду наиболее любимых оперных композиторов. Искусство Верди волнует, захватывает самых разнородных слушателей. Высокий гуманизм, прогрессивность идейного содержания в сочетании с подлинным демократизмом музыкальной речи – ценнейшие черты искусства Верди, благодаря которым оно не утеряло своей силы и в наши дни.


Верди родился 10 октября 1813 г. в глухой пармской деревне Ле Ронколе. Отец композитора, Карло Верди содержал деревенский трактир; мать - Луиджа Уттини, была пряхой. Детство Джузеппе было тяжелым. Семья жила бедно. Музыкальной грамоте и игре на органе учился у Пьетро Байстрокки. Заметив тягу сына к музыке , родители подарили Джузеппе спинет. Этот весьма несовершенный инструмент композитор сохранил до конца своей жизни. На музыкально-одаренного мальчика обратил внимание Антонио Барецци - богатый торговец из соседнего города Буссето. Он верил, что Верди станет не трактирщиком и не деревенским органистом, а великим композитором. По совету Барецци десятилетний Верди переехал для учёбы в Буссето. Так началась новая, ещё более тяжелая полоса жизни - годы отрочества и юности. По воскресным дням Джузеппе отправлялся в Ле Ронколе, где играл на органе во время мессы. У Верди появился и учитель композиции - Фернандо Провези, директор «Филармонического Общества» Буссето. Провези пробудил в Верди тягу к серьёзному чтению. Внимание Джузеппе привлекают классики мировой литературы - Шекспир, Данте, Гёте, Шиллер. В Милане, куда Верди отправился в возрасте двадцати лет, дабы продолжить образование, в Консерваторию (сегодня носящую имя Верди) его не приняли «из-за низкого уровня фортепианной игры; кроме того , в консерватории были возрастные ограничения». Верди начал брать частные уроки контрапункта, посещая в то же время оперные спектакли, а также просто концерты. Общение с миланским бомондом убедило его всерьёз подумать о карьере театрального композитора. Вернувшись в Буссето, Верди женится на Маргарите Барецци. Двое их детей умирают в младенчестве.

Первая постановка оперы Верди («Оберто, граф Бонифачо» в миланской Ла Скала прошла успешно, после чего импресарио театра, Бартоломео Мерелли, предложил Верди контракт на написание двух опер. Ими стали «Король на час» и «Набукко». Жена Верди умерла, когда он работал над первой из этих опер (опера провалилась). Однако «Набукко», представленная в первый раз в 1842 году, сделала Верди знаменитым. За «Набукко» последовали сразу несколько опер, в том числе «Ломбардцы в крестовом походе» и «Эрнани», которые ставились и имели успех в нескольких городах Италии. В 1847 году «Ломбардцы», переписанная и переименованная в «Иерусалим», была поставлена Парижской Оперой, и, в связи с тем , что композитору пришлось последовать некоторым парижским традициям постановки, стала первой оперой Верди в стиле гранд-опера.

В возрасте тридцати восьми лет у Верди возник роман с Джузеппиной Стреппони, певицей (сопрано), к тому времени заканчивающей карьеру (они поженились лишь через одиннадцать лет, а их сожительство до свадьбы рассматривалось как скандальное во многих из тех мест, где им приходилось жить). Вскоре Джузеппина прекратила выступления, и Верди, следуя примеру Джоаккино Россини, решил закончить карьеру вместе с женой. Он был состоятелен, знаменит и влюблён. Возможно, именно Джузеппина убедила его продолжить писать оперы. Первая же опера, написанная Верди после «ухода на покой», стала первым его шедевром - «Риголетто». Либретто оперы , написанное по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется», подверглось значительным изменениям в угоду цензуре, и композитор несколько раз намеревался бросить работу, пока, наконец, опера не была завершена. Первая постановка состоялась в Венеции в 1851 году и имела грандиозный успех.

