Чем больше ты себя любишь,
тем большим врагом самому
себе становишься.
М. Эбнер-Эшенбах
Скука – наш самый большой враг
Вольтер

В толковом словаре С.И. Ожегова мы найдем такое толкование слова «эгоизм»: «Себялюбие, предпочтение личных интересов интересам других, интересам общественных». С первого взгляда мы вполне можем принять пушкинского героя за эгоиста: его не интересует мнение окружающих, из-за него погибает на дуэли Владимир Ленский, исковеркана жизнь Татьяны Лариной. Людям, которые находятся рядом с ним, Онегин приносит лишь несчастья. Но это лишь внешняя оболочка героя. Не случайно Белинский, рассказывая об образе Онегина в своих трудах, подбирает к слову «эгоист» эпитет «страдающий». От чего же страдает Онегин? Если внимательно присмотреться к этому герою, то можно понять, что в глубине души он способен чувствовать и переживать. Онегин не может забыть Татьяну, несмотря на длительную разлуку. Он глубоко переживает гибель друга, убийство, совершенное им же самим, и отправляется в путешествие, убегая от страданий.
Если же мы проследим путь героя на протяжении всего романа, то сможем объяснить, почему Онегин стал «страдающим эгоистом».
Герой Пушкина родился и вырос в Петербурге. С детства его окружала роскошь. Воспитание Онегина, по моде того времени, было поручено французу-гувернеру. Как правило, такие люди не блистали умом, и поэтому знания Онегина были весьма поверхностны. Но этого было достаточно для того, чтобы в обществе его считали человеком образованным. Евгений увлекался политэкономией, читал труды известного английского ученого Адама Смита, но не мог применить свои знания на практике:
Отец понять его не мог,
И земли отдавал в залог.
Литература и искусство не трогают сердце молодого дворянина, и над этим автор иронизирует:
Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились, отличить.
В театре ему скучно, звезда балета того времени Истомина не вызывает восхищения:
… Отворотился и зевнул,
И молвил: всех пора на смену,
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел.
В Петербурге Онегин ведет праздную жизнь: с утра и до следующего утра посещает рестораны, балы, театры. Но он и сам страдает от пустого времяпровождения. Чтобы разнообразить жизнь, изгнать скуку, он пытается писать, но «ничего не вышло из пера его», читает много книг, но и это ему неинтересно. Тогда Онегин уезжает в деревню и начинает там прогрессивные преобразования, но и деревенская жизнь вскоре надоедает. «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется…» - так пишет о нем Белинский. Это судьба не одного человека, это судьба целого поколения начала XIX века. И все же пустота и пошлость окружающего мира до конца не убили в Онегине чувства. Мы видим, что и он способен любить. Не случайно из сестер Лариных он предпочел не пустую красавицу Ольгу, а ее сестру Татьяну, способную глубоко чувствовать и переживать. Такие ветреные девушки, как Ольга, надоели ему в Петербурге:
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут – мигом соглашался,
Изменят – рад был отдохнуть.
Онегин сумел разглядеть в Татьяне ее внутреннюю красоту, богатый духовный мир. И его откровенное признание Татьяне показывает, что он боится брака из-за того, что не хочет сделать ее несчастной:
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас.
Онегин одновременно и любит Татьяну, и убегает от своего чувства, поскольку брак для него – это слишком серьезно, он еще не готов к такому шагу. Своим отказом Евгений разбил сердце Татьяны, заставив ее страдать всю жизнь. Она выходит замуж за важного генерала, становится важной светской дамой, но в душе она все та же провинциальная дворяночка, и ее чувство к Онегину не угасло. Но страдает не только Татьяна. Больше всего страдает сам герой. И мы видим, как выплескиваются наружу его чувства в любовном письме, сколько страсти и переживания в них!
Но Татьяна воспитана в деревне, ее взгляды на семью патриархальны. Муж – это святое, на всю жизнь. Она повзрослела, стала более разумной. Татьяна продолжает любить Онегина, но воспитание и мнение света не позволяют ей совершить необдуманный поступок: бросить мужа и уехать вместе с Онегиным. Теперь она больше прислушивается к голосу разума, чем к своему сердцу. И поэтому в конце романа наш герой остается один, отвергнутый и светом, и друзьями, и любимой.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: почему Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Душа этого пушкинского героя как будто состоит из двух частей: внешней и внутренней оболочки. Внешне это холодный, расчетливый человек, не способный любить, сопереживать, радоваться жизни. А внутри Онегин тонкий романтик, способный чувствовать окружающий его мир. Драма этого героя заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру холодным циничным расчетом. Но человек не может прожить жизнь, не совершая ошибок. Нельзя просчитать каждый свой шаг и прислушиваться только к голосу разума, необходимо чувствовать и переживать. поэтому мне искренне жаль пушкинского героя. Ведь если бы он послушал свое сердце, растопил холодный лед, заставил гореть, то тогда, возможно, у романа был бы другой конец. А эгоизм Онегина – это не столько его вина, сколько его беда, и именно поэтому он страдает.

Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма. Но это противоречие не только личности, но и времени. Онегин выразил собой целую эпоху русской жизни. Он герой 20-х годов XIX века. Поэт создал произведение о своем времени и впервые вывел образ так называемого «лишнего человека». Молодой человек – чужой в той среде, где находится, но не обладает нужной силой характера, чтобы вырваться из нее. Это дало основание критику В.Г.Белинскому назвать Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле».
У героя были хорошие задатки натуры, но их испортили светское воспитание и обстоятельства аристократической среды. В развитии Онегина нет ничего исключительного: так росли все дворянские дети. Их воспитывали французские учителя и гувернеры:
… француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя…
Потом герой воспитывал себя сам. Кое-что читал, не слишком утруждая себя. В этом нет его личной вины, потому что такое образование получали многие люди его времени. Об этом с иронией говорит автор:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Характер воспитания не мог не принести своих горьких плодов. Онегин знал о многом, но знал поверхностно, неглубоко. И все-таки полученные им приблизительные знания развили в нем ум. В дальнейшем он попадает, как и все молодые люди, под влияние света, который шлифует характер, стремясь сделать из Онегина человека, похожего на других. Для этого у героя были возможности и желания. Как и другие молодые люди света, он любил щегольски одеваться по английской моде, говорил по-французски:
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Эти черты поведения обеспечили ему успех в свете, но не могли воспитать его чувств. В его отношении к жизни и к людям преобладала ирония. Иронический взгляд на вещи означал критическое отношение к действительности, но привычка к иронии лишала способности радоваться прекрасному в жизни, наслаждаться природой, искусством, человеческим общением. Он разочаровался во всем, ибо рано все успел познать, опять-таки неглубоко. Ему везде скучно. Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Он рано постиг никчемность общества и почувствовал себя лишним человеком в великосветских гостиных. Ему было:
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.
Онегин не знает, чем заняться, на что употребить свои силы и способности. Образ жизни его таков, что герой освобожден от труда и обречен на безделье. Большинство дворян принимали такую жизнь и не томились ею. Человеческая значительность Онегина проявилась как раз в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собой. Он не был счастлив:
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум…
Онегин способен на действие, но никогда ничего не доводит до конца. В деревне он заменил барщину оброком и снова заскучал, потому что «труд упорный ему был тошен». В отвращении к систематическим занятиям заключается главная причина всех бед Онегина: он делается все более угрюмым, все более холодным. Онегин без нравственного стержня в душе сам страдает и невольно причиняет страдания другим. Хандра, тоска, скука сковывают его сердце.
Онегин – проницательный человек. Он по достоинству оценил Татьяну, Ленского, но сам не способен к истинной дружбе и любви. В отношениях Онегина к Татьяне – уездной барышне в полной мере проявляются его эгоизм и холодность души. В ответ на ее трогательное признание он читает ей отповедь, которая поражает своей бесчувственной рассудочностью. Онегин признается Татьяне: «Не обновлю души моей…» Герой не способен понять другого человека. Он не заметил, какое потрясение испытал наивный романтик Ленский на именинах Татьяны. Дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Евгений остался рабом условностей. Соблюдая негласный закон чести, установленный светским обществом, он убивает на поединке Ленского. Дуэль – переломный момент в жизни «лишнего человека». Он «сражен» смертью Ленского. В «тоске сердечных угрызений» ему предстоит измерить свою вину.
В последней главе романа Онегин предстает в ином свете: он поглощен неожиданно вспыхнувшей любовью к Татьяне. И тем не менее он остается «страдающим эгоистом». Герой думает только о себе, его не волнует, что Татьяна замужем и что своими откровенными преследованиями он осложняет ей жизнь.
Онегин по-настоящему страдает, на последнее объяснение с Татьяной «идет, на мертвеца похожий». Страсть его напоминает страдания юной Татьяны. Однако есть в этом страдании существенная разница. Татьяна любит его по внутреннему влечению, не казнит себя. Онегин «свое безумство проклинает». Прежде Онегин страдал от скуки, теперь – от любви.
Итак, Онегина можно назвать страдающим и трагическим героем. Он презирал свет, но остался рабом условностей, не нашел истинного назначения. Онегин мучается от своего одиночества, неприкаянности. К нему можно отнести строки:
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана…


