КОРОЛЬ ОПЕРЕТТЫ ИМРЕ КАЛЬМАН

В 1930-х годах имя этого композитора было на устах у всех меломанов мира. Его мелодии напевали даже приверженцы классики. Как , который работал в легком жанре венской оперетты, удалось достичь такого небывалого успеха? Все просто – его произведения считают беспроигрышным вариантом для всех музыкальных театров. Достаточно поставить на сцене его оперетту, и театр гарантированно будет иметь своего зрителя. Кальман преодолел немало трудностей, испытал величайший успех и встретил настоящую любовь. Его имя теперь ассоциируется с расцветом венской оперетты, ведь он создал яркие, оптимистичные и веселые произведения, хотя его жизнь часто не была столь радостной.

Рожденный на берегах Балатона

1882 года в семье Коппштейнов родился мальчик, который вошел в историю музыки под именем . Его родители жили в городке Шиофок на берегу крупнейшего венгерского озера Балатон и нарекли сына Эммерихом. В школьные годы взамен своей еврейской фамилии он взял более нейтральную – Кальман.

семья Коппштейнов (Имре рядом с отцом)

Как это часто бывает в еврейских семьях, родители хотят, чтобы их дети с малолетства овладели музыкальной грамотой. Для этих целей в доме Коппштейнов появился рояль, на котором стала играть старшая дочь Вильма. Звуки музыки лились по дому с утра и до позднего вечера. Когда Эммерих подрос, его сестра уже исполняла незатейливые пьесы. Частенько мать искала его по всему дому, а находила под роялем, куда он забирался, чтобы послушать свои любимые мелодии, но там и засыпал под звуки инструмента.

Знатный гость

Когда в курортный Шиофок приехал виртуозный скрипач Френсис Лильд и снял нижний этаж их дома, жизнь Эммериха сделала крутой вираж. Концертмейстер Будапештской оперы часами репетировал на своей скрипке, производя неизгладимое впечатление на мальчика. Тот заворожено заглядывал в окно к постояльцу, ему хотелось не только слышать чарующие звуки, но и видеть, как они рождаются. Эти наблюдения отвлекали почтенного господина, и однажды он пожаловался на мальчугана хозяину дома. Оказалось, что это сын Карла Коппштейна. Каково же было удивление Лильда, когда он выяснил, что ребенок может запросто напеть рапсодию , сыгранную его сестрой. Тогда скрипач попросил его спеть еще одно произведение великого композитора. Услышав безошибочное пение Эммериха, профессор-скрипач пришел в неописуемый восторг. С тех пор сыну хозяина дома разрешили целыми днями сидеть на стуле рядом с профессором и слушать его гаммы и этюды.

Первые тяготы Имре Кальмана

В 1892 году отец привез Эммериха в Будапешт и отдал в гимназию. Мальчик сильно тосковал по родному городу, и отвлечься от этих мыслей ему помогали книги. Первые уроки игры на рояле он получил именно в гимназии. В один из дней Кальман получил от родных тревожное известие – домой лучше не возвращаться. Дело в том, что отец Эммериха хотел превратить родной город в процветающий курорт, поэтому инвестировал немало денег в постройку театра оперетты, возведение ипподрома и нескольких гостиниц. Закончилось все для Карла Коппштейна слишком печально – его имущество конфисковали за долги компаньонов, а семье пришлось перебраться в Будапешт.

Имре приютила у себя тетя Гизи, он поступил в другую гимназию и начал зарабатывать репетиторством. Через много лет Кальман вспоминал, что ужасное чувство неуверенности в будущем дне никогда в жизни не покидало его. А те, кто позже сочинял о нем веселые истории, даже не имели представления, насколько тяжела была юность Кальмана. Тогда им и овладела страсть к музыке. Он решил во что бы то ни стало выучиться и стать музыкантом. Только музыка в то время помогала ему забыть о ежедневных проблемах.

Музыка – лекарство от невзгод

Имре продолжал учиться в гимназии, давать уроки греческого и латинского языков, физики и математики. И, несмотря на такую загруженность, он выкраивал время на учебу в музыкальной школе. За это сверстники прозвали его Фугой. Улучив свободную минуту, он мчался за рояль, чтобы разучить произведения и . Их музыка пьянила Имре. А во время каникул его невозможно было оттянуть от рояля и заставить пообедать. Отныне музыка стала для Кальмана самым лучшим лекарством от любых невзгод.

В 15 лет впервые выступил перед зрителями и исполнил Фантазию ре-минор. На концерт пришли и журналисты, чтобы оценить способности начинающего музыканта. Юноша был настолько щуплым, что корреспонденты восторженно писали о даровании «двенадцатилетнего музыканта». Хвалебная пресса называла Кальмана вундеркиндом.

Долгожданный рояль

Вскоре его родители переехали в более просторное жилище, куда смог перебраться и Имре. Теперь у него не было необходимости отдавать в семью заработанные репетиторством средства. Он собрал 500 крон, которые помогли осуществить юноше мечту – купить рояль.

Для Кальмана настало счастливое время – он мог бесконечно играть гаммы и упражнения. Целыми днями во время каникул Имре сидел за роялем. Но однажды случилась трагедия – юноша почувствовал острую боль в руке. Со временем она только увеличивалась и никакие лечебные процедуры не помогали. Видя мучения Имре, друзья посоветовали ему попробовать свои силы в композиторском классе консерватории. Увы, туда не принимали школьников. Но профессор Ганс фон Кесслер, услышав историю Кальмана, сжалился над ним и взялся его обучать.

Первая известность Имре Кальмана

Родители настаивали, чтобы Имре все же окончил гимназию и получил аттестат. После выпускных экзаменов Кальман стал студентом юрфака Будапештского университета, а параллельно занимался в Академии музыки. Стоит отметить, что адвокатская карьера Имре не сложилась, поэтому он устроился музыкальным критиком в ежедневную газету. Он писал об операх и симфониях, продолжал учиться в Академии, хотя преподаватели косо поглядывали на студента-редактора. Критика могла бы стать стихией Кальмана, однако музыка заполнила все его сердце.

Первое музыкальное сочинение Имре написал в 20 лет. Это был цикл на стихи Людвига Якубовски. После консерватории композитор создает симфоническую поэму «Эндре и Иоаганна», пишет фортепьянные пьесы и сочиняет песни. Симфонические поэмы для оркестра, среди которых были «Сатурналии», принесли Кальману известность, но не сделали его успешным.

