Описание картины Грабаря «Зимний пейзаж»

Зима - самая холодная пора года.
Но если не брать во внимание этот недостаток, она становится самой удивительной.
Сколько в ней света, чистоты, свежести.
Мне кажется, что этой порой года с вдохновением восхищался Игорь Эммануилович Грабарь.
Его картина.«Зимний пейзаж» показывает все прелести этой поры.

На картине изображены его любимые березы, которые как бы обнимаются с маленькими елочками на заснеженной лесной поляне.
Очень красивое и чистое небо написано более холодными тонами, что еще сильнее передает зимнюю пору.
По теням от деревьев можно понять, что только недавно взошло солнце, и автор работал утром.
День обещает быть солнечным и ярким.

На первом плане картины видны молодая кривая березка и высохшая ель.
Художник очень бережно набросал белоствольную березу, и тонкие линии голых ветвей искалеченной ели.
Снегу автор тоже посвятил немало времени.
Насколько восхищенно он передал его цвет, который кажется не белым, а прохладно голубым.
Задний план украшают тонкостволые красавицы березы с пушистыми вечно зелеными елями.
Покрытые инеем и переливающиеся на солнце они как бы открывают объятия наступившему дню.

Глядя на эту картину невозможно измерить восторг и радость от прелести и красоты природы.
Изображенное зимнее утро в картине Грабаря «Зимний пейзаж» просто влюбляет в себя и своего создателя.
Мне кажется, что это самое обыкновенное, но и в то же время необычайно чудесное произведение автора.
Он настолько реально изобразил увиденное, что глядя на это произведение искусства, чувствуется морозная прохлада по всему телу.

Игорь Эммануилович Грабарь — известный советский художник, живописец. Кроме написания картин, известен как искусствовед, музейный деятель, профессор и педагог. Являлся академиком Академии Художеств СССР и Академии Наук СССР. В 1956 году ему было присуждено звание Народного художника СССР. В 1941 году Игорь Грабарь получил Сталинскую премию первой степени.

Русский художник Игорь Грабарь родился в 1871 году в Будапеште. Семья художника переехала в Россию в 1876 году. Учился в лицее цесаревича Николая и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств, а позже поступил в Петербургскую академию художеств. Стоит отметить, что в Академии одним из его преподавателей был великий русский художник . Также Игорь Грабарь обучался живописи в Париже и Мюнхене. Состоял в таких объединениях художников, как «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Основными направлениями русского художника были пейзажи, натюрморты и портреты . Особенно известными стали его зимние пейзажи, где Грабарь мастерски передавал белоснежный иней. Иней художник писал на разные лады — в дневные, утренние и вечерние часы, при разной степени освещённости. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», — говорил сам Игорь Грабарь.

Знаменитый русский художник умер 16 мая 1960 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Игорь Грабарь картины с названиями

Березовая аллея

Васильки. Групповой портрет

Дама у пианино

Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери художника

Майский вечер

Мартовский снег

Московский дворик

Натюрморт

Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника

Зима - самая холодная пора года. Но если не брать во внимание этот недостаток, она становится самой удивительной. Сколько в ней света, чистоты, свежести. Мне кажется, что этой порой года с вдохновением восхищался Игорь Эммануилович Грабарь. Его картина.«Зимний пейзаж» показывает все прелести этой поры.

На картине изображены его любимые березы, которые как бы обнимаются с маленькими елочками на заснеженной лесной поляне. Очень красивое и чистое небо написано более холодными тонами, что еще сильнее передает зимнюю пору. По теням от деревьев можно понять, что только недавно взошло солнце, и автор работал утром. День обещает быть солнечным и ярким.

На первом плане картины видны молодая кривая березка и высохшая ель. Художник очень бережно набросал белоствольную березу, и тонкие линии голых ветвей искалеченной ели. Снегу автор тоже посвятил немало времени. Насколько восхищенно он передал его цвет, который кажется не белым, а прохладно голубым. Задний план украшают тонкостволые красавицы березы с пушистыми вечно зелеными елями. Покрытые инеем и переливающиеся на солнце они как бы открывают объятия наступившему дню.

Глядя на эту картину невозможно измерить восторг и радость от прелести и красоты природы. Изображенное зимнее утро в картине И. Грабаря «Зимний пейзаж» просто влюбляет в себя и своего создателя. Мне кажется, что это самое обыкновенное, но и в то же время необычайно чудесное произведение автора. Он настолько реально изобразил увиденное, что глядя на это произведение искусства, чувствуется морозная прохлада по всему телу.