В.Г. Белинский называл Евгения Онегина, главного героя романа А.С. Пушкина, "страдающим эгоистом" и "эгоистом поневоле".

Действительно, многие люди, читающие роман "Евгений Онегин", считают Евгения только лишь эгоистом, лицемерным и безразличным ко всему что происходит вокруг. Отчасти можно и согласиться с их точкой зрения, хотя она в некоторой степени ошибочна.

Читатели не смогли понять натуру Онегина.

А что же послужило такому мнению? Евгений рос в обеспеченной семье, в светском кругу жизни. С самого детства он не был ни к чему приучен. Вся его жизнь состояла из одного и того же ежедневного распорядка. Отсюда и вывод, что он - "эгоист поневоле". Светская жизнь охолодила Онегина к страстям, развлечениям, но не лишила чувств. Евгений был человеком, не любившим мечтать. Он крайне редко кому-то открывался, совершенно мало говорил, но был умным и честным. Этакий интроверт. Всё это и послужило званию "эгоиста".

Из-за своей же самоотверженности Онегин страдал. Самым ярким моментом, описывающим это, можно считать письма. Как же Евгений отреагировал на письмо Татьяны! Всячески отговаривая её от чувств к нему, он внушал ей то, что с ним она никогда не найдёт счастья, ведь он чёрств и плох, душевные терзания не по его части, да и любить он сможет недолго.

И как же Онегин страдал, спустя много лет встретив Татьяну на балу. Все его чувства к ней проснулись, и он решился написать письмо с признанием. Но взаимности уже не следовало ожидать, ведь Татьяна благополучно вышла замуж и дала клятву верности супругу, хотя и чувства к Онегину до сих пор колыхали в ней.

Евгений Онегин - порядочный, незаносчивый человек. Странный для людей общества. То, что для других было значимо и велико, для него было неважно. В нём горела искра отверженности, уединения от "грязного" мира, ведь именно этот мир и воспитал в нем такие качества, которые послужили развитию его эгоизма, оставив со всеми притязаниями наедине.

В.Г. Белинский был прав, что Евгений - "страдающий эгоист" и "эгоист поневоле".

Обновлено: 2018-01-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

С первого взгляда мы вполне можем принять пушкинского героя за эгоиста : его не интересует мнение окружающих, из-за него погибает на дуэли Владимир Ленский, исковеркана жизнь Татьяны Лариной. Людям, которые находятся рядом с ним, Онегин приносит лишь несчастья. Но это лишь внешняя оболочка героя. Не случайно Белинский, рассказывая об образе Онегина в своих трудах, подбирает к слову «эгоист» эпитет «страдающий». От чего же страдает Онегин? Если внимательно присмотреться к этому герою, то можно понять, что в глубине души он способен чувствовать и переживать. Онегин не может забыть Татьяну, несмотря на длительную разлуку. Он глубоко переживает гибель друга, убийство, совершенное им же самим, и отправляется в путешествие, убегая от страданий.

Если же мы проследим путь героя на протяжении всего романа, то сможем объяснить, почему Онегин стал «страдающим эгоистом».