«Опуститься» до оперетты

премьера оперетты, 1914

Пьеса «Наследство Перешлени» стала первым театральным произведением Кальмана. А в 1906 году он получил от Венгерского театра заказ на музыку к «Прощанию Микши». В этой постановке Кальман дебютировал и в роли дирижера. Молодой Кальман был удостоен премии австрийского композитора Роберта Фолькмана. Денег, выплаченных лауреату, хватило на поездку в Берлин. Там Кальман провел полтора месяца в надежде продать издательствам свои произведения, но везде получал вежливый отказ. Отчаявшийся Имре как-то посетовал сестре, что теперь ему только остается обратиться к оперетте, если его симфонии никому не нужны. Кальман презирал этот легкомысленный жанр, но вскоре ему пришлось до него «опуститься».

Премьера «Осенних маневров» состоялась в Будапеште в 1908 году. Публика приняла первую оперетту с невероятной благосклонностью, без устали аплодируя автору. Венские зрители испытали не меньший восторг. Затем были сцены Гамбурга и Берлина.

Судьбоносная Паула

Важные перемены в жизни композитора, как это часто бывает, произошли почти одновременно. Маэстро не любил шумных вечеринок, поэтому после спектаклей быстро уходил в кофейню. После очередного представления он уединился, а затем заметил, как в зал вошла компания. Среди пришедших оказалась некая Паула Дворжак-Денк. Она не могла поверить, что этот полноватый брюнет и есть тот самый композитор, которого обсуждает вся Вена. Паула прекрасным голосом исполнила фрагмент оперетты Кальмана и сказала, что влюблена в его творчество. Так начался их многолетний роман. Для робкого композитора эта красавица стала доброй феей, которая отводит все напасти. Имре уговаривал Паулу выйти за него, но она отказывалась, потому что не могла подарить ему детей. Роль заботливой гражданской жены ее вполне устраивала.

Вместе с любовью к Кальману пришел небывалый успех – его новые оперетты становились настоящим событием для искушенной публики Вены. Почти за два десятилетия жизни с Паулой он написал свои главные шедевры – оперетты «Цыган-премьер», «Фея карнавала», («Сильва»), «Баядера» и . Театральные сцены европейских столиц пали к его ногам. Но в 1928 году Паула умерла от тяжелой болезни и для Кальмана начались нелегкие времена.

Бегство и возвращение

Жизнь немолодого композитора изменила молодая эмигрантка из России Вера Макинская, которая мечтала стать актрисой. Девушка покорила Кальмана, стала его новой музой и вдохновила на новые оперетты. Она родила Имре долгожданных детей – сына и двух дочерей.

с женой Верой и детьми

С началом Второй мировой войны семья Кальманов выехала в Париж, а затем перебралась за океан – в США. Там Имре сотрудничал с известными композиторами и продюсерами, продолжал сочинять, а его любимая Верушка вела активную светскую жизнь.

В Америке сразил инсульт, когда он узнал в 1945 году о гибели своих старших сестер в Венгрии. Со временем композитор кое-как оправился, но пережить эту трагедию так и не смог.

В 1949 году Кальманы вернулись в Европу. Имре мечтал вновь увидеть места, где к нему пришла слава. Чтобы поправить подорвавшееся здоровье, маэстро поехал в Баден-Баден, но там его настиг второй инфаркт. Композитор прожил еще несколько лет и ушел из жизни 1953 года. Он покоится на главном кладбище Вены, как и хотел, рядом с , Брамсом и Моцартом.

ФАКТЫ

Очень верил в приметы. Он всегда хранил огрызки карандашей, которыми были написаны его оперетты. Суеверия преследовали его, а 13-е число, выпавшее на пятницу, приводило в ужас.

Всегда спокойный и уравновешенный вполне серьезно относился к мистике. К примеру, он был убежден, что успех его оперетты обеспечен, если она будет названа женским именем. Он никогда не забывал, что произведения «Маленький король» и «Хороший товарищ» публика приняла очень холодно.

Обновлено: Февраль 27, 2018 автором: Елена

Имре (Эммерих) Кальман - король оперетты.

Дата рождения: 24 октября 1882
Место рождения: Шиофок
Страна: Венгрия
Дата смерти: 30 октября 1953

Имре (Эммерих) Кальман (венг. Imre K?lm?n, нем. Emmerich Kalman) - венгерский композитор, автор популярных оперетт. Творчество Кальмана завершает период расцвета венской оперетты.

Имре Кальман родился 24 октября 1882 г. в венгерской деревне Шиофок на озере Балатон в семье еврея-торговца Карла Коппштейна (Charles Koppstein). Ещё в школе сменил фамилию на Кальман. С десяти лет он - в Будапеште, где учится в гимназии, затем на юридическом факультете университета и параллельно в Будапештской музыкальной академии по теории музыки и композиции. В феврале 1904 г. состоялся его композиторский дебют - исполнение симфонической поэмы "Сатурналии" в помещении Будапештского оперного театра. Продолжая свои юридические занятия, он с 1904 по 1908 гг. работал музыкальным критиком в одной из Будапештских газет, а также много сочинял, в основном романсы и инструментальные пьесы.

Романсы и симфонические произведения Кальмана большого успеха не имели, зато Большую премию города Будапешта получил его цикл песен. По совету своего друга композитора Виктора Якоби Кальман решил попробовать силы в оперетте. Уже первая его оперетта "Tat?rj?r?s" (1908 г.) восторженно встречена публикой и была поставлена в Вене, Нью-Йорке и Лондоне под названием «Осенние манёвры».

В это же время композитор переезжает в Вену, где живет до 1938 г. В Вене появляются наиболее известные его оперетты -"Цыган-премьер" (1912 г.), "Королева чардаша" ("Сильва", 1915.),

"Фея карнавала" (1917 г.), "Голландочка" (1920 г.), "Баядера" (1921 г.), "Марица" (1924 г.),

"Принцесса цирка" (1926 г.),

"Герцогиня из Чикаго" (1928г.), "Фиалка Монмартра" (1930 г.),

"Дьявольский наездник" (1932 г.). "Императрица Жозефина" (1936 г.), "Маринка" (1945 г.), "Аризонская леди" (1954 г.) увидели свет рампы уже за пределами Австрии.