В Советском Союзе каждый человек знал, кто такой Игорь Грабарь. Картина «Мартовский снег» была знакома по учебникам. Замечательный русский художник, знаменитый реставратор, талантливый искусствовед, удостоенный за двухтомную монографию об Илье Репине Сталинской премии, Игорь Эммануилович был любим многими за неповторимые и очень русской природы.

Русский художник, рожденный за рубежом

Отец его был депутатом австрийского парламента, поэтому будущий гениальный певец Грабарь (картина «Февральская лазурь» - ярчайшее тому подтверждение) родился в Будапеште. Крещен он был в православии, а его восприемником стал дядя знаменитого русского который позже напишет известный портрет Игоря Эммануиловича. В 1880 году Ольга Грабарь привозит сына в Россию. Гимназию он посещал в Егорьевске Рязанской губернии. Дальше была золотая медаль за обучение в московском лицее цесаревича Николая (1889 год), юридический факультет Санкт-Петербургского университета, оконченный им в 1893 году, и выбор основного дела своей жизни. И. Э. Грабарь, картина которого «Балюстрада» (1901 год) заявила о нем как о талантливом и своеобразном мастере, становится художником. Во времена петербургской жизни он посещал мастерскую Ильи Репина, ставшего на всю жизнь его кумиром, наряду с Андреем Рублевым. С ним одновременно в Российской Императорской академии художеств учились Малявин, Билибин, Сомов.

Становление

В 1895 году художник уезжает в Италию и дальше по Европе. В Россию Грабарь возвращается в 1901 году, и красота русской природы открывается перед ним в новом ракурсе. Силу своего потрясения художник попытался передать несколькими полотнами - «Белая зима»», «Мартовский снег».

«Февральская лазурь»

Событием стало полотно, которое в 1904 году написал Игорь Грабарь, - «Февральская лазурь». Картина полна особой поэзии, той, которая звучит в стихах Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд». И Грабарь писал свою картину тоже навзрыд. Эта одна из его самых узнаваемых картин, она - одно из тех полотен, которое создают автору его Сам художник очень любил это произведение, на котором изображен солнечный, еще зимний день в Подмосковье. В радости, которая переполняет картину, уже ощущается легкое дуновение весны.

Рисовал свой шедевр художник в Дугино. Чтобы передать и удаленность рощи на горизонте, и огромные на фоне лазурного неба, Грабарь выбрал ракурс как бы немного снизу, для чего он вырыл в снегу глубокую траншею и поместился там с мольбертом. Художник чувствовал, что если ему удастся передать хотя бы часть той красоты, которую он видит, получится прекрасное полотно.

Обаяние картины неповторимо. Деревья как будто водят хоровод вокруг центральной березы, любимого дерева художника. Размер картины - 104 см в высоту и 80 см в ширину. Она была так хороша, что ее сразу же приобрел Совет Третьяковской галереи. Эта работа и по сей день является одним из главных ее шедевров. Можно добавить, что полотно входит в сотню лучших картин мира.

Зима, солнце, береза, иней…

Еще один шедевр, который создал Грабарь, - «Иней», картина 1905 года. Если бы он написал ее одну, то все равно бы остался и в памяти потомков, и в учебниках по живописи. Это одно из тех редких полотен, которое не оставляет равнодушными никого. Оно прославляет красоту и уникальность неповторимой природы России и само по себе демонстрирует, что такое великая русская живопись.

Больше всего Грабарь любил рисовать зиму, особенно снег. Он считал, что с уходом зимы пейзаж многое теряет. При виде деревьев, покрытых инеем, почти всегда и у всех возникает сравнение со сказкой: «Все деревья в инее, точно в серебре, словно сказка дивная нынче на дворе…» И каждый знает стихи С. Есенина о березе в серебре. Вся красота данного явления природы, воспетая десятками прекрасных поэтов, нашла свое отражение в этом уникальном произведении. Грабарь, картина которого посвящена зиме, нарисовал иней, который «чудною жизнью блестит». Он считал, что в природе очень мало таких полифонических моментов, как иней в солнечный день, и они необыкновенно скоротечны. Освещение все время меняется, рождая новые неповторимые цветовые гаммы.

Сам он называл ветки, покрытые инеем, бриллиантовыми кружевами, сверкающими всеми красками на «бирюзовой эмали неба». На полотне размером 122,4 х 160,3 все вышесказанное передано с потрясающей силой. Надо сказать, что И. Грабаря - лучшие в русской живописи, особенно «Иней». Зимний, солнечный день, красавицы и русской природы, высокие, с пышной кроной, посеребренные и как будто звенящие. Их ветки отбрасывают на снег синие, голубые и фиолетовые тени. Красавицы ликуют и гордятся своей красотой. В этой работе необыкновенно все, она удивляет и потрясает зрителя. Написанная маслом, мелкими дробными мазками (дивизионизм) картина заставила говорить об авторе как об основоположнике русского импрессионизма. Полотно хранится в Ярославском художественном музее.

