Абсолютная ценность добра и милосердия, кажущаяся весьма сомнительной для рационального материалистического сознания (особенно в эпоху «квартирного вопроса»), становится бесспорной на контрастном фоне торжествующего зла и возмездия - единственной и неизбежной альтернативы добру и милосердию, которые ждут изуверов.

Инициируя убийство Иуды и предрекая Кайфе гибель Ершалаима, Пилат открывает цепь событий, завершением которых в пространстве-времени булгаковского романа является миссия Воланда и его свиты в Москве - возмездие изуверам и очищение злом от зла тех, кто забыл о Боге в мире, погружённом во тьму порядка, на который опирается власть и который служит основой её благополучия.

В мире, отрёкшемся от Христа, вочеловечивается дьявол и правит бал во время, которое ему отведено: с вечера Страстной пятницы до утра воскресенья, что в Ершалаиме, что в Москве. Потому что «вечером… на Патриарших…» происходит повторение распятия: Христос, открывшийся в творческом акте Ивану Бездомному как «…живой, хота и не привлекающий к себе персонаж», отправлен на Голгофу логическими нравоучениями продажного литератора Лукин Ю. «Хозяйка бала должна непременно носить имя Маргариты…» //Литература. - 2002. - № 27-28. - С. 19..

Но применительно к московским главам возможно и такое толкование: именно в Москве, благодаря Мастеру и Маргарите, на эзотерическом уровне осуществляется второе пришествие Христа. Только, по Иоанну Богослову, второму пришествию должен предшествовать Армагеддон и власть на Земле, где страх перед государством и попрание нравственных основ человеческой жизни становятся нормой, где власть получит дьявол, осуществляющий возмездие человечеству, отрёкшемуся от Бога, чтобы те - на самом деле немногие, кому это дано, - о Боге вспомнили…

В отличие от искупительного наказания («каждому - по делам его»), возмездие обращено на всех. Возмездие исходит от Воланда концентрическими кругами, поражая в первую очередь тех, в ком сильнее выражена измена человеческой природе ради конъюнктурных интересов, но возмездие не минует и прочих жителей Москвы, в том числе и Мастера за его слабость и отступничество, хотя и кратковременное. Но конца света тем не менее не происходит: поле деятельности Воланда замыкается в круг, в диаметр которого выписаны вершины равностороннего треугольника - «Дом Грибоедова», клиника Стравинского и Варьете, - а в центре находится «нехорошая квартира». Внутри этого диаметра - за чертой у чёрта - оказываются только те, кому там и надлежит быть, но и у Воланда нет права выйти за эту черту, что подтверждается сценой в Варьете после того, как Бенгальскому оторвала голову:

«…Ради Бога, не мучьте его! - вдруг, покрывая гам, прозвучал из ложи женский голос…» Даже испорченным «квартирным вопросом», любящим деньги легкомысленным москвичам «милосердие иногда стучится в <…> сердца».

Мир обречён лишь тогда, когда его нельзя спасти и незачем спасать. И спасение мира («Не стоит земля без праведника») связано в первую |очередь с Мастером и Маргаритой - отнюдь не праведниками, потому что в XX веке деформация общественного сознания в сторону дегуманизации делает человека праведного и доброго перед лицом силы беззащитным и слабым. Выпрямление этого сознания зачастую прямо и косвенно зависит от насильственного воздействия, благодаря которому человек оказывается в ситуации выбора, когда альтернативой добру и милосердию выступает только небытие, то есть смерть в физическом и духовном смысле. Недаром возрождение Мастера и нравственное выпрямление Ивана Бездомного осуществляется в сумасшедшем доме - клинике Стравинского.

По отношению к тем, кто оказался внутри круга возмездия, интересы Воланда и Маргариты совпадают: женщина превосходит дьявола превосходством первобытной силы над силой производной, реализуя право на возмездие и борьбу до полного уничтожения всему, что мешает ей быть любимой и любящей. Люди, олицетворяющие собой уклад жизни, при котором она «ни одной минуты» не была счастлива, как и те, кто непосредственно виновен в трагедии Мастера, заслужили наказание, которое, даже исходя от дьявола, в свете искренних чувств разгневанной женщины становится справедливым.