Огромный успех приходит к Кальману в 1915 г. после премьеры "Королевы чардаша" ("Сильва"). Последующие годы утверждают за композитором славу одного из первых в своем жанре.

В 1930 г. Кальман женится на эмигрантке из России Вере Макинской, у них родился сын и две дочери.

К началу 30-х годов относится его большое турне по Швеции. В 1934 году он становится кавалером французского Почетного легиона.

После аншлюса Австрии, отказавшись от предложения стать «почётным арийцем», Кальман эмигрировал - сначала в Париж (1938 г.), затем в США. Его оперетты были запрещены в нацистской Германии. В течение восьми лет он живет в Америке, но почти ничего не сочиняет. Зимой 1948 - 1949 гг. Кальман возвратился в Вену, а в 1951 г. снова переехал в Париж, где и умер 30 октября 1953 г.

Похоронен, согласно завещанию, в Вене, на Центральном кладбище. В Национальной библиотеке Австрии открыта мемориальная комната Кальмана.

Кальман наряду с Легаром получил всемирную известность как создатель так называемой неовенской оперетты, для которой характерно использование остродраматических коллизий. Так, в "Фиалке Монмартра" использован сюжет "Богемы" Мюрже, положенный и в основу одноименной оперы Пуччини, а содержание "Сильвы" является, в сущности, парафразом "Травиаты" Верди, но только со случайно благополучной развязкой. При этом, наряду с подлинным драматизмом и яркой эмоциональностью, в опереттах Кальмана ощутимы черты сентиментальности.

Искусство Кальмана празднично, нарядно и, несмотря на острые коллизии, глубоко оптимистично. Оно отличается щедростью мелодики, высоким профессионализмом, четкой и убедительной драматургией.

Имре Кальман

К тому времени, когда Имре появился на свет 24 октября 1882 года в курортном местечке Шиофок на берегу Балатона, крупнейшего озера Венгрии, в семье Кальманов было уже двое детей: Бела и Вильма. В первые годы жизни Имре семья не знала забот. Отец его был добропорядочным буржуа, жили они хоть и небогато, но вполне прилично, держали прислугу и кухарку.

Четырехлетний Имре поклонялся «храму искусств», выросшему по соседству. Если он находился не в театре, то, значит, его можно было найти дома, в музыкальной комнате. Забившись под рояль, он слушал, как разыгрывала музыкальные экзерсисы его сестра Вильма.

Но в ту пору юный певец рапсодий вовсе не помышлял о карьере музыканта. Он мечтал стать портным. В шестилетнем возрасте Имре изменил свои планы: теперь он вознамерился осчастливить соотечественников не новыми платьями, а отстаиванием их юридических прав.

Имре усиленно занимался в двух школах - в гимназии и в музыкальной школе, - но, едва улучив свободный часок, тотчас же садился к роялю разучивать сочинения Шумана и Шопена. Музыка завораживала, пьянила его. Во время летних каникул его чуть ли не силком приходилось оттаскивать от рояля и усаживать за обеденный стол. К концу каникул руки у Имре разболелись до такой степени, что каждый удар по клавишам доставлял ему невероятные мучения.

Имре исполнилось пятнадцать лет, когда весною 1898 года он впервые выступил перед публикой с Фантазией Моцарта ре-минор. В концертном зале присутствовали и корреспонденты, дабы в своих критических отчетах подвергнуть оценке способности юного музыканта. Имре выглядел столь маленьким и щуплым, что газеты восторженно отметили дарование «двенадцатилетнего музыканта».

В последние годы учения ему приходилось трудиться с двойной нагрузкой, отдавая преимущество гимназии: родителям хотелось, чтобы сын непременно получил аттестат зрелости. Имре выполнил это родительское желание, блестяще сдав все экзамены.

Однако лишь теперь началась для него поистине двойная жизнь. Подчинившись родительской воле, он поступил на юридический факультет Будапештского университета, проучился там восемь семестров, сдал все необходимые экзамены и не дотянул лишь до степени бакалавра. Но и это было большим достижением, если учесть, что параллельно он с полной нагрузкой учился в Академии музыки. Занятия музыкой требовали столько времени и сил, что о написании диссертации и думать не приходилось.

Семья поощряла его занятия юриспруденцией, давая деньги на карманные расходы. Суммы были не бог весть какие, но Имре этого хватало. А для того, чтобы учиться музыке, он должен был сам изыскивать материальные возможности. Играть на рояле он не мог - подвели руки. Он стал писать критические статьи в ежедневную газету.

Цикл на стихи Людвига Якубовски - первое, изданное в 1902 году, музыкальное сочинение Имре Кальмана. За первой работой последовали другие. Среди них главное произведение, с которым он связывал все свои надежды, - «Сатурналии», поэмы для большого симфонического оркестра 29 февраля 1904 года состоялось первое исполнение симфонии Имре Кальмана - в будапештском Королевском оперном театре, на концерте выпускников композиторского отделения Академии музыки. Впрочем, первое исполнение стало и последним. Все же Кальман считал именно этот день началом своей музыкальной карьеры. С тех пор он свято верил, будто високосные годы сулят ему удачу, а уж 29 февраля - день особого благополучия.

Адвокатская же карьера Кальмана не сложилась. Имре Кальман опять зажил двойной жизнью, с той только разницей, что по утрам он уходил не в адвокатскую контору, а в редакцию. Его встретили там с распростертыми объятиями и предложили должность музыкального критика с жалованьем 70 крон в месяц.

На следующий год Кальман удостоился премии Роберта Фолькмана, присужденной ему будапештской Академией музыки. Материальные размеры премии позволяли провести шесть недель в Берлине. Имре воспользовался этой возможностью, чтобы предложить свои сочинения немецким издательствам; вслед за «Сатурналиями» им была создана очередная симфоническая поэма - «Эндре и Иоганна». Однако издателя для этих опусов не нашлось ни в Берлине, ни в Лейпциге, ни в Мюнхене, куда заехал Кальман по пути на родину.

«Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту!» - с досады острил Имре и сам смеялся громче всех. Опуститься до оперетты! Обладатель премии Роберта Фолькмана, достойный ученик профессора Кеслера, он глубоко презирал сей легкомысленный жанр.

Однако обстоятельства сложились так, что вскоре Кальман «докатился» до оперетты. Должно быть, идея витала в воздухе. Иоганн Штраус и Миллекер - великие пестователи жанра - почти десять лет покоились в могилах. И вдруг оперетта возродилась вновь.