«Риголетто» является, возможно, лучшей из когда-либо написанных опер. Артистическая щедрость Верди представлена в ней в полную силу. Невыразимо прекрасные мелодии разбросаны по всей партитуре, пассажи поистине небесной красоты звучат, не повторяясь, бесчисленные арии и ансамбли следуют друг за другом на этом непрерывном празднике музыкального гения, кипят страсти, комическое и трагическое сливаются вместе. «Травиата», следующая великая опера Верди , была сочинена и поставлена через два года после «Риголетто». Либретто написано по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Затем последовали ещё несколько опер, среди них - постоянно исполняемые сегодня «Сицилийская вечеря», «Трубадур», «Бал-маскарад», «Сила судьбы», написана по заказу Императорского Мариинского театра в Санкт-Петербурге, вторая редакция оперы «Макбет». Одна из последних великих опер Верди, «Аида», была ему заказана, дабы отметить открытие Суэцкого канала. По некоторым данным, когда организаторы празднества обратились к Верди в первый раз, он отказался от заказа. Организаторы предупредили композитора, что обратятся к Шарлю Гуно с тем же предложением. Верди выразил надежду, что Гуно согласится написать оперу. И лишь когда организаторы пригрозили, что заказ получит Рихард Вагнер , Верди согласился ознакомиться с условиями контракта. Верди и Вагнер, каждый - лидер своей национальной оперной школы, - всегда недолюбливали друг друга. За всю жизнь они ни разу не встретились. Сохранившиеся комментарии Верди о Вагнере и его музыке малочисленны и недоброжелательны («Он всегда выбирает, совершенно напрасно, нехоженую тропу, пытаясь лететь там, где нормальный человек просто пойдёт пешком, достигая гораздо лучших результатов»). Тем не менее, узнав, что Вагнер умер, Верди сказал: «Как грустно! Это имя оставило огромный след в истории искусства». Известно лишь одно высказывание Вагнера, относящееся к музыке Верди. Прослушав Реквием , великий немец, всегда красноречивый, всегда щедрый на (нелестные) комментарии по отношению ко многим другим композиторам, сказал: «Лучше ничего не говорить». «Аида» была поставлена в Каире в 1871 году с огромным успехом. В последующие двенадцать лет Верди работал очень мало, медленно редактируя некоторые свои ранние вещи.

Опера «Отелло», написанная по мотивам пьесы Уильяма Шекспира, была поставлена в Милане в 1887 году. Музыка этой оперы «непрерывна», она не содержит традиционного для итальянской оперы деления на арии и речитативы - данное новшество было введено под влиянием оперной реформы Р.Вагнера (после смерти последнего). Кроме того, под влиянием той же вагнеровской реформы стиль позднего Верди приобрел большую степень речитативности, что придавало опере эффект большей реалистичности, хотя и отпугивало некоторых поклонников традиционной итальянской оперы. Последняя опера Верди, «Фальстаф», либретто которой Арриго Бойто , либреттист и композитор, написал по пьесе Шекспира «Виндзорские проказницы» в переводе её на французский язык, сделанном Виктора Гюго, развивала манеру «сквозного развития». Блестяще написанная партитура этой комедии, таким образом, гораздо ближе к вагнеровским «Мейстерзингерам», нежели к комическим операм Россини и Моцарта. Неуловимость и искромётность мелодий позволяет не задерживать развитие сюжета и создает неповторимый эффект сумбурности, столь близкий духу этой шекспировской комедии. Опера заканчивается семиголосной фугой, в которой Верди в полной мере демонстрирует своё блестящее владение контрапунктом.

Будучи поражённым параличом, он мог внутренним слухом читать партитуры опер «Богема» и «Тоска» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло, «Пиковая дама» Чайковского , но то, что он думал об этих операх, написанных его непосредственными и достойными наследниками, осталось неизвестным. Верди умер рано утром 27 января 1901 года.