Герой Пушкина родился и вырос в Петербурге. С детства его окружала роскошь. Воспитание Онегина, по моде того времени, было поручено французу-гувернеру. Как правило, такие люди не блистали умом, и поэтому знания Онегина были весьма поверхностны . Но этого было достаточно для того, чтобы в обществе его считали человеком образованным. Евгений увлекался политэкономией, читал труды известного английского ученого Адама Смита, но не мог применить свои знания на практике:

В Петербурге Онегин ведет праздную жизнь: с утра и до следующего утра посещает рестораны, балы, театры. Но он и сам страдает от пустого времяпровождения. Чтобы разнообразить жизнь, изгнать скуку, он пытается писать, но ничего не вышло, читает много книг, но и это ему неинтересно. Тогда Онегин уезжает в деревню, но и деревенская жизнь вскоре надоедает. Это судьба не одного человека, это судьба целого поколения начала XIX века. И все же пустота и пошлость окружающего мира до конца не убили в Онегине чувства. Мы видим, что и он способен любить. Не случайно из сестер Лариных он предпочел не пустую красавицу Ольгу, а ее сестру Татьяну, способную глубоко чувствовать и переживать.

Онегин сумел разглядеть в Татьяне ее внутреннюю красоту, богатый духовный мир. И его откровенное признание Татьяне показывает, что он боится брака из-за того, что не хочет сделать ее несчастной:

Онегин одновременно и любит Татьяну, и убегает от своего чувства, поскольку брак для него – это слишком серьезно, он еще не готов к такому шагу. Своим отказом Евгений разбил сердце Татьяны, заставив ее страдать всю жизнь. Она выходит замуж за важного генерала, становится важной светской дамой, но в душе она все та же провинциальная дворяночка, и ее чувство к Онегину не угасло. Но страдает не только Татьяна. Больше всего страдает сам герой. И мы видим, как выплескиваются наружу его чувства в любовном письме, сколько страсти и переживания в них!

Но Татьяна воспитана в деревне, ее взгляды на семью патриархальны. Муж – это святое, на всю жизнь. Она повзрослела, стала более разумной. Татьяна продолжает любить Онегина, но воспитание и мнение света не позволяют ей совершить необдуманный поступок: бросить мужа и уехать вместе с Онегиным. Теперь она больше прислушивается к голосу разума, чем к своему сердцу. И поэтому в конце романа наш герой остается один, отвергнутый и светом, и друзьями, и любимой.

вывод : почему Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Душа этого пушкинского героя как будто состоит из двух частей:внешней и внутренней оболочки . Внешне это холодный, расчетливый человек, не способный любить, сопереживать, радоваться жизни. А внутри Онегин тонкий романтик, способный чувствовать окружающий его мир. Драма этого героя заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру холодным циничным расчетом. Но человек не может прожить жизнь, не совершая ошибок. Нельзя просчитать каждый свой шаг и прислушиваться только к голосу разума, необходимо чувствовать и переживать. поэтому мне искренне жаль пушкинского героя. Ведь если бы он послушал свое сердце, то тогда, возможно, у романа был бы другой конец. А эгоизм Онегина –это не столько его вина, сколько его беда , и именно поэтому он страдает.

Пушкин различными способами раскрывает характер главного героя, Евгения Онегина: через внутренний монолог, портрет, поступки, отношение к окружающим. События, происходящие в романе, охватывают большой период времени (в начале романа Онегину восемнадцать лет, в конце - двадцать шесть). Автор показывает эволюцию героя. Читатель видит изменения, произошедшие в Онегине. В первой главе это избалованный молодой человек, который «острижен по последней моде, как dandy лондонский одет», «ученый малый, но педант», праздно, в бесконечных развлечениях убивающий время. Еще совсем юный, он уже мастерски играет чувствами:

никаким полезным делом юноша так и не занялся «Молодой повеса» - такое (очень удачное) определение дает герою автор. Но самое страшное в том, что, пресытившись светской жизнью, познав ее законы, Онегин утрачивает способность искренне любить, сопереживать другим.

Проверку дружбой Онегин также не выдерживает: решив отомстить Ленскому за испытанное раздражение при виде многочисленных гостей на именинах Тани, он начинает ухаживать за Ольгой, спровоцировав дуэль с Ленским. Эту дуэль Онегин мог бы предотвратить, но страх перед общественным мнением сильнее, чем угрызения совести.