У Грабаря несколько разных картин с этим названием, и все они очень хороши, но работа 1905 года лучше других. Как только ни называли березу Грабаря, с чем только не сравнивали. Больше всего, очевидно, подходит ей определение «сверхъестественное дерево».

«…Есенинский сюжет, почти библейский…»

Еще одна картина этого художника создана с учетом всех канонов импрессионизма. Это упомянутый выше «Мартовский снег» 1904 года. Здесь, как и на двух предыдущих полотнах, воспевается навсегда покоривший душу художника снег под солнцем. На нем отражаются тени окружающей природы, которые можно передать всеми оттенками синего, фиолетового, сиреневого. Обманчивый март России передан удивительно точно: уже весна, но снег и не думает таять. При этом физически ощущается смена времен года, несмотря на мороз.

На полотне изображена молодая женщина, несущая ведра с водой на коромысле. Казалось бы, обычный деревенский пейзаж - постройки, уже бесснежные деревья, на которых скоро появятся почки, спешащая крестьянка, которую подбадривает морозец. Но главное действующее лицо полотна - снег. Он не искрящийся, как зимой, уже не белоснежный, но его по-прежнему много. Он на первом плане картины, на которой разбросано много ярких пятен. Полотно полно очарования. Картина меньше описанных выше - всего 80 х 62 см. Хранится она в Третьяковской галерее.

Каждому жителю нашей страны известны великолепные пейзажи русской природы кисти таких гениев, как Саврасов, Васильев, Шишкин, Левитан. Игорь Эммануилович Грабарь, народный художник России, который первым из советских живописцев удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств», достойно продолжил этот почетный ряд. Очень хороши его дореволюционные пейзажи, но полотна, написанные в советский период, ничуть не хуже. Певец морозной солнечной зимы и ранней весны, Грабарь и при новом государственном устройстве оставался великим живописцем.

Тема: Подготовка к сочинению - описанию картины И.Э.Грабаря «Зимний пейзаж»

Цель:

- Показать учащимся художественные достоинства картины.

- Подготовить учащихся к написанию сочинения

Ход урока.

I .Организационный момент.

Приветствие детей и проверка готовности к уроку.

II . Постановка целей и задач урока. Вступительное слово учителя .

Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным произведением искусства. Ранее вы описывали предмет, описывали животного. Это были сочинения-описания. Теперь мы будем писать сочинение-описание природы.

А КАК по-другому называется ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ?

Описание природы – это пейзаж. Пейзаж создают художники (мастер кисти) и писатели, поэты (мастера слова). Лучшие русские пейзажисты в изобразительном искусстве – Шишкин, Левитан, Грабарь, в литературе _ Тургенев.

Картины пейзажного плана вошли в искусство сравнительно недавно – с XVII века. Раньше пейзаж существовал только как второй план фигуры на фоне природы. Зачинателями пейзажной живописи были голландские художники. Родина их – маленький клочок земли, который находится ниже уровня моря, и если бы не героические усилия народа, эта земля давно была бы затоплена. Поэтому голландцы особенно трепетно любят свою родину. И вот голландские художники с большой любовью запечатлели на холстах красоту родной природы.

Русские художники также изображали красоту нашей природы. И сегодня мы будем писать сочинение по картине русского художника И.Э.Грабаря «Зимний пейзаж».

Открываем тетради, записываем число и тему.

Посмотрите внимательно на картину… Знаком ли вам автор этого замечательного полотна?

Рассказ о художнике

Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин.

С 1913 - 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией.

Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др.

Все они проникнуты радостным, светлым чувством.

III . Работа по картине.

Что мы видим на картине? (Зима, зимний пейзаж).

Широкая эта или узкая тема? Почему?

Какая эта зима? (Радостная, волшебница-зима, ясный зимний день в лесу).

Подзаголовок это конкретная тема, это тема нашего сочинения.

Ясный зимний день в лесу.

Какова основная мысль? (Радость).

Что вы видите на картине И.Э.Грабаря?

На переднем плане картины – тонкие русские березки с кружевными веточками, рядом с ними – густой еловый лес, просека ведет в глубь леса, и сугробы легчайшего пушистого снега.