В этой своей части миссия Воланда оправдывается Маргаритой, то есть сатанинское зло перестаёт быть бессмысленным, если осуществляется как взрыв в локальной и строго ограниченном пространстве, в котором сгорает вся накопившаяся мерзость и которое благодаря этому взрыву очищается для будущего. Такое зло неизбежно служит добру, приближая его конечное и неизбежное торжество. Но это возможно лишь благодаря Маргарите. (При правильном понимании значения этого образа в романе М. Булгакова - единственно правильном, потому что любое другое толкование приводит к ужасной в эсхатологическом смысле ошибке - представлению о Воланде как о борце за справедливость и неизбежной в этом качестве идеализации его, наделением положительными качествами, которыми дьявол по природе своей обладать не может. Потому как «сатана есть божья обезьяна», а не равновеликая противоположность Богу, что эзотерически понимать так: обезьяна, пытаясь подражать человеку, остаётся жалкой пародией на него) Лукин Ю. Указ. соч. С.19..

Воланд, как и Мефистофель у Гете, является ипостасью дьявола, персонифицирующей Дух Познания прежде всего (даже исконно дьявольские функции возмездия и глумления а романе Булгакова перепоручены свите).

Познание же относительно по отношению к Истине и зависимо от неё. И при этом Воланд тем не менее остаётся частью той силы, которая олицетворяет собою абсолютное зло - зло всем, без разбора на правых и виноватых. То, что зло, инициируемое Воландом, начинает служить добру, происходит вопреки его воли. Абсолютное зло абсурдно, потому что невозможно и неосуществимо: чем сильнее сгущается тьма, тем ярче в ней видится любой лучик света, даже если это «…один лунный луч… который… просочившись сквозь пыльное, годами не вытираемое окно, скупо освещал тот угол, где в пыли и в паутине висела забытая икона, из-за киота которой высовывались концы двух венчальных свечей»» В конце концов, усиление энтропии всегда заставляет жизнь делать новый эволюционный скачок.

Таким образом, абсолютное зло возможно лишь как идея, фикция с позиции материализма, независимо от материализма не становившаяся от этого менее действенной и ужасающей своими последствиями, потому что определяющий человеческое сознание и самосознание фактор борьбы идей реально существует. А идее возмездия для всех без разбора может противостоять лишь идея всепрощения - милосердие для всех.

Маргарита становятся хозяйкой на балу у Воланда не только потому, что между ними существует общность и их интересы совпадают, как говорилось об этом выше. В круге возмездия изменникам против нравственной человеческой природы Маргарита равна Воланду и даже превосходит его первобытным содержанием силы, изначально свойственной женской составляющей мироздания, - это на эзотерическом уровне запечатлено в культах богини Тёмной Любви и Смерти (атрибутами которой считаются Луна и чёрная кошка, что, кстати, проясняет эзотерическую природу симпатяги Бегемота), а также в мифе о Цирцее, превратившей спутников Одиссея в свиней, воздействием на тёмные инстинкты естественной женской магией, проявив их сходную похотливую сущность, подобно гоголевской панночке и булгаковской Наташе, обративших своих кавалеров в «перевозочное средство…»

Присутствие на балу, как и волшебный полёт, - это искушение Маргариты («Никогда ни у кого ничего не просите!»), которому Маргарита не поддаётся; любящая женщина, просветленная любовью, не способна изменить своей природе. Разгром массолитовского дома, учинённый Маргаритой, - отнюдь не одно и то же, что глумливый вояж неразлучной парочки, Коровьева и Бегемота, в Дом Грибоедова, - оскорблённая женщина способна и имеет право на месть без ущерба для своей нравственности, если знает, когда остановиться: «…мальчик спал. Маргарита тихонько положила молоток на подоконник и вылетела из окна…»

Неудача Воланда в искушении Маргариты превращается в его полное поражение, а с прощения Фриды начинается его изгнание из Москвы: он не в силах противостоять милосердию даже в своей исконной вотчине, внутреннее устройство которой очень даже рационально благодаря разумному и весьма справедливому осуществлению принципа: каждому по делам - и вере! - его.