Предшественники Верди, повлиявшие на его творчество - Россини, Беллини, Мейербер и, самый важный - Доницетти. В двух последних операх, «Отелло» и «Фальстаф», заметно влияние Рихарда Вагнера. Уважая Гуно, которого современники считали величайшим композитором эпохи, Верди, тем не менее, не позаимствовал ничего у великого француза. Некоторые пассажи в «Аиде» указывают на знакомство композитора с вещами Михаила Глинки, которого Франц Лист популяризировал в Западной Европе, вернувшись из турне по России. На протяжении всей карьеры Верди отказывался использовать высокое «до» в теноровых партиях , ссылаясь на то, что возможность спеть именно эту ноту перед полным залом отвлекает исполнителей и до, и после, и во время исполнения ноты. Несмотря на то, что временами оркестровка у Верди мастерская, композитор полагался в основном на свой мелодический дар для выражения эмоций героев и драматизма действия. Некоторые критики утверждают, что Верди уделял техническому аспекту партитуры недостаточно внимания, поскольку ему недоставало школы и утонченности. Сам Верди сказал как-то, «Из всех композиторов я - самый малознающий». Но поспешил добавить, «Я это серьёзно говорю, но под „знаниями“ я подразумеваю вовсе не знание музыки». Тем не менее, было бы неверным утверждать , что Верди недооценивал выразительную силу оркестра и не умел использовать её до конца, когда ему это было нужно. Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском такого сюжета для либретто, который бы лучше всего отвечал особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажи, в которых кипят страсти, и богатые драматизмом сцены.

Русский театр, русская музыкальная культура, крупнейшие деятели русского искусства многое сделали, чтобы раскрыть благородные черты творчества Верди. А.В.Нежданова создала незабываемые образы Джильды и Виолетты в «Риголетто», и в «Травиате». Работая над образом Виолетты , Нежданова сумела освободить его от штампа, от мелодраматизма, который часто вносится в толкование этой роли. Нежданова показала душевное богатство, подлинную человечность Виолетты, показала с той искренностью и простотой, с тем недосягаемым мастерством, с которыми она исполняла свои лучшие партии. Огромную помощь в работе над Виолеттой оказала Неждановой другая великая русская артистка – М.Н.Ермолова. В тех же операх – «Риголетто» и «Травиате» - создал глубоко впечатляющие образы герцога и Альфреда Л.В.Собинов. Даже на родине Верди признавали, что в этих партиях Собинов не имеет соперников. Исполнение опер Верди на российских сценах с большой убедительностью вскрывает глубину и силу творчества Верди. За подлинную реалистичность, за тесную связь с жизнью, за высокий гуманизм и ценят русские слушатели вердиевское искусство. Они ценят в нем глубочайшее сочувствие страдающим людям , пламенный протест против угнетения. В лице Джузеппе Верди русский народ видит великого художника, искусство которого вносит свою долю в великое дело борьбы за мир и свободу. В заключение, хочется отметить, что творчество Верди, одно из драгоценных сокровищ итальянского народа, которое также дорого всему человечеству.

Более подробно ознакомиться с жизнью и творчеством Джузеппе Верди, поможет прилагаемый к указателю список литературы, которая имеется в отделе литературы по искусству.

Охват литературы с 1950 по 2013 гг.

Литература расположена в алфавитном порядке.


Список литературы:
1. Бушен, А.

Молодой Верди: рождение оперы [Текст] / А. Бушен. - Л.: Музыка, 1989. - 368 с.: ил.

Книга посвящена знаменательному периоду жизни и творчества Дж.Верди, определившему его призвание оперного композитора. Ярко обрисованы окружение молодого композитора , общественно-политическая атмосфера, в которой складывались его эстетические воззрения. Рассказывается о создании первой из историко-героических опер Верди «Навуходоносор». Книга предназначена для самого широкого круга читателей.

2. Верди, Джузеппе

Избранные письма. Изд.2-е [Текст] / Джузеппе Верди. - Ленинградское отделение: Музыка, 1973. - 352 с.: ил.

Предлагаемое читателям второе издание «Избранных писем Верди» является сокращенным повторением первого. В нынешней публикации воспроизведены главным образом лишь те письма и фрагменты писем, которые ярко характеризуют Верди как музыканта-драматурга новой формации, письма и фрагменты писем, создающие исчерпывающее представление о творчески-практической работе гениального композитора в тот период общественной жизни Италии, когда всемирно знаменитая итальянская опера становится музыкальной драмой.

3. Верди, Джузеппе

Травиата [Текст]: Опера в 4 действиях. /Джузеппе Верди. – Ленинград:

Госмузиздат,1953.- 10с.