Имре снял дешевую комнату на чердаке в Кройсбахе под Грацем, чтобы работать без помех. Там-то и сочинил он свою первую оперетту «Осенние маневры». Премьера прошла 22 февраля 1908 года в Будапеште с невероятным успехом. Публика без устали аплодировала, вновь и вновь вызывая исполнителей на сцену.

21 января 1909 года состоялась премьера в театре «Ан дер Вин». Венская публика встретила оперетту Кальмана с таким же восторгом. В апреле того же сезона оперетта была поставлена в гамбургском театре, а несколькими неделями позже состоялась ее премьера в Берлине.

Ровно через год и один день в элегантном «Иоганн Штраус-театре» прошла премьера очередной оперетты Кальмана. Текст ее принадлежал перу двух опытных либреттистов, а действие происходило в той среде, которая была знакома Имре с детства: в Венгрии, на степных просторах. Были тут и сцены из цыганской жизни, и цыганские песни… Имре, верный своей натуре, был настроен пессимистически. На этот раз и один из либреттистов, Фриц Грюнбаум, не в силах был подавить дурные предчувствия. «Нравится мне вся вещь, - определенно нравится, - старался он утешить себя и своего соавтора Юлиуса Вильгельма, - вот только этот вальс…» Грюнбаум обреченно махнул рукой.

Премьера новой оперетты Кальмана состоялась 11 октября 1912 года; пресловутый вальс - вопреки всем колебаниям - решено было оставить. На следующий день мелодию эту распевали на каждом углу: успех был подобен взрыву бомбы. Грюнбаум в недоумении пожимал плечами, но теперь вид у него был вовсе не унылый.

«На то она и бомба, что никогда не знаешь, взорвется или нет», - твердил он в свое оправдание.

До начала Первой мировой войны Имре написал еще одну оперетту - «Маленький король». Она едва вытянула на вежливые аплодисменты. В поисках «своего» либреттиста Кальман пробовал разных авторов. Постепенно сложились отношения с двумя парами литераторов: Лео Штейном и Белой Ленбахом, а впоследствии с Юлиусом Браммером и Альфредом Грюнвальдом. Творческое содружество Имре с этими либреттистами принесло ему наибольшие успехи.

В начале войны Имре работал одновременно над двумя произведениями: легкой, веселой «Барышней Жужей» и над другой опереттой, которой либреттисты пока что дали условное название «Да здравствует любовь!» Премьера «Барышни Жужи» состоялась в Будапеште 23 февраля 1915 года и была встречена публикой довольно прохладно. Однако переименованная в «Мисс Весну», она вскоре покорила сердца американцев.

Текст оперетты, прославляющей любовь, вышел из-под пера Лео Штейна и Белы Иенбаха. Штейн считался почетным патриархом либреттистов, и работа с опытным мастером такого крупного масштаба действовала на Имре умиротворяюще. Однако стоило ему узнать дату премьеры, как от его душевного спокойствия не осталось и следа. «О Боже, только не тринадцатого!»

Но «Иоганн Штраус-театр», несмотря на все протесты Имре, назначил премьеру именно на тринадцатое число. Все билеты на премьеру были распроданы. И все же представление не состоялось: комический актер Йозеф Кениг потерял голос, и спектакль в последний момент отменили.

Имре не успокоило и назначение новой даты. Он был твердо убежден, что оперетта с треском провалится: переносить премьеру - дурная примета. Хотя новое число выглядело вполне благопристойно - 17 ноября.

Однако последующие факты опровергли все пессимистические предположения Имре. Вену захлестнул поток мелодий из новой оперетты. Премьера «Королевы чардаша» состоялась в самый разгар войны, но ни фронтовые окопы, ни пушечная канонада не помешали оперетте проникнуть и в Россию, и в Америку. Разумеется, ни композитор, ни авторы текста от этого не разбогатели: Россия уже воевала с Австрией, да и Соединенные Штаты вскоре тоже вступили в войну.

Заокеанские поклонники Имре сделали попытку вызволить его из зоны военных действий. По просьбе антрепренера Сэведжа вашингтонское правительство изъявило готовность переправить Имре за океан. Однако Кальман не стал даже обдумывать это предложение: слишком много несчастий обрушилось на него сразу. Глубоко потрясла его смерть старшего брата Белы, а тут и отец свалился: диабет не сулил ни малейшей надежды на выздоровление. Подруга Кальмана Паула Дворжак (она была старше Имре на десять лет) в начале войны в результате болезни оказалась прикованной к инвалидной коляске.

Как известно, лучшее средство от тоски - работа. Исписывая одну за другой нотные строки, Имре забывал обо всем на свете. Он создает яркие, зажигательные мелодии. Одна из оперетт той поры - «Фея карнавала», - в сущности, является переработанным вариантом «Барышни Жужи». Премьера оперетты состоялась 21 сентября 1917 года в «Иоганн Штраус-театре». Угля не хватало, и холод в зрительном зале был чудовищный, но это не помешало спектаклю пройти при полном аншлаге.

Имре Кальман вновь - а точнее говоря, как всегда - был занят поисками подходящего либретто. Два молодых автора, Юлиус Браммер и Альфред Грюнвальд, принесли текст для первого акта оперетты: некий управляющий имением мечтает отпраздновать день своего рождения в Вене… Штейн и Йенбах, либреттисты «Королевы чардаша», в противовес им предложили другой материал, и Имре отдал предпочтение этой испытанной паре. Так была создана «Голландочка», тепло принятая публикой «Иоганн Штраус-театра» 31 января 1920 года.

После серьезного успеха, а «Голландочка» выдержала в Вене более 450 представлений - Браммер и Грюнвальд дерзнули опять наведаться к Кальману все с тем же предложением: некий управляющий имением мечтает отпраздновать свой день рождения в Вене, среди очаровательных женщин…

«Нет, не пойдет!» - Имре жаждал какого-нибудь небанального сюжета.

«А как бы вы отнеслись к экзотической теме? Оперетту можно было бы назвать, скажем, „Баядера“», - предложил Браммер, и Имре сразу же понравилась эта идея. А прежний замысел, теперь уже двухгодичной давности, вновь осел в архивах Браммера и Грюнвальда. Венский «Карл-театр» поставил «Баядеру», принесшую кассовый успех, но не снискавшую мировой славы.