Онегин вынужден покинуть деревню Он отправля­ется путешествовать.

Прошло несколько лет, он, как и прежде, одинок, не найдя занятия по душе приезжает в Петербург. Увидев Татьяну на балу в новом качестве, в образе «законода­тельницы зал», Онегин поражен и... влюбляется. Теперь уже он страдает, с нетерпением ждет встречи с ней, мучим ревностью. Во всем остальном наш герой не изменился, но автор показывает, что Онегин по-настоящему любит!

Письмо, написанное Татьяне, говорит о том, что его автор перестал быть скептиком и начинает чувствовать.

Проблема развития характера впервой нашла исчерпывающее решение в творчестве Пушкина. Его Онегин, реально развивается. Пушкин исходил из убеждения в том, что человек не может остаться неизменным, Свет в романе бездвижен: в нем происходит постоянный круговорот одних и тех же ситуаций. Сцена за сценой вечно повторяются. Это состояние и есть признак общей неподвижности, неизменности, эастылости социальной среды.

Онегин сначала приспосабливается, чтобы стать таким, как все. Затем стихийно возмущается, обособляется от света, противопоставляет себя всем. И, наконец, оказывается лишним, выпадает из системы взаимоотношений в светском обществе.

С самого начала романа становятся очевидными незаурядность натуры Онегина, ее природные дарования и накопленный им опыт общения в свете. Складывается мнение о том, что движение Онегина - не постепенное оскудевание души героя, не падение личности. Он испытывает чувство опустошенности, вызванное светской праздной жизнью. Отталкивание же от нее вряд ли следует оценивать как регресс, как падение. Напротив, все это сложное, противоречивое движение Онегина к свободе от власти света должно рассматриваться не просто как усложнение, но и как обогащение личности, как выражение духовного роста человека. Становясь лишним человеком, он поднимается над уровнем определенной части дворянского общества.

Но иллюзорная свобода оказалась не единственным приобретением героя. Онегин стал обладать зрелостью мысли, проницательностью, трезвостью в оценке собственного поведения. Он научился следовать нравственным велениям. В известной мере Онегин раскрепостил себя от гнета светских обычаев и мнений, обособился от лощеной и безнравственной толпы дворян. Он приобрел уверенность в собственной правоте, по крайней мере, насчет света. Из всего этого можно сделать вывод о том, что он поднялся над дворянским обществом - как столичным, так и провинциальным. И поднялся прежде всего в духовном плане, ведь он осознал идейное, культурное и нравственное его убожество.

Таким образом, характер Онегина в романе предстал в развитии . И главным способом изображения этого процесса развития оказался не рассказ автора,а показ ролей, исполняемых Онегиным.

Большинство из них - в прошлом, в предыстории, до начала сюжетного действия. Но без такой предыстории вряд ли можно было показать самое главное в развитии характера - его направленность. Когда эта направленность развития Онегина уже обозначилась, тогда герой романа получил ту видимую независимость от автора, которая удивляла Пушкина. Онегин так и не пошел к декабристам, а Татьяна взяла и вышла замуж; более того, она стала принципиально верной женой в этом неверном свете и отказала человеку, которого любила и продолжает любить.

Главный герой романа - личность сложная и сильно противоречивая.

Равнодушие ко всему, жизнь только для себя не дали ему удовлетворения. Свое счастье и спасение Онегин видит в любвиПризнание Татьяны при последней встрече - "Я вас люблю (к чему лукавить?)" - вносит смятение в его душу. Онегин оставлен автором "в минуту, злую для него". Такая концовка романа не случайна. В ней выражается уверенность автора в том, что дальнейшая эволюция Онегиных и характер этой эволюции будут зависеть от конкретных социально-исторических условий.

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Образы «отцов города» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Поэма «Мертвые души» - сложное произведение, в котором переплетаются беспощадная сатира и философские размышления автора о судьбе России и ее народа. Жизнь губернского города показана в восприятии Чичикова и авторских лирических отступлениях. Взяточничество, казнокрадство и грабеж населения - явления в городе постоянные и повсеместные. Полицмейстеру стоило только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда, как на его столе появлялись «белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, - это все было со стороны рыбного ряда». «Слуги народа» поистине единодушны в своем стремлении широко пожить за счет сумм «нежно любимого ими Отечества». Все чиновники имеют низкий уровень образованности. Гоголь с иронией называет их «людьми более или менее просвещенными», потому что «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал... ».