Жизнеутверждающее чувство сильнее разума, потому что изощрённый разум неизбежно приводит к выводу о тщетности и суете существования-то есть к тому, чего дьявол добивается и что оборачивается его торжеством. Фрида, как и гости на балу у Воланда, в отличие от Берлиоза и барона Майгеля, преступники, но не изуверы. Преступники, переступившие черту нравственного закона, но не лишённые нравственности, так как принимают наказание по вине своей, не рассчитывая на прощение, ибо наказание их - справедливо. Но величие христианской религии и заключается в том, что она явила миру идею Богочеловека, собственным страданием искупившего вину человечества, чья природа в её физической составляющей слаба и подвержена искушению хотя бы уже потому, что природа эта, как и само состояние мира, отнюдь не совершенна. Поэтому Христос - Спаситель - судит человека, в котором не убито его духовное, нравственное начало, не только по делам его, но и по милосердию своему.

Естественное чувство сострадания Маргариты к женщине, погубившей своего ребенка, - чувство вопреки естественному ужасу понимания ее преступления - оборачивается торжеством идеи милосердия в рационально устроенном мире Воланда-то есть прообразом эсхатологический окончательной победы сил света над силами тьмы.

Истина, впервые явленная Понтию Пилату нищим философом Га-Ноцри, чья человеческая природа в богочеловеческую сущность Христа окончательно преосуществляется в пространстве-времени романа только сейчас, благодаря Мастеру, открывшему её в сердце женщины, через любовь и милосердие Маргариты, становится неопровержимой ценностью и для тех читателей, которых судьба героев книги и примеры «седьмого доказательства» не оставили равнодушными.

Учитывая, что в двадцатом веке религиозные представления о нравственном идеале самыми рациональными средствами советским государством искоренялись, роман Булгакова и приобретает исключительное значение. Подобно Соне Мармеладовой, спасающей мир своей безграничной любовью и христианской кроткостью, Маргарита, чьё любящее сердце оказывается самым ярким источником нравственного света в почти затерянном мире, возрождает нравственный идеал в себе… И - собою - для других.


Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многоплановое произведение. В нем поднимаются проблемы противостояния добра и зла, трусости, внутренней свободы и несвободы человека, ответственности, взаимоотношения власти и личности, преступления и возмездия, греха и покаяния, любви, верности и предательства, истинного творчества и судьбы художника в государстве, - в общем, поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, так называемые «вечные вопросы».

Исключением не являются и проблемы милосердия, всепрощения и справедливости.

Справедливость в романе предстает в виде Воланда и его свиты. Воланд объективно творит добро, наказывая доносчиков, преступников, то есть выступает в романе как судья. Берлиозу, главе МАССОЛИТа, отрицающему вечные истины и проповедующему безверие, которое означает, что все дозволено сильным мира сего, окружающему себя невежественными людьми, такими, как, например, Иван Бездомный или Рюхин, которыми легко управлять, была предоставлена возможность раскаяться, поверить в то, что Иисус существовал. Он ее не использовал и ушел в небытие, ибо «каждому воздастся по его вере». Воланд лишает жизни и барона Майгеля (шпиона и наушника), который входил в доверие к иностранцам и доносил на них, обрекая людей на долгие годы заключения, а может, и на смерть.

Воланд разоблачает каждого и каждому воздает по его заслугам. Никанор Иванович Босой берет взятки от жильцов, Варенуха постоянно лжет, Степа Лиходеев пьянствует и небрежно относится к своим служебным обязанностям, буфетчик Соков, продавая «осетрину второй свежести», нажил довольно большой капитал, но никому из них даже в голову не приходит мысль о покаянии. Наказанные Воландом, они меняются в лучшую сторону, но не раскаиваются в своих грехах.

Также Воланд восстанавливает справедливость, возвращая Мастеру сожженный роман («Рукописи не горят»), давая ему покой как награду за творчество. Для критика Латунского, травившего Мастера своими статьями, возмездием стал визит Маргариты в его квартиру. Она наносит ему удар, испортив имущество и нажитые материальные ценности.

С мотивом преступления и справедливого наказания связан мотив совести и ответственности за принятое решение. Понтий Пилат пошёл против себя, своей воли и совести. «Самый страшный порок», трусость, руководил им. Он услышал в речах подсудимого, Иешуа, то, что ему было близко по душе, но дал свершиться преступлению, затем мучился двенадцать тысяч лун, не зная покоя, осознавая непоправимость содеянного. Чувство вины, не дающее покоя ни днём, ни ночью, становится его наказанием, возмездием.