Неугомонные либреттисты на этом не успокоились и вновь извлекли на свет Божий свою древнюю, отсроченную еще на год идею: некий управляющий крупным поместьем… Имре решил познакомиться с материалом поближе и увлекся. Никогда не работал он с такой легкостью. В результате новая оперетта «Марица» получилась слишком длинной и перенасыщенной музыкальными номерами.

Главную партию пел Губерт Маришка, он же был и постановщиком спектакля. Маришка принял руководство театром «Ан дер Вин» после своего тестя Вильгельма Карцага - того самого, который когда-то перетащил Имре Кальмана в Вену.

«Давай уберем вступительный хор», - предложил Маришка.

«Еще чего выдумал! - рассердился Имре. - Уж лучше выкинуть твою выходную арию».

«Что ж, ладно, - натянуто улыбнулся Маришка. - Но прежде еще раз прослушаем и хор, и сольную арию».

Закончив, Маришка сделал знак оркестру - повторить, и, обращаясь к Кальману, вновь запел арию, на ходу переиначивая текст. В результате споров хор «выпал», а выходная ария осталась и поныне звучит так же свежо и живо, как в день премьеры 28 февраля 1924 года. 1924-й - год високосный, то есть, по убеждению Имре, счастливый. Мировой успех «Графини Марицы» лишь укрепил эту его убежденность. И, действительно, фортуна не отворачивалась от Кальмана. Успехом пользовалась «Принцесса цирка» (1926) с ее знаменитой арией о чарующих очах. Успех принесла и оперетта «Золотой рассвет», написанная через год Кальманом, по просьбе нью-йоркского антрепренера Хаммерштейна. Удачной оказалась также поставленная в 1928 году «Герцогиня из Чикаго».

Тогда же в жизнь Имре вошла молодая русская актриса Вера Макинская. Уроженка Перми, эмигрировавшая вместе с матерью в 1917 году, покорила сердце популярного композитора. Несмотря на разницу в возрасте - она составляла тридцать лет, это знакомство довольно скоро привело к свадьбе.

Имре только что начал в то время работу над новой опереттой - «Фиалка Монмартра» - и решил посвятить ее молодой жене. Вера вскоре родила ему мальчика, а потом еще двух девочек: Лили и Ивонку.

«Фиалке Монмартра» поначалу была уготована типичная для этого скромного цветка участь. Люди с утонченным слухом, а также поклонники Кальмана радовались приятной, на французский лад изысканной музыке, а иные прошли мимо, не уловив ее прелести. В 1930 году знаменитый когда-то «Иоганн Штраус-театр», где ставилась оперетта, доживал свои последние дни.

Еще одной премьерой «Фиалка Монмартра» была обязана театру «Ан дер Вин». На этот раз постановка оказалась великолепной. И новая оперетта вскоре завоевала сцены французских, португальских и немецких театров.

Вскоре два берлинских литератора, Рудольф Шанцер и Эрнст Веллич, предложили Имре в качестве либретто весьма увлекательную пьесу из жизни венгерских гусар-гонведов. Новую оперетту Кальмана «Дьявольский наездник» 10 марта 1932 года представил публике театр «Ан дер Вин». Главную партию пел сам директор театра Губерт Маришка.

В том же году семья Кальманов переехала в венский район, где жила богатая городская знать. Дворец Кальмана находился на Газенауэрштрассе.

Композитор переживал расцвет славы. На вечерах в его доме появлялись все знаменитости и влиятельные лица разных рангов. Приемы эти устраивала жена Вера. В противоположность ей сам Имре отличался величайшей скромностью. Блистать в свете, закатывать балы и приемы - это было абсолютно ему чуждо.

В перерывах между рождениями очередных детей, прочими событиями семейной жизни и приемом гостей Имре работал над новой опереттой, дав ей название «Императрица Жозефина». Право на первую постановку «Жозефины» Кальман передал цюрихскому городскому театру. Премьера состоялась 18 января 1936 года.

А между тем облик Европы менялся изо дня в день, менялась и направленность ее устремлений. Так, например, даже в Вене упал интерес к оперетте. Все сильнее пахло порохом. Границы Австрии были нарушены - в нее вторглись немецкие солдаты. После аншлюса Австрии начинаются скитания Кальмана. Сначала он бежит в Цюрих, затем в Париж и, наконец, уезжает в США - в Калифорнию, а точнее, в Голливуд - обетованную землю кинематографа. Вероятно, оторванность от родной земли, чужой быт и нравы, чужая культура - все это не могло не сказаться на творческом самочувствии композитора. Прожив еще более двадцати лет, он сочинил лишь две оперетты: «Маринку» в 1945 году и незадолго до смерти еще и «Аризонскую леди». Они имели локальный успех, но не задержались в репертуаре театров. В декабре 1949 года Кальмана вдруг разбил паралич. Одна половина лица у него была полностью парализована. Говорить он не мог и еле волочил ноги. Затем наступило улучшение, но 30 октября 1953 года в Париже болезнь окончательно взяла верх.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ША) автора БСЭ

Тёкёй Имре Тёкёй, Тёкёли (Th?k?ly) Имре (25.9.1657, Кешмарк, ныне Кежмарок, Словакия, - 13.9.1705, Измит, Турция), граф, руководитель освободительной антигабсбургской войны 1678-85 в Венгерском королевстве. В 1678 объединил и возглавил разрозненные отряды куруцев, освободившие к 1681

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШТ) автора БСЭ

Из книги Будапешт и пригороды. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Штейндль Имре Штейндль (Steindl) Имре (29.10.1839, Пешт, - 31.8.1902, Будапешт), венгерский архитектор. Окончил венскую АХ (1867). Много занимался реставрацией венгерских средневековых памятников. Знаток и энтузиаст готики, Ш. широко использовал её мотивы в своих постройках (Новая ратуша,

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

Имре Кальман Имре Кальман (1882-1953) – известнейший после Франца Легара представитель серебряного века венской оперетты. На его творчество в одинаковой мере повлияли мелодии вальсов и чардаша, венгерского национального танца. Самую большую известность приобрело его

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Имре Кертес Литературное творчество Имре Кертеса (род. в 1929 г. в Будапеште) практически целиком посвящено одной из самых больных тем мировой истории – Холокосту. В автобиографическом романе «Без судьбы» (1975 г.) без сентиментальности, точно и по существу описываются