4. Верди, Дж.

Риголетто [Текст]. Дж. Верди/ Изд.2-е. - М.: Госмузиздат, 1959. - 117 с. : ил.

5. Верди, Дж.

Дон-Карлос [Текст] / Дж. Верди. - М.: Госмузиздат, 1963. - 140 с. : ил.

6. Верди, Дж.

Отелло [Текст] / Дж. Верди. - М.: Музыка, 1965. - 104 с

7. Верди, Дж.

Джузеппе Верди: краткий очерк жизни и творчества. М. Нюрнберг / Изд.2-е. - Ленинград: Музыка, 1968. - 136 с.: ил.

Страстное, вдохновенное искусство Верди, доступное и понятное миллионам простых людей всего мира, находящее отклик в сердцах народов разных стран и наций, способствует их культурному сближению и тем самым вносит определенный вклад в великое и благородное дело укрепления дружбы и мира между народами. Именно об этом пишет автор книги, предназначенной для широкого круга читателей.

17. Оперы Дж. Верди [Путеводитель] / ред. И. Валихова.- М.: Музыка, 1971. - 424 с.: ил.

18. Орджоникидзе, Г.

Оперы Верди на сюжеты Шекспира [Текст] / Г. Орджоникидзе. - М.: Музыка, 1967. - 325 с.: ил.

Нашему вниманию представлена история воплощения шекспировских сюжетов, идей и образов итальянским композитором Дж. Верди. Сюжеты Шекспира явились своеобразной линзой, увеличительным стеклом, через которое музыка лучше «разглядела» многие стороны действительности. Две последние оперы Верди – лучшее тому доказательство.

19 . Полякова, Л. В.

"Трубадур" Дж. Верди: Путеводитель по опере /Л. В. Полякова. - М.: Музыка,1980.-80 с.: муз.пр.

Автор рассказывает о романтической драме А. Г. Гутьерреса, послужившей основой либретто оперы , и об особенностях музыкальной драматургии произведения Дж. Верди. Далее излагается содержание оперы, и рассматриваются основные музыкальные номера. Рассчитано на массового читателя.

20. Соловцова, Л.

Джузеппе Верди: Монография. 3-е изд. доп. и перераб. / Л. Соловцова. - М.: Музыка,1981.- 416 с.: ил.

В книге обстоятельно изложена биография великого итальянского композитора, проанализированы его лучшие оперы, раскрыты глубокие связи мировоззрения и творчества Верди с национально-освободительной борьбой итальянского народа. Книга предназначена музыкантам и массовому читателю.

21. Соловцова, Л. А.

Джузеппе Верди [Текст] / Л. А. Соловцова. - М.: Музыка, 1969. - 212 с.: ил.

22. Соловцова, Л.

Джузеппе Верди [Текст]: Лекция / Л. Соловцова. - М.: Госмузиздат, 1954. - 40 с.: ил.

23. Соловцова, Л.

Джузеппе Верди [Текст] / Л. Соловцова. - М.-Л.: Музгиз, 1950. - 128 с.

24. Соловцова, Л.

"Аида" [Текст] / Л. Соловцова. - М.: Госмузиздат., 1962. - 72 с.: ил.

25. Соловцова, Л.

Джузеппе Верди [Монография]. Л.Соловцова / 4-е изд.- М.: Музыка, 1986. -399 с.:ил.

26. Тароцци, Джузеппе

Верди [Текст] / Джузеппе Тароцци. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 352 с.: ил.

Книга посвящена жизни и творчеству великого итальянского композитора Джузеппе Верди. Она написана на основе изучения множества работ о нем, научных исследований и популярных биографий. Автор использовал неизвестные ранее материалы и документы, неопубликованные письма. Всё это позволило ему создать яркий и достоверный портрет композитора, раскрыть его сложный, противоречивый характер и показать целую эпоху в истории музыки Италии.

Издание рассчитано на массового читателя.

27. Морозов, Дмитрий

Дом Верди на Волге [Текст] / Дмитрий Морозов // Музыкальная жизнь. - 2013.- №5.- С.58-59