Примером всепрощения в романе М.А. Булгакова является Иешуа Га-Ноцри, не видящий в людях греха, считавших всех добрыми. «Злых людей на свете нет, - говорит Иешуа Пилату, - есть несчастливые». Иешуа прощает Понтия Пилата («...За него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать»). Мастер отпускает Пилата, объявляя его свободным: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя».

В образе Маргариты соотносятся чувство возмездия и милосердия. У Булгакова милосердие всегда выше возмездия, так как умение прощать, бескорыстное стремление помочь открывает истинные ценности. Решение Маргариты спасти Фриду от мучений, вечных душевных терзаний вызвано состраданием. Также Маргаритой руководит нежелание обмануть человека, которому подала надежду. В этой сцене реализуется одна из главных мыслей романа: страдания духовно очищают человека, и всякий, в ком проснулось раскаяние, заслуживает прощение. В самом деле, и Воланду присуще милосердие: после того, как Маргарита простила Фриду, он дал ей ещё один шанс исполнить ее любое желание.

Таким образом, роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” является исторически и психологически достоверной книгой о своем времени и о людях, но одновременно - это роман, в котором изложено философское повествование, обращенное в будущее, книга на все времена, потому что в ней подняты вечные вопросы, волнующие человечество и по сей день.

Обновлено: 2017-04-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинение по произведению на тему: Тема добра и милосердия в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"

Сейчас, наверное, как никогда много, говорят о добре и милосердии, меня остро задела статья Ксении Беловой в "Независимой газете" (15 февраля 1995г.) "Месяц - в Освенциме, месяц - в Майданеке", посвященная художнику Геннадию Доброву и его персональной выставке. "Листы скорби" - так назвал новую серию своих работ Геннадий Добров. Напмсаны они на основе впечатлений, полученных от поездок художника в бывшие концлагеря - Штутгоф, Освенцим, Майданек. Его выставка - реквием прошлому и настоящему. Поражают его слова: "Я давно думаю об отношениях между людьми, об отношениях между нациями, между государствами. Можно горячо любить свою семью, своих близких и ненавидеть соседей. Можно гордиться своей нацией и презирать другую. Но существует и иная степень любви, высшая, - это любовь ко всем людям, ко всему человечеству." Простые эти истины художник особенно ощутил там, где человеческая боль и страдания предельно сконцентрированы.

Я прочитал статью о Доброве после прочтения и "Мастера и Маргариты" М. Булгакова. Меня поразило, что люди в разное время (Михаил Булгаков умер в 1940-ом, а Геннадий Добров родился в 1937-ом), говорят об одном. - О любви, о добре, о милосердии человеческом...

Вот цитата из дневника Г. Доброва, приведу ее полностью: "Я предчувствовал, что концлагеря должны как-то быть связаны с моим детством. В Омске я жил рядом с двумя корпусами сумасшедшего дома и часто, набирая воду из колодца, наблюдал за стриженными и неопрятными женщинами за решетками в окнах этого дома, от которого всегда несло вонью. Я запомнил этих несчастных, они были с синими кругами под глазами и часто в крови. То же самое я прочитал сегодня в архиве Бжезински в воспоминаниях санитарки. После освобождения она первые дни ухаживала за оставшимися в бараках женщинами. То, что она описывает, обстановка в точности совпадает с тем, что я видел в Омске в 1946-49 годах. Да и позже тоже, когда приезжал из Москвы на каникулы".