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Имре Варга Среди мастеров скульптуры требует особого упоминания творчество Имре Варга (род. в 1923 г.). Его работы – бронзовые изваяния в человеческий рост – можно найти по всей Венгрии, например, в Будапеште – «Древо жизни» перед Большой синагогой. В 2002 г. он был награжден

Из книги автора

Имре Маковеч Важнейший представитель венгерской авангардистской архитектуры – Имре Маковеч (род. в 1935 г. в Будапеште). Он удостоен многих международных наград. Помимо венгерского павильона на Всемирной выставке 1992 г. в Севилье, он разработал проекты многих

Из книги автора

ИМРЕ НАДЬ Имре Надь (1896-1958), казненный коммунистами за антикоммунизм, на самом деле был одним из ветеранов венгерского и международного коммунистического движения. Участник Гражданской войны в России, в 1920-х годах он находился на партийной работе в Венгрии, с 1928 года

Из книги автора

Имре Кальман Композитор, прославившийся как создатель неовенской оперетты, появился на свет в 1882 году в деревне Шиофок в Венгрии. С 10 лет он жил в Будапеште, где учился в гимназии, а затем в университете и одновременно в музыкальной академии по теории музыки и композиции.В

Из книги автора

ХОЛОДНЫЙ Николай Григорьевич (1882-1953) - украинский биолог, известный своими исследованиями в области физиологии растений, микробиологии, экологии, дарвинизма, философских проблем естествознания. X. - один из представителей русского космизма. В 1906 окончил Киевский

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

И́мре (Э́ммерих) Ка́льман (венг. Kálmán Imre , нем. Emmerich Kalman ; 24 октября - 30 октября ) - венгерский композитор, автор популярных оперетт : «Сильва» , «Баядера », «Принцесса цирка », «Фиалка Монмартра » и других. Творчество Кальмана завершает период расцвета венской оперетты .

Биография

После аншлюса Австрии, отказавшись от предложения стать «почётным арийцем», Кальман эмигрировал - сначала в Париж (), затем в США (). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии , две сестры Кальмана погибли в концлагерях.

: Кальман разводится с Верой, но через несколько месяцев они вновь воссоединяются.

После разгрома нацизма, зимой /1949 года , Кальман приехал в Европу, возложил венок на могилу Легара , затем вернулся в США. В 1949 году после инсульта был частично парализован. Затем самочувствие несколько улучшилось, и в 1951 году Кальман по настоянию Веры переехал в Париж , где спустя 2 года умер. Похоронен, согласно завещанию, в Вене на Центральном кладбище . В Австрийской национальной библиотеке открыта мемориальная комната Кальмана. Изображен на австрийской почтовой марке 1982 года.

Творчество

Музыка Кальмана не имеет равных в оперетте по своей праздничности, «нарядности», отточенности мелодики и оркестровки. Она неизменно пронизана венгерскими мотивами - даже если персонаж индиец («Баядера»), русский («Принцесса цирка») или француз («Фиалка Монмартра»), но самая венгерская из оперетт Кальмана - «Марица».

  • «Осенние манёвры» (Tatárjárás , она же Ein Herbstmanöver , 1908, Будапешт)
  • «Солдат в отпуске» (Az Obsitos , она же Der gute Kamerad , 1910, Будапешт)
  • «Маленький король» (Der kleine König , 1912, Вена)
  • «Цыган-премьер» (Der Zigeunerprimás , 1912, Вена)
  • «Королева чардаша (Сильва) » (Die Csárdásfürstin , 1915, Вена)
  • «Фея карнавала » (Die Faschingsfee , 1917, Вена)
  • «Голландочка» (Das Hollandweibchen , 1920, Вена)
  • «Баядера» (Die Bajadere , 1921, Вена)
  • «Марица» («Графиня Марица») (Gräfin Mariza , 1924, Вена)
  • «Принцесса цирка» (Die Zirkusprinzessin , 1926, Вена)
  • «Золотой рассвет» (Golden Dawn , 1927, Нью-Йорк)
  • «Герцогиня из Чикаго» (Die Herzogin von Chicago , 1928, Вена)
  • «Фиалка Монмартра» (Das Veilchen vom Montmartre , 1930, Вена)
  • «Дьявольский наездник» (Der Teufelsreiter , 1932, Вена)
  • «Императрица Жозефина» (Kaiserin Josephine , 1936, Цюрих)
  • «Маринка » (Marinka , 1945, Нью-Йорк)
  • «Аризонская леди» (Arizona Lady , 1953, Берн)

Память

  • Х/ф «Der Czardas-König » (реж. Харальд Филип, пр-во ФРГ)
  • Д/ф «Композитор Имре Кальман » (о жизни и творчестве Кальмана рассказывает Григорий Ярон)
  • Х/ф «Загадка Кальмана » (реж. Дьёрдь Палашти , пр-во СССР, Венгрия)

Экранизации произведений Кальмана

В СССР

  • - «Сильва »
  • - «Мистер Икс »
  • - «Под крышами Монмартра »
  • - «Сильва »
  • - «Принцесса цирка »
  • - «Марица »

В других странах

  • - «Цыган-премьер» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Der Zigeunerprimas ), Германия.
  • - «Фея карнавала» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Faschingsfee ), Германия.
  • - «Графиня Марица» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Gräfin Mariza ), Германия.
  • - «Княгиня чардаша» (англ.) на сайте Internet Movie Database (фр. Princesse Czardas ), Франция.
  • - «Княгиня чардаша» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Czardasfürstin ), Германия.
  • - «Княгиня чардаша» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Csardasfürstin ), ФРГ, с Марикой Рёкк.
  • - «Марица» (нем. Gräfin Mariza ), ФРГ.
  • - «Принцесса цирка» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Zirkusprinzessin ), телепостановка, ФРГ - Австрия.
  • - «Княгиня чардаша» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Die Czardasfürstin ), ФРГ - Венгрия - Австрия, с Анной Моффо , шла в СССР.
  • - «Графиня Марица» (англ.) на сайте Internet Movie Database (нем. Gräfin Mariza ), ФРГ.