Это передний план картины, это ее рисунок. Надо передать чувство радости и в рисунке.

Представьте себе этот кусочек леса летом. Еловый лес всегда влажный, это всегда низкое место, тут не очень-то уютно, скорее даже мрачно.

Что же сделало этот уголок леса волшебным, привлекательным?

Волшебница-зима, она принакрыла землю снегом, приукрасила деревья. Зима – настоящая художница. Итак,

    Общее впечатление от «Зимнего пейзажа».

    Рисунок картины.

Почему вы решили, что это ясный зимний день? (есть соответствующие краски. Да, это искусство живописи. Слева льется удивительно яркий свет зимнего дня).

В картине всегда есть второй план – освещение. Краски и освещение оживляют всю картину. И нам надо оживить сочинение. Передать чувство радости, свет.

3. Второй план картины – освещение. Вставка о чувстве радости.

4. Что придает картине праздничность?

Снег. Снег вроде белый, но посмотрите, как много тут оттенков: и холодные тона – синеватый, голубой, сиреневый; и теплые тона: розоватый, желтоватый.

(Все цвета делятся на два тона: холодный и теплый. Холодные тона – это голубой, синий, серый, сиреневый, салатовый, зеленый. Теплые тона: желтый, оранжевый, бежевый, красный).

5. Какие чувства вызывает пейзаж? Какое создает настроение?

Какие стихи вспоминаются вам при виде этого пейзажа?

1. Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна. (С.А.Есенина).

2.Зима, … пухом легчайшим

на солнце блистая,

пустила гулять по лесам горностая. (М.Дудин)

3. Мороз и солнце: день чудесный! (А.С.Пушкин).

4. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит. (А.С.Пушкин).

5. Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. (С.А.Есенин).

6. Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз; и рада мы

Проказам матушки-зимы. (А.С.Пушкин).

IV. Словарная работа .

Картина русского художника И.Э.Грабаря «Зимний пейзаж», волшебница-зима, зимушка-зима, в глубь леса, сиреневое кружево, прозрачно-голубые тона, сиреневатые, розоватые, желтоватые.

V . Самостоятельная работа учащихся по развитию речи .

Дети пишут сочинение.

VI . Подведение итогов .

Что нового мы изучили на этом уроке?

В чем особенности написания сочинения-описания природы?

Урок окончен.

Картина художника И.Э. Грабаря "Зимний пейзаж" написана в 1954 году. на ней живописец изобразил зимний пейзаж во всей его красоте и прелести. На полотне изображен зимний пейзаж. мы видим лесную зимнюю поляну, занесенную снегом. На полянке растут березы, покрытые инеем, и маленькие елочки. Смотришь на голубое ясное небо и чувствуешь морозный бодрящий воздух. Ощущение холода оставляют у нас холодные тона картины, сочетание лазурного неба и белого снега, иней на березах. Солнце освещает опушку, это видно по теням от деревьев. У нас складывается картина морозного, но солнечного зимнего утра. На первый план картины выходят молодая кривая березка и сломленная елка. легкими мазками художник набросал белоствольную березу, тонкими линиями - голые ветки искалеченной ели. Так же на первый план попадает снег, которому живописец уделил особое внимание. Плотной пуховой простыней покрыл землю снег, впитал в себя все краски лазурного неба и переливается белым, сероватым, голубым и розовым цветами. На заднем плане холста красуются пушистые вечнозеленые ели и тонкие, высокие, чуть не до неба, красавицы березки с точно вылепленными из снега веточками. Ясные переливы неба и мерцающий от солнца снег передают чувство восторга русской природой. Картина кажется яркой и веселой. Я считаю, что это одно из самых очаровательных произведений художника. Он передал свое ощущение свежести зимнего утра, и того особого состояния природы, которое бывает в такое морозное утро.

ДОПОЛНЕНИЕ. Сравнение стихотворения "Зимнее утро" А.С. Пушкина и картины "Зимний пейзаж" художника И.Э. Грабаря. И поэт, и художник хотели передать с помощью своих произведений красоту зимнего утра, и свои чувства от увиденного. Настроение и у стихотворения, и у картины одинаковое: приподнятое и праздничное. Да и переданные чувства и эмоции идентичны: это восторг и радость от созерцания прелести русской природы. Даже предмет изображения схож: ясный и морозный чудесный день. Вот только средства изобразительности здесь разные. Поэт рисует нам пейзаж с помощью слов, заставляя их звучать особенной мелодией. А художник изображает тот же пейзаж с помощью красок и кисти, заставляя переклики цветов складываться в одну целую картину.