У Михаила Булгакова в "Мастере и Маргарите" печальный дом и его обитатели выглядят совсем иначе, чем у Доброва. Достаточно вспомнить пробуждение писателя Ивана Николаевича Бездомного в сумасшедшем доме. Что он увидел вокруг? - "Комнату с белыми стенами, с удивительным ночным столиком из какого-то светлого металла и с белой шторой, за которой чувствовалось солнце", а сам он лежал "в чистейшей, мягкой и удобной пружиной кровати." От всего веет покоем и добротой, чувствуется много воздуха и свежести. Больше всего героя, да и нас, читателей, поражает кнопка звонка около кровати "больного" и происходящее после ее нажатия: "загорелся матовый цилиндр, на котором было написано: "Пить". Постояв некоторое время, цилиндр начал вращаться до тех пор, пока не выскочила надпись: "Няня". Надпись "Няня" сменилась надписью "Вызовите доктора". Иван Николаевич нажимает кнопку на слове "Фельдшерица", и "в комнату вошла полная симпатичная женщина в белом чистом халате и сказала Ивану: "Доброе утро".

Почему-то эта сцена поражает, хотя ничего сверхъестественного не происходит. Милосердие! - Вот что поражает. Михаил Булгаков, доктор по образованию, поскитавшись по земским, отдаленным от цивилизации, больничкам, насмотревшись человеческих бед и мытарств, думаю, воплотил в романе в главе "Поединок между профессором и поэтом" Свою мечту о том, в каких условиях должны содержаться больные, даже душевнобольные. - Ведь люди все перед Богом и болезнью - равны! Добро и милосердие, только они исправят, выпрямят кривой мир, искривленное сознание, искривленные души.

Что же у Булгакова в этой главе дальше? - "Женщина, не теряя благодушного выражения лица, при помощи одного нажима кнопки, увела штору вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую до самого пола, хлынуло солнце. За решеткой открылся балкон, за ним берег извивающейся реки и на другом ее берегу - веселый сосновый бор."

Эти потоки солнечного света, сосновый бор - не просто сосновый бор, а "веселый сосновый бор", - гимн жизни, красоте добру.

Пожалуйте ванну брать, - пригласила женщина, и под руками ее раздвинулась внутренняя стена, за которой оказалось ванное отделение и прекрасно оборудованная уборная". Даже кран ванной - не просто кран, а "сияющий кран". А чего стоит предложение: "Что желаете надеть - халатик или пижамку?" А вежливо-внимательный и участливый профессор с его свитой?! А завтрак, состоящий из чашки кофе, двух яиц всмятку и белого хлеба с маслом?! А простые слова профессора, полные милосердия: "Вам здесь помогут, а без этого у вас ничего не выйдет. Вы меня слышите? Вам здесь помогут... вам здесь помогут."

Сразу невольно вспоминаются строки из дневника художника Геннадия Доброва и его "Листы скорби".

Добро и милосердие - они вечны, неразлучны. Пока живут люди, они будут жить с нами. Вспомните, кого просила пощадить Маргарита на шабаше, устроенном Воландом?

Фриду, погубившую своего ребенка и горько раскаявшуюся!

Иешуа, по прозвищу Га-Ноцри, несет любовь ко всем людям, он их так и называет - даже своих врагов - "люди добрые" .

И не есть ли истина жизни по-булгаковски - "Любовь, Добро, Милосердие".

bulgakov/master_i_margarita_30/


Что значит милосердие? Милосердие-это сострадательное, заботливое отношение к другому человеку, готовность оказать помощь и поддержать.

Тема милосердия в романе наиболее ярко представлена через образ Маргариты. Героиня помогает окружающим ее персонажам не ради корысти, а именно ради благородной цели. Это характеризует Маргариту как истинно сострадающего, доброго и любящего персонажа.

Маргарита - одна из немногих персонажей романа, кто не потерял милосердия. Она, узнав о тяжелой участи героя романа о Понтии Пилате, сочувствует ему. Или, например, будучи королевой бала Сатаны, она могла попросить то, что желает больше всего, однако Маргарита просит совсем не для себя, а для человека, который нуждался в помощи больше нее, для Фриды. Своим поступком героиня вызывает уважение и восхищение. Воланд в этой ситуации также проявил великодушие, дав Маргарите второй шанс.

А в эпизоде сеанса черной магии милосердие и сострадание проявляют большинство москвичей, что Воланд тоже замечает.

В общем хаосе люди все же жалеют Бенгальского, прося мага простить персонажа.

Таким образом, тема милосердия в романе имеет важное значение как для сюжета, так и для самих героев. Она раскрывает персонажей со светлой, положительной стороны, наталкивает их на добрые поступки.

Обновлено: 2017-02-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.