См. также

Напишите отзыв о статье "Кальман, Имре"

Примечания

Литература

  • Владимирская А. Р. . - Л. : Искусство, 1975. - 136 с.
  • Кальман Вера . Помнишь ли ты? Жизнь Имре Кальмана. - М.: Познавательная книга плюс, 2002, 336 с. ISBN 5-05-005406-0 .
  • Юрий Нагибин . Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана. / В кн.: Музыканты. - М.: Современник, 1986. - (Новинки «Современника»).
  • Трауберг Л. Жак Оффенбах и другие. - М.: Искусство, 1987. (гл. 12-я: Кальман)
  • Ярон Г. М. - М.: Искусство, 1960.
  • Савранский В. (сост.) Имре Кальман. Сборник статей и воспоминаний. - М.: Советский композитор, 1980.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кальман, Имре

Я застыла... Как же знакомы были мне эти слова!.. Эта горькая правда так часто сопровождала меня в моей, коротенькой ещё, жизни, что я не могла поверить – слышу их от кого-то ещё!.. Наверное, это и впрямь было верно, что платить приходилось всем, только не все шли на это добровольно... И ещё иногда эта плата являлась слишком дорогой...
Стелла удивлённо вглядывалась в моё лицо, видимо заметив моё странное замешательство. Но я тут же показала ей, что «всё в порядке, всё хорошо», и, замолчавшая на мгновение, Изидора, продолжала свой прерванный рассказ.
Караффа удалился, уводя мою дорогую малышку. Окружающий мир померк, а моё опустошённое сердце капля за каплей медленно заполнялось чёрной, беспросветной тоской. Будущее казалось зловещим. В нём не было никакой надежды, не было привычной уверенности в том, что, как бы сейчас не было трудно, но в конце концов всё как-нибудь образуется, и обязательно будет всё хорошо.
Я прекрасно знала – хорошо не будет... У нас никогда не будет «сказки со счастливым концом»...
Даже не заметив, что уже вечерело, я всё ещё сидела у окна, наблюдая за суетившимися на крыше воробьями и думала свои печальные думы. Выхода не было. Караффа дирижировал этим «спектаклем», и именно ОН решал, когда оборвётся чья-либо жизнь. Я не в силах была противостоять его козням, даже если и могла теперь с помощью Анны их предусмотреть. Настоящее меня пугало и заставляло ещё яростнее искать хотя бы малейший выход из положения, чтобы как-то разорвать этот жуткий «капкан», поймавший наши истерзанные жизни.
Неожиданно прямо передо мной воздух засверкал зеленоватым светом. Я насторожилась, ожидая новый «сюрприз» Караффы... Но ничего плохого вроде бы не происходило. Зелёная энергия всё сгущалась, понемногу превращаясь в высокую человеческую фигуру. Через несколько секунд передо мной стоял очень приятный, молодой незнакомый человек... Он был одет в странную, снежно-белую «тунику», подпоясанную ярко-красным широким поясом. Серые глаза незнакомца светились добром и приглашали верить ему, даже ещё не зная его. И я поверила... Почувствовав это, человек заговорил.
– Здравствуй, Изидора. Меня зовут Север. Я знаю, ты не помнишь меня.
– Кто ты, Север?.. И почему я должна тебя помнить? Значит ли это, что я встречала тебя?
Ощущение было очень странным – будто пытаешься вспомнить то, чего никогда не было... но чувствуешь, что ты откуда-то всё это очень хорошо знаешь.
– Ты была ещё слишком маленькой, чтобы помнить меня. Твой отец когда-то привёз тебя к нам. Я из Мэтэоры...
– Но я никогда не была там! Или ты хочешь сказать, что он просто мне никогда об этом не говорил?!.. – удивлённо воскликнула я.
Незнакомец улыбался, и от его улыбки мне почему-то вдруг стало очень тепло и спокойно, как будто я вдруг нашла своего давно потерянного старого доброго друга... Я ему верила. Во всём, что бы он не говорил.
– Ты должна уходить, Изидора! Он уничтожит тебя. Ты не сможешь противостоять ему. Он сильнее. Вернее, сильнее то, что он получил. Это было давно.
– Ты имеешь в виду не только защиту? Кто же мог ему дать такое?..
Серые глаза погрустнели...
– Мы не давали. Дал наш Гость. Он был не отсюда. И, к сожалению, ока-зался «чёрным»...
– Но Вы ведь в и д и т е!!! Как же вы могли допустить такое?! Как Вы могли принять его в свой «священный круг»?..
– Он нашёл нас. Так же, как нашёл нас Караффа. Мы не отказываем тем, кто способен нас найти. Но обычно это никогда не бывали «опасные»... Мы сделали ошибку.
– А знаете ли Вы, какой страшной ценой платят за Вашу «ошибку» люди?!.. Знаешь ли ты, сколько жизней ушло в небытие в изуверских муках, и сколько ещё уйдёт?.. Отвечай, Север!
Меня взорвало – они называли это всего лишь ошибкой!!! Загадочный «подарок» Караффе был «ошибкой», сделавшей его почти неуязвимым! И беспомощным людям приходилось за это платить! Моему бедному мужу, и возможно, даже моей дорогой малышке, приходилось за это платить!.. А они считали это всего лишь ОШИБКОЙ???
– Прошу тебя, не злись Изидора. Этим сейчас не поможешь... Такое иногда случалось. Мы ведь не боги, мы люди... И мы тоже имеем право ошибаться. Я понимаю твою боль и твою горечь... Моя семья так же погибла из-за чьей-то ошибки. Даже более простой, чем эта. Просто на этот раз чей-то «подарок» попал в очень опасные руки. Мы попробуем как-то это исправить. Но пока не можем. Ты должна уйти. Ты не имеешь права погибнуть.
– О нет, ошибаешься Север! Я имею любое право, если оно поможет мне избавить Землю от этой гадюки! – возмущённо крикнула я.
– Не поможет. К сожалению, ничто тебе не поможет, Изидора. Уходи. Я помогу тебе вернуться домой... Ты уже прожила здесь свою Судьбу, ты можешь вернуться Домой.
– Где же есть мой Дом?.. – удивлённо спросила я.
– Это далеко... В созвездии Орион есть звезда, с чудесным именем Аста. Это и есть твой Дом, Изидора. Так же, как и мой.
Я потрясённо смотрела на него, не в состоянии поверить. Ни даже понять такую странную новость. Это не укладывалось в моей воспалённой голове ни в какую настоящую реальность и казалось, что я, как Караффа, понемногу схожу с ума... Но Север был реальным, и уж никак не казалось, чтобы он шутил. Поэтому, как-то собравшись, я уже намного спокойнее спросила:
– Как же получилось, что Караффа нашёл Вас? Разве же у него есть Дар?..
– Нет, Дара у него нет. Но у него есть Ум, который ему великолепно служит. Вот он и использовал его, чтобы нас найти. Он о нас читал в очень старой летописи, которую неизвестно, как и откуда достал. Но он знает много, верь мне. У него есть какой-то удивительный источник, из которого он черпает свои знания, но я не ведаю, откуда он, и где можно этот источник найти, чтобы обезопасить его.
– О, не беспокойся! Зато я об этом очень хорошо ведаю! Я знаю этот «источник»!.. Это его дивная библиотека, в которой старейшие рукописи хранятся в несметных количествах. Для них-то, думаю, и нужна Караффе его длинная Жизнь... – мне стало до смерти грустно и по-детски захотелось плакать... – Как же нам уничтожить его, Север?! Он не имеет права жить на земле! Он чудовище, которое унесёт миллионы жизней, если его не остановить! Что же нам делать?
– Тебе – ничего, Изидора. Ты просто должна уйти. Мы найдём способ избавиться от него. Нужно всего лишь время.
– А за это время будут гибнуть невинные люди! Нет, Север, я уйду только тогда, когда у меня не будет выбора. А пока он есть, я буду бороться. Даже если нет никакой надежды.
К Вам привезут мою дочь, береги её. Я не смогу её сберечь...
Его светящаяся фигура стала совершенно прозрачной. И начала исчезать.
– Я ещё вернусь, Изидора. – прошелестел ласковый голос.
– Прощай, Север... – так же тихо ответила я.
– Но, как же так?! – вдруг воскликнула Стелла. – Ты даже не спросила о планете, с которой пришла?!.. Неужели тебе было не интересно?! Как же так?..
Если честно, я тоже еле выдержала, чтобы не спросить Изидору о том же! Её сущность пришла извне, а она даже не поинтересовалась об этом!.. Но в какой-то мере я наверное её понимала, так как это было слишком страшное для неё время, и она смертельно боялась за тех, кого очень сильно любила, и кого всё ещё пыталась спасти. Ну, а Дом – его можно было найти и позже, когда не останется другого выбора, кроме, как только – уйти...
– Нет, милая, я не спросила не потому, что мне не было интересно. А потому, что тогда это было, не столь важно, как-то, что гибли чудесные люди. И гибли они в зверских муках, которые разрешал и поддерживал один человек. И он не имел права существовать на нашей земле. Это было самое важное. А всё остальное можно было оставить на потом.
Стелла покраснела, устыдившись своего всплеска и тихонечко прошептала:
– Ты прости, пожалуйста, Изидора...
А Изидора уже опять «ушла» в своё прошлое, продолжая свой удивительный рассказ...
Как только Север исчез, я тут же попыталась мысленно вызвать своего отца. Но он почему-то не отзывался. Это меня чуточку насторожило, но, не ожидая ничего плохого, я попробовала снова – ответа всё также не было...