Показывая губернский город, Гоголь не дает ему названия, так как жизнь его типична для сотен других таких же русских городов.

2.2. Каковы особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева?

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии - стихи Тютчева о завораживающей красоте русской природы. Природа в его стихах одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:

Не то, что мните вы, природа -

Не слепок, не бездумный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Тютчев создал незабываемые поэтические картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря. Примерами стихотворений для раскрытия темы могут быть «Есть в осени первоначальной…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Как весел грохот летних бурь…» и др.

2.3. Почему В. Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Евгения Онегина, героя одноименного романа А.С. Пушкина, В. Г. Белинский назвал «страдающим эгоистом поневоле», ибо, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, он не может найти применения своим способностям в обществе, в котором ему выпало жить.

В романе Пушкин ставит вопрос: почему так произошло? Для ответа на него поэту пришлось исследовать и личность Онегина - молодого дворянина 10-х - начала 20-х годов XIX века, и ту жизненную среду, которая его сформировала. Поэтому в романе так подробно рассказывается о воспитании и образовании Евгения, которые были типичными для людей его круга. Онегин разочаровался в светской суете, им овладела «русская хандра», рожденная бесцельностью жизни, неудовлетворенностью ею. Такое критическое отношение к действительности ставит Евгения выше большинства людей его круга. Онегин, несомненно, близок к передовым идеям своего времени, и не только потому, что в своем имении «ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Весь круг мыслей и раздумий Онегина отражает атмосферу и дух эпохи. Например, Онегин и Ленский размышляют об «общественном договоре» Руссо, о науке, религии, нравственных проблемах, то есть обо всем, что занимало умы передовых людей того времени. Но, говоря о «резком, охлажденном уме» Евгения, о его во многом прогрессивных взглядах, о разочарованности в «свете», Пушкин подчеркивает сложную взаимосвязь героя и общества, его сформировавшего. Потому Онегина и можно считать «эгоистом поневоле».

2.4. Война в лирике русских поэтов второй половины XX века. (На примере стихотворений одного из поэтов по выбору учащегося.)

За четыре огненных года литература прошла большой путь. Путь от ярких патриотических стихов «Присягаем победой» А. Суркова и «Победа будет за нами» Н. Асеева, опубликованных в «Правде» на второй день войны, до создававшейся на протяжении всей войны бессмертной поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».

В суровые годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг солдат и героизм тыла, когда даже дети не оставались в стороне от этих событий. Скорбью о погибших проникнуто знаменитое стихотворение «Я убит подо Ржевом», которое было написано в 1945−1946. И считается самым «сильным» о войне.

Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение - это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый - так судить о живых, так строго требовать от них ответа. Стихотворение завораживает ритмом своих анапестов, оно довольно велико по объему, но прочитывается на едином дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства, традиции христианской.

В самом названии стихотворения скрыто глубокое значение. Оксюморон «я убит...» для читателя как вызов - «он убит» и «я живу». О себе несуществующем, выбыв-шем из числа живых в первом лице не скажешь. Но в этом «я убит» заключён огромный смысл, который и поясняется стихотворением. «Я убит», чтобы вы жили:

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она - спасена.

Спасена! - это самое главное для тех, кто сражался за нее, за каждую ее пять, кто умер, как герой, в том безымянном болоте.

Вправе ли мы забывать о них? «Нет!» - отвечает Твардовский. Мертвые просят помнить о них, потому что в победе - «наша кровная часть». Это стихотворение нужно воспринимать как завещание всех павших, не доживших до Святой Победы, тем, кто дошел, осуществил, добил фашизм в его «логове». Это и предупреждение всем последующим поколениям, чтобы не допустили повторения кровавой бойни, ибо остановить войну сложнее, чем не допустить ее. Из своего «далека» поэт говорит с потомками, чтобы помнили тех, кто заплатил за победу безмерную цену свою жизнь.