Сегодня исполняется 131 год со дня рождения венгерского композитора Имре Кальмана, которого называют королем оперетты. Мы подготовили подборку из 8 его самых известных мелодий.

Оперетта «Осенние маневры»

Оперетта «Осенние маневры» – первая оперетта Имре Кальмана. Она была поставленная в 1908 году в Будапеште, где имела успех у зрителей. Затем она была поставлена в Вене (Австрия) и впоследствии обошла многие сцены в Европе и Америке.

Оперетта «Цыган-премьер»

Прообразом главного героя послужил реально существовавший скрипач Пал Рац или Рач (1837-1886). Это третья оперетта Кальмана и первая, написанная им специально для венской публики. Бродвейская постановка этой оперетты под названием Sari в 1914 году выдержала 151 представление и, по существу, открыла имя Кальмана для американской публики.

Оперетта «Королева чардаша» («Сильва»)

«Королева чардаша» или «Сильва» написана в 1915 году. Премьера состоялась в «Иоганн-Штраус театре» в Вене.

Первая постановка оперетты в России состоялась в разгар войны с Германией (1916), поэтому как название оперетты, так и многие имена действующих лиц были переделаны. С тех пор в Советском Союзе и России большинство постановок шло и идет под названием «Сильва».

Оперетта «Баядера»

Оперетта «Баядера» имела большой успех и обошла многие музыкальные театры мира. В СССР она была в марте 1923 года под названием «Баядерка». Распространённый в наши дни русский вариант либретто написали Р. И. Тихомиров и С. Б. Фогельсон.

«Графиня Марица»

«Марицу» считают «самой венгерской» опереттой Кальмана. «Марицу» ставили на различных сценах мира. В России «Марица» в разных интерпретациях и с разными переводами ставится с неизменным успехом с начала 1920-х годов. В это же время оперетта была переведена на английский и шла в Нью-Йорке и Лондоне.

«Принцесса цирка»

Имре Кальман вспоминает, что после «Марицы» перед ним его либреттистами встал вопрос: что писать? «Однажды, гуляя, мы подошли к цирку, и я сказал: «Вот что: я написал оперетту, действие которой происходит около театра, - «Сильва», оперетту, действие которой происходит в театре, - «Баядера». Давайте напишем оперетту, действие которой происходит в цирке». И в 1926 году появилась оперетта «Принцесса цирка».

Самым известным баритоном, исполнявшим в советских постановках партию Мистера Х был Георг Отс.

«Фиалка Монмартра»

Имре Кальман был женат на русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой он посвятил оперетту «Фиалка Монмартра». Первая постановка в Вене (1930) выдержала 170 представлений. В том же году состоялись другие европейские премьеры, а также показ спектакля в США.

«Дьявольский наездник»

Последняя венская премьера Имре Кальмана, который после аншлюса в 1938 году был вынужден эмигрировать. Оперетта выдержала только 125 представлений, однако после войны с успехом шла в театрах Финляндии, Венгрии, Швеции, Германии.

За рубежом композитор написал лишь две оперетты – «Маринка» (1945) и, незадолго до смерти, «Аризонская леди». Помимо 20 оперетт, Кальман написал нескольких произведений для оркестра (симфонические поэмы «Сатурналии» (1904) и «Эндре и Иоганна» (1905) и другие), сочинения для фортепиано, вокальные произведения, музыку для театра